Внеклассное мероприятие "экология родного края". Исследовательская работа: «Экология родного села» Актуальность исследовательской работы

Ольга Евдокимова

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ

«Нам и нашим внукам 2015 » .

МБДОУ детский сад №47

Г. Владикавказ

Старшая группа.

Воспитатель первой квалификационной категории

Евдокимова Ольга Борисовна.

Тип проекта : информационно-творческий.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.

Срок реализации : краткосрочный.

Актуальность проекта : Тема проекта «Экология родного края » .

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры . Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель : Знакомить детей с природой родного края . Формирование у детей познавательного интереса к природе родного края , предпосылок экологического сознания , организации творческой деятельности. Убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи :

Систематизировать знания об окружающем мире.

Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

Воспитывать любовь к природе родного края , восприятие её красоты и многообразия.

Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.

Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире республики РСО-Алания.

Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.

Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Ожидаемые результаты проекта :

Расширение знаний о растительном и животном мире нашей республики.

Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Сформируется стремление к исследованию объектов природы.

Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования неживой природы.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Объект проектной деятельности :

Развивающая среда и работ с воспитанниками, как основа приобщения воспитанников старшего дошкольного возраста к экологической культуре родного края .

Предмет проектной деятельности :

Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с родным краем , с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте.

1 этап проекта – подготовительный .

Разработка стратегии реализации проекта ;

Постановка цели и выработка задач;

Подбор методического материала, разработка конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;

Создание предметно-развивающей среды (пособия, наглядность, фотоальбомы) .

Блок «Осетия самая, самая» . (Природа Северной Осетии и её уникальность) .

2. Блок «Пирода Осетии» .

(знания о природе, взаимосвязи, многообразии растительного мира) .

3. Блок «Животные нашего края » .

(знания о типичных представителях нашего края , их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).

4. Блок «Защитим природу» .

(проблемы экологии , охраны) .


2 этап проекта – основной .

Разучивание стихотворений о природе родного края ;

Цель : активное участие детей в мероприятиях по экологическому воспитанию .

Использование словесных методов.

Беседы, о Республике РСО-Алания (знакомство воспитанников с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).

Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (шум леса, голоса птиц, зверей) . Игры «Узнай по голосу птиц» ,

Воспитание экологической культуры воспитанников и бережного отношения к природе составление сказки на тему : «Лес в беде» .

Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (о диких животных, о зимующих птицах и др.)

Использование методов экспериментирования и моделирования.

Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности природного материала (вулкан) .


Создание макетов – продуктивная деятельность, использование ее в опытах.

Практические методы.

«Лучшая кормушка»

, «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов воспитанников. Участие в субботниках, в озеленении участков.

Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Составление гербарии : «Деревья Осетии» . «Цветы и травы Осетии» .

Наглядные методы.

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести воспитанникам всю красоту нашего края . «Природа Осетии» , «Реки Осетии» .

Создание зон экологической среды .

Уголок познавательной литературы (энциклопедии, сказки, легенды, стихи) .

Мини – музей «Моя Осетия» . Фотоальбомы, наборы открыток, буклеты.

Экологическая мини – лаборатория . Стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, пищевая краска,лупы, природный материал : камушки, песок, листья, ветки, шишки).

Работа с родителями.

Беседы родителей с детьми о природе родного края .

Помощь в составлении гербариев.

Участие в оснащении мини – музея.

Пополнение художественной и научной литературы.

Выполнение домашних заданий (составление рассказов, природные поделки ) .

3 этап проекта - итоговый .

Викторина «Родной свой край люби и знай!»

Выставка продуктов детской деятельности (рисунки) .

Создание мини-музея «Дары природы» .

I. Блок «Осетия Самая, самая» .

1. Выявить представление детей о природе края , его уникальности.

а) Чем он необычен?

б) Что знаешь об Осетии?

II. Блок «Животный мир» .

1. Выявить представления детей о насекомых и птицах.

а) Какие птицы и насекомые передвигаются по воздуху?

б) Определить существенные признаки птиц.

в) Назвать признаки насекомых.

г) Чем питаются птицы, насекомые?

2. Выявить представления о животныхОсетии.

а) Каких знаешь животных?

б) Чем питаются?

в) Какие животные уходят в зимнюю спячку?

г) Какие животные меняют шубу?

3. Выявить представления о речных обитателях.

а) Кто живет в реках?

б) Кто питаетсярыбой?

в) Какие рыбы живут в реках Осетии?

г) Определить существенные признаки рыб (чешуя, плавники, жабры, икра, форма тела) .

д) Могут ли рыбы жить без воды?

III. Блок «Растительный мир» .

1. Выявить представления о деревьях.

б) Назови деревья и их признаки?

2. Выявить представление о цветах и травах.

а) Какие знаешь цветы?

в) Где растут цветы?

Литература

1. Золотова Е. И, «Знакомим дошкольников с миром животных» /Под редакцией Н. Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение» , 1988г.

2. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.

3. Н. А. Рыжова, Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду» . – М : 2008 год.

4. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» «Карапуз» М.: 2001год.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Социальный проект «Экология родного края» Выполнил ученик 6 класса МБОУ «Заборьевская СШ» Хромов Даниил Руководитель Куликова Ирина Николаевна

2 слайд

Описание слайда:

Существование цивилизации на нашей планете неразрывно связано с природными условиями. Деятельность человека оказывает все более ощутимое воздействие на окружающую среду, что привело к образованию и углублению многочисленных экологических проблем. В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности указами президента РФ 2017 год был объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий России.

3 слайд

Описание слайда:

Что такое Экология? Термин «экология» впервые появился в научной среде в 1866 году. Тогда этим словом было предложено называть отрасль науки, которая изучает существование различных сообществ живых существ, взаимодействующих между собой и с окружающей их естественной средой. В 1990 году на Международном конгрессе экологов было дано определение: Экология – это наука, которая изучает взаимодействие живой и неживой природы.

4 слайд

Описание слайда:

Экологические проблемы Леса обогащают атмосферу столь необходимым для жизни кислородом, поглощают диоксид углерода. Они играют основную роль в круговороте воды. Деревья поднимают подземные воды, обогащая почвы и удерживая их от опустынивания и эрозии – недаром при обезлесении моментально мелеют реки. Согласно докладам Организации по продовольствию и сельскому хозяйству ООН, ежегодно теряется 13 миллионов гектаров леса, тогда как вырастает только 6 Га. Вырубка лесов

5 слайд

Описание слайда:

Разрушение озонового слоя Озон – это разновидность кислорода, которая находится в стратосфере, примерно на уровне 12-50 километров от Земли. Много веков люди не подозревали о существовании озона, но их деятельность пагубно повлияла на состояние атмосферы. В данный момент ученые говорят о такой проблеме, как озоновые дыры. Истощение модификации кислорода происходит по множеству причин: запуск ракет и спутников в космос; функционирование авиатранспорта на высоте 12-16 километров; выбросы фреонов в воздух.

6 слайд

Описание слайда:

По оценкам специалистов ежегодно исчезает 10-15 тысяч разновидностей организмов. Обеднение видового состава флоры и фауны существенно снижает устойчивость экосистем и биосферы в целом, что так же представляет серьезную опасность для человечества. Процесс сокращения биоразнообразия характерезуется лавинообразным ускорением. В Красную книгу России по состоянию на 2000 год занесены 415 видов животных. Этот перечень животных за последние годы увеличился в полтора раза и не перестает расти. Человечество как вид с огромной численностью и ареалом обитания не оставляет пригодного местообитания для других видов Сокращение биоразнообразия

7 слайд

Описание слайда:

Загрязнение воды Люди испокон веков использовали любую реку как сточную канаву. Наибольшая опасность для гидросферы возникла в XX в с появлением крупных городов и развитием промышленности. Несмотря на очистные сооружения, которые в состоянии предотвратить превращение реки или озера в зловонную жижу, они не в состоянии вернуть воде былую естественную чистоту: нарастающие объемы промышленных стоков и твердых отходов, растворяющихся в воде, оказываются сильнее самых мощных очистных агрегатов. Около половины населения развивающихся стран не имеет доступа к источникам чистой воды, вынуждена пить зараженную болезнетворными микробами и поэтому обречена на преждевременную гибель от эпидемических заболеваний.

8 слайд

Описание слайда:

В наши дни нефть, как энергетический ресурс, является одним из основных факторов развития экономики. Но добыча нефти, ее транспортировка и переработка неизменно сопровождается ее потерями, выбросами и сбросами вредных веществ, последствием которых является загрязнение окружающей среды. По масштабам и степени токсичности нефтяное загрязнение представляет собой общепланетарную опасность. Нефть и нефтепродукты вызывают отравление, гибель организмов и деградацию почв. Естественное самоочищение природных объектов от нефтяного загрязнения - длительный процесс, особенно в условиях низких температур. Предприятия топливно-энергетического комплекса крупнейший в промышленности источник загрязнителей окружающей среды. Нефтяное загрязнение

9 слайд

Описание слайда:

Почва - хранительница плодородия и жизни на Земле. Чтобы образовался ее слой толщиной в 1 см необходимо 100 лет. Но он может быть потерян всего за один сезон бездумной эксплуатации земли человеком. Одной из современных экологических проблем планеты является деградация земель. Под этим понятием собраны все процессы, которые изменяют состояние почвы, ухудшают ее функции, что приводит к утрате плодородия. Типов деградации на данный момент существует несколько: опустынивание; засоление; эрозия; загрязнение заболачивание; истощение земли в результате длительного ее использования. Деградация земель

10 слайд

Описание слайда:

В настоящее время проблема отходов, в силу ее масштаба, особенно актуальна. Производя тот или иной продукт, нам следует учитывать не только его потребительскую пользу, но и его воздействие на окружающую среду в процессе производства и утилизации. Сегодня человечество накопило столько отходов, что всерьез столкнулось с проблемой их утилизации. Отходами называют вещества или отработки, которые потеряли потребительские свойства и не могут быть использованы. Для безопасного обращения с мусором была разработана классификация отходов. Большинство веществ может быть использовано, ограничением непригодности является экономическая целесообразность и отсутствие передовых технологий. Мусор, что мы выбрасываем может быть ценным сырьем, если мы поймем как это сырье дешево перерабатывать. Отходы

11 слайд

Описание слайда:

Земля не может выдержать огромное количество людей. По подсчётам учёных, 500 тысяч - это предельно допустимое количество людей для нашей Планеты. Сегодня же эта предельная цифра превышена в 12 раз, и по прогнозам учёных к 2100 году может увеличиться чуть ли ни вдвое. А ведь рост численности людей - это и рост использования природных ресурсов, рост площадей под сельскохозяйственные и промышленные нужды, рост количества вредных выбросов, рост количества бытовых отходов и площадей под их складирование, рост интенсивности экспансии человека в природу и рост интенсивности уничтожения природного биоразнообразия. Человечество сегодня просто обязано сдержать свои темпы роста, переосмыслить свою роль в экологической системе Планеты, и взяться за построение человеческой цивилизации на основе безвредного и осмысленного существования, а не на основе животных инстинктов поглощения. Перенаселение

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Экологические проблемы Рязанской области. Рязанская область находится в центре Западно-Европейской равнины, на древней Русской платформе, имеет равнинный рельеф. На севере – Мещерская низменность, на западе – отроги Среднерусской возвышенности (высота до 236 м). Ее территория хорошо обводнена и заселена. Река Ока разделяет ее на две части: северную – лесную и южную, включающую зоны широколиственных лесов лесостепи.

14 слайд

Описание слайда:

Экологические проблемы Рязанской области. Область является старопромышленным регионом с многоотраслевым комплексом. В отраслевой структуре промышленного производства большая доля приходится на машиностроение и металлообработку, значительные доли составляют нефтепереработка, электроэнергетика, производство строительных материалов и пищевая промышленность. Важнейшие отрасли - нефтепереработка и электроэнергетика. Развито производство строительных материалов (Михайловский цементный завод группы Евроцемент, Скопинский стекольный завод), производство кожи и её переработка (ОАО «Сафьян»), цветная (Касимов, Рязань и Скопин) и порошковая металлургия, производство химических волокон. Развитая промышленность создает экологическую опасность в области.

15 слайд

Описание слайда:

Экологические проблемы Рязанской области. Рассмотрим самые острые экологические проблемы Рязанской области. Загрязнение атмосферного воздуха. Выбросы промышленных предприятий, выхлопы транспорта, гарь от лесных и торфяных пожаров в летний период загрязняют атмосферу. Экология области страдает от лесных пожаров, причиной которых являются богатые торфяные залежи в регионе. Около 14% территории Рязанской области пострадали по причине аварии на Чернобыльской АЭС. Эта часть области имеет повышенный радиоактивный фон. В области богатые запасы питьевой воды, но, к сожалению, вода в них отличается низкими питьевыми качествами. Из-за несанкционированной вырубки водозащитных лесов, значительно понизился уровень воды в реке Ока. По этой причине некоторые участки речки стало невозможно использовать для прохождения судов. Проблема утилизации отходов. На территории области действует система особо охраняемых территорий. В состав которой включены: Окский заповедник, парк «Мещерский», заказник «Рязанский» и другие природные объекты.

16 слайд

Описание слайда:

На первый взгляд - это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно не было - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) Мещерский край

17 слайд

Описание слайда:

Тропа Паустовского В ноябре 2016 года учащиеся нашей школы приняли участие в старте районного социального проекта «Тропа К.Г.Паустовского», направленного на приобщение молодежи к литературному и художественному наследию Рязанского края.

18 слайд

Описание слайда:

Экологические проблемы родного края Нам посчастливилось родиться и жить в этом краю лесных озер и болот, тихих и неторопливых рек, бескрайних лесов с их грибами и ягодами.

19 слайд

Описание слайда:

Экологические проблемы родного края К сожалению, наш удивительный край не миновали экологические проблемы. Большое количество бытовых отходов сегодня вывозится на неорганизованные свалки, в лесные массивы. Это происходит от элементарного отсутствия необходимого количества санкционированных мест для размещения отходов и низкого уровня охвата населения организованными системами сбора мусора. За последние годы количество выявленных неорганизованных свалок мусора увеличилось.

20 слайд

Описание слайда:

Экологические проблемы родного края Живописные уголки природы стали излюбленным местом отдыха. Особо остро проблема сохранения лесов встает в местах массового пригородного отдыха (озера у д. Ласково). Изменения природных комплексов возникают от вытаптывания подроста, уплотнения почвы и уничтожения красивоцветущих и лекарственных растений, загрязнения лесных угодий, что тоже довольно распространённая проблема на территории Рязанского района.

21 слайд

Описание слайда:

Экологические проблемы родного края Огромный урон экологии Рязанского района нанесли пожары лета 2010 года. Было Стало

22 слайд

Описание слайда:

Экологические проблемы родного края В страшной экологической катастрофе пострадали не только леса, сгорели несколько сёл Рязанского района, а именно село Передельцы, Ласковский посёлок, а также малая часть посёлка Криуша.

23 слайд

Описание слайда:

Экологические проблемы родного края. Отрицательные последствия пожара огромны. Он уничтожает деревья, травяной покров, зверей и птиц. Поврежденный пожаром лес теряет водоохранные, полезащитные и другие функции. В нем возникают благоприятные условия для массового размножения вредных насекомых и распространения грибковых заболеваний. На лесных гарях формируется иной тип растительности, что приводит к смене животного населения. Большие потери несет охотничье-промысловая фауна, гибнет побочная продукция леса (грибы, ягоды, лекарственные растения).

24 слайд

Описание слайда:

Экологические проблемы родного края. В первую очередь нужно начинать бороться не с последствиями, а с причинами экологической проблемы. Для этого нужно больше уделять внимания экологическому воспитанию, особенно у подростков. Учащиеся нашей школы активно участвуют в различных экологических акциях, организуемых Рязанским районом. Так в пожароопасный период волонтёрский отряд участвует в патрулировании мест отдыха на территории озёр Уржинское, Сегденское и Ласковское. Во время работы волонтёры раздают листовки и проводят беседы с отдыхающими на тему соблюдения правил безопасности в лесных массивах.

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ

ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО ГОРОДА

Секция «ЭКОЛОГИЯ»

Житкевич Лолита Викторовна

9-А класс

Руководитель

Коммунальное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15»

г. Алчевск Луганской обл. Украина

Полноценная жизнь общества невозможна без учета экологической составляющей в любой сфере деятельности. Каждый человек, независимо от своего возраста и положения в обществе, осознает свою зависимость от здоровой и безопасной окружающей среды. Я проживаю в городе Алчевске, для которого экология - один из самых проблемных вопросов. И не только из-за техногенной катастрофы на сетях теплоснабжения в 2006 году, после которой об Алчевске заговорили во всем мире, когда учащихся на месяц эвакуировали в другие города Украины, чтобы мы не замерзли в школе и дома. Это все-таки уже в прошлом. А беспокоит меня настоящее и в еще большей степени - будущее города. Мне в нем жить, в нем будут жить мои будущие дети, и хочется, чтобы они жили долго. И горько слышать, когда приезжие шутят в наш адрес: «Алчевск – город молодых» – то есть до старости здесь не доживают или «Когда Жиловка смеется, Лиман плачет и наоборот» – то есть разные районы города задыхаются в дыму из заводских труб в зависимости от направления ветра. Но это действительно так. Поэтому вопросы экологии волнуют всех жителей города и можно наверняка сказать, что это самый актуальный вопрос нашей жизни. Однако ничего нового я не открою, новизну в работе найти трудно, хотя осмысление ситуации и попытки найти какие-то решения ее, я считаю, уже началом изменения сознания. А если это произойдет у всех жителей города, то ситуация обязательно изменится к лучшему.


Но для начала немного о нашем регионе, о Луганской области. Луганщина – один из самых неблагоприятных по экологическим условиям регионов Украины. На территории области из 1500 предприятий и организаций угольной, металлургической, химической и нефтехимической промышленности и энергетики расположено 106 предприятий только угольной промышленности . В течение года выбросы одного предприятия в среднем составляют около 2 тысяч тонн в год. Такие высокие показатели формируются в основном за счет выбросов метана и породных отвалов, которые склонны к горению. Ведь в области находится 537 породных отвалов, из них 66 – действующие и недействующие, которые горят. Также остро стоит вопрос о последствиях закрытия шахт – из 109 шахт, ликвидируемых по всей Украине, 40 шахт закрыли только в Луганской области, а это вызывает ощутимое ухудшение экологической обстановки. Основным источниками загрязнения атмосферы остается угольная отрасль, объемы выбросов которой в среднем составляют до 200 тысяч тонн ежегодно, или до 40% валового объема выбросов области. Второе место занимает энергетическая отрасль – 156 тысяч тонн, или 30% от областного объема. Что касается выбросов предприятий металлургической промышленности, то они составили 87 тысяч тонн, или 17%, а производство кокса и продуктов нефтепереработки – 23 тысячи тонн, или 5% от всех выбросов области. 123 предприятия используют в технологическом процессе около сорока тыс. тонн разнообразных сильнодействующих веществ. В атмосферу выбрасываются ежегодно около 500 тыс. тонн загрязненных веществ трехсот наименований, более трех четвертей их – не очищены. Высокий удельный вес промышленности в хозяйственном комплексе области, недостаточное оснащение предприятий пыле-, газоулавливающими устройствами привело к снижению в воздушном бассейне содержания кислорода и повышению количества токсических веществ, воздух перенасыщен сернокислыми газами, двуокисью азота , окисью углерода, фенолом, аммиаком , коксовым газом и т. п.. Пылегазоочистительное оборудование на заводах изношено либо устарело, и ядовитые газы уходят прямиком в небо.

Ни для кого не секрет, что в Луганской области расположены 7 экологически опасных объектов общегосударственного значения. Только за 9 месяцев прошлого года в атмосферу было выброшено почти 400 тысяч тонн загрязняющих веществ. Значительное влияние на загрязнения атмосферы оказывают промышленные предприятия, которые расположены в черте города. Самую сильную нагрузку на воздушный бассейн оказывают предприятия Луганска – до 30% от всех стационарных выбросов, Краснодонского угольного района – 22%, Алчевска – 21%, что связано с металлургическим производством, и Лисичанска – 7%, за счет производства нефтепродуктов.

О том, что в городе занимаются решением экологических проблем, говорится и пишется в газетах очень часто. Мол, все под контролем. Но стоит посмотреть, например, на наш снег и становится все ясно без всяких цифр.

Вместо белоснежных сугробов на улицах лежит снег, смешанный с сажей, причем серым, а потом и черным он становится на второй-третий день после выпадения. Иногда с неба падает рыжая пыль, от которой отмыться крайне сложно. Снег припорошен сажей не только в непосредственной близости от производства, но и на детских площадках , рядом со школами, больницами и железнодорожным вокзалом. В мои домашние обязанности входит ежедневно вытирать пыль с подоконников, где она собирается черным слоем – при закрытых окнах, а многие хозяйки вытирают ее и утром и вечером.

Возможно, причиной этого является то, что 25% промышленной продукции Луганской области производ ится на территории Алчевска. Однако экологическая ситуация в Алчевске катастрофическая. Чем мы дышим - тому, кто не испытал на себе, трудно даже представить. Предельно допустимые концентрации (ПДК) превышаются по многим ингредиентам; выбросы в атмосферу в год составляют более 1 тонны на одного жителя и свыше 2 тыс. тонн на 1 кв. км. Варианты сокращения выброса вредных веществ в атмосферу двумя градообразующими предприятиями – металлургическим и коксохимическим заводами рассматривают не только руководители заводов, но и экологи всех уровней. Ведь в санитарно-защитной зоне оказались четыре школы и одно лечебное учреждение. Но корпорация «Индустриальный союз Донбасса» (стратегический инвестор меткомбината) организовал дополнительную «индустриальную зону» - запустил кислородно-конвертерный цех с производством стали 8-10 млн. тонн в дополнение к объему производства уже имеющегося завода. В сумме это более 15 млн. тонн, что составит не менее 40% всей стали, производимой ныне в Украине. При этом заработная плата на местных предприятиях - одна из самых низких в отрасли; она, к примеру, в семь раз ниже, чем на заводах в Польше и Венгрии, которые Алчевск обеспечивает металлом.


Практически на всей территории области среда проживания для человека оценивается как критическая. В области самая низкая на Украине продолжительность жизни, 85% детей рождается с различными патологиями и отклонениями, в нашем городе самым распространенным заболеванием, особенно у детей, являются бронхит и другие болезни органов дыхания. Поэтому Луганщину необходимо признать зоной чрезвычайного экологического бедствия.

Я уже не говорю о воде, которую мы пьем. В подземном водоносном горизонте скопилось около 5 млн. тонн минеральных солей и свыше 230 тонн амино- и нитросоединений. Высокая степень загрязнения природной среды при большой плотности населения (500 чел. на 1 кв. км.) приводит к высокому уровню заболеваемости. Ч астота случаев онкозаболеваний и туберкулеза в городе вдвое превышает среднеобластные показатели. С экологической точки зрения ситуация с водными ресурсами еще хуже, чем состояние воздушного бассейна. Из 284 очистных сооружений сточных вод, что имеются в области, 172 не отвечают санитарно-гигиеническим нормам , поэтому сбросы загрязненных сточных вод в Алчевске увеличились в 5 раз.

Конечно, сложно совместить желание развивать промышленность – а наши заводы это зарплата жителей города, их основной источник дохода – и уменьшить выбросы в атмосферу при производстве металла, но что-то делать же нужно! И хотя говорит мэр города: «Выбросы на тонну продукции ПАО «АМК» в прошлом году уменьшило с 28 кг до 25», все равно загрязненность воздуха в городе колоссальная, и существенно ситуация не меняется.

Мы с моей руководительницей раздобыли данные городской санитарно–эпидемиологической станции и лаборатории гидрометеослужбы о степени загрязнения воздуха. Для оценки качества атмосферного воздуха применяются отношения средних за год концентраций примесей к их среднесуточным предельно допустимым концентрациям (ПДК), а также индекс загрязнения атмосферы – ИЗА. ИЗА – суммарный индекс загрязнения атмосферы, который рассчитывается по пяти наиболее распространенным вредным веществам (пыли, диоксиду серы, оксиду углерода, диоксиду азота и формальдегиду или фенолу).

Состояние атмосферного воздуха города Алчевска проанализировано по 4 показателям (взвешенные вещества, оксид углерода СО, диоксид азота NO 2 и диоксид серы SO 2 ) за период с 1996 по 2011 г. г. Изменение максимально–разовых и среднесуточных концентраций загрязняющих веществ в атмосфере г. Алчевска за период с 1996 по 2011 г. г. представлены в графическом виде на рисунках 1 и 2.

font-size:10.0pt;line-height:150%;color:#0D0D0D">Годы

Рисунок 1 – Максимально–разовые концентрации загрязняющих веществ

font-size:14.0pt; line-height:150%;color:#0D0D0D">Рисунок 2 – Среднесуточные концентрации загрязняющих веществ

На основании проанализированных данных можно сделать вывод о превышении норм ПДК по всем четырем показателям с тенденцией роста, причем максимально–разовые показатели дают наибольшее превышение норм ПДК по взвешенным веществам, а среднесуточные – по диоксиду серы.

Для расчета ИЗА в г. Алчевске мы воспользовались данными городской санитарно–эпидемиологической станции и лаборатории гидрометеослужбы. Расчет ИЗА произведен по пяти показателям (взвешенные вещества, оксид углерода СО, диоксид серы SO 2 , диоксид азота NO 2 и фенол) за период с 2006 по 2011 г. г.

В Алчевске зафиксирован наивысший в Луганской области объем вредных выбросов в атмосферу. Он превышает норму на одного человека в 4 раза.

На рисунке 3 приведены значения индекса загрязнения атмосферы ИЗА города Алчевска за период с 2006 по 2011 г. г. по данным городской санитарно–эпидемиологической станции и лаборатории гидрометеослужбы.

letter-spacing:-.2pt">Рисунок 3 – Значения ИЗА города Алчевска за период с 2006 по 2011 г. г.

По данным гидрометеослужбы состояние атмосферного воздуха г. Алчевска относится к категории «Повышенное загрязнение атмосферы», а по данным городской СЭС – к категориям «Высокое» и «Очень высокое загрязнение атмосферы». Такое разночтение данных можно объяснить следующими причинами.

Во–первых, у горСЭС и гидрометеослужбы посты располагаются в различных точках (рисунок 4). Посты гидрометеослужбы (на карте обозначены синими каплями) треугольником охватывают практически всю территорию города по обе стороны от промплощадок ПАО «АМК» и ПАО «Алчевсккокс». А посты горСЭС (на карте обозначены красными крестами) расположены практически на одной прямой и не охватывают всей территории города. Кроме того, необходимо учесть, что расположение постов горСЭС в юго–восточном направлении от источника выбросов является наиболее загрязненным, поэтому значения ИЗА по данным горСЭС более высокие, чем по данным гидрометеослужбы.

Во–вторых, гидрометеослужба выполняет мониторинг атмосферного воздуха по количеству проб на каждом посту регулярно, а наблюдения горСЭС по количеству проб можно отнести только к эпизодическим.


Рисунок 4 – Расположение постов гидрометеослужбы и горСЭС наблюдения за состоянием атмосферного воздуха

Я считаю, что для улучшения экологической ситуации в городе и регионе необходимо:

пересмотреть ПДК, ориентируясь на европейские нормы;

не допускать размещения в городе новых предприятий по производству металла;

привлекать к ответственности и наказывать по всей строгости закона руководителей и собственников предприятий, загрязняющих атмосферу, причем штрафы за невыполнение возложенных на них обязательств должны увеличиваться за каждый просроченный год.

Использованная литература

1. , Яцюк екологii та охорона навколишнього природнього середовища. - Львiв: Афiша, 20с.

2. Бровдій В. Світ, в якому ми хочемо жити / В. Бровдій, О. Гаца, Н. Куруц // Космос, Земля, Природа, Екологія, Людина / В. Бровдій, О. Гаца, Н. Куруц. - К., 1997. - С. 29-37.

3. В. Экология. Природа-Человек-Техника.: Учебник для студентов техн. направл. и специал. вузов / , .- Под общ. ред. ; М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

– 43 с.

4. Отчет Алчевского городского центра мониторинга окружающей природной среды «Разработка рекомендаций по организации и проведению мониторинга состояния окружающей среды г. Алчевска» – Алчевск, 2012. – 98 с.

5. Отчет ДонГТУ «Исследование и анализ влияния антропогенных факторов на окружающую природную среду и разработка рекомендаций для создания системы экологического мониторинга города Алчевска» - Алчевск, 2012. – 82 с.

6. , Денщик и самоорганизация: Шахтерские города Донбасса в период реструктуризации угольной промышленности: социальное и экологическое измерения.– Луганск: Альма-матер, 2001.

7. Белов. По публикациям из городских газет (страницы истории). Донецк: «Донеччина», 2008гс.

8. Официальный сайт Алчевского городского совета . http://www. al. /ru/

Это – фото снега двухдневной давности и ручьев, текущих после таяния снега в районе завода.


В.И.Литвинова МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №11, г. Томск
Слово "экология" прочно вошло в нашу жизнь. Мы наблюдаем экологизацию всех сфер жизни, она включает в себя разные аспекты - философские, экономические, географические, социальные, этические и др. Отсюда появилась экология родного края, области, города, дома, души, "экологический паспорт", "экологически чистые продукты" и т.п. Вспомним, что такое экология. "Эко" - то, что находится вне, вокруг нас. Есть перевод с греческого: "ойкос" - дом, жилище, местопребывание и "логия" - изучаю. Экология - наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Проще говоря, экология изучает среду, которая окружает любое живое существо, в том числе и человека, а сам термин имеет более широкий смысл.
В последнее время появилось много изданий на экологическую тему, в том числе о Томской области. Этот материал можно использовать для работы с детьми на занятиях по экологии, ведь Томск - это наша среда обитания, а значит, на нас влияет состояние природы Томской области. Томские экологи предлагают много способов защиты природы. Например, одним из мероприятий по улучшению окружающей среды является благоустройство и озеленение населенных мест - создание парков, скверов, садов, бульваров, уличного и внутриквартального озеленения, защитных зеленых зон вокруг промышленных предприятий. Необходимо и видовое разнообразие насаждений. Об этом заботятся Горзеленхоз, "Ботанический сад", цветоводы. Город с каждым годом становится краше. Как уберечь труд людей от вандализма? Один из выходов - воспитывать людей красотой.
Равновесие в природе легко нарушить, жизнь живых существ очень хрупка. Мы видим это и в своей жизни: из-за загрязнения воздуха и воды люди болеют. Природные ресурсы истощены. Как сохранить то немногое, что еще осталось? Как рационально использовать? Как сохранить и улучшить свою среду обитания? Знания об этом нужно дать детям доступно их чувственному, эмоциональному и умственному развитию. Необходимо заложить базовый минимум экологических знаний для последующего экологического обучения в школе.
Несколько лет я разрабатывала тему: "Экология родного края". В Томской области много природных зон, полезных ископаемых, многообразен мир растений и животных. Можно найти много тем для экологических исследований на занятиях с детьми. Например, в Томской области много залежей глины, песка, гравия. Свойства этих объектов неживой природы можно вволю поисследовать - и полепить из глины, и поиграть с водой у фонтана, и "ловить" воздух в мыльные пузыри, и попытаться обточить камни, имитируя приливную волну, а делать "куличи" из песка можно круглый год - для этого есть специальный стол-песочница. Для всех этих опытов есть много места в Зимнем саду, не каждый педагог захочет "такое" устроить в групповой комнате. В своей работе я использую программы С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой,
Н. Кондратьевой (программа "Мы"), другие пособия по экологии, адаптированные для работы в Зимнем саду. Одни из лучших, на мой взгляд, - "Экология для детей", "Эколобок", "Мурзилка" Л.Н. Ерда- кова. Его издания о среде обитания очень помогают в работе. Темы, представленные в его пособиях, можно развивать бесконечно, равнодушных детей на занятиях не бывает. Занятия проводятся в Зимнем саду, на участках ДОУ. Территория ДОУ очень интересна: есть небольшие фрагменты "дикой" природы, есть несколько сосен, под которыми каждый год растут маслята, есть участок с березами и небольшая лужайка, где растут то подберезовики, то белянки, то сыроежки или свинушки. Эти темы, конечно, тоже исполь-зуются на занятиях. В Зимнем саду представлены разные виды комнатных растений, есть "Живой уголок", где живут ежик, морская свинка, кролик, хомячок, черепахи, попугаи, рыбки, улитки и другие живые существа. Ситуации с животными проигрываются на занятиях: нельзя приносить из леса ежей, потому что мы не сможем найти им много насекомых для питания, ежи зимой спят, а в Зимнем саду жарко и шумно - не уснешь. Детей пытаемся заставить вести себя тихо, ведь Зимний сад - это маленький лес, от шума все зверюшки и букашки (паучки, улитки и др.) попрячутся, и они никого не увидят. Дети гордятся Зимним садом, это видно, когда они приводят родителей и показывают им любимую зверюшку.
Вся программа "Экология родного края" разбита на блоки:
"Неживая природа". Сюда входят темы: "Вода", "Воздух", "Почва", "Камни и минералы", "Космические тела", "Солнце", "Луна", "Созвездия и лунный календарь", "Космические путешествия".
II. "Живая природа и ее взаимосвязь с неживой". Здесь мы знакомимся с биологическими объектами Томской области, города, Зимнего сада, их жизненными циклами; экосистемами пресных водоемов, болота, тайги, др. лесов. В течение учебного года
много практической работы в Зимнем саду по уходу за животными и растениями, посадкам растений для себя, для детского сада, озеленения территории ДОУ. Сюда входит и тема "Человек как живое существо".
"Экология нашей среды обитания". Здесь мы проводим экологические исследования города, детского сада, дома, работаем с "Экологическим паспортом", "Красной книгой", говорим об охране природы.
"Наша планета в опасности". Здесь мы говорим о загрязнении воды, воздуха, почвы; о поведении человека в природе, на улице, дома; проводим экологические мероприятия, праздники и развлечения.
Дети на занятиях узнают об экосистемах Томской области, других районов Сибири и земного шара, ведь ни для кого не секрет, что где бы мы ни жили, мы все равно влияем на природу всего мира. Об этом в последнее время все чаще пишут ученые и передовые люди нашего времени. Обострение экологических проблем в нашей стране и за рубежом ставит под угрозу существование людей во всем мире. Уже не только природа Земли требует охраны, но и человечество - как частичка этой природы. Нужна интенсивная просветительская работа по формированию у населения экологической культуры природопользования. В системе образования основы экологического сознания и культуры закладываются в дошкольном детстве. Но существующие программы - в основном, ознакомительные с окружающим миром. Педагоги формируют у детей гуманное отношение к живым существам, это, безусловно, положительное отношение к природе, но уже недостаточное. Нужно экстренное изменение сознания людей и отношения к природе.
Несколько лет назад вышла из печати "Красная книга Томской области". Это официальный справоч-ник, составленный томскими экологами. Оказывается, на территории Томской области нуждаются в охране 180 редких и исчезающих видов животных, растений, грибов из-за сокращения их численности в результате деятельности человека, а некоторые виды могут исчезнуть. Несмотря на различные мероприятия по сохранению природы Томской области, проводимые сотрудниками "Облкомприроды", экологическими организациями и "Обществом по охране природы", культура населения низкая. Примеров этому много, не будем на них сейчас останавливаться.
Дошкольное детство - это начало формирования личности человека, его отношения к себе и к окружа-ющему миру. Как маленький человек научится относиться к окружающему его миру, так во взрослой жизни будет применять приобретенные знания. Дети инстинктивно тянутся к природе, к живым существам. В этот период своего развития они все познают своими органами чувств, пытаются осознать сущее. Поэтому важно сформировать у детей осознанно-правильное отношение к природным объектам и явлениям, которые окружают его. Трудно полюбить то, чего не знаешь. Чем больше дети узнают о природных объектах нашего города, области, тем бережнее будут относиться к ним, тем лучше начнут понимать свои потребности в чистой и здоровой среде и пище. Здесь важна роль педагога - как он преподнесет эти знания, такими эти знания останутся если не в памяти ребен- ка, то где-то в подсознании. У наших детей сейчас благотворное время для осознания себя в окружающем мире, когда они подрастут, у них появятся обя-занности, учеба в школе, работа, увлечения. Занятия проводятся разными способами: это и беседа, и практические занятия, и наблюдение, и общение с живыми объектами. Дети обсуждают на занятиях, в каком доме им бы хотелось жить, какой должен быть двор возле дома, какая квартира и пр. Во время такой беседы не педагог учит детей, как и где им жить, а дети высказывают свое внутреннее желание, потребность в экологичной, эстетичной и гармоничной с природой жизни. Дети учатся не бездумно относиться к окружающим их вещам природы и быта, а находить целесообразность их использования, например: сажать деревья в городе для чистого воздуха; старые вещи, еще годные к носке, можно отдать другим; пластиковую посуду можно использовать повторно и т.д. Дети приобретают практические навыки и умения. Например, сеют семена растений. Сначала они узнают что внутри "спит" маленькое растение; потом - как "разбудить" и вырастить его - согреть руками, посадить в землю, полить, поставить в светлое теплое место, а если сделать не так, то семечко не проснется. Дети на занятиях знакомятся с жизнью природных объектов, например, с жизнью деревьев. Как растут, стареют, что с ними происходит, когда они состарятся и упадут на землю. К деревьям можно прикасаться, они теплые даже зимой. Дерево может помочь в трудные минуты жизни: тополь заберет грусть, береза подарит радость, исцелит. Ребенок учится находить помощь у растений. "Посмотри на цветок, удивись, порадуйся", - эти слова и нам могут помочь. Так налаживается гармоничная связь ребенка с природой. Идет воспитание через природные объекты: какой красивый мох, шишка под ногами - не будем брать, пусть останутся здесь, здесь они красивые, здесь они на месте, это чей-то дом, чья- то еда. Все в природе целесообразно, если убрать одно звено пищевой цепочки, то может произойти эколо-гическая катастрофа. В процессе общения с живыми существами восстанавливается душевное равновесие, здоровье ребенка. Особенно интересно детям знакомиться с природными зонами томского района - их глаза загораются. Если быть внимательным, то можно много увидеть и узнать о том, что не где-то в Африке, а недалеко, в соседнем лесу, например, увидеть хорька, зайца. Дети начинают фантазировать, включая себя в различные ситуации. Это своего рода тренинг правильного экологического поведения.
Или работа с "Экологическим паспортом" - на нем нанесены все деревья и кустарники, растущие на участках ДОУ, значки птиц, насекомых, растений и других живых существ, обитающих или иногда появляющихся на территории детсада. Дети подсказывают, какую птицу или букашку еще нужно обозначить на "Экологическом паспорте".
Родители помогают знакомить детей с уникальными местами города, области - это заказники, особо охраняемые территории, памятники природы (озера, родники и др.), Сибирский ботанический сад, университетская роща, потом рассказывают о своих поездках. Мы вместе обсуждаем, как хорошо отдохнуть на природе и не навредить ей. Это традиционные места отдыха томичей, сбора дикоросов. Никакой милиции, экологических инспекций не хватит охранять эти места. Нужна добрая воля людей, экологическая куль-
тура и экологическое мировоззрение. Как мы справились с этой задачей покажет недалекое будущее.
В результате четырех лет экологического воспитания и образования дети должны отличать живую природу от неживой; знать о жизни и потребностях живых организмов, об экосистемах Томской области; научиться гуманно относиться к животным уголка природы, ухаживать за растениями Зимнего сада; обладать элементарной экологической культурой: не бросать мусор, не ломать деревья и проч.

МКОУ «Солдатская основная общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области

Внеклассное мероприятие на тему

«Экология родного края»

Цель: формирование ответственного отношения к природе родного края.

Задачи:

  • Воспитать бережное отношение обучающихся к природе родного края;
  • Формировать экологическую культуру учащихся;
  • Пополнить знания обучающихся по экологии;
  • Воспитание чувства любви к своей малой родине и чувства самосознания.

Оборудование: Презентации, компьютер, газеты на экологическую тему, физическая карта России, глобус, выставка книг, памятка «Правила поведения в природе», запрещающие знаки.

Ход классного часа.

Ученик: Кромсая лед, меняем рек теченье

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но, мы еще придем просить прощенье

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька,

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого… пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды,

Всё меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

Учитель: Человек не одинок в этом мире. Вокруг него существует окружающая среда. Окружающая среда это и вода, которую мы пьем и из которой мы состоим это и воздух, которым мы дышим, это и почва, на которой мы выращиваем растения, это и животные, обитающие в природе.

Все это существовало задолго до появления человека, а с появлением человека вся эта совокупность объектов изменилась.

Самая страшная из катастроф - антропогенная, т.е. уничтожение человека человеком. Еще на заре 20 века В.И.Вернадский сказал, что человечество становиться экологической и даже космической силой. И каждый живущий на Земле может убедиться в верности этих слов: человечество сотрясает землю, изменяет её облик. И природа мстит людям за такую победу. Земля не государство, её разделить нельзя. Невозможно разделить природу. Она живет по своим законам: птицы, рыбы, звери, насекомые, ветры и воды движутся по Земле, как двигались они сотни и даже десятки тысяч лет назад, не спрашивая разрешения.

Воды на Земле много, но необходимой для жизни - пресной воды - около 3%.А ведь высокие урожаи, жизнь человека, всего живого и многое другое зависит от достатка чистой воды, качественной. И для этого приходится бурить скважины, углублять колодцы, рыть каналы, сооружать дорогостоящие системы очистки и, несмотря на это, люди страдают без воды.

(Приложение №1 Значение воды Бабухина Анастасия.)

Учитель: Леса являются хранителями подземной воды. Удивительная способность живого дерева - испарять влагу,1 гектар березового леса испаряет 47 тысяч литров воды в день.

Велика роль Мирового океана. Мы называем его «безграничным», неисчерпаемым. Но сегодня океан бессилен перед деятельностью человека, и не только потому, что миллионы тонн нефти при перевозке радужной пленкой покрывают водные поверхности океана.

Чистый воздух становится дефицитом на нашей планете. Забирая кислород для своих нужд и выбрасывая огромные облака углекислого газа и других газов, человек уничтожает человека в человеке. В Белоруссии в 100раз увеличилась заболевания щитовидной железы у детей в связи с загрязнением окружающей среды. Ведь всё человечество в противогазы не оденешь, всю атмосферу через фильтры не пропустишь и не отгородишь одну область от другой. Заражение атмосферы Чернобыльской АЭС дошло до Читы. На неделимой Земле самое неделимое - атмосфера, и загрязнение её - всеобщая беда человечества. Земля не только наша кормилица, это наш дом, это место, где мы живём, отдыхаем, познаем мир. Это тайник ВСЕЛЕННОЙ. Ритмы нашей планеты неразрывно связаны с ритмом жизни всего живого. И если мы, люди, не будем помнить главного - биосфера - целостное образование, а мы при нашей гордости и разумности лишь часть ее. И если мы хотим сохранить человечество, мы обязаны хранить природу Земли.

Помнить об этом наш долг. Помнить и включаться в работу по охране природы. Эта работа во имя человечества и человечности.

Ученик: Земля, какая она?

Земля рождает прозрачные ручьи и потоки, миллионы стеблей и колосьев, пускает птиц в облака, зверей- в леса. Земля принимает в себя все дожди, снега, туманы, мохнатые семена и гладкие зерна.

Могучей Волги плавные просторы,

Не знающие края ширь степей

Леса, поля, долины, реки, горы,

Весь светлый облик родины моей.

Наша планета названа землёй по недоразумению. На воду приходиться 4/5 территории, но она неравномерно распределена на планете. А она нужна людям, растениям, предприятиям. Но пресной воды становится всё меньше.

80% заболеваний связано с использованием недоброкачественной воды. Вода рек, морей, океанов сдержит десятки тысяч тонн различных вредных солей, ядовитых веществ, нефтепродукты.

Учение: Черные пятна.

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине.

Черные раскачиваются пятна

На крутой, разгневанной волне.

Стали люди сильные, как боги,

И судьба ЗЕМЛИ у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках,

Мы давно освоили планету

Широко шагает новый век.

На ЗЕМЛЕ уж белых пятен нету,

Черные. Сотрешь ли, человек?

Учитель: Проблемы рационального использования ресурсов мирового океана могут быть решены только при условии тесного сотрудничества всех государств.

Моря и океаны, реки и озера составляют 80% поверхности суши. Морские растения обогащают воздух кислородом больше, чем растения суши. Тепло океана влияет на климат Земли. Океан- кухня погоды.

Ученик: Мне снится немая как камень Земля,

И небо, нагое, без птицы,

И море без рыб и без корабля, Сухие, пустые глазницы,

Учитель: Масштабы воздействия человека на природу постоянно увеличиваются.

Где же выход?

Учёные предлагают создать безотходные производства, чтобы не сбрасывать грязную воду в реки, на предприятиях строить очистные сооружения.

Ученик: Крик о помощи.

А природа опять то предельно проста,

То одета в цветастые перья….

Удивляет меня не её красота,

Удивляет ее терпенье.

И когда сквозь асфальт лепестков пятерня

Продирается после полуночи, Я не радуюсь силе ЗЕМЛИ.

Для меня это прежде всего- крик о помощи!

Учитель: «Чистота- залог здоровья». И нам страшно представить, во что превратилась бы наша планета с ее улицами, городами, если бы не вывозили мусор. Через 10-15 лет он покрыл бы нашу планету слоем толщиной 5 метров. Сжигать отходы нельзя, т.к. при этом загрязняются почва, воздух, вода и выделяется при этом очень много ядовитых газов. Говоря об охране окружающей среды, мы должны знать и о здоровье наших квартир в которых мы проводим большую часть нашей жизни.

(Приложение №2 Здоровье наших квартир Игин Никта.)

Учитель: Дороже золота, дороже серебра окружающая нас природа, и будущее нашей Земли зависит от нас!

Нам под ответственность дана

И вся Земля и вся страна.

Будущее нашей планеты ЗЕМЛИ, океанов, полей, морей, озер, рек в наших руках.

(Приложение №3 Исследовательская работа. Охрана окружающей среды от бытового мусора. Грибанова Марина)

Ученик: Стон ЗЕМЛИ.

Вращаясь в космосе в кругу своей орбиты,

Не год не два, миллиарды лет,

Я так устала, плоть моя покрыта

Рубцами ран, живого места нет.

Терзает смоль мою больную душу,

И яды травят воды чистых рек.

Все то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек,

Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идёт моя руда.

А что мне стоит только штат Невада?

Его подземных взрывов череда,

Зачем друг друга люди так боятся?

Что позабыли о своей Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

ОЧНИТЕСЬ, ЛЮДИ, ПРИЗОВИТЕ СТРАНЫ, ЧТОБЫ МЕНЯ ОТ ГИБЕЛИ СПАСЛИ!

Учитель: Отношение к живому - сплошной противоречивый акт сознания, ума, чувства, воли человека. И только в человеческой душе есть место красоте. Человек становиться более нравственным благодаря тому, что им овладевает желание сохранять и охранять окружающую среду.

Спасти Природы чудные творенья

От бесхозяйственного истребленья,

Таков призыв! Таков у нас закон.

Но всё ж немногого достигнет он,

Пока к сознательности нет стремленья,

Внося в природу только разрушение.

Но мы хозяева своей Земли.

Использование верное нашли

Путем познания ПРИРОДЫ нашей милой.

Испокон веков верой и правдой природа служила человеку.

Сегодня радости и мудрости природы оборачиваются болью, богатства - утратой, доброта - жесткостью. Есть такое выражение «цветущий край».Так называют земли, где знания, опыт людей, их привязанность к природе поистине творят чудеса.

Находясь в лесу, на реке соблюдайте правила пожарной безопасности, не допускайте поломки кустарников, рубки деревьев, засорения местности, разорения муравейников, гнездовий птиц.

Ученик: Только берегите эту Землю

Берегите ЗЕМЛЮ! Берегите!

Бабочку на листьях повилики.

На тропинке - солнечные блики,

На камнях играющего краба.

На могиле тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным простором,

Ласточку, мелькающую в поле!

Берегите Землю, берегите!

Учитель: Ребята, теперь обращаемся к вам. Когда бываете в лесу, на рыбалке, на отдыхе, в поле, берегите нашу природу, природу нашего родного села.

Будем наш край украшать, охранять,

Будет наш край хорошеть, расцветать.

На отдыхе (сценка)

Мы приехали на речку воскресенье провести,

Тут сидят и там сидят, отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли и поляночку нашли,

Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.

И как будто нам на зло - даже битое стекло.

Мы по бережку прошли, место новое нашли,

Но и тут до нас сидели тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо.

«ЭЙ, ребята!» - крикнул Дима,-

Вот местечко хоть куда,

Родниковая вода,

Чудный вид, прекрасный пляж,

Распаковывай багаж.

Мы купались загорали,

Жгли костер, в футбол играли,

Пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели,

И остались на полянке у потухшего костра

Две разбитых нами банки,

Две намокшие баранки

Словом мусора гора.

Мы приехали на речку понедельник провести,

Но свободного местечка возле речки не найти.

И только в человеческой душе есть место красоте.

Природа требует награды

За драгоценные плоды,

И лишь одно природе надо,

Чтоб люди были к ней добры

Ученик : Крик души

Я люблю тебя, большое время,

Но прошу - прислушайся ко мне,

Не убей последнего медведя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на Земле осталось что- то.

От чего щемит в моей груди.

Викторина:

Что такое экология?

Какие экологические проблемы существуют в нашем районе, селе?

Какие вы можете предложить меры по охране природы нашего села?

Какие меры по устранению экологических проблем принимаются в нашем селе, районе?

Какие редкие и охраняемые растения встречаются в нашем селе, области?

Каких охраняемых животных Курской области Вы знаете?

Каких охраняемых животных можно встретить в лесах нашего села?

Назовите особо охраняемые территории Курской области?

Что может сделать каждый из нас по улучшению экологического состояния нашего села?

Используемая литература

1 Энциклопедия »Википедия»

2Красная книга Российской Федерация.

3Красная книга Курского края

4 Природа и люди М., просвещение 1990 год