Оперативное руководство вооруженными силами рф осуществляет. Система руководства и управления вооруженными силами

Главная > Лекция

Руководство и управление Вооруженными Силами Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются на государственном языке Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации в военное время осуществляются в соответствии с федеральным законом. Перечислим теперь функции Министерства Обороны, а затем Генерального штаба. Министерство обороны Российской Федерации: 1) участвует в разработке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации; 2) разрабатывает концепцию строительства ВС РФ, координирует в целях обороны разработку концепций строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов; 3) разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу; 4) разрабатывает предложения по расходам на оборону в проекте федерального бюджета, порядку расходования Министерством обороны Российской Федерации выделенных средств и представляет их в Правительство Российской Федерации; 5) координирует и финансирует работы, выполняемые в целях обороны; 6) организует научные исследования в целях обороны, заказывает и финансирует на договорной основе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обороны; 7) заказывает и финансирует производство и закупку вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в пределах выделенных на эти цели средств; 8) финансирует и обеспечивает учебно-материальной базой на договорной основе организации и общественные объединения, осуществляющие подготовку граждан по военно-учетным специальностям; 9) обеспечивает мобилизационную готовность ВС РФ; 10) обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала ВС РФ, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей; 11) представляет Президенту РФ проекты общевоинских уставов, положений о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Генеральном штабе ВС РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности; 12) представляет в Правительство Российской Федерации проекты положений о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и о военно-врачебной экспертизе граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу; 13) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны; 14) координирует заказы на вооружение и военную технику для других войск, воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники; 15) сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств; 16) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве обороны Российской Федерации. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации: 1) разрабатывает предложения по военной доктрине РФ; 2) разрабатывает план строительства ВС РФ и координирует разработку планов строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов; 3) координирует разработку предложений по численности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов; 4) разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска, воинские формирования и органы, План применения ВС РФ, Мобилизационный план ВС РФ и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны; 5) готовит предложения по численности граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу и военные сборы, с распределением их между ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; 6) устанавливает количественные нормы призыва граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов Российской Федерации, исходя из общего количества граждан Российской Федерации, подлежащих призыву в соответствии с указом Президента Российской Федерации; 7) организует планирование и осуществление мероприятий по обеспечению ядерной безопасности и предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия; 8) организует и координирует действия сил и применение средств при выполнении задач территориальной обороны; 9) координирует оперативную и мобилизационную подготовку других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований, осуществляет контроль над состоянием мобилизационной готовности других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований; 10) анализирует и координирует проведение в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы; 11) осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности; 12) осуществляет текущее и перспективное планирование обеспечения основными видами вооружения, военной техники и другими материальными средствами мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, а также накопления и размещения в мирное время запасов этих обеспечивающих средств; 13) организует проведение мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности ВС РФ; 14) организует взаимодействие ВС РФ с другими войсками, воинскими формированиями и органами; 15) участвует в разработке Плана гражданской обороны; 16) определяет порядок использования и планирует использование радиочастотного спектра в целях обороны; 17) разрабатывает проекты положений о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизе, а также перечень военно-учетных специальностей; 18) организует мобилизационное и стратегическое развертывание ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов; 19) осуществляет иные полномочия в области обороны в соответствии с Положением о Генеральном штабе ВС РФ. Одним из важнейших министерств является Министерство обороны РФ. Руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент РФ, а управление – министр обороны РФ через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ. В функции Министерства обороны входит участие в разработке военной политики и военной доктрины, разработка федеральной программы вооружений и предложений по расходам на оборону, координация и финансирование работ в целях обороны, закупка военной техники и др. Заключение После краха коммунизма у Востока и Запада сохраняются собственные несовпадающие интересы. Россия остается огромной ядерной державой, у нее есть региональные и стратегические, экономические и политические интересы, которые будут с неизбежностью вступать в противоречие с интересами государств Западной Европы, США и других стран. Россия не может совершить резкий скачок от восприятия Запада как источника абсолютного зла к его восприятию как источнику абсолютного добра: и то, и другое неприемлемо для великой державы. И России, и Западу предстоит еще определить свои интересы и разделяющие их противоречия. Вооруженные Силы России – важная структура государства, призванная защищать его интересы от посягательств извне, а так же от попыток его уничтожения изнутри. Организация военного строительства и руководство войсками нацелены на поддержание мира, на укрепление независимости России. Состояние Вооруженных Сил, их боеспособность зависят от экономического и духовного состояния государства. Государство, не заботящееся о своей армии, в конечном итоге перестает быть независимым. В истории нашей страны было немало сложных периодов, но, как бы ни было тяжело государству, оно никогда не переставало заботиться о своих Вооруженных Силах. Русский военный историк Антон Антонович Керсновский (умер в июне 1944 г. в возрасте 37 лет в Париже, в нищете, от чахотки; написал 4-х томную "Историю русской армии", являвшуюся в нашей стране до 1996 г. библиографической редкостью) отмечает, что "в своем исполинском тысячелетнем деле созидатели России опирались на три великих устоя - духовную мощь Православной Церкви, творческий гений Русского Народа и доблесть Русской Армии". Этими славными традициями неплохо было бы руководствоваться нашему государству и сегодня, причем не на словах, а на деле. Контрольные вопросы:

1. Внешние и внутренние источники военной опасности.

2. Цели военной политики Российской Федерации на современном этапе развития.

3. Цели и задачи военно-технического обеспечения военной безопасности.

4. Полномочия органов государственной власти в области обороны.

5. Функции органов исполнительной власти в области обороны.

6. Функции предприятий, учреждений, организаций в области обороны.

    Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Принципы и основные направления строительства Вооруженных Сил. Внешние и внутренние факторы, определяющие характер и направленность военного строительства в России.
10.Функции Министерства обороны Российской Федерации. 11.Функции Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. Задание на самоподготовку:
    Изучить основные учебные вопросы данной лекции;
2. В ходе подготовки к семинару подготовить: - доклад: «Предназначение, роль и место Вооруженных Сил в структуре государственных институтов»; - два содоклада: 1. «Руководство и управление Вооруженными Силами РФ»; 2. «Современное состояние и перспективы совершенствования ВС РФ». 3. Довести до студентов вопросы семинара. Литература:

1. Конституция Российской Федерации. –М.: Юрид. лит., 1993;

2. Федеральный Закон Российской Федерации “Об обороне” Ориентир. 1996. - № 7;

3. Военная доктрина Российской Федерации: Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000г. № 706. Независимое военное обозрение. – 2000. - № 15;

4. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Независимое военное обозрение. – 2001. – № 28 (250);

5. Новое законодательство России об обороне, армии и военной службе: Сб. нормат. актов под ред. Дубровина В.Н. – М.: “Бизнес Консалтинг Центр”, 1998;

6. Правовые основы деятельности органов военного управления: Сб. нормат. документов. –СПб.: “Печатный двор”, 2001. – 1000с.

7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г. № 466 “О создании Вооруженных Сил Российской Федерации”;

8. Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге. Хрестоматийный сборник. - М.: Воениздат, 1995;

Лекция обсуждена и одобрена на заседании отдела (цикла, ПМК). Протокол № __ от «____» __________________ ______ г. Лекция разработана с использованием материалов открытой печати. Секретных сведений не имеет. Разработал старший преподаватель военной кафедры №1

(должность)

подполковник Н.Черноуцян

(воинское звание, подпись, фамилия)

«_____» ____________ ____ г.

Приложение А

Перечень слайдов, предназначенных для демонстрации в ходе проведения
лекции.

Тема № 1: Военная доктрина Российской Федерации. Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов Занятие №1:Военная доктрина Российской Федерации. Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов
Внешние источники военной опасности :
    территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам со стороны третьих стран; существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов, прежде всего, вблизи от российских границ; опасность применения ядерного и других видов ОМП другими государствами; распространение ядерного и других видов ОМП и возможные попытки его использования в интересах отдельных стран, организаций и террористических групп; возможность подрыва стратегической стабильности в результате нарушения международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений; попытки вмешательства во внутренние дела Российской Федерации с целью дестабилизации ее внутриполитической обстановки; нарушение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах; нападения на военные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных на территории других государств; расширение военных блоков и союзов в ущерб интересам военной безопасности Российской Федерации; международный терроризм.
Внутренние источники военной опасности :
    противоправная деятельность националистических, сепаратистских и других организаций, осуществляемая с использованием вооруженного насилия; попытки насильственного свержения существующего конституционного строя; рост организованной преступности; нападения на потенциально опасные объекты; нападения на предприятия, имеющие штатное оружие с целью его захвата; создание незаконных вооруженных формирований; незаконное распространение средств осуществления диверсий и террористических актов;
8) множественное возникновение мест компактного проживания иностранных граждан.
Основное содержание обеспечения военной безопасности:
    поддержание внутриполитической стабильности, защиту конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории РФ;
    развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с соседями и другими государствами;
    создание и совершенствование системы обороны РФ и ее союзников;
    всестороннее обеспечение и качественное совершенствование ВС РФ, других войск, воинских формировании и органов, поддержание их готовности к согласованным действиям по предотвращению, локализации и нейтрализации внешних и внутренних угроз;
    защиту объектов и сооружений в Мировом океане, космическом пространстве, на территории зарубежных государств, судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана;
    охрану и защиту Государственной границы РФ в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресурсов;
    поддержку при необходимости политических акций РФ путем проведения соответствующих мероприятий военного характера, осуществления контроля зa взаимным выполнением обязательств в области oграничения, сокращения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия;
    обеспечение готовности к участию (участие) в миротворческой деятельности.
Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в области защиты Отечества Совет Федерации обладает следующими полномочиями в области защиты Отечества:

Рассматривает в рамках федерального бюджета расходы на оборону;

Рассматривает принятые Государственной Думой законы РФ, регламентирующие организацию в области обороны и безопасности страны, деятельность Вооруженных Сил РФ, других войск и федеральных органов; - утверждает указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях; - ратифицирует и денонсирует международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области обороны; - решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России (ст. 10 и 11 Закона РФ «О безопасности», ст. 4 Закона РФ «Об обороне», ст. 5 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

Организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан Российской Федерации к воинской службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации; - обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транспортных и других технических средств в целях обороны; - организуют работу по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации; - обеспечивают потребности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и федеральных органов в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах в порядке, установленном законодательством в области обороны; - обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях, установленных для граждан Российской Федерации в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей; - участвуют в разработке и обеспечивают выполнение планов перевода (мобилизационных планов) органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени; - обеспечивают выполнение государственного оборонного заказа организациями в пределах своих территорий (ст. 6 Закона РФ «Об обороне»).

Функции предприятий, учреждений, организаций. Предприятия, учреждения и организации (независимо от форм собственности): - проводят мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время; - при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени; - выполняют договорные обязательства, предусмотренные государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и федеральных органов; - предоставляют в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные (исполняют военно-транспортную обязанность) и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

Оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;

Выполняют мобилизационные задания по подготовке и созданию на военное время специальных формирований; - организовывают и проводят мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности; - обеспечивают и принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне; - осуществляют мероприятия, предусмотренные планами перевода экономики страны (мобилизационными планами) на работу в условиях военного времени; - создают мобилизационные органы или назначают работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее - мобилизационные работники); - разрабатывают мобилизационные планы в пределах своих полномочий; - осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ст. 8 Закона РФ «Об обороне», ст. 9 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»). - Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 9 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»). - Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности обязаны предоставить всю информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 9 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Слайд №10

Слайд №11

Цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:
    в крупномасштабной (региональной) войне в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) - защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников; в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах - локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, вооруженного конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников; во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства; в операциях по поддержанию и восстановлению мира - разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования.

Слайд №12

Слайд №13

Лекция

Довести до студентов основные положения данного вопроса лекции, раскрыть его содержание в соответствии с рекомендациями методической разработки. Продемонстрировать слайды №№ 3-8 из учебного комплекта.

  • Лекции по учебной дисциплине «судебная медицина и судебная психиатрия» Тема №1

    Лекции

    Цель чтения лекции: изложить круг вопросов, рассматриваемых судебно-медицинской экспертизой, научить определять признаки смерти, давность ее наступления, трупные изменения, показать их значение для раскрытия и расследования преступлений.

  • Лекции по учебной дисциплине «Плавание»

    Лекции

    Лекции по учебной дисциплине «Плавание» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования входящей в состав укрупненной группы специальностей 05

  • В. Ф. Панин Конспект лекций по учебной дисциплине "Теоретические основы защиты окружающей среды" Министерство образования и науки Российской Федерации Томский политехнический университет В. Ф. Панин Конспект

    Конспект

    В конспекте лекций рассмотрены источники и последствия загрязнения воздушной среды, гидросферы и литосферы. Дан общий обзор процессов, принципов и методов защиты биосферы от загрязнений, организации природоохранной деятельности, в

  • Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы предназначены: - для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации; - для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России; - для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    ВОПРОСЫ:

    1. Законодательство Российской Федерации о системе руководства и управления военной организацией государства.

    2. Президент Российской Федерации – верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации.

    Эффективное выполнение задач, стоящих перед Вооружёнными Силами, во многом зависит от наличия и качества нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы создания и функционирования Вооружённых Сил. В настоящее время армия и флот переживают период реформирования. Это требует приведения законодательства об обороне и безопасности государства в соответствие с существующими реалиями.

    < 1>

    Основой законодательной базы военной организации страны являются Конституция Российской Федерации и Закон «Об обороне». Они содержат основополагающие нормы об обороне и безопасности государства. В этих документах определены основы организации обороны страны, изложены права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, структуры и организации Вооружённых сил РФ, говорится об ответственности за нарушение законодательства и других норм, касающихся обороны страны.

    Исключительно важное место в системе безопасности государства и вооружённой защиты его граждан Конституция РФ, Закон «Об обороне» отводят высшим органам государственной власти. Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не только по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации занимается расходами на оборону, устанавливает их посредством принятых Государственной Думой федеральных законов о федеральном бюджете, а также рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

    Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

    Кроме этих полномочий, Совет Федерации и государственная Дума осуществляют парламентский контроль в сфере вышеперечисленного через свои комитеты по безопасности и обороне.

    Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете. Правительство российской Федерации несёт ответственность за состояние Вооружённых Сил Российской Федерации и организует их оснащение оружием и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами в соответствии с заказами Министерства обороны России.

    Таким образом, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в соответствии с конституционными нормами осуществляют государственное руководство обороной страны и её Вооружёнными силами. В компетенцию вышеперечисленных органов и Президента РФ входят рассмотрение и решение всех коренных вопросов, относящихся к обеспечению обороноспособности и безопасности нашего государства.

    Для претворения в жизнь принимаемых государственными органами власти решений, относящихся к Вооружённым Силам, необходима постоянная организаторская работа. Эту деятельность ведут специальные военные органы, объединённые в системе Министерства обороны РФ. Их деятельность на всех уровнях осуществляется на основе обеспечения безопасности, боевой и мобилизационной готовности Вооружённых Сил Российской Федерации.

    Система военных органов , осуществляющих в Вооружённых Силах государственную власть, т.е. военное управление, состоит из: центральных органов; органов управления объединений, воинских соединений и частей; военных комиссариатов (местных органов военного управления); начальников гарнизонов (старших морских начальников); военных комендантов.

    ​​​​​​​

    Непосредственное руководство Вооружёнными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб. Министр обороны Российской Федерации входит в состав правительства и работает под руководством Председателя Правительства Российской Федерации. Он является прямым начальником всего личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации и несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Министерство обороны. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооружённых Сил РФ он издаёт приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск.

    Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооружённых Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, предложения по государственному оборонному заказу, расходам на оборону в проекте федерального бюджета.

    Генеральный штаб разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооружённых Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Он готовит также план применения и мобилизационный план Вооружённых Сил, Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Генеральный штаб устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет ряд других мероприятий в сфере обороны и безопасности страны.

    В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входит ряд главных и центральных управлений, ведающих определёнными функциями. Кроме того, к составу центральных органов МО РФ относятся Главные командования видов Вооружённых Сил РФ.

    В состав управления военного округа входят штаб военного округа, управление, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

    Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности её должностных лиц определены Уставом внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации.

    Правовую основу обороны страны составляют также ряд других законов, основными из которых являются Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и другие.

    С учётом того, что современные реалии требуют качественного преобразования всей военной организации общества, осуществляется процесс совершенствования её законодательной базы. Так, 21 апреля 2000 года в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обороне» Президент России утвердил Военную доктрину Российской Федерации. Она составляет часть комплекса документов, регламентирующих и организующих деятельность в области обеспечения военной безопасности страны. Её установки обязательны для исполнения всеми органами государственного управления РФ, которые несут в пределах полномочий, определённых законодательством, всю полноту ответственности за обеспечение военной безопасности, состояние обороноспособности страны, боевую, мобилизационную готовность ВС, их боеспособность. Военная доктрина Российской Федерации стала носить более прагматичный характер. Значительно изменён объём задач, стоящих перед Вооружёнными Силами, чётко расставлены акценты в вопросах применения ядерного оружия.

    ​​​​​​​

    Высшее должностное лицо нашего государства – Президент Российской Федерации. Он как глава государства является одновременно Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами РФ, осуществляет общее руководство Вооружёнными Силами РФ, выступает гарантом безопасности Российской Федерации.

    Реализуя свои полномочия, Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооружённых Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.

    Среди его полномочий немало таких, которые самым непосредственным образом влияют на боевую готовность Вооружённых Сил. Он утверждает Военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований, федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний. Только президенту государства как Верховному Главнокомандующему дано право утверждать такой основополагающий документ, как План применения Вооружённых Сил Российской Федерации. Не менее важным является рассмотрение и утверждение Президентом Мобилизационного плана Вооружённых Сил, который по своей сути является директивным документом по переводу всего государственного механизма, а не только Вооружённых Сил к функционированию в условиях военного времени. Планом определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. Президентом РФ готовится и утверждается Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

    Президент Российской Федерации утверждает также структуру, состав и штатную численность Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами в Вооружённых Силах и других войсках, тоже утверждается Президентом. Он же обладает правом назначения военнослужащих на эти должности и присвоения им высших офицерских званий. В полномочия Президента входят издание указов о призыве граждан на военную службу (с указанием численности призывников), утверждение Плана гражданской обороны Российской Федерации и Положения о территориальной обороне.

    Президент Российской Федерации утверждает и наиболее важные документы, регламентирующие жизнедеятельность воинских частей и подразделений, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах. Военных комиссариатах. Он рассматривает вопросы дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооружённых сил, других войск.

    Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности он ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооружённых Сил и вооружений, об их участии в операциях по поддержанию мира и международной безопасности. Оборона является одной из важнейших функций государства, элементом и гарантом безопасности. Указанные положения об основах обороны являются исходными в определении правового статуса Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами РФ, объёма и характера его полномочий по защите безопасности и целостности государства.

    Президент страны наделён правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и с обеспечением безопасности граждан. Он, в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской федерации издаёт приказ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях. Которые подверглись нападению или которым угрожает нападение. Или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При этом могут создаваться специальные органы военного управления. Власть которых распространяется и на гражданских лиц.

    При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утверждён Советом Федерации.

    Президент Российской Федерации в соответствии с федеральным законом вправе принять решение о привлечении Вооружённых сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

    ​​​​​​​

    Выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обороне», Президент РФ – Верховный Главнокомандующий Вооружёнными силами РФ обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, международными соглашениями, Конституцией РФ, действующим законодательством РФ и Военной доктриной РФ.

    Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями являются разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя. Государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики РФ. Практическая деятельность верховного Главнокомандующего ВС РФ предусматривает руководство всеми важнейшими направлениями работы Министерства обороны.

    Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооружённой защиты его граждан. Его полномочия направлены на создание условий для взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности страны. На президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами возлагается особая ответственность за состояние Вооружённых Сил России и их готовность защитить своё государство и свой народ.

    Успешное выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами, во многом зависит от эффективности системы руководства и управления военной организацией государства. К органам государственного руководства относятся Президент РФ, Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ, Совет Безопасности. К органам военного управления относятся специально создаваемые военные органы, осуществляющие управление процессами формирования и функционирования Вооруженных Сил.

    Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий.

    Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является Президент России. Президент (от латинского – сидящий впереди) – выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. В Российской Федерации должность Президента республики была учреждена в 1991 году. Это знаменовало новый этап в развитии российской государственности.

    Президент получил власть из рук народа – избран на основе всеобщего равного, прямого тайного голосования граждан России. В соответствии с занимаемой должностью Президент Российской Федерации, как и президенты (главы) других государств является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Его полномочия как Верховного Главнокомандующего определены Федеральным законом

    «Об обороне» (статьи 4 и 13).

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.80) Президент Российской Федерации является главой государства. В силу занимаемой должности и возлагаемых на него задач Президент РФ выступает гарантом безопасности Российской Федерации. Только перед Президентом РФ ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, что создает условия для осуществления своих полномочий в нормальном конституционном режиме всем иным органам государственной власти и должностным лицам.

    При вступлении в должность в приносимой присяге Президент Российской

    Федерации клянется «...защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства...».

    Выполнение ключевых функций в системе органов государственной власти и обороны страны обеспечено наделением Президента обширными полномочиями в сфере вооруженной защиты государства.

    Реализуя свои полномочия Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.

    Среди полномочий Президента немало таких, которые самым непосредственным образом влияют на боевую готовность Вооруженных Сил. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Только Президенту государства как Верховному Главнокомандующему дано право утверждать такой основополагающий документ как План применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Не менее важным является рассмотрение и утверждение Президентом Мобилизационного плана Вооруженных Сил, который по своей сути является директивным документом по переводу всего государственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к функционированию в условиях военного времени.

    Планом определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

    Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности он ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

    Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний. Ни одно подобное испытание не может быть проведено без санкции Президента.

    Все места дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск, а также вопросы их перемещения в другие пункты дислокации рассматриваются Президентом Российской Федерации.

    Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами в Вооруженных Силах и других войсках утверждается Президентом. Он же обладает правом назначения военнослужащих на эти должности и присвоения им высших офицерских званий.

    Наиболее важные документы , такие как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

    Дважды в год Президент издает указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

    Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и обеспечения безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает приказ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение, или которые имеют особое значение для обороны страны.

    Вводя военное положение Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например: свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

    При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

    Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

    Выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом “Об обороне”, Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

    Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации. Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности Вооруженных Сил. На Президента Российской Федерации, как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами возлагается особая ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их готовность защитить свое государство и свой народ.

    В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального собрания в области обороны.

    Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и

    выступает как орган представительства субъектов федерации. К его ведению

    относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также – принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

    Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Государственная Дума: рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

    Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

    Правительство Российской Федерации – один из главных органов,

    осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

    1. В соответствии со статьей 114 Конституции РФ оно осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности Правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне». Согласно этого закона Правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;

    2. организует обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;

    3. организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

    4. определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил;

    5. организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы;

    6. определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;

    7. организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

    Для претворения в жизнь, принимаемых государственными органами власти решений, относящихся к Вооруженным Силам, необходима постоянная организаторская работа. Эту деятельность ведут специальные военные органы, объединенные в системе Министерства обороны РФ. Деятельность этих органов является составной частью осуществления федеральной исполнительной власти.

    Система военных органов, осуществляющих в Вооруженных Силах государственную власть, т. е. военное управление, состоит из:

    – центральных органов;

    – органов управления объединений, воинских соединений и частей;

    – военных комиссариатов (местных органов военного управления);

    – начальников гарнизонов (старших морских начальников);

    – военных комендантов.

    В качестве специфического вида органов управления принято выделять штабы.

    Штаб – это основной орган в руках соответствующего командующего (командира) по оперативному управлению подчиненными ему войсками и силами флота.

    Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет Министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб.

    Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ. Он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск.

    Министерство обороны Российской Федерации участвует в разработке

    предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеет координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

    Основным органом оперативного управления войсками и силами флота ВооруженныхСил РФ является Генеральный штаб . Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

    Генеральный штаб разрабатывает также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

    В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям Министра обороны или непосредственно Министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов МО РФ входят управления главнокомандующих видами Вооруженных Сил РФ. В структурном отношении управление главнокомандующего вида ВС РФ состоит из Командования, Главного штаба, главных управлений, управлений, отделов. Во главе вида Вооруженных Сил, Управления главнокомандующего видом стоит Главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно Министру обороны.

    В состав управления военного округа входят: командование, штаб военного округа, управления, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

    Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц, определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Каждый орган военного управления функционирует согласно определенной для него компетенции в пределах предоставленных ему полномочий при строгом и неуклонном соблюдении и исполнении законов и основанных на них иных правовых актов.

    Исполнительная власть , осуществляемая военными органами Вооруженных Сил РФ, действует как на основании общих принципов исполнительной власти, так и специфических, важнейшими из которых являются принципы: последовательной централизации, единоначалия и строгой дисциплины.

    Централизация выражается в:

    Осуществлении руководства всеми Вооруженными Силами государства из единого

    Подчинении всех видов Вооруженных Сил РФ единому командованию;

    Наделении центральных органов всей полнотой прав по управлению нижестоящими

    военными органами и подчиненными войсками;

    Обязательности актов и указаний вышестоящих органов и должностных лиц для

    нижестоящих.

    Единоначалие основополагающий принцип строительства Вооруженных Сил РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Суть единоначалия заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

    Единоначалие в Вооруженных Силах РФ осуществляется на прочной правовой основе. Этот принцип закреплен юридически на законодательном уровне. Нормы военного законодательства, Уставы ВС РФ конкретно определяют обязанности и права соответствующих командиров (начальников), наделяют их необходимыми государственно-властными полномочиями.

    Воинская дисциплина – важнейший принцип осуществления исполнительной власти в военном управлении. Однако, воинская дисциплина является только частью (видом) государственной дисциплины, действующей в военной области. Поэтому органы военного управления и их должностные лица обязаны соблюдать требования и других видов государственной дисциплины.

    Таким образом, все сказанное выше позволяет сделать вывод, что Вооруженные Силы РФ имеют стройную систему руководства и управления, которая обеспечивает их надежную управляемость в различных условиях обстановки.

    Вооруженные силы в любом государстве являются ключевым элементом обеспечения обороноспособности страны. Надлежащее управление ими зависит от правильной их организации. Структура Вооруженных Сил РФ обеспечивает быстрое и правильное выполнение функций, возложенных законодательно на государственную военную организацию страны.

    Структура ВС РФ

    Вооруженные Силы – военная организация Российской Федерации, основной функцией которой является отражение военной агрессии с целью обеспечения территориальной целостности, а также выполнения задач согласно международным обязательствам России. ВС РФ созданы 7 мая 1992 года. Верховным главнокомандующим является Президент Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента от 2008 года численность ВС России установлена в количестве 2 019 629 человек, из которых 1,3 миллиона военнослужащие.

    Организационно Вооруженные силы состоят из трех видов, трех отдельных родов войск, Тыла, а также Службы расквартирования, которая не является видом ВС. Кроме того Структура Вооруженных Сил РФ создана и по территориальному принципу: территория РФ разделена на 4 военных округа.

    Территориальная структура

    На сегодняшний день в РФ существует четыре военных округа, которые предполагает территориальная структура ВС:

    1. Западный военный округ. Командование и штаб находятся в Санкт-Петербурге.
    2. Восточный военный округ. Командование и штаб находятся в Хабаровске.
    3. Центральный военный округ. Командование и штаб находятся в Екатеринбурге.
    4. Южный военный округ. Командование и штаб находятся в Ростове-на-Дону.

    Структура вооруженных сил РФ на схеме:

    Виды ВС

    Основным элементом Вооруженных Сил являются виды ВС. В военном ведомстве России законом установлено наличие трех видов вооруженных сил: Военно-воздушных сил, Сухопутных войск и Военно-Морского Флота.

    На сегодняшний день Сухопутные войска являются самым многочисленным видом вооруженных сил России. Основная их функция — ведение наступательных действий, целью которых является разгром противника, захват и удержание его территории, отдельных районов и рубежей, отражение вторжения на территорию страны противника и его крупных десантов, нанесения артиллерийских и ракетных ударов на большую глубину. В свою очередь Сухопутные войска организационно состоят из родов войск. Данные рода войск могут выполнять задачи самостоятельно или же совместно.


    Мотострелковые войска (МСВ) – наиболее многочисленный род войск в составе Сухопутных войск. Также являются наиболее многочисленным родом войск. На сегодняшний день на вооружении мотострелковых войск находятся БТР и БМП, которые должны обеспечить мобильность пехоты. МСВ организационно состоят из мотострелковых подразделений, частей и соединений.

    Мотострелковые, танковые, артиллерийские и прочие подразделения и части могут входить в состав МСВ.

    Танковые войска (ТВ) — главная ударная сила, отличающаяся высокой мобильностью, маневренностью и устойчивостью к воздействию оружия массового поражения, в том числе и ядерного. Главные задачи, исходя из технического оснащения ТВ: осуществление прорыва, развитие оперативного успеха. В составе ТВ могут действовать артиллерийские, мотострелковые, ракетные, танковые части и подразделения.

    Ракетные войска и артиллерия (РВиА) : ядерное и огневое поражение противника является главной задачей. На вооружении состоит реактивная и ствольная артиллерия. В составе РВиА находятся подразделения, части и соединения гаубичной, реактивной, пушечной, противотанковой артиллерии, а также структурных элементов обеспечения, управления, минометов и артиллерийской разведки.

    Войска ПВО Сухопутных Войск (ПВО СВ) – этот род войск должен обеспечить защиту Сухопутных войск от удара с воздуха, а также противодействие воздушной разведки противника. Буксируемые, мобильные, переносные зенитно-пушечные системы и зенитно-ракетные системы стоят на вооружении ПВО СВ.

    Также организационная структура ВС предполагает наличие в ВС специальных войск и служб, которые выполняют узкоспециальные задачи с целью обеспечения повседневной и боевой деятельности сухопутных войск.

    • Войска связи,
    • Войска радиоэлектронной борьбы,
    • Инженерные войска,
    • Автомобильные войска,
    • Железнодорожные войска и т.д.

    являются специальными войсками.

    Военно-воздушные силы

    Военно-воздушные силы аналогично Сухопутным войскам состоят из родов авиации, которые обеспечивают выполнение задач возложенных на ВВС.


    Дальняя авиации предназначена для нанесения удара и поражения на стратегическую и оперативную глубину военных группировок противника, его важных районов в экономическом и стратегическом отношении, в том числе и с помощью ядерного оружия.

    Фронтовая авиация действует на оперативной глубине. Выполнять может задачи как самостоятельно, так и при проведении совместных операций на суше и на море.

    Армейская авиация осуществляет поддержку сухопутных войск путем уничтожения бронированных и подвижных объектов противника. Также силы Армейской авиации обеспечивают мобильность Сухопутных войск.

    Военно-транспортная авиация осуществляет перевозку грузов, войск и техники, а также привлекается к проведению военно-воздушных операций. В мирное время главной функцией является обеспечение жизнедеятельности Вооруженных Сил, а в военное – мобильности ВС.

    Структура вооруженных сил РФ предполагает наличие в составе ВВС Специальной авиации , Зенитно-ракетных войск и Радиотехнических войск , которые существенно расширяют спектр задач, возложенных на Военно-воздушные силы.

    Военно-морской флот

    Военно-морской флот — главная сила Вооруженных Сил Российской Федерации для защиты интересов России в Исключительной морской (экономической) зоне, проведения поисково-спасательных операций, а также ведение боевых действий на море.


    В состав ВМФ входят:

    • Подводные силы,
    • Надводные силы,
    • Береговые войска,
    • Морская авиация,
    • части и соединения специального назначения.

    ВМФ также организационно делятся на:

    • Балтийский флот,
    • Черноморский флот,
    • Северный флот,
    • Тихоокеанский флот,
    • Каспийскую флотилию.

    Самостоятельные рода войск

    Для выполнения некоторых задач требуется специальная техника и обученный персонал. Структура Вооруженных Сил предполагает наличие самостоятельных родов войск:

    1. Воздушно-десантные войска;
    2. Ракетные войска стратегического назначения;
    3. Войска воздушно-космической обороны.


    Войска воздушно-космической обороны

    Самый молодой род войск. Хотя наша держава освоение космоса начала еще в 1960-х, но только в 21 веке Войска воздушно-космической обороны были выделены в отдельный род войск из состава Ракетный войск стратегического назначения.

    Самыми главными задачами считаются:

    • выявление ракетного удара;
    • управление группировкой космических аппаратов;
    • противоракетная оборона столицы России.

    Ракетные войска стратегического назначения

    На сегодняшний день являют собой главный сухопутный компонент ядерных сил России. Главной функцией считается сдерживание возможной агрессии. Но в случае необходимости могут нанести упреждающий удар по важным экономическим и военным объектам противника, а также уничтожение его военных группировок.

    Воздушно-десантные войска

    Были созданы еще в 1930-х годах. На сегодняшний день на них возложена функция проведения десантных операций и ведение боевых действий в тылу противника.

    Общее руководство Вооруженными Силами (другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий, которым согласно Конституции и Закону «Об обороне» является Президент России . В соответствии со своими конституционными обязанностями и задачами Президент Российской Федерации обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

    Президенту государства как Верховному Главнокомандующему дано право утверждать План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, а также Мобилизационный план Вооруженных Сил , который по своей сути является директивным документом по переводу всего государственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к функционированию в условиях военного времени. Планом определяется порядок работы органов государст­венной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время.

    Среди полномочий Президента немало таких, которые самым непосредственным образом влияют на боевую готовность Воо­руженных Сил. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, феде­ральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

    Президентом готовится и утверждается Федеральная государ­ственная программа оперативного оборудования территории Рос­сийской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов.

    Он утверждает структуру, состав (до объединения включитель­но) и штатную численность Вооруженных Сил Российской Феде­рации, других войск, воинских формирований и органов. Перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами в Воору­женных Силах и других войсках, утверждается Президентом. Он обладает правом назначения военнослужащих на эти должности и присвоения им высших офицерских званий.

    Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации. Им рассматриваются вопросы дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск, утверждается Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

    Как глава государства, в своей внешнеполитической деятельности он ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

    Президент страны наделен правом оперативно принимать важ­нейшие решения, связанные с обороной страны и обеспечением безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военно­го времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в со­ответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредствен­ной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или кото­рые имеют особое значение для обороны страны.

    При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

    Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасно­сти РФ . Основной его функцией является разработка предложе­ний по обеспечению защиты конституционного строя, государст­венного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной по­литики Российской Федерации.

    Конституция и Закон «Об обороне» определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

    К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о при­влечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формиро­ваний и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расхо­ды на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в облас­ти обороны.

    Государственная Дума : рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству. Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

    Правительство Российской Федерации , возглавляя систему федеральных органов исполнительной власти, осуществляет в соответствии со статьей 114 Конституции РФ меры по обеспече­нию обороны страны и её безопасности. Более подробно содер­жание деятельности Правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне». Согласно ему Правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете; организует обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; определяет условия финансово-хозяйственной деятельности ор­ганизаций Вооруженных Сил; организует разработку Федераль­ной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и про­дукции двойного назначения и др.

    Система военных органов , осуществляющих в Вооруженных Силах государственную власть, т.е. военное управление, состоит из центральных органов, органов управления объединений, воинских соединений и частей, военных комиссариатов (местных органов военного управления), начальников гарнизонов (старших воинских начальников), военных комендантов.

    В качестве специфического вида органов управления принято выделять штабы. Штаб - это основной орган в руках соответствующего командующего (командира) по оперативному управлению подчиненными ему войсками и силами флота.

    Непосредственное руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб .

    Министр обороны является прямым начальником всего лич­ного состава Вооруженных Сил РФ. Он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на мини­стерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск.

    Министерство обороны Российской Федерации участвует в разработке предложений по вопросам военной политики и по во­енной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концеп­цию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники , а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Большое значение имеет коор­динация и финансирование работ, выполняемых в целях оборо­ны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продо­вольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуще­ствляет целый ряд иных полномочий.

    Основным органом оперативного управления войсками и си­лами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб . Он разрабатывает предложения по военной доктрине России , план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Воору­женных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

    Генеральный штаб разрабатывает также План применения и Мобилизационный план Вооруженных Сил, и Федеральную госу­дарственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны . Он устанавливает количественные нор­мы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по во­инскому учету, подготовке граждан к военной службе и их при­зыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разве­дывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

    В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно Министру обороны.

    Кроме того, в состав центральных органов МО РФ входят главные командования видами Вооруженных Сил РФ. В структурном отношении они состоят из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.

    В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

    Структура управления отдельной воинской части, и основные обязанности её должностных лиц определены Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Каждый орган военного управления функционирует согласно определенной для него компетенции в пределах предоставленных ему полномочий при строгом и неуклонном соблюдении и исполнении законов и основанных на них иных правовых актов.

    Заключение

    Непрерывное повышение технической оснащённости войск, совершенствование вооружения и военной техники, оказывают существенное влияние на условия, содержание и методы управления войсками. Полная реали­зация требований к управлению войсками - это проблема, которая особенно актуальна при организации и ведении общевойскового боя. Практическое овладение офицерскими кадрами современными методами работы органов управления частей и подразделений - важное направление её решения.

    Задание на самоподготовку: повторить материал лекции.

    Доцент военной кафедры

    полковник В.Калашников