Международная общественная организация императорское православное палестинское общество. Православное палестинское общество и русская духовная миссия в палестине

Одним из ярких представителей храмовой архитектуры считается церковь в Крестовоздвиженской Иерусалимской ставропигиальной женской обители.

Сегодня сюда легко попасть, если ехать на автомобиле по Каширскому шоссе на юг от Москвы. Паломники же чаще всего садятся у столичного метро «Домодедовская» на любой автобус, следующий в одноименный аэропорт, и сходят на остановке «Санаторий». Отсюда до монастыря примерно 15 минут пешего хода.

Миновав первые ворота, вы по очень живописной аллее, тонущей в зелени, подойдете к надвратной колокольне, сложенной из красного кирпича, а затем попадете на территорию монастыря.

История обители начинается в далеком 1837 году, когда в селе Старый Ям Подольского уезда при церкви во имя святых мучеников Флора и Лавра начала действовать небольшая богадельня для женщин.


Как же богадельня стала Кресто-Воздвиженским Иерусалимским монастырем?

Решающую роль в этом сыграл некий юродивый по имени Иван Степанович. В возрасте 34 лет он совершил паломничество в к святым мощам , после чего бросил работу извозчика и принял на себя подвиг юродства, полностью посвятив жизнь служению Богу. В любое время года полураздетый и босой ходил Иван Степанович по святым местам и монастырям России. Все его почитали за блаженного.

Однажды он явился к вдове одного богатого москвича Параскеве Родионовне Саватюгиной и попросил денег на организацию чтения Неусыпаемой Псалтири в богадельне. Та не отказала, а вскоре, по совету Ивана Степановича, и сама вступила в число сестер богадельни, решив также посвятить свою жизнь служению Богу.

Женщина стала первой жертвовательницей будущей обители. На ее деньги был построен двухэтажный каменный дом для насельниц, который освятил сам митрополит Московский Филарет, имевший особое расположение к юродивому Ивану Степановичу.

Филарет подарил богадельне , ставшую главной святыней будущего монастыря.

По преданию, посетив через некоторое время Старый Ям, владыка воскликнул: «Здесь не богадельня, а монастырь!» Шел 1860-й год. Не прошло и пяти лет, как была основана Флоро-Лаврская женская община, начальницей которой стала Параскева Родионовна Саватюгина, а духовным руководителем сестер - Иван Степанович.

Еще через несколько лет благоустроенный дом, где жили сестры, перенесли из села Старый Ям в село Лукино, где незадолго перед тем был построен каменный храм во имя Воздвижения Креста Господня. Вскоре и община стала именоваться Крестовоздвиженской.

В 1871 году здесь же был заложен еще один храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Его пристроили к трапезному корпусу и поместили сюда чудотворную икону. А через три года, когда храм достроили, тут был совершен первый постриг - с именем Павла монашество приняла Параскева Родионовна.

Вскоре в монастыре насчитывалось уже около сотни сестер, а в 1887 году Священный Синод решил преобразовать общину в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь .


В 1890 году при игуменье Евгении началось строительство грандиозного соборного храма в честь Вознесения Господня, который мы можем видеть сегодня.

Высота собора достигает 38 метров. У западных ворот еще раньше была построена очень красивая колокольня с 10 колоколами, самый большой из которых весил более трехсот пудов. Колокольню, увы, разрушили в годы Советской власти. Тогда же и все монастырское хозяйство большевики национализировали, разместив тут детей-беспризорников. Монахинь же определили на работу в местный совхоз.

Весной 1924 года храм переоборудовали в сельский клуб. Богослужения еще несколько лет продолжались в Крестовоздвиженской церкви, куда перенесли Иерусалимскую икону Божией Матери, но в 1937 году и этот храм закрыли, а священника Козьму Коротких расстреляли на .


В 1992 году монастырь вернули Русской православной церкви, возобновились богослужения в Крестовоздвиженском храме.

Спустя десять лет настоятельницей монастыря стала монахиня Екатерина (Чайникова). Был восстановлен храм Иерусалимской Иконы Божией Матери, и чудотворный образ вернулся на свое историческое место.

Мастера полностью реставрировали Крестовоздвиженский храм, внутри его расписали новыми фресками и украсили величественным иконостасом.

В 2006 году у монастыря появилось московское подворье в храме Иерусалимской Иконы Божией Матери за Покровской заставой.

Монастырь при сельце Лукине основан в 1837 г. под видом женской богадельни при Флоро-Лаврской церкви с. Старый Ям, которая в 1856 г. была переименована в молитвенный богадельный дом, обращенный в 1865 г. стараниями юродивого Ивана Степановича Саватюгина и с помощью средств Прасковий Родионовны Саватюгиной, Николая Гавриловича Рюмина и сестры его, жены сенатора, Любови Гавриловны Мороз, в женскую общину с наименованием ее Флоро-Лаврскою. В 1870 г. община была переведена в имение Александры Петровны Головиной сельцо Лукино, а 28 июня 1887 г. переименована в монастырь.

Храмы: Крестовоздвиженский (1848 г.); в честь Иерусалимской иконы Божией Матери (1873 г.); в честь Вознесения Господня с приделами; в честь Успения Божией Матери и во имя св. Филиппа, митр. Московского (освящен в 1896 г.).

В монастыре находилась местночтимая Иерусалимская икона Божией Матери. Монастырь был разрушен в 1919 г. Все иконы, библиотека и церковная утварь были вывезены или сожжены. Монахини были выгнаны и сосланы в разные места. Храмы были перестроены в общежития, со всех куполов сняты и сброшены кресты. На территории была открыта табачная фабрика, в годы войны оборудован госпиталь. В 1970 г. на территории монастыря открывается Детский реабилитационный центр для детей-инвалидов.

В марте 1992 г. монастырь отдан Русской Православной Церкви для дел милосердия и благотворительности. В нем началось возрождение - прежде всего чтение Неусыпной Псалтири и восстановление самого монастыря из руин. Постепенно возрождается монашеская жизнь под попечением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П. Возрождаются дела милосердия и благотворительности. На престольные праздники в обители совершаются крестные ходы, а сестры накрывают праздничную трапезу для всех паломников под открытым небом. В монастыре есть подсобное хозяйство, плоды которого раздаются всем нуждающимся, а также многодетным семьям. В монастырь возвращена чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, каждое воскресение перед ней читается молебен и сестры поют акафист нараспев.

Праздники: 14/27 сент. - Воздвижение Креста Господня; 12/25 окт. -Иерусалимской иконы Божией Матери; 15/28 авг. - Успение Пресвятой Богородицы; 9/22 янв., 3/16 июля, 5/18 окт. - свт. Филиппа, митр. Московского († 1569 г.)

berdasov.online wrote in February 26th, 2014

Оригинал взят у berdasov.online в Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь.

Когда собираешься в аэропорт Домодедово, то в связи с непредсказуемостью загруженности МКАД, выезжаешь заранее. Вот и сегодня поступил также, но доехал очень быстро и осталось немного времени. Зная, что не доезжая 10 км до аэропорта Домодедово есть монастырь решил туда и заехать. Расположен он в с. Лукино, Домодедовского района.


Основание нынешнему Крестовоздвиженскому Иерусалимскому ставропигиальному женскому монастырю было положено в 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда, что на Каширском шоссе. Там, при церкви святых мучеников Флора и Лавра, была устроена богадельня для лиц женского пола. Точное число живших в ней неизвестно, но можно предположить, что их было от 10 до 15 человек. Устроенная на церковной земле богадельня эта ничем не отличалась от подобных ей домов призрения бедных и неимущих и содержалась "трудами живущих в ней и доброхотными дателями".

В семи верстах от села Старый Ям находилось село Лукино, которое принадлежало Александре Петровне Головиной, женщине весьма благочестивой. Похоронив мужа и свою единственную дочь, она решила подарить село и имение со всеми земельными угодьями (212 десятин земли) Флоро-Лаврской женской общине. Александра Петровна обратилась к Владыке Филарету, который всячески содействовал исполнению ее желания, и на лукинское имение была составлена дарственная. Сестрам общины предстоял переезд в имение Головиных.

На территории имения находилась небольшая каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная еще в 1846 году. Так отныне стала именоваться и община - Крестовоздвиженской. Но со временем этот старый Воздвиженский храм стал тесен для сестер, поэтому в 1871 году приступили к сооружению нового в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, который пристроили к трапезному корпусу. Теперь именно здесь и днем, и ночью сестры читали Неусыпаемую Псалтырь. Здесь же поместили и главную святыню общины - Иерусалимскую икону Божией Матери, дар Владыки Филарета.

13 октября 1873 года новый храм был освящен, а в конце месяца началось строительство колокольни и каменной ограды.

Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер. В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня (11 июля нов.ст.) 1887 года. Было начато грандиозное строительство соборного храма в честь Вознесения Господня.

К лету 1893 года храм с внешней стороны был почти готов. Высота собора от земли до креста составила 38 метров. Следующим летом приступили к внутренней отделке. На устройство иконостаса крупную сумму выделила монахиня Афанасия, насельница Крестовоздвиженского монастыря, которая, вступив в монастырь, принесла и все свое состояние. Роспись стен и написание икон были поручены иконописцу Ерзунову. Иконы для иконостасов были написаны по золотому чеканному фону, а по краям украшены эмалью. На стенах собора было изображено около 150 библейских сюжетов. Церковную утварь также помогли приобрести благотворители. 15 июля 1896 года в соборе освятили два престола: главный, Вознесенский, и северный, Успенский. Южный же придел во имя Митрополита Московского Филиппа (по преданию село Лукино было родиной этого святителя) был освящен 15 сентября того же года.

Васильевский корпус (для паломников).

Игуменский корпус.

Монастырская стена, святой источник и колокольня были восстановлены в конце 90-х годов.

Гостиница. Монастырь всегда с радостью принимает паломников, желающих потрудиться во Славу Божию. Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной для трудников бесплатное.

И еще немного советской истории. В 1937 году году на Бутовском полигоне расстреляли священника Крестовоздвиженского храма Козьму Коротких. Погасла последняя свеча монастырской молитвы. В церкви устроили склад для хранения угля и торфа, а Иерусалимскую икону Божией Матери положили на пол как настил. Во время Великой Отечественной войны в зданиях и помещениях бывшего монастыря срочно располагают военный госпиталь. Верующим женщинам чудом удается спасти Иерусалимский образ Божией Матери и переправить его в храм села Мячково, где икона и будет находиться 50 лет. После войны в монастыре открыли санаторий "Ленинские горки". В монашеских кельях располагались медицинские кабинеты, проживал персонал и дети младших классов. Рядом с гостиницей была деревянная школа, которая сгорела несколько лет назад. Старшие дети проживали в построенном корпусе (на фото слева), в котором сейчас расположена поликлиника.

Еще до войны здание Вознесенского собора было разделено на 2 этажа. На 1-м этаже была кухня и столовая, на втором клуб с кинотеатром, а еще в башенках располагались несколько медицинских кабинетов. В одном из них мне лечили зуб:). Как вы догадались, я там был в санатории зимой 1983 года. То что это был монастырь мы даже не догадывались. Куполов, конечно же, не было. Стены в были покрашены зеленой масляной краской. В монастырской трапезной, к которой пристроена церковь Воздвижения Креста Господня, были оборудованы дешевые. В Иерусалимском храме устроили водолечебницу. В алтаре стояли ванны, в которых больные принимали водные процедуры.

В 1992 году монастырь передали Русской Православной Церкви, и началась его вторая жизнь. Если и у Вас будет время перед вылетом или будет задерживаться рейс, который вы встречаете, заезжайте. Это гораздо приятнее, чем сидеть в машине на паркинге.

1. Нижегородская еп., в Нижнем Новгороде. История его восходит к XIV в. Он совмещал в себе три женских монастыря, существовавшие прежде в Нижнем: Зачатиевский, основанный (в 1355 - 65) супругой кн. Андрея Константиновича Анастасией Ивановной, Воскресенский, неизвестно когда и кем основанный, и Происхожденский, который сначала находился близ Волги, но по причине тесноты в 1815 перенесен на новое место. Соборный храм в честь Воздвижения Креста Господня был построен в 1814 -23.
С.В. Булгаков
2. Тульская еп., в Белёве. Основан в 1625; в 1764 упразднен; в 1768 восстановлен. Здесь находилась местночтимая икона Божией Матери «Троеручицы». Монастырю принадлежали две часовни, находящиеся в городе: Николаевская, построенная в XVIII в., и Боголюбская, построенная в 1839, где находилась древняя чтимая Боголюбская икона Божией Матери и куда 18 июня и 12 июля совершался из монастыря крестный ход.
С.В. Булгаков

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

  • - Владикавказская еп., в г. Кизляре, Терской обл. Основан в 1736 игум. Даниилом, родом из грузинских князей. Сначала был мужским, но в 1908 обращен в женский...

    Русская энциклопедия

  • - в г. Москве. В XV столетии на месте монастыря находился дом одного из потомков именитой фамилии кн. Хавриных, Вл. Гр. Хаврина, любимца вел. князя Василия Темного...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Владикавказская еп., в Пятигорском у., близ ж.-д. станции Хасавюрт. Учрежден в 1885...

    Русская энциклопедия

  • - Омская еп., при церкви на Святом Ключе, близ Старо-Семипалатинского поселка, Семипалатинской области. Учрежден в 1912 из женской общины, основанной в 1906...

    Русская энциклопедия

  • - Волынская еп., близ г. Дубно. Основан в к. XIV в. Здесь 20 лет подвизался прп. Иов, отстаивая права православных против козней иезуитских, пока не удалился, наконец, в Почаевскую обитель...

    Русская энциклопедия

  • - Полтавская еп., на высокой лесистой горе, у берега р. Ворсклы, возле Полтавы. Основан в 1650. В 1695 был опустошен татарами; в 1709 подвергся разорению от шведов...

    Русская энциклопедия

  • - в гор. Вязьме, Смоленской губ. На месте мон. в XI веке жил преп. Аркадий. В 1661 основан мужской мон., не существовавший уже в XVIII ст. В 1780 образовалась здесь община из упраздненного Ильинского мон. в Вязьме...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - из-за Петровских ворот, в Пскове, сгорел в 1561 г., был возобновлен, после издания новых штатов 1764 г. упразднен, а церковь с 1786 года приписана к Покровской...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ныне приходская церковь Знамения Богородицы в г. Суздале, Владимирской губ. Существовал в XIII стол.; в 1237 г. был разрушен Батыем; был возобновлен, но существовал недолго...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - основан в 1864 г., с приютом при нем для воспитания сирот православного духовенства и дочерей состоящих на службе в том крае недостаточных русских чиновников...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в 4 в. от Новгорода, на берегу р. Волхова. Осн. в 1335 г. Церковь 1700 г. При м-ре училище для девиц духовного звания основанное митроп. Исидором...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Енисейской губ., Красноярского у., в 45 в. от Красноярска; образовался в 1888 г., из женской общины, устроенной, незадолго перед тем, при церкви З. коноваловского завода...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - женский, единоверческий, 3 класса - Нижегородской губернии, Семеновского уезда. С 1849 по 1856 г. существовал под именем общины, переустроенной из раскольскита Спасова согласия...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Разг. Шутл. О месте, где живут или работают только женщины. Николай вспомнил, как познакомился он с Мариной...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - 1. Разг. Шутл.-ирон. О месте, где живут или работают только женщины. Ф 1, 303. 2. Жарг. студ. Шутл.-ирон. Педагогический институт, университет. . 3. Жарг. арест...

    Большой словарь русских поговорок

"КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ женский монастырь" в книгах

Женский монастырь

Из книги Писательский Клуб автора Ваншенкин Константин Яковлевич

Женский монастырь Слышал по радио интервью с настоятельницей женского монастыря, расположенного вблизи Вышнего Волочка.У святой обители множество проблем. Одна из первоочередных задач - выселение с монастырской территории воинской

Матренинский женский монастырь

Из книги Записки старого чекиста автора Фомин Федор Тимофеевич

Матренинский женский монастырь Летом 1920 года на Украине чекистам вместе с частями Красной Армии пришлось вести упорную борьбу против бандитов, шайки которых, состоявшие главным образом из кулаков, грабили население, убивали коммунистов, работников советского аппарата,

Из книги автора

Алексеевский женский монастырь Вчера до ночи просидел я на кладбище, все смотрел вокруг себя; полустертые слова я разбирал… М. Ю. Лермонтов Алекссевский женский монастырь был основан в 1360 году митрополитом Киевским и Владимирским Алексеем. За более чем 600-летнюю историю

Алексеевский женский монастырь

Из книги автора

Алексеевский женский монастырь Вельтман Александр Фомич (1800–1870) – писатель, поэт, драматург и археолог, директор Оружейной палаты в КремлеВигель Филипп Филиппович (1786–1856) – бессарабский вице-губернатор, тайный советник, автор «Записок»Корнильев (Карнильев) Василий

1.4.3. Женский монастырь в Суздале

Из книги Советское биологическое оружие: история, экология, политика автора Фёдоров Лев Александрович

1.4.3. Женский монастырь в Суздале Биологический отдел НИХИ был чрезвычайно опасен для большого города - Москва была совершенно не готова к встрече с агрессивными штаммами опаснейших инфекций. А работать с бактериями чумы и холеры посреди Москвы все-таки тогда не

Покровский женский монастырь

Из книги Места силы автора Комлев Михаил Сергеевич

Покровский женский монастырь В Свято-Покровском женском монастыре находятся мощи святой блаженной Матроны Московской и чудодейственная икона с ее изображением. Паломники из разных стран мира прилетают в Москву, чтобы посетить Покровский женский монастырь. Независимо

Покровский женский монастырь

Из книги Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы автора Фад Роман Алексеевич

Покровский женский монастырь Находится неподалеку от Таганской площади.Имеет мощную социальную, религиозную и этническую окраску.С 1998 г. в монастыре покоятся останки блаженной Матроны Московской. Матрона Дмитриевна Никонова (1885–2.05.1952) от рождения слепая, а

Крестовоздвиженский монастырь

Из книги Сторожи Москвы автора Молева Нина Михайловна

Крестовоздвиженский монастырь Рече же воину смерть: «пришла если к тебе, а хощу тя взяти», рече же ей удалый воин: «аз же слушаю тебе, а тебе не боюся». Повесть и сказание о прении живота с смертью о храбрости его и о смерти его. По списку 1620 г. Обитель была упразднена так

Крестовоздвиженский монастырь

Из книги Тайны московских монастырей автора Молева Нина Михайловна

Крестовоздвиженский монастырь Рече же воину смерть: «пришла если к тебе, а хощу тя взяти», рече же ей удалый воин: «аз же слушаю тебе, а тебе не боюся». Повесть и сказание о прении живота с смертью и о храбрости его и о смерти его. По списку 1620 г. Обитель была упразднена так

ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В годы Гражданской войны игуменья Руфина попыталась основать здесь женский монастырь. Она была настоятельницей женского монастыря в Чердыни, когда вихрь войны подхватил ее и перенес с насиженного места на Дальний Восток. Сначала игуменья поселилась

Крестовоздвиженский женский монастырь

автора Мудрова Ирина Анатольевна

Крестовоздвиженский женский монастырь Россия, г. Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а, около площади Лядова.Ныне включает в себя три ранее основанных и упраздненных монастыря: Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский. Обитель ведет свою историю с 1370-х годов. Она была

Мироносицкий женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Мироносицкий женский монастырь Марий Эл, Медведевский р-н, с. Ежово, в 15 км на северо-восток от г. Йошкар-Олы.Это один из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги.Возникновение обители относится к середине XVII в. и связано с явлением

Знаменский женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Знаменский женский монастырь Россия, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, д. 37.При въезде в Кострому, на берегу Волги, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре. Название церкви – «на Дебре» – указывает на то, что в древности здесь рос глухой,

Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь Украина, г. Полтава, ул. Свердлова, д. 2а.Основан в 1650 году вблизи тогда небольшого полкового города Полтавы, на горе, на берегу реки Ворсклы, неподалеку от места впадения в нее ее притока – небольшой речушки Полтавки.

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ШЕВЕТОНИ

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ШЕВЕТОНИ Основатель этой обители - отец Ламбер Бодуэн - родился в 1873 г. в Варемме (провинция Льеж). В 1906 г. он решил посвятить себя монашеской жизни и поступил в монастырь Мон-Сезарн (в Лювене), а уже через три года основал Литургическое

Лисовой Н.Н., кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН.

«Императорское православное палестинское общество: XIX – XX – XXI вв.».

Отечественная история. 2007 г. № 1. C. 3-22.

Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) - старейшая в России научная и гуманитарная неправительственная организация. Его деятельность и наследие в истории отечественной национальной культуры уникальны по своему значению. Уставные задачи Общества - содействие паломничеству в Святую Землю, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество со странами библейского региона - тесно связаны с традиционными духовными ценностями нашего народа и приоритетами российской внешней политики на Востоке. Равным образом и огромный пласт мировой истории и культуры не может быть правильно осмыслен вне связи с Палестиной, ее библейским и христианским наследием.

Задуманное еще зачинателями русского дела на Востоке епископом Порфирием (Успенским) и архимандритом Антонином (Капустиным) и созданное в 1882 г. державной волей Александра III, ИППО в дореволюционный период пользовалось государственным вниманием и поддержкой. Во главе его стояли вел. кн. Сергей Александрович (с момента основания Общества до дня своей гибели 4 февраля 1905 г.), а затем, до 1917 г., вел. кн. Елизавета Федоровна. Государственные и имущественные интересы, связанные с наследием ИППО на Ближнем Востоке, позволили ему выстоять в условиях революционного катаклизма, пережить советский период и активизировать свою работу сегодня.

Деятельность ИППО долгое время не являлась предметом комплексного исследования историков. До 1917 г. единственной работой на эту тему была неоконченная монография А. А. Дмитриевского "Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века" (автор довел изложение лишь до 1889 г. - времени его слияния с Палестинской Комиссией) 1 . В послеоктябрьский период Православному Палестинскому Обществу, Русской Духовной Миссии (РДМ) в Иерусалиме и другим подобным учреждениям были посвящены только краткие юбилейные заметки в соответствующих выпусках "Палестинского сборника" 2 . Ситуация изменилась лишь в последние годы. В историко-архивных византологических изданиях и в периодической печати появилось несколько статей, связанных с данной темой 3 . В Санкт-Петербурге вышла монография израильского арабского историка О. Махамида, посвященная истории школ Палестинского Общества, их значению для формирования нескольких поколений арабской национальной интеллигенции 4 .

Автор настоящей статьи подготовил и издал 2 тома документов, исследований и материалов "Россия в Святой Земле" 5 и монографию "Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в." (М., 2006). В Институте востоковедения РАН история русско-палестинских отношений стала темой кандидатской диссертации И. А. Воробьевой 6 и книги Б. Ф. Ямилинца 7 .

В зарубежной историографии истории ИППО посвящены 2 обобщающих работы - "Русские интересы в Палестине" Ф. Дж. Ставру 8 и "Русское присутствие в Сирии и Па-

лестине. Церковь и политика на Ближнем Востоке" Д. Хопвуда 9 . Сильной стороной первой монографии является использование греческих источников, при этом центр тяжести исследования смещается в область русско-греческих церковно-политических противоречий. Хопвуд - крупный арабист, знаток политической борьбы российской и британской дипломатий на Ближнем Востоке. Естественный недостаток обеих работ - незнание русского архивного материала, независимо от желания или позиции авторов обедняющее и нередко искажающее общую картину.

Настоящая статья не только дает обобщающий обзор истории ИППО, отмечающего в нынешнем году 125 лет своего служения России, отечественной науке и культуре, но также открывает некоторые, неизвестные прежде исследователям, страницы его деятельности.

"Несимметричный ответ": Парижский мир и Русский Иерусалим

Отношения России с христианским Востоком (византийским и поствизантийским миром), восходящие еще к эпохе Крещения Руси, не прерывались ни в эпоху монгольского ига, ни после захвата Константинополя крестоносцами (1204 г.) и турками (1453 г.). В императорский период (XVIII-XIX вв.), когда в международных трактатах и конвенциях тема святых мест приобрела международно-правовой характер, а церковно-дипломатическая проблематика сделалась неотъемлемой частью внешнеполитического дискурса, Россия лишь продолжала вековые традиции своих связей с православными народами Османской империи - и своей исторической ответственности за них.

Не всегда явно формулируемая, эта тема ответственности неизменно выступала одним из факторов политической и военно-политической деятельности императорской России. Подлинным водоразделом в этом отношении стала эпоха Крымской войны, самое возникновение которой было связано, как известно, с традиционной для России попыткой защиты прав православного населения Турецкой империи. После окончания войны, вопреки ее тяжелым для России результатам, русской дипломатии удалось осуществить прорыв именно на иерусалимском направлении, используя древнюю, давно, казалось, забытую, но легко поддающуюся активизации стихию русского православного паломничества. Если в первый свой приезд в Палестину (1830 г.) А. Н. Муравьев встретил в Иерусалиме всего лишь около двух десятков застрявших там в связи с войной российских паломников, а к середине XIX столетия их бывало в Святой Земле от 200 до 400 человек в год 10 , то к началу Первой мировой войны через учреждения ИППО проходило ежегодно до 10 тыс. человек 11 . Из инстинктивного, неуправляемого народного движения паломничество становилось инструментом умелой - и не только церковной - политики. В Париже еще не был подписан мирный договор 1856 г., а о русском проникновении на Восток уже заговорили... в Иерусалиме. Был найден новый внешнеполитический подход, призванный компенсировать проигрыши и уступки, и состоял он, в духе времени, в формировании сферы собственных интересов в Святой Земле, а, значит, собственного плацдарма проникновения 12 .

Первым шагом стало создание в 1856 г. Русского общества пароходства и торговли с руководством в Петербурге и главной портовой базой в Одессе. Учредителями Общества были флигель-адъютант, капитан 1 ранга Н. А. Аркас и владелец пароходов на Волге Н. А. Новосельский. Для поощрения и поддержки Общества правительство обязалось производить ему в течение 20 лет помильную плату (около 1.5 млн. руб. в год), выдавать 64 тыс. руб. в год на ремонт судов и приобрести 6670 акций компании на сумму 2 млн. руб. (половина суммы была внесена немедленно) 13 . Быстрота учреждения Общества, внимание к нему со стороны высших эшелонов власти, щедрое финансирование, предоставленное казной, - все свидетельствовало о важном значении, которое придавало ему правительство. Уже к концу 1857 г. в распоряжении Общества находилось 17 пароходов и 10 - на верфях. (Для сравнения: в канун Крымской войны вся паровая флотилия Одесского порта состояла из 12 судов). Первые капитаны судов, офицеры и суперкарго РОПИТ - все были из русского военного флота.

В целях централизации управления строительством и эксплуатацией паломнических подворий Палестины 23 марта 1859 г. в Санкт-Петербурге был создан Палестинский Комитет во главе с братом царя, вел. кн. Константином Николаевичем 14 . Александр II приказал отпустить на его цели из Государственного казначейства 500 тыс. руб. Был открыт также ежегодный церковный сбор (так называемый "Вербный", или "Палестинский"). За 5 лет существования Палестинского Комитета в его кассу поступило 295550 руб. 69 коп. кружечного сбора, в среднем - по 59 тыс. руб. в год, что, по справедливому замечанию А. А. Дмитриевского, "нельзя не признать для эпохи освобождения крестьян от крепостной зависимости весьма благоприятным результатом". Использовались и другие виды добровольных пожертвований. Так, от откупщиков разных губерний было получено 75 тыс. руб., от камергера Яковлева - 30 тыс. руб. По отчетам Комитета, к концу 1864 г. его капитал составил 1003259 руб. 34 коп 15 .

Не останавливаясь на подробностях приобретения участков и возведения Русских построек, отмечу только, что запущенный маховик паломнического движения требовал дальнейшего расширения материальной базы в Палестине. Русские постройки приняли первых паломников в 1864 г. Главная цель, которую преследовали в Петербурге, создавая Палестинский Комитет, была достигнута: "Русская Палестина" стала реальным духовно-политическим фактором в жизни христианского Востока 16 . Правда, ее материальное обеспечение отнюдь не было блестящим. Палестинские подворья по прошествии лет ветшали, становились тесны для растущего потока паломников; общественность била тревогу, а бюрократические отчеты Палестинской Комиссии, сменившей одноименный комитет, оставались казенно-благополучными: рассчитывали на непритязательность и безропотность простонародной паломнической массы 17 . Назревала новая реорганизация русского дела на Востоке с выдвижением на первый план (при по-прежнему решающей роли государственных структур и церковной "кружки") более свободной и демократической общественной инициативы, воплощением которой явилось Православное Палестинское общество.

Создание Палестинского Общества

Для удобства анализа деятельности ИППО необходимо наметить некоторую периодизацию. История Общества знает 3 больших периода: дореволюционный (1882 - 1917 гг.), советский (1917 - 1991 гг.) и постсоветский (с 1992 г. до настоящего времени). При более внимательном рассмотрении деятельность ИППО дореволюционного времени явственно распадается, в свою очередь, на 3 этапа. Первый открывается созданием Общества 8 мая 1882 г. и заканчивается его преобразованием и слиянием с Палестинской Комиссией 24 марта 1889 г. Второй обнимает отрезок времени с 1889 г. до первой русской революции 1905 - 1907 гг. и завершается для Общества рядом трагических утрат: в 1903 г. умер его основатель и главный идеолог В. Н. Хитрово, в феврале 1905 г. бомбой террориста был убит первый председатель вел. кн. Сергий Александрович, а в августе 1906 г. скончался секретарь А. П. Беляев. С уходом "отцов-основателей" завершился "восходящий" героический этап в жизни Палестинского общества. Последний, третий период, помещающийся "между двух революций", связан с приходом к руководству вел. кн. Елизаветы Федоровны в качестве председателя и профессора А. А. Дмитриевского в качестве секретаря 18 . Завершается он началом Первой мировой войны, когда реально прекратилась работа российских учреждений на Ближнем Востоке и оборвалась связь с ними, или, формально, Февральской революцией и отставкой вел. кн. Елизаветы Федоровны.

Внутри "советского" периода также можно заметить определенные хронологические градации. Первые 8 лет (1917 - 1925 гг.) я определил бы как период "борьбы за выживание". Растеряв в революционной ломке и разрухе старорежимные титулы, Российское Палестинское общество при АН СССР (так оно стало называться) только в октябре 1925 г. было официально зарегистрировано НКВД. После нескольких "спокойных" (т.е. никакой деятельностью не отмеченных) лет, в течение которых ушли из

жизни и из науки большинство дореволюционных деятелей Общества, в том числе академики Ф. И. Успенский (председатель РПО в 1921 - 1928 гг.) и Н. Я. Марр (председатель в 1929 - 1934 гг.), РПО плавно переходит в совершенно виртуальный режим существования: никем формально не закрытое, оно мирно прекращает функционирование. Это "усыпленное" существование продолжается до 1950 г., когда по "высочайшему" указанию Общество было реанимировано в связи с изменением ситуации на Ближнем Востоке - возникновением государства Израиль. Последующие десятилетия трудно, но приходится назвать "периодом возрождения". Распад Советского Союза в 1991 г. и последовавший всесторонний политический и экономический кризис, казалось, вновь поставили под вопрос само существование Общества. Лишенное материальной и иной поддержки, оно вынуждено было искать для себя новый статус и новые, независимые источники финансирования. Воспользовавшись ситуацией, Общество смогло восстановить свое историческое имя: Императорское Православное Палестинское Общество (постановление Верховного Совета от 25 мая 1992 г.). Названная дата открывает новейший период в истории ИППО.

Рассмотрим подробнее каждый из периодов. Инициатором создания ИППО выступил известный российский палестиновед, видный чиновник Министерства финансов В. Н. Хитрово (1834 - 1903) 19 . Интерес к Востоку возник у него задолго до основания Общества. Летом 1871 г. состоялась его первая поездка в Палестину. Тяжелое, беспомощное положение русских паломников и безотрадное состояние Иерусалимской Православной церкви произвели на вполне благополучного петербургского чиновника сильное впечатление. Особенно повлияло на Хитрово знакомство с рядовыми паломниками - простолюдинами, как их тогда называли: "Много нападали на наших поклонников по святым местам, а между тем только благодаря этим сотням и тысячам серых мужичков и простых баб, из года в год движущихся из Яффы в Иерусалим и обратно, точно по русской губернии, обязаны мы тому влиянию, которое имя русского имеет в Палестине; влиянию настолько сильному, что вы с русским языком пройдете по этой дороге и вас не поймет разве только какой-нибудь пришлый из далека бедуин. Отнимите вы этого мужичка - и исчезнет "Москов", единственный еще поддерживающий в Палестине русское влияние. Отнимите его, - и православие заглохнет среди систематической католической и еще более сильной в последнее время протестантской пропаганды" 20 .

Оставалось ответить на вопрос, многим тогда в России непонятный: зачем нам Палестина? Для Хитрово ситуация была предельно ясна: вопрос присутствия на Ближнем Востоке он считал ключевым для всей российской внешней политики. Он писал: "Относительно политических интересов укажу только, что мы - естественные наследники греков везде, где существует православие, что бить турок можно не на одном Дунае, не одною поддержкою православных славян, но и на Евфрате и прибрежьях Средиземного моря, опираясь на православное арабское население. Через Грузию и Армению мы почти соприкасаемся с Палестиной и охватываем Малую Азию. Не на Гиндукуше или Гималаях произойдет борьба за преобладание в Азии, а на долинах Евфрата и в ущельях Ливанских гор, где всегда оканчивалась мировая борьба о судьбе Азии" 21 .

Пробудить религиозный и тем более политический интерес к Иерусалиму в русском общественном сознании было в те "позитивистские" годы не так просто. Успеху стараний Хитрово на рубеже 1870 - 1880-х гг. способствовал ряд обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Серьезное влияние оказал подъем в обществе православно-патриотического сознания, связанный с русско-турецкой войной 1877 - 1878 гг., когда русские войска едва не овладели Константинополем. Восточный вопрос и русское дело на Востоке приобрели совершенно новый, победоносно-наступательный ракурс. И хотя волна энтузиазма сменилась вскоре разочарованием, наступившим после Берлинского трактата, само поражение горчаковской дипломатии в Берлине требовало реванша.

Мартом 1880 г. датирована записка Хитрово, представленная вел. кн. Константину Николаевичу, возглавлявшему когда-то Палестинский Комитет. Хитрово указывал на угрожающий рост католического присутствия в Иерусалиме. Перспектива массового отпадения в унию православных арабов (которые были главным союзником России в Палестине и Сирии) была налицо 22 . По прочтении записки вел. кн. Константин Николаевич 11 марта 1880 г. пригласил ее автора к себе в Мраморный дворец, а 2 недели спустя в зале Императорского Географического общества состоялось "чтение" (нечто среднее между докладом и публичной лекцией) Хитрово "Православие в Святой Земле". Опубликованный текст доклада составил первый выпуск нового в русской научной литературе издания - "Православного Палестинского сборника", выпускавшегося автором на собственные средства. На титульном листе значилось: "Издание В. Н. Хитрово" 23 .

Публичные чтения Хитрово и книга "Православие в Святой Земле" (1881 г.) вызвали большой общественный резонанс. Но решающее значение в истории основания ИППО имело паломничество в Святую Землю 21 - 31 мая 1881 г. вел. кн. Сергия и Павла Александровичей и вел. кн. Константина Константиновича (их двоюродного брата, впоследствии известного поэта К. Р., президента Академии наук). Непосредственным поводом к поездке стали трагические утраты в царской семье: кончина императрицы Марии Александровны (22 мая 1880 г.) и убийство Александра II (1 марта 1881 г.). Неизвестно, кто подсказал великим князьям мысль о поминальном паломничестве. Видимо, идея возникла спонтанно: императрица Мария Александровна хотя и не смогла по состоянию здоровья осуществить свою мечту о паломничестве в Иерусалим, но всегда оставалась покровительницей и благодетельницей русских учреждений в Палестине.

Тесный контакт с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином способствовал личному заинтересованному отношению Сергия Александровича к проблемам Русской Палестины 24 . Вскоре после возвращения великих князей в Петербург, Хитрово с помощью их воспитателя адмирала Д. С. Арсеньева и адмирала Е. В. Путятина добился аудиенции у вел. кн. Сергия Александровича и убедил его встать во главе проектируемого Православного Палестинского общества. 8 мая 1882 г. был высочайше утвержден устав Общества, а 21 мая во дворце вел. кн. Николая Николаевича Старшего (также совершившего паломничество в Святую Землю в 1872 г.) в присутствии членов императорской фамилии, русского и греческого духовенства, ученых и дипломатов, после молебна в домовой церкви, состоялось его торжественное открытие.

Состав, источники финансирования, структура управления ИППО

Интересно проследить социальный состав создававшегося общества. Среди 43 членов-учредителей, составлявших, по образному выражению Ф. Ставру, "живописную группу", были люди разных интересов и занятий, которые, как правило, посетили святые места или занимались историей Востока и имели определенное представление о предмете своей будущей деятельности. "Проект требовал динамизма, - пишет историк, - и члены-учредители были полны решимости поставленные задачи выполнить" 25 .

Успех ИППО зависел от способности его руководителей избежать ошибок предшественников - РДМ и Палестинской комиссии. Показательно, что ни вел. кн. Константин Николаевич, ни граф Н. П. Игнатьев не вошли в список учредителей. Не было в нем ни Порфирия, ни Леонида Кавелина, ни Антонина, ни К. П. Победоносцева, несмотря на его близкие отношения с Сергием Александровичем. Единственным из ветеранов Палестинского Комитета и Палестинской Комиссии, допущенным в состав членов-учредителей ППО, был Б. П. Мансуров. Большинство названных лиц стали почетными членами ИППО со дня его открытия, но их отсутствие среди учредителей было своего рода лакмусовой бумажкой, сигнализировавшей, что новое Общество намерено планировать и строить свою работу с минимальной оглядкой на МИД и Синод.

Основной состав членов-учредителей можно разделить на 3 группы: аристократия, военная и гражданская высшая бюрократия и ученые. К аристократии принадлежало 10 человек: князья, графы, графини. Из великих князей, помимо Сергия Александровича, там был только его двоюродный брат вел. кн. Михаил Михайлович. Его появление в списке учредителей трудно объяснить, он никак не участвовал в дальнейшей деятельности Общества и по причине морганатического брака вынужден был даже провести остаток дней вне России. Гораздо более серьезными участниками были известный поэт и драматург, кн. А. А. Голенищев-Кутузов (1848 - 1913) и граф С. Д. Шереметев (1844 - 1918), член Госсовета и почетный член Академии наук, много писавший и публиковавший по русской истории и истории святых мест. Благотворительной деятельностью в пользу Церкви и православия за рубежом были известны адмирал граф Е. В. Путятин и его дочь графиня О. Е. Путятина. Прежде Путятин совершил паломничество в Святую Землю и пытался финансово помогать РДМ. Теперь семья Путятиных становилась крупнейшим благотворителем в пользу Палестинского Общества. К той же группе относился полковник, позже генерал, М. П. Степанов, сопровождавший Сергия Александровича в его паломничестве в Святую Землю в мае 1881 г. и избранный вскоре первым секретарем ИППО.

Ко второй группе среди прочих принадлежали: товарищ государственного контролера (впоследствии государственный контролер), писатель-славянофил, историк русско-греческих церковных отношений, автор книги "Современные церковные вопросы" (СПб., 1882 г.). Т. И. Филиппов, ставший первым вице-председателем ИППО, директор канцелярии Министерства финансов, в будущем директор Публичной библиотеки Д. Ф. Кобеко 26 и министр государственных имуществ М. Н. Островский.

Третью группу составляли: великий русский византинист В. Г. Васильевский, М. А. Веневитинов, известный своими исследованиями и лучшим изданием "Хождения игумена Даниила", церковный историк и археолог, профессор Киевской Духовной академии А. А. Олесницкий, автор единственной в русской литературе археологической монографии "Святая Земля" и др. К той же группе следует отнести литературоведа и библиографа С. И. Пономарева, создателя первого библиографического указателя "Палестина и Иерусалим в русской литературе" (СПб., 1876).

Членство в Обществе было открыто для всех, кто сочувствовал его задачам и целям и интересовался Святой Землей. Было 3 категории членов: почетные, действительные и члены-сотрудники. Число почетных членов первоначально ограничивалось 50-ю. Ими могли быть люди, известные заслугами или научными трудами о Святой Земле, или те, кто внес на счет ИППО пожертвование размером не менее 5 тыс. руб. Это делало почетное членство доступным только для крупных ученых, светских и церковных, а также для людей состоятельных. К последней группе относились члены императорской фамилии, высшая знать и иерархия Русской православной церкви. Они составляли главный источник финансирования различных проектов.

Состав действительных членов был ограничен 2 тысячами. Эта группа составляла костяк общества. Кто входил в их число? Рассмотрим, например, состав Кишиневского отдела, достаточно типичный для большинства региональных отделов. По списку на 1 марта 1901 г. в нем состояли: 2 почетных члена, 3 действительных, 26 членов-сотрудников (из них 5 пожизненных). Всего в отделе числился 31 человек. По социальному составу 22 члена относились к духовному сословию, в том числе: 1 архиепископ, 2 епископа, 2 архимандрита, 3 игумена, 1 иеромонах, 3 протоиерея, 10 священников. Иными словами, на 2/3 отдел состоял из лиц духовного звания. Светская часть отдела включала 9 человек. Среди них были 2 директора гимназий, директор реального училища, 2 преподавателя духовной семинарии, 1 купец 1-й гильдии, 1 местный служащий, 1 действительный статский советник и кишиневский ремесленный голова 27 . Два года спустя в отделе состояло уже 42 человека. Пополнение в основном было обеспечено все теми же духовными лицами. Ровно половину отдела теперь занимали священники (21, из них 12 - сельских). В результате духовных оказалось в составе отдела 33 человека, т.е. более 75% 28 .

20 января 1902 г. был открыт отдел ИППО в Тамбове. Список действительных членов отдела позволяет составить представление о его социальном составе. Среди действительных членов были правящий архиерей, губернатор, губернский предводитель дворянства, 1 генерал-лейтенант и 1 потомственный почетный гражданин. Членами-сотрудниками состояли председатель Тамбовской казенной палаты, ректор Духовной семинарии, 2 протоиерея, член тамбовской консистории, игуменья Вознесенского женского монастыря, городской голова, уездный воинский начальник, директор тамбовского Екатерининского учительского института, директор реального училища, губернский казначей, смотритель Второго духовного училища. Как видим, в Тамбове духовенство не составляло большинства, да и в целом социальный статус членов отдела был выше, чем в Кишиневе.

Одним из главных источников финансирования Палестинского Общества оставался Вербный сбор. По подсчетам всегда аккуратного и точного В. Н. Хитрово, доходы Общества имели следующую структуру: "В каждом рубле прихода: членских взносов - 13 коп., пожертвований (в том числе Вербный сбор) - 70 коп., проценты с ценных бумаг - 4 коп., от продажи изданий - 1 коп., от паломников - 12 коп." 29 . Очевидно, русское дело в Палестине по-прежнему осуществлялось прежде всего самоотверженной помощью простых верующих людей. Соответственно, структура расходов ИППО (в процентах, или, как любил говорить Хитрово, "в каждом рубле расхода") выглядела так: "на поддержание православия (т.е. на содержание русских школ в Сирии и Палестине. - Н. Л.) - 32 коп., на пособие паломникам (на содержание русских подворий в Иерусалиме, Иерихоне и др. - Н. Л.) - 35 коп., на ученые издания и исследования - 8 коп., на сбор пожертвований - 9 коп., на общие расходы - 16 коп." 30 . Или, округленно, основные расходы Общества сводились "к 1 паломнику и 1 ученику: каждый паломник обошелся в 1899/1900 году в 16 р. 18 коп., за исключением полученных с каждого 3 р. 80 коп. - 12 р. 38 коп. Каждый ученик русских арабских школ - в 23 р. 21 коп." 31 . Смета ИППО на 1901/1902 г. была высочайше утверждена в 400 тыс. руб. (не считая единовременных расходов на строительство) 32 .

Активизировать сбор пожертвований в пользу Русской Палестины и были, в первую очередь, призваны епархиальные отделы Палестинского Общества, которые начали возникать с 1893 г. Как ни странно, первым из них стал самый отдаленный Якутский отдел, созданный 21 марта 1893 г. В нем числилось 18 человек, в кассе отдел имел 3084 руб. (из них 1800 руб. - единовременных взносов, 375 руб. - ежегодных членских взносов и 904 руб. - пожертвований). В конце того же года, 19 декабря, открылся Одесский отдел ИППО, а с января 1894 г. до апреля 1895 г. - еще 16 отделов. Цель их создания была двоякой - нахождение новых средств финансирования деятельности ИППО в Святой Земле и развертывание научно-популярной и пропагандистской работы среди широких слоев населения по ознакомлению народа с историей Святой Земли и значением русского присутствия на Востоке.

В отличие от Кишиневского и Тамбовского отделов, другие были многочисленными. Так, в Екатеринбургском отделе числилось около 200 членов. В Донском за один год после открытия было принято в Общество 334 человека, к 1903 г. число членов возросло до 562 33 . Пропорционально росли и размеры собранных средств. За 1895 - 1900 гг. Донской отдел ИППО привнес в кассу Общества почти 40 тыс. руб., не считая Вербного сбора, которого за те же годы было собрано 14 333 руб 34 . Всего же со времени открытия Отдела по 1 января 1904 г. им было отослано в Совет ИППО в качестве членских взносов и единовременных пожертвований (не считая Вербного) 58 219 руб. Значительно выросло и число паломников из Донской обл. За указанные 5 лет было отмечено 922 паломника, тогда как за предыдущие 7 лет, до открытия Отдела, их отправилось в Палестину только 140 35 .

С Россией помогало поддерживать созданное в 1882 г. Императорское Православное Палестинское общество . Оно ставило задачей создание сети... признала этого нововведения и образовала свое «Общество православных» . В 1926 г. оно было переименовано в « ...

  • Введение понятие о предмете «история поместных православных церквей»

    Учебный курс

    Поддерживать созданное в 1882 г. Императорское Православное Палестинское общество . Оно ставило задачей создание... З. Д. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат Грузинской Православной Церкви // Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 67 ...

  • Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования)

    Документ

    Академии славянской культуры, действительный член Императорского православного палестинского общества . Общее обсуждение. 2. Сообщение рабочей группы...

  • Православное монашество Подолии IV – первая треть ХХ века (исторические очерки)

    Документ

    ...), вместо свободного существования обрушилась бездушная Императорская Казенщина. Эпоха становления в России абсолютизма... в свет во всей неприкосновенности в издании православного палестинского общества , под редакцией Н.П. Барсукова (СПб., 1885 ...