Особенностям высокий уровень профессионализма специалистов. Стороны и критерии профессионализма

Страница 31 из 33

Уровни и этапы профессионализма

Человек становится профессионалом не сразу, он проходит на этом пути много этапов. Более того, в профессиональной жизни каждого человека возможны повторы и возвращения на предыдущие уровни, а также зигзаги и кризисы. Путь к профессионализму у людей неодинаков. Разные люди в разноевремя достигают вершин профессионализма.

Тем не менее каждому человеку важно представлять себе в общем виде тот путь, те вехи профессионализма, которые так или иначе условно проходит каждый человек в течение профессиональной жизни. Можно выделить следующие уровни профессионализма.

1. Допрофессионализм. На этом этапе человек занимается определенными видами деятельности, не имея высокого уровня профессионального мастерства. Иными словами, человек работает как новичок, не овладев нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов. Через этот этап проходит каждый человек в своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные) люди могут задержаться на этом этапе на длительное время.

2. Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни активной части населения. На этом этапе человек последовательно овладевает качествами профессионала, усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции, затем приобретает специальность, квалификацию и трудится квалифицированно. Далее, по мере развития мотивационной сферы человек все более сознательно выбирает цели в труде, превращая свою работу в свободный, самостоятельный труд. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней достаточно высоких результатов, а также начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться развивать себя средствами профессии. На уровне профессионализма человек превращается в специалиста, в субъект труда, в профессионала. Понятно, что столь сложные метаморфозы в человеке проходят долго и постепенно.

3. Суперпрофессионализм. Этот этап характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете, высоких достижениях и творческих успехах. Здесь человек из субъекта труда превращается в творца, новатора, суперпрофессионала. Главной особенностью этого уровня является “выход человека за пределы профессии”. Люди такого уровня профессионализма опережают свое время, готовят общество и профессию к постановке новых задач. В других случаях на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом-универсалом.

4. Послепрофессионализм. Через этот этап проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста. На этом уровне человек может оказаться “профессионалом в прошлом”, а может стать консультантом, экспертом, делящимся своим профессиональным опытом.

Переход от одних уровней профессионализма к другим и движение внутри уровней протекает у большинства людей как последовательный переход от одного этапа к другому. Например, внутри уровня профессионализма можно выделить следующие этапы:

Этап адаптации человека к профессии, первичное усвоение человеком норм, психологии, необходимых приемов, техники, технологии профессии; этот этап может продолжаться 1-2 года с начала трудовой деятельности;

Этап самоактуализации человека в профессии: осознание им своих профессиональных возможностей, начало саморазвития посредством профессии, осознание человеком своих возможностей во время профессиональной деятельности, осознанное улучшение позитивных качеств, сглаживание негативных моментов, укрепление индивидуального стиля работы, максимальная самореализация;

Этап свободного владения человеком профессией, это проявляется в форме мастерства, гармонии человека с профессией; происходит усвоение высокихстандартов, воспроизведение на хорошем уровне ранее созданных методических рекомендаций, разработок, инструкций.

Внутри уровня суперпрофессионализма можно выделить следующие этапы:

Этап свободного владения профессией в творческой форме: обогащение специалистом своей профессии за счет личного творческого вклада, усовершенствований. Для суперпрофессионала характерно преобразование профессиональной среды или проектирование новой профессиональной среды, иногда создание человеком новой профессии.

Этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода от одной к другой;

Этап творческого самопроектирования профессионала, то есть формирование человеком ранее отсутствовавших психологических и профессиональных качеств;

Переход на новый уровень профессионализма может оцениваться как самим человеком, так и комиссией независимых экспертов. Желательно, чтобы переход на каждый новый профессиональный этап сопровождался моральными и материальными поощрениями, которые заранее известны специалисту и стимулируют его к активной работе для перехода на более высокий уровень.

Оглавление
Развитие человека как субъекта труда. Мир профессий.
Труд и его виды. Стороны труда
Предмет психологии труда
История возникновения психологии труда
Задачи психологии труда
Человек как субъект труда
Профессионально значимые свойства и их динамика
Индивидуально-типологические свойства
Сенсорные и перцептивные свойства
Свойства внимания

Профессия - основной вид деятельности человека в социуме. Это выбор его судьбы, жизненного пути. Она занимает весомое значение в жизни каждого отдельно взятого человека, а также и во всем обществе в целом. Трудовая деятельность связывает все структуры мира в один большой двигатель прогресса на земле.

В современном мире важно не только быть занятым, но и заслужить высшее признание в трудовой деятельности для раскрытия собственного потенциала. Повышение квалификации среди профессионалов поддерживает конкурентоспособность на рынке труда, а также помогает любому специалисту постоянно развивать свои профессиональные качества и достигать карьерных высот.

Понятие «профессионализм»

Профессионализм - это высокий уровень знаний и навыков в определенной области.

Достижение выдающихся результатов в рабочей деятельности, путем применения уже полученного опыта можно также назвать этим термином. Это проявляется в активном профессиональном развитии личности, высокой степени подготовки к трудовым требованиям, систематическом повышении квалификации.

Также данное понятие можно раскрыть в роли мотивационной стороны человека, учитывая его способность к усвоению новых знаний и технологий, практические способности, целевую направленность, оценку личности, профессиональные ценности, эффективность в работе.

Данное понятие характеризует три аспекта, это:

  • Личность специалиста.
  • Профессиональная деятельность.
  • Профессиональное общение.

Профессионализм личности реализуется путем развития необходимых навыков для рабочего процесса, качеством выполнения поставленных перед задач и получения опыта в области ведущей деятельности.

Критерии результативности

Существует трехуровневая оценка градации, соответствующая нормативным критериям уровней квалификации профессионализма, где низший можно назвать учебным (дает представление потенциальных способностей), средний считается основным (установленная норма), а высший будет являться перспективой (дальнейшее развитие). Важно понимать, что с оценкой профессионального уровня связаны внутренние и внешние критерии психологического состояния человека.

Каждую градацию можно разделить на несколько внутренних категорий и сформировать по десятибалльной шкале.

1. Первая группа таких критерий подразумевает результативность в производительности труда. Сюда можно отнести качественность работы и скорость ее выполнения.

2. Во второй группе рассматриваются показатели, при которых выявляется специфика профессии. Например:

  • Умения, знания, навыки, опыт.
  • Сила мотивации.
  • Профессиональная самооценка.
  • Стрессоустойчивость.
  • Особенности профессии.
  • Общее состояние.

Профессиональная самооценка

Уровень профессионализма определяется личностными социальными параметрами по отношению к рабочим задачам. На успешность выполнения деятельности влияют следующие факторы:

  1. Психическое и физическое состояние.
  2. Уровень самооценки.
  3. Адекватная самооценка.
  4. Устойчивость самооценки.
  5. Гибкость самооценки.

Здесь вступает в силу такое понятие, как «саморегуляция». В профессиональной деятельности она направлена на адекватное восприятие ресурсов организма. Любое отклонение от адекватного уровня восприятия отражается не только на работе, но и на состоянии человека.

Физическая тренированность дает возможность расширять сферу активности и приводит к полной адаптации человека к рабочим условиям, определенному уровню эффективности и устойчивой работоспособности. Таким образом, в ходе трудовой деятельности вырабатывается циклический процесс, при котором выявляются слабые и сильные стороны сотрудника, определяется его профпригодность и компетентность.

Стадии профессионализма

Для определения уровня профессионализма выделяется 4 стадии профкомпентности:

1. Человек не осознает свою некомпетентность. Он не обладает необходимыми знаниями и умениями, поэтому не имеет возможности вести деятельность успешно.

Причиной может являться банальная нехватка навыков, когда при дальнейшей профессиональной активности человек получает нужный опыт. В другом случае, личная негативная оценка (неуверенность в своих силах, отсутствие мотивации, повышенная тревожность) стопорит развитие субъекта и не способствует повышению компетентности.

2. Осознаваемая некомпетентность. Человек понимает, что ему требуется профессиональная подготовка для осуществления трудовой деятельности.

3. Осознаваемая компетентность. Формируется четкая структура профессиональных навыков, человек эффективно применяет знания.

4. Неосознаваемая компетентность. Происходит в случае, когда профессионализм становится частью личности. Здесь профессиональность определяется, как принятие единого верного решения даже в критических условиях.

Уровни оценки профессиональных навыков

Уровень квалификации профессионализма - это определение оценки профессиональных умений, знаний, степени ответственности и полномочий в соответствии с профстандартами.

Квалификация определяется, как степень подготовки к специальности или процесс оценки профессиональных возможностей человека.

Оценка уровня профессионализма строится на следующих квалификационных возможностях:

Уровни Полномочия и ответственность Необходимые навыки Требования к повышению квалификации
1

Исполнительность под руководством.

Степень личной ответственности.

Реализация стандартных поручений.

Владение базовыми знаниями.

Прохождение первоначального обучения.

Практические умения.

2

Умение самостоятельно принимать решения.

Выполнение типовых поручений.

Выбор стратегии решения вопроса с учетом нестандартной ситуации.

Понимание основ стандартных заданий на практике

Профессиональная подготовка.

Практические умения.

3

Исполнение задач под руководством.

Планирование результативной методики решения вопроса.

Решение основных стандартных задач.

Подбор действенных способов исполнения поставленной задачи.

Решение задач с учетом сложившегося опыта.

Профподготовка, в срок до 1 года.
4

Исполнение задач под руководством.

Планирование результативных средств решения вопроса.

Самостоятельное решение задачи.

Ответственность за себя и подчиненных сотрудников.

Реализация различных задач, путем использования полученного опыта.

Контроль ситуации, коррекция действий при необходимости.

Решение спец. заданий.

Способность к самостоятельному анализированию.

Требуемое образование. Прохождение программы по подготовке квалифицированного персонала.

Практические навыки.

5

Участие в принятии решений внутриструктурных задач.

Самостоятельное принятие решений.

Ответственность за себя и подчиненных.

Использование технологических или методических профзнаний.

Умение самостоятельно находить решение в профессиональных вопросах.

Контроль и анализ исполнения заданий.

Прохождение подготовки высоко специализированных кадров.

Добавочное обучение.

6

Самоорганизация собственной деятельности.

Контроль работы подчиненных.

Способность налаживания сотрудничества между сотрудниками или подразделениями.

Ответственность за предприятие.

Внедрение действенных приемов в решении профессиональных вопросов. Контроль и корректировка решений.

Самостоятельный анализ профдеятельности.

Получение высшего образования.

Получение образования по подготовке среднего звена.

Дополнительные программы.

Владение практическими навыками на высшем уровне.

7

Разработка стратегий.

Управления крупными организациями.

Ответственность за результат работы предприятия.

Решение задач по развитию профдеятельности с применением полученного опыта.

Разработка новых методов в решении практической деятельности.

Нахождение новых способов развития предприятия.

Наличие высшего образования.

Обучение вспомогательным навыкам.

Владение необходимыми навыками.

8

Самостоятельная работа в управлении трудового процесса на крупных предприятиях.

Ответственность за результативность работы крупных компаний или целых отраслей.

Разработка проектно-исследовательских задач, направленная на повышение эффективности.

Получение практических навыков.

9

Управление объемными значительными процессами, разработка систем экономического и социального характера.

Ответственность за результат работы предприятия на государственном и международном уровнях.

Самостоятельная разработка приемов решения задач.

Повышение эффективности деятельности.

Создание новых отраслей.

Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.

Дополнительное необходимое обучение.

Получение практических навыков

Методы оценки

Уровень профессионализма оценивается для получения сведений о результативности труда. Это помогает принимать решение о повышении либо понижении сотрудников. Оценивание уровня профессионализма и качества исполнения работы помогает проанализировать продвижение компании на рынке.

Может оцениваться двумя способами: индивидуальным и групповым.

В индивидуальную методику входят:

  • Интервью.
  • Тестирование.
  • Наблюдение за сотрудником в практике.
  • Наблюдение за сотрудником в практике с подстройкой сложных ситуаций.

При групповом методе может использоваться несколько способов одновременно.

Среди них выделяют:

  • Ассессмент-центр. Когда сотрудников оценивают коллективно. Это может представлять деловую игру, которая будет оцениваться экспертной комиссией.
  • Проведение переговоров.

Также существуют нестандартные методы оценки. Например, с участием психолога, который составляет оценку личных и профессиональных качеств.

Повышение квалификации рассматривается, как прохождение профессионального обучения с целью повышения теоретических и практических умений. Получение квалификации высшего уровня способствует совершенствованию навыков и профессиональному росту.

Обучение бывает кратким (от 72 ч.), теоретическим (до 100 ч.) и продолжительным (более 100 ч.). Лицам, прошедшим краткосрочное или теоретическое обучение, выдается удостоверение повышения квалификации. Лица, прошедшие курс, длительностью более 100 часов, получают свидетельство.

Квалификации педагогических работников

Квалификационные требования педагогов подготовлены в соответствии с типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации.

Лица, претендующие на первую, вторую и высшие категории квалификации должны иметь высшее образование и стаж работы.

Уровни профессионализма педагога второй категории:

  • Понимание основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии;
  • Знание содержания преподаваемого материала;
  • Знание обучающих методик;
  • Знание основ воспитания;
  • Владение практическими знаниями;
  • Владение разными приемами обучения и широким спектром методов, обеспечивающий интерес к образовательному процессу;
  • Умение налаживать коммуникативность с обучающимися;
  • Умение способствовать развитию образовательной системы;
  • Умение создавать комфортные условия во время образовательного процесса;

Высший педагогический уровень профессионализма

Для повышения профессионального уровня в педагогической деятельности, знания и умения претендента, должны соответствовать первой квалификационной категории. Этот момент необходимо учитывать. Кроме этого, высокий уровень профессионализма характеризуется следующими навыками:

  • Подходить к решению практических задач творчески.
  • Создавать максимально комфортные условия для осуществления творческой формы образования.
  • Умение использовать в образовательном процессе опытно-экспериментальные методы.
  • Владеть организационными приемами образовательного процесса.
  • Иметь навыки планирования и управления воспитательно-образовательным процессом.

Этапы профессионального развития

В ходе повышения своего уровня профессионализма субъект находится на разных этапах развития.

  1. Допрофессионализм. На данном этапе человек занимается профдеятельностью без специальных навыков и умений. Его минимальные знания соответствуют уровню новичка или помощника.
  2. Профессионализм. Этап, на котором можно говорить о качествах профессионала. Человек усваивает необходимые знания и правила профессии, приобретает специальность, ставит первые профессиональные цели.
  3. Высший профессионализм. Ступень профессионального роста, на котором специалист достигает успехов в карьере, превращается в эксперта своего дела, находит творческие неординарные решения задач в своей профобласти, самостоятельно разрабатывает стратегии и концепции, которые применяет на практике. Имеет способность обучать других.
  4. Послепрофессионализм. В основном относится к специалистам, достигшим пенсионного возраста. В этом периоде человек может быть советчиком, лучшим наставником, консультантом в своей бывшей профессиональной отрасли. Таких людей называют экс-профессионалами.

Также рассматривается этап непрофессионализма, когда человек, обладая нужными знаниями и техниками идет в неправильном направлении. Что-то мешает ему повышать уровень профессионализма (ощущается недостаток практики либо выбрана ошибочная стратегия развития).

Профессионализм: уровни и ступени. Стороны и критерии профессионализма.

Профессионализм – набор личностных характеристик человека, необходимых для эффективного выполнения нормативных требований профессии.

Уровни, этапы и ступени профессионализма.

Уровни профессионализма:

Допрофессионализм – выполнение элементов труд. деятельности без усвоения норм и правил профессии. – ориентировка в проф. сфере. – Этап первичного ознакомления с профессией.

Профессионализм – усвоение норм и правил профессии, последовательное овладение качествами профессионала. Этапы: а) адаптации человека к профессии –1-2 года, усвоение приемов и техник на уровне проф.навыков; б) самоактуализации человека в профессии – осознание реализации собственных способностей при выполнении проф. деятельности; в) свободное владение профессией в форме мастерства – гармонизация человека в профессии, владение проф. деятельностью на уровне методического обоснования.

1. Cуперпрофессионализм /высший профессионализм/ - выход человека «за пределы профессии, обогащение ее личным профессиональным вкладом.

2. Этапы:

а)свободное владение профессией в форме творчества;

б)овладение рядом смежных профессий – универсал – владение навыками перехода к различным сфурам проф. деятельности.;



в)творческое самопроектирование себя как личности – личностное развитие, самоактуализация в профессиональной деятельности.

5.Непрофессионализм /псевдопрофессионализм/- при внешне активной, социальной трудовой деятельности происходят деформации человека как профессионала. – выполнение труда по искаженным нормам на фоне деформации личности – узкий специалист, фанатик работы, работник с неэффективной профессиональной деятельностью, специалист с деформированной личностью.

6. Послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности – наставник, консультант, эксперт – щедро и ненавязчиво делящийся своим опытом. Этот уровень дает возможность обрести новые грани профессионализма или уйти от профессии.

Соотношение понятий профессионализация и социализация.

Карьера – успешное продвижение вперед в той или иной области - .

Различают широкое понимание карьеры – как этапы восхождения человека к профессионализму, результатом является достижение признанного професионального статуса.

Узкое понимание карьеры – продвижение по служебной лестнице, получение должности.

Основой карьеры являются общественно признанные шкалы профессий, статусов, рода занятий, за которыми стоят образцы профессиональных и социальных достижений.

Виды карьер:

Обычная карьера как профессиональное развитие с прохождением всех основных этапов профессиональной жизни;

Стабильная карьера как прямое продвижение от профессионального обучения к единственному постоянному типу работы (49%)

Нестабильная карьера – повторяющиеся этапы проб и упрочения в профессии (22%)

Комбинированная карьера – короткие периоды стабильной профессиональной жизни и занятости сменяют этапы вынужденной безработицы или переобучения (4%).

На карьеры влияют внешние и внутренние факторы. Пики творчества для физиков – 30-34 года, для математиков – 20-37 лет, для философов –35-44 года, для астрономов – 40- 44 года.

Питер выделил три вида карьеры – «возгонка вверх», «пас в сторону», «прополка» – когда некомпетентность одного человека угрожает всей организации.

Стороны и критерии профессионализма.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что профессионализм человека – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но непременно и наличие психологических компонентов – внутреннего отношения человека к труду, состояния его психических качеств. При анализе профессиональной стороны жизни человека необходимо преодоление технологических и технократических мифов, когда профессионализм рассматривается как овладение прежде всего новыми технологиями, средствами, различными «ноу-хау», и когда в тени остаются мотивы поведения человека. На самом деле при рассмотрении и оценке профессионализма человека большое значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентации он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд. В погоне за новыми технологиями мы иногда сталкиваемся с тем, что «техники» есть, а духовности («святости») в труде нет.

Поэтому в дальнейшем анализе будем выделять две стороны профессионализма :

1. состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.)

2. состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства – знания, мыслительные операции, способности применяет)

Составляющие мотивационной и операциональной сфер профессионализма мы попытались показать на табл. 4.

Ключевым моментом в мотивационной сфере для высоких уровней профессионализма мы считаем духовное наполнение профессии:

– увлеченность менталитетом, смыслом, направленностью профессии на благо других людей, стремление проникнуть в современные гуманистические ориентации, желание оставаться в профессии;

– мотивацию высоких уровней достижения в своем труде;

– стремление развивать себя как профессионала, побуждение к позитивной динамике профессионального роста, использование любого шанса для профессионального роста, сильное профессиональное целеполагание;

– гармоничное прохождение всех этапов профессионализации

– отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере, кризисов;

– внутренний локус профессионального контроля, то есть поиск причин успех – неуспеха в себе самом и внутри профессии;

– оптимальная психологическая цена высоких результатов в профессиональной деятельности, то есть отсутствие перегрузок, стрессов, срывов, конфликтов.

Ключевым моментом в операциональной сфере для высоких уровней профессионализма является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии:

– осознание в полном объеме черт и признаков профессионала, развитое профессиональное сознание, целостное видение облика успешного профессионала;

– приведение себя в соответствие с требованиями профессии;

– реальное выполнение профессиональной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов, овладение мастерством, высокая производительность труда, надежность и устойчивость высоких результатов;

– развитие человеком себя средствами профессии, самокомпенсация недостающих качеств, профессиональная обучаемость и открытость;

– внесение человеком своего творческого вклада в профессию, обогащение ее опыта, преобразование и оздоровление окружающей профессиональной среды;

– привлечение интереса общества к результатам своего труда, ибо общество может и не знать своих потребностей в результатах данного профессионального труда, этот интерес необходимо формировать.

Состояние мотивационной и операциональной сферы профессионализма целесообразно представить также в виде групп критериев. Анализ литературы по профессиональной психологии показывает, что для описания профессионализма надо использовать не один, а группы критериев (результативных и процессуальных, объективных и субъективных, качественных и количественных и др.). Изложим эти группы критериев, иллюстрируя их примерами профессионализма учителя.

1. Объективные критерии : насколько человек соответствует требованиям профессии, вносит ощутимый вклад в социальную практику. Общепризнано, что объективными критериями профессионализма является высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного социального статуса в профессии, умение решать разнообразные профессиональные задачи и др. Например, в труде учителя объективным критерием может быть его возможность успешно решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями системы образования, запросами семьи учащихся.

Психологические показатели професиионализмаТабл 4.

Мотивационная сфера профессионализма– профессиональные ценности, идеалы, менталитеты; – понимание значимости профессии; – профессиональное мировоззрение; – владение этическими нормами в профессии, – профессиональные притязания; – профессиональное призвание, профессиональные намерения;– профессиональные мотивы (не только внешние – интерес к заработку, но и внутренние – стремление к самореализации), наличие реально действующих мотивов;– профессиональные цели; сильное целеполагание;– профессиональная интернальность как поиск в себе самом причин успеха – неуспеха;– профессиональные смыслы, смыслотворчество в профессии, определяющее профессиональную устойчивость,– позитивная динамика мотивационной сферы (появление новых мотивов, целей, «вычерпывание» новых смыслов в профессии, изменение их иерархии, интеграция долговременных и кратковременных мотивов и целей в целостное самопрогнозирование); построение собственного сценария профессиональной жизни;– индивидуальность как самобытность профессионального мировоззрения, системы оценок, отношений;– позиция профессионала – признание себя как профессионала; стремление к профессиональному росту, мотивация к разным видам повышения квалификации;– готовность к гибкой переориентации в рамках профессии, вне ее;– профессиональные межличностные отношения и позиции, профессиональные ожидания;– удовлетворенность трудом как осознание соответствия своего уровня притязаний, достигаемых результатов требованиям профессии. Операциональная сфера профессионализма– профессиональные и психологические знания о труде;– профессиональное самосознание, образ профессионала;– профессиональные и психологические действия, способы, приемы, умения, навыки, техники, технологии;– профессиональная обученность, обучаемость, умелость;– профессиональные способности (общие и специальные); профпригодность;– профессиональное мышление; – результативность, эффективность труда; – психологическая цена результатов труда; – трудоспособность, работоспособность; – достижение статуса в профессии, категории, разряда; – приемы профессионального роста, наличие позитивной динамики в нем;– достижение разного рода результатов трудовой деятельности, «много-вершинности» в профессиональном росте;– индивидуальный стиль профессиональной деятельности, общения в рамках профессии,– владение несколькими видами деятельности, общения в рамках профессии, свободный, легкий переход от одних к другим;– самокомпенсация субъектом труда одних недостаточно развитых или деформированных способностей, качеств другими,– способы профессиональной деятельности в меняющихся и в особых, экстремальных ситуациях,– новые способы профессиональной деятельности, творчество и инновации в профессиональном труде.

2. Результативные критерии : достигает ли человек желаемых сегодня обществом результатов в своем труде. Рассмотрим результативные критерии на примере труда учителя. В понимании результатов труда учителя существует сегодня большой разброс. Одни склонны считать результатом только знания учащихся, соответствие знаний стандартам образования, другие отмечают необходимость развития способностей учащихся, третьи считают результатом труда учителя адаптацию выпускника школы к последующей социальной жизни и др. Мы считаем главными приоритетными результатами труда учителя позитивные качественные изменения, сдвиги, «приращения» в психическом (умственном и личностном) развитии учащихся, которые возникают в процессе воздействия на них учащихся; учителю надо знать показатели развития школьников, уметь диагностировать их наличный уровень (обученность, образованность, развитость, воспитанность), потенциальный уровень, зону ближайшего развития (обучаемость, воспитуемость и др.), а также зону саморазвития, ученика (самообучаемость, само-развиваемость, самовоспитуемость), что и составляет палитру разнообразных способностей учащихся.

Процессуальные критерии: использует ли человек при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии. Например, в труде учителя, имеющего дело с психикой другого, взрослеющего человека, особенно велика роль процессуальных критериев. К процессуальным критериям отнесем все, что характеризует психологический процесс его труда – как работал учитель, какие использовал профессиональные знания и умения, приемы, техники, технологии, а также какие в процессе труда использовал личные психические качества (например, педагогическое мышление, педагогическую эмпатию, терпимость к непохожести другого человека и до.), какова психологическая цена результата в виде затраты и времени учащихся и учителя и т.д. Сочетание результативных и процессуальных показателей составляет необходимую характеристику профессионализма.

3. Нормативные критерии : усвоил ли человек нормы, правила, эталоны профессии и умеет ли воспроизводить высокие эталоны профессии на уровне мастерства. Например, для учителя, как и всякого специалиста важно овладеть нормами профессии, тем, что накоплено в ней, а именно разработанными в науке и опробированными в практике методическими приемами, средствами, формами обучения и воспитания. В труде учителя, как и в других профессиях, есть и определенные нормы общения (как принято общаться), нормы развития личности. Воспроизведение на хорошем уровне этих образцов труда составляет мастерство учителя.

Индивидуально-вариативные критерии : стремится ли человек индивидуализировать свой труда, самореализовать в нем свои личные потребности, проявить в труде свою самобытность, развивать себя средствами профессии. Так, в учителе сегодня как никогда ценят самобытность, индивидуальность, неповторимость, наличие индивидуального стиля, оригинальность взгляда на окружающую действительность. Учителя с авторскими программами украшают школу, привлекают в нее учащихся и родителей. Учительская индивидуальность, как правило, складывается не случайно, а в результате упорной работы над собой, умения диагностировать себя, определять свои сильные и слабые стороны под углом зрения психического развития школьников. Таким образом, сочетание в труде учителя умения овладеть нормами в педагогическом труде и в то же время внести в их выполнение свою индивидуальность – важная грань профессионализма.

4. Критерии наличного уровня : достиг ли человек сегодня достаточно высокого уровня профессионализма. Так, в труде учителя важно определить уже сложившийся уровень профессионально необходимых качеств, умений, знаний. Учитель, как и всякий специалист, имеет наличный, актуальный уровень профессионального развития: это те результаты, которые на сегодняшний день он получает в работе с учениками, это те личностные ресурсы, которые он для этого применяет – знания, умения, качества личности. Чаще всего именно актуальный уровень профессионального развития оценивается при аттестации.

Прогностические критерии: имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, зону своего ближайшего профессионального развития. Так, учитель обычно имеет, хотя и не всегда осознает свои потенциальные возможности. Зоны ближайшего профессионального развития и саморазвития-– это те характеристики результата и процесса профессиональной деятельности, которые только намечаются у данного учителя, проявляются не во всех, а в благоприятных ситуациях поддержки его со стороны окружающих. Помочь учителю увидеть зону своего ближайшего профессионального развития – важная задача психологической профессиональной диагностики и профессиональной аттестации, ибо при этом сама аттестация приобретает развивающий, стимулирующий характер.

5. Критерии профессиональной обучаемости : готов ли человек к принятию профессионального опыта других людей, проявляет ли профессиональную открытость. Например, учитель может быть открыт для профессионального обучения, впитывает все новое, что накоплено в профессии, иногда даже излишне податлив, внушаем опытом более опытных коллег. Закрытость для развития («нас не этому учили в педвузе») – признак низкого профессионализма.

Критерии творческие стремится ли человек выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить профессию своим личным творческим вкладом. Для учителя например, важно иметь творческую направленности и, чрезмерно не преклоняясь перед опытом других, смело предлагать свои находки, если только они способствуют психическому развитию учащихся и сохраняют благоприятный психологический климат в классе и в школе. Сочетание профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельных творческих поисков важно для характеристики профессионализма.

6. Критерии социальной активности и конкурентноспособности профессии в обществе: умеет ли человек заинтересовать общество результатами своего труда, привлекать внимание к насущным потребностям профессии при внутреннем профессиональном локусе контроля, когда причины низкой эффективности профессии человек ищет внутри, в рамках самой профессии. Например, учителю сегодня важно убедить общество (органы образования, семью и тд.) в значимости результатов своего труда, уметь вступить в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг, показывая преимущества своих методов и форм работы, важно также не стремиться обвинять общество в просчетах школы, а искать внутренние резервы в самой профессии, размышляя над тем, что можно сделать в школе уже сегодня, например, без дополнительных финансовых влияний, при той же наполняемости класса и др.

Критерии профессиональной приверженности : умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество. Так, учителю также важно иметь профессиональный патриотизм и преданность. К сожалению, это порой сопровождается замкнутостью, корпоративностью, противопоставлением учительской профессии другим, внешним профессиональным локусом контроля, когда недостатки школы связываются только с негативными общественными явлениями.

7. Критерии качественные и количественные : для всякого специалиста, в том числе и учителя, важна оценка его профессионализма как в параметрах качества (например, глубина, системность знаний, сформированность учебной деятельности, мыслительных операций учащихся), так и в количественных показателях (баллы в рейтинге, категории и др.), ибо количественные показатели дают определенную возможность сопоставления (классов, школ), хотя их роль нельзя и преувеличивать. Учителю важно не бояться участвовать в профессиональных испытаниях, результатом которых является дифференцированная (качественная и количественная) оценка его профессионализма.

– успешно решает задачи обучения и воспитания, готовит для общества нужный социальный продукт, выпускника с желаемыми психологическими качествами (объективные критерии);

– личностно расположен к профессии, мотивирован к труду в ней, удовлетворен (субъективные критерии);

– достигает желаемых сегодня обществом результатов в развитии личности учащихся (результативные критерии);

– использует приемлемые в демократическом обществе способы, технологии (процессуальные критерии);

– осваивает нормы, эталоны профессии, достигает мастерства в ней (нормативные критерии);

– и вместе с тем стремится индивидуализировать свой труд, а также осознанно развивает свою индивидуальность средствами профессии (индивидуально-вариативные критерии);

– достигает уже сегодня необходимого уровня профессиональных личностных качеств, знаний и умений (критерии наличного уровня);

– вместе с тем имеет и осознает перспективу, зону своего ближайшего профессионального развития, делая все для ее реализации (прогностические критерии);

– открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта, изменения (критерии профессиональной обучаемости);

– в то же время обогащает опыт профессии за счет личного творческого вклада (критерии творчества);

– социально активен в обществе, готовит в ходе общественных обсуждений вопросы о нуждах профессии, ее достижениях, вместе с тем ищет резервы решения проблем внутри профессии, не боится попадать в условия конкурентности образовательных услуг (критерии социальной активности);

– предан педагогической профессии, стремится поддерживать даже в сложных условиях ее честь и достоинство, профессиональную этику (критерии профессиональной приверженности);

– готов к качественной и количественной оценке своего труда, умеет сам это сделать, готов к дифференцированной оценке своего труда в баллах, категориях, спокойно относится к участию в профессиональных испытаниях, тестах (качественные и количественные критерии).

Иными словами, профессионал – это специалист , овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение (профессионал – это специалист на своем месте), стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе.

На любой на работе, на любой должности ценится профессионализм. Но ведь он не возникает из ниоткуда, человек становится профессионалом постепенно, проходя через несколько этапов. Эти этапы называются уровни профессионализма .

Конечно, уровни профессионализма - понятие условное. Разные люди идут к вершинам профессионализма по-разному и достигают их в разное время . В профессиональной жизни случаются взлеты и падения, и иногда бывает так, что человек возвращается на уже пройденные уровни профессионализма вместо того, чтобы двигаться дальше.

Тем не менее, все-таки можно выделить определенные уровни профессионализма, через которые проходит каждый или почти каждый человек. Кто-то проходит через все уровни, кто-то - только через некоторые. Кто-то проходит через них быстро и достигает вершины, а кто-то на одном уровне задерживается годами. Условно выделяют следующие уровни профессионализма .

Допрофессионализм . Через этот уровень проходят все, потому что никто не рождается профессионалом. Даже если вы хорошо учились и имеете на руках красный диплом, практика будет отличаться от теории. Новички могут делать ошибки, продуктивность и результаты труда поначалу не радуют. И только от вас зависит, застрянете ли вы на этом этапе надолго или будете покорять новые уровни профессионализма. Некоторые пассивные люди задерживаются на нем чуть ли не годами.

Профессионализм . Этот уровень охватывают большую часть нашей жизни. К профессионализму человек приходит не сразу, поэтому нельзя четко сказать: вот вчера я был допрофессионалом, а сегодня стал профессионалом. Человек овладевает профессиональными качествами постепенно.

Сначала от трудится по инструкции, по шаблону, потом в его работе появляется место для творчества (естественно, в рамках, обусловленных спецификой деятельности). В идеале профессионал сам ставит себе цели в труде, сам мотивирует себя на работу, видя в ней смысл. Осознав себя в профессии, он не стоит на месте, а движется дальше.

Внутри этого уровня условно можно выделить меньшие уровни профессионализма. Первый - это адаптация к профессии . Человек усваивает специфику работы, нормы, техники и приемы - словом, «вливается» в профессию. Обычно этот этап длится 1-2 года.

Когда основы профессии освоены, наступает этап самоактуализации . Человек осознает возможности, которые предоставляет ему профессия, у него начинает формироваться и укрепляться собственный стиль работы. Работает он не только для того, чтобы заработать деньги, работа становится средством саморазвития и самореализации.

Третий «под-этап» - это этап свободного владения профессией . В идеале человек достигает гармонии в профессиональной деятельности и показывает высокий уровень мастерства. Многие так и остаются на этом этапе, а некоторые выходят на новый уровень - уровень суперпрофессионализма.

Суперпрофессионализм - это расцвет профессиональной деятельности, время достижений и творческих успехов. Обычно такой человек выходит за пределы профессии, и тут есть два основных варианта развития. Суперпрофессионал либо начинает обогащать профессию, делая личный вклад (предлагает новые пути решения проблем, внедряет различные инновации), либо начинает освоение новых профессий, обычно смежных. Во втором случае он становится профессионалом-универсалом.

С выходом на пенсию начинается этап послепрофессионализма . Иногда профессиональная деятельность на этом этапе оказывается в прошлом, человек полностью от нее отходит. Но некоторые люди на этом этапе становятся экспертами, консультантами, делясь с другими своим профессиональным опытом.

Иногда выделяют еще и такой уровень, как псевдопрофессионализм . Внешне человек кажется активным в профессиональной сфере, но на самом деле результат его работы стремится к нулю. По сути, о профессионализме говорить в этом случае не приходится - «имитацию бурной деятельности» вряд ли можно назвать поведением, свойственным настоящим профессионалам. Нередко такой псевдопрофессионализм свойственен « ».

Помните, только от вас зависит, достигнете ли вы высшего уровня профессионализма, став суперпрофессионалом, или так и «зависнете» где-то между допрофессионалом и профессионалом. Но если вы действительно любите свою профессию, бояться нечего : вам покорятся все уровни профессионализма!

Часто нам приходится слышать, что от специалиста требуется высокий профессионализм в работе. Но что конкретно подразумевается сегодня под этим понятием?

Профессионализмом является профессиональное мастерство, степень овладения человеком профессиональными навыками.

Следовательно, высокий профессионализм – это глубокое овладение профессией, высокое мастерство, высококачественное, .

Человеку высокий профессионализм позволяет достигать значительных качественных, количественных результатов трудовой, предпринимательской деятельности при меньших затратах физических, умственных сил благодаря использованию рациональных приемов выполнения поставленных заданий.

Профессионализм специалиста проявляется не только в его практическом мастерстве, но и в его творческой активности, систематическом , способности продуктивно удовлетворять изменчивые, возрастающие требования общества.

Сегодня высокий профессионализм – это одно из важнейших качеств любого специалиста и в идеале им должны обладать все. Но так как мы от природы различны, то и степень овладения умениями, знаниями у нас у всех разная. Но это не повод не стремится к лучшему.

Профессионалы высокого уровня встречаются во многих сферах экономической, трудовой, общественной деятельности. Профессионализм конфликтолога проявляется:

  • в умении предупреждать конфликты и грамотно разрешать конфликтные ситуации в личной жизнедеятельности;
  • в способности в роли независимого арбитра оказать помощь в профилактике чужих конфликтов, их конструктивном урегулировании;
  • в знании теории, методологии, методов, методик конфликтологии, (особенностей отечественной научной базы), умении проводить эффективный анализ реальных конфликтов.

Высоким профессионализмом обладают врачи-нейрохирурги, которые выполняют сложнейшие операции. Здесь без высококлассного уровня мастерства никак не обойтись. Ведь речь идет об оперативном вмешательстве в мозг человека и лечении таким образом заболеваний нервной системы.

Можно ли в себе выработать такое качество, как высокий профессионализм ? Безусловно, можно, если очень сильно этого желать и прилагать активные усилия.

Мы уже выяснили, что высокий профессионализм проявляется в нескольких личностных качествах одновременно.

Проявляя творческую активность, пытаясь мыслить шире, чем вы себе до этого позволяли, охватывая не только отдельные детали, но и всю картину в целом, и наоборот, вы будете приближаться к своей цели стать профессионалом с большой буквы.

Следующее качество – это повышение квалификации. Для того, чтобы повышение квалификации стало систематическим, необходимо постоянно , увеличивать объем своих профессиональных познаний, навыков, расширять кругозор.

Все время нужно оттачивать свое мастерство, совершенствовать его, повышать свою конкурентоспособность.

И наконец, высокий профессионализм требует адаптации (приспособления) к часто изменяющимся внешним условиям. Ежедневно возрастают требования, предъявляемые к специалистам разных областей, к желающим работать по определенному профилю.

В этом случае люди должны все время поддерживать свое профессиональное мастерство на должном уровне, адекватном , работодателей.

Только совокупность этих действий, постоянная работа над собой вкупе с самодисциплиной смогут помочь человеку достичь высокого профессионализма в выбранной им области деятельности, в том числе в бизнесе.