Системы индивидуальной защиты летательных аппаратов от пзрк.

С появлением ПЗРК и их широким использованием для борьбы с самолетами и вертолетами возникла и проблема защиты от них. Характерно то, что острота проблемы защиты от этих средств поражения непрерывно растет, а главной причиной этого стали действия незаконных вооруженных формирований и группировок террористической направленности. Сегодня ПЗРК, излюбленное оружие террористов, представляющее реальную угрозу и крайне обострило проблему полетов гражданской авиации.">

22:37 / 22.11.11

ПЗРК и защита от них – противостояние обостряется

Возвращаясь к ранее затронутой теме о средствах защиты летательных аппаратов от переносных зенитных ракетных комплексов () необходимо отметить следующее. Создание в начале семидесятых годов прошлого столетия ПЗРК явилось важным этапом в совершенствовании именно средств защиты от ударов средств воздушного нападения. И результаты их применения были достаточно впечатлительны.

Так, только в ноябре-декабре 1969 г. в арабо-израильской войне первым отечественным ПЗРК типа было сбито 12, а с мая 1981 г. по июнь 1982 г. в районе Голанских высот - еще более 10 израильских самолетов и вертолетов. Проблема защиты летательных аппаратов от ПЗРК не только сохранилась, но и обострялась с течением времени. Так, в ходе войны НАТО на Балканах в 1999 г. только действия с высот более 3500 м и применение высокоточного оружия позволили авиации НАТО избежать значительных потерь от югославских зенитных ракет с инфракрасными головками (ИК) самонаведения (ГСН).

А в 2002 г. специалисты отмечали, что в локальных войн последних десятилетий примерно 90% всех случаев поражения самолетов и вертолетов было связано с попаданием в них управляемых ракет с ИК- ГСН. Поэтому можно констатировать, что угроза применения ПЗРК не только значительно ограничивает диапазон высот применения боевой пилотируемой авиации, но и резко обостряет проблему обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.

Таким образом, созданные как средство защиты сегодня ПЗРК можно рассматривать как эффективное высокоточное средство нападения . Причем проблема защиты от него очень быстро приобрела международный статус, а создание средств защиты от ПЗРК, особенно гражданской авиации, стало важнейшим направлением работы в различных странах. Что же еще, помимо отечественной системы защиты гражданских воздушных судов , заслуживает внимания?


Россия сегодня по праву стала одним из мировых лидеров в создании систем активной защиты от ПЗРК. Так, в 2010 г. на международной оружейной выставке Eurosatory-2010 в Париже на всеобщее обозрение была представлена российская система активной защиты (САЗ) вертолетов «Президент-С» от атак ПЗРК. Ажиотажный интерес вокруг этой разработки показал, насколько высок интерес в мире к этой технике. Одновременно этот факт говорит и о том, что российская «оборонка» жива и способна, при необходимости и своевременном финансировании, создавать изделия, опережающие зарубежные.

А то, что создатели этой революционной разработки показали ее открыто, позволяет говорить о том, что в запасе есть что-то еще, более эффективное. В создании САЗ «Президент-С» под руководством НИИ «Экран» (г. Самара) участвовали научно-технический центр (НТЦ) «Реагент» (г. Москва), специальное КБ «Зенит» и НТЦ «Элинс» (г. Зеленоград). Высокую эффективность эта разработка подтвердила в ходе сложных испытаний в 2010 г.

Для оценки САЗ «Президент-С» устанавливали на макеты различных летательных аппаратов и обстреливали одним из самых эффективных в мире ПЗРК «Игла». По словам Александра Кобзаря, генерального директора «Зенита», где был создан излучатель узконаправленной системы оптико-электронного подавления, после включения САЗ «Президент-С» все ракеты отклонялись в сторону от цели и самоликвидировались.



Для испытания на специальной вышке был установлен вертолет , двигатели которого работали с максимальной нагрузкой и давали максимальное ИК-излучение, а пуск «Иглы» осуществлялся с дальности 1000 м. Тем не менее, в этих, очень благоприятных условиях ракета ПЗРК уходили в сторону от мишени.

Как отметил профессор А. Кобзарь, эффективность всей САЗ определяется узконаправленным и специально модулированном излучении сапфировой лампы. Оно создает в системе управления ракеты своеобразный фантом цели, местоположение которой отличается от текущих координат реальной цели. В результате ракета летит в пустое пространство и в определенное время самоликвидируется согласно заложенной в ней программе.

Несмотря на всю простоту идеи, до настоящего времени практического решения в мире она не нашла. В настоящее время наши разработчики активно работают над созданием подобной системы защиты от ПЗРК для штурмовиков. В настоящее время САЗ «Президент-С» прошла весь комплекс государственных испытаний, принята на вооружение и производится серийно. Решением главкома российских ВВС сегодня ни один новый вертолет не отправляется в войска в «горячих» точках без установки системы активной защиты от ПЗРК.



Ранее, СМИ сообщали о российской всеракурсной лазерной станции помех «Клен-М» («Конструкторское бюро автоматических систем», г. Самара), которая предназначалась для защиты от ракет с ИК- ГСН классов «поверхность-воздух» и «воздух-воздух». Система могла устанавливаться как на военных, так и на гражданских самолетах.

Принцип действия станции «Клен-М» также был основан на воздействии лазерным излучением на систему управления ракетой, что приводило в конечном итоге к потере сопровождаемой воздушной цели. По информации разработчиков, станция «Клен-М» обеспечивала обнаружение и сопровождение ракет, и последующее подавление их ГСН лазерным излучением с вероятностью 0,8-0,9 в течение не более 1,5 с в зоне 360 град. по азимуту и от -45 до +30 град. по углу места. Масса станции не превышала 300 кг.


Сообщалось также о том, что фирма «Авиаконверсия» разработала и практически испытала нетрадиционный способ противодействия ракетам с тепловыми головками самонаведения. На опасном участке полета самолет осуществлял дозированное распыление незначительного количества топлива. При обнаружении пуска ракеты с тепловой ГСН образовавшаяся топливно-воздушная смесь воспламенялась и выступала в качестве ложной цели, так как ее ИК-излучение значительно превышало собственное излучение самолета.

Входящие в ее состав средства обеспечивали обнаружение ракеты по ИК-излучению ее двигателя на дальности до 5 км, а для поджига воздушно-топливной смеси мог использоваться импульсный лазер, форсунка типа «огневая дорожка» или сигнальные ракеты. Безопасность и эффективность этого способа защиты от ракет с тепловой ГСН была практически проверена на самолетах Су-24 еще в 1985 г. Летные испытания показали, что ложная цель начинается в 6-8 м и заканчивается на удалении 22 м от хвоста самолета. Сообщалось, что стоимость системы, наряду с другими преимуществами, значительно дешевле лазерных.



Израиль , в силу своего геополитического положения, вопросам создания САЗ уделяет первостепенное значение. Активизация усилий в этой области была отмечена после обстрела 28 ноября 2002 г. боевиками аль-Каиды ПЗРК типа «Стрела-2» авиалайнера израильской авиакомпании Arkia с 250 пассажирами при взлете из аэропорта г. Момбаса (Кения). По данным американской корпорации Rand, в период 1975-1992 гг. ракетами ПЗРК сбито около 40 гражданских самолетов и погибло более 760 человек.

Израильская фирма «Рафаэль» идет по пути адаптации системы защиты от ПЗРК военного назначения для применения на гражданских самолетах. После обнаружения зенитной ракеты бортовыми датчиками аппаратура противодействия в качестве ложной цели генерирует световой пучок в сторону атакующей ракеты для дезориентации ее ГСН. Стоимость оснащения самолета такой системой, по данным разработчиков, может составить около 2 млн. долларов. В связи с пропажей тысяч ПЗРК с ливийских оружейных складов Израиль намерен оснастить все свои авиалайнеры новой оборонительной системой C-Music (Commercial-Multi Spectral Infrared Countermeasure) компании El-Op. По мнению создателей системы, это первая коммерчески доступная система, предназначенная для установки на гражданских вертолетах и самолетах для их защиты от ПЗРК.

Система C-Music самостоятельно обнаруживает ракету и направленным лазерным излучением создает помехи в широком ИК-диапазоне, приводящие к срыву наведения ракеты на цель. Компания El-Op получила контракт израильского правительства в рамках государственной программы Sky Shield и стоит 79 млн. долларов. По данным израильских СМИ один экземпляр системы C-Music стоит около 1,2 млн. долларов. Ранее предложенная компанией IAI аналогичная система Flight Guard, не была сертифицирована в США и Европе как не отвечающая полностью требованиям безопасности. Система C-Music имеет все необходимые лицензии и сертификаты.



В США , по инициативе Министерства национальной безопасности (U.S. Department of Homeland Security - DHS), была разработана и начата реализация программы по оснащению 1000 гражданских самолетов системой, аналогичной установленной на самолете президента США и военных самолетах американских ВВС. В качестве наиболее перспективных средств защиты от ПЗРК рассматривались разработки компаний Northrop Grumman и BAE Systems. Для проведения работ компании от DHS получили по 45 млн. долларов.

В 2007 г. сообщалось о том, что Northrop Grumman оборудовала грузовой самолет MD-10 противоракетной системой Guardian. Она представляла собой модернизированную и адаптированную для использования в гражданских целях систему военного назначения Nemesis, устанавливаемую на самолетах и вертолетах ВВС США. По информации в СМИ, система размещена в веретенообразном корпусе длиной, шириной и высотой 2,36 м, 0,8 м и 0,48 м соответственно при общей массе около 220 кг и потребляемой мощности - 1,8 кВт.

Излучающее лазерное устройство размещено в желтой сфере. (фото Нортроп Грумман). Алгоритм работы Guardian аналогичен известным. Датчики системы обнаруживают ракету и отслеживают ее полет с непрерывным определением текущих координат, по этим данным включается лазер и наводится на ГСН ракеты, в результате цель теряется и ракета уходит в сторону. Ранее система испытывалась на самолетах типа MD-11, MD-10 и Boeing 747. Сообщалось, что при стоимости самой системы около 1 млн. долларов за единицу, ее техническое обслуживание оценивалось в 365 долларов за рейс, а ежемесячно компания производила 35-45 комплектов.



Компания BAE Systems разработала систему защиты гражданских авиалайнеров от ПЗРК под названием JetEye, работа которой также основана на использовании лазерного излучения для «ослепления» ИК- ГСН ракет. Поворотные лазерные установки размещены под фюзеляжем и плоскостями самолета. Система создана на базе средств защиты боевых самолетов Advanced Threat Infrared Countermeasures System. Испытывалась JetEye на авиалайнере Boeing B-767. Сообщалось о работах с целью уменьшения стоимости системы, улучшения ее аэродинамических характеристик, повышения срока службы и ремонтопригодности аппаратуры.

Наряду с лазерными системами защиты для противодействия ракетам ПЗРК в США, как и в других странах, продолжается использование и совершенствование дипольных отражателей и ИК-ловушек. Они показали достаточную эффективность для защиты военно-транспортных и др. самолетов ВВС США в Косово, Ираке и Афганистане. Так, фирма «Рейтеон» создала противоракетную систему, которая после обнаружения ЗУР радиолокационной станцией выбрасывала облако пирофорических частиц из фольги, ИК-излучение которых дезориентирует ГСН ракеты.



Великобритания также ведет работы по созданию систем защиты от ракетных атак против самолетов и вертолетов гражданской авиации. Так, компанией «Каннинг раннинг софтуэр Лимитед» (CRLS) была разработала специальная программа, предназначенная для оценки степени угрозы террористической ракетной атаки против пассажирского самолета и установки на компьютере средств РВО ADCS (Air Defense Siting Computer), прикрывающих аэропорты.

На основе данных о полетах самолетов с конкретного аэропорта и тактико-технических характеристиках ПЗРК эта программа выдает правоохранительным органам информацию о наиболее вероятных местах пуска ракет, которую используют правоохранительные органы в профилактических целях. ADSC не требует специальных аппаратных средств, позволяет выполнять и хранить фотографии, диаграммы и текстовые файлы наряду с данными ПВО. Эта программа используется при выборе позиций для развертывания зенитной системы «Рапира» и является составной частью системы «Джернас» (экспортный вариант ЗРК «Рапира»), поставленного Малайзии.



Украина. Несколько лет назад СМИ сообщали о том, что двумя украинскими предприятиями (НПК «Прогресс», г. Нежин и НПФ «Адрон», г. Киев) созданы станция оптико-электронного подавления (СОЭП) «Адрос» КТ-01АВ. Отмечалось, что станция «Адрос», в отличие от других систем защиты, обеспечивает круговую защиту вертолет в условиях, когда мощность ее излучения ниже мощности теплового излучения двигателей защищаемого вертолета.

Кроме того, она не нуждается в информации о типе и частоте работы ИК- ГСН ракеты, в средствах обнаружения пусков ракет и их сопровождения в полете, относительно проста по конструкции и имеет высокую степень надежности. По информации разработчиков, при массе 20 кг, станция обеспечивала круговую защиту вертолетов от всех типов управляемых ракет с ИК- ГСН с вероятностью срыва атаки ракеты не менее 0,8.



Кроме того, эти фирмы создали пассивное средство для снижения теплового излучения вертолетов типа Ми-8 и Ми-24 с двигателями ТВ3-117. Оно представляет собой экранно-выхлопное устройство (АП-1В), устанавливаемое на выходе отработанных газов двигателя вертолета. Требуемый эффект достигается за счет направления выхлопных газов двигателя этим устройством в сторону вращающегося винта вертолета, где они смешиваются с окружающим воздухом. В результате температура выхлопных газов резко падает и снижается общее инфракрасное излучение самого вертолета.

Таким образом, сегодня можно констатировать два очевидных факта. Суть первого в том, что изначально созданные как средства защиты наземных объектов от ударов с воздуха ПЗРК сегодня активно могут использоваться террористами как весьма опасное средство нападение против гражданских самолетов и вертолетов.

А второй факт говорит о том, что без создания специальных средств противодействия ракетам с тепловыми (ИК-) ГСН защиту самолетов и вертолетов гражданской авиации в настоящее время не обеспечить. В условиях массового распространения ПЗРК противостояние этих двух средств приобрело характер одной из самых актуальных проблем в мире. В связи с этим, для ее решения необходимо объединение усилий на международном уровне.

«ЗАРУ БЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ» №1 2 .2005Г. (стр. 37-42)

Полковник Р. ЩЕРБИНИН

В США, ведущих европейских государствах и Израиле уделяется повышенное внимание созданию технических средств защиты военно-транспортных самолетов (ВТС) и гражданских воздушных судов от террористических актов. Одним из приоритетных направлений в этой области является разработка для таких самолетов систем индивидуальной защиты (СИЗ) от переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), оснащенных управляемыми ракетами с инфракрасными головками самонаведения.

Отмечается, что на современном этапе участились также случаи применения ПЗРК различными бандформированиями и террористическими организациями для поражения тактических истребителей, вертолетов и военно-транспортных самолетов. Несмотря на наличие на машинах современных бортовых комплексов обороны (БКО) в составе систем предупреждения о лазерном облучении и радиотехнических средств предупреждения о радиолокационном облучении, пусках ракет, а также автоматов сброса ложных тепловых целей (ЛТЦ), в большинстве случаев обеспечивается успешное поражение атакуемого самолета. Высокая эффективность использования ПЗРК обусловливается прежде всего неспособностью таких БКО обнаружить факт подготовки и пуска ракеты, а также организацией засад на маловысотных участках полета (или в местах зависания вертолетов), в основном в районах взлета или посадки машин, до начала отстрела ЛТЦ в ручном режиме или по программе. Пуск ракет производится, как правило, в заднюю полусферу самолета, что исключает возможность его визуального обнаружения экипажем. Большое внимание оператором ПЗРК уделяется также выбору оптимальных условий для применения комплекса, в том числе оценке угрозы со стороны боевых самолетов или вертолетов сопровождения, а также наземных подразделений, и снижению естественных помех головке самонаведения ракеты с учетом времени суток и метеоусловий.

Так, в декабре 2003 года при взлете с аэродрома в г. Багдад огнем ПЗРК был поврежден стратегический военно-транспортный самолет С-17А «Глоубмастер» (в частности, его правый внутренний двигатель), в январе 2004-го - стратегический военно-транспортный самолет С-5 А «Гэлакси» (левый внешний двигатель).

В данных случаях стрельба из ПЗРК (предположительно, комплекс «Стрела-3») велась из строений по курсу взлета самолетов «вдогон» при работе двигателей машин на максимальном взлетном режиме и наборе ими высоты до 300-500 м. При взлете сброс ЛТЦ не производился, сам факт пуска ракет и поражения был замечен экипажами только в момент взрыва. Оба самолета совершили успешную вынужденную посадку на аэродроме.

Наибольшую опасность ПЗРК представляют для гражданских летательных аппаратов, которые не оснащены бортовыми комплексами самообороны. По американским данным, с начала 1970-х годов огнем ПЗРК поражено более 40 гражданских самолетов и вертолетов, из которых 30 сбито, при этом погибло более 1 000 человек, в том числе на земле: например, самолет «Фалкон-50» президента Бурунди (1994 год), лайнер Боинг 727 авиакомпании «Конго эрлайнс» (сбит с 40 пассажирами на борту при взлете из аэропорта Кинду в 1998 году), не менее 20 атак гражданских самолетов в Шри-Ланке террористической группировкой «Тамил Тайгерс» (погибло более 20 человек), лайнер Боинг 757 израильской авиакомпании «Аркиа эрлайнс» (обстрелян двумя УР ПЗРК «Стрела» при наборе высоты после взлета из аэропорта г. Момбаса в Кении, ноябрь 2002 года), транспортный самолет А.300. B4F американской компании DHL эуэйс (поражен управляемой ракетой ПЗРК «Игла» 22 ноября 2003 года при взлете в аэропорту Багдада).

Как правило, пуск ракет по данным машинам осуществлялся в заднюю полусферу на этапе набора высоты (до высот менее 1000 м) при максимальном взлетном режиме работы двигателей.

Наиболее активные работы по созданию систем индивидуальной защиты гражданских самолетов от ПЗРК проводятся в США и Израиле. В частности, в США в декабре 2003 года начата реализация специальной программы Counter-MANPADS под общим руководством министерства внутренней безопасности. Это ведомство обеспечивает координацию действий министерства обороны, разработчиков и производителей гражданских воздушных судов, а также фирм «Нортроп-Грумман» и «БАе системз», ведущих НИОКР в области разработки радиоэлектронного оборудования, в том числе систем защиты для боевой авиационной техники.

Эти фирмы предлагают разработать СИЗ авиалайнеров на базе систем, созданных для боевой авиационной техники. Такие системы позволяют обнаруживать пуск ракеты с помощью бортовых инфракрасных (по факелу двигателя) или радиолокационных датчиков, рассчитывать траекторию ее полета, а также момент встречи с целью и выводить из строя головку самонаведения мощным узконаправленным ИК-излучением или уводить ракету от защищаемой машины ложной тепловой целью.

Обобщенным тактико-техническим заданием определены основные технические требования к создаваемой СИЗ. Она должна обеспечивать защиту самолета с геометрическими размерами и массой, как у Боинг 737, и машин даже с большими параметрами на этапах взлета и посадки, в том числе при наборе высоты или снижении продолжительностью не менее 10 мин каждый. При этом вероятность срыва атаки при многократных последовательных пусках ракет ПЗРК должна составлять не менее 0,9 и при двух одновременных пусках таких УР с разных направлений - не менее 0,8.

Планируемая установка на самолет комплекта СИЗ массой до 450 кг не должна снижать аэродинамическое качество машины на крейсерской высоте и скорости полета более чем на 1 проц. Кроме того, согласно предъявляемым требованиям количество ложных срабатываний СИЗ составит не более одного на каждые 100 взлетов/ посадок или на 17 ч непрерывной работы.

Разработка такой системы реализуется в два этапа. В рамках первого из них, который оценивается в 6 млн долларов, в конце 2004 года фирмами-разработчиками представлены варианты СИЗ, предложения по ее установке на самолеты и порядку ее применения, а также расчетные показатели ее эффективности. На втором этапе со сроком завершения в начале 2006 года и стоимостью более 100 млн долларов намечено выбрать окончательный вариант системы и провести его летные испытания на гражданских самолетах различных типов.

В первую очередь такими СИЗ предполагается оснастить более 300 машин гражданского резерва ВВС США, осуществляющих значительную часть воздушных перебросок личного состава и военных грузов в районы военных конфликтов.

Фирма «Нортроп-Грумман» ведет разработку такой системы на базе созданной и применяемой на самолетах и вертолетах ВВС США СИЗ LAIRCM (Large Aircraft InfRared Counter Measures) AN/AAQ-24(V) и ее усовершенствованного совместно с фирмой «БАэ системз» варианта - DIRCM (Direct InfRared Counter Measures) «Немезис» (британское обозначение ARI 18246).

Обе СИЗ включают подсистему предупреждения о пуске ракет AN/AAR-54(V) фирмы «Нортроп-Грумман», аппаратура которой (четыре датчика с полем обзора 120° каждый) обнаруживает в ультрафиолетовом диапазоне длин волн факт пуска ракеты по излучению факела ее двигателя. Полученные данные после обработки в БЦВМ системы позволяют рассчитать траекторию полета ракеты, осуществить ее сопровождение оптическим датчиком и определить время и направление постановки по-мехового излучения для срыва захвата цели головкой самонаведения.

Основным отличием этих СИЗ является использование в системе LAIRCM AN/AAQ-24(V) в качестве генератора помех цезиевой лампы, а в системе «Немезис» - лазерного источника «Вайпер». Последний имеет меньшие массогабаритные характеристики и потребляемую мощность, расширенный диапазон длин волн постановки помех, перекрывающий практически весь рабочий диапазон головок самонаведения ракет современных ПЗРК.

Серийное производство и установка первой партии системы AN/AAQ-24(V) на военно-транспортные самолеты американских ВВС начаты в 2002 году. Всего такой СИЗ оснащены 12 самолетов С-17 (AN/AAQ-24(V) 12) и восемь ВТС С-130 «Геркулес» (AN/AAQ-24(V)13). В 2005 году предполагается завершить установку системы еще на 43 ВТС С-17 и 24 С-130, а также на 12 стратегических транспортно-заправочных самолетах КС-135 «Стратотанкер».

ВВС США закуплено более 60 комплектов системы «Немезис», которыми оснащены самолеты сил специальных операций AC-130H/U «Спектр»/ «Спуки» и МС-130Е/Н «Комбат Талон», а Великобританией - более 180 комплектов, которые будут установлены на 21 тип летательных аппаратов, в том числе на 13 самолетах ВАе 146, предназначенных для перевозки высшего военно-политического руководства страны.

В целях снижения стоимости монтажных работ при оснащении гражданских самолетов этой фирмой разработан контейнерный вариант автономной системы, которая получает от носителя только электропитание. Контейнер предполагается устанавливать в нижней части фюзеляжа машины.

Летные испытания системы планируется провести на самолетах Боинг 747 и MD-11. По заявлению руководства фирмы, данный комплект может быть сертифицирован Федеральным управлением гражданской авиации США в текущем году, а его установка на 300 машин гражданского резерва ВВС США возможна в течение 28 месяцев после принятия решения.

Закупка комплекта и работы по его установке на самолет оцениваются в 1,9 млн долларов, а стоимость эксплуатации и технического обслуживания составит 27 долларов/летный час. При увеличении количества оснащаемых машин до 1 000 единиц стоимость комплекта и его установки снизится почти до 1 млн долларов.

Аналогичная система представлена фирмой «БАэ системз». Она также выполнена в виде автономного подвесного контейнера и является упрощенным вариантом бортового комплекса обороны AN/ALQ-212(V) ATIRCM (Advanced Threat InfRared Counter Measures ), устанавливаемого на вертолеты армейской авиации и сил специальных операций сухопутных войск США, а также британские ударные вертолеты «Апач» Мк. 1. Ее основу составляют подсистема предупреждения о пуске ракет AN/AAR-57(V) и лазерный генератор помех «Агиле Аи» TADIRCM (Tactical Aircraft Directable InfRared Counter Measures ), разработанный по заказу ВМС США и планируемый для оснащения палубных тактических истребителей-штурмовиков F/A-18. Стоимость устанавливаемого

на самолет комплекта составляет около 1 млн долларов.

Согласно предварительным оценкам американских экспертов, финансовые затраты на оснащение СИЗ зарегистрированных в США около 6 900 машин гражданских самолетов составят более 10 млрд долларов.

Группа американских фирм во главе с «Юнайтед эрлайнс» разработала еще один проект СИЗ для гражданских самолетов, который не прошел конкурсную оценку в США, но применяется на машинах других стран. Основу представленной системы WIPPS (Widebody Integrated Platform Protection System ) составляют две подсистемы предупреждения о пуске ракет: AN/AAR-47(V)1, работающая в ультрафиолетовом диапазоне длин волн и обеспечивающая обнаружение факта пуска ракеты, и активная допплеровская радиолокационная MWS-20 (масса процессора 10 кг, комплекта антенн около 9 кг), по данным которой осуществляется сопровождение ракеты, расчет ее траектории и выдаются команды на автомат AN/ALE-47 отстрела ложных тепловых целей. Общая масса комплекта системы около 120 кг.

Все элементы СИЗ встроены в наиболее доступные места конструкции самолета. В частности, в соответствии с контрактом, который оценивается в 12 млн долларов (стоимость СИЗ 700 тыс.), системой WIPPS оснащен самолет А.340 короля Иордании. Датчики и антенны подсистем обзора передней полусферы расположены в районе центроплана под носком корневой части крыла, а обзора задней полусферы и автомат отстрела ЛТЦ - в спонсонах ниш шасси.

В Израиле разработку СИЗ ведут несколько фирм. В частности, «Элта» создала систему «Флай Гард», основу которой составляют радиолокационная подсистема предупреждения о пуске ракет EL/2160 и автоматы сброса ЛТЦ

Данной системой уже оснащены более 150 летательных аппаратов вооруженных сил 10 стран, в том числе европейские военно-транспортные самолеты С. 160 «Трансалл», и она рассматривается как промежуточный вариант для оснащения гражданских самолетов.

Так, с фирмой-разработчиком заключен контракт стоимостью около 1,5 млн долларов на проведение дополнительных летных испытаний СИЗ и получение сертификации израильского управления гражданской авиации.

Компания «Рафаэль» начала производить летную оценку СИЗ «Брайтнинг» в составе ИК-системы предупреждения о пуске ракет Guitar-350, включающей четыре датчика; гиростабилизированного лампового генератора помех и автоматов сброса ЛТЦ. По оценкам специалистов фирмы, такая система (масса около 100 кг) может обеспечить эффективную защиту двух-двигательного самолета типа Боинг 777. Для защиты более крупных машин, например четырехдвигательных Боинг 747 или А.340, предполагается оснастить их двумя генераторами помех. В этом случае масса устанавливаемой системы увеличится до 160 кг. Потребляемая СИЗ мощность в режиме обзора составляет 300 Вт, а в боевом режиме - 10 кВт.

Вместе с тем необходимо отметить, что оснащение гражданских воздушных судов СИЗ не позволит в полной мере обеспечить их безопасность, особенно во время посадки. Наличие значительного (более 15-20 км) участка прямолинейного полета на малой (250 м и менее) высоте при скорости до 300 км/ч с полностью выпущенной механизацией крыла и стойками шасси практически исключает возможность выполнения самолетом маневра уклонения и позволяет террористам применять наравне с ПЗРК и другие средства поражения. Так, в последнее время в

районах различных конфликтов участились случаи обстрела авиационной техники как на земле, так и в воздухе такими средствами поражения, как ручные или станковые противотанковые гранатометы и противотанковые ракетные комплексы. В частности, несколько военно-транспортных самолетов С-130 «Геркулес» и многоцелевых вертолетов UH-60 «Блэк Хок» в Ираке получили значительные повреждения в результате попаданий противотанковых гранат из РПГ-7.

Министр обороны Сергей Шойгу, выступая на селекторном совещании, отметил, что одним из важнейших приоритетов военного строительства в текущем году станет перевооружение ВВС новой техникой.

Помимо новейших боевых самолетов, таких, как, например, Су-35 или МиГ-35 в войска поступит и новая радиоэлектронная техника. Причем многие электронные системы совсем недавно казались недостижимо фантастическими.

Показательные цифры привело недавно руководство концерна "Радиоэлектронные технологии" - основного разработчика электронных систем для армии и ВВС. Только новейших комплексов бортового радиоэлектронного оборудования и измерительной аппаратуры в войска было поставлено в прошлом году на сумму более 36 млрд рублей. А систем радиоэлектронной борьбы на сумму 17,1 млрд. И, надо сказать, минобороны немалые средства потратило не зря. Все полученные военными образцы построены на отечественной компонентной базе и по своим характеристикам не уступают зарубежным аналогам, а зачастую их превосходят.

Например, комплексы семейства "Витебск" обеспечивают надежную защиту вертолетов Ка-52 и штурмовиков Су-25 от всех типов ракет с инфракрасными головками самонаведения. А это основные средства поражения переносных зенитно-ракетных комплексов и авиационных ракет воздух - воздух. Никакие "Стингеры" нашим "Аллигаторам" и "Грачам", несущим на борту "Витебск", не страшны. Закончены испытания модификаций этого комплекса, которые обеспечат защиту даже тяжелых вертолетов типа Ми-26 и военно-транспортных самолетов.

Не менее интересен мощный многофункциональный противоракетный комплекс "Хибины". Он обеспечивает индивидуальную защиту самолетов от ракетных атак вражеских истребителей и наземных средств ПВО. Этот комплекс создает вокруг самолета своеобразное защитное радиоэлектронное облако, и даже управляемые ракеты теряют цель и уходят в сторону.

Поистине уникальны комплексы радиоэлектронной борьбы "Рычаг-АВ". Они используются в составе ударных авиационных групп для обеспечения прорыва практически любой системы ПВО. Эти комплексы РЭБ активно подавляют работу всех типов радиолокационных станций. И даже самый современный американский зенитно-ракетный комплекс "Пэтриот" становится слеп и беспомощен. Удар российской авиагруппы с "рычагами" прикрытия неотразим.

А есть еще такой замечательный комплекс РЭБ, как "Красуха-2". Он может ослепить и оглушить не только самолеты дальнего радиолокационного наблюдения типа АВАКС, но и космическую компоненту систем ракетного наведения наших недругов.

В этом году войска получат два мобильных комплекса "Красуха-2".

При встрече с "Красухой-2" системы АВАКС перестают понимать, где свои, где чужие, и чем надо управлять

Вряд ли в мире есть сегодня достойные аналоги этой "умнейшей" радиоэлектронной пушки. При необходимости комплекс может просто выжечь все электронные системы вражеского самолета, высокоточной ракеты или низкоорбитального спутника. Но это в крайнем случае. А так "Красуха-2" мастерица создавать ложные образы и буквально "сводить с ума" вражеские ударные системы.

Как правило, высокоточное ракетное оружие наводится при помощи постоянного радиообмена с командным пунктом. В НАТО такими пунктами служат самолеты АВАКС, которые, в свою очередь, замыкаются на различные спутниковые группировки. Так вот, станция РЭБ с ласкающим слух названием, как только АВАКС входит в зону ее действия, аккуратно встраивается во все его защищенные каналы связи. А затем начинает аккуратно искажать передаваемые и принимаемые летающим командным пунктом сигналы.

Как говорят специалисты и это как бы подтверждено испытаниями, очень быстро АВАКС перестает различать, где свои, а где чужие, и не понимает, чем, собственно, надо управлять. Итогом вполне может стать атака на собственные военные объекты, которые вдруг представятся абсолютно враждебными.

Малогабаритные автоматизированные РЛС "Гармонь", конечно, не так впечатляют, как грозные системы РЭБ, но и они хорошо вписываются в комплексную систему ПВО и управления воздушным движением. "Гармонь" обеспечивает обнаружение и сопровождение различных воздушных объектов, определение их государственной принадлежности, автоматическую выдачу трассовой информации на комплексы автоматизированных систем управления. Эти комплексы были успешно опробованы во время проведения Олимпийских игр в Сочи. Теперь начат их серийный выпуск и поставка в войска.

Возвращаясь к ранее затронутой теме о средствах защиты летательных аппаратов от переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) необходимо отметить следующее. Создание в начале семидесятых годов прошлого столетия ПЗРК явилось важным этапом в совершенствовании именно средств защиты от ударов средств воздушного нападения. И результаты их применения были достаточно впечатлительны.

Так, только в ноябре-декабре 1969 г. в арабо-израильской войне первым отечественным ПЗРК типа «Стрела-2» было сбито 12, а с мая 1981 г. по июнь 1982 г. в районе Голанских высот – еще более 10 израильских самолетов и вертолетов. Проблема защиты летательных аппаратов от ПЗРК не только сохранилась, но и обострялась с течением времени. Так, в ходе войны НАТО на Балканах в 1999 г. только действия с высот более 3500 м и применение высокоточного оружия позволили авиации НАТО избежать значительных потерь от югославских зенитных ракет с инфракрасными головками (ИК) самонаведения (ГСН).

А в 2002 г. специалисты отмечали, что в локальных войн последних десятилетий примерно 90% всех случаев поражения самолетов и вертолетов было связано с попаданием в них управляемых ракет с ИК- ГСН . Поэтому можно констатировать, что угроза применения ПЗРК не только значительно ограничивает диапазон высот применения боевой пилотируемой авиации, но и резко обостряет проблему обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.

Таким образом, созданные как средство защиты сегодня ПЗРК можно рассматривать как эффективное высокоточное средство нападения. Причем проблема защиты от него очень быстро приобрела международный статус, а создание средств защиты от ПЗРК, особенно гражданской авиации, стало важнейшим направлением работы в различных странах. Что же еще, помимо отечественной системы защиты гражданских воздушных судов MANTA, заслуживает внимания?

Россия сегодня по праву стала одним из мировых лидеров в создании систем активной защиты от ПЗРК. Так, в 2010 г. на международной оружейной выставке Eurosatory-2010 в Париже на всеобщее обозрение была представлена российская система активной защиты (САЗ) вертолетов «Президент-С» от атак ПЗРК . Ажиотажный интерес вокруг этой разработки показал, насколько высок интерес в мире к этой технике. Одновременно этот факт говорит и о том, что российская «оборонка» жива и способна, при необходимости и своевременном финансировании, создавать изделия, опережающие зарубежные.

А то, что создатели этой революционной разработки показали ее открыто, позволяет говорить о том, что в запасе есть что-то еще, более эффективное. В создании САЗ «Президент-С» под руководством НИИ «Экран» (г. Самара) участвовали научно-технический центр (НТЦ) «Реагент» (г. Москва), специальное КБ «Зенит» и НТЦ «Элинс» (г. Зеленоград). Высокую эффективность эта разработка подтвердила в ходе сложных испытаний в 2010 г.

Для оценки САЗ «Президент-С» устанавливали на макеты различных летательных аппаратов и обстреливали одним из самых эффективных в мире ПЗРК «Игла». По словам Александра Кобзаря, генерального директора «Зенита», где был создан излучатель узконаправленной системы оптико-электронного подавления, после включения САЗ «Президент-С» все ракеты отклонялись в сторону от цели и самоликвидировались .

Для испытания на специальной вышке был установлен вертолет Ми-8, двигатели которого работали с максимальной нагрузкой и давали максимальное ИК-излучение, а пуск «Иглы» осуществлялся с дальности 1000 м. Тем не менее, в этих, очень благоприятных условиях ракета ПЗРК уходили в сторону от мишени.

Как отметил профессор А. Кобзарь, эффективность всей САЗ определяется узконаправленным и специально модулированном излучении сапфировой лампы. Оно создает в системе управления ракеты своеобразный фантом цели, местоположение которой отличается от текущих координат реальной цели. В результате ракета летит в пустое пространство и в определенное время самоликвидируется согласно заложенной в ней программе.

Несмотря на всю простоту идеи, до настоящего времени практического решения в мире она не нашла. В настоящее время наши разработчики активно работают над созданием подобной системы защиты от ПЗРК для штурмовиков. В настоящее время САЗ «Президент-С» прошла весь комплекс государственных испытаний, принята на вооружение и производится серийно . Решением главкома российских ВВС сегодня ни один новый вертолет не отправляется в войска в «горячих» точках без установки системы активной защиты от ПЗРК.

Ранее, СМИ сообщали о российской всеракурсной лазерной станции помех «Клен-М» («Конструкторское бюро автоматических систем», г. Самара), которая предназначалась для защиты от ракет с ИК- ГСН классов «поверхность-воздух» и «воздух-воздух». Система могла устанавливаться как на военных, так и на гражданских самолетах.

Принцип действия станции «Клен-М» также был основан на воздействии лазерным излучением на систему управления ракетой , что приводило в конечном итоге к потере сопровождаемой воздушной цели. По информации разработчиков, станция «Клен-М» обеспечивала обнаружение и сопровождение ракет, и последующее подавление их ГСН лазерным излучением с вероятностью 0,8-0,9 в течение не более 1,5 с в зоне 360 град. по азимуту и от -45 до +30 град. по углу места. Масса станции не превышала 300 кг.

Сообщалось также о том, что фирма «Авиаконверсия» разработала и практически испытала нетрадиционный способ противодействия ракетам с тепловыми головками самонаведения . На опасном участке полета самолет осуществлял дозированное распыление незначительного количества топлива. При обнаружении пуска ракеты с тепловой ГСН образовавшаяся топливно-воздушная смесь воспламенялась и выступала в качестве ложной цели, так как ее ИК-излучение значительно превышало собственное излучение самолета.

Входящие в ее состав средства обеспечивали обнаружение ракеты по ИК-излучению ее двигателя на дальности до 5 км, а для поджига воздушно-топливной смеси мог использоваться импульсный лазер, форсунка типа «огневая дорожка» или сигнальные ракеты. Безопасность и эффективность этого способа защиты от ракет с тепловой ГСН была практически проверена на самолетах Су-24 еще в 1985 г . Летные испытания показали, что ложная цель начинается в 6-8 м и заканчивается на удалении 22 м от хвоста самолета. Сообщалось, что стоимость системы, наряду с другими преимуществами, значительно дешевле лазерных.

Израиль , в силу своего геополитического положения, вопросам создания САЗ уделяет первостепенное значение. Активизация усилий в этой области была отмечена после обстрела 28 ноября 2002 г. боевиками аль-Каиды ПЗРК типа «Стрела-2» авиалайнера израильской авиакомпании Arkia с 250 пассажирами при взлете из аэропорта г. Момбаса (Кения). По данным американской корпорации Rand, в период 1975-1992 гг. ракетами ПЗРК сбито около 40 гражданских самолетов и погибло более 760 человек.

Израильская фирма «Рафаэль» идет по пути адаптации системы защиты от ПЗРК военного назначения для применения на гражданских самолетах. После обнаружения зенитной ракеты бортовыми датчиками аппаратура противодействия в качестве ложной цели генерирует световой пучок в сторону атакующей ракеты для дезориентации ее ГСН. Стоимость оснащения самолета такой системой, по данным разработчиков, может составить около 2 млн. долларов.

В связи с пропажей тысяч ПЗРК с ливийских оружейных складов Израиль намерен оснастить все свои авиалайнеры новой оборонительной системой C-Music (Commercial-Multi Spectral Infrared Countermeasure) компании El-Op. По мнению создателей системы, это первая коммерчески доступная система, предназначенная для установки на гражданских вертолетах и самолетах для их защиты от ПЗРК.

Система C-Music самостоятельно обнаруживает ракету и направленным лазерным излучением создает помехи в широком ИК-диапазоне, приводящие к срыву наведения ракеты на цель . Компания El-Op получила контракт израильского правительства в рамках государственной программы Sky Shield и стоит 79 млн. долларов. По данным израильских СМИ один экземпляр системы C-Music стоит около 1,2 млн. долларов.

Ранее предложенная компанией IAI аналогичная система Flight Guard, не была сертифицирована в США и Европе как не отвечающая полностью требованиям безопасности. Система C-Music имеет все необходимые лицензии и сертификаты.

В США , по инициативе Министерства национальной безопасности (U.S. Department of Homeland Security — DHS), была разработана и начата реализация программы по оснащению 1000 гражданских самолетов системой, аналогичной установленной на самолете президента США и военных самолетах американских ВВС. В качестве наиболее перспективных средств защиты от ПЗРК рассматривались разработки компаний Northrop Grumman и BAE Systems. Для проведения работ компании от DHS получили по 45 млн. долларов.

В 2007 г. сообщалось о том, что Northrop Grumman оборудовала грузовой самолет MD-10 противоракетной системой Guardian. Она представляла собой модернизированную и адаптированную для использования в гражданских целях систему военного назначения Nemesis, устанавливаемую на самолетах и вертолетах ВВС США. По информации в СМИ, система размещена в веретенообразном корпусе длиной, шириной и высотой 2,36 м, 0,8 м и 0,48 м соответственно при общей массе около 220 кг и потребляемой мощности – 1,8 кВт.

Излучающее лазерное устройство размещено в желтой сфере. (фото Нортроп Грумман). Алгоритм работы Guardian аналогичен известным. Датчики системы обнаруживают ракету и отслеживают ее полет с непрерывным определением текущих координат, по этим данным включается лазер и наводится на ГСН ракеты, в результате цель теряется и ракета уходит в сторону . Ранее система испытывалась на самолетах типа MD-11, MD-10 и Boeing 747. Сообщалось, что при стоимости самой системы около 1 млн. долларов за единицу, ее техническое обслуживание оценивалось в 365 долларов за рейс, а ежемесячно компания производила 35-45 комплектов.

Компания BAE Systems разработала систему защиты гражданских авиалайнеров от ПЗРК под названием JetEye, работа которой также основана на использовании лазерного излучения для «ослепления» ИК- ГСН ракет. Поворотные лазерные установки размещены под фюзеляжем и плоскостями самолета. Система создана на базе средств защиты боевых самолетов Advanced Threat Infrared Countermeasures System. Испытывалась JetEye на авиалайнере Boeing B-767. Сообщалось о работах с целью уменьшения стоимости системы, улучшения ее аэродинамических характеристик, повышения срока службы и ремонтопригодности аппаратуры.

Наряду с лазерными системами защиты для противодействия ракетам ПЗРК в США, как и в других странах, продолжается использование и совершенствование дипольных отражателей и ИК-ловушек . Они показали достаточную эффективность для защиты военно-транспортных и др. самолетов ВВС США в Косово, Ираке и Афганистане. Так, фирма «Рейтеон» создала противоракетную систему, которая после обнаружения ЗУР радиолокационной станцией выбрасывала облако пирофорических частиц из фольги, ИК-излучение которых дезориентирует ГСН ракеты.

Великобритания также ведет работы по созданию систем защиты от ракетных атак против самолетов и вертолетов гражданской авиации. Так, компанией «Каннинг раннинг софтуэр Лимитед» (CRLS) была разработала специальная программа, предназначенная для оценки степени угрозы террористической ракетной атаки против пассажирского самолета и установки на компьютере средств РВО ADCS (Air Defense Siting Computer), прикрывающих аэропорты.

На основе данных о полетах самолетов с конкретного аэропорта и тактико-технических характеристиках ПЗРК эта программа выдает правоохранительным органам информацию о наиболее вероятных местах пуска ракет, которую используют правоохранительные органы в профилактических целях. ADSC не требует специальных аппаратных средств, позволяет выполнять и хранить фотографии, диаграммы и текстовые файлы наряду с данными ПВО. Эта программа используется при выборе позиций для развертывания зенитной системы «Рапира» и является составной частью системы «Джернас» (экспортный вариант ЗРК «Рапира»), поставленного Малайзии.

Украина . Несколько лет назад СМИ сообщали о том, что двумя украинскими предприятиями (НПК «Прогресс», г. Нежин и НПФ «Адрон», г. Киев) созданы станция оптико-электронного подавления (СОЭП) «Адрос» КТ-01АВ . Отмечалось, что станция «Адрос», в отличие от других систем защиты, обеспечивает круговую защиту вертолет в условиях, когда мощность ее излучения ниже мощности теплового излучения двигателей защищаемого вертолета.

Кроме того, она не нуждается в информации о типе и частоте работы ИК- ГСН ракеты, в средствах обнаружения пусков ракет и их сопровождения в полете, относительно проста по конструкции и имеет высокую степень надежности. По информации разработчиков, при массе 20 кг, станция обеспечивала круговую защиту вертолетов от всех типов управляемых ракет с ИК- ГСН с вероятностью срыва атаки ракеты не менее 0,8.

Кроме того, эти фирмы создали пассивное средство для снижения теплового излучения вертолетов типа Ми-8 и Ми-24 с двигателями ТВ3-117. Оно представляет собой экранно-выхлопное устройство (АП-1В) , устанавливаемое на выходе отработанных газов двигателя вертолета. Требуемый эффект достигается за счет направления выхлопных газов двигателя этим устройством в сторону вращающегося винта вертолета, где они смешиваются с окружающим воздухом. В результате температура выхлопных газов резко падает и снижается общее инфракрасное излучение самого вертолета.

Таким образом, сегодня можно констатировать два очевидных факта. Суть первого в том, что изначально созданные как средства защиты наземных объектов от ударов с воздуха ПЗРК сегодня активно могут использоваться террористами как весьма опасное средство нападение против гражданских самолетов и вертолетов.

А второй факт говорит о том, что без создания специальных средств противодействия ракетам с тепловыми (ИК-) ГСН защиту самолетов и вертолетов гражданской авиации в настоящее время не обеспечить. В условиях массового распространения ПЗРК противостояние этих двух средств приобрело характер одной из самых актуальных проблем в мире. В связи с этим, для ее решения необходимо объединение усилий на международном уровне.

Одной из основных угроз для вертолетов являются переносные зенитные ракетные комплексы. Подобное вооружение позволяет атаковать различные маловысотные воздушные цели на дистанциях не более нескольких километров, что делает его удобным средством для защиты войск от возможного нападения с воздуха. В результате требуется специальное оборудование, способное защитить вертолет или иные летательные аппараты от атаки зенитных средств. Основным способом защиты являются ложные тепловые цели. Кроме того, к настоящему времени в нашей стране разработан новый комплекс защиты вертолетов «Президент-С».

Проект бортового комплекса обороны (БКО) «Президент-С» разрабатывался с середины прошлого десятилетия. В его создании были заняты несколько предприятий, входящих в состав Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). К проекту привлекли Московский НТЦ «Реагент», СКБ «Зенит», НТЦ «Элинс» и НИИ «Экран». Все эти организации занимались созданием отдельных компонентов комплекса, предназначенных для решения тех или иных задач. Главной задачей БКО «Президент-С» является защита летательного аппарата от ракет класса «земля-воздух», в том числе ракет переносных ЗРК. Имеющиеся элементы комплекса способны следить за обстановкой, находить потенциально опасные объекты, производить обнаружение пусков ракет и принимать меры, необходимые для срыва атаки.


Первые открытые сведения о комплексе «Президент-С» появились в июне 2010 года. Некоторые компоненты перспективного БКО были показаны на выставке Eurosatory 2010 в Париже. Тогда же представители КРЭТ рассказали о предназначении новой системы и некоторых ее особенностях. Кроме того, пять лет назад стало известно не только о существовании проекта, но и о некоторых успехах, которых удалось добиться его авторам.

Лазерная станция оптико-электронного подавления. Фото Kret.com

Отечественные средства массовой информации со ссылкой на разработчиков сообщали, что БКО «Президент-С» уже прошел некоторые испытания. При этом тесты дошли до проверки работы систем на базовой платформе. Как тогда рассказывалось, стендом для таких испытаний стал переоборудованный вертолет Ми-8, который установили на специальной мачте на возвышении. Двигатели вертолета выводились на максимальную мощность, что должно было облегчить работу систем наведения ракет, используемых в испытаниях.

С расстояния около 1 км по вертолету стреляли ПЗРК «Игла». Несмотря на максимальный режим работы двигателя, большое количество выделяемого тепла и сравнительно небольшое расстояние, комплекс обороны «Президент-С» успешно производил обнаружение ракет и срывал атаки. Все ракеты проходили мимо своей цели.

К настоящему времени была опубликована достаточно подробная информация о комплексе «Президент-С» в целом и его отдельных компонентах. По данным НИИ «Экран», в состав комплекса входят следующие средства: устройство управления, станции предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, станция предупреждения о ракетной атаке, устройство выброса авиационных помех, станция постановки активных помех, некогерентная станция оптико-электронного подавления, а также лазерная станция оптико-электронного подавления.

Средства комплекса монтируются на базовом вертолете и после соответствующей подготовки способны выполнять задачи по поиску потенциально опасных ракет с дальнейшим их подавлением и срывом атаки. Для обнаружения зенитного вооружения противника используется набор станций, работающих в различных частях спектра. По периметру вертолета монтируются несколько блоков обнаружения радиолокационного и лазерного облучения. Кроме того, предусматриваются ультрафиолетовые системы обнаружения пусков ракет. Таким образом, автоматика БКО «Президент-С» способна самостоятельно выявлять радиолокационные и лазерные системы противника, а также своевременно производить обнаружение пусков ракет.

Центральная система комплекса, устройство управления, принимает сигналы об облучении или пусках ракет. Средства обнаружения комплекса способны не только выявлять сам факт облучения или пуска, но и определять направление на обнаруженный объект. Эти данные учитываются устройством управления, которое принимает решения об использовании систем защиты. Для противодействия различным угрозам в комплексе «Президент-С» предусматриваются разные системы.


Архитектура одного из вариантов комплекса. Рисунок Ria.ru

Подавлять радиолокационные системы противника предлагается при помощи станции активных помех. Эта станция должна подключаться к работе при использовании противником РЛС или зенитных ракет с радиолокационными головками самонаведения всех типов. Станция активных помех комплекса «Президент-С» может излучать помехи в секторе шириной 120° по азимуту и 60° по углу места. Производитель отмечает, что размеры сектора зависят от типа базового летательного аппарата и могут изменяться.

Потребляя до 2500 ВА из цепи 115/200 В 400 Гц или 300 Вт из цепи 27 В, станция активных помех обладает энергетическим потенциалом на уровне 150 Вт. Реализована номенклатура основных видов помех в диапазонах от G до J. Общий вес станции активных помех – 51,5 кг.

Дополнительным средством противодействия радиоэлектронным средствам противника являются т.н. передатчики помех одноразового использования (ППОИ). Эти изделия представляют собой небольшие устройства (масса не более 600 г) с маломощными (энергетический потенциал до 2 Вт) радиопередатчиками. Одноразовые передатчики помех предлагается отстреливать из имеющихся устройств выброса авиационных расходуемых средств. Таким образом, в зависимости от обстановки и имеющейся ситуации автоматика может отстрелить ложные тепловые цели или выбросить ППОИ.

Из имеющихся данных следует, что в первых версиях БКО «Президент-С» имел только одну систему оптико-электронного подавления – некогерентную. Позже к ней добавилась лазерная система аналогичного назначения. Несмотря на использование различной аппаратуры и излучателей разных типов, обе станции предназначаются для решения одной и той же задачи. С их помощью комплекс должен отводить от летательного аппарата подлетающие ракеты с инфракрасными головками самонаведения.

Еще в 2010 году специалисты КРЭТ описывали общий принцип работы некогерентной станции подавления. Сообщалось, что «рабочим органом» этого устройства является специальная сапфировая лампа. Автоматика комплекса, используя данные с имеющихся датчиков, определяет положение ракеты относительно вертолета, после чего производит наведение оптического устройства станции подавления. Излучение лампы «обманывает» головку самонаведения ракеты, из-за чего она теряет цель в виде летательного аппарата и проходит мимо него. После промаха ракета самоуничтожается по истечении расчетного времени полета. Отмечалось, что на тот момент никто в мире не смог решить эту задачу и поставить новое оборудование в серию.


Аппаратура станции активных помех из состава БКО "Президент-С". Фото Niiekran.ru

К настоящему времени стало известно о существовании еще одной станции оптико-электронного подавления, предлагаемой для использования в составе бортового комплекса обороны «Президент-С». Эта станция может выполняться в виде блока для установки во внутренних объемах летательного аппарата или в варианте подвесного контейнера. Вне зависимости от исполнения лазерная станция подавления способна эффективно решать поставленные задачи по противодействию инфракрасным головкам самонаведения ракет различных типов.

Основной элемент лазерной станции – лазерная установка на основе многоспектрального твердотельного или газового лазера. С лазером связан оптико-механический блок, отвечающий за наведение лазерного луча на цель. Также станция оснащается блоком питания, системой управления и другими узлами различного назначения. Конструкция станции позволяет подавлять ракеты в рабочем секторе шириной 360° по азимуту и 90° по углу места. В дежурном режиме станция потребляет не более 2000 ВА, в рабочем – 5000 ВА. Общий вес аппаратуры не превышает 150 кг.

Мощность лазера станции БКО «Президент-С» позволяет выполнять поставленные задачи на дистанциях от 500 до 5000 м. Обеспечивается подавление ракет как при одиночных пусках, так и залпах. В последнем случае лазерный луч последовательно «ослепляет» головки самонаведения нескольких ракет. Наведение на цель производится по целеуказанию других средств комплекса обороны. Факт поражения цели фиксируется станцией самостоятельно. Сигналом о подавлении ракеты противника является «обратный блеск» отраженного луча.

В 2015 году пресс-служба Концерна «Радиоэлектронные вооружения» и отечественная пресса несколько раз вспоминали про комплекс «Президент-С». Так, в начале июня появились публикации, напоминающие о существовании перспективного проекта и его основных особенностях. Какие-либо новые сведения в этих сообщениях отсутствовали.

2 ноября РИА опубликовало сведения, полученные от заместителя генерального директора КРЭТ по НИОКР техники радиоэлектронной борьбы и инновациям Юрия Маевского. Специалист рассказал, что перспективный бортовой комплекс обороны «Президент-С» прошел испытания на полигонах министерства обороны и подтвердил свои характеристики. В ходе проверок, проведенных совместно с военным ведомством, новейшая система обороны показала высокую эффективность в деле защиты базового летательного аппарата от обстрела с использованием различных управляемых ракет.


Передатчик помех одноразового использования. Фото Niiekran.ru

В ходе проверок испытатели произвели большое количество пусков ракет переносных зенитных комплексов «Игла» по вертолетам, оснащенным аппаратурой системы «Президент-С». Проводились как одиночные, так и залповые пуски. При этом одновременно запускались две ракеты, в том числе с различных направлений и с разных расстояний. По словам Ю. Маевского, все ракеты во время испытаний не смогли поразить свои цели. Вследствие действий БКО «Президент-С» ракеты уходили в сторону от своих целей, не нанося им никаких повреждений.

Результаты испытаний, по мнению специалиста, позволяют утверждать, что в России создана надежная система защиты самолетов и вертолетов от различных управляемых ракет, оснащенных оптическими головками самонаведения.

По данным Маевского и РИА Новости, некоторые средства комплекса «Президент-С» уже устанавливаются на авиационную технику нескольких типов. Так, подсистемы оптико-электронного подавления монтируются на боевых вертолетах Ми-28 и Ка-52. Кроме того, такую аппаратуру получают транспортные вертолеты Ми-26 и самолеты Ил-76.

По сообщениям КРЭТ и средств массовой информации, бортовой комплекс обороны «Президент-С» и отдельные его системы могут монтироваться и на авиационной технике иных типов. К примеру, ранее организация-разработчик упоминала возможность использования подобного оборудования для защиты гражданских авиалайнеров. Утверждалось, что такая аппаратура может стать удобным и простым ответом на возникающие угрозы. Последние государственные перевороты и локальные войны привели к тому, что в арсеналах террористических организаций могут оказаться переносные зенитные ракетные комплексы. Для защиты от возможных атак с использованием такого компании-авиаперевозчики могут использовать БКО «Президент-С», обеспечивающий надежную защиту от ПЗРК.

Летом этого года первый заместитель генерального директора Концерна «Радиоэлектронные технологии» Игорь Насенков говорил, что возможность эффективной защиты от ракет ПЗРК делает комплекс «Президент-С» интересным для иностранных партнеров. В качестве потенциальных заказчиков рассматриваются государства Ближнего Востока, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

В материалах по проекту «Президент-С» упоминается, что этот комплекс способен защищать авиационную технику не только от ПЗРК семейства «Игла». Перспективный БКО также может противодействовать ракетам предыдущих моделей, таким как «Стрела», а также зарубежному вооружению этого класса, например системам Stinger американского производства.

Также «целью» аппаратуры комплекса «Президент-С» могут быть оптико-электронные системы различных зенитных артиллерийских комплексов. В таком случае, по-видимому, средства комплекса работают по тому же алгоритму, что и при подавлении головок самонаведения ракет, но с учетом особенностей наземных систем ПВО. Системы обнаружения комплекса определяют местоположение оптико-электронных средств противника, таких как прицелы или лазерные дальномеры, после чего лазерная или некогерентная станция подавления наводится на цель и посылает в нее мощный импульс излучения, делающий невозможным дальнейшую работу в штатном режиме.

Несмотря на заявления руководителей организации-разработчика, информация о потенциальных заказах на поставку БКО «Президент-С» зарубежным странам пока отсутствует. Пока имеются сведения только о поставках аппаратуры этого комплекса отечественным авиастроительным предприятиям, которые используют ее при строительстве или модернизации авиационной техники различных типов. Таким образом, носителями различных элементов перспективного комплекса пока являются только российские самолеты и вертолеты.

По последним данным, бортовой комплекс обороны «Президент-С» не так давно прошел испытания на полигонах министерства обороны. Комплекс успешно решил все поставленные перед ним задачи, в результате чего ни одна из ракет ПЗРК, запущенных в ходе испытаний, не смогла поразить свою цель в виде вертолета, оснащенного БКО. Также появились сведения об установке этого оборудования на отечественных самолетах и вертолетах. Информация о принятии комплекса «Президент-С» на вооружение пока отсутствует. Возможно, соответствующие распоряжения командования появятся в самое ближайшее время.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://kret.com/
http://niiekran.ru/
http://nevskii-bastion.ru/