Мвф функции кратко. Международный валютный фонд (МВФ)

Международный валютный фонд - МВФ, финансовое учреждение при Организации Объединенных Наций. Одной из главных функций МВФ является выдача государствам кредитов для компенсации дефицита платежного баланса. Выдача кредитов, как правило, увязывается с комплексом рекомендованных МВФ мер по оздоровлению экономики.

Международный валютный фонд, представляет собой особое заведение ООН. Головной офис расположен в столице США - городе Вашингтон.

Международный валютный фонд был основан в июле 44 года прошлого века, однако только в марте 1947 года начал свою практику, выдавая нуждающимся странам краткосрочные и средние по срокам займы в условиях недостатка платёжного баланса страны.

МВФ независимая организация, действующая согласно собственно устава, цель заключается в том, чтобы наладить сотрудничество между странами в сфере валютных финансов, а также стимулировать международную торговлю.

Функции МВФ сводятся к следующим действиям:

  • содействию сотрудничества между государствами по вопросам финансовой политики;
  • росту уровня торговли на рынке мировых услуг;
  • предоставлению займов;
  • уравновешивания ;
  • консультированию государств должников;
  • выработке международных основ денежной отчётности и статистики;
  • обнародование статистики в области .

В полномочия МВФ (International Monetary Fund) входят действия по формированию и выдаче участникам финансовых резервов по специальной формочке «Особые привилегия по заимствованию». Ресурсы МВФ образуются за счёт подписей, или «квот» участников фонда.

На верхушке пирамиды МВФ находится общий совет управленцев, в который входит руководитель и его заместитель страны участника фонда. Чаще всего, в роли управленца выступает министр финансов государства, или управляющий ЦБ. Именно собрание и решает все основные вопросы касательно деятельности Международного валютного фонда. За формирование политики фонда и исполнение действий несёт ответственность исполнительный совет, в состав которого входит двадцать четыре директора. Привилегией выбора главы пользуются 8 стран, которые имеют самую большую квоту в фонде. В их число входят практически все страны из большой восьмёрки.

Исполнительным советом МВФ выбирается распорядитель на ближайшие пять лет, возглавляющий общий штат сотрудников. Со второго летнего месяца 2011 года, глава МВФ - француз Кристин Лагард.

Воздействие International Monetary Fund на мировую экономику

Кредит МВФ выдаёт странам в паре случаев: на погашение платёжного дефицита и поддержание макроэкономической стабильности государств. Страна, которая нуждается в дополнительной иностранной валюте, производит её покупку, либо берёт взаймы, предоставляя в обмен ту же сумму, только в той валюте, являющейся официальной в данной стране и поступает в виде депозитария на текущий счёт МВФ.

В целях укрепления международного экономического сотрудничества в рамках международных отношений и создания процветающих экономик, в 44-м году и были задуманы такие организации, как Международный валютный фонд и Всемирный банк. Несмотря на схожие идеи, задачи и функции двух организаций несколько различаются.

Так МВФ поддерживает развитие международных отношений в сфере финансовой безопасности, предоставляя краткосрочные и среднесрочные займы, а также консультации по вопросам ведения политики в сфере экономики и поддержания финансовой стабильности.

В свою очередь, Всемирным банком проводятся меры, позволяющие странам достичь экономического потенциала, а также снизить порог бедности.

Сотрудничая в разнообразных областях, Международный валютный фонд и Всемирный банк, помогают государствам сократить бедность, облегчая долговое бремя. Два раза в год, организациями проводится совместное совещание.

Сотрудничество между МВФ и Беларусь началось в июле 1992 года. Именно в этот день, Республика Беларусь стала участником Международного валютного фонда. Изначальная квота Беларуси составила чуть более 280 миллионов СДР, которая позже была доведена до 386 миллионов СДР.

МВФ содействует Республике Беларусь по трём векторам:

  • сотрудничество с и Правительством РБ по вопросам программ в сфере национальной экономики, упирая на налоговую и кредитно-денежную и торговую политику;
  • предоставление ресурсов в виде займов и ;
  • экспертная и техническая помощь.

МВФ для Беларуси оказывал финансовую помощь дважды. Так в 1992 году, РБ был предоставлен кредит в размере 217,2 миллиона долларов США для системных трансформаций в . И ещё 77,4 миллиона по кредитному соглашению «стенд-бай». К началу 2005 года страна расплатилась полностью с МВФ.

Второй раз, руководство страны обратилось к МВФ в 2008 году, с просьбой снова оказать кредитование по системе «стенд-бай». Программа финансирования была согласована в январе 2009 года и Республике Беларусь выделили 2,46 миллиарда долларов США сроком на пятнадцать месяцев. Позже сумма была увеличена до 3,52 миллиарда долларов США.

Реализованные программы позволили Республике Беларусь сохранить стабильность на рынке валютных операций, устойчивость финансовой системы, избежать дефицита платёжного баланса и сделать невозможное, - сократить , сведя её к минимуму.

Беларусь в 2015 году погасила обязательства перед МВФ по предоставленному в рамках программы «стенд-бай» кредиту.

Белорусские власти ведут переговоры о получении нового кредита МВФ на сумму 3 миллиарда долларов под 2,3% сроком на 10 лет. Для выделения кредита МВФ призывает Беларусь к реализации комплексной стратегии реформ в сфере экономики.

На начало 2017 года основными вопросами переговоров являлолось изменение тарифов ЖКХ и совершенствовании работы госсектора экономики. МВФ призывает к проведению ряда реформ в отношении госпредприятий с целью повышения их производительности и эффективности, а также рекомендует определить последовательность мероприятий по достижению полного возмещения затрат в сфере ЖКХ.

Повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги и приватизация госпредприятий являются самими ключевыми темами в переговорах с МВФ. Со своей стороны, внешнеполитическое ведомство страны считает, что в вопросах повышения тарифов в ЖКХ, а также приватизации госсектора следует двигаться поэтапно.

Как отмечает МВФ, большое значение имеет улучшение бизнес климата страны, в том числе посредством вступления в ВТО и развития конкуренции на товарных рынках. Стране также необходимо проводить осторожную денежно-кредитную политику для сохранения макроэкономической и финансовой стабильности.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Международный валютный фонд, МВФ - это, прежде всего, специализированное учреждение Организации Объединенных Наций (ООН), со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Стоит заметить, что хотя МВФ создан при поддержке ООН, он является независимой организацией.

Международный Валютный Фонд был, создан сравнительно недавно - на Бреттон-Вудской конференции, по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ ).

Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт - высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года - официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 187 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

МВФ предоставляет кратко - и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь привязывании её к международным финансовым потокам.

международный валютный фонд кредитование

    1. Основные цели и функции мвф и структура органов управления

Основными целями Международного Валютного Фонда являются:

1. "необходимость способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере";

2. "содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли" в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

3. "обеспечение стабильности валют, поддержание упорядоченных отношений валютной области среди государств-членов" и стремление не допускать "обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ";

4. оказание помощи в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

5. временное предоставление государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность "исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах".

Основные функциями МВФ являются:

1. содействие международному сотрудничеству в денежной политике

2. расширение мировой торговли

3. кредитование

4. стабилизация денежных обменных курсов

5. консультирование стран дебиторов

6. разработка стандартов международной финансовой статистики

7. сбор и публикация международной финансовой статистики

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (специальная единица на право заимствования) (на январь 2011 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % - в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот, распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2010 года) обладают: США - 17,8 %; Германия - 5,99 %; Япония - 6,13 %; Великобритания - 4,95 %; Франция - 4,95 %; Саудовская Аравия - 3,22 %; Италия - 4,18 %; Россия - 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС - 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,75 %.

В МВФ действует принцип "взвешенного" количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 "базовых" голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, число её голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.

Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - "специальным большинством" (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов).

Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающие страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно, поэтому было высказано намерение "расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ".

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции:

ь направляет деятельность Исполнительного совета;

ь вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ;

ь представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ.

Подобную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда.

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (англ. Executive Board), то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. - около 2478 человек из 143 стран). Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с ноября 2007 г.) - Доминик Стросс-Канн (Франция), его первый заместитель - Джон Липски (США).

Глава постоянного представительства МВФ в России - Невен Матес.

Управляющий. Избранный Исполнительным Советом, Управляющий МВФ возглавляет Исполнительный Совет и является главой персонала организации. Под управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть переизбран на последующий срок.

Персонал. Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного в МВФ демонстрации самых высоких стандартов профессионализма и технической компетентности, и отражает интернациональность организации. Приблизительно 125 наций представлены среди 2,300 сотрудников организации.

Представляем вашему вниманию главу из монографии про Международный Валютный Фонд, в которой подробно анализируется вся анатомия этого финансового института и его роль в мировой финансовой схеме.

Организация МВФ

Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF), как и Международный банк реконструкции и развития, МБРР (позже - Всемирный банк), является бреттон-вудской международной организацией. МВФ и МБРР формально относятся к специализированным учреждениям ООН, но с самого начала своей деятельности они отклонили координирующую и руководящую роль ООН, ссылаясь на полную независимость своих финансовых источников.

Создание этих двух структур было инициировано Советом по международным отношениям (Council on Foreign Relations) – одной из наиболее влиятельных полусекретных организаций, традиционно связываемых с реализацией мондиалистского проекта.

Задача создания подобных структур назревала по мере приближения окончания Второй мировой войны и распада колониальной системы. Актуальным становился вопрос о формировании послевоенной международной валютной и финансовой системы и о создании соответствующих международных институтов, в особенности межгосударственной организации, которая была бы предназначена для регулирования валютно-расчетных связей между странами. Особенно настойчиво выступали за это банкиры США.

Планы создания специального органа для «упорядочения» валютно-расчетных связей были разработаны США и Великобританией. В американском плане предлагалось учредить «Стабилизационный фонд Объединенных Наций», государства-участники которого должны были бы принять на себя обязательства не изменять без согласия Фонда курсы и паритеты своих валют, выраженные в золоте и особой счетной денежной единице, не устанавливать валютные ограничения по текущим операциям и не заключать никакие двусторонние («дискриминационные») клиринговые и платежные соглашения. В свою очередь, Фонд предоставлял бы им краткосрочные кредиты в иностранной валюте для покрытия текущих дефицитов платежных балансов.

Этот план был выгоден США - экономически мощной державе, с более высокой по сравнению с другими странами конкурентоспособностью товаров и устойчиво активным в то время платежным балансом.

Альтернативный английский план, разработанный известным экономистом Дж. М. Кейнсом, предполагал создание «международного клирингового союза» - кредитно-расчетного центра, призванного осуществлять с помощью специальной наднациональной валюты («банкора») международные расчеты и обеспечивать равновесие в платежах, особенно между США и всеми другими государствами. В рамках этого союза предполагалось сохранить замкнутые валютные группировки, в частности стерлинговую зону. Целью плана, рассчитанного на сохранение позиций Великобритании в странах Британской империи, было укрепление ее валютно-финансовых позиций в значительной мере за счет американских финансовых ресурсов и при минимальных уступках правящим кругам США в вопросах валютной политики.

Оба плана были рассмотрены на валютно-финансовой конференции Организации Объединенных Наций, проходившей в Бреттон-Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 г. В конференции приняли участие представители 44 государств. Развернувшаяся на конференции борьба завершилась поражением Великобритании.

Заключительный акт конференции включал Статьи соглашения (устав) о Международном валютном фонде и о Международном банке реконструкции и развития. 27 декабря 1945 г. Статьи соглашения о Международном валютном фонде официально вступили в силу. Практически МВФ приступил к операциям с 1 марта 1947 г.

Деньги на создание этой надправительственной организации поступили от Дж. П. Моргана, Дж. Д. Рокфеллера, П. Варбурга, Я. Шиффа и других «международных банкиров».

СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, однако не ратифицировал Статьи соглашения о МВФ.

Деятельность МВФ

МВФ предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Бóльшую часть своих займов Международный валютный фонд предоставляет в долларах США. За время своего существования МВФ превратился в главный наднациональный орган регулирования международных валютно-финансовых отношений. Местопребывание руководящих органов МВФ - Вашингтон (США). Это довольно символично - в дальнейшем будет видно, что МВФ практически полностью контролируется США и странами западного альянса и, соответственно, в управленческо-операциональном плане – ФРС. Не случайно поэтому, что реальный бенефит от деятельности МВФ также получают эти акторы и, в первую очередь, означенный выше «клуб бенефициаров».

Официальные цели МВФ заключаются в следующем:

  • «способствовать международному сотрудничеству ввалютно-финансовой сфере»;
  • «содействовать расширению и сбалансированному росту между народной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  • «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов и не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
  • оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  • предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Однако по фактам, характеризующим результаты деятельности МВФ на протяжении его истории, реконструируется иная, реальная картина его целей. Они вновь позволяют говорить о системе мирового стяжательства в пользу меньшинства, контролирующего и Мировой валютный фонд.

По состоянию на 25 мая 2011 г. членами МВФ являются 187 государств. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота определяет сумму подписки на капитал, возможности использования ресурсов фонда и сумму СДР, получаемых государством-членом при их очередном распределении. Капитал международного валютного фонда постоянно увеличивался с момента его образования, особенно быстрыми темпами увеличивались квоты наиболее экономически развитых стран-членов (рис. 6.3).



Наибольшие квоты в МВФ имеют США (42122,4 млн СДР), Япония (15628,5 млн СДР) и Германия (14565,5 млн СДР), наименьшую - Тувалу (1,8 млн СДР). В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, когда решения принимаются не большинством равных голосов, а крупнейшими «донорами» (рис. 6.4).



В сумме США и страны западного альянса имеют более 50% голосов против нескольких процентов Китая, Индии, России, латиноамериканских или исламских стран. Из чего очевидно, что первые обладают монополией на принятие решений, т. е. МВФ, как и ФРС, контролируется этими странами. Когда затрагиваются важнейшие стратегические вопросы, в том числе и вопросы реформы самого МВФ, только США имеют право вето.

США вместе с другими развитыми странами обладают простым большинством голосов в МВФ. Последние 65 лет страны Европы и другие экономически благополучные страны всегда голосовали солидарно с США. Таким образом, становится понятно, в чьих интересах функционирует МВФ и кем поставленные геополитические цели он реализует.

Требования Статей соглашения (устава) МВФ/Члены МВФ

Вступление в МВФ в обязательном порядке требует от страны соблюдения правил, регулирующих ее внешнеэкономические связи. В Статьях соглашения зафиксированы универсальные обязательства государств-членов. Уставные требования МВФ направлены прежде всего на либерализацию внешнеэкономической деятельности, в частности валютно-финансовой сферы. Очевидно, что либерализация внешней экономики развивающихся стран предоставляет огромные преимущества экономически развитым странам, открывая рынки сбыта их более конкурентоспособной продукции. При этом экономика развивающихся стран, нуждающаяся, как правило, в протекционистских мерах, терпит большие убытки, целые отрасли (не связанные с продажей сырья) становятся неэффективными и умирают. В разделе 7.3 статистическое обобщение позволяет видеть такие результаты.

Устав требует от государств-членов устранения валютных ограничений, поддержания конвертируемости национальных валют. Статья VIII содержит обязательства государств-членов не вводить без согласия фонда ограничения на осуществление платежей по текущим операциям платежного баланса, а также воздерживаться от участия в дискриминационных валютных соглашениях и не прибегать к практике множественных валютных курсов.

Если в 1978 г. обязательства по Статье VIII о недопущении валютных ограничений взяли на себя 46 стран (1/3 членов МВФ), то в апреле 2004 г. уже 158 стран (более 4/5 членов).

Кроме того, устав МВФ обязывает государства-члены сотрудничать с фондом при проведении курсовой политики. Хотя ямайские поправки к уставу предоставили странам возможность выбора любого режима валютного курса, на практике МВФ принимает меры для установления плавающего курса ведущих валют и привязки к ним (прежде всего к доллару США) денежных единиц развивающихся стран, в частности вводит режим валютного управления (currency board). Интересно отметить, что возврат Китая в 2008 г. к фиксированному валютному курсу (рис. 6.5), вызвавший сильное недовольство МВФ, является одним из объяснений, почему мировой финансово-экономический кризис фактически не затронул Китай.



Россия же следовала в своей «антикризисной» финансово-экономической политике указаниям МВФ, и удар кризиса по российской экономике оказался самым тяжелым не только в сравнении с сопоставимыми странами мира, но даже в сравнении с подавляющим большинством стран мира.

МВФ осуществляет постоянный «строгий надзор» за макроэкономической и валютной политикой государств-членов, а также за состоянием мировой экономики.

Для этого используются регулярные (как правило, ежегодные) консультации с правительственными учреждениями государств-членов по поводу их политики в области валютных курсов. При этом государства-члены обязаны консультироваться с МВФ и по вопросам макроэкономической, а также структурной политики. В дополнение к традиционным целевым установкам надзора (устранение макроэкономических неравновесий, снижение темпа инфляции, осуществление рыночных реформ) МВФ после распада СССР стал уделять больше внимания структурным и институциональным преобразованиям в государствах-членах. А это уже ставит под сомнение политический суверенитет подвергающихся «надзору» государств. Структура Международного валютного фонда приведена на рис. 6.6.

Высшим руководящим органом в МВФ является Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим (обычно это министры финансов или руководители центральных банков) и его заместителем.

В ведение совета входит решение ключевых вопросов деятельности МВФ: внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия исполнительному совету (Executive Board), т. е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в области валютного курса.

С 1992 г. в составе исполнительного совета представлено 24 исполнительных директора. В настоящее время из 24 исполнительных директоров 5 (21%) имеют американское образование. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников фонда и является председателем исполнительного совета. Среди 32 представителей топ-менеджмента МВФ 16 (50%) получили образование в США, 1 работал в транснациональной корпорации, 1 преподавал в американском университете.

Директор-распорядитель МВФ, согласно неформальным договоренностям, всегда европеец, а его первый заместитель – всегда американец.

Роль МВФ

МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте государствам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицита платежного баланса, т. е. фактически для пополнения официальных валютных резервов; во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а значит - для кредитования бюджетных расходов правительств.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку или заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке как депозитарии. При этом МВФ, как было отмечено, предоставляет кредиты в основном в долларах США.

На протяжении первых двух десятилетий своей деятельности (1947–1966 гг.) МВФ кредитовал в большей мере развитые страны, на которые приходилось 56,4% суммы кредитов, (в том числе 41,5% средств получила Великобритания). С 1970-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность на предоставление кредитов развивающимся странам (рис. 6.7).


Интересно отметить временную границу (конец 1970-х гг.), после которой активно начала формироваться мировая неоколониальная система, пришедшая на смену развалившейся колониальной. Основными механизмами кредитования за счет ресурсов МВФ являются следующие.

Резервная доля. Первая «порция» иностранной валюты, которую государство-член может приобрести в МВФ в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», а с 1978 г. - резервной долей (reserve tranche).

Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены государством-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные доли или транша (credit tranches), составляющие по 25% квоты. Доступ государств-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Предельная сумма кредита, которую страна может получить у МВФ в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125% ее квоты.

Резервные кредиты стенд-бай (stand-by arrangements). Этот механизм применяется с 1952 г. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. С 1950-х гг. и до середины 1970-х гг. соглашения о кредитах стендбай имели срок до года, с 1977 г. - до 18 месяцев, позднее - до 3 лет, в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

Механизм расширенного кредитования (extended fund facility) применяется c 1974 г. В рамках этого механизма предоставляются кредиты на еще более длительные сроки (на 3–4 года) в бóльших размерах. Использование кредитов стенд-бай и расширенных кредитов - самых распространенных до мирового финансово-экономического кризиса кредитных механизмов - сопряжено с выполнением государством-заемщиком некоторых условий, предусматривающих проведение им определенных финансово-экономических (а зачастую и политических) мероприятий. При этом степень жесткости условий нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены еще до получения кредита.

Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями фонда», не выполняет выдвинутых требований, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Этот механизм позволяет МВФ фактически управлять страной-заемщицей.

По истечении установленного срока государство-заемщик обязано погасить задолженность («выкупить» национальную валюту у Фонда), вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Возврат кредитов стенд-бай производится в течение 3 лет и 3 месяцев - 5 лет со дня получения каждого транша, при расширенном кредитовании - 4,5–10 лет. В целях ускорения оборота своего капитала МВФ «поощряет» более быстрый возврат должниками полученных кредитов.

Помимо этих, стандартных механизмов, в МВФ существуют специальные кредитные механизмы. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредитов. Специальные кредитные механизмы включают следующие.Механизм компенсационного кредитования, МКК (com pen sato ry i nancing facility, CFF), предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. Механизм кредитования дополнительных резервов, МКДР (supplemental reserve facility, SRF), введен в декабре 1997 г. для предоставления средств государствам-членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в расширенном краткосрочном кредитовании вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает бегство капитала из страны и резкое сокращение ее золотовалютных резервов. Предполагается, что этот кредит должен предоставляться в тех случаях, когда бегство капитала может создать потенциальную угрозу для всей мировой валютной системы.

Экстренная помощь (emergency assistance) призвана содействовать преодолению дефицита платежного баланса, вызываемого непредсказуемыми стихийными бедствиями (с 1962 г.) и кризисными ситуациями в результате гражданских беспорядков или военно-политических конфликтов (с 1995 г.). Механизм экстренного финансирования, МЭФ (emergency financing mechanism, EFM) (с 1995 г.) - комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ.

Механизм поддержки торговой интеграции, МПТИ (trade integration mechanism, TIM), создан в апреле 2004 г. в связи с возможными временными негативными последствиями для ряда развивающихся стран результатов переговоров о дальнейшем расширении либерализации международной торговли в рамках «Доха-раунда» Всемирной торговой организации. Этот механизм предназначен для оказания финансовой поддержки странам, у которых происходит ухудшение платежного баланса вследствие мер, осуществляемых в направлении либерализации торговой политики другими странами. Однако МПТИ представляет собой не самостоятельный кредитный механизм в прямом смысле слова, а определенную политическую установку.

Столь широкая представленность разноцелевых кредитов МВФ свидетельствует, что фонд предлагает странам-заемщикам свои инструменты практически в любой ситуации.

Беднейшим странам (с величиной ВВП на душу населения ниже установленного порогового значения), которые не в состоянии платить проценты по обычным кредитам, МВФ оказывает льготную «помощь», хотя доля льготных займов в общем объеме кредитов МВФ чрезвычайно мала (рис. 6.8).

Кроме того, негласная гарантия платежеспособности, предоставляемая МВФ в качестве «бонуса» вместе с кредитом, распространяется и на более экономически сильных игроков на международной арене. Даже небольшой кредит МВФ облегчает стране доступ на мировой рынок ссудных капиталов, помогает получить кредиты у правительств развитых стран, центральных банков, группы Всемирного банка, Банка международных расчетов, а также у частных коммерческих банков. И наоборот, отказ МВФ в кредитной поддержке стране закрывает ей доступ к рынку ссудных капиталов. В таких условиях страны просто вынуждены обращаться в МВФ, даже если понимают, что условия, выдвигаемые МВФ, будут иметь для национальной экономики плачевные последствия.

На рис. 6.8 также видно, что в начале своей деятельности МВФ как кредитор играл достаточно скромную роль. Однако начиная с 1970-х гг. произошло значительное расширение его кредитной деятельности.

Условия предоставления кредитов

Предоставление фондом кредитов государствам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности» кредитов. Официально МВФ обосновывает эту практику необходимостью иметь уверенность в том, что государства-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов Фонда. Фактически построен механизм внешнего управления государствами-заемщиками.

Поскольку в МВФ доминируют монетаристские, шире - неолиберальные теоретические воззрения, его «практические» стабилизационные программы обычно включают сокращение государственных расходов, в том числе на социальные цели, отмену или уменьшение государственных субсидий на продовольствие, товары широкого потребления и услуги (что ведет к повышению цен на эти товары), увеличение налогов на доходы физических лиц (при одновременном снижении налогов на бизнес), сдерживание роста или «замораживание» заработной платы, повышение учетных ставок, ограничение объемов инвестиционного кредитования, либерализацию внешнеэкономических связей, девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание импортируемых товаров, и т. п.

Концепция экономической политики, составляющая ныне содержание условий для получения кредитов МВФ, сформировалась в 1980-е гг. в кругах ведущих экономистов и деловых кругах CША, а также других стран Запада и известна как «Вашингтонский консенсус».

Она предполагает такие структурные изменения в экономических системах, как приватизация предприятий, введение рыночного ценообразования, либерализация внешнеэкономической деятельности. Основную (если не единственную) причину разбалансированности экономики, неуравновешенности международных расчетов стран-заемщиц МВФ видит в избыточном совокупном платежеспособном спросе в стране, вызываемым в первую очередь дефицитом государственного бюджета и чрезмерным расширением денежной массы.

Выполнение программ МВФ чаще всего ведет к свертыванию инвестиций, торможению темпов экономического роста, обострению социальных проблем. Это связано со снижением реальной заработной платы и жизненного уровня, ростом безработицы, перераспределением доходов в пользу богатых слоев за счет менее обеспеченных групп населения, ростом имущественной дифференциации.

Что касается бывших социалистических государств, препятствием для решения их макроэкономических проблем, с точки зрения МВФ, являются пороки институционального и структурного характера, поэтому фонд при предоставлении кредита ориентирует свои требования на осуществление долговременных структурных изменений в их экономических и политических системах.

МВФ проводит очень идеологизированную политику. Фактически он финансирует перестройку и включение национальных экономик в глобальные спекулятивные потоки капитала, т.е. их «привязку» к мировой финансовой метрополии.

С расширением кредитных операций в 1980-х гг. МВФ взял курс на ужесточение их обусловленности. Именно тогда получило распространение использование структурных условий в программах МВФ, в 1990-е гг. оно значительно усилилось.

Не вызывает удивления, что рекомендации МВФ странам – получателям помощи в большинстве случаев прямо противоположны антикризисной политике развитых государств (табл. 6.1), которые практикуют контрциклические меры – падение спроса со стороны домохозяйств и бизнеса в них компенсируется возросшими государственными тратами (пособиями, субсидиями и т. п.) за счет расширения дефицита бюджета и увеличения госдолга. В разгар мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. МВФ поддержал такую политику в США, ЕС и Китае, но для своих «пациентов» прописал иное «лекарство». «31 из 41 соглашения о помощи МВФ предусматривает проциклическую, т. е. более жесткую монетарную либо фискальную политику», - отмечается в докладе вашингтонского Центра экономических и политических исследований (Center for Economic and Policy Research).



Эти двойные стандарты существовали всегда и много раз приводил к масштабным кризисам в развивающихся странах. Применение рекомендаций МВФ ориентировано на формирование монополярной модели развития мирового сообщества.

Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных и финансовых отношений

МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему. Во-первых, МВФ выступал в качестве проводника принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Первоначально Статьи соглашения МВФ отводили золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Первым шагом на пути устранения золота из послевоенного международного валютного механизма стало прекращение Соединенными Штатами в августе 1971 г. продаж золота за доллары, принадлежащие официальным органам других стран. В 1978 г. в устав МВФ были внесены поправки, запрещающие странам-членам использовать золото в качестве средства выражения стоимости их валют; одновременно были упразднены официальная цена золота в долларах и золотое содержание единицы СДР.

Международный валютный фонд сыграл ведущую роль в процессе расширения влияния транснациональных корпораций и банков на страны с переходными и развивающимися экономиками. Предоставление этим странам в 1990-е гг. заемных ресурсов МВФ в значительной мере способствовало активации деятельности транснациональных корпораций и банков в этих странах.

В связи с процессом глобализации финансовых рынков исполнительный совет в 1997 г. инициировал разработку новых поправок в Статьи соглашения МВФ, чтобы сделать либерализацию операций по движению капиталов специальной целью МВФ, включить их в сферу его компетенции, т. е. распространить на них требование отмены валютных ограничений. Временный комитет МВФ принял на сессии в Гонконге 21 сентября 1997 г. специальное заявление о либерализации движения капиталов, призвав исполнительный совет ускорить работу над поправками, с тем чтобы «добавить новую главу в Бреттон-Вудское соглашение». Однако развитие мирового валютного и финансового кризисов в 1997–1998 гг. затормозило этот процесс. Некоторые страны были вынуждены ввести контроль движения капиталов. Тем не менее МВФ сохраняет принципиальную установку на снятие ограничений в сфере международного движения капитала.

В контексте анализа причин мирового финансового кризиса 2008 г. важно также отметить, что Международный валютный фонд сравнительно недавно (с 1999 г.) пришел к выводу о необходимости распространить область своей ответственности на сферу функционирования мировых финансовых рынков и финансовых систем.

Появление у МВФ намерения регулировать международные финансовые отношения вызвало изменения в его организационной структуре. Сначала, в сентябре 1999 г., образовался Международный валютно-финансовый комитет, ставший постоянным органом стратегического планирования деятельности МВФ по вопросам, относящимся к функционированию мировой валютной и финансовой системы.

В 1999 г. МВФ и Всемирный банк приняли совместную «Программу оценки финансового сектора», ПОФС (Financial Sector Assessment Program, FSAP), которая должна снабжать государства-члены инструментарием оценки состояния их финансовых систем.

В 2001 г. создан департамент по международным рынкам капитала. В июне 2006 г. учрежден объединенный департамент денежно-кредитных систем и рынков капитала (Monetary Systems and Capital Markets Department, MSCMD). Не прошло и 10 лет с момента включения мировой финансовой сферы в компетенцию МВФ и с начала ее «регулирования», как разразился самый масштабный в истории мировой финансовый кризис.

МВФ и мировой финансово-экономический кризис 2008 года

Нельзя не отметить один принципиальный момент. В 2007 г. эта крупнейшая мировая финансовая организация находилась в глубоком кризисе. На тот момент практически никто не брал и не изъявлял желания брать у МВФ кредиты. Кроме того, даже те страны, которые получили кредиты ранее, старались как можно скорее избавиться от этого финансового бремени. В результате размер обычных непогашенных кредитов сократился до рекордной для XXI в. отметки - менее 10 млрд СДР (рис. 6.9).

Мировое сообщество, за исключением бенефициаров деятельности МВФ в лице США и других экономически развитых стран, фактически отказывалось от механизма МВФ. И тут произошло нечто. А именно - разразился мировой финансово-экономический кризис. Число договоренностей о новых кредитах, стремившееся до кризиса к нулю, возросло беспрецедентными в истории деятельности фонда темпами (рис. 6.10).

Кризис, начавшийся в 2008 г., буквально спас МВФ от развала. Случайно ли это совпадение? Так или иначе, мировой финансово-экономический кризис 2008 г. был чрезвычайно выгоден Международному валютному фонду, а значит, тем странам, в интересах которых он функционирует.

После мирового кризиса 2008 г. стало очевидным, что МВФ нуждается в реформировании. К началу 2010 г. общие потери мировой финансовой системы превысили 4 трлн долл. (около 12% мирового валового продукта), две трети из которых генерируются в неблагонадежных активах американских банков.

В каком направлении пошло реформирование? В первую очередь МВФ утроил свои ресурсы. После лондонского саммита «Группы двадцати» в апреле 2009 г. МВФ получил колоссальные дополнительный резервы для кредитования - более 500 млрд долл. США, в дополнение к уже имеющимся 250 млрд долл., хотя для программ помощи он использует меньше 100 млрд долл. После кризиса стало очевидным, что МВФ желает взять на себя еще больше полномочий по управлению мировой экономикой и финансами.

Тенденция заключается в стремлении постепенно превратить МВФ в орган контроля макроэкономической политики почти во всех странах мира. Очевидно, что в условиях такого «реформирования» новые мировые кризисы неизбежны.

В данной главе монографии использован материал диссертации М.В. Деевой.

МВФ — межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и представления им кредитов.

Был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. при участии делегатов из 44 стран. Функционировать МВФ начал в мае 1946 г.

Международный валютный фонд занимается сбором и обработкой статистических данных по вопросам международных платежей, валютных ресурсов, величины валютных резервов, и др. Устав МВФ обязывает страны при получении кредитов давать информацию о состоянии экономики страны, золотовалютных резервов и т.п. Кроме того, страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики.

Главная задача МВФ — поддержание стабильности мировой . Кроме того, в задачи МВФ входит информирование всех членов МВФ об изменениях финансовой и других стран-членов.

Членами МВФ являются более 180 стран мира. При вступлении в МВФ каждая страна вносит в качестве членского взноса определенную сумму денег, которая называется квотой.

Внесение квоты служит для:
  • образования для кредитования стран-участниц;
  • определения суммы, которую может получить страна в случае финансовых затруднений;
  • определения количества голосов, которые получает страна-участница.

Квоты периодически пересматриваются. Самую высокую квоту и соответственно число голосов имеют США (она составляет чуть более 17%).

Порядок предоставления кредитов

МВФ предоставляет кредиты только на стабилизацию экономики, выведение ее из кризиса, но не для экономического развития .

Порядок предоставления кредита следующий: предоставляются на срок от 3 до 5 лет под чуть ниже рыночного. Перечисление кредита осуществляется по частям, траншами. Промежуток между траншами может быть от одного до трех лет. Такой порядок разработан с целью контроля за использованием кредита. Если страна не выполняет обязательств перед МВФ, то перечисление следующего транша откладывается.

Прежде чем предоставить кредит, МВФ проводит систему консультаций. Несколько представителей фонда выезжают в страну, которая подала заявку на предоставление ей кредита, собирают статистическую информацию по различным экономическим показателям (уровню цен, уровню занятости, налоговым поступлениям и т. д.) и составляют Отчет по результатам исследования. Затем Отчет обсуждается на собрании Исполнительного совета МВФ, который вырабатывает рекомендации и предложения по улучшению экономического положения страны.

Цели международного Валютного Фонда:
  • Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
  • Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов.
  • Содействовать стабильности валют , поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
  • Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений , препятствующих росту .
  • За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

Международный валютный фонд

Международный валютный фонд (МВФ)
International Monetary Fund (IMF)

Государства - члены МВФ

Членство:

188 государств

Штаб-квартира:
Тип организации:
Руководители
Директор-распорядитель
Основание
Создание хартии МВФ
Официальная дата создания МВФ
Начало деятельности
www.imf.org

Международный валютный фонд , МВФ (англ. International Monetary Fund , IMF ) - специализированное учреждение ООН , со штаб-квартирой в Вашингтоне , США .

Основные механизмы кредитования

1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. - резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны - члена МВФ.

2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.

3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (англ. Stand-by Arrangements ) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года - до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

4. Механизм расширенного кредитования (англ. Extended Fund Facility ) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости - до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени - раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам - членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны - заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны- заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «Письме о намерениях » (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной - получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performance criteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны - заемщицы.

МВФ предоставляет займы с выдвижением ряда требований - свобода передвижения капиталов , приватизация (в том числе естественных монополий - железнодорожный транспорт и коммунальные услуги), минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы - на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт и т. п.; отказ от защиты окружающей среды; сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных и т. п.

По утверждению Мишеля Чосудовского,

Спонсируемые МВФ программы с тех пор последовательно продолжали уничтожение индустриального сектора и постепенно демонтировали югославское государство «всеобщего благоденствия». Соглашения о реструктуризации увеличили внешний долг и обеспечили мандат для девальвации югославской валюты, что сильно ударило по уровню жизни югославов. Этот начальный раунд реструктуризации заложил её основы. В течение 1980-х годов МВФ периодически прописывал дальнейшие дозы своей горькой «экономической терапии», тогда как югославская экономика медленно впадала в кому. Промышленное производство докатилось до 10-процентного падения к 1990 году - со всеми предсказуемыми социальными последствиями.

Большая часть кредитов, выданных МВФ Югославии в 80-ых годах, ушла на обслуживание этого долга и решение проблем, вызванных выполнением рецептов МВФ. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое выравнивание регионов, что привело к росту сепаратизма и дальнейшей гражданской войне, унёсшей жизнь 600 тыс. человек.

В 80-ые годы из-за резкого падения цен на нефть рухнула мексиканская экономика. МВФ стал действовать: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т. п. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате из страны ушло около 45 млрд долларов. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились.

В результате реформ Мексика - страна, где впервые была одомашнена кукуруза - стала её импортировать. Полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. После вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться протекционистские тарифы. США же своих фермеров поддержки не лишали и активно поставляли кукурузу в Мексику.

Предложение взять, а потом выплачивать внешний долг в иностранной валюте ведёт к ориентации экономики исключительно на экспорт , невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности (как это было во многих странах Африки, на Филиппинах и т. д.) .

См. также

  • Государства - члены МВФ

Примечания

Литература

  • Корнелиус Лука Торговля на мировых валютных рынках = Trading in the Global Currency Markets. - М .: Альпина Паблишер, 2005. - 716 с. - ISBN 5-9614-0206-1

Ссылки

  • Стуктура органов управления МВФ и голоса стран-участниц (см. таблицу на стр. 15)
  • Президентом МВФ должен стать китаец Жэньминь жибао 19.05.2011
  • Егоров А. В. «Международная финансовая инфраструктура», М.: Линор, 2009. ISBN 978-5-900889-28-3
  • Александр Тарасов «Аргентина - ещё одна жертва МВФ»
  • МВФ может быть распущен? Юрий Сигов. «Деловая неделя», 2007
  • Кредит МВФ: удовольствие для богатых и насилие для бедных. Андрей Ганжа. «Телеграфъ», 2008 - не работает ссылка копия статьи
  • Международный валютный фонд (МВФ) «First Moscow Currency Advisors», 2009