Российские среднемагистральные самолеты. Будущее авиации

Наш авиалайнер будет конкурировать с такими самолетами, как Airbus A320neo (улучшенная за счет нового двигателя версия стандартного Airbus A320, «neo» «New Engine Option» «New Engine Option») и Boeing 737 MAX (также отличается использованием более мощных авиационных двигателей).

Самолёт МС-21 разрабатывался в Инженерном центре им. А. С. Яковлева, который является основном конструкторским подразделением корпорации «Иркут». Полное название модели следующее: Иркут МС-21 или полностью «Магистральный самолёт XXI века». В рамках проекта планируется три модели различающиеся своей вместимостью: МС-21 200 предусмотрен для перевозки от 132 до 165 пассажиров, МС-21-300 – от 163 до 211 пассажиров. Данных по МС-21-400 пока нет. Самолет может быть оснащён одним из двигателей пятого поколения: ПД-14 или американский PW1400G-JM. Их отличительными особенностями являются более низкие (более чем на 15 дБ) шум относительно требований главы 4 ICAO и норма выбросов CO2 (более чем на 20% по сравнению с существующими аналогами двигателей). Впервые самолёт МС-21 был показан 8 июня 2016 года а авиазаводе в Иркутске.

Совокупные затраты на разработку пассажирского самолёта составили $4,5 млрд., большую часть из которых по целевой программе была предоставлена государством. Ещё $1 млрд в виде кредита на 12 лет предоставлен Сбербанком, корпорация Иркут и её партнёры вложили $1,5 млрд. Бюджет проекта оказался значительно выше, чем предполагался на стадии проектирования. Изначальна стоимость проекта оценивалась в $3,947 млрд. В целом, проект оказался недорогим. С учётом мировой практики разработка пассажирского самолета данного класса составляет $6-7 млрд. Данный проект считается коммерчески привлекательным, так как доля мирового рынка среднемагистральных самолетов составляет примерно 50%, но при этом высока конкуренция.

Тема: Проблемы с выпуском самолёта МС-21 будут решены!

При разработке самолета МС-21 применены современные технологии. В частности, самолете используется композитные крылья, которые не смог создать тот же Boeing. Наша технология называется «Чёрное крыло» из-за истинного цвета крыльев. Также крылья имеют специальные винглеты или «крылышки», которые увеличивают эффективное удлинение крыла и повышают аэродинамику самолёта. Это позволяет сэкономить до 7% расходуемого топлива и увеличить дальность полёта. Тем не менее, винглеты создают дополнительную нагрузку на крыло при боковых порывах ветра, поэтому их планируется применять как резерв в последующих модификациях. Без учёта винглетов на крейсерской скорости композитные крылья МС-21 способны обеспечить аэродинамику лайнера на 5-6% выше, чем у лучших моделей, присутствующих на рынке. Композитные крылья позволили сделать самолёт намного легче. Его крейсерская скорость составляет 870 км/ч, что с учётом большей вместимости на 25-70 км/ч выше, чем у большинства уже используемых самолётов Airbus и Boeing. Стоит отметить, что доля композитных материалов в конструкции самолета МС-21 составляет свыше 30%, чем не может похвастаться ни одна другая похожая модель.

Ещё одной особенностью пассажирского самолёта МС-21 считается более высокая комфортабельность салона по сравнению с существующими аналогами. Авиалайнер обладает самым широким фюзеляжем среди всех среднемагистральных самолётов и большая ширина проходов по сравнению с другими лайнерами – 56,25 см против 45 см Airbus A350 XWB и 42,5 см у Boeing 787, более широкие пассажирские кресла, улучшенный климатический контроль, большее личное пространство по сравнению с моделями Airbus A320 и Boeing 737. Особенность российского самолёта заключается и в более вместительном багажном отделении. В МС-21 помещаются 7 чемоданов стандартного класса ИАТА cabin bag, а в тот же Airbus A320 – 2 чемодана.

Российский самолёт МС-21 весьма экономически эффективен. Стоимость авиалайнера по каталогу составляет примерно $90 млн, что намного ниже иностранных аналогов: Airbus A320 – $97 млн, а Boeing 737 – $95 млн. При этом МС-21 позволяет сократить время оборота в аэропорту на 15-20%, что даёт возможность снизить операционные расходы на 12-15% по сравнению с моделями Airbus и Boeing. А это примерно $4 млн. в год. По заявлению главы Минпромторговли Дениса Мантурова, уже имеются 175 «твёрдых» заказов на среднемагистральный самолёт МС-21, более половины из них – российские заказчики. Ещё 100 заказов находятся в стадии обсуждения. Поставки МС-21 начнутся в конце 2018 – начале 2019 года. Главным покупателем и первым эксплуатантом является Аэрофлот, который намерен купить 50 самолётов

Рассмотрим характеристики авиалайнера МС-21-300 и его ближайших конкурентов – Airbus A320neo и Boeing 737MAX-9.

Сравнительная характеристика самолётов МС-21-300, Airbus A320neo и Boeing 737MAX-9

Можно сделать вывод, что по ряду характеристик иностранные аналоги превосходят наш самолёт. В частности, по вместимости пассажиров, максимальной заправке топлива и дальности полёта. Тем не менее, в целом характеристики сопоставимы, а во многом наш самолёт значительно лучше. Что касается вместимости, то при разработке МС-21 был сделан акцент на повышенную комфортабельность, а это и более широкие кресла, и более широкий проход между ними, что объясняет меньшую вместимость пассажиров. Наш самолет более легкий и экономичный по сравнению с аналогами, поэтому и меньший объём максимальной заправки топлива. Дальность действительно уступает, однако этот показатель зависит от комплектации самолёта. Данные представлены только по двухкласной компоновке. Сейчас ещё не все характеристики МС-21-300 доступны. Однако уже можно сказать, в чём плюсы российского самолёта:

Более низкая цена.
Более высокая экономичность обслуживания и эксплуатации.
Более высокая комфортабельность.
Более высокая технологичность конструкции.

По представленным выше данным в таблице можно лишь создать общее впечатление о самолёте, но оценить его в ряд ли. Данные не расскажут о роли композитных материалов, об управляемости и комфортабельности. Поэтому нужно исследовать вопрос более глубоко. Технологически российский самолёт МС-21 значительно опередил конкурентов.

А также в широкой международной кооперации.

В 2009 году на основе конструкторского коллектива Опытно-конструкторского бюро им. А.С. Яковлева в корпорации было сформировано проектно-конструкторское подразделение — Инженерный центр им. А.С. Яковлева, который обеспечивает разработку МС-21. Он объединяет и координирует работу научно-промышленной кооперации, в составе которой Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) и ведущие научные институты России; центры компетенции, созданные в рамках Объединенной авиационной корпорации (ОАК); отечественные и зарубежные инжиниринговые компании, создающие для МС-21 принципиально новые разработки.

В едином информационном пространстве с Инженерным центром ведут разработку конструкции и систем самолета МС-21 специалисты филиалов Корпорации "Иркут" в Ульяновске и Воронеже.

При проектировании МС-21 был внедрен ориентированный на клиента подход к разработке продукта . Он предусматривает вовлечение потенциальных заказчиков в процесс разработки самолета с самых ранних стадий проекта.

К 2017 году Корпорация "Иркут" подписала твердые контракты на поставку 175 самолетов МС-21. Портфель "мягких" заказов (опционы и соглашения о намерениях) превышает 100 самолетов. При этом "Аэрофлот" , начало поставок — 2018 год.

Общий объем инвестиций в программу создания новейшего самолета МС-21 на середину 2016 года составлял порядка 100 миллиардов рублей, из которых 80% — деньги, которые были получены от государства в виде разной помощи, а 20% — Корпорации "Иркут".

Двадцать восьмого мая 2017 года новый российский гражданский лайнер МС-21 , об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

"Огромная победа авиастроителей". Первая демонстрация самолета МС-21

© Корпорация "Иркут" / Президент компании-разработчика МС-21 - корпорации "Иркут" (входит в ходит в Объединенную авиастроительную корпорацию) - Олег Демченко в ходе презентации самолета отметил, что несколько лет назад было решено сделать самолет, который займет достойное место на мировом авиарынке. "Мы уверены, что МС-21 будет лучшим в своем классе", - добавил он.


3 из 8

Президент компании-разработчика МС-21 - корпорации "Иркут" (входит в ходит в Объединенную авиастроительную корпорацию) - Олег Демченко в ходе презентации самолета отметил, что несколько лет назад было решено сделать самолет, который займет достойное место на мировом авиарынке. "Мы уверены, что МС-21 будет лучшим в своем классе", - добавил он.

© РИА Новости / Сергей Мамонтов / Корпорация "Иркут" уже сформировала стартовый портфель твердых заказов на 175 самолетов МС-21. По твердым контрактам получены авансы. Первыми эксплуатантами самолетов станут авиакомпании группы "Аэрофлот", которая заказала 50 лайнеров. Еще одним заказчиком самолетов стали "Азербайджанские авиалинии".


5 из 8

Корпорация "Иркут" уже сформировала стартовый портфель твердых заказов на 175 самолетов МС-21. По твердым контрактам получены авансы. Первыми эксплуатантами самолетов станут авиакомпании группы "Аэрофлот", которая заказала 50 лайнеров. Еще одним заказчиком самолетов стали "Азербайджанские авиалинии".

© Корпорация "Иркут" / "Иркут" прорабатывает вопрос о поставке МС-21 национальному перевозчику Танзании Air Tanzania. Соглашение на поставку шести самолетов с возможной закупкой еще четырех лайнеров заключено с Египтом. Интерес к МС-21 проявляли авиаперевозчики Иордании.


6 из 8

"Иркут" прорабатывает вопрос о поставке МС-21 национальному перевозчику Танзании Air Tanzania. Соглашение на поставку шести самолетов с возможной закупкой еще четырех лайнеров заключено с Египтом. Интерес к МС-21 проявляли авиаперевозчики Иордании.

© РИА Новости / Александр Астафьев / "Сегодня мы впервые видим МС-21 – один из самых современных в мире лайнеров, пассажирский самолет XXI века. И мы очень гордимся тем, что он создан в нашей стране. Это огромная победа авиастроителей, победа корпорации "Иркут", наших ученых, наших конструкторов, наших инженеров, наших рабочих. Вашими руками (конечно, при определенной поддержке государства) создается современное российское авиастроение, которое двигает вперед всю нашу страну, нашу экономику", - сказал Дмитрий Медведев.


МС-21
Разработчик Корпорация Иркут

ОКБ им. Яковлева
Первый полет 2017
Единиц произведено (2017) 1 (4 опытных на сборке)
Стоимость единицы (2017) $72млн. (МС-21-200)
$91 млн. (МС-21-300)

МС-21 (Магистральный самолет XXI века) - российский среднемагистральный авиалайнер, разрабатываемый Корпорацией Иркут и ОКБ им. Яковлева. Выкатка самолета проведена в 2016 году. Весной 2017 года планируется начало летных испытаний. Будучи среднемагистральным самолетом, МС-21 является прямым конкурентом лайнерам Boeing 737MAX, Airbus A320NEO и Comac C919.

История проекта МС-21 началась в 2000-хх годах. В то время основным проектом ОАК и всего российского авиастроения был SSJ 100 - будущий Суперджет. Работы было решено начать именно с него, так как создание сразу довольно крупного авиалайнера, вступающего в прямую конкуренцию с двумя самыми массовыми самолетами Boeing и Airbus считалось слишком рискованным. В 2008 году первый прототип SSJ 100 совершил испытательный полет. Реализация программы вышла на крайние стадии перед выходом на рынок.

Параллельно с испытаниями SSJ 100 были инициированы ранние работы по созданию нового, более крупного и более амбиционого проекта - МС-21. Разработкой самолета занимались конструкторские бюро Яковлева и Ильюшина. Непосредственным исполнителем программы выступила корпорация Иркут, производящая истребители Су-30 и учебно-боевые самолеты Як-130. Так же, Иркут производит ряд компонентов для лайнеров Airbus A320. В 2008 году ОКБ Ильюшина покинуло проект и разработку в полном объеме продолжили в ОКБ Яковлева.

Изначально, планы были весьма амбициозны. В 2009 году предполагалось, что МС-21 взлетит уже в 2013, а к 2016 году самолеты начнут поставляться заказчикам. Однако, проблемы в проектировании, а так же сложности с финансированием нарушили изначальные планы. Сам же самолет становился более продвинутым и сложным.

К 2011 году было решено поставить в более высокий приоритет создание увеличенной версии лайнера МС-21-300 (180 мест) вместо базового МС-21-200 (150 мест). Исследования и опросы авиакомпаний показали, что большой вариант будет пользоваться большим спросом (70% заявок были именно на модель -300). Создание 200-местного МС-21-400 было решено отложить, так как его создание значительно увеличило бы бюджет программы.

Предполагается, что МС-21 будет 10-15% эффективнее аналогов, будет иметь на 15% меньшую массу конструкции и на 20% меньшие эксплуатационные расходы.

В 2012 году Иркут и Pratt & Whitney заключили соглашение о сотрудничестве. Одной из базовых силовых установок самолета будет двигатель PW1400G. Второй базовой силовой установкой будет перспективный двигатель ПД-14, создаваемый в ОДК (головной разработчик - фирма Авиадвигатель).

В 2014 году на Иркутском авиазаводе завершилась реконструкция производственных площадок под новый лайнер. Началась сборка первых прототипов.

8 июня 2016 года состоялась торжественная презентация - выкатка первого прототипа МС-21-300 на Иркутском авиационном заводе. Первый полет планируется на май 2017 года.

Описание самолета

МС-21 - узкофюзеляжный, среднемагистральный авиалайнер. Конструкционно является классическим авиалайнером с низкорасположенным крылом малой стреловидности и двумя подвешенными двигателями.

Конструкция

МС-21 имеет одну из наиболее совершенных на данный момент конструкций планера в мире. По объему примененых композиционных материалов (около 40%) находится на одном уровне с Bombardier C-series (около 40%) и уступает лишь Boeing 787 Dreamliner (50%) и Airbus A350 XWB (53%).

Основным преимуществом и первым подобным опытом в России является «черное крыло», созданное из карбоновых композиционных материалов. Благодаря этой новой технологии удалось снизить массу крыла и, при сохранении прочностных характеристик увеличить его аэродинамическое качество. В ближайшей перспективе, МС-21 будет единственным в своем классе авиалайнером с черным крылом. Так же, из композиционных материалов выполнено хвостовое оперение, и некоторые другие элементы конструкции. Крыло самолета разработано и изготавливается концерном Аэрокомпозит. Так же в создании композитных элементов участвует ОНПП Технология (Ростехнологии).
Фюзеляж разрабатывается и производится непосредственно корпорацией Иркут и ОКБ Яковлева. Фюзеляж выполнен, преимущественно, из алюминиевых сплавов.

Шасси самолета классическое, трехстоечное. Основная опора шасси из двух стоек оснащается двухколесными тележками. Перспективная модификация МС-21-400 - более тяжелая и, предположительно, может иметь четырехколесные тележки. Шасси для МС-21 разрабатывает и изготавливает концерн Гидромаш. Материалы, преимущественно, стальные и титановые сплавы.

Силовая установка

МС-21 оснащается двумя реактивными двигателями разной тяги в зависимости от модификации.
Планируется использовать две основные силовые установки.

Двухконтурные тубовентиляторные двигатели семейства Pratt & Whitney PW1400G. Двигатели являются одними из наиболее совершенных на данный момент и, помимо МС-21, применяются на лайнерах Airbus A320NEO, Mitsubishi MRJ, Embraer E-Jet E2, Bombardier C-series. Для разных версий МС-21 будут поставляться разные версии двигателей: PW1428G тягой 12,230 тс для МС-21-200 и PW1431G тягой 14,270 тс для МС-21-300. Первый опытный борт МС-21-300 оснащен двигателями Pratt & Whitney.

Двухконтурные тубовентиляторные двигатели семейства ПД-14. Разрабатывается концерном Авиадвигатель (входит в ОДК). Двигатель является совершенно новой силовой установкой и, предположительно, сможет конкурировать с аналогичными силовыми установками. На 2017 год двигатель проходит серию испытаний и сертификацию. Серийное производство планируется начать с 2018 года. Для разных версий лайнеров будут поставляться разные версии двигателей: ПД-14А тягой 12,540 тс для МС-21-200 и ПД-14 тягой 14,000 тс для МС-21-300.
MS-21-12

Кабина пилотов

Кабина МС-21 «стеклянная». Составлена из пяти широкоформатных многофункциональных дисплеев (широкоформатные дисплеи в гражданской авиации России ранее не применялись). Для минимизации работы с бумажными документами пилоты так же имеют электронные планшеты.

Управление осуществляется с помощью боковых ручек управления - сайдстиков. Опционально, кабина может оснащаться дополнительными интерфейсами:

индикаторами на лобовом стекле (ИЛС) - прозрачными панелями перед лицом пилота, отображащими необходимые полетные данные;
синеттическим видением, формирующим на мониторах виртуальный образ окружающего самолет пространства в случае потери визуальной видимости (время суток, погодные условия и так далее).

Кабина пилотов, а так же большая часть авионики самолета разработана Концерном Радиоэлектронных Технологий(КРЭТ) совместно с фирмой Rockwell Collins.



Пассажирский салон

Пассажирский салон МС-21 продолжает идеологию ОАК к повышению комфорта пассажиров путем расширения салона и прохода между креслами. Салон имеет ширину 3,81 метра, что делает его самым широким в классе узкофюзеляжных среднемагистральных лайнеров (SSJ 100, в свою очередь, так же имеет самый широкий салон в сегменте региональных лайнеров).

Компоновки салона поддерживают два базовых класса:
Бизнес-класс (С): 4 кресла в ряд с шагом в 36″
Эконом-класс (Y): 6 кресел в ряд с шагом в 32″
Уплотненный эконом-класс: 6 кресел в ряд с шагом 28-29″
Салоны могут быть двухклассовыми и одноклассовыми.

Благодаря расширению салона удалось расширить проход между креслами, что позволяет упростить и ускорить рассаживание пассажиров в самолете. Кроме того, это позволит пассажирам свободно перемещаться даже в присутствии кабинных тележек (ранее, тележки занимали всю ширину прохода, блокируя дорогу).

Увеличенная кабина так же позволила установить более вместительные багажные полки.

Пассажирский салон оснащается новейшими системами и оборудованием, улучшающим микроклимат в салоне. Благодаря этому удалось снизить шумность в полете, повысить атмосферное давление и улучшить контроль температурного режима.

Разработкой систем пассажирского салона занимается НПО Наука совместно с концерном Hamilton Sundstrand (США). Интерьер создан фирмой C&D Zodiac (Франция).

Модификации

МС-21-200 - младшая версия самолета. Вмещает до 165 пассажиров в одноклассовой компоновке. При взлетной массе до 72,5 тонн оснащается дефорсированными двигателями ПД-14А или PW1428G. В связи с тем, что модель пользуется меньшим спросом, будет создана второй после модели -300.

МС-21-300 - базовая и более крупная версия. Фюзеляж удлинен на 8,5 метров в сравнении с МС-21-200. Вместимость достигает 211 пассажиров в одноклассовой компоновке. При взлетной массе до 79,2 тонн оснащается двигателями ПД-14 или PW1431G. МС-21-300 пользуется большим спросом и выйдет на рынок первым. Первый опытный образец является модификацией МС-21-300.

МС-21-400 - увеличенная версия модели -300. Имеет ряд изменений конструкции, увеличенное крыло и четырехстоечное шасси. Вмещает до 230 пассажиров. При взлетной массе в 87,2 тонны оснащается форсированным двигателем ПД-14М тягой до 15,6 тс. Значительные изменения конструкции в сравнении с другими лайнерами семейства увеличивает бюджет программы и риски. В связи с этим, создание МС-21-400 отложено.

В перспективе рассматриваются варианты создание более крупных самолетов семейства, а так же модификаций с увеличенной дальностью. Однако, конкретных планов по дальнейшему расширению семейства на 2017 год не имеется.

Заказы и поставки

На 2017 год Корпорация Иркут имеет заказы на порядка 170-180 лайнеров с опционами более, чем на сотню самолетов. Крупнейшими заказчиками являются Ильюшин Финанс (63 самолета + 22 опцион) и Аэрофлот (50 самолетов + 35 опцион). Иностранные заказчики: азербайджанская AZAL и египетская Cairo Aviation.

Серийное производство планируется развернуть в 2018 году. В течение нескольких лет выпуск будет доведен до плана - 70 самолетов в год.
Корпорация Иркут планирует выпустить и поставить порядка тысячи самолетов в течение 20 лет.

Конкуренция

МС-21 является среднемагистральным авиалайнером. Эта ниша практически полностью занята авиалайнерами Boeing 737 и Airbus A320. Так же на нее претендует новый китайский самолет Comac C919. Рынок среднемагистральных самолетов является самым емким в мире - около 78% всех коммерческих самолетов вместимостью более 100 мест это именно такие самолеты. Кроме того, в течение 20 лет будет продано более 30 тысяч самолетов этих типов.

По характеристикам мощности и экономичности силовых установок МС-21 аналогичен конкурентам (зачастую, двигатели одни и те же или очень близки). По характеристикам аэродинамического качества и конструкции самолет является наиболее совершенным самолетом в мире на данный момент. Предположительно, это позволяет ему на 12-15% превосходить самолеты A320 и Boeing 737 предыдущего поколения и на 6-7% - поколения A320NEO и Boeing 737MAX.

Однако, каталожная стоимость является лишь одним из факторов выбора самолетов. При заключении контрактов производители предлагают серьезный пакет финансовых опций (параметры покупки или лизинга, кредитные ставки и так далее). В данном контексте выстроенная за многие годы сложная система продаж Airbus и Boeing значительно превосходит российских и китайских конкурентов.
Кроме того, поставки коммерческих самолетов требуют наличия масштабной, разветвленной и эффективной сети техниче
ского обслуживания по всему миру. Зачастую, создание такой сети может быть более сложной задачей, чем создание самих самолетов.

Значительно усложняет выход на рынок тот факт, что большая часть авиакомпаний уже выбрала поставщика. Вплоть до 2025 года около 75% рынка этих самолетов уже законтрактована.

Тем не менее, учитывая характеристики и перспективы, завоевание определенной доли мирового рынка лайнером МС-21 видится задачей вполне выполнимой.

ОАК и корпорация «Иркут» представили в 2017 году практическое воплощение проекта «Магистрального самолета XXI века» – новый российский авиалайнер МС-21. Самолет впервые взлетел 28.05.2017, открыв новую эру в российской гражданской авиации. Презентация одного из четырех построенных к этому моменту самолетов прошла успешно и получила высокую оценку специалистов.

Новый самолет МС-21 составил прямую конкуренцию американскому Boing 737 Max и европейскому Airbus A320neo. Кроме того, что он занял достойное место в списке желанных приобретений для международных авиаперевозчиков, он стал еще и серьезным решением в импортозамещении для отечественной промышленности.








Если российский военный авиапром к началу века уже шагал на уровне мировых достижений, то для гражданской авиапромышленности давно назрела необходимость в модернизации. Аэробус начали разрабатывать еще в начале нулевых в ОКБ имени А.С. Яковлева. За основу была взята конструкция Як-242, который был создан еще в 1995 году. Уже в 2004 году «яковлевцы» влились в состав «Иркута», где, со временем, было сформировано отдельное подразделение знаменитого ОКБ. С учетом современных тенденций инженеры-конструкторы разрабатывали новое семейство пассажирских самолетов. Первый полет МС-21 стал настоящим триумфом российских авиаконструкторов.

В текущей работе над новой революционной для российской гражданской авиации моделью конструкторы использовали потенциал таких известных российских предприятий, как ЦАГИ имени Н.Е. Жуковского, ОАК, североамериканских и европейских корпораций. Свою роль сыграли ульяновский и воронежский филиалы корпорации «Иркут».

Особое место было отведено подбору силовой установки. В 2012-м Иркут и Pratt & Whitney договорились о сотрудничестве благодаря чему был поставлен базовый двигатель МС-21 - PW1400G, который в перспективе заменит ПД-14, создаваемый отечественной компанией ОДК. В начале лета 2016 года завершилось создание самолета модели МС-21-300. А на этом историческом фото самолета МС-21 Иркут, сделанном 8 июня того же года запечатлен момент его выкатки.

Презентация МС-21

Основные особенности конструкции МС-21

Конструкторам удалось внедрить целый ряд новаций и обеспечить тем самым превосходные качества МС-21 в аэродинамике, экономичности, надежности и экологичности. Заметим, что новый лайнер на сорок процентов состоит из композитных материалов, что позволило значительно уменьшить его вес. Современный бортовой комплекс обслуживания, который можно увидеть на фото кабины МС-21 в галлерее выше, позволяет осуществлять стопроцентный контроль за техническим состоянием самолета и его надежную навигацию.

В новом самолете конструкторы, прислушиваясь ко мнению будущих потребителей, применили новационную возможность перекомпоновки салона за счет увеличения диаметра фюзеляжа. На фото салона МС-21 заметно на сколько комфортно выглядит самый большой в мире салон аэробуса. Специально сконструированные кресла рассчитаны на людей различной комплектации, а также для людей с ограниченными возможностями. Именно эта ключевая особенность позволила представить авиалайнер в двух модификациях МС-21-200. Первая была спроектирована с расчетом на 165 пассажиров в экономичном классе. Вторая МС-21-300 могла вместить уже 200 пассажиров в уплотненном варианте салона.

Дизайнеры постарались сделать освещение салона более естественным за счет больших иллюминаторов. Не последняя роль отведена и системам контроля за давлением, микроклиматическими условиями и температурным режимом в салоне. Внедренные технологии позволяют эксплуатировать лайнер во всех климатических зонах вне зависимости от сезона.

Особое внимание уделили безопасности воздушного судна. Летные испытания МС-21 подтвердили все параметры соответствия международным нормам безопасности для гражданских самолетов. К слову, для этих испытаний в России специально была создана новая стендовая база.

Летные и технические характеристики самолета МС-21 300

Самолет получил одну из самых продвинутых конструкций планера из всех существующих на сегодняшний день. По объему примененных композиционных материалов он уступает Airbus A350 XWB, который состоит из полимеров уже более чем наполовину.

Впервые в России при строительстве лайнера было применено так называемое черное крыло, технология с применением карбоновых композиционных материалов. Она помогла существенно снизить массу крыла самолета при этом сохранила показатели по прочности, а аэродинамика только улучшилась. По такому же принципу спроектировано хвостовое оперение и ряд других деталей воздушного судна. В ближайшем будущем этот самолет останется пока единственным в своем классе, где котором применена такая технология. В создании этого ноу-хау приняли участие концерн Аэрокомпозит и ОНПП Технология. В основу фюзеляжа легли традиционные алюминиевые сплавы. Его разрабатывали и создавали в корпорации Иркут и ОКБ Яковлева.

Базовая установка оснащена парными реактивными разнотяговыми двигателями. Это наиболее современные на сегодняшний день агрегаты, которые используют ведущие авиастроители мира в самых последних разработках самолетов. Российские аналоги - ПД-14 сегодня проходят испытания. После получения сертификации они будут запущены концерном Авиадвигатель в массовое производство. Для российского авиапрома это также революционная разработка. Для самого тяжелого представился серии МС-21-300 будет разработана модификация двигателя ПД-14А с тягой 14.000 тс.

Новым словом в гражданском авиастроении стала и «стеклянная» кабина самолета. Она составлена из нескольких (а точнее, пяти) мультифункциональных дисплеев. Пилоты для подключения к общему интерфейсу снабжены электронными планшетами. Для управления используются боковые ручки – сайдстики. Кабина может быть дополнительно оборудована:

  1. Индикаторами, отображающими текущие полетные данные на лобовом стекле как раз напротив лица пилота.
  2. Синтетическим видением, способным сформировать актуальный виртуальный образ лайнера, если видимость снижается до недопустимых показателей.

Кабина и основная часть авионики спроектированы в КРЭТ при содействии Rockwell Collins. На сегодняшний день разработаны и внедрены две модификации МС-21 и одна модификация будет подготовлена в ближайшее время.

Фюзеляж у этой модели длиннее на 8.5 метров, чем у 21-200. На презентации в мае 2017 года был показан новый российский самолет МС-21 этой модификации. Серийный выпуск МС-21 начнется именно с этой модели.

Перспективная модель МС-21-400 станет еще более усиленной версией 300-й. Модификация получит следующие характеристики:

  • вместительность: 230 пассажиров;
  • взлетная масса: максимально 87.2 тонны;
  • двигатель дефорсированный ПД-14М с тягой до 15.6 тс.

В реальной перспективе будет проводиться подготовка и более мощных модификаций самолета семейства М-21 с расчетом получения максимально возможной дальности полета, вместимости салона и других полезных характеристик.

Перспективы развития проекта МС-21

С учетом стоимости МС-21 оцененной в 91 миллион долларов, самолет становится непосредственным конкурентом аэробусам своего класса. В 2017 году корпорация «Иркут» подписала более ста семидесяти контрактов на поставку этих лайнеров, треть из которых заказал национальный авиаперевозчик «Аэрофлот». Первые поставки запланированы на 2018 год.

Уже в ноябре 2017 года дочернее предприятие «Иркут» Иркутский авиазавод завершит ввод новых станций для линий окончательной сборки самолета. В ближайшее время будут изготовлены детали для пяти очередных самолетов серии. Линия будет обладать производственной мощностью в 20 авиалайнеров в год и в течение нескольких лет выйдет на полную мощность.

Необходимо учесть и ряд преимуществ, которые стали возможны благодаря российским инженерам. Так впервые в мире при производстве крупных деталей лайнера была применена инфузионная технология с использованием автоматических линий. Ранее для этих целей применяли препрегово-автоклавный метод, который был существенно дороже.

Проект МС-21 представляет собой перспективную инвестиционную площадку. С учетом затрат из госбюджета, которые составили сто миллиардов рублей эксперты предвидят плановую пятилетнюю окупаемость проекта. В любом случае создание самолетов семейства МС-21 стало прорывом в российском гражданском авиапроме и открыло новую эру отечественного самолетостроения. В условиях санкционной блокады российской экономики западными странами этот шаг, безусловно, еще больше укрепит самостоятельность и авторитет российской экономики на мировом рынке.

Как впрочем NEO и MAX - реплики прошлого века, где из нового только моторы, идентичные двигателям МС-21.

К примеру, так же на эти двигатели можно было ремоторизовать планер Ту-214. Как впрочем и реализовать скоростное крыло с размахом до 36 метров.

Что и является визитной карточкой МС-21, правда непонятно зачем совсем чёрное крыло. Достаточно было применить новые сплавы от РУСАЛа. Да и без этих сплавов всё выглядело бы не хуже.

Не удивлюсь если скоро начнётся обратный процесс. Некоторые элементы чёрного крыла начнут изготавливать из металла.

По его словам, пробный полёт МС-21 ещё не говорит о полном успехе проекта.

Такое мнение радиостанции «Говорит Москва» высказал заслуженный пилот России, член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации общего назначения Юрий Сытник.

«Он взлетел, не остался на полосе, не развалился в воздухе, системы самолёта работали – но это локальный успех. Дальше надо смотреть: будет ли он соответствовать тем параметрам, которые заявили создатели, подтвердятся ли расчёты, его аэродинамическое качество, вес, дальность, его эксплуатационные параметры, насколько он будет надёжен и ремонтноспособен. Если вкладывать такое бабло, то можно из чего угодно конфету сделать. Но зачем тратить такие миллиарды, если есть такая машина уже – Ту-204СМ. Поэтому у меня нет оптимизма по поводу МС-21».

==================================
В редакцию позвонил наш давний друг, Герой России, заслуженный лётчик-испытатель Магомед ТОЛБОЕВ. Причина радостная – первый полёт российского среднемагистрального самолёта МС‑21. Вот короткий разговор главреда и легендарного лётчика-испытателя.
- Магомед Омарович, хотели бы сами посидеть за штурвалом этого самолёта?
– С удовольствием, потому что в своё время, ещё в далёких 80-х годах, я летал на «Эрбас-319». Наши и французские ребята готовились тогда по космической программе «Гермес». Мы мечтали, что у нас когда-нибудь будет такая же машина. Наконец-то мечта реализовалась. Я думаю, надо в первую очередь поблагодарить Олега Демченко – президента ПАО «Корпорация «Иркут», генерального директора – генерального конструктора ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева». Это уникальнейший организатор и конструктор, один из представителей конструкторской школы Яковлева. И второе, конечно, – вице-премьера Дмитрия Рогозина за его принципиальную поддержку этого самолёта, когда программа создания МС‑21 стояла на грани срыва. Но он заверил всех – мы найдём деньги и поднимемся в воздух! Наконец-то патриоты победили.
– Когда на самолёт будут установлены отечественные двигатели?
– Благодаря этому самолёту реанимировали программу и по производству новейшего авиадвигателя ПД-14. Если бы не было МС-21, то и наших русских двигателей тоже не было бы. Были бы «Роллс-Ройсы», «Пратт-Уитни». А то, что на начальном этапе установлены P&W, это нормально. Так и нужно было поступить, чтобы сократить время лётных испытаний.
– Я думаю, что ПД-14 уже года через два будет стоять на МС‑21.
– Будет. Уже прошли три тысячи часов стендовых испытаний, начались лётные испытания. Осталось привести в порядок электронику, систему управления топливом. Всё должно быть на цифровом уровне. Это единственное. А то ведь до МС-21 всё управление было механическим. Так считалось, что в целях безопасности на случай войны лучше иметь механическое управление, чем электронное. Но электронное даёт экономию, уменьшение шума и удельного расхода топлива. Выгода большая.
Но в любом случае это человеческий ум и его гений. Это не просто электроника, взял кнопку нажал – и цифры побежали…

Если сравнивать этот с самолётами того же класса – с «Боингом-737» и с «Эрбасом-320». Вы же летали на них на всех?
– Сомнений никаких: наш самолёт не хуже других. Но слишком «лучшего» тоже не будет. Это понятно. «Боинг» достиг высочайших вершин в этой области. Мы же последние 25 лет провалили… Мы, русский народ, показываем удивительный героизм: сначала провалиться, а потом победить. За 25 лет «Эрбас» и «Боинг», конечно, далеко ушли от нас. Но мы тоже вышли на финишную прямую и не обязаны отставать. Будем идти на равных.
– То есть сравнивать пока нечего?
– Сравнивать? Это на последнем этапе, называемом эксплуатационным. По эксплуатационному полёту выясняются все мелочи, которые лётчики-испытатели не могли заметить, а конструкторы не могли предусмотреть. Чем больше будет сделано полётов на большем количестве самолётов, тем быстрее мы узнаем все мелкие недостатки, с устранением которых самолёт будет доведён до совершенства.
– Магомед Омарович, я вас тоже поздравляю, потому что вы сделали очень много, чтобы у нас сохранилась гражданская авиация. Благодаря таким людям, как вы, у нас всегда остаётся надежда, что Россия останется великой авиационной державой!
– Спасибо. Теперь очередь за Ту-334. Пусть он будет по-другому называться, но скоро он обязательно вернётся, хотя бы в Вооружённые силы.
– Увидим в небе и Ту-334?
– Да, это ещё одно волевое решение президента Владимира Путина и реализация патриотической, гражданской позиций вице-премьера Дмитрия Рогозина. Все готовы, только ждём отмашки.

================================

Так и Ту-214 надо модернизировать, в том числе и на PW с тягой 16 тонн, как более крупный самолёт, с большей вместимостью и дальностью.

Поэтому эти два самолёта не конкуренты, а дополняют друг друга.

Самое коренное МС-21 это размах крыла - 36 метров.

Возможно ли на сегодня металлическое крыло для МС-21 с размахом 36 метров?

Возможно с применением сплавов от РУСАЛа, и ссхранением всех характеристик.

Вообще единственной прорывной характеристикой МС-21 является давление в салоне на эшелоне. Вот где можно продвигать композиты.

А вот преимущества композитного крыла весьма сомнительны.

Давайте сравним. Крыло Ту-214 в полтора раза больше. Однако вес пустого всего на 13 тонн больше.

Стесняюсь спросить, а 13 тонн это сколько в процентах? 30 или 35 ?

ну это то причём
куб квадрат

Крыло из композитов исключительно ради
аэродинамического совершенства

А вот веса под вопросом и стоило ли
ценник не гуианный

Ремоторизировать Ту-214? Это уже делали - Ту-204СМ. Не помогло. Дело не в двигателе.

А попытки возродить Ту-334 - еще одна дыра, куда вылетят деньги налогоплательщиков. Для его запуска в производство нужна куча денег, при том, что выпустят штук 20 этих самолетов в лучшем случае. Не окупится НИКОГДА. А скорее всего захотят его еще и модернизировать, потому что уже он наверняка устарел по начинке.


- поражает ваша осведомленность. Лучше б вы молчали и не создавали тем с глупым названием.


- ВСЕГО? Считаете, что 13 тонн - это мелочь? Пересчитайте этот вес в пассажирах! Это 130 человек с багажом!

Орешенко Павел
по количеству вопросов сразу видно уровень

Ниже плинтуса

Опять придётся для гуру википедии
FAQ показать

Что же это за волшебные такие сплавы "русала"? "русал" разве занимается разработками материалов для авиации?

Реальный металл.

Если NEO и MAX, а вместе с ними и МС-21, являются устаревшим барахлом, то вы, видимо, пересмотрели "Звездных войн" - в этом сегменте самолетов более новых нет. Что тогда современное и прогрессивное? Ту-204?

NEO и MAX проданы много лет назад на многие годы вперёд.

МС-21 не барахло, а самолёт идентичный по двигателям. А по весу идентичен А321.

Ремоторизировать Ту-214? Это уже делали - Ту-204СМ. Не помогло. Дело не в двигателе?

Дело только в двигателе. Никогда не был ремоторизован Ту-214. Ту-204СМ тоже. Не читайте на ночь википедию.

Были идеи ремоторизовать Ту-204 на V2500. Однако только идеи.
Был менее экономичный вариант с английскими двигателями, но это принадлежало частному инвестору, вот он на них и летает.

А попытки возродить Ту-334 - еще одна дыра, куда вылетят деньги налогоплательщиков. Для его запуска в производство нужна куча денег, при том, что выпустят штук 20 этих самолетов в лучшем случае. Не окупится НИКОГДА. А скорее всего захотят его еще и модернизировать, потому что уже он наверняка устарел по начинке?

Вы Погосян?
А очень похож. Обсуждали МС-21, и вдруг Ту.

Ту-334 никак к теме.

"Вообще единственной прорывной характеристикой МС-21 является давление в салоне на эшелоне. Вот где можно продвигать композиты."
- поражает ваша осведомленность. Лучше б вы молчали и не создавали тем с глупым названием?

Вам, как почитателю википедии, просто нечего сказать.

"вес пустого всего на 13 тонн больше"
- ВСЕГО? Считаете, что 13 тонн - это мелочь? Пересчитайте этот вес в пассажирах! Это 130 человек с багажом?

Тяжёлый случай. Люди с чемоданами полетят на крыле.

У вас вообще авиационное образование наличествует?

Это вам вопрос.

Вне всяких сомнений, МС-21 на 10 лет вперёд обеспечен заказами.


Поэтому пора задуматься и о реальных инновациях.


По идеологии МС-21 это B787. Чуть больше комфорта и модных слов.

Однако композитное крыло В787 имеет подъёмную силу всего на
два процента лучше В767. Да и как я уже писал в теме
в принципе ничем не лучше крыла Ил-96-300.

Болсуновский Анатолий

Речь идёт о якобы инновационном крыле
на самом деле не доказан эффект
ни по весу ни по аэродинамике

При сравнении Ту-214 с Б757 виден примерный паритет
при сравнении А321 и МС-21 тот же паритет
однако в чём выигрыш и новизна

Инновации ради инноваций

Нет сомнений что лет на 10 МС-21 обеспечен заказами

Однако это точно такой же устаревший самолёт
как и Ту-214

Однако Ту-214

Это серийный и с отечественной комплектацией
так же с возможностью модернизации и ремоторизации

Но сравнивпть МС-21 и Ту-214 нельзя

Прежде всего по размаху крыла


Европейский производитель Airbus работает над расширением возможностей ремоторизованного узкофюзеляжного самолета A320neo при взлете и посадке на короткие взлетно-посадочные полосы, говорится в материалах авиастроителя. В настоящий момент авиастроитель проводит соответствующие испытания.

Улучшение характеристик было достигнуто благодаря замене стандартных панелей на зализах корневой части крыла на кевларовые. За счет оптимизации воздушного потока обновленные элементы, получившие название SHARP (SHort AiRfield Package, комплект для коротких аэродромов), позволят повысить подъемную силу крыла. Это в свою очередь приведет к снижению минимальной скорости при взлете и посадке самолета и, как следствие, к сокращению взлетной и посадочной дистанции.

Установка модернизированных панелей на зализах будет предлагаться в качестве опции. Кроме того, обновленный элемент можно будет устанавливать на уже эксплуатируемые машины.

Одной из причин для разработки SHARP стало стремление Airbus обеспечить доступ A320 к аэропорту Рио-де-Жанейро Сантос-Дюмон. Он расположен между горой и протяженным мостом, а длина его ВПП составляет около 1300 м. По данным сервиса Flightradar24, сейчас туда летают только "младшие" члены семейства: A318 и A319.

Улучшение аэродинамики A320neo существенно расширит сферу его применения по сравнению с предшественником. Так, европейский авиастроитель получит более широкий доступ к рынкам, для которых характерны не только короткие ВПП, но и расположенные на возвышенностях аэропорты, а также жаркий климат.

Можно предположить, что за счет улучшения аэродинамики A320neo сможет более успешно конкурировать с перспективным российским узкофюзеляжным самолетом МС-21, одним из потенциальных рынков для которого являются страны Азии, в том числе Индия и Китай.

Еще одним последствием улучшения аэродинамики A320neo может стать то, что самолет вытеснит с рынка часть менее вместительных машин от конкурирующих производителей. Получив схожие с ними взлетно-посадочные характеристики, A320neo обеспечит эксплуатантам бóльшую провозную емкость, что позволит повысить экономию на направлениях с плотным пассажиропотоком.

По сравнению с Ту-204 МС-21 выигрывает почти 30% в расходе топлива на пассажиро-километр. Чуть больше 10% за счет новых двигателей, около 10% - потому что меньше весит, около 5% - за счет аэродинамики, остальное - эффект "снежного кома". Это что, по вашему, не прогресс? Это колоссальный прогресс за 30 лет! Технологии вышли на полку, для продвижения на следующие 30% придется провести целую революцию в материалах, двигателях, ламинаризации и т.д. Это стоит больших денег, вот почему и Боинг и Эрбас отложили пока внедрение полностью нового поколения узкофюзеляжных самолетов. Так что чисто технически у МС-21 есть шанс прорваться...

И перестаньте мечтать о Ту-204NG, Ту-334NG и т.д. Если просто ремоторизировать Ту-204, то выигрыш в топливе составит всего чуть больше 10%, т.е. проигрыш лидерам в 20% останется. И кому впаривать будете?

Болсуновский Анатолий
по сравнению надо бы с А321 1994 года

и кому вы будете впаривать?

Цену на секонд хенд знаете
а ещё есть нео и макс 2017 года аыпуска с идентичнымт двигателями
Ту-214 намного более крупный самолёт
и по вместимости и запасу топлива





а Ту-214 жутко не нравился Погосяну

Ту-204 выигрывает почти 30% в расходе топлива на пассажиро-километр у SSJ

Но именно этого и добивался Погосян
не сравнивать SSJ с конкурентами
и уводить дисскуссию

Ведь смысл темы
в том что инновации вчерашние и не эффективные

А значит пора что то делать

Иногда Вы напоминаете мне словесного бота, генерирующего псевдослучайный набор слов. Вы хоть то, что сами написали, читаете?

"МС-21 - безнадежно устаревший самолет". "К примеру, так же на эти двигатели можно было ремоторизовать планер Ту-214". "Дело только в двигателе".

Это все взято из ваших, простите, безграмотных постов. Когда же вам доказывают, что это безграмотность, тут же спрыгиваете с темы и начинаете вилять: "Цены на секонд хенд знаете" и т.д.
Думаю, что продолжать дискуссию бесполезно. Не кормите тролля:(

Болсуновский Анатолий
айяйяй а всего то предложил сравнить МС-21 с А321 1994 года
то есть 23 года назад
вес тот же тяга двигателей та же

Какой смысл в композитном крыле
и где инновации способные дать эффект

Новые двигатели нео дают 16 процентов экономии топлива
по утверждению производителя

Ту-214 на 15 процентов вместительнее
то есть при идентичных двигателях с А321
будет идентичный расход топлива

Однако сравнивать Ту-214 и МС-21 нельзя
по размаху крыла это разные сегменты рынка
Ту-214 надо сравнивать с Б757
вот тут очевидно нужна ремоторизация на двигатели нео
с 16 тоннами тяги
вот тогда будет очевидный профит над Б757

МС-21 надо сравнивать с А321 1994 года

А321 1994 года
48 тонн
220 паксов
14 тонн тяга двигателя
Размах крыльев А321 - 34.1 метра

МС-21 2017 года
48 тонн
211 паксов
14 тонн тяга двигателя
Размах крыла - 35,9 м

https://newizv.ru/news/incident/...
http://www.ato.ru/content/...
На магистральные самолеты размещено на 17% больше заказов, чем требуется рынку, сообщает проведенное недавно исследование крупного швейцарского банка UBS. Как и большинство международных экспертов, UBS при анализе рынка принимает во внимание только воздушные суда производства Airbus и Boeing, поскольку эти компании выступают фактическими монополистами на рынке гражданской авиатехники пассажировместимостью более 100 чел.

Из двух авиагигантов европейский Airbus находится в более уязвимом положении, считают в UBS. "Несмотря на то что портфель полученных и предстоящих к выполнению заказов Airbus значительно больше, по нашим оценкам, его крупнейшие клиенты имеют на 26% избыточные заказы, в то время как большие клиенты Boeing - на 2%,” - отметил аналитик UBS Дэвид Штраусс в опубликованном отчете.

Чтобы все заказанные самолеты были введены в эксплуатацию, глобальный флот магистральных воздушных судов должен ежегодно расти на 6% в течение последующих семи лет, подсчитали в UBS. Это в свою очередь подразумевает ежегодный рост объема пассажирских перевозок на 7%.

По мнению швейцарских финансистов, неразумно большие заказы разместили авиакомпании Lion Air (Индонезия), AirAsia (Малайзия) IndiGo (Индия), VietJet (Вьетнам) и Avianca (Колумбия). Для сравнения: список перевозчиков, которым потенциально не хватает самолетов, состоит из американских и китайских компаний - Delta Air Lines, Southwest Airlines, United Airlines и China Eastern Airlines, China Southern Airlines.

Если рассматривать категории самолетов, то избыток заказов узкофюзеляжных ВС составляет 21%, лидером выступает семейство Airbus A320. Что касается регионов, то самый перегретый - рынок Китая, а вот Северной Америке, напротив, не хватает около 900 самолетов.
Избыточное количество заказов на узкофюзеляжные самолеты - это не самая приятная новость для проекта перспективного российского магистрального самолета МС-21, на днях совершившего первый полет. Согласно ожиданиям, до 2037 г. планируется поставить примерно тысячу МС-21.