Вопросы по обновленному содержанию образования. Учитель, не понимающий «до конца новую программу»

Два дня – 23 и 24 ноября 2017 г. – в Московском городском педагогическом университете обсуждали апробацию нового содержания школьных учебных предметов, которое было обновлено после введения Федеральной целевой программы развития образования. Этому была посвящена Всероссийская конференция «Инновационные практики и программы в сфере проектирования и обновления содержания общего образования: результаты внедрения, перспективы развития».

В конференции приняли участие (очно и дистанционно) педагоги, руководители образовательных организаций, ведущие специалисты педагогических университетов и научных институтов России, представители органов исполнительной власти, студенты из 58 регионов. Участники обсуждали проблемы, связанные с обновлением содержания образования и проблемы внедрения в школы новых программ.

В своем приветственном слове ректор МГПУ Игорь Реморенко заметил, что современный учитель выбирает в своей работе не те ресурсы, которые позволяют запомнить большой объем информации, а те, которые развивают познавательный интерес детей.

По словам начальника управления стратегического развития МГПУ Кирилла Баранникова, выступавшего с докладом об отечественной и международной образовательной практике, содержание образования – один из основных предметных элементов, на котором сфокусировано внимание учителя.

На всероссийской конференции прошло пленарное заседание, на котором были представлены результаты анализа мирового и отечественного опыта, круглый стол по обсуждению масштабов проектирования и описания образовательного пространства, а также обсуждались итоги внедрения модели развития сет

и образовательных организаций в семи Федеральных округах Российской Федерации: Центральном, Приволжском, Уральском, Северо-западном, Южном, Сибирском, Дальневосточном.

В рамках проекта, результаты которого обсуждались на конференции были предложены подходы к обновлению содержания учебных предметов на уровне основного общего образования, а также разработаны методические рекомендации по обновлению содержания общего образования на материалах всех предметных областей. Образовательные организации, принимавшие участие в апробации и внедрении модели, самостоятельно решали, какие предметы или предметные области они выберут для реализации проекта.

Интересно: чаще всего школы выбирали русский язык и литературу, немного реже предпочтение отдавалось естественно-научным предметам, математике и информатике, иностранному языку общественно-научным предметам, а реже всего выбирали технологию, искусство, физическую культуру и основы безопасности жизнедеятельности.

Для взаимодействия разработчиков и школ-участниц был создан специальный раздел на образовательном портале. Разрабатываемые материалы размещались на странице портала, где апробаторы могли ознакомиться с материалами разработчиков, разместить свои контрольно-измерительные материалы, конспекты уроков, технологические карты уроков, проектные работы учащихся. Учителя-апробаторы высказывали свое мнение и вносили предложения по изменению обновленного содержания образования в основной школе.

На конференции состоялась работа предметных секций по итогам распространения и внедрения модели развития сети образовательных организаций. Результатом работы проблемных групп стали целевые ориентиры дальнейшей работы по обновлению содержания образования и пути преодоления основных проблем, связанных с внедрением новых программ.

14:47 — REGNUM

Около 200 педагогов из всех регионов Северо-Кавказского федерального округа приняли участие в совещании, посвящённом вопросу обновления содержания общего образования, которое прошло на площадке Северо-Кавказского федерального университета. Об этом 19 декабря сообщает пресс-служба вуза.

Мероприятие открыл замдиректора департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Дмитрий Метелкин , который сообщил о двух подпроектах национального проекта «Образование» — «Современная школа» и «Успех каждого ребенка».

«Мы должны создать качественно новую образовательную среду, работающую на ребенка, чтобы он приобрел такой набор компетенций, которые требует от него жизнь, современная экономика, — сказал он.

Заместитель президента Российской академии образования, советник министра просвещения РФ Виктор Басюк в своём выступлении сообщил о федеральных государственных образовательных стандартах и требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, включающих предметные, метапредметные и личностные результаты.

Министр образования Ставропольского края Евгений Козюра рассказал собравшимся об особенностях регионального компонента содержания образования.

В свою очередь, ректор Северо-Кавказского федерального университета Алина Левитская , познакомив участников совещания с деятельностью вуза, сообщила, что одним из стратегических приоритетных проектов учреждения является педагогическое образование.

«Мы стремимся предметно разобраться, в полной ли мере программы вуза, реализуемые на направлениях подготовки всех учителей-предметников, соотносятся с требованиями профессиональных стандартов, и в какой степени подготовка нашего выпускника, молодого учителя, отвечает запросам современной школы», — пояснила ректор.

Также она заметила, что последний указ Минюста РФ, а затем и Минобрнауки РФ в 2009 году утвердил требования результатов освоения содержания основных образовательных программ и собственно сами результаты для каждой предметной области с 1 по 4 класс. И теперь именно профессиональное сообщество должно взяться и отработать эти вопросы для других классов.

После пленарного заседания работа окружного совещания продолжилась по предметным секциям. Педагоги приняли участие в обсуждении требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы — начального и основного общего образования.

До конца 2018 года окружные совещания по вопросу обновления содержания общего образования пройдут во всех федеральных округах. Напомним, согласно майскому указу (7 мая 2018 года) президента РФВладимира Путина , Россия должна войти в десятку стран по качеству общего образования.

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании . (слайд 1)

Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?». (слайд 2)

В мерах по обновлению содержания отечественного среднего образования центральное внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр применения в современной жизни, – творческое применение знаний; критическое мышление; выполнение исследовательских работ; использование ИКТ; применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки; умение работать в группе и индивидуально. Базируясь на общечеловеческих и этнокультурных ценностях, эти навыки позволяют учащемуся решать проблемы как учебного, так и жизненного характера.

Что же такое содержание образования?

Это информация, наложенная на деятельность . (слайд 3)

Важно рассматривать не информацию, а основу выбора. Учитель регулирует выбор информации и деятельности, в зависимости от социальных целей. Любое изменение информации влечет за собой изменение деятельности по её усвоению.

Традиционное содержание урока, каким мы его представляем еще по советскому времени (с повторением пройденного, изучением нового и его закреплением), уходит в прошлое, стало неактуальным сегодня. (слайд 4) Теперь это развивающее обучение. (слайд 5)

Развивающее обучение предусматривает, чтобы ребенок осознавал, зачем он получает знания. Учащийся должен понимать, какой для него лучший способ для запоминания материала, что нового он узнал, как меняется его мировоззрение. Раньше мы говорили о сплошном запоминании. Сегодня мы говорим о прикладном характере знаний, которые можно использовать на практике. Это практикоориентированная программа. Школа в условиях обновления отличается тем, что учебные достижения имеют продуктивный характер, а учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке.

Традиционная школа подразумевала, преподносить ученикам истину, а современное Кембриджское понимание об учении строится именно на том, чтобы учитель направлял учеников на то, чтобы они сами находили и постигали истину. (слайд 6)

Таким образом, не за счет характеристики что есть исследовательская деятельность, а за счет погружения в исследовательскую деятельность мы формируем необходимую компетентность ученика. Что у нас получается? В чем нужна помощь? А что можем решить самостоятельно?

Мы начинаем ощущать, как меняется наше педагогическое видение нового процесса образования. В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций. Одни учителя к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически. Если мы будем видеть в традиционном видении, то наши ученики будут отличаться отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, лживости). Но самая главная беда в том, что теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается число дошколят, не желающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства, интереса, удивления, хотения – они совсем не задают вопросов. И чем дольше мы будем упорствовать, тем больше мы теряем времени.

Учитель новой формации не планирует, а проектирует учебную деятельность. (слайд 7)

Обязанность учителя – научить обдумывать информацию. Задача учителя – учить как думать, а не только о чем думать. Если ученик не научится думать, он никогда не будет хорошим учеником.

Учитель становится навигатором, выполняет функцию организатора собственных учебных действий учащихся, занимается управлением их учебной деятельностью.

В педагогической деятельности учителя деятельность проектирования занимает особое место.

Именно мы учителя начальных классов, должны начать формирование у учеников навыков самообразования, умения обучаться тому, как обучаться, становление их независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.

- Изменилась ли методики преподавания?

Безусловно. Новая система призвана дать детям навыки и знания, которые они смогут применять в жизни. Раньше такого не было. Например, сдавали технику чтения - должен ребенок прочитать пятьдесят слов в минуту. А понял ли он содержание текста, знает ли он значение этих слов - неважно. По новой программе важна не скорость, а понимание и умение работать с полученной информацией. Это не система вызубрил - сдал. Поэтому подход к образованию значительно изменится.

Особая трудность – это формирование самостоятельности в обучении. Повышение степени самостоятельности достигается за счет такого построения обучения, в процессе которого осуществляется переход от указаний учителя на необходимость использования определенных знаний и действий в решении учебной задачи к самостоятельному отысканию подобных знаний и действий. Современный ребенок не напрягает мысли, а ищет уже готовую информацию. (Слайд 8)

Как же в век наступления на человеческую индивидуальность компьютерных устройств обеспечить практикоориентированность?

Психологами выявлен ряд трудностей, которые происходят по разным причинам, вызывая затруднения в процессе обучения: (Слайд 9)

низкая концентрация внимания,

низкая способность воспринимать информацию на слух,

присущ кратковременный вид памяти,

невнимательность,

забывчивость,

неорганизованность и рассеянность,

слабая саморегуляция.

Всех этих проблем критическое мышление решить не может, нам необходимо расширить методический арсенал, чтобы искать истину. Что же делать? (Слайд 10)

Возможно, нужно изменить отношение к игровым методам. Основная задача игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо. Применение игровых технологий требует очень тщательной подготовки к уроку, чтобы учителю не заиграться самому. Слишком часто мы играем на уроках. Современный ребенок трудиться не хочет, он требует игр и развлечений. Нужно уменьшить количество игровых уроков и приучать ребенка трудиться, добывать информацию. (Слайд 11)

Возможно где-то подключить метод фактчекинг. Что это такое?

Фактчекинг- проверка достоверности полученных фактов (Слайд 12)

Факт – это подкрепленное надежными свидетельствами событие. У разных людей может быть разный взгляд на одно и то же событие, но с фактами не поспоришь. Именно поэтому факт должен быть не просто установлен, а проверен, перепроверен. Главное оружие фактчекинга - это сомнение. Сомневаясь, ученик начинает проверять информацию в разных источниках, пытается связаться со всеми участниками и заинтересованными сторонами, вовлеченными в событие. Доступ к информации впечатляет, но большие возможности накладывают и большую ответственность. Если не контролировать информационный поток, он накроет значимые вещи и унесёт ваше драгоценное время, а вы даже и не заметите, как это произошло.

Вот пять ключевых правил, как извлекать пользу из интернета:

(Слайд 13)

1.Начните с главного . Найдите самую важную задачу

2.Вы что-то упустите. «Лучше меньше, да лучше»

3. Определите источники информации. Даже если вы поймёте, что для вас самое важное, всё может пойти наперекосяк из-за попыток собрать информацию из слишком большого количества источников.

4.Планируйте процесс обучения. Там, где нет плана, поселяется хаос.

5. Старайтесь держать открытой только одну вкладку в браузере и используйте полезные расширения.

Работая по обновленной программе учителя нашей гимназии столкнулись с некоторыми трудностями:

Не вызывает доверия новая система оценивания знаний . Во многом она действует некорректно, двусмысленно и необъективно. Например, в правилах проведения суммативного оценивания в 1 классе пишется: «В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.» Трудности состоят в том, что задания рассчитаны на осознанно читающих детей, а таких детей в классе 50% из 100% .

Так как задания даются в одном варианте. Дети, которым трудно понять, о чем идет речь копируют задания друг у друга.

Приемы формативного оценивания интересны учащимся, но дети часто не могут правильно себя оценивать или же они сами не знают правильно ли выполнено ими задание, они смотрят на соседа, их оценка может зависеть от настроения на данный момент.

При новой системе оценивания учитель должен делать анализ и давать рекомендации в дневниках всем ученикам и желательно по всем пройденным темам. При заполнении классов по 30-40 человек как рассчитывать на то, что ребенку будут даваться рекомендации от всех учителей и в полном объеме, чтобы при суммативном контроле не оказалось пробелов?

Сейчас распечатка материалов для СОР и СОЧ в абсолютном большинстве школ Казахстана осуществляется за счет средств педагогов, преподающих в 1,2,5,7 классах.

Нужно решить вопрос с заполнением журналов или в системе Кунделік (электронный вариант) или бумажный вариант журнала. Происходит переписывание электронного варианта в бумажный, что занимает у учителя много времени.

Вопросов по обновленному содержанию очень много, но о проблемах не принято говорить вслух, особенно в среде работников образования, хотя их мнение самое важное в данном случае.

Эта статья содержит пояснения, сделанные для Microsoft Word 2010, но она так же применима и для других популярных версий Microsoft Word - 2007 и 2013.

Как создать содержание / оглавление в Word?

Создать оглавление в Word можно как вручную, так и автоматически. Второй вариант предпочтительнее, потому что Word позволяет не только вставить оглавление по имеющимся в тексте заголовкам, но и в дальнейшем легко и просто обновлять это оглавление - как сами заголовки, так и номера страниц, на которых они расположены. Конечно же, автоматически формируемое оглавление особенно актуально для больших текстов.

Перед автоматическим созданием оглавления вам необходимо показать, что является заголовками и подзаголовками в вашем тексте. Выделите полный текст заголовка или подзаголовка, затем на вкладке "Главная" в подразделе "Стили" выберите нужный уровень заголовка (мы рекомендуем создавать оглавление на основе не более чем трех уровней заголовков, иначе читателю будет сложно ориентироваться в тексте).

Подсказка: часто бывает удобным присваивать стиль с использованием кнопки "Формат по образцу" - выделяете заголовок-образец, нажимаете упомянутую кнопку и затем щелкаете по новому заголовку.

Когда Вы добавите все заголовки и подзаголовки вашего текста, приступайте к созданию раздела оглавления (или содержания). Щелкните в то место в документе Word, где должно быть расположено оглавление, затем перейдите на вкладку "Ссылки" и нажмите кнопку "Оглавление". В открывшемся списке выберите нужный формат оглавления ("Автособираемое оглавление 1" или "Автособираемое оглавление 2") - после этого оглавление будет добавлено в указанном вами месте документа.

Как обновлять содержание / оглавление в Word?

После того, как вы дополните документ текстом и новыми заголовками, а также, возможно, измените ранее добавленные заголовки, вам потребуется обновить содержание документа. Для этого выделите оглавление и в появившейся рамке нажмите кнопку "Обновить таблицу". В открывшейся форме сообщите Word, какой именно вариант обновления вам нужен:

  • если состав и текст заголовков не менялся - выберите "обновить только номера страниц";
  • если добавлялить, удалялись или изменялись заголовки - выберите "обновить целиком".

«ОБНОВЛЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ»

Осенью прошлого года учащиеся 2-х, 5-х и 7-х классов были переведены на обучение по обновленному содержанию образования, ранее на обновленное содержание образования были переведены первоклассники, и тогда же утвердили порядок критериального оценивания.

По мнению учителя одной из школ города Аягоза Восточно-Казахстанской области Нуржанат Еркимбаевой, обновленное содержание позволяет школьникам развивать критическое мышление. По ее словам, прежде учителя, работавшие по традиционной системе обучения, в течение урока могли оценить знания лишь четырех-пяти учеников, а сейчас есть возможность оценить знания всех 25 учеников в классе.

– Прежде основная нагрузка по традиционной системе обучения ложилась на учителей. Обновленное содержание образования способствует тому, чтобы школьники работали самостоятельно, – говорит Нуржанат Еркимбаева.

Вместе с тем, отмечает учитель, при всей своей эффективности для учеников некоторые моменты новой программы осложняют работу учителя.

– Прежде школьники задания могли выполнять по учебникам. Сейчас, согласно формативному оцениванию, каждому ученику дается отдельное задание и всё это разукрашивается разными красками. К примеру, у меня три класса. В каждом классе по 25 учеников, то есть ежедневно я распечатываю на цветном принтере 75 листов с заданиями для них. Иногда учителям не хватает бумаги или принтеров, – говорит учитель.

По словам Нуржанат Еркимбаевой, учителя-предметники естественно-научного цикла только начали обучение на трехмесячных курсах.

По данным министерства образования и науки, новый предмет «Основы предпринимательства и бизнеса», который введут в сентябре 2019 года, сейчас в пилотном режиме апробируют в 16 школах страны.

Целью дисциплины является развитие делового мышления у школьников и получение базовых знаний о предпринимательстве, бизнесе и экономике, а также формирование ответственности за собственный выбор и развитие предпринимательского мышления, создание практической базы знаний для будущей самоактуализации в рыночных условиях, говорится в ответе министерства образования и науки Азаттыку.

ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Согласно утвержденной министерством образования и науки инструкции о порядке проведения критериального оценивания, оно включает формативное и суммативное оценивание.

Формативное оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения и проводится регулярно учителем в течение четверти. Формативное оценивание обеспечивает непрерывную обратную связь между учеником и учителем без выставления баллов и оценок, чтобы своевременно корректировать учебный процесс. Суммативное оценивание проводится для предоставления учителям, ученикам и родителям информации о прогрессе обучающихся по завершении разделов/сквозных тем учебных программ и определенного учебного периода (четверть, триместр, учебный год, уровень среднего образования) с выставлением баллов и оценок. Это позволяет определять и фиксировать уровень усвоения содержания учебной программы за определенный период.

В ответе министерства образования и науки Азаттыку указывается, что система критериального оценивания включает формативное оценивание и суммативное оценивание. Во время основного оценивания баллы и оценки не выставляются. Основная оценка доводится до сведения родителей в любой удобной для них форме, говорится в ответе ведомства.

Суммативное оценивание будет зависеть от двух факторов. Одна оценка выставляется по результатам усвоения учащимися какого-либо раздела или по завершении общей темы, вторая оценка ставится в конце четверти. Знания учащихся оцениваются по балльной системе и системе традиционных оценок. Для оценивания уровня усвоения учебного материала в конце полугодия и учебного года учащиеся сдают зачет. Таким образом, годовая оценка выставляется по итогам четвертей на основании результатов по оцениванию за разделы/сквозные темы и четверти в процентном соотношении 50 на 50.

УЧИТЕЛЬ, НЕ ПОНИМАЮЩИЙ «ДО КОНЦА НОВУЮ ПРОГРАММУ»

Айман Сагидуллаева, работающая учителем казахского языка и литературы в одной из школ Карасайского района Алматинской области, говорит, что сама до сих пор не может «понять до конца новую программу». Она выражает опасения по поводу того, что дети могут остаться неграмотными.

– По обновленному содержанию я преподаю в 7-м классе. Такие темы, как «Польза и вред социальных сетей» и «Генетически модифицированные продукты», охватывают разные сферы. Поэтому я учу биологию, информатику и историю. Прежде чем рассказывать об этом детям, я сама должна изучить эту тему. С одной стороны, дети полностью осваивают предложенную тему. Потому что на изучение каждого раздела дается по девять часов. Однако конкретные правила по предмету остаются на другой стороне. То есть дети могут не освоить грамматику, остаться неграмотными, – говорит учитель.

Учитель считает, что система критериального оценивания представляет сложность для детей.

– Во время суммативного и итогового оценивания дети сидят по семь-восемь часов. И система пятидневного обучения ориентирована на классы, обучающиеся по обновленному содержанию. Однако ввиду того, что все школы в массовом порядке перешли на пятидневное обучение, учащиеся вынуждены учиться порой по семь часов в день, – говорит Айман Сагидуллаева.

МИНИСТР: ЧИСЛО ОВЛАДЕВШИХ АНГЛИЙСКИМ УЧИТЕЛЕЙ РАСТЕТ

Еще одно новшество в общеобразовательной школе – необходимость освоения английского языка учителями-предметниками и переход на пятидневное обучение.

В старших классах предметы естественно-научного цикла – химия, биология, информатика и физика – будут преподаваться на английском языке.

По данным министерства образования и науки, в 2016 году заявки на курсы по обучению английскому языку поступили от 750 учителей-предметников, в 2017 году – от 11 587, а в этом году обучение прошли 6510 человек и дополнительно поступили заявки от 2361 учителя. Кроме того, в будущем году предметы естественно-научного цикла в старших классах будут преподаваться на английском языке.

В настоящее время в 153 школах страны запущены пилотные проекты по преподаванию химии, биологии, физики и информатики на английском языке. В 16 школах проходят апробацию учебники и учебно-методические комплексы по четырем предметам в 8-х и 10-х классах.

Министр образования и науки Ерлан Сагадиев 9 апреля проинформировал президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о результатах перехода школ на обновленное содержание по опыту Назарбаев интеллектуальных школ.

– В 2016 году преподавание на английском осуществляли лишь две тысячи учителей. В прошлом году заявки на прохождение соответствующих курсов подали 11 500 человек, из них около трех тысяч завершили курсы и начали преподавать. Восемь тысяч продолжили свое обучение и переходят на необходимый уровень. Таким образом, в 2019 году 13 500 школьных преподавателей начнут обучать четырем предметам на английском языке, – сказал Сагадиев.

Министр финансов Бахыт Султанов, выступая во вторник с презентацией проекта закона «О внесении изменений и дополнений в закон "О республиканском бюджете на 2018–2020 год"» в мажилисе парламента, сообщил, что планируется повышение зарплаты учителей от 30 до 50 процентов, с расходами в сумме 61,8 миллиарда тенге.

По его словам, «повышение состоит из двух компонентов: доплаты в размере 30 процентов от должностного оклада всем учителям, преподающим по программам обновленного содержания (с 1 января текущего года доплату уже получают учителя 1-х, 2-х, 5-х, 7-х классов); доплаты за педагогическое мастерство от 30 до 50 процентов от должностного оклада».