Презентация на тему психология уравновешенность ученику. Тема

Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение. Каждый день ставит перед человеком проблемы, которые необходимо решать. Эмоционально устойчивые люди спокойно воспринимают большинство изменений, происходящих с ними. Такие люди успешно справляются с проблемами (несчастными случаями, болезнями и др.), так как обладают психологической уравновешенностью. Необходимо отметить, что любые перемены в жизни, даже положительные, заставляют человека приспосабливаться (адаптироваться) к новым обстоятельствам и вызывают определенное напряжение. Состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий, называют стрессом. Концепцию и понятие стресса сформулировал канадский специалист Ганс Селье. Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким–либо из стрессовых факторов (перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, физическая травма и др.).

Действие этих факторов накапливается и суммируется. Чем больше их в жизни человека в данный период, тем выше уровень стресса. Совокупность защитных реакций организма при стрессе Селье назвал общим адаптационным синдромом. Различают три стадии этого синдрома: мобилизация (реакция тревоги), сопротивление, истощение.

Общий адаптационный синдром развивается следующим образом. В ответ на действие стрессора (стрессового фактора) в организме возникает тревога. Это мобилизует организм (стадия мобилизации) и готовит его к срочным действиям. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. В результате улучшаются кратковременные возможности организма. Однако, если все эти приготовления не переходят в действие, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям в организме (нарушения функций сердечно–сосудистой системы и др.).

На стадии сопротивления стресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действие стрессоров.

Если уровень стресса слишком долго остается очень высоким, наступает стадия истощения, при которой способность организма сопротивляться срессорам уменьшается. Состояние человека на этой стадии характеризуется упадком физических и духовных сил.

Стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно в оптимальном режиме работы. Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (например, состояние спортсмена перед стартом).

Если стресс оказывает вредное воздействие на организм, снижает его адаптивные возможности, он называется дистрессом. У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний. Чаще всего развиваются болезни сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, а коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, при этом сужаются, и количество кислорода, поступающего к этой мышце, резко уменьшается. Дистресс нарушает работу иммунных механизмов организма, что может привести к различным заболеваниям.

Разные люди реагируют на стресс по–разному, но есть общие принципы борьбы со стрессом, помогающие поддерживать стресс на оптимальном уровне и обеспечивать необходимую психологическую уравновешенность.

Вот некоторые из них:

1. Борьба со стрессом начинается с выработки в себе убеждения, что только вы сами ответственны за свое духовное и физическое благополучие.

2. Будьте оптимистом; источником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий.

3. Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом; физические упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику человека; постоянная двигательная активность способствует формированию психологической уравновешенности и уверенности в себе; физические упражнения – один из лучших способов выхода из состояния сильного стресса.

4. Ставьте себе посильные задачи; реально смотрите на вещи, не ждите от себя слишком многого; уясните границы своих возможностей, не требуйте от себя слишком многого; учитесь говорить «нет», если нельзя выполнить какое–то задание.

5. Учитесь радоваться жизни, получайте удовольствие от своей работы, от того, как хорошо вы с ней справляетесь, а не только от того, что она вам дает.

6. Правильно питайтесь.

7. Высыпайтесь: сон играет очень важную роль в преодолении стрессов и поддержании здоровья.

Борьба со стрессом – это, главным образом, поддержание своего психологического равновесия, так как такое духовное состояние человека обеспечивает ему хорошее настроение, высокую работоспособность и адекватное реагирование на действие различных стрессоров.

2.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УРАВНОВЕШЕННОСТЬ

Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение. Каждый день ставит перед человеком проблемы, которые необходимо решать. Эмоционально устойчивые люди спокойно воспринимают большинство изменений, происходящих с ними. Такие люди успешно справляются с проблемами (несчастными случаями, болезнями и др.), так как обладают психологической уравновешенностью. Необходимо отметить, что любые перемены в жизни, даже положительные, заставляют человека приспосабливаться (адаптироваться) к новым обстоятельствам и вызывают определенное напряжение. Состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий, называют стрессом. Концепцию и понятие стресса сформулировал канадский специалист Ганс Селье. Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким–либо из стрессовых факторов (перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, физическая травма и др.).

Действие этих факторов накапливается и суммируется. Чем больше их в жизни человека в данный период, тем выше уровень стресса. Совокупность защитных реакций организма при стрессе Селье назвал общим адаптационным синдромом. Различают три стадии этого синдрома: мобилизация (реакция тревоги), сопротивление, истощение.

Общий адаптационный синдром развивается следующим образом. В ответ на действие стрессора (стрессового фактора) в организме возникает тревога. Это мобилизует организм (стадия мобилизации) и готовит его к срочным действиям. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. В результате улучшаются кратковременные возможности организма. Однако, если все эти приготовления не переходят в действие, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям в организме (нарушения функций сердечно–сосудистой системы и др.).

На стадии сопротивления стресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действие стрессоров.

Если уровень стресса слишком долго остается очень высоким, наступает стадия истощения, при которой способность организма сопротивляться срессорам уменьшается. Состояние человека на этой стадии характеризуется упадком физических и духовных сил.

Стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно в оптимальном режиме работы. Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (например, состояние спортсмена перед стартом).

Если стресс оказывает вредное воздействие на организм, снижает его адаптивные возможности, он называется дистрессом. У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний. Чаще всего развиваются болезни сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, а коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, при этом сужаются, и количество кислорода, поступающего к этой мышце, резко уменьшается. Дистресс нарушает работу иммунных механизмов организма, что может привести к различным заболеваниям.

Разные люди реагируют на стресс по–разному, но есть общие принципы борьбы со стрессом, помогающие поддерживать стресс на оптимальном уровне и обеспечивать необходимую психологическую уравновешенность.

Вот некоторые из них:

1. Борьба со стрессом начинается с выработки в себе убеждения, что только вы сами ответственны за свое духовное и физическое благополучие.

2. Будьте оптимистом; источником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий.

3. Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом; физические упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику человека; постоянная двигательная активность способствует формированию психологической уравновешенности и уверенности в себе; физические упражнения – один из лучших способов выхода из состояния сильного стресса.

4. Ставьте себе посильные задачи; реально смотрите на вещи, не ждите от себя слишком многого; уясните границы своих возможностей, не требуйте от себя слишком многого; учитесь говорить «нет», если нельзя выполнить какое–то задание.

5. Учитесь радоваться жизни, получайте удовольствие от своей работы, от того, как хорошо вы с ней справляетесь, а не только от того, что она вам дает.

6. Правильно питайтесь.

7. Высыпайтесь: сон играет очень важную роль в преодолении стрессов и поддержании здоровья.

Борьба со стрессом – это, главным образом, поддержание своего психологического равновесия, так как такое духовное состояние человека обеспечивает ему хорошее настроение, высокую работоспособность и адекватное реагирование на действие различных стрессоров.


Что плохо. На семье лежит огромная ответственность за будущее малыша и за то, как его примет общество. Не правильно говорят: «Какое время – такие дети». Правильно будет: «Что посеешь, то и пожнешь». Глава ІІ. Взаимодействие детского сада и школы в условиях семейной социализации младшего школьника 2.1 Детский сад и школа как важные институты социализации в жизни ребенка Рассмотрев, что...

И стремление к созиданию» (13%); - «предпочтение духовных ценностей материальным» (12%); - «наличие определённой гражданской позиции» (9%); - «светская духовность» (5%). 2.2. Молодежная преступность в условиях мегаполиса Молодежная культура занимает особое место в контексте национальной культуры и российского общества, которое обусловлено возрастными характеристиками молодежи. В...

Составляет 15 км, меньшая нагрузка связана с развитием гиподинамии. Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, ...

Им значительно улучшить результативность оздоровительной работы с детьми. Таким образом, можно сделать вывод, что приоритетное направление по оздоровительной работе на основе современных образовательных программ по физическому воспитанию в ДОУ будет способствовать повышению показателей здоровья и уровня физической подготовленности дошкольников, что подтверждает нашу гипотезу. 3.2 Рекомендации...

Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение. Каждый день ставит перед человеком проблемы, которые необходимо решать. Эмоционально устойчивые люди спокойно воспринимают большинство изменений, происходящих с ними. Такие люди успешно справляются с проблемами (несчастными случаями, болезнями и др.), так как обладают психологической уравновешенностью. Необходимо отметить, что любые перемены в жизни, даже положительные, заставляют человека приспосабливаться (адаптироваться) к новым обстоятельствам и вызывают определенное напряжение. Состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий, называют стрессом. Концепцию и понятие стресса сформулировал канадский специалист Ганс Селье. Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из стрессовых факторов (перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, физическая травма и др.).

Действие этих факторов накапливается и суммируется. Чем больше их в жизни человека в данный период, тем выше уровень стресса. Совокупность защитных реакций организма при стрессе Селье назвал общим адаптационным синдромом. Различают три стадии этого синдрома: мобилизация (реакция тревоги), сопротивление, истощение.

Стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно в оптимальном режиме работы. Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (например, состояние спортсмена перед стартом).

Если стресс оказывает вредное воздействие на организм, снижает его адаптивные возможности, он называется дистрессом. У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний. Чаще всего развиваются болезни сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, а коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, при этом сужаются, и количество кислорода, поступающего к этой мышце, резко уменьшается. Дистресс нарушает работу иммунных механизмов организма, что может привести к различным заболеваниям.

Разные люди реагируют на стресс по-разному, но есть общие принципы борьбы со стрессом, помогающие поддерживать стресс на оптимальном уровне и обеспечивать необходимую психологическую уравновешенность.

Вот некоторые из них:

1. Борьба со стрессом начинается с выработки в себе убеждения, что только вы сами ответственны за свое духовное и физическое благополучие.

2. Быть оптимистом, источником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий.

3. Необходимо регулярно заниматься физической культурой и спортом, физические упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику человека, постоянная двигательная активность способствует формированию психологической уравновешенности и уверенности в себе, физические упражнения - один из лучших способов выхода из состояния сильного стресса.

4. Ставить себе посильные задачи, реально смотреть на вещи, не ждать от себя слишком многого, уяснить границы своих возможностей, не требовать от себя слишком многого, учиться говорить «нет», если нельзя выполнить какое-то задание.

5. Учиться радоваться жизни, получать удовольствие от своей работы, от того, как хорошо вы с ней справляетесь, а не только от того, что она вам дает.

6. Правильно питаться.

7. Высыпаться: сон играет очень важную роль в преодолении стрессов и поддержании здоровья.

Борьба со стрессом - это, главным образом, поддержание своего психологического равновесия, так как такое духовное состояние человека обеспечивает ему хорошее настроение, высокую работоспособность и адекватное реагирование на действие различных стрессоров.

Восточная притча Как-то ученики попросили Учителя представить следующую ситуацию – он находится на краю обрыва, а внизу за спиной – пропасть, справа – разъяренный тигр, слева – кобра, впереди – отвесная скала… Что он будет делать в этом случае? Ответ мудрого учителя был неожиданным, но резонным: А зачем я там окажусь?


ПОМНИТЕ: ПОМНИТЕ: Никто не в силах дать вам всё, что нужно, в любой момент и без всякой просьбы с вашей стороны. Следовательно, цель жизни состоит в том, что вы сами должны стать для себя родителями и «поставщиками» необходимого. По-настоящему счастливыми людьми являются только те, кто успешно осваивает эти роли.


Вы взрослеете, когда: 1.Можете обеспечить себя всем необходимым. 2.Принимаете ответственность за самого себя. 3.Овладеваете способностью жить в мире с самим собой. 4.Сможете спокойно остановить свой выбор на том, с кем вы хотели бы разделить свою жизнь, не опасаясь при этом впасть в зависимость от того, кого выбрали.


Длительная стрессовая ситуация: Это когда наша попытка решить проблему лишь усложняет ее или становится сама проблемой. Это происходит, когда тот или иной тип поведения продолжает реализовываться, хотя стимул, вызвавший его к жизни давно потерял свою актуальность. Мы часто не способны избавиться от нервного напряжения, вызванного стрессом, и это напряжение трансформируется в невротическое поведение.


Физические проявления чрезмерного стресса: Отсутствие аппетита/постоянное переедание Частые расстройства пищеварения/изжога Бессонница Постоянное чувство усталости Повышенная потливость Нервный тик Постоянное покусывание ногтей Головные боли Мышечные судороги Тошнота Затруднения с дыханием Слезливость без видимой причины Неспособность долго оставаться на одном месте Высокое кровяное давление


Симптомы стресса, проявляющиеся на психологическом уровне: 1.Постоянная раздражительность при общении с другими людьми, беспричинный гнев. 2.Проблемы с учебой (работой) и близкими. 3.Потеря интереса к событиям жизни и к другим людям. 4.Постоянное ожидание неудачи. 5.Чувство, что «я – плохой». 6.Трудности с принятием решения. 7.Чувство, что «моя внешность непривлекательная» 8.Неспособность проявить подлинные чувства. 9.Чувство, что вы являетесь мишенью, объектом враждебности со стороны других людей. 10.Утрата чувства юмора и способности смеяться. 11.«Безразличие» (к домашним делам, внешности и т.п.) 12.Страх перед будущим, перед собственной несостоятельностью. 13.Чувство, что никому нельзя доверять. 14.Пониженная способность к концентрации. 15.Неспособность завершить одно дело, не бросив его и не начав другое.


Как избавиться от чрезмерного напряжения: 1.Работайте не больше 8 часов в сутки ежедневно. 2.Время на обед – не меньше часа. 3.Ешьте не спеша и тщательно пережевывать пищу. 4.Культивируйте привычку слушать спокойную расслабляющую музыку. 5.Развивайте привычку к медленной ходьбе и неторопливым разговорам.


6.Чаще улыбайтесь и искренне радуйтесь. 7.Занимайтесь спортом. 8.Просто разбивайте иногда одну-две старые чашки, бросая их избавляясь от негативных эмоций. 9.Придерживайтесь более ритмичного питания. Будьте умерены в еде. 10.Обратитесь за консультацией к психологу или другому специалисту. Как избавиться от чрезмерного напряжения:


11.Занимайтесь творчеством. 12.Сосредоточьтесь на настоящем и преодолевайте привычку «зацикливаться» на прошлом или будущем. 13.Не начинайте очередную работу, не завершив предыдущую. 14.Начинайте новое дело без страха, иначе оно будет казать труднее, чем есть на самом деле. 15.Ставьте перед собой разрешимые задачи. Как избавиться от чрезмерного напряжения:


ЧУВСТВА СТРАХ Любовь Радость Чувства – это личный опыт, который мы постепенно накапливаем внутри себя. Страх – одно из НАШИХ чувств. Если за свой страх вы станете винить других, то непременно придете к выводу, что изменять надо других. А это – не в ваших силах!


1. Будьте внимательны к своей речи! Как язык создает «образы» Когда мы формулируем свои идеи или переживания с помощью соединительных слов «но», «и/а» и «даже если», они заставляют нас фокусировать внимание на различных аспектах одних и тех же переживаний.












Теперь представьте, что будет, если расширить рамку. Обратите внимание на то, как за счет новой перспективы расширяется ваш опыт и понимание представленной ситуации Мы МОЖЕМ ВЫБИРАТЬ, как реагировать: тревожиться ли нам о маленькой рыбке или признать, что большой рыбе для выживания необходима пища.


А теперь посмотрим, что будет, если еще немного расширить перспективу Нередко люди попадают в ситуацию маленькой или средней рыбы. Они либо не осознают, подобно первой из них, грозящей извне опасности, либо, подобно второй, настолько поглощены стремлением к результату, что не замечают приближающегося кризиса.




3. Позитивное формулирование позитивных намерений Фразы «избежать стресса» или «расслабиться и успокоиться» два способа описания одного и того же внутреннего состояния. Однако в них использованы совершенно разные слова. Одно утверждение («избежать стресса») описывает нечто нежелательное. Второе («расслабиться и успокоиться») описывает желаемое состояние.


Для того чтобы позитивно сформулировать намерения и критерии, необходимо задавать следующие вопросы: «Если вы не хотите стресса (расходов, ошибок, затрат), то чего же вы хотите?» Или «Что бы вы получили, если бы вам удалось избежать того, что для вас нежелательно?».


Негативное высказывание Позитивное утверждение Потеря времени Страх поражения Нереально Слишком много усилий Глупо Слишком дорого Разумное использование имеющихся ресурсов Желание достичь успеха Конкретно и осуществимо Легко и быстро Мудро и со знанием дела По средствам


Упражнение «Мои ресурсы» Цель: найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно Чем я могу похвастаться? Чем это может мне помочь на экзамене. (перечислить те качества и характеристики, которыми вы можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами) (напротив каждой своей сильной стороны напишите, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена)

В повседневной жизни каждый человек испытывает различные чувства: интерес, радость, одиночество, любовь, печаль, стыд, удивление, гнев, тревогу, скуку, презрение, тоску, отвращение, раздражение, возбуждение, страх, вину, враждебность и др. Эти переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и удовлетворения его потребностей, называют эмоциями .

Совокупность всех эмоций человека образует его эмоциональную жизнь и определяет его индивидуальное качество - эмоциональность. Эмоциональность - это способность человека по-разному переживать различные жизненные обстоятельства и реагировать на них.

Поведение человека в различных жизненных ситуациях в значительной мере зависит от его эмоциональности. Люди по-разному переживают и выражают свои эмоции. Два человека в одинаковой ситуации могут вести себя совершенно по-разному. Часть этих различий обусловлена наследственными особенностями человека, а часть приобретается им в процессе жизнедеятельности. Поэтому обучение играет важную роль в формировании у каждого человека психологической уравновешенности.

Психологическая уравновешенность - это способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, адекватно (соответствующим образом) реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими.

В предыдущих разделах учебника вы познакомились с опасными и чрезвычайными ситуациями природного характера, с мероприятиями, проводимыми в стране по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций, с рекомендациями специалистов по правилам безопасного поведения в различных ситуациях.

Заметим, что, кроме знания этих правил, каждый человек для обеспечения личной безопасности должен обладать определёнными духовными и физическими качествами: постоянно совершенствовать свой стиль поведения в повседневной жизни и в различных экстремальных ситуациях, обеспечивающий ему здоровье и благополучие, и формировать свою систему здорового образа жизни.

Одним из важных направлений в этой работе и является воспитание психологической уравновешенности .

Начать воспитывать её очень важно в вашем возрасте, когда интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений, растёт интерес к отвлечённым проблемам. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной (психологической) неустойчивости: колебание настроения без видимых причин, сочетание повышенной чувствительности, ранимости и подчёркнутой развязности и самоуверенности. Обнаруживаются склонности к фантазированию, вымыслам; повышается интерес к своей внешности.

Появляется желание освободиться от опеки взрослых, тяга в любой ситуации поступать по-своему. Нередки случаи, когда вы на глазах окружающих стремитесь совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать «силу воли и храбрость». Такие поступки зачастую кончаются трагически.

Основной особенностью вашего возраста является противоречие между духовным и физическим здоровьем, стремление стать «более взрослым», не сообразуясь со своими физиологическими и физическими возможностями.

Вот поэтому вам так важно познакомиться с основными направлениями выработки психологической уравновешенности.

Остановимся на некоторых общих направлениях обеспечения психологической уравновешенности в вашем возрасте.

Одно из них - умение побороть в себе робость и воспитать уверенность. Уверенность - это такой тип поведения, когда человек может чётко и доходчиво выражать свои чувства и желания, когда он знает, чего он хочет, имеет собственное мнение. Вместе с тем понятие «уверенность» нельзя путать с понятием «самоуверенность». Самоуверенность - это необоснованно высокая оценка своих возможностей, не имеющая под собой реальной почвы.

Уверенность воспитывается с учётом реальных возможностей человека и правильной их оценки. Это достигается познанием окружающего мира, определением своего положения в нём, отношения к какому-то конкретному человеку, вещи, области знаний, умением жить в согласии с самим собой, с родными, сверстниками и другими людьми.

Уверенность воспитывается в процессе повседневной жизнедеятельности и достигается умением преодолевать различные трудности. Для этого необходимо ежедневно мобилизовать себя на выполнение своей основной обязанности - обучения. Необходимо постоянно выполнять домашние задания и хорошо усваивать учебный материал в школе, тогда у вас появится уверенность в своих силах и возможностях. Если вы занимаетесь спортом и достигаете каких-то успехов, уверенность в себе растёт. Если дома вы помогаете родителям, у вас появляется опыт в выполнении определённых работ - на дачном участке, при ремонте квартиры или при повседневных домашних делах, это тоже увеличивает чувство уверенности в себе, чувство востребованности.

Когда в глазах окружающих вы считаетесь хорошим учеником, хорошим спортсменом, хорошим помощником, это повышает вашу значимость в собственных глазах и добавляет уверенности в себе.

Запомните

    Авторитет человека и уверенность в себе в любом возрасте должны утверждаться на почве полезной деятельности для себя и окружающих.

Проблема воспитания уверенности в себе возникает у каждого человека и требует от него постоянной тренировки. Неуверенность появляется в том случае, если человек живёт не в ладах с самим собой.

Индивидуальность каждого человека складывается из множества составляющих: возраста, пола, национальности, религиозных убеждений, способностей, увлечений и взаимоотношений с другими. Все эти факторы определяют целостность личности. Если у вас вызывают неудовольствие какие-то черты вашей личности, необходимо убедить себя в том, что вы то, что вы есть, и надо научиться чувствовать себя комфортно в этом качестве. Уважайте свои качества, которые изменить нельзя.

Для создания условий психологической уравновешенности требуется также постоянная работа по самосовершенствованию , развитию своих умственных способностей, приобретению знаний и умений для полезной деятельности. Необходимо физическое совершенствование, повышение своих физических возможностей. Надо строить свою жизнь так, чтобы в ней не было «пустого» места, когда не знаешь, чем заняться. Для этого необходимо ежедневно ставить себе посильные задачи и добиваться их выполнения.

Вот пример возможной программы самосовершенствования на день.

Я буду заниматься только теми делами, которые определил для себя на сегодня, не буду пытаться решить все свои проблемы сразу. То, что наметил, сделаю до конца, чтобы больше к этим проблемам не возвращаться.

Сегодня я обязательно сделаю два дела, которые мне делать не хочется. И так каждый день я буду заставлять себя делать хотя бы по два нужных дела, которые мне не хочется делать. Я их сделаю для упражнения силы воли.

На каждый день я составлю программу поведения и буду стремиться её выполнить до конца.

При её выполнении я буду бороться со спешкой и нерешительностью, учиться одерживать победу над собой и на этой основе вырабатывать уважение к себе, к своему мнению.

Сформировав в себе чувство уверенности в реальной оценке своих возможностей и поступков, легче найти пути воспитания психологической уравновешенности.

Для обретения психологической устойчивости в вашем возрасте немаловажное значение имеет и умение приобретать себе друзей. Когда вы были маленькими, завести друзей не составляло большого труда. Многие друзья живут по соседству, с ними вас объединяли общие игры. Теперь поддерживать дружбу стало сложнее, дружба требует преданности, доверия, общих интересов и ценностей.

Если у вас нет друзей, повнимательнее взгляните на себя. Что в вас хорошего? Если ничего, то предстоит серьёзная работа над собой, прежде чем это хорошее найдут в вас другие.

Для того чтобы иметь друзей, надо прежде всего самому научиться быть другом, научиться говорить не только о своих интересах, но и об интересах других, быть хорошим слушателем.

Для воспитания психологической уравновешенности немаловажное значение имеет умение строить взаимоотношения не только со сверстниками, но и с родителями, старшими и вообще с окружающими вас людьми. Для этого надо учиться анализировать свои поступки, определять, как к вашему поведению относятся окружающие.

Строя взаимоотношения с окружающими людьми, надо начинать с оценки их положительных сторон, перестав думать о собственных достижениях и желаниях, подчёркивая их значительность. Во взаимоотношениях с людьми всегда следует стремиться дать им то, что вы хотели бы получить от них. Всем известно высказывание: «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Наконец, ещё одна составляющая психологической уравновешенности - это умение преодолевать стресс. Более подробно об этом будет рассказано в следующих параграфах этой главы.

Проверьте себя

  1. Что следует понимать под понятием психологическая уравновешенность!
  2. Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы повысить психологическую уравновешенность? Обоснуйте свой ответ.
  3. Какие качества необходимо воспитать у себя, чтобы завести друзей? Обоснуйте свой ответ.

Практикум

Запишите в дневник безопасности психологический тест, предложенный юным читателям болгарским журналом «Поглед», и определите, насколько у вас уравновешенный характер, т. е. в какой мере вам присуща психологическая уравновешенность. Подсчитайте набранные баллы.

Ответ и оценка

Уважаете ли вы дружбу?

Привлекает ли вас всё новое?

Предпочитаете ли вы старую одежду новой?

Притворяетесь ли вы довольным безо всякой на то причины?

Меняли ли вы в детстве более трёх раз выбор своей будущей профессии?

Лишаетесь ли вы уверенности в себе, когда предстоит решить трудное задание?

Коллекционируете ли вы что-нибудь?

Часто ли вы меняете свои планы в последний момент?

Если вы набрали более б очков, вы уравновешенный человек.

От 3 до 6 очков: у вас изменчивое настроение и характер.

Менее 3 очков: вы не верите в свои силы, необходимо завести друзей среди сверстников.

Если уровень психологической уравновешенности у вас невысок, составьте план своего поведения на каждый день, чтобы в пределах возможного воспитать в себе необходимые качества.