Роль нравственных позиций и личных качеств. Формирование нравственных позиций и личных качеств подростка

Нравственные качества личности:

Честность – искренность, правдивость, принципиальность, самокритичность, совестливость, верность своим убеждениям и долгу.

неискренность, лживость, наглость, беспринципность, подхалимство, фальшивость.

Трудолюбие – потребность в постоянном труде, добросовестность, прилежность, ответственность, исполнительность, усердие, аккуратность, старательность, объективная оценка своего и чужого труда, бескорыстность в работе.

Отрицательные признаки качества: леность, недобросовестность, безответственность, лодырничество, неисполнительность.

Дисциплинированность – подчинение дисциплине, соблюдение порядка, исполнительность, ответственность в выполнении своих обязанностей, за свое поведение, организованность, контроль за своим поведением.

Отрицательные признаки качества: недисциплинированность, безответственность в выполнении своих обязанностей, неорганизованность.

Патриотизм положительное отношение к своему Отечеству, к интересам общественно-полезного дела, бережное отношение к природе, общественной собственности.

Отрицательные признаки качества: равнодушие, безразличие.

Вежливость соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость.

Отрицательные признаки качества: невежливость, бестактность, грубость, неуважительность, беспардонность, бесцеремонность.

Доброжелательность желание добра, готовность содействовать благополучию других, благожелательность.

Отрицательные признаки качества: недоброжелательность.

Добросовестность честное выполнение своих обязательств, обязанностей.

Отрицательные признаки качества: недобросовестность, лодырничество.

Ответственность добросовестное выполнение своих обязанностей, своевременное и точное выполнение взятых обязательств, привычка доводить начатое дело до конца, готовность отвечать за свои поступки и поступки друзей.

Организованность – собранность в работе, дисциплинированность, аккуратность и др.

Отрицательные признаки качества: неорганизованность, несобранность.

Аккуратность – исполнительность, старательность, соблюдение во всем порядка.

Отрицательные признаки качества: неряшливость.

Волевые качества личности:

Самостоятельность – решительность, инициативность, исполнительность, целеустремленность, выполнение работы без посторонних влияний, без чужой помощи, собственными силами.

Отрицательные признаки качества: несамостоятельность, пассивность, нерешительность.

Оптимистичность бодрость, мажорность, жизнерадостность, устремленность в будущее.

Отрицательные признаки качества: пессимизм, вялость, неуверенность в своих илах.

Решительность смелость, готовность принять и осуществить свое решение, твердость в поступках, непоколебимость, мужество, стойкость.

Отрицательные признаки качества: нерешительность, боязливость.

Требовательность к себе строгость, добросовестность, объективность, умение работать над собой.

Отрицательные признаки качества: необъективность, неумение работать над собой.

Целеустремленность наличие значимых конкретных жизненных целей, стремление к их достижению.

Упорство – последовательность и твердость в осуществлении чего-нибудь.

Смелость – смелое поведение, решительность, способность преодолеть чувство страха, готовность прийти на помощь с риском для себя, готовность отстаивать собственное мнение.

Интеллектуальные качество личности:

Любознательность – пытливость, склонность к приобретению новых знаний, интерес к учению.

Эрудированность – осведомленность, глубокие познания в какой-нибудь области.

Приложение 8

Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, нужно пройти тест. В зависимости оттого, согласны вы или не согласны с утверждением, дайте ответ на следующие вопросы («да» или «нет»).

Вопросы теста:

1. Мне кажется, трудно подражать другим людям.

2. Я бы, пожалуй, мог при случае «свалять дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10.Я всегда такой, каким кажусь.

Результаты теста:

Начислите себе по 1 баллу за ответ «нет» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее.

0-3 балла . У вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.



4-6 баллов . У вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться с окружающими людьми.

7-10 баллов . У вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Моральные качества человека представляют собой сочетание его внутренних устоев, ценностей и мировоззрения, которые и определяют в нём самодостаточную личность. Эти характеристики, присущие каждому человеку, выражаются внешне через поступки, действия и отношение ко всему, что окружает человека в этом мире. По моральным качествам общество принимает каждого, оценивая его исходя из конкретных критериев.

Типы моральных качеств:

  • «разрешено»;
  • «запрещено»;
  • «необходимо».

Тип «разрешено» включает в себя те качества человека, для которых характерно соответствие его внутренних устоев и правил с определенными нормами поведения и отношения к личности. Такие моральные нормы, одобряемые и поощряемые обществом, даже находят своё отражение во многих законах различных государств. К такому типу моральных качеств относятся: совесть, достоинство, честь, справедливость.

Для типа «запрещено» характерна отрицательная и, во многих случаях, негативная реакция общества на поведение индивидуума или группы лиц. Социум не принимает такое поведение, потому что оно опасно для всех: и человека, и общества. За нарушение таких порядков и правил предусмотрены определённые ограничения и даже лишения свободы, указанные в законах стран. Негативными характеристиками личности являются: обман, злость, зависть, наглость.

К типу «необходимо» относятся моральные черты, не соответствующие внутренним правилам человека, но которые вынуждают его поступать каким-то особым образом, высоко оцениваемым обществом. Порой бывает так, что некоторые моральные устои в обществе заставляют поступать человека вразрез им, что приводит к осуждению его действий или наказанию за такие поступки. К этому типу можно отнести такие качества как ответственность, аккуратность, долг.

Основные моральные качества личности

Каждому человеку в жизни приходится осуществлять свой моральный выбор: сделать что-то хорошее или поступить неправильно, но добиться какого-либо результата. Это постоянная борьба общественных ценностей с внутренним миром каждой отдельной личности. Всё самое основное из моральных качеств закладывается человеку с рождения, когда он начинает понимать и чувствовать отношение к себе своих родителей, потом друзей, сверстников и воспитателей, учителей, при просмотре фильмов, чтении книг и так далее.
Благодаря всему этому многообразию информационных источников и накапливается всё то сложное и многогранное в человеческом поведении, которое он для себя выстраивает в течение жизни. Одинаковых людей не бывает, у каждого есть свой характер, отношение к жизни, её ценностям и у каждого имеется свой индивидуальный взгляд на окружающий мир.


Несмотря на то, что у каждого человека есть свои черты характера и темперамент, всё же существуют определённые моральные качества, по которым и оцениваются люди обществом.

Положительные черты характера:


Плохие моральные черты личности


Заключение и выводы

Список можно продолжать бесконечно, мы рассмотрели лишь те моральные качества человека, которые должны характеризовать его как полноценную личность.

Несмотря на всё многообразие и сложность характера и поведения человека, общество, в котором он живёт, накладывает свой отпечаток на него. Многие ценности, обычаи и традиции, передаются через поколения, сохраняя и дополняя образ идеального с точки зрения морали человека. И всё же эталоном личности, с высокими моральными устоями, будет являться не тот, у которого отсутствуют плохие черты характера, а тот, кто умеет отличать настоящее добро от зла и жить в гармонии с обществом, его ценностями и, прежде всего, в мире и согласии с собой, сохраняя именно те высокие человеческие черты характера, которыми и славится настоящая, сильная и уникальная личность.

Нравственные позиции человека характеризуют его внутренние духовные качества и основаны на нравственных ценностях, которыми он руководствуется в жизни.

Нравственное развитие человека происходит в процессе его жизнедеятельности в обществе и выражается в способности оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, государству. Отечеству на основе принятых в государстве и обществе норм, законов и правил поведения.

Террористы очень любят использовать в своих целях подростков и молодёжь. Они хорошо понимают, что некоторые подростки относятся к войне как игре, где убивают кого угодно, но только не их самих. Террористы охотно воздействуют на психику подростков, убеждая их, что сражаются с силовыми структурами за самые что ни на есть благородные цели. Всё, что говорят террористы, в лучшем случае полуправда, с помощью которой они маскируют грубую, циничную ложь. Они могут оказывать помощь малоимущим семьям, а потом за эту помощь потребовать плату в виде пособничества их преступным замыслам.

Даже самые безобидные ситуации, внешне не имеющие ничего общего с противозаконной деятельностью, могут оказаться связанными с пособничеством террористам. Подростки вызывают меньше подозрений и почти не привлекают к себе внимания. Подростку могут предложить, например, за небольшое вознаграждение зайти в квартиру и проверить, дома ли какой-нибудь человек, передать ему привет. На самом деле это может быть проверкой, есть ли в доме засада, устроенная спецподразделениями силовых структур.

Охотно подростков используют в роли почтальонов: они передают нужную информацию в различные места, где скрываются боевики.

Подросток даже может иногда и не подозревать, что его используют, не понимать, что он исполняет поручения террористов.

Нужно быть особенно бдительным и не замараться в связях с бандитами. Для того чтобы противостоять идеям террористов и их возможным попыткам вовлечь вас в террористическую деятельность, каждому старшекласснику необходимо выработать у себя нравственную позицию.

Сформировать такую позицию, включающую в себя неприятие идеологии терроризма, вам поможет следование таким традиционным национальным ценностям, как:

  • любовь к России и своему народу, к своей малой родине;
  • служение Отечеству;
  • свобода личная и национальная;
  • доверие к государственным институтам (в том числе к органам правопорядка);
  • закон и правопорядок;
  • разнообразие культур, свобода совести и вероисповедания;
  • справедливость, милосердие, честь, достоинство.

Эти и другие нравственные ценности, выработанные многонациональным народом России, могут стать прочной основой вашего общественного поведения и честного жизненного пути.

Нравственные позиции человека определяют путь к благополучной, долголетней и счастливой жизни.

Формирование нравственных позиций зависит от окружающих людей, темперамента, привычек.

Для того чтобы противостоять идеологии терроризма, нужно понимать, что человек создан для полноценной, полезной для общества жизни, которая ни при каких условиях не может быть совместима с террористической деятельностью, так как она бесчеловечна, преступна и губительна для самих же её участников-террористов.

Нравственное здоровье подразумевает и заботу о физическом здоровье не только собственном, но и окружающих.

Достижение высокого уровня индивидуального здоровья обеспечивается выработкой необходимых привычек, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Это прежде всего осознанное стремление к соблюдению норм здорового образа жизни, постоянное совершенствование своих физических и духовных качеств, бережное отношение к окружающей природной среде и её сохранение в силу своих возможностей, воспитание в себе убеждённости, что здоровье каждого человека зависит от его умения жить в данном обществе, осознанно соблюдать принятые в нём нормы и правила поведения и действующие в государстве законы, а также уметь противостоять соблазну в приёме алкоголя и наркотиков и вовлечении себя в террористическую деятельность. Чтобы сохранить нравственное и физическое здоровье в сложной, зачастую опасной обстановке, которая складывается в реальной жизни, нужны собственные усилия каждого человека, постоянные и значительные.

Необходимо отметить, что создание индивидуальной системы здорового образа жизни предполагает следование определённым нравственным ориентирам.

Для формирования нравственных позиций каждому человеку необходимо выработать у себя ряд качеств, значимых для неприятия террористических взглядов и действий.

Обратим внимание на основные из них:

  • умение жить в согласии с собой;
  • умение строить взаимоотношения со взрослыми;
  • умение строить взаимоотношения со сверстниками.

Чтобы жить в согласии с собой , необходим ряд условий:

  • определение цели собственной жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
  • выработка форм поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;
  • стремление быть хозяином своей жизни, понимание того, что правильный образ жизни даст положительные результаты;
  • выработка у себя правильного отношения к жизни, стремление получать от каждого прожитого дня хотя бы маленькие радости;
  • развитие чувства самоуважения, осознание того, что вы не зря живёте, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
  • постоянное соблюдение режима двигательной активности;
  • соблюдение гигиены и правил питания;
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • чувство оптимизма;
  • отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и к любому виду экстремистской и террористической деятельности.

Научись строить взаимоотношения со взрослыми

Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса). Причины возникновения, характер и значение подросткового кризиса понимаются по-разному. Смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за независимость и освобождение от опеки взрослых, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, человек удовлетворяет свои потребности в самопознании и самоутверждении, у него не только возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Сила духа формируется в преодолении трудностей, так же как сила мышц - в преодолении тяжестей, идёт процесс социального созревания.

Необходимо отметить, что для социального созревания особое значение имеет семья и общение с родителями. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют вам жизненный путь. Семья обеспечивает подготовку к общественной и трудовой деятельности, к ведению семейного хозяйства и планированию семейного бюджета, к культуре общения и организации досуга, к умению воспитывать детей в семье.

В ваших взаимоотношениях с родителями должны создаваться условия, исключающие доведение конфликтной ситуации до критического состояния (грубость, побег из дома и др.). Для этого вы должны постоянно воспитывать в себе такие качества, как умение анализировать поступки и взаимоотношения между людьми, критично оценивать свои поступки и поведение, воспитывать в себе уважительное отношение к родителям и старшим, научиться понимать их. Для того чтобы хорошо понимать собеседника, необходимо прежде всего научиться слушать, а для того чтобы найти правильный выход из конфликтной ситуации с родителями, надо питать к ним добрые чувства, уважать их и беречь.

Научись строить взаимоотношения со сверстниками

Общение с ровесниками, групповые игры и тому подобное вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и своё положение среди ровесников надо заслужить и уметь поддерживать, вы не сможете выработать необходимых качеств, свойственных взрослому человеку.

Ориентируясь на товарищей, подражая им, вы воспитываете в себе те качества, которые особенно ценятся вашими сверстниками.

Влияние сверстников с возрастом усиливается, так как увеличивается время, проводимое среди ровесников, по сравнению со временем, проводимым с родителями.

Выводы

  1. Нравственные позиции человека основаны на традиционных нравственных ценностях, выработанных многонациональным народом России.
  2. Основой нравственной позиции в отношении терроризма является убеждение в том, что террористическая деятельность во всех её проявлениях является бесчеловечной и преступной, а участие в террористической деятельности ни при каких условиях не может обеспечить вам полноценную, полезную для общества, благополучную жизнь.
  3. Важно научиться строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, не создавая конфликтов и конфликтных ситуаций.

Вопросы

  1. Какое значение имеет нравственное поведение человека в противодействии влиянию идеологии терроризма и экстремизма?
  2. Какие факторы способствуют формированию неприятию террористических взглядов и действий?
  3. Какие нравственные ориентиры способствуют неприятию террористических взглядов и действий?

Задание

Напишите словесный портрет-характеристику вашего сверстника, имеющего нравственную жизненную позицию и не приемлющего терроризм. Обсудите эту тему в классе с учителями и одноклассниками.

Какие качества человека, кроме положительных и отрицательных, выделяют в психологии и где применяется эта классификация? Зачем нужна осведомленность в этом вопросе и какие преимущества она несет? Что включает в себя понятие «личные качества»? Какими они бывают? Ответ ниже, в этой статье.

Что дает знание о качествах человека

Осведомленность и грамотность в психологических вопросах – это своего рода оружие. Умение пользоваться им помогает избегать неприятностей и бороться со своими врагами – и внутренними, и внешними.

Овладение знаниями в области качеств личности позволяет:

  • повысить собственный уровень самосознания;
  • более глубже понять социум;
  • научиться верно устанавливать приоритеты
    и строить с ними отношения.

При поступлении на работу, при знакомстве с человеком противоположного пола, при взаимодействии с людьми на улицах вечернего города всегда стоит первая задача: узнать, кто перед тобой находится, что это за человек, каков он. Как с ним необходимо взаимодействовать. И что в итоге принесет та или иная тактика поведения. Невозможно понять другого не поняв сначала себя. С другой стороны, оценка личных качеств других людей позволяет сравнить себя с ними.

Классификация личных качеств

Личными качествами называют комплекс сложных составляющих как биологических, так и обусловленных социально компонентов личности. Они демонстрируют все особенности внутренних психических свойств:

  • индивидуальные прохождения внутренних внутри человека
  • комплекс состояний и свойств отдельно взятой личности;
  • особенности характера;
  • тип темперамента;
  • особенности поведения;
  • характер общения и ;
  • отношение к самому себе и проч.

Также в личные качества человека входит система ЗУН: знаний, умений, навыков.

Личностные свойства имеют разные классификации:

  • положительные;
  • отрицательные;
  • волевые;
  • профессиональные;
  • и нравственные качества.

Прежде чем приступить к разбору тех или иных сторон личности, необходимо помнить, что любые классификации в это вопросе и оценка личных качеств – весьма условны. Объясняется это тем, что все в мире относительно, даже понятие добра и зла. Разделение базируется на общепринятых моральных и нравственных нормах. Условимся, что к каждому определению будем приписывать слово «условно»: условно положительные, условно отрицательные и т. д. К примеру, агрессивность – условно отрицательная характеристика. Она будет иметь неприятные последствия в одной ситуации, но в ситуации необходимости постоять за себя будет единственно верной.

Отрицательные качества человека

Отрицательные качества личности – это свойства, являющиеся нежелательными для самого человека и его окружающих и требующие исправления которые являются нежелательными и . Их – крайне много. Полный список мог бы составить небольшую брошюру. Здесь будет приведено лишь несколько из них:

  • лживость;
  • лицемерие;
  • грубость;
  • леность;
  • склонность к депрессиям;
  • агрессивность;
  • ненависть;
  • нетерпеливость;
  • пассивность;
  • слабоволие;
  • трусость;
  • обидчивость;
  • неряшливость.

Эти и подобные личные качества человека определяют и соответствующее их подведение: неряшливый будет выглядеть неопрятно и воссоздавать вокруг себя соответствующий атмосферу. Безответственный – плохо работать и подводить себя и коллектив.

Положительные качества человека

Положительные качества личности – это категория внутреннего блага человека, которая приносит как ему самому, так и окружающим положительные переживания и чувство удовлетворенности. Полный список положительных качеств будет не менее внушительным. Также упомянем лишь некоторые:

  • доброта;
  • отзывчивость;
  • трудолюбие;
  • терпеливость,
  • ответственность;
  • миролюбие;
  • дружелюбие;
  • верность;
  • бескорыстие;
  • честность;
  • уверенность в себе.

Идеальных людей не бывает: обладатели только положительных качеств существуют только в сказках. Однако тех, в ком положительные качества человека преобладают, очень много. Часто наличие перечисленных свойств – это личные качества лидера. Благодаря им лидеры способны расположить к себе, завоевать доверие и повести за собой.

Для тех, у кого в характере преобладают отрицательные качества человека, есть хорошие новости: недостатки могут сыграть роль «пинка» к стремительному рывку вперед и внутреннему росту. Это доступно каждому.

Волевые качества личности

Волевыми качествами лично
составленных целей. Коснемся основных.

Целеустремленность – нацеленность человека выбранный результат деятельности. Это свойство делится на стратегическую разновидность и тактическую. Первая – это в целом поступки человека с подачи своих нравственных позиций, ценностей и идеалов. Вторая – это движение личности «по шагам», от одной микроцели до другой до достижения результата.

Инициативность – нацеленность человека на проявление какого–либо . Обычно предшествует началу волевого акта. Этим свойством обладают самостоятельные личности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность – добровольная и активная установка человека принимать решения, согласно своим принципам и убеждениям.

Воля – не считается врожденным качеством, а рассматривается как качество, становление которого происходит на основе личного выбора человека.

Профессиональные качества личности

На влияют такие качества человека, которые можно назвать: личные качества лидера. Выделяют несколько категорий:

  • вербальная составляющая – отвечает за умение понимать смысл информации, передаваемой словами;
  • числовая – умение быстро решать в уме арифметические примеры;
  • тригонометрическая – умение мысленно видеть а 2-3 измерениях;
  • визуальная – внимательность к деталям, равное детской игре “найди 10 отличий»;
  • корректорская – умение быстро корректировать слова, числа;
  • координационная – умение оперативно координировать мелкую и крупную моторику рук, ног, а также падать хорошей моторной координации;
  • зрительная – умение согласовывать направление взгляда с движением ног, рук;
  • сравнивающая – восприимчивость к цвету и его оттенкам, умения их видеть и отличать;
  • обучаемость – умение схватывать смысл, способность к рассуждению, умение делать верные выводы (общий интеллект).

Специальные профессиональные качества

Каждое из этих свойств рассматривается в соответствии с профессиональной значимостью. К примеру, человеку, не способному различать цвета (дальтонизм), противопоказано вождение. Ведущим экономистом не возьмут человека, с низким показателем числовой способности.

Также необходимо перечислить такие качества личности, без которых овладение профессиями в принципе будет невозможно:

  1. Свойства индивидуально –типологического характера (выносливость, физическая сила, лабильность нервной системы) – проще говоря, стрессоустойчивость.
  2. Аналитические свойства, позволяющие со временем приобретать уникальные способности. Пример: «технический слух» – умение без приборов, только в опоре на опыт понять причину неисправности механизма.
  3. Внимательность – впрямую зависит от заинтересованности и желания человека иметь актуальную информацию о действительности, адекватно ее оценивать.
  4. Психомоторика – особые свойства и восприятие человека, которыми он руководствуется при выборе направления действий для осуществления . К ней же относят скорость анализа и умение быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Как показывает практика, это умение хорошо тренируется..
  5. Мнемические качества. Связаны с памятью. Профессиональная память тоже свободно тренируется.
  6. Особенности имажинитивные – способность к воображению и сложным мыслительным процессам
  7. Волевые качества – не для каждой профессии они обязательны, но они всегда необходимые для преодоления сложностей в процессе .

Нравственные качества личности

Нравственность – это свод добровольно принятых для себя правил человека, которые имеет определяющее значение в поведении человека и его к себе и окружающим.

Ее формирует влияние многих составляющих:

  • семейные ценности;
  • индивидуальный опыт;
  • влияние школы;
  • социума.

В рамках определения существует дифференциация на такие подвиды, как:

  • расовая;
  • религиозная;
  • гуманистическая.

Роль нравственных позиций важна для любых общественных групп. Существует мнение, что у расистов, фанатиков и прочих отсутствуют моральные устои и нравственные качества. Это суждение ошибочно и ненаучно. Также согласно исследованиям, такие общественные группы имеют генетические корни и не всегда могут контролироваться человеком.

Тема: Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения 7 класс
(урок-лекция)
Цель урока: рассмотреть значение нравственных позиций и личных качеств при формировании антитеррористического поведения. Ход урока: 1.Организация класса. Приветствие. Проверка списочного состава класса. 2.Актуализация знаний. 3.Вводное слово учителя. Вы находитесь в прекрасном возрасте, когда каждый день приносит что-то новое и неожиданное. Вы открываете для себя новые интересные книги и фильмы. Вы начинаете видеть многое по-новому. Окружающий мир и люди раскрываются вам с неожиданной стороны. Вы начинаете делать радостные открытия и в учёбе, и в личной жизни. Вы начинаете на основе традиционных норм выстраивать отношение к себе, другим людям, стране, в которой вы живёте. Такие понятия, как Отечество, малая родина, родная земля, родной язык, семья, дом, начинают наполняться для вас конкретным содержанием и смыслом.У вас не только возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Сила духа формируется в преодолении трудностей, так же как сила мышц - в преодолении тяжестей.В этом возрасте возникает интерес к противоположному полу, приходит пора первой влюблённости. Вы впервые начинаете задумываться о выборе жизненного пути, о своей будущей профессии. Ваши ровесники добиваются результатов в большом спорте во взрослых соревнованиях и часто получают звания мастеров спорта и мастеров спорта международного класса. И вам тоже может захотеться стать взрослыми сразу, в один день. И не нужно забывать, что в этот период и появляется реальная опасность подпасть под влияние идеологии насилия и экстремистского мышления и быть вовлечённым в террористическую деятельность.
4.Новый материал Вовлечению в террористическую деятельность часто способствует пропаганда мнимой привлекательности этого шага, в основе которой лежит формирование некоторых ложных представлений о терроризме. Среди них возможны следующие:
сила и мощь террористов, широкая известность их деяний. Но все их силы направлены на гибель ни в чём не виновных людей и разрушение жизни общества, а на их деятельности лежит клеймо преступления;
чувство товарищества и надёжной самодостаточности в группе террористов. Но террористы делают из подростков смертников, одурманивают их наркотиками;
радостное возбуждение от принятия новой роли и новой жизни: ты уже взрослый, тебе доверяют и ты всё можешь. Но бандиты, усердно разыгрывая роль старших мудрых товарищей, посылают подростков на смертельно опасные операции, в которых жизнь может оборваться в любую минуту и взрослым можно уже никогда не стать.Поэтому и стать совсем взрослым в один день, приняв решение заняться террористической деятельностью, нельзя. Тот, кто решает стать террористом, навсегда лишает себя очень многого важного и ценного. Вы живёте в семье, имеете возможность нормально общаться с окружающими, у вас образуются связи с друзьями и знакомыми. Террорист, как правило, рвёт связи с семьёй, ему нельзя появляться дома из-за постоянной угрозы ареста. У него нет друзей, у него есть только сообщники.Вам необходимо запомнить, что взрослость приходит к человеку постепенно, в процессе его социального развития, формирования у него жизненного опыта, на основе определённых нравственных позиций, качеств и убеждений, в числе которых:
стремление к познанию окружающего мира и себя в нём;
любовь к своему Отечеству;
уважительное отношение к истории, культуре, традициям своего народа;
формирование способностей к труду и самодисциплине;
стремление быть честным, справедливым и отзывчивым, терпимо относящимся к мнению и образу жизни окружающих;
научиться жить в согласии с собой и окружающими;
формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.Возрастает потребность личности в знаниях и умениях адекватно реагировать на опасности, возникающие в процессе повседневной жизни, и в обеспечении защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства. При этом принято считать, что:
интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина;
интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России;
интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Нравственная позиция в формировании антитеррористического поведения Террористы стараются вовлечь в свою деятельность в первую очередь тех подростков, которыми легко манипулировать. А манипулировать легче всего людьми, не имеющими убеждений и нравственной позиции.Человек создан для благополучной, счастливой и долголетней жизни, которая ни при каких условиях не может быть совместима с террористической деятельностью, так как она бесчеловечна и преступна, и, следовательно, безнравственна. Каждому из вас необходимо выработать такие правила, определяющие ваше поведение в обществе.Выработка правил поведения предполагает следование определённым жизненным ориентирам. К ним можно отнести:
чётко сформулированную цель жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
стремление быть хозяином своей жизни;
стремление получать от каждого прожитого дня хотя бы маленькие радости;
развитие чувства самоуважения;
регулярные занятия спортом в секции или во дворе;
чувство оптимизма;
отрицательное отношение к употреблению наркотиков и антиобщественному поведению;
формирование антитеррористического поведения.
Профилактика вредных привычек
Если вы хотите прожить благополучную жизнь, ваша нравственная позиция непременно должна включать отрицательное отношение к употреблению наркотиков.
Природа наделила человека уникальными возможностями для благополучной жизнедеятельности. Его органы и системы могут испытывать нагрузки и выдерживать напряжение примерно в 10 раз больше, чем те, с которыми человеку приходится сталкиваться в повседневной жизни. К сожалению, нередко бывает, что человек ещё в школьные годы приобретает вредные привычки - пристрастие к курению, алкогольным напиткам и даже к наркотикам. В настоящее время, по мнению специалистов здравоохранения, пристрастие к курению и употреблению алкоголя считается разновидностью наркомании, так как механизмы возникновения зависимости и последствия употребления схожи с механизмами и последствиями употребления наркотических веществ. Более того, отмечено, что алкоголь и курение выступают катализаторами (ускорителями) при формировании наркозависимости. Наркотическая зависимость - это непреодолимая потребность человека в приёме наркотика.В результате употребления наркотиков организм как бы настраивается на их приём и включает их в свои биохимические процессы. Постепенно ряд функций организма, которые до приёма наркотиков обеспечивались веществами, вырабатываемыми самим организмом, начинают выполнять наркотики, что приводит к формированию зависимости от наркотика, потребностью в непрерывном его приёме.
Наркомания - это трудноизлечимое заболевание, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять наркотические вещества.
Наркомания как заболевание начинает развиваться, как правило, после первого употребления наркотического вещества.
Человек, предлагающий тебе наркотик, - враг твоего здоровья, так как он ради своей наживы за твои же деньги отбирает у тебя здоровье.
Профилактика террористической деятельности
Для профилактики террористической деятельности необходимо твёрдо сформировать ряд убеждений:
терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;
любая террористическая деятельность является бесчеловечной и преступной и не имеющей оправдания независимо от мотивации;
террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;
любая террористическая деятельность губительна для самих её участников (террористов и их пособников), так как ставит их вне закона и мешает жить нормальной человеческой жизнью.
Формирование системы антитеррористического поведения должно быть основано на осознанном соблюдении норм и правил поведения в нашем обществе в соответствии с Федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности - надёжная защита от пагубного влияния различных экстремистов, проповедующих идеологию насилия.
Чтобы прожить полноценную и счастливую жизнь, необходимы собственные усилия, постоянные и немалые. Для этого важно научиться предвидеть события, прогнозировать развитие различных опасных ситуаций и вести себя безопасно. Иметь чётко сформулированную цель жизни и добиваться её достижения, противостоять различным соблазнам мнимых ценностей и преступных идеалов терроризма.
Как формируется антитеррористическое поведение
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству.
Необходимо отметить, что абсолютно безопасной жизнедеятельности человека не существует, а в настоящее время обозначилась тенденция возрастания опасностей природного, техногенного и социального характера. В обществе возникает напряжённость в связи с угрозой терроризма и незаконным распространением наркотиков, снижается уровень защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства. В то же время анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и последствий террористических актов, свидетельствует, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит при несоблюдении человеком установленных мер безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны реальным условиям жизнедеятельности личности, общества и государства. Культура безопасности жизнедеятельности - система взглядов человека и общественных ценностей, обеспечивающих безопасное поведение личности и защиту общества от угроз и опасностей во всех сферах. Это одна из важных составляющих культуры безопасности жизнедеятельности: научиться жить в данном обществе, в данное время, соблюдая принятые в нём нормы и правила поведения. Реализуется это направление выработкой у себя глубокого убеждения в отрицательном отношении к антиобщественному поведению Проверьте себя. Какие жизненные позиции можно считать нравственными? Обоснуйте свой ответ с помощью примеров. Какие направления по самовоспитанию и самообучению можно признать более эффективными для формирования антитеррористического поведения?
5.Рефлексия.
6.Итог урока. Дом. задание п 6.2, практикум
Практикум
Найдите в средствах массовой информации и Интернете (например, на сайте Национального антитеррористического комитета по адресу www.nak.fsb.ru) примеры работы антитеррористических органов и контртеррористических операций. Подготовьте небольшое сообщение.