Как правильно описать профессиональные качества в резюме: примеры и пояснения. Развитие эмоционально-волевых качеств у вокалиста исполнителя

Серьезнейшее внимание при составлении резюме следует уделить своим профессиональным качествам. Именно по ним работодатель будет судить, подходите вы компании или нет. Соответственно, профессиональные качества для резюме нужно подбирать и перечислять очень аккуратно, чтобы привлечь рекрутера, который будет с вами общаться на собеседовании.

Профессиональные качества для резюме

Профессиональные качества – так можно охарактеризовать совокупность личностных качеств, а также всех навыков, которые человек успел приобрести на протяжении своей профессиональной деятельности. Они могут помочь в будущем совершенствоваться и приносить своей компании ощутимую пользу.

Иногда встречаются качества, которые можно назвать профессиональными только условно. К примеру, отнеся к ним «развитое чувство юмора», соискатель вряд ли привлечет внимание рекрутера. Разве что человек ищет работу ведущего вечеринок – тогда чувство юмора еще можно назвать профессиональным.

Как получить эффективное резюме с выгодным описанием своих профессиональных качеств?

Мы предлагаем профессиональную помощь соискателям, которые хотят серьезно подойти к поиску работы и получить качественный результат.

Сильные профессиональные качества для резюме

  • стремление к профессиональному росту;
  • умение убеждать;
  • повышенная работоспособность;
  • аналитическое мышление.

Все это позволит рекрутеру сориентироваться и понять, как строить с вами общение и какие ваши качества попытаться лучше раскрыть на собеседовании.

К примеру, то же самое отсутствие опыта можно дополнить такими качествами, как ориентация на результат и быстрая обучаемость. Таким образом, работодатель, понимая, что мгновенных результатов от нового сотрудника ждать не приходится, все же получает возможность создать из него именно такого специалиста, который требуется. Если ваш будущий работодатель мыслит перспективно, у вас есть хороший шанс.

Примеры профессиональных качеств в резюме

Необходимо помнить, что, перечисляя какие-либо из профессиональных качеств, нужно согласовывать этот список с теми требованиями, которые предъявляются к должности. Например, аккуратность вряд ли можно отнести к профессиональным качествам и определяющим критериям для кандидата, претендующего на вакансию топ-менеджера. Зато она может оказаться весьма ощутимым плюсом для должности секретаря. Поэтому, выбирая профессиональные качества для резюме, учитывайте, насколько то или иное из них будет уместным для вас на будущей должности.

Приведем несколько ситуаций, связанных с определенными профессиями, для которых необходимы какие-то конкретные качества.

Пример профессиональных качеств для резюме руководителя

  • ответственность;
  • работоспособность;
  • умение вести переговоры;
  • предприимчивость;
  • умение быстро принимать решения.

Пример профессиональных качеств для резюме бухгалтера

  • исполнительность;
  • аккуратность;
  • пунктуальность;
  • организованность.

Пример профессиональных качеств для резюме менеджера по продажам

  • способность находить с людьми общий язык;
  • ораторские навыки;
  • умение быстро ориентироваться в ситуации;
  • креативность.

Как видите, разница в профессиональных качествах налицо. Все зависит от того, на какую вакансию вы намереваетесь претендовать. Но не забудьте, что список качеств слишком длинным быть не должен. Если в нем будет порядка 10 пунктов (а то и больше), то велика вероятность, что ваше резюме отложат в сторону: ведь у рекрутера создастся ощущение, что вы просто расхваливаете себя. Проявите умеренность – и рекрутер оценит ваши профессиональные качества в резюме.

Работодателю важны как личные, так и деловые качества сотрудника. Какие способности важнее? Как отнестись к отрицательным чертам? Для каждой профессии важны свои характеристики. О том, как сделать правильный выбор и как оценить будущего работника, расскажем в нашей статье.

Деловые и личные качества

Деловые качества работника – это его способность выполнять определенные трудовые обязанности. Самые важные из них – уровень образования и опыт работы. В выборе работника ориентируйтесь на пользу, которую он может принести вашей компании.

Личные качества характеризуют сотрудника как личность. Они становятся важны, когда у претендентов на одну должность деловые качества на одном уровне. Личные качества характеризуют отношение сотрудника к работе. Ориентируйтесь на самостоятельность: он не должен делать вашу работу, а со своей обязан справляться в полной мере.

Деловые качества Личные качества
Уровень образования Аккуратность
Специальность, квалификация Активность
Опыт работы, должности, которые занимал Амбициозность
Производительность труда Бесконфликтность
Аналитические способности Быстрая реакция
Быстрая адаптация к новым информационным системам Вежливость
Быстрая обучаемость Внимательность
Внимание к деталям Дисциплинированность
Гибкость мышления Инициативность
Готовность к сверхурочной работе Исполнительность
Грамотность Коммуникабельность
Математический склад ума Максимализм
Навыки взаимодействия с клиентами Настойчивость
Навыки делового общения Находчивость
Навыки планирования Обаяние
Навыки подготовки докладов Организованность
Ораторские способности Ответственный подход к работе
Организаторские способности Порядочность
Предприимчивость Преданность
Профессиональная честность Принципиальность
Скрупулезность Пунктуальность
Способность заниматься несколькими проектами одновременно Решительность
Способность быстро принимать решения Самоконтроль
Способность работать с большим количеством информации Самокритичность
Стратегическое мышление Самостоятельность
Стремление к самосовершенствованию Скромность
Творческое мышление Стрессоустойчивость
Умение вести переговоры/деловую переписку Тактичность
Умение договариваться Терпеливость
Умение излагать мысли Требовательность
Умение находить общий язык Трудолюбие
Умение обучать Уверенность в себе
Умение работать в команде Уравновешенность
Умение располагать людей к себе Целеустремленность
Умение убеждать Честность
Хорошие внешние данные Энергичность
Хорошая дикция Энтузиазм
Хорошая физическая форма Этичность

Выбор качеств

Если в резюме вписано больше 5 характеристик, это сигнал о том, что претендент не способен сделать грамотный выбор. Причем стандартные «ответственность» и «пунктуальность» стали банальными, поэтому при возможности расспросите, что означают эти общие понятия. Яркий пример: фраза «высокая работоспособность» может означать «способность работать с большим количеством информации», в то время как вы рассчитывали на «готовность к сверхурочной работе».

Такие общие понятия, как «мотивация к труду», «профессионализм», «самоконтроль», претендент может раскрыть другими выражениями, конкретнее и содержательнее. Обратите внимание на несовместимые качества. Чтобы убедиться в честности претендента, можете попросить проиллюстрировать примерами указанные им характеристики.

Отрицательные качества сотрудника

Иногда их также вписывает в резюме соискатель вакансии. В частности такие как:

  • Гиперактивность.
  • Излишняя эмоциональность.
  • Жадность.
  • Мстительность.
  • Наглость.
  • Неумение врать.
  • Неумение работать в команде.
  • Неусидчивость.
  • Обидчивость.
  • Отсутствие опыта работы/образования.
  • Отсутствие чувства юмора.
  • Вредные привычки.
  • Пристрастие к сплетням.
  • Прямолинейность.
  • Самоуверенность.
  • Скромность.
  • Слабая коммуникабельность.
  • Стремление к созданию конфликта.

Претендент, вписавший в резюме отрицательные качества, может быть честным, а может – опрометчивым. Такой поступок не оправдывает себя, но, если вы хотите знать возможные проблемы с этим претендентом, попросите его перечислить свои отрицательные качества. Будьте готовы дать человеку возможность реабилитироваться и представить отрицательные качества в выгодном свете. Например, неусидчивость свидетельствует о легкой адаптации и быстром переключении с одной задачи на другую, а прямолинейность – о пользе, которую он может принести при заключении сделки.

Будьте готовы дать человеку возможность реабилитироваться и представить отрицательные качества в выгодном свете.

Качества для разных профессий

Определенные профессиональные качества нужны почти во всех видах деятельности. Вы можете облегчить претендентам работу и заодно сузить их круг, внеся информацию о нужных характеристиках в объявлении о приеме на работу. Для работника в области продвижения или развлечения основные качества – коммуникабельность, умение работать в команде, располагать людей к себе. В перечень выигрышных качеств также войдут: обаяние, уверенность в себе, энергичность. В сфере торговли список лучших качеств будет выглядеть так: гибкость мышления, навыки взаимодействия с клиентами, умение договариваться, работать в команде, а также быстрая реакция, вежливость, настойчивость, активность.

Руководителю в любой сфере должны быть свойственны такие профессиональные качества, как организаторские навыки, способность находить общий язык и работать в команде, находчивость, бесконфликтность, обаяние и умение обучать. Не менее важны умение быстро принимать решения, уверенность в себе, внимательность и уравновешенность.

Сильные стороны сотрудника, работающего с большим объемом данных (бухгалтера или системного администратора): внимание к деталям, аккуратность, быстрая обучаемость, внимательность, организованность и, конечно, способность работать с большим количеством информации.

Характеристика секретаря включает разнообразные положительные качества: навыки взаимодействия с клиентами, делового общения, грамотность, умение вести переговоры и деловую переписку, способность заниматься несколькими делами одновременно. Также обратите внимание на хорошие внешние данные, внимательность, тактичность и уравновешенность, исполнительность. В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.

В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.

Оценка профессиональных качеств работника

Чтобы не тратить время и деньги на испытание новых сотрудников, иногда компании оценивают их перед приемом на работу. Для этого созданы даже специальные центры оценки персонала. Список способов оценивания для тех, кто предпочитает делать это самостоятельно:

  • Рекомендательные письма.
  • Тесты. Сюда входят обычные тесты на профпригодность и тесты способностей, а также личностные и биографические тесты.
  • Экзамен на знания и умения работника.
  • Ролевая игра или кейсы.

Ролевая игра поможет выяснить на практике, подойдет ли вам претендент. Инсценируйте повседневную для его должности ситуацию и посмотрите, как он справится. Например, оцените его навыки взаимодействия с клиентами. Покупателем пусть будет ваш компетентный сотрудник или вы сами, а претендент покажет, на что он способен. Вы можете установить цель, которой он должен добиться во время игры, или просто наблюдать за стилем работы. Такой метод расскажет о претенденте намного больше, чем графа «Личные качества» в резюме.

Определяясь с критериями оценки, можете основываться на деловых качествах: пунктуальность, потенциальное количество и качество выполняемой работы, опыт и образование, навыки и др. Для большей эффективности сделайте упор на качества, необходмые для должности, на которую претендует оцениваемый кандидат. Чтобы быть уверенным в работнике, рассмотрите его личные качества. Вы можете сами провести оценивание в виде рейтинга кандидатов, расставляя + и – по определенным критериям, распределяя их по уровням или присуждая баллы. Избегайте ошибок, связанных с оцениванием, например предвзятости или стереотипов, а также придания одному критерию слишком большого веса.

«Роль педагогического репертуара в формировании профессиональных качеств исполнителя-вокалиста в классе эстрадного пения»

Теринцова Людмила Анатольевна, преподаватель отделения эстрадного пения ТОГБПОУ «Тамбовский колледж искусств»

Правильный выбор педагогического репертуара является одной из важных задач в обучении. Педагогическая практика показывает, что составление репертуара строится в основном с ориентацией на требования программы или на основе имеющегося опыта педагога. При этом музыкальные данные ребенка и его потребности учитываются формально, педагог не утруждает себя поиском музыкальных произведений, учитывающих музыкальные предпочтения и качества голоса ученика.

Существуют также и другие проблемы, такие как:

Несоответствие упражнений и художественных произведений, исполняемых учеником;

Использование в обучении слишком сложного или, наоборот, легкого репертуара;

Отсутствие у педагога достаточного знания музыкального материала. Все это в итоге может не дать положительных результатов в развитии вокальных навыков ученика или привести к отрицательным результатам – проблемам со здоровьем голосового аппарата.

Развитие профессиональных качеств исполнителя вокалиста будет возможным, если следовать таким принципам, как:

· принцип сочетания технического и художественного развития певца;

· принцип последовательности и постепенности;

· индивидуальный подход;

· принцип соответствия упражнений и художественного материала.

Профессиональные качества исполнителя-вокалиста составляют две группы: технические и художественные. Технические качества исполнителя-вокалиста - это физические качества голоса, развиваемые в процессе занятия вокалом. К ним относятся: правильное певческое дыхание, чистое интонирование, правильное звукообразование, активная артикуляция и четкая дикция. К художественным качествам относятся эмоциональность исполнителя, артистизм и музыкальный вкус.

Существует несколько разновидностей репертуара: учебный, концертный, экзаменационный и конкурсный. К учебному репертуару относятся упражнения, вокализы и художественные произведения, которые исполняются учеником для овладения техникой вокала (дыхание, дикция, интонация и т. д.). В концертном репертуаре нужно наиболее ярко раскрыть профессиональные качества певца, которыми он овладел в процессе обучения. Выбранное произведение должно подходить для концерта по теме, стилю и т. д. Произведения, выносимые на экзамен или конкурс, должны в наиболее выигрышном свете показать те качества, которые приобрел ученик в процессе обучения вокалу.

Подбор педагогического репертуара должен осуществляться на основе следующих принципов. Принцип сочетания технического и художественного в обучении. Учебный материал должен быть направлен на гармоничное развитие вокалиста в сочетании технических и художественных профессиональных качеств. Это означает, во-первых, обязательное сочетание в учебном репертуаре узконаправленных упражнений, распевок и другого чисто учебного материала и художественных произведений. Во-вторых, этот принцип подразумевает наличие в репертуаре произведений, которые позволяют решать обе задачи - развитие техники и развитие выразительности - одновременно.

В первом случае педагог перед началом работы с учеником проводит педагогическую диагностику, определяя уровень его развития в техническом и художественном плане. Затем, определив, над развитием каких качеств голоса и в каком порядке нужно работать, подбирает соответствующие поставленным задачам конкретные упражнения и произведения. Второй случай предъявляет более серьезные требования к педагогу, поскольку нужно найти ограниченное количество произведений, работа над которыми способна продвинуть исполнителя вперед по всем направлениям. Правильно подобранное произведение должно быть доступно ученику и в художественном, и в техническом плане.

Индивидуальный подход - одно из требований к подбору репертуара. Педагог обязательно должен учитывать свойства певческого голоса ученика и его личностные качества, такие как темперамент, особенности характера. Л.Б. Дмитриев подчеркивал: «Педагог, хорошо знающий педагогический репертуар и умеющий его использовать, имеет в своих руках могучее средство развития певца». При этом уровень сложности исполняемых произведений и упражнений должен повышаться одновременно.

Принцип постепенности или последовательности развития. Его придерживаются все педагоги по вокалу, справедливо отмечая, что поэтапное усложнение репертуара правильным образом влияет на развитие голосового аппарата и музыкальности ученика. На этом принципе основаны все репертуарные списки учебных программ и методических пособий.

Принцип посильности. Нельзя давать произведения, которые будет либо слишком легкими, либо слишком трудными. В первом случае может не произойти никаких продвижений в обучении, а второй приведет к ухудшению состояния голосового аппарата и, впоследствии, к не качественному пению.

Принципы формирования учебного, концертного и экзаменационного репертуара имеют некоторые отличия. Учебный репертуар должен подбираться в зависимости от решаемых на данном этапе обучения задач. Поэтому он включает большое количество упражнений, направленных на формирование тех или иных профессиональных певческих навыков. Для учебного репертуара самым важным является обучающая и развивающая функция. Концертный репертуар должен быть сравнительно более легким. Главное требование к нему - он должен увлечь ученика, чтобы, опираясь на проработанные в процессе обучения навыки, он мог сосредоточиться на решении других задач - выразительности, артистизме и прочих качеств, без которых невозможно выступление на публике. Экзаменационный или конкурсный репертуар должен объединять принципы обеих предыдущих подгрупп, то есть, с одной стороны, быть в меру сложным, но доступным для проработки, а с другой - быть интересным для ученика в художественном и эмоциональном плане.

Одна из самых важных задач для педагога - увлечь, заинтересовать ученика. Для того чтобы отобрать действительно красивый и стоящий материал, подходящий ученику, педагогу придется потрудиться, занимаясь поиском оптимального решения. В процессе выбора репертуара педагог должен кратко охарактеризовать предлагаемый материал, рассказать об особенностях этой песни, ее образе, исполнительских нюансах, остановиться на технических и выразительных сложностях. Хорошим стимулом является ознакомление ученика с эталонной исполнительской версией данной композиции в исполнении педагога или в записи.

Особую важность приобретает выбор репертуара на начальном этапе вокального образования, когда исполнители владеют еще очень скромным уровнем развития профессиональных качеств. Репертуар для начинающих вокалистов репертуар можно разделить на три категории:

1. Высшая (сложная) категория. Песни, в которых большое количество разнообразных вокальных приемов, сложный ритмический рисунок и т. п. Исполнение слишком сложных произведений, которые не по силам ученику, могут привести к проблемам с певческим аппаратом и отбить у него желание заниматься вокалом в дальнейшем.

2. Средняя категория. Песни, которые хоть и сложны в исполнении, но очень нравятся и близки ученику по темпераменту, по типу мелодии. Личная заинтересованность певца в овладении этим репертуаром оказывается в этом случае мощным стимулом для преодоления технических сложностей. Репертуар «на вырост» (используемый в очень дозированных количествах), если стараться сделать его как можно качественнее, способен привести к качественному сдвигу в вокальном мастерстве учащегося.

3. Низшая (легкая) категория - музыкальные произведения, которые легко даются ученику и которые он может исполнить без особых проблем. Как правило такие песни могут показать голос с наиболее выгодной стороны, а также время потраченное на их подготовку будет наиболее минимальным. Такие произведения можно смело «выносить» на публику.

Обобщая все вышеизложенное, можно сформулировать следующие методические рекомендации для формирования репертуара в классе эстрадного сольного пения:

1. Педагогический репертуар должен включать в себя упражнения, вокализы и художественные образцы, соответствующие друг другу по задачам и уровню сложности.

2. Выбранный материал должен нравиться ученику и быть интересным в художественном плане, чтобы стимулировать к дальнейшей работе над ней.

3. Репертуар должен подбираться, исходя из принципов постепенности и последовательности, посильной сложности, сочетания технического и художественного в воспитании вокалиста.

4. Подбор репертуара должен осуществляться на основе индивидуального подхода, с учетом особенностей характера отдельного ученика, его технических и выразительных возможностей, педагогических задач по развитию тех или иных профессиональных качеств, а также его предназначенности (обучающий, экзаменационный, концертный).

5. Освоение выбранного репертуара должно происходить последовательно, включая в себя работу над мелодией, дыханием и текстом на начальном этапе, творческую работу, обобщающий и контрольный этапы.

Только при этих условиях репертуар будет способствовать техническому и художественному развитию исполнителя и поможет ему достичь высшего уровня развития своих профессиональных качеств.

Вокалист (фронтмен, певец) — это музыкант, чей голос является таким же инструментом в группе как гитара или барабаны.

«Могу ли я петь? Есть ли у меня слух?» — это первый и главный вопрос, который задают мне все ученики, когда приходят на первый урок.

Я в ответ на этот вопрос сразу задаю встречный: «А ты хочешь?» И вот почему…

Желание - один из основных, если не главный двигатель прогресса.

Именно поэтому в этой статье я решила описать основные качества, необходимые человеку, который хочет добиться успеха в Вокале - а именно музыкальность или музыкальную одаренность, гениальность и природу, о которой так много судят и говорят.

В детстве, когда ребенок хочет стать врачом, ему говорят: «надо учиться, знать названия всех болезней, уметь делать уколы, много практиковаться и лечить». И ребенок начинает тренироваться на куклах:) Если же он говорит «Хочу стать строителем» — то ему сообщают, что нужно учиться считать, рисовать, строить, и ребенок сразу садится за кубики и получает первый опыт падающей высокой башни.

А как же с музыкантом? Когда ребенок говорит: «Хочу петь, хочу играть на фортепиано». И тогда… Ребенка ведут куда-нибудь (хотя это в лучшем случае, а обычно сами слушают и решают дома. Родители и родственники, которые зачастую не имеют ни музыкального образования, ни хорошего слуха) и просят кого-то определить, сможет ли он!!! Это на мой взгляд и есть самая большая ошибка, так как существует доказанный факт - музыкальность человека развивается!

Заметьте ребенку НЕ говорят: «Чтобы стать музыкантом - нужно упорно заниматься, репетировать, учиться, слушать профессионалов….» А стоило бы сказать. Потому как музыкант (вокалист) - такая же серьезная профессия, как и профессия врача или строителя, если мы говорим о вершинах мастерства и профессионализме.

Итак, что нужно, чтобы стать Вокалистом?

1. Музыкальный слух

По исследованиям ученых 98 процентов людей на Земле имеют хороших музыкальный слух!
Многие из нас слышат, когда наши друзья фальшиво поют мелодии песен, замечали? Когда кто то на сцене поет плохо, нам не хочется слушать и мы уходим, хотя никогда даже и в школе то музыкальной не учились:) Мы просто понимаем, что это плохо. Вернее не понимаем, а слышим!)

Вы спросите почему же тогда далеко не все так хорошо поют??? Потому что хорошо слышать и хорошо петь - это две большие разницы. Чтобы хорошо петь, нужно хорошо слышать. Но ко всему этому нужно еще и знать, как извлечь звук правильно! Когда мы этого не знаем, человек, обладая от природы даже очень хорошим слухом, может петь (и в большинстве случаев и поет) фальшиво.

2. Музыкальность

Слушайте профессионалов! Ищите себе кумиров в том деле, которым занимаетесь. Если прочитать биографии великих людей, все они до дыр заслушивали пластинки тех, кого уважали! Надо стремиться повторить чье то мастерство, чтобы потом родилось свое! Только так! Сначала нужно попытаться понять, что и как сделали до вас, чтобы создать новое и только свое!

Будьте грамотными, знайте историю музыки и великих музыкантов. Берите лучшее из каждого стиля. Великие Чарли Паркер и Джон Колтрейн бегали по ночам в библиотеку и слушали классику! Это не помешало им стать всемирно известными джазовыми музыкантами)

Постоянная работа над собой! Это главное, абсолютно главное качество любого вокалиста или музыканта. Все восхищаются красивой игрой трубача, но мало кто видит его ежедневные репетиции по 6-8 часов. Вокалисты — это музыканты! Чтобы голос звучал, вокалисту нужно работать над силой и равномерностью дыхания не меньше трубачей и саксофонистов)

Хорошо в этом отношении говорят профессора музыкальных ВУЗов США:

«ГЕНИАЛЬНОСТЬ = Труд + Время»

Заметьте - не родиться талантливым! Не родиться в богатой семье!

Работать, хотеть работать и работать!)

«Genius is one percent inspiration and ninety-nine percent perspiration». 
Thomas A. Edison («Гениальность — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов труда». Томас А. Эдисон)


Безусловно, есть то гениальное и особенное в человеке, с чем он рождается, чему не научишь. НО! Большинство из нас рождается с этим ОСОБЕННЫМ! Просто оно спрятано) Важно лишь найти в себе это и РАБОТАТЬ! Развивая и увеличивая!

Каждый из нас по-своему ГЕНИАЛЕН, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ЭТО!…Верьте в себя и работайте!

УЧИТЕСЬ!…и все ОБЯЗАТЕЛЬНО получится!

p.s. Жду вопросов и предложений, какие темы по вокалу вам интересны для прочтения в следующих статьях;)


Введение

2. Формирование волевых качеств исполнителя
Выводы
Литература

Введение

Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений, интерактивных форм и методов обучения, владения технологиями диагностирования, развитых дидактических, рефлексивных умений, умения оценивать и анализировать свою педагогическую деятельность. Все современные методы, при всем их различии, направлены на развитие интеллектуально-творческой личности. Среди современных инновационных образовательных технологий можно выделить: креативное обучение, проблемное, личностно-ориентированное, контекстное, модульное, виртуальное и др. Все эти модели имеют отношение к инновационному процессу в педагогике. Как следствие перемен в нашу речь входит такой термин, как инновация, (с лат. яз. - «обновление, новинка, изменение»), которая рассматривается как качественно новые образования в различных областях науки, техники, а также различных сферах деятельности, либо взгляд под другим углом на уже имеющиеся открытия. Не случайно в последние годы взгляд на педагогику меняется, важное значение приобретает новая область знания – педагогическая инноватика – изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников (такая тенденция прослеживается в трудах И.Р.Юфусбековой, В.В.Краевского, И.А.Зимней, А.В.Хуторского и других).
Изменения не могли не коснуться и музыкального образования. Среди новых моделей обучения наиболее полно отвечает специфике музыки проблемно-творческий метод, который синтезировал проблемное и креативное обучение.
Скрипачи, пианисты-исполнители и педагоги Г.М.Коган, Г.Г.Нейгауз, А.Б.Гольденвейзер в своих теоретических исследованиях и на практике прибегали к использованию проблемно-творческого метода как синтезирующего эмоции и мышление. Г.М.Цыпин исследовал интеллектуализацию музыкальных занятий как фактора развития музыкального характера.

1. Понятие о воле и волевых действиях
Человек выполняет различные виды деятельностей (игровую, учебную, трудовую), включающие разнообразные действия: мыслительные, сенсорные, мнемические, моторные. Каждое из них определяется каким-то конкретным побуждением (влечением, желанием, страстью, убеждением, чувством долга и т.д.) или совокупностью их. Не все эти побуждения отчетливо сознаются человеком, а действия, им соответствующие, не одинаково контролируются сознанием. Так, мы говорим о непроизвольном и произвольном восприятии, непроизвольном и произвольном запоминании, непроизвольном и произвольном внимании. Мы также отмечаем, что в состоянии аффекта действия человека не контролируются его сознанием, хотя и здесь они не беспричинны. Таким образом, все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все произвольные действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека. Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует значительных усилий (например, цель написать письмо знакомому, когда в жизни произошли какие-то важные события и имеется время для написания). Но, чаще всего, достижение цели связано с преодолением каких-то трудностей и препятствий. Такие действия называются подлинно волевыми. Трудности и препятствия на пути к достижению цели бывают двух видов - внешние и внутренние.
Под внешними препятствиями, которые преодолевает человек, подразумеваются объективные трудности самого дела, его сложность, всевозможные помехи, сопротивление других людей, тяжелые условия для работы и т.п.
Внутренние препятствия - это субъективные, личные побуждения, мешающие выполнять намеченное, когда человеку трудно заставить себя работать, преодолеть лень, усталость, желание заниматься чем-то другим, не имеющим отношения к задаче, которую надо выполнить. К внутренним препятствиям относятся вредные привычки, влечения, желания, от которых следует воздерживаться. Человек преодолевает их благодаря волевым усилиям. «Большая воля, - писал А.С.Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание, и остановка, и желание и отказ одновременно».
Воля - это психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.
Преодоление препятствий и трудностей требует так называемого волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Как и все психические явления, воля - одна из форм отражения. Отражаемым объектом в волевом процессе является цель деятельности в ее соотношении с фактически выполняемой собственной деятельностью, обеспечивающей достижение этой цели. Подчеркивая социальную сущность воли и ее исключительное влияние на поведение, И.М.Сеченов писал: «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, - это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения».
Вопрос о природе воли по-разному решается в идеалистической и материалистической философии, определяя соответственно подходы к решению проблемы развития воли в психологии. Идеалисты считают волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Они утверждают, что воля абсолютно свободна. Человек, по их мнению, может в любом случае поступать так, как ему заблагорассудится, не считаясь ни с чем. Сторонники материалистического подхода к природе воли подчеркивают закономерную зависимость человека от материальных условий его жизни, от причинно-следственных связей и отношений, в которые он включен.

Физиолог...
**************************************************************