Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подрост - курсовая работа. Дипломная работа: Организация досуга подростков в условиях сельской местности Практическая значимость исследования


Омской области по профилактике безнадзорности и подростковой преступности путем организации летнего досуга

1. Наименование субъекта Российской Федерации: Омская область .

Реализация мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и подростковой преступности, осуществляется учреждениями культуры и искусства Омской области в рамках долгосрочной целевой программы Омской области «Профилактика правонарушений и наркомании в Омской области (2010 – 2014 годы)», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 8 июля 2009 года № 120-п.

3. Основные формы организации летнего досуга несовершеннолетних учреждениями культуры на уровне субъекта, муниципального образования, поселения.

Во исполнение Плана оздоровления, отдыха и занятости несовершеннолетних в 2011 году учреждениями Омской области в сфере культуры и органами управления культурой муниципальных районов Омской области разработаны и утверждены планы мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних.

Согласно планам организуются и проводятся культурно-досуговые мероприятия в учреждениях культуры Омской области, на летних оздоровительных площадках по месту жительства детей и подростков.

В преддверии летних каникул во всех муниципальных образованиях проведены учебно-методические семинары по организации досуга несовершеннолетних в летний период. Продолжается практика организации детских площадок, культурно-оздоровительных центров, творческих смен в детских оздоровительных лагерях.

Например, в Полтавском муниципальном районе осуществляется работа детских лагерей с дневным пребыванием на базе детского отдела муниципальных учреждений культуры «Центральная районная библиотека», «Полтавский районный историко-краеведческий музей»; «Соловьевский культурно-досуговый центр», «Ольгинский культурно-досуговый центр».

В Муромцевском муниципальном районе на базе лагеря «Березка» организована творческая смена «Искусство. Творчество. Традиции» для участников коллективов художественной самодеятельности, учащихся детской школы искусств и «Школы ремесел».

Государственные и муниципальные музеи и библиотеки Омской области представляют подростковой аудитории новые музейные экспозиции и летние читальные залы под открытым небом. Музеи также предусмотрели льготное культурно-экскурсионное обслуживание организованных групп и проведение выездных тематических выставок по месту отдыха несовершеннолетних.

В июне – июле областные и муниципальные театры во взаимодействии с органами муниципальных образований организовали посещение театральных постановок участниками пришкольных оздоровительных лагерей. Театр куклы, актера, маски «Арлекин» также включил в план и согласовал показ спектаклей для маленьких зрителей в сельских районах.

Омской филармонией в июне 2011 года организовано более 40 тематических программ для учащихся школ и воспитанников детских домов, в том числе в муниципальных районах Омской области.

В Концертном зале Омской филармонии 1 июня состоялся благотворительный концерт Омского государственного детского ансамбля «Это наш мир», посвященный Международному дню защиты детей. Концерт проводился для воспитанников детских домов, подростков и детей группы «риска» из 17 муниципальных районов Омской области и города Омска (1000 человек). Также в рамках Международного дня защиты детей в Омском областном театре юного зрителя имени XX-летия Ленинского комсомола проведен Межнациональный фестиваль «Детства яркая палитра». Фестиваль открылся театрализованной творческой игрой «Все краски радуги» на площади перед ТЮЗом. В фойе театра были размещены выставки «Дети Прииртышья» и «Сибири малый уголок». Свои коллекции продемонстрировали детские театры мод. Одним из разделов экспозиции стала презентация стенда о деятельности межнациональной оздоровительной профильной смены «Многоликое Прииртышье». Праздник завершился гала-концертом «Дружба на всех языках» с участием 30 творческих коллективов национально-культурных объединений, учреждений культуры из 9 муниципальных районов Омской области (всего около 500 человек).

Более 1000 юных исполнителей, представляющих все муниципальные районы Омской области и город Омск, приняли участие в VII областном празднике «Певческое поле», который состоялся 12 июня на стадионе «Динамо».

С привлечением несовершеннолетних проведены мероприятия, посвященные 70-летию начала Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов в парке 30 лет Победы.

В июле дети и подростки будут приглашены на мероприятия Международной выставки «ВТТВ-Омск-2011».

В период с 1 по 30 июня во всех учреждениях клубного типа, кино-досуговых учреждениях, публичных библиотеках проведено 744 антинаркотических мероприятия в рамках Всероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью!», Международного дня борьбы с наркоманией, число посетителей составило 29 тыс. человек, из них 16500 человек – дети в возрасте до 14 лет.

В период летней оздоровительной кампании при поддержке Министерства по делам молодежной политики, физической культуры и спорта Омской области в детских оздоровительных центрах и лагерях «Пламя» и «Березовая роща» организованы профильные смены «Наследники традиций» и «Преображение». Профильная православная смена «Преображение» проводится с 26 июня по 13 июля 2011 года совместно с Омско-Тарской епархией Русской Православной Церкви. Участниками смены станут воспитанники воскресных школ при храмах Омско-Тарской епархии (250 участников в возрасте от 7 до 14 лет).

В целях совершенствования культурно-досуговой деятельности и продвижения инновационного опыта работы распоряжением Министерства культуры в 2011 году объявлен областной конкурс на лучшую организацию работы с детьми и молодежью в учреждениях культуры Омской области.

Целями и задачами конкурса являются:

Повышение эффективности работы с детьми и молодежью в учреждениях культуры;

Создание условий для интересного и полезного досуга детей и молодежи в учреждениях культуры;

Формирование потребности подрастающего поколения в ведении здорового образа жизни;

Привлечение большего числа детей и молодежи к участию в клубных формированиях и мероприятиях;

Повышение уровня заинтересованности предприятий, учреждений и организаций на территории муниципальных районов Омской области в поддержке творческой деятельности детей и молодежи;

Выявление инноваций в работе учреждений культуры Омской области по организации досуга детей и молодежи.

Поиск новых интересных форм работы, привлечение большего числа детей и молодежи к занятиям в клубных формированиях, показ видео-презентаций победителей конкурса станут стимулирующим фактором в активизации творческого потенциала специалистов культурно-досуговых учреждений муниципальных районов Омской области и повышении качества культурных услуг, оказываемых детям.

В регионе на протяжении ряда лет сохраняется положительная динамика досуговых мероприятий для детей.

По данным мониторинга свыше 60% мероприятий, проводимых в учреждениях культуры муниципальных районов Омской области в течение года, составляют мероприятия для несовершеннолетних. В летний период процент мероприятий для этой категории населения возрастает до 85%.

Особое внимание уделяется обеспечению досуга неорганизованной категории несовершеннолетних, подростков «группы риска» через привлечение их к занятиям в коллективах художественной самодеятельности, в клубах по интересам, предоставлению детям из малообеспеченных, многодетных семей, детям-сиротам, детям-инвалидам льгот на посещение платных мероприятий: киносеансы, аттракционы, экскурсии, спектакли.

Учреждения культуры организуют мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику правонарушений, наркомании, табакокурения в среде детей и подростков.

Во всех учреждениях проводятся праздники здоровья, спортивные эстафеты, тематические мероприятия, беседы, встречи с интересными людьми, познавательные программы, конкурсы, вечера-размышления и многое другое.

Для несовершеннолетних в культурно-досуговых учреждениях Омской области продолжат работу 5384 клубных формирований различной направленности: самодеятельного и прикладного творчества; духовно-нравственного, патриотического, экологического, правового воспитания; досуговые, кроме того ожидается создание новых любительских объединений и клубов по интересам для детей, подростков и молодежи.

В целях совершенствования досуга несовершеннолетних, расширения спектра предоставляемых культурных услуг специалисты учреждений культуры проводят социологические опросы и анкетирование на предмет изучения досуговых предпочтений подростков и молодежи, в том числе «группы риска». С учетом их пожеланий в учреждениях культуры региона появились новые формы работы: кино-кафе, интернет-акции «Компьютеры против наркотиков», рэп - вечеринки. В новом формате стал проводиться фестиваль молодежной культуры «Молодость без границ» в Кормиловском районе, на котором были представлены такие направления молодежной субкультуры как: рэп, рок, биг-боксинг, тик-тоник, пар-кур.

Немаловажная роль в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних принадлежит и библиотекам. Специалисты привлекают в библиотеки детей и подростков через массовые формы работы (уроки доброты, правовых знаний, литературные турниры, экологические путешествия и т.п.).

Вопросы летней занятости несовершеннолетних находятся на постоянном контроле руководителей органов управления культурой, что, несомненно, способствует реализации поставленных Министерством культуры Омской области задач по организации досуга несовершеннолетних и повышению эффективности проводимой работы в летний период 2011 года. Финансирование проводимой работы осуществляется в рамках долгосрочный целевых программ Омской области, бюджетов муниципальных районов и сельских поселений.

4. Формы и механизмы взаимодействия органов исполнительной власти в сфере культуры с правоохранительными органами субъекта Российской Федерации по организации летнего подросткового досуга:

Органы и учреждения системы профилактики Омской области принимают активное участие в деятельности по совершенствованию профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении, в обеспечении межведомственного взаимодействия в решении вопросов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в формировании механизмов, позволяющих позитивно влиять на детей и подростков.

Продолжена практика выездов межведомственной рабочей группы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области в районы Омской области с целью изучения состояния работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и оказания содействия органам местного самоуправления в организации более эффективной деятельности по данной проблеме. В 2011 году осуществлено 4 выезда (Азовский, Кормиловский, Любинский, Русско-Полянский муниципипальные районы).

В целях усиления межведомственной работы с несовершеннолетними УВД по Омской области разработаны мероприятия комплексной межведомственной профилактической операции «Подросток», сроки проведения которой с 1 июня по 1 декабря 2011 года. Учреждения культуры региона принимают непосредственное участие в целевых профилактических мероприятиях «Лидер», «Подросток- лето», «Подросток – улица».

Министерством и Управления внутренних дел по Омской области разработан и реализуется План совместных мероприятий по профилактике правонарушений и предупреждению употребления несовершеннолетними наркотических и психотропных веществ на территории Омской области.

В развитие Плана Омский государственный музыкальный театр, Омский областной театр юных зрителей совместно с Инспекцией по делам несовершеннолетних УВД Омской области (далее – Инспекция) разработали программу по нравственному, эстетическому и этическому воспитанию подростков, стоящих на учёте в Инспекции, в рамках которой для трудных подростков показываются спектакли, проводятся экскурсии по театрам, для инспекторов по делам несовершеннолетних организуются семинары.

На протяжении ряда лет сложилась определенная система совместной работы Министерства и Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Омской области в вопросах организации профилактических мероприятий среди несовершеннолетних. Работа в этом направлении проводится совместно с общественностью, родителями, социальными партнерами.

5. Показатели снижения подростковой преступности в Омской области за 2008 – 2010 годы.

За последние 3 года подростковая преступность в Омской области снизилась на 28,1 процента по сравнению с уровнем 2007 года (в 2008 году – на 8,9 процента к предыдущему году, в 2009 году – на 8,2 процента к предыдущему году, в 2010 году – на 13,9 процента к предыдущему году).

Опыт работы учреждений культуры

Ростовской области по профилактике безнадзорности и подростковой преступности путем организации летнего досуга

1. Наименование субъекта Российской Федерации: Ростовская область.

2. Наличие нормативных и правовых актов, долгосрочных программ в сфере деятельности учреждений культуры и искусства по вопросам профилактики безнадзорности и подростковой преступности.

Министерство культуры, учреждения культуры и искусства Ростовской области осуществляют деятельность по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, малолетних, профилактике безнадзорности и подростковой преступности согласно ст. 24 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», совершенствуя формы работы по привлечению несовершеннолетних к занятиям в клубах, кружках, по приобщению их к ценностям отечественной и мировой культуры, проводит работу по возрождению престижа семьи.

По данному направлению учреждениями культуры области проводилась значительная работа, предусмотренная п. 3.1.30 «Областной целевой программы профилактики правонарушений в Ростовской области на 2007-2010 годы» («Проведение фестивалей искусств, праздников детского художественного творчества, конкурсов для детей и подростков, учащихся образовательных учреждений дополнительного образования детей»). С 2011 года учреждения культуры области приступили к реализации мероприятий областной долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений в Ростовской области на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 30.09.2010 № 211 (пп. 3.1.17, 3.1.18, 3.1.19, 3.1.20).

3. Основные формы организации летнего досуга несовершеннолетних учреждениями культуры на уровне субъекта, муниципального образования, поселения, с указанием объема финансирования.

Театральное искусство для детей и юношества представляют два государственных театра: Ростовский государственный театр кукол и Ростовский-на-Дону областной академический молодежный театр, что в части услуг профессиональных театров полностью соответствует социальным нормативам и нормам, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 № 923-р.

Во всех донских театрах и филармонии придается большое значение работе с детским зрителем, ведется постоянная работа для расширения театрального и концертного предложения для детей. Ежегодно в репертуаре каждого театра – не менее двух новых детских спектаклей.
В Ростовском государственном театре кукол проводятся многочисленные благотворительные акции с показом детских спектаклей и концертов для семей с детьми-инвалидами, многодетных семей. Специально для работы с детским зрителем в Ростовском государственном музыкальном театре и филармонии с 2000 года ежегодно создаются детские абонементные программы.

Репертуар театров для детей основывается на лучших мировых классических литературных произведениях.

Ростовским-на-Дону областным академическим молодежным театром один раз в два года, начиная с 1989 года, проводится международный фестиваль спектаклей для детей и молодежи «Минифест». За это время на донских сценах показали свои спектакли театры из Германии, Бразилии, Австралии, Японии, США, Болгарии, Италии, Испании, Кореи и многих других стран. При поддержке министерства культуры области постоянно ведется работа по подготовке и выпуску спектаклей по произведениям отечественной и зарубежной классики в областных театрах, новых концертных программ в филармонии.

В целях обеспечения равного доступа граждан к культурным ценностям министерство культуры области с 2001 года оказывает финансовую поддержку для осуществления гастрольной деятельности государственных театров, выезжающих со спектаклями, в том числе для детей и юношества, в города и районы Ростовской области. Это позволяет расширить показ спектаклей для населения, проживающего в сельской местности и в городах области, где нет театров, в том числе для детей и молодёжи.

Театральные коллективы области тесно взаимодействуют с органами управления образованием и непосредственно с детскими образовательными учреждениями города и области.

В пяти образовательных учреждениях среднего профессионального образования культуры и искусства Ростовской области обучаются около 2000 студентов.

Педагогическими коллективами систематически и планомерно проводится работа по предупреждению противоправного поведения со стороны учащихся, профилактике экстремистских проявлений, совершенствованию правосознания и правовой культуры.

При планировании воспитательной работы образовательные учреждения используют различные формы и методы:

На основе анкетирования, изучения личных дел обучающихся проводится мониторинг состояния студенческой среды, который выявляет учащихся из неблагополучных семей;

В рамках образовательной деятельности студенты изучают предметы:

«Основы права», «История религий», «Основы безопасности жизнедеятельности»;

Проводятся классные часы, лекции и беседы на темы: «Все мы разные», «Что такое толерантность?», «Культура, традиции и обычаи мировых религий», «Терроризм - современная угроза человечества», «Формирование умений и навыков толерантного межличностного взаимодействия» и т.д. В 2009-2010г.г. образовательными учреждениями культуры и искусства подготовлено и проведено 65 мероприятий.

В целях совершенствования правосознания и правовой культуры, образовательные учреждения тесно взаимодействуют с комитетами по молодежной политике, правоохранительными органами и другими образовательными учреждениями.

В настоящее время в 126 муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей - детских школах искусств, музыкальных, художественных школах - обучаются 44236 учащихся.

В муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей выявляются творческие способности, происходит ранняя профессионализация детей по большинству направлений подготовки в сфере культуры и искусства.

В течение трех последних лет наблюдается увеличение контингента детей в возрасте от 6 до 18 лет, обучающихся в муниципальных детских школах искусств.

На сегодняшний день охвачено эстетическим воспитанием 13,5 % детей муниципальных детских школ искусств от числа учащихся средних общеобразовательных школ 1-9 классов (социальный норматив, утвержденный Правительством Российской Федерации, составляет 12 %).

Процесс увеличения контингента муниципальных детских школ искусств наблюдается в 27 территориях области (города: Азов, Батайск, Зверево,Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Таганрог, районы: Аксайский, Багаевский, Белокалитвинский, Весёловский, Егорлыкский, Зимовниковский, Кагальницкий, Каменский, Константиновский, Мясниковский и др.).

В целях выявления одарённых учащихся муниципальных детских школ искусств областными образовательными учреждениями среднего профессионального образования культуры и искусства по различным образовательным направлениям и видам искусства проводятся творческие мероприятия (конкурсы, фестивали, выставки):

В 2008 г. - 25 творческих мероприятий;

В 2009 г. - 28 творческих мероприятий;

В 2010 году – 32 творческих мероприятия.

В культурно-досуговых учреждениях области в настоящее время действует более 7 тысяч клубных формирований различной направленности для детей и подростков (что на 13,9% больше 2009 года),
в том числе 5,7 тысячи коллективов самодеятельного народного творчества (на 5,3% больше 2009г.), объединяющие около 120 тысяч ребят.

Остается стабильной статистика по количеству проведенных тематических мероприятий и клубных формирований для молодежи.
В 2010 году было проведено более 20 тыс. мероприятия, которые посетило более 2,5 млн. человек. В муниципальных образованиях области действует более 2 тыс. клубных формирований для молодежи, насчитывающих около 40 тысяч участников.

Практически во всех методических подразделениях культурно-досуговых учреждений муниципальных образований Ростовской области ведется работа с населением, в т.ч. детьми и молодежью, попадающих в группу риска. Картотеки «трудных» подростков и неблагополучных семей позволяет осуществлять эту работу адресно, с последующим анализом эффективности проводимой работы. Наибольшего эффекта достигают мероприятия, где работа координируется с другими ведомствами, занимающимися профилактической работой. Организованные для проблемной молодежи встречи с психологами, наркологами, бывшими наркозависимыми, работниками МВД дают возможность подросткам задать интересующие их вопросы и услышать квалифицированный, доброжелательный ответ.

Клубные работники в своей деятельности используют формы и методы работы, формирующие общее отрицательное отношение к алкоголизму, табакокурению, наркомании, как социально-психологическому злу. Это акции, диспуты, марафоны милосердия, дискотеки, тематические вечера, информационные часы, беседы, уроки нравственности, вечера – встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних и др.

Областным домом народного творчества и муниципальными органами управления культурой в муниципальных образованиях области ведется многоплановая работа по учебе организаторов детского досуга, развитию культурно-досуговых форм деятельности передвижных учреждений клубного типа – автоклубов в селах и хуторах, не имеющих стационарных клубных учреждений, особенно в период летних каникул. Регулярно проводятся зональные учебно-методические мероприятия для организаторов досуга детей и подростков. Наряду с показательными мероприятиями обсуждались вопросы взаимодействия учреждений культуры с учреждениями общего и дополнительного образования, здравоохранения, органами внутренних дел по организации летнего досуга детей, координации деятельности учреждений социальной сферы по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде.

В целях обеспечения методической помощи отделам культуры и руководителям клубных учреждений муниципальных образований области в работе с несовершеннолетними ОДНТ выпускаются сборники конкурсных и игровых программ для детей, методико-библиографические и сценарные материалы по профилактике наркотической зависимости, организации работы с семьей и др. В 2010 году изданы сборник методических рекомендаций по организации досуга молодежи, сборники сценариев для детей и подростков, организаторов детского досуга и др.

Ежегодно проводится работа по участию детских, юношеских и молодежных творческих коллективов в различных областных мероприятиях. 1июня в Областном доме народного творчества проходит заключительный праздник областного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Южный ветер», в котором принимают участие около 300 участников творческих коллективов из числа победителей. Более 1500 ребят из разных уголков Донского края соревнуются в искусстве петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, рисовать. В рамках фестиваля – конкурса в городах и районах области проходят жанровые конкурсы по инструментальному, вокальному и хореографическому искусству. Умение видеть красоту окружающего мира и любовь к родной земле демонстрируют юные участники конкурса декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

1 июня 2010 года на сценических площадках города Ростова-на-Дону прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню защиты детей.
На площадке «Ракушка» парка им. М.Горького прошел концерт детских творческих коллективов «Донская радуга», на фонтанной площади у драматического театра им. М.Горького. на площадке «Город юных мастеров» жителей города встречали мастера-умельцы Ростовской области со своими учениками. На сцене профессиональные артисты ростовской областной филармонии подарили юным зрителям творческие программы в исполнении Духового оркестра им. Еждика, ансамбля песни и пляски «Казачий круг» и шоу группы «Амазонки».

В рамках областной долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 – 2013 годы», утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 11.09.2009 № 448 в 2010 году впервые был проведен областной фестиваль творчества юношества и молодежи «Сильному государству – здоровое поколение!». В 4-х конкурсных номинациях и Гала-концерте приняли участие около
50 юношеских и молодежных творческих коллективов и 700 участников из 18 территорий области.

Данный фестиваль еще раз показал о наличии в области прекрасных молодежных коллективов, их профессиональном уровне, несомненном интересе молодежи к творчеству. Массовостью участия молодежи творчеством отличились города Волгодонск и Таганрог. На реализацию данного мероприятия программой было предусмотрено 400,0 тыс. рублей.

Важную роль в профилактике негативных явлений в детской и подростковой среде играют библиотеки. Библиотечное обслуживание населения Ростовской области осуществляют 3 государственные и 1070 муниципальных библиотек (по состоянию на 15.06.2011г.). Из общего числа государственных и муниципальных библиотек 97 библиотек являются специализированными детскими библиотеками
(1 – государственная и 96 – муниципальных).

Для обеспечения доступа детей к информации библиотеки интенсивно комплектуются новой литературой, оснащаются компьютерной техникой. Количество компьютеров в детских библиотеках на 01.01.2011г. составляет 122 ед. (в 2009 г. –111 ед.).

Являясь областным методическим центром для библиотек области по вопросам библиотечного обслуживания детского населения, Ростовская областная детская библиотека им. В.М. Величкиной разработала «Концепцию библиотечного обслуживания детей в общедоступных библиотеках Ростовской области 2003-2010гг. (приложение к решению коллегии МК РО от 21.08.2003 № 18)». Концепция стала базой для определения основных направлений деятельности, разработки программ развития и модернизации библиотечного обслуживания детей в Ростовской области.

В 2010-2011 гг. Ростовская областная детская библиотека им.
В.М. Величкиной реализовала план мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми. Наиболее востребованными оказались беседы на родительских собраниях «Дети – наши маленькие граждане», «Воспитание без криков и шлепков», открытый просмотр литературы «Общаться с ребенком. Как?». Их посетило более 150 родителей и педагогов учебных заведений г. Ростова-на-Дону.

В течение 2010 г. для подростков и учащихся старших классов проводились правовые часы, круглые столы с участием представителей правоохранительных органов, юристов, психологов: «По страницам Конвенции о правах ребенка», «Если человек нарушил закон…» и др.
За 1-е полугодие 2011 г. проведено 7 выставок, бесед и встреч с учащимися, их родителями, в том числе «Главные законы детства», «Право жить и права жизни», «Гражданам России школьного возраста» и др.

В рамках реализации основных программных мероприятий, предусмотренных Областным законом от 15.03.2007 № 652 «Об областной целевой программе профилактики правонарушений» (п. 3.1. «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи») детские библиотеки области проводят мероприятия с целью продвижения чтения, повышения информационной культуры, организации досуга и популяризации различных областей знаний. Ежегодно детскими библиотеками проводится свыше 2000 массовых мероприятий. При библиотеках на безвозмездной основе организованы творческие объединения: клубы, кружки, литературные гостиные, творческие мастерские. Для большего охвата детского населения библиотеки, обслуживающие детей, традиционно организуют работу, как в собственных помещениях, так и в пришкольных и загородных лагерях, школьных оздоровительных площадках, парках, детских домах, приютах, профилакториях.

Немаловажное значение в профилактике имеет индивидуальная работа с несовершеннолетними, моделирование социально-одобряемого поведения. С этой целью сотрудники Ростовская областная детская библиотека им. В.М. Величкиной на основе договоров сотрудничества реализуют авторские программы «Ступени», «Уроки любомудрия»
в 4 общеобразовательных учреждениях города.

В целях защиты прав и интересов детей в 2011г. организовано 8 дней специалиста «Библиотека и досуг ребенка». В числе присутствующих было более 100 педагогов дополнительного образования.

В практику работы внедрены формы совместного с органами управления образованием, образовательными и досуговыми учреждениями г. Ростова-на-Дону проведения профилактических мероприятий и акций, таких как «День библиотеки в школе» (в 2011 г.-2 мероприятия, посетило более 300 учащихся), праздник «Лето с книгой» (6-й сезон).

Ежегодно министерство культуры совместно с Ростовской областной детской библиотекой им. В.М. Величкиной проводит областные литературные конкурсы в рамках недели детской книги. Ежегодно меняется название конкурса, но его вектор всегда направлен на привлечение детей к чтению, книге, библиотеке. Последние конкурсы:
«В библиотеку всей семьей»-2008г., «Однажды в библиотеке»-2009г., «Чехов сегодня и всегда»-2010г., «В слове мы - сто тысяч я»-2011г.) привлекли более 1000 школьников из более 30 муниципальных образований области.

В областных музеях в целях обеспечения доступа несовершеннолетних к культурным ценностям согласно постановлению Администрации Ростовской области от 03.12.2004 № 474 «О порядке предоставления льгот на посещение организаций культуры» право на ежемесячное посещение музеев предоставляется лицам, не достигшим 18 лет; такой день установлен в каждом государственном музее. В 2010 году были введены новые льгоы на посещение областных музеев. Дополнительные льготы получили члены многодетных семей, студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования и граждане, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы
(в ред. постановлений Администрации РО от 11.02.2010 № 48,
от 07.05.2010 № 297).

Также согласно постановлению Администрации Ростовской области от 18.12.2009 № 674 «О порядке организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей» в летний период группы детей посещают музеи и выставки (кроме коммерческих) один раз в неделю без взимания платы по предварительным заявкам образовательных и оздоровительных учреждений.

Значительная работа по приобщению несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, к ценностям отечественной и мировой культуры проводится в государственных музеях Ростовской области.

Приток школьников обеспечивается расширенной тематикой выставок, экскурсий и лекций, интерактивных занятий, мастер-классов, которые разрабатываются и проводятся сотрудниками всех государственных музеев. В 2010 году – в юбилейный год Великой Победы – во всех музеях активизировалась военно-патриотическая работа.
В течение года сотрудники музеев выступают на форумах и совещаниях учителей с информацией об использовании музейной экспозиции учащимися города в учебной и воспитательной работе. Все государственные музеи области проводят мероприятия в рамках культурно-образовательных программ «Музей и дети», «Духовное наследие», «Музей и школа», «Здравствуй, музей!», «Лето в музее» и др.

Ростовским областным музеем краеведения ведется серьезная научно-исследовательская работа учащимися старших классов. В 2010 году проведены: областной конкурс «Отечество», городской конкурс «Краеведение Дона» совместно с городским Домом детского творчества, областной семинар избирательной комиссии Ростовской области «Демократические традиции на Дону», городской конкурс творческих работ «Космос – взгляд из детства», посвященный Году Космонавтики. Музей уделяет в своей работе большое внимание неблагополучным детям. На протяжении последних лет каждую последнюю среду месяца воспитанники Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУВД по Ростовской области бесплатно посещают экспозиции и выставки Ростовского областного музея краеведения, принимают участие в военно-патриотических мероприятиях музея.
По окончании учебного года информация о работе музея с учащимися направляется в Министерство образования Ростовской области. Для преподавателей-предметников, завучей в залах музея ежеквартально проводятся занятия с целью презентации новых форм просветительной работы с учащимися.

Огромную роль в деле профилактики правонарушений на национальной почве среди школьников играют мероприятия, проводимые Ростовским областным музеем краеведения совместно с региональными общественными организациями под патронажем Администрации Ростовской области, в которых принимает участие семейная аудитория: национальный татарский праздник «Сабантуй», славянский народный праздник «Иван Купала», немецкий праздник «Город, который построил немец А. Ригельман» и многие другие. Учитывая занятость студенческой молодежи в дневное время, музей продлил работу выставок до 19 часов, благодаря чему более 4000 студентов смогли приобщиться к творчеству классиков модернизма только на выставке «100 шедевров».

На протяжении ряда лет Азовский музей-заповедник активно сотрудничает с Комиссией по делам несовершеннолетних, женсоветом и другими общественными организациями города Азова. В результате этого сотрудничества были реализованы несколько масштабных проектов. Проведен городской конкурс плакатов, слоганов, эссе «Город, безопасный для меня» (популяризация Закона о введении комендантского часа в Ростовской области). Традиционными в музее стали интерактивные мероприятия, проводимые для школьников летних оздоровительных площадок и лагерей, пропагандирующие здоровый и безопасный образ жизни, а также встречи с врачом-наркологом и сотрудниками ГО ЧС.

Таганрогский художественный музей проводит разнообразные формы образовательно-воспитательного процесса по работе с детьми из неблагополучных семей и трудными подростками: это и тематические экскурсии по экспозиции музея, и тематические беседы по истории и теории искусства с экспонированием подлинных произведений, а также художественно-музыкальные и художественно-театрализованные композиции. Традиционно музей сотрудничает с Отделом милиции по делам несовершеннолетних. Дети, состоящие на учете в детской комнате милиции, посещают залы музея и приглашаются на благотворительные праздники. Для юных жителей Таганрога организовываются встречи со старейшими художниками города и с талантливыми молодыми художниками.

К каждому учебному году сотрудники Гуковского музея шахтерского труда им. Микулина обновляют программы для детских садов и младших классов «Музей самым маленьким», классов коррекции и школ-интернатов «Музей для всех», школьников среднего звена и студентов, пришкольных лагерей. Между Гуковским музеем, школой-интернатом №12, «Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних г. Гуково» заключены договоры о сотрудничестве.

Волгодонский эколого-исторический музей на протяжении многих лет сотрудничает с Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних г. Волгодонска и ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детским домом «Теремок» г. Волгодонска. Ежегодно с ними заключаются договора сотрудничества. В течение года 1 раз в месяц, а в летние месяцы 1 раз в неделю, воспитанники этих образовательных учреждений посещают музей на бесплатной основе. Стало уже доброй традицией приглашать ребят на торжественные открытия новых выставок, в том числе и передвижных выставок коммерческого характера.

Об активной деятельности Таганрогского музея-заповедника с несовершеннолетними и подростками свидетельствует статистика. В период с 1 января по 31 декабря 2010 года музей посетили 49613 детей и подростков, из них: воспитанники интернатов, детских домов, социальных приютов – 7285 чел. (15%), дети из многодетных семей – 318 чел., дети из центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей – 160 чел., несовершеннолетние дети из неполных, малоимущих семей, которые побывали в орбите суда и проходили программу реабилитации и ресоциализации – 252 чел. и пр.

Новочеркасский музей истории донского казачества ежегодно заключает договоры о сотрудничестве со всеми общеобразовательными учреждениями, школами-интернатами, детскими домами г. Новочеркасска, а также активно сотрудничает с аналогичными учреждениями других городов Ростовской области. В течение календарного года в музее проводятся около 1500 экскурсий для детей и подростков. За 2010-первое полугодие 2011 гг. в общеобразовательных, средних специальных учебных заведениях, детских домах, специализированных школах-интернатах, дошкольных учреждениях г. Новочеркасска было прочитано 513 лекций по военно-патриотической тематике. Для школьников и воспитанников детских домов проводятся благотворительные утренники, концерты, художественно-музыкальные мероприятия с участием лучших творческих коллективов города. За отчетный период музеем организовано и проведено 42 встречи с ветеранами Великой отечественной войны, участниками боевых действий, детьми войны, художниками – авторами работ на тему Великой Отечественной войны. За полтора года музеем проведено 236 мероприятий по военно-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, в которых приняли участие более 11000 чел. В 2011 г. деятельность музея была отмечена Благодарственными письмами от городского Совета ветеранов, городского отделения ДОСААФ.

Основная работа культурно-досуговых учреждений области в летний период 2010-2011г.г. заключается в организации детского досуга. При клубных учреждениях работают детские площадки, куда могут прийти дети не только с оздоровительного лагеря, но и просто зрители.

1 июня во всех муниципальных образованиях области проходят детские праздники, где дети поют, танцуют, рисуют, играют в различные игры. В конце праздника всем участникам обычно вручаются призы и мороженное.

Самые различные мероприятия были проведены Ко Дню России. Это литературно – музыкальные композиции, игровые программы. Подвижные конкурсы на улице больше нравятся детям, чем мероприятия в помещении. Одной из целей этих программ - оздоровление детей на свежем воздухе. Музыкальное оформление программы создает всем хорошее настроение. Самые подвижные, ловкие и смелые получают призы.

Во время каникул проводятся мероприятия патриотического направления: Митинг ко дню памяти и скорби «Июня взорванный рассвет», тематическая программа «Честь и слава России», где в игровой форме дети узнали о гербе, гимне, флагах. Для закрепления знаний проводится викторина, разгадывание ребусов.

Проводятся мероприятия направленные на физическое развитие детей и формирование у них позитивного отношения к спорту: спортивные состязания: «Богатырские состязания», «Корпорация монстров», игровая программа «Настоящие индейцы».

Для расширения кругозора детей и активизации познавательной деятельности проводятся познавательные игры: «Прометей», «Грамотеи», познавательно – развлекательная программа «Путешествие на воздушном шаре». С целью пропаганды интересных и полезных увлечений проводятся фотоконкурсы «Вот оно, какое наше лето», на котором ребята представляют свои фотографии.

Деятельность учреждений культуры области ориентирована на круг возможных интересов детей. Важно, чтобы каждая группа дел заканчивалась каким-то важным для участников событием, чтоб к нему велась интересная подготовка, чтобы каждый участник получил соответствующее отличие или награду.

Наиболее востребованы мероприятия с активным участием детей. Работниками культуры прилагаются все возможные усилия для того, чтобы разнообразить предлагаемые формы работы и тем самым привлечь детей и подрастающее поколение в культурный, здоровый досуг.

Областной дом народного творчества (ОДНТ) отводит одну из первостепенных ролей повышению профессионального уровня специалистов культурно-досуговой деятельности, занимающихся детским досугом, используя при этом разнообразные формы и методы: деловые и ролевые игры, тренинги, семинары, совещания, индивидуальные консультации, подбор репертуарного и методического материала.

Согласно плану работы министерства культуры области областным домом народного творчества совместно со специалистами министерства культуры ежегодно проводятся мероприятия по повышению профессионального уровня руководителей и специалистов культурно-досуговых учреждений области.

В рамках мероприятий проходят совещания, на которых рассматриваются следующие вопросы:

Роль органов исполнительной власти в координации деятельности учреждений социальной сферы по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде;

Организация работы клубных учреждений области по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период;

Особенности взаимодействия муниципальных учреждений культуры с учреждениями общего и дополнительного образования, здравоохранения, органами внутренних дел по организации летнего досуга детей;

Способы формирования благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе.

В целях повышения профессионального уровня руководителей и методистов культурно-досуговых учреждений используются такие формы как семинары, совещания, конференции, деловые игры, тренинги.

За 2010 год специалистами ОДНТ подготовлено 30 методических пособий, в том числе 11 методических пособий для руководителей самодеятельных коллективов различных видов и жанров народного творчества и 19 тематических репертуарных сборников и методических рекомендаций по различным аспектам культурно-досуговой деятельности.

Традиционно специалисты ОДНТ готовят методические материалы и сборники по темам года. В целях всестороннего освещения социально-значимых направлений работы были подготовлены: репертуарный сборник по пропаганде здорового образа жизни «Мы выбираем жизнь», методический сборник «Воспитываем патриота и гражданина», методические материалы по работе с социально-уязвимыми категориями населения. Тематика сборников была определена по итогам анализа имеющегося методического фонда, запросов руководителей самодеятельных коллективов области и специалистов культурно-досугового профиля.

4. Формы и механизмы взаимодействия органов исполнительной власти в сфере культуры с правоохранительными органами субъекта Российской Федерации по организации летнего подросткового досуга.

Формы взаимодействия учреждений культуры с другими учреждениями, организациями, обществами строятся на договорах о сотрудничестве, совместных планах работы, программах, в которых используются различные формы работы.

Учреждения культуры в своей работе по профилактике асоциальных явлений в обществе сотрудничают с организациями, оказывающими психологическую и социальную поддержку молодежи, с центрами реабилитации с целью организации совместных акций, мероприятий пропаганды здорового образа жизни и профилактики наркомании, с правоохранительными органами, активно участвующими не только в обеспечении порядка при проведении массовых мероприятий, но и непосредственном участии в подготовке и проведении тех или иных мероприятий. Совместная работа проводится и в работе с категорией граждан в т.ч. детьми и подростками, попадающими в «группу риска».

Работа по профилактике асоциальных явлений среди населения района, в т.ч. подростков и молодежи, пропаганде здорового образа жизни ведется в тесном контакте всех ведомственных структур путем создания секций, кружков, различных соревнований, проведения информационных уроков, конкурсов, акций, массовых праздников.

Опыт работы учреждений культуры
Республики Татарстан по профилактике безнадзорности и подростковой преступности путём организации летнего досуга

Курсовая работа на тему Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков

Введение

Актуальность исследования

В настоящее время работы школ, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков являются актуальнейшей проблемой современного общества.В формировании культуры досуга подрастающего поколения необходимо полноценно включить семью в воспитательно – образовательную систему.Дело это не простое,ведь сейчас почти утрачены идеи народной педагогики,заботы о воспитании,рождённые народной мудростью,а знания родителями основ теории современного воспитания невелики и бессистемны.

Активное участие учреждений социально –культурной сферы и школы в организации семейного досуга,как показывает практика,позволяет смотреть на досуговую деятельность как важный фактор преодоления социальной пассивности,некоторой части семей,нейтрализации внутрисистемных конфликтов,восстановления дефицита взаимного доверия,создание благоприятных возможностей для реализации множества альтернативных,в том числе домашних видов досуга.

Основными задачами совместной деятельности семьи,школы и учреждений культуры по организации досуга подрастающего поколения всегда являлись:

Формирование гармонически развитой личности.

Нравственное,эстетическое и физическое совершенствование подростков.

Удовлетворение духовных запросов подростков и развитие их творческих способностей.

В настоящее время существует большое количество внешкольных учреждений (студий,клубов юных техников,станций юных туристов и многое др.) которые ориентируются только на детей,а центры культуры и досуга проводят мероприятия в основном для молодёжи и взрослых.Театры ставят спектакли или для детей,или для взрослых.Это вряд ли является социально и педагогически оправданным в современных условиях.Усилия учреждений культуры и школы должны быть направлены,прежде всего на семью,как коллектив,на организацию совместной социально - ориентированной досуговой деятельности родителей и детей –в этом одно из необходимых условий оптимизации такой работы.Ведь именно семья даёт образ мира,в котором предстоит жить ребёнку,именно в семье происходит формирование ролевого поведения.

Формы работы учреждений социально –культурной сферы и школы с семьёй могут быть самые разнообразные.Так,например,в подростковых клубах многих городов России стали традиционными семейные праздники,семейные вечера,индивидуальные формы обогащаются новым содержанием,опираются на интересы семьи.Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле:молодецкие игры,ярмарки,кружки прикладного творчества для детей и взрослых -«Умелые руки»,изобразительного искусства,фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов.Решению проблемы дефицита общения родителей и детей должны способствовать клубы семейного общения,клубы по интересам,театры кукол,библиотеки и другие центры.

В настоящее время всё чаще создаются и становятся популярными конференции отцов,мужские клубы,встречи,консультации,беседы медиков,психологов,педагогов,совместный труд в мастерских,походы –экскурсии и т.д.

Ценность культурно –досуговых форм по работе с семьёй заключается в том,что в них активно включаются такие механизмы общения,как:дети и дети,семья –дети,семья –семья,дети –подростки –взрослые.Эти контакты придают процессу общения особую привлекательность и задушевность.Возможность общаться взрослым вместе с детьми создаёт благоприятный психологический микроклимат в семье и укрепляет её устои.

Эффективность использования соцеального потенциала семьи в большой степени зависит от уровня педагогической культуры родителей.Повышению его способствует усилия школ,социальных служб,клубных учреждений,библиотек и др. центров.

Сегодня педагогически оправданной остаётся идея объединения усилий всех социально культурных институтов в педагогическом просвещении родителей.Необходимо создавать службы психологической помощи не только подросткам,но и семьям.К их работе могут быть привлечены учителя школ,социальные педагоги,студенты.

Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей.Важно отметить,что подрастковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности –психики,физиологии взаимоотношений.Задача состоит в том,чтобы направить формы общения в социально ценное русло,способствующее воспитанию культуры.Нужно подумать,как это сделать в каждом клубе конкретно,с учётом традиций,нравов,привычек,характерных для данной местности.

Проблема исследования. В настоящее время возникает проблема полноценного включения семьи в воспитательно –образовательную систему подрастающего поколения.

Объект исследования. Особенности работы школы,учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков.

Предмет исследования. Пути оптимизации работы школы,учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков.

Цель исследования. Выявить наиболее эффективные пути оптимизации работы школы,учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков.

Задачи исследования.

Раскрыть особенности работы школы,учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков.

Определить формы и методы работы школы,учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков.

Рассмотреть специфику организации досуга подростков в учреждениях дополнительного образования.

Выявить многообразие культурно-досуговых программ школы,учреждений культуры в процессе организации досуга подростков.

Методы исследования. Теоретический –системно –функциональный анализ,синтез.

Эмпирический –наблюдение,анализ,описание.

Глава? Особенности работы школы,учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков

Специфика организации досуга подростков в учреждениях дополнительного образования.

Внешкольные формы работы с подростками в учреждениях дополнительного образования приобретают огромное значение, которые способствуют развитию творческих способностей, самореализации, самоорганизации, самовоспитанию, формированию нравственных и духовных ценностей.

Неумение правильно организовать свой досуг приводит современных подростков к долгому сидению перед телевизором, компьютерной зависимости и т.п. Малоподвижный образ жизни способствует развитию гиподинамии, наблюдается потеря аппетита, плохой сон. Подросток становится апатичным, раздражительным, у него часто меняется настроение. Возможность выхода в сеть Интернет и виртуального общения не способствует развитию навыков общения с реальными сверстниками. Наоборот, некоторая безответственность за свои слова все дальше отталкивает ребят от реального общения. «Домашние» дети до поры до времени не вызывают опасений родителей, проблемы появляются потом в виде различных болезней, конфликтов со сверстниками и т.п.

Р а з р ы в т е к с т а. . . . . .

“Осень-дивная мозаика”-развлекательно-игровая программа для подростков.

“Осень-рыжая подруга”-танцевальная шоу-программа.

“Мы все соседи на планете”-развлекательная программа для подростков.

“Кнам стучится Новый год”-театрализованная шоу-программа для подростков.

“Эта дивная ночь волшебства”-музыкально-развлекательная программа.

Заключение

В современной социокультурной ситуации подростковый досуг подростков предстает как общественно-осознанная необходимость. Досуг для подростков – это сфера, в которой они особенно остро и полноценно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, в активной деятельности и самовыражении.

Современная социокультурная ситуация, кризис общества породили сложнейшие проблемы в воспитании подрастающего поколения и в становлении отдельно взятой личности.

Многолетнее игнорирование объективных явлений, происходящих в сфере организации свободного времени подростков и молодежи, низкий уровень предлагаемых форм досугового общения, неразвитость материально-технической базы учреждений культуры привели к тому, что с каждым днем растет криминогенность среди подростков; увеличивается количество детей-бродяг, несовершеннолетних проституток, наркоманов. Число подростков, употребляющих наркотические вещества, за последние десять лет увеличилось в 10 раз, причем возраст приобщения к наркотикам 14 лет, но встречаются даже 6-8-летние дети.

Большое значение для подростков имеет эффективность использования социального потенциала семьи (который в большей степени зависит от уровня педагогической культуры родителей) .Повышению его способствуют усилия школы,социальных служб,клубных учреждений,библиотек и других центров.Сегодня педагогически оправданной остаётся идея объединения усилий всех социально –культурных институтов в педагогическом просвещении родителей.Необходимо создавать службы психологической помощи не только подросткам,но и их семьям.Возможность общаться взрослым вместе с детьми создаёт благоприятный психологический микроклимат в семье и укрепляет её устои.К работе могут быть привлечены учителя школ,социальные педагоги,медики,юристы,работники внешкольных учреждений,преподаватели и студенты вузов.

Российская Федерация располагает большим количеством институтов, создающих условия для социально-культурной деятельности (музей, библиотека, клуб и т.д.). Все действующие в России культурно-досуговые учреждения подразделяются на несколько типов, каждый из которых включает группу однородных учреждений, обладающих характерными признаками:

  • - библиотеки подразделяются по назначению и характеру работы, составу книжных фондов, масштабом деятельности,
  • - центры, с находящимися на их базе библиотеками, музеями, клубами и пр.,
  • - социально-культурные комплексы, зрелищные учреждения искусств (мюзик-холлы, театры, цирки, филармонии и пр.),
  • - учреждения лекционной пропаганды (лекторий, планетарий),
  • - выставки и выставочные залы,
  • - учреждения для детей и подростков (Дома детского творчества, Центры эстетического воспитания и др.).

Большое распространение получают в наши дни виртуальные учреждения культуры: интернет-салоны, интернет-клубы. За последние 10 лет произошли огромные изменения в системе культурно-досуговых учреждений.

Особое значение имеет творческая деятельность работников учреждений и предприятий: Дома культуры, клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг, от их умения увлечь. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

В настоящее время деятельность культурно-досугового учреждения должна решать, прежде всего, социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели образа жизни. Сфера досуга сегодня становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция и др.). Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но предложить альтернативные, социально-значимые досуговые программы клубная сфера обязана. Деятельность досуговых учреждений должна быть направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей детей и подростков.

Учреждения культуры придают совместной социально-культурной деятельности детей и подростков качественную определенность, значимость. При этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала, формирования культурных запросов и потребностей, организация разнообразных форм досуга и отдыха, создания условий для духовного развития и наиболее полной реализации молодой личности в сфере досуга. В этом как раз и состоит предназначение учреждения культуры, как социально-культурного института, основная функция которого заключается в организованном объединении людей, для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей человека и решению конкретных социально-культурных задач.

К таким реально действующим, динамично развивающимся социально-культурным институтам относятся современные культурно-досуговые центры. Они являются важным звеном клубной структуры. Идея их создания возникла не случайно. Реальные процессы развития интересов и устремлений людей в сфере свободного времени требуют нового подхода к организации их культурно-досуговой деятельности, расширению ее содержательных и управленческих основ. Особо нужно отметить наличие трех главных параметров, которые являются основой создания центров досуга: культурного, отражающего культурную ситуацию в регионе; социального, характеризующего состояние тенденции развития социальной сферы; территориального, представляющего экономико-географические, этические и другие особенности данного региона. Практически каждый из этих параметров уже сам по себе служит основанием для поисков наиболее предпочтительной структуры социально-культурного центра, приоритетных направлений его деятельности.

Социально-культурные центры - это одно или многопрофильные организации свободного, предпринимательского инициативного характера. Культурные центры создаются на основе добровольного объединения государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации, рекламы, обслуживания и т.д. и имеют статус юридического лица. Их открытие осуществляется по территориально-производственному принципу, путем объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных, досуговых и близких по профилю формирований, сохраняющих статус самостоятельного юридического лица. Цель их создания - интеграция родственных по своим задачам социально-культурных объектов, использование благоприятных условий для реализации творческого досугового потенциала входящих в него структурных единиц и формирований, организация совместных крупномасштабных региональных мероприятий, разработка и реализация социально-культурных программ.

Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный механизм, включающих использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д. Структура культурного центра основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой - развивающей, творческой игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых.

Отдельно взятые социальные институты (клуб, библиотека, парк, музей, школа, кинотеатр и т.д.) перестают быть автономными источниками культуры для жителей региона, а становятся в рамках социально-культурного центра структурой обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.

В работе с детьми и подростками досуговые центры открытого типа следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива. Это то общее, что позволяет рассматривать культурный центр как особый социальный институт. Однако в каждом конкретном случае он может проявляться в своей специфической форме, определяемой диапазоны предлагаемых культурных занятий. Такие центры создаются и функционируют в разнотипных микрорайонах больших городов, а также средних и малых.

Принципиальным отличием современных культурных центров от функционирующих ранее домов и дворцов культуры является преимущественный акцент в их деятельности на групповые и индивидуальные формы работы с различными социально-демократическими группами населения, особенно с детьми, подростками, молодежью, людьми пенсионного возраста. Да и в самой идее социально-культурных центров открытого типа приоритеты безоговорочно отданы демократизму, самодеятельности и инициативе населения и общественному самоуправлению. В таких центрах должны максимально использовать большие и потенциальные возможности таких социальных институтов, как семья, трудовой или учебный коллектив, различные общественные организации и т.д.

В педагогическом плане, деятельность культурно-досугового учреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства, вся работа современных культурно - досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе, на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей.

Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое учреждение является институтом социализации.

Главная > Методические рекомендации
  1. Методические рекомендации по выявлению и профилактике деятельности новых категорий неформальных молодежных движений и объединений в целях предупреждения противоправных и экстремистских проявлений с их стороны содержание

    Методические рекомендации

    по выявлению и профилактике деятельности новых категорий неформальных молодежных движений и объединений в целях предупреждения противоправных и экстремистских проявлений с их стороны

  2. Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения 41 44 родителей 10. Положение детей-инвалидов и меры по их социальной поддержке 45 50 11. Положение детей вынужденных мигрантов 51 52 >12. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних 53 57

    Реферат

    Настоящий доклад подготовлен в соответствии с распоряжением Губернатора Ставропольского края от 06.04.98 г. №221-р «О подготовке ежегодного доклада «Положение детей в Ставропольском крае» министерством труда и социальной защиты населения

  3. Анализ деятельности учреждений культуры муниципального образования Кущёвский район в 2010 год

    Документ

    Стратегическая цель отрасли – формирование духовно-нравственного человека, гражданина-патриота, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного района, края, страны, уважающего историческое и культурное наследие своего народа.

  4. Методическое пособие подготовлено в рамках образовательной программы Разработка региональной системы профилактики злоупотребления пав детьми и молодежью

    Учебно-методическое пособие

    Мотивы изучения молодежной субкультуры разнообразны. Кто-то стремится таким образом найти способ улучшения своих отношений с детьми, учениками, соседями.

В системе социального воспитания подрастающего поколения большое место занимает организация досуга детей и подростков. Формирование лич-ностных качеств, установок, взглядов и убеждений особенно важно в период детства и ранней юности. В этом возрасте происходит социализация человека, осознание себя членом определенной культуры. Поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих поступках, выработка в соответствии с ними индивидуальных качеств определяет позицию ребенка в этом обществе.

Среди факторов, определяющих направленность социализации детей и подростков, следует прежде всего выделить влияние родительской семьи, школы, общества сверстников, средств массовой коммуникации и внешколь-ных учреждений досуговой деятельности. Анализ результатов психолого-педагогических исследований выявляет следующие проблемные области ран-ней юности: «Родители», «Будущее», «Сверстники», «Школа», «Свободное время», «Другой пол», «Собственное Я». Характеристика данной социальной группы включает такие черты, как максимализм, негативизм, нетерпимость – качества, которые составляют своеобразный «подростковый синдром». В сегодняшней атмосфере демократических перемен у подростков эти черты проявляются ярче, чем у других возрастных категорий.

Проблемная ситуация , характерная для досуга детей и подростков заключается, во-первых, в отсутствии специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга, в рамках образовательных институтов. Оказалась в прошлом разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительный отдых детей. Дети, лишенные возможности творческого развития в организованных структурах, пытаются восполнить дефицит условий самореализации деструктивными, разрушающими культуру и личность процессами, асоци-альными и противоправными формами поведения, пополняют отряды бомжей, оказываются в плену алкогольных и никотиновых пристрастий.

Во-вторых, отрицательно на развитии детского досуга сказывается его коммерциализация. Большое количество разнообразных спортивных секций, студий, объединений, пользующихся спросом у подросткового поколения, стали платными. Переход многих учреждений культурного досуга на коммерческую основу сделало их недоступными для большинства желающих. Подростки, относящиеся к семьям с низким прожиточным уровнем, оказались отрезанными от этой сферы досуга.

В-третьих, компьютеризация общества также не могла не отразиться на подростках. Неумение правильно организовать свой досуг приводит совре-менных подростков к компьютерной зависимости. Долгое просиживание перед компьютером приводит к потере зрения, нарушению осанки, болезням позвоночника. Малоподвижный образ жизни способствует развитию гипо-динамии, наблюдается потеря аппетита, плохой сон. Ребенок становится апатичным, раздражительным, у него часто меняется настроение.


В-четвертых, еще одной важной проблемой досуга является неспо-собность удовлетворить потребности подросткового возраста в общении. Дети не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Зачастую не имея возможности полноценного непосредственного общения со сверстниками, подростки пополняют дворовые и уличные компании. Ценности, объединяющие такие сообщества, не всегда оказываются позитивными с точки зрения социальной значимости.

Свободное время подростка может быть неорганизованным, стихийным, бесполезно проведенным, а может быть и целенаправленно организованным.

Основными задачами совместной деятельности семьи, школы и учреждений культуры по организации досуга подростающего поколения всегда являлись:

Формирование гармонически развитой личности;

Нравственное, эстетическое и физическое совершенствование подростков;

Удовлетворение духовных запросов подростков и развитие их творческих способностей.

Но, к сожалению, данные многочисленных исследований свидетельствуют, что многие культурно-досуговые акции, проводимые с подростками, часто носят развлекательный характер и не направлены на решение этих задач. Для того, чтобы полноценно использовать воспитательный потенциал свободного времени, следует как можно раньше включать подростка в социально активную досуговую деятельность. Эта работа может быть осуществлена в различных структурах:

По месту действия (школа, детские культурно-досуговые учреждения, лагеря отдыха);

По целям деятельности (учеба, отдых, общественные инициативы);

В зависимости от ведущего вида деятельности (спорт, творчество, игра, труд);

По коллективному составу (центр, отряд, микрогруппа);

По половому составу (однополые, разнополые);

По возрастному составу (ровесники, разновозрастные).

Каждая структура выполняет свои воспитательные задачи по отношению к подростку. Участвуя в разнообразных видах деятельности, приобщаясь к учебе, творчеству, игре, подросток реализует свои многочисленные досуговые потребности. Свободное время подростков предоставляет широкий круг для развития многих способностей (умственных, эстетических, физических и др.). Главное для организаторов досуга – выстроить ряд задач, которые помогут развить эти способности.

Исходными мировоззренческими и методологическими положениями, которыми социальные педагоги, организаторы досуга руководствуются в практической деятельности, являются следующие принципы досуговой дея-тельности:

Основной педагогический принцип работы с детьми младшего школьного возраста и подростками – рациональная организация их досуга. Образова-тельные занятия детей в кружках, студиях и т.п. должны быть ориентированы на получение начальных навыков в художественном и техническом творчестве. Игровая досуговая деятельность (конкурсы, викторины, игровые программы, утренники) направлена на расширение кругозора детей в организации свободного времени. Рекреативный досуг (походы, экскурсии, клубы общения по интересам) должен способствовать переключению внимания детей и отдыху их от уроков в школе, общению, ознакомлению с природой и культурными ценностями.

Принцип интереса. Мотивы, побуждающие ребят включиться в досуговую деятельность, существенно отличаются от мотивов, действующих в учебных заведениях. В отличие от регламентированных учебными планами и программами занятий в школе, одинаковых и обязательных для всех, орга-низация досуговой деятельности ведется на основе добровольности и учета интересов детей. Поэтому решающее значение приобретает привлекательность досуговых дел, интерес, вызываемый ими. Воспитательное значение их заклю-чается в том, что они помогают преодолеть трудности познания, облегчают волевое напряжение, делают его более целеустремленным и устойчивым.

Возникновение и развитие интереса у подростков к досуговым делам зависит, с одной стороны, от их содержания, а с другой – от способа проведе-ния. Если организатор досуга хочет заинтересовать предстоящей досуговой деятельностью как можно большее количество школьников, он должен стремиться к тому, чтобы все, что предлагается детям, соотносилось с их основными устремлениями и имело для них познавательное значение. Поэтому реализация принципа интереса требует детального изучения запросов и потребностей детской аудитории, что поможет специалистам правильно осуществить прогнозирование процесса воспитания и получить нужный результат.

Принцип занимательности и развлекательности. В развлекательных досуговых мероприятиях детям предоставляются обширные возможности для тренировки и проявления сообразительности, находчивости, изобрета-тельности. Каждое детское мероприятие требует гибкости ума, творческой активности, остроумия. Соревновательная обстановка, присущая многим детским развлечениям, активизирует их, особенно если состязания носят командный характер. Красочность и эмоциональность мероприятий произво-дит неизгладимое впечатление на детей и подростков, способствует форми-рованию нравственных качеств личности, воспитанию культуры чувств.

Принцип развития инициативы и самодеятельности ребят был сформулирован и введен в практику основателем детских клубов в России С.Т.Шацким. В современных условиях социальные педагоги стараются заме-тить первые ростки инициативы, самодеятельности у кружковцев, развивают и закрепляют организаторские умения, навыки у всех групп актива детских досуговых подразделений. Очень важно пробудить у детей и подростков социальную активность, желание приобщиться к общественно полезному труду. Накапливая опыт общественных отношений, ребята быстрее и успешнее приобретают навыки самоуправления. Широкое участие детей и подростков в организации досуговой деятельности делает ее особенно близкой для них, интересной и необходимой.

Важен и другой аспект развития детского самоуправления. Штатный аппарат социально-педагогических центров весьма ограничен. И если его ра-

ботники сумеют организовать вокруг себя актив, их возможности возрастут.

Принцип опоры на положительные эмоции. Этот принцип основан на высказывании: «Ищи в ребенке лучшее – его больше». Увидеть доброе в ребенке и опираться на это – в этом заключается этот принцип.

По мнению ряда педагогов-исследователей в последнее время работать с подростками стало труднее. Сегодняшние проблемы школьников есть спе-цифическое отражение кризиса, в котором оказалось наше общество. Утеряны ориентиры социальной жизни, еще недавно казавшиеся незыблемыми, а новые еще не утвердились. Затруднения в отношениях вызваны и тем, что общество стало сильно меняться уже на протяжении одного поколения. В результате опыт старших как бы теряет свою актуальность для новых поколений. Воспитатель сами должны быть способным к изменениям и не относится к своему сложившемуся опыту как единственно ценному; уметь понять позицию сегодняшних подростков.

В качестве таких целевых установок можно рассматривать формирование у подростков мотивов к творческой деятельности; поддержку молодежных общественных инициатив в сфере нравственности, экологии, истории и др.; создание организационно-правовых условий для социального самовыражения, самоутверждения, самореализации; обеспечение взаимопонимания между поколениями; гуманизация духовного облика подростков, повышение их культурного уровня.

Главная целевая установка культурно-досуговых программ – ориентация на те культурные и нравственные ценности, которые общество хотело бы видеть у подростков.

В городе Орле и городах области успешно реализуются многие культурно-досуговые программы и проекты. Среди них наиболее значимыми являются психолого-педагогические, экономические, правовые и досуговые программы. Так, например, в рамках реализации региональной программы «Молодежь Орловщины» на базе областного молодежного центра «Полет» разработаны программы «Возрождение», «Я для России», «Экология и дети», «Рост» и др.

Одной из интересных инновационных методик по организации досуга подростков является валеологическая программа курса «Тропинкой здоровья» для подростков 12-13 лет. Курс рассчитан на 20 занятий продолжительностью 1-2 учебных часа, который может осуществляться как во внешкольных детских учреждениях, так и в качестве факультатива в школе.

В качестве примера рассмотрим один из наиболее интересных проектов работы с детьми и подростками – «Хобби-Центр» (г. Томск).

Задача центра – компенсация социальных условий самореализации лич-ности подростка; формирование общественно-полезной направленности их деятельности; создание естественных условий для выдвижения ребят в качестве лидера; обеспечение социальной защищенности подростков, уменьшение опасности замкнутости, одиночества; воспитание общечеловеческих идеалов красоты, доброты, милосердия.

Хобби-Центр имеет статус юридического лица (т.е.счет в банке, печать, символику и другие атрибуты).

В отличие от традиционных форм работы с подростками центр предос-тавляет широкий набор видов деятельности; позволяет каждому члену коллектива открыть «свое дело»; предполагает семейное участие в работе центра.

1. Художественная деятельность подростков:

Создание картинной галереи из «малышовых» рисунков в подъездах домов;

Проведение детских конкурсов художественного творчества;

Издание детской газеты и журнала «Хобби-Вестник»;

Участие в работе агитбригады;

Организация групп игрового кино (хобби-комиксы), фото-студии, фото-салона, изостудии, хореографического коллектива и детского театра;

Работа видеоцентра, компьютерного класса (подготовка игровых прог-рамм, уроков информатики).

2. Производственная деятельность Центра:

Детский сад короткого посещения;

Учетная комната интенсивных методов обучения;

- «фабрика» развивающих игр;

Сельскохозяйственные бригады по выращиванию овощей;

- «биржа труда» для родителей;

Детская служба быта;

Столярная мастерская для совместного с родителями труда;

Программа «мы строим дом» - реставрация заброшенных сельских домов.

3. Организация отдыха, спортивной деятельности:

Палаточный лагерь «Солнечная республика»;

Туристские походы и экспедиции по родному краю;

Организация спортивных состязаний.

Центр возглавляет Сенат во главе с Президентом. Сенат формирует постоянные и временные рабочие группы, определяет им задания, утверждает основные направления работы и программы Центра. Любой из «хоббитов» может выдвинуть на общем собрании идею, которая после защиты ложится в основу конкретной программы. Автор идеи формирует рабочую группу, несет ответственность за реализацию программы. Инициатива может исходить не только от ребят, но и от родителей, учителей, «выпускников» Центра.

Основным источником извлечения материальных средств является типография Центра, фотосалон, студия звукозаписи, детский бар, служба быта и столярная мастерская. Остальные программы не ориентируются на извлечение прибыли.

Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности регио-нальных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распространению новых технологий в области досуговой деятельности и создавать условия для их успешной реализации.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие факторы влияют на развитие современных подростков.

2. Как современная общественная обстановка в нашей стране влияет на мировоззрение подростков, формирование их ценностей.

3. Охарактеризуйте основные проблемы современных подростков.

4. Считаете ли Вы необходимым введение валеологического курса в школах, учреждениях досуговой сферы.

1. Кондратьев Д.Н. Молодежное вещание на телевидении: проблемы и тревоги // Педагогика, 1998. №4. С. 7-73.

2. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.

3.Молодежь в современном мире: проблемы и суждения. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1990. С. 5-12.

4. Наш проблемный подросток: Учебн. пособие. СПб.: Союз, 1998.

5. Педагогика: Учебн. пособие /А.Г.Шебуняев и др. 2-е изд., испр. и доп. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 1999.