Материалы учебно методического пособия могут быть использованы. Как составить учебное пособие

Методическое пособие -комплексный вид методической продукции,включающий в себя систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса, либо направления. Включает в себя обширный дидактический материал.

Структура методического пособия.

1. Титульный лист:
- название учреждения;
- фамилия,имя,отчество разработчика;
- название пособия;
- название города;
- год разработки;
2. Аннотация:
Располагается на 2 листе сверху.
- суть рассматриваемых вопросов (чему посвящена);
- предназначение (кому и какую помощь оказывает);
- источник практического опыта;
- возможные сферы применения;
- сведения об авторе(внизу 2 листа Фамилия,имя, отчество,должность, место работы, квалификационная категория).
Пояснительная записка.
Обоснование актуальности разработки. Для кого предназначена и в какой направленности образования используется. Обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими разработками. Цель и задачи методической разработки.Область применения, краткое описание ожидаемого результата.
Содержание (произвольное).
В основной части пособия, в зависимости от назначения и целей, могут быть различные главы.Их название,количество,последовательность, определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.
Например:
1. Излагается изучаемый теоретический материал.
2. Описываются основные методики, технологии,используемые или рекомендуемые для успешного решения.
3. Перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению.
4. Контрольные задания для проверки и усвоения материала.
5. Список литературы в помощь педагогу и ученику.
6. Приложения:
- схемы;
- образцы;
- видеосюжеты;
- творческие проекты детей;
- тематический фотоальбом.

Чебоксары 2013

Составитель:

Начальник отдела документационного обеспечения управления и методической работы БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии

1. Введение

2. Структура методического пособия………………………………

3. Оформление методического пособия …………………………..

2.2.10. Текст методического пособия разделяется на разделы, подразделы и пункты.

Разделы, подразделы и пункты следует нумеровать арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста методического пособия, за исключением приложений.

Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела, пункта, разделенных точкой.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела пункта и порядковый номер подпункта, разделенных точкой.

После номера раздела, подраздела, пункта, подпункта в тексте документа точка не ставится.

Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется.

Каждый пункт или подпункт печатается с абзаца.

2.2.11. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки печатаются прописными буквами без точки в конце. Заголовки располагаются по центру текста.

Переносы слов в заголовках не допускаются.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

3.1. Библиографическая ссылка является частью справочного аппарата и служит источником библиографической информации о документах. Она содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе, необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики. Объектами составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях, также составные части документов.

3.2. По месту расположения в документе выделяются следующие виды библиографических ссылок:

3.2.1. Внутритекстовые, помещенные в тексте документа.

3.2.2. Подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску).

3.2.3. Затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску).

3.3. При повторе ссылок на один и тот же объект различают следующие виды библиографических ссылок:

3.3.1. Первичные, в которых библиографические сведения приводятся впервые в данном документе.

3.3.2. Повторные, в которых ранее указанные библиографические сведения повторяются в сокращенной форме.

3.3. Правила представления элементов библиографического описания, применение предписанных знаков препинания, независимо от назначения ссылки, осуществляются в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 СИБИД Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления и ГОСТ 7.82-2001 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

3.4. Внутритекстовая библиографическая ссылка содержит сведения об объекте ссылки, не включенные в текст документа. Внутритекстовую библиогрфическую ссылку заключает в круглые скобки, например,

(Методические рекомендации по фондированию документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации. М. ВНИИДАД, 2006. С. 12 – 20).

3.5. Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа в низ полосы, например:

, Рысков документы в управлении. М., 2008.

При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразный порядок для всего документа – сквозную нумерацию по всему тексту, в пределах каждой главы, раздела, части и т. п., или для данной страницы документа.

Совокупность затекстовых библиографических ссылок оформляется как перечень библиографических записей, помещенный после текста документа или его составной части. Совокупность затекстовых библиографических ссылок не является библиографическим списком или указателем, как правило, помещаемым после текста документа и имеющими самостоятельное значение в качестве библиографического пособия. При нумерации затекстовых библиографических ссылок используется сплошная нумерация для всего текста документа в целом или для отдельных глав, разделов, частей и т. п..

Для связи с текстом документа порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке указывают в знаке выноски, который набирают на верхнюю линию шрифта, или в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа.

3.7. При составлении библиографического описания следует соблюдать нормы современной орфографии . Первое слово каждого элемента описания начинается с прописной буквы. Употребление прописных букв в других случаях осуществляется в соответствии с нормами русского литературного языка. Названия научных произведений, книг, сборников, газет, журналов, издательств в кавычки не заключаются. Сокращения отдельных слов и словосочетаний проводятся в соответствии с действующими правилами.

3.8. Оформление отдельных элементов библиографической ссылки.

Однозначные качественные числительные, если при них нет единиц измерения , пишутся словами, например:

десять единиц хранения и т. п.

Порядковые числительные, входящие в состав слова, пишутся цифрами, например:

30 – летний период и т. п.

Условные графические сокращения пишутся с точками на месте сокращения, например:

т. е., т. п., пр., др.

Текст цитаты заключается в кавычки и начинается с прописной буквы. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставится многоточие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическое пособие раскрывает единые требования к оформлению методических пособий, соблюдение которых позволяет составителям подготовить качественные документы.

Приложение

Министерство культуры, по делам национальностей и

архивного дела Чувашской Республики

Бюджетное учреждение Чувашской Республики

«Государственный архив современной истории Чувашской Республики»

ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

Чебоксары 2013

Составитель:

Ведущий методист отдела документационного обеспечения управления и методической работы БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии

Оформление методических пособий

Методические рекомендации «Оформление методических пособий (рекомендаций, пособий, разработок и др.)» предназначены для сотрудников и специалистов государственных и муниципальных архивов, занимающихся составлением методических пособий в целях определения единых требований к оформлению методических пособий. В Методических рекомендациях описаны требования к оформлению разных частей методического пособия.

Приложение

1. Общие положения…………………………………………………………………

2. Документация организаций……………………………………………………….

3. Правила подготовки и оформления документов……………………………………

4. Документирование управленческой деятельности……………………………..

5. Бланки документов………………………………………………………………

6. Оформление реквизитов документов………………………………………………….

7. Особенности подготовки и оформления отдельных видов служебных

документов. Составление и оформление личных документов…………………………

8. Изготовление документов с помощью компьютерной техники . Тиражирование документов……………………………………………………………………………………

9. Регистрация и учет документов, построение поисковых систем……………………

10 Регистрация документов……………………………………………………………….

11. Построение поисковых систем…………………………………………………………

12. Организация документооборота………………………………………………………..

13. Регистрация и учет поступающих документов……………………………………

14. Порядок прохождения и исполнения документов……………………………………

15. Регистрация и учет отправляемых документов………………………………………

16. Регистрация и организация движения внутренних документов……………………

17. Учет объема документооборота……………………………………………………

18. Работа с обращениями граждан……………………………………………………

19. Контроль исполнения документов…………………………………………………

Электронные ресурсы:

3. http:// rudocs. /docs/index-59225.html / Методические указания «Правила оформления методических разработок преподавателей» /ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» - г. Ростов-на-Дону. 2011.

Для начала необходимо разобраться, что именно вы хотите написать. Я имею ввиду будет ли это методическое пособие по предмету или учебное пособие, а может быть учебно-методическое. Вроде бы слова практически одинаковые, но за ними стоят разные понятия. Разобраться не сложно. Сегодня мы предоставим вам нехитрое руководство: как написать пособие. А для начала узнаем подробнее о его видах.

Методическим пособием называют документ с подробным изложением оптимальной последовательности в изучении определенного учебного или научного материала. Методическое пособие основано на достоверных научных трудах по предмету, а также на практике и полученном опыте. Методическое пособие можно назвать изложением авторского мнения об эффективных способах реализации поставленных заданий.

Учебно-методические пособия содержат в своей структуре материал, который отличается от традиционных учебников и трудов ученых. Основной задачей такого пособия является предоставление информации об алгоритме выполнения заданий по данной дисциплине, представление о задачах, которые эта дисциплина изучает.

Учебное пособие представляет собой частичное и полное дополнение к учебнику. Оно может быть посвящено не всей дисциплине, а лишь некоторым темам. Отличием от учебника является наличие не только официально утвержденных апробированных знаний и положений, но и различных спорных мнений. Это издание обычно рекомендуется в помощь студентам для более качественного усвоения темы.

Как написать методическое пособие?

Как написать учебно - методическое пособие?

  1. Изучите материалы по теме пособия.
  2. Подбирайте качественные солидные источники.
  3. Свяжите излагаемую теорию с собственной практикой.
  4. Составьте план, продумайте тезисы и короткие замечания.
  5. Продумайте контрольные вопросы по поднятой вами теме.
  6. Текст следует дополнить иллюстрациями, диаграммами и фото.
  7. Приведите примеры, как грамотно использовать изложенную методику.
  8. Излагайте материал простым и понятным языком.
  9. Список использованной литературы указывайте в конце. Рекомендуйте к дополнительному прочтению еще литературу.
  1. Внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой проходит обучение.
  2. Следите за тем, чтобы структура вашего будущего пособия соответствовала программе и раскрывала содержащиеся в ней темы.
  3. Собранный теоретический материал должен быть хорошо структурирован, логичен и понятен для студентов.
  4. Так как читать пособие будут не профессора, а студенты старайтесь не писать сложными, длинными фразами и большими параграфами. Если употребляете термины, обязательно делайте сноски, или расшифровку.
  5. Включите в пособие различные схемы, графики, рисунки, таблицы.
  6. К каждой теме продумайте практические задания, вопросы для самоконтроля, темы для рефератов.
  7. Список литературы составьте полный, дополните его учебниками и оригинальными трудами ученых.
  1. Изучите программу и темы. Ваше пособие должно строго соответствовать им.
  2. Выбрав тему, просмотрите какие цели у курса подготовки конкретного специалиста.
  3. Четко структурируйте учебное пособие.
  4. Пишите для простых людей в помощь, а не для запутывания.
  5. Все иностранные понятия и термины растолковывайте.
  6. Кроме вопросов для самопроверки, тем рефератов, каждую главу заканчивайте выводами.
  7. Каждое учебное пособие оформляйте в соответствии с требованиями, обращайте внимание на сноски, схемы и т.д.
  8. Внимательно составляйте список литературы, в котором указывайте полные данные об авторах, названии, дате выхода и издательстве.

Инструкция

Изучите существующие материалы по теме . Ознакомьтесь с основополагающими научными трудами по предмету и последними исследовательскими данными. В качестве источников выбирайте не только привычные книги, но и солидные сетевые ресурсы, и тематические каналы ТВ, материалы научных и симпозиумов, желательно, государственного и международного уровня. Это придает методическому пособию необходимый научный вес.

Одной теории для создания методических пособий недостаточно. Наилучшим будет самостоятельное прохождение всех этапов, в соответствии с рекомендациями вашего же пособия . Это не только покажет его жизнеспособность, но и может вскрыть некоторые неточности и недоработки. Тогда необходимо будет внести корректировки в рабочий материал.

Составьте план будущего пособия . Отразите в нём самое главное в виде тезисов и коротких замечаний. Этот план- в дальнейшем послужит основой для конечного текста и позволит вам легко изменять конструкцию пособия для достижения наилучшего результата.

Разработайте контрольные вопросы по теме «методички» и варианты решения рассматриваемых в ней задач и проблем. Дополните текст методического пособия иллюстрациями, диаграммами и фото. Приведите конкретные грамотного использования изложенной методики.

Не забудьте указать в конце работы использованной литературы, а также ваши рекомендации по учебным и научным материалам, изучение которых поможет в освоении данного предмета.

В соответствии с принятыми образовательными стандартами, под методическим пособием обычно понимается издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее части или раздела).

Инструкция

Методическое пособие разрабатывается, в отличие от методических указаний, не для студентов, а . Для того ваше будущее пособие было утверждено научно-методическим отделом вуза, необходимо, чтобы ваши разработки не противоречили методике как науке и были подкреплены положительными результатами в течение многих лет.

Составьте план пособия. Для этого необходимо определиться с целями и задачами издания. Они должны быть сформулированы предельно четко и ясно, и основываться только на серьезной долговременной педагогической и научной работе.

Соберите все имеющиеся у вас методические материалы за последние несколько лет. Распределите их по степени значимости для концепции пособия. Проведите анализ материалов с точки вашей педагогической работы.

Изучите всю необходимую литературу. Сделайте выписки, однако впоследствии, при создании текста пособия, постарайтесь избегать излишних цитат в основной части (во введении это, напротив, желательно).

Видео по теме

Источники:

  • разработка методического пособия в 2019

Методическое пособие – это печатная брошюра, которая содержит подробные методические рекомендации для студентов по изучению определенного учебного курса. Книжка является результатом обработки общей информации по теме, а также собственного опыта в данной области.

Вам понадобится

  • - литература по теме;
  • - собственный опыт.

Инструкция

Цель методического пособия – закрепление материала предмета по мере прохождения тем. Любое методическое пособие должно включать в себя следующие разделы: введение, теоретическую часть, практическую часть и дидактическую часть.

Сформулируйте в введении цель написания пособия, укажите потенциальную читательскую аудиторию, которой это может быть интересно и полезно, а также результаты, которых можно достигнуть, применив в нем методики.

Составьте план методического пособия в виде короткого изложения основных разделов. Можно ограничиться двумя-тремя предложениями по каждой теме и несколькими основными формулами, если пособие создается по технической дисциплине. Это план будущей теоретической части.

Теоретическая часть должна содержать научные теоретические материалы по тематике, которые должны быть структурированы и поданы в максимально краткой форме. Дайте ссылки к другим работам или учебникам.

Приведите задачи или , к которому пришли сами. Эта часть пособия является практической, подкрепляющей теоретический раздел. Собственный опыт поможет найти подводные камни, неточности, которые можно исправить и дать рекомендации, как их избежать. Выделите дидактическую часть, представьте в ней вспомогательные рисунки, графики или схемы, иллюстрирующие основной материал.

Методическое пособие – серьезный научный труд, дающий конкретные рекомендации читателям в той или иной области. Поэтому, чтобы избежать неточностей или ошибок, используйте при написании несколько источников информации, включая труды признанных специалистов. Используемую литературу обязательно укажите в конце пособия, для удобства разделите на подтемы. Сюда же вынесите нормативных документов, если таковые требуются.

Видео по теме


Целью методических рекомендаций является использование наиболее эффективных и рациональных вариантов и образцов действий, которые к конкретному мероприятию и виду деятельности. Таким образом, рекомендации такого типа позволяют проводить на должном уровне уроки и внеклассные занятия.

Методические рекомендации подразумевают составление подробных инструкций по ведению учебных тетрадей. Также они уточняют порядок проверки письменных работ учителем - критерии оценок, которые выставляет педагог, правила записей в классном журнале.

В методических рекомендациях содержится конкретный материал, который касается самого процесса ведения занятий. Благодаря учебной программе можно провести то количество занятий, которой отведено для конкретной темы, так, чтобы она была полностью раскрыта и усвоена учащимися.

Кроме того, методические рекомендации позволяют планировать домашние задания. Некоторые составляют рекомендации так, чтобы они содержали подробные планы проведения уроков. Это большая помощь педагогам, особенно тем, которые только начали работать по своей специальности.

Методические рекомендации позволяют планировать индивидуальные занятия. Их нужно разрабатывать с учетом способностей ученика. Возможно, что знакомство с учащимися побудит педагога составить для каждого из них индивидуальные занятия, в чем как раз помогут методические рекомендации. Поэтому можно сказать, что они являются фундаментом, на котором строится «здание урока». Его « » должна быть неповторима и индивидуальна, что позволит сделать процесс обучения по-настоящему эффективным. Это, несомненно, скажется на развитии учащихся.

Методическое пособие

Методическое пособие - разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, либо по направлению учебно-воспитательной работы. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь учителю в его повседневной работе.

Методическое пособие – это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам образовательного учреждения в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Требования к методическим пособиям

Информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз).

Ясность и четкость изложения (популярность).

Ясность структуры.

Наличие оригинальных способов организации соответственной деятельности.

Наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания.

Наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, или материалами экспериментальной апробации.

Структура методического пособия включает:

Введение или пояснительная записка – до 15 % текста, где раскрывается история вопроса, анализируется состояние науки по данной проблеме, наличие или отсутствие сходных методик, технологий, обосновывающих необходимость данного пособия. Описываются особенности построения пособия, цель, кому адресовано.

Основная часть – до 75 % текста, в основной части пособия в зависимости от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.

Например:

Глава 1 - излагается изучаемый теоретический материал;

Глава 2 - описываются основные методики, технологии, используемые или рекомендуемые для успешного решения вопроса;

Глава 3 - перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению;

Глава 4 - контрольные задания для проверки усвоения материала.

В теоретической части излагается в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе образования детей, обладающей своими специфическими чертами.

В практической части систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в образовательном учреждении.

В дидактической части сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы и результаты, логически вытекающие из содержания методического пособия, в каком направлении предполагается работать дальше.

Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуе­мого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет свое название. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и ставят его номер (например «Приложение 1»). Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методические рекомендации заканчиваются 16 страницей, приложение начинается с 17).

Методическое пособие должно содержать все составные части, которые входят в издание, при этом помимо основного текста рукопись должна включать обложку, титульный лист и оборот титульного листа.

На обложке по центру располагается заглавие работы, И.О.Ф. автора помещается выше заглавия. Вам следует помнить, что сначала пишутся инициалы, а затем фамилия. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию рукописи.

На титульном листе прописывается заглавие, выше заглавия И.О.Ф. автора. Вверху по центру пишется название организации, от имени которой выпускается издание, с названием вышестоящей организации. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе. Аннотация содержит следующие лаконичные сведения:

Указывается, чему посвящено данное пособие;

Предназначение данного методического пособия, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа;

возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где может быть использовано настоящее пособие).

Технические требования к оформлению методического пособия

Текстовая часть рукописи должна быть обязательно набрана на компьютере (А4: 210Х297), формат А 4. Интервал между строками – 1или 1,5. Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт - Times New Roman, кегль 14. Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяем жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускается. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27. В тексте не допускаются переносы, выравнивание по ширине. Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится. Тексты структурных элементов - разделов - следует начинать с нового абзаца. Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью абзацев - отступов в строке при начале новой смысловой части. Номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию. Нумерация проставляется с основного текста.

Поля постоянные:

Верхнее поле – 2 см. Нижнее поле – 2,5 см.

Левое поле – 3 см. Правое поле – 1 см.