Можно ли сказать что трагическая ситуация завершается. Древнерусская литература
Сказание о белгородском киселе
В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.
И собрали в городе вече 1 и сказали:
Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам - может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.
Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:
Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.
Они же с радостью обещали послушаться.
И сказал им:
Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.
Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.
Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:
Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.
Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.
И пришли они в город, и сказали им люди:
Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.
И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».
Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.
Вопросы и задания
- Как удалось спасти город и его жителей? Какие качества характера помогли старцу спасти город?
- Как начинается и чем завершается сказание? Можно ли сказать, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой?
Попробуйте показать интонацией при чтении грустные и радостные моменты сказания.
- Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?
- Как вы понимаете слова: «печенеги», «вече», «поведали», «повелели», «корчага», «восвояси»?
Можно ли их заменить словами, употребляемыми сегодня? Какими?
- Подготовьте пересказ текста, используя слова, которые вы объяснили.
Передайте точно начало и концовку сказания. Найдите верные интонации для пересказа древнерусского произведения.
- О чём говорят начальные слова сказания «В лето 997»?
- Какой союз повторяется в сказании и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается?
1 Вече - собрание горожан для решения общественных дел.
Сказание о белгородском киселе
В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.
И собрали в городе вече 1 и сказали:
Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам - может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.
Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:
Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.
Они же с радостью обещали послушаться.
И сказал им:
Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.
Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.
Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:
Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.
Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.
И пришли они в город, и сказали им люди:
Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.
И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».
Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.
Вопросы и задания
- Как удалось спасти город и его жителей? Какие качества характера помогли старцу спасти город?
- Как начинается и чем завершается сказание? Можно ли сказать, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой?
Попробуйте показать интонацией при чтении грустные и радостные моменты сказания.
- Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?
- Как вы понимаете слова: «печенеги», «вече», «поведали», «повелели», «корчага», «восвояси»?
Можно ли их заменить словами, употребляемыми сегодня? Какими?
- Подготовьте пересказ текста, используя слова, которые вы объяснили.
Передайте точно начало и концовку сказания. Найдите верные интонации для пересказа древнерусского произведения.
- О чём говорят начальные слова сказания «В лето 997»?
- Какой союз повторяется в сказании и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается?
1 Вече - собрание горожан для решения общественных дел.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе ». К урокам литературы. Колотухина Е.В.
Какое произведение древнерусской литературы мы изучали? В чём заключался подвиг отрока- киевлянина?
Древнерусская литература. Что включает в себя понятие древнерусская литература? Какие жанры характерны для древнерусской литературы?
Летопись Что такое летопись? Почему она так названа? Кто наиболее известный автор русских летописей? С каким летописным сводом вы знакомы? О чём он повествует?
Эпиграф к уроку Всякий народ не без племени-роду, и свитки летописаний деянья его сохраняют. Н. Гусовский
В. Васнецов «Нестор - летописец» Детали портрета летописца. Детали интерьера. Первые строки его писания: «Се повесть временных лет…»
«Повесть временных лет» «Повесть временных лет» составлена около 1113 г. Составил её монах Киево - Печерского монастыря Нестор. «Повесть…» - плод творчества нескольких поколений летописцев (переписал и отчасти переработал «Повесть…» монах Сильвестр).
Проверка д/з План статьи «Древнерусская литература» Особенности древнерусской литературы». Образ автора древнерусской литературы. Известные имена писателей древнерусской литературы. Появление новых редакций древнерусских книг. Тест по изученному материалу.
«Сказание о белгородском киселе» 997 год. Смекалка и хитрость русичей спасают их от гибели от рук самонадеянных и упорных печенегов.
Словарная работа Вече - собрание горожан в древней Руси для обсуждения государственных и общественных дел. Сыта - разбавленный водой мёд. Кадь – кадушка. Латки - посуда типа горшка. Корчага - большой глиняный горшок или чугун.
Анализ «Сказания…» О каком историческом событии идёт речь? Как начинается и чем завершается сказание? Как удалось спасти город и его жителей? Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Пересказ близко к тексту
Итоги урока Вставьте пропущенные слова: «Повесть … лет» составлена около … года монахом Киево - Печерского монастыря … . Жанр произведения- … . В основу её вошли … о земле русской. «Сказание о … киселе» повествует о том, как … осадили город … . Только … и … русских людей спасли их от неминуемой смерти.
Домашнее задание Выразительное чтение «Сказания о белгородском киселе» или найти и выписать рецепт киселя. Прочитать статью «Русская басня», ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверьте себя»
Использованные материалы: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл. – Р.-на-Дону: Феникс, 2015.
Предварительный просмотр:
6 кл.
Тест по теме: «Древнерусская литература».
- К какому жанру литературы относится «Повесть временных лет»?
а) житие; б) повесть; в) летопись.
- Когда началось летописание на Руси?
а) в 9 веке; б) в 18 веке; в) в 11 веке.
- Кто автор «Повести временных лет»?
а) Нестор; б) Мефодий; в) Кирилл.
- Почему летописец начинал летопись «от сотворения мира»?
б) чтобы рассказать интересную историю, похожую на сказку;
в) чтобы передать опыт прошлого.
- Что такое летопись?
а) редкая старинная книга;
б) один из основных жанров древнерусской литературы;
в) лиро- эпический жанр народной поэзии.
- С какого времени начинается рассказ в летописи?
а) с библейских времён;
б) с описания ныне живущего князя;
в) с описываемого исторического события.
- Почему «Повесть временных лет» является памятником древнерусской литературы?
а) она написана в давние времена;
б) это очень редкая книга;
в) это книга, в которой отражено мировоззрение древнерусского человека.
Ответы:
1-в, 2-в, 3-а, 4-а, 5-б, 6-а, 7-в.
Предварительный просмотр:
Карточка 1.
Вставьте пропущенные слова:
Повесть временных лет. Сказание о белгородском киселе.
Карточка 2.
Вставьте пропущенные слова:
«Повесть ______________ лет» составлена около _____ года монахом Киево - Печерского монастыря ____________ . Жанр произведения- ____________ . В основу её вошли ______________ о земле русской. «Сказание о ________________________ киселе» повествует о том, как _______________ осадили город ________________ . Только _________ и _______________ русских людей спасли их от неминуемой смерти.
Повесть временных лет. Сказание о белгородском киселе.
Карточка 3.
Вставьте пропущенные слова:
«Повесть ______________ лет» составлена около _____ года монахом Киево - Печерского монастыря ____________ . Жанр произведения- ____________ . В основу её вошли ______________ о земле русской. «Сказание о ________________________ киселе» повествует о том, как _______________ осадили город ________________ . Только _________ и _______________ русских людей спасли их от неминуемой смерти.
«Сказание о Белгородском киселе»
Задачи деятельности учителя: создать условия для организации и проведения повторения известных из истории, из жизни фактов, связанных с памятниками древней Руси; показать, как отражены в летописи народные идеалы; способствовать формированию представлений о древнерусской литературе, о человеке в произведении древнерусской литературы, развитию интереса к предмету «Литература».
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: иметь представление о произведении древнерусской литературы и его особенностях; определять жанры литературы и известные средства художественной выразительности; самостоятельно выбирать материал по интересующему вопросу; пользоваться различными справочными источниками, ресурсами Интернета;
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям древнерусской литературы, приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа текста, употребляя лексику древнерусской литературы; понимать способы выражения авторской позиции.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках;
регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (чтение, пересказ).
Оборудование: выставка рисунков «Иллюстрируем “Повесть временных лет”».
Основные понятия и термины: летопись, патриотизм.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Выразительное чтение «Сказания о белгородском киселе».
2. Устное рецензирование выразительного чтения учащегося.
3. Беседа о прочитанном.
Вопросы :
– Как удалось спасти город и его жителей?
– Какие качества характера помогли старцу спасти город?
– Как начинается и чем завершается сказание? Можно ли сказать, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой?
– Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
4. Работа со словарем: выполнение задания 1, с. 25.
5. Пересказ текста с использованием слов, которые были объяснены.
Вопросы :
– Верную ли интонацию выбрал ученик?
– Какую интонацию вы считаете верной?
– В чем вы видите достоинства данного пересказа?
– На какие недостатки пересказа хотели бы указать?
– Считаете ли вы важным употребление при пересказе начальных слов «В лето 997»? Почему?
– Какие особенности древнерусской литературы, на ваш взгляд, проявились в «Сказании»?
6. Презентация и защита собственных иллюстраций.
Вопросы (примерные):
– Как вы назвали свою работу, почему?
– Играют ли значение выбранные вами краски для передачи основной мысли, заложенной в иллюстрации?
– Каких умений и навыков не хватило, чтобы достичь желаемого?
– Какие слова и выражения из текста созвучны вашей работе?
– Кого из художников-иллюстраторов можете назвать, чей почерк вам близок и понятен?
II. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Домашнее задание.
1. Прослушать текст «Сказания...» в актерском исполнении и ответить на вопросы 1–4, с. 25.
2. Подготовить выразительное чтение «Сказания...».