Схема боевой части зур роланд 3. Зенитно-ракетный комплекс Roland (Франция, Германия)

Страница 20 из 29

Функции управления общеобразовательным учреждением.

Управление школой представляет собой деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Центральное место в процессе решения многих задач школьно­го управления принадлежит руководителю школы и учителю, ко­торым приходится сталкиваться с новыми задачами возрастаю­щей сложности и нести ответственность за принятые решения и конечные результаты. Они осуществляют внутришкольное управление, то есть целенаправленно и сознательно взаимодействуют в рамках целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.

Опыт и интуиция все чаще оказываются не в состоянии на практике обеспечить принятие удовлетворитель­ного и тем более оптимального решения. И здесь на помощь при­ходит теория управления.

Что же дает на практике знание системы внутришкольного управления?

Во-первых, позволяет изменить процесс управления, создать атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена школьного коллектива.

Во-вторых, реализует возможность уйти от вертикального командно-администра­тивного стиля управления и перейти на горизонтальный, профес­сиональный стиль сотрудничества. Корпоративный стиль управле­ния учитывает индивидуальные качества каждого человека и осу­ществляет личностно-ориентированный подход к его деятельности.

В-третьих, открывает возможность для развития каждой лич­ности, которая опирается прежде всего на мотивационные ори­ентации педагогов.

В-четвертых, предоставляет возможность для формирования внутришкольной культуры, создающей психолого-педагогическнй комфорт всем участникам учебно-воспита­тельного процесса.

В различных школах процесс управления протекает по-разному. Основную роль здесь играет содержание процесса управления, которое определяется его целями, принципами, методами, функция­ми, спецификой образования, уровнем данного органа в общей сис­теме органов управления. Например, если школа в качестве це­ли рассматривает совершенствование процесса обучения для по­вышения качества знаний и умений своих выпускников, готовя­щихся к поступлению в вуз, то основной целью управления вы­ступает обеспечение условий для совершенствования процесса обучения. Основное внимание уделяется уровню преподавания, профессионально-методической подготовке учителей, работе методобъединений по предметам, установлению более жесткой дисциплины на уроках и ряду других направлений работы. В соответствии с целью подбираются принципы и методы управления. Для достижения такой цели может быть выбран и авторитарный стиль управления.

Совершенно иным может стать содержание управления, если в качестве цели для школы выступает создание авторской системы. В этом случае основой управления является создание наиболее благоприятных условий для деятельности учителей-новаторов и дальнейшее распространение их опыта на деятельность остальных учителей школы.

Однако содержание управления может быть различным не только по целям, методам и принципам образовательных учреж­дений. Различие существует и в самой сфере управления. Выделяют три принципиально разных компонента управления. Первый это иерархия организации, где основное средство – воздействие на человека “сверху” (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.). Второй внут­ренняя культура деятельности, т.е. вырабатываемые и признавае­мые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Третий это рынок, т.е. рав­ноправные отношения “по горизонтали”, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

В реальных социальных и экономических системах эти три компонента сосуществуют, и облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных компонентов принадлежит приоритет.

В теории управления выделяются следующие основные функ­ции управления: анализ, планирование, организация, контроль. Эти функции можно рассматривать как относительно самостоя­тельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

Анализ информации. Эффективное управление школой начинается с создания или преобразования системы информационного обеспечения. Она базируется на педагогическом анализе – изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективной оценке его результатов, на основе которых вырабатываются управленческие решения. Анализом информации называется функция управления, на­правленная на изучение фактического состояния школы и окру­жающей ее среды, оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов дальнейшей деятельности школы.

Руково­дители школы должны иметь информацию о состоянии и разви­тии процессов в тех подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия. На первом этапе создания системы информационного обеспечения основной целью является моделирование и организа­ция простейшего информационного обеспечения. Вторым этапом будет создание банка данных по не­скольким тематическим блокам: качество знаний и качество преподавания; уровень воспитанности и воспитательная работа; работа с педагогически­ми кадрами; работа с родителями, общественностью и предпри­ятиями; организационные вопросы создания условий для получе­ния образования; состояние внутришкольного управления; мате­риально-техническая база; сведения об учащихся, учителях и др.

Необходимым условием проведения ана­лиза деятельности школы и условий, сложившихся в микрорайоне, является наличие полной и достоверной информации. Важно предъявлять к отбору инфор­мации повышенные требования, а именно: информация должна быть, во-первых, минимально полной по своему объему, во-вторых, предельно конкретной.

В целостных системах информационно-аналитической дея­тельности определено содержание, объем и источники информа­ции (кто сообщает), сформированы потоки информации, посту­пающие на различные уровни управления. Для каждой подсис­темы – управляющей и управляемой – выделяют три уровня ин­формации. Так, для школы существуют: административно-управленческий уро­вень (директор, заместитель по учебно-воспитательной работе, заместитель по внеклассной и внешкольной работе, заместитель по административно-хозяйственнойчасти, диспетчер и др.); уровень коллективно-коллегиального управления (Совет школы, педагогический совет – высший орган самоуправления педагогическим коллективом школы, методический совет и методические объединения по учебным предметам, научные кафедры, общественные организации); уровень ученического самоуправления.

Своевременная, достоверная и полная по объему информация для руководителей школы и учителей стимулирует появление моти­вов, побуждающих к деятельности. Собранная из различных источников информация далее про­ходит этап педагогического анализа. Анализ не только дает знания о происходящих процессах и явлениях, но и позволяет оценить их глубину и значение для действующей школы.

Для школы большое значение имеет анализ ее результатов. В на­стоящий момент акцент с анализа промежуточных результатов переносится на анализ конечных результатов. В проведении педа­гогического анализа конечных результатов деятельности школы выделяются четыре основных этапа.

Первый этап – определение предмета, состава и содержания анализа. Осуществляется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности за пе­риод учебного года. Эта информация классифицируется по ос­новным блокам, определяются цели ее анализа. Затем оценивается каждая часть предмета анализа с помощью количественных и ка­чественных показателей, выявляются факторы и условия, спосо­бы, средства и воздействия, положительно и отрицательно влияющие на развитие школы.

Второй этап сводится к структурно-функциональному описа­нию предмета анализа.

На третьем этапе проводится анализ причинно-следственных связей для того, чтобы выяснить причину того или иного явления.

Заключительный этап – четвертый – установление фактов дос­тижения целей. Формулируются окончательные вы­воды, аргументированные объективными данными, цели и основные задачи на новый период; полученные материалы выносятся обычно на педсовет по итогам учебного года.

Таковы составляющие одной из важнейших функ­ций управления – аналитической. Главным усло­вием ее осуществления является систематическая работа с управ­ленческими и педагогическими кадрами.

Планирование – основа управления и важнейшая стадия управ­ленческого цикла. Планирование можно определить как конкретное отображение предстоящего хода работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях.

Намечаемые планы должны быть научно обоснованными, учи­тывать реальные ресурсы и возможности, последствия принимае­мых решений. Для эффективного планирования необходимо сочетаниеперспективного прогнозирования и текущего планиро­вания, согласованность планов на всех уровнях управления. При определении целей и задач в общеобразовательной школе целесообразным является комплексное обоснование путей их достижения, учета всех аспектов развития системы образования: политических, экономических, правовых, социальных и педагогических.

Ключевым элементом планирования является постановка цели деятельности школы. Цель это осознанный желаемый результат. Выбор цели ис­ходная позиция, первый этап управления, его наиболее творче­ская составная часть. По источнику и способу образования целей как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой-либо организованной социальной системы, такой как школа, цели могут быть внутрен­ними (инициативными), т.е. формируемыми человеком или соци­альной системой самостоятельно, либо внешними, если они зада­ются извне. Это имеет место в случае педагогических систем, для которых цели задаются обществом.

При постановке целей особую важность приобретает вопрос о разграничении понятий “задача”, “цель”, “идеал”. Задача это реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат. Цель предполагает достижение желаемого результата за более продолжительный отрезок времени, т.е. цель конкретизируется в задачах, а совокупность решения этих задач приводит к достижению цели. Идеал или сверхзадача это тот редко достигаемый желаемый резуль­тат, к которому можно постоянно приближаться.

Широкое распространение в научной литературе получило разделение целей и задач (по их значимости и времени достижения) на стратегические, тактические и оперативные. Под стратегическими целями понимают долгосрочный ожидаемый результат. Задачи тактические есть промежуточные желаемые ре­зультаты в обозримом будущем, а задачи оперативные желае­мый результат на текущий момент.

Как один из основных элементов в управлении планирование должно отвечать ряду принципиальных требований, которые заклю­чаются в следующем: единство целевой установки и условий реа­лизации; единство долгосрочного и краткосрочного планирова­ния; осуществление принципа сочетания государственных и обще­ственных начал при разработке прогнозов и планов; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; ста­бильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Анализ существующей практики планирования работы школ позволил выявить определенные недостатки этого вида управлен­ческой деятельности. К ним относятся: высокая плотность пла­нов, неравномерное распределение плановых дел между исполнителями, неравномерность распределения основных мероприятий по месяцам, планирование нереальных дел, неэффективная орга­низация работы при выполнении плана, внеплановые дела, отсут­ствие контроля исамоконтроля, несбалансированность меро­приятий в управляемой и управляющих подсистемах и др.

Практика подтверждает, что объективные условия требуют корректировки, уточнения планов в процессе их реализации. Од­нако научно организованная система формирования планов и программ сводит до минимума число таких поправок на всех уровнях управления. С целью упорядочения планирования целе­сообразно использовать следующую систему планов: перспектив­ные планы и комплексно-целевые программы; годовой план (с включением в него блоков комплексно-целевых программ по наиболее острым проблемам); календарные планы на месяц; индивидуальные планы работы педагогов на месяц. При разработке плана важно определить показатели конкретных конечных результатов на истекший учебных год и на их основе строить возможные прогнозы развития школы на новый период.

Одним из действенных путей совершенствования планирова­ния является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ). Целевая программа составляется в школе под реализацию проблем, которые нужно решать немедленно. Ядро целевой программы генеральная цель, доведенная до каждого школьного подразделения и исполнителя. В структуру комплексной целевой программы должно входить: краткое описание состояния проблемы, ее места и роли в общешко­льном плане; генеральная цель; система задач (подцелей), дове­денных до исполнителей; показатели, характеризующие успеш­ность достижения цели; сроки, исполнители; информационное обеспечение управления процессом решения задач; контроль за ходом выполнения программы; текущий и итоговый анализ; регу­лирование.

Комплексные целевые программы часто оформляются в виде таблицы или в графической форме, тогда все цели, задачи, сово­купность способов, средств и воздействий представляются наглядно на одном листе. Такая форма плана становится руководством к действию.

Организация деятельности. В цепочке связанных этапов управ­ленческого цикла есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития школы, – организаци­онная стадия, характеризуемая как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию опре­деленной структуры отношений и взаимодействий, необходимых для эффективного достижения цели.

Организационные отношения можно определить как связи ме­жду людьми, устанавливаемые по поводу распределения полно­мочий и закрепления за ними функций их совместной деятельно­сти. Организационные отношения существуют объективно и от­ражают процессы разделения и кооперации труда.

Организация в системе внутришкольного управления направ­лена на формирование управляющей и управляемой подсистем, определение прав и полномочий для каждого звена управления. При определении функциональных обязанностей сотрудников в каждой подсистеме важен учет функционального регулирования и принципов их распределения: соответствие возлагаемых полно­мочий и представляемых прав его должностному положению, ор­ганизаторским способностям, уровню общей культуры и профес­сиональной готовности, соответствие содержания деятельности индивидуальным возможностям личности. Все это приводит к оп­ределению меры личной ответственности каждого участника пе­дагогического процесса на любом уровне управления за результа­ты работы школы, повышению роли человеческого фактора в со­вершенствовании обучения и воспитания детей и учащейся молоде­жи в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Методы, т.е. способы, средства и воздействия, положенные в основу структуры организационной деятельности, учитывают спе­цифичность объекта и субъекта управления в системе организации взаимодействия (отношений) и разделяются по целенаправленности (прямое и опосредованное), по формам (индивидуальные и коллек­тивные), по способам, средствам и воздействиям (моральные, мате­риальные, дисциплинарные и др.). Методы, определяющие орга­низационно-исполнительскую деятельность руководителей шко­лы, исходя из педагогической целенаправленности на субъект (объект), могут иметь вариативное сочетание для оптимального достижения целей организации.

В настоящее время существует несколько основных путей повышения эффективности органи­зационной деятельности.

1. Реализация личностно-ориентированного подхода . Личностно-ориентированный подход это своеобразное по­ложение, позиция человека в системе социально-педагогических и прочих отношений. В деятельности учителя сказываются воспри­ятие им своего функционального и гражданского долга, мера убежденности в целесообразности того, что он делает. Поэтому столь большое значение имеет осознание учителем важности сво­ей профессии и деятельности, активизации собственной педагоги­ческой деятельности, усиления ответственности за порученное дело, за конечные результаты.

2. Научно и практически обоснованное распределение функцио­нальных обязанностей между органом управления, руководителем школы и членами педагогического коллектива. Основной тенденци­ей изменения распределения обязанностей сегодня являются де­мократизация и усиление роли органов самоуправления в школе.

Превратить школу в самоуправляющуюся систему позволяет делегирование ряда прав и полномочий верхними эшелонами управления нижним. Происходит развитие демократических ор­ганов, включающих педагогов, учащихся, родителей, и демокра­тизация учебно-воспитательного процесса, т.е. демократизация отношений и общения, рост экономической и финансовой само­стоятельности с элементами хозрасчета и самофинансирования. Делегирование прав, полномочий и ответственности исполните­лям в каждом звене управления позволяет рационально использо­вать силы и время руководителя.

3. Формирование относительно автономных систем внутришкольного управления . Переход к управлению через построение авто­номных самоуправляемых систем к предельной конкретизации деятельности на всех иерархических уровнях один из возможных путей оптимизации управления.

Контроль деятельности и результатов. Процесс управления требует надежной обратной связи между управляющей и управ­ляемой подсистемами на любом уровне. Именно контроль в раз­личных его формах и методах (способах, средствах и воздействи­ях) обеспечивает обратную связь. Он является одним из важнейших источников информации, необходимой для оценки функционирования системы управления.

В условиях повышения самостоятельности, делегирования мно­гих прав и полномочий самой школе, а значит, и повышения ее от­ветственности контрольная функция внутришкольного управления занимает особое место. Наиболее эффективной она становится при сочетании административного и общественного контроля внутри школы с анализом, контролем и оценкой своей деятельности каждым участником педагогического процесса. При переходе в режим самоуправления оценка деятельности школы является предметом ежедневной заботы самой школы, частью ее профессиональной деятельности.

Внутришкольный контроль представляет вид деятельности руководителей школы совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным требовани­ям и школьным планам развития. Для оценки продвижения школы в своем развитии обычно определяют следующие показатели: инновационную деятельность, способ организации и эффективность учебно-воспитательного процесса.

1. Инновационная деятельность школы : обновление содержания образования (знание обновленного базисного и дополнительного компонентов, программы обучения и воспитания); обновление методов и форм работы (новые методики освоения про­грамм, систем организации учебно-воспитательного процесса; преобладание индивидуальных и групповых форм организации познавательной деятельности над общеклассными); сочетание анализа, контроля собственной деятельности с ее оценкой и оценкой партнеров по совместной познавательной деятельности.

2 . Способ организации учебно-воспитательного процесса (УВП) : самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся, родителей вдостижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров; высокий уровень мотивации участни­ков педагогического процесса; комфортная вещно-пространственная и психолого-педагогическая среда для всех участников цело­стного педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися.

3 . Эффективность УВП, соответствие конечных результатов запланированным : высокий положительный уровень воспитанно­сти и обученности учащихся, их начитанность, знание какой-либо области науки, положительное отношение к учебе, труду, природе, общест­венным нормам и закону, осознанное отношение к прекрасному, релистическое отношение к себе.

Наряду с постоянным внутришкольным контролем для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и уровня воспитанности школь­ников проводится и государственный контроль деятельности школы. Этот контроль осуществляется органами управления об­разованием – департаментами, научно-методическими центрами. Объектом их инспектирования (экспертизы) является управленческая деятельность руководителей школы, а не работа учителя. Контроль за качеством работы учителя, качеством зна­ний учащихся, их воспитанностью проводится и оценивается органами внутришкольного управления педагогическим процессом.

Эффективность организационного регулирования измеряется прежде всего тем, насколько рационально удается с его помощью организовать процессы, подлежащие управлению.

На практике мы видим, что одни школы, поставив перед собой цель просто научить учащихся, функционируют без изме­нений, другие, стремясь к совершенствованию различных сторон педагогического процесса, развиваются. Чем функционирующая школа отличается от развивающейся? И вообще, какую школу можно отнести к развивающейся?

Существует ряд основополагающих требований к развиваю­щейся школе. Это школа, в которой:

Ученик реализует свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями;

Учитель развивает свои профессиональные и личные качества:

Руководитель обеспечивает успех деятельности ученика и учителя;

Коллектив работает в творческом поисковом режиме;

Сложились отношения партнерского сотрудничества, уваже­ния, доверия, атмосфера успеха.

Такие условия становятся движущей силой, позволяющей пре­образовать деятельность школы из функционирующей в разви­вающуюся. Условиями, способствующими переводу школы в режим разви­тия, являются:

Наличие концепции и программы развития школы;

Проведение в школе инновационной экспериментальной и опытной работы;

Сплоченный коллектив учителей, объединенный общностью цели;

Организация системы самоуправления;

Наличие системы эффективной научно-методической деятель­ности;

Достаточная учебно-материальная база для форми­рования оптимальной образовательной среды;

Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.

Помимо этих общих условий необходимы и особые управ­ленческие действия руководителя по подготовке школы к работе в режиме развития: изучение образовательных потребностей де­тей и родителей, изучение возможностей педагогического кол­лектива работать в инновационном режиме; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического про­цесса; определение на перспективу типа (вида) школы, долго­срочной стратегической цели ее деятельности; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой сту­пени; выбор и структурирование режима, работы школы; опре­деление приоритетных направлений и создание условий для их реализации и др.

Лариса Яковлева
Организация как функция управления образовательной системой

1.1Организация - это группа людей , деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Основная задача организации - предотвращать отклонения от целей управления путем передачи информации и обеспечения ее адекватного восприятия.

Управление - это процесс планирования, организации , мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации .

Управление - это элемент функции организованных систем различной природы , обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализация программ и целей.

В процессе управления выделяют 4 вида деятельности :

Планирование (вид деятельности руководителя по разработке и принятию развернутого управленческого решения на основе анализа среды);

Организация (вид деятельности руководителя по определению объема работы, дроблению ее на участки, координации усилий сотрудников);

Мотивация (вид деятельности руководителя по побуждению сотрудников к достижению цели);

Контроль (вид деятельности руководителя по установлению стандартов, измерению и сравнению с ними достигнутого, принятия корректирующего действия).

Систему , где присутствует управление , можно разделить на две подсистемы : управляющую и управляемую . Две системы взаимодействуют между собой - обмениваются информацией. Орган управления , получив информацию о деятельности управляемой подсистемы , выдает потом иную информацию, переработанную. Таким образом управление как процесс по форме является сбором, переработкой и выдачей информации. Причем этот процесс является циклическим. Управленческий цикл предполагает повторяемость действий, но не информации. В рамках информационного подхода под функцией управления понимают звенья управленческого цикла или действия субъекта управления , соответствующие сменяющимся стадиям обработки информации :

К (контроль сбор информации) – А (анализ выделение причинно-следственных связей)

Ц (цели принятие управленческих решений , стратегическое планирование) -

П (планирование разработка конкретной программы) - О (организация предотвращение отклонений от курса путем передачи информации.

В этом цикле нельзя убрать ни один компонент, все взаимосвязано.

Организация как функция управления может быть представлена как поток информации от управляющей подсистемы к управляемой , а потому основными механизмами реализации этой функции является информирование работников, их инструктаж, регламентирование деятельности, обеспечение четкого понимания педагогами общих и непосредственно их задач.

При организации передачи информации руководитель должен учитывать :

Особенности восприятия информации субъектом - приемником;

Особенности объекта коммуникации (информации) ;

Особенности субъекта - источника.

Иными словами, в процессе организации важно обеспечить восприятие информации.

1.2. Соотношение регулирования и других функций управления

Качество построения и осуществления всех функций управления - целеполагание ,

планирование, организация , контроль, анализ - самым существенным образом влияют на необходимость осуществления коррекции деятельности управляемой подсистемой , т. е. чем лучше организована работа педагогического коллектива, тем меньше усилий приходится тратить на регулирование и корректирование.

Данная функция отражает динамику процессов в системе и представляет собой вложенные в основной цикл меньшие управленческие циклы : получая информацию об отклонениях от целей управления и анализируя ее , руководитель не ждет начала нового управленческого цикла , чтобы откорректировать, если это необходимо, цели, заново спланировать и организовать работу - чаще всего он вмешивается в деятельность, чтобы устранить отклонения. Необходимость вмешательства зачастую вызвана недостатками в самой управленческой деятельности , однако, даже в случае безошибочного осуществления предыдущих функций управления , жизнь все равно требует внесения определенных корректив в деятельность.

Функция контроля тесно связана с регулированием целостного педагогического процесса. Это обусловлено тем, что целостный педагогический процесс, как любая система , характеризуется стремлением к организации , направляемой деятельностью педагогов, с другой стороны к дезорганизации , в силу воздействия на нее различных внешних и внутренних факторов. С целью устранения противоречия между организацией и дезорганизацией и противодействия случайным факторам и возникает необходимость в регулировании педагогической системы . Причинами дезорганизации педагогического процесса может быть привнесение в его структуру нового содержания, форм, методов, что вызывает нарушение устоявшегося порядка, требует изменения условий, типа мышления субъекта и объекта управления . Необходимость в регулировании возникает также в силу постоянного изменения, развития компонентов системы . Изменяющийся уровень профессионально - педагогической культуры педагогов, изменение ценностных ориентаций и многое другое, требует со стороны управляющей системы обоснованного регулирования. Такое регулирование возможно на объективных данных контроля и педагогического анализа.

1.3. Соотношение организации и регулирования как функций управления .

Регулирование и организация взаимозависимы друг от друга, так как главная задача функции организации - предотвратить возможные отклонения от целей управления , а регулирования - исправить уже возникшие отклонения. Не случайно то, что инструментами регулирования и корригирования являются, как в случае организации , регламентация деятельности исполнителей. Другое дело, что доведение необходимой для целесообразного построения деятельности исполнителей информации и обеспечение ее восприятия работниками на этапе организации могут в значительной степени снизить количество отклонений и соответственно новой передачи практически той же информации (теперь уже имеющий характер корректирующей) .

Таким образом , потребность в коррекции обратна качеству организации (при условии качественного целеполагания и планирования) .

II.Организаторская роль руководителя

Руководитель - должностное лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности . Работа руководителя с людьми - это управление отдельными лицами и небольшими группами в рамках трудового процесса посредством формальных и неформальных взаимоотношений.

Роль является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».

необходимое действие, как оценка хода и результатов конкретного дела.

Классификация ролей в рамках трех крупных категорий :

1. Межличностная роль - вытекает из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывает сферу его взаимодействий с людьми. Руководитель способен играть роль, связанную с принятием решений : распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации , ведение переговоров от имени организации .

2. Информационная роль - сбор разнообразной информации (в основном текущей) специализированного характера о внешней и внутренней среде организации , которую использует в интересах своего дела; выступает как центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию . Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации . Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов , политики, действий, результатов работы организации , действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

3. Роль по принятию решений - определяет направление роста организации . При этом он изыскивает для этого возможности как внутри организации , так и за ее пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, руководитель отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации , представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.

Роли взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого.

Руководитель - лидер (ведущий, первый, идущий вперед) - лицо в какой либо группе (организации , пользующееся большим, признанным авторитетом,

обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия .

Основная задача руководителя - повышение качества жизнедеятельности организации , систематическое наблюдение , анализ поведения персонала, направление на дальнейшее развитие организации в условиях изменяющейся среды.

Важна социально - психологическая компетентность руководителя, компонент его эмоционального интеллекта, саногенное (позитивное) социальное мышление.

Формула успешного руководителя = стратегия (35%) +команда (40%) +контроль(25%)

Важны постановка задачи, ориентир на результат, получение обратной связи (понимание, принятие информации, требования к персоналу.

Любая система имеет: цель, задачи, функции, признаки, структуру, атрибуты, отношения или взаимодействия, наличие двух или более типов связи (прямой и обратной), уровни иерархии.

С.И. Архангельский определяет «систему» как множество взаимосвязанных компонентов, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании.

Т.А. Ильина: «система» - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное единство.

Образовательные системы

Взаимодействие различных элементов образовательной системы направлено на достижение общей для системы цели , общего положительного результата. А именно – обучение, воспитание и развитие личности.

Элементы образовательной системы России : 1. Обучающиеся и научно – педагогические работники; 2. Образовательные учреждения; 3. Государственные образовательные стандарты; 4. Органы управления образованием; 5. Общественное объединение в сфере образования.

Система образовательных учреждений России : 1. Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ)-реализует образовательные программы дошкольного образования; 2. Общеобразовательные учреждения – начальная школа, основная общая школа, средняя общая школа, гимназия, лицей; 3. Профессиональные образовательные учреждения: а) образовательные учреждения НПО (начального проф.образования) (профучилища, профлицеи); б) Образовательные учреждения СПО (среднего проф.образования) (техникум, колледж); в) Образоват. Учреждения ВПО (университеты, академии, институты); 4. Образоват. учреждения дополнительного образования (для детей, для взрослых); 5. Образовательные учреждения специального типа (военные образоват. учреждения; образоват. учреждения для детей сирот; обр. учреждения для лиц с ограниченными возможностями здоровья).

Управление необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

Питер Друкер (экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента 20 века): Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление - непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.



(Сластенин В. А, Исаев И. Ф, Шиянов Е. Н «Педагогика»): Управление

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования. Она может функционировать в масштабе страны, края, области, города или района.

Субъектами управления системой образования выступают Министерство образования Российской Федерации; управления образования края, области или города, а также районные отделы образования (Федеральная служба по контролю и надзору в сфере образования; Федеральное агенство по образованию и науке, органы местного самоуправления).

Развитие теории социального управления началось на рубеже 19-20 вв., благодаря достижениям науки и техники, которые привели к существенным изменениям в отношениях к материальному производству и бизнесу.



Между понятиями «управление» и «менеджмент» существенной разницы нет.

Первоначально под словом «management» понималось «искусство объезжать лошадей» (18-19 вв., Англия). Позднее в определение термина «менеджмент» стали вкладывать следующий смысл: вид деятельности; аппарат управления; наука и искусство управления; учебная дисциплина (ее преподавание начал в 1881 г. Джозеф Вартон в колледже США); система планирования, прогнозирования и организации производства; целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем; деятельность по реализации управленческих задач и т. д.

В настоящее время менеджмент представляет собой теорию и практику управления в социальных организациях.

(Также по Сластенину): Основные признаки государственного управления образовательными системами: Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Государственный характер управления системой образования закреплен совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ "Об образовании": - гуманистический характер образования (приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности); - единство федерального, культурного и образовательного пространства (защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства);

Общедоступность образования; - светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; - свобода и плюрализм в образовании; - демократический, государственно-общественный характер управления образованием; - автономность образовательных учреждений. (Закон РФ «Об образовании»).

Общие принципы управления образовательными системами(по Конаржевскому Ю. А): 1. Демократизация и гуманизация управления образовательными системами (открытость обсуждения и принятия управленческих решений, обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему); 2. системность и целостность в управлении (взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива, исключает односторонность в управлении, подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны); 3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации (обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы); 4. Единство единоначалия и коллегиальности в управлении (обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо, прежде всего, на этапе реализации принятых решений). Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов, слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения; 5. Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами (Эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды).

(Т. И. Давыдова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова «Управление образовательными системами»):

Функции управления

1. Информационно-аналитическая функция управления создает основу для всей образовательной деятельности, играет роль первоисточника в принятии управленческого решения;

2. Мотивационно-целевая функция формирует мотивированный подход к определению целей образовательного процесса;

3. Планово-прогностическая функция управления предусматривает определение конкретных и реалистических целей, направленных на достижение более высокого качественного состояния объекта;

4. Организационно-исполнительская функция способствует выполнению принятых целевых решений, согласованной работе субъектов организационной структуры и взаимодействию всех участников педагогического процесса;

5. Регулятивно-коррекционная функция управления обеспечивает устранение причин технологических сбоев в происходящих процессах;

6. Контрольно-диагностическая функция управления устанавливает соответствие полученных данных требованиям образовательного стандарта.

Итак, Образовательные системы - это все те социальные институты, чья цель - образование человека.

Образовательные системы имеют свою структуру, состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой.

Взаимодействие различных элементов образовательной системы направлено на достижение общей для системы цели, общего положительного результата. А именно – обучение, воспитание и развитие личности.

Управление - деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Система образования является одной из разновидностей социальных систем. Она может функционировать в масштабе страны, края, области, города или района. Это объект управления.

Субъектами управления системой образования выступают Министерство образования Российской Федерации; управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

Общие принципы управления образовательными системами(по Конаржевскому Ю. А): 1. Демократизация и гуманизация управления образовательными системами; 2. системность и целостность в; 3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации; 4. Единство единоначалия и коллегиальности в управлении; 5. Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами.

Функции управления - деятельность субъектов, осуществляющих полный технологический процесс управленческого цикла с целенаправленным достижением фактических результатов.

1. Информационно-аналитическая;

2. Мотивационно-целевая;

3. Планово-прогностическая;

4. Организационно-исполнительская;

5. Регулятивно-коррекционная;

6. Контрольно-диагностическая.


Последние новости

01.02.2020 г.

00:21
26.01.2020 г.

14:00
16.01.2020 г.

15:26
13.01.2020 г.

20:11
12.01.2020 г.

13:08
05.12.2019 г.

16:25
24.11.2019 г.

Зенитно-ракетный комплекс Roland (Франция, Германия)

«Roland» - немецко-французский зенитный ракетный комплекс.

ЗРК был разработан в 60-х годах прошлого века немецкой компанией «Messerchmitt-Bolkow-Blohm» совместно с французской фирмой «Aerospatiale-Matra» для вооруженных сил обеих стран. В 1977 году началось серийное производство Roland-1.

Комплекс может размещаться на различных шасси, а именно на шасси французского среднего танка AMX-30 или на шасси грузовика 6×6 ACMAT, а также на шасси германской боевой машины пехоты Marder или на шасси грузовика 6×6, 8×8 MAN.

ЗРК Roland приводит в боевую готовность три человека – водитель, командир, оператор.
Комплекс неоднократно модернизировался и усовершенствовался для того, чтобы повысить боевые возможности, или для оснащения комплекса современной аппаратуры. В 1981 году был разработан Roland 2, в 1988 году выпустили Roland 3. Сегодня в производстве находится последний вариант семейства - ЗРК Roland VT1, который был разработан в 1989 году. Всего было выпущено более 650 комплексов различных модификаций.

ЗРК Roland VT1 выполнен на основе Roland 1. На комплексе установлены балки для размещения ракет, антенна РЛС обнаружения, антенна РЛС сопровождения цели и ракеты, оптическая и инфракрасная системы сопровождения и антенна передатчика команд. Также комплекс оснащен передатчиками и приемниками РЛС обнаружения целей и РЛС сопровождения цели и ракеты, счетнорешающем устройством, пультом управления, двумя магазинами револьверного типа с восемью ракетами в транспортно-пусковых контейнерах, радиостанцией, контрольно-измерительными приборами и источником электропитания. Наведение балок-держателей с контейнерами в угломестной плоскости производится автоматически по линии сопровождения цели, в азимутальной плоскости - поворотом башни.

На ЗРК Roland VT1 установлена твердотопливная ракета весом 62,5 кг, которая размещена в герметизированном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) и не требует осмотров и проверок. Ракета оснащена твердотопливным стартовым ракетным двигателем SNPE Roubaix, который способен разогнать ракету до скорости 500 м/с.

Комплекс оснащен оптическим инфракрасным прицелом, что позволяет наводить ракету на цель производиться, при этом отклонения ЗУР от заданного курса вводятся в счетно-решающее устройство, а команды наведения автоматически передаются на борт ракеты передатчиком команд. Передатчик РЛС сделан на магнетроне. Стоит также отметить, что на комплексе установлен двухканальный моноимпульсный РЛС, что позволяет следить и сопровождать цели. Комплекс также оснащен доплеровской фильтрацией отраженных сигналов, что позволяет значительно уменьшить влияния отражений от местных предметов. На комплексе Roland VT1установлена параболическая антенна, которая гиростабилизирована по азимуту и углу места и имеет диаграмму направленности 2° по азимуту и 1° по углу места. В процессе боевой работы возможно быстрое переключение режимов наведения, что значительно увеличивается помехозащищенность комплекса.

ЗРК Roland VT1 состоит на вооружении армии Германии, Франции, Аргентины, Бразилии, Нигерии, Катара, Испании и других.