Игры для детей с нарушением слуха. Подвижные игры для глухих и слабослышащих

Как известно, работа по развитию неречевого слуха осуществляется в ходе фронтальных занятий. Чтобы она была результативной, нужно придерживаться некоторых общих рекомендаций.

1. Первоначально игровые упражнения проводятся на слухо-зрительной основе, т. е. ребенок видит лицо педагога и его действия и слушает. По мере того как дети начинают уверенно справляться с предлагаемыми игровыми заданиями, можно переходить к их предъявлению только на слух. Перед этим предъявляются образцы звучания на слух. Детям показывают предмет, который будет звучать, или демонстрируют характеристику звучания - долго, громко, марш. Педагог за ширмой или экраном воспроизводит звучание. Затем он предлагает детям угадать, что звучало. Каждый раз в случае ошибки следует предъявлять дошкольникам образец звучания, который они воспринимают на слухо-зрительной основе, а затем и на слух.

2. В ходе игр-упражнений следует предъявлять звучания в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы дети не гадали, а вслушивались в звучания.

3. При проведении игр-упражнений следует учитывать возраст детей, степень снижения слуха и уровень психофизического и речевого развития, их индивидуальные особенности. Это в первую очередь относится к тому, из какого выбора звучаний предлагается выбирать услышанное: из двух, трех и более. Целесообразно вначале предлагать детям ограниченный выбор - из 2-х резко противопоставленных по акустическому признаку звучаний. Постепенно, по мере овладения тем или иным умением в столь облегченных условиях слухового восприятия, следует расширять выбор (до 3–5) и предлагать звучания, более близкие по акустическим характеристикам.

4. Игры-упражнения в основном проводятся с использованием индивидуальных слуховых аппаратов. Часть из них, где в качестве источника звука выступают речевые сигналы (слогосочетания или слова) и звукозаписи, целесообразно проводить с использованием стационарной звукоусиливающей аппаратуры. Если все дети или отдельные дошкольники могут воспринимать на слух предлагаемые для различения звучания без индивидуальных слуховых аппаратов на расстоянии не менее 1,5-2 метров (т. е. на том расстоянии, на котором от них обычно находится педагог), то игры-упражнения целесообразно проводить без использования звукоусиливающей аппаратуры.

5. Крайне важно, чтобы занятие проходило в интересной и занимательной форме, чтобы ребенок каждый раз убеждался в своих возможностях.

6. Предлагаемые в играх источники звука, задания, речевой материал следует рассматривать как примерный. Он может изменяться и дополняться с учетом уровня психофизического и слу-хоречевого развития детей группы, их индивидуальных особенностей, а также конкретных условий дошкольного учреждения.

7. При проведении описанных игр фронтальная работа обязательно должна сочетаться с индивидуальной: детям предлагается выполнять описанные упражнения по одному или по двое. При этом в первую очередь опрашиваются те дети, которые могут ошибиться.

Работа по развитию речевого слуха глухих и слабослышащих дошкольников в первую очередь происходит на индивидуальных занятиях, при этом должны максимально учитываться особенности каждого ребенка. Восприятие на слух речи для дошкольника с тяжелой тугоухостью, а тем более глухого является трудной задачей. Поэтому крайне важно, чтобы занятие проходило в интересной и занимательной форме, чтобы ребенок каждый раз убеждался в своих возможностях.

В ходе обучения различению, опознаванию и распознаванию на слух речевого материала можно использовать различные игровые приемы поощрения детей с тем, чтобы повысить их интерес к занятиям, например, предложить наклеить изображение услышанного, нарисовать или слепить. При восприятии фраз детям интересно не только показывать соответствующую картинку, но и самим проделывать требуемые ситуацией действия, изображая их по-разному. Речевой материал вместо педагога может «произносить» игрушка. В этом случае она должна стать полноправным действующим лицом занятия: игрушка не только «предлагает» материал, но и «хвалит», «выражает свое одобрение», ей дети дают те или иные предметы и картинки. За правильный ответ ребенок может получать фишки; его самолетик может подниматься все выше и выше, а при ошибке опускаться - у кого из детей группы самолет поднялся выше, тот лучше слушал.

При обучении детей восприятию на слух речевого материала следует придерживаться отмеченных выше рекомендаций. Кроме того, обучая детей различению на слух речевого материала, важно обеспечить осмысленность, мотивированность их деятельности при выборе той или иной игрушки, предмета, картинки. Также важно следить за тем, чтобы выбор при различении на слух в ходе игры не сокращался.

При проведении игр в ходе обучения опознаванию и распознаванию речевого материала на слух следует помнить, что дети должны научиться узнавать на слух знакомые слова, словосочетания и фразы без опоры на наглядный образец (т. е. перед ними не должно быть игрушек, предметов, названия которых предлагаются на слух). При этом речевой материал должен относиться к разным тематическим группам.

Приведем в качестве примера некоторые игры, которые могут быть использованы для развития слухового восприятия на фронтальных и индивидуальных занятиях в начальный период обучения.

Солнышко

Цель: учить детей различать на слух и воспроизводить долгие и краткие звучания.

Оборудование: фланелеграф или доска, оранжевый круг (солнышко), длинные и короткие полоски (солнечные лучи), таблички, маленький экран, закрывающий лицо педагога ниже глаз.

Речевой материал: будем играть, СЛУШАЙТЕ, да, нет, верно, неверно, солнышко, ДОЛГО, НЕДОЛГО (КРАТКО). Здесь и далее речевой материал, набранный большими буквами, предъявляется детям с на рушенным слухом в письменном виде - на табличках.

Дети стоят или сидят полукругом около фланелеграфа или доски. Педагог говорит: «Будем играть. Вот солнышко» (показывает рукой на оранжевый круг на фланелеграфе или доске).

Педагог берет длинную оранжевую полоску, произносит па__ и прикрепляет ее к солнышку. Далее он показывает на луч, ведет по нему пальцем, произнося протяжно па__, и побуждает к этому же и детей. Затем педагог берет короткую оранжевую полоску, произносит кратко па и прикрепляет ее к солнышку. Педагог показывает на короткий лучик, произносит кратко па и побуждает к этому же и детей (рис. 1).

Педагог произносит то протяжный слог, то краткий и каждый раз предлагает детям повторить его, выбрать на столе луч соответствующей длины и прикрепить к солнышку, сначала на слухо-зрительной основе (видя его губы), а затем - только на слух. В случае ошибки, если ребенок выбирает луч не той длины или протяжный звук произносится как краткий (или наоборот), педагог повторяет слог, не закрывая лицо экраном.

Для того чтобы дети овладевали словесным обозначением длительности произнесения, на лучах можно написать соответственно ДОЛГО, НЕДОЛГО (КРАТКО). В этом случае на вопрос педагога: «Как звучало?», дошкольники не только повторяют слог и берут соответствующий лучик, но и говорят: долго, недолго или кратко, прочитывая слова по табличке или называя самостоятельно.

Угадай, это марш или вальс?

Цель: учить различать на слух контрастные музыкальные ритмы.

Оборудование: музыкальный центр (или магнитофон), диски (или кассеты), таблички.

Речевой материал: БУДЕМ СЛУШАТЬ, Что звучит? Что вы слышали? Будем танцевать, ТАНЦУЙТЕ, да, нет, верно, неверно, МАРШ, ВАЛЬС.

Дети стоят полукругом вокруг магнитофона или сидят за столами, если используется аппаратура коллективного пользования. Педагог показывает детям диск (кассету), называет его и помещает в наборное полотно табличку со словом диск (кассета). Он говорит детям: «Там (на диске) музыка: марш и вальс. Будем слушать музыку». Затем он включает магнитофон, звучит музыка (например марш). Педагог показывает соответствующую табличку (МАРШ) и побуждает детей выполнять определенные действия, например: марш - шагать на месте, вальс - выполнять плавные движения руками над головой. Затем дети еще раз прослушивают данную запись и выполняют в момент ее звучания определенное движение.

Познакомив детей со звучанием марша и вальса, педагог предлагает им различать мелодии на слух. Он каждый раз спрашивает: «Что звучит?» или «Что вы слушали?». В момент звучания дети выполняют соответствующие движения, а после его окончания называют, что они услышали. В ходе одной игры должны звучать разные марши, вальсы, польки. При включении в работу нового марша (вальса, польки) педагог дает образец его звучания. С этой целью, показывая соответствующую табличку (например ВАЛЬС), он дает прослушать дошкольникам новое произведение (его фрагмент).

Игра может изменяться и усложняться. Детям предлагается:

Различать на слух не только контрастные музыкальные ритмы - марш и вальс, марш и польку, но и более близкие звучания - вальс и польку;

Различать музыкальные ритмы при выборе из трех: марш - вальс - полька.

Уберем игрушки

Оборудование: по 3–4 разных маленьких машинок и птичек, коробка или мешочек, маленький экран.

Речевой материал: Будем играть, СЛУШАЙТЕ, да, нет, верно, неверно, убери, у__, пипипи.

Педагог показывает ребенку коробку (или мешочек), заинтересовывает его содержимым: «Что там?». Он достает одну машинку, называет ее: у__; показывает, как она едет; организует игру с ребенком, повторяя вновь и вновь у__, и побуждает малыша к повторению. При этом ребенок воспринимает звучание вначале на слухо-зрительной основе (видя губы педагога), а затем - только на слух (при произнесении звукоподражания за маленьким экраном). Машинка ставится на столе справа от малыша.

Затем педагог достает из коробки (мешочка) птичку, показывает, как она летает, клюет, организует с ней игру ребенка, многократно называя игрушку пипипи; побуждает ребенка повторить звукоподражание. Малыш воспринимает его вначале на слухо-зрительной основе, а затем - на слух. Птичка ставится на столе слева от ребенка.

Аналогично в разной последовательности из коробки (мешочка) извлекаются оставшиеся в нем игрушки и расставляются на столе: машинки справа, а птички - слева.

После того как ребенок вместе с педагогом поиграл с игрушками, его просят убрать их в мешочек или коробку. Педагог говорит: «Убери (слухо-зрительно, подкрепляя естественным жестом) пи-пипи (на слух)». Название игрушек повторяется в разной последовательности. Таким образом, в течение занятия ребенок воспринимает на слух каждое слово по 3–4 раза. Каждый раз, когда ребенок выбирает нужную игрушку, его просят ее назвать (как может). Постепенно малыша нужно научить сначала повторить за педагогом то, что услышал, а потом брать соответствующую игрушку. Нередко бывает, что ребенок, верно повторив звукоподражание, берет не ту игрушку. В этом случае следует сказать малышу: «Нет, неверно, послушай, что я говорила», - и повторить звукоподражание вновь на слух. Если и в этом случае ребенок ошибется, оно предъявляется слухо-зритель-но (т. е. ребенок видит лицо говорящего), а затем опять на слух.

Таким же образом можно расставлять игрушки на полке, в шкафу, приносить их, чтобы вымыть и т. д.

Это кто?

Цель: обучение различению на слух звукоподражаний.

Оборудование: шапочки-маски коровы, собаки, лошади, кошки, овцы, птички, лягушки; маленький экран.

Речевой материал: Это кто? Кто? Му, ав-ав-ав, прр, мяу, бэ, пипипи, ква-ква-ква.

Педагог раздает детям шапочки-маски (или вешает на шею картинки) с изображением животных, звукоподражательные названия которых дети уже знают.

Он произносит одно из звукоподражаний, например, му__. Дети показывают на того ребенка, у которого маска коровы (или картинка), повторяют звукоподражание. Малыш изображает корову, а педагог вместе с детьми еще 2–3 раза повторяет звукоподражание, предъявляя его не только для слухо-зрительного восприятия, но и на слух - за маленьким экраном. Аналогично педагог в разной последовательности произносит то одно, то другое звукоподражания.

По мере того как дети начинают уверенно справляться с заданием при восприятии звукоподражаний на слухо-зрительной основе, задание предлагается педагогом уже только на слух - за маленьким экраном. Дети повторяют услышанное, показывают на того ребенка, у которого соответствующая маска, и он изображает свое животное.

Вариант игры (проводится, когда дети овладеют умением самостоятельно произносить звукоподражания). Выбирается водящий. Он поворачивается к детям спиной. По указанию педагога один из детей произносит звукоподражательное название животного, соответствующее его маске. Педагог зовет водящего по имени или поворачивает его сам и спрашивает: «Это кто?». Водящий повторяет звукоподражание и показывает на ребенка в соответствующей маске.

У кого?

Оборудование: предметы или картинки, соответствующие речевому материалу, который будет предъявляться для различения на слух, соответствующие таблички, маленький экран.

Речевой материал: слова, которые будут предъявляться для различения на слух. У кого? У меня.

Педагог показывает детям предмет или картинку, просит назвать его и выбрать соответствующую табличку. Потом педагог сам повторяет слово, словосочетание или фразу, не закрывая лицо экраном, а затем на слух (за экраном) и отдает предмет или картинку одному из детей. Аналогично раздаются и все остальные предметы или картинки.

Педагог в разной последовательности называет предметы или картинки, находящиеся у детей, и спрашивает: «У кого?». Тот или иной ребенок показывает соответствующий предмет или картинку и табличку, называет его и говорит: «У меня».

Когда дети начинают справляться с заданием при восприятии речевого материала на слухо-зрительной основе, педагог предлагает его только на слух - за маленьким экраном.

Вариант игры (для индивидуального занятия). Предметы или картинки раздаются игрушкам, например кукле, зайке, мишке. Игра проводится аналогично тому, как описано выше. Ребенок повторяет услышанное, показывает соответствующий предмет или картинку и говорит: «У мишки». «Собака у куклы» и т. п.

Лото

Цель: обучение различению на слух речевого материала.

Оборудование: карточки-лото с картинками или надписями, соответствующими речевому материалу который будет предъявляться для различения на слух, фишки или картинки, парные тем, которые изображены на карточках-лото, маленький экран.

Речевой материал: У кого? У меня. Выиграл(а), я первый (первая), лото; речевой материал слуховых упражнений.

Педагог раздает детям самодельные карточки-лото с картинками или надписями, соответствующими речевому материалу, который будет предъявляться для различения на слух. Карточки-лото имеют разное количество делений в зависимости от слуховых возможностей конкретного ребенка. Речевой материал подбирается индивидуально с учетом уровня слухоречевого развития. У одного ребенка на карточке-лото может быть более сложный речевой материал, у другого - более простой, у одного ребенка на карточках картинки с подписями, у другого - без подписей, а у третьего часть картинок заменена написанным словом или фразой.

Педагог предлагает детям игру в лото: выигрывает тот, кто быстрее заполнит фишками или картинками свою карту. Вначале игра проводится при предъявлении речевого материала на слухо-зрительной основе, а затем - только на слух.

Вариант игры (для индивидуального занятия). Самодельные карточки-лото с картинками или надписями, соответствующими речевому материалу, который будет предъявляться для различения на слух, «раздаются» игрушкам - мишке, зайке.

Что нарисовал художник (дети)?

Оборудование: картинки, соответствующие речевому материалу, который будет предъявляться на слух, соответствующие таблички, фланелеграф, маленький экран.

Речевой материал: картинки, возьми картинку, поставь картинку; речевой материал, который будет предъявляться на слух.

Педагог показывает картинку, на которой художник рисует, и предлагает детям угадать, что тот нарисовал (или, показав до занятия, как старшие ребята рисуют, узнать, что они изобразили). Он размещает на доске фланелеграф или ставит наборное полотно, показывает, что у него есть картинки, и предлагает послушать, какие это картинки.

Педагог за экраном называет картинку, например, У мальчика мяч и предлагает детям повторить, что они услышали. Тот из детей, кто первым точно повторит данную фразу, получает картинку и размещает ее на фланелеграфе или наборном полотне. Если фраза точно не воспринята, педагог предъявляет ее для восприятия на слухо-зрительной основе (дети повторяют ее, при необходимости прочитывают по табличке), а затем на слух, показывает картинку и с сожалением убирает. После предъявления других слов, словосочетаний или фраз она вновь повторяется.

Украсим елку

Цель: обучение восприятию на слух речевого материала.

Оборудование: вырезанная из бумаги большая елка, картинки, соответствующие речевому материалу, который будет предъявляться на слух, соответствующие таблички, маленький экран.

Речевой материал: елка, повесь, отложи; речевой материал, который будет предъявляться на слух.

Педагог показывает детям вырезанную из бумаги большую елку и предлагает ее украсить. Он называет первую картинку, например, большой красный шар. Дети воспринимают словосочетание на слухо-зрительной основе, повторяют его (при затруднении прочитывают по табличке). Педагог размещает картинку на елке, а затем называет следующую, например, Мама спит, дети повторяют воспринятое (при затруднении прочитывают по табличке). Педагог спрашивает, показывая на елку: «Можно повесить на елку?», и помогает детям ответить: «Нет». Картинка устанавливается в наборном полотне.

Аналогично педагог предъявляет для слухо-зрительного восприятия еще 2–3 картинки. По мере того как дети начинают справляться с заданием при предъявлении речевого материала на слухо-зрительной основе, он начинает предъявлять его на слух. Тот ребенок, который первым точно повторил слово (фразу, словосочетание), получает соответствующую картинку и размещает ее на елке или помещает в наборное полотно.

Волшебный кубик

Цель: обучение восприятию на слух речевого материала.

Оборудование: кубик (пластмассовый или из бумаги), на гранях которого написаны цифры от 1 до 6, таблички-задания, на обороте которых написаны цифры от 1 до 6, картинки и предметы, соответствующие речевому материалу, который будет предъявляться на слух, маленький экран.

Речевой материал: кубик, брось кубик, сколько? покажи табличку, дай табличку; речевой материал, который будет предъявляться на слух.

Педагог показывает детям кубик и предлагает одному из них бросить его. Затем дети называют цифру, написанную на верхней грани, находят соответствующую табличку и отдают ее педагогу (рис. 6). Он произносит слово, словосочетание, фразу, написанную на данной табличке, которую дети воспринимают слухо-зри-тельно. Дети повторяют услышанное или отвечают на вопрос, или выполняют поручение. Аналогично предъявляется следующее задание. В дальнейшем задания предъявляются на слух - за маленьким экраном; в случае затруднения речевой материал сначала предъявляется на слухо-зрительной основе и прочитывается, а затем вновь предлагается для восприятия на слух.

Наталья Ивановна Савенкова
Картотека подвижных игр

Игры на развитие сенсорных систем.

«На ощупь»

Цель : развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.

Инвентарь : мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы.

Инструкция. В темный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов : ручка, пробка от бутылки, катушка ниток, ложка, шарик и прочее. Ребенок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нем лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.

«Лучший нос»

Цель : развитие обоняния.

Инвентарь : несколько одинаковых пакетиков с разными пахучими веществами : апельсиновыми корками, кусочками яблока, чесноком, перцем, луком и т. п.

Инструкция. Нужно предложить детям обнюхивать один пакет за другим на небольшом расстоянии. Кто даст больше правильных ответов, тот и победил.

«Угадай, что пропало»

Цель : развитие сенсорной памяти.

Инструкция. Ведущий раскладывает 8-10 различных предметов, которые детям нужно запомнить за 20-30 секунд. Затем одному из играющих завязывают глаза, ведущий убирает один предмет, а ребенок, развязав глаза, должен угадать, что убрали. Побеждает тот, кто даст правильный ответ.

«Где стереть?»

Цель : развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.

Инвентарь : бумага, карандаши, стирательные резинки.

Инструкция. На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице» . Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые называет ведущий (например : сначала левый глаз, затем правое ухо, нос, волосы и т. д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

Игры с бегом.

«Догони колокольчик»

Цель

Инвентарь : колокольчик.

Инструкция. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает, а остальные дети стараются окружить его, сомкнув руки. Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры. Пойманный игрок проигрывает. Колокольчик вручается наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

«Золотая рыбка»

Цель : развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Инвентарь : два браслета или другие звучащие предметы.

Инструкция. Игровую площадку следует обозначить осязательными ориентирами. Назначается водящий – «рыбак» (он надевает на руку браслет) . «Рыбак» начинает ловить «рыб» . Первая пойманная рыбка присоединяется к рыбаку, взяв его за руку. Образуется «невод» , и они продолжают ловить рыб уже вдвоем. Если рыбакам удается догнать рыбку и схватить ее свободными руками так, чтобы рыбка оказалась в неводе, она считается пойманной. Каждый пойманный игрок присоединяется к неводу. Последний пойманный игрок – «золотая рыбка» .

«Коршун и наседка»

Цель : развитие быстроты, координации движений и умения ориентироваться в пространстве.

Инвентарь : два озвученных браслета или колокольчика, веревка.

Инструкция. Из играющих назначается коршун и наседка, все остальные – цыплята. Цыплята становятся в колонну в полушаге друг от друга и берутся одной рукой за общую веревку. Наседка становится первой, коршун надевает на руку браслет (колокольчик) и встает лицом к наседке на расстоянии 2 метра.

По сигналу взрослого коршун старается обежать колонну игроков и поймать последнего цыпленка. Наседка мешает коршуну, преграждая ему путь. Последний цыпленок считается пойманным, если коршун коснулся его рукой. Независимо от того, удалось коршуну поймать цыпленка или нет, через 40-50 секунд игра останавливается, и назначаются новые коршун и наседка.

Подвижные игры для слабовидящих детей.

«Узнай фигуру»

Цель : развитие тактильной чувствительности, обучение узнавания формы и названия геометрических фигур.

Инвентарь : плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник) .

Инструкция. Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.

«Нади мячик»

Цель : развитие у детей способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.

Инвентарь : озвученный мяч (с бубенчиком внутри) .

Инструкция. Ведущий прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски, прислушиваясь к звуку мяча.

«Горячий мяч»

Цель : развития внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.

Инвентарь : озвученный мяч.

Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Озвученный мяч находится в руках одного из игроков. По команде ведущего мяч с максимальной скоростью передаются из рук в руки. Уронивший мяч, выбывает из игры.

«Паровозик»

Цель : развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметом, освоение симметричных и ассиметричных движений.

Инвентарь : две гимнастические палки.

Инструкция. Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут рейки в правую и левую руки. Впереди или сзади встает ведущий. По команде начинаются синхронные движения руками вверх – вниз, вперед – назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза «чух-чух-чух» .

«Попади в мишень»

Цель : развитие слуховой памяти и меткости.

Инвентарь : мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с мячами.

Инструкция. Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока водящий издает кратковременные звуковые сигналы мишенью. Затем ребенок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в цель раздается звук, а ребенок получает один балл. Если бросок был неудачным, следует подвести ребенка к самом мишени и дать потрогать ее. После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто быстрее всех наберет 5 баллов.

«Чем играем»

Цель : развитие слухового восприятия, умения различать звуки.

Инвентарь : предметы, издающие различные звуки : колокольчики, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные или металлические ложки, озвученные мячи и прочие.

Инструкция. Игра проводится на поляне или игровой площадке. Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков по сигналу водящего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки (звенеть колокольчиком, шелестеть бумагой, бить в бубен) . Водящий должен определить, каким предметом издается звук. Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.

Цель : развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу, приговаривая :

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени измененным голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

Игры с мячом.

«Догоняй мяч»

Цель : развитие внимания, точности и согласованности движений.

Инвентарь : два озвученных мяча.

Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3- 4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.

«Удочка»

Цель : развитие слуха, ловкости, быстроты реакции.

Инвентарь : веревка, на конце которой прикреплен мешочек с песком или металлическая цепочка (для озвучивания) .

Инструкция. Все играющие «рыбы» выстраиваются в круг, ведущий-«рыбак» -становится в центре круга с веревкой в руках. Он крутит веревку так, чтобы мешочек проходил под ногами стоящих в кругу; играющие, стараясь не задеть «удочку» , подпрыгивают, когда она приближается к их ногам, ориентируясь на звук. Задевшие удочку получают штрафное очко. Выигрывает тот, кто не попадется на удочку.

«Догони меня»

Цель : развитие умения ориентироваться в пространстве на звук.

Инструкция. Взрослый берет на себя роль ведущего. С помощью озвученного мяча он издает постоянный звук и убегает от ребенка, а тот, догоняет ведущего, ориентируясь на звук.

Подвижные игры для слабослышащих детей.

«Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель : развитие внимания.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово :

«Земля» - играющие принимают положение : руки в стороны;

«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» - выполняют движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется в кругу последним.

«Запрещенный цвет»

Цель : развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Инвентарь : 10-20 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона .

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный) . По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

«Веревочка»

Цель : развитие воображения, мелкой моторики рук.

Инвентарь : скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину.

Инструкция. Игроки делятся на команды. Каждой команде дается задание – «нарисовать» определенную фигуру, например : лесенку, змейку, человечка, домик, елочку и прочее. Игроки, веревочкой «рисуют» предмет. Выигрывает та команда, наиболее точно изобразившая заданное.

«Поймай мяч»

Цель : развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Инвентарь : один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

«Зеркало»

Цель : развитие внимания и воображения.

Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания :

Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.

Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.

Подвижные игры для детей с нарушениями интеллекта.

«Что пропало»

Цель : активизация психических процессов : восприятия, внимания, памяти.

Инвентарь : несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и прочее) .

Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4-5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибается меньшее количество раз.

«Повтори, не ошибись»

Цель : развитие внимания, быстроты реакции; накопления количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие.

Инструкция. Дети стоят полукругом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперед, в стороны, вниз) . Дети должны выполнить те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.

«Узнай друга»

Цель : развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Инвентарь : повязки для глаз.

Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук – ощупывать волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

«Зоопарк»

Цель : активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные» , развитие умений в имитации звуков и движений.

Инвентарь : обручи или мел.

Инструкция. Дети выбирают себе роль какого-либо животного. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» - в обруч или круг, нарисованный на полу.

Незанятые дети встают за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд» , и «едут на прогулку в зоопарк» . Подходя к «клетке» , воспитатель спрашивает : «Какой зверь живет в этой клетке?» . Сидящие там «звери» должны показать мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. И так – от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой, исполняя песенку :

Вот поезд наш едет, гудит паровоз.

Далеко, далеко ребят он повез.

Уу – уу – уу- уу – уу.

Но вот остановка (дети останавливаются, произнося «ш-ш-ш» , опускают руки и спокойно ходят во время остановки поезда, собирают цветы на поляне (наклоняются, приседают) . По сигналу все бегут, чтобы не опоздать на поезд, и становятся в колонну, вновь изображая вагоны : ходят, высоко поднимая колени, и поют песенку.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Развивающ ие игры для слабослышащих детей

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми.

Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента:

· Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего.

· При показе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

«Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель: развитие внимания.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» -- играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» -- играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» -- выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны -- «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

Слово «пароход» -- играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» -- играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко.

Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

«Печатающая машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто «напечатает» больше слов.

«Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков -- 6--8.

Инвентарь: 30--40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).

2. Собрать треугольники красного цвета.

3. Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

Методические указания

· Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

· Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

«Зеркало»

Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

· Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

· Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.

· Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.

Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

«Цветные палочки»

Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки -- фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней. слабослышащий психомоторика словарный

Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Развитие высших форм внимания в младшем школьном возрасте. Экспериментальная работа, направленная на формирование произвольного внимания детей с задержкой психического развития. Игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2011

    Понятие об общении, его функции в жизни человека и особенности психологического развития ребенка. Виды развивающих занятий для детей второго года жизни, методика их проведения. Особенности изучения уровня развития общения у детей раннего возраста.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2013

    Развитие звукопроизношения в дошкольном возрасте. Взаимосвязь нарушений звукопроизношения с аномалиями прикуса у детей дошкольного возраста. Развитие всех психических функций ребенка. Организация и проведение исследования звукопроизношения у дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Особенности становления и развития движений. Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте. Сложные движения как предмет нейропсихологии. Кинетический фактор и его мозговая организация. Возрастные особенности развития движений у ребенка.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2017

    Понятие и физиологические основы внимания, его свойства. Виды и функции внимания. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте. Условия и методические особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2012

    Огромное влияние технических, театральных и спортивно-моторных игрушек на психику ребенка. Формирование полоролевого поведения у ребенка. Развитие пространственных ориентировок, свойств внимания, мышления, волевых качеств у детей дошкольного возраста.

    презентация , добавлен 15.04.2016

    Речь как одна из сложных высших психических функций человека. Классификации нарушений развития речи у детей. Нарушения фонационного оформления речи ребенка. Степень недоразвития речеслухового анализатора. Методика лечения нарушений развития речи у детей.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2011

    Дошкольный возраст - период становления личности ребенка. Развитие социальных потребностей. Формирование нравственных качеств. Развитие образно-схематического мышления. Овладение формами устной речи. Смысловая и механическая память. Роль игры в развитии.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2009

    Анализ теоретических основ развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры психолого-педагогической литературы. Общая характеристика форм проявления процесса внимания: интеллектуальное, сенсорное, двигательное.

    дипломная работа , добавлен 21.12.2016

    Изучение причин негативного поведения детей. Рассмотрение подвижной игры как способа познания в дошкольном возрасте, определение ее роли в формировании волевых качеств. Разработка программы, направленной на эмоционально-волевое развитие ребенка.

Не всегда люди вовремя обращают внимание на такую проблему как снижение слуха. Такое явление в основном происходит безболезненно. Поэтому оно не вызывает никаких действий со стороны человека. А зря. Ведь часто это приводит к необратимым последствиям.

Полная потеря слуха называется глухотой, частичная – тугоухостью. Много курсовых работ посвящены этой проблеме и методам лечения. Лучше всего постараться предотвратить болезнь, чем потом её лечить. Как известно лечение требует больших затрат сил, времени и денег. Профилактика нарушения слуха должна начаться при начальных этапах выявления признаков нарастающей болезни. Причиной могут быть врожденные или приобретенные факторы. В первом случае будущая мама должна следить за своим здоровьем еще тщательнее.

Профилактика нарушений слуха должна быть постоянной. К ней следует приступать как можно раньше. Для профилактики врожденного нарушения слуха будущей матери нужно:

  • следить за состоянием своего здоровья;
  • регулярно ходить на осмотры и посещать доктора;
  • избегать переохлаждений, вовремя лечится;
  • не допускать чрезмерных нагрузок;
  • не следует прибегать к самолечению;
  • следить за личной гигиеной, при необходимости использовать ватные палочки для очистки серы.
  • вести здоровый образ жизни (зож).

Здоровый образ жизни очень важен. Организм привыкает к правильным привычкам и может лучше бороться с попавшей в него инфекцией. Для будущей мамы и её ребенка это особенно актуально.

Для профилактики приобретенного нарушения слуха следует:

  • предупреждать инфекционные заболевания. При их возникновении незамедлительно обращаться к доктору и сразу их лечить;
  • соблюдать режим дня;
  • проходить плановую вакцинацию;
  • повышение иммунитета организма;
  • после выздоровления некоторое время дать возможность организму восстановится. Чередовать нагрузки с отдыхом;
  • проводить воспитательные работы с ребенком. Следить за тем, чтобы он не дрался с другими детьми;
  • по возможности предупреждать большие звуковые нагрузки, избегать шума;
  • регулярно посещать лора, а также невропатолога;
  • следить за личной гигиеной с раннего возраста;
  • осторожно принимать лекарственные препараты и таблетки.

Следить за ребенком в первую очередь должны родители. Кроме того, это могут делать воспитатели или учителя. С детства ребенка нужно прививать к здоровому образу жизни, гигиене, походу в поликлинику. Состояние ушей и глаз нужно проверять в клинике.

Следует следить за состоянием и здоровьем ребенка. Большую угрозу составляют заболевания носа и горла. При обнаружении аденоидов и полипов их необходимо вовремя удалять, так как они приводят к заболеванию слухового аппарата.

Ребёнку с нарушенным слухом сложнее выполнять обычные движения, соблюдать определенную ритмичность. Кроме того, ему довольно сложно в психологическом плане. Жизнь не кажется ему такой простой и легкой уже с детских лет. Часто у дошкольников развивается такой синдром как вербализм.

Слабослышащий ребенок должен компенсировать свои недостатки за счет развития других органов чувств.

Социальная адаптация детей с нарушением слуха происходит с помощью их общения в коллективе. Она чрезвычайно важна. Воспитатели и родители должны следить, чтобы ребенок не чувствовал себя обособленным или неполноценным.

Немаловажную роль в этом процессе играют развивающие игры. При правильном их проведении ребенку проще освоиться в коллективе, он быстрее развивается, играя со сверстниками. При этом важно, чтобы во время развивающих игр дети хорошо видели инструктора. Дети должны следить за его мимикой и жестами. Правила игр должны быть понятны всем без исключения. Об этом должен позаботиться сопровождающий.

Развивающие игры

Игры чрезвычайно важны. В таком интересном процессе дети узнают о значениях различных предметов и вещей. Их развитие происходит быстрее. С помощью тактильных ощущений происходит их знакомство с внешним миром.

В естественной обстановке дети дошкольного возраста учат новые слова, тем саамы улучшают уровень речи.

Существуют разные игры для детей с нарушением слуха. Они могут быть как подвижными, так и сидячими. Основной их целью есть развитие внимания, быстроты реакции. Физкультурно-спортивный комплекс упражнений укрепляет физическое здоровье дошкольников. При этом, важно помнить, о технике безопасности.

Подвижные игры для детей

Командная игра: Ведущий предлагает детям слова. Игроки должны составить из его букв новое. Побеждает так команда, которая придумает большее количество новых слов. Игра способствует развитию словарного запаса.

Игра со скакалкой: Детям раздается инвентарь в виде скакалки. По заданию ведущего они должны изобразить любой предмет, например ёлку, колобка, речку. Выигрывает тот, кто лучше всех справится с этой задачей.

Мячик: Игроки должны образовать круг. Ведущий должен находиться в центре и бросать вверх мяч, называя любое имя. Ребенок с названным именем должен словить мячик. Если этого не произошло — он становится ведущим. Игра на внимание и память.

Игра с баскетбольными мячами: Присутствуют две команды игроков. Они должны стать по кругу. При этом игроки каждой команды чередуются. Два мяча находятся в разных концах у двух игроков, противоположно друг другу. По команде мячи передаются из рук в руки по кругу. Суть заключается в том, чтобы один мяч догнал второй. В игре также присутствует зрительный контакт между участниками.

Фломастеры: Эта игра развивает восприятия цветов, командные качества, творческие способности. В середине помещения должны находиться фломастеры или карандаши разных цветов. Дети должны по очереди собрать каждый цвет. После чего может быть дано дополнительное задание, такое как, нарисовать рисунок или сложить фигурку.

Важно помнить о технике безопасности.

Чтобы вербализм не развивался у дошкольников играть в игры нужно постоянно. Во-первых, это помогает развитию координации, внимания, памяти ребенка. Во-вторых, социализация проходит гораздо быстрее. Кроме быстрых и подвижных игр, существуют более размеренные и спокойные. Они нацелены на развитие внимания, памяти, на улучшение слуха и зрения. Ведущий сопровождает детей и помогает им.

Настольные игры для детей с нарушениями слуха


При проведении любых подобных мероприятий необходимо поощрять инициативу маленьких воспитанников. Занятия должны проходить в приятной и расслабляющей обстановке. Важно, чтобы все участники чувствовали себя задействованными. Необходимо уделять должное внимание всем.

Со временем дети могут сами выбирать наиболее понравившуюся им игру. Для достижения наилучшего результата занятия должны проводиться регулярно.

Основные причины

Существует множество причин, которые могут привести к ухудшению слуха. К основным можно отнести:


Обычно симптомы длятся длительное время до того момента, когда слух начинает падать. Сначала человек начинает включать музыку и телевизор немного громче, часто просит своего собеседника повторить сказанное. После этого он может сам громче говорить. Ему может казаться, что вокруг все шепчутся и говорят непонятные вещи.

Часто возбудителями болезни являются вирусы, инфекции и вредные микроорганизмы. При болезнях верхних дыхательных путей не стоит заниматься самолечением. Необходимо сразу обращаться к опытному доктору. При подобных симптомах следует обратиться к грамотному отоларингологу. Врач при комплексной проверке поставит четкий диагноз и назначит лечение.

Реабилитация детей с нарушением слуха должна проходить под присмотром опытного специалиста.

Поэтому главное не затягивать с визитом к врачу. Предупреждение болезней подарит легкость и спокойствие. А своевременное лечение способно предотвратить множество нежелательных последствий. Чтобы в будущем никогда не носить слуховой аппарат нужно заботиться о здоровье с ранних лет.

Очень важно, пробудить интерес дошкольников. Для этого нужно подумать о том, как сделать игру действительно интересной и увлекательной для всех. Игровой процесс должен проходить незаметно, но результативно. В ребятах должно проснуться желание, приходить ещё.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослаб-ленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента:

Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жес
ты говорящего.

При показе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

1. «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель : развитие внимания.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» - играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» - выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Вариант

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны - «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

Слово «пароход» - играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» - играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

2. «Печатающая машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто «напечатает» больше слов.

Методические указания. Игру рекомендуется проводить в вечернее время или в плохую погоду.

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков - 6-8.

Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

  1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).
  1. Собрать треугольники красного цвета.
  1. Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

Методические указания

  • Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).
  • Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

4. «Зеркало»

Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

  • Повторение одиночных движений вслед за ведущим.
  • Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.
  • Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.

Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

5. «Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков - 10-12.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке м дает команде задание - «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

6. «Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 10- 14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.

Методические указания

7. «Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания

  • От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.
  • Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.
  • Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

8. «Цветные палочки»

Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки - фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.

Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.

Варианты

  1. Собираются палочки независимо от цвета. Играющие должны сказать, палочек какого цвета у них больше (меньше).
  1. Каждый играющий «рисует» из палочек заданную фигуру (елочку, лодку, домик и др.) либо придуманную им фигуру. Оценивается: кто красивее «нарисует» фигуру.
  1. Командное исполнение заданного wiu самостоятельно придуманного «рисунка» из палочек. Оценивается красота «рисунка» и коммуникативность в команде при выполнении задания.

9. «Часы»

Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

Инструкция. Играющие, изображая циферблат, становятся в круг лицом к водящему, который находится в центре круга.

Играющие рассчитываются на 1-12, что соответствует показателям часов. Ведущий должен назвать время, например 11 часов. Игрок или все игроки, получившие при расчете данную цифру, должны хлопнуть в ладоши. Если ведущий называет цифру 22, то участник или участники с цифрой 11 хлопают 2 раза. За неправильный ответ игрок наказывается штрафным очком или должен выполнить какое-либо упражнение.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим цифр - заданий.

Варианты игры

10. «Месяц»

Играющие рассчитываются на 1-12 (соответственно количеству месяцев в году):

а) если ведущий называет, например, - цифру «пять» - игрок или игроки с соответствующей цифрой хлопают в ладоши и произносят название месяца;

б) если ведущий называет, например, «июнь», игрок или игроки, соответствующие номеру «6», хлопают в ладоши.

11. «Дни недели»

Играющие рассчитываются на 1-7 соответственно названиям дней недели. Ведущий называет цифру «6». Игроки с номером «6» хлопают в ладоши и произносят слово «суббота» и т.д.

12. «Подними руку»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа - левую руку, игрок слева - правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания ведущим игроков.

13. «В шеренгу становись»

Цель: развитие внимания и двигательных качеств - ловкости и силы.

Две команды распределяются по равным силам.

Инвентарь: канат.

Инструкция. Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.), обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.

Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока все участники не отпустят канат для построения.

Варианты

  1. Построение после перетягивания выполнять в «колонну» или «в шеренгу». Словесное указание даётся перед сигналом по перетягиванию каната.
  1. Перед сигналом «Марш!» играющие выполняют физические упраэ/снения вслед за ведущим.

14. «Поймать Бармалея» -

сюжетная игра

Цель: развитие равновесия, ловкости, воли и координации коллективных действий.

Количество участников произвольно.

Инвентарь: гимнастические скамейки, гимнастическая стенка и маты (для страховки), горизонтально закрепленные канаты.

Инструкция. В зале устанавливаются скамейки в наклон-пом положении под разными углами, горизонтальные скамейки с широкой и узкой опорой, качающиеся скамейки, горизонтальные канаты на высоте 0,5 метра.

Перед игрой ведущий вспоминает вместе с игроками сюжет произведений К. Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит». Задача играющих: преодолеть все «препятствия» (пройти, проползти, пролезть, удержать равновесие) всей командой, найти Бармалея и поймать его (роль Бармалея выполняет второй ведущий).

Методические указания. Обеспечить страховку.

Подвижные игры на воде

На первых занятиях игры способствуют преодолению чувства неуверенности и страха, более быстрой адаптации к воде и овладению всеми подготовительными к плаванию действиями (Т.И. Осокина, 1991). Игры подбираются в соответствии с поставленной воспитательно-образовательной задачей и условиями проведения занятий (глубина, оборудование места, температура воды). Важно, чтобы в игре участвовали все дети, находящиеся в воде. Взрослый (педагог, вожатый) должен выбрать удобное место для руководства игрой, позволяющее постоянно наблюдать за играющими и в любой момент прийти им на помощь. Все новые задания объясняются на суше, когда внимание детей сосредоточено на инструкторе.

Необходимо учитывать специфику состояния и поведения детей и формировать группу с учетом их основного дефекта.

15. «Делай как я»

Цель: знакомство с водой, освоение способов передвижения в воде, преодоление страха перед водой.

В игре могут участвовать от 4 до 15 детей одновременно; в зависимости от их умения плавать.

Инструкция. Играющие располагаются в одну шеренгу в воде вдоль торцевого бортика бассейна спиной к нему, инструктор - на противоположной стороне. По команде шеренга детей начинает передвигаться в сторону инструктора, проныривая под разделителями дорожек и повторяя те движения, которые демонстрирует им педагог (ходьба, бег, ходьба с наклоном вперед и попеременными гребками, прыжки и др.). Побеждает участник, допустивший наименьшее количество ошибок.

Методические указания. Подбор «команд» осуществляется дифференцированно, в зависимости от особенностей заболевания детей.

16. «Резиновый мячик»

Цель: обучение детей выдоху и вдоху в воде.

Количество игроков - 4-10.

Инвентарь: резиновые мячи (или другие нетонущие предметы).

Инструкция. Игра проводится на мелкой части бассейна (водоема). Каждому участнику раздается по мячу (или другому петонущему предмету). По команде дети кладут мячи на воду и дуют на них, пытаясь отогнать как можно дальше за один выдох. Выигрывает тот, чей мяч отплыл дальше всех.

Методические указания. Во время этой игры инструктору следует очень внимательно следить за безопасностью детей, особенно если они еще не умеют плавать.

17. «Нырки»

Цель: ознакомление детей с водой и преодоление страха перед ней.

Количество игроков - 6-15.

Инвентарь: легкий яркий мяч.

Инструкция. В мелкой части бассейна (водоема) поплавками отмечается круг диаметром 5-6 метров. В кругу размещаются дети, выполняющие роль нырков. За кругом - столько же охотников. Охотники перебрасывают друг другу легкий цветной мяч и неожиданно для нырков бросают мяч в круг, стараясь попасть в кого-нибудь из них. Единственное спасение для нырков - проворно погрузиться с головой иод воду.

Методические указания

  • Каждое попадание мяча выводит нырка из круга.
  • Игра проводится на время, через 5 минут нырки и охотники меняются ролями.
  • Выигрывает команда, в которой остается большее количество игроков.

18. «Водолазы»

Цель: обучение детей искусству погружаться в воду и ориентироваться под водой.

Количество игроков - 6-8.

Инвентарь: 10-15 цветных тарелочек или других тонущих предметов.

Инструкция. На дно неглубокого бассейна (водоема) бросают яркие тарелочки, которые хорошо видны в воде. По сигналу дети ныряют и стараются набрать за определенное время (30 секунд) как можно больше тарелочек. Побеждает набравший наибольшее количество тарелочек.

Вариант: mooicuo разбрасывать по дну тарелочки разного цвета, тогда ныряльщики получают задание собрать тарелочки определенного цвета.

Методические указания. Инструктору следует обратить особое внимание на обеспечение безопасности игроков.

19. «Слалом»

Цель: обучение детей искусству свободно передвигаться в

воде.

Играют две команды по А -8 человек, с равным количеством мальчиков и девочек.

Инвентарь: 6 буйков.

Инструкция. Команды строятся в колонну по одному. Перед командами через каждые 3 метра устанавливается по три буйка на якоре. По сигналу первые номера плывут вперед, зигзагообразно обходя препятствия на своем пути, и по прямой возвращаются назад. Коснувшись рукой вторых номеров, они посылают их в путь и т.д. Побеждает команда, закончившая первой.

Методические указания. Команды должны быть примерно равны по силам (с учетом заболеваний каждого игрока).

20. «Буксиры»

Цель : обучение детей свободному передвижению в воде.

В игре одновременно могут участвовать от 8 до 20.

Инвентарь: яркие буйки (на якоре) по количеству соревнующихся команд.

Инструкция. Соревнуются несколько команд, по 4 -8 чело-иск в каждой, с равным количеством мальчиков и девочек в командах. Ребята заходят в воду по пояс и выстраиваются за линией старта парами - девочки, стоя сзади, держат мальчиков за пояс. Перед каждой командой на расстоянии 10 метров устанавливают цветные буйки. По сигналу на старт выходят первые пары от каждой команды. Мальчики плывут, транспортируя девочек, как на буксире. Девочки руками держатся за пояс плывущего, усиленно работая ногами. Обогнув буйки, «буксиры» возвращаются назад и касанием руки посылают на старт следующую пару. 11обеждает команда, первой закончившая дистанцию.

Методические указания. Игра-эстафета отличается большой интенсивностью, поэтому инструктору необходимо тщательно следить за соблюдением правил техники безопасности II состоянием детей.