Свойства льняных и хлопковых тканей. Получение тканей из волокон растительного происхождения лабораторная работа: изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей

Новые разновидности текстиля появляются быстрее, чем потребители успевают запоминать их названия. Но натуральные материалы, история появления которых уходит в глубину веков, всегда остаются востребованными и считаются показателем, хорошего вкуса и бережного отношения к своему здоровью. Льняные ткани одни из них. Несмотря на то, что посевы льна во всем мире ежегодно растут в объеме, они считаются элитными и стоят немало. Причина их популярности кроется не только в экологической чистоте льняных волокон, но и в уникальных биологических свойствах и высоких эксплуатационных характеристиках.

История возникновения

Первые упоминания о тканях изо льна с гладкой поверхностью и матовым блеском можно найти уже в Библии, а их древнейшие образцы, сотканные в VIII–III вв. до н. э., были обнаружены при археологических раскопках в Швейцарии. Сегодня эти ценные раритеты хранятся во многих музеях мира. О том, как в те времена выращивали лен, получали из него волокна и ткали ткань, нам рассказывают рисунки на старинных фресках и древнегреческих амфорах.

С помощью примитивных технологий люди в то время ухитрялись получать почти прозрачные, но очень прочные полотна. Такая тонкая льняная ткань ценилась на вес золота. В Азии, Шумере, Персии в льняную одежду облачались царственные особы. В Египте в бинты изо льна оборачивали мумии фараонов. В Греции и Риме льняные одежды носили в основном знатные женщины.

Любим и почитаем, лен был и на Руси. Здесь из него изготавливали не только одежду, но и рыболовные сети, паруса, канаты, силки для ловли зверей и птиц. А благодаря тому, что появилась льняная ткань из толстой пряжи ― холст, до нас дошли многие шедевры мировой живописи.

И сегодня лен дарит нам масло, одежду, постельное белье, скатерти и шторы, прочные нити, из которых плетут тончайшие кружева. Все изделия из него характеризуются великолепными гигиеническими качествами, экологичностью, износостойкостью, долговечностью и, несмотря на немалую цену, всегда пользуются повышенным спросом.

Прочные тонкие льняные полотна в странах Древнего мира часто заменяли деньги. Интересно, что на Руси эта традиция практиковалась вплоть до середины XIX века.

Характеристики

Часто лен путают с его основным конкурентом хлопком, что в корне неверно. Это совершенно разные растения и, получаемые из них волокна, естественно тоже имеют разные свойства. Льняная пряжа представляет собой лубяные (волокнистые), заостренные на концах волокна длиной от 4 см. Ее прочность очень высока и может достигать 70 сН/текс (система единиц, в которой измеряется прочность нитей). К примеру, прочность хлопка в два с лишним раза ниже – до 28 сН/текс.

Высокая прочность льна используется в США при печатанье денег – в доллары его добавляют до 25%.

Намного выше у льна и гигроскопичность, поэтому он гораздо лучше впитывает и отдает влагу. Теплостойкость этих двух материалов также отличается – если у хлопка она составляет 120- 130 °С, то у льна она равна 160-170°C. Лен даже в жару дает ощущение прохлады, а в холод сохраняет тепло.

Аналогично хлопковым льняные полотна устойчивы к любым органическим растворителям и щелочам. Однако, если первые легко поддаются окрашиванию, то вторые из-за наличия большого количества примесей и жировосковых веществ окрашивать и отбеливать гораздо сложней.

Ткани, полученные из льна, выращенного в разных регионах, чуть отличается по степени жесткости. В их состав входит до 80% целлюлозы и до 5% лигнина. Именно это вещество и придает будущему полотну жесткость. Самым качественным считается светло-серое волокно с минимум его содержания.

Технология изготовления

Вырастить лен непросто. Он чувствует себя комфортно только в условиях умеренной температуры, хорошего освещения, длинного светового дня и достаточной влажности. Не только количество, но и качество урожая снижается при повторном засеве на одном и том же поле, поэтому для него используют только 5-7-польный севооборот. Технология изготовления льняных волокон также более сложна, чем переработка хлопка, поэтому и стоимость их выше.

Из-за этих факторов, к сожалению, лен считается малорентабельной культурой и хозяйств, заинтересованных в его выращивании, в нашей стране немного.

В природе существует около 100 видов растений семейства льновых, однако делают льняную ткань лишь из одной разновидности ― это прядильный лен, называемый долгунцом. Веками отработанная технология получения из него ткани осталась почти неизменной, разница лишь в том, что она стала автоматизированной.

В отличие от выращивания льняной культуры, процесс изготовления из нее волокон, а затем и ткани не столько сложный, сколько трудозатратный. Вот лишь основные его этапы:

  1. Растения собирают и с помощью комбайнов перерабатывают их в солому;
  2. Затем, солому на 2-3 недели расстилают на поле, чтобы она напиталась росой, и из нее можно было отделить волокнистую часть (тресту);
  3. Вымоченную в росе солому собирают, высушивают, мнут и теребят, разделяя на волокна на тресту и кострицу (твердую внутреннюю часть);
  4. Тресту вычесывают и формируют из нее ленту, а уже из ленты получают слабо скрученную тонкую нить, называемую ровницей;
  5. Из ровницы методом полотняного плетения ткут ткань;
  6. Готовые полотна отбеливают и красят в различные цвета или оставляют неокрашенными.

Лен-долгунец ценен и тем, что полученное из него сырье безотходное: из вычесанного льна получают текстиль высокого качества, из оставшегося очеса получается грубая льняная ткань (мешковина и рогожка), из которой шьют мешки, остальные отходы используются в строительстве и производстве мебели.

Сегодня почти все виды льняной ткани изготавливаются машинным способом, но среди поклонников этнического стиля особенно ценятся домотканые полотна, выполненные народными мастерами вручную.

Разновидности льняных тканей

Вид, плотность и область применения льняных тканей во многом зависят от типа переплетения нитей, используемого в процессе производства. Оно бывает:

  • полотняное;
  • жаккардовое;
  • саржевое;
  • узорчатое (мелкое и крупное);
  • ажурное.

Все виды плетений используют для производства как стопроцентно льняных, так и смесовых, с добавлением хлопковых, шелковых, шерстяных, лавсановых или полиэфирных волокон тканей.

В свою очередь зависимости от способа переплетения, толщины пряжи, и ширины полотен льняные ткани подразделяют на:

  • столовые;
  • полотенечные;
  • костюмно-плательные;
  • бельевые;
  • простынные;
  • вышивальные;
  • террасные;
  • декоративные;
  • кружевные.

Технический лен (вышивальный и террасный) не отбеливают, и он характеризуется естественным для льняных волокон цветом. Все остальные разновидности могут быть как неотбеленными (одежда из такой ткани сегодня в моде), так и частично или полностью отбеленными или окрашенными ― однотонными или набивными.

Высококачественный стопроцентный льняной текстиль, сделанный за рубежом, в Бельгии, Италии и Ирландии считается элитным и стоит дорого. Отечественный лен уступает ему в качестве, но стоит на порядок дешевле и более доступен. Самый бюджетный ― смесовый лен с добавлением синтетических волокон. При этом внешне отличить его от натурального аналога очень трудно. Если же говорить о недорогих и полностью натуральных разновидностях, то это ― полулен (лен с добавление хлопка). При весьма доступной цене, эта гладкая плотная льняная ткань приятна на вид и что особенно ценно, легко поддается окрашиванию.

Плюсы и минусы льняных тканей

Достоинства льняного текстиля проверены даже не веками, а тысячелетиями. Перечислим лишь основные из них:

  • Одежда и домашний текстиль изо льна прекрасно выглядят, приятны на ощупь, легко выдерживают многочисленные стирки, не желтеют со временем, не истираются и долгие годы сохраняют первоначальный презентабельный вид.
  • Многочисленные микропоры, характерные для льняных тканей делают их «дышащими» ― через них свободно циркулирует воздух. Благодаря этому свойству они отлично сохраняют тепло в холода и прохладу в жару.
  • Льняные материалы не раздражают кожу, не вызывают аллергических реакций и изделиями из него можно смело пользоваться астматикам и аллергикам.
  • Лен ― природный антистатик. Он абсолютно не электризуется, именно поэтому к изделиям из него меньше прилипает грязь, и они долго остаются чистыми.
  • Даже толстое льняное полотно не плесневеет. Этот текстиль способен угнетать большинство болезнетворных грибков бактерий, не липнет к телу, превосходно впитывает влагу и легко ее отдает окружающему воздуху. В одежде из него даже в жару запах пота будет чувствоваться гораздо меньше.

Недостатки льна по сравнению с его достоинствами малочисленны и относительны:

  • Лен быстро мнется, а разгладить его бывает трудно. Но «помятость» такого текстиля сегодня стала модной изюминкой. Она воспринимается большинством потребителей позитивно, поскольку наглядно демонстрирует натуральное происхождение и высокую стоимость ткани.
  • Некоторая жесткость, по сравнению с другими видами натуральных тканей, также все чаще оценивается дизайнерами скорее как достоинство. Она позволяет проявить фантазию и создавать изделия с четко выраженными формами.
  • Единственный существенный недостаток льняных тканей высокая осыпаемость. При работе с ним приходится особое внимание уделять обработке швов.

Где используют

Дизайнеры с мировым именем отводят этой ткани целые коллекции. Платья и рубашки, блузки и юбки, сумки из льняной ткани превосходно сочетаются с джинсой, шерстью, трикотажем, шелком или шифоном и, конечно же, хлопком. Изготавливают изо льна и верх для обуви, а также подкладочную ткань.

В чистом виде, почти без примесей лен применяется в основном для изготовления скатертей. Считается он и одним из лучших вариантов для пошива постельного белья. Правда, в этом случае для получения более мягкого полотна его смешивают с хлопком.

Всегда популярны льняные шторы. Вопреки расхожему мнению они превосходно вписываются в любые жилые и офисные, а не только кухонные интерьеры. особенно хороши они тем, что способны противостоять воздействию солнечных лучей и перенести множество стирок.

Экологически чистый лен используют для обивки стен. Его нейтральные цвета служат идеальным фоном для других предметов интерьера. Используют его и для обивки панелей кроватей, диванов, стульев, изготовления чехлов для мебели, абажуров и всевозможных аксессуаров.

Льняная ткань подвержена усадке, поэтому не стоит покупать одежду из нее впритык – вещи необходимо брать чуть большего размера. Учитывать это следует и при пошиве постельного белья и штор.

Уход за изделиями изо льна

Каким бы прочным и долговечным не было льняное полотно, при уходе за ним соблюдать несколько простых правил:

  • Неокрашенные и отбеленные изделия можно стирать при высоких температурах до 90 °С, а если в этом есть необходимость, кипятить.
  • Максимальная температура стирки для окрашенного льна ― 60 °С.
  • Средства для отбеливания лучше не использовать. Под воздействием агрессивных окислителей пигменты волокон льна могут измениться.
  • Сушат льняные ткани и изделия из них в расправленном виде, не допуская дополнительного сминания.
  • Глажку нужно проводить, когда ткань еще слегка влажная или используя функцию отпаривания.
  • Хранят льняную одежду и домашний текстиль в пакетах из хлопковой ткани или бумаги. Чтобы они не пропитывались посторонними запахами их периодически достают и проветривают.

[Оценивших: 3 Средняя оценка: 5]

Цели:

  • систематизировать и дополнить знания учащихся о натуральных волокнах растительного происхождения;
  • научить различать волокна по своему составу;
  • воспитывать эстетический вкус, внимательность;
  • укрепить межпредметные связи (литература, история, ботаника, география, музыка);
  • прививать навыки аккуратности.

Задачи:

  • Образовательная – расширить кругозор учащихся; познакомить с получением и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей; познакомить с историей получения тканей.
  • Развивающая – развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.
  • Воспитательная – способствовать развитию интереса к предмету.
  • Практическая – научить определять вид ткани по признакам.

Методы обучения: беседа, рассказ (сопровождение презентацией), наглядно-иллюстративные, обобщение и закрепление полученных знаний; самостоятельная (практическая работа), наблюдение, самостоятельная работа учащихся.

Объект труда: волокна хлопка и льна, хлопчатобумажные и льняные ткани.

Оборудование и материалы: коллекции получения хлопчатобумажных и льняных тканей, образцы тканей, проектор, экран, игла, клей, ножницы, лупа, форма отчета, карточки задания с практической работой, кроссворд.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы: Фронтальная, групповая.

Ход урока

1. Организация урока . Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

Тема: “Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о хлопке и льне. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей ”. Слайд №1

2. Изучение нового материала.

Как вы думаете? Как называется наука о материалах какой-либо области производства.

(Подсказка на доске. Материаловедение.)

Швейное материаловедение – это наука изучающая строение и свойства материалов используемых для изготовления швейных изделий. Слайд №2

Волокно – тонкие, гибкие, прочные нити, длинна которых в несколько раз превышает их поперечный размер. Слайд №3

Текстильные волокна – волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий, классифицируются на две группы натуральные и химические. Рассмотрим их подробнее.

Ребята записывают таблицу “Классификация текстильных волокон” в тетрадь. Слайд №4

В 5 классе мы ознакомимся с натуральными волокнами растительного происхождения и тканями из них.

Волокна растительного происхождения делятся на две группы: лубяные (вырабатывали из стеблей растений) и семенные. Слайд №5

С древнейших времён и до конца XIX века единственным сырьём для получения текстильных материалов служили натуральные волокна дикорастущих растений. Волокна вырабатывали из стеблей растений, их называли – лубяными. Во многих литературных произведениях можно найти подтверждение этого факта. Давайте вспомним...

Поиграем, отгадаем... Слайд №6

1. В каком произведении девочка спасла своих братьев от злых чар колдуна с помощью рубашки-кольчуги выполненной из растительного материала?

2. Как называется этот материал?

3. К какой группе волокон растительного происхождения он относятся?

Да, правильно – крапива.

Что же это за растение? Давайте узнаем о нем чуть больше. Слайд №7

В наше время трудно поверить, что такой распространенный сорняк, как крапива, в далеком прошлом использовался в качестве прядильного растения. Мало того, из крапивного волокна шили не только добротную одежду самого различного назначения, но и прочные паруса для рыбацких судов.

Из волокон крапивы вили не боящиеся влаги и солнечного света веревки и канаты, а также плели служившие исправно не один десяток лет рыболовные сети.

Есть в нашей местности ещё одно растение, растущее на пустырях и гарях, - кипрей узколистый, называемый в народе или иван-чаем. Слайд №8

Довольно часто используют и другое волокнистое растение, растущее на пустырях и гарях, - кипрей узколистый, называемый в народе иван-чаем. С заготовленных осенью стеблей иван-чая осторожно снимают кожицу, разделяют ее на волокна, сушат и убирают на хранение. Часть заготовленного материала окрашивают отваром собранного на болоте ржавого мха, содержащего оксид железа, в черный цвет. Чтобы придать волокнам глянец, в красящий раствор добавляют рыбий жир.

В былые времена из волокон иван-чая вили веревки, изготовляли рогожки, конскую упряжь, мешковину и многое другое. В народе растение нередко называли дикой коноплей. Этим подчеркивалось сходство его волокон с волокнами конопли, возделываемой на территории нашей страны с IХ века, называемыми пенькой. Слайд №9

Действительно, в наше время пенька незаменима при изготовлении морских канатов, парусины, брезента, пожарных рукавов. Но из-за наркотических веществ, содержащихся в растении, конопля попала в опалу. В нашей стране конопля выращивалась в промышленных размерах, на ВДНХ даже есть композиция фонтана "Дружба народов" представляет собой стоящих по кругу 16 фигур девушек, символизирующих республики СССР. В центре - золотой сноп из пшеницы, подсолнечника и конопли. Именно этими культурами богата наша страна. Слайд №10

На уроке мы изучим два вида растений, которые наиболее часто используют для производства одежды. Отгадайте, что за растение? Слайд №11

Голубой глазок, золотой стебелёк,
Скромный на вид, на весь мир знаменит,
Кормит, одевает и дом украшает.

Выступление ученицы: Сообщение – лён. Слайд №12

Лён – это однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. Существует три вида льна лён-долгунец, лён-кудряш, лён-межеумок. Для получения волокон выращивают лён-долгунец. Стебель его прямой, высотой до 1 метра и диаметром 3-5 мм. Будучи самым прочным растительным волокном, лен идет на изготовление тентов, скатертей, постельного белья и одежды. Это длинное, шелковистое волокно часто обесцвечивают до белого цвета, так как лен плохо поддается окрашиванию. Высококачественный лен имеет гладкую и блестящую структуру и волокна длиной до 60 см. Льняной очес - короткое, рваное волокно, которое часто смешивают с другими волокнами. А ещё из семян льна получают льняное масло.

Просмотр клипа: Ансамбль “Гостья” - ЛЁН Слайд №13

Последовательность переработки льна: Слайд №14

  1. Сбор льна и обмолот.
  2. Вымачивание.
  3. Сушка.
  4. Мытьё, трепание.
  5. Чесание.
  6. Получение ленты и ровницы.
  7. Прядение.
  8. Ткачество.
  9. Отделка.

Свойства льна: Слайд №15

  • цвет волокон льна, от светло-серого до тёмно-серого;
  • лён обладает характерным блеском, так как его волокна
  • имеют гладкую поверхность;
  • нити по толщине не равномерны;
  • вид обрыва нити в виде кисточки;
  • лён переносит больший нагрев утюга;
  • на ощупь волокна льна всегда прохладные, жёсткие;
  • у льна большая гигроскопичность;
  • горит лён ярко – жёлтым пламенем, образуя серый пепел;
  • во время горения ощущается запах жжёной бумаги.

Преимущества и недостатки льняных тканей: Слайд №16

Физкультминутка: на уроке очень важно, чтобы ребята не уставали, поэтому проводим физкультминутку. Одна девочка выходит в центр, чтобы показывать упражнения, а остальные на местах. Физкультминутка с сайта infourok.ru Слайд №17

Пора узнать о втором виде растения, которое является незаменимым в текстильном производстве. Попробуем отгадать, как оно называется? Слайд №18

В высоком дворце
Маленькие ларцы.
Кто их открывает,
Белое золото добывает... (Правильно, хлопок).

Хлопок - волокно, покрывающее семена растения хлопчатника. Поэтому его называют семенным волокном. Давайте узнаем: откуда берётся хлопок? Слайд №19

Хлопок - это пушистое волокно, которое окутывает семена хлопчатника. Существует множество видов хлопкового волокна: гладкий, блестящий, жесткий, грубый и мягкий - они все имеют разные оттенки цвета: от чисто белого, до темно зеленого и синеватого. Хлопок был найден и в Азии и в Америке и культивировался с незапамятных времен. Из-за большого разнообразия видов хлопка, из него можно получить любые нити. Если его спрясть вручную, то получится замечательная пряжа для вязания и ткачества. Он может быть достаточно мягким для детской одежды и достаточно прочным для хозяйственных целей. Кроме того, хлопок - хороший абсорбент и его очень приятно носить в жаркую погоду.

Процесс выращивания хлопка:

Хлопчатник любит тёплый сухой климат, но требует много влаги для корней. Поэтому его выращивают в среднеазиатских республиках на поливных полях, а также в Казахстане. Слайд №20-24

Последовательность переработки хлопка: Слайд №25

  1. Сбор хлопка-сырца.
  2. Сушка.
  3. Очистка от примесей.
  4. Причёсывание.
  5. Изготовление ленты хлопка.
  6. Изготовление ровницы.
  7. Прядение.
  8. Ткачество.
  9. Отделочное производство.

Свойства хлопка: Слайд №26

  • цвет хлопка белый или кремовый;
  • волокна хлопка не имеют блеска;
  • поверхность ткани хлопка шероховатая;
  • нить в ткани равномерная по толщине, пушистая;
  • обрыв нити в виде ватки;
  • на ощупь волокна мягкие, тепловатые;
  • под действием солнечного света хлопок постепенно теряет свою прочность;
  • волокна хлопка горят ярко-жёлтым пламенем, образуя серый пепел;
  • во время горения ощущается запах жжёной бумаги;
  • хлопок обладает высокой гигроскопичностью (быстро впитывает влагу и быстро высыхает);
  • хлопок широко применяют в производстве тканей, трикотажных изделий, швейных ниток и т.д.

Преимущества и недостатки тканей из хлопка : Слайд №27

“+”
  • отличные гигиенические свойства (хорошо впитывает влагу, воздухопроницаем, приятен на ощупь);
  • высокая прочность;
  • достаточная устойчивость к растяжению и изгибам;
  • устойчивость к многократным стиркам и глажению;
  • ткань хорошо настилается, не смещается и легко поддается резанию;
  • низкая осыпаемость срезов;
  • незначительное раздвигание в швах.
“-”
  • не имеет формоустойчивости;
  • устойчивость к истиранию меньше, чем у синтетических тканей;
  • практически не греет. Теплозащитные свойства ткани из хлопка могут быть увеличены благодаря ворсованию (например, байка);
  • высокая сминаемость;
  • дает большую усадку при стрике;
  • специальная обработка (облагораживание) делает хлопок менее сминаемым и безусадочным.

3. Выполнение практической работы: “Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения. Слайд №28, Приложение №1

Практическая работа: “Определение хлопчатобумажной и льняной ткани”. Слайд №29

Для учащихся быстро справившихся с практической работой выдаётся кроссворд. Приложение №2

4. Домашнее задание . Оформить на формате А4 коллекции хлопчатобумажных и льняных тканей и подписывают их название.

5. Подведение итогов урока (рефлексия). Слайд №30

Да Нет Вопрос
1. Для хлопчатобумажных тканей сырьем являются стебли растения?
2. Хлопок выращивают в странах с холодным климатом?
3. Хлопчатобумажные ткани используют для изготовления летней одежды?
4. На ощупь волокна льна мягкие и тёплые?
5. Волокно – это тонкие, гибкие, прочные нити, длинна которых в несколько раз превышает их поперечный размер.
6. Волокна растительного происхождения, горят ярко – жёлтым пламенем, образуя серый пепел?
7. Льняная ткань имеет блестящую поверхность?
8. Обрыв нити в виде кисточки характерен для хлопковой нити?
9. “Кудряш” - это сорт льна?

Загадки: Слайд №31

Ставится оценка за работу на уроке: оценивается правильность выполнения практической работы, аккуратность оформления таблицы и коллекции тканей, устные ответы учащихся.

М-3 ПОЛУЧЕНИЕ ТКАНЕЙ ИЗ ВОЛОКОН РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И

ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ.

Наглядные пособия и оборудование:

Тест входного контроля №2 наглядное пособие “первичная обработка хлопка” наглядное пособие “первичная обработка льна” образец оформления лабораторной работы лабораторный бокс тест выходного контроля №3 информационный блок «волокна растительного происхождения», «свойства тканей».

На доске девиз урока: “Каково волокно, таково и полотно”

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии

Контроль посещаемости

Проверка наличия спецодежды

Подготовка дежурными рабочих мест

В результате работы на уроке учащиеся должны

Знать: происхождение волокон хлопка и льна; этапы первичной обработки хлопка и

льна; свойства, признаки определения волокон растительного происхождения.

Уметь: сравнивать и анализировать свойства волокон хлопка и льна, писать конспект,

оформлять лабораторную работу.

Цель: актуализировать знания учащихся по материаловедению

a. тест входного контроля 2

3) учитель раздаёт тесты, контролирует самостоятельность выполнения заданий.

4) учащиеся выполняют задания теста (можно пользоваться конспектом), обмениваются

ответ – один балл).

Цель: восприятие, осмысление первоначальных знаний о волокнах растительного происхождения.

1) Слово учителя. Хлопок – одно из древнейших прядильных растений. Первые упоминания о хлопчатнике можно найти в рукописях, относящихся к XVв. до н. э. В Европе узнали о хлопке значительно позднее, и о его происхождении долгое время ходили самые фантастические рассказы. Считалось даже, что существуют «хлопковые овечки», которые и дают хлопковую шерсть. Этому верили ещё и в конце XVII в., когда была выпущена книга с описанием хлопчатника – растительного барашка. Родиной хлопководства является Индия.

Лён был известен в Ассирии и Вавилонии, откуда проник в Египет. Природные условия долины Нила способствовали разведению льна в Египте. Мастерство ткачей в этой стране достигло невероятного совершенства. Древнегреческий историк Геродот упоминает о том, как египетский царь Амазис принёс в дар Афине Родосской льняную ткань, каждая нить которой состояла из 360 тончайших нитей. Эта ткань ценилась в прямом смысле на вес золота. В египетских погребениях фараонов обнаружилось много льняных тканей отличной выделки. Там же был найден и каменный барельеф , изображающий примитивный горизонтальный ткацкий станок без челнока. В погребении Бени-Хассан схематично показаны процессы обработки льна и изготовления полотна. Египетские жрецы носили одежды только из льна. Он считался символом чистоты, света, верности. На Руси лён издавна был предметом национального промысла и торговли. Наряду с мехами, салом, мёдом, воском изделия из него продавали на торгу, сбывали за границу. У народа существует поверье: если человек устал в пути или во время тяжёлой работы, нужно надеть льняное бельё, - и силы его восстановятся, а настроение улучшится.

Лён удивительное растение, у него нет отходов: всё идёт в дело. Из льняных семян производят масло; из грубого льноволокна – пакли – делают верёвку, шпагат, дорожки; из остатков покровных тканей получают воск. Мякина и жмыхи, оставшиеся после отжима семян, - ценный, питательный корм для скота…

Лён – мировой рекордсмен: у него самое длинное лубяное волокно. Но волокна льна извлекать значительно сложнее, чем волокна хлопка, так как они скрыты в самом стебле. Волокна льна и оболочка склеены между собой пектиновым веществом, поэтому довольно трудно, отделить волокно от льняной соломы. Именно из-за этого первичная обработка льна значительно затруднена, и стоит примерно в два раза дороже, чем обработка хлопка.

2) работа с информационным блоком «волокна растительного происхождения»

3) Задание учителя. Найдите в тексте информационного блока ответы на вопросы:

В чём заключается первичная обработка хлопка?

Какой сорт льна идёт на производство льняных тканей?

Почему волокна льна называют лубяными, а хлопка – семенными?

Контролирует ответы, организует деятельность учащихся.

4) Учащиеся работают с текстом, находят ответы на вопросы, делают краткие записи в тетради.

Цель: изучить свойства волокон хлопка и льна.

1) информационный блок «волокна растительного происхождения», на столы раздаются конверты с образцами волокон хлопка и льна.

2) Слово учителя. О чём говорит пословица ставшая девизом урока? Свойства тканей зависят от свойств волокна, из которого они изготовлены.

3) «Изучение волокон хлопка и льна» под руководством учителя.

Зарисуйте таблицу практической работы в рабочую тетрадь. Проанализируйте данные информационного блока, сравните образцы волокон хлопка и льна, ответьте на вопросы:

Цвет и блеск волокон;

Длина волокон;

Извитость и тонина волокон;

Прочность волокон в сравнении;

Жёсткость волокон;

Самостоятельно заполните признаки хлопчатобумажных и льняных тканей.

5) Учащиеся выполняют лабораторно-практическую работу «Изучение волокон хлопка и льна», работают с текстом, находят ответы на вопросы, заполняют таблицу в тетради. Затем сравнивают полученные результаты с образцом:

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СВОЙСТВ ВОЛОКОН ХЛОПКА И ЛЬНА

Цель: получить первоначальные знания о свойствах тканей.

1) Блок самостоятельной познавательной деятельности учащихся «Свойства тканей».

2) Слово учителя. Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь определять эти свойства. Все свойства тканей можно разделить на физико-механические, гигиенические и технологические:

* физико-механические свойства определяют в зависимости от того, как реагирует материал на действие различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и форма (прочность, сминаемость, жёсткость, драпируемость),

* гигиенические свойства – это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. (гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитные свойства),

* технологические свойства – это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия (осыпаемость, усадка, скольжение).

Прочность тканей можно определить, если вынуть по одной долевой нити из каждого образца, разорвать и сравнить их прочность. Знание этого свойства используют при подборе ткани для изделия, его назначения.

сминаемости ткани можно определить, смяв каждый образец в руке и подержать так 30сек., а затем расправить. Это свойство влияет на выбор фасона изделия – из сильно сминаемой ткани лучше шить изделия простого фасона, без сложной отделки.

Жёсткость (мягкость) ткани – это способность ткани сопротивляться изменению формы. Жёсткие ткани плохо драпируются, легко раскраиваются, не перекашиваются при стачивании.

Гигроскопичность

Воздухопроницаемость

Осыпаемость нити по срезам ткани в образцах можно узнать если из образца при помощи иглы попытаться вынуть одновременно несколько нитей вместе. Та ткань, из которой отделяется большее количество нитей, обладает большей осыпаемостью. Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделий.

Усадка

Ваша задача: познакомиться со свойствами тканей и составить их классификацию.

3) учащиеся слушают объяснения учителя, работают с блоком самостоятельной познавательной деятельности, записывают основные понятия в тетрадь.

Цель: проверить степень усвоения знаний.

2) тест промежуточного контроля «Волокна растительного происхождения»

3) учитель раздаёт тесты, следит за самостоятельностью выполнения заданий теста (разрешается пользоваться конспектом)

4) выполняют задания теста, осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

Цель: подведение итогов, анализ работы на уроке

Анализ характерных ошибок, пути их исправления.

Заполнение шкалы оценок, самооценка.

Выставление оценок каждого учащегося.

Уборка рабочих мест

Ориентирование на домашнее задание.

М-3 ВОЛОКНА РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ИХ СВОЙСТВА.

Лабораторная работа: «Изучение волокон хлопка и льна»

знать: волокна растительного происхождения, процесс получения волокон хлопка и льна, их свойства и характерные признаки.

уметь: распознавать волокна хлопка и льна, оформлять лабораторную работу, сравнивать показатели, анализировать результаты, делать выводы.

Цель : вспомнить знания необходимые для изучения новой темы.

выслушайте задание учителя, условия выполнения тестового задания.

выполните тест входного контроля №2

обменяйтесь тестами, выполните взаимопроверку.

Цель : познакомиться с процессом получения волокон растительного происхождения, происхождением волокон хлопка и льна.

1. выслушайте объяснения учителя.

2. прочитайте текст информационного блока «Волокна растительного происхождения»

3. ответьте на вопросы:

Из какой части растения получают хлопковое волокно?

Из какой части растения получают льняное волокно?

В чём заключается первичная обработка хлопка?

Какой сорт льна идёт на производство льняных тканей?

Почему волокна льна называют лубяными, а хлопка – семенными?

Цель : изучить свойства волокон хлопка и льна.

2. найдите в тексте информационного блока «Волокна растительного происхождения» свойства волокон хлопка и льна.

3. внимательно рассмотрите предложенные образцы волокон хлопка и льна,

4. выполните действия, описанные в лабораторной работе пункты 1- 6.

Цель : изучить признаки определения хлопчатобумажных и льняных тканей.

1. выслушайте объяснение учителя по

выполнению практической работы.

2. внимательно рассмотрите образцы хлопчатобумажных и льняных тканей,

3. выполните задания лабораторно-практической работы пункт 7- 9, заполните таблицу.

Цель : познакомиться со свойствами, предъявляемыми к тканям.

2. прочитайте текст блока самостоятельной познавательной деятельности «Свойства тканей»

3. составьте схему классификации свойств тканей.

Цель : проверить степень усвоения знаний по теме урока.

1. выполните задание теста «Волокна растительного происхождения»

Цель

3. сделайте общую оценку урока:

Как была достигнута цель урока? (самостоятельно, с помощью одноклассников, с помощью учителя)

Где могут быть использованы полученные знания?

Причины ошибок при выполнении заданий (невнимательность, недостаток знаний, непонятен смысл задания, вопроса)

4. заполните таблицу оценок, если вы набрали

до 27 баллов оценка – 9, до 24 баллов оценка – 8,

до 21 балла оценка 7, до 18 баллов оценка 6,

до 15 баллов требуется дополнительное занятие,

5. выставьте оценку за урок

6. уборка рабочих мест

Выслушайте рассказ учителя, ответьте на поставленные вопросы устно.

Проверьте правильность заполнения таблицы с образцом учителя

Взаимоконтроль.

Запишите основные понятия в рабочую тетрадь.

Сводная таблица оценок


ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Волокна растительного происхождения.

https://pandia.ru/text/78/018/images/image002_120.jpg" alt="Описание: ткань" width="416" height="120 src=">

В различных странах существует большое количество растений, из которых получают лубяные волокна – лён, конопля, джут, крапива, канатник, кендырь, рами, кенаф и т. д. Волокна этих растений – жёсткие, грубые. Они идут на изготовление верёвок, канатов, мешковины, дешёвых обивочных тканей, холста, парусины. Например, волокно конопли (пенька) похоже на льняное волокно, как по цвету, так и по другим признакам. Однако оно не такое мягкое, поэтому идёт на изготовление парусины, шпагата, мешковины.

2. Наиболее тонкими, мягкими и гибкими среди них являются волокна льна . Различают три основных разновидности этого растения: лён-долгунец, лён-межеумок, лён-кудряш. Самые длинные волокна получают из льна-долгунца (80-100см.) – это высококачественное, прочное волокно. Лён-кудряш возделывают преимущественно для получения ценного льняного масла, используемого в лакокрасочной промышленности.

Созревшие стебли льна выдёргивают из земли вместе с корнями, чтобы сохранить длину волокна. Этот процесс называется тереблением . Стебли льна освобождают от семян на льномолотилках, получается солома. Солому вымачивают в водоёмах или специальных бассейнах, получается треста . Часть стебля льна составляет луб, находящийся под корой (кострой). В нём в виде тонких связок расположены лубяные волокна. Вымоченные стебли сушат и подвергают механической обработке. Их мнут, треплют, чтобы отделить волокно от древесины стебля и других примесей.

Цвет волокон – от светло-серого до тёмного. Лён обладает характерным блеском, т. к. волокна имеют гладкую поверхность. В составе льна 80% целлюлозы и 20% примесей. Это жировые, воскообразные, минеральные вещества, лигнин – продукт одревеснения клетки. Лигнин придаёт волокнам жёсткость. Длина волокон применяемых в прядении 35-90см. Прочность на разрыв волокон льна превосходит прочность хлопка. Гигроскопичность льна при нормальных условиях 12%. Лён быстро впитывает и отдаёт влагу.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ИЗУЧЕНИЕ ВОЛОКОН ХЛОПКА И ЛЬНА

Материально-техническое обеспечение: образцы волокон хлопка и льна, лоскутки хлопчатобумажной и льняной ткани, ножницы, клей ПВА, образец оформления лабораторной работы.

Порядок выполнения работы:

1. Внимательно рассмотрите волокна образцов хлопка и льна, по внешнему виду, сравнивая блеск и цвет волокон.

2. Проанализируйте данные информационного блока, сравните длину волокон хлопка и льна.

3. Внимательно рассмотрите отдельные волокна, установите путём сравнения извитость и тонину волокон.

4. На ощупь определите жёсткость (мягкость) волокон.

5. Проанализировав длину и свойства волокон, сделайте вывод об их прочности.

6. Результаты наблюдений и исследований запишите в таблицу.

7. самостоятельно заполните признаки хлопчатобумажных и льняных тканей

с учётом девиза урока: «Каково волокно, таково и полотно»

8. самостоятельно проверьте данные таблицы


БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СВОЙСТВА ТКАНЕЙ»

Все свойства тканей можно разделить на физико-механические, гигиенические и технологические:

* физико-механические свойства определяют в зависимости от того, как реагирует материал на действие различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и форма (прочность, сминаемость, жёсткость, драпируемость),

* гигиенические свойства – это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. (гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитные свойства),

* технологические свойства – это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия (осыпаемость, усадка, скольжение).

Прочность тканей можно определить, если вынуть по одной долевой нити из каждого образца, разорвать и сравнить их прочность. Знание этого свойства используют при подборе ткани для изделия, его назначения. Прочность зависит главным образом от прочности волокон и крутки пряжи.

Во время носки на некоторых изделиях образуются морщины, мелкие складочки, т. е. ткань мнётся. Степень сминаемости ткани можно определить, смяв каждый образец в руке и подержать так 30сек., а затем расправить. Сминаемость тканей зависит от свойств волокон, а также от структуры пряжи и ткани. Это свойство влияет на выбор фасона изделия – из сильно сминаемой ткани лучше шить изделия простого фасона, без сложной отделки.

Жёсткость ткани – это способность ткани сопротивляться изменению формы. Жёсткие ткани плохо драпируются, легко раскраиваются, не перекашиваются при стачивании.

Мягкость ткани – её способность легко менять свою форму, образовывать мягкие складки. Ткань мягче, если волокно тонкое и пряжа мало крученая, если ткань не плотная.

Гигроскопичность – свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды. Гигроскопичностью и намокаемостью должны обладать бельевые ткани.

Воздухопроницаемость – способность ткани пропускать воздух, обеспечивать вентилируемость изделий.

Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло выделяемое телом человека.

Осыпаемость заключается в том, что нити не удерживаются в ткани по обрезным краям и выскальзывают, образуя бахрому. Осыпаемость зависит от вида волокон, плотности ткани и отделки. Больше осыпаются ткани из пряжи гладкой, сильнокрученой, чем пушистой и слабокрученной. Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделий.

Усадка – это способность ткани после замачивания, стирки или влажно-тепловой обработки уменьшаться в размерах.

Задание: заполните предлагаемую схему

Свойства тканей

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей этикетки с символикой по уходу за текстильными изделиями.

На доске девиз урока: “Где ученье, там и уменье”

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке

Проверка готовности учащихся

Подготовка дежурными рабочих мест учебно-методическим комплексом.

Цель: обозначить тему и цели урока

В ходе урока учащиеся должны

Знать: основные свойства тканей, положительные и отрицательные свойства

хлопчатобумажных и льняных тканей, правила ухода за хлопчатобумажными и

льняными тканями;

Уметь: анализировать, характеризовать, систематизировать свойства и признаки

тканей, самостоятельно делать выводы.

Учащиеся записывают тему и девиз урока в тетрадь.

Цель: актуализировать знания учащихся о волокнах растительного происхождения.

2. повторение пройденного материала, устный опрос.

3. учитель задаёт вопросы, контролирует ответы.

Назовите производственные этапы изготовления ткани.

Какое строение имеет ткань?

Что называется ткацким переплетением?

Назовите способы отделки ткани.

От чего зависят свойства тканей?

Какие свойства тканей учитывают при изготовлении швейных изделий?

Какие свойства тканей нужно учитывать при эксплуатации и уходе за швейными изделиями?

4. учащиеся отвечают на вопросы, контролируют ответы одноклассников, уточняют, дополняют ответы.

Цель: изучить основные свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

2. работа с информационным блоком «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

3. Слово учителя. На прошлом уроке мы познакомились с волокнами растительного происхождения и тканями из них, их отличительными признаками. Мы узнали, какими свойствами обладают ткани, как эти свойства влияют на изготовление и эксплуатацию швейных изделий из этих тканей. Сегодня мы познакомимся подробнее со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей, вам будет полезно знать их отличительные признаки, правила ухода за ними, так как они получили широкое распространение при изготовлении столового и постельного белья.

Учитель организует работу в парах по изучению темы, объясняет задание, обращает

внимание на взаимообучение и взаимоконтроль при выполнении работы.

4. изучают материал информационного блока, выделяют главные моменты, составляют опорный конспект.

Цель: научиться выполнять опытные исследования, делать аналитические заключения.

1. лабораторно-практическая работа “определение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей”

2. учитель проводит вводный инструктаж последовательности и приёмов выполнения исследования образцов тканей, объясняет условия оформления полученных результатов, организует работу в парах.

3. учащиеся изучают инструкционную карту для выполнения лабораторно-практической работы, выполняют опытные исследования, оформляют результаты исследований в тетради, делают выводы.

Цель: получить представление об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей, правилах ухода за хлопчатобумажными и льняными тканями.

2. работа с информационным блоком «Ассортимент тканей», коллекцией тканей из хлопка и льна;

3. Слово учителя: по назначению хлопчатобумажные и льняные ткани разделяются на бытовые и технические. К бытовым тканям относятся влаговпитывающие (полотенца и носовые платки), а также декоративные, использующиеся для обивки мебели и изготовления портьер. Учитель указывает на разнообразие тканей по составу и назначению, знакомит с ассортиментом хлопчатобумажных и льняных тканей, помогает сформулировать вывод по уходу за изделиями из этих тканей:

Для чистки и стирки хлопчатобумажных и льняных тканей применяются одинаковые средства, что объясняется растительным происхождением сырья, однако влажно-тепловая обработка льняных тканей выполняется более горячим утюгом, так как лубяные волокна более грубые и стойкие.

4. учащиеся записывают основные ткани и их признаки в опорный конспект, составляют коллекцию тканей растительного происхождения, вырабатывают рекомендации по уходу за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о тканях растительного происхождения, их свойствах и ассортименте.

2. Тест выходного контроля «Ассортимент тканей растительного происхождения»

3. учитель раздаёт тесты, контролирует самостоятельность работы.

4. учащиеся выполняют задания теста, выполняют взаимоконтроль и оценку тестового задания.

Цель: подведение итогов урока и его оценка

2. рефлексия, ответы на вопросы:

Какое практическое значение имеют знания, полученные на уроке?

Что было самым интересным при выполнении работы?

Что вызвало затруднения?

3. разбор типичных ошибок,

4. заполнение шкалы оценок, выставление отметок,

5. ориентирование на домашнее задание.

Целевой учебный план деятельности ученика на уроке.

М-4 СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

АССОРТИМЕНТ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ

РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

знать: свойства хлопчатобумажных и льняных тканей, ткацкие переплетения, используемые для производства хлопчатобумажных и льняных тканей, характерные признаки горения тканей растительного происхождения.

уметь: распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани, составлять правила ухода за этими тканями, оформлять лабораторную работу, сравнивать показатели, анализировать результаты, делать выводы.

Цель : повторить знания необходимые для изучения новой темы.

1. выберите вариант тестового задания.

2. выполните теста промежуточного контроля

3. проверьте правильность ответов, обменяйтесь тестами, выполните взаимопроверку.

Цель : самостоятельная проверка данных и закрепление изученного материала.

2. прочитайте текст информационного блока «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

3. ответьте на вопросы:

Какими гигиеническими свойствами обладают хлопчатобумажные и льняные ткани?

На какие технологические свойства хлопчатобумажных и льняных тканей следует обратить внимание?

Какие ткани обладают большей прочностью?

Сминаемость тканей это положительное свойство?

4. Работа с информационным блоком.

Цель : изучить свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

1. выслушайте инструктаж учителя по выполнению лабораторной работы.

2. внимательно рассмотрите предложенные образцы тканей.

3. выполните действия, описанные в лабораторной работе «Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей».

4. обменяйтесь мнениями о принадлежности исследуемых образцов к виду ткани.

5. сделайте вывод по результатам выполнения лабораторной работы.

Цель : познакомиться с ассортиментом хлопчатобумажных и льняных тканей.

1. внимательно рассмотрите коллекцию тканей, обсуди с товарищем особенности тканей по плотности, переплетению нитей, расцветке и т. д.

2. из предложенных лоскутков тканей выберите образцы хлопчатобумажных и льняных тканей.

3. составьте и оформите коллекцию тканей.

Цель : познакомиться с правилами ухода за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей.

1. прочитайте текст информационного блока «Ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей»

2. составьте алгоритм ухода за изделием из предложенного образца ткани.

3. познакомьтесь с символами ухода за текстильными изделиями.

4. оформите этикетку по уходу за изделием.

Цель : проверить степень усвоения знаний по разделу материаловедение.

1. выполните задание теста выходного контроля.

2. проверьте правильность ответов

3. проверьте правильность выполнения теста соседа по парте.

4. сверьте правильность ответов с контрольным экземпляром.

Цель : подведение итогов урока, его оценка.

1. сравните полученные знания с заданной целью

2. выслушайте анализ допущенных ошибок

3. заполните таблицу оценок, если вы набрали

до 45 баллов оценка – 9, до 40 баллов оценка – 8,

до 35 балла оценка 7, до 30 баллов оценка 6,

до 25 баллов требуется дополнительное занятие,

4. выставьте оценку за урок

5. уборка рабочих мест

Запишите тему и девиз урока в рабочую тетрадь

Внимательно прочитайте цели урока.

Выполните задание письменно в рабочей тетради. За каждый верный ответ один балл.

Ответьте на поставленные вопросы устно.

Работа в парах. Оформите лабораторную работу в рабочей тетради.

Обратите внимание на образцы оформления коллекций тканей.

Работа в парах. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Запишите символы по уходу за изделиями в рабочую тетрадь.

Самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка (верный ответ – один балл).

Будьте объективны при самооценке.

Домашнее задание индивидуальное.

Сводная таблица оценок

ВАРИАНТ 1

К волокнам растительного происхождения относятся:

А) капрон, лавсан, лён, хлопок Б) лён, хлопок, пенька, джут

В) хлопок, шёлк, джут, шерсть

2. Волокна хлопка – это:

А) ворсинки длиной от 40 до 80мм

Б) ворсинки средней длины и большой толщины

В) коротенькие ворсинки длиной от 5 до 40мм

3. Волокна льна вырабатывают из … части стебля однолетнего травянистого растения льна:

А) злаковой Б) лубяной В) корневой

4. Ровница отличается от пряжи тем, что в ней волокна:

А) не скручены Б) скручены В) скручены и намотаны на катушку

5. Первичная обработка хлопка-сырца состоит из следующих операций:

А) очистка от пыли, прессование, наматывание

Б) отделение от семян, очистка от мелких примесей, прессование

В) очистка от листьев, прессование, крашение

6. Способность ткани впитывать влагу из окружающей среды называют:

А) теплозащитность Б) воздухопроницаемость В) гигроскопичность

7. Лучшие сорта олифы (масляничных лаков) вырабатывают из семян:

А) пенька; Б) хлопок; В) лен.

8. Для предупреждения усадки ткань:

А) драпируют Б) декатируют В) растягивают

9. К физико-механическим свойствам тканей относятся:

А) удлинение, сминаемость, драпируемость;

Б) гигроскопичность, пылеемкость, электризуемость;

В) скольжение, осыпаемость, усадка.

10. Хлопчатобумажная суровая ткань по внешнему виду:

А) матовая, шероховатая, с жёлтоватым оттенком

Б) матовая, гладкая, сероватая

В) блестящая, гладкая, сероватая.

ВАРИАНТ 2

1. К текстильным волокнам относятся:

А) шерсть, лён, джут Б) лён, хлопок, шерсть В) кенаф, хлопок, лён

2. Волокна льна имеют длину:

А) от 50 до 70мм Б) от 40 до 50мм В) от 15 до 40мм

3. При созревании плодов (коробочек) хлопчатника получают:

А) хлопок-сырец Б) хлопок-волокно В) хлопок

4. Технологический процесс производства тканей определяется следующими этапами:

А) прядение, проборка, ткачество Б) прядение, ткачество, отделка

В) ткачество, прядение, отбеливание

5. Стебли льна после почесывания коробочек с семенами:

А) мнут, прочёсывают, скручивают Б) мочат, растягивают, просушивают

В) мочат, просушивают, мнут

6. Способность ткани образовывать мягкие складки называют:

А) гибкость Б) сминаемость В) драпируемость

7. В малоплотных тканях в процессе носки происходит:

А) усадка Б) сдвиг нитей В) сохранение тепла

8. Прочность хлопка во влажном состоянии:

А) уменьшается; Б) увеличивается; В) без изменения.

9. Каким свойством должна обладать ткань, применяемая для летней одежды:

А) пылеемкостью; Б) воздухопроницаемостью; В) водоупорностью.

10. По виду нитей хлопчатобумажные суровые ткани:

А) мягкие, холодные Б) равномерные, мягкие

В) равномерные, жёсткие.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

Материально-техническое оснащение урока: лоскутки тканей хлопчатобумажных и льняных, клей ПВА, ножницы.

Ход работы:

1. рассмотрите образцы предложенных тканей и по внешнему виду определите вид ткани.

2. возьмите лоскутки тканей за угол, сравните угол спадания и форму складок. Определите, какой образец драпируется лучше.

3. сожмите каждый образец в отдельности в руке и определите на ощупь степень теплоты (холода), мягкость (жесткость)

4. сожмите каждый образец в отдельности в руке, разложите его на столе, расправьте, разгладьте рукой. Оцените степень сминаемости.

5. отделите от каждого образца несколько нитей в разных направлениях, сравните степень скольжения, сравнивая степень скольжения и осыпаемости нитей. Исследуйте вытянутые нити на разрыв и определите их прочность.

6. исследуйте образцы тканей в двух направлениях (основа, уток) на растяжение. Определите, какие ткани растягиваются меньше.

7. результаты исследований, запишите в таблицу

8. сделайте вывод:

Какой лоскуток из предложенных образцов хлопчатобумажная ткань,

какой лоскуток льняная ткань?

Например: образец №1- лён, образец №2-хлопок.

Аргументируйте свой выбор.

Как практически можно использовать эти свойства тканей?

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Уход за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей

Долговечность изделия зависит не только от износостойко­сти ткани, но и от конструкции изделия, качества его изготовления, характера носки и от правильного ухода за ним. Вовремя почистить изделие, постирать, отутюжить - это поможет изделиям сохранить дольше хороший внешний вид. Каждая вещь имеет этикетку, на которой дается информация по уходу за данным изделием.

Пользуйтесь таблицей символы по уходу за текстильными изделиями.

Изделия из хлопчатобумажных и льняных тканей стирают отдельно от других тканей. Вместе цветное и белое белье стирать нельзя, так как цветное может полинять.

Хлопчатобумажные и льняные ткани стирают мылом или в растворах различных моющих средств , предназначенных для этого, при температуре раствора не выше 60 °С. Перед замачиванием проверить карманы, они должны быть пустыми, очистить от сора, уголки - от скопившихся ниток, пуха и т. д. Стирают сначала мало­загрязненные белые вещи, затем сильно загрязненные белые, а в конце - цветные.

Кухонные полотенца и белое постельное бельё можно стирать при 95С0 в стиральной машине
. Цветное бельё – при 60С0, тонкое цветное бельё – до 40С0. Если нужно отбелить очень застиранное бельё, его следует замочить на сутки в растворе, содержащем 2-3 столовые ложки средства для стирки хлопчатобумажных тканей и столько же скипидара на 10литров воды или замочить вещи в воде с Т 30-40С0 с добавлением уксуса (1 чайная ложка на 1л воды). Для белого полотна подходит любой универсальный порошок, а для цветного нужно использовать мягкое моющее средство без отбеливателя.

Изделия сушат , вывернув на изнаночную сторону, чтобы не выгорали на солнце. Лён можно сушить в сушилке для белья, но полотно при этом иногда даёт усадку.

Изделия из хлопчатобумажных тканей с облагораживающей отделкой надо развешивать для просушки мокрыми, а затем, когда они высохнут, гладить, поставив терморегулятор на позицию «шерсть». Впрочем, можно поставить терморегулятор на «хлопок», но в этом случае изделие предварительно увлажнить или пользоваться утюгом с увлажнителем.

Если вы подпалили утюгом светлую льняную ткань, можно замочить изделие на ночь в равных количествах воды и кислого молока, и подпалины исчезнут. Гладят лён очень горячим утюгом с увлажнителем или через влажный проутюжильник.

Чистят хлопчатобумажные и льняные ткани нашатырным спиртом, ацетоном и другими чистящими средствами.

Несмотря на обилие всевозможных синтетических и искусственных тканей, интерес к изделиям из натуральных волокон не уменьшается, а наоборот, — возрастает. Выбирая материалы для летней одежды или постельного белья, обычно рассматривают только два варианта — лен и хлопок. Эти ткани натуральные и обладают похожими свойствами, но есть и отличия. В чем разница и что предпочесть?

И лен, и хлопок получают из растений, которые возделывали еще в древности. Лен — это однолетнее травянистое растение с голубыми цветочками высотой до 60см, на юге растет еще выше. Из стеблей делают длинное и прочное волокно.

Хлопок похож на вату, он покрывает коробочки с семенами хлопчатника, ветвистого растения высотой до 2 метров. Хлопчатник выращивают в Азии, Америке, в странах умеренного климата он не вызревает.

Льняная пряжа может быть разной толщины и прочности. Тонкие волокна чесаного льна идут на изготовление постельного белья, полотенец, одежды, из грубого волокна делают брезент, пожарные рукава, мешочные ткани.

Хлопок, его международное обозначение Cotton (коттон), дает более нежное и тонкое волокно, из которого получают хлопчатобумажные ткани и вату. Ткань может состоять только из волокон хлопка или содержать примеси искусственных или натуральных волокон для прочности.

Что общего между тканями изо льна и хлопка?

Основные свойства обусловлены их натуральным происхождением:

  • Воздухопроницаемость . В одежде изо льна или хлопка легко ходить в летнюю жару, постельное белье из таких тканей хорошо пропускает воздух, не вызывает потливости, оно хорошо подходит и для зимы, и для лета.
  • Высокая гигроскопичность . Способность хорошо впитывать влагу особенно ценится при использовании в качестве постельного белья, полотенец и летней одежды.
  • Прочность . И хлопок, и лен дают прочное волокно, их него производят качественные ткани, способные выдерживать большие нагрузки и служить долго.
  • Защита от ультрафиолета . Одежда из натуральных тканей хорошо защищает летом от ультрафиолетовых лучей, что особенно важно на юге.
  • Не электризуется . Натуральные материалы не накапливают электростатического заряда при использовании.

Эти свойства льна и хлопка сделали их самыми популярными и востребованными при изготовлении натуральных тканей. Одежда для лета и постельное белье — вот основные области, где льняные и хлопковые ткани вне конкуренции.

Ткани изо льна, также как и ткани из хлопка без обработки легко мнутся. Их обрабатывают специальными веществами, чтобы повысить их несминаемость. Кроме того, добавление синтетических волокон повышает их прочность.

Уход за тканями из хлопка и льна примерно одинаков. Их можно стирать и утюжить при высокой температуре.

Чем отличаются хлопок и лен?

Хлопок уступает льну по прочности, но лучше сохраняет тепло. Одежда из хлопка позволяет телу дышать летом, но зимой она тоже очень комфортна, в таком белье тепло. Многие хлопчатобумажные ткани тоньше и мягче, чем льняные, это хорошо подходит для детской одежды.

Хлопок лучше впитывает влагу, чем лен. Махровые полотенца из хлопка – это всегда лучший выбор.

Лен имеет бактериологические свойства — ни грибок, ни бактерии на нем не уживаются. Льняная ткань считается природным антисептиком. Это известно было нашим предками — раны под повязками изо льна заживали намного быстрее. В льняной одежде, в отличие от хлопковой, неприятные запахи пота вас не побеспокоят. Причина заключается в антибактериальных свойствах льна. Такой запах появляется из-за бактерий, которые быстро размножаются там, где есть выделения потовых желез.

Лен считается самым экологически чистым продуктом. При выращивании хлопка используют много пестицидов. Болезни хлопчатника можно предотвратить только при использовании химической обработки. Информация о том, насколько чистое волокно получается после обработки, весьма противоречива.

Что же выбрать?

Выбор зависит от предназначения ткани и личных предпочтений. Важно понимать, что лен или хлопок это только волокно, из которого делают нити, а из нитей — ткани. Виды тканей бывают разными. Это зависит от толщины, кручения, способа переплетения этих нитей, а также других технологий производства. Например, из хлопка можно изготовить махровое банное полотенце и тонкую простыню, мягкие детские носочки и джинсовую ткань. Нежнейший батист в старину делали только изо льна, сейчас есть хлопковый и льняной батист. Чаще всего льняные ткани производят с полотняным переплетением, но могут быть и ткани с жаккардовым, ажурным, атласным.

Если посмотреть виды натуральных тканей, которые предлагает магазин ткани Ellitex , то становится понятным, что цену и качество ткани обязательно нужно учитывать при выборе. Значение имеют и другие факторы, прочность окраски, например. А если к материалам на основе льна или хлопка добавляют ненатуральные волокна (лайкру, например), то изделия получаются более гибкими и тянущимися, меньше мнутся. Такие добавки, как правило, повышают прочность ткани, но почти не ухудшают изначальные свойства натурального материала.

Для постельного белья лучше выбрать чисто натуральную ткань без добавок. Из чего шить одежду – спорный вопрос. Либо натуральное, но мятое, либо с искусственными добавками и более простое в уходе. Впрочем, мода изменчива и на подиумах часто появляются модели в нарядах, как будто только что из стиральной машины.

И хлопок, и лен – это всегда хороший выбор для здоровья и комфорта.

Льняные ткани – это высокопрочный материал из волокон растительного происхождения. Гладкая поверхность волокон объясняет то, что они практически не загрязняются и легко отстирываются. Кроме этого, отличительными характеристиками льна являются:

  • гигроскопичность, что с успехом применяется в полотенцах и простынях;
  • теплопроводность – это нашло применение в белье и летних одеждах;
  • слабая растяжимость позволяет их использовать в виде прокладочных материалов, например, бортовки.

А вот плохая упругость льняных тканей относится к недостаткам, из-за этого они сильно сминаются. Кроме этого к недостаткам относят:

  • существенную усадку после стирки (поэтому прежде раскроя ткань необходимо увлажнить и высушить);
  • сильную осыпаемость на срезах;
  • необходимость прикладывать усилия для того, чтобы разрезать ткань;
  • отсутствие формоустойчивости.

Чаще всего льняные ткани производятся с добавками хлопчатобумажных и химических волокон. Выпуск полульняных смесовых тканей обусловлен экономическими причинами, снижением их стоимости (льняное волокно дорогостоящее и трудозатратное), улучшением эстетического вида и эксплуатационных свойств. В смеси с хлопчатобумажной пряжей лен улучшает свой внешний вид, способность окрашиваться, его цена снижается.
При добавлении в смесь волокон вискозы улучшается внешний вид льняной ткани, ее окрашиваемость, лен меньше сминается, сочнее получается окраска, улучшается его драпируемость.
Широко используется в изготовлении льняных тканей волокно лавсан. В смеси оно вводится от 33 до 66%. Это значительно повышает упругие свойства льна, а значит, снижает сминаемость – единственный минус льняных тканей. В современном мире налажен выпуск тканей из смеси льна, вискозы, лавсана. Ткани, полученные из этой смеси отлично драпируются, прекрасно окрашиваются, они износоустойчивы и мало сминаются.

Классификация тканей по видам отделки

По видам отделки льняные ткани бывают:

  • суровыми – полотно с матовой поверхностью, образованное нитями шероховатой структуры, с небольшими уплотнениями;
  • отваренными – обработанными щелочными растворами с добавлением специальных веществ при высокой температуре. С поверхности ткани удаляется воскообразные примеси, жиры, что улучшает гигроскопичность и внешний вид материала;
  • кислованными. Ткани в результате воздействия раствора серной кислоты становятся более мягкими и приобретают серый оттенок.
  • полубелыми и отбеленными льняные ткани становятся в результате обработки щелочами. Ткань становится белой, удаляются посторонние примеси.
  • гладкокрашеными ткани становятся после окраски в массе.
  • пестроткаными - в результате переплетения пряжи разного цвета и оттенка;
  • меланжевыми – если в переплетении участвуют нити нескольких разных цветов и оттенков;
  • набивными льняные ткани становятся после окрашивания готового полотна.

Классификация по назначению льняных тканей

Ткани льняные бельевые могут иметь различную ширину и степень отбелки. Их используют при изготовлении комплектов постельного и нижнего белья. Здесь используют в основном полульняные с добавлением хлопчатобумажных волокон, вискозы или лавсана. Ткани шириной 80-110 см используют для столовых салфеток, небольших наволочек, нательного белья, широкие ткани от 140 до 220 см идут на постельное белье, скатерти. Льняное полотно для столового текстиля имеет жаккардовое переплетение с цветочным, геометрическим или тематическим узором. На постельное белье используют ткани с полотняным переплетением, некоторые с жаккардовым, ткани для нательного белья имеют полотняное переплетение и небольшую плотность.

Ткани льняные костюмно-платьевого ряда - постоянно развивающаяся группа тканей. Ассортимент их ежегодно обновляется примерно на 40%. Костюмные ткани имеют плотность переплетения 250-290 г/кв.м, ткани для платьев 100-220 г/кв.м. Они выпускаются преимущественно в смеси с хлопком, вискозой, химическими волокнами. Платья, блузки, сорочки , костюмы, брюки, джинсы, комплекты одежды для молодежи и детей в последние годы ассортимент этих изделий из льна неуклонно растет.

Ткани мебельно-декоративного назначения по своему составу полульняные с добавлением хлопкового, лавсана и вискозы. Это портьерные и мебельные ткани, полотна для покрывал и т.д. Они вырабатываются переплетением жаккард или мелкоузорчатым.

Лен для полотенец представлен тканями шириной до 75 см. Креповые, жаккардовые, махровые, атласные полотенца имеют поверхностную плотность примерно 200-300 г/кв.м. Холсты для полотенец бывают гладкие, жаккардовые (или камчатные), креповые.
Льняные ткани спецназначения имеют полотняное переплетение, могут быть суровыми, пестроткаными, могут иметь цветные и суровые полосы, например:

  • ткани для чехлов полотняного переплетения, имеющие узкие продольные полосы из отбеленной пряжи;
  • ткани матрацные - это пестротканые полотна, имеющие продольные полосы из полубелой и цветной суровой пряжи, саржевым или полотняным переплетением.;
  • суровые полотна грубые (театральные, палаточные, холсты для живописи и др.), которые производят из пряжи низкого сорта;
  • упаковочные и мешочные и ткани для мягкой упаковки и иных технических целей;

Льняные и смешанные с хлопком или другими волокнами полотна с успехом используются в трикотаже . Созданные европейскими и отечественными модными домами, модели трикотажных изделий ценятся самыми утонченными модницами. Наибольшее распространение до сих пор имел верхний шерстяной трикотаж, популярный в прохладный сезон. Применение в трикотаже льняной пряжи дает возможность носить верхнюю трикотажную одежду летом, даже в странах, расположенных в теплых климатических поясах.