Роль международных организаций в регулировании мэо. Современная роль институтов системы оон в регулировании мировой экономики (юнктад, юнидо и др.) Материалы судебной практики

Реферат

по дисциплине

«Мировая экономика»

на тему:

«Роль ООН в развитии моровой экономики»

Владимир 2011

Введение

Уже на протяжении многих лет мировое сообщество в решении важнейших задач в сфере международных экономических отношений опирается на Организацию Объединенных Наций, которая носит глобальный характер. В мире становится все больше политических проблем. ООН старается их урегулировать, но наряду с этим увеличивается ее роль в решении экономических вопросов. Все больше новых для нее сфер в международных экономических отношениях становятся предметом детального анализа, изучения, путей решения того или иного вопроса. К примеру, ООН помогала в разработке важнейших экономических показателей, которые в настоящее время используются во всем мире. Вместе с тем усложняется структура самой организации и появляются новые учреждения, увеличивается число стран, участвующих в ее деятельности, растет количество контактов как с международными, так и с национальными организациями различных стран.

С развитием международных экономических отношений, углублением специализации и международного разделения труда все больше возникает необходимость быстрого и эффективного принятия решений, касающихся международных проблем и хозяйственной деятельности стран.

Но все же Организация Объединенных Наций носит прежде всего политический характер. Это видно исходя из принципов, закрепленных в Уставе. В нем нет каких-либо специально оговоренных принципов, на которых бы основывалось экономическое сотрудничество как этих государств, так и всего мира. Однако существует ряд принципов, описывающих экономическое сотрудничество государств, но они не выделены специально и относятся к общим принципам сотрудничества стран, входящих во Всемирную торговую организацию.

1. Роль системы ООН в развитии многостороннего регулирования МЭО

Деятельность ООН оказывает все большее влияние на характер и развитие важнейших социально - экономических процессов на глобальном и национальном уровнях. Будучи международным форумом для обсуждения и принятия сугубо политических решений по самым актуальным вопросам в рамках практически всех сфер человеческой деятельности и международных отношений, ООН определяет приоритеты, цели и стратегии развития международного сотрудничества по формированию мирового экономического пространства.

Деятельность ООН производится в четырех основных направлениях:

1)преодоление общемировых экономических проблем;

2)помощь в сотрудничестве странам с разными уровнями экономического развития;

)содействие экономическому росту развивающихся стран;

)поиск решений проблем, касающихся регионального развития.

Для решения этих задач используются следующие формы деятельности:

. Информационная деятельность. Ее цель - воздействие на страны с области экономической политики. Результат этой работы может быть виден только в будущем. Собираются и обрабатываются статистические данные из разных областей, анализируются, и на основе этого государства получают информацию, касающуюся экономического развития.

. Технико-консультативная деятельность. Она проявляется в форме помощи различным странам в техническом плане. Но при оказании такой помощи должны использоваться принципы невмешательства во внутренние дела данной страны, техника должна быть действительно высокого качества и должна предоставляться в форме, удобной для данной страны.

. Валютно-финансовая деятельность. Она осуществляется при помощи международных организаций: Международной финансовой корпорации, Международного банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, Международной ассоциации развития. С формальной точки зрения, все эти организации являются специализированными подразделениями ООН.

Существует шесть основных органов ООН, упомянутых в Уставе. Но в рамках экономического сотрудничества выделяют три из них: Генеральную Ассамблею, Экономический и Социальный совет и Секретариат.

Генеральная Ассамблея является по сути форумом для обсуждения важнейших проблем экономического характера. Ассамблея может по своему усмотрению учреждать организации по международному сотрудничеству государств в различных сферах, такие как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.

Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС) - следующий по важности после Генеральной Ассамблеи. Он \координирует деятельность ООН в социально-экономической сфере. Главным органом ЭКОСОСа является сессия совета. Каждый год проводится три сессии по разным вопросам: весенняя - по гуманитарным и вопросам социально-правового характера, летняя - по социально-экономическим вопросам и организационная сессия. Его главные функции: квалифицированное обсуждение и разработка основной политической линии по важнейшим мировым вопросам, координация деятельности по социально-экономическим вопросам, исследования в области международного сотрудничества и социально-экономического развития. Таким образом, Экономический и Социальный совет координирует деятельность своих постоянных комитетов, различных комиссий и подкомиссий, региональных экономических комиссий, а также специализированных учреждений ООН.

Секретариат ООН - административно-исполнительный орган, призванный обеспечивать нормальное функционирование институтов и учреждений ООН, выполняющих определенные функции. Большинство работников Секретариата работают на экономическую службу. В состав экономической службы ООН включаются несколько подразделений, самое крупное из которых - Департамент по экономическим и социальным вопросам.

Многие организации ООН осуществляют свою деятельность в области международных экономических отношений. В конференции по торговле и развитию, хотя она и не является торговой организацией, участвуют практически все страны - члены ООН. Она содействует развитию мировой торговли, обеспечивает соблюдение прав стран при сотрудничестве, разрабатывает принципы и рекомендации, а также механизмы функционирования отношений между странами, участвует в деятельности других экономических учреждений ООН.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию содействует индустриализации развивающихся стран. Эта организация оказывает как материальную помощь, так и разрабатывает рекомендации по использованию ресурсов, наладке производства, проведению научно-исследовательских работ и созданию специальных органов по управлению производством.

Программа развития ООН - программа по предоставлению помощи развивающимся странам в важнейших секторах экономики. Она включает техническую, прединвестиционную и инвестиционную помощь.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН занимается вопросами координации деятельности других организаций по оказанию помощи материального и нематериального характера.

Европейская экономическая комиссия ООН решает проблемы экологического характера, в области эффективного использования энергии и в транспортной и лесной сфере (с позиций экологии).

Экономическая комиссия для Африки предоставляет консультации по экономическому развитию Африканского континента. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна выполняет те же функции, только для данного региона.

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана содействует региональному экономическому сотрудничеству, передаче технологий, вложений инвестиций и развитию инфраструктуры данного региона.

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии создает благоприятные условия для развития сотрудничества в различных сферах и укрепляет экономические отношения.

2. Современная роль институтов системы ООН в регулировании мировой экономики

ООН присуще большое институциональное разнообразие, проявляющееся в широкой репрезентативности как входящих, так и сотрудничающих с ООН организаций. Во-первых, ООН представляет собой совокупность органов (Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Секретариат и др.). Во-вторых, ООН выступает как система организаций, состоящих из специализированных и других самостоятельных учреждений (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Конференция ООН по торговле и развитию, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию и др.).

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики, анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры, способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права. Среди регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нормативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными представляются следующие:

·проведение в жизнь соглашений о сферах государственной юрисдикции (Генеральная Ассамблея), которое помогает определять, какая страна обладает правомочиями по отношению к той или иной наземной и водной территории, воздушному пространству, обусловливая, к примеру, условия транспортировки или добычи полезных ископаемых;

·проведение в жизнь договоренностей о правах интеллектуальной собственности (Всемирная организация интеллектуальной собственности - ВОИС). Экспорт высокотехнологичной продукции, охрана торговых марок и патентов были бы осложнены без соблюдения строго регламентированных прав интеллектуальной собственности, охрана которых обеспечивается через ВОИС и ТРИПС (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности).

·унификация экономических терминов, систем мер и показателей (Статистическая комиссия ООН, Комиссия ООН по праву международной торговли - ЮНСИТРАЛ и др.). Практически все органы ООН в какой-то степени обеспечивают стандартизацию, что упрощает проведение объективных международных сопоставлений;

·разработка и согласование правил международной коммерческой деятельности (ЮНСИТРАЛ, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД). Регулирование коммерческой деятельности строго посредством предлагаемых инструментов и процедур, несомненно, способствует развитию торговли и логически увязывает глобальные потоки товаров и информации,

·предотвращение ущерба товарам и услугам, представленным на мировых рынках, и обеспечение компенсаций издержек (ЮНСИТРАЛ, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз). Без действенных соглашений о предотвращении ущерба компаниям-перевозчикам и товарам, как и о гарантиях сохранения информации, бизнес был бы менее расположен осуществлять международные коммерческие операции.

·борьба с экономическими преступлениями (Комиссия ООН по предотвращению преступлений и уголовному правосудию). Криминальная деятельность создает дополнительное финансовое бремя для законопослушного бизнеса, так как косвенно поощряет коррупцию, ограничивает свободную конкуренцию и неизбежно повышает расходы на безопасность;

·сбор, анализ и распространение достоверной экономической информации, способствующей заключению международных соглашений (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, Всемирный банк), помогает странам и компаниям в оценке рынков, сопоставлении собственных ресурсов и возможностей и разработке внешнеэкономических стратегий.

Вопросы инвестиций в развивающиеся страны, развития малого и среднего бизнеса в настоящее время относятся к числу весьма актуальных. Они затрагивают любое учреждение ООН, обладающее мандатом в сфере экономического развития. Ведущими среди них являются Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Программа развития ООН (ПРООН). ЮНИДО прилагает необходимые усилия для повышения экономического потенциала развивающихся стран и стран с переходной экономикой на основе развития их промышленных предприятий. Предоставляемые ЮНИДО рекомендации призваны помочь этим странам преодолеть трудности в социальной и экономической областях и добиться более широкого и успешного участия в международном сотрудничестве.

ПРООН содействует развитию бизнеса посредством механизмов финансирования и поддержки частных и государственных компаний в развивающихся странах. ПРООН и ЮНКТАД на регулярной основе среди прочих учреждений ООН привлекают представителей бизнеса к участию в форумах и семинарах, посвященных экономическим вопросам

3. Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД: место и роль в регулировании МЭО

конференция международный экономический мировой

Создана, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи, в 1964 г. в качестве специального постоянного органа ООН. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация. Первая сессия Конференции состоялась в Женеве в 1964 г. (Швейцария). Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства - члена ООН, специализированных учреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии. В дальнейшем сессии ЮНКТАД проводились каждые четыре года. Последняя сессия состоялась в Мидранде (ЮАР) в мае 1996 г. Следующая Х сессия в 2000 г. и прошла в Таиланде.

Членами ЮНКТАД являются 186 государств - членов ООН, включая Россию и 3 члена, представляют специализированные агентства.

Цели и основные направления деятельности ЮНКТАД

Цели ЮНКТАД:

  • содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
  • установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
  • рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования. В основу деятельности ЮНКТАД положены функции, определенные резолюцией 1995 (ХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН.

Основные направления деятельности ЮНКТАД следующие.

. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами; разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики». Это: осуществление торговых и других экономических отношений между странами на основе равноправия, уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела стран и взаимной выгоды; недопустимость дискриминации и методов экономического давления в любой форме; последовательное и универсальное применение режима наибольшего благоприятствования во всех вопросах торговли, с предоставлением развитыми странами особых льгот в пользу развивающихся стран; отмена преференций, которыми пользуются отдельные развитые страны в развивающихся странах; облегчение доступа товаров третьих стран на рынки стран-членов экономических группировок; стабилизация рынков сырьевых товаров путем заключения международных стабилизационных товарных соглашений; улучшение товарной структуры экспорта развивающихся стран путем увеличения в нем удельного веса готовых изделий и полуфабрикатов; содействие улучшению невидимой торговли этих стран; экономическое и техническое содействие и предоставление льготных, государственных и частных, кредитов развитыми странами развивающимся государствам в целях дополнения и облегчения усилий последних без каких-либо неприемлемых для них условий политического, экономического, военного или иного характера. В дальнейшем указанные принципы легли в основу разработанной в рамках ЮНКТАД «хартии экономических прав и обязанностей государств» (1976 г.). В резолюции, принятой Ч1 сессией ЮНКТАД, отмечается необходимость: остановить дальнейший рост протекционизма, сократить и ликвидировать количественные ограничения в торговле; принятия развитыми странами мер по отмене применения антидемпинговых процедур и компенсационных пошлин, наносящих ущерб третьим странам; добиваться перемен в международной торговой системе с целью ее улучшения и укрепления при помощи уважения принципов наибольшего благоприятствования; отказа от мер экономического принуждения - политики торговых ограничений, блокады, эмбарго и других экономический санкций в отношении развивающихся стран.

IX сессия ЮНКТАД, проходившая в 1996 г. и посвященная проблеме «содействия росту и устойчивому развитию в условиях глобализации и либерализации мировой экономики», определила дальнейшие направления деятельности ЮНКТАД в области торговли и развития, нацеленные на полную интеграцию развивающихся стран, в особенности наименее развитых, и стран с переходной экономикой в мировую экономику и в систему мирохозяйственных связей. Эти цели и специальные практические рекомендации были сформулированы в Заключительном акте сессии под названием «Партнерство для роста и развития». Конференция приняла также декларацию, в которой признается наличие различных стартовых позиций и различное воздействие процесса глобализации на отдельные страны и подчеркивается важность усиления сотрудничества между развитыми и развивающимися странами, между самими развивающимися странами, между многосторонними организациями, а также осуществление диалога и сотрудничества между государственным и частным секторами для укрепления сотрудничества в целях развития.

Началу IX сессии ЮНКТАД предшествовали встреча «Группы 77» на уровне министров и встречи министров трех региональных групп, на которых в предварительном порядке обсуждались вопросы стимулирования роста и развития в условиях либерализации и глобализации мировой экономики.

. Разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами. ЮНКТАД играет ведущую роль во всей системе международных организаций, занимающихся вопросами регулирования мировых товарных рынков. Эти вопросы рассматриваются как на сессиях ЮНКТАД, так и в Совете по торговле и развитию, и на различного рода специальных совещаниях, проводимых в рамках ЮНКТАД.

В результате проведенных в рамках ЮНКТАД межправительственных переговоров был заключен ряд международных товарных соглашений; созданы исследовательские группы по сырьевым товарам, в которых принимают участие страны-производители и страны-потребители; подписаны конвенции и соглашения в различных областях. В системе регулирования мировых товарных рынков важную роль сыграла Интегрированная программа для сырьевых товаров - ИПСТ, решение о разработке которой было принято на IV сессии ЮНКТАД в 1976 г. Задача программы состояла в улучшении условий на мировых рынках для 18 сырьевых товаров, имеющих особо важное значение для экспорта развивающихся стран. В этих целях в 1980 г. было подписано соглашение о создании Общего фонда для сырьевых товаров с целью финансирования буферных запасов сырья, предусмотренных в отдельных товарных соглашениях, заключенных в рамках ИПСТ. Конечной целью ИПСТ является стабилизация цен на сырьевые товары на мировых рынках и расширение участия развивающихся стран в обработке и сбыте производимых ими сырьевых товаров.

. Разработка мер и средств готовой политики и экономического сотрудничества. В рамках ЮНКТАД была создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в действие в 1976 г.; разработаны: меры по устранению тарифных барьеров; основные мероприятия по оказанию помощи развивающимся странам в структурной перестройке экономики; новые формы соглашений о промышленном и торговом сотрудничестве. На VI (1983 г.) и VII (1987 г.) сессиях ЮНКТАД были сформулированы основные проблемы активизации экономического развития и международной торговли на основе многостороннего сотрудничества; оценены современные экономические тенденции, в том числе роль частного сектора в развитии, а также глобальные структурные изменения; выработаны политика и меры в следующих направлениях: ресурсы на цели развития, валютные вопросы; сырьевые товары; международная торговля; проблемы наименее развитых стран. В Заключительном акте по итогам VII сессии перечисленные проблемы были закреплены за ЮНКТАД как основные направления ее деятельности. Это способствовало укреплению полномочий ЮНКТАД для осуществления деятельности практически во всех сферах мировой торговли. На VIII сессии ЮНКТАД была признана необходимость институциональных корректировок, с тем, чтобы воспользоваться новыми возможностями в области международного сотрудничества в целях развития, включая разработку руководящих принципов по расширению работы в рамках ЮНКТАД в области устойчивого развития (взаимовлияние вопросов торговли и экологической политики, рациональное управление природными ресурсами, экологически надежные технологии, воздействие практики производства и потребления на устойчивое развитие).

. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран.

Проведение совещаний экспертов, представителей правительств, дипломатических переговорных конференций с целью согласования политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем.

Помимо вопросов, касающихся непосредственно международной торговли, ЮНКТАД занимается широким кругом других проблем международного экономического сотрудничества: валюты и финансы; морские перевозки; страхование передачи технологии; экономическое сотрудничество между развивающимися странами; особые меры в пользу наименее развитых, островных и внутриконтинентальных развивающихся стран. В 1992 г. государства - члены ЮНКТАД приняли решение о новом партнерстве в целях развития - Картахенское соглашение (ЮНКТАД-VIII). В этом соглашении сформулирована политика и определены меры во взаимосвязанных областях финансов, торговли, сырьевых товаров, технологии и услуг, содержатся рекомендации по решению как застарелых, так и новых проблем торговли и развития. Аналитическая часть деятельности включает в себя систематическое изучение влияния национальной и международной политики на развитие, при этом основное внимание уделяется проблемам управления.

Важное значение приобрело регулирование мировых транспортных проблем. В рамках ЮНКТАД были разработаны: Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств (1965 г.); Кодекс поведения линейных конференций (картелей судовладельцев) (1974 г.); Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (1980 г.).

. Регулирование ограничительной деловой практики осуществляется путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а так - же различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций. Длительные годы в ЮНКТАД ведется работа по созданию Кодекса поведения в области передачи технологий.

. Ведение аналитической работы по широкому кругу проблем. В частности, IX сессия ЮНКТАД (1996 г.) выделила четыре важнейших направления:

глобализация и развитие, включая изучение специфических вопросов, относящихся к участию в международной торговле и инвестициях развивающихся стран, к стимулированию их роста и развития, к наблюдению за реализацией Программы действия для наименее развитых стран на 90-ые годы;

инвестиции, развитие предприятий и технологий , включая подготовку печатных изданий с анализом данных об инвестициях, оказание содействия в разработке и реализации стратегий развития на предприятиях; определение направлений политики технологического развития и инноваций;

международная торговля товарами и услугами и подготовка печатных изданий по вопросам оказания помощи развивающимся странам в развитии сектора услуг; по вопросам, относящимся к законодательству о конкуренции, содействию интеграционным процессам в вопросах торговли, защите окружающей среды и развития;

развитие инфраструктуры в сфере услуг с целью повышения эффективности торговли, в частности, путем развития глобальных сетей телекоммуникаций, современных средств передачи информации, осуществления программ обучения.

ЮНКТАД публикует следующие издания: Доклады о наименее развитых странах; Бюллетень ЮНКТАД; Транснациональные корпорации; Наука и техника сегодня; Система оценки передовых технологий; Морской транспорт; Цены на сырьевые товары; ЮНКТАД-Ревю - ежемесячный бюллетень.

Принято решение о создании в ЮНКТАД компьютеризированного банка данных о мерах, затрагивающих торговлю услугами. Он должен стать важным инструментом в деле поддержки усилий развивающихся стран по обеспечению более эффективного участия в международной торговле услугами.

. Выполнение роли форума для анализа обсуждения и сопоставления позиций правительств разных стран по широкому кругу вопросов международных экономических отношений, а также для переговоров между различными группа - ми стран по ряду конкретных вопросов международной торговли и развития.

. Содействие координации деятельности в рамках ООН по вопросам международной торговли; подготовка документов для Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС и других организаций по вопросам развития мирохозяйственных связей; сотрудничество по ряду аспектов международной торговли с региональными комиссиями ЭКОСОС ООН.

. Сотрудничество с международными экономическими организациями прежде всего с ВТО, с Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО, с целью устранения дублирования и согласования направлений деятельности.

Высшим органом ЮНКТАД является Конференция (следует различать два понятия: Конференция как наименование самой организации и Конференция как название высшего органа). Конференция собирается на сессии, которые проводятся один раз в четыре года на уровне министров в целях определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. Всего было проведено 10 сессий.

I сессия - в 1964 г. в Женеве (Швейцария); II - в 1968 г. - в Дели (Индия); III - в 1972 г. - в Сантьяго (Чили); IV - в 1976 г. - в Найроби (Кения); V - в 1979 г. - в Маниле (Филиппины); VI - в 1983 г. - в Белграде (Югославия); VII - в 1987 г. - в Женеве (Швейцария); VIII - в 1992 г. - в Картахене (Колумбия); IX - в 1996 г. - в Мидранде (ЮАР), Х - в 2000 г. - Таиланд.

С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.

Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, документы ЮНКТАД формально имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

В области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, важнейшим мероприятием ЮНКТАД было создание Общей системы преференций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися государствами на невзаимной основе, т.е. без требования со стороны последних встречных торгово-политических уступок. Хотя многие страны - доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран - получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности государств, отставших в экономическом развитии.

Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. На прошедших первых семи сессиях ЮНКТАД было принято более 160 резолюций; число резолюций, выработанных на регулярных и специальных сессиях Совета по торговле и развитию, превысило 400. В рамках ЮНКТАД разработана широкая гамма других многосторонних документов: конвенции, соглашения, согласованные выводы, кодексы, имеющие различную юридическую силу.

Исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию, который обеспечивает работу между сессиями Конференции. Совет представляет ежегодно Конференции и Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС доклады о своей деятельности. Доступ в состав Совета открыт всем странам - членам ЮНКТАД. В 1996 г. число членов составляло 115.

Совет по торговле и развитию проводит регулярные сессии один раз в год осенью в течение 10 дней. Кроме того, Советом проводятся специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому спектру проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях обсуждаются вопросы глобальной политики, взаимозависимости экономики стран мира; проблемы торговли и валютно-финансовых отношений; торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет осуществляет контроль над всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран, а также Новой программы ООН для развития стран Африки.

Рабочими органами Совета с 1997 г. являются комиссии , которые осуществляют координацию деятельности по закрепленным за ними областям: по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; по торговле товарами и услугами; по развитию частного предпринимательства. Комиссии провели свои первые сессии в 1997 г. Намечается проведение максимум 10 ежегодных встреч экспертов специальных рабочих групп. Комиссии заменили действовавшие до 1996 г. четыре постоянных комитета.

Секретариат составляет часть Секретариата ООН и возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы: координации политики; внешних сношений, а также девять отделов; (1) сырьевых товаров; (2) международной торговли; (3) сферы услуг и эффективности торговли; (4) экономического сотрудничества между развивающимися страна - ми и специальные программы; (5) глобальной взаимозависимости; (6) транс - национальных корпораций и инвестиций; (7) науки и техники; (8) наименее развитых стран; (9) услуг в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ. В его составе есть так же объединенные подразделения, работающие совместно с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС - Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Деятельность ЮНКТАД оказала существенное воздействие на всю многостороннюю систему регулирования международной торговли. В частности, это обусловило осуществление модернизации ГАТТ. В составе Генерального соглашения появилась новая четвертая часть, где признается особая роль и особое место развивающихся стран в международных экономических отношениях. С деятельностью ЮНКТАД связаны также перемены в деятельности МВФ и МБРР, выразившиеся в определенном повороте к нуждам развивающихся стран и в особенности к наименее развитым. ЮНКТАД явилась инициатором предоставления невзаимных и не дискриминационных преференций, представляющих важные элементы современной системы регулирования международной торговли. ЮНКТАД внесла существенный вклад в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков.

Заключение

Помимо регулирующих функций, специализированные учреждения ООН разрабатывают долгосрочные стратегии и инструменты в отношении проблем мировой экономики на базе международных экспертных консультаций и согласований с правительствами и предлагают мировому сообществу возможные пути их решения.

Круг ведения ЮНКТАД охватывает практически все актуальные экономические и правовые аспекты современной международной торговли и связанные с ней вопросы экономического развития.

В рамках ЮНКТАД сложилась и приобрела современную роль «Группа 77», названная так по числу развивающихся стран, создавших общую платформу защиты своих экономических интересов в международной торговле. «Группа 77» сыграла важную роль в формировании международной стратегии ООН по экономическим вопросам и отношениям с развивающимися странами. ЮНКТАД разработала и осуществляет новые организационные формы работы, позволяющие находить баланс интересов различных стран и различных групп стран по проблемам международного экономического сотрудничества. Характерным для работы ЮНКТАД является предварительное определение позиций внутри каждой группы стран, что обеспечивает более взвешенный учет интересов представленных стран при выработке общих решений.

ЮНКТАДиграет ключевую роль в системе ООН в решении вопросов международной торговли, финансов, инвестирования и технологий, в частности, содействуя развивающимся странам в создании предприятий и развитии предпринимательства. Комиссия ЮНКТАД по предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию способствует разработке и осуществлению стратегий эффективного развития предпринимательства, содействует диалогу между частным и государственным секторами. Среди проектов технического сотрудничества ЮНКТАД следует отметить автоматизированную систему обработки таможенных данных, программу сети центров по вопросам торговли, программу ЭМПРЕТЕК.

Проект автоматизированной системы обработки таможенных данных помогает модернизировать таможенные процедуры и управление таможенными службами, что значительно упрощает бюрократическую составляющую внешнеэкономической деятельности.

Ряд подразделений системы ООН работают с конкретными группами субъектов частного сектора, обусловленными спецификой их сфер компетенции. Другие агентства, такие, как Программа развития ООН и Всемирный банк, поддерживают отношения с широким кругом организаций бизнес - сообщества. Помимо двусторонних отношений, участие бизнес - групп в деятельности ООН может обеспечиваться посредством институционализации такого участия в структуре международной организации. Примером является существующая с 1919 г. Международная организация труда (МОТ), в которой представителям работников и работодателей даны равные с представителями правительств возможности влиять на разработку политики МОТ.

Таким образом, ООН играет большую роль в регулировании международных экономических отношений. И, несмотря на то что существуют определенные сложности функционирования, уже более пятидесяти лет важнейшие экономические и политические вопросы решаются при ее помощи.

Список литературы

1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Юристъ, 2006 - 466 с.

2.Беджауи М. Международный Суд ООН: прошлое и будущее, 1995, №2, с. 42

.Зайцева О.Г. Международные организации: принятие решений. М., 1989

.Иванов И. Россия и ООН: надежные партнеры во имя общих целей // Мировая экономика и международные отношения, 2004, №3, с. 10-16

.Ковтунов С.Г., Титов К.В. Европейская экономическая комиссия ООН и Россия // Мировая экономика и международные отношения. 2004, №10, 64-70 с.

.Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. Международный суд ООН: организация, цели, практика. - М.: Международные отношения, 1971 г.

.Кривлева Э.С. Основы теории права международных организаций. М., 1979

Похожие работы на - Роль ООН в развитии моровой экономики

Важнейшим отраслевым органом ООН в области экономического сотрудничества является международная организацияКонференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Это автономный орган Генассамблеи, созданный ею в 1964 г. на базе состоявшейся в том же году под эгидой ООН одноименной Конференции (от которой этот орган сохранил и свое название). В ЮНКТАД участвуют практически почти все государства – члены ООН. Сейчас она насчитывает 186 стран-членов, включая и Россию. Местопребывание ЮНКТАД – Женева (Швейцария).

ЮНКТАДзащищает экономические интересы развивающихся стран при помощи спонсорства международных товарных соглашений для улучшения экспортных поступлений от продуктов питания и полезных ископаемых.

Конференция проводит переговоры об уменьшении тарифов и квот на экспорт продуктов развивающихся стран в развитые страны, а также обеспечивает комплексные программы экономической помощи для своих членов.

Основные задачи – формирование принципов и политики международной торговли, разработка рекомендаций в этой области, подготовка многосторонних юридических актов в области международной торговли, согласование политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектах экономического развития; содействие координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле и т.д.

С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, т.к. эта организация вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.

ЮНКТАД подготавливает рекомендации Генеральной Ассамблеи по организационно-правовым вопросам равноправного сотрудничества в области внешнеэкономических отношений, включая вопросы кредитования внешней торговли, урегулирования внешней задолженности. Совместно со статистической комиссией ООН разрабатывает стандарты по учету внешнеторговой деятельности.

В ЮНКТАД проводится групповой принцип работы: государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическим и географическим принципам.

Решения ЮНКТАД облекаются в форму резолюций, заявлений и т.д. и имеют рекомендательный характер.

Основными функциями ЮНКТАД являются:

1) поощрение международной торговли, особенно с целью ускорения экономического развития, в частности, торговля между странами разного уровня развития и разных социальных и экономических систем;

2) установление принципов и политики, касающейся международной торговли и соответствующих проблем развития;

3) содействие другим органам и учреждениям ООН в международной торговле и развитии;

4) содействие проведению переговоров и утверждению многосторонних правовых актов в области торговли;

5) согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и развития.

Высший орган ЮНКТАД Конференция , которая собирается на Сессии раз в 4 года (как правило, на уровне министров и глав правительств), с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Исполнительный орган ЮНКТАД Совет по торговле и развитию , в рамках которого работают 7 специализированных комитетов: по сырьевым товарам, промышленным товарам, невидимым статьям (услугам) и финансированию, по морским перевозкам, по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами, по передаче технологии, по преференциям.

Совет обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции, проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной ассамблее через Экономический и социальный совет (ЭКОСОС).

К числу важнейших достижений деятельности ЮНКТАД следует отнести, в частности:

1) разработку общей системы преференций со стороны экономически развитых стран для экспорта развивающихся стран (1968 г (эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися государствами на невзаимной основе, т.е. без требования со стороны последних встречных торгово-политических уступок);

2) создание глобальной системы торговых преференций между развивающимися странами (1989 г.);

Кроме того, в ЮНКТАД разрабатывались проекты ряда конвенций, в т.ч. в области морского транспорта. В ЮНКТАД создана была также Автоматизированная система таможенных данных (АСИКАДА) на основе использования компьютеризации при таможенной очистке грузов, что позволяет ускорить ее, увеличить государственные доходы и снизить уровень коррупции.

Международные организации можно разделить на две группы:

    универсальные : ООН, ВТО, ОЭСР;

    региональные , которые создаются в рамках интеграционных объединений: КЕС, АТЭС и т.д.

Существенную роль в межгосударственном регулировании МЭО играет Организация Объединенных Наций (ООН) , в которую входят 185 стран. Среди организаций ООН, непосредственно связанныхcэкономической деятельностью, следует упомянуть Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО) и др.

ООН – самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная международная организация, призванная заниматься главными политическими проблемами, волнующими человечество. Политическая деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой.

Наиболее известными специализированными учреждениями ООН являются Международный валютный фонд (МВФ) игруппа Всемирного банка , в которую входятМеждународный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития ( MAP ) иМеждународное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА) . Также при ООН действуют специализированные органы, например,Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) ,Комиссия ООН по праву международной собственности (ЮНСИТРАЛ) и др.

В МВФ входит 182 страны. Капитал Фонда складывается за счет взносов стран-членов. Каждое государство имеет в нем свою квоту, которая устанавливается в зависимости от удельного веса страны в мировой экономике и торговле. Наибольшими квотами располагают: США – 18,25%, Германия и Япония – по 5,67, Великобритания и Франция – по 5,10, Россия – 2,97. Квота страны определяет число ее голосов при принятии решений в Совете управляющих МВФ, а также возможность пользоваться ресурсами Фонда.

Первоначально МВФ был предназначен для финансовой поддержки развитых стран, регулирования их платежных балансов и поддержания стабильности их валютных курсов. В 1947-1976 гг. 60,6% кредитов МВФ получили промышленно развитые страны Запада. С 70-х гг. акценты в деятельности МВФ сместились с проблем платежного баланса на стабилизационные программы (программы оздоровления экономики). Основными заемщиками Фонда стали развивающиеся страны (92% всех кредитов МВФ). Наиболее крупные суммы кредитов МВФ получили (в порядке убывания) Мексика, Россия, Республика Корея, Аргентина, Индия, Великобритания, Бразилия, Индонезия, Филиппины и Пакистан.

Всемирный банк предназначен для кредитования экономики развивающихся стран. Но в отличие от обычных коммерческих банков, он оказывает техническую помощь, консультирует, как выгоднее использовать кредиты, и всячески содействует капиталовложениям в экономику этих стран. Тем не менее, функции институтов Всемирного банка несколько отличаются друг от друга.

Целями МБРР является: предоставление гарантий по частным иностранным капиталовложениям с целью их стимулирования; прямое участие в осуществлении заграничных капиталовложений, содействие развитию международной торговли.

Чтобы вступить в МБРР, страна сначала должна стать членом МВФ. Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов, заемных средств, которые он черпает на мировом рынке ссудных капиталов посредством выпуска облигаций, и доходов от собственной деятельности. Количество голосов в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале. Самое большое число голосов в Совете управляющих МБРР имеют США – более 17%, а все страны «Большой семерки» – около 45%.

МБРР, в отличие от МВФ, нацелен на стимулирование международного потока средне– и долгосрочных инвестиций, содействие реконструкции и развитию экономики. Около 75% всех ссуд МБРР идет на кредитование конкретных проектов – от школ до электростанций и промышленных предприятий – в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой. В последнее время Всемирный банк направляет часть кредитов на цели структурной адаптации экономики (финансирование изменений в хозяйстве той или иной страны, чтобы сделать его рыночно ориентированным), причем банк дает кредиты только тем государствам, которые осуществляют стабилизационные программы, одобренные МВФ.

Международная финансовая корпорация (МФК) образована в 1956 г. Ее основная цель – мобилизация национальных и иностранных капиталов для развития частного предпринимательства в развивающихся странах.

Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. для оказания помощи наименее развитым странам. Она предоставляет им беспроцентные и сверхдолгосрочные ссуды из средств, внесенных богатыми странами.

Международное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА), основанное в 1968 г., предоставляет инвесторам гарантии от некоммерческих рисков (валютные ограничения, национализации и экспроприации, вооруженные конфликты и революции и т.п.).

Республика Беларусь является членом ООН, а также многих специализированных учреждений данной организации (ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМО, ВОИС, МОТ, ЮНИДО, ВПС, МСЭ, ИКАО, МВФ).

Республика поддерживает последовательную политику ООН в области поддержания международного мира и безопасности, в области укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его имеющихся арсеналов.

С июля 1992 года Республика Беларусь стала членом Международного валютного фонда. Квота республики в МВФ составляет 280,4 млн. СДР (около 373 млн. дол. США), или 0,19% от обшей квоты, которая впоследствии была увеличена до 386,4 млн. СДР (около 542,1 млн. дол. США).

С 1993 года Беларусь трижды пользовалась ресурсами Фонда для поддержки программы экономических реформ правительства. Общий объем кредитов и займов, предоставленных по состоянию на конец июня 1998 года, составил 184,4 млн. СДР. МВФ оказал Беларуси техническую помощь в ряде областей, включая государственные расходы, налогообложение и таможенную сферу, наблюдение за работой банков, денежную политику и организацию деятельности Национального банка, а также ведение финансовой статистики (платежный баланс, денежный, банковский и реальный секторы экономики).

Предоставляемые кредиты в основном направлялись в финансово-кредитную сферу. В 1993 году белорусское правительство подписало с МВФ соглашение о предоставлении займа в размере 200 млн. дол. США по линии фонда системных трансформаций для улучшения платежного баланса. Первый транш данного кредита поступил в августе 1993 года в размере 70,1 млн. СДР, что было на тот момент эквивалентно 98 млн. дол. США. Он предназначался на улучшение платежного баланса республики. Срок его погашения составил 10 лет; мораторий на выплату основного долга – 4,5 года, процентная ставка – 5,67% (плавающая). Средства кредита пошли на закупку то­почного мазута, автомобильного бензина и дизельного топлива, медицинского оборудования, а также частично использованы для обеспечения своевременных расчетов с Россией за поставляемый сжиженный газ и поддержания обменного курса белорусского рубля.

В 2001 г. в республике реализовывалась шестимесячная Программа мониторинга Фондом (ПМФ), служащая основой для перехода к механизму «стэнд-бай». В настоящее время возобновление программы «стэнд-бай» можно рассматривать как основную тему переговоров с МВФ. Выполнены все целевые показатели в денежно-кредитной сфере и практически все структурные контрольные показатели.

Республика Беларусь также тесно взаимодействует с группой Всемирного банка (МБРР, МФК, МАГИ, МАР) и другими международными организациями.

В регулировании международной торговли товарами и услугами особую роль играет Всемирная торговая организация (ВТО) , которая с 1 января 1995 г. пришла на смену Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ). В настоящее время членами ВТО является 146 государств. Главная задача ВТО – либерализация мировой торговли на основе последовательного сокращения уровня таможенных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В настоящее время правилами ВТО регулируется свыше 90% мировой торговли (по стоимости).

Деятельность организации базируется на ряде простых фундаментальных положений:

    торговля без дискриминации: участники ВТО обязуются предоставлять друг другу принцип наибольшего благоприятствования в торговле (т.е. условия не худшие, чем предоставляются ими любой другой страной), а также предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам, в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

    защита внутреннего производства с помощью таможенных тарифов: гласно и открыто устанавливаемые таможенные тарифы (пошлины) являются основным, а в перспективе – единственным инструментом регулирования экспорта и импорта стран-участниц; они отказываются от применения количественных мер внешнеторгового регулирования (квоты, импортные и экспортные лицензии и т.п.);

    стабильная и предсказуемая основа для торговли: закрепление на длительный срок размеров пошлин в таможенных тарифах. Пошлины устанавливаются в ходе многосторонних переговоров;

    содействие честной конкуренции: противодействие таким нечестным методам конкурентной борьбы, как сбыт товаров по искусственно заниженным ценам (демпинг) или применение государственных субсидий для занижения экспортных цен;

    гласность и открытость в торговом регулировании;

    разрешение споров и конфликтов путем консультаций и переговоров.

Одно из важнейших обязательств, которое берет на себя присоединяющаяся к ВТО страна, – приведение национальных принципов и правил, регулирующих ее внешнюю торговлю, в максимальное соответствие с нормами этой организации.

Основной механизм деятельности ВТО – раунды многосторонних переговоров. В результате раундов многосторонних переговоров, средневзвешенная ставка таможенных тарифов в США, странах Западной Европы и Японии была снижена в среднем с 25-30% в начале 50-х гг. до примерно 4% в 1998 г. В 1996 – 1997 гг. в рамках ВТО достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий и о либерализации рынка финансовых услуг. Руководство ВТО призывает к созданию к 2020 г. единой мировой зоны свободной торговли.

Присоединение Беларуси к ВТО рассматривается как важнейший этап интеграции в мировую экономику, который предоставит стране необходимый инструментарий для защиты и продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли. В то же время, присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие ее экономического законодательства правилам ВТО, а также сделать сбалансированные уступки торговым партнерам в целях обеспечения более открытого доступа иностранных товаров и услуг на внутренний рынок.

Важную роль в регулировании МЭО играет и такой институт, как образованная в 1960 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) . В настоящее время членами ОЭСР являются 29 стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Мексика, Польша, Португалия, США, Турция, Чехия, Швейцария, Швеция, Финляндия, Франция, Южная Корея, Япония. На долю стран ОЭСР, в которых проживает 16% населения земного шара, приходится 2/3 мирового производства.

Основной целью ОЭСР является анализ состояния экономики государств-членов и выработка рекомендаций странам-участницам по осуществлению экономического регулирования на макро и отраслевом уровнях. Эти рекомендации, как правило, учитываются странами-членами при разработке и реализации национальной экономической политики. В связи с этим Организация фактически является органом координации экономической политики ведущих стран Запада.

В целом все международные организации имеют целью регулирование определенных аспектов функционирования мирового сообщества для создания всех условий гармоничного его развития в будущем. В них во многом создается как бы правовое пространство, в рамках которого происходит взаимодействие всех компонентов мирового хозяйства.

Трансляция

С начала С конца

Не обновлять Обновлять

Регина Парпиева, взявшая интервью у президента Владимира Путина, поделилась своими впечатлениями от беседы с главой государства. Интервью, которое продлилось 20 минут, девушка назвала очень волнительным, однако добавила, что в нужный момент слова сами стали к ней приходить. Она не смогла ответить, с кем бы еще хотела сделать интервью, но призналась, что быть журналистом ей понравилось.

Партпроект «Единой России» «Чистая страна» возьмет на контроль реализацию задачи по строительству мусороперерабатывающих заводов, сообщает пресс-служба партии со ссылкой координатора партпроекта, председателя комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова.

«Та задача, которую поставил президент и по организации раздельного сбора мусора, и по строительству предприятий по мусоропереработке, и по ликвидации несанкционированных свалок, не только актуальна, но и выполнима. Речь идет об организации мусоропереработки, развитии направления замкнутого цикла, вторичного использования отходов, ликвидации несанкционированных свалок», — сообщил Бурматов.

Губернатор Владимирской области Владимир Сипягин на встрече с президентом России Владимиром Путиным готов рассказать, как выполняет свои предвыборные обещания и президентские указы. Об этом рассказала его пресс-секретарь Ольга Петрова.

«Президент в рамках пресс-конференции говорил, что он будет оценивать деятельность губернаторов по тому, как исполняются предвыборные обещания. Владимир Владимирович (Сипягин — ред.) старается следовать этому принципу. Он обещал, что будет делать структуру аппарата администрации области более эффективной, чтобы аппарат работал быстрее, более результативно в интересах населения, и сейчас он оптимизирует структуру», — рассказала она.

Предложение Путину посетить горнолыжный курорт Архыз в разговоре с РИА «Новости» прокомментировал Одес Байсултанов, первый замминистра РФ по делам Северного Кавказа, глава совета директоров АО «Курорты Северного Кавказа».

«Северный Кавказ готов показать президенту не только «Архыз», но и другие наши курорты: «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии и «Ведучи» в Чеченской Республике. Горнолыжные курорты развиваем комплексно, чтобы туристы открывали для себя горы круглый год, знакомились с богатыми традициями и великолепной природой», — отметил он.

Вернемся к основной повестке и реакции регионов на пресс-конференцию президента. Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что работа по возвращению российских детей, оставшихся не по своей воле в Сирии и Ираке, будет продолжена.

«Мы воспринимаем эти слова, как прямое и конкретное поручение президента России, которое подлежит безоговорочному выполнению всеми заинтересованными ведомствами федерального и регионального уровня. Что касается нас, то проблемой занимались и будем заниматься со всей ответственностью. Женщины и дети должны быть возвращены в Россию, а виновные ответят перед законом в России. Дети ни в чем не виноваты. У них не спрашивали, где хотят родиться», — сообщил Кадыров в своем канале в Telegram.

В разговоре с юной журналисткой Путин также рассказал о своих музыкальных предпочтениях. Спойлер: рэп не упоминался.

«Heavy metall для меня очень сложно для восприятия, тяжеловато, хотя любая музыка приятна, если она талантлива, она всегда должна рождать какие-то положительные эмоции. Мне нравится и современная музыка и так называемая популярная классическая музыка, но не очень сложная, потому что нужно быть хорошо подготовленным слушателем, но традиционные классические произведения самых любимых в мире авторов - я люблю это слушать», — сказал Путин.

После пресс-конференции Владимир Путин дал интервью 17-летней Регине Парпиевой, исполнив ее мечту

Путин рассказал Регине о том, как он стал президентом, трудно ли работать главой государства и что он хочет загадать на Новый год.

В конце беседы девочка попросила разрешения обнять главу государства и они обменялись подарками. Президент подарил гаджеты и билеты на концерт, а она - игрушечную собаку, которую сделала своими руками.


Алексей Дружинин/РИА "Новости"

Тем временем, фотослужба «Газеты.Ru» собрала традиционную подборку странностей на прошедшей пресс-конференции:

Депутат также отметил обеспокоенность президента и населения переходом на цифровое телевидение. «В этой связи важно активизировать переговоры по организации вещания региональных каналов в сетке Общественного телевидения России (ОТР), работающего в первом мультиплексе. Этот опыт позволит оценить реальные возможности региональных каналов и перспективы их дальнейшего развития в цифровом вещании», — говорит он.

В редакцию «Газеты.Ru» поступил комментарий председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонида Левина. Депутат особо отметил замечание президента касательно ответственности за деятельность в сети. «Владимир Путин в очередной раз указал на то, что общественные нормы должны соблюдаться везде, в том числе и в Сети, которая неотделима от всех сторон нашей жизни. Этот принцип уже сегодня используется в текущей работе над новыми нормами права в Интернете, в частности, над законопроектами о противодействии распространения фейковых новостей и оскорбительных высказываний в адрес общества и государственных органов», — говорит Левин, подчеркивая, что Госдума уже работает над соответствующим законодательным обеспечением.

«Мы планируем обсуждение этих проектов в январе на площадке Комитета с широким кругом отраслевых экспертов, общественных организаций и представителей средств массовой информации», — отмечает депутат.

Всего сегодня успели высказаться 53 журналиста, которые задали 68 вопросов. Единственным рекордом сегодняшнего диалога российского лидера с прессой стало число заявленных участников — более 1700 журналистов.

Перейдем к статистике. Сегодня общение Путина с журналистами продолжалось 3 часа 43 минуты. До рекорда, конечно, далеко.

Плакат «Дружба народов». Вопрос касается «многонациональной журналистики». Просят у Путина поддержки — хотят стать информационным партнером по реализации национальной политики. Президент обещает, что попросит коллег из соответствующих ведомств подключить журналистов к этому «важнейшему для нашей страны вопросу».

Вопрос о возвращении детей в Россию. Путин напоминает, что Москва этим занимается, есть целая программа. «Мы это делаем и будем продолжать делать».

Плакат «Россияне в опасности». Вопрос из Чечни. Вопрос о том, что тысячи наших соотечественников находятся в Сирии. Там их задерживают, и дети остаются без семьи. Второй вопрос — про аэропорт, чтобы развивать туризм. И есть еще и третий вопрос — точнее даже не вопрос, а приглашение в гости в Чеченскую республику.

Вопрос из Урала. Но с Уралом ничего общего не имеет. Предлагают закрепить в Конституции национальную идею — патриотизм. Путин считает, что такие темы — предмет широкого общественного обсуждения.

Второй вопрос касается очистки воды. Не выделяются достаточно средства на трубы, через которые проходят воды. Просят вести регламент, который регулировал бы этот вопрос.

Путин говорит, что правительство над этим вопросом работает. Это комплексная проблема, которой нужно заниматься.

Крым — часть Российской Федерации, напоминает Путин. И мы будем укреплять обороноспособность российских регионов в той степени, в которой считаем это необходимым.

Касаясь вопроса Азовского моря и Керченского пролива, президент называет его сложным. Там очень узкие и мелкие проливы. Там практически всегда осуществлялась лоцманская проводка. И Крымский мост ничему не мешает. Все функционирует также, как это было раньше.

Возвращаясь к недавнему инциденту, Путин отмечает, что раньше подобных случаев не было: все спокойно проходили через Керченский пролив при необходимости. Это намеренная провокация.

Ситуация в Азовском море определяется соответствующим двусторонним договором. Согласно нему территориальные воды находятся на расстоянии 5 км от берега. Все остальное — общие воды. Россия придерживается этого принципа.

Вопрос от «Евроньюс» касается недавней резолюции ООН о милитаризации Крыма и Азовского моря. Зачем Россия укрепляет военный потенциал полуострова и собирается ли Москва объявить Азовское море полностью своей территорией?

Уссурийск — туда отправляет Путин микрофон. Вопрос о переносе столицы ДВФО из Хабаровска во Владивосток. Вопрос — какие планы по укреплению Приморья. Что касается объединения субъектов федерации — это дело самих субъектов федерации (это к заданному вопросу о возможном объединении Сахалинской области и Приморья). Сахалин — самодостаточный регион, говорит Путин, средний доход выше, чем в Приморском крае.

По поводу развития — у нас целый комплекс мер по развитию Дальнего Востока — ТОРы, гектары, развитие инфраструктуры, портов, аэропортов, поддержка экспорта (неэнергетического).

И еще один ветеран. Владимир Кондатьев (НТВ) — какое главное событие произошло в 2018 году? Два события: выборы президента и чемпионат мира по футболу, говорит Путин. Коротко. Но по делу.

А что касается пропасти — это есть, но, к сожалению, это общемировая тенденция. Разрыв между теми, кто зарабатывает очень много, и теми, кто зарабатывает мало, увеличивается во всех крупных экономиках. И в США это тоже есть, и Трамп использовал этот факт в предвыборной борьбе. Мы должны кардинально сократить число людей за чертой бедности — это правда, считает президент.

«Комсомолка». «Мне обидно за президента Путина, цифры красивые, правидвые, настоящие, а вот простой народ не совсем им верит, потому что Россия живет тяжело. Это первое. Второе — в сердцах, в душах, в голове, в мыслях люди переживают, потому что чиновники высшего звена Путина боятся. А чиновники то про акцизы на колбасу говорят, то Кремль не разрешает рожать, они воду мутят и мешают верить Путину, государству и т.д.». Суть в том, что надо перевоспитывать чиновников среднего звена. «Гамов, спроси у Владимира Путина, не пора ли обратить внимание на разрыв доходов», — вот такую телеграмму, утверждает Гамов, получил журналист.

Путин называет этот тезис русским традиционным — «царь хороший...». Но если что-то не получается, то все виноваты. Но проблема не в том, что цифры не бьются, а в том, что с ними плохо работают, их плохо объясняют.

Президент говорит, что нет ничего хорошего в том, что упали реальные доходы населения. Другое дело, что тенденция начала выправляться.

А по поводу чиновников вообще — люди часто не отдают отчета в том, что они говорят. «Но это мы все. Человек был вчера кем-то, а сегодня стал чиновником. Возьми и ляпни. Это значит, что он не готов работать с людьми», — отметил Путин, но признает, что среди них есть достойные и хорошие люди.

Песков предупреждает, что мы работаем дольше трех часов. В этой связи есть предложение — оставить три вопроса. Вопрос от Вячеслава Терехова. В какой степени мы независимы в создании нашей лекарственной базы, насколько наши лекарства эффективны, кто отвечает за то, что наши аналоги хуже, чем они планировались.

Путин говорит о том, что нужно бороться многовекторно, в том числе с формулировками, в которых сформулированы тезисы. Путин не считает, что наши аналоги хуже. А врачи должны думать о лечении пациентов, а не о том, с какими фармацевтическими компаниями кто сотрудничает. Также необходимо назначать импортные лекарства тогда, когда они должны быть назначены, а не всем подряд.

Плюс ко всему, у нас даже экспорт появился, говорит президент. Если посмотреть на ценник, то 30% в ценовом измерении — это отечественные.

По поводу зависимости или независимости. В мире все взаимозависимо. Сейчас мы производим 80% жизненно необходимых лекарств. При этом все больше не просто дженерики, а первоначальные субстанции изготавливаются в России.

Первый вопрос, касающийся спорта, поднимает тему допинга. Очистилась ли Россия от этой темы?

Путин признает, что мы виноваты в произошедшем. Потому что применение допинга действительно имело место быть. Проблема в том, что на Западе пытаются доказать, что это происходило на государственном уровне. Но это абсолютно не так. Россия должна признать ошибки, признать проблему и стремиться к тому, чтобы употребление допинга в российском спорте было сведено к нулю.

Путин также надеется, что элемент политизации из спорта также уйдет.



Следующий вопрос из СМИ «Министерство идей». Спрашивают как у Путина здоровье? «Не дождетесь», — отвечает президент. Девушка выступает не с вопросом, а с предложением: создать в России официальное Министерство идей.

Путин говорит, что идея хорошая, правда, обязанности «министерства идей» должно было выполнять Минэкономразвития, снова шутит Путин.

Спрашивают изменился ли характер противостояния англосасконского и русского миров, которое продолжается с 19 века. И возможна ли вообще встреча с Трампом после того, как он ее отменил?

«Родимые пятна прошлого, конечно, дают о себе знать», — говорит президент. Он надеется, что отношения будут налаживаться, потому что нельзя постоянно опускаться на дно.

Будет ли встреча с Трампом — сказать сложно. Но поговорить есть о чем, тем очень много. Все зависит от внутренней ситуации в США. Путин предполагает, что новый состав конгресса определенно попытается провести новые атаки на действующего президента.

Говоря об англосаксонском мире Путин отмечает, что утрачивается доверие к демократии. Люди и в США и в Англии выступают против демократического выбора своих сограждан — выбора Трампа президентом, или выхода Британии из ЕС.

Тем не менее, развивать отношения надо.

Путин просит журналистов не превращать пресс-конференцию в несанкционированный митинг. Песков просит санкционировать еще один вопрос от «Первого канала». Путин санкционирует.



Сергей Киселев/Агентство "Москва"

Президент пообещал, что уделит внимание уголовному делу по поводу убийства мужа журналистки. А вот по поводу строительной отрасли — это никогда не закончится, если мы не наведем здесь порядка и не перейдем к цивилизованным сопсобам жилищного строительства. Стоит задача строить 120 млн кв. метров. Но нужно прекратить практику привлечения денег граждан. А то получается, что мы держим низкий профиль стоимости жилья (относительно), но за счет того, что кто-то получает это жилье по относительно низким ценам. Однако у части людей деньги просто изымаются, и они ничего не получают — ни денег, ни жилья. Поэтому надо переходить на цивилизованный способ, даже если это приведет к снижения в строительной отрасли или даже к повышению стоимости жилья.

А те люди, которые попали в ложную ситуацию, конечно, этим людям нужно помочь, утверждает президент. И не нужно закрывать глаза на масштаб этой проблемы. Даже цифры, которые сейчас показываются, не бьются с реалиями. В реальности проблема острее, чем она показана в документах.

Что касается конкретной ситуации, Путин обещает посмотреть, что можно с этим сделать.

Нашли. Снова Рязань. Обращение почему-то от Питера. Просьба обратить внимание на проблему обманутых дольщиков. Санкт-Петербург, утверждает журналист, чтобы отчитаться перед Москвой, вводит в эксплуатацию попросту недостроенные дома, а ведь это преступление. Девушка утверждает, что 6 октября 2017 года был убит ее муж, а до этого ей сожгли машину. Какая-то жуткая история, связанная с проблемой обманутых дольщиков.

Песков предлагает дать возможность задать вопрос The Wall Street Journal. Путин соглашается.

На Западе многие политики, эксперты и даже обычные люди видят в России угрозу. Многие думают, что вы, как президент России, хотите управлять миром. Так ли это? Какова настоящая цель вашей внешней политики?

Президент отвечает, что знает, где находится штаб, желающий управлять всем миром: не в Москве. Стремление США к господству объясняется объемами американской экономики. У России таких амбиций нет. Это штамп, который навязывается общественному мнению западных стран для решения внутриблоковых вопросов, говорит Путин. Россию используют как образ внешнего врага для того, чтобы сплотиться.

Главная цель внешней политики России — обеспечить условия для достойного развития РФ. Мы хотим занять достойное место на международное арене. Как равные среди равных, подчеркивает Путин.

Но для укрепления рубля надо сократить волатильность, и это, в общих чертах, удается, говорит Путин. При этом рубль уже несколько оторвался от цен на энергоносители. Вторая задача — обеспечить стабильность, держать низкую инфляцию, и следующий шаг — развивать финансовую инфраструктуру.

Вопросы расчетов в долларах, продолжает Путин, касаются хозяйствующих субъектов, но не граждан. А дальше Путин всех успокаивает — исчезновение табло с курсами валют на улицах российских городов никак не связано с возможными запретами валюты. Это связано с борьбой с «серыми» участниками рынка.

А вот что касается рубля, то здесь его доля растет, особенно в расчетах между странами ЕврАзЭС.

«Роль рубля в этом сегменте будет укрепляться, Это надежнее и не связано с издержками в долларовых расчетов, потому что где бы они не происходили, то они происходят в американских банках», — говорит президент.

Теперь вопрос ТРК «Мир». Песков просит формулировать быстрее.

На форуме «Россия зовет» вы сказали, что доллар покидает Россию. Какие плюсы и минусы, и как теперь будут рассчитываться страны ЕврАзЭС.

Президент говорит, что долларизация и дедолларизация российской экономики на объемы расчетов в долларах в мире снизились — с 63 до 62%. Но расчеты для России выше — 69%. Связано это с тем, что наш основной экспортный товар — нефть — оценивается в долларах.

Путин назвал Ататюрка выдающимся деятелем турецкой истории, и он был большим другом России. Ататюрк создал современное турецкое государство, заложил его базисные основы. Что касается сегодняшнего состояния, мы должны быть довольны тем, как развиваются российско-турецкие отношения. Хотя наши интересы в чем-то не совпадают, но мы находим компромиссные решения, говорит Путин, а Россия относится с уважением к национальным интересам Турции.

Слово Турции. Спрашивают об отношении к Ататюрку. И как сегодня развиваются российско-турецкие отношения?

Президент отдаст соответствующее поручение Бастрыкину. Путин признался, что об этом деле, к сожалению, не слышал, но поручение будет.

"Новая газета"

Путин разделяет озабоченность «Газеты.Ru» только отчасти. По словам президента, нужно лучше объяснять людям, что значат цифры, о которых говорит правительство. Ситуация, которую описал наш корреспондент, вызывает недоверие к власти, и с этим надо бороться.

Все дело в том, что используются усредненные цифры. Усредненные и по регионам, и по отраслям. Путин тратит немного времени на теорию и объясняет, как происходят подсчеты.

Президент уверен, что тенденция положительная. Огромное количество факторов говорит о том, что у населения растет покупательная способность.

В то же время Путин уверен, что совершенствовать эту систему обязательно нужно.



"Россия-1"

Вопрос от корреспондента «Газеты.Ru» Рустема Фаляхова: судя по словам Путина, макроэкономическая ситуация постоянно улучшается. Если верить рапортам правительства, доходы растут, а цены падают, но когда россияне видят ценники на товары и услуги, становится очевидно, что чиновники просто жонглируют цифрами. Не пора ли провести тонкую надстройку официальной статистики? Иначе майские указы будут выполнены только на бумаге.



Корреспондент "Газеты.Ru" Рустем Фаляхов во время ежегодной большой пресс-конференции президента России Владимира Путина в Москве, 20 декабря 2018 года

"Россия-1"

Ситуация в местах лишения свободы должна находиться под постоянным контролем прежде всего прокуратуры. И, разумеется, то, что мы видим, говорит Путин, это абсолютно недопустимо. Это преступления, которые должны быть наказаны. Так и происходит, когда такие факты, в том числе с помощью СМИ, всплывают. Нужно все же совершенствовать систему, а не ломать ее, считает президент. В том числе через общественный контроль.

Знак: сообщения о пытках в колониях, СИЗО, спецприемниках. Журналист, в основном, говорит об Урале, но известны и истории из других регионов. Тут и пытки в ярославском СИЗО, и история с Цеповязом. Не кажется ли, что реформа в системе ФСИН остро необходима.

О, обратили внимание на «Знак» и «Газету.Ru»! Ура!

Путин отвечает на вопрос о пенсионной реформе. В целом, в его риторике по этому вопросу ничего не меняется. Раньше был против. Сейчас — за. Потому что время изменилось, от этой реформы никуда не деться. Президент прекрасно отдавал себе отчет в том, что будет критика. Если бы не был убежден в том, что это неизбежно, то реформа не была бы проведена.

Все остальные точечные вопросы Путин попросит решить нового губернатора Приморья Олега Кожемяко.

Следующий вопрос из Владивостока. На этот раз журналист был выбран по принципу «кто громче кричал». Журналист упоминает очень много тем: выборы в Приморье, пенсионная реформа, перенос столицы ДВФО во Владивосток, экология, мусоросжигательные заводы. Но до вопроса все никак не доходит.

И наконец — не думает ли Путин, что его обманули с пенсионной реформой. Не стоит ли его отменить?

Путин вернулся к вопросу о Пономареве, который задал журналист «Новой газеты». Это решение суда за призывы к несанкционированным акциям. «Я не ставлю под сомнение справедливость принятого решения», — отрезал Путин.

«Все мои повара работают в ФСО», — так отвечает Путин. Есть понятие «безопасное питание, мы никому этого питания, кроме как сотрудникам ФСО, не передаем». Что касается Вагнера и т.д. Все должно оставаться в рамках закона, говорит президент. Если эта группа Вагнера что-то нарушает, тогда Генпрокуратура должна дать правовую оценку. По поводу их присутствия за границей, если они не нарушают российского закона, то они вправе продавливать свои бизнес-интересы в любой точке планеты.

Что касается погибших журналистов. Это трагедия. Мы не должны забывать о журналистах, которые погибли при исполнении своих обязанностей. «Ваши коллеги, насколько мне известно, приехали в Африку, как туристы. И по имеющимся данным на сегодня покушение совершили местные группировки. Насколько я представляю, там идет расследование, достоверных данных пока нет. По дипломатическим каналам мы держим эту ситуацию под контролем. Я хочу принести свои соболезнования всем членам редакции, и близким людей, которые там погибли», — отметил президент.

Путин передает слово «Новой газете». Вопрос такой — в этом году в ЦАР погибли журналисты Расторгуев, Джемаль и Радченко. Что известно об обстоятельствах их гибели и причастности (возможной) чвк Вагнера (напомним, что деятельность чвк в России законодательно запрещена). Что вообще президент думает о деятельности чвк.

Вопрос «о Газпроме», который очень долго пробивался, наконец задан изданием «47News». Спрашивают, как так происходит: «Газпром» занят крупными международными проектами, но газификации внутри страны не завершена.

Сообщают о коррупционных схемах с газопроводами. Возмущаются, что нет уголовных дел. Путин уточняет, где именно. Разобраться не обещает, но видно, что обеспокоен. Также спрашивают о родственниках топ-менеджеров «Газпрома» — не слишком ли красиво живут?

«То, что вы обратили на это внимание — правильно. Я тоже посмотрю, где там кто летает», — говорит президент. И все же обещает, что займется коррупционными схемами.

Кроме того, Путин отмечает рост газификации внутри страны.

Вопрос мы пока еще не задали, но присутствуем мы весьма зримо.