Какую теорию выдвинул клэра грейвза. Теория спиральной динамики Грейвза и ее применение в практике HR-менеджмента

По материалам Д.Бека и К.Кована

Развивая концепции иерархии человеческих потребностей А. Маслоу, во второй половине прошлого века выдающийся психолог К.Грейвз, обработав огромное количество экспериментальных и статистических данных, сформулировал удивительную модель системы человеческих ценностей. Его работы были развиты Доном Беком и Кристофером Кованом, которые построили на их основе целое новое направление в социопсихологии, которую они назвали «миметика» или Спиральная Динамика.

В настоящее время Спиральная Динамика захватывает живой интерес не только ученых, но и политиков, бизнесменов, педагогов и др., которые находят ее удобным инструментом для анализа и решения многих практических задач, связанных с управлением и обучением. В России эта тема практически не знакома. Поэтому мы будем рады изложить здесь основные концепции Спиральной Динамики, приведя переложение на русский язык некоторых глав из книги Д.Е.Бека и К.К.Кована “ Spiral Dynamics – Mastering Values , Leadership , and Change ”. (www.spiraldynamics.org)

Основные характеристики мимов

Сначала мы опишем характеристики тех невидимых глубинных образов мышления (мимов), которые часто неосознаваемо влияют на людей. Затем мы заглянем в законы, правила и принципы, которые влияют на сдвиги, развитие и внутреннюю организацию в этих развивающихся способах бытия.

Мим проявляет себя в виде мировоззрения, системы ценностей, уровня психологического существования, структуры убеждений, организующих принципов, способа мышления и образа жизни.

Мимы обладают следующими качествами:

1. Мимы проявляют глубинные образы мышления, которые формируют системы и влияют на поведение человека: Мим содержит в себе базовый пакет мыслей, мотивов и инструкций, которые определяют то, как мы принимаем решения и расставляем приоритеты в жизни. Каждый из нас имеет свой собственный входной и передающий каналы, способы организации, уровень интенсивности, правила поведения, и набор предположений относительно того, Как устроен мир.

Мимы формируют наши основные жизненные приоритеты, которые, в свою очередь, на более поверхностном уровне, влияют на наше поведение и решения. Внешне люди могут делать одно и то же, однако ими будут двигать совершенно различные мимы. Невозможно определить, какой мим в настоящий момент функционирует, только наблюдая поведение – что человек делает. Только поняв, почему человек делает или говорит определенные вещи, мы придем к миму. Недобросовестный тип может пытаться убедить вас, что он говорит, основываясь на очень чувствительном Зеленом миме, в основе которого – благо человека и социальные задачи, в то время как им могут двигать очень корыстные формы Оранжевого мима, который хочет заставить вас расплатиться, поддержав его «благотворительное» мероприятие.

Вот краткий обзор восьми базовых мимов, которые уже проявились к настоящему времени.

Мим Название Базовые мотивы
Бежевый Выживание Остаться в живых, благодаря физическим инстинктам
Фиолетовый Мистика Родственные связи и мистицизм в волшебном и опасном мире
Красный Власть Эгоистическая и эксплуататорская власть над собой, другими и природой
Синий Закон Абсолютная вера в единственно верный путь и покорность авторитету
Оранжевый Амбиции Стремление к лучшим возможностям для себя
Зеленый Взаимоотношения Благополучие людей и консенсус
Желтый Гибкость Гибкая адаптация к переменам благодаря системному видению
Бирюзовый Глобальность Внимание к глобальной динамике, и действиям на макро-уровне
Коралловый Развитие Глобальное развитие цивилизации

2. Мимы влияют на все выборы, которые мы совершаем по жизни . Мимы – это самоорганизующие сущности, которые проявляются в согласованных стереотипах, охватывающих буквально все сферы нашей жизни. Подобно могущественным вирусам, они могут прикрепляться к тем идеям, людям, объектам и организациям, которые позволяют им воспроизводить себя и излучать их базовые послания. Каждый содержит свои собственные концепции религии, политики, семейной жизни, образования, душевного спокойствия, работы и управления, социального устройства и законопорядка. Один и тот же мим может пронизывать и стадионы, и СМИ, и законодательные собрания, и офисы, и соборы и классные комнаты.

Мимы действуют подобно магнитным полям, которые связывают объекты или побуждают их отталкиваться. Расовые деления часто обуславливаются различиями мимов. Церкви раскалываются, когда в части их последователей пробуждаются новые мимы. Серьезные сдвиги мимов происходят в бизнесе, вызывая сильные пертурбации и потребность в реструктуризации. Современная эпидемия «разбитых семей» – в большей своей части производная смены мимов.

Хорошо утвердившийся мим будут окружать сильные и развитые структуры, и перед тем, как сможет придти и вырасти новый мим, часто могут потребоваться болезненные процессы их разрушения В таком состоянии находятся страны, переходящие от Марксизма к рыночной демократии, государственные структуры, переходящие к приватизации и диктатуры, находящиеся на гране теократии.

Мимы живут независимой жизнью. Они обладают способностью устраивать религиозные гонения, изучать космическое пространство, создавать угрозу нашему место обитания, или выступать за права человека. Никакая сила на земле не может остановить мим, чье время пришло – ни призывы СМИ, ни военная сила, ни резолюции ООН.

3. Мимы могут проявлять и здоровые и нездоровые качества. Сами по себе мимы не хорошие, не плохие, не здоровые, не нездоровые, не позитивные, не негативные. Например, один и тот же мим может проявляться в виде мистических откровений, фантазий в духе Диснея или ритуалов каннибализма. Мим, который направляет воображение и преданность миллионов на благородные дела и придает их жизням смыл и порядок, может обусловить других рамками военного фанатичного религиозного или этнического терроризма.

Здоровые мимы – это те, которые позволяют или даже способствуют позитивному выражению других мимов эволюционной сп ира ли, даже если те конкурируют с ними за влияние. Часто мимы становятся злокачественными, утрачивая внутреннюю систему регуляции, которая говорила бы им, когда следует перестать расти. Иногда мимы становятся ограниченными, замкнутыми и репрессивными, навязывая умонастроение чрезмерной опеки.

4. Мимы – это структуры мышления. Мим определяет, как люди мыслят или принимают решения, в отличие от того, во чем они убеждены или что ценят. Это «схемы», в рамках которых могут находиться разные «темы». Два апологета разных религий будут иметь одни и те же мимы. Это конфликт содержимого, нежели чем глубинных образов мышления. Другие примеры – это конфликты преступных группировок, соперничество между Республиканцами и Демократами или борьба руководством компании и профсоюзами.

Конфликты между мимами происходят, когда они пересекаются в ограниченном пространстве, физическом или концептуальном, – с тем завоевать влияние на одних и тех же людей. Например, конфликт между Оранжевыми, светскими западными ценностями и Синими идеологизированными восточными; противостояние технологического Оранжевого общества и Зеленого экологического движения; вторжение Оранжевой экспансивной цивилизации в Фиолетовую племенную жизнь американских индейцев.

5. Мимы могут разгораться и тускнеть по мере изменении условий жизни . Мимы обладают сильными кибернетическими способностями (воспринимать обратную связь и приспосабливаться) и имеют тенденцию сохранять свои глубинные образы мышления и распространять свое влияние на любой благодатной территории. У каждого есть регулятор, который позволяет ему усиливать или уменьшать свои проявления, под диктатом внутренних «ДНК» или меняющихся внешних условий жизни . Мимы – это не какие-то жесткие, неподвижные структуры. Они могут адаптироваться, менять интенсивность, точки приложения и поля деятельности, пронизывая, иногда со скоростью лесного пожара, целые сообщества, континенты и профессии.

Вчерашний Красный рецидивист становится Синим апологетом религиозного учения. Зеленый хиппи возвращается к Оранжевым прагматическим ценностям своих родителей. Синим нормам социалистической нравственности приходят Оранжевые ценности капиталистического общества.

Часто в различных подразделениях одной и той же компании действуют различные мимы, которые часто сталкиваются на общих совещаниях буквально по всяким пустякам. Возможно у вас есть друг, который проходит через болезненный сдвиг мимов в семейной или личной жизни. Сокращение часто приводит к сдвигу мимов, поскольку те, кто остаются в компании, испытывают чувство вины. Многие усилия по крупномасштабным переменам оканчиваются неудачей, поскольку они полностью игнорируют якоря мимов, которые вызывают сопротивление людей.

Однако что из себя представляет динамика, определяющая поведение соответствующих мимов? Есть ли здесь какие-то закономерности, или же это случайный результат независимых проявлений мимов? Посмотрите на следующие характеристики:

Бежевый . Если мышление автоматическое , то структуры – это свободные группы , а процессы – это выживание

Фиолетовый. Если мышление анимистическое , то структуры будут племенными , а процессы – круговая порука

Красный. Если мышление эгоцентрическое , то структуры будут империями , а процессы – эксплуататорскими .

Синий. Если мышление абсолютистское , то структуры будут п ира мидальными , а процессы – авторитарными

Оранжевый. Если мышление множественное , то структуры будут делегирующими , а процессы – стратегическими

Зеленый. Если мышление релятивистское , то структуры будут уравнительными , а процессы – консенсуальными

Желтый. Если мышление системное , то структуры будут интерактивными , а процессы – интегрирующими

Бирюзовый. Если мышление холистическое , то структуры будут глобальными , а процессы – экологическими

Спиральная Динамика - это теория развития человека и общества, введённая в 1996-м году в одноимённой книге Дона Бека и Криса Кована. Эта книга основывается на психологической теории профессора Клэр Грэйвз. «Спиральная Динамика» — это зарегистрированная торговая марка Национального Ценностного Центра.

Спиральная Динамика утверждает, что человеческая природа не неизменна: люди способны, будучи принуждены условиями жизни, приспосабливаться к окружающей среде через создание новых, более сложных, концептуальных моделей мира, которые позволяют им справляться с новыми проблемами. Каждая новая модель включает и превосходит (преодолевает) все предыдущие модели. Согласно Беку и Ковану, эти концептуальные модели организованы вокруг так называемых VМемов: это - системы основополагающих ценностей или своего рода коллективный разум, применимый как к индивидуумам, так и к культуре в целом.

В спиральной динамике термин VМем относится к базовой системе ценностей, действующей как некий организующий принцип, который выражает себя через мемы (само-пропагандирующиеся идеи, обычаи, привычки или культурные практики). Буква «V» в верхнем регистре перед словом «Мем» означает, что речь идёт не о базовых мемах, а именно о системе ценностей, которая их включает («V» — от слова «value» — ценность). Цвета VМемов служат для более удобного запоминания Условий Жизни и Умственных Способностей, характерных для каждой системы. При этом имеет место переход между холодными и тёплыми цветами как часть модели.

В рамках этой модели ни один индивидуум или культура не попадает полностью и точно в какую-то одну категорию (цвет). Каждый человек/культура воплощает в себе смесь ценностных паттернов, с различной степенью интенсивности каждого. Спиральная Динамика не претендует на то, чтобы быть линейной и иерархической моделью, хотя её в этом и обвиняют. Согласно Спиральной Динамике, есть множество стадий прогресса и регресса, зависящих от обстоятельств жизни личности/культуры, которые находятся в постоянном изменении. Достижение более высоких стадий вовсе не является синонимом достижения «лучших» или «более корректных» систем ценности. Все стадии могут существовать как в «здоровом», так и в «патологическом» состоянии, посредством чего каждая стадия развития может привести к нежелательными последствиям относительно человеческого здоровья и социальной среды (см. Тень и Суб-личности).

Первый ярус уровней VМемов сфокусирован на различных задачах, которые ставятся человеком и обществом, и включает почти все виды миропонимания, культур и умственного состояния, имеющие место к настоящему дню. Новые системы строятся на адаптации предыдущих уровней и на поиске решения проблем, созданных на этих предыдущих уровнях. Приведение каких-либо конкретных примеров этих уровней психологического существования затруднительно и часто сбивает с толку, потому что (а) может быть несколько причин одного и того же поведения и (б) централизация в каком-либо одном уровне, учитывая все аспекты жизни, очень редка. Некоторые защитники Спиральной Динамики утверждают, что это способы думания о вещах, а не типы людей. Однако, Спиральная Динамика особо выделяет категорию людей, названную «Спиральными Мудрецами», которые достигли устойчивого пребывания на VМемах «верхнего уровня».

Краткая характеристика: Архаико-инстинктивный - сурвивалистский/автоматический/рефлекторный

Время появления: ок. 100 000 лет до р.х.

Описание: «Выражается через удовлетворение неотложных физиологических нужд через инстинкты Homo Sapiens».

Пурпурный

Краткая характеристика: Анимистический-племенной магико-анимистический племенной строй

Время появления: 50 000 лет до р.х.

Описание: «Поклонение обычаям и путям предков в качестве единицы группы». Это - уровень традиционных культур.

Краткая характеристика: Эгоцентрический эксплуататорский, сильные боги/владыки

Время появления: 7000 лет до р.х.

Описание: «Выражается (импульсивно) в удовлетворении личных желаний без чувства вины, но чтобы избежать стыда (потери лица)». Выражается в менталитете уличных банд.

Краткая характеристика: Абсолютистский мифический строй основанный на повиновении - целеустремлённый/авторитарный

Время появления: ок. 3000 лет до р.х.

Описание: «Жертвует собой для того, чтобы через повиновение придти к праведной власти в целеустремлённом Пути». Воплощается в фундаменталистских религиях.

Примечание: Кен Уилбер эту стадию называет «янтарной»

Оранжевый

Краткая характеристика: гибкое достижение цели, научный/стратегический подход

Время появления: ок. 1000 год н.э. поныне (или ок. 600 года н.э. согласно Грэйвз и Колхаун)

Описание: «Выражается (рассчётливо) в достижении выгод и целей, по возможности не задевая интересы тех людей, которые для тебя по каким-то причинам важны». Выражается в Научной и Промышленной Революции.

Краткая характеристика: Релятивистско-персоналистский подход, коммунный/эгалитарный

Время появления: с 1850 года поныне (пик в начале 20-го века)

Описание: «Жертвовать личными интересами сейчас для получения одобрения группы и её гармонии». Выражается в плюрализме 1960-х и в теории систем.

Теория Спиральной Динамики выделяет так же второй ярус VМемов. Это относительно новые уровни, которые постепенно движутся от фокусирования на сугубо «приземлённых» моментах, характерных для Первого Яруса, к существованию на экзистенциальном уровне. Существование двух разных ярусов психологического развития было введено Грэйвз. Кован заявляет, что возможно Грэйвз ввела систему ярусов в качестве некоего маркетингового инструмента. До сегодняшнего дня, ни одно исследование не смогло доказать, что эти два яруса существуют. Кован больше не поддерживает идею о существовании двух ярусов, но заявляет, что сейчас известна только одна вещь о Желтой и Бирюзовой системах, что они являются более сложной версией соответственно Оранжевого и Зелёного уровней. Теория открытого конца предполагает, что уровни от Кораллового и выше просто ещё не сформированы и будут утверждаться по мере того, как всё большее число сообществ будет развиваться до уровня этих мемов.

Краткая характеристика: Системно-интегративный

Время появления: 1950-е

Описание: «Выражается в удовлетворении личных желаний, но избегая вреда другим, так, чтобы польза была всем, а не только себе лично»

Бирюзовый

Краткая характеристика: Холистический

Время появления: 1970-е

Описание: интегративная система, соединяющая в себе личные интересы, необходимые для организма, с интересами сообществ, частью которых человек является. Эта теория находится в стадии формирования.

Дальнейшее развитие.

Цветовая система была добавлена в 1970-м в качестве графического элемента для иллюстрации учебных материалов использованных Кованом и Беком. Термин VМем был введён Беком и Кованом в «Спиральной Динамике», где языковой язык заменил изначальную терминологию Грэйвз. Они определили вехи пути перехода между уровнями. Оригинальная теория Грэйвз использует модель двойной спирали чтобы показать взаимосвязанность индивидуального восприятия жизненных условий с нейрональными системами, производящими уровень психологического существования. Эта двойная спираль двух взаимодействующих сил соответствует спирали в Спиральной Динамике.

После того, как их книга была издана, Бек и Кован преподавали свою теорию в рамках двух курсов, SDI и SDII. Официально их совместная работа была прекращена в 1999-м году. После этого оба продолжили преподавать учебные курсы различных типов, так же как и проводить консультационную работу. Бек потратил несколько лет, применяя теорию Спиральной Динамики, в ходе работы с отдельными людьми и группами в Южной Африке, участвуя в деконструкции Апартеида, за что он удостоился награды от штата Техас. Бек продолжил приспосабливать свои курсы, используя эту модель как в бизнесе, так и в политике.

Бек и Кен Уилбер (с его интегральной теорией) заинтересовались работами друг друга, в результате чего Бек разработал свою ветвь спиральной динамики, которую он назвал Интегральной Спиральной Динамикой. Эта версия теории использует интегральные идеи, такие как Четыре Квадранта. Также Бек связан с духовным учителем, Эндрю Коэном. Это сотрудничество ещё обещает дать определённые организационные и социальные плоды.

Кован не присоединяется к этим разработкам и продвигает версию теории, которую он описывает как остающуюся более близкой к оригинальным исследованиям Клэр Грэйвз и развивающую их. Он продолжает использовать термин «Спиральная Динамика» чтобы описать свою работу с тех пор как он её создал совместно с Беком. Со своей помощницей, Наташей Тодорович, он предпринял работу в объединении Спиральной Динамики с НЛП и другими моделями, и в развитии корпоративной стратегии и практических применений. Он также предложил дополнительный VМем второго яруса - Коралловый, который имеет дело с развитием способностей сознания.

Патологии

Согласно Дону Беку и Кену Уилберу, каждый VМем имеет как «здоровую», так и «нездоровую» версии. Патологии иногда называются «низкими», например «Низкий Зелёный VМем» (НЗМ), или «Низкий Оранжевый VМем» (НОМ). Например, НОМ характеризуется крайностями капитализма, такими как эксплуатация, экологическая катастрофа и общий недостаток этики и чувствительности, тогда как НЗМ имеет внутренние противоречия такие как анти-иерархичность, анти-соревновательность и т. д.

Кован возражает, что нет никаких достоверных доказательств существования Низкого Зелёного VМема, и что это - искажение теории. Хотя он и признаёт вышеупомянутые проблемы, Кован утверждает, что они точно так же существуют и в других ценностных системах, так что отнесение их только к Зелёному VМему слишком всё упрощает. Он считает, что термин «низкий» не подходит и искажает теорию, тогда как более уместно пользоваться терминами адаптации и дезадаптации, эффективности и неэффективности. Психопатология потенциально существует на всех уровнях и является другим измерением.

Тодорович предлагает данные и анализ, ведущий к выводу, что гипотеза о существовании НЗМ противоречит данным. Тодорович далее заключает, что НЗМ является «ошибкой анализа», основанной на ряде неправильных представлений о спиральной динамике, давая «ошибочный алармистский сигнал», и относит НЗМ к вредной «форме спирального фундаментализма».

Критика Спиральной Динамики

Критики указывают, что выводы, которые следуют из этой модели, относятся не только к личностному развитию, но и к политике, и хотя терминология теории имеет отношение больше к самосознанию, практические применения этой модели могут носить скорее элитаристский и авторитарный характер. В своей работе по этому вопросу, Бек подчёркивает, что одной из характеристик индивидуумов «второго яруса», так называемых «Спиральных Мудрецов», является их способность принимать наилучшие решения для всех сторон и приводить к согласию со своими методами на более низких уровнях, используя резонирующие термины и идеи. В дополнение к общей и частной теории развития, Спиральная Динамика даёт подробные советы таким «Мудрецам» как для консенсусного, так и для не-консенсусного управления индивидуумами «низшего яруса». Один из критиков Спиральной Динамики, Майкл Бауэнс, утверждает, что некоторые концепции того, что называется «вторым ярусом», имеют сходство с ницшеанской идеей Сверхчеловека. Соавтор Бека Кован публично отмежевался от идей, которые сейчас продвигает его экс-партнёр Бек в сотрудничестве с Кеном Уилбером.

Добавление: интерпретация мемов от Кена Уилбера.

Алый (он же фиолетовый) (эгоцентрический, магический). Начинается около 50000 лет назад, и является обозначением для эгоцентрического, магического миропонимания, и импульсивности. Оно выражается в магизме/анимизме, культе духов предков и тому подобном. Маленькие дети первоначально имеют алое миропонимание. Алый уровень при всех линиях развития является исходным, что называется «круги своя» для всех новых задач. Эмоции и миропонимание алого уровня могут быть видны в таких культурных феноменах как комиксы и фильмы, посвящённые супергероям.

Красный (от эго- до этноцентрического, эгоистическое): Красный уровень начался ок. 10000 лет назад и является маркером эгоцентрических систем, основанных на силе, где «сила всегда права», где правит агрессия, и где возможность понять другого человека, встать на его место очень ограничена. Красные импульсы классически можно видеть в средних классах школы и вначале старших классов, где быкование, дразнение и тому подобное – являются нормой. Культурно красные мотивации могут быть видны в соревнованиях по Борьбе без правил, которые не имеют фиксированных правил (фиксированные правила приходят на следующем уровне, янтарном), в подростковом бунтарстве и в фильмах, которые всё это обслуживают (например, «Форсаж»), гангстерские банды (где сильный правит слабым) и тому подобное.

Янтарный (то бишь синий) (этноцентрический, мифический): Янтарный уровень начался около 5000 лет назад и характеризует традиционалистское и мифическое по природе миропонимание – и мифические мировоззрения почти всегда абсолютистские (эта стадия часто зовётся абсолютистской). Вместо правила «сила всегда права» янтарная этика более ориентирована на группу, но сугубо и только на «мою» группу. Дети средних и старших классов обычно демонстрируют янтарные мотивации чтобы вписаться в группу. Янтарная этика помогает контролировать импульсивность и нарциссизм красной. Культурно, янтарное миропонимание представлено в виде фундаментализма (мой Бог прав не смотря ни на что); крайнего патриотизма (моя страна права не смотря ни на что); и этноцентризма (мой народ прав не смотря ни на что).

Оранжевый (мироцентрический, рациональный): Оранжевый уровень начинается около 500 лет назад, в период, известный как Эпоха Просвещения. В оранжевом мировосприятии, индивид начинает отходить от янтарного конформизма, что делает взгляды на собственную религию, нацию или племя более гибкими. Оранжевое мировоззрение часто начинает возникать в последних классах школы, в колледже и во взрослой жизни. Культурно оранжевое мировоззрение представляет понимание, что «истина – это не то, что даётся, это то, что должно быть открыто самостоятельно», оно стимулирует стремительное развитие науки и формальной рациональности. Оранжевая этика уже охватывает всех людей – «мы считаем самоочевидной истиной то, что все люди созданы равными…». Объективизм Айна Рэнда, Билль о Правах США, и многие законы, призванные защитить индивидуальную свободу – всё это есть продукт оранжевого миропонимания.

Зелёный (мироцентрический, плюралистический): Зелёный уровень начинается примерно 150 лет назад, хотя в полное своё выражение он приходит в 1960-х. Зелёные мировоззрения характеризуются плюрализмом, или способностью видеть, что существует множество способов видеть реальность. Если оранжевый видит универсальные истины («Все люди созданы равными»), зелёный видит множество универсальных истин – разные вселенные для разных культур. Зелёная этика продолжает и радикально расширяет тенденцию к охвату всех людей. Зелёное утверждение будет звучать так: «мы считаем самоочевидной истиной то, что все люди созданы равными независимо от расы, пола, класса…». Зелёная этика породила гражданские права, феминизм, движение за права геев, движение в защиту окружающей среды.

Многоплановое вИдение зелёного миропонимания даёт возможность для большего сострадания, идеализма, участия в его здоровой форме. Такие качества можно видеть в таких организациях как Сьерра-клуб, Международная Амнистия, Союз неравнодушных учёных, Врачи без границ. В своей нездоровой форме зелёное мировоззрение может привести к крайнему релятивизму, где все верования считаются одинаково относительными и одинаково верными, что в свою очередь может привести к нигилизму, нарциссизму, иронизму и бессмысленности, представленных у многих современных интеллектуалов, учёных и законодателей моды… не говоря о других «потерянных» поколениях.

Второй ярус:

Канареечный (жёлтый) (от мироцентрического до «космоцентрического», интегральный): Жёлтый мем обозначает начало интегрального миропонимания, в котором плюрализм и релятивизм превзойдены и включены в большее системное целое. Переход от зелёного к жёлтому также известен как переход от ценностей первого яруса к ценностям второго. Самая бросающаяся в глаза разница состоит в том, что каждый уровень первого яруса полагает свои ценности единственно верными, тогда как второй ярус осознаёт важность всех предыдущих стадий развития. Таким образом, жёлтое миропонимание отдаёт должное прозрениям зелёного уровня, но помещает его в более глубокий контекст что позволяет создавать здоровые иерархии и здоровое различение ценностных систем.

Возможно более важно то, что жёлтое мировоззрение начинает видеть процесс развития как таковой, признавая что каждая из предыдущих стадий (от фиолетовой до зелёной) играет важную роль в человеческом опыте. Жёлтое сознание видит что каждая из предыдущих стадий открывает какую-либо важную истину и собирает эти истины вместе, интегрируя их без попыток переделать их под себя, но и без крайнего культурного релятивизма («все равны»). Жёлтое миропонимание не просто видит все точки зрения (как зелёный уровень) – оно может отдать им должное, но одновременно и критически оценить их.

Бирюзовый («космоцентрический», интегральный): бирюзовый уровень – это прерогатива интегрального вИдения, при котором человек не только может видеть здоровую иерархию, но также различные квадранты человеческого знания, выражения и запросов (как минимум: я, мы и это). В то время как жёлтое мировоззрение всё ещё «мирское», бирюзовый уровень впервые начинает включать в себя Дух как действующую силу в мире (воплощающуюся посредством какого-либо или всех трёх лиц Бога – «я» — «бессамостность» или «свидетель» Буддизма; «мы/ты» — «великий Другой» Христианства, Иудаизма, Индуизма, Ислама и т.д.; или «это» — «Сеть Жизни», которую можно видеть в Даосизме, Пантеизме и т.д.).

Привожу здесь также перевод ещё одного описания Спиральной Динамики, данное Уилбером.

КУ: В Интегральной Психологии я представляю главы, которые суммируют более ста психологов развития, восточных и западных, древних и относящихся к эпохе модерна и пост-модерна. Спиральная Динамика – только одна из этих ста, но я пользуюсь ей из-за её простоты и ясности, даже для начинающих. Основанная на широких исследованиях начатых Клэр Грейвз, Спиральная Динамика (развитая Доном Беком и Кристофером Кованом) рассматривает человека развивающимся через восемь основных волн сознания. Для удобства, я приведу краткое их описание

СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА И ВОЛНЫ СОЗНАНИЯ

Первые шесть уровней это уровни «прожиточного минимума», обозначенные как «мышление первого уровня». Далее наблюдается революционный сдвиг в сознании: возникновение «бытийного уровня» или «мышления второго уровня», где имеются две основные волны. Ниже приведено краткое описание этих восьми волн, процент от населения и социальная власть, которую держит эта часть населения.

  1. Бежевый: Архаический-инстинктивный. Уровень базового выживания; еда, вода, тепло, секс и безопасность имеют приоритет. Самосознание едва различимо. Такие люди сбиваются в выживальческие стада.

    Где можно наблюдать: Первые человеческие сообщества, новорождённые, очень старые люди, поздняя стадия синдрома Альцгеймера, душевнобольные бездомные, голодающие массы, контуженные. Примерно 0,1% взрослого населения, 0% власти.

  2. Пурпурный: Магический-анимистический. Мышление анимистично; магические духи, плохое и хорошее, закапывают свои благословения в землю, заклятия определяют события. Такие люди формируют этнические племена. Духи предков связывают племя воедино. Политические связи определяются родством и происхождением. Звучит «холистично», но на деле атомистично: «есть имя у каждого изгиба реки, но нет имени у реки в целом».

    Где можно наблюдать: Верящие в заклятия Вуду, клятву на крови, древние проклятия, чары на удачу, семейные ритуалы, этническая магия и суеверия; сильно в странах третьего мира, в бандах, спортивных командах и корпоративных «племенах». 10% населения, 1% власти.

  3. Красный: Сильные боги. Первое возникновение отделения «я» от племени; мощный, импульсивный, эгоцентричный, героический. Магико-мифические духи, драконы, твари и могущественные люди. Архетипические боги и богини, могущественные существа, силы с которыми нужно считаться, и хорошие и плохие. Феодальные лорды защищают подданных в обмен на повиновение и труд. Основа феодальных империй – сила и слава. Мир это джунгли, полные опасностей и хищников. Завоеватели, хитрые и сильные; брать от жизни всё что хочешь без сожаления и раскаяния; быть здесь и сейчас.

Где можно наблюдать: «Бонни и Клайд», бунтующая молодёжь, менталитет фронтира, феодальные королевства, эпические герои, джеймсбондовские злодеи, лидеры банд, солдаты удачи, нью-эйджевский нарциссизм, звёзды дикого рока, Атилла-гун, «Повелитель мух». 20% населения, 5% власти.

  1. Синий: Мифический порядок. Жизнь имеет значение, анправление и цель, с результатами, определёнными всемогущим Другим или Порядком. Этот единственно верный Порядок внедряет кодекс поведения, основанный на абсолютистских и безвариантных принципах «правильного» и «ошибочного». Нарушение этого кодекса влечёт за собой суровое, возможно вечное наказание. Следование кодексу щедро вознаграждается. Основа древних наций. Жёсткая социальная иерархия; патернализм; один верный путь и только один верный способ мыслить обо всём. Закон и порядок; импульсивность контролируется через вину; буквальная и фундаменталистская вера; повиновение правилам и Порядку; следование общепринятому, конформизм. Часто – «религиозный» и «мифический» [в смысле участия в мифе; Грейвз и Бек ссылаются на это как на уровень «святости/абсолютизма»], но Порядок или Миссия может быть и секулярным или атеистическим.

    Где можно наблюдать: Пуританская Америка, Конфуцианский Китай, Англия Диккенса, Сингапурский порядок, тоталитаризм, кодексы рыцарства и чести, Whereseen: PuritanAmerica, ConfucianChina, DickensianEngland, Singaporediscipline, totalitarianism, codesofchivalryandhonor, благотворительность, религиозный фундаментализм (например, христианский и исламский), скаутская организация, «моральное большинство», патриотизм. 40% населения, 30% власти.

  1. Оранжевый: Научные достижения. На этой волне самость уходит от стадной психологии синего мема, и ищет истины и значения в индивидуалистических терминах – гипотетически-дедуктивных, эмпирических, объективистских, механистических, операционистских – «научных» в обычном смысле слова. Мир рациональная и хорошо смазанная машина с естественными законами которые могут быть изучены, освоены и использованы для целей человека. Ориентирован на достижения, особенно (в США) на материальную выгоду. Законы науки управляют политикой, экономикой и человеческой жизнью. Мир это шахматная доска на которой игры ведутся победителями, а проигравшие оказываются на обочине. Торговые союзы; управление ресурсами планеты ради стратегической выгоды. Основа корпоративных государств.

    Где можно наблюдать: Просвещение, «Атлант расправил плечи» Айна Рэнда, Уолл Стрит, возникновение среднего класса по всему миру, индустрия косметики, трофейная охота, колониализм, холодная война, индустрия моды, материализм, светский гуманизм, либеральный эгоизм. 30% населения, 50% власти.

    1. Зелёный: Чувствительная самость. Коммунитарность, человеческие связи, экологическая чувствительность, сети. Человеческий дух должен быть свободен от жадности, догм и разногласий; чувства и забота приходят на смену холодной рациональности, лелея Землю, Гею, жизнь. Против иерархии, создает горизонтальные связи и единство. Проницаемое я, относительное я, групповая взаимосвязанность. Акцент на диалоге, отношениях. Основа ценностных общин (то есть, свободно избранной принадлежности, основанной на общих настроениях). Принимает решения на основе примирения и консенсуса (обратная сторона: бесконечная «обработка» и неспособность принимать решения). Обновление духовности, гармония, обогащение человеческого потенциала. Сильно эгалитарный, анти-иерархичный, плюралистический, социальное конструирование реальности, разнообразие, мультикультурализм, релятивистские системы ценностей; это мировоззрение часто называют плюралистическим релятивизмом. Субъективное, нелинейное мышление; показывает большую степень сердечности, чуткости и заботы, для Земли и всех ее обитателей.

Где можно наблюдать: Глубинная психология, постмодернизм, голландский идеализм, психотерапия Карла Роджерса, канадская система здравоохранения, гуманистическая психология, теология освобождения, Всемирный совет церквей, Гринпис, права животных, экофеминизм, пост-колониализм, Фуко / Деррида, политкорректность, движения разнообразия, вопросы прав человека, экопсихология. 10% населения, 15% власти. [Примечание: это 10% от мирового населения. Дон Бек оценивает, что около 20-25% американского населения — зелёное.]

С зевершением зелёного мема человеческое сознание претерпевает квантовый скачок на «мышление второго уровня». Клэр Грейвз называет это «важным прыжком», в котором «пересекается пропасть невероятной глубины значения». В сущности, при сознании второго уровня человек может мыслить и вертикально и горизонтально, используя как иерархии, так и гетерархии (как ранжирование так и горизонтальные связи). Поэтому здесь человек может впервые живо охватить весь спектр внутреннего развития и таким образом увидеть что каждый уровень, каждый мем, каждая волная крайне важна для здоровья всей Спирали.

Как я бы это назвал, каждая волна здесь превзойдена и включена. То есть, каждая волна идёт впереди своего предшественника и всё же включает или охватывает его в своей собственной структуре. Например, клетка превосходит но включает молекулы, которые превосходят но включают атомы. Сказать что молекула выходит за рамки атомов не значит сказать что молекулы ненавидят атомы, но что они любят их: они обнимают их в собственной структуре, включают их в себя, не отвергают их. Только так, каждая волна существования является фундаментальной составляющей всех последующих волн.

Более того, каждая волна может сама по себе быть активирована или дезактивирована определёнными жизненными обстоятельствами. В экстремальных ситуациях мы можем активировать красные силы; в ответ хаосу, мы можем нуждаться в синем порядке; в поиске новой работы, нам может понадобиться оранжевая направленность на достижения; в семейной жизни и с друзьями нужны зелёные связи. Все эти мемы вносят свой важный вклад.

Но каждый мем первого уровня сам по себе неполноценен в том смысле, что он не ценит другие мемы. Каждый из мемов первого уровня думает что его мировосприятие правильное и лучшее. Если ему бросается вызов, он реагирует негативно; он атакует, используя свои инструменты, при любой угрозе. Синий порядок очень не любит красную импульсивность и оранжевый индивидуализм. Оранжевый индивидуализм думает что синий порядок – для быдла, а зелёный эгалитаризм для слабаков. Зелёный эгалитаризм не может легко следовать совершенству и ценностным иерархиям, большим картинам, иерархиям или всему что выглядит как авторитаризм, и таким образом зелёный болезненно реагирует на синий, оранжевый мемы и на мемы второго уровня.

Всё это меняется на втором уровне мышления. Поскольку сознание второго уровня полностью осознаёт стадии внутреннего развития – даже если оно не может это сформулировать в технически чётком виде – и отступает на шаг, охватывая целостную картину, и таким образом мышление второго уровня ценит роль, играемую каждым мемом. Мышление второго уровня думает в терминах целостной спирали бытия, а не только в терминах какого-либо одного уровня.

Где зелёный мем начинает охватывать многочисленные различные системы и плюралистические контексты, существующие в различных культурах (вот почему это действительно чувствительная самость, т.е чувствительная к отвержению других), мышление второго уровня делает ещё один шаг дальше. Оно ищет контексты, объединяющие эти разнородные системы, и таким образом оно собирает эти отдельные системы и начинает обнимать, включать и интегрировать их в единую спираль и интегральную взаимосвязанность. Мышление второго уровня, другими словами, переходит от релятивизма к холизму, от плюрализма к интегрализму.

Широкие исследования, проведённые Грейвз, Беком и Кованом, показывают что есть как минимум две основные волны в этом сознании второго уровня:

  1. Жёлтый: объединяющий. Жизнь это калейдоскоп естественных иерархий [холархий], систем и форм. Гибкость, спонтанность и функциональность имеет наивысший приоритет. Различия и множественность могут быть объединены во взаимозависимые, естественные потоки. Эгалитарность дополняется естественными степенями ранжирования и мастерства. Знание и компетентность превосходят силу, статус или групповые инстинкты. Преобладающий мировой порядок это результат существования разных уровней реальности (мемов) и разнообразных паттернов движения вверх и вниз по динамической спирали. Хорошее управление способствует возникновению сущностей сквозь уровни возрастания сложности (вложенная иерархия). 1% населения, 5% власти.
  2. Бирюзовый: холистический. Вселенская холистическая система, холоны/волны интегративных энергий; чувство единства и знание; множественные уровни связанные в одну систему Сознания. Вселенский порядок, но в живом, осознающем смысле, не основанный на внешних правилах (как в синем меме) или групповых связях (как в зелёном). «Великое объединение» [«теория всего»] — возможно, в теории и в действительности. Иногда включает возникновение новой духовности как сетевой структуры бытия. Бирюзовое мышление использует всю Спираль; видит множественные уровни взаимодействия; фиксирует гармоники, мистические силы и проникающие потоки-состояния, пронизывающие любую организацию. 0,1% населения, 1% власти.

    Сознание второго уровня относительно редко (2 % от населения и 0,1 % для бирюзового мема), поскольку сейчас это передний край коллективной человеческой эволюции. В качестве примеров, Бек и Кован упоминают ноосферу Тейяра де Шардена, теории хаоса и сложности, универсальные системы мысли, интегральные холистические теории, плюралистическая интеграция Ганди и Манделы. Частота таких проявлений всё возрастает и возможно появление даже более высоких мемов.

В XX веке появилось несколько теорий, которые описывали эволюцию человеческого сознания. Среди них - спиральная динамика Грейвза. Эта теория смогла наиболее полно описать ступеньки эволюции людей и общества. Принципиальным отличием данного учения является холический подход - новый этап человеческого развития представляется, как очередной уровень холархии, который включает в себя предыдущий.

Клэр Грейвз - кто он?

Американский ученый и профессор психологии был учеником Абрахама Маслоу. В 1952 году он начал проводить исследование с целью извлечь смысл из существующих научных концепций, объясняющих поведение человека. На протяжении более 15 лет Грейвз изучал процесс смены ценностей в обществе. Ученый не задавал вопрос: «Почему происходит именно так?» Его интересовало как все происходит.

Профессор психологии выбрал область поведения человека, в которой существовали разногласия и множество научных точек зрения. В качестве основания им была выбрана «концепция психически здорового человека». Ученого интересовало не столько содержание существующих концепций, сколько факт взаимодействия их друг с другом. Свои «опыты» Грейвз проводил на студентах. В течение 8-ми лет он собирал научные данные, после чего обрабатывал их и связывал между собой. Спиральная динамика Грейвза совсем скоро стала известна в научных кругах. Позже у этой теории появились последователи: Крис Коуэн, Кен Уилбер, Дон Бек.

Спиральная динамика

Во многих теориях 20-го века описывается, что человек в своем развитии проходит через определенные этапы. Многие люди успешно преодолевают стадии, переходя на очередную ступеньку развития. Другие же - «застревают».

Теория спиральной динамики Грейвза описывает уровни человеческого развития через ценностные комплексы, включающие веру, моральные принципы, культурные идеи, возникающие в процессе социокультурной эволюции. Теория Грейвза утверждает, что высшие уровни общественного и человеческого развития включают низшие - предыдущие.

Тест

Свой эксперимент ученый проводил следующим образом. Он формировал группы из студентов, каждой из которых предлагалось защитить свою концепцию. Все свои мысли студенты излагали на бумаге, подробно описывая, почему придерживались выбранного направления.

На третьем этапе ученый проводил личные беседы с участниками эксперимента, обсуждая, под влиянием чего менялось их мнение. Записки студентов он показывал независимым экспертам, чтобы «классифицировать» результат работы.

Итоги проведенного теста оказались непредсказуемыми. В первых исследованиях участники эксперимента попадали в категорию «жертвы». Они перестраивали себя, свое поведение, приспосабливаясь к окружающему миру. На втором этапе их отношение к происходящему менялось. Студенты соглашались жертвовать, чтобы получить желаемое прямо сейчас. На третьем этапе они пытались выразиться любыми способами (расчетливо - за счет других). И наконец, участники эксперимента старались утвердиться с помощью собственных сил - не за счет других людей.

Это был первый тест спиральной динамики Грейвза. В начале 60-х годов ученый провел еще несколько экспериментов с более широким кругом участников. В результате ему удалось выделить еще несколько категорий концепции поведения «здоровой личности». В конечном итоге было выделено 8 основных уровней Грейвза. Спиральная динамика ученого - это основа ценностей земного мира. Легендарные идеи профессора психологии продолжают развиваться современными учеными.

Уровни

Теория спиральной динамики клера Уильяма Грейвза описывает 8 уровней человеческого развития, которые располагаются в определенном порядке: по мере возникновения у человека новых вопросов в процессе его развития.

На верхней ступеньке находятся мемы высшего порядка - vMeme. Каждый мем представляет систему определенных ценностей, которой присущи религиозные убеждения, организационная динамика, социальные группирования, цели. Модель является иерархической: мемы располагаются в ней в порядке нарастания их сложностей. В настоящее время существует 8 уровней холархии.

  1. Выживание - бежевый цвет.
  2. Племенное мышление - фиолетовый.
  3. Боги силы - красный цвет.
  4. Сила правды - синий.
  5. Жажда успеха - оранжевый цвет.
  6. Круговой - зеленый.
  7. Интригующий - желтый.
  8. Модернизаторский - бирюзовый.

Бежевый

В спиральной динамике Грейвза этот цвет олицетворяет инстинктивное мышление. Начальный уровень ученый назвал «Выживанием». Здесь у человека на первом месте выступают инстинктивные желания. Он стремится по максимуму удовлетворить свои физические потребности. Социальная организация этого этапа представлена небольшими племенными группами, в которых практически отсутствует этика. В современном мире ярким тому примером являются новорожденные и очень пожилые люди. Чтобы перейти на новый уровень, человеку необходимо признать в себе личность.

На этапе «Выживания» «застревают» люди с проблемами умственного развития и с полной диссоциацией.

Фиолетовый

Второй уровень спиральной динамики Клэра Грейвза носит название «Духи предков». Фиолетовый цвет соответствует анимистическому, племенному, приземленному мышлению. Человек здесь стремится к социальной стабильности. Он не понимает множества происходящих вокруг него процессов, поэтому старается защититься от них. Ему кажется, что жизнь в племени является единственной правильной и безопасной формой существования. Человек на этом уровне отстаивает интересы группы. Кровные связи между людьми здесь очень крепки. Сильную власть имеют вожди и шаманы.

Предпосылками к переходу на более высокий уровень становятся появление доминантного эго и выделение личности, которая оказывается сильнее группы.

Примером людей, задержавшихся на втором уровне, являются многие племена Африки.

Красный и синий

Третий уровень существования «окрашен» в красный цвет. В спиральной динамике Клера Грейвза его именуют «Богами силы». На данном этапе начинает проявляется индивидуализм человека. И часто это происходит в грубой форме. Здесь наблюдается жесткий авторитаризм, развивается рабовладельчество. Власть принадлежит одному лидеру, который убежден, что практически все люди ленивы, поэтому их нужно принуждать к работе. При этом лидер пытается подавить в себе человеческие эмоции. На этом уровне правда - «за сильным».

В современном мире яркими примерами служат бандитские группировки, африканские королевства.

Чтобы покинуть «Красный» уровень, человек должен признать власть морали, начать заниматься поисками жизненных целей и смысла своего существования.

Четвертый уровень развития спиральной динамики Грейвза имеет синий оттенок. Его называют «силой правды». Именно на этом этапе человек начинает понимать, что жизнь состоит не только из удовольствий; люди живут в соответствии с определенными правилами. Чтобы долго и мирно прожить на земле, нужно соблюдать эти правила. У людей на данном уровне развития преобладает патриотическое мышление; они готовы жертвовать во имя высшей цели. У этой группы преобладает религиозная этика.

Многие люди благополучно живут на данном уровне и не пытаются переходить на следующий. Примерами служат исламские государства, конфуцианские семьи, пуританские американские штаты.

Для перехода на следующий уровень требуется искать счастье в жизни, выбирая лучший путь из многочисленных альтернатив.

Оранжевый

Пятый уровень существования называется «Жажда успеха». Ему соответствует оранжевый оттенок. На этом этапе человек пытается постичь тайны мира, чтобы овладеть им. Но это проявляется не в грубой форме, характерной для предыдущих этапов. Человек считает, что вершин достигает только тот, кто этого действительно заслужил. Оранжевых людей можно назвать догматиками. Но при этом они прагматичны.

Существуют примеры существования таких групп в современном мире - американские и западноевропейские капиталисты.

Предпосылкой к переходу на новый уровень становится обнаружение, что материальные блага не приносят счастья и внутреннего удовлетворения; возникают чувства недовольства конкуренцией и неравенством.

Зеленый и желтый

Шестой уровень существования в спиральной динамике Грейвза носит название «Круговая». Он «окрашен» в зеленый цвет. Здесь главными ценностями для человека становятся отношения с другими людьми, а также с внутренним «Я». На этом этапе люди меньше заботятся о материальных потребностях и власти, желая испытывать любовь и ощущать внимание со стороны других людей. Человек готов принимать принципы, которые окружающие считают правильными и полезными.

Этика шестого уровня существования: законы важны и они должны обеспечивать благосостояние большинства людей.

Переход на новый уровень возможен при условии конкурирования с системами, которые несут меньше соцобязательств.

Желтый - это седьмой уровень бытия. Грейвз утверждает, что именно на этом этапе человек становится общественным индивидуумом и теряет свою конкурентность. Он начинает понимать и ощущать, что многие происходящие процессы зависят от влияния Вселенной. Человек начинает системно выстраивать мир, используя знания, накопленные в предыдущих уровнях развития. На «желтом» уровне люди признают ценность хаоса. На первом месте у человека стоит эффективность системы.

Предпосылки для перехода на последний уровень развития - это поиск порядка в хаосе, стремление соединить духовное и физическое.

Бирюзовый

Последнему этапу теории Грейвза соответствует синергетическое мышление. Человек способен увидеть недостатки предыдущих уровней и интегрировать их в единое целое. В ХХ веке представителей бирюзового уровня было немного. В XXI веке их стало значительно больше. Человек стал в большей степени интересоваться проблемами глобального выживания. Люди приступили к исследованию своих внутренних миров.

По оценке большинства ученых, около 10% населения занимают «фиолетовый» уровень; 20% - это представители «красного» этапа. 40% населения «застряли» на «синем» уровне. Оставшиеся 30% - на «оранжевом», «зеленом», «желтом» этапах.

Тест спиральной динамики Грейвза доказывает, что переход на новый уровень - это не неизбежный процесс. Некоторые группы могут «застрять» на каком-либо этапе. Например, корпорация всегда остается на «синем» уровне. Переход на «оранжевый» этап может завершиться для нее банкротством.

Теорию спиральной динамики можно применять на практике. Например, ее можно использовать для конкретной фирмы, чтобы оценить ее работу.

Книги

Теория спиральной динамики Грейвза развивалась его последователями - Д. Беку и К. Кованом. Они выпустили совместную работу «Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI века». На несколько языков, в том числе русский, переведена данная книга. Спиральная динамика Клэра Грейвза подробно расписана на страницах литературного издания. Следует отметить, что теорию Грейвза ставят в один ряд с теориями систем и хаоса.

Теорий эволюции человеческого общества было создано немало, однако до сих пор ни одна из них не претендует на то, чтобы стать общепринятой. Причина в том, что ни одна из них исчерпывающим образом (или хотя бы близко к тому) так и не смогла объяснить природу социальных процессов. В этом заключается их сходство, а что касается различий, то здесь мы сталкиваемся с исключительно богатым выбором — теорий и идей на этот счет так много, что в этом они могут конкурировать лишь с философскими теориями обоснования смысла человеческого бытия.

Значит ли все это, что все теории социальной эволюции, по причине исключительного многообразия социальных процессов и наличия множества разных и неожиданных факторов на них влияющих, априори обречены на провал? Может и так, но более очевидно здесь другое: пока человеческое общество развивается и существует, будут продолжаться и попытки найти общие для всех законы развития.

В этой статье мы расскажем вам об одной из таких теорий, которая на фоне других отличается изрядной оригинальностью, а также претендует на то, чтобы на самом деле объять необъятное и довольно простым способом объяснить то, что никому не удавалось.

Итак, встречайте — Теория Спиральной Динамики развития человеческих обществ.

Теория спиральной динамики довольно исчерпывающим образом изложена в одноименной книге 1996 года Дона Бека и Криса Кована (уже переведена на русский язык), которую мы настоятельно рекомендуем к прочтению, и представляет из себя творческое осмысление другой оригинальной теории, известной под названием «теория эмерджентных циклических уровней существования» профессора психологии из США Клера Уильяма Грейвза.

Уильям Грейвз

Теория увидела свет еще в 60-е годы прошлого века, и основная ее идея заключалась в том, что развитие систем мировоззрения в общественных системах идет по двойной спирали, где одна представляет из себя совокупность всех внешних условий существования — как отдельных людей, так и социума в целом, тогда как другая определяется психологическим состоянием индивидов в конкретном обществе, их представлениями об окружающем их мире и последующим видением этого мира.

Дон Бек

Из взаимодействия этих двух основных факторов происходили устойчивые во времени условия существования и способы мышления, которые и формировали текущую модель общества и условия для его дальнейшего развития.

Теория Спиральной Динамики.

Теория спиральной динамики базируется на следующих положениях:

— природа сознания человека не является чем-то незыблемым и определенным раз и навсегда, люди находятся в постоянно меняющихся условиях существования, к которым вынуждены приспосабливаться, и этот процесс обязательно проходит через создание новых идей — концепций, описывающих окружающий мир, при этом новые представления о мире всегда превосходят предыдущие.

— эти концептуальные модели мира, присущие отдельным членам общества всегда организованы вокруг общих для многих членов социума систем ценностей, которые были названы авторами теории V-Мемами.

V-Мем — это своего рода коллективный разум, который основан на комбинации основополагающих для данного сообщества ценностей и присущ и отдельным индивидам, и обществу в целом.

— в системе спиральной динамики V-Мемы представляют из себя социальные идеи, общие для всех обычаи и традиции, привычки, общепринятыемодели поведения, культурные проявления данного социума и т.п.

Интересная отличительное свойство V-Мемов — это их способность к самоорганизации и саморазвитию. Это свойство означает, что они способны изменяться во времени сами по себе, хотя и в тесной связи с меняющимися социальными тенденциями.

— V-Мемы — это доминирующие тенденция сознания как отдельных членов общества, так и самого общества в целом. Этих тенденций в системе спиральной динамики полагается две — сознание типа «Я» и сознание типа «МЫ».

*Буква V, которая находится в начале слова происходит от английского слова «value», что означает «ценность».

При варианте сознания типа «Я» большинство членов общества воспринимают себя как индивидуальность, интересы которой всегда выше общественных.

В варианте сознания типа «МЫ» доминирующим является осознание себя как члена группы или социума, и в этом случае интересы группы в общественном сознании являются превалирующими.

Разумеется, здесь необходимо четко понимать, что речь идет именно о доминирующих общественных установках или тенденциях, по отдельности же в любом обществе всегда представлены индивиды и даже группы, придерживающиеся разных тенденций поведения.

Этапы развития обществ — уровни спирали.

В системе спиральной динамики различные уровни развития обществ традиционно представлены разными цветами, а в основе такого разделения, как говорят нам авторы теории, лежит простая случайность. Читая лекции, Бек и Кован для собственного удобства помечали слайды о доминирующих уровнях общественного сознания разными цветами, которые впоследствии и были выбраны для обозначения этих уровней.

1 Уровень — Бежевый.

Человеческое общество существует очень давно, и в первобытные времена (примерно 100 000 лет назад) человек практически ничем не отличался от животного. Условия жизни были таковы, что главным и естественным жизненным ориентиром было физическое выживание.

Это уровень общественного сознания по типу «Я», и личное выживание здесь стоит на первом месте.

Психология индивида полностью зависима от трудных условий существования, это удовлетворение неотложных физиологических нужд посредством инстинктов. Психология уровня базируется на противопоставлении человека и враждебного окружающего мира, в котором следует выживать любой ценой. Убийство себе подобных ради выживания в таком мире обычная вещь, иногда это убийство совершается только для того, чтобы просто съесть другого.

По мере изменения внешних условий существования ориентация сознания постепенно меняется и переходит на следующий уровень.

2 Уровень — Фиолетовый.

Это уровень с коллективным V-Мемом сознания по типу «МЫ».

Окружающий мир в общественном сознании все еще крайне опасен и, помимо естественных врагов — других племен, болезней, диких животных, он населен различными духами и существами, большинство из которых также не несут человеку ничего хорошего.

В этот период племя (как группа) несет в себе главный потенциал для выживания и в соответствии с этим является превалирующей ценностью. Племя имеет большее значение, чем каждый из его членов сам по себе.

Такого рода сообщества до сих пор существуют в труднодоступных местах нашей планеты, например, в джунглях Амазонки и Индонезии, а ученые имеют возможность их изучения. Известно, что одно из самых ужасных наказаний в таком сообществе — изгнание из племени.

Главный мотив подобной культуры — физическое выживание, но на более высоком уровне, чем предыдущий. Более высокий уровень означает, что шансы на выживание здесь куда выше, чем у одиночки. Вместе людям удобнее охотиться, отражать натиск врагов, на этом же уровне возникают первые социальные отношения, социальные правила и коллективные воззрения на окружающий мир.

При рассмотрении уровней необходимо четко понимать, что их психология присуща не только тем сообществам, к которым они изначально отнесены. Элементы психологии примитивных сообществ могут встречаться на любых уровнях развития. Это очень свойственно примитивным группам — подростки, уголовники. Вспомните, как подростки часто воспринимают человека, переходящего в другую школу — о нем говорят как об изгнаннике или даже как о предателе.

3 Уровень — Красный.

Примерно 7 000 лет назад с появлением земледелия постепенно возникают и новые условия для существования — люди переходят на оседлый уровень жизни. Это поистине революционная перемена, поскольку она резко повышает шансы сообществ на выживание.

В соответствии с этими переменами меняется и общественное сознание, которое вновь, но уже на другом уровне, трансформируется в сознание типа «Я».

С развитием земледелия появляется такое явление, как эксплуатация человека человеком, возникает рабство, а вместе с ним повышается материальное благосостояние многих членов общества. Появляются большие классы эксплуататоров, которые привносят в общество эгоцентрическую систему ценностей. В полном соответствии с обстоятельствами меняются и социальные представления о мире, появляется религия, где вместо духов природы появляются фигуры сильных божеств — хозяев определенных стихий.

Это время характеризуется захватом новых территорий, поскольку именно они обеспечивают больше возможностей для земледелия, а оно, в свою очередь, служит основным источником материальных ценностей. Ценностные проявления красного уровня — сила, агрессия. Девиз — хочу всего, немедленно и любой ценой.

Этот уровень общественного сознания и в наше время нередко проявляется в мире, особенно в условиях развивающихся стран и стран с авторитарным типом правления.

4 Уровень — Синий.

В соответствии с внешними переменами общественное сознание снова меняет свой знак на противоположный. Примитивная жажда ресурсов и наслаждений сменяется на стремление к закону и порядку, основанных на повиновении власти абсолютного правителя — монарха. В обществах появляется четкое иерархическое деление.

Отныне закон и порядок — это гарантия выживания и успешного существования для многих, и это становится высшей ценностью общества. Многобожие с культом сильных богов, воплощающих природные стихии или отдельные человеческие качества, меняется на единобожие, а единый Бог становится источником порядка, закона и справедливости, своеобразным аналогом справедливого правителя, но только на небесах.

Это уровень, когда ценностью становится не грубая сила, а труд и возможности, которые он дает.

Синий — это уровень религиозного мировоззрения, хотя роль религии здесь вполне может выполнить любая консолидирующая социальная идея (коммунизм, национализм, фашизм).

Наиболее понятная иллюстрация социальных ценностей этого уровня — протестантская этика.

Характерным свойством уровней социального развития является их целесообразность. Они полностью отвечают текущим потребностям общества, а когда меняются обстоятельства, то и уровни начинают трансформироваться в соответствии с переменами. Это означает, что при определенных условиях возможно движение не только вверх, но и вниз. Например, если на синем уровне развития общества появляется некая угроза его существованию или же концепции его существования, то социальные ценности очень быстро могут вернуться на предыдущий уровень развития.

Так, в определенные периоды истории «синее» общество легко скатывается на красный уровень — возникают войны, захватываются территории, происходит геноцид и т.п. Причиной такого регресса не всегда является необходимость в виде отражения внешней угрозы, социальное сознание такого типа вполне способно создать мнимого врага, который в соответствии с принятой системой ценностей может появится в любой момент и выполнить свою роль для консолидации такого общества или удовлетворения его агрессивных амбиций. Примеры лежат в совсем недавней истории —это создание образа врага в лице евреев и других народов (нацистская Германия), враги в лице пятой колонны и мирового империализма (сталинская Россия), враг в лице всего мира (Северная Корея) и т.п.

5 Уровень — Оранжевый.

В средние века общество вновь трансформирует свою основную парадигму, и на первый план выходит индивидуальное сознание. В этот период совершаются великие географические открытия, развивается наука, искусства.

Оранжевый уровень для человечества — это время великих свершений, когда люди начинают понимать, что именно в их руках находится их судьба, а вовсе не в руках Господа или Монарха.

Личные качества ценятся очень высоко, оранжевый период истории — это время торжества лидерства, частной инициативы и бизнеса. Например, в наше время подавляющее большинство книг по бизнесу написаны так называемыми «оранжевыми авторами».

Но есть проблема в том, что оранжевый уровень — это тот же красный, просто перешедший на более высокую ступень развития и, тем не менее, остающийся уровнем крайнего индивидуализма, со всеми вытекающими последствиями в плане потребительского отношения к другим людям и к окружающей среде.

Оранжевый уровень построен на принципе потребления, возведенном в абсолют, а его девиз — хочу все и желательно прямо сейчас. Такой подход не считается с последствиями, особенно тогда, когда они касаются других людей и окружающей природы. В итоге из-за решений продиктованных жадностью «оранжевых» лидеров страдают множество людей и значительные природные территории, из которых беспощадно извлекаются полезные ресурсы.

6 Уровень — Зеленый.

В ответ на ситуацию, которая разворачивается на оранжевом уровне, общественной сознание вновь переживает трансформацию и переходит на следующий уровень, а чаша весов в очередной раз склоняется к коллективному сознанию. По классификации Бека и Кована это зеленый уровень.

V-Мем под номером шесть характеризуется появлением общественных движений за свободу, равенство, экологию, духовность. Важной особенностью этого уровня, в отличие от родственных уровней коллективно ориентированного сознания синего и фиолетового, является то, что зеленое сознание куда шире и гибче, на этом уровне люди объединяются не под знаком правил или ограничений, а на более добровольной и часто идейной основе.

В таком сознании намного меньше подозрительности к чужой психологии и образу жизни и намного больше приятия к незнакомому и непонятному. Это означает, что люди изначально настроены более позитивно к окружающему миру, чем на предыдущих уровнях, где большую роль играет недоверие и подозрительность.

Человек, живущий в зеленой парадигме, частенько покупает вещи сделанные из переработанного вторсырья, несмотря на их заоблачную стоимость, ездит на работу на велосипеде, чтобы не навредить экологии, часто это вегетарианец и борец за права животных, он заряжает свои гаджеты от солнечных батарей, а работу находит не ради денег, а ради возможности сделать что-то для мира вместе с себе подобными «зелеными» коллегами.

Сегодня культура «зеленого»сознания характерна больше для западной культуры. Даже в «оранжевой» области бизнеса, который, как обычно считается, работает только на прибыль, часто появляются «зеленые» элементы в виде стремления помимо заработка сделать что-то важное для мира или высокой идеи.

Однако и здесь есть свои нюансы. Зеленый тип сознания нередко страдает от столкновения среалиями несовершенного мира, представленного более примитивными социальными парадигмами, в рамках которых люди зачастую вообще не воспринимают зеленое сознание всерьез, ведь для них на первом месте всегда стоит безопасное потребление.

С другой стороны, в самой ориентированности зеленой парадигмы на доверие к миру, который далеко не всегда такого доверия заслуживает, заложена опасность, что эти идеи будут трансформированы под нужды других типов сознания и низведены до уровня, когда их изначальный смысл будет утерян.

Примером тому является пресловутая западная толерантность, проявления которой так любят ругать представители более примитивных уровней. К сожалению, это замечательное стремление к терпимости к проявлениям инакомыслия и инакодействия в значительной степени профанировало именно столкновение с более ранними видами сознания.

Давайте посмотрим, что может стать с толерантностью, которую взяли на вооружение представители других уровней сознания.

Во многих случаях она превращается в свою противоположность, ведь правила толерантного поведения, внедренные не на государственном уровне, очень быстро сводятся к набору жестких правил и зачастую бессмысленных социальных ограничений.

Вообще история знает немало примеров, когда насильственная попытка перевести общество на более высокий уровень развития приводила к краху самой идеи, а то и к трагедии, ведь естественная смена социальных парадигм развития всегда совершается под влиянием насущной необходимости, то есть является целесообразной. Что же касается искусственных попыток сделать это, то они в лучшем случае могут привести к тому, что находящееся на более низкой ступени развития общество просто трансформирует прекрасную идею под свои интересы таким образом, что эта идея совершенно утратит свой изначальный смысл.

Такое часто происходит с демократией и либерализмом, когда они, попав в условия архаичной социальной модели, преобразуются из реально работающих и полезных для общества методов в простую имитацию, а часто и в пугало, используемое для манипулирования широкими массами (яркий пример — современная Россия).

В наше время условия для тотального перехода на зеленую парадигму сознания еще не сформировались полностью, и потому ее проявления носят фрагментарный характер даже в западных либеральных сообществах, не говоря уж о тех странах, где правит бал традиционализм и насилие. Интересно, что в подобных обществах редкие проявления зеленого сознания частенько вызывают куда большее неприятие и ненависть, чем откровенная агрессия, убийства и несправедливость.

7 Уровень — Желтый.

Согласно теории, начиная именно с этого уровня, начинается переход на следующий этап эволюции спирали, ведь «желтый» этап— первый этап, на котором в обществе появляется осознание предыдущих уровней как необходимых и нужных этапов развития человечества.

Каждый тип сознания признается целесообразным и необходимым при определенных внешних условиях. В «желтом» сознании отсутствует идея об искоренении предыдущих уровней для дальнейшего развития и прогресса.

Гармоничные проявления всех типов сознания часто является необходимым условием для выживания. Как быть «зеленому» человеку, когда ему необходимо заработать себе на пропитание и одежду? Ответ очевиден — временно «вернуться» на оранжевый уровень.

Что делать, если на человека-носителя желтого уровня сознания будет совершено нападение? Естественно, для того, чтобы эффективно защитить себя, ему придется временно перейти на красный уровень или воспользоваться помощью людей, которые являются специалистами по такому переходу (полиция).

Каковы же проявления «желтого» сознания в нашей жизни? Эти проявления в первую очередь связаны с органичной интеграцией ранее несовместимого. Так, носители различных типов сознания чаще всего находятся в явном или скрытом противоречии друг с другом, однако именно «желтые» способны увязать эти противоречия, примирить их и добиться того, что люди разных уровней смогут работать в единой команде.

Зачастую такой подход означает трансформацию уровней сознания всех участников процесса. Это та самая эмерджентность, о которой мы упомянули в самом начале статьи и которая подразумевает, что качества правильно созданной системы в определенный момент начинают превосходить сумму своих составных частей, а сами эти составляющие под влиянием системы начинают эволюционировать.

Принципы на которых работает «желтое» сознание весьма прагматичны и целесообразны. И они куда более целесообразны по причине того, что одна из основных парадигм «желтого» уровня — сотрудничество и гармоничное взаимодействие. Есть надежда, что именно с помощью психологии, построенной на подобных принципах, удастся, наконец, решить самые трудные проблемы современного общества, особенно те, которые основаны на противодействии различных типов сознания.

«Желтый» V-Мем представляет из себя очередной виток сознания, когда на первые роли выходит тип «Я», но именно в этой его особенности заложено и ограничение его возможностей. В больших и сложных системах социальных отношений, к которым неумолимо движется мир, намного большую необходимость приобретает совместная деятельность, которая становится эффективнее индивидуализма.

Уровень 8 — Бирюзовый.

Бирюзовый уровень, по предположению авторов теории, не является однозначно уровнем «Я» или «МЫ», хотя в большей степени он и сориентирован на коллективную деятельность. Этот уровень называют холистическим, или уровнем целостности, когда разница между коллективными и индивидуальными особенностями сознания размывается, а в пределе между ними и вовсе нет разницы. Именно об этом говорит нам тысячелетняя буддийская доктрина, а также и исследования современной квантовой физики.

Большая ошибка современных способов мышления видеть все по отдельности, в то время как на самом деле окружающий нас мир един, а все отдельные вещи в нем связаны и на самом деле неразделимы. Понимание этого единства и деятельность, основанная на этом понимании, является неотъемлемой особенностью «бирюзового» способа мышления.

Конечно, на сегодняшний день бирюзовый уровень выглядит далекой и эфемерной утопией. Ведь на самом деле это уровень религиозного сознания, но не того, к которому мы привыкли и который является выражением социального стереотипа «религия». Речь идет о религии, которая построена на внутреннем опыте человека и последующей трансформации его сознания.

На бирюзовом уровне, как характеризуют его авторы теории, находится множество параллелей с тем типом сознания, о котором в религиях опыта говорят как о просветленном. Возможно, Бек и Кован именно это и имеют в виду.

Тем не менее, несмотря на то, что о бирюзовом сознании мало что известно, авторы идут немного дальше и, заглядывая в будущее, упоминают и о следующем уровне, который по их терминологии получает название «кораллового».

Идея следующего уровня пока никак не оформлена, ибо о нем не известно ничего, кроме предположения, что он должен существовать, ведь развитие человеческого сознания, по мнению авторов теории, должно продолжаться.

Пожалуй, на этом краткое изложение теории спиральной динамики следует завершить, а если вас заинтересовала эта теория, вы можете продолжить свое знакомство с ней, прочитав книгу Дона Бека и Криса Кована, которая на данный момент является единственной книгой на данную тему. Книга так и называется «Спиральная Динамика», и она доступна в многочисленных книжных интернет-магазинах.

Многие люди, наверняка, захотят узнать, к какому же типу сознания принадлежит наше общество, а также и они сами. Как вы вероятно поняли из статьи, это совсем не одно и то же.

Ответ здесь не может быть однозначным, поскольку и общество, и индивид могут оперировать различными типами сознания. При этом какой-то один тип будет доминирующим.

Как легко догадаться, большая часть современного мира, согласно изложенной теории, живет в рамках оранжевой парадигмы сознания. Общество, которое построено во многих странах, как демократических, так и не очень, базируется на похожих принципах — везде провозглашается принцип материального и духовного потребления и крайнего индивидуализма.

И эти условия иногда становятся тенденцией не только к прогрессу (переходу на зеленый уровень), но и к стремлению вернуться на предыдущий уровень, что многие ревнителитрадиционализма и духовных скреп склонны считать прогрессом. Но, конечно же, возврат к синему уровню, когда доминировало коллективное сознание, таковым не является.

И хотя такой временный возврат при определенных условиях вполне возможен, он никоим образом не приведет к отказу от принципа потребления, но лишь переведет его в несколько иную плоскость.

Для того, чтобы убедится в этом, достаточно посмотреть на страны, где отчетливо выражена тенденция«синего сознания», таких стран в мире немало, а счастливых и гармоничных обществ в них что-то не наблюдается.

Это может быть применимо и к индивидуальному сознанию, которое способно меняться куда быстрее, чем сознание общества. Конечно, ни одно индивидуальное сознание не может считаться полностью оранжевым, зеленым или синим, это всегда сводится к одному доминирующему уровню. Но здесь есть одна важная особенность: чем выше уровень, тем меньше вероятность регресса и выше прогресса.

И еще одно: в контексте развития личности большее значение имеет не то, чем ее сознание является сегодня, а ее стремление к прогрессу, регрессу или стабильности.

Резюме.

В теории спиральной динамики авторам удалось увязать психологические тенденции индивидуального сознания, события внешнего мира и результат их взаимодействия— общественное сознание (V-Мем). Возможно, на сегодняшний день это единственная в своем роде идея, претендующая на то, что с ее помощью удастся объяснить многие из тенденций развития современного общества. Важным вопросом остается область ее практического применения, которая в наше время лежит в основном в сфере планирования развития бизнеса в контексте отношений между его участниками, то есть в плоскости оранжевой парадигмы сознания. Найдет ли эта теория применение в области политики, практической психологии, принесет ли она пользу в области развития общества по-прежнему большой вопрос.