Что же такое общество. Что такое общество: определение понятия

Ответ на вопрос о том, что такое общество, на первый взгляд, кажется простым. С одной стороны, речь идет об организованной и самоуправляющейся группе людей, которая связана между собой определенными социальными, этическими, политическими, экономическими и культурными нормами. Последние определяют форму существования социума и тем самым служат гарантией его дальнейшего развития. С другой стороны, общество - это отдельная от другой природы совокупность людей, выстраивающая искусственный мир вокруг себя. В отличие от иного животного, а тем более растительного мира, общество не может самоизолироваться, а потому люди вынуждены искать общие точки соприкосновения, которые мы и называем социальным взаимодействием или социальной организацией.

Структурные составляющие

Таким образом, говоря о том, что такое общество, необходимо выделить несколько компонентов, характерных для всего человеческого общежития:

Ценности - исторически сложившиеся нормы поведения, регулирующие все аспекты социальных отношений, в том числе морально-этические, экономические, политические;

Социальная организация - укоренившиеся практика социального взаимодействия на основе тех или иных факторов развития;

Социальное воспроизводство - общество, несмотря на внутреннюю сегментацию и конфликтность, не стремится к самоуничтожению, стараясь выработать такую модель саморазвития, которая позволила бы ему существовать неограниченно долго в пространстве и времени.

Пространство и время

Однако если брать контекст пространства и времени, то можно выделить отдельные общества, существующие на различных континентах, имеющие совершенно разные ценности и модели социальных практик. Кроме того, по времени выделяют древнее общество, античное общество, средневековое и т.д. И это только с точки зрения европоцентристского понимания история. Поэтому, говоря о том, что такое общество, мы должны понимать, что нужно искать не просто точки соприкосновения и ценностные гарантии безопасного будущего, но и неизменные формы социального взаимодействия. Кстати, в этом смысле неудивительно марксово обращение к анализу способа производства - людей могут разделять культурные, этнические, политические барьеры, территория и даже время, но они всегда зависимы от уровня развития экономики.

Вот почему отвечая на вопрос о том, что такое общество, необходимо прежде всего анализировать его политическую и экономическую структуру. И отсюда уже делать вывод и о социальной и ценностной организации.

Политическая система

Политическая система современного российского общества только формируется. Связано это с несколькими причинами.

  1. Во-первых, до сих пор сохраняется старая, клановая, почти что феодальная модель социальной организации. Политические партии, которые, по идее, должны быть провайдерами интересов социальных групп, фактически не выполняют свои функции.
  2. Во-вторых, слабое представительство социальных интересов заставляет политическую систему искать иные, внесоциальные формы самоорганизации. Политика превращается в элитный проект, предполагающий существование государства только «наверху». Тем самым власть и общество искусственно разделяются.
  3. В-третьих, мощь не определяется развитостью административно-бюрократических структур. Если при максимальных усилиях достигается минимальный результат, то это означает, что политическая система, по крайней мере, не сформирована. Сильное государство как раз то, которое минимальными усилиями достигает максимум результата. При всеобъемлющем участии общества в политике.

Мы все живем на одной планете. Нас сегодня уже семь миллиардов. Знаете, что нас всех объединяет? Оказывается, мы все являемся частью общества.

Что такое общество: определение, структура, виды

Давайте оттолкнемся от изначального смысла этого слова - «общий». Человек не может существовать обособленно. Ему необходимо объединяться с теми, у кого с ним есть что-либо общее. Схожие интересы. Допустим, стремление выжить.

Но когда ты сосуществуешь с кем-то рядом, ты, хочешь не хочешь, должен приноровиться к нему. Иначе будет хаос, беспредел.

Общество – это сложившаяся система взаимодействий между людьми, которая заставляет их вступать в контакты не хаотично, но по сложившимся правилам. Правила же эти вырабатываются на основании опыта поколений. Даже если они не прописываются, то всегда четко оговариваются. Именно оговоренный порядок взаимодействий не дает общности развалиться.

На сегодняшний день существует три основных взгляда на общество:

  1. Философский
  2. Социологический
  3. Частнонаучный

С позиции философии общество рассматривается как внепространственное и вневременное явление. Это особое состояние бытия, которое отделено от природы, оставаясь частью материального мира. Оно постоянно развивается.

Социологический подход отстаивает взгляд на общество как на социальную реальность. В чем разница? То же самое, только ближе к конкретной жизни. В конкретное время и в конкретном месте.

Согласно определению Э.Шилза, американского социолога:

  • Общество не может быть частью более крупной системы
  • Браки в нем заключаются только между своими
  • Пополнение происходит, в основном, за счет детей представителей данного общества
  • Оно всегда имеет какую-то территорию, которую считает своей собственностью
  • Имеет свою историю и название
  • Обладает собственной системой управления
  • Общество имеет продолжительность существования больше, чем жизнь отдельного его представителя
  • В обществе всех его членов объединяет общая система ценностей

Третий взгляд – частнонаучный. Так, демография рассматривает общество как население.

В каждый момент времени каждое общество имеет свою культуру.

Что такое культура общества

Мы привыкли смотреть на данное понятие однобоко: говорит ли человек спасибо или уступает место старику в автобусе. А между тем, это имеет небольшое отношение к этому понятию.

На самом деле – это определенный уровень развития общества, который выражен в формах и типах организации жизни людей. Выражен он также и в создаваемых этими людьми материальных и духовных ценностях. Таким образом, и австралийский абориген, живущий в первобытных условиях, и английский джентльмен в лондонском Сити – люди со своей культурой.

Структура общества

Структура общества – это совокупность социальных групп, больших и малых. Это отношения между ними.

Конкретные люди, с конкретными интересами.

Либо их объединяет способ получения средств к существованию (например, крестьяне),либо величина доходов (например, средний класс).Либо уровень образования.

Делений на социальные группы может быть сколько угодно много.

Более фундаментально общество представляют его институты.

Что такое институты общества

Это исторически сложившаяся, устойчивая, закрепленная моральными нормами и правом, система общественных отношений. Основные фигуранты – семья, государство, собственность (частная, личная, государственная и т.д.), право, образование, экономика, армия. Социальные институты стоят на страже сохранения системы и решения конкретных задач внутри нее.

Что такое типология общества

В зависимости от поставленных задач, общества можно разделить на определенные типы, в которых четко проглядываются одинаковые параметры. Определение этих параметров, изучение называется типологией. Главным критерием здесь является то, какие политические отношения и форма государственной власти превалируют в обществе. Именно они служат основанием для разделения общества на различные типы.На сегодняшний день современная социология выделяет три типа:

  • Традиционное (доиндустриальное)
  • Индустриальное
  • Постиндустриальное.

Что такое доиндустриальное общество

То, которое является по преимуществу аграрным, где сильны позиции церкви и армии. В нем очень большое значение придается традициям. Для таких обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными. Ценится не сам человек, а то место, которое он занимает в иерархии (клановой, сословной и др.).

Что такое индустриальное общество

Это такая организация социальной жизни, в которой сочетается свобода и интересы отдельного его представителя с общими принципами. Именно общие принципы регулируют совместную деятельность всех индивидов вместе взятых. Для индустриального общества показательна развитая система коммуникаций, социальная подвижность.

Что такое постиндустриальное общество

С конца 1960х появилось это понятие. Основанием послужили перемены, вызванные резкими модификациями в экономической и культурной жизни более развитых стран. Ведущая роль в таком обществе отдается знаниям и информации, компьютерным и автоматическим устройствам. Человек, который получил необходимое образование и имеет доступ к самой новейшей информации, становится обладателем преимущества в продвижении по лестнице социальной иерархии.

Что такое информационное общество

Данный вид общества складывается на фундаменте постиндустриального общества. Основу в нем составляют интеллектуальные способности людей, их знания. Приветствуется инициатива, творчество. Также основными являются организационные и научные факторы.

Что такое сфера общества

Определенная совокупность устойчивых отношений между людьми. Принято выделять четыре:

  • социальную
  • экономическую
  • политическую
  • духовную

Что такое социальное общество

Социальное общество может постоянно изменяться в своих существующих состояниях. Социальные группы появляются и исчезают. Их развитие задает социальному обществу ту самую мобильность, которая для него характерна.

Что такое гражданское общество

Таким образом сложившиеся отношения, которые обеспечивают условия для политической деятельности человека. Возможна реализация разных потребностей и интересов личности, соц. групп и объединений.

Вы видите, что общество постоянно находится в развитии. Оно развивается так же, как и мы. И от нас зависит, каким оно будет завтра.

Обществознание - 6 класс

Технологическая карта урока.

Соответствует ФГОС.

Учитель: Гильфанова Рамиля Рафаэловна

Школа: МБОУ «Сармановская СОШ» Сармановского муниципального района РТ

Учебный предмет: обществознание

Тема урока: Что такое общество?

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: ознакомление учащихся с многогранностью понятия «Общество»; развитие учебно-исследовательских умений учащихся; воспитание чувства сопричастности к жизни общества.

Задачи:

Предметные УУД

1. Получить новые знания об устройстве общества

2. Выделять существенные признаки общества.

3.Показывать на конкретных примерах содержание основных сфер общественной жизни.

Метапредметные УУД

1. Познавательные - владеть смысловым чтением, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде текста.

2. Регулятивные - определять цель и проблему деятельности.

3.Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.

Личностные УУД - аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.

Межпредметные связи: Опора на знания по истории Древнего мира (5 класс)

Оборудование: компьютер, интерактивное оборудование, раздаточный материал для работы в группах.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Этап «Постановка цели и задачи урока»

1. Учитель задает вопросы классу:

Вы живете в обществе, а задумывались ли вы о том, что такое общество? Дайте определение с вашей точки зрения.

Обратите внимание, не кажется ли вам, что некоторые определения противоречат друг другу?

На доске учитель условно (символами) может отобразить различные точки зрения.

В чем эти противоречия?

2.Учитель просит определить тему урока

3.Учитель и дети формулируют и записывают проблему: Общество-это сложное, многогранное понятие, состоящее из множества взаимосвязанных элементов.

Отвечают на вопросы, дают несколько определений

Определяют тему урока, формулируют проблему, ставят цель и задачи.

Выдвигать гипотезу и обосновывать её, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Взаимодействуют с учителем во время беседы, вступают в диалог с учителем

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Контролируют правильность ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Этап «Актуализация знаний»

Учитель применяет побуждающий к теме диалог вопросами:

Вспомним, как развивалось общество с течением времени, тот материал, который мы изучали с вами на уроках истории древнего мира в 5 классе.

Какие мы знаем древние общества, государства?

Что нам особенно запомнилось из истории древнего мира?

Каковы были основные занятия людей?

На какие группы делились общества?

Кто и как управлял людьми?

Культура какой цивилизации запомнилась вам больше всего?

А современное общество, в котором мы живем, отличается от изученного вами в 5 классе на уроках истории?

Вот давайте и определим, из каких элементов состоит современное общество.

Отвечают на поставленные вопросы

Устанавливать аналогии для понимания закономерности

Вступают в диалог с учителем и другими учащимися

Излагать свое мнение, аргументировать его, подтверждать фактами, выдвигать контраргументы в дискуссии.

Определять проблему в деятельности, контролировать правильность ответов обучающихся

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выявлять отклонение от эталона, осуществлять взаимоконтроль

Этап «Открытия нового знания»

1.Организует работу с текстом §1с.7-10 «Понятие общества»

2.Устройство общества всегда вызывало большой интерес у людей. Многие ученые пытались найти модель, образ, с помощью которого можно воспроизвести человеческое общество.

Внимательно прочитайте название второго пункта §1 с.10. и предположите о чем он сможет нам рассказать?

Как ты понимаешь, что означает слово «сфера»?

Проверьте свои предположения, прочитав текст «Сферы жизни общества» с. 10-11. Совпали они или нет и в чем?

Сделайте выводы.

Учитель обобщает выводы учащихся:

Итак, мы сделали

вывод о том, что

А. общество состоит из 4 сфер, областей.

Б.Мы узнали названия этих сфер.

В.Эти сферы взаимосвязаны между собой.

А теперь давайте посмотрим, что включено в эти сферы, какие виды деятельности людей.

Работа в четверках «Проверь себя »

(перед детьми раздаточный материал: пронумерованные цветные вырезки из газет и журналов, фотографии, представляющие собой разные стороны жизни общества, таблички с названиями сфер общественной жизни.)

1.Задача – разложить эти картинки по сферам, зафиксировать результат перечнем цифр.

3.Выявить ошибки

Читают текст, сравнивают определения учебника с теми определениями. Которые дали в начале урока. Записывают определение в тетрадь.

Выдвигают предположения, читая текст, сравнивают свои предположения с написанным.

Учащиеся работают с заданием, работают с текстом.

От каждой группы выступает 1 учащийся с анализом допущенных ошибок. Я считаю…, мы пришли к выводу….,мы допустили ошибку….потому, что..,итд)

Заслушивают другие группы

Осуществлять анализ материала, сравнивать, сопоставлять, выделять главное.

Осуществлять анализ, выделять главное в тексте. Доказывать или опровергать свою гипотезу, делать выводы

Самостоятельно вычитывать информацию по заданию или выбранным самостоятельно основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать информацию, систематизировать её.

Анализировать, какая группа допустила большее количество ошибок. Почему?

Сопоставляют свое определение с определением учебника

Осуществляют монологическую речь.

Организует работу в группе

Осознано строить свое речевое высказывание

Осознанно строить свой монолог, доказывать свое суждение.

Преодолевать конфликт, договариваться с людьми.

В ходе выступления одних учащихся, остальные контролируют правильность и полноту анализа.

Контролируют выразительность речи обучающихся.

Самостоятельность и взаимопомощь выполнения задания в группах

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль

Осуществлять контроль, обнаруживатьотклонение от темы.

Планировать свое действие с поставленной задачей и условиями её реализации в т.ч. во внутреннем плане. Обнаруживать отклонение от эталона. Вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок.

Этап «Применения нового знания»

Первичное закрепление

На интерактивной доске небольшой тест, ответы на который нужно записать от групп.

Вторичное закрепление

Домашнее задание:

Для всех учащихся: § 1.

Репродуктивный уровень: в. 1–2.

Конструктивный уровень: в. 3.

Творческий уровень: составить рассказ на тему «Путешествие
в античное общество»

Участвуют в выполнении теста

Выполнить контроль усвоенного, видеть чужие ошибки, исправлять

«Спикеры» групп выполняют по 1 заданию на интерактивной доске.

Рефлексия своих действий.

Прослушивать ответы «спикеров» групп

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности

Учитель может устроить это в виде блиц - опроса.

Чему вы научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Что вам понравилось?

Что вам не понравилось?

Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке?

Отвечают на блиц-опрос

Критически оценивать свою деятельность на уроке

Излагать свое мнение

Строить правильные высказывания

Выслушивать мнение других

Осуществлять самооценку собственной учебной деятельности.

Слово «общество» известно каждому из вас. Но стоит задуматься - что оно обозначает?

Понятие общества

Современный человек не может существовать без других людей. В 5 классе вы узнали, что в человеке соседствуют два начала: биологическое и социальное. Последнее означает, что всю жизнь, от младенчества до старости, мы учимся жить в обществе, усваиваем правила поведения, осваиваем различные социальные роли.

Обратившись к историческому прошлому человечества, вспомним, что первобытные люди объединялись в родовые общины, чтобы совместно добывать пищу, заботиться о детях и стариках, спасаться от стихийных бедствий, защищаться от врагов и от нападений диких животных, осваивать новые территории. Люди всё это делали совместно, сообща. Отсюда и произошли понятия «сообщество», «общество». Объединение и взаимодействие древних людей помогли выжить человеческому роду.

Учёные считают, что общество, в котором мы живём, появилось одновременно с появлением на Земле «человека разумного» - или, как его ещё называют, человека современного вида. Это произошло около 40 тыс. лет назад.

Понятие «общество» чрезвычайно многообразно. Оно может включать в себя два десятка человек - 6 «А» класс, а может больше миллиарда - современные Китай и Индия.

Обществом могут называть объединения людей по интересам. Например, общество любителей подводного плавания или общество защиты дикой природы.

Обществом называют также народ, проживающий на территории данной страны, государства. Эти понятия следует различать: страна - географическое понятие, государство - политическое, а общество - социальное (от латинских слов socium - общество; socialis - общественный).

Общество исследует социология - наука, изучающая устройство общества, взаимодействие групп людей, входящих в него. Изучением стран занимается география, а государств - политология и правоведение.

    Страна - территория, имеющая определённые границы (например, Россия, Китай).

    Государство - это организация верховной власти со своей системой учреждений (парламент, правительство, армия, полиция, суды), осуществляющих свою деятельность и управление обществом на определённой территории.

    Общество может обозначать:

    • человечество в целом;
    • обществом называют людей, проживающих на территории какой-либо страны или государства (российское общество, французское общество и др.);
    • объединение людей по интересам (спортивное общество), по происхождению (рыцарское общество), по профессии (рабочие, учителя) и т.д.;
    • обществом называют конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (например, первобытное общество, средневековое общество и др.).

Какие значения понятия "общество" отражают иллюстрации?

Общественные отношения

В 5 классе мы начали с вами разбираться в межличностных отношениях, которые формируются в малых группах людей (семье, ученическом коллективе и т.д.), лично знакомых друг с другом. Самых разных людей связывают в общество общественные отношения, которые складываются между людьми как представителями больших социальных групп и между большими социальными группами. Нации, городское население, рабочие, молодёжь, пенсионеры, школьники, врачи, учителя и т.д. - это всё большие социальные группы. Они включают в себя тысячи и миллионы людей. Коллективные (но не личные) отношения между людьми называются общественными отношениями.

    Общественные отношения - это отношения между людьми как представителями больших социальных групп (классов, профессий, народов и др.). Они основаны на коллективных правилах, т.е. требованиях вести себя определённым образом.

В больших группах существуют общественные отношения, а в малой группе устанавливаются межличностные отношения

Приведём пример. Учитель может относиться к ученику с большой симпатией, но если ученик не выучил урок, то он ему поставит двойку. Учитель и ученик - это представители двух больших социальных групп, их отношения подчинены определённым правилам, у них разные социальные статусы (положение в обществе) и разные социальные роли (поведение, соответствующее статусу).

Общественные отношения регулируются законами, нравами, традициями, обычаями, т.е. коллективными нормами - представлениями о том, как, например, заключаются браки между людьми, как решаются трудовые споры, как подобает вести себя ученику в школе и многое другое, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни.

Общественные отношения составляют основу общества. Они скрепляют множество людей в единое целое. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в определённые отношения с учеником, а тот - с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом и т.д.

В окружающем нас мире существуют разнообразные формы общественных отношений: соперничество (конкуренция), взаимопомощь, сотрудничество, любовь, вражда. Например, политики соперничают друг с другом за голоса избирателей на выборах в органы государственной власти, школьные спортивные команды конкурируют за первое место в районной спартакиаде, спасатели разных стран сотрудничают, устраняя последствия землетрясения и помогая людям, и т.д.

    Приведите примеры того, как в жизни или в истории проявляются обозначенные на схеме формы общественных отношений.

У общественных отношений есть два обязательных свойства - устойчивость и изменчивость. Например, учителя и ученики существовали во все времена, по общественные отношения между учителем и учеником в Древнем мире или в Средние века были совсем другими, нежели в современном обществе. Раньше учитель имел право наказывать розгами нерадивого ученика, а родители поддерживали этот порядок, иногда «для верности» добавляя наказания дома. Ныне розги запрещены, как запрещено и многое другое. В современном мире общественные отношения строятся на уважении прав человека, неукоснительном соблюдении законов.

Подведём итоги

Общество - необходимое условие жизни человека. Учёные считают, что общество существует около 40 тыс. лет, со времени появления «человека разумного». «Общество» - многозначное понятие.

Отношения, складывающиеся между людьми как представителями больших социальных групп, называются «общественными».

Основные термины и понятия

Общество, страна, государство, общественные отношения.

Проверьте свои знания

  1. Объясните смысл понятий: «общество», «страна», «государство», «общественные отношения».
  2. Почему понятие «общество» имеет много значений? Какое из них вы считаете наиболее важным для изучения обществознания?
  3. Чем различаются общественные и межличностные отношения? Какие встречаются чаще? Приведите примеры.
  4. Объясните, что такое «социология», «правоведение», «политология». Что они изучают? При подготовке ответа обратитесь к словарю в конце учебника.

Практикум

  1. Используя знания об обществе, определите, в каком значении употребляются понятия: «древнее общество», «средневековое общество», «спортивное общество», «высшее общество», «российское общество».
  2. Какие понятия: «общество», «страна» или «государство» - пропущены в предложениях?
    1. ------ любителей фиалок организовало выставку-продажу.
    2. Власть в средневековых ----- чаще всего принадлежала монарху.
    3. ------ Египет находится в Африке.
  3. Подготовьте рассказ на тему «Путешествие в древнеримское общество».
  4. Прочитайте рассказ Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе». Как вы понимаете смысл названия этого рассказа?