Принятое судом конкретному делу решение егэ. В предложении нарушены причинно-следственные связи

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Принятое судом по конкретному делу решение должно быть исполнено, например решение о выселении из квартиры людей, занявших её самовольно, решение о конфискации имущества и т. п. (2)Но не всегда лица, обязанные что-либо сделать по решению суда, добровольно исполняют эту обязанность. (3) _____ исполнение судебных актов производится в принудительном порядке и возлагается на службу судебных приставов.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Лица, обязанные что-либо сделать по решению суда, далеко не всегда добровольно исполняют эту обязанность.

2. Служба судебных приставов осуществляет принудительное исполнение судебных актов, которые не исполняются добровольно.

3. Если лица добровольно не исполняют решение суда, исполнение судебных актов производится в принудительном порядке.

4. Принятое судом решение должно быть исполнено, даже если некоторые лица противятся исполнению судебного акта.

5. Если решение суда не исполняется добровольно, принудительное исполнение судебных актов возлагается на службу судебных приставов.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Во всех случаях

2. Во всяком случае

3. В любом случае

4. В таком случае

5. В противном случае

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДЕ ЛО,- а; мн. дел, дел, делам; ср.

1. Работа, занятие, деятельность. Занят важным делом. Привычное д. Текущие дела. Быть без дела. По делам службы.

2. кого-чего. Круг ведения; то, что непосредственно относится к ко- му-н., входит в чьи-н. задачи. Воспитание - д. семьи.

3. Надобность, нужда. У меня до вас (к вам) есть д. Прийти по делу.

4. Нечто важное, нужное (разг.). Говори д. (по существу).

5. Сфера знаний, деятельности, работы. Горное д. Военное д. Столярное д.

6. То же, что предприятие (в 1 знач.). У фирмы солидное д. Открыть в городе своё д.

7. Событие, обстоятельство, факт; положение вещей. Д. было осенью. Это д. прошлое. Как дела?

8. То же, что поступок. Сделать доброе д.

9. Судебное разбирательство, процесс. Уголовное д. Возбудить д. против кого-н.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

донЕльзя

осведомИшься

приручЁнный

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Южное побережье Крымского полуострова славится КОМФОРТНЫМ субтропическим климатом средиземноморского типа.

2. Мишень, в которую предназначено ей попасть, была очень МИКРОСКОПИЧНА.

3. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ труд - это труд, создающий материальные блага и продукты интеллектуальной деятельности.

4. Выращивание тюльпанов в Голландии - очень БЛАГОДАРСТВЕННОЕ занятие: тюльпаны не просто символ страны, но и источник дохода.

5. Императорские мантии для ЦАРСТВУЮЩИХ особ имеют вид длинных плащей без рукавов, сделанных из золотого глазета.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРОПОЛОЩИ бельё

известные ПРОФЕССОРА

ЗА СЕМИ печатями

САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ гном

ИСКОМЫЙ вариант

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом 1) Революция в науке началась благодаря появления новых статистических методов.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) В. Набоков часто рассказывал о шахматных композициях в своих литературных произведениях, прежде всего в романе «Даре» и мемуарной книге «Других берегах».
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Готовясь к экзаменам, мы не один день провели в читальном зале городской библиотеки.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Прочитав статью о достопримечательностях Таганрога, возникло желание увидеть всё собственными глазами.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5) Литота - приём внешне противоположный гиперболе, но по сути являющийся её закономерной разновидностью.
6) Фестиваль детских театров, который прошёл в конце прошлого сезона, стал настоящим праздником.
7) Все, кто стоял в очереди, продолжал молчать.
8) Сергей часто рассказывал о своём любимом романе - о «Степном волке» Германа Гессе.
9) Музеи городов должны не только сохранять квартиры великих людей, но и простых людей.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обл...котиться

утр...мбовать

прим...рение

п...норама

пор...вняться

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра...копать, не...гораемый

вз...рваться, пр...родители

дез...нформация, без...дейный

пр...морье, пр...града

по...тянуть, о...нести

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

запасл...вый

находч...вый

подмиг...вать

ландыш...вый

подскак...вать

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.

брезж...щий

хохоч...щий

стрекоч...щий

держ...щий

пляш....щий

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Небо очистилось до самых н(1)имоверных глубин, в нём н(2) было н(3) облачка, н(4) даже мгновенных росчерков стрижей.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Сторона, (ПО)ВИДИМОМУ, была глухая: везде виднелся лес, а полей (ПО)ПРЕЖНЕМУ не было.

2. Вдоль реки несётся опьяняющий запах лип: как БУД(ТО) ГДЕ(ТО) за сотни километров зацвели липовые леса.

3. Вчера мы не расспросили про дорогу (НА)ЗАВТРА, и теперь нам пришлось идти (НА)УГАД.

4. ОТКУДА(ТО) издалека надвигалась ночь, и окружавший нас лес стал (ПО)НЕМНОГУ темнеть.

5. Саргассы, (В)ОТЛИЧИЕ от большинства крупных водорослей, не прикрепляются ко дну, а плавают (В)ТОЛЩЕ воды.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В одно тума(1)ое утро задрожала земля под копытами татарской ко(2)ицы, и, не потеряв ни одного человека убитым или ране(3)ым, степняки унеслись в пустоту своей никому уже не интересной судьбы.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Глянули звёзды и месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру.

2. Мы взяли по корзине и пошли в лес собирать грибы и ягоды.

3. Медленно поднимался туман и матовой пеленой застилал всё доступное для глаз.

5. Над Енисеем солнечно мерцало и сквозь это мерцание едва проглядывали кроны деревьев по ту сторону реки.

16

Темнея (1) пятнами лесов (2) степь тонула в утреннем тумане и увлекала меня (3) наполняя душу (4) чувством радости.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Однако потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Последние метры пути показались Константину особенно трудными (1) но (2) когда они были пройдены (3) и показалась горная вершина (4) то стало очень хорошо на душе.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В результате конденсации водяного пара образуются облака и выпадают атмосферные осадки в виде дождичка, града и снега.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Каждый человек есть живой излучающий личный центр. (2)Каждый взгляд, каждое слово, каждая улыбка, каждый поступок излучают в общий духовный эфир бытия особую энергию тепла и света. (3)И даже тогда, когда человек, по-видимому, ни в чём не проявляя себя, просто находится рядом, мы осязаем посылаемые им лучи. (4)И притом тем сильнее, тем определеннее и напряженнее, чем значительнее и своеобразнее его духовная личность.

(5)Получая первое восприятие чужой антипатии, мы чувствуем, что посылаемые нами жизненные лучи не приемлются другим человеком, отталкиваются или упорно не впускаются им в себя. (6)Это уже неприятно и тягостно. (7)Это может вызвать в нас самих некоторое смущение или даже замешательство. (8)В душе возникает странное чувство неудачи, или собственной неумелости, или даже неуместности своего бытия. (9)Воля к общению пресекается, лучи не хотят излучаться, слова не находятся, жизненный подъём прекращается, сердце готово замкнуться. (10)Замкнутые и малообщительные люди нередко вызывают такое чувство у общительных и экспансивных людей даже тогда, когда об антипатии не может быть и речи. (11)Но антипатия, раз только возникнув, обостряется до враждебности, сгущается в отвращение и углубляется до ненависти.

(12)Когда я встречаюсь в жизни с настоящею ненавистью ко мне, то во мне просыпается чувство большого несчастья, потом огорчение и ощущение своего бессилия.

(13)Вслед за тем я испытываю настойчивое желание во что бы то ни стало уйти от своего ненавистника, исчезнуть с его глаз, никогда больше с ним не встречаться и ничего о нём не знать. (14)Если это удаётся, то я быстро успокаиваюсь, но потом скоро замечаю, что в душе осталась какая-то удручённость и тяжесть, ибо чёрные лучи его ненависти всё-таки настигают меня, проникая ко мне через общее эфирное пространство. (15)Тогда я начинаю невольно вчувствоваться в его ненавидящую душу и вижу себя в её черных лучах их объектом и жертвою. (16)В духовном эфире мира образовалась рана; надо исцелить и зарастить её. (17)Мой ненавистник должен простить меня и примириться со мною. (18)Он должен испытать радость от того, что я живу на белом свете, и дать мне возможность радоваться его бытию. (19)Ибо, по слову великого православного мудреца Серафима Саровского, «человек человеку - радость».

(20)Прежде всего мне надо найти и установить, нет ли и моей вины в том, что мы оба теперь страдаем: он, ненавидящий, и я, ненавидимый? (21)Может быть, я нечаянно задел какую- нибудь старую, незаживающую рану его сердца? (22)Вслед за тем мне надо простить ему его ненависть. (23)Я не должен, я не смею отвечать на его чёрный луч таким же чёрным лучом презрения и отвержения. (24)Мне не следует уклоняться от встречи с ним, я не имею права на бегство. (25)Отныне я буду встречать луч его ненависти белым лучом, ясным, кротким, добрым, прощающим и добивающимся прощения.

О некоторых изменениях в сравнении с ЕГЭ-2012 На 30 минут (со 180 до 210) увеличено время выполнения работы Изменён формат задания А 1 (остаётся задание по орфоэпии, вновь работаем с ударениями, но теперь в дистракторах представлено три слова с правильной постановкой ударения и одно – с неправильной) Расширен диапазон ответов к заданию А 20 (объяснение постановки запятой или её отсутствия перед союзом И) Уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (критерий К 1, в который добавлено замечание для экспертов: Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К 1–К 4 оценивается 0 баллов) оценивается 0 баллов

Часть А Задание А 1 – «Орфоэпические нормы» В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) деф. Ис 2) кр. Аны 3) д. Осуг 4) озл. Обить

Задание А 2 - «Лексические нормы (употребление слова)» В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1) ДЛИТЕЛЬНОЕ время мы не виделись с ним, поэтому сейчас даже поговорить было не о чем. 2) У Марата после посещения пещеры был КОМИЧНЫЙ вид. 3) На столе лежали ВСЯКИЕ разноцветные предметы. 4) Поездка в Уфу на этот раз была более УДАЧНОЙ.

Задание А 3 – «Морфологические нормы» Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) пара ботинков 2) идя по улице 3) с шестьюдесятью миллионами 4) наименее удачной попыткой ПОВТОРИТЬ: склонение имён числительных; склонение существительных, имеющих только форму множественного числа, а также слов, обозначающих предметы, надеваемые на ноги (чулки, носки, ботинки, сапоги); правила образования формы множественного числа некоторых имён существительных (доктора, учителя, профессоры и т. д.) сравнительную и превосходную степени прилагательных и наречий

Задание А 4 – «Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)» Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Приехав в Ишимбай, 1) надеюсь увидеть своих старых друзей. 2) город мне показался совсем другим. 3) мне хочется сходить на пляж реки Тайрук. 4) следующая остановка – город Салават.

Задание А 5 – «Синтаксические нормы (нормы согласования и управления, построение предложений с однородными членами, сложноподчинённые предложения)» Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) По обеим сторонам дороги, ведущей в Ишимбай, растёт ива и возвышается над болотной водой камыш. 2) По приезду в Ишимбай мы отправились на поиски подходящей гостиницы. 3) Прохожий спросил меня, не знаю ли я, как добраться до редакции газеты «Восход» . 4) Каждый из молодых ишимбайцев, кто не хочет покидать свою малую родину, выбирает для обучения местный филиал УГАТУ или вузы соседнего Стерлитамака.

Задание А 6 – «Грамматические нормы (синтаксические нормы)» В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения МОЖНО заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Никита Марченко, с которым мы обучались в одной группе в университете, теперь работает корреспондентом газеты «Республика Башкортостан» 2) Мы познакомились со всеми достопримечательностями, которые имеются в справочнике о городе Ишимбае: парком Победы, памятником первооткрывателям башкирской нефти, «вышкойбабушкой» . 3) Молодой человек, которому преподаватели прочили великое научное будущее, до сих пор не защитил даже кандидатскую диссертацию. 4) Друзья долго подбирали такой маршрут, который устроил бы всех приятелей.

Задание А 7 – А 12 – работа с первым текстом А 7 – Подбор предложения, которое должно находиться первым в данном тексте. А 8 – Подбор слов или словосочетаний, пропущенных в одном из предложений текста. А 9 – Грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. А 10 – Синтаксический анализ предложения. А 11 – Морфологический анализ слова. А 12 – Лексическое значение слова.

Задание А 7 – «Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте» ТЕКСТ: (1)… (2)Речь шла о средстве торможения самолётов, которые садятся на палубу авианосца. (3)… палуба, даже палуба такого гиганта, как авианосец, далеко не идеальный аэродром. (4)Её площадь сравнительно невелика, и потому взлететь с неё трудно, а сесть ещё труднее. (5)Чтобы самолёты не перемахивали за борт, приходилось тормозить их резиновыми шнурами, парашютами и ловить тормозными сетями. (6)Эта новая установка должна была тормозить самолёты бегущим навстречу электромагнитным полем. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) После неудачи в авиации электродвигатель начали испытывать в наземных средствах транспорта. 2) Трудно перечислить все области возможного применения электродвигателя. 3) Лет 30 назад в печати появилось сообщение об испытании нового средства торможения самолётов. 4) Лет 30 назад электродвигатель пытались применить как средство торможения авианосца.

Задание А 8 – «Средства связи предложений в тексте» ТЕКСТ: (1)… (2)Речь шла о средстве торможения самолётов, которые садятся на палубу авианосца. (3)… палуба, даже палуба такого гиганта, как авианосец, далеко не идеальный аэродром. (4)Её площадь сравнительно невелика, и потому взлететь с неё трудно, а сесть ещё труднее. (5)Чтобы самолёты не перемахивали за борт, приходилось тормозить их резиновыми шнурами, парашютами и ловить тормозными сетями. (6)Эта новая установка должна была тормозить самолёты бегущим навстречу электромагнитным полем. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста? 1) Кроме того, 2) Таким образом, 3) Наоборот, 4) Конечно,

Задание А 9 – «Грамматическая основа предложения» ТЕКСТ: (1)… (2)Речь шла о средстве торможения самолётов, которые садятся на палубу авианосца. (3)… палуба, даже палуба такого гиганта, как авианосец, далеко не идеальный аэродром. (4)Её площадь сравнительно невелика, и потому взлететь с неё трудно, а сесть ещё труднее. (5)Чтобы самолёты не перемахивали за борт, приходилось тормозить их резиновыми шнурами, парашютами и ловить тормозными сетями. (6)Эта новая установка должна была тормозить самолёты бегущим навстречу электромагнитным полем. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? 1) трудно взлететь, сесть (предложение 4) 2) самолёты приходилось тормозить (предложение 5) 3) которые садятся (предложение 2) 4) установка должна была (предложение 6))

Задание А 9 –продолжение Экзаменуемым предлагается найти либо дистрактор, в котором выписана основа предложения, либо найти вариант ответа, в котором верно представлено подлежащее или сказуемое. ПОМНИТЕ: 1. Помимо простого глагольного сказуемого существуют составные глагольные и составные именные сказуемые! Больше всего проблем возникает со вторым типом сказуемых. Сравните: Я горжусь учителем и Я являюсь учителем 2. Подлежащее может выражаться не только существительным (в нашем примере оно выражено союзным словом)! 3. Несвободные словосочетания являются одним членом предложения (две поп-звезды, парочка из свиты Воланда, красна девица и т. п.)

Задание А 10 – «Синтаксический анализ предложения» ТЕКСТ: (1)… (2)Речь шла о средстве торможения самолётов, которые садятся на палубу авианосца. (3)… палуба, даже палуба такого гиганта, как авианосец, далеко не идеальный аэродром. (4)Её площадь сравнительно невелика, и потому взлететь с неё трудно, а сесть ещё труднее. (5)Чтобы самолёты не перемахивали за борт, приходилось тормозить их резиновыми шнурами, парашютами и ловить тормозными сетями. (6)Эта новая установка должна была тормозить самолёты бегущим навстречу электромагнитным полем. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста. 1) простое осложнённое 2) сложносочинённое 3) сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями 4) сложноподчинённое

Задание А 10 – продолжение Для выполнения задания А 10 надо знать не так много, как для выполнения заданий по синтаксису в части В. Будет вполне достаточно, если мы запомним следующие типы предложений: Простые предложения, осложнённые причастными и деепричастными оборотами, однородным рядом, вводными словами, обособленными приложениями и обращениями. Сложные бессоюзные предложения. Сложносочинённые предложения. Сложноподчинённые предложения.

Задание А 11 – «Морфологический анализ слова» Укажите предложение, в котором есть притяжательное местоимение. 1) (4)Её площадь сравнительно невелика, и потому взлететь с неё трудно, а сесть ещё труднее. 2) (5)Чтобы самолёты не перемахивали за борт, приходилось тормозить их резиновыми шнурами, парашютами и ловить тормозными сетями. 3) (3)… палуба, даже палуба такого гиганта, как авианосец, далеко не идеальный аэродром. 4) (6)Эта новая установка должна была тормозить самолёты бегущим навстречу электромагнитным полем.

Задание А 11 – продолжение Для выполнения данного задания необходимо уметь отличать друг от друга: страдательные и действительные причастия, деепричастия, отглагольные прилагательные; сравнительные и превосходные степени имён прилагательных и наречий; разряды местоимений; качественные, относительные и притяжательные прилагательные; а также знать другие части речи…

Задание А 12 – «Лексическое значение слова» Укажите, в каком значении употреблено слово ИДЕАЛЬНЫЙ в третьем (3) предложении: (3)… палуба, даже палуба такого гиганта, как авианосец, далеко не идеальный аэродром. 1) воображаемый, придуманный 2) совершенный, без недостатков 3) обычный, типичный 4) специализированный, предназначенный для конкретных целей

Задание А 13 – «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи» В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Левша вобрал в себя многие качества, присущие лесковским праведникам: подли(1)ый патриотизм, наличие чётких нравстве(2)ых ориентиров, стойкость характера, природную одарё(3)ость, живой интерес к окружающей жизни – «очарова(4)ость» . 1) 1, 3 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 2, 3, 4

Задание А 14 – «Правописание корней» В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) ап. . лляционный, дел. . катес, прот. . рать 2) аккл. . матизироваться, ст. . снённый (в средствах), выч. . тание 3) акт. . визироваться, мец. . нат, разн. . мавший 4) скр. . пучий, созд. . вать, вын. . сить

Задание А 15 – «Правописание приставок» В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? 1) ра. . средоточивать, бе. . перспективный, и. . томить 2) пр. . бавлять, пр. . умный, пр. . успевать 3) по. . стёжка, на. . почечник, о. . дача 4) пост. . ндустриальный, от. . скать, сверх. . зысканный ЗАПОМНИТЕ: ВЗИМАТЬ

Задание А 16 – «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени» В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? 1) помн. . шь, вид. . мый 2) надыш. . шься, укуш. . нный 3) верт. . шься, несгиба. . мый 4) леле. . шь, потрат. . вший

Задание А 17 – «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-//-НН-)» В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И? А. усидч. . вый Б. отстёг. . вать В. щегол. . ватый Г. прислуш. . ваться 1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

Задание А 18 – «Правописание НЕ и НИ» В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? 1) На свежем снегу (не)было видно следов. 2) Черты лица Павла Ивановича (не)лишены приятности. 3) В этом (не)прореженном лесу молодые деревья растут медленно. 4) Рядом шелестел камыш с ещё (не)распустившимися кисточками.

Задание А 19 – «Слитное, дефисное, раздельное написание» В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Вынашиваемая И. А. Гончаровым (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет новая концепция «Обломова» была (НА)КОНЕЦ реализована в июле – августе 1857 года, когда писатель быстро создал вторую и третью части романа. 2) Лицо Ивана (КАК)БУДТО окаменело в своём строгом выражении и (ОТ)ТОГО казалось высеченным из мрамора. 3) Павла Петровича считали гордецом, но уважали за его аристократические манеры, за то, что он (ПО)ВСЮДУ возил с собою настоящий серебряный несессер и походную ванну; его уважали ТАК(ЖЕ) и за безукоризненную честность. 4) Онегин, ТАК(ЖЕ) как и герой Б. Констана, умён, но подчёркнуто равнодушен к окружающим его людям и (ПРИ)ТОМ не видит в жизни ничего достойного своих душевных усилий. .

Задание А 20 – «Пунктуация в простом и сложном предложениях» Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Символисты и их последователи – акмеисты – увидели в Тютчеве своего предтечу () и продолжили тютчевские поэтические традиции. 1) Простое предложение с однородными членами и повторяющимся союзом, перед союзом И нужна запятая. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая. 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Задание А 21 – «Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства)» В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60 -х годов (4) направления (5) нового по мировоззрению и средствам изобразительности. 1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2 4) 1, 2, 5

Задание А 22 – «Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения» В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? И справа, и слева, и (1) кажется (2) над самым домом сверкали молнии. В этот солнечный день всё вокруг (3) казалось (4) радостным. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2

Задание А 23 – «Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения)» Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены) 1) Бабушка смазала петуху гребень и бороду и насыпала на пол пшена. 2) Уже мы увидели и дальнюю заводскую трубу и крыши домишек. 3) То размеренные и неторопливые то лихорадочно-быстрые то перебивающие друга звуки барабана доносились с другого берега. 4) Всё было уже тихо или казалось таким.

Задание А 24 – «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть сложного предложения противопоставлена тому, о чём говорится в первой части. 3) Первая часть сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 4) Вторая часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ – см. пример + «Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части»

Задание А 25 – «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении» В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Одним из крупнейших самолётов (1) является аэробус А-380 (2) двигатели (3) которого (4) обладают уникальной мощностью. 1) 2 2) 1 3) 3 4) 1, 4 ФОРМУЛА ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА: k – 1 или k – 1 и k + 1, где k – цифра рядом (чаще перед) с союзным словом «КОТОРЫЙ»

Задание А 26 – «Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью; сложное предложение с разными видами связи» В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Последние метры пути показались Константину особенно трудными (1) но (2) когда они были пройдены (3) и показалась горная вершина (4) стало очень хорошо на душе. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3 4) 2, 3, 4

Задание А 26 – продолжение Чаще всего на экзаменах мы будем иметь дело с такими предложениями, в которых на месте всех цифр должны стоять запятые. . . Однако ЧАЩЕ и ВСЕГДА – не одно и то же… Чтобы справиться с данным заданием, необходимо научиться находить грамматическую основу (тогда перед союзом И, соединяющим однородные члены предложения мы не будем ставить запятую). Но и в сложных предложениях перед союзом И не всегда ставится запятая: её, например, не было в предыдущем примере. На втором месте по распространённости в КИМах предложения, в которых запятые ставятся везде, кроме позиции после сочинительного союза (в этих случаях без искажения смысла или (и) нарушения синтаксиса невозможно опустить часть предложения с цифры, стоящей после сочинительного союза, до следующей цифры). Например, В воображении писателя теснились самые разные замыслы (1) и (2) если он усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять не знал (4) каким должно быть начало. (Ответ: 1, 3, 4)

Задание А 27 – «Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров» Прочитайте текст В безветренную погоду поверхность воды достаточно гладкая, чтобы дать зеркальное отражение, поэтому когда мы в такую погоду стоим на берегу реки, то деревья на другом берегу видим дважды: во-первых, сами деревья, такие, как они есть, и, во-вторых, их отражения в воде. Но как только поднимается ветер, поверхность воды перестаёт быть гладкой, появляется рябь. Большое количество маленьких волн посылает свет во всех направлениях, в результате отражение деревьев расплывается и пропадает. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Когда в безветренную погоду мы стоим на берегу реки, то деревья на другом берегу видим дважды: 2) 3) 4) сами деревья и их отражения в воде, а качество их отражения улучшается в ветреную погоду. Как только поднимается ветер, появляется большое количество маленьких волн, посылающих свет во всех направлениях, поэтому отражение деревьев в реке более отчётливое при сухой погоде, чем в ненастье. В безветренную погоду поверхность воды гладкая, как зеркало, но как только поднимается ветер, на её поверхности появляется рябь. Зеркальное отражение деревьев в реке можно увидеть только в безветренную погоду на гладкой поверхности воды, потому что рябь, создаваемая ветром, посылает свет во всех направлениях, и отражение пропадает.

Задание А 28 – «Текст как речевое произведение; смысловая и композиционная целостность текста» В каком предложении текста содержится ответ на вопрос, который поставлен в первом предложении? ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Что же такое категория красоты в литературе? 1) (9)Эта увиденная художником глубина истины и есть эстетическая красота в искусстве. 2) (8)И всё-таки литература – это вторая жизнь, сконцентрированная во времени. 3) (13)Главное орудие художника – зрение и слух, реализованные в слове, в мысли. 4) (17)Но само по себе слово не может нести всю красоту или некрасоту, не может быть прекрасным или дурным, затёртым или незатёртым только потому, что оно выражает то или иное понятие.

Задание А 28 – продолжение Задание А 28 – первое из трёх типа А, выполнение которых производится на основе основного исходного текста (по нему также выполняют все задания типа В и пишут сочинение). В заданиях типа А 28 экзаменуемым предлагается найти предложение, в котором автор выражает своё отношение к чему-то, объясняются какие-либо поступки и т. п. , а также перечисляются высказывания и мысли, соответствующие содержанию текста или противоречащие ему. Практически все, кто не очень торопится и внимательно читает текст, справляются с данным заданием

Задание А 29 – «Стили и функционально-смысловые типы речи» Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 1) 2) 3) 4) Предложения 8– 10 содержат рассуждение ((8)И всё-таки литература – это вторая жизнь, сконцентрированная во времени. (9)Эта увиденная художником глубина истины и есть эстетическая красота в искусстве. (10)Та красота, которая заставляет нас испытывать и чувство восторга, и чувство ненависти.). Предложение 18 объясняет высказанное в предложении 17 утверждение ((17)Но само по себе слово не может нести всю красоту или некрасоту, не может быть прекрасным или дурным, затёртым или незатёртым только потому, что оно выражает то или иное понятие. (18)Настоящий художник использует слова, сочетания слов как необходимость, как инструмент, без которого невозможно совершить чудо познания.). В предложениях 25– 26 представлено описание ((25)Слово – это собственное «я» художника, реализация его восприятия. (26)Но словами как первоэлементом человеческого общения оперируют все люди, независимо от того, насколько наделены они чувством гармонии, глубины и красоты.). В предложении 21 содержится обоснование утверждения, высказанного в предложении 20 ((20)Серьёзная проза не может ставить себе цель быть образцово -показательной, рационально построенной, так что глазу не за что зацепиться. (21)Это ложноклассическое совершенство (во имя ложно понятой красоты) вызывает у нас серую скуку, глаза равнодушно скользят по фразам, ни на чём не задерживаясь, – мы не испытываем волнения.).

Задание А 29 – продолжение Повествование – динамика разворачиваются во времени) событий (действия Описание – статика, картинка (действия не совершаются, но можно представить сами предметы, о которых идёт речь: портрет, пейзаж и т. п.) Рассуждение – умозаключения автора, с которыми не все могут согласиться (характерные черты – наличие вводных слов, убеждений, сомнений)

Задание А 30 – «Лексическое значение слова» Укажите предложение, в котором использован фразеологизм. 1) (18)Он был прав, удручающе прав… 2) (7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. 3) (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно. 4) (5)Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. Надо знать, что такое фразеологизмы, антонимы и синонимы (прямые и контекстные). В небольшом количестве вариантов встречаются задания, похожие на А 12.

Задание В 1 – «Основные способы словообразования» Из предложений 19– 21 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (19)Годами не убывающая очередь стоит в Эрмитаж. (20)С утра до вечера залы его полны горожан и приезжих издалека. (21)Какая-то часть из приходящих сюда действительно что-то получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже, для престижа, сколько из них скользят равнодушно-спокойным взглядом, запоминая, чтобы знать! Ответ: ИЗДАЛЕКА

Задание В 2 – «Морфологический анализ слова» Из предложений 12– 18 выпишите краткое причастие. (12)Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков – золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (14)Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять. (15)Не то что эти молодцы, тяпляп, кое-как, лишь бы скорее. (16)Прораб говорил об этих троих с подчёркнутым пренебрежением, он был обижен за Ермакова, и мои оценки задели его несправедливостью. (17)Позднее я имел возможность проверить его слова. (18)Он был прав, удручающе прав… Ответ: ОБИЖЕН

Задание В 3 – «Словосочетание» Из предложения 9– 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвёл» . (10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла» , что часами стучат во дворах или режутся в карты. Ответ: ТЕХ ЗАБОЙЩИКОВ

Задание В 4 – «Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения» Среди предложений 7– 14 найдите сложное, в состав которого входят односоставные безличные предложения. Напишите номер этого сложного предложения. (7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (8) «Понравились… а Ермаков, значит, не произвёл? » – сказал он как-то неприятно -насмешливо. (9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвёл» . (10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла» , что часами стучат во дворах или режутся в карты. (12)Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков – золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (14)Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять. Ответ: 14

Задание В 5 – «Осложнённое простое предложение» Среди предложений 1– 8 найдите предложение с обособленным согласованным приложением. Напишите номер этого предложения. (1)Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2)Разговор шёл о новых книгах. (3)Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. (4)Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. (5)Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно. (7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (8) «Понравились… а Ермаков, значит, не произвёл? » – сказал он как-то неприятно -насмешливо. Ответ: 3

Задание В 6 – «Сложное предложение» Среди предложений 1– 8 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения. (1)Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2)Разговор шёл о новых книгах. (3)Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. (4)Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. (5)Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно. (7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (8) «Понравились… а Ермаков, значит, не произвёл? » – сказал он как-то неприятно -насмешливо. Ответ: 3

Задание В 7 – «Средства связи предложений в тексте» Среди предложений 21– 25 найдите такое, которое связано с предыдущими при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. (21)Какая-то часть из приходящих сюда действительно что-то получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже, для престижа, сколько из них скользят равнодушноспокойным взглядом, запоминая, чтобы знать! (22)Ермаков, тот вообще не был в Эрмитаже, и в Павловске не был, и в Пушкине. (23)Был в Петергофе, фонтаны смотрел. (24)Огромная культурно-художественная жизнь такого города, как Петербург, проходит мимо него. (25)Но, может быть, этот откровенный неинтерес более честен, чем формальное приобщение к культуре. Ответ: 24

Задание В 8 – «Речь, анализ средств выразительности» Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А 28–А 30, В 1–В 7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания B 8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Задание В 8 – продолжение «В тексте нет прямого ответа на вопрос, волнующий Д. Гранина. Однако чётко прослеживается отношение автора к героям. Так, приёмы: _____ («наивысшего образования» в предложении 6) и _____ («не произвёл» в предложениях 8– 9 ((8) «Понравились… а Ермаков, значит, не произвёл? » – сказал он как-то неприятнонасмешливо. (9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвёл»), «прав» в предложении 18 ((18)Он был прав, удручающе прав…)) – помогают автору дать оценку молодым строителям и плотнику Ермакову. Ёмкую характеристику Ермакову помогает дать такое синтаксическое средство, как _____ (например, в предложении 10((10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился.)), и троп – _____ (сердечный человек)» . Список терминов: 1) лексический повтор 6) эпитет 2) просторечие 7) ирония 3) диалектизм 8) риторическое обращение 4) литота 9) противопоставление 5) однородные члены предложения Ответ: 7, 1, 5, 6

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Принятое судом по конкретному делу решение должно быть исполнено, например решение о выселении из квартиры людей, занявших её самовольно, решение о конфискации имущества и т. п. (2)Но не всегда лица, обязанные что-либо сделать по решению суда, добровольно исполняют эту обязанность. (3) _____ исполнение судебных актов производится в принудительном порядке и возлагается на службу судебных приставов.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Лица, обязанные что-либо сделать по решению суда, далеко не всегда добровольно исполняют эту обязанность.

2. Служба судебных приставов осуществляет принудительное исполнение судебных актов, которые не исполняются добровольно.

3. Если лица добровольно не исполняют решение суда, исполнение судебных актов производится в принудительном порядке.

4. Принятое судом решение должно быть исполнено, даже если некоторые лица противятся исполнению судебного акта.

5. Если решение суда не исполняется добровольно, принудительное исполнение судебных актов возлагается на службу судебных приставов.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Во всех случаях

2. Во всяком случае

3. В любом случае

4. В таком случае

5. В противном случае

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДЕ ЛО,- а; мн. дел, дел, делам; ср.

1. Работа, занятие, деятельность. Занят важным делом. Привычное д. Текущие дела. Быть без дела. По делам службы.

2. кого-чего. Круг ведения; то, что непосредственно относится к ко- му-н., входит в чьи-н. задачи. Воспитание - д. семьи.

3. Надобность, нужда. У меня до вас (к вам) есть д. Прийти по делу.

4. Нечто важное, нужное (разг.). Говори д. (по существу).

5. Сфера знаний, деятельности, работы. Горное д. Военное д. Столярное д.

6. То же, что предприятие (в 1 знач.). У фирмы солидное д. Открыть в городе своё д.

7. Событие, обстоятельство, факт; положение вещей. Д. было осенью. Это д. прошлое. Как дела?

8. То же, что поступок. Сделать доброе д.

9. Судебное разбирательство, процесс. Уголовное д. Возбудить д. против кого-н.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

донЕльзя

осведомИшься

приручЁнный

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Южное побережье Крымского полуострова славится КОМФОРТНЫМ субтропическим климатом средиземноморского типа.

2. Мишень, в которую предназначено ей попасть, была очень МИКРОСКОПИЧНА.

3. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ труд - это труд, создающий материальные блага и продукты интеллектуальной деятельности.

4. Выращивание тюльпанов в Голландии - очень БЛАГОДАРСТВЕННОЕ занятие: тюльпаны не просто символ страны, но и источник дохода.

5. Императорские мантии для ЦАРСТВУЮЩИХ особ имеют вид длинных плащей без рукавов, сделанных из золотого глазета.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРОПОЛОЩИ бельё

известные ПРОФЕССОРА

ЗА СЕМИ печатями

САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ гном

ИСКОМЫЙ вариант

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом 1) Революция в науке началась благодаря появления новых статистических методов.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) В. Набоков часто рассказывал о шахматных композициях в своих литературных произведениях, прежде всего в романе «Даре» и мемуарной книге «Других берегах».
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Готовясь к экзаменам, мы не один день провели в читальном зале городской библиотеки.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Прочитав статью о достопримечательностях Таганрога, возникло желание увидеть всё собственными глазами.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5) Литота - приём внешне противоположный гиперболе, но по сути являющийся её закономерной разновидностью.
6) Фестиваль детских театров, который прошёл в конце прошлого сезона, стал настоящим праздником.
7) Все, кто стоял в очереди, продолжал молчать.
8) Сергей часто рассказывал о своём любимом романе - о «Степном волке» Германа Гессе.
9) Музеи городов должны не только сохранять квартиры великих людей, но и простых людей.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обл...котиться

утр...мбовать

прим...рение

п...норама

пор...вняться

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра...копать, не...гораемый

вз...рваться, пр...родители

дез...нформация, без...дейный

пр...морье, пр...града

по...тянуть, о...нести

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

запасл...вый

находч...вый

подмиг...вать

ландыш...вый

подскак...вать

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.

брезж...щий

хохоч...щий

стрекоч...щий

держ...щий

пляш....щий

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Небо очистилось до самых н(1)имоверных глубин, в нём н(2) было н(3) облачка, н(4) даже мгновенных росчерков стрижей.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Сторона, (ПО)ВИДИМОМУ, была глухая: везде виднелся лес, а полей (ПО)ПРЕЖНЕМУ не было.

2. Вдоль реки несётся опьяняющий запах лип: как БУД(ТО) ГДЕ(ТО) за сотни километров зацвели липовые леса.

3. Вчера мы не расспросили про дорогу (НА)ЗАВТРА, и теперь нам пришлось идти (НА)УГАД.

4. ОТКУДА(ТО) издалека надвигалась ночь, и окружавший нас лес стал (ПО)НЕМНОГУ темнеть.

5. Саргассы, (В)ОТЛИЧИЕ от большинства крупных водорослей, не прикрепляются ко дну, а плавают (В)ТОЛЩЕ воды.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В одно тума(1)ое утро задрожала земля под копытами татарской ко(2)ицы, и, не потеряв ни одного человека убитым или ране(3)ым, степняки унеслись в пустоту своей никому уже не интересной судьбы.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Глянули звёзды и месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру.

2. Мы взяли по корзине и пошли в лес собирать грибы и ягоды.

3. Медленно поднимался туман и матовой пеленой застилал всё доступное для глаз.

5. Над Енисеем солнечно мерцало и сквозь это мерцание едва проглядывали кроны деревьев по ту сторону реки.

16

Темнея (1) пятнами лесов (2) степь тонула в утреннем тумане и увлекала меня (3) наполняя душу (4) чувством радости.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Однако потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Последние метры пути показались Константину особенно трудными (1) но (2) когда они были пройдены (3) и показалась горная вершина (4) то стало очень хорошо на душе.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В результате конденсации водяного пара образуются облака и выпадают атмосферные осадки в виде дождичка, града и снега.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Каждый человек есть живой излучающий личный центр. (2)Каждый взгляд, каждое слово, каждая улыбка, каждый поступок излучают в общий духовный эфир бытия особую энергию тепла и света. (3)И даже тогда, когда человек, по-видимому, ни в чём не проявляя себя, просто находится рядом, мы осязаем посылаемые им лучи. (4)И притом тем сильнее, тем определеннее и напряженнее, чем значительнее и своеобразнее его духовная личность.

(5)Получая первое восприятие чужой антипатии, мы чувствуем, что посылаемые нами жизненные лучи не приемлются другим человеком, отталкиваются или упорно не впускаются им в себя. (6)Это уже неприятно и тягостно. (7)Это может вызвать в нас самих некоторое смущение или даже замешательство. (8)В душе возникает странное чувство неудачи, или собственной неумелости, или даже неуместности своего бытия. (9)Воля к общению пресекается, лучи не хотят излучаться, слова не находятся, жизненный подъём прекращается, сердце готово замкнуться. (10)Замкнутые и малообщительные люди нередко вызывают такое чувство у общительных и экспансивных людей даже тогда, когда об антипатии не может быть и речи. (11)Но антипатия, раз только возникнув, обостряется до враждебности, сгущается в отвращение и углубляется до ненависти.

(12)Когда я встречаюсь в жизни с настоящею ненавистью ко мне, то во мне просыпается чувство большого несчастья, потом огорчение и ощущение своего бессилия.

(13)Вслед за тем я испытываю настойчивое желание во что бы то ни стало уйти от своего ненавистника, исчезнуть с его глаз, никогда больше с ним не встречаться и ничего о нём не знать. (14)Если это удаётся, то я быстро успокаиваюсь, но потом скоро замечаю, что в душе осталась какая-то удручённость и тяжесть, ибо чёрные лучи его ненависти всё-таки настигают меня, проникая ко мне через общее эфирное пространство. (15)Тогда я начинаю невольно вчувствоваться в его ненавидящую душу и вижу себя в её черных лучах их объектом и жертвою. (16)В духовном эфире мира образовалась рана; надо исцелить и зарастить её. (17)Мой ненавистник должен простить меня и примириться со мною. (18)Он должен испытать радость от того, что я живу на белом свете, и дать мне возможность радоваться его бытию. (19)Ибо, по слову великого православного мудреца Серафима Саровского, «человек человеку - радость».

(20)Прежде всего мне надо найти и установить, нет ли и моей вины в том, что мы оба теперь страдаем: он, ненавидящий, и я, ненавидимый? (21)Может быть, я нечаянно задел какую- нибудь старую, незаживающую рану его сердца? (22)Вслед за тем мне надо простить ему его ненависть. (23)Я не должен, я не смею отвечать на его чёрный луч таким же чёрным лучом презрения и отвержения. (24)Мне не следует уклоняться от встречи с ним, я не имею права на бегство. (25)Отныне я буду встречать луч его ненависти белым лучом, ясным, кротким, добрым, прощающим и добивающимся прощения.

(1)Потовые поры человека выделяют за время его ночного сна до полулитра пота, но особенно сильно мы потеем в жару и в тех случаях, когда мускулам приходится выполнять тяжёлую работу. (2)Тогда пот испаряется с кожи, испарение забирает у тела тепло, благодаря чему всё тело охлаждается. (3) (...) пот защищает нас от перегрева.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. За время ночного сна потовые поры человека выделяют до полулитра пота, но особенно сильно мы потеем в жару и при выполнении тяжёлой работы.

2. Потовые поры выделяют за время ночного сна человека до полулитра пота, который защищает нас от перегрева.

3. Выделяясь особенно интенсивно в жару или во время тяжёлой работы, пот защищает человека от перегрева, испаряясь с кожи.

4. Особенно интенсивно человек потеет в жару или во время тяжёлой работы, но через некоторое время после этого тело его охлаждается.

5. Пот защищает организм человека от перегрева, поэтому люди часто потеют в жару или при выполнении тяжёлой работы.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВРЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.

1. В философии: одна из основных объективных форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи. Вне времени и пространства движение материи невозможно.

2. Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами. Среднее суточное время.

3. Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести время. Продолжительное время. Выиграть время.

4. Определённый момент, в который происходит что-нибудь. Назначить время заседания. Время обеда.

5. Период, эпоха. Время года (весна, лето, осень, зима). Во времена Петра I. Суровое время.

6. Пора дня, года. Вечернее время. Дождливое время.

7. Подходящая, удобная пора, благоприятный момент. Всему своё время. Время обедать.

8. То же, что досуг. Нет времени для прогулок.

9. В грамматике: форма глагола, относящая действие или состояние к прошедшему, настоящему или будущему времени.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

углубИть мозаИчный зАперта добелА сОгнутый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Ответ был составлен в ДИПЛОМАТИЧНЫХ выражениях.

2. ЛИЧНОЕ начало пишущего неярко выражено в сочинении.

3. У меня сложилось ДВОЙСТВЕННОЕ мнение по этому вопросу.

4. Он с ДЕЛОВИТЫМ видом принимал участие в обсуждении этой проблемы.

5. После шторма на море наступило СРАВНИТЕЛЬНОЕ затишье.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте

ошибку и запишите слово правильно.

ТРЕНЕРЫ детских спортивных школ ДВУХСТАМ посетителям ЛЯГТЕ на спину

ИЗОБРЕТШИЙ эту модель пара ЧУЛОК

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) На производственном собрании обсуждались не только вопросы трудовой дисциплины, а также и новой системы оплаты труда.

2) Мы долго спорили над книгами, написанных известным телеведущим.

3) В повести «Котловане» А. Платонов раскрывает перед нами трагические судьбы разных людей, у которых отняли и веру, и надежду, и цель жизни, и само желание жить.

4) Следуя за А.С. Пушкиным, Ф.М. Достоевский показывает, что насколько маленький человек может быть велик своей душой, своими чувствами, и развивает в повести «Бедные люди», в романе «Преступление и наказание» тему «униженных и оскорблённых».

5) По прибытию в Париж я сразу же посетил Лувр.

6) Читая исторические романы, события прошлых лет словно оживают в памяти.

7) В своём романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов раскрыл индивидуализм Печорина и рассматривает не только его психологию, но и мировоззренческие основы его жизни.

8) Все, кто изучали процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.

9) Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

А Б В Г Д

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

сокр...щение прив...дение обн...жить (пороки) упр...щать заг...рающий

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти

слова, вставив пропущенную букву.

(не видно ни) ...ги, ...боку от...мённое (прилагательное), вз...мать пр...бежище, пр...успел

ад...ютант, с...естное вз...скал, супер...гра

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

сит...чко продл...вать вермишел...вый рыж...ватый праздн...чный

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

раста..вший застел..шь обкле..нный задерж..шь меч..шься

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и

выпишите это слово.

1. Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них (НЕ)НАДО.

2. Князя Андрея раздражал холодный, (НЕ)ПРОПУСКАЮЩИЙ в душу взгляд Сперанского.

3. (НЕ)КАЖДЫЙ может точно сформулировать свою мысль.

4. Иван стал размышлять о том, что в хирургическом отделении очень (НЕ)ПЛОХОЙ коллектив.

5. Липы в старом саду (НЕ)ВЫРУБЛЕНЫ, их удалось отстоять.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте

скобки и выпишите эти два слова.

1. Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.

2. (В)СЛЕД за непогодой пришли холода, а (ЗА)ТЕМ и первые заморозки.

3. Было особенно трудно (ПО)ТОМУ, что я был единственным специалистом на заводе, работающим (ПО)ЭТОМУ профилю, и всю ответственность принимал на себя.

4. Надо было (ВО)ВРЕМЯ собрать малину и (В)НАЧАЛЕ августа вырезать сухие кусты.

5. На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) всё прощалось.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На зва(1)ом вечере нежда(2)о-негада(3)о было сказа(4)о немало тёплых слов, адресова(5)ых юбиляру, который растрога(6)о благодарил всех приглашё(7)ых.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Вдруг он ни с того ни с сего вскакивает.

2. Целую жизнь он потом если не рассказывал то вспоминал эту историю.

3. Один прыжок и лев на спине буйвола

4. Жидковатый чай и хлеб и масло казались Петру в этот вечер особенно вкусными.

5. В этом году море холодное и почти все пляжи пустынны.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Отражаясь живым серебром (1) вода простиралась до другого берега, а (2) настоянный на полевых травах (3) ветер (4) слабо дуя (5) едва приметно колеблет молодую поросль (6) стелющуюся по карнизам другого берега.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны

стоять запятые.

Кроме того (1) отсутствие в пьесах Чехова борьбы-интриги (2) действительно (3) приводило к необычной организации речи персонажей, лишённой (4) казалось бы (5) какой-либо целеустремлённости, что (6) бывало (7) вызывало недоумение зрителей.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

На ранней заре (1) яблоневый сад (2) сквозь деревья (3) которого (4) блестит кое-где утреннее солнце (5) наполнен лиловым туманом.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Последние метры пути показались Константину особенно трудными (1) но (2) когда они были

пройдены (3) и показалась горная вершина (4) то стало очень хорошо на душе.