Формы работы с молодежью. Формы и методы работы учреждений культуры клубного типа

В технологиях социальной работы с подростками и молодежью используются индивидуальные, групповые и общинные методы(классическая группировка методов, предложенная М. Ричмонд).

Индивидуальная социальная работа представляет собой направление, вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом. Основная форма индивидуального метода социальной работы с подростками и молодежью – оказание помощи и консультирование молодых людей (разовое или на пролонгированной основе), либо индивидуальное консультирование в кризисных ситуациях. В ходе индивидуального взаимодействия с клиентом оказывается и помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (их представителями) и службами, врачами, юристами, полицией, судами и тюрьмами, координация их деятельности в социальной работе с молодежью.

Групповая социальная работа - метод, используемый с целью оказания клиенту помощи (развитие его физического и духовного потенциала, формирование социально одобряемого поведения и т.д.) через передачу группового опыта. В качестве основной технологии используется контролируемая терапевтическая дискуссия. Метод ориентирован на работу с уличными молодежными группировками девиантной направленности с целью вовлечения их в общественно полезную и социально контролируемую деятельность. Важнейшей предпосылкой успешной групповой работы является установление доверительных отношений с семьями молодых людей и различными структурами, участвующими в процессе воспитания, образования и социализации «трудных» подростков (школа, органы внутренних дел и др.). Групповая социальная работа реализуется преимущественно в формах клубной и кружковой деятельности: она предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства взаимодействия (помещение, спортивный зал и т. п.) и фиксированного времени. В групповые программы вносятся игровые элементы, спортивные и культурные мероприятия. Большое значение уделяется разумному и гуманистическому проведению молодыми людьми их свободного времени.

Общинная социальная работа представляет собой интеграцию всех методов социальной работы при решении задачи осознания молодым человеком тесной зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем. Социальная работа в масштабах общины направлена на кооперацию деятельности соответствующих учреждений по удовлетворению потребностей клиентов, расширению и стимулированию имеющихся притязаний, ожиданий и интересов молодых людей. Общинная социальная работа с молодежью призвана максимально содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечению жителей и учреждений конкретной территории (например, микрорайона) в решение острых молодежных проблем. Данный метод реализуется в непосредственном жизненном пространстве молодых людей и подростков, но при этом должны учитываться интересы и жителей данной территории (района).


Наряду с традиционными (вышеперечисленными) методами социальной работы с детьми, подростками и молодежью, формируются и новые, к которым относится, например, «мобильная социальная работа ». Ее принцип состоит в установлении доверительных взаимоотношений и солидарного взаимодействия с целью активного проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям. Появление метода связано с необходимостью влияния и контроля за частью молодежи, не склонной обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты и вместе с тем предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности. Как правило, к данной категории относятся представители различных молодежных субкультур.

Обострение социальных проблем молодого поколения во всех странах мира привело к распространению такой формы мобильной социальной работы, как социальная работа на улице . Здесь деятельность по работе с молодежью перемещается из различных ведомств и учреждений непосредственно на улицы, в группы девиантной молодежи. Уличная социальная работа встречается в самых разнообразных формах: предоставление возможностей альтернативного проведения свободного времени; организация спортивных мероприятий, представляющих собой контролируемые формы агрессии (превентивные меры); работа так называемых «автобусов любви» на вокзалах, где собираются молодые проститутки, наркоманы; а также другие формы уличной социальной работы подростками и молодежью.

Важно отметить: если общая иерархия методов социальной работы с населением в целом представляет собой последовательность индивидуальных, групповых и общинных методов, то особенностью социальной работы с молодежью выступает как бы «перевернутость» пирамиды, в основе которой находится мобильная социальная работа, объединяющая всю совокупность методов. Первоочередное воздействие (первичный контакт) оказывается на жизненное пространство молодежи, осуществляется социальная работа на общинном уровне. Поскольку молодежь склонна формироваться по принципу групповых интересов, установление доверительных и солидарных отношений между социальным работником и молодыми людьми осуществляется на групповом уровне, на котором и включается механизм группового метода социальной работы. И только на последнем этапе возникает возможность индивидуального метода – консультирование и оказание конкретной помощи.

Особенности социальных технологий помощи молодежи связаны со спецификой ее социального положения. С одной стороны, молодежь нуждается в поддержке со стороны государства, так как ресурсов семьи может не хватать. С другой, любая помощь молодежи должна носить возвратный характер или сопровождаться социально-приемлемыми условиями, поскольку молодежь потенциально экономически наиболее активна.

Необходимо обогащение сложившейся социальной практики западным опытом применения гибких инновационных социальных технологий, где накоплен широкий опыт работы с маргинальными группами молодежи, их постепенной ресоциализации, в том числе через работу с трудными подростками или уличными детьми, а также на социальных предприятиях.

Таким образом, в развитых странах сегодня реализуются две основные стратегии социальной защиты молодого поколения: 1) «неоконсервативная» – государственная помощь только наименее защищенным категориям молодежи при жестком регламентировании расходования средств получателями помощи (США, Канада); 2) признание ответственности государства за успешное вхождение в общественные отношения всей молодежи и, соответственно, реализация долгосрочных программ, направленных на социальную защиту и поддержку всех представителей молодежной популяции (некоторые страны Центральной и Северной Европы).

Основные различия между вариантами формирования и реализации социальной политики и социальной работы с молодежью в зарубежных странах определяются:

1. Степенью вмешательства государства, правительственных и муниципальных органов: от минимальной (например, США) до всесторонней «патерналистской опеки» (Швеция).

2. Выбором подходов к социальной защите молодого поколения на том или ином этапе национального социально-экономического развития, а также эволюцией взглядов на роль молодежи в этом развитии.

3. Экономическими возможностями государств и муниципалитетов направлять на социальные программы в отношении подростков и молодежи финансовые средства, выделять бюджетные ассигнования.

Основное внимание деятельности по совершенствованию социальной работы с молодежью должно быть уделено разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи, как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и в области предотвращения негативного влияния на молодежь окружающей среды, характеризующейся жесткостью, насилием, распространением алкоголизма, наркомании и т.п.;

В связи с неразвитостью гражданского общества в России приоритет в создании социальных служб для молодежи должен быть отдан государственным структурам с одновременной поддержкой общественных формирований и молодежных инициатив (в настоящее время деятельность детских и молодежных объединений охватывает незначительное число молодежи, а так называемые гражданские инициативы – это все еще усилия, предпринимаемые одиночками-энтузиастами).

Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью – интегративной и дефицитной. Интегративная модель – это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом деятельности, как социальная педагогика.

Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов. Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Согласно материалам «Сборника нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи» существует следующая структура социальных служб:

Центр социально-психологической помощи молодежи – оказание медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактика и предупреждение девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов:

1) отдела социально-правовой помощи (приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация);

2) отдел психолого-медико-педагогической помощи (диагностико-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга).

Центр информации для молодежи – оказание информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях самой молодежи.

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения – консультативная, социально-правовая, профориентационная и психологическая помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии.

Консультационный центр для подростков и молодежи – оказание квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи центра:

– обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и мест жительства;

– помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

– проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;

– информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);

– выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций.

Приют для подростков – обеспечение временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе.

Молодежные проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма.

Сравнительный анализ организации деятельности социальных служб для молодежи с зарубежными аналогами позволяет сделать вывод, что основное внимание в социальной работе с молодежью должно быть уделено:

– разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и в области предотвращения негативного влияния на молодежь окружающей среды, характеризующейся жесткостью, насилием, распространением алкоголизма, наркомании и т. п.;

– в связи с неразвитостью гражданского общества в России приоритет в создании социальных служб для молодежи должен быть отдан государственным структурам с одновременной поддержкой общественных формирований и молодежных инициатив (в настоящее время деятельность детских и молодежных объединений охватывает незначительное число молодежи, а так называемые гражданские инициативы – это все еще усилия, предпринимаемые одиночками-энтузиастами).

В социальной работе с молодежью необходимо учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности по «сублимации» агрессивности в молодежной среде, т. е. ее преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь возможны самые неожиданные решения – от организации секций для «трудных» подростков до изучения приемов восточных единоборств, организации команд по американскому футболу или регби.

Другое важное направление социальной работы с молодежью – поддержка девушек и молодых женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях. Эта деятельность осуществляется в основном посредством домов-приютов, работники которых призваны своевременно вмешиваться в кризисную ситуацию и создавать новые формы социальной работы. Находиться в таких приютах могут не только женщины-жертвы насилия, но и их дети. Допуск сюда мужчин абсолютно исключен. Деятельность таких женских приютов осуществляется в условиях анонимности и самоуправления.

В настоящее время наиболее распространенными формами социальной работы с молодежью в России являются социально-реабилитационные и консультационные центры для подростков и молодежи, а также телефоны экстренной психологической помощи. Их перечень и подчиненность достаточно подробно прописаны в Федеральном законе Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120 ФЗ от 24 июня 1999 г.) и соответствующих подзаконных актах.

Телефоны экстренной психолого-социальной помощи («телефоны доверия») организуются на базе специализированных государственных или муниципальных учреждений. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены методические рекомендации и типовое положение о таких центрах, где обобщен опыт работы «телефонов доверия» в различных городах нашей страны и за рубежом. Специфика проблем, с которыми обращаются по телефону доверия молодые люди, обусловила создание специализированных служб экстренной психологической помощи для подростков и молодежи («горячие линии» по вопросам ВИЧ/СПИД, наркотиков и др.). Номера телефонов обычно легко запоминающиеся, информация о них – доступна в любом месте, т.к. размещаются эти сведения не только во всех учебных заведениях, клубах, на стадионах, но и в транспорте, на улицах.

Социальная работа с молодежью осуществляется в рамках комплексного подхода.

Роль социального педагога в работе с неформалами очень велика. Необходимым условием выступает вхождение педагога в доверительные и контактные отношения с членами группы. Так как наладить подобные отношения непросто, для повышения эффективности взаимодействия следует применять методы опосредованного взаимодействия (через референтных лиц); контактировать в первую очередь с участниками, занимающими антагонистические позиции в группе (с целью изменения их потребностей, мотивов, интересов, направленностей, ценностных ориентации и т.п.).

Важно учитывать, что каждая группа оказывает сопротивление и даже принимает ответные контрмеры тем воспитательным воздействиям, которые направлены на пресечение ее деятельности или разрушение ее структуры. Универсальных рекомендаций в данном случае быть не может, очевидно, лишь, что опорой должно стать то положительное, что есть в данной группе, в отдельных ее членах.

Чтобы нейтрализовать деятельность уже сложившейся группы подростков, специалисты советуют:

  • 1. выявить наиболее авторитетных лиц; изучить их направленность, интересы и склонности, роли, в которых они выступают в различных видах деятельности (учебной, игровой, спортивной, трудовой и т.п.);
  • 2. осуществлять за их поведением постоянный контроль и по возможности включать в общественно значимые виды деятельности, в некоторых случаях привлекать к руководящей работе на общественных началах;
  • 3. вести работу с лидерами групп, побуждая их к раскрытию, изменению своих взглядов, позиций, поведения; проводить воспитательную работу с членами группы с целью отрыва их от лидера и нейтрализации его влияния;
  • 4. находить способы развенчания лидеров в глазах подростков, подрывать их авторитет;
  • 5. постепенно вводить в группу положительно направленных подростков с целью разрушения группы изнутри. С этой целью можно перегруппировывать официальные группы.

Для наиболее эффективной работы социального педагога не просто с молодежью, а с подростками являющимися членами неформальных молодежных объединений необходимы различные пути, методы и средства воздействия. В современных условиях работы с подростками крайне необходима социально-педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями. Рассматриваемые теоретические данные дают нам возможность выделить систему средств для оказания поддержки и помощи подросткам из неформальных молодежных объединений. При изучении характеристик неформальных молодежных объединений следует узнать, выявить: - присутствует ли иерархическая лестница; - кто является лидером; - состав неформальных молодежных объединений; - степень влияния лидера на остальных «неформалов»; - направленность неформальных молодежных объединений и другое.

Для того чтобы узнать пути решения той или иной проблемы следует провести систему диагностических методик: - тесты на выявление агрессивности, коммуникативности. Этот тест проводится в неформальных молодежных объединениях, чтобы узнать насколько подростки - «неформалы» агрессивно настроены по отношению к социуму для того, чтобы понять подростков, их проблемы. Также проводится беседа с целью пополнения знаний о подростках, об их проблемах, об их перспективах и планах на будущее, эта беседа попытка «копнуть» немного глубже.

Педагог, работающий с подростками, прежде всего, должен помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику группы, дифференцированном подходе к каждой группе. Запрещение группы может только спровоцировать противоправные действия подростков. Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении, убедить их в том, что они заблуждаются, показывая истинные ценности отечественной и зарубежной культуры. Необходимо найти с этими подростками общий язык, найти пути создания условий для их самовыражения и самореализации.

Таким образом, можно выделить основные формы и методы работы с неформальной молодежью:

  • - вовлечение их в спорт, занятия искусством или иную социально-полезную деятельность;
  • - внедрение социального работника в состав группы с целью коррекции и контроля за их действиями;
  • - индивидуальный подход к каждому члену группировки;
  • - постоянно общаться с детьми и помогать им позитивно решать трудные ситуации, чтобы предотвратить их вовлечение в различные неформальные объединения и организации;
  • - привлечение к уголовной или административной ответственности лиц, формирующих асоциальное окружение и навязывающих антиобщественное поведение детям;
  • - проведение социально значимых и административных мер по предупреждению и распространению наркомании и пьянства среди подростков;
  • - организация и осуществление мер по профилактике девиантного поведения среди детей и подростков в семье и образовательных учреждениях;
  • - проведение в образовательном учреждении лекций и бесед о сущности антисоциальных формирований, движений и молодежных субкультур.

В современных условиях очень важно чтобы специалист по социальной работе работал совместно с родителями и педагогами. Находил способы взаимодействия с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит, на каких принципах строится общение в той или иной группировке, что ценного видит подросток, участвуя в таких объединениях. Отсутствие со стороны взрослого осуждения, критики делает подростков более открытыми в общении. Социальный педагог, сумевший найти контакт с такими ребятами, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности подростков и постепенно привлечь их к участию в организованных действиях. Важное направление в работе специалиста по социальной работе - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье. Эти направления очень важны в работе специалиста с «неформалами». Но на данном этапе только этими направлениями ограничиваться нельзя и поэтому ученые разработали рекомендации специалисту по социальной работе, работающему с неформальными молодежными объединениями.

Идеологическая работа нуждается в адекватных разработках и внедрении
в существующую воспитательную систему учебного заведения, каждый компонент которой требует идеологической, мировоззренческой актуализации и содержа­тель­ного наполнения.

Немаловажное значение для организации эффективной пропаганды госу­дарственной идеологии в учреждениях образования имеют совершенствование
и обновление форм и методов идеологической работы. Разработка и применение новых форм и методов должны вестись с учетом особенностей и проблем учебного заведения, региона. Это непрерывный процесс, состоящий из этапов, соот­ветству­ющих возрастным особенностям.

Изучение практики идеологической работы в учреждениях образования показы­вает, что наиболее эффективными являются следующие формы идеологической
и воспитательной работы.

Гражданский форум. Это форма обсуждения вопросов, которая способна продвинуть учащуюся молодежь на новую ступень гражданского участия в решении важных проблем района, страны, приобщить ее к политическому процессу. Во многих политических вопросах, как современных, так и имеющих исторический характер, более глубоко и основательно помогают разобраться молодому человеку беседы на политические темы. Политические беседы касаются широких общеполитических проблем, что находит отражение в теме беседы, освещают некоторые политические события, связанные со знаменательными датами, ориентируют молодых людей на более углубленное изучение каких-либо событий современности.

Одним из доступных способов приобщения учащихся и студентов к истории своей страны, ее культуре является организация деятельности патриотического клуба.

Агитбригада – форма политического и нравственного воспитания. Главное
в выступлениях – это современность, меткость, острота исполняемых скетчей, куплетов, сценок, которые призывают молодежь не оставаться безразличной,
а активно включаться в жизнь общества.

Исторический экскурс – это ролевое игровое воспроизведение эпизода
из прошлого, главная цель которого – извлечь урок на будущее для собственной жизни.

Активной формой идеологической работы с учащейся и студенческой молодежью по развитию их социальной и гражданской позиции является открытая кафедра. Участники мысленно представляют, что перед ними стоит кафедра,
с которой можно сказать свое слово всему миру, высказать свое мнение о сущности современных социальных, политических, экономических событий. При этом молодой человек может выбрать для себя любую роль: политика, депутата, руководителя учебного заведения, предприятия, так же как и выступать от своего имени.

Вахта Памяти – серия мероприятий, направленных на воспитание патри­отизма и уважительного отношения к героическим поступкам своих соте­чествен­ников: ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов.

Акция «Общественное мнение» проводится с целью формирования у учащихся и студентов представления о разнообразии точек зрения граждан на общественные проблемы и ситуации, развитие осознанности в собственном анализе проблем
и развитие способности соотносить свою точ­ку зрения с мнением окружающих.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности белорусского государства.

Особое внимание в реализации данного направления уделяется работе
по воспитанию у обучающихся уважения к государственным символам Республики Беларусь (гербу, флагу, гимну). Решению этой задачи способствует проведение конкурсов на лучший уголок государственной символики; мероприятий, посвященных государственным, общереспубликанским, профессиональным и другим праздникам, памятным датам; развитие традиций учреждения образования (сим­волика, летописи, музей истории учреждения образования, информационные стенды о лучших и известных выпускниках и др.), организация встреч, круглых столов, конференций, интернет-форумов с участием государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, ветеранов войны
и труда и т. п. (см. прил. 8, 9).

В образовательном процессе учреждений общего среднего образования активно используются электронные средства обучения:

· электронное учебное издание «Беларусь в Великой Отечественной войне»;

· электронный образовательный ресурс «Награды времен Второй мировой войны»;

· электронные учебные пособия «Минское гетто», «Брестская крепость – страницы истории»;

· электронный каталог «Герои Советского Союза: партизаны и подпольщики Беларуси».

В гражданско-патриотическом воспитании обучающихся также используются фонды и экспозиции музеев учреждений образования, обобщается и пропаганди­руется опыт лучших музеев, на их базе проводятся открытые мероприятия воспитательного характера.

Оптимальными формами идеологической и воспитательной работы в данном направлении являются следующие мероприятия:

· акции «Растим патриотов Беларуси», «Мы победили!», посвященные празднованию годовщин освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне;

· акции «Квітней, Беларусь!», «Я люблю тебя, Беларусь!», посвященные празднованию Дня Независимости Республики Беларусь;

· конкурсы «Мы – граждане Беларуси», «Моя малая Родина», посвященные Дню Конституции Республики Беларусь;

· «Звездный поход по местам боевой и трудовой славы белорусского народа»;

· декады гражданско-патриотических дел «Мы в памяти храним простые имена»;

· конкурс проектов «100 идей для Беларуси» и др.;

· мероприятия, посвященные Дню призывника, Дню памяти воинов-интер­националистов, Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Бела­русь, Дню Победы, Дню Независимости Республики Беларусь;

· акции «Маленькие герои большой войны», «Письмо с фронта»;

· флеш-моб «Праздник в городе» и т. п.

В целях формирования у детей и учащейся молодежи здорового образа жизни
и в соответствии с Государственной программой развития физической культуры
и спорта в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 372)
во всех учреждениях образования вошло в практику проведение мероприятий, направленных на популяризацию массовой физкультуры и спорта, укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения: акции «Здоровый я – здоровая страна!», «Беларусь против табака», «Нет курению!», молодежный марафон «Формула Будущего: Молодежь + Здоровье», зимняя и летняя универсиады, круглогодичная спартакиада, единые дни здоровья и др.

Особое внимание в идеологической работе с учащейся и студенческой молодежью уделяется использованию информационных ресурсов. Наличие в учреждениях образо­ва­ния развитой системы средств массовой коммуникации (собственных газет, телевидения, радио, интернет-сайта и т. д.) предоставляет обучающимся гораздо более широкие возможности по освоению современных информационных технологий, позволяет получить навыки создания, обработки и распространения информации, ее ценностного отбора и анализа, создает предпосылки для эффектив­ного формирования информационной культуры молодежи.

В целях совершенствования деятельности учреждений образования по фор­мированию у учащейся и студенческой молодежи информационной культуры, развитию у обучающихся самостоятельного критического мышления по отношению
к средствам массовой информации, выработке стойкого иммунитета против манипулятивного влияния СМИ, приобретению позитивного опыта работы с печат­ной и электронной прессой в учреждениях образования активизирована деятельность по подготовке учащейся и студенческой молодежи к жизни в информационном обществе, их обучению основам психологической защиты от деструктивного влияния масс-медиа .

В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко от 13 октября 2009 г. № 10/189 в учреждениях высшего образования, в первую очередь г. Минска, осуществляется реализация проекта по созданию сети межвузовского студенческого видеоканала «Университет-ТВ». Основными задачами видеоканала являются освещение событий, происходящих в сообществе учреждений высшего образования, содействие проведению идеологической и воспитательной работы в рамках государственной молодежной политики. Вещание видеоканала состоит из следующих рубрик: «Анонсы событий в УВО»; «События учреждений высшего образования»; «Студенческие новости»; «Рубрика о творчестве молодежи» (выставки, молодежные субкультуры); «Работа, образование»; «Спорт»; «Социальная реклама, благотворительность».

Одной из эффективных форм идеологической работы в учреждениях образования является работа информационно-пропагандистских групп , которые активно привлекают представителей государственной власти, профессорско-преподавательский состав, других педагогических работников для проведения единых дней информирования (каждый третий четверг месяца), воспитательных (кураторских) и еженедельных информационных часов.

В настоящее время все учреждения образования страны имеют достаточно высокоскоростные каналы связи с Интернетом, собственные официальные сайты. Активной формой является работа специалистов управлений (отделов) воспитательной работы с молодежью по созданию своих страниц на сайтах учреждений образования, где широко размещаются разнообразные информационные и методические материалы.

Для реализации молодежной политики в сфере образования, науки и предпринимательства в учреждениях высшего образования создаются студенческие бизнес-инкубаторы, фонды студенческих инициатив , организуются и проводятся мероприятия по популяризации предпринимательства в молодежной среде как поведенческой модели и жизненной стратегии (фестивали-конкурсы: «Лидер года», «Студент года», направленные на выявление молодежных лидеров; турниры, акции, конкурс проектов по развитию позитивных общественно значимых молодежных инициатив, которые соответствуют направлениям социально-экономического развития Республики Беларусь).

Одним из направлений идеологической работы в учреждениях образования является нравственное воспитание учащихся и студентов. Его цель – сформировать
у учащейся и студенческой молодежи моральные качества: нравственность, коллективизм, трудолюбие, уважение к традициям и общественным нормам. Оно направлено на освоение личностью базовых компонентов культуры, творческого
и инициативного отношения к труду и общественной жизни, на развитие навыков межличностного общения и приоритет общечеловеческих ценностей.

Одним из примеров активной формы воспитательной работы является волонтерская деятельность. Это один из наиболее молодых и современных видов общественно полезной деятельности, основанный на инициативе самих обучающихся, направленный на развитие связей с организациями, нуждающимися
в помощи. Существование международных волонтерских программ, лагерей, фестивалей, возможность участия в них является одним из стимулов для активной
и продуктивной волонтерской деятельности. Волонтерство – не просто общественно полезная, но и социально значимая деятельность, которая позволяет учащимся
и студенческой молодежи накопить опыт взаимодействия с государственными органами управления, общественными и религиозными организациями, совер­шенство­вать профессиональные навыки, преобразовать среду проживания, реализовать субъективные духовные потребности.

В целях развития творческого потенциала учащейся и студенческой молодежи, проявления вокальных, художественных, танцевальных способностей проводятся республиканские фестивали творчества.

Традиционным стало проведение республиканского конкурса «АРТ-вакацыі» художественного творчества учащихся учреждений пофессионально-технического
и среднего специального образования. Этот конкурс проводится в три этапа и вклю­чает в себя: республиканский смотр-конкурс художественных коллективов и индиви­ду­альных исполнителей; республиканский конкурс современного цифрового твор­чества «Арт-портал»; республиканский конкурс сценариев культурно-досуговых мероприятий для учащейся молодежи «КРЕОН».

Интересной формой идеологической работы является Республиканская вы­ставка современного визуального творчества студентов учреждений высшего образо­вания «АРТ_АКАДЭМІЯ». В выставке принимают участие творческие студенческие коллективы: любительские объединения, студии дизайна, фотографии, декоративно-прикладного и художественного творчества.

Для формирования у современной молодежи семейно-нравственных ценностей и традиций, культуры взаимоотношений в семье проводятся мероприятия по созда­нию и развитию деятельности школ молодой семьи, клубов «Здоровая семья», направ­ленных на формирование у учащейся и студенческой молодежи позитивного образа молодой семьи, семейно-нравственных ценностей и этики семейных отношений.

Инновационные формы воспитания молодежи в данном направлении имеют особую значимость, так как укрепляют личностную мотивацию к сохранению и укреп­лению здоровья. Примером подобной формы является студенческий проект «Фестиваль новых возможностей ”POSITIVE VISION“», который стал победителем Программы малых грантов Международного банка реконструкции и развития. Его девиз – «Здоровая семья – будущее страны». Этот фестиваль предлагает альтернатив­ный взгляд на формирование основных принципов здорового образа жизни в студен­ческой среде.

В целях совершенствования качества работы органов студенческого (учении­ческого) самоуправления в практику вошло изучение интересов учащихся с целью поиска путей индивидуальной поддержки каждого, оказания помощи в преодолении проблем, возникающих в коллективе; организуется постоянно действующая учеба актива, педагогов по организации работы с активом; проводится работа по форми­рованию позитивного общественного мнения о деятельности самоуправления с привле­чением к этому заинтересованной родительской и педагогической общественности.

Система обучения лидеров студенческого (ученического) самоуправления охва­ты­вает различные методы и формы, позволяющие повысить эффективность воспита­ния гражданских компетенций личности, и включает: мастер-классы по генерирова­нию креативных идей и созданию проектов; обучающие семинары; творческие PR-ла­боратории; участие в международных, республиканских, областных, городских студен­ческих программах, форумах, проектах. Для вовлечения студенческой молодежи
в систему общественных отношений, обеспечения активного участия молодых людей в развитии социального, общественного и экономического потенциалов Республики Беларусь, поиска и реализации эффективных решений социально-экономического развития города учреждения высшего образования г. Минска принимают активное участие в проекте «Минская смена: Лидер года» , реализуемом Академией управления при Президенте Республики Беларусь совместно с отделом по делам молодежи Минского городского исполнительного комитета.

Следует подчеркнуть, что для повышения эффективности идеологического
и воспитательного процесса в учреждениях образования необходима творческая разра­ботка новых форм и методов работы, соответствующих времени и новым потреб­ностям детей и молодежи; нужен психолого-педагогический инновационный поиск. Он должен осуществляться на основе изучения интересов, мотивов, творческих спо­собностей учащейся и студенческой молодежи, характеристик личности и учебной деятельности обучающегося, выявления уровня развития личностной и социальной идентичности, сформированности ценностных ориентиров, активности жизненной позиции молодого человека. При организации идеологической работы с учащейся
и студенческой молодежью также необходимо проявлять инициативу и творческий подход.


Похожая информация.


Формы досуга- это своего рода виды, варианты организации культурного досуга, характеризующиеся особенностями построения, целями, задачами и содержанием, видами и формами деятельности его участников, а также местом и временем проведения.

Приемлемыми формами организации культурного досуга являются активные формы вовлечения молодежи в культурно-досуговую деятельность, основанной на инициативе и практическом участии каждого. В практике работы учреждений культуры сложились разнообразные виды организации культурного досуга молодежи, которые можно свести в следующие организационные формы:

· организация деятельности клубных формирований (клубов по интересам и любительских объединений, творческих коллективов;

· организация культурно-досуговых мероприятий.

Организация деятельности клубов по интересам.

Клуб - общественная организация, объединяющая людей в целях общения на основе совместных научных, художественных и других интересов; добровольное объединение молодёжи с определенной целью, функционирующее на общественных началах; сообщество людей с едиными интересами, объединенное в организацию или ассоциацию.

Разновидность клубов весьма широка это интеллектуальные, политические, спортивные, развлекательные и т. п.,

Организация деятельности творческих коллективов.

Творческий коллектив - добровольное объединение любителей музыкального, хореографического, театрального и других жанров художественного творчества, основанное на общности интересов и совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию культурных ценностей.

Участие в творческих коллективах осуществляется в свободное от учебы время и представляет собой одну из форм активной общественной и культурно-досуговой деятельности.

Творческие коллективы - ансамбли, кружки, студии, секции, клубы

Репертуар творческих коллективов выступает одним из ведущих воспитательных факторов, при формировании которого учитываются следующие задачи:

o способствовать формированию и развитию у моложежи гражданственности и патриотизма;

o развивать уважение к отечественной истории, традициям и культуре народа;

o приобщать к достижениям отечественной и мировой художественной культуры;

o способствовать формированию поликультурной и толерантной личности;

o развивать культурный кругозор

Организация культурно-досуговых мероприятий.

Работа по организации досуга как активной формы внеучебной деятельности предусматривает включение молодежи в подготовку и проведение культурно-досуговых мероприятий. Молодежь и творческие коллективы активно участвуют в организации, подготовке, разработке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Культурно-массовые мероприятия:

· официальные и торжественные встречи;

· концертные;

· шоу-программы;

· театрализованные представления;

· фольклорные праздники;

· конкурсы и фестивали;

· театрализованные шествия;

· Творческие встречи с выдающимися деятелями культуры, искусства.

· Танцевальные вечера и др.

Для молодежи наибольший интерес представляют досуговые программы исключительно рекреационного характера, которые позволяют снять утомление, стресс, нервное напряжение, отключиться от всех повседневных забот. И поэтому такие формы как небольшие тетрализованное представление с танцевально-конкурсной программой нашли отклик у молодежи. Данные формы досуга способствуют получению заряда бодрости и положительных эмоций.

Одним из самых распространенных среди молодежи видов досуговой деятельности, отдыха, развлечения является дискотека.

«Дискотека» (греч. diskos -- диск и theke -- хранилище) -- одна из наиболее популярных среди современной молодежи форм организации досуга. Основное предназначение дискотеки -- танцы с использованием записей современной музыки. Оборудованная по всем правилам дискотеки имеет совершенную звукопроигрывающую аппаратуру, системы светомузыки и т. д., руководителя музыкальных программ -- диск-жокея (DJ). «Диск-жокей» или «Ди-джей» (DJ) - Диск-жокей, МС, ведущий дискотеки, тот, кто ставит пластинки и крутит их в разных направлениях, чтобы добиться звуков и ритмов. От его музыкального вкуса зависит настроение аудитории.

В современном мире дискотека в большинстве случаев -- часть разветвленной системы шоу-бизнеса, преследующей как коммерческие, так и идеологические цели по отвлечению молодежи от политических, социальных и серьезных культурных проблем. Хочется заметить, что дискотека определена как форма организации досуга.

Дискотека - это форма досуга, объединяющий людей различных специальностей, наклонностей, дарований на основе интереса к музыке, искусству.Целью дискотек является нравственного и эстетического воспитания молодежи с применением эффективных технических средств.Дискотека - это творческая лаборатория, в которой осуществляется синтез различных жанров искусства; небольшой «институт социологических исследований», где изучаются вкусы, потребности молодежи путем анкетирования, опроса, непосредственного диалога; «проектно-конструкторское бюро», где задумываются, конструируются и изготавливаются самые различные технические устройства.

Также большой популярностью пользуются акции (флэшмобы).Флешмоб (флеш-моб, флэш-моб) (от англ. flashmob; flash - вспышка; миг, мгновение; mob - толпа; переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут выполняет заранее оговорённые действия (по подготовленному сценарию) и затем одновременно быстро расходится в разные стороны, как ни в чём не бывало. Главный принцип: «Флешмоб вне политики и экономики». Флешмобы не могут проводиться как рекламные или общественно-политические акции.

Интеллектуальные игры также находят свой интерес у молодежи.

Интеллектуальная игра - это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта (от лат. intellectus - понимание, познание) или эрудиции (от лат. eruditio - ученость, познания; глубокие всесторонние познания, широкая осведомленность). Интеллектуальные игры часто строятся в форме викторины: как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни и областей знания.

В нашей стране одним из популярных форм организации досуга стали шоу программы. Получив, благодаря телевидению, миллионы поклонников всех возрастов, они широко вошли в практику учреждений культуры, клубов по работе с молодежью. Молодежь активно принимает участие в различных шоу программах. Ток-шоу (от англ. talk - говорить) - разновидность шоу, в котором участники ведут обсуждение предлагаемых ведущим тем. Как правило, при этом присутствуют зрители, которым предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение.

игровое шоу - разновидность шоу, в основе которого лежит игра, проводимая по определённым правилам.

концерт-шоу - вид шоу-программы, в основе которой особо яркий, зрелищный концерт (гала-концерт).

танцевальное шоу - вид шоу-программы, основанное на использовании хореографии.

спортивное шоу - разновидность шоу, основанное на демонстрации какого-либо вида спорта.

Фэшн-шоу (с англ. Fashion - стиль, мода)-модное шоу, показ модной одежды; выступление театра моды и др.

Различные фестивали и конкурсы также являются неотъемлемой частью досуговой жизни молодежи, особенно это актуально для молодежных творческих коллективов, клубов, кружков, а также отдельных людей увлекающихся различными направлениями субкультур молодежного досуга. Фестиваль может включать не только конкурсную, но и другую развлекательную (экскурсионную, концертную и пр.) программу для его участников и зрителей.

КВН, не новая форма, но по-прежнему остается актуальной для молодежной среды. Молодежь активно принимает участия в КВН. КВН (Клуб Веселых и Находчивых) - популярные юмористические игры, в которых команды различных коллективов (вузов, учебных заведений, классов и т.д.) соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д.

Сегодня в наше время информации, компьютеров и компьютерных сетей, современнейшей аппаратуры, у молодежи возрастает интерес к «индустриальным» видам досуговых игр, связанных с использованием игровых автоматов и компьютеров. Создание зала современных игровых автоматов. Эти игры требуют определенных умений, компьютерной грамотности, новой информации и знаний.

Салонные игры- это игры в команде психологически пошаговые ролевые игры с детективным сюжетом. Это вариант проведения праздника для небольших групп участников (от 10 до 30 человек). Как самостоятельное событие или в структуре Вечеринки салонная игра позволяет участникам интересно и необычно провести время.

Нельзя сказать,что все вышеперечисленные формы являются новыми в современном досуге молодежи. Большинство из них существовали и ранее, но со временем содержание их менялось в связи с изменением интересов молодежи,появлением новых молодежных субкультур и ростом технического прогресса.Как отмечает И.В. Носова, несмотря на консервативность традиций при их передаче от поколения к поколению всегда имеются неограниченные возможности для маневрирования их содержанием. Это проявляется в изъятии некоторой части устаревших элементов или пополнении указанного наследия новыми материалами, более соответствующими сложившимся условиям. Упрощение видов молодежной досуговой деятельности и примитивизацию их содержания, невозможность организованно проводить досуг, можно объяснять неразвитостью инфраструктуры досуга, а также отсутствием у большинства молодых людей достаточных материальных средств. Подтверждением этому могут служить результаты исследования Ю.Р. Вишневского и Л.Я Рубиной, которые свидетельствуют, что, например, уровень расходов студентов на сферу досуга достаточно тесно коррелирует со степенью удовлетворенности проведением свободного времени. Более того, исследователи фиксируют наличие прямой связи между количеством денег, расходуемых на досуговую деятельность и удовлетворенностью ею.

Интернет как вид досуговой деятельности организуется не только дома, но и в различных компьютерных клубах, Интернет-кафе. Вместе с тем функционирование подобных предприятий в сфере досуга молодежи связано с рядом проблем. Так, в ходе экспертного опроса ведущего специалиста отдела организации воспитательной работы департамента образования и науки Краснодарского края были обсуждены результаты рейдов по компьютерным клубам г. Краснодара в сентябре и ноябре 2002 года. Во время интервью с экспертом были высказаны опасения по поводу «губительного влияния чрезмерного увлечения компьютерными играми сомнительного содержания на психику молодого человека».

К современным формам работы со старшеклассниками и молодежью можно также отнести:

* Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия;

* Вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы);

* Диспут-клубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции, коммунарские сборы;

* Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - беседы, «темные», программы по сюжетам телевизионных передач. Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы;

* Концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей. Постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов.