Исследовательская работа"макулатура, как возрождение бумаги". Исследовательская работа "бумаге - вторую жизнь" Проект вторая жизнь бумаги в школе

Муниципальное образовательное учреждение

«Помарская средняя общеобразовательная школа»

Волжского муниципального района

Республики Марий Эл

Исследовательская работа

«Вторая жизнь старой бумаги»

Работу выполнили: Яковлева Екатерина,

Яковлева Елизавета

обучающиеся 1 класса

Руководитель :

Степанова И.И.,

учитель начальных классов

с. Помары, 2016 год

Введение 2 - 4

    Основная часть

1.1. Что такое макулатура? 5

1.2 . Что нам дает переработка макулатуры? 6

1.3 . Наши исследования 6 - 7

    Практическая часть

2.1. Что можно сделать из старых газет? 8

2.2. Получение бумаги из вторичного сырья в домашних условиях 8 - 9

    Заключение 10

Литература 11

Приложение 12 - 18

Люди! Не выбрасывайте старую бумагу.

Из нее можно сделать очень много полезного.

А это сбережет жизнь наших лесов.

Введение

Однажды мы были в гостях у бабушки. Как-то вечером бабушка читала газету, отметила в ней что-то карандашом и положила её на полку в небольшую стопку. А на шкафу лежала другая большая стопа. Я спросила у бабушки, зачем она делит газеты на две стопы?

Она ответила, что в маленькой стопке очень много ценной информации: кулинарные и медицинские рецепты, советы как быть красивой. А другую стопу она будет использовать: для чистки зеркал, для сушки обуви или сложит панамку для работы в огороде.

Ещё бабушка сказала мне, что над выпуском одной газеты трудятся много специалистов: журналисты, фотографы, редакторы. И только когда газета прочитана и изучена полностью, она становится ненужной. Но прежде, чем её выбросить, можно подарить ей новую жизнь. А ещё бабушка сказала, что подарить вторую жизнь можно любой старой бумаге…

Так появилась тема нашей исследовательской работы : «Вторая жизнь старой бумаги ».

Актуальность нашей темы в том, что с каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают – уменьшаются

У всех дома много использованной бумаги. Но не все знают, где она может пригодиться.

Мы решили провести исследование, нашей целью было узнать, существует ли вторая жизнь у старых газет и старой бумаги? Мы поставили перед собой задачи:

    познакомиться с понятием макулатуры и изучить области ее применения;

    что нам дает переработка макулатуры?

    провести анкетирование одноклассников, чтобы выяснить, где их родители используют старые газеты;

    выяснить, где применяется макулатура в промышленности;

    узнать, что интересного можно сделать из старых газет?

    попытаться получить бумагу из вторичного сырья в домашних условиях

Мы выдвинули гипотезу : вторая жизнь у макулатуры всё-таки существует и предположим , что изготовление поделок из старых журналов и газет сохраняют наши леса.

Объектом исследования: являются макулатура.

Предмет исследования: возможность вторичного использования макулатуры.

Участники исследования: наша семья, учитель.

Место исследования: дом, школа, Марийский Целлюлозно-Бумажный Комбинат г. Волжск, заготовительный склад.

Время исследования: декабрь-январь.

В своей работе мы использовали следующие методы:

    изучение литературы по теме исследования;

    анкетирование учащихся;

    интервьюирование;

    демонстрационный (разработка презентации результатов исследования)

1. Основная часть

1.1. Что такое макулатура?

Из энциклопедий мы узнали, что макулатура (от лат. macula - пачкаю) – это отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, бумажные отходы полиграфических предприятий и т. д., используемые в качестве вторичного сырья на бумажных фабриках.

В наши дни переработка макулатуры необходима с точки зрения экологии. Из 100 кг макулатуры можно спасти 1 дерево, которое растет несколько десятилетий.

Благодаря вторичной переработке бумаги и картона, можно получать продукцию, не уступающую по качеству той, что изготавливается непосредственно из целлюлозы.

Побывав в Марийском Целлюлозно-Бумажном Комбинате (приложение 2 ), мы выяснили - макулатура подразделяется на 3 группы в зависимости от её состава, цвета, степени загрязнения и качества:

группа А – это макулатура высокого качества,

группа Б – среднего качества

группа В – низкого качества

Макулатура группы А

К ней относятся отходы производства белой бумаги, бумаги с чёрно-белой или цветной полосой, упаковочной, электроизоляционной, а также бумажные упаковочные мешки.

Макулатура группы Б

Эта группа включает в себя различные виды полиграфической продукции, выполненной на белой бумаге, а также отходы производства картона.

Макулатура группы В

Группа включает в себя наиболее популярные виды макулатуры, такие как газеты, ламинированные бумажные пакеты и мешки, а также литые изделия из целлюлозной массы.

1.2. Что нам дает переработка макулатуры?

При переработке макулатуры бумага получает вторую жизнь. Из макулатуры, кроме бумаги, делают:

    Одноразовую посуду

    Строительные материалы

    Средства личной гигиены

    Техническую бумагу

    Картон

    Полиграфические изделия

    Аксессуары для автомобилей

    Папье-маше для творчества

    Мебель

1.3. Наши исследования

Анкетирование учащихся.

На первом этапе нашего исследования мы с нашей учительницей Ингой Ильиничной провели анкету для родителей и детей (приложение 1 )

Мы выяснили, что 35% используют старые газеты и бумагу дома так же, как и моя бабушка. А остальные - их просто выбрасывают или сжигают.

На втором этапе исследования мы спросили у папы, где же можно еще

применить уже ненужную никому бумагу?

Он рассказал, что, когда он был школьником, у них были соревнования по сбору макулатуры . Каждый стремился как можно больше собрать, чтобы быть на первом месте. А самое главное, этим они спасали множество деревьев от вырубки.

Нам тоже стало жалко деревья. Из энциклопедий и Интернет - источников мы узнали, что наиболее действенным способом для сохранения лесов от вырубки является сбор макулатуры. Мы решили провести исследование, чтобы выяснить так ли это на самом деле?

Мы предложили ребятам собрать макулатуру. Почти все на следующий день принесли макулатуру в школу. Мы с папой отвезли ее на заготовительный склад в г. Волжск (приложение 1 ). Там ее взвесили, п олучилось 150 кг. Нам даже за нее заплатили 240 рублей!

Заведующим склада по заготовке макулатуры работает Федотов Сергей Викторович Он рассказал, что в 2014 году изготовлено всего 80 тонн макулатуры. Это сырье в складе сортируется по видам и после прессовки отправляется для дальнейшей переработки бумаги. Макулатура поставляется на бумажные фабрики. И еще он рассказал, что из 100 кг макулатуры производится 75 кг чистой бумаги. Значит из нашей макулатуры можно сделать 345 кг бумаги. И 100 кг макулатуры спасет жизнь 1 ели. Значит, мы спасли от вырубки примерно 4 дерева.

Из различной литературы мы узнали, что из 100 кг макулатуры изготавливают 75 кг бумаги или 1500 тетрадей, или 570 рулонов туалетной бумаги, на изготовление 2 книг надо одно дерево. А ведь чтобы вырастить полноценное дерево, нужно 50-80 лет.

Если мы будем сдавать макулатуру, мы очистим природу от мусора и спасем деревьев!

2. Практическая часть

2.1. Что можно сделать из старых газет?

На четвертом этапе нашего исследования мы спросили у мамы, а что бы она сделала из старой газеты? Она вспомнила, что в школе делали поделки из папье-маше.

Так мы с сестрой сделали из папье-маше вазу, тарелку, чашку. С папой мы сделали шапочку из газеты (приложение 3 )

2.2. А ещё мы решили изготовить бумагу из макулатуры в домашних условиях (приложение 4 ).

Для этого необходимо:

Инструменты: миска, сито, марля, старое полотенце или любые другие ненужные тряпочки, хозяйственная губка, миксер, утюг.

Материалы: старые газеты, клей ПВА, краски.

Скорее всего, все это есть у вас под рукой.

Порвали старую бумагу на клочки. Залили всё это кипятком из чайника, и тут же старшая сестра Настя прошла миксером. Бумага превратилась в однородную массу – «кашу».

Теперь добавляем к ней немного клея ПВА и какой-нибудь наполнитель (обрывки ниток, или кусочки цветной бумаги). Наполнитель замешиваем в массу. Если надо - добавляем воды, чтобы масса напоминала жидкое тесто или сметану.

Поднос покрываем марлей в несколько слоев, выкладываем на марлю подготовленную массу и растаскиваем её тонким слоем. Выравниваем.

Накрываем заготовку слоем марли. Удаляем лишнюю воду: для этого нужна губка, которой сверху, через марлю и будем отжимать воду. Когда губка почти перестанет мокнуть, поверх марли кладем тряпочку и продолжаем убирать воду. Когда и тряпочка будет оставаться почти сухой, можно снять верхнюю марлю и посмотреть на то, чего получается.

Теперь надо просушить наш лист бумаги. Самое быстрое - прогладить работу утюгом и положить под тяжелый предмет, для того, чтобы лист был прямой.

Лист готов. Если есть желание - можно его раскрасить, добавив ярких штрихов гуашью или акриловыми красками. Вот какие листы у нас получились.

Проделав этот опыт, мы узнали, какая сложная работа бумагоделание. Сколько терпения надо...! Теперь мы поняли, почему мама говорит, что надо беречь книги.

Таким способом можно давать вторую жизнь использованной бумаге. Сами изготовленные образцы мы можем представить.

Заключение

В результате своего исследования мы пришли к выводу :

Стоит задуматься - что для того чтобы вырастить дерево требуется много лет, а в ыпуск бумаги ежегодно стремительно растёт. Значит также стремительно сокращаются и площади лесов на нашей планете. А этого допустить нельзя!

Значит, чтобы меньше шло древесины на изготовление бумаги, надо больше использовать макулатуру. Это будет н аиболее правильным способом для сохранения лесов от вырубки.

В результате проделанной работы мы изучили возможность использования макулатуры, предложили ребятам школы дать бумаге вторую жизнь.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась : вторая жизнь у макулатуры всё-таки существует и изготовление поделок из старых журналов и газет возможно.

Практическая значимость. Материал, представленный в работе, расширяет кругозор учащихся, пополняет теоретические и практические знания. Данный материал можно использовать как во внеклассной работе, так и на уроках ООМ, технологии.

Сдай макулатуру - спаси жизнь дереву!

Список использованных источников

    Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. – “ОЛМА Медиа Групп” 2007.

    Энциклопедия "Всё обо всём", Москва, Арт-Пресс, 1999

    Энциклопедия "Что такое? Кто такой?", том I, Москва, "Просвещение", 1989.

    Энциклопедия «Что? Где? Когда?» Москва, «Просвещение», 2000г.

    Сведения сети интернет.

Приложения

Приложение 1

Результаты анкетирования .

    Скапливается в вашем доме макулатура?

    Каким образом вы уничтожаете ненужную бумагу?

    Как вы думаете, вредит ли сжигание макулатуры окружающей среде?

    Как в быту можно использовать старую бумагу?

Приложение 3

Наши работы.




Приложение 4

Изготовление бумаги из макулатуры в домашних условиях.

Порвали старую бумагу на клочки. Залили всё это кипятком из чайника

и тут же старшая сестра Настя прошла миксером. Бумага превратилась в однородную массу – «кашу».

Старшая сестра Настя залила всё это кипятком из чайника, и тут же папа прошёл миксером.

Теперь добавляем к ней немного клея ПВА, крахмал и какой-нибудь наполнитель (обрывки ниток, или кусочки цветной бумаги).


Наполнитель замешиваем в массу .

Выкладываем на марлю подготовленную массу и растаскиваем её тонким слоем. В ыравниваем. Убираем лишнюю воду.

Теперь надо просушить наш лист бумаги. Самое быстрое - прогладить работу утюгом.


Наша работа!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Костромы

«Гимназия №15»

Научно-исследовательская работа

«Вторая жизнь бумаги. Превращение макулатуры в эксклюзивные вещи»»

Выполнили: Степанова Екатерина Алексеевна,

ученица 5 «Г» класса

Цыпина Полина Александровна,

Ученица 5 «Г» класса

Липатова Светлана Анатольевна

Ученица 5 «Г» класса

Руководитель: Варава Ирина Васильевна,

учитель технологии

Степанова Елена Павловна

Учитель природоведения

Город Кострома

2014 г.

Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою земля
И небо чистым быть.
А землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
Природную среду.
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страдания, что земле
Приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!

Аннотация

Работа «Вторая жизнь бумаги» посвящена исследованию практической переработки макулатуры и созданию из нее нужных и полезных в быту предметов.

В нашем случае рассматривается вопрос переработки глянцевых журналов, открыток, буклетов в эксклюзивные украшения и предметы интерьера, в этом и заключается актуальность и новизна данного исследования.

Цель исследования – показать практическое использование макулатуры (журналов, открыток).

Задачи исследования:

    Изучить влияние макулатуры на экологию и окружающую среду.

    Изучить способы промышленной переработки макулатуры.

    Изучить один из способов ручной переработки макулатуры.

Практическая значимость : работа может быть использована учителями и учащимися школ на уроках технологии, изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Содержание

    Введение……………………………………………………………………3-4

    Основная часть…………………………………………………...…….......4-9

2.1. Влияние макулатуры на экологию……………………………………...4-5

2.2. Промышленная переработка макулатуры……………………………...5-8

2.3. Ручная переработка макулатуры (журналов, открыток, буклетов)…..8-9

3. Заключение …………………………………………………………….........9-10

4. Список использованных источников и литература ………………………11

5. Приложения………………………………………………………………….11-17

    Введение

Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Её открытие, как и изобретение колеса, - чудо, одно из величайших завоеваний человеческого разума. Появившись однажды, бумага прочно утвердилась на Земле и, не зная конкурентов, победно идет через столетия.Дружба, начавшаяся с бумагой в детстве, не прекращается всю жизнь, дома, в школе, на улице, в магазине, на работе у родителей мы рады этой встрече. Бумага входит к нам в квартиру свежей газетой, новым номером журнала, письмом. В школе на парте лежат учебники, тетради по которым мы учимся. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой, полки с книгами, обои на стенах, коробки из-под обуви и т.д.

Мы не всегда осмысливаем великое значение бумаги. Лист бумаги - гладкий, чистый, отменной белизны - мы рассматриваем как некую малость, обыденную, незаметную, даже вроде бы и не вещь и не предмет, а так просто - лист, да и только. И вряд ли кто задумывался над тем, где, как, из чего, трудом каких людей создан этот лист.И вот этот чистый лист - стал грязным, исписанным, мятым и мы его выкидываем. Старые газеты, журналы, разорванные книги, учебники, сколько всего ненужного можно найти вокруг нас. Люди торгуют на улице и после себя оставляют коробки, которые мокнут под дождем и никто их не убирает. От этого улицы, площади становятся грязными.

Планета, отравленная отходами человеческой деятельности, - один из возможных сценариев апокалипсиса. Люди часто не просто изменяют природу, а разрушают среду своего обитания, доводят ее до того, что уже сами не могут жить в новых условиях. Такие этапы человеческой истории, когда человек «рубит сук, на котором сидит», называются «экологическими кризисами», и они повторялись неоднократно в течение всей истории. Стремление взять у природы больше, чем она может дать, сопровождала человека на протяжении тысячелетий, и поэтому вся его история – это путь от одного экологического кризиса к другому.

Но выбор пути, по которому последует человеческая цивилизация, пока ещё остается за нами. Важно лишь успеть сделать его вовремя. Нам кажется, что наша планета - Земля - вполне имеет перспективу в обозримом будущем, превратиться в одну большую свалку. Чтобы этого не случилось, надо действовать как в книге А. Сент - Экзюпери «Маленький принц»: «…встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок планету».

2. Основная часть.

2.1. Влияние макулатуры на экологию.

Конец 2011 года был ознаменован рождением семимиллиардного жителя Земли, и с каждым годом людей на Земле становится всё больше, а природных ресурсов остаётся всё меньше. Чтобы и дальше пользоваться благами цивилизации, необходимо заниматься сбором, переработкой и использованием вторичного сырья. Самым распространённым видом вторичного сырья является макулатура. Она составляет примерно 2/5 от всех образованных твёрдых бытовых отходов. Использование макулатуры позволяет экономить древесину, которая идёт на изготовление бумаги, а результат этого – сохранение лесов. Подсчитано, что 54 кг газетной бумаги позволяет сохранить одно дерево, а тонна макулатуры заменяет собой четыре кубометра древесины.
Только в одном Китае на производство поздравительных открыток ежегодно вырубается около 10 тысяч деревьев, а сколько таких открыток выпускается по всему миру? Представляете, сколько можно сэкономить деревьев, используя бумагу как вторичное сырьё.
В советские времена заготовка макулатуры проводилась различными способами. Активное участие в этом деле принимали школы, для которых были установлены годовые нормы сбора макулатуры. Активно принимало участие в сборе макулатуры и население. На 2009 год, уровень сбора макулатуры в России составил 12%, в мире 49%, в США 50%, в Европе 59,4%. Самый высокий уровень сбора макулатуры был в Германии и составил 73,6%. По данным на начало 2010 года Европа по-прежнему остается мировым лидером по сбору макулатуры с уровнем в 64,5%

В наше время основными источниками образования макулатуры являются промышленные предприятия, типографии, крупные торговые сети.

Л ес можно сберечь, не только охраняя его от вырубания, несанкционированных свалок и пожаров, но и экономно используя его ресурсы и перерабатывая использованное сырьё. Проблема переработки мусора остро стоит во всем мире и периодически обсуждается экологами. Что касается бумажных отходов (макулатуры), то их вторая жизнь позволяет сохранить немалое количество деревьев, а это очень актуально для окружающей нас природной среды, которую чистой и благополучной в данное время назвать нельзя.

Получая из макулатуры такую необходимую всем нам бумагу, люди не только сохраняют леса, но также экономят воду и энергию. А это означает, что сокращается количество вредных отходов и уменьшается общее загрязнение окружающей среды. Если человек вырастает в обществе, которое заботится об окружающей природе, а также осознанно и ответственно относится к экологии, ее проблемам, то можно не сомневаться, что он будет всегда придерживаться соответствующих правил. Переработка макулатуры позволяет уменьшить количество технико-бытовых отходов и сберечь лесные насаждения на планете.Известно, что 1 тонна бумаги, изготовленная из макулатуры, сберегает 17 деревьев, 30000 литров воды, 2000 Квт/ч электроэнергии.

2.2. Промышленная переработка макулатуры.

Когда макулатура перестает быть макулатурой и превращается в полезные вещи? Стоит ли ее собирать, хранить и потом сдавать? Конечно, стоит, ведь из нее можно получить множество полезных в хозяйстве изделий и даже использовать как нестандартный материал для творческих замыслов. Первое, что приходит на ум, когда мы слышим про изделия из макулатуры – это туалетная бумага и картон. Но для макулатуры это не предел. Вот что научились изготавливать из макулатуры у нас и на западе:

    Одноразовую посуду

    Строительные материалы

    Материалы для изоляции

    Крафт-пакеты

    Средства личной гигиены

    Техническую бумагу

    Картон

    Ткани для пошива одежды

    Полиграфические изделия

    Аксессуары для автомобилей

    Папье-маше для творчества

    Мебель

    Эковата

    Картон

    Из макулатуры вырабатывают 4 вида картона . Вид картона зависит от сырья, из которого он вырабатывается и цели назначения.

    Упаковочный картон (тара): сюда относят хромовый картон из целлюлозы для тары с последующей цветной печатью, коробочный для изготовления тары без последующей печати, хром-эрзац склеенный и обычный для тары с печатью в одну или несколько красок.

    Технический картон используется в строительстве для облицовки, прокладок, при строительстве крыш. Кровельный картон выпускается в рулонах и используется в строительстве, как прокладочный материал между кровлей и обрешеткой. Прокладочный картон используется в машиностроении и при транспортировке мебели. Облицовочный картон участвует в создании строительных плит.

    Трубы из картона широко применяются как основа для хранения бумаги, тканей, ковров и других материалов, которые можно упаковать наматыванием. Такие трубы производят путем наложения бумаги слоями друг на друга, в процессе чего образуются картонные трубы.

    Эковата (целлюлоза)

    Эковата - специальный состав из целлюлозной массы, применяемый как тепло- и звукоизоляционный материал. Такая смесь защищает строительные конструкции от огня, гнили и плесени . В процессе производства эковаты, макулатуру измельчают сухим способом, в отличие от процесса производства гофрированного картона, где используется мокрая подготовка макулатуры.

    Гофрированный картон

    Многослойный вид картона, который состоит из лайнеров (плоских слоев) и флютингов (волнистых слоев). Слои соединяются между собой клеем. Прочность гофрокартона зависит от количества слоев , из которого он состоит. Так, к примеру, семислойный гофрированный картон можно использовать для изготовления особо прочных коробок или ящиков.

    Бумажные изделия санитарного и гигиенического назначения

    Сюда относится, хорошо известная, туалетная бумага, бумажные салфетки и скатерти, детские и женские гигиенические изделия и т.д. Цена такой продукции, напрямую зависит от количества слоев заложенных при изготовлении данного товара. Чем тоньше слои и чем их больше, тем качественнее считается такая продукция. Для однослойных продуктов используется макулатура низкого качества, для многослойных - соответственно высшего.

    Бумажная посуда

    Такие стаканчики и тарелки легко утилизировать и они не загрязняют окружающую среду. Технология изготовления начинается все с той же макулатуры, положенной в основу бумажного листа. Иногда на лист наносят изображение, иногда оставляют пустым, после чего, его оборачивают вокруг металлической заготовки-конуса и вкладывают бумажное дно. Таким образом, получается бумажный стаканчик. Формовкой изготавливают и тарелки, которые могут быть украшены различными текстурами.

    Крафт-пакеты

    Пакеты из бумаги считаются экологически чистыми и легко разлагаются. Часто такие пакеты используют для упаковки хлебобулочных изделий, для расфасовки чая, кофе и других продовольственных и непродовольственных изделий. Для изготовления крафт-пакетов задействуют прочную оберточную бумагу на основе крафт-целлюлозы. Иногда такую бумагу покрывают тонким слоем полиэтилена для защиты от влаги.

    Мебель

    Изготовление мебели из макулатуры является относительно новой технологией , но при этом достаточно экологичной. Так, к примеру, если смешать бумажную массу с клеем и смолой, то можно слепить достаточно интересную и нестандартную дизайнерскую тумбу или иной предмет мебели.

Как видно, сфер применения макулатуры великое множество. Повторное использование бумаги – это актуальное и дальновидное занятие, помогающее сохранять окружающую среду, развивая экологический подход к предметам потребления.

2.3. Ручная переработка макулатуры (журналов, открыток, буклетов).

Кроме того, из использованной бумаги можно изготовить прекрасные сувениры и поделки, а также бумагу, которая пользуется большим спросом во многих странах.В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят теплочеловеческих рук и не имеют аналогов.

Вечное стремление человека окружить себя красивыми вещами побуждало к новым решениям. Старые газеты и журналы, которые скопились у вас в ящиках стола, можно сдать в макулатуру, но можно и дать им вторую жизнь, причем яркую, красивую и творческую. Несомненно, второй вариант придется по душе всем людям с «умелыми ручками». Разумеется, зачем выбрасывать вещи, которые могут быть полезными? Это большая возможность создать нечто оригинальное, и внести разнообразие в досуг – ведь творческий процесс всегда увлекает, дарит положительные эмоции, а также снимает нагрузку и нервное напряжение.

Из старых глянцевых журналов и открыток получаются оригинальные (приложение 2) . Такие бумажные бусины являются прекрасным материалом для создания оригинальных предметов интерьера и украшений.

Бумажные бусины

Для этого нам понадобятся всего лишь ножницы или офисный нож для бумаги, любая бумага, карандаш или ручка, линейка, зубочистки или палочки для канапе, клей или лак. Окрашивать бусинки можно какими угодно средствами, хоть акварельной краской, хоть лаком для ногтей.


Итак, берём бумагу, режем её на длинные треугольники, точнее конусы.

Нам нужен клей – лучше обычный клей-карандаш – и палочки для канапе или любые другие тонкие и длинные палочки. Берем конус, наносим на одну его сторону клей и аккуратно накручиваем его на палочку – от основания треугольника к кончику. В итоге у нас должна получиться овальная или круглая, в зависимости от длины и ширины вырезанного цилиндрика, бусина.

С формой можно и поэкспериментировать. Чтобы получились ровные цилиндрики, можно порезать бумагу на полоски. Чтобы сделать «песочные часы», вырежем двойной конус – с двумя вершинами. Чтобы сделать «башенки», вырежем сначала полоски, а потом разрежем их по диагонали надвое, чтобы получились треугольники с прямым углом.

Наконец, когда бусины готовы, их можно декорировать по собственному желанию. Если вы взяли обычную белую бумагу, вы можете разукрасить её либо до того, как разрежете, либо после того, как у вас получатся бусинки. Можно воспользоваться простой шариковой ручкой, цветными карандашами, фломастерами, красками, лаками для ногтей, акриловыми лаками и др. Всё, что вам кажется приемлемым, подойдёт. А как итог? Яркие разноцветные бусины! (приложение 3, 7, 8)


Из множества таких бусин мы сделали:

    Ожерелье (приложение 9, 11)

    Штору (приложение 10, 12, 13, 14, 15, 16)

    Подставку под горячее (приложение 17)

3. Заключение

Переработка макулатуры - очень наглядный пример охраны окружающей среды одновременно с экономией ценного природного сырья. Тщательный сбор макулатуры и ее разумное использование не только предотвращают засорение среды нашего обитания остатками бумаги, но и сберегают ценную древесину. В Германии, например, значительная доля бумаги и картона производится из макулатуры, и благодаря этому ежегодно сохраняется 1500 га леса.

С точки зрения экономики целесообразно использовать макулатуру для производства упаковочных материалов, гофрированного и простого картона и т. п. Нельзя забывать при этом, что целлюлоза – ценное химическое сырье для производства искусственных волокон, взрывчатых веществ, искусственной кожи, кинопленки и искусственного шелка.

Каждый гектар лесного массива позволяет получить в год около 45 т древесной массы, а при правильном разведении и уходе эта цифра может быть удвоена. Нужно только всегда помнить, что лес на каждую тонну древесной массы дает нам дополнительно 1,3 т кислорода. Гектар леса ежегодно производит около 45 000 м 3 этого жизненно важного элемента, колоссальные количества которого мы затрачиваем на сжигание нефти, газа и угля. Через длительное время это должно привести к общему уменьшению содержания кислорода на Земле. В воздухе больших городов в часы пик и сейчас часто содержание кислорода уменьшается настолько, что это соответствует высоте 5000 м над уровнем моря, а это вредно отражается на здоровье людей. Леса к тому же - это излюбленное место отдыха, хорошая защита от пыли и шума. Города стараются окружить зелеными поясами, что одновременно способствует и борьбе с обеднением воздуха кислородом.

Макулатура - один из важных видов возобновляемых ресурсов. Чтобы взамен срубленного дерева вырастить новое, требуется 25-30 лет. Бумага практически не наносит вреда окружающей среде. Время разложения 2-3 года, но иногда на свалках без поступления кислорода в слой мусора бумага способна лежать до 30 лет не разлагаясь. Однако краска, которая нанесена на бумагу, при разложении выделяет ядовитые вещества, а при сжигании некоторых видов краски могут образовываться диоксиды. По статистике: В России лишь 0,1% бумаги производится из макулатуры. В Европе эта цифра доходит до 50%, а в Японии и вовсе - 65% новой бумаги делается из старой макулатуры.

Мы тоже можем внести свою посильную лепту в дело охраны окружающей среды. По нашему мнению, использование макулатуры для изготовления красивых и полезных предметов быта и интерьера, не только сохраняет наши природные богатства и помогает улучшить экологическую обстановку в нашем регионе, но и делает нас бережливее! Тем более, что получаются в итоге такие уникальные и оригинальные вещи! (приложение 1, 4, 5, 6)

4.Список использованных источников и литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах).

/ Гл. ред. A.M. Прохоров, Изд. 3 - е - М.: «Советская Энциклопедия». 1974.

2. Даль В. Толковый словарь живого русского языка: т. 1-4 - М.: Русский

Язык, 1978.- т.2. И-О. 1979. 749 стр.

3.Журнал «Экология и жизнь» №5 - 2003 год.

4.Журнал «Наука и жизнь» №7 - 2004 год.

5. Ожегов С. И. «Словарь русского языка»

6. Слово о бумаге. Н.Ю. Яковлев. М. 1988 г.

7. Технология бумаги, М., 1992 г.

8.Интернет – ресурсы: Википедия

5. Приложения

1.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.
10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Государственное учреждение образования

«Базовая школа №10 г. Новополоцка»


Выполнила

Лещенко Анастасия Анатольевна

4 «Б» класса

Научный руководитель:

Лещенко Виктория Николаевна

воспитатель ГПД

Новополоцк, 2012

Введение……………………………………………………………………..…...3

Основная часть

1 Теоретическое обоснование темы…………………………………………….5

      История происхождения бумаги………………………………5

      Что такое бумага………………………………………………..7

      Предназначение и виды бумаги……………………………….7

      Свойство бумаги……………………………………………......9

1.5 Изготовление бумаги…………………………………………...9

2 Практические исследования…………………………….………………….....11

2.1 Описание практической работы «Делаем бумагу сами».…......11

2.2 Буклет «15 любопытных фактов об обыкновенной бумаге»…12

Заключение………………………………………………………………………13

Список использованных источников…………………………………………..14

Приложение.

Коллекция образцов бумаги из различных материалов……………………....15

Введение

Актуальность проблемы

Каждый человек - это особый мир со своими чувствами, знаниями и представлениями. Жизненно важно для него уметь передать их другим людям, своим современникам и потомкам. Вся история человечества - это история общения людей. Универсальный инструмент общения - знак, обладающий особым смыслом. С помощью знаков передают и хранят информацию. Люди постоянно открывают новые способы передачи и хранения информации. За сотни и тысячи лет в этой области было сделано множество изобретений и открытий, однако ни одно из них не может сравниться с возникновением письменности и Бумаги!

Почему не сбылись прогнозы о том, что электроника заменит бумагу? Компания «International Paper» выдвинула такое предложение: «Люди желают, чтобы доступ к информации предоставлялся не только нескольким нажатием клавиш. Они ведь желают её ещё и потрогать. К тому же они привыкли держать в руках то, что читают. Им нравится прикасаться к страницам, загибать их, делать пометки».

В настоящее время в связи с развитием бумажного производства, увеличением применения бумаги в различных целях для изготовления бумаги уничтожаются огромные площади леса. Остаётся все меньше зеленого массива, наносится большой вред природе, поэтому нужно бережно и по-хозяйски относиться к лесу. Кроме того очень остро стоит экологическая проблема утилизации бумажных отходов. Около 25 % мусора в мире – это бумага.

Данный проект посвящен изучению бумаги, ее истории, свойствам, видам, а также практическому созданию бумаги из вторичного сырья.

Объект исследования

История бумаги, ее свойства, виды, технология изготовления, в том числе и в домашних условиях.

Предмет исследования

Бумага, ее вторичная переработка как решение экологической проблемы утилизации бумажных отходов.

Цель проекта

Изучение свойств бумаги, ее история, технология изготовления. Самостоятельное изготовление бумаги пригодной для вторичного использования.

Задачи исследования

1) проанализировать литературу и Интернет-источники по теме истории возникновения бумаги;

2) осуществить подбор методов исследования, позволяющих подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу;

3) осуществить практическую работу по изготовлению бумаги из вторичного сырья, обработать результаты, проанализировать и сделать выводы.

Методы исследования

1) работа с литературой и Интернет-источниками;

2) создание видеоролика «Это просто, делаем вместе!»;

3) создание буклета «15 любопытных фактов об обыкновенной бумаге;

4) выполнение практической работы «Делаем бумагу сами», создание коллекции.

Гипотеза

Использование вторичного сырья сохраняет и расширяет зеленый массив, бережет деревья. Кроме того вторичная бумага, сделанная своими руками не только экономит энергетические ресурсы, но и приносит творческое вдохновение.

Изготовление бумаги из макулатуры - решение экологической проблемы.

Основная часть 1 Теоретическое обоснование темы.

1.1 История происхождения бумаги.

Время и место изобретения бумаги точно не известны. Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена во втором веке до нашей эры Цай Лунем .

До III века до н.э. в Китае писали на бамбуковых планках, связанных веревками наподобие жалюзи и свернутых в рулон. Есть сведения, что император Цинь Шихуан каждый день взвешивал на весах 1 дань (около 50 килограммов) документов и не ложился спать до тех пор, пока все не проработает. Потом в качестве писчего материала стали использовать шелк. Только он был слишком дорог, чтобы полностью заменить громоздкие бамбуковые планки.

Около 200 года до н.э. с изобретением Мэн Тянем волосяной кисточки появилось нечто подобное на бумаге. Эту «бумагу» изготавливали из конопляных очесов, она отличалась грубой фактурой и неровной поверхностью, поэтому была мало пригодна для письма и в основном употреблялась в качестве оберточного материала. В 105 году чиновнику, ответственному за поставку к императорскому двору предметов обихода, Цай Луню, удалось усовершенствовать технологию бумагоделания. При изготовлении бумаги он использовал в качестве сырья древесную кору, тряпье, конопляные очесы и вышедшие из употребления рыболовные сети. Сделанная по его технологии бумага имела гладкую поверхность и низкую себестоимость. К тому же новый способ оказался очень производительным. Китайцы настолько высоко оценили это изобретение, что со временем причислили Цай Луня к лику богов – он стал божественным покровителем бумажного производства – и возвели его честь храмы.

Однако существует легенда, согласно которой бумагу изобрел не Цай Лунь, а некий раб из Восточного Туркестана. Китайский император повелел сохранить в тайне имя изобретателя, а его самого казнить. Для изобретателя была уготована почетная казнь. Его заставили проглотить золотую пластину с выгравированной на ней благодарностью императора.

Древнейший известный образец бумажной книги – буддистская сутра «Пиюй цзин» - датируется серединой III века. К IV веку бумага в Китае стала главным материалом для письма. Техника бумагоделания была перенесена из Китая в соседнюю Корею, затем во Вьетнам, Японию и Индию. В VIII веке с ней познакомились арабы. В конце XII века крестоносцы принесли секрет ее изготовления в Германию, откуда она разошлась по всей Европе.

С X века в Китае стали изготавливать писчую бумагу из бамбука. Рисовую или пшеничную солому использовали в производстве бумаги для бытовых нужд. Появились и изысканные сорта бумаги – например, ароматная бумага из сандаловой коры.

Уже в VIII веке китайцы пользовались туалетной бумагой. Одновременно с этим китайцы изобрели бумажные деньги.

История производства бумаги делится на два периода: производство шероховатой, мягкой, рыхлой, мохнатой бумаги, так называемой бомбицины, и производство гладкой, твердой, плотной бумаги из льняного тряпья, собственно писчей бумаги.

В XVII и XVIII вв. производство бумаги в Европе достигло значительных размеров. В Венеции, Франции и других государствах издавались декреты, запрещающие вывозить тряпье и старую бумагу. В качестве заменителей тряпья, которое стало очень дорогим, стала использоваться солома, ржи, пшеницы, овса. В Италии на одной из фабрик применялась солома конопли, в Будапеште выделывалась в большом количестве бумага высших сортов исключительно из волокон крапивы. Предлагалось также в качестве сырья для производства бумаги использовать торф, листья, мох, водоросли, рогожи, иглы сосны, ели, кедра и многое другое. В конце концов, все вытеснила целлюлоза.

Появление писчей бумаги в России относят ко времени княжения Ивана Калиты. Первая бумажная фабрика была построена в XVI веке.

В наше время большую часть бумаги делают из древесной массы и целлюлозы. Практически всем нам, так или иначе, приходится сталкиваться со сбором макулатуры. Хорошее дело придумано с целью сохранить наше зеленое богатство – лес. Не успокаиваются и ученые. Так, чтобы наши потомки смогли испытать радость общения с книгой, создаются специальные сорта бумаги, способные донести Слово через века. Подыскиваются заменители древесной массы, используя опыт прошлого. Если когда-то писали на пальмовых листьях, то почему из них нельзя сделать бумагу? Иранские инженеры решили эту проблему и выпускают бумагу из листьев финиковой пальмы. Итальянские специалисты предлагают бумагу из пластмассы. Существуют отдельные экземпляры книг, страницы которых из… морского песка. Нет предела человеческой мысли!

1.2 Что такое бумага.

Бумага – волокнистый материал, состоящий в основном из слоя специально обработанных растительных волокон, тесно переплетённых между собой и соединённых силами сцепления, возникающими между волокнами при их обработке. Бумага вырабатывается или из одних растительных волокон, или с добавлением в бумажную массу минеральных веществ (каолина, мела и др.), проклеивающих материалов (делающих бумагу мало проницаемой для чернил), красителей и других веществ, в зависимости от названия бумаги. Бумаге могут быть приданы различная механическая прочность, гладкость, любой цвет, способность впитывать воду, печатные краски и разные жидкости, водонепроницаемость и жиронепроницаемость, та или иная степень прозрачности и различные специальные свойства. По форме бумага выпускается в виде отдельных листов и непрерывной ленты (широкими рулонами или узкими бобинами).

1.3 Предназначение и виды бумаги.

Первоначально бумага предназначалась исключительно для письма и, по мере своего распространения, постепенно вытеснила применявшиеся для этой цели разнообразные материалы: древесную кору, пальмовые листья, деревянные и глиняные дощечки и др., а также пергамент и папирус, представлявшие собой до изобретения бумаги наиболее удобный и распространённый материал для письма. С развитием бумажного производства бумага стала применяться и для других целей, в первую очередь для завёртывания товаров. Кроме того, толстая бумага нашла применение и как строительный материал. Макулатура является заменителем таких видов первичного сырья и полуфабрикатов, как целлюлоза, древесная масса, бумажная масса. Используется для производства: туалетной бумаги, картонной тары, писчей бумаги, теплоизоляционного материала типа «Эковата»; бугорчатых прокладок и формованных изделий; волокнистых плит, полимернобумажных плит, теплоизоляционных плит. Волокнистые плиты из макулатуры используются для облицовки стен, потолков, перегородок жилых, производственных и складских помещений для изготовления тары, подкладки под линолеум, задней стенки мебели. В настоящее время из бумаги изготовляются различные виды тары, предметы домашнего обихода (салфетки, скатерти, занавески и пр.), детали машин, ленты для самопишущих приборов и т. д. Но основным видом применения бумаги в массовом масштабе является книгопечатание, письмо, черчение и различного рода изоляция.

Разновидности бумаги. Бумага различается по своему внешнему виду и по своим физико-механическим свойствам. Общее число выпускаемых видов бумаг, в соответствии с многообразием предъявляемых к ним требований. Такое разнообразие достигается надлежащим выбором исходных материалов и изменением условий производства, позволяющими в широких пределах менять основные показатели бумаги. В широких пределах могут колебаться и такие показатели, как гладкость, цвет, впитывающая способность, прозрачность, зольность, воздухопроницаемость и т. д.

Отдельным видам бумаги придаются специальные свойства: жиронепроницаемость, высокая пробивная напряженность, фильтрующая способность, водопрочность и др. При этом, в зависимости от требуемой механической прочности и стойкости по отношению ко всяким внешним факторам, применяются различные марки целлюлозы. Древесная масса применяется только в тех случаях, когда от бумаги не требуется высоких механических свойств, и она не предназначается для длительного пользования или хранения. Для производства бумаги широко используется также макулатура, т. е. бумага, использованная по своему назначению и возвращаемая обратно бумажной промышленности для переработки. Сюда же относятся обрезки и отходы от переработки бумаги. На фабриках по производству бумаги выпускают разные виды и состав бумаг. Вот некоторые виды бумаги, с которой мы встречаемся более часто:

1.4 Свойства бумаги.

Бумага материал созданный человеком. Как и любой другой материал, она имеет определённые свойства. Их нужно знать, чтобы использовать при изготовлении различных изделий. Из опыта с листом бумаги мы можем понять, какие свойства имеет бумага.

1.5 Изготовление бумаги.

Технологический процесс получения бумаги и картона складывается из механической, тепловой и химической обработки растительных волокон. Исходным материалом для производства бумаги является тряпьё – в виде старой, ношеной одежды, обрезков со швейных производств, целлюлоза, древесная масса, соломенная масса и бумажная макулатура. Целлюлоза и древесная масса поступают на бумажную фабрику с целлюлозных и древесномассивных заводов в сухом виде – в листах, в сыром – в валиках и пачках, и в жидком – с содержанием фабрик, отбросов первичной обработки льна и пеньки, старых канатов, веревок, сетей.

Производство бумаги состоит из нескольких последовательных процессов.

Приготовление бумажной массы, включающее :

а) Размол волокнистых полуфабрикатов, древесную массу обычно не размалывают, а получают необходимую степень помола;

б) Проклейку, наполнение и окраску бумажной массы с приготовлением суспензий и растворов проклеивающих веществ, наполнителей и красителей;

в) Переработку оборотного брака и макулатуры.

Перечисленные работы выполняет обычно подготовительный цех или отдел фабрики, в состав которого входят два основных отделения – рольное и минерально-клейное.

Отлив бумаги, включающий:

а) образование бумажного полотна;

б) мокрое прессование;

г) первичная отделка.

Все эти процессы выполняются непрерывно и последовательно.

2 Практические исследования.

2.1 Описание практической работы: «Делаем бумагу сами».

Нам понадобится : белая писчая бумага б/у (можно использовать старые газеты), стиральный порошок, клей ПВА, миксер, кусочки разноцветной бумаги, фольги, шерстяных ниток, мелкие сухие растения, дуршлаг, миска, хлопчатобумажная ткань, доска, груз, губка, любые водорастворимые краски (гуашь, акварельные или акриловые).

Технология:

    Нарвем бумагу на мелкие кусочки, сложим её в большую миску с водой. В воду добавим чуть-чуть стирального порошка и немного клея ПВА. Оставим всё это намокать, по меньшей мере, на 3 часа, а ещё лучше на сутки.

    Теперь намокшую бумажную массу нужно измельчить. Сделать это можно с помощью миксера. Стакан миксера заполняем на треть водой и дополняем его отжатой бумажной массой. Перемешиваем короткими включениями на небольших оборотах в течение 2-3 минут.

    Если нет миксера, перетираем массу пальцами так, чтобы получилась густая каша.

    В готовую массу можно добавить маленькие кусочки цветной бумаги, фольги, шерстяных ниток, сухие растения и прочее. Перелаживаем массу над раковиной в дуршлаг и даем воде стечь. Вылаживаем массу в миску и добавляем немного клея ПВА.

    На полу в ванной ложем большой кусок полиэтилена, на него – стопку старых газет, а на них хлопчатобумажную ткань. На ткань кладем комок бумажной массы.

    Разровняем массу пальцами так, чтобы она лежала ровным тонким слоем. Чем ровнее и тоньше мы её разложим, тем лучше будет бумага. Затем хлопаем по поверхности ладонью или немного покатаем скалкой.

    Завернем ткань так, чтобы она полностью прикрыла слой бумажной массы. Сверху положим ещё один кусок ткани и повторяем всю операцию. И так до тех пор, пока у нас не кончится масса.

    Получившуюся стопку (газеты, слои бумажной массы, ткань) накрываем сверху доской и ложем на неё груз. Выступившую воду собираем губкой.

    Всё это оставляем сушиться на ночь. Утром разворачиваем наш «бутерброд» и осторожно перекладываем готовые листочки самодельной бумаги на сухую поверхность. Подождем, пока бумага высохнет окончательно. Края бумаги ровно обрезаем.


2.2 Буклет «15 любопытных фактов об обыкновенной бумаге».

1. Самое большое количество бумаги производят страны: США, Канада, Финляндия, Япония, Швеция. Это логично, так как 20% населения, проживающего в наиболее индустриально развитых странах, потребляют более 85% мирового объема бумажной продукции (пресса, упаковка).

2. Исследования показывают, что бумажная промышленность находится на 4-м месте по выделению газов, вызывающих глобальное потепление.

3. Если бы в США уменьшили потребление бумаги на 10%, это сократило бы выброс парниковых газов на 1,6 миллиона тонн . Такой же эффект дало бы уменьшение автомобильного парка на 280 тысяч автомобилей.

4. Около четверти всего мусора на планете (около 25%) является бумажными отходами и бумажной продукцией.

5. Американцы получают по почте ежегодно 4 миллиона тонн различной бумаги – это более десяти килограмм макулатуры на каждого американца, включая стариков и детей. Если бы все перешли на электронные письма, это спасло бы 150 тысяч деревьев ежегодно.

6. При повторной переработке тонны бумаги сохраняется 17 деревьев .

7. Китай и Индия быстро увеличивают потребность в бумаге, но им еще далеко до промышленно развитых стран. К примеру, средний европеец потребляет ежегодно около четверти тонны бумаги , а австралиец – 130 килограмм.

8. Средняя британская семья ежегодно выбрасывает в мусор столько бумаги, что для ее изготовления пришлось вырубить 6 деревьев .

9. Производство бумаги – сложный процесс, состоящий из семи или восьми различных технологических операций.

10. Если вторично переработать тонну бумаги, можно сэкономить 17 взрослых деревьев, 26 тысяч литров воды, 3 кубометра плодоносной земли, 240 литров горючего, 4000 киловатт-часов электричества . Только этой электроэнергии достаточно, чтобы в течение года питать среднюю семью.

11. Для вторичной переработки бумаги требуется почти в два раза меньше энергии, чем для ее первичного производства из дерева, при этом вредные выбросы уменьшаются более чем на 70%.

12. Миллион тонн бумаги занимают 14.000 железнодорожных вагонов .

13. За последние 20 лет мировое потребление бумаги увеличилось с 92 до 208 миллионов тонн в год – рост составил 126% ! Появление компьютеров, различных систем электронного документооборота и прочих современных технологий эту тенденцию не изменило.

14. 60 кг макулатуры сберегает от вырубки 1 дерево .

15. Из тонны макулатуры можно изготовить 25 000 тетрадей .

Заключение .

Если мы будем использовать вторичное сырьё для изготовления бумаги, то сохранится и расширится в природе зелёный массив. Уменьшается площади, занятые свалками. Рециркуляция бумаги предотвратит загрязнение грунтовых вод токсичной типографской краской, остающейся после биологического разложения бумаги на свалках.

В результате проведенного исследования я узнала историю возникновения бумаги и её видов. Научилась сама получать разные виды бумаги. Собрала коллекцию.

Все сделанное своими руками заставляет не только потрудиться, но и приносит удовлетворение от результата.

Делайте бумагу сами, и мир станет чище!

Список использованных источников:

Характеристика источников

Серия журналов «Детская энциклопедия»

Детская энциклопедия, «Китай», № 12-2007, познавательный журнал для девочек и мальчиков, ЗАО «Аргументы и факты», С. 63-65.

«Все обо всем»

Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия. 1 том, Минск: Красико-Принт, 2002. – 510 с. – С.200-201

Учебно-методическая литература

Юдин А.В. С книгой по жизни. - М.: Знание, 1989. – 48 с., ил. – (Сер. «Твоя профессия»; №3). С. 6-7 «О камне, бумаге и… песке»


Интернет-источники

Проблема
Гипотеза
Целью работы является: изучение способов получения бумаги в домашних условиях

Тезисы исследовательской работы

«Вторая жизнь бумаги»

воспитанницы старшей «А» группы

Государственного учреждения образования

«Ясли-сад №3 «Пралеска» г.Воложин

Минская область. Беларусь

Миньтюк Вероники

Научный руководитель:

воспитатель

Трепашко Марина Мефодьевна

Тема исследовательской работы

«Вторая жизнь бумаги»

Я очень люблю рисовать и рисую очень много. Меня заинтересовал вопрос: "Из чего делают бумагу и где её производят? И что, вообще, я знаю о бумаге?"

Проблема : можно ли использовать макулатуру, чтобы дать бумаге вторую жизнь.
Гипотеза : можно ли изготовить бумагу в домашних условиях.
Целью работы является: изучение способов получения бумаги в домашних условиях из разных видов бумажных отходов.

Задачи:

Изучить специальную литературу

Познакомиться со способами получения бумаги из макулатуры

Опробировать некоторые способы получения бумаги в домашних условиях.

Провести сравнительную характеристику различных видов бумаг, сделать выводы о проделанной работе.

Объект исследования – бумага.

Наше исследование позволит получить самодельную бумагу.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

Работа с литературой, получение информации в интернете;

Эксперимент;

Сравнительный анализ, систематизация материала в форме работы и презентации.

Обзор литературы по данному вопросу помог найти способы получения бумаги.

Был проведён эксперимент. Достоверность результатов исследования обеспечивается тем, что образцы бумаги приготовлены практически, с внесением собственных изменений.

Полученные результаты показывают, что можно получить бумагу, которая не требуют больших затрат. В ее производстве может участвовать вся семья, мои друзья и воспитатель в детском саду. Самодельную бумагу можно использовать для рисования, изготовления аппликаций, открыток, красивых упаковок.

Выводы

В ходе работы была полностью реализована цель и решены поставленные задачи: я изучила литературу, нашла необходимые рецепты приготовления бумаги, немного пофантазировала в ее производстве и проанализировала полученные результаты. В процессе проделанной работы подтвердила гипотезу о том, что можно изготовить бумагу своими руками в домашних условиях.

Предложения:

1. Участвовать в сборе макулатуры.

2. Лес второе сокровище - его надо беречь.

3. Дать бумаге вторую жизнь

Несколько кадров из презентации:


Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!

Презентация Бумаге вторую жизнь.pdf

ВВЕДЕНИЕ

Бумага занимает большое место в жизни людей. За сотни и тысячи лет было сделано множество изобретений и открытий, однако ни одно из них не может сравниться с возникновением бумаги. Многие из нас, прочитав газеты и журналы, выбрасывают их, не задумываясь о том, что на приготовление одной тонны бумаги идет семнадцать деревьев.

Актуальность проблемы : с каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запас древесины, из которой она получается - уменьшается. После этого мне захотелось изготовить бумагу в домашних условиях из макулатуры. Поэтому мы можем дать бумаге вторую жизнь.

Цель исследования : собрать информацию о бумаге и изготовить бумагу пригодную для вторичного использования в домашних условиях.

Задачи исследования :

1. Изучить историю происхождения бумаги.

2.Узнать о свойствах, видах бумаги и ее предназначении.

3. Изготовить бумагу из вторичного сырья.

4. Провести анкетирование учеников, сделать поделки из бумаги.

5. Создать буклет, собрать коллекцию виды бумаги.

6. Сделать выводы по результатам исследовательской работы.

Объект и предмет исследования : бумага.

Гипотеза : предположим, что бумага -это не только ценный материал и незаменимый помощник в сфере жизни человека, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества. Бумага из вторичного сырья - решение экологической проблемы.

Методы исследования :

1. Изучение литературы, поиск информации в Интернете.

2. Эксперимент, наблюдение, интервьюирование, анкетирование.

3. Обобщение и систематизация материала по данной теме .

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

1.1. История происхождения бумаги------------

Время и место изобретения бумаги точно не известны. Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена во втором веке до нашей эры, до третьего века до новой эры. В Китае писали на бамбуковых планках, связанных веревками. В 105 году чиновнику Цай Луню удалось усовершенствовать технологию бумаги (см. приложение 1). При изготовлении бумаги он использовал в качестве сырья древесную кору, тряпье и вышедшие из употребления рыболовные сети. Сделанная по его технологии бумага имела гладкую поверхность и низкую себестоимость. К тому же этот новый способ оказался очень производительным. Китайцы настолько высоко оценили это изобретение, что со временем причислили Цай Луня к лику богов. Цай Лунь стал божественным покровителем бумажного производства, что в честь его возвели храмы. Однако существует легенда, согласно которой бумагу изобрел не Цай Лунь, а некий раб из Восточного Туркестана. Китайский император повелел сохранить в тайне имя изобретателя, а его самого казнить. Для изобретателя была уготована почетная казнь. Его заставили проглотить золотую пластину с выгравированной на ней Благодарностью императора. В десятом веке, в Китае изготовили писчую бумагу из бамбука (см. приложение 1). Рисовую или пшеничную солому использовали в производстве бумаги для бытовых нужд. Позже стали появляться изысканные сорта бумаги, как ароматная бумага из сандаловой коры. Уже в восьмом веке китайцы пользовались туалетной бумагой, и одновременно они изобрели бумажные деньги. (см. приложение 1). В России люди писали на бересте (см. приложение 1). Берестяные грамоты до сих пор находят при раскопках.Появление писчей бумаги в России, относят во времена княжения Ивана Грозного.Самая первая бумажная фабрика была построена в шестнадцатом веке (см. приложение 1). А мощный толчок в развитии бумажного производства в России дал Петр Первый (см. приложение 1).

1.2.ЧТО ТАКОЕ БУМАГА?

Почему не сбылись прогнозы о том, что электроника заменит бумагу? «Люди желают, чтобы доступ к информации предоставлялся не только нескольким нажатием клавиш, они желают её ещё и потрогать. К тому же они привыкли держать в руках то, что читают. Им нравится прикасаться к страницам, читать их, делать пометки».

Дружба, начавшая с бумагой в детстве, не прекращается всю нашу жизнь, дома, в школе, на улице, в магазине, на работе у родителей. Бумага входит к нам в квартиру свежей газетой, письмом. В школе на парте лежат учебники, тетради по которым мы учимся. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой, полки с книгами, обои на стенах. Мы всегда осмысливаем великое значение бумаги. Лист бумаги -гладкий, чистый, отменной белизны, и мы смотрим на него, как на какую-томалость, обыденную, незаметную и даже вроде бы и не вещь, и не предмет, а так просто -лист, да и только. И вряд ли кто задумывался над тем, где, как, из чего, каким трудом создан этот лист. И возникает вопрос, а что мы знаем о бумаге?

По толковому словарю С.И. Ожегова: «Бумага- это материал для письма, изготовляемый из древесной или тряпичной массы». В настоящее время бумагу делают из измельченной древесины. Бревна везут на фабрику. Там их перемалывают на мелкие кусочки и дробят в машине (дробилке). Крошка, которая получилась, перемешивается с особой жидкостью и она идетна изготовление бумаги. Я часто задаю себе вопрос, а что же такое бумага? Для чего она предназначена, и какие виды бумаги существуют? За ответами на мои вопросы, мы с Ольгой Михайловной отправились в типографию города Свободного, где я и узнала для себя много нового и интересного.

Комментарий сотрудника типографии: Киреевой Натальи Федоровны.

Со слов Натальи Федоровны я узнала о видах бумаги, ее предназначении, и о том, что бумага - это волокнистый материал, который состоит из слоя отработанного волокна (см. приложение 2).

1.3.ВИДЫ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ БУМАГИ

Бумага с защитой - это бумага для изготовления денег, ценных бумаг.

Газетная бумага - она не обладает белым ярким цветом, она откровенна серая, применима в печати для газет, массовых брошюр. Высокая плотность, явно не ее конек, что, соответственно влечет за собой малый срок службы.

Санитарно-гигиеническая бумага - это салфетки, туалетная бумага.

Упаковочная бумага - ее главное преимущество- это высокая прочность.

Бумага для цифровой печати - предназначена для фотографий.

Писчая бумага - применяется для изготовления бланков, тетрадей, дневников, блокнотов, унифицированных систем документации.

Мелованная бумага - применяется в полиграфии для изготовления открыток, календарей, плакатов, фотографий. Имеет глянцевую поверхность и отличается прекрасным внешним видом, яркими картинками.

Офсетная бумага - используется для изготовления иллюстрационно- текстовых изданий (журналы, книги, документы).

Альбомная бумага или немелованная - плотнее писчей и используется для рисования и черчения некрупных проектов.

Пергамент - полупрозрачная бумага. В былые времена на ней печатали книги и писали письма. Теперь ее используют, в основном, для заворачивания товаров и продуктов питания, поскольку она является экологически чистой.

Картон - самая плотная бумага, применяется для макетов, поделок, аппликаций.

Ватман - очень плотная бумага. Применяется для чертежей, объявлений.

Обложечная бумага применяется для изготовления обложек.

Этикеточная бумага используется для печатания этикеток.

Бумага создана человеком, и как любой другой материал имеет определенные свойства, и эти свойства нужно знать, чтобы использовать их при изготовлении различных изделий.

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1. Изучение свойств бумаги

Для изучения свойств бумаги я провела опыты.

Для опытов, я выбрала два вида бумаги газетную и писчую. Из опыта с листом бумаги мы можем понять, какие свойства имеет бумага .

Опыт 1.

Цель : определить цвет, гладкость и прочность.

1. Газетная бумага имеет серый цвет, она шероховатая более мягкая.

2. Писчая бумага имеет белый цвет, она гладкая и более плотная.

3. Газетная бумага легко рвётся, она не прочная, 2 листа рвутся сложно.

4. Писчая бумага рвется труднее, более прочная, по 2 листа рвется более сложно.

5. Газетная бумага легко мнётся и сгибается вдоль и поперёк.

6. Писчая бумага мнется и сгибается тяжелее.

7. Газетная мятая бумага менее прочная, чем писчая гладкая (см. приложение 3).

Опыт 2.

Цель : определить впитываемость.

Намочив бумагу, можно убедиться, что она имеет волокнистое строение.

1. Волокна в ней располагаются в разных направлениях.

2. При увлажнении бумага удлиняется в поперечном направлении больше, а в продольном направлении меньше.

3. Влажная бумага становится еще более непрочной.

4. Писчую бумагу рвать труднее, она более прочная.

5. Впитываемость воды у писчей бумаги дольше по времени, чем у газетной бумаги (см. приложение 3).

Вывод : писчая бумага более прочная, более плотная, чем газетная, а газетная более мягкая, чем писчая. Она лучше и быстрее впитывает воду.

2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Делаем бумагу сами»

Оборудование: старые ненужные газеты, клей ПВА, разноцветная бумага, шерстяные нитки, сухие растения, фольга, дуршлаг, доска, губка, полиэтилен, зеленка и любые краски. Исходя из опытов, что газетная бумага лучше впитывает воду и более мягкая, поэтомумы и взяли старые ненужные газеты и измельчили их на мелкие кусочки, складывая в таз (см. приложение 4).

В таз наливаем из чайника теплой воды и добавим немного клея ПВА (см. приложение 4).

Все это оставляем намокать на сутки. На следующий день намокшую полученную массу мы измельчили.Сделать это можно миксером, а если его нет, то можно перетереть массу руками. Мы перетирали массу пальцами, так, чтобы получилась густая кашица. В готовую полученную массу мы добавили кусочки цветной бумаги, сухие растения, обрезки шерстяных ниток, и несколько капель зеленки. Перекладываем полученную массу из таза в дуршлаг и даем воде и прочее стечь (см. приложение 4).

Выкладываем массу в таз и добавим немного клея ПВА, все перемешиваем. Комок бумажной массы кладем на полиэтилен и аккуратно ее разровняем пальцами, так, чтобы она лежала ровным слоем. Затем, немного похлопаем по поверхности ладонями и после этого покатаем скалкой (см. приложение 4).

Полученную лепешку завернем в полотенце, так, чтобы оно полностью закрыло бумажную массу. Накрываем сверху доской, и кладем на неё груз. Лишнюю воду собираем губкой. Все это оставляем сушиться на ночь.Утром разворачиваем и перекладываем ее на сухую поверхность. Оставляем полученную массу до полного высыхания. Бумажная масса сохла более трех суток. Полученный мною результат я украсила (см. приложение 4).

Практическую часть своей исследовательской работы, я представляю в виде аппликации «Грибная полянка» (см. приложение 5).

2.3. АНКЕТИРОВАНИЕ

«Что вы знаете о бумаге?»

Цель : узнать о возможностях вторичного использования бумаги, для того, чтобы сохранить лесные ресурсы.

Оборудование: анкеты.

Мы провели опрос среди учеников 5,6,7 классов, которым необходимо было ответить на пять вопросов (см. приложение 7).

Анкета

1. Знаете ли вы, из чего делается бумага?

2. Как вы думаете, а можно ли переработать старую бумагу?

3. Что вы делаете с использованными газетами?

4. Как вы думаете, вреден ли мусор из газет?

5. Бережно ли вы относитесь к бумаге?

Результаты анкетирования получились следующие :

3% из числа всех опрошенных не знают, из чего делается бумага.

12% участников опроса указали, что старую бумагу перерабатывают.

20 % ребят не знают, применение старыхгазет.

35% ребят не знают, чем вреден мусор из газет.

30 % ребят не берегут бумагу.

Никто из опрошенных учеников не отметил, что вторичное сырье из бумаги можно использовать для поделок .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале исследовательской работы мы предположили, что бумага-это не только ценный материал и незаменимый помощник в сфере жизни человека, но и интересный материал для опытов и наблюдений. Бумага из вторичного сырья, сделанная своими руками приносит творческое вдохновение, а изготовление бумаги из макулатуры - решение экологической проблемы. Подведя итоги проделанной работы, я нашла ответы на интересующие меня вопросы.

Изучив литературные источники, я узнала историю происхождения бумаги. В ходе исследовательской работы я научилась задавать вопросы взрослым, работать в сети интернет. Взяв интервью у работника типографии, я узнала о видах и предназначении бумаги.

Опыты, которые мы провели, помогли нам получить практические навыки исследования. В ходе работы я собрала коллекцию о видах бумаги, создала буклет, провела анкетирование. Результаты анкетирования показали, что мои сверстники не знают о возможности использования вторичной бумаги.

Целью моей работы было: изготовить бумагу пригодную для вторичного использования в домашних условиях. Бумагу действительно можно изготовить в домашних условиях, она значительно уступает фабричной, но она имеет свои преимущества, она эксклюзивна и служит для красивых аппликаций и поделок.

Проведя исследование, я выяснила, что если мы будем использовать вторичное сырье, для изготовления поделок из бумаги, то сохранится и расширится зеленый массив.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для дополнительных занятий, как урочной, так и внеурочной деятельности.

Таким образом, задачи исследовательской работы были решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая гипотеза выяснена.

Давайте будем бережны и экономны к тому, что связано с бумагой!

Делайте бумагу сами, и мир станет чище!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аким Э. Л. Обработка бумаги текст-М.1979,- 230с.

2. Большая Российская энциклопедия, том 4, Москва.

3. Журнал «Наука и жизнь» №7, 2004 год.

4. Иванов С. Н.Технология бумаги.-М.: Лесная.Пром-сть, 1970.— 696 с.

5. ИстринВ.А. Возникновение и развитие бумаги. - М,1965, -62с.

6. Любешкина, Е.Н. Обратная сторона упаковки. Наука и жизнь 2007.-№ 3. с.44-51.

7. МихайловаГ. Н. Метод проектного обучения на уроках 2005.

8. Ожегов, Толковый словарь русского языка, Москва, 2014.

9. Яндекскартинки - История появления бумаги, поделки из бумаги.

10.org / wiki / Бумага

12. TimNoble и SueWebsterhtt :// wwwecology .md/sect «Мусорное творчество»

13. http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text = «Творчество бумаги»