Как правильно держаться перед камерой: советы Елены Фроляк. Как вести себя во время съемки телевизионной передачи

Многим выглядеть естественно и непринужденно в кадре дается легко, а для некоторых – это действительно большая сложность. Давайте рассмотрим, как быть, если Вас снимает камера.

Весь нижеизложенный материал относится больше к случаю репортажных съемок или малобюджетных постановочных съемок с большим количеством людей в кадре.

Куда смотреть. Если по сценарию предполагается диалог, то, соответственно, нужно смотреть на воображаемого оппонента туда, где он должен предположительно стоять. Это сложно, но будет легче, если этот оппонент будет стоять на своем месте, или на его месте будет стоять любой другой человек.

Если Вы говорите на публику в микрофон, то Вашим оппонентом будет публика. Свой взгляд нужно устремлять на нее, периодически смотря то в левую, то в правую часть зала, то посредине.

Если Вы обращаетесь к зрителю, смотреть нужно в объектив. Частой ошибкой бывает, когда, обращаясь к зрителю, снимаемый смотрит на оператора, как бы спрашивая: «Я все правильно делаю?». Вы все правильно делаете, только смотрите, пожалуйста, в объектив.

При интервью можно попеременно смотреть то на интервьюера, то в объектив камеры.

Если ведется съемка какого-либо действия актера, нужно вести себя как в естественной ситуации. В этом случае в объектив смотреть не надо. Сложнее всего в случае, если снимаемый идет на оператора. Тогда нужно смотреть как бы сквозь него.

Самая веселая ситуация, когда снимаемый смотрит на видеооператора , на источник света, установленный на камере, или рассматривает накамерный микрофон, и вообще ему интересно, что же там делает оператор такое увлекательное.

Не нужно выглядывать из-за камеры, если предполагаемый объект взаимодействия находится за ней. Представьте, что оператор стеклянный, и смотрите через него. На видео это будет выглядеть более естественно, чем выглядывающий, непонятно почему и из-за чего, персонаж.

Если Вы случайно посмотрели в объектив, когда этого не требовалось, не нужно сразу отводить взгляд и искать, куда же его «приткнуть». В таком случае остановите взгляд на объективе, задержите на пару секунд, затем придумайте новую точку обзора, и неспешно переведите взгляд на нее.

Ведите себя максимально естественно. Не сковывайтесь. Движения совершайте как можно более плавно и уверенно, с чуть более чем естественной раскованностью движений.

Если предстоит серьезная съемка, не стесняйтесь заранее порепетировать перед зеркалом. Не нужно этого стесняться, зато Вы лучше будете выглядеть в кадре.

Всегда принимайте для себя комфортное положение, удобную позицию, не мнитесь и не стойте скрюченным только потому, что Вас так поставили. Скажите: «Мне не удобно!», не ждите, пока у Вас спросит оператор или режиссер удобно ли Вам - могут и не спросить. В комфортном для Вас положении легче будет сосредоточиться на своей роли.

После того, как Вы научитесь вести себя естественно в кадре, можно будет приступать к контролируемому выражению эмоций, но это уже отдельная тема – актерское мастерство.

День добрый, друзья

Допустим, через пару дней у вас телевизионное интервью, где вам представляется возможность рассказать о вашей компании, её товарах и услугах. С одной стороны, вы горды появившейся возможностью «быть показанным по ящику». С другой стороны волнуетесь, чтобы все прошло удачно.

Ведь в наше время как плохие, так и хорошие интервью помимо показа в эфире потом могут годами лежать на Интернете, и создавать как черный, так и положительные пиар и вам, и вашей компании.

Если вам приходится или предстоит выступать в этом жанре, вот семь советов, которые могут вам пригодиться. А если таких планов у вас нет, то эти советы могут вам понадобиться в тот момент, когда к вам вдруг неожиданно подскочит красивая девушка с микрофоном и мужик с видеокамерой.

  • (1) Отвечайте на вопросы журналиста кратко. В идеале ответ на вопрос должен занимать до минуты, или еще лучше — меньше, чем полминуты.Современный человек привык получать информацию в сжатом виде. Долгий и подробный ответ на вопрос с множеством деталей и причин тех или иных действий быстро наскучит как журналисту, так и телеаудитории.Говорите в стиле теледайвинга, переходя от одной мысли к другой.
  • (2) Начните с Зачина , например необычного факта, цифры, примера, отзыва о вашей компании.С самого начала привлеките внимание к вам и вашему интервью. Сведите к минимуму «разговоры о погоде» и долгие вступления.В идеале, подготовьте несколько зачинов, и используйте тот, который вам подскажет интуиция.
  • (3) Импровизируйте по подготовленным ключевым тезисам. Вы ни в коем случае не должны звучать, как будто вы читаете заранее написанную речь.Готовясь к интервью потренируйте навык словесной импровизации по подготовленным тезисам. Это придаст живость, динамичность и естественность вашей речи.
  • (4) Подготовьте ключевой тезис выступления, и несколько раз используйте его в вашем интервью.Начинающие ораторы часто боятся повторений. Посмотрите выступления сильных ораторов. Например, презентацию iPhone Стива Джобса. Посчитайте, сколько раз в своем выступлении он говорит, что Apple совершила революцию, вновь изобретя телефон, причем обратите внимание и на близкие к ключевому тезису фразы, имеющие практически тот же самый смысл.
  • (5) Жанр вашего выступления — презентация, несмотря на то, что со стороны это может выглядеть как диалог или даже беседа двух друзей.При подготовке к интервью, готовьтесь к нему как к «Презентации в Лифте» . Именно это должно определять, какую информацию давать, а что лучше опустить.
  • (6) Потренируйтесь отвечать на сложные вопросы. Помните, что ваше главное оружие, это ваше спокойствие, уверенность, дружелюбие и открытость.Если есть такая возможность, заранее подготовьте несколько вариантов ответов на возможные сложные вопросы.Если вы не знаете, что сказать, поблагодарите за вопрос, начните говорить, а потом плавно смените тему. Удивительно, но при профессиональном исполнении, это великолепно работает. Не прибегайте к «забалтыванию» слишком часто, иначе это станет очевидным.
  • (7) Несмотря на все возможные сложности, помните, что такое интервью это великолепная возможность для тысяч или миллионов людей узнать о вас, о вашей компании, товарах и услугах! Используйте эту возможность! И удачи вам с вашим следующим интервью!

Мысли? Комментарии? Вопросы? Знаете примеры телеинтервью, где люди великолепно рассказали о своей компании, товарах или услугах? Пишите — .

Никита Ковалев
Тренинги по Ораторскому Искусству
www.сайт

Мои статьи можно брать для публикации на своих сайтах, с обязательной активной ссылкой на сайт www.orator.biz.ua. Ссылка должна стоять дважды: вверху и внизу статьи, как это сделано в оформлении статьи на этом сайте.

  1. Яркие цвета и слишком много белого цвета «обманывают» камеру и затемняют лица.
  2. Активируемые голосом микрофоны реагируют также на постукивание пальцем, топанье ногами и покашливание.
  3. Диапазон линз различен, поэтому всегда следите за тем, чтобы вы были в камере.
  4. Косметика не должна быть агрессивной.
  5. Смотрите в камеру, а не на монитор.
  6. Избегайте съемок у стойки бара и смешных ситуаций.
  7. Следите за жестикуляцией.
  8. Не надевайте крупные или яркие ювелирные украшения.

Волнение

Если чувствуете, что у вас дрожат колени, не думайте, что это только у вас, — это совершенно нормально и естественно. Если ситуация позволяет, можно прибегнуть к очень умеренной порции алкоголя. Некоторые, между прочим, без своих 25 граммов интервью не дают. И все-таки можно попробовать обойтись и без этого.

Чтобы успокоиться и избавиться от комплекса неполноценности, вспомните, что профессиональные ведущие в большинстве случаев говорят текст по так называемому «суфлеру», фактически читают его. Но вы и без суфлера будете чувствовать себя хорошо, потому что вам предстоит говорить не с жутким глазом камеры, а с совершенно реальным и понятным человеком.

Если вы не намерены делать официальных заявлений, то ситуация съемки, как правило, представляет собой обычный разговор. Так что сосредоточьтесь на теме, на журналисте, который будет вас интервьюировать, смотрите ему прямо в глаза и ищите в них поддержки. Помните, что те, кто вас снимают, не меньше вас заинтересованы в положительном результате съемки и им можно довериться (если, конечно, речь идет о профессиональной съемке).

Если вас что-то смущает, не стесняйтесь и сразу об этом скажите. Если вы знаете особенности своего лица, его предпочтительный ракурс, беспокоитесь за то, как ляжет непослушная прядь, не молчите и не мучайтесь — переложите ответственность за это на других, на тех, кто вас снимает. Это совершенно нормально, и вы вправе высказывать пожелания. Другое дело, что вы должны быть готовы услышать и мнение специалистов. Возможно, камера «не видит» вашей проблемы.

В любом случае прежде всего сядьте поудобнее. Если вам забыли предложить принять максимально комфортную позу, вспомните об этом сами. Если вы сядете неудобно, в процессе разговора вы все равно начнете стремиться к естественному для себя положению и можете «выйти из-под света» или «скрючитесь» в кадре. В лучшем случае последует дубль съемки, в худшем — вас все увидят на экране таким (такой), как получилось.

Одежда

Собираясь на съемку, посмотрите на свой гардероб не только в расчете на погоду. Камера «не любит» мелкую полоску, мелкую крапинку, мелкую клеточку — словом, любой мелкий рисунок. Он может «заиграть», зарябить. И тогда мерцание или рябь на вашем пиджаке или жакете будет отвлекать зрителя от ваших слов. В принципе можно правильно показать любую вашу одежду, но если ваше участи в программе — не фотосессия, лучше быть готовым заранее и не рассчитывать на три часа подготовки к съемке. Их может просто не оказаться.

Самый предпочтительный цвет — синий. В нем сочетаются и некоторая гарантия хорошего воспроизведения в камере, и хорошее психологическое восприятие вашей персоны. Однако и прочие однотонные костюмы смотрятся хорошо. Белый цвет хорош, но коварен. Он нуждается в специальной работе осветителя, оператора и еще гримера (если таковой на съемке присутствует). Он может дать блик на ваше лицо, сделав иным макияж, или «дать свечение». Если можете отказаться от белой рубашки в пользу голубой, лучше сделайте это (не забывайте, что рубашку тоже лучше надеть однотонную — без полосочки).

Перед съемкой уточните, будут ли вас снимать в полный рост. Тогда надо позаботиться о том, чтобы носки, когда вы сядете, не закончились до того, как начались брюки, или чтобы сапоги или туфли соответствовали вашему остальному наряду. Если вы не надеваете костюм из более или менее традиционной плотной ткани, имейте в виду, что в камере трикотаж или цветное платье могут выглядеть совсем не так, как «в жизни».

Простенькое платье может принять образ дорого и элегантного, и наоборот. Так что не удивляйтесь. Помните, что телевидение плохо передает пропорции и, как ни печально, в большинстве случаев искажает их в большую сторону. Поэтому если вы хотите что-то скрыть, то балахон — не лучший способ, он будет казаться (вместе с вами) еще больше. Если вы не готовы обнажить перед зрителем все подробности вашего лица, попросите сделать средний план. Он самый нейтральный. Хотя искусно снятый крупный план может рассказать о вас гораздо больше.

Макияж

Несколько слов о специальном гриме. Если вас приглашают в студию, то в идеале вами должен заниматься профессиональный гример, потому что свет, который выставляется в студии, «открывает» совершенно по другому ваше лицо. Поэтому, если вы вошли в студию без грима, не пугайтесь. Первое, что вам должны сделать перед подобной съемкой, это нанести тон — тональный крем, это неизбежно. Даже для мужчин.

Господа, не волнуйтесь, это тот случай, когда наличие макияжа ничуть не ущемляет вашей мужественности, а напротив, ее подчеркнет. Потому что правильно положенный тон не заметен для зрителя, но именно он поможет вам донести до зрителя то лицо, с которым вас видят окружающие в повседневной жизни. Затем — пудра. Пудрить вас будут обязательно, возможно и не один раз, так что настройтесь на это. Пудра убирает блеск, который появляется под осветительными приборами, причем не только в студии, но и при любой другой съемке — даже в интерьере вашего любимого кабинета. Поэтому, если едете на съемку, лучше прихватить с собой пудру и еще лучше рассыпчатую. А перед началом можете авторитетно поинтересоваться: «Я не блещу?» Это заставит относиться к вам как к человеку понимающему.

Если говорить о самостоятельном макияже, то нужно исходить из места и времени интервью. Если вас снимают днем и на улице, макияж должен быть очень близок к повседневному, вечером и в помещении — более ярким. Но лучше не использовать экстремальных цветов и темных четких линий (если это не шедевр специальной росписи по телу, ради которого вас, собственно, и снимают), они могут выглядеть вульгарно. Кроме того, посмотрите, не содержатся ли в вашей пудре (впрочем, и в тенях) модные сейчас светоотражающие частицы. С ними нужного результата вы не добьетесь, даже наложив толстый слой пудры или теней.

Итог

Когда вы уже расположились перед камерой, посмотрите, как она стоит относительно вашего взгляда. Если речь не идет о художественной съемке, то есть когда главное — не реальность и правдоподобность, а особенность образа, всегда выгоднее положение, когда камера «смотрит» на вас немного сверху.

И главное, улыбайтесь, будьте уверены в себе и искренны. Камера может проникнуть своим взглядом гораздо глубже, чем вы думаете, и подчеркнет не только особенности черт вашего лица, но и честность ваших изречений.

Молодые и уже успешные начинающие предприниматели делятся советами с теми, кому только предстоит впервые рассказать о себе и своем проекте миру.

Итак, вы получили действительно хорошую новость: вами заинтересовалась пресса, а журналист поинтересовался, не дадите ли вы короткое интервью на камеру. Звучит заманчиво, но если вы похожи на 99.9% людей, то и пугающе тоже. Ведь все будут смотреть на вас, слушать вас. Поэтому мы спросили нескольких основателей молодых компаний:

— Какой самый полезный совет вы можете дать тем, кто впервые дает интервью на камеру?

Вот что они ответили.

1. Больше энергии

«Старайтесь быть очень энергичным, используйте в речи больше интонационных средств, чем в обычной беседе. Вам даже может показаться, что вы злоупотребляете эмоциональностью, но на телеэкране это будет выглядеть по-другому, чем в жизни. Если вы сомневаетесь, проведите эксперимент: снимите сами себя с помощью телефона, и убедитесь, что много энергии и эмоций на видео смотрятся отлично.» — Диана Гудвин, школа плавания AquaMobile

2. Присоединитесь к Toastmasters или аналогичному сообществу

3. Сохраняйте естественный ход мысли

«Представьте, что вы создаете пост для блога – обозначьте свои основные мысли, распределите их по степени важности и говорите ясно. Используйте паузы для убеждения, говорите так, чтобы вам доверяли, улыбайтесь, когда можете, естественно жестикулируйте. Чтобы было проще, говорите с интервьюером, а не с камерой. Если это возможно, отрепетируйте и запишите репетицию на видео.» — Хизер МакГоу, Lean Startup Co.

4. Улыбайтесь и подготовьтесь

«Я обнаружила, что улыбка на лице – это ключ к тому, чтобы камера тебя «любила». Но, кроме того, важно знать, что сказать. Заранее обдумайте возможные вопросы и приготовьте на них ответы. Во время подготовки запишите эти ответы на видео (они должны звучать по 10-30 секунд). Когда вам зададут вопрос, вам всегда будет что сказать.» — Натали Лассье, основатель медиа-агентства

5. Забудьте об аудитории

«Идея говорить на камеру пугает большинство людей, но для того, чтобы расслабиться, достаточно забыть о камере и зрителях. Это не так просто, я знаю. Представьте, что вы говорите с лучшим другом, которому интересны все эти чудесные вещи, которыми занимается ваша компания. Ваши ответы станут более свободными и вы легче достигнете сердец ваших зрителей.» — Сауни Вест, CHiC Capital

6. Комфорт – во главе угла

«Наденьте одежду, в которой чувствуете себя комфортно и которая для вас привычна. Кроме того, если вы будете думать об интервью как о беседе, не фокусируясь на камере и записи, это поможет избежать неловких пауз и «мычания».» — Бэйли Сполдинг, пивоварня Jackalope

7. Приоритеты и практика

«Определите три – пять ключевых пунктов, которые вам нужно раскрыть в интервью, и практикуйтесь, рассказывая о них друзьям (идеально, если друг при этом будет вести видеозапись на телефон). Затем просмотрите свое выступление, отметьте, что у вас получилось хорошо, а над чем еще нужно поработать.» — Линдси Маллен, Prosper Strategies

8. Сидите прямо

«Поблагодарите бесчисленные часы работы за компьютером за ваши сутулые плечи и неправильную осанку. Прежде чем включится камера, выпрямитесь так, как будто кто-то тянет вас за волосы. Это не только позволит вам выглядеть выше, но и откроет диафрагму, помогая говорить. То, что вы говорите – очень важно, но и ваш образ имеет огромное значение для доверия зрителей.» — Ким Кауп, ZinePack

9. Четкое произношение

«Говорите громко и четко, но не кричите. Потренируйтесь на скороговорках перед интервью и будьте уверены в том, что вы говорите – и то, и другое придаст вашей речи красоту и ясность.» — Брук Бергман, Allied Business Network Inc.

10. Доверяйте себе, не говорите по бумажке

«Если вы способны предугадать вопросы и подготовиться – это здорово, но не ограничивайтесь прописанным сценарием. Если вы говорите по бумажке, вы теряете природную динамику и эмоциональность голоса. Помните, вас попросили об интервью потому, что кто-то уверен – вы можете сказать что-то важное. Поверьте в себя, говорите от сердца и помните, что других вдохновляют ваши эмоции.» — Санни Боннелл, Motto

11. Продемонстрируйте страсть

«Первое: используйте страсть! Энтузиазм способен на многое, а люди восхищаются вдохновением и напором. Даже если вы нервничаете, благодаря ему вы можете увлечь и интервьюера, и аудиторию. Второе: не забудьте сказать что-то забавное, что поможет людям лучше узнать вас, как личность. И третье: наденьте что-то, что вы любите – так вы почувствуете себя уверенно и комфортно.» — Купер Харрис, Clickly

Прочитал книгу «Человек медийный». Некоторые практические, полезные рекомендации как нужно вести себя с одноглазым чудовищем - ТВ.

Парадоксальное свойство «самого выразительного СМИ»: оно делает ваше выступление менее выразительным. Поэтому пусть ваше выступление по своей энергетике зашкаливает, чем не дойдет до границы.

Представьте, что вы ведете разговор на кухне - это один из лучших образов для вашего выступления на ТВ.

Особенность восприятия телеаудитории -поверхностное мышление. Даже академик с высоким IQ будет обрабатывать телеинформацию не так глубоко, как данные из печати, Интернета или радио. В печати доминирует материал, оценивается его качество, глубина, информативность. В радио играет роль голосовая экспрессия и акценты смещаются в сторону формы. На ТВ форма затмевает собой содержание. КАК становится важнее, чем ЧТО.

80% вашего воздействия на телезрителей зависит от того: а) как вы говорите и двигаетесь в объективе камеры, б) как вы одеты, т.е. от картинки. 20% - это содержание того, что вы говорите. Главное требование к содержанию - ПРОСТОТА. Если вы хотите, чтобы в голове у слушателей остались не только воспоминания о вашей прическе и манере поправлять галстук,говорите в 2 раза проще, чем вы привыкли. Если вы юрист, врач или ученый, говорите в пять раз проще:))

У телеведущего есть правило: чем короче реплика, тем динамичнее передача (и выше рейтинг!). «Не затягивай!» - вот что чаще всего ведущий слышит в свой наушник.

Чаще всего телевизионные имиджмейкеры советуют темно-синий или голубой цвет. Помните. что телеэкран усиливает цветопередачу: ярко-салатовая блузка может выглядеть неоново-кислотной. Большое количество красного также небезопасно. Мелкие полоски или излишняя цветастость может вызвать рябь или эффект «прыгающей картинки». Спокойные, однотонные расцветки песочного, коричневого, голубого или бежевого цвета предпочтительны.

Проговорите свое состояние вслух. Если вы волнуетесь, удалитесь от людей на минуту и опишите то, что с вами происходит: «Я в студии Первого канала. Кажется, от страха я сейчас провалюсь сквозь землю...» и дальше по тексту - у каждого он свой. Секрет в том, чтобы дать имена своим страхам. Проговаривание острых состояний снижает их остроту. Например, когда вам смешно, скажите себе, что вы падаете со стула от смеха, и вы заметите, как смех утихает.

Дайте себе физическую нагрузку. Волнение - это избыток адреналина.Не нужно себя успокаивать кофейным или тем более спиртным напитками. Не стоит также медитировать типа: «Я не волнуюсь, я спокоен». Не поможет так. как надо. Адреналин - это ваш друг. Вот о чем стоит вспомнить. Он добавляет энергии вашему выступлению, а энергия вам нужна, чтобы пробиться сквозь экран и стать близким телезрителям, понятным, влиятельным. Сожгите излишки адреналина: разомните кисти и шею. сделайте несколько приседаний, поднимитесь на пару пролетов по лестнице. Это даст вам тонус и понизит уровень адреналина.

Визуализируйте успех. Представьте в мельчайших деталях, как успешно вы говорите. Отдайтесь этой фантазии. Пусть она будет столь же увлекательной, как воспоминание о детстве. Остановите кадр. Может вы читаете по бумажке? Уберите их.

Расслабьтесь. Сначала напрягитесь. а затем расслабьтесь. Напрягите, например,правую ступню, а все тело пусть будет расслабленным. Затем напрягите левую ступню. И так напрягайте постепенно каждую часть своего тела, словно вы превращаетесь в камень. Когда вы «окаменеете» полностью, разом сбросьте напряжение. Вы почувствуете реальное расслабление. Проделайте то же самое, но уже сверху вниз. На упражнение надо 2-3 мин.

Удачи вам! Может быть, вам хотелось бы пройти тренинг или получить мастер-класс, индивидуальную консультацию по вопросам выступления в масс-медиа? Присылайте свой запрос на адрес [email protected]

Бог вам в помощь!

Ваш Евгений Сарапулов