Методы контроля по информатике. Методическая разработка "применение различных форм контроля знаний на уроках информатики"

За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Таким образом, оценка знаний учащихся может выступать:

оценка - проверка (В этом подходе набор показателей и процедуры оценки разрабатываются и принимаются как государственные стандарты);

оценка - механизм диалога и саморазвития (при таком подходе, при котором основными потребителями информации об образовательных результатах являются непосредственные участники образовательного процесса -учителя, ученики)

В процессе становления российской системы оценки качества образования отчетливо проступают две тенденции, отражающие два подхода к оценке качества образования, о которых говорилось выше. С одной стороны, все активнее используются тесты множественного выбора, запрещаются такие формы контроля, как сочинение, защита самостоятельной (творческой) работы. С другой стороны, в России стали проводиться нетривиальные выборочные обследования, которые могли бы давать школам огромную пищу для размышлений. При этом при любых формах мониторинга за качеством образования на первый план выступают два момента: диагностика и коррекция на её основе.

Диагностическая цель качества образования

По моему мнению основными характеристиками педагогического мастерства учителя являются:

1) качество знаний и действий учащихся;

2) удовлетворенность учащихся (не педагогом!)
процессом обучения.

Следовательно, и учитель, и ученик, являясь субъектами образовательного процесса взаимно влияют на процесс обучения и его качественные показатели.

Объективный контроль качества знаний учащихся

Одной из главных задач в моей работе является планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время.

При проведении анализа контроля особенно важным считаю накапливание информации о динамике качества знаний, выработку мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение оперировать этим материалом. Это все требует определенной системы контроля. Существует несколько видов и форм контроля. Проанализировав современные подходы к данной проблеме, я придерживаюсь следующей классификации:

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по деятельности)

1. Урочные - традиционные:

Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые);

Практические работы и лабораторные работы;

Тесты;

Самостоятельные задания;

Зачеты;

Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);

Рефераты.

2.Внеурочные:

Конкурсные проекты;

Защита рефератов.

3.Урочные нетрадиционные:

Круглые столы;

Дидактические многофункциональные игры;

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по функциям)

Констатирующий - отслеживание фактического усвоения материала.

Формирующий - констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат.

Корректирующий - исправление недостатков.

На каждую работу ребятам предлагаются задания на карточках. Для контроля знаний использую лабораторные работы, самостоятельные работы (по предложенному плану, по названию и цели лабораторной работы), отчеты о проведенных исследованиях, задачи, диктанты, проектные работы.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ

Контроль знаний и умений учащихся - обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители, ибо при правильно организованной системе учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке

обязательного учебного материала. Поэтому при организации проверке знаний и умений я учитываю ряд особенностей информатики, как учебного предмета:

1) Курс информатики представлен двумя взаимосвязанными разделами:

информационные технологии

основы информатики и вычислительной техники

где компьютер выступает, как высокоэффективное средство сбора, хранения, обработки информации, применяющее новые информационные технологии:

Поэтому особое внимание при мониторинге обученности уделяю проверке основных понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей вышеуказанных разделов

2) Информатика как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы:

эксперимент: мысленный и компьютерный. (Например, в начальном звене - по теме «Исполнители и система команд исполнителя» ребята проводят целое исследование по созданию виртуального исполнителя и выполнения им возможных команд, записывают и зарисовывают в тетради, после дальнейшего знакомства с графическим редактором создают изображения на компьютере)

логических задач и др.

При проверке знаний и умений я учитываю оценку не только теоретических знаний, но и практических умений. В целях индивидуального подхода к обучению предлагаю учащимся разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся. При организации и планировании проверки знаний по информатике нельзя не учитывать возрастные особенности учащихся, так как именно учёт различных методических приемов, наиболее эффективных для каждой возрастной группы, дает возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности. Так в начальной школе -это в основном игра, а в старших классах - исследовательский поиск.

Вопросы и задания для учащихся составляю с учетом следующих возрастных особенностей:

любознательность, наблюдательность;

^ интерес к динамическим процессам;

желание общаться с компьютером;

~ предметно - образное мышление;

І быстрое овладение умениями и навыками;

эмоциональная возбудимость.

Подход к контролю знаний учащихся по информатике.

Все многообразие учебной деятельности учащихся на уроках информатики поставило меня перед необходимостью разработки таких подходов к контролю, которые бы учитывали знания и умения ученика, «добытые им разными путями», с учетом его индивидуальных особенностей. Система тематического учета знаний и умений позволяет мне:

а) подчинить поурочный контроль ведущим задачам

б) учесть разнообразные формы учебной деятельности ученика, его работу на протяжении достаточно длительного времени; выполнения задания разного уровня сложности.

Задания и вопросы для итоговой проверки составляю с учетом требований к тематическому контролю:

выделение обязательных знаний и умений;

исключение вопросов излишне детализирующих учебный материал;

Контроль общеучебных навыков, а не только предметных (работа с учебником и тетрадью, задания творческого характера).

Обобщение и оценку знаний учащихся провожу через 4-6 уроков. Темы, требующие на изучение большее количество часов, разбиваю на несколько отдельных подтем или провожу промежуточный контроль. В этом случае можно использую тестирование, на выполнение которого отводится не более 10-15 минут.

Примерная схема планирования тематического контроля:

Тема-> Поурочный (модульный) контроль -> Промежуточный контроль -> Итоговая проверка по теме

Сначала определяю, что буду контролировать (содержание контроля) и как буду контролировать (методы контроля). Выбирая методы тематического контроля, пользуюсь тем, что в процессе изучения темы мною были созданы возможности выбора пути достижения главной цели: работа с персональным компьютером, решение логических задач, проведение исследования дома, в классе.

Например, при составлении вопросов контроля по теме выбираю один из путей:

Включаю задания, усвоение содержания которых требовало участия разных анализаторов, разных типов памяти, разной скорости выполнения.

В оценку знаний включаю работы, выполненные в виде исследований, лабораторной работы, творческого задания, а не только результаты письменной проверочной работы.

Вот тогда мы сможем сказать: «Двойку по информатике имеет только тот, кто не работает ни головой, ни руками; ни дома, ни на уроке; ни с учебником, ни с тетрадью и не один -два урока, а полтора месяца». В то же время для сильных учеников или учеников, увлекающихся информатикой, предоставляю большие творческие возможности показать себя разносторонним человеком. Например, через факультативные, кружковые занятия дети принимают участие в конкурсных проектах района и области.

Диагностика знаний учащихся.

Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее - это умение пользоваться этим материалом. Процесс усвоения знаний - индивидуальный, поэтому использую различные формы диагностики -контролирующей работы на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.

Я использую различные способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (сочинение -миниатюра, диктант по терминологии, многовариантные и разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль (кроссворд, олимпиады, нетрадиционные уроки). А в процессе отслеживания веду для каждого класса отдельную диагностическую карту, проанализировав которую, можно получить ответы на различные вопросы: доступно ли был дан учебный материал, интересен ли он был для учащихся. Эта диагностическая карта заполняется на протяжении работы по всей теме. Проанализировав результаты можно сделать выводы о собственных ошибках, скорректировать деятельность детей, направить её в творческое русло.

Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяют мне оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.

В разных возрастных группах использую различные формы, приёмы и методы обучения учащихся. Следовательно, для детей разного возраста будут различны и формы контроля.

Например, во время уроков в начальной школе, происходит осмысление реальных учебных возможностей: степени обученности, обучаемости, познавательных интересов, мотивов учения, степени удовлетворённости учащихся и учителя. Здесь, важен сам мыслительный процесс (как думает человек, как думает компьютер,...) и поэтому часто применяю различные приёмы (при фронтальном опросе)

перехода от ситуации затруднения к постановке учебной задачи»;

«обобщение с места».

и методы диагностики:

естественный эксперимент («Игра в процессор»: участники разбиваются на группы и именуют себя различными частями компьютера и по ролям показывают информационные процессы в реальном времени и др.);

лабораторный: а) «Выбор задачи» в теме «Утверждения, значения утверждений»: предлагаются картинка и несколько высказываний к ней; Одна задача - найти утверждения, значения утверждений; Вторая задача - к предложенной картинке самим придумать истинные и ложные утверждения. На этом этапе важен диагностический показатель: какую задачу выбрал, процесс её решения, понравилось ли задание и почему?; б)«поиск наилучшего способа решения»; в) решение задач с неполным условием (цель, которых выявить способность учащихся исследовать, анализировать, осознавать способы работы.

Эти методы и приёмы диагностики позволяют мне оценить знания учащихся, степень обученности, мыслительные функции детей.

Наши учащиеся должны иметь адекватное представление об информационной картине мира, о стремительно развивающихся новых информационных и компьютерных технологиях. Таким образом, изучение информатики должно строиться на работе мысли, и тем самым существенно содействовать умственному развитию учащихся.

Задачу «проводить доказательные рассуждения" дифференцирую для разных групп учащихся: для сильных -"проводить", для средних -"воспроизводить", а для слабых -"видеть ситуацию".

Богатый материал для диагностики и последующей коррекции знаний мне дают индивидуальные задания на моделирование, а также межпредметные задания (метод проектов).

Конечно же, я применяю и традиционные формы контроля: самостоятельные проверочные, контрольные работы, устные ответы, сообщения и рефераты. И считаю, нельзя утверждать, что индивидуальные карточки полностью проверяют все умения и навыки, которыми должен владеть каждый ученик в процессе изучения данной темы, но они позволяют дифференцированно подойти к проверке и диагностике знаний и умений на каждом этапе процесса обучения.

В конечном итоге овладение методиками системного контроля педагогический мониторинг обученности учащихся и анализ деятельности позволяет мне проконтролировать свою объективность в выставлении оценок, скорректировать свою педагогическую деятельность

В зависимости от различных оснований деления можно говорить о различных подходах у указанию видов контроля.

Например: 1) Если в процессе контроля основное внимание уде­лять деятельности контролируемого объекта, то выделяются: конт­роль по конечному результату (обращаем большое внимание не на ход, состав деятельности, а на ее результат); пошаговый контроль (следим за выполнением отдельных операций, которые определяют то или иное действие); контроль, связанный с установлением опреде­ленных параметров деятельности. Очевидно, с точки зрения обучаю­щего эффекта предпочтительнее пошаговый контроль, так как в его процессе ученик осознает сущность и характер деятельности. 2) По месту в процессе обучения можно выделить следующие виды контроля знаний и умений учащихся: текущий (осуществляется в ходе процесса учения школьников); итоговый по теме (тематический); итоговый по курсу обучения. Иногда текущий контроль подразделяют на предварительный (его цель - установить готовность учащихся к изучению нового материала), ежедневный, периодический. Формы контроля знаний и умений учащихся выделяются в соот­ветствии с формами обучения: массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную) и индивидуальной.

Можно указать и конкретные формы, используемые в практике работы школы, которые могут быть отнесены как к массовой, так и к индивидуальной. Это зачет, фронтальный, индивидуальный опрос, контрольные работы, сочинения, диктанты.

Выделяют различные способы контроля знаний и умений школьников: письменный, устный, практический (связан с выполнением раз­личного рода лабораторных и практических работ).

Говоря о средствах контроля знаний и умений, чаще всего имеют в виду задание или несколько заданий, которые предлагаются уча­щимся с целью выявления соответствующих поставленным целям ре­зультатов обучения.

В основу классификации таких средств может быть положена фор­ма ввода ответа на контролирующее задание.



В этом случае выделяются:

- задания свободного выбора ответа и

- тесты (ввод ответа определенным образом ограничивается).

Рассмотрим каждую из этих групп.

Задания свободного выбора предусматривают свободное конструи­рование ответа учащихся. Такие задания в зависимости от характера учебно-познавательной деятельности учащихся при их выполнении мо­гут быть разделены на вопросы (в основе - деятельность воспроизведения);

задачи (выполнение этих заданий предполагает сформированность действий, составляющих основу деятельности по решению задачи).

Тесты делятся на два вида: тесты на припоминание и дополне­ние, избирательные.

Тесты первого вида представляют собой задания учащимся запол­нить пропуски в предложенном им связном тексте (например, тетрадьс печатной основой).

Избирательные тесты делятся на альтернативные, перекрестного выбора и множественного выбора.

Альтернативный тест - это задание, выполнив которое ученик из двух предложенных ему ответов должен выбрать один (по его мнению правильный).

Тест перекрестного выбора (соответствия) представляет собой несколько заданий, после выполнения которых ученик устанавливает соответствие полученных им результатов предполагаемым результа­там, записанным в произвольном порядке (число заданий и число предлагаемых учащимся ответов совпадают).

Что следует иметь в виду учителю, осуществляющему отбор и составление средств контроля знаний и умений учащихся?

Каждый ученик должен принимать задание однозначно. Задания следует составлять таким образом, чтобы была возможность с их по­мощью получить максимум информации об объекте контроля. Нужно также заметить, что средства контроля целесообразно снабжать инс­трукцией, которая позволила бы любому осуществляющему контроль однозначно оценивать выполнение учеником каждого задания.

Оценка и отметка.

В настоящее время проводится эксперимент по введению 10 – балльной системы оценки: 5, 5-, 4, 4+, 4-, 3+, 3, 3-, 2, 1.

5 выставляется, если материал изложен в полном объёме, предусмотренном программой или учебником, правильно использованы служебные слова, терминология, продемонстрировано усвоение ранее изученных вопросов и устойчивые умения и навыки при ответе.

5- , если есть 1 – 2 мелкие погрешности.

4+ - Умение выделять основное, свободное применение знаний на практике в стандартной ситуации, малозначимые и легкоустранимые ошибки.

4 - Знание учебного материала, понимание стандартных вопросов и правильные на них ответы, применение знаний в стандартных ситуациях, ошибки в ответах, которые самостоятельно устраняются учеником при их фиксировании учителем.

4- - Знание учебного материала, затруднение при ответах на стандартные вопросы, применение знаний на практике при дополнительном пояснении ошибки, которая устраняется при разъяснении, неаккуратность.

3+ - Знание учебного материала, неточные ответы на стандартные вопросы, ошибки в устных и письменных ответах.

3 - Неполное знание основного материала, затруднения при ответах на стандартные вопросы, более 3 ошибок, неаккуратность.

3- - Имеются отдельные представления об изучаемом материале, ошибки, включая грубые.

2 - Незнание основной части учебного материала, преобладание грубых ошибок.


Информатика в младших классах

I. Информатика (1-6 классы) А.В. Горячев, А.С. Лесневский.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Рассматриваются два аспекта изучения информатики.

Технологический

Информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные.

Общеобразовательный

Информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы

Выделим два основных направления обучения информатике. Первое - это обучение конкретным информационным технологиям. Второе направление обучения информатике - это изучение информатики как науки, обучать детей в этом на­правлении целесообразно с начальной школы.

Цели и задачи курса

Главная цель курса - дать ученикам фундаментальные знания в связанных с информатикой областях, которые выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Основная задача курса - развить умение проводить анализ действительно­сти для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Одним из основных направлений повышения эффективности учебного процесса по информатики является совершенствование проверки и оценки результатов обучения школьников.

Проверочно-оценочная деятельность учителя – неотъемлемая часть всей педагогической работы, важный фактор улучшения качества обучения. Часто для контроля знаний ограничиваются устным опросом школьников, в процессе которого лишь пересказывается текст учебника.

Для более качественной проверки нужно применять различные виды и формы контроля знаний.

Виды и формы контроля знаний:

    Диктант - э та форма письменной проверки знаний дает возможности подготовить учащихся к усвоению нового материала, обобщению и систематизации пройденного, хорошей отработки навыков и умений при выполнении элементарных операций. Диктант представляет собой перечень вопросов, которые могут:

    диктоваться преподавателем через определенный интервал времени;

    демонстрироваться слайдами поочередно;

    быть представленными в виде таблиц с набором ответов.

Диктант: « Информация и информационные процессы».

Вариант 1

1.Что является объектом исследования науки информатики?

2.Что такое информация?

3.Запишите какой-нибудь известный вам исторический факт.

4.Запишите какое-нибудь известное вам математическое правило.

5.Объясните свойство информации «полнота».

6.Будет ли для вас информативным следующее сообщение: «2 x 2=4»? Ответ обоснуйте.

7. Приведите пример работника информационной сферы.

8.С помощью какого органа человек получает большую часть информации?

9.Какие действия человек выполняет с информацией?

10.От кого человек может принять информацию?

11.В какой форме человек передает информацию?

12.Приведите примеры древнейших информационных носителей.

13.Назовите техническое средство связи, через которое происходит обмен информацией.

14.Какие устройства ранее использовали люди для интенсификации обработки информации?

15.Приведите пример передачи информации в живой природе.

Вариант 2

1.Что изучает наука информатика?

2.Назовите три основные сущности окружающего нас мира.

3.Назовите какой-нибудь известный вам факт из физики.

4.Назовите какое-нибудь известное вам правило русского языка.

5.Какие свойства информации вам известны?

6.Приведите пример своевременного сообщения.

7.От чего зависит, будет ли для вас информативным принимаемое вами сообщение?

8.Приведите пример информационной деятельности людей.

9.Какие виды образной информации получает человек с помощью органов чувств?

10.Какие информационные процессы вам известны?

11.Кому человек может передать информацию?

12.Приведите примеры современных информационных носителей.

13.Чем является телефонная линия связи при разговоре по телефону?

14.Что является результатом обработки информации?

15.Что является универсальным устройством для обработки информации?

    Самостоятельная работа. Система самостоятельных работ должна:

    обеспечивать усвоение необходимых знаний и навыков и их проверку;

    отражать все основные понятия, предусмотренные программой;

    формировать приемы учебной работы;

    подводить учащихся к самостоятельному нахождению приемов;

    обеспечивать повторяемость одних и тех же вопросов в различных ситуациях.

Большую роль в развитии самостоятельного мышления ученика играет систематически проводимая и правильно организованная письменная самостоятельная работа.

По своему назначению самостоятельные работы можно разделить на два вида:

    обучающие (цель – выяснить, насколько прочно усвоены основные понятия, как они связаны между собой, как учащиеся осознают иерархию этих понятий, выделяют их существенные и несущественные свойства);

    контролирующие (цель – проверить умение учащихся применять на практике полученные знания);

Обучающая самостоятельная работа: «

Вариант 1

1.Сформулируйте определение алгоритма.

2.Как вы понимаете термины:

а) «конечный набор действий»;

б) «из класса однотипных»? Приведите поясняющие примеры.

3.Перечислите свойства алгоритма.

4.Объясните суть любого (на ваш выбор) свойства алгоритма.

5.Перечислите виды алгоритмов.

Вариант 2

1.Объясните суть свойства «определенность».

2.Объяснит суть свойства «однозначность».

3.Объясните суть свойства «результативность».

4.Объясните суть свойства «массовость».

5.Объясните суть свойства «конечность».

Вариант 3

1.Как бы вы доказали, что предложенная вам последовательность действий является алгоритмом?

2.Докажите, что практическое применение теоремы Пифагора – это алгоритм.

3.Можно ли известное вам явление «круговорот воды в природе» считать алгоритмом? Поясните.

4.Можно ли данную последовательность действий считать алгоритмом?
Достать ключ. Вставить его в замочную скважину. Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки. Вынуть ключ. Открыть дверь.

5.В одной из русских сказок герою дается поручение: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Можно ли набор действий считать алгоритмом? Обоснуйте свой ответ, пользуясь свойствами алгоритма.

Вариант 4

1.Сформулируйте определения алгоритмов:

а)линейного,

б)разветвляющегося,

в)циклического.

2.Приведите пример конкретной задачи, которая бы решалась помощью алгоритма:

а)линейного,

б)разветвляющегося,

в)циклического.

3.Перечислите способы записи алгоритмов.

4.Запишите алгоритм решения задачи в виде блок – схемы: y = √ a + 2 b .

5.Определите вид алгоритма из п.4

Контролирующая самостоятельная работа: « Алгоритмы, их виды, свойства и способы записи».

Вариант 1

1.Запишите определение алгоритма. Подчеркните в определении слова, в которых отражаются основные свойства алгоритма.

2.Объясните суть свойства «однозначность». Что произойдет, если нарушить это свойство?

а) приготовление торта;

б) пошив одежды.

5.Определите и запишите полный набор исходных данных для решения задачи: «Определите площадь круга»

Вариант 2

1.Запишите определение программы. Чем программа отличается от алгоритма? Приведите пример, по которому это отличие можно увидеть.

2.Объясните суть свойства « результативность». Что произойдет, если нарушить это свойство?

3.Назовите исполнителя следующих видов работы:

а)ремонт обуви;

б)пломбирование зуба.

4.Что такое полный набор исходных данных для решения задачи?

5.Определите и запишите полный набор исходных данных для решения задачи: «Вычислите катет прямоугольного треугольника».

Вариант 3

1.Составьте алгоритм вычисления площади треугольника по формуле Герона (алгоритм запишите в виде блок – схемы). Определите вид алгоритма.

2.Запишите в виде блок – схемы алгоритм решения следующей задачи: "Определите, принадлежит ли точка С(х,у) отрезку АВ, если известны координаты концов отрезка".

Вариант 4

1.Составьте алгоритм для нахождения площади и гипотенузы прямоугольного треугольника (алгоритм запишите в виде блок – схемы). Определите вид алгоритма.

2.Запишите в виде блок – схемы алгоритм решения следующей задачи: «Меньшее из двух данных чисел возведите в квадрат, а большее уменьшите в 2 раза. Если числа равны, то найдите их сумму».

    Тест - тест представляет собой системы небольших по объему заданий, охватывающих в совокупности большой круг вопросов отдельных глав учебника информатики и курса в целом.

Тесты представлены тремя видами в двух вариантах:

Первый вид тестов предполагает заполнение пропусков «многоточий» таким образом, чтобы получилось истинное высказывание. Учащиеся ограничиваются тем, что вместо многоточий они указывают одно–два слова, которые считают необходимо недостающими;

Второй вид тестов, учащиеся должны установить, истинно или ложно каждое из предложенных высказываний. Учащиеся должны не просто дать ответ «да» или «нет», а проявить умение рассуждать, делать соответствующие выводы, распознавать, верно сформулированное математическое предложение от неверного;

Третий вид тестов, предлагает на выбор несколько ответов, среди которых есть верный и неверный и ответ, предполагающий отказ от выполнения задания.

Количество ответов ограничено тремя наиболее значимыми, так как набор ответов должен быть легко обозримом для учащихся.

Тест: «Компьютер и информация».

Устройство, обрабатывающее информацию – это

А) оперативная память;

B ) внешняя память;

C ) клавиатура ;

D ) процессор;

    Дисковод – это устройство для

A ) обработки информации;

B ) чтения и записи информации;

C ) хранения оперативной информации;

D ) долговременного хранения информации;

    Для хранения слова «ИНФОРМАЦИЯ» в памяти компьютера требуется

    1. 10 байтов;

      20 байтов;

      1 байт;

      9 байтов.

    Вставьте вместо многоточия нужные слова: «Магнитные диски – устройства для …».

    1. долговременного хранения информации;

      ввода информации;

      вывода информации;

      обмена информацией.

    Наименьшая адресуемая часть оперативной памяти – это

    1. байт;

      бит;

      килобайт;

      файл.

    Контрольная работа - п исьменную проверку знаний и умений учащихся необходимо проводить на различных этапах усвоения изученного материала, что дает возможность несколько раз получить информацию об усвоении одного и того же материала. С этой целью целесообразно проводить различного рода контрольные работы, которые можно разделить на два вида:

1.проверочные контрольные работы – предназначены для проверки усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения темы;

2.итоговые контрольные работы – являются завершающим моментом повторения в конце года. Необходимым компонентом этих работ служат задания на повторение основных теоретических вопросов.

Контрольная работа является составной частью процесса обучения и несет на себе образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Контрольная работа: «Системы счисления» .

Вариант 1

1.Представьте в развернутой форме:

а) 4563; б) 1001012; в) АС616.

2.Переведите число 74 из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную;

3.Выполните действия:

а)11001101011+1110000101;

б) 101011-10011;

в) 1011х101.

а)564+234;

б) 652-465.

3) в шестнадцатеричной:

а)DF45+128A;

б)92D4-11AЕ.

ASCII , определите код буквы Y

Вариант 2

1.Представьте в позиционном виде:

а) 7045; б) 1101012; в) 1 D 516.

2.Переведите число 83 из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную;

3.Выполните действия:

1) в двоичной системе счисления:

а) 1110101011 + 1110110101;

б)1011 – 1100011;

в) 10101 x 111.

2) в восьмеричной системе счисления:

а) 641 + 427;

б) 254 – 125.

3) в шестнадцатеричной:

а)F154+12DA;

б)12С4-9Е1.
4.Используя кодировочную таблицу ASCII , определите код буквы Z и изобразите его в восьмиразрядном формате.

    Зачет - э то одна из форм наиболее успешного закрепления знаний по пройденному материалу.

Открытые зачеты. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а так же дополнительными вопросами и задачами. Ученик самостоятельно выбирает уровень зачета и решают предложенные задачи. Зачет считается сданным только в том случае, если ученик выполнил все предложенные задания.

При изучении некоторых разделов, также учитывая особенности учебной группы, иногда целесообразно проводить закрытые зачеты. В этом случае учащиеся не знакомятся предварительно с вопросами и заданиями по теме, а получают их во время поведения зачета. При этом возможно использование карточек – инструкций в том случае, если учащийся не может справиться с заданием, но это отражается на оценке или ученик выполняет дополнительное задание.

Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы или курса, обязательно должны быть дифференцированными или разноуровневыми, многовариантными.

Зачет: «Командные файлы».

Уровень 1

Вариант 1

Написать командный файл, который запрашивает: « Хотите ли вы узнать параметры форматирования (да – Y , нет – N )?» - и при ответе «да» (Y ) выдает указанные параметры, а в противном случае прощается с вами.

Вариант 2

Написать командный файл, который запрашивает: «Хотите ли вы узнать, как работать с программой ARJ . EXE (да – Y , нет – N )?» - и при ответе «да» (Y ) выдает указанные сведения, а в противном случае прощается с вами.

Вариант 3

Написать командный файл, который запрашивает: «Какая у вас дискета (360 Кбайт или 1,2 Мбайт)?» - и выполняет форматирование данной дискеты, выдав перед этим на экране соответствующее сообщение.

Вариант 4

Написать командный файл, который распечатывает имена файлов, имеющих расширение EXE и находящихся в подкаталоге корневого каталога диска F . Имя подкаталога задается как параметр.

Уровень 2

Вариант 1

Написать командный файл, который выдает сообщение о наличии в каталоге заданного файла. Имя файла и место поиска задаются как параметры.

Вариант 2

Создать текстовый файл на диске. Написать командный файл, который копирует созданный текстовой файл на дискету, запрашивая в случае наличия на дискете файла с таким же именем подтверждение о выполнении копирования. Имя текстового файла задается как параметр.

Вариант 3

Написать командный файл, используя команду FOR , выводит на экран содержимое каталога NU , находящегося на диске С в каталоге NC . После этого появляется вопрос «Хотите ли вы распечатать содержимое данного каталога на принтере?» При положительном ответе содержимое каталога распечатывается.

Вариант 4

Написать командный файл, который при наличии заданного файла выдает сообщение «Вы действительно хотите удалить файл с именем \имя файла\?». При подтверждении файл удаляется. Если же такого файла нет, то выдается соответствующее сообщение. Полное имя файла задается как параметр.

Особо остановимся на тестировании , как виде контроля. Грамотно составленные тесты могут быть не только формой контроля знаний, но и средством повторения и закрепления пройденного материала. Для использования тестов в качестве итогового контроля, необходимо регулярно тестировать учащихся в течении учебного года. Эффективным средство обучения является использование тестов в качестве описания конечных результатов деятельности. В этом случае, речь идет о принципе открытости образования.

В чем эффективность данного метода?

Учащиеся, получив тесты в начале прохождения темы, уже нацелены на получение хорошего результата. Если по другим предметам достаточно проблематично будет раздавать дидактические материалы на каждом занятии, то на информатике в качестве необходимого технического средства можно использовать компьютеры, где предварительно помещаются все необходимые тесты и учащиеся в любой момент могут совершенно спокойно себя протестировать.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. И тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала, для теста из пяти вопросов:

нет ошибок – оценка «5»;

одна ошибка – оценка «4»;

две ошибки – оценка «3»;

три ошибки – оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

25-30 правильных ответов – оценка «5»;

19-24 правильных ответов – оценка «4»;

13-18 правильных ответов – оценка «3»;

меньше 12 правильных ответов – оценка «2».

Данные нормы характерны для общеобразовательных школ, когда ученый материал осваивается в рамках базисного плана. Для гимназических классов, лицеев и классов с углубленным изучением информатики данные критерии не подходят, требования к ученикам подобных учебных заведений должны быть намного выше. Их можно вычислить по критериям, заложенным в тестах ЕГЭ.

Наиболее проблематичной сферой контроля является объективное оценивание знаний учащихся при устном опросе и выполнении практических заданий. Рассмотрим факторы, влияющие на оценку:

грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Здесь эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные с нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется оценка:

«5» – при условии безупречного ответа, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» – при наличии 1-2 недочетов;

«3» – 1-2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей;

«2» – незнание основного программного материала;

«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей

Формы контроля деятельности учащихся на уроках информатики

Формы контроля на уроках информатики: текущий, периодический, итоговый и самоконтроль.

Методы контроля знаний на уроках информатики:

Традиционные - устный опрос, письменную проверку, тестирование, практическую работу

Нетрадиционные - сочинение, словарный диктант, проект.

Виды контроля: тест, контрольная работа, самостоятельная работа, и т.д.

Устный и письменный «зачет» в конце каждой темы позволяет проверить знания учащихся в целом и в системе. Только сдав «зачет» ученики могут приступить к работе на ПК. Это является сильнейшим побудительным стимулом у ребят.

Домашняя работа позволяет систематизировать занятия по информатике. Помимо заданий на повторение и закрепление материала, я даю одну - две домашних контрольных работ за учебный год (каждому ученику дается свой ).

Различные виды самостоятельных позволяют разнообразить работу на уроке. На первом этапе формирования знаний, и особенно в слабых классах, используется метод - «решение по аналогии». Умение действовать по образцу не приходит само по себе, а требует специальных приемов учителя. В частности важно осуществить - особенно при решении задач - классификацию материала, обеспечивающую постепенное развитие такого умения. Особенно нравится ребятам исправлять ошибки в предложенных программах. Этот метод самостоятельной работы позволяет проверить знания операторов языка программирования в легкой, непринужденной форме. Определить результат выполнения алгоритма или программы теоретически - это уже более сложная задача, требующая значительных знаний. Составление алгоритма решения задачи - этот метод позволяет развить логический и абстрактный способы мышления ребят.

Предложить идею решения задачи на оценку - вызывает целый всплеск рассуждений, приводящий к нужному результату. Если вдруг не получилось у одного, то вместе проблема - задача решается достаточно быстро. Решение задачи на сообразительность, скорость - позволяет проверить помимо знаний и навыки работы на ПК.

Контрольные и самостоятельные работы проводятся как «теоретически» так и за компьютером. Различные виды лабораторных работ позволяют сформировать компьютерную грамотность у учащихся.

Планируемые результаты обучения по информатике, заданные в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся, позволяют использовать такую форму контроля, как тесты. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учеников критериям.

Компьютерный диктант позволяет проверить одновременно: знание учащимися раскладки клавиатуры и умение быстро набирать ; умение пользоваться клавишами редактирования; знание операторов и команд языка программирования.

Очень продуктивной оказалась работа с творческими группами на лабораторных работах. При такой организации обмен мнениями идет свободно, ученики учатся на примере рассуждений товарищей и анализе их ошибок, в атмосфере взаимной заинтересованности в результатах труда. С помощью творческих групп реализуется такой способ контроля как самоконтроль.

И задача «дальнего прицела» решается в творческой группе. Эта задача - конструирование компьютерной игры или обучающей программы. Для выполнения этой работы требуются все знания, которые ребята получили за два года. Нет ничего увлекательнее создания своего программного продукта. Увлечение играми может незаметно и совершенно естественно перейти в интерес к информатике, а в дальнейшем и к математике и другим точным наукам. А также это прекрасный способ проверить знания ребят.

Чтобы уроки не были скучными и ребята не уставали, необходимо сочетать, комбинировать различные формы контроля на занятии. Преследуя эту цель, я разрабатываю большую часть своих уроков именно таким образом, примером сему может служить мой открытый по теме «Строки».

По каждой теме, по каждому виду контроля накоплено такое количество дидактического материала, которое позволяет максимально индивидуализировать задания для учащихся. Такие формы контроля позволяют определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, а кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может их применять в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

Общедидактические методы обучения информатике. Классификация методов обучения. Методы контроля в обучении информатике (их роль, функции в процессе обучения). Оценочная деятельность учителя (психологические и другие аспекты). ЕГЭ по информатике (цель, тематика, типы заданий). Частные методы обучения информатике (метод проектов, метод программированного обучения)

Общедидактические методы обучения информатике

При обучении информатике применяются, в основном, такие же методы обучения, как и для других школьных предметов, имея, однако, свою специфику. Метод обучения – это способ организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения. Методический прием (синонимы: педагогический прием, дидактический прием) – это составная часть метода обучения, его элемент, отдельный шаг в реализации метода обучения. Каждый метод обучения реализуется через сочетание определенных дидактических приемов. Многообразие методических приемов не позволяет их классифицировать, однако можно выделить приемы, которые достаточно часто используются в работе учителя информатики и ИКТ. Например:

  • показ (наглядного объекта в натуре, на плакате или экране компьютера, практического действия, умственного действия и т.п.);
  • постановка вопроса;
  • выдача задания;
  • инструктаж.

Методы обучения реализуются в различных формах и с помощью различных средств обучения. Каждый из методов успешно решает лишь какие‐то одни определенные задачи обучения, а другие – менее успешно. Универсальных методов не существует, поэтому на уроке должны применяться разнообразные методы и их сочетание.

В структуре метода обучения выделяют целевую составляющую, деятельную составляющую и средства обучения. Методы обучения выполняют важные функции процесса обучения: мотивационную , организующую , обучающую , развивающую и воспитывающую . Эти функции взаимосвязаны. Выбор метода обучения определяется следующими факторами:

  • дидактическими целями;
  • содержанием обучения;
  • уровнем развития учащихся и сформированности учебных навыков;
  • опытом и уровнем подготовки учителя.

По дидактическим целям методы обучения делятся на методы приобретения новых знаний методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике методы контроля и оценки знаний, умений и навыков .

Классификация методов обучения

Классификацию методов обучения проводят по различным основаниям: по дидактическим целям ; по характеру познавательной деятельности ; на основе кибернетического подхода Ю.К.Бабанского.

По характеру познавательной деятельности методы обучения делятся на объяснительно‐иллюстративные ; репродуктивные ; проблемные ; эвристические ; исследовательские .

Классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К.Бабанским, основана на кибернетическом подходе к процессу обучения и включает три группы методов: методы организации и осуществления учебно‐познавательной деятельности ; методы стимулирования и мотивации учебно‐познавательной деятельности ; методы контроля и самоконтроля эффективности учебно‐познавательной деятельности . Каждая из этих групп состоит из подгрупп, в которые входят методы обучения по иным классификациям. Классификация по Ю.К.Бабанскому рассматривает в единстве методы организации учебной деятельности, стимуляции и контроля. Такой подход позволяет целостно учитывать все взаимосвязанные компоненты деятельности учителя и учащихся.

Приведем краткую характеристику основных методов обучения.

Объяснительно‐иллюстративные , или информационно‐рецептивные методы обучения , состоят в передаче учебной информации в готовом виде и восприятии (рецепции) ее учениками. Учитель не только передает информацию, но и организует ее восприятие.

Репродуктивные методы отличаются от объяснительно‐иллюстративных наличием объяснения знаний, запоминания их учениками и последующим воспроизведением (репродукцией) их. Прочность усвоения достигается многократным повторением. Эти методы важны при выработке навыков владения клавиатурой и мышью, а также при обучении программированию.

При эвристическом методе организуется поиск новых знаний. Часть знаний сообщает учитель, а часть ученики добывают сами в процессе решения познавательных задач. Это метод еще называют частично‐поисковым .

Исследовательский метод обучения состоит в том, что учитель формулирует задачу, иногда в общем виде, а учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания в ходе ее решения. При этом они овладевают методами научного познания и опытом исследовательской деятельности.

Проблемное обучение является очень эффективным методом для развития мышления школьников. Проблема возникает лишь тогда, когда есть противоречие. Именно наличие противоречия создает проблему. Если противоречие не возникает, то тогда это не проблема, а просто задача. Если учитель на учебных занятиях будет показывать, создавать противоречия, то он будет применять метод проблемного обучения .


Рассказ
– это последовательное изложение учебного материала вописательного характера. Обычно учитель рассказывает историю создания ЭВМ и персональных компьютеров, и т.п.

Объяснение – это изложение материала с использованием доказательств, анализа, пояснения, повтора. Этот метод применяют при изучении сложного теоретического материала, используя средства наглядности. Например, учитель объясняет устройство компьютера, работу процессора, организацию памяти.

Беседа – это метод обучения в форме вопросов и ответов. Беседы бывают: вводные, заключительные, индивидуальные, групповые, катехизические (с целью проверить усвоение учебного материала) и эвристические (поисковые). Например, метод беседы используется при изучении такого важного понятия, как информация. Однако, применение этого метода требует больших затрат времени и высокого уровня педагогического мастерства учителя.

Лекция – устное изложение учебного материала в логической последовательности. Обычно применяется лишь в старших классах.

Наглядные методы обеспечивают всестороннее, образное, чувственное восприятие учебного материала. Практические методы формируют практические умения и навыки, имеют высокую эффективность. К ним относятся: упражнения, лабораторные и практические работы, выполнение проектов.

Дидактическая игра – это вид учебной деятельности, моделирующий изучаемый объект, явление, процесс. Ее цель – стимулирование познавательного интереса и активности. Игра готовит ребенка к труду и учению. Развивающие игры создают игровую ситуацию для развития творческой стороны интеллекта и широко применяются в обучении, как младших, так и старших школьников.

Блочно‐модульное обучение – это метод обучения, когда содержание учебного материала и его изучение оформляется в виде самостоятельных законченных блоков или модулей, подлежащих изучению за определенное время. Обычно его применяют в вузах совместно с рейтинговой системой контроля знаний. В старших классах модульное обучение позволяет выстраивать для учащихся индивидуальную траекторию освоения информационных технологий путем комплектования профильных курсов из набора модулей.
Методы контроля в обучении информатике (их роль, функции в процессе обучения)

Методы контроля в обучении информатике (их роль, функции в процессе обучения)

Методы контроля являются обязательными для процесса обучения, так как обеспечивают обратную связь, являются средством его корректировки и регулировки. Функции контроля:
  1. Воспитательная : это показ каждому ученику его достижений в работе; побуждение ответственно относиться к учению; воспитание трудолюбия, понимания необходимости систематически трудиться и выполнять все виды учебных заданий. Особое значение эта функция имеет для младших школьников, у которых еще не сформированы навыки регулярного учебного труда.
  2. Обучающая : углубление, повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний в ходе контроля; выявление искажений в понимании материала; активизация мыслительной деятельности учащихся.
  3. Развивающая : развитие логического мышления в ходе контроля, когда требуется умение распознать вопрос, определить, что является причиной и следствием; развитие умений сопоставлять, сравнивать, обобщать и делать выводы; развитие умений и навыков при решении практических заданий.
  4. Диагностическая : показ результатов обучения и воспитания школьников, уровня сформированности умений и навыков; выявление уровня соответствия знаний учащихся образовательному стандарту; установление пробелов в обучении, характера ошибок, объема необходимой коррекции процесса обучения; определение наиболее рациональных методов обучения и направлений дальнейшего совершенствования учебного процесса; отражение результатов труда учителя, выявление недочетов в его работе, что способствует совершенствованию педагогического мастерства учителя.

В школе применяются следующие виды контроля: предварительный , текущий , периодический и итоговый . Методы контроля: устный опрос , письменный опрос , контрольная работа , проверка домашнего задания , тестовый контроль , рейтинговый контроль .

Оценочная деятельность учителя (психологические и другие аспекты)

Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков учащихся с эталонными, зафиксированными в учебной программе. Оценка происходит в ходе процедуры контроля. Отметка – это условная количественная мера оценки, обычно выраженная в баллах. В широком обиходе часто оценки и отметки не разделяют. Педагоги обычно еще используют различные формальные и неформальные способы оценки тех или иных действий ученика, например, замечание, похвала, восклицание, мимика, жесты. В то же время отметка всегда выставляется в баллах.

В отечественной школе практически принята четырехбалльная шкала отметок, хотя по инерции ее все еще называют пятибалльной. За рубежом широко применяются и другие шкалы отметок.

Функции оценки:

  • уведомление ученика об уровне его знаний и степени соответствия нормативу;
  • информирование об успехах и неудачах в учебе;
  • выражение общего суждения учителя об ученике;
  • стимулирование активной учебной деятельности.
Проводя оценку действий ученика, мы воздействуем на его интеллектуальную и волевую сферы, формируем качества личности. Важным результатом оценивания является формирование того или иного уровня притязаний школьника. Успех или неуспех учебной деятельности определяется не столько самооценкой ребенка, сколько оценочным воздействием учителя, учеников в классе, родителей. Всё это влияет на формирование уровня притязаний ребенка.

Способы оценки:

  1. Нормативный – исходя из требований образовательного стандарта и программных требований. Этим способом обычно пользуются ученые‐дидакты, и только в последние годы он начинает применяться в школе.
  2. Сопоставительный – сопоставляя с действиями, знаниями, умениями и навыками других учеников, т.е. в сравнении. Им чаще всего пользуются учителя и родители.
  3. Личностный – сравнивая с прошлыми действиями, знаниями, умениями и навыками этого же ученика в прошлом. Этим способом в нашей школе пользуются редко.

Исходя из требований современной гуманистической педагогики, учителю в текущей работе нужно использовать личностный способ оценивания. Такой способ позволяет контролировать продвижение каждого ученика в его развитии.

Нормативный способ оценивания необходим для ориентирования учащихся в своих достижениях и показа эталонных образцов учебной работы.

Правила выставления оценок и отметок:

  1. Контроль и оценка должны быть систематическими и охватывающими все важнейшие элементы знаний, умений и навыков.
  2. Оценка должна проводиться в сочетании личностного и нормативного способов. Применение контролирующих компьютерных программ не исключает оценки работы ученика со стороны учителя.
  3. Оценка и отметка должны быть гласными.
  4. Проводя контроль и оценку знаний, учитель должен стремиться к тому, чтобы его контроль постепенно заменялся взаимо‐ и самоконтролем, самооценкой. Для этого следует обучать учащихся такой форме учебной работы, указывать способы контроля и оценивания.
  5. Учитель должен давать возможность ученикам неоднократно пересдавать задания с целью повышения оценки.
  6. Учитель должен сочетать разнообразные методы, формы и средства контроля, гибко меняйте тактику при выставлении отметок.

ЕГЭ по информатике (цель, тематика, типы заданий)

Термин "единый" применительно к единому государственному экзамену (ЕГЭ ) характеризуется двумя качествами: единый по содержанию, технологиям проведения и оценки для выпускников школ всей страны и единый, как объединенный выпускной для школы и вступительный для вуза, экзамен.

ЕГЭ по замыслу разработчиков, должен выполнять две функции: аттестовать выпускников школы по результатам обучения и ранжировать их по рейтингу учебных достижений, что необходимо для поступления в другие учебные заведения (ссузы и вузы).

Целью ЕГЭ является установление уровня освоения выпускниками федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по предмету. Результаты единого государственного экзамена по информатике и ИКТ признаются образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по информатике и ИКТ. Используемые при этом контрольные измерительные материалы (КИМ ) позволяют соотнести результаты, показанные отдельными экзаменующимися, путем выставления за работу количественной оценки по стобалльной шкале. Таким образом, становится возможным использовать результаты ЕГЭ для дифференциации выпускников по уровню подготовки с целью конкурсного отбора абитуриентов вузов и ссузов.

Согласно приказу Минобрнауки (от 28.10.2009 № 505), ЕГЭ по информатике является обязательным для ряда технических специальностей, не только непосредственно связанных с ИКТ и вычислительной техникой, но и многих общеинженерных, технологических специальностей, а также для физико-математических специальностей классических и педагогических университетов. Единый государственный экзамен проверяет знания и умения выпускников по предмету "Информатика" за все время школьного обучения. Структура и объем учебного плана по информатике в образовательных учреждениях разных типов и видов сильно варьируется: от 240 часов в старших классах информационно-технологического профиля до 70 часов базового курса в классах гуманитарных профилей.

Контрольные измерительные материалы содержат задания, рассчитанные как на выпускников профильных классов, так и на тех, кто прослушал только базовый курс для старшей школы. Минимальная граница первичных баллов, позволяющая получить сертификат ЕГЭ по предмету, определяется исходя из содержания базового стандарта. В то же время КИМ должны обеспечивать адекватную оценку компетентностей выпускников с высоким уровнем подготовки, поэтому каждый вариант КИМ содержит задания высокого уровня сложности, требующие применения знаний и умений в новой для экзаменующегося ситуации.

Содержание экзамена составлено таким образом, чтобы на результат не влияло то, по какой программе или учебно-методическому комплекту велось преподавание в конкретном образовательном учреждении, какое программное обеспечение использовалось в процессе обучения. Естественно, что полностью исключить влияние компьютеризации учебного процесса в образовательном учреждении на результаты ЕГЭ по информатике невозможно, но содержание экзаменационной работы позволяло выпускникам, изучавшим информатику в «безмашинном» варианте, преодолеть минимальную границу и получить балл, достаточный для поступления на непрофильную техническую спе-
циальность.

Экзаменационная работа 2009 и 2010 годов содержала 32 задания и состояла из трех частей. В каждой из частей были сгруппированы задания одного типа. Первая часть работы (А) включала 18 заданий с выбором ответа из четырех предложенных; вторая часть (B) – 10 заданий с краткой формой ответа, предполагающих самостоятельное формулирование и ввод ответа в виде последовательности символов. Третья часть (С) содержала 4 задания, требующие запись в произвольной форме развернутого ответа на специальном бланке. Разбиение заданий на группы определялось только формой записи ответа и было вызвано технологической особенностью экзамена: использованием различных бланков для разных типов заданий.

Общее время, отводимое на выполнение работы, как и сейчас, составляло 4 часа, из которых полтора часа рекомендовалось потратить на задания первой и второй части, а оставшиеся 2,5 часа – на задания с развернутым ответом.

В работе содержались задания по 10 темам курса информатики, представляющим основное содержание предмета, хотя удельный вес заданий по определенным темам отличался от доли часов, отводимых на эти темы в учебных программах. Это было связано в первую очередь с тем, что существующая форма экзамена (бумажные бланки ответов, невозможность использования компьютера при выполнении заданий) более подходит для проверки знаний и умений по теоретическим разделам информатики, чем для проверки практических умений и навыков работы с прикладным программным обеспечением.

ЭГЭ проверял знания и умения выпускников с использованием заданий различного уровня сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня содержались только в первых двух частях работы (среди заданий, предполагающих развернутый ответ, нет заданий базового уровня сложности), задания повышенного и высокого уровня содержались во всех трех частях экзаменационной работы. При этом задания базового уровня были ориентированы на проверку знаний и умений инвариантной составляющей курса информатики, преподающегося в классах и учебных заведениях всех профилей.

Заданий базового уровня сложности в работе было 17, то есть более половины заданий, но их правильное решение позволяло получить только 42,5% первичных баллов (17 из 40), то есть недостаточно высокий для поступления в профильные вузы результат. Верное выполнение экзаменуемым немногим более половины заданий базового уровня позволяло получить минимальное количество баллов ЕГЭ и использовать сертификат о сдаче ЕГЭ для поступления в вузы и ссузы, где требования к уровню освоения информатики невысоки.

Задания повышенного уровня проверяли содержание профильного стандарта по информатике, и в силу этого, были ориентированы на оценку подготовки выпускников, изучавших предмет по углубленной программе (их в работе 10 из 32 и содержались они во всех трех частях экзаменационной работы). Правильное решение этих заданий позволяло выпускнику получить еще 30% первичных баллов.

Пять заданий высокого уровня сложности были призваны выделить участников ЕГЭ, хорошо овладевших содержанием учебного предмета, ориентированных на получение высшего профессионального образования в областях, связанных с информатикой и компьютерной техникой. Выполнение этих заданий могло дать до 27,5% первичных баллов, так как из пяти заданий три относились к третьей (С) группе и за полное и правильное их решение экзаменуемый мог получить два, три или четыре первичных балла соответственно.

Контрольные измерительные материалы проверяли знания и умения в трех видах ситуаций: воспроизведения, применения знаний в стандартной либо новой ситуации. В КИМ по информатике сознательно не были включены задания, проверяющие средствами простого воспроизведения знание терминов, понятий, значений величин, формулировок правил. При выполнении любого из заданий КИМ от выпускника требовалось решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящие и применить их в известной либо новой ситуации.

Заданий первого вида (требующих воспроизведения знаний) в работе было 6 (из общего количества 32 задания), они входили в первую и вторую часть работы. Эти задания решались в одно-два действия и предполагали формальное выполнение изученного алгоритма или применение правила. Примером задания этого уровня является задание А15 по теме «Технология обработки графической информации», предполагающее определение цвета Web-страницы в 24-битной RGB модели по значениям интенсивности пучков. Задания первого уровня могли быть как базового, так и повышенного уровня сложности.

Задания второго вида (требующие умений применять свои знания в стандартной ситуации), входящие во все три части экзаменационной работы, предусматривали использование комбинации правил или алгоритмов, совершение последовательных действий, однозначно приводящих к верному результату. Предполагалось, что экзаменуемые в процессе изучения школьного курса информатики приобрели достаточный опыт в решении подобных задач. К этому виду, в частности, относилось задание базового уровня сложности А14 по теме «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», которое требовало от участника ЕГЭ моделирования результата сортировки или фильтрации базы данных по указанной совокупности признаков. Заданием такого вида являлось и одно из заданий третьей части работы (задание С2), требующее формальной записи изученного в школе алгоритма обработки массива на языке программирования либо естественном языке. Это задание относилось к высокому уровню сложности. Большая часть заданий экзаменационной работы (17 из 32) отностилась ко второму виду; правильное их выполнение позволяло получить 18 из 40 первичных баллов.

Задания третьего вида , проверяющие умения применять свои знания в новой ситуации, входили во вторую и третью часть работы (всего 9 заданий из 32, верное выполнение их давало максимально 16 первичных баллов из 40). Они предполагали решение выпускниками творческой задачи: какие изученные правила и алгоритмы следует применить, в какой последовательности это следует сделать, какие данные использовать. К этому типу относись текстовые логические задачи, задания на поиск и устранение ошибок в алгоритмах, на самостоятельное написание программ.

Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ в 2012 году усовершенствованы в сравнении с 2011 годом по всем предметам (наиболее существенно – по информатике и ИКТ, истории и литературе). Изменения по информатике и ИКТ следующие:

  1. Изменено соотношение частей 1 и 2 работы (количество заданий в первой части сокращено с 18 до 13, во второй части – увеличено с 10 до 15).
  2. Изменено распределение заданий по разделам курса информатики: увеличилось количество заданий по разделам "Элементы теории алгоритмов" и "Моделирование и компьютерный эксперимент", уменьшено количество заданий по разделам "Системы счисления" и "Основы логики".
  3. Вместо задания на обработку графической информации вошло задание на обработку звука.

Частные методы обучения информатике (метод проектов, метод программированного обучения)

Программированное обучение – это обучение по специально составленной программе, которая записана в программированном учебнике или в обучающей машине (в памяти компьютера). Обучение идет по следующей схеме: материал делится на порции (дозы), составляющие последовательные шаги (этапы обучения); в конце шага проводится контроль усвоения; при правильном ответе выдается новая порция материала; при неправильном ответе обучаемый получает указание или помощь. На таком принципе построены компьютерные обучающие программы.

Под методом проектов понимают такой способ осуществления учебной деятельности, при котором учащиеся приобретают знания, умения и навыки в ходе выбора, планирования и выполнения специальных практических заданий, называемых проектами.