Нарост на березе: как он называется, почему появляется на дереве? Кап (нарост) — дефект развития дерева и ценный поделочный материал Для чего нужны капы деревьев.

Если древесина – красивейший и самый популярный природный материал, то капы и сувели – концентрат этой красоты. Какая ирония: то, что лесоводы именуют «пороком формы ствола дерева», становится счастливой находкой для умелых рук, которые превращают сувели и капы в настоящие шедевры.

Древесные капы: что это?

Кап дерева представляет собой не только удивительный материал с точки зрения эстетики, но и с точки зрения ботаники. Группа из сотен или тысяч спящих придаточных почек, имеющих форму бугорков или игольчатых наростов с зачаточной кольцевой структурой вокруг них, - это и есть кап. Внешне он имеет вид нароста округлой формы, или окольцовывающего весь ствол, покрытого корой. Иногда «спящие» почки могут проснуться и дать побег из капа.

Сувель (слева) и кап без коры

Древесные капы характерны для лиственных пород деревьев – липы, березы, дуба, осины, ореха, вяза, но в наших широтах чаще всего встречается березовый кап. Пожалуй, кап березы имеет самую красивую структуру. Редко можно найти кап хвойных деревьев.

Что касается размеров капа, то они могут варьироваться от едва заметных на стволе, размером с орех, до метровых и даже двухметровых. Древесный кап очень редкое явление, встречающееся намного реже, чем свиль. Хотя иногда на одном дереве может образоваться два, а то и несколько капов. Растет кап очень долго – речь идет о десятках лет.

Кап, образовывающийся возле корня, называют прикорневым, или капокорнем; тот кап, который растет на стволе или ветках – стволовой.

Почему на дереве появляется кап?

Очень интересный вопрос, на который невозможно дать 100% правильный ответ. – как Чук и Гек, произносятся почти всегда в паре. Однако имеют совершенно разную природу образования.

Вариант 1. Под корой появляется придаточная почка, однако кора дерева настолько тверда, что почка не имеет сил через нее пробиться. Но механизм роста уже запущен, к месту потенциального прорастания стремятся растительные гормоны, питательные вещества, которые и оказывают содействие в появлении множества новых почек, которые тоже не имеют сил пробиться и, таким образом, кап растет.

Текстура кленового капа

Вариант 2 . Под корой появляется придаточная почка, но из-за механических повреждений – ураган, рука человека, животное, - она не может развиваться нормально. И развивается аномально, с деформированием строения древесины.

Вариант 3 . Под корой появляется придаточная почка, однако из-за весенних морозов, вирусов, бактерий, грибов, насекомых, специфического минерального состава грунта дерево вскармливает не побег, а кап.

Как бы там ни было, в древесном капе самое интересное не его происхождение, а текстура. О ней и поговорим.

Древесный кап: текстура

Главное, чем капы и сувели отличаются между собой, - наличие «глазок» сучков у кап при поперечном разрезе. Ярко выраженная сердцевина мелких веточек вместе со свилеватой сложной текстурой, ярко выраженными перекрученными годичными слоями дают невероятный, сказочный рисунок. Причем в природе не существует двух совершенно одинаковых кап – ни по форме, ни по рисунку.

На свежем спиле текстура капа видна слабо, она проявляется после обработки – шлифовки, полировки, тонирования. При этом текстура стволовых капов более тонкая и изысканная, чем корневых.

После обработки кап больше напоминает камень – мрамор, малахит, - чем дерево. При этом материал приобретает приглушенный блеск и перламутровое сияние.

Цвет древесного капа во многом зависит от породы дерева и от места его формирования. Преобладающие цвета в гамме текстуры капа – коричневый, молочный, розоватый, зеленоватый.

Из-за большого числа сучков и свилеватостей капы тяжело обрабатывать, но они хорошо поддаются шлифовке и полировке.

Древесные сувели: что это?

Древесный сувель (древесный свиль) – круглый нарост на дереве как лиственных, так и хвойных пород, который состоит из перекрученных, деформированных волокон древесины. Встречаются сувели, опоясывающие дерево вокруг, или группы из нескольких сувелей на одном дереве.

Еще одно отличие между сувелями и капами – под корой у древесных сувелей гладкая поверхность, иногда с буграми, но крупными, не «пупырышками», как у капов.

Плотность сувелей немного меньше, чем у капов; следовательно, их немного легче обрабатывать.

Как же образуются сувели на дереве? Как правило, это результат внешнего воздействия на дерево, вследствие которого образуется складка. Со временем складка обрастает извилистыми волокнами. Сувели на деревьях встречаются куда чаще, чем капы.

Древесные сувели: текстура

Сувели могут иметь разную текстуру, в зависимости от запутанности строения нароста, однако преобладающими фигурами можно назвать волны, изгибы, пятна, полосы. После шлифовки и полировки проступает сияние и блеск древесины.

Цвет сувеля может быть желтым, коричневым, серым, розоватым или зеленоватым.

Свили могут быть стволовыми и корневыми – как и капы. Корневые сувели ценятся больше из-за ярко выраженных, причудливо закрученных годовых колец и темных прожилок. Стволовые сувели имеют не такой насыщенный рисунок, к тому же их древесина более светлая.

Мастера отмечают, что после толковой обработки древесные сувели начинают будто светиться изнутри, как янтарь. Рисунок сувелей напоминает мрамор.

Капы и сувели: использование

Использование капов и сувелей, в первую очередь, декоративное. Конечно же, из них делают функциональные вещи, но даже их главная задача – радовать глаз, а не быть чем-то сугубо утилитарным.

Редко применяют в резьбе. Их чрезвычайно яркая текстура «съедает» всю резьбу. К тому же, на дорогом материале резьба смотрится дешево. Как правило, мастера просто шлифуют материал и пропитывают маслом или покрывают лаком.

Сувели и капы не применяются в промышленных масштабах. Раньше в России, точнее - еще в РССР, существовало несколько предприятий, работники которых создавали шедевры из сувелей и кап. Теперь же эти неповторимые творения природы уходят, грубо говоря, в топку. Для лесников наросты являются просто дефектом древесины, браком в материале.

Итак, какими бывают изделия из капы и сувеля?

Условно поделим их на три группы - декоративные изделия, функциональные изделия и шпон.

1) Декоративные изделия из капа и сувеля. Это может быть даже кап или сувель в натуральном виде, просто без коры и покрытый лаком – отличный декор для дома в эко-стиле.

Особое место занимают скульптуры и фигурки, особенно изображающие животных.Почему именно животные? Капы и сувели по текстуре отлично имитируют оперенье птиц, шерсть или кожу животных. К тому же, естественные плавные линии этого материала сами подсказывают, чем они могут стать - остается только убрать лишнее. А вот для изображения человеческих лиц капы и сувели не подходят, поскольку придают им нездоровый вид.

Еще одни изделия из капа и сувеля - это панно. Капы и сувели настолько уникальный материал, что достаточно подобрать правильную тонировку - и настоящая картина готова. Тем не менее, такой материал применяют в мозаике, маркетри и интарсии.

И, конечно же, красивая текстура великолепно смотриться на заколках, брелоках, подвесках, запонках и других украшениях. А чаши, вазы, подставки и подсвечники придадут любому дому ощущение роскоши и настоящего вкуса.

2) Функциональные вещи из капы и сувеля. Это может быть мелкая мебель, посуда, шкатулки, табакерки, рукоятки инструментов, офисные принадлежности, лампы, рамки, шахматы, трости, часы и много-много чего другого. Конечно же, такие вещи выполняют не столько свои функциональные требования, сколько декоративные. Функциональные вещи из сувеля и капы многое говорят об отличном вкусе их владельца.

Материал , который издавна известен на территории России как древесная кость.
Это нарост, см фото 1 , (или наплыв, как его ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами , дерево приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются насквозь.

Фото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.

В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые) по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся, отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные, в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева (комлевая часть ствола это та часть, которая находится на 10 – 15 см под землёй и 15 - 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый - золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами - то есть присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда.

Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется "Перламутром", оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.

Фото 3 . Этот образец то же относится к редким, его основное отличие от того, что на фото 2 , это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево розовый.

Фото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.

Фото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.

Фото 6 . Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)

Фото 7 . Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.

Фото 8 . Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова "Svalbard", выполненный в Скандинавском стиле.

Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания.
1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе.
2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке.
Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.

Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти.
Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.

Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.

Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.

Инструкция

Из каждой почки-иголочки, большое количество которых сконцентрировалось на маленькой поверхности, образуя кап, могла вырасти ветка. Из-за того, что почек очень много, из древесины не удается выбраться ни одной. Из собрания почек формируется текстура, необычная по форме и рисунку. Ни один слой древесины не может соперничать с капом природной красотой, сложностью и редкостью материала. Неповторимый березовый кап называют древесным малахитом, интересными бывают капы на вишне, черемухе и грецком орехе. Кап часто называют наплывом, но это неверное название. Профессионалы легко смогут отличить кап от наплыва - слоя древесины того же дерева, но с перепутанными годичными кольцами. Наплыв при разрезе напоминает мрамор с белыми прожилками.

Кап делится на две разновидности: игольчатый и кап-корешок. Игольчатый наиболее редок, растет он очень медленно и только ранней весной - когда на деревьях проклевываются листья, его рост прекращается. При проведении поперечного разреза через кап можно найти место его зарождения, рисунок будет напоминать воронку, сужающуюся к центру ствола - это и есть начало игольчатого капа. Крупный кап найти очень нелегко, и он высоко ценится. Кап-корешок по строению схож с игольчатым, но есть различие в рисунке текстуры древесины, который темнее и крупнее. Он развивается на корнях и в прикорневой зоне, на деревьях, растущих на влажной почве - у ручьев, болот и вдоль речных берегов.

Даже из-за большого и красивого капа портить живое дерево не стоит. Тем более найти эту природную аномалию несложно - множество капов развивается на стволах деревьев в городских парках, на тополях, американских кленах и липах. Ежегодно вырубается большое количество деревьев, и добыть с них каповые наросты несложно. Если же необходимость снять кап с живого дерева очень велика, делается это начиная с поздней осени и до ранней весны, пока в дереве замедлено движение сока. Для спиливания берется пила с универсальными зубцами, спил делается строго вдоль ствола, вертикально, не затрагивая основной древесины. Если движение пилы сильно затруднено, делается распорка из пары деревянных клиньев, которые забивают в прорезь. После того как кап полностью отделен, место спила немедленно закрашивают масляной краской или олифой. Сделанный весной спил закрашивать бесполезно - движение сока этим не остановить, и дерево неизбежно будет сильно болеть.

Кап хорошо поддается обработке, он не трескается, не коробится и не разбухает, к тому же прочность его в несколько раз выше, чем древесина дерева, на котором он произрастает. Лучший вариант использования - сразу после сбора очистить кап от коры и распилить на дощечки толщиной 3-5 мм, чтобы потом использовать его для производства шкатулок или мозаики. В этом варианте использование капа более оптимально, а при изготовлении различных чаш, ваз и плошек большинство материала теряется. Самый интересный рисунок кап дает при хордовом распиле, это, как правило, множество точек, каждая из которых окружена кольцами разного оттенка, а между кольцами перетекают разнооттеночные разводы.

Источники:

  • Наросты на березе

Текстура капа нередко имеет столь причудливый рисунок, что можно заметить на нем готовый образ или пейзаж. В других случаях кап распиливают и обрабатывают.

Инструкция

Если кап довольно велик, и по задумке из него можно сделать не одну вещь, а несколько, перед обработкой его распиливают. Чаще всего распиливают кап на пластины, различной толщины: толщина зависит от того, какие изделия планируется изготавливать. Для получения наилучшего рисунка на всех заготовках угол распила нужно продумывать таким образом, чтобы распилить как можно больше спящих почек. На свежем срезе рисунок малозаметен, но необработанный кап легче распилить. А вот перед тем, как оформлять в изделие, кап пропаривают, чтобы рисунок проступил полностью и в работе можно было его показать. Лучше всего пропаривать кап в мелких , делать это можно и в . Понадобится подходящая по размеру ненужная кастрюля, выделяемые древесиной красители будет сложно смыть. Опилки кладут толстым слоем на дно, затем на них раскладывают кап - но не вплотную, полсантиметра зазора между заготовками должно быть. Сверху тоже закладывают опилками, но не таким толстым слоем.

Заливают соленой водой, но преимущественно нижний слой, чтобы вода лишь касалась заготовок, не покрывая их целиком. Соли берется на литр примерно столовая ложка, можно чуть больше. Закрывают крышкой и ставят на очень медленный огонь. После закипания заготовки должны пропариваться 6-10 часов, воду в кастрюлю нужно периодически добавлять, проверяя каждый час. Затем кастрюлю снимают с огня и оставляют остыть. Заготовки вынимают из остывших опилок, смывают опилки с них струей воды, оставляют на просушку, переворачивая для равномерного просыхания каждые несколько часов. Сушка обычно занимает 3-4 дня. После того как заготовки просохнут, нужно повторить процесс вываривания, затем снова высушить, и так не менее 3-х раз. Если после трех пропариваний кора сама не отпала с заготовок, нужно ее удалить. Пропарив заготовки капа последний раз и, удалив кору, оставляют древесину на финальную просушку. Лучше всего сушить их на улице, переворачивая первые 3 дня каждые несколько часов, затем - раз в сутки. После этого неплохо просушить заготовки в специальном сушильном шкафу 2-3 раза.

Крупные куски цельного капа, размером больше футбольного мяча, не подходят для обработки таким образом. В процессе варки или сушки кап обязательно треснет, а может и лопнуть. Фигуры из цельного капа обрабатывают так же, как и любое дерево - шлифуют, покрывают лаком. Вываривание лучше всего подходит для капа, который распилен на тонкие пластинки. При отпаривании эти заготовки окрашиваются естественными красителями в самые разнообразные оттенки, от светло-золотистых до шоколадно-коричневых. После этой длительной обработки можно приступать к дальнейшему совершенствованию капа. Готовые изделия покрывают спиртовыми или акриловыми лаками. Можно использовать и нитролаки. Перед покрытием поверхность шлифуется наждаком - сперва крупным, а потом самым мелким, и протирается от древесной пыли мягкой тканью.

Источники:

  • Обработка капа

Просмотры: 31073

15.05.2017

Дерево является наиболее распространенным растением на земле.

Природа несказанно щедра, раз подарила человеку не только возможность любоваться красотой стволов, листьев, но и извлекать из древесины практическую пользу, ведь уже на протяжении нескольких тысяч лет люди используют деревянные изделия в своем обиходе, строя дома, лодки, изготавливая мебель и домашнюю утварь, производя музыкальные инструменты, поделки, прочее.

На сегодняшний день не существует материала, способного, полностью заменить чудесные природные свойства древесины, поскольку ее плотность, цвет, фактура, рисунок текстуры и оттенки в каждом случае уникальны.



Природная неповторимость древесного узора особо проявляется в капе и сувели (шарообразных или каплевидных наростах на деревьях), которые ученые мужья определили, как болезни.

Эти образования создают внутри сложный фееричный рисунок древесных волокон, состоящий из переплетения цветных линий, пятен, вкраплений, плавно перетекающих друг в друга, которые и формируют, таким образом, узор особой красоты. Благодаря богатству красок и линий, и кап, и сувель, являются превосходным природным материалом для производства различных поделок, украшений, предметов интерьера, поскольку обладают и эксклюзивной текстурой (в природе невозможно найти два одинаковых узора), и особой прочностью и долговечностью.

Давайте попробуем определить, чем же отличаются между собой кап и сувель, и что между ними общего.

Кап

Кап (капокорень или как его еще называют в народе «ведьмин веник ») - это округлое доброкачественное образование на стволе или ветви с большим количеством древесных узелков. Кап, как раз и отличается от сувели тем, что имеет на своей внешней стороне множество шишечек, которые создаются благодаря придаточным и спящим почкам. Эти образования имеют вид темных шипов и бугорков, отчего, часто на капе, можно наблюдать растущие прямо из него мелкие побеги и веточки.



По мнению одних ученых, кап на дереве возникает в результате либо резкого изменения в развитии растения, то есть может иметь как естественную, так и антропогенную причину возникновения. Некоторые научные работники считают, что появление безобразной опухоли на дереве может быть наследственным уродством.

Встречается кап преимущественно на деревьях лиственных пород, таких как дуб, липа, клен, ольха, тополь, орех, но чаще всего его можно отыскать на березе.

Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования, поэтому отыскать хороший кап (в отличие от сувели) довольно непросто.

Чаще всего на деревьях встречается прикорневой кап, который может быть просто гигантских размеров.



Как правило, капокорень имеет внутри неярко выраженную текстуру и слабый по контрасту цветов рисунок.

Кап, образованный на ветке часто имеет форму неправильного шара и в отличие от капокорня, при поперечном разрезе его внутренняя текстура пестрит узорами с сердцевинами сучков и имеет своеобразную «игольчатую» структуру в виде мелкого орнамента с черточками и точками. Внутренние волокна древесины переплетаются между собой в различных направлениях, создавая живописный рисунок, а вкрапления из спящих почек делают фактуру еще более богатой, поэтому кап чаще всего применяют как элемент декора при изготовлении различных поделок, рукояток ножей, прикладов ружей, оригинальной посуды и прочих сувениров.

В обработке, благодаря сильной плотности своей текстуры и огромного числа сучков кап не прост, но при этом прекрасно шлифуется и полируется.

Основной цвет внутренней текстуры капа – это различные оттенки черного или коричневого цветов, охры. Даже если взять две половинки одного и того же капа, они все равно будут отличаться и иметь отличный узор, настолько структура нароста неоднородна.

Древесина у капа прочнее, чем у сувели, и процентов на пятьдесят – семьдесят крепче, чем у дерева, на котором он образовался.

Из капа производят также мелкие изделия: шкатулки, портсигары, заколки, сережки, браслеты, мелкие украшения.



Создавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.

Сувель

Образование сувели вызвано болезнью дерева (раком) и она чаще всего представляет собой скрученный и сплетенный в комок нарост, отчего ее также называют свилем .

Обычно свиль растет в два-три раза быстрее самого дерева и имеет каплевидную или шарообразную форму, расположенную вокруг ствола или ветви. Главное отличие сувели от капа заключается в том, что она образуется не из спящих почек, а благодаря сложному переплетению изогнутых в разные стороны годовым кольцам (откуда и произошло название свиль). По этому признаку шишки на дереве легко отличить друг от друга.

Наросты (особенно на березе) встречается довольно часто, хотя до конца причина ее образования не изучена. Предположительно положить начало образованию свили может грибок или механическое повреждение коры дерева.

Сувель (в народе еще называют древесной костью ), поскольку ее срез напоминает разводы мрамора (с такими же переливами и лучевым сечением), а тонкие части просматриваются насквозь и внешне похожи на кость, хотя плотность тканей, как было уже сказано выше, у сувели меньше, чем у капа, поэтому ее древесина является менее прочной.



Нарост сувели может вырастать до гигантских размеров (к примеру, в Ватикане находится купель, вырезанная из цельного куска дерева). Однако, чем свиль мельче, тем насыщеннее и ярче рисунок внутри, правда узор с элементами орнамента в любом случае будет более мягким (без обязательных для капа узоров в виде «шипов» и «иголок»).

Внутренняя текстура сувели имеет нежный перламутровый оттенок, причем расцветка каждого может сильно различаться и содержать белый, желтый (напоминающий цвет янтарь), а также коричневый, розоватый и зеленый цвета. Оттенок сувели зависит от места произрастания дерева и способов ее сушки.

Сувель можно образовать и самому, для этого достаточно перетянуть ствол или ветвь дерева проволокой. На месте перетяжки вскоре появится выпуклое образование, созданное годовыми кольцами.

Сувель также отлично поддается обработке, хорошо шлифуется, полируется, а ее перламутровый срез, напоминающий мрамор, играя разводами, имеет неповторимую текстуру и как бы светится изнутри.

Безусловно, что по виду сувели определить насколько будет красивым рисунок, невозможно, но чем корявее и крученее нарост выглядит внешне, тем богаче будет его текстура и узор внутри.



Наиболее ценной считается корневая (комлевая) часть сувели. Она представляет интерес для резчиков по дереву, художников, производителей ножей, скульпторов и краснодеревщиков, которые выбирают этот материал за эксклюзивность рисунка на срезе, высокую прочность, неподверженность гниению и уникальную способность к обработке.

Поиск и подготовка наростов

Естественно, что искать выпуклости на дереве необходимо в лесу. При этом многие путают капу и свиль с похожим на них грибом из рода (Inonotus), который чаще всего обитает на березе и называется чагой или черным березовым грибом.

Необходимо научиться определять, где гриб, а где нарост.



Спиливать свиль и кап лучшего всего осенью (в сентябре-октябре), когда деревья приостанавливают естественное движение сока и начинают подготовку к зиме.

Необходимо помнить, что без хорошей пилы, сувель или кап, особенно если они весьма корявые, спилить непросто, поэтому эту работу лучше всего производить с помощью бензопилы, но необходимо помнить, что цепи инструмента из-за особой прочности нароста быстро тупятся.

Если бензопилы нет, придется работать ручной пилой, но она должна иметь остро отточенные с хорошим разводом зубчики, чтобы мастер не мучил, ни себя, ни дерево, и зря его не ранил.

Место среза (чтобы избежать образования нежелательного для дерева дупла) необходимо сразу же замазать садовым варом, закрасить масляной краской или залепить глиной.



При обнаружении массивного капокорня , необходимо помнить, что его срез чреват для дерева серьезными последствиями и в результате нанесенной травмы оно может погибнуть.

Все вышеперечисленные свойства и капа, и свиля возносят эти уникальные материалы на вершину ценности среди прочих пород древесины, поскольку применяются они, как в отделке различных предметов утилитарного назначения, так и украшений, мелкой пластики и посуды.

Из капа - этого необыкновенного по прочности и красоте материала - издавна изготовляли самые разнообразные поделки (шкатулки, портсигары, рамки и др.). Прекрасные образцы каповой, или, как ее называли, «репчатой» посуды, датированные XVI-XVII веками, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, а также в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Глядя на них, не сразу подумаешь, что делались они топором, скобелем да ножом из куска дерева, или точнее, нароста на березе.

Название подобного нароста - кап, и происходит оно, как принято считать, от древнеславянского слова «кап», что значит голова. С первого взгляда растущий на дереве кап действительно напоминает по форме человеческую голову. Кап можно обнаружить как на ветвях старых деревьев, так и на самом стволе - стволовый кап. Если снять кору, то увидим, что «голова» вся покрыта бугорочками, сосочками, иголочками. Самый редкий и потому самый ценный кап находят, как правило, на ветвях. Обычно размеры его небольшие: 10...15 см, но иногда встречаются экземпляры до 40 см и более. Чтобы определить ценность нароста, мастер делал небольшой срез и сырой тряпочкой, а то и просто, в нетерпении послюнив палец, проводил им по срезу, чтобы увидеть главное - рисунок, неповторимый в каждой каповой «выплавке». Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, к тому же так прочен и увесист, что некоторые «умельцы» расточительно делают из него молотки-киянки.

Находят кап на дубе, грецком орехе, черной ольхе, осине, но чаще всего на березе. Иногда на одном дереве - несколько каповых наростов. Одни специалисты считают, что самая красивая древесина у березового капа, другие - у грецкого ореха. Капокорень не что иное, как кап, образовавшийся у корневой шейки дерева. Иногда он выступает над поверхностью земли. «Подземный» кап (на корнях) можно обнаружить по побегам, которые он пускает каждой весной. Эти нежизнеспособные, быстро увядающие побеги и дают в текстуре капокорня черные точки, расположенные среди более светлых по тону волокон ствола.

Капокорни бывают круговые, опоясывающие дерево, и однобокие. Последние чаще всего образуются с южной стороны. Самые крупные из капокорней достигают в диаметре до 2 м, а весом бывают в целую тонну.

Особенно крупными размерами отличаются дубовые и ореховые капокорни. Из таких не одну столешницу удается сделать. Старые мастера Вятки некогда пластинами, напиленными из капокорня, оклеивали мебель. Правда, корневой кап ценится не так высоко, как настоящий, выросший на стволе или ветке дерева. Древесина у корневого капа помягче, а рисунок - попроще. Крупный капокорень характерен для берез возрастом 70...80 лет, растущих свободно - на полянах или опушках леса. Как правило, каповые березы растут чаще всего в смешанном лесу, обычно вдоль ручьев, небольших речек, возле озер и болот, причем растут они обычно не слишком близко друг к другу.

Встречается у капа двойник - сувель. Эта древесная складка-наплыв, которая иногда образуется на месте сгиба или надлома молодого деревца. Древесина сувеля тоже достаточно крепкая. Из нее краснодеревщики делают ручки к инструментам, вытачивают кегли, крокетные шары. Отличить сувель от капа довольно просто, так как поверхность первого гладкая, а на его срезе (спиле) нет главного достоинства капа - красивой текстуры. На том же срезе видны лишь длинные и редкие зигзаги волокон.