Технологическая карта урока избирательное право. Технологическая карта урока по обществознанию "Избирательная система.Выборы"

Министерство образования Новосибирской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области «Бердский политехнический колледж»

Рассмотрено МО

«___»___02__2018г.

___________________

Технологическая карта открытого урока по дисциплине ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право)

Группа У23тп «Технология продукции общественного питания»

Тема урока: «Избирательная система. Выборы» 1 ч.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Преподаватель: Черемных Наталья Викторовна

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ВЫБОРЫ.

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Планируемые
результаты
(предметные)

Владение базовым понятийным аппаратом политической науки, умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи объектов и процессов; применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

Личностные
результаты

Сформированность гражданской позиции обучающего как сознательного, активного и ответственного члена российского общества

Ключевые
компетенции

Ценностно-смысловая (формулирование собственных ценностных ориентиров по отношению к предмету и сферам деятельности), учебно-познавательная (планирование, анализ, рефлексия, самооценка своей учебно-познавательной деятельности, социокультурная (определение своего места и роли в государстве); коммуникативная (владение разными видами речевой деятельности; способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы); информационные (владение навыками работы с различными источниками информации; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации; преобразование, сохранение и передача ее) ; коммуникативная (владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); приемами действий в ситуациях общения; умение искать и находить компромиссы); социокультурная (владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина, избирателя)

Метапредметные
результаты

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информа цию

получаемую из учебной литературы; умение ориентироваться в социально-политических событиях, оценивать их последствия; владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Основное содержание темы, понятия
и термины

Избирательная система РФ. Классификация выборов. Процесс голосования. Выборы, избирательная процедура, избирательное право, ценз.

Образовательные
ресурсы

Видеоурок «Избирательная система РФ » [Электронный ресурс]. Учебник: «Обществознание» для профессий и специальностей технического, естествено-научного, гуманитарного профилей: учебник для студентов сред.проф.образования/А. Г. Важенин.- М.: Издательский центр «Академия»,2016.

Сценарий урока

Форма

контроля

осуществляемые
действия

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку

Приветствуют преподавателя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный.

Знакомит с эпиграфом:

Вы можете не заниматься

политикой, политика всё

равно занимается вами.

Шарль Форб де Монталамбер

Предлагает сформулировать тему урока и учебные задачи

Знакомятся с эпиграфом, объясняют его смысл.

Познавательные: анализируют эпиграф; высказывают свое мнение.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную совместно с пре подавателем .

Беседа

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Индивидуальная.

Объяснительно -

иллюстративный, поисковы й

Организует просмотр видеоматериала «Избирательная система РФ»

Предлагает самостоятельно

проработать § 5.4(с.373-379) , используя метод активного чтения (Приложение 2 );

Смотрят видеоматериал,

делают записи в таблице (приложение 1)

Самостоятельно работают с учебным текстом, используя метод активного чтения, отвечают

Регулятивные: оценивают свои действия (индивидуальные и в группе), распределяют ответственность

Работа с текстом, таблицей , беседа
по вопросам

IV. Первичное закрепление знаний и способов действий

Беседа, работа с текстом, инсерт-метод , заполнить таблицу

(учебник,с.373- 379 )

Задает вопросы ответы на которые учащиеся должны найти самостоятельно :

Какую роль играют выборы в жизни страны?

Почему современное
российское общество
не может обойтись без процесса голосования на выборах?

В чем отличие избирательной процедуры и избирательной кампании?

на вопросы, обсуждают их; структурируют учебный материал, заполняют таблицу ;

(с. 3 73-379 ).

Выполняют задание

Познавательные: ориентируются в современных общественных проблемах (определяют эти проблемы, анализируют ситуации и события), выполняют необходимые действия по поиску материала; структурируют его .

Коммуникативные: формулируют свое мнение,
прислушиваются к мнению других

V. Контроль и самопроверка знаний

Фронтальная. Словесный. Беседа, сообщение

Предлагает продемонстрировать выполненную работу, обсудить ее результаты

Несколько студентов знакомят со своими вариантами

Коммуникативные: строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы

Сообщения (результаты учебных действий)

VI. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

Ответьте на вопросы:

Смогли ли вы их достичь?

- Какой материал был трудным, непонятным?

А что воспринималось

легко?

Попробуйте дать оценку уроку

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий
и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VI I . Информация
о домашнем задании

Фронтальная. Словесный.

«Выборы – важнейший канал обратной связи между гражданами
и властью»

Обсудите это дома с родителями и запишите своё мнение и впечатление из 10-15 предложений.

Воспринимают задание, уточняют его

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Приложение 1

Известная информация и предположения

Новая информация

Приложение 2

ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения, дает возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника.

Маркировка текста: «v», «+», « – », «?».

Данный прием расширяет кругозор обучающихся, учит их ориентироваться в современных общественных проблемах (определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, оценивать свои индивидуальные действия и в группе – рефлексия, распределение ответственности, выявление ошибок, успехов.

Задает вопросы ответы на которые учащиеся должны найти самостоятельно:

Какую роль играют выборы в жизни страны?

Почему современное российское общество не может обойтись без процесса голосования на выборах?

В чем отличие избирательной процедуры и избирательной кампании?

Ответьте на вопросы:

Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

Смогли ли вы их достичь?

Какие умения и навыки вы приобрели на уроке?

Какой материал был трудным, непонятным?

А что воспринималось легко?

Попробуйте дать оценку уроку


ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС СРЕДИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ЛУЧШИЙ УРОК ИЛИ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«ЧТО ТАКОЕ ВЫБОРЫ?»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУКАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

УРОК В 10-М КЛАССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПО ТЕМЕ

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ

Афанасьев Дмитрий Александрович

учитель истории и обществознания, кандидат исторических наук

Калуга, 2013

ПОДГОТОВКА К УРОКУ 4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 5

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ» 10

ТЕКСТ ПАРАГРАФА ПО УЧЕБНИКУ 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. БЮЛЛЕТЕНЬ 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. РАЗДАТКА ПО ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ СИСТЕМАМ 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. ПРОГРАММНЫЙ РАСЧЕТ ИТОГОВ ПЕРВОГО ГОЛОСОВАНИЯ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ПРОГРАММНЫЙ РАСЧЕТ ИТОГОВ ВТОРОГО ГОЛОСОВАНИЯ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. ПРОГРАММНЫЙ РАСЧЕТ ИТОГОВ ТРЕТЬЕГО ГОЛОСОВАНИЯ 32

ОПИСАНИЕ УРОКА

Учебник : Обществознание 10 класс/ Боголюбов Л. Н. (5-е изд. - М.: Просвещение, 2009) представляет краткий вариант обществоведческого курса, предназначенный для изучения в 10 классе на базовом уровне.

Тип урока : урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся.

Цели урока:

1. Выделить основные принципы демократических выборов в РФ и проследить их фактическую реализацию.

2. Провести работы с новыми понятиями и терминами, направленные на расширение кругозора учащихся.

3. Выполнить групповые и индивидуальные задания по заявленной теме.

4. Закрепить навык работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ.

5. Работать над воспитанием патриотизма, уважения системе выборов в РФ, к культуре и истории своей страны.
Данный урок проведен в декабре 2012 г. в 10 классе МКОУ «Букановская средняя школа» и МКОУ «Средняя школа №6».

ПОДГОТОВКА К УРОКУ

Распечатка

  1. Бюллетени для первого голосования, формат А5,
белые - по 10 шт. 8+2=10

красные - 8+2=10

синие - 8+2=10

Из них по одному в цвете распечатать с гербом РФ для членов избиркома.

Также из них по одному в цвете распечатать с гербом Калужской области для «случайного» выбора лидера второй группы.


  1. 3 листа А3 для групп на столах (белый, красный, синий) для записей со скотчем на обратной стороне.

  2. Памятка членам избиркома на 1, 2, 3 туры голосования.

  3. Презентация - «Избирательные системы» + «Принципы» + «Избирательное право».

  4. 3 разных текста о пропорциональной, мажоритарной, смешанной системах по 10 штук.

  5. Тесты для закрепления, полученной информации на уроке.
Канцтовары и девайсы

  1. Маркеры – 6 штук

  2. Бейджи на веревках для избиркома

  3. Двусторонний скотч

  4. Урна для голосования

  5. Ватман лист А1

  6. Бумажные фигурки избирателей – 30 шт. на двухстороннем скотче
Компьютерная техника

  1. Ноутбук + колонки

  2. Проектор + экран

  3. Программа для подсчета голосов - 1 выборы, 2 выборы, 3 выборы, написанная в программе MS Exel

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Деятельность учеников

Деятельность учителя

Введение в урок

Ученики, входя в класс, в случайном порядке берут бюллетени для голосования (один ученик – один бюллетень).

Раздает бюллетени ученикам.

Ученики садятся в классе по группам, согласно цвета выбранного бюллетеня и цвета на парте. Цвет группы – лист А3 на столе.

Контролирует деление на три группы.

Ученики находят бюллетени, на которых изображен герб РФ и занимают места в импровизированном Центризбиркоме

Слово учителя: « Я рад Вас приветствовать в этом классе на уроке обществознания. Мы с вами разделились на три команды для проведения урока. Прошу трех учеников, у которых на бюллетене изображен герб РФ на оборотной стороне (из всех трех цветов) стать на время урока членами избирательной комиссии. Пройдите и займите места в Избиркоме и ознакомьтесь с вашими инструкциями на данный урок. Спасибо».

Записывают в тетради дату проведения урока

«Теперь ребята давайте в тетрадях запишем сегодняшнее число. Сегодня у нас _____, (указывается дата проведения урока) Молодцы, уже включились в работу».

Когда учитель произносит дату, то он сознательно ошибается в ней, и тот, кто поправляет учителя первым. Он становится лидером в своей группе – первой группе.


Ученик находит бюллетень, на котором изображен герб Калужской области

«Во второй группе лидером станет ученик, у которого на бюллетени изображен герб Калужской области».

Лидером второй группы становиться назначенный лидер.


Ученики третьей группы выбирают своего лидера

«Ребята, а оставшейся третьей группе, я предлагаю выбрать вам лидера самостоятельно, путем простого открытого голосования».

На выборы третьего лидера наверняка потребуется некоторое время – больше или меньше в зависимости от случайного подбора группы.

«Ребята, как мы видим достаточно сложно выбирать. По самым разным причинам: неизвестные условия, цель и многое другое… Спасибо!».


Два-три ответа учеников на поставленный вопрос учителя

Вопрос аудитории: «Ребята, в какой группе на ваш взгляд были наиболее демократические выборы?»

Ученики записывают тему урока «Демократические выборы» и исправляют дату в случае ее неправильного написания прежде.

«Вот мы и вышли на тему нашего сегодняшнего урока: «Демократические выборы». Запишите правильную дату и нашу тему урока!»

Вводная часть урока (первое голосование - закрытое)

Учитель знакомит учеников с планом урока и ставит перед ними задачи

Ученики в зависимости от подготовки, урока по счету и настроения, дополняя друг друга, высказывают свои точки зрения.

Вопрос учителя «Ребята, как вы понимаете демократические выборы?».

Записывают термин и его определение в рабочую тетрадь

После всех ответов учитель выходит на термин «демократия».

Демократия - форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод, в том числе, избирательным правом.


Идет процесс голосования, голосуют и члены избиркома. Вопросы учеников игнорируются учителем!

«Ребята, давайте проведем наше первое голосование на уроке. Голосуем за одного из исторических деятелей, портреты которых, вы видите - Дмитрий Донской, Михаил Кутузов, Георгий Жуков. Вам необходимо заполнить бюллетень, который вы брали при входе на урок. Сделайте свой выбор и передайте бюллетени в Избирком для подсчета».

Члены избиркома подсчитывают голоса, отданные за того или иного исторического деятеля. Один из членов избиркома (по очереди) объявляет результат голосования.

«Члены избиркома, прошу вас собрать бюллетени и подвести итоги нашего первого голосования. Кто из исторических деятелей победил в нашем голосовании?».

«Теперь, ребята, все внимание на экран!».

Содержательная часть урока (второе голосование - открытое)

Просмотр видеоролика.

«На протяжении моего рассказа с опорой на презентацию предлагаю вам вести конспект».


Запись основных понятий и положений рассказа учителя в рабочие тетради.

Рассказ по первой части презентации

Лидеры групп доводят консолидированную позицию группы до всех учеников класса.

После информирования лидерами листочки групп крепятся на доске в определенной последовательности - в виде Российского флага


Работа в группах с документами об избирательных системах.

«Ребята давайте закрепим пройденный материал и обсудим в группах разные избирательные системы. У вас на партах лежат документы, описывающие ту или иную систему. Познакомьтесь с ними, затем в группах выработайте общее мнение. На больших листах формата А3, лежащих у вас на столах, отразите консолидированное мнение групп в виде таблицы из двух столбцов. В первой графе укажите положительные черты, а во второй графе – отрицательные».


В зависимости от времени можно развернуть перекрестную дискуссию: добавить, спросить друг друга.

Ученики голосуют открытым голосованием – путем поднятия рук - «за».

«Мнения в группах выражены, теперь давайте проголосуем

1. за избирательную систему с точки зрения демократических выборов. И сделаем это открытым голосованием.

2. за работу той или иной группы в целом (!) Какая, на ваш взгляд, группа была более убедительна?


Члены избиркома фиксируют результаты голосования и доводят до сведения результаты голосования.

«Члены избиркома, прошу вас подсчитать голоса, поданные за ту или иную избирательную систему и подвести итоги нашего второго голосования».

«Спасибо. Назовите, пожалуйста, причины, по которым, вы голосовали:

За избирательные системы – убедительность, позиция лидера, содержание, ….?!

За работу группы?!».


Итоговая часть урока (третье голосование - открытое)

Просмотр презентации «Избирательное право».

Запуск презентации «Избирательные системы, типы»! Видеоролик.

«На протяжении моего рассказа с опорой на презентацию предлагаю вам продолжить вести конспект».


Запись в рабочих тетрадях основные принципы.

«Итак, наши выборы показали основные принципы голосования – открытость и тайность, а есть еще и другие принципы - прямые, всеобщие выборы».

Раскрыть существующие выборные цензы.


Ученики заполняют опросные листы и сдают в Избирком для обобщения результатов.

«Прослушав информацию об избирательном праве, предлагаю вам проверить ваши знания путем заполнения опросного лист, путем тайного волеизъявления. На столах у вас находятся задания в виде тестов. Выполнить это следует за 2-3 минуты».

«Пока подводятся нашей независимой комиссией результаты, давайте уточним, что мы с вами узнали на уроке».

В зависимости от времени можно развернуть дискуссию

Демократические выборы и политические партии

Урок обществознания. 10 класс.

Цели: после урока учащиеся смогут

Основные понятия урока:

Избирательное право, избирательные системы, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система.

Ресурсы:

Учебник «Обществознание. 10 класс». Под ред. Л.Н.Боголюбова. - М., Просвещение 2010г.;

Приложение к уроку (рабочие листы №1, №2, №3),

Итоговая схема урока,

Листы формата А4, фломастеры.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

время

Мотивация

Предложение составить шпаргалку.

1 мин.

Целеполагание

Определение форм работы и ожидаемых результатов.

1 мин.

Актуализация темы

«Выборы в демократическом государсве»

Выполнение теста

4-5 мин.

Представление новой информации,

Интерактивные упражнения

Работа с текстом учебника по §23,

Индивидуальная работа с рабочим листом №1,

Групповая работа с рабочими листами №2-3,

заполнение опорной схемы и таблицы.

25-28 мин.

Рефлексия

Ответы на вопросы учителя и учащихся

4 мин.

Оценивание

Итоговая оценка: Самооценивание, оценивание руководителем группы и учителем.

1мин.

Домашнее задание

§23, схема, записи, творческое задание.

1-2 мин.

Ход урока.

1 этап. Мотивация. Учитель напоминает, что уже в следующем учебном году многим у ченикам предстоит сдавать ЕГЭ по обществознанию. Времени на подготовку всегда не хватает, поэтому нужно составить своего рода шпаргалку, по которой легко и быстро можно повторить тему «Демократические выборы и политические партии».

Давайте составим такую шпаргалку, или, скорее, схему, по которой можно быстро повторить тему « Демократические выборы и политические партии».

2 этап. Целеполагание.

Цели: после урока вы сможете

- дать определение понятию «избирательная система», «избирательное право»;

Дать характеристику основным избирательным системам;

Сравнить избирательные системы, выделить их достоинства и недостатки.

На уроке вы будете работать индивидуально и группах, с текстом учебника и дополнительным материалом, заполнять таблицы и на их основе составлять итоговую схему темы «Демократические выборы и политические партии». Схема на доске будет составляться из ваших работ, выполненных на листах формата А4. Оценка за урок будет складываться из оценки, которую вы поставите себе сами, получите от руководителя группы и от учителя.

3 этап. Формулирование проблемы. Учитель предлагает выяснить, что учащиеся знают хорошо, а в чем – ошибаются. Для этого предлагает выполнить тест «Выборы в демократическом государстве»

Тест.

Задание: Прочитайте текст. Определите верные и неверные утверждения. Результаты выпишите в таблицу в рабочем листе №3 (поставьте «+» и «-»).

1. Президент Российской Федерации избирается на 4 года.

2. В Англии и США ведущих партий по две.

3. Органом законодательной власти в РФ является Федеральное Собрание.

4. Любую политическую партию характеризует наличие в партийных рядах членов правительства.

5. Целью политической партии является реализация интересов определенной социальной группы.

6. Политические партии выполняют в политической системе функцию организатора министерств и ведомств.

7. При мажоритарной избирательной системе значительная часть избирателей в стране может остаться не представленной в органах власти.

8. Электорат – это небольшая группа людей, занимающих в обществе ведущее место и влияющих на государственную власть.

9. Политические партии формулируют и публично выражают общественные интересы.

10. Завоевание и использование политической власти - это цель деятельности политической партии

Ответы.

№ задания

ответ

нет

да

да

нет

да

нет

да

нет

да

да

Шкала оценки. З адания 1- 10– 1 балл. Максимальный балл – 10.

«2» - 0-4 баллов

«3» - 5-6 баллов

«4» - 7-8 баллов

«5» - 9-10 баллов

4 этап. Представление новой информации.

План.

1. Избирательная система

2. Типы избирательных систем.

Вопрос 1. Вводное слово учителя . Как вы знаете, выборы являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ вручает своим представителям право на осуществление власти, тем самым реализуется представительная форма участия граждан в политике . Но представительство народных интересов может быть осуществлено только при условии демократической организации выборов. А это во многом зависит от избирательной системы.

Задание.

1. Прочитайте текст учебника §23, стр. 252-253.

2. Прочитайте дополнительную информацию на рабочем листе №1.

3. Сформулируйте определение избирательной системы, дайте характеристику избирательного права и выделите основные этапы избирательного процесса.

4. Кратко сформулируйте и запишите структуру избирательного права в опорную схему в приложении к уроку и на листах формата А4.

Проверка выполнения задания. Выслушать 3-4 учеников. Остальных попросить сравнить свои ответы, уточнить записи.

Вопрос 2. Объяснение учителя. Избирательные системы прошли долгий путь развития. В итоге представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарный и пропорциональный. На основе сочетания мажоритарных и пропорциональных способов выборов сложился мажоритарно-пропорциональный (смешанный) тип избирательной системы.

Организация работы групп с рабочим листом №2.

Задание.

1. Познакомьтесь с приложением к уроку. Выполните задание к рабочему листу №2.

2. Результаты работы запишите в таблицу «Формирование идеологии народничества» и на листах формата А4.

Группа 1- изучает особенности мажоритарной избирательной системы по тексту учебника с.253-255, по материалу рабочего листа №2 и заполняет столбец №1 в таблице (рабочий лист № 3)

Группа 2 – изучает особенности пропорциональной избирательной системы по тексту учебника с.255-256, по материалу рабочего листа №2 и заполняет столбец №3 в таблице (рабочий лист № 3)

Группа 3 - изучает особенности обеих избирательных систем по материалу рабочего листа №2 и заполняет столбцы №2, 4 в таблице (рабочий лист № 3)

Проверка выполнения задания. Представитель каждой группы зачитывает ответ, члены других групп в это время заполняют. Оставшиеся пустыми столбцы таблицы.

Вывод учителя. Каждая избирательная система имеет свои плюсы и минусы. Невозможно сделать однозначный вывод о том какая избирательная система больше подходит современной России, видимо наиболее приемлемым является смешанный вариант. Таким образом, избирательные системы стимулируют развитие демократических ценностей и оказывают прямое воздействие на становление и развитие партийных систем.

Рефлексия:

1. Что представляет собой избирательная система?

2. Составьте не менее 2-х вопросов по опорной схеме (1 – репродуктивный, 1- расширенный), задайте и ответьте на них по принципу «ты мне, я тебе».

3. Что на уроке вас заинтересовало?

Оценивание : Подпишите ваши рабочие листы, поставьте под своей фамилией 2 оценки: первую за работу на уроке ставите себе сами, вторую за выполнение задания ставит руководитель группы, в которой вы работали, третью выставляет учитель. Оценка за урок – общая из этих трёх.

Домашнее задание:

1. Параграф 23, стр. 251-256, опорная схема, записи в тетради.

2. Напишите мини-сочинение по высказыванию И.А. Ильина «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становиться своею собственнуою карикатурою».

Приложение

Рабочий лист № 1

Избира́тельное пра́во - юридическое понятие, имеющее два основных значения:

1.совокупность правовых норм, регулирующих процедуру выборов органов государственной власти и местного самоуправления (объективное избирательное право );

2.право граждан страны избирать и быть избранными (субъективное избирательное право ).

Объективное избирательное право - это совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, губернатор, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны.

Нормами избирательного права определяются как базовые принципы избирательной системы государства, так и порядок выдвижения кандидатов и проведения предвыборной агитации, нормы представительства, порядок определения результатов голосования, статус и полномочия избирательных комиссий и пр. Нормы избирательного права обычно устанавливаются Конституцией и специальными законами о выборах.

Субъективное избирательное право

Избирательным правом называют также право гражданина участвовать в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).

Действующее российское законодательство даёт более широкую трактовку избирательного права: помимо права избирать и быть избранным, в состав данного понятия включается также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Рабочий лист №2

I группа

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная система опирается на принцип большинства. При этой системе кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется для победы на выборах, мажоритарные избирательные системы делятся на систему абсолютного большинства, при котором победитель должен получить больше половины голосов (50 % + 1 голос), и систему относительного большинства, где для победы достаточно опередить других кандидатов хотя бы на один голос. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором, как правило, представлены два кандидата, получившие наибольшее количество голосов. Во втором туре победитель, как правило, определяется по системе относительного большинства. Эта система – практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, избирательные округа создаются обычно одномандатные, то есть в каждом из них должен быть избран только один депутат.

Мажоритарная избирательная система имеет свои достоинства. К числу достоинств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. В странах, имеющих давние демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых, в основном, и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, которые на основе большинства формируют однопартийные правительства. Эта система также побуждает мелкие партии создавать коалиции или слияния еще до начала выборов. Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику. При мажоритарной избирательной системе население голосует за конкретных депутатов. В результате возникают крепкие устойчивые связи между депутатами и избирателями. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, стараются, по возможности, выполнить свои предвыборные обещания или откликнуться на текущие просьбы избирателей. В свою очередь избиратели лучше знают своих депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе. Мажоритарная избирательная система в настоящее время применяется в Великобритании, США, Франции, Японии, Индии, частично в Германии и в России. Весьма часто она используется при местных выборах.

В России п.2 статьёй 70 рамочного Федерального закона предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20% от числа избирателей внесенных в списки избирателей.

Более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов.

Рабочий лист №2

II группа

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная система предполагает распределение мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Пропорциональная система также имеет две разновидности:

1. Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии и объединения в масштабах всей страны (например, федеральный избирательный округ в России). Другие более мелкие избирательные округа не выделяются.

2. Пропорциональная избирательная система основывается на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе пропорционального распределения голосов, поданных в том или ином избирательном округе за политические партии и объединения.

Пропорциональная избирательная система в значительной мере позволяет устранить явное несоответствие между количеством поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест. Тем самым пропорциональная избирательная система наиболее адекватно отражает политическую волю населения. К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится и то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина расстановки политических сил. Она даёт возможность быть представленными в органах власти национальным, религиозным меньшинствам и другим социальным слоям, образующим мелкие партии. Тем самым пропорциональная избирательная система обеспечивает обратную связь между государством и организациями гражданского общества, способствует легитимизации (законности) власти, активизирует участие населения в выборах.

Пропорциональная избирательная система принята в Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции и других странах. 22 апреля 2005 года Государственной Думой РФ был принят изменённый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Основное изменение, которое было внесено, заключается в следующем: если раньше из 450 депутатов Государственной Думы 225 избирались по мажоритарной системе, а другие 225 – по пропорциональной избирательной системе, то теперь все 450 человек 2 декабря 2007 года были избраны по последней – пропорциональной системе.

Рабочий лист №2

III группа

Недостатки мажоритарной системы

Вместе с тем мажоритарная избирательная система содержит и ряд существенных недостатков. Эта система во многом искажает реальную картину предпочтений и тем самым не отражает волю избирателей. При данной системе для распределения парламентских мандатов чаще всего имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов. Голоса же, отданные всем другим кандидатам, при распределении мандатов во внимание не принимаются и в этом смысле пропадают. В результате получается:

1) значительная часть избирателей страны (иногда 50 %) остаются не представленными в органах власти;

2)партии и движения, получившие на выборах меньше голосов, чем их соперник, могут оказаться представленными в парламенте большинством депутатских мест и, наоборот, поскольку при данной системе весьма значительная часть голосов пропадает, будучи поданной за неизбранных кандидатов, то порой оказывается, что партия кандидатов, которую по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест.

3)две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в парламент неодинаковое число депутатов. Более того, не исключена ситуация, при которой партия, набравшая больше голосов, чем ее соперник, не получает вообще ни одного мандата

4)практически при этой системе, чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10% и даже меньше. К тому же в ряде стран, применяющих данную систему, не установлены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная их доля, участие которой необходимо для признания выборов действительными.

В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя.

5)существует довольно большая возможность манипулировать волей избирателей через «нарезку избирательных округов». И здесь, зная предпочтения избирателей, можно манипулировать географией округов. Например, либо создавать чисто сельские и чисто городские округа, либо, наоборот, их смешивать, когда это выгодно тому или иному кандидату. Таким образом, мажоритарная избирательная система создает возможность формирования правительства, опирающегося на большинство в парламенте, но не пользующегося поддержкой большинства населения. Она сильно ограничивает доступ в парламент представителей меньшинства, в том числе небольших партий. В результате мажоритарная избирательная система может ослаблять легитимность власти, вызывать у граждан недоверие к политическому строю, пассивность на выборах и даже политический радикализм.

Недостатки пропорциональной системы

1) Относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-либо партии сформировать однопартийное правительство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же разнородных по своим целям партий может приводить к обострению противоречий между ними, к распаду коалиций и отставке правительства. Кроме того, политика правительства, сформированная на базе межпартийной коалиции, отличается меньшей последовательностью, что способствует снижению эффективности работы правительства.

2) Пропорциональная система даёт возможность войти в парламент мелким националистическим, религиозным, региональным партиям. Эта сильная сторона данной системы является также и ее недостатком, поскольку в результате этого политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, на общенациональном уровне, получают представительство в органах государственной власти.

3) Поскольку при пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за списки партий, объединений, постольку весьма слаба непосредственная связь между кандидатами и избирателями.

4) Это обстоятельство также способствует большей зависимости депутатов от своих партий, чем от избирателей. Такая несвобода отрицательно сказаться на процессе принятия важных законов. Депутат чаще всего голосует в интересах партии и ее лидеров, чем своих избирателей.

Недостатки пропорциональной избирательной системы стремятся смягчить, в том числе и за счет различных барьеров. Так, в ФРГ действует пятипроцентный барьер, в России и Грузии семипроцентный и т. д. Это значит: для того, чтобы быть представленной в парламенте партия или объединение должны набрать не менее 5 % или 7 % в зависимости от нормы, установленной в законодательстве данной страны.

Рабочий лист №3.

Задание1.

Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с.Талица Елецкого района Липецкой области
Колпакова Ольга Вячеславовна

Технологическая карта урока «Механизмы участия граждан в политической жизни страны»
Предмет: обществознание
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: Механизмы участия граждан в политической жизни страны
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний с элементами деловой игры
Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, коллективная
Время проведения урока: ноябрь
Участники: ученики 9 класса
Цель: сформировать у учащихся понимание механизмов участия граждан РФ в политической жизни общества: выборах, референдуме
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
знать: понятия выборы, избирательное право, избирательный процесс, избирательные системы, принципы избирательного процесса в демократическом государстве, отличительные черты выборов в демократическом обществе,отличие референдума от выборов.
уметь: определять свою роль как гражданина РФ; выполнять свои права и обязанности согласно Конституции РФ, выражать сознательную гражданскую позицию и грамотно, руководствуясь нормами права, активно участвовать в политической жизни страны
личностные УУД: освоение обучающимися социальной роли избирателя, формирование готовности к саморазвитию, социальная адаптация, определение собственного отношения к современному политическому процессу, формулирование гражданской позиции;
регулятивные УУД: организация своей деятельности, применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи, определять цель и задачи урока,умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция, выдвигать версии.
коммуникативные УУД: формулирование и аргументирование своей точки зрения,
построение речевых высказываний, умение строить монологическую речь, публичное выступление, умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.
познавательные УУД: классификация материала, логические действия – анализ объекта, умение делать вывод на основании сравнительного анализа, выдвижение гипотез, поиск и выделение необходимой информации, предположений, извлечение информации в соответствии с целью, умение делать обобщение и выводы, владение смысловым чтением – самостоятельно вычитывать концептуальную информацию, отражение основного материала в таблице.
Основные понятия: активное избирательное право, пассивное избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, демократические выборы, электорат.
Межпредметные связи: социология, политология, история
Ресурсы: Конституция РФ, выдержки из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», избирательная урна, бюллетени

Этапы урока
Содержание учебного материала, деятельность учителя
Деятельность обучающихся, ФОУД
Формирование УУД

1-й этап Организационный.

Организа-ционный момент
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, организация внимания детей.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.

2-й этап информационно-деятельностный

1.Мотивация учебной деятельности,
включение в учебную деятельность
Учитель знакомит высказыванием Софокла.
Эпиграф: «Люди не хотят, чтобы ими управляли.
Они хотят, чтобы их вели вперёд.»
Софокл
О чем говорит Софокл?
К чему стремились люди во все времена?
Какое из прав человека считается основным?
Проявление интереса к материалу изучения.
Высказывание собственных предположений на основе имеющихся знаний.

Регулятивные:
-применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи. Коммуникативные:
- умения формулировать и аргументировать свою точку зрения,
- строить речевые высказывания.

2.Постановка цели и задач урока
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? – Что нам сегодня предстоит ещё выяснить? -Какова тема, цель нашего урока?
Учитель обобщает ответы учащихся и окончательно формулирует тему урока: «Голосование, выборы, референдум»; а также цель и задачи урока - знакомство с понятием «избирательное право»; знакомство с принципами избирательного права; знакомство с понятиями «выборы» и «референдум», с процедурой голосования, с формами участия граждан в выборах.
Предположения учащихся, ответ на вопросы.
Выдвигают варианты формулировок цели урока, участвуют в их обсуждении.Анализируют. Формулируют тему и цель урока.
Регулятивные:
определять тему, цель и задачи урока, выдвигать версии.

3.Постановка проблемы

Регулятивные:
-применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи.
Познавательные:
выдвижение предположений, аргументация.

4. Познание нового путём организации самостоятельного изучения материала
Организация коллективной работы с материалом учебника, с раздаточным материалом
Комментированное чтение,
составление схем и таблиц по основным понятиям урока.
(См. Приложение 1)
Работа с материалом учебника, с раздаточным материалом. Комментированное чтение
ФОУД- коллективная.
Составление схем и таблиц по основным понятиям урока.

Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации, владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать необходимуюинформацию,
-отражение основной материал в таблицах,схемах.
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Регулятивные: планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

5.Закрепление полученных знаний. Контроль усвоения материала.
Учитель предлагает ряд практических заданий на применение полученных знаний:
«Разреши ситуацию»
«Найди ошибку».
«Соотнеси понятие»
(См. Приложение 2)
Работа в группах по решению практических задач.
ФОУД- групповая.
Учащиеся представляют результаты своей работы
Познавательные:
применять полученные знания для решения практических задач.
- умение определять понятие;
-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями.
Коммуникативные:

6.Применение полученных знаний для решения творческих заданий.
Организация деловой игры «Выборы кандидата в Совет школы»
(часть материалов готовится учащимися заранее)

Личностные:
- принятие обучающимся определенной социальной роли,
- формирование готовности к саморазвитию
- социальная адаптация.
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни.
Коммуникативные:
- развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками
Познавательные:
применение полученных знаний для решения творческих заданий, моделирования ситуации.

3-й этап рефлексия

Рефлексия
Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложение:
Сегодня на уроке я
Самым полезным и интересным для меня было.
Я встретился с трудностью при
У меня хорошо получилось..
Мне это необходимо для
Строки самому себе..
Скажи комплемент новой теме..
Анализирует деятельность по достижению цели;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Личностные:
-самооценка знаний и умений.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.

Домашнее задание.
1.§ 6, вопросы.
2. Вариативная часть
а)Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
Почему так важно участие граждан в выборах?
Зачем нужны выборы?
Как вы думаете, почему падает активность избирателей на выборах?
б) выполнить практикум №1,2,3
Учащиеся записывают домашнее задание, анализируют вариативную часть.
Личностные: личностное самоопределение


Приложенные файлы

Я всегда могу выбрать,

но я должен знать, что даже в том случае,

если я ничего не выбираю,

я тем самым все-таки выбираю.

Жан-Поль Сартр

Тип урока: урокполучения новых знаний, применение полученных знаний.

Форма: урок взаимообучения на основе презентаций учащихся с элементами интеллектуальной игры.

Данный урок может быть проведен в следующих классах:

I. В 8 классе на уроке права во время изучения темы: «Право избирать и быть избранным»

II. В 9 классе во время изучения темы: «Политические права и свободы»

III. В 10 классе (базовый уровень) при изучении темы «Участие гражданина в политической жизни»

IV. В 11 классе (профильный уровень) «Человек в политической жизни». На проведение урока отводится 1 час.

Оборудование: мультимедийный проектор с экраном, ПК, учебник П.С.Гуревич, Е.З.Николаева. Обществознание. 10 класс, учебник Е.Н. Салыгин, Ю.Г.Салыгина. Обществознание 10 класс, полный справочник для подготовки к ЕГЭ по обществознанию П.А.Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Политология: учебник под ред. В.А.Ачкасова, В.А. Гуторова, С.И.Володина, А.М.Полиевктова. Обществознание. Основы правовых знаний. Часть 1,тема 25. Обществознание: право в жизни человека, общества и государства. Учебникдля 8 класса обще образовательных учреждений / О.Б. Соболева,В. Н. Чайка, под общей редакцией Г.А. Бордовского, М. «Вентана – Граф», 2012

Цель: в период социального взросления человекаразвивать нравственнуюи правовуюкультуру, способность к самоопределению и самореализации.

Задачи:

Воспитыватьобщероссийскую идентичности, гражданскую ответственность, приверженность демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

Сформировать негативное отношение к абсентеизму – то есть неучастию в общественно-политической жизни страны; с помощью респондентов составить примерную карту-диаграммупроцессов, связанных с абсентеизмом современного российского общества;

Способствовать формированию у учащихся желания проверить свои знания на практике: сначала в игре, а затем с родителями на избирательном участке.

В результате учащиеся должны узнать /понять:

Как в России развивалось избирательное право;

В чем разница между мажоритарной и пропорциональной избирательными системами;

Из каких этапов состоит избирательный процесс;

Основные принципы избирательного права.

Уметь:

Выделять существенные признаки правового института «избирательное право»;

Приводить примеры, моделировать социальные ситуации, связанные с процессом выборов;

Принимать ответственные решения, высказывать гражданскую позицию.

Сценарный план занятия

I. На основе опережающего задания учащиеся-знатокиготовят краткие презентации по темам:

1. Из истории избирательного права в России.

2. Принципы избирательного права и виды избирательных систем.

3. Избирательный процесси признание выборов не действительными.

II. Группа учащихся-экспертов готовит вопросы для игры. Обучающиеся составляют диаграммы на основе опроса, проведенного среди двух категорий населения:

1. Преподаватели юридического отделения исторического факультетаСмоленского Государственного университета.

2. Родители учащихся МБОУ СОШ № 34.

(Возможна любая группа респондентов).

III. Учитель во вступительном слове предлагает проблемную ситуацию. Класс в процессе диалога формулирует проблему. (7 минут)

IV. Знатокипредставляют свои презентации и работают с классом на основе ребусов (15 минут: по 5 минут на каждую презентацию).

V. Класс делится учителем на три команды, в которых присутствуют знатоки (в каждой команде по одному ученику в дополнение к основному игровому составу). Проводится интеллектуальная игра по вопросам, приготовленным силами экспертов (15 минут).

VI. Рефлексия. Каждая группа получает карту – мишень для самооценки работы на уроке (4 минуты).

VII. В качестве домашнего задания предлагается в письменной форме высказать свои мысли по поводу следующих высказываний (на выбор) (4 минуты):

1. Джон Кеннеди.

2. «Демократия – это когда люди управляют людьми во имя людей». А.Линкольн.

3. «Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю». Жан-Поль Сартр.

Конспект урока

Вступительное слово учителя.

В Конституции РФ сказано:

Ст.3. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Ст. 32. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Послушайте небольшой рассказ.

Мама, а я могу стать самым главным в нашем городе? – спросил Татьяну Николаевну первоклассник Миша.

Имеешь в виду – стать главой города? Миша кивнул головой.

Можешь.

А депутатам могу? – не унимался Миша.

И депутатом можешь, - обнадежила мама.

А Путиным могу? – допытывался сын.

Нет, Путиным не можешь, а вот Президентом России – пожалуйста, - улыбаясь, ответила мама.

А кто депутатов и президентов на работу принимает?

Мы с папой, - пояснила мама.

На Мишином лице от восторга, что его родители такие важные люди расплылась довольная улыбка.

Как это вы с папой? – все же решил уточнить он.

Ну, если точнее, не только мы с папой, но и бабушка с дедушкой, наши соседи, все граждане России. Мы выбираем Президента страны и депутатов. И ты, когда подрастешь, тоже будешь принимать участие в выборах. А если сейчас будешь хорошо учиться, то может быть, потом тебя выберут президентом России.

Какое возникает противоречие между статьями Конституции и ответами мамы?

Проблема: кто имеет активное и пассивное избирательное право, абсентеизм россиян – это проблема?

Совершим экскурс в историю.

Презентация, посвященная истории развития избирательного права в России (см.прикрепленный файл - презентацию «История избирательного права в России»). Презентация представлена в полном, развернутом виде. Учащиеся готовили проект и на урок, и на внеклассное мероприятие по предмету. Во время урока она используется в сокращенном виде.

После презентации ученики отгадывают ребусы, подготовленные знатоками. За каждый правильный ответ учитель дает балл-бонус.

Еще одна презентация (см. прикрепленный файл - презентацию «Понятие и источники избирательного права») рассказала об источниках избирательного права.

Учитель делит класс на три группы (заранее) с таким расчетом, чтобы в каждой оказался знаток избирательного права. На этом этапе урока учитель только координирует работу экспертов, подготовивших свои вопросы. Заранее респондентам были заданы следующие вопросы:

1. Какие проблемы, на ваш взгляд, сегодня существуют в избирательном процессе?

2. Что может вас побудить пойти на выборы?

Целесообразно для работы выбрать 2-3 учеников. Они по очереди представляют вопросы в форме презентации. Команды отвечают в определенном порядке. Первой в течение 1 минуты отвечает команда, выбравшая номер вопроса, если правильного ответа не дано, то право ответа переходит к соседней команде по часовой стрелке. Правильно ответившая команда получает 1 балл

Данные вопросы в полном варианте представлены в презентации «Вопросы к игре, составленные учащимися», но на уроке использовались вопросы № 2, 3, 7, 13, 14, 15.

Вопросы и ответы к интеллектуальной игре


Вопрос №2

Какие проблемы, на ваш взгляд, сегодня существуют в избирательном процессе? (вопрос анкеты, заданный преподавателям и родителям).

1. Более половины опрошенных считают, что наибольшей проблемой сегодня является вопрос выборов губернаторов в регионах.

2. Большее число опрошенных считают, что главная проблема – недоверие к власти.

3. На одном и том же уровне в стране находятся проблемы злоупотребления властью чиновниками и пассивность избирателей.

4. Последнее место заняло мнение о том, что главной проблемой является пассивность избирателей.

ОТВЕТ:2; 3.

Вопрос №3. Что может вас побудить пойти на выборы? (вопрос анкеты).

Выберите правильные утверждения:


1. По итогам опроса выяснено, что большинство людей ходит на выборы потому, что сами хотят изменить политическую ситуацию в стране с помощью протестного голосования.

2. Экономическая неустроенность побуждает наименьшее число людей участвовать в выборах.

3. Стремление выразить свою гражданскую позицию является главным мотивом участия в выборах.

4. Большинство граждан России участвуют в выборах в целом для проявления гражданской позиции и высказывания политических убеждений.

ОТВЕТ: 1; 4.

Вопрос №7 . Ведущие показывают элементы этапа выборов – голосование, и допускают три ошибки. Команды должны за минуту перечислить эти ошибки.

ОТВЕТ: наблюдатель не вправе советовать избирателю за кого отдать свой голос; наблюдатель не может зайти в кабинку для голосования вместе с избирателем; во время регистрации избиратель сам ставит свою подпись.

Вопрос №13 . Вопрос задает Андрей Рэмович Белоусов, министр экономического развития Российской Федерации: «Уважаемые знатоки, за минуту назовите те категории граждан России, которые по закону не имеют право участвовать в выборах»

ОТВЕТ: Право избирать (активное избирательное право) принадлежит всем гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 18 лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными либо отбывающих наказание в виде лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Вопрос №14 . Вопрос задаетАлексей ВладимировичОстровский, губернатор Смоленской области: «В Конституции Россииговорится, что граждане имеют право ____________(1) и быть _______________(2) в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в______________(3). Уважаемые знатоки, заполните пропуски.

ОТВЕТ:ПРАВО ИЗБИРАТЬ,БЫТЬ ИЗБРАННЫМИ, В РЕФЕРЕНДУМЕ.

Вопрос №15. Вопрос задает Председатель Правительства России Дмитрий Анатольевич Медведев: «Уважаемые знатоки, перечислите за минуту все необходимые условия, чтобы стать президентом нашей страны».

ОТВЕТ: В соответствии со статьей 81 Конституции, президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

По итогам игры побеждает команда, набравшая наибольшее количествобаллов.

На следующем этапе ученики в группах выставляют плюсы на карте – мишени в соответствии со своей оценкой.

1 – деятельность моей группы; 2 – содержание материала, новые знания; 3 – деятельность учителя; 4 – форма иметоды работы на уроке.

На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на 4 части, в каждом секторе записываются параметры. Каждый вгруппе маркером 4 раза «стреляет» в мишень, делая отметку (ставит плюс). Отметка соответствует его оценке результатов. Если результаты оцениваются очень высоко, отметка ставится в «яблочко» - в поле мишени «5», чем дальше от центра, тем ниже оценка.

В качестве домашнего задания учитель предлагает темы для эссе:

1) «Неосведомленность одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех». Джон Кеннеди.

2) «Демократия – это когда люди управляют людьми во имя людей». А.Линкольн.

3) «Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю». Жан-Поль Сартр.

Виктория Литовченко , учитель истории и обществознания средней школы №34 города Смоленска

В прикрепленных файлах, помимо упомянутых презентаций, материалы для работы, технологическая карта урока.