Символы удачи и защиты в фен шуй. Цилинь

Европейская легенда о Единороге и Деве нам в общих чертах знакома.
Подчас в популярных ресурсах всплывают отсылки на дальневосточного единорога - Цилиня.
Временами даже провозглашается , что в Китай эту легенду занесли, де, иезуиты в XVI веке.
Пора отделить зёрна от плевел!
Итак,

Китайский единорог Цилинь

Цилинь - (кит. упр. 麒麟 , пиньинь: qílín) - считается одним из благовещих волшебных животных Поднебесной. И наряду с луном (драконом), фэнхуаном (фениксом) и гуй (черепахой), является символом одной из сторон света (вместо Белого Тигра). Самца-единорога называют ци , а самку линь , так что совместно это создание служит своеобразным животным сочетанием «Инь-Ян».

Безусловно, это «химера »: обликом цилинь сходен с оленем, однако имеет драконью морду и бычий либо медвежий хвост; чешуйчатая шкура его пятицветная, празднично окрашенная, а голос подобен звону колокольчиков. Как правило, у него несколько рогов, но рога у самца мягкие на конце и не пригодны для боя. Природа его огниста, и чаще всего его изображают с огненными всполохами.

Он живёт не менее 2000 лет, но увидеть его дано только избранным (так, видели его незадолго до смерти Конфуция). Подобно европейскому единорогу, цилинь символизирует долговечность и благополучие. Благодаря этому его изображения часто наносились на предметы императорского обихода. Император Канси повелел носить нагрудные нашивки с изображением цилиня обладателям высшего военного ранга Поднебесной (раньше они ассоциировались со львами).

Основные черты его характера - доброта, проницательность, мягкость и сострадание ко всему живому. Цилинь как воплощение буддийского принципа непричинения вреда избегает наступать на живых существ, насекомых и мять траву копытами: он способен ходить по воде, как посуху.
Он считается вестником счастья, и его появление символизирует приход к власти хорошего правителя или рождение истинного монарха. Цилиня часто видели в безмятежные времена правления императоров Яо и Шуня; также существует легенда, что он появлялся в дни, когда родился Конфуций.
Считается, что увидеть его можно лишь во времена благоденствия и процветания - энергии смуты и грубости губительны для него.

Цилини манчжурского времени...

Чуть более подробно:

Традиционно цилиня принято называть китайским единорогом.
Такое отождествление сформировалось в результате попыток прибывших в Китай христианских миссионеров вписать здешний фольклор в рамки знакомых им европейских представлений о животном мире Востока. Однако общего у китайского единорога и европейского - лишь единственный рог, в остальном же они принципиально разнятся.

В китайской мифологии это - чудо-зверь, главное из 360 животных, проживающих на суше.
В фэн-шуй символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, знаменитых потомков и мудрость. Рекомендуется использовать изображения или статуэтки цилиня женщинам, желающим иметь ребенка. Размещение - талисман должен быть обращен к выходу из помещения.

Чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся из Китая на Ближний Восток.

Цивилизация Месопотамии зародилась около 5,5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигр и Евфрат.
В её развитие внесли свой вклад шумеры (происхождение которых неизвестно), семиты - аккадцы, амореи, ассирийцы, а также касситы - народ загадочного (по одной из теорий - индоевропейского) происхождения. На копии межевого камня из позднекасситской Вавилонии (XII век до н.э.) хорошо видны лежащие крылатые львы.

Государством, впервые в истории объединившим значительную часть Ближнего Востока, была Ассирия. Около 700 года до н.э. завершилось строительство крепостных стен в Ниневии - одном из ассирийских городов. На воротах этих стен были установлены статуи львов с человеческим лицом и крыльями: Крылатый лев (плакетка из слоновой кости), Крылатый лев (придверное изваяние; см. также статью Ламассу), Ассирийский сфинкс (рисунок статуи, утонувшей в р.Тигр при перевозке экспедицией Г.Лэйярда; см. также статью Сфинкс).
Как предполагалось, они защищали Ниневию от врагов и злых духов.

1. утонувшая статуя «ассирийского сфинкса» из Ниневии
2. аккадский крылатый ламассу

Дальнейшая судьба крылатого льва ведет нас к руинам Вавилона.
На воротах Иштар в Вавилоне есть скульптуры фантастического животного, напоминающего цилиня.
C 605 г. до н.э. здесь процветала Ново-Вавилонская династия, и Навуходоносор II воздвиг в столице свой дворец. Царем было начертано:
«По обе стороны врат Вавилонских я водрузил могущественного быка и устрашающего мушхушшу ».

«Мушу » у вавилонян - змея.
«Мушхушшу » - единорог с головой змеи и туловищем копытного млекопитающего, покрытым чешуей.
Две передние лапы мушхушшу - явно львиные, а две задние - как у орла. Образ довершает длинный чешуйчатый хвост с жалом скорпиона. Своим назначением - отпугивать демонов и злых духов - и обликом мушхушшу очень напоминает китайского цилиня. Другими словами, мушхушшу являет собой комбинацию трёх существ: змеи, олицетворяющей в вавилонской мифологии вечность, изобилие и перевоплощение, льва - царя зверей и орла - царя птиц.
А не мог ли мушхушшу быть прообразом цилиня?
Вероятно, претерпев трансформацию, он стал основной облика мифического китайского "грифона".

«Козерог » и «грифоны »(?) на астрологической палетке касситов (XI-X в. до н.э.)

Если каким-либо элементам вавилонской цивилизации и суждено было возродиться вдали от Двуречья спустя годы, то это могло произойти только благодаря контактам мужду различными народами, усилившимся при низвергнувшей ново-вавилонских царей персидской династии Ахеменидов.

В 525 г. до н.э. Ахемениды объединили под своей властью весь Ближний Восток от Нила на западе до Инда на востоке. В столице персидского государства - Персеполе (Персеполисе) - сохранился дворец, построенный на рубеже VI и V веков до н.э. Дарием I (521-486 гг. до н.э.) и Ксерксом (486-465 гг. до н.э.). Не будет преувеличением сказать, что в Персеполе сплелись черты всех культур Ближнего Востока, имевших многовековую историю. Среди изображений фантастических животных, украшающих стены и колонны Персеполя, есть и образ, напоминающий мушхушшу.

[...] ...кто же все-таки принес в Китай облик грифона, развившийся из слияния льва и мушхушшу?
Возможно, бесчисленные орды верховых кочевников, свободно пересекавших вдоль и поперек евразийские степи. Речь идет о номадах железного века - скифах и саках .

Грифоны, действительно, имеются на золотых украшениях и знаменитых орнаментах звериного стиля, характерного для культуры скифов. Скифы, не строившие городов и постоянно находившиеся в движении вместе со всем своим скарбом и скотом, возводили захоронения-курганы. В них и были найдены изображения грифонов - мифических существ, вероятно, заимствованных скифами у ближневосточных соседей.

[Здесь лично я весьма сомневаюсь. Классический образ льва-орла - истинное детище степных кочевников, вписанное в их космос звериного стиля (см. об этом в монографии Д.С. Раевского). Грифон - ни разу не земледельческий образ. В отличие от крылатого пса , известного ещё на изображениях Чатал-Хуюка и Крита. Таким образом, по моему сугубому мнению грифон как степная версия дракона появился у ранних кочевников на рубеже II-I тысячелетий до н.э.. Именно контакты с ними подарили этот образ мидийцам, ассирийцам и вавилонянам]

ещё одна "химера" с Ворот Иштар

Во время археологических раскопок на территории города Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) обнаружены орнаменты на золотой фольге и золотые пояса со скифскими львами.
Таким образом, получается, что грифоны, трансформировавшиеся из священных животных Ближнего Востока и напоминающие вавилонского мушхушшу и персидского льва, были привнесены в Китай уже в виде золотых узоров кочевников.
Это произошло между V и III вв. до н.э. до ханьского императора Шёлкового пути в I в. до н.э.

Путешествуя по Евразии, изображения цилиня, в свою очередь, распространились во многих странах, через которые проходил Великий Шелковый путь. Над нитью Великого Шелкового пути пролетали века, изменяя облик стран и народов, меняя символы и узоры. К минской эпохе (1368-1644 гг) в Китае цилинь стал уже таким, каким его можно видеть сегодня. Как деталь орнамента цилинь использовался в рисунках, тканях, посуде и архитектуре, символизируя дух добра и счастья.

Около 1200 лет тому назад цилинь "прописался" и в Японии под именем "кирин" как мифическое существо, олицетворявшее стремление к щедрому урожаю и личной безопасности. Доныне каждой весной в одном из храмов города Тоттори исполняется ритуальный танец "Кирин-лев". Танцуя, "лев" стремится взмыть вверх и улететь в небеса. Пожалуй, даже сегодня в Китае и Японии цилинь-кирин считается посланником, передающим богу желание получить щедрый урожай, жить в благоденствии и безопасности...
...Синтетический характер облика цилиня дает основания предполагать, что миф о нем стал плодом взаимодействия нескольких цивилизаций, последовательно перенимавших друг у друга определенные элементы материальной и духовной культуры. "

Символизировавший некогда мир и спокойствие, цилинь приобрел черты носителя власти и силы, вероятно, вследствие ближневосточного влияния. В таком случае два крайних звена цепочки «Китай - Ближний Восток», видимо, в течение долгого времени были соединены между собой большим количеством культурных контактов.
Волшебные животные (серия «Зачарованный мир») - М.: Терра, 1996 (447)

Китайский единорог Цилинь

Цили́нь (кит. упр. 麒麟 , пиньинь: qílín) - в китайской мифологии чудо-зверь, главное из 360 животных, проживающих на суше. Его иногда включают в перечень четырёх благородных животных наряду с китайскими драконом, фениксом и черепахой - вместо тигра.

Восточный единорог ростом около метра. Его образ слегка напоминает образ китайского дракона. При ходьбе он старается не задеть ни одно живое существо, включая траву и мелких букашек, поэтому его походка со стороны выглядит несколько странной – кажется, что единорог танцует.

Цилинь - своего рода химера: как правило, у него несколько рогов, зелёно-голубая чешуйчатая кожа, тело с копытами коня или оленя, голова дракона и медвежий хвост.

Он живёт не менее 2000 лет, но увидеть его дано только избранным (так, видели его незадолго до смерти Конфуция). Подобно европейскому единорогу, цилинь символизирует долговечность и благополучие. Благодаря этому его изображения часто наносились на предметы императорского обихода.


Китайские мореходы узнали цилиней в африканских жирафах, которых доставляли к императорскому двору. На спине цилиня иногда можно увидеть младенцев мужского пола. Подобно аисту в европейской традиции, это цилинь, по представлениям китайцев, приносит счастливым родителям долгожданного наследника.

Он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками. По некоторым версиям цилинь может даже ходить по воде и летать. Продолжительность жизни животного согласно мифам около 3 тысяч лет. Высеченный на надгробиях цилинь должен охранять их от злых духов, а также провожать умерших на небеса.

Однако с течением времени цилинь меняет своё обличье и функции. Так склеп императора Вэнь-ди украшен двумя цилинями в виде единорогов с сильным телом льва и чётко очерченными крыльями. Символизировавший мир и спокойствие цилинь приобрёл черты носителя власти и силы.

Ци Линь – китайский Единорог

Цель талисмана

Ци Линь символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, знаменитых потомков и мудрость. Иногда его называют конем дракона. Он обладает мягкостью, добротой и благожелательностью по отношению ко всем живым созданиям. Называют Ци Линя также единорогом, хотя его изображение в китайской традиции совсем не похоже на привычный образ его западноевропейского «тезки». Однако китайский единорог тоже несет в себе доброе мистическое предзнаменование. Китайцы считают, что он всегда одинок и появляется лишь во времена правления выдающегося руководителя или когда рождается великий мудрец. К талисману обращаются, когда необходимо поспособствовать успехам детей. Фэн-шуй рекомендует использовать изображения или статуэтки Ци Линя женщинам, желающим иметь ребенка. Но основная функция талисмана в практике фэн-шуй - это устранение негативного влияния и привлечение богатства.

При размещении талисмана внутри квартиры соблюдается единственное требование: он должен быть обращен к выходу из помещения. Считается, что этим символом можно пользоваться не более одного года.

Активизация талисмана

Этот талисман настолько сильный, что для его плодотворной работы не нужно совершать никаких манипуляций. Однако он «любит» слушать народные песни и сказки - от этого он становится еще добрее к своим владельцам.

Легенда гласит

В различных преданиях Ци Линь может служить даосским мудрецам животным для верховой езды, приносить с неба необыкновенных детей. Он считается вестником счастья, его появление символизирует приход к власти хорошего правителя или рождение истинного мудреца. Появлением Ци Линя отмечены рождение и смерть Конфуция. В легендах Китая есть также упоминание о Ци Лине в связи с некоторыми важными для истории страны событиями. Так, однажды, пять тысяч лет тому назад, император Фу-си сидел на берегу вблизи устья Желтой реки. Внезапно появился Ци Линь, и грязные воды реки просветлели и приобрели кристально чистый, зеленый цвет. Ци Линь остановился перед императором, трижды ударил копытом о скалу и заговорил с ним голосом, звенящим, как храмовый колокол. Когда Ци Линь повернулся, чтобы уйти, император увидел на его спине магические знаки, которые он скопировал. Так появился первый письменный язык Китая.

Рассказ мастера Фэн-Шуй

Само слово «ци линь» истолковывается как соединение двух понятий: «ци» - это мужское начало Ян, движущая сила, энергия творения, и «линь» - женское начало Инь. У него драконья голова, оленьи рога, львиный хвост и коровьи копыта. Он покрыт чешуей и панцирем. По преданию - это один из девяти сыновей дракона, он может различать добро и зло.

Продолжительность жизни животного исчислялась, по преданию, тремя тысячами лет.

Впервые упоминание о нем в Китае мы находим у Конфуция, а его изображения появляются в эпоху династии Позднего Хань (25-220 гг. н.э.).

Около тысячи двухсот лет тому назад Ци Линь «эмигрировал» в Японию под именем «Кирин», имеющим и в мифологии, и в фэн-шуй сходное значение.

Великие талисманы фэн-шуй Лениздат, «Ленинград», 2006

текст Елена Шишкина, Эдуард Доминов

Цель талисмана

Ци Линь символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, знаменитых потомков и мудрость. Иногда его называют конем дракона. Он обладает мягкостью, добротой и благожелательностью по отношению ко всем живым созданиям. Называют Ци Линя также единорогом, хотя его изображение в китайской традиции совсем не похоже на привычный образ его западноевропейского «тезки». Однако китайский единорог тоже несет в себе доброе мистическое предзнаменование. Китайцы считают, что он всегда одинок и появляется лишь во времена правления выдающегося руководителя или когда рождается великий мудрец. К талисману обращаются, когда необходимо поспособствовать успехам детей. Фэн-шуй рекомендует использовать изображения или статуэтки Ци Линя женщинам, желающим иметь ребенка. Но основная функция талисмана в практике фэн-шуй - это устранение негативного влияния и привлечение богатства.

При размещении талисмана внутри квартиры соблюдается единственное требование: он должен быть обращен к выходу из помещения. Считается, что этим символом можно пользоваться не более одного года.

Активизация талисмана

Этот талисман настолько сильный, что для его плодотворной работы не нужно совершать никаких манипуляций. Однако он «любит» слушать народные песни и сказки - от этого он становится еще добрее к своим владельцам.

Легенда гласит

В различных преданиях Ци Линь может служить даосским мудрецам животным для верховой езды, приносить с неба необыкновенных детей. Он считается вестником счастья, его появление символизирует приход к власти хорошего правителя или рождение истинного мудреца. Появлением Ци Линя отмечены рождение и смерть Конфуция. В легендах Китая есть также упоминание о Ци Лине в связи с некоторыми важными для истории страны событиями. Так, однажды, пять тысяч лет тому назад, император Фу-си сидел на берегу вблизи устья Желтой реки. Внезапно появился Ци Линь, и грязные воды реки просветлели и приобрели кристально чистый, зеленый цвет. Ци Линь остановился перед императором, трижды ударил копытом о скалу и заговорил с ним голосом, звенящим, как храмовый колокол. Когда Ци Линь повернулся, чтобы уйти, император увидел на его спине магические знаки, которые он скопировал. Так появился первый письменный язык Китая.

Рассказ мастера Фэн-Шуй

Само слово «ци линь» истолковывается как соединение двух понятий: «ци» - это мужское начало Ян, движущая сила, энергия творения, и «линь» - женское начало Инь. У него драконья голова, оленьи рога, львиный хвост и коровьи копыта. Он покрыт чешуей и панцирем. По преданию - это один из девяти сыновей дракона, он может различать добро и зло.

Продолжительность жизни животного исчислялась, по преданию, тремя тысячами лет.

Впервые упоминание о нем в Китае мы находим у Конфуция, а его изображения появляются в эпоху династии Позднего Хань (25-220 гг. н.э.).

Около тысячи двухсот лет тому назад Ци Линь «эмигрировал» в Японию под именем «Кирин», имеющим и в мифологии, и в фэн-шуй сходное значение.

В древнекитайской мифологии чудесный зверь — единорог. По аналогии с фэн-хуан , цилинь истолковывается как соединение двух понятий: ци — «самец-единорог» и линь — «самка». Существуют различные описания цилиня , отличающиеся в деталях, но все они составлены по архаич. принципу уподобления отд. частей цилиня частям тела реальных животных: у цилиня тело оленя, но меньше размером, шея волка, хвост быка, один рог, заканчивающийся мягкой шишкой (мясным наростом), копыта коня, разноцветная (по др. версиям — бурая) шерсть (в источниках упоминаются также белые и зеленые цилини ). Когда цилинь идет по земле, то не сломает травинки, не раздавит букашки; он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками. По нек-рым представлениям, цилинь может даже летать или ходить по воде, словно по земле. В древних текстах цилинь часто упоминается наряду с оленями (см. Бай-лу) как их своеобразный вожак. считался главным из всех зверей (наряду с фэн-хуаном — главным среди птиц). Отлич. признаком цилиня является его неострый рог, к-рым он не может причинить вреда. Древние авторы рассматривают цилиня как воплощение морально-этической категории — жэнь («человеколюбие», «гуманность»). Существуют различные толкования символики, связанной с наличием у цилиня одного рога: по одним — это символ объединения страны в единое гос-во, по др.— символ единовластия государя.

В даос. преданиях на белых цилинях ездят бессмертные (сянь ), свита Си-ван-му . В древности существовало много легенд о появлении и поимке цилиня — и то и другое считалось знаком идеального, мудрого и гуманного правления. Словами «поймали линя », вошедшими в поговорку, заканчивает Конфуций свою летопись «Чунь цю» («Вёсны и осени»). Считалось, что появление цилиня несло с собой умиротворенность и процветание природе, было знаком предстоящего рождения мудреца. Так, согласно «Ши и цзи» («Записи о забытом», ок. VI в.), рождению Конфуция предшествовало появление цилиня , к-рый исторг изо рта нефритовое письмо с пророческими словами о правлении дома Чжоу (появление цилиня маркировало и смерть Конфуция, так же как и крушение нек-рых царств). В нар. верованиях цилинь прочно ассоциировался с рождением сыновей: спускающийся с неба цилинь приносит сына — традиц. сюжет благопожелательных лубков (нянь хуа), нар. вырезок из цветной бумаги. Имеется много версий о происхождении образа цилиня (связь его с жирафой, коровой и др.). По гипотезе япон. ученого Идзуси Ёсихико, образ цилиня развился на основе представлений об олене.

Источники:
Ду Эр-вэй. Фэн, линь, гуй, лун каоши (Толкование образов феникса, единорога, черепахи и дракона). Тайбэй, 1971, с. 41-72.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 702.