Философско-теоретические основы классической эстетики. Мир как осуществление красоты

М.И. Михайлов

ОСНОВЫ ЭСТЕТИКИ

Нижний Новгород


Михайлов М.И.

Основы эстетики. Учебное пособие. Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. с.

Рецензенты:

заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского И.К. Кузьмичев;

кандидат философских наук, доцент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского В.А.Белоусов

В учебном пособии доктора философских наук, доктора филологических наук, профессора М.И. Михайлова освещаются наиболее важные темы по курсу эстетики. Особое внимание уделено анализу основных эстетических категорий.

В процессе изучения эстетических проблем используется обширный литературно-художественный материал.

Пособие рассчитано на студентов вуза и всех, интересующихся проблемами эстетической науки.

М.И. Михайлов

ВГИПУ, 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................... 4

ВВЕДЕНИЕ. Эстетика как наука............................................................ 9

1. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ.................................... 12

1.1. Сущность эстетической культуры личности................................... 12

1.2.Структура эстетической культуры личности.................................. 13

1.3. Значение эстетической культуры личности..................................... 18

2. ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ................................. 24

2.1. ТРАГИЧЕСКОЕ................................................................................ 24

2.1.1. Истоки и сущность трагического.................................................. 24

2.1.2. О соотношении драматического, героического, трагического... 47

2.2. ПРЕКРАСНОЕ................................................................................. 53

2.2.1. Природа прекрасного.................................................................. 53

2.2.2. Красивое, красота, прекрасное..................................................... 68

2.3. КОМИЧЕСКОЕ............................................................................... 88

2.4. БЕЗОБРАЗНОЕ................................................................................ 100

3. ИСКУССТВО....................................................................................... 110

3.1. Понятие искусства............................................................................. 110

3.3. Художественный образ................................................................... 139

3.4. Виды искусства................................................................................. 144

3.5. Основные художественные направления в искусстве..................... 151

4. ХУДОЖНИК: ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО................................... 162

4.1. Что такое творчество........................................................................ 162

4.2. Художник: сущность и структура.................................................... 162

4.3. Проблема художественно-творческих способностей...................... 167

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................... 171

ЛИТЕРАТУРА......................................................................................... 173


ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время эстетика стала не в моде. Потребности людей все больше стали носить материальный (экономический), а не духовный характер. И это очень плохо. Н.В. Гоголь был тысячу раз прав, когда утверждал («Выбранные места из переписки с друзьями»): «Без пробуждения человеческой души ничего не поможет, ни экономические, ни социальные изменения». Жан Моне – отец Европейской интеграции, обобщая свой тридцатилетний опыт объединения Европы – сказал: «Если бы я начинал скачала, то начал бы не с экономики, а с культуры». Нелишне здесь вспомнить и академика Н.Н. Моисеева: «…общество стоит сейчас на пороге катастрофы, потребующей перестройки все оснований своего планетарного бытия… Может быть, даже на пороге нового этапа истории вида homo sapiens, поскольку в основу приспособления человека ложится его «душа», если пользоваться терминологией А.А. Ухтомского» .

Нетрудно понять, что будущее человечества если не в решающей степени, то во многом зависит от того, насколько оно сможет возвыситься, преобразиться духовно, а значит и эстетически, насколько оно окажется способным проникнуться чувством красоты (прекрасного). Как справедливо пишет И.К. Кузьмичев, «…с грандиозными и безмерными по своей сложности новыми проблемами справится только эстетически, художественно образованное, то есть гуманитарное общество» . Слова Ф.М. Достоевского о том, что «красота спасет мир» в таком случае – не пустые слова, не «декларация», а великая истина, принадлежащая Гению. И эту истину забывать нельзя.

Соответственно этому необходимо признать, что эстетике должно принадлежать приоритетное место в системе социогуманитарных наук, изучаемых в высшей школе.

Немаловажно сказать о том, что отличает данное учебное пособие от подобного рода работ? Это прежде всего то, что в центре внимания автора находятся важнейшие (фундаментальные) эстетические категории, составляющие «скелет» эстетики как науки: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, низменное, безобразное. Авторский взгляд на природу, т.е. сущность и специфику названных категорий, нестандартен и отличается научной новизной. Это в первую очередь связано с тем, что анализ той или другой эстетической категории дается не изолированно от других категорий (как «вещь в себе»), что, к сожалению, до сих пор распространено в эстетической литературе, а в рамках их систематизации. Во-вторых, авторская характеристика основных эстетических категорий дается не односторонне, а в разных аспектах: гносеологическом, социальном и психологическом.

Следует отметить, что в современной эстетике, особенно зарубежной, все меньше и меньше внимания стали уделять обозначенной проблеме. Названные традиционные категории эстетики, в том числе прекрасное как центральная категория, постепенно уступают место так называемым маргинальным (второстепенным, побочным) понятиям: интенсивность, новизна, ирония, деконструкция, нониерархичность, симулякр, интертекстуальность, мозаичность, ризома, телесность, парадоксальность, нарратология и др.

Отдельные авторы порою вообще отказываются от использования категориального аппарата эстетики и пишут о тех или иных эстетических вопросах в духе эссе. Это невольно приводит к размыванию эстетических понятий, категорий, в том числе к подмене прекрасного низменным, безобразным. Такое положение дел в научном отношении недопустимо. Ведь всякая наука имеет право называться наукой до тех пор, пока она пользуется определенными терминами и представляет собой систему категорий. Без этого нет и не может быть науки как таковой. Немецкий физик В. Гейзенберг не случайно писал: «…нам нужны понятия, при помощи которых мы могли бы ближе подойти к интересующим нас явлениям. Обычно эти понятия берутся из истории науки; они подсказывают нам возможную картину явлений. Но если мы намерены вступить в новую область явлений, эти понятия могут превратиться в набор предрассудков, скорее тормозящих прогресс, чем способствующих ему. Однако и в этом случае мы вынуждены использовать их и не можем преуспеть, отказавшись от понятий, переданных нам традицией».

Представляет тут значительный интерес и утверждение М. Планка о том, что несостоятельны «попытки применить принцип относительности вне физики, например, в эстетике или даже в этике». Часто произносимая фраза «Все относительно», по его словам, неправильна, не имеет смысла уже внутри самой физики, поскольку относительная величина предполагает существование чего-то абсолютного, т.е. всегда сводится к другим, более глубоко лежащим абсолютным величинам. «Без предпосылки существования абсолютных величин, – писал он, – вообще не может быть определено ни одно понятие, не может быть построена ни одна теория» .

Можно без преувеличения сказать, что обращение к традиционным фундаментальным категориям не устарело, – другое дело, что наши представления о них нуждаются в определенной смысловой коррекции, в известной степени наполнении новым, более глубоким содержанием.

Вот почему, как нам представляется, основные эстетические категории (и прежде всего прекрасное) должны стать теми абсолютными величинами, в соответствии с которыми (или через призму которых) следует рассматривать и оценивать относительные величины – маргинальные понятия современной неклассической эстетики.

Немаловажно учесть и то, что эстетика как научная дисциплина не должна плестись в хвосте искусства (современного искусства). Более того, она должна идти не просто в ногу с художественной практикой (нередко с нежелательной практикой), но в известном смысле служить основой, опорой для художественной деятельности творца, его эстетических устремлений и целей, а это значит выполнять по отношению к искусству ценностно-нормативную роль. В этой связи нужно во многом согласиться с А.Ю. Большаковой, когда она, анализируя состояние современной литературы, делает вывод: «…предметом собственно художественной литературы всегда была и остается не пресловутая «действительность», а таящийся в ее недрах эстетический идеал, развертывающийся в зависимости от специфики писательского дарования и избранного им ракурса изображения – самыми разными гранями (эстетическими доминантами). От возвышенного и прекрасного до низменного и безобразного. Стоит понять эту истину, и все становится на свои места» .

Следовательно, сам по себе напрашивается вывод: не только эстетик – подручный художника, шире – создателя эстетических ценностей, но и художник, создатель эстетических ценностей не в меньшей мере – подручный эстетика (как ученого).

К сожалению, эстетика на современном этапе утрачивает свою былую миссию – оценочно-нормативную и «проективно»-методологическую функцию и прежде всего потому, что она из науки постепенно превращается в эссеистику, в служанку разного рода псевдохудожников и дельцов от искусства.

    "Эстетическое отношение"

    Эстетическое сознание

    Эстетическая культура

    Искусство как часть действительности и предмет эстетики

    Искусство как социокультурный институт

    Морфология искусства как эстетическая проблема

    Краткая характеристика стилевых проявлений искусства

    Виртуальная эстетика

    Авангардное искусство первой половины ХХ века

    Классическая и неклассическая эстетика

    Эстетика изобразительного искусства, театра, литературы, хореографии

    Эстетика зрелищных форм в искусстве

    Эстетические основания взаимодействия различных видов искусства

Раздел 1. Теоретические аспекты эстетического знания

основание эстетического знания

Эстетическое отношение раскрывает особый уровень связи между субъектом и объектом. Сутью этого отношения является то, что оно включает в себя как утилитарную связь, проявляющую чувственную реакцию субъекта на объект, так и теоретическую, представленную процессами осмысления. Само же эстетическое отношение возникает как переход чувственного в осмысляемое. Эстетическое отношение делает чувство человека управляемым.

Тема . Эстетические категории: сущность и виды систематизации

Понятия, используемые как частные случаи основных эстетических категорий

прекрасное

безобразное

возвышенное

низменное

трагическое

комическое

Красивое Прелестное Изящное Грациозное Милое Хорошенькое Симпатичное привлекательное

Отвратительное Отпугивающее Ужасное Некрасивое Отталкивающее непривлекательное

Романтическое Удивительное Сказочное Ослепительное Фантастическое Поразительное соблазнительное

Омерзительное Недостойное Унизительное

Драматическое патетическое

Юмор Сарказм Гротеск ирония

Эстетические категории:

2 уровень

система основных эстетических категорий: прекрасное -- безобразное, возвышенное -- низменное, трагическое - комическое и те понятия, которые раскрывают частные случаи проявления основных эстетических категорий

3 уровень

комплекс наиболее употребляемых понятий эстетики, заимствованный из других наук: образ, произведение искусства, творчество, автор, вид искусства, искусство, человек, действительность, стиль и т.д.

Наиболее общая характеристика основных эстетических категорий

Прекрасное - высшая ступень красоты, выражаемой посредствам совершенного и гармоничного единства жизненно важного содержания и полноценной, выразительной формы. Восприятие и переживание прекрасного возможно только при условии особого духовного развития человека. Только духовно развитый человек способен к переживанию истинно прекрасного. Духовная развитость человека проявляется многогранностью эстетического переживания прекрасного, которое может быть представлено достаточно широким спектром граней эмоциональной сферы.

Прекрасное может быть выражено при помощи понятий близких по смыслу и служивших в различные исторические эпохи синонимами понятию прекрасное--это красивое (совершенство внешней формы и акцент на внешнем), изящное и грациозное (как характеристики особых качеств живых существ с позиций легкости и ладности, хрупкости и нежности), "прелестное" (совершенство и гармония малых форм), поэтическое (способность к тонким переживаниям, одухотворенности и мечтательности с оттенком легкой грусти), пленительное, кокетливое, завораживающее и т.д.

Прекрасное - это единичное, присущее множественному и потому ставшее всеобщим.

В прекрасном происходит проявление единства объективных достоинств и субъективными условия восприятия. Физическая красота мира при совпадении с духовным величием человека дарит самому человеку состояние умиротворенности, спокойствия и ощущения соответствия своего существования законам мира. Поэтому истинное восприятие и переживание прекрасного невозможно без духовного богатства личности. Чем богаче внутренний мир человека, тем полнее и совершеннее его переживание прекрасного.

Прекрасное отражает меру совершенства, достигшую равновесия, но обладающую при этом потенциалом изменения и динамики. Если мы не видим в воспринимаемом явлении потенциала к динамики, значит данное мертво и не может быть в высшей мере прекрасным. Поэтому прекрасное связано с динамикой, изменением, жизнью.

Прекрасное является проявлением идеала в искусстве. Создавая прекрасные творения мастера выражают свои представления о совершенном идеале. В прекрасном проявляется наше желание удовлетворенности.

Прекрасное в традиционной эстетике претендовало на место метакатегории. Считалось, что все остальные категории "возвышенное, трагическое, безобразное, и т.д.) есть разные формы проявления прекрасного. В истории эстетики существовала и другая крайняя позиция, согласно которой прекрасное-понятие сложно определяемое, а, следовательно, и ненаучное.

Однако категория прекрасного и по сей день остается одной из ключевых понятий эстетики. Но сегодня прекрасное рассматривается как категория подвижная в своем определении. Каждая культурно-историческая эпоха создает свое определение прекрасного, но такие признаки прекрасного как мера и гармония, уравновешенность и динамичность, устремленность к идеалу и совершенству по-прежнему остаются неоспоримыми его свойствами. Меняются в первую очередь представления об идеале и совершенстве, уравновешенности и динамике, степени меры и гармонии, но эстетическое переживание прекрасного всегда для человека остается неизменным. Способность человека переживать прекрасное, выделять его для себя в окружающем мире всегда остается одной из главных человекообразующих характеристик Человека.

Безобразное характеризуется несовершенством, конфликтностью содержания и формы, сущности и явления в воспринимаемом объекте. Безобразны для нас песни патриотической направленности, написанные или исполняемые в форме куплетов, или частушек, или пародий и т.д. В безобразном наблюдается не просто нарушение равновесия, а полный разрыв, недопустимость для данного содержания воплотится в данной форме.

Безобразное-противоположность прекрасному, выражающее полную дисгармонию, несоответствие содержания форме или наоборот. В эстетике существует мнение, что категорию безобразного нельзя считать эстетической категорией. Однако такое мнение является ошибочным не только по тому, что любое воспринимаемое нами явление ярче высвечивается для нас, когда рядом есть его антипод. Безобразное имеет место не только в реальной действительности, но и в искусстве, о чем свидетельствует огромный интерес к этому явлению мира со стороны человечества (особенно искусство ХХ века).

Вообще интерес к безобразному в искусстве проявился достаточно рано. Уже первобытные люди считали, что безобразные уродства способны вызывать восхищение. Например, представители архаических племен, населяющих сегодня острова Новой Зеландии, используют специальные приспособления, позволяющие им растягивать себе губы до огромных размеров. Некоторые племена Африки изменяют форму черепа, делая ее "бутылкообразной", вытягивают себе конечности и т.д.

В средние века появляется мода на гротескные маски и фантастические существа, которыми в прямом смысле украшали здания культового характера (достаточно вспомнить знаменитые статуэтки-дьяволы, грустно взирающие на мир с Собора Парижской Богоматери). Популярны в это время химеры, украшающие водостоки, тема грешников, лица которых искажены безобразием страдания.

Человеческое уродство так же не обошли вниманием художники. Например, уже художники Возрождения проявили интерес к человеческим уродствам. Особо знаменитыми стали рисунки гримас Леонардо да Винчи, который говорил о том, что безобразное не менее интересно для художника, так как в природе найти его так же сложно, как и прекрасное.

К безобразному проявляли интерес Дюрер и Гойя. В 16 веке безобразное популярно как мотив в оформлении интерьеров. Например, модно изготавливать камины, в виде пасти ужасного чудовища, украшать мебель страшными головами фантастических животных.

В 18 веке существовала мода на безобразные гримасы и уродства, выполненные в виде малой скульптуры и предназначенные для украшения фасадов жилых зданий (Мессершмидт, А.Броувер). Иногда такие скульптуры украшали парки знатных господ во Франции.

В 19 веке появляются первые опыты портретов душевно больных людей (Т.Жерико, Занетти, П.-Л.Гази, Г.Бернини, Дж.Пиччини). Интересно, что для художника этого времени безобразное в человеке уже не связано с отклонением от физической нормы, как это было для художников Возрождения, а обусловлено проявлением духовного опустошения, смертью при жизни.

ХХ век проявил новый интерес к безобразному. Достаточно вспомнить таки имена как А.Джакометти (скульптура), Э.Дитман (инсталяции), Р.Магрит (художник), М.Шамякин (художник).

ХХI век, принесший компьютерные технологии, создает свое понимание безобразного. Примером тому творческие опыты М.Шамякина, создающего художественные циклы на основе изображений насекомых ("Карнавал Венеции"), переделки древних масок и скульптур в стиле, названном им неоготикой ("Петербургские карнавалы").

Сегодня отмечается особый интерес к безобразному, которое не просто уверенно входит в сферу художественного, но все чаще претендует в нем на звание одной из главнейших категорий. Например, А.Петлюра, модельер-дизайнер, называющий себя "художником-дерматологим" представил изысканной публике Парижа коллекцию моделей созданных на основе собранных с помойки вещей. Демонстрацию этих моделей осуществляли не профессиональные манекенщицы, а люди, "подобранные" мастером из "низов общества" и обученные особым образом. Это те, кто в прошлом был бомжем или алкоголиком, а значит потенциальным хозяином собранных вещей. Сама экспозиция демонстрировалась в духе театрализованного шоу, сопровождаясь музыкой и параллельным показом на большом экране фильма о Петлюре. Эстетика шоу явно нацелена не на прекрасное, а на безобразное. Главным в нем оказывается не вкус, шик, а элементарная тяга к хламу и низменному восприятию. Самое интересное, что парижская публика принимала русского "маэстро костюма" с восторгом. Такое шоу оказалось достаточно развлекательным.

Совершенство может проявляться и в духовной сфере. В данном случае прекрасное тяготеет к нравственным началам человека. В результате такого взаимопроникновения эстетических и этических начал образуется категория возвышенного. Возвышенное не может быть выражено в конечных чувственных формах. Согласно идеям Гегеля возвышенное проявляется исключительно в символических формах искусства.

Если прекрасное связано с гармонией, то возвышенное проявляет дисгармонию. Речь идет о совершенной дисгармонии, проявляющей единство природного и социального начал в человеке. Когда человеческие желания и устремления соответствуют представлениям общества об идеальной деятельности отдельной личности на благо общества, и способны принести человеку удовлетворение от совершаемых им поступков, говорят о проявлении возвышенного.

Возвышенное тяготеет к духовному. Оно проявляет устремленность человеческой личности к самосовершенствованию и соответствию общественным идеалам. Как объективное проявление возвышенное характеризует объект эстетического восприятия с позиции его общественно-человеческой значимости.

Противоречивость возвышенного проявляется в том, что в нем "превалирует общее существенное над особенным явленческим" (Н.Крюковский).

Возвышенное в искусстве характеризуется особым содержанием, которое связано с глобальным и общезначимым значением (например, темы любви, добра, мира, красоты, которые в силу своей широты и многообразия просто не возможны для полного раскрытия в одной форме). Возвышенное-это всегда грандиозное, но не раскрывшееся до конца. Явно преобладающая по значимости и совершенству идея, т.е. содержание не может выразиться в существующей для нее форме до конца. Форма является ограничивающим повышенную и рвущуюся к бесконечности идею началом. Особая насыщенность содержания обусловлена чрезвычайным человеческим значением. В искусстве отражение возвышенного требует от художника особой интенсивности, яркости средств художественной выразительности.

Эстетическое переживание возвышенного вызывает восторг, восхищение, иногда даже страх или удивление. Но, как правило, всегда возвышенное обладает для человека притягивающим эффектом. Восприятие возвышенного позволяет субъекту эстетического отношения ощутить превосходство над собой воспринимаемого объекта.

Возвышенное может быть представлено как помпезное (прославляющее возвышенное), грозное (устрашающее возвышенное), экстравагантное (когда форма претендует на значимость содержания), романтическое (выделение переживаний личностного или более тонкого характера), элегическое (возвышенное с оттенком грусти и нежности) и т.д.

Низменное проявляет несовершенство, но в отличие от безобразного оно тяготеет к духовному уровню человека. Низменное проявляет качества человека с позиций его личности. Поступок человека может быть и безобразным и низменным, но в первом случае отсутствует сознательность установки к действию. Оно раскрывает слабость духовного начала в человеке и преобладание в нем чувственно-физического полюса. Поэтому низменное-это, прежде всего духовное несовершенство человека. Оно может вполне соседствовать с физической красотой человека, его реальным совершенством.

Низменное является одной из категорий, представляющих огромные возможности для критического раскрытия в искусстве. В низменном сражается плоть и дух, но плоть, физическое, телесное оказывается сильнее. Здесь же наблюдается противостояние индивидуально-личностного и общественного. Ведь часто низменное в отдельном человеке проявляется в случае противопоставленности его желаний общественному идеалу. Низменное способно разжигать в человеке сильную страсть, то, что в христианском мире получает название похоти.

Низменное имеет не только социальную основу проявления, но это еще эстетическое свойство грозных отрицательных сил, представляющих общечеловеческую опасность. Разновидностями низменного выступают демоническое (акцент на отсутствие божественности), пошлое (недостойное человеческих идеалов), вульгарное (пошлое с элементами скандального вызова обществу), прозаическое (принижена значимость духовного).

Трагическое - категория, характеризующая значительное разногласие между желаемым идеалом и реальными возможностями, в результате которого происходят мучительные страдания или смерть. Трагическое нацелено на вызов сострадания и участия. Данная категория характеризует разногласие между особо значимым содержанием и легковесной, поверхностной формой. Содержание здесь оказывается явно преобладающим над формой.

Разновидностями трагического могут быть понятия патетического (трагическое с проявлением чувственного в виде плача, крика и т.д.), драматическое (преобладание страданий над смертью), героическое (акцент на особой значимости поступка) и др.

Трагическое характеризует переход гибели человека в воскресение, его скорби в радость. Оно связано с присутствием оптимизма, неизбежности победы доброго и светлого начал. Аристотель считал, что в трагедии осуществляется катарсис-процесс перехода негатива для человека в позитив. Если человек боится смерти в реальности, то страх в данном случае-негативная реакция. Искусство трагедии раскрывает перед боящимся человеком возможность не только бесстрашно умереть, но и умереть, сознавая свою победу над смертью и переживая радость от нее. Ведь античная трагедия показывает человеку, что смерть ради других людей приносит возможность стать героем, а герой для греков-это тот, кто становится полубогом, получая бессмертие.

В философии проблема трагического тесно связана с нравственностью и смертью. Трагическое помогает человеку смирятся с небытием после жизни. Трагическая смерть человека отличается тем, что раскрывает в нем добрые и прекрасные с позиций нравственности начала. С другой стороны трагическая смерть возможна только тогда, когда в обществе существует понятие человека как самоценности. Если человек живет в обществе, то его интересы должны совпадать с интересами людей, окружающих этого человека. Только в таком случае погибающий герой находит продолжение жизни в обществе.

Существует культурная и историческая динамика понимания трагического. Буддистская традиция практически не имеет трагического в личностном понимании, так как буддизм рассматривает смерть как продолжение жизни в иной форме. Греческая (а, следовательно, и европейская традиция) рассматривает трагическое как героическое.

В средние века трагическое выступает как мученическое, так как в нем главным становится не акт смерти и ее мотив, а процесс предшествующий ей. Большое место в средневековом понимании трагического занимает момент сверхъестественного.

Возрождение рассматривает трагическое как столкновение человека с внешними для него обстоятельствами, названными роковыми. Трагедия - это итог проявления человеческой активности и проявления его воли.

В последующие эпохи трагическое характеризует разные проявления разлада человека и общества. Трагическое становится многообразным: тяжкие страдания и гибель человека; невосполнимость для человека и общества утраты отдельной личности; высшие проблемы бытия и смысл жизни; трагическая активность человека по отношению к противостоящим обстоятельствам; неразрешимые противоречия и т.д.

Комическое - категория, выражающая конфликт между реальностью и идеалом, сущим и должным. В комическом гибнет реальное: безобразное и ничтожное выражение форме явно преобладает над идеализированным содержанием. Идея оказывается слишком отдаленной от реальных возможностей довлеющей формы. Поэтому возникает оттенок иронии и сарказма. Комическое может иметь несколько разновидностей: юмор (когда порицание не вызывает обиды и злобной реакции), ирония (наполненная язвительностью и не содержащая доброжелательности), сатира (сознательная и открытая борьба со злом), сарказм (особое преувеличение злобного элемента) и гротеск (преувеличение насмешки).

Комическое имеет место тогда, когда гармоническая целостность прекрасного нарушается в сторону преобладания явленческого, индивидуального в объекте.

Комическое как категория связано оценкой ценности данного явления. Вторым определяющим моментом комического является смех. В нем происходит осмеяние того, что оценивается обществом как недостаток. Поэтому комическое интенсивнее проявляется в массовости (театр, кино, цирк). С другой стороны смех в комическом есть проявление демократии: это сила, враждебная всем формам насилия, самовластия и неравноправия. Перед смехом все равны-и король, и шут.

Актуальность особенно важна для комического, так как мишень смеха всегда конкретна. Оно раскрывает противоречие двух начал, связанных с положительным и отрицательным. Положительное в комическом оказывается привлекательным, которое на деле оказывается ложным. Например, человек хочет в данном видеть значительное или прекрасное, а на деле увидел пустое или безобразное. В таком случае можно говорить о том, что в комическом присутствует не только позитивное, но и негативное переживание для человека.

Комическое невозможно без чувства юмора. Это чувство связано с развитостью интеллекта и духовности в человеке. Только при этих условиях комическое связано с добром. В противном случае комизм может приобретать оттенок пошлости, цинизма, скепсиса и скабрезности. Мы говорим о юморе человека, который способен по доброму реагировать на комичное и об остроумии человека, который способен творить комичное.

Способность смеяться и шутить в истории чаще всего связывалось с особой разумностью человека. Только умный человек может смеяться по настоящему. В качестве примера можно привести одного из героев русских народных сказок Ивана-дурака. Именно дурак всегда в конце событий оказывается "на коне". В данном случае очевидно проявление "перевертывания" ситуации, столь характерное для комического.

Культурные формы проявления остроумия и насмешки очень разнообразны: французский каламбур, гротеск просветительства, благг 19 века и гегг ХХ века.

В целом комическое направлено на осуждение несовершенства и получение радости от осознания этого.

Тема . Эстетическое сознание и деятельность человека

Эстетическое сознание влияет на характер всех видов деятельности человека. Деятельность человека, во всем своем многообразии, в свою очередь развивает, усложняет эстетическое сознание человека.

Формы и виды деятельности человека разнообразны. Особое место среди видов деятельности человека принадлежит эстетической деятельности. Эстетическая деятельность-это деятельность духовного характера, которая осуществляется в душе человека и связана с осмыслением и преобразованием чувственного опыта человека. Это деятельность по осуществлению катарсиса-перехода чувственного в духовное. Эстетическая деятельность связана с активностью человека, поэтому она может направляться, управляться им самим.

Эстетическая деятельность своеобразна в силу того, что она сопровождает другие виды деятельности. Например, мы говорим о наличии эстетического проявления в художественной деятельности, религиозной деятельности, научной деятельности, познавательной деятельности, воспитательной деятельности, образовательной деятельности, бытовой деятельности и т.д.

Тема . Эстетическая культура

Эстетическая культура личности определяется тремя основными показателями: разнообразием эстетических переживаний, сформированностью и устойчивостью эстетического идеала и умением соотносить воспринимаемое с идеалом, т.е. наличием эстетического вкуса.

Эстетическая культура общества определяется наличием и спецификой эстетических идеалов общества, отраженных в мироощущении людей, многообразием культурно-художественных традиций и их воплощений в конкретных предметах или процессах, а также характером преобладающих критериев в оценке эстетических ценностей.

Общество способствует формированию эстетического идеала каждой личности через разные каналы, но наиболее действенным является художественное образование и семейное воспитание.

Личность взаимодействует с культурой общества через эстетическое воспитание и художественное творчество, когда личность выступает в качестве заказчика, а общество-выполняет это заказ.

Личность воздействует на культуру общества через собственную деятельность.

Когда мы говорим об уже сформировавшейся личности, то речь идет не столько о формировании эстетической культуры, сколько о ее динамике. Тогда возникает и становится преобладающим еще один канал - самовоспитание.

Устав от строгой силы законов и мрачной сосредоточенности мысли, мы ищем покоя и свежести жизни в художественных образах...

Г. Гегель

Прекрасное есть жизнь... Н.Г. Чернышевский

ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ

Эстетика и переводе с греческого языка обозначает чувственное, эмоциональное восприятие. Это наука о чувственном познании красоты в действительности, искусстве, природе, физическом и духовном состоянии человека. «В качестве обозначения определенной области знаний термин „эстетика" был введен в научный оборот немецким философом Александром Готлибом Баумгартеном (1714 -1762) в середине XVIII в., из чего, однако, не вытекает, будто эстетика как наука ведет от него свое начало. Ее история уходит в глубокую древность» .

Русский писатель-сентименталист Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) писал: «Эстетика есть паука вкуса. Она трактует о чувственном познании вообще. Баумгартен первый предложил ее как особливую, отдельную от других наук, которая, оставляя логике образование высших способностей души нашей, г.е. разума и рассудка, занимается исправлением чувств и всего чувственного, т.е. воображения с его действиями. Одним словом, эстетика учит наслаждаться изящным» .

В ходе изучения дисциплины «Основы эстетики» студенты должны приобщиться к подлинному искусству, не имеющему ни исторического времени, ни географического пространства; познакомиться с шедеврами мирового искусства и национальным опытом многих народов мира; научиться пользоваться эстетическими категориями при анализе художественных произведений; иметь представление о понятии эстетического вкуса, которое необходимо для умения противостоять «одноразовым духовным ценностям» общества массового потребления .

Древнегреческий философ Демокрит считал, что исходная форма познания - ощущения. Такое познание при помощи зрения, вкуса, обоняния, осязания он называл «темным». Когда человеку приходится познавать то, что недоступно зрению, слуху и г.д., ему на помощь приходит «истинный» род познания - мышление. Органы чувств связаны с воспринимаемыми вещами посредством «образов» («эйдесов»). Образы - формы вещей, они проникают в чувства. Человеческие чувства - это среда, в которой отражаются природные тела и явления: «Ощущения и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы». Демокрит говорил, что искусству человек научился у животных. Ткацкое искусство - подражание пауку, искусство пения - подражание певчим птицам. Научившись на опыте помогать друг другу, люди смогли произносить слова, «научились выражать речью знание всех вещей». Прекрасное в человеке - «гармоническая жизнь», равновесие физических и духовных сил, мера во всем. «Телесная красота человека есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ума», - писал Демокрит. Искусству, как и мудрости, нужно учиться.

Выстраивая свою эстетическую концепцию, Аристотель писал: «Цель добродетели - прекрасное... Непременное дело добродетели - ставить прекрасные цели» . «Вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное», - считал Аристотель. «Поэтика» Аристотеля - фундаментальный труд, посвященный проблемам эстетики - состояла из двух книг, до нас дошла лишь первая из них. Главные формы прекрасного: порядок в пространстве, соразмерность и определенность; красота заключается в величине и порядке. Искусство «подражает» реальной жизни, благодаря чему изображения, которые дает искусство, помогают людям «учиться и рассуждать». Возникающее из созерцания произведений искусства «удовольствие» имеет двусторонний характер. Во-иервых, оно возникает вместе с получаемым от искусства познанием жизни. Во-вторых, изображенное художником является продуктом запечатленных человеческих способностей. Этот «продукт подражания» ценен уже тем, что он искусно отделан, играет красками или производит впечатление «какой-нибудь другой причиной того же рода». Пример: отвратительное животное, изображенное художником, мы рассматриваем с удовольствием.

Искусство истолковывает события, действия, характеристики. Художник должен создавать свой идеал, отбирая у различных людей прекрасные черты. Живопись дает представление об этических свойствах человека, отраженных в его внешнем облике. Музыка выражает само чувство, внутреннее состояние личности: «Что касается мелодий, то уже в них самих содержится воспроизведение характеров». Самое глубокое проникновение во внутренний мир находим в художественной литературе (поэзии). Художник не копирует события, а является их творцом. Поэт ищет закономерности, объективные причины тех или иных поступков героев. Трагедия, вызывая путем живого, напряженного, драматического действия страх, гнев, сострадание, заставляет зрителя переживать душевное волнение, тем самым совершает «очищение» (катарсис) его души, возвышая и воспитывая его.

В истории человечества взгляды на эстетику неоднократно менялись. Как мы видим, античные философы Демокрит и Аристотель использовали ее для формирования целостной картины мира. В период Средневековья эстетика тесно переплеталась с богословием. Истинная мудрость и красота есть Бог, - утверждали такие христианские мыслители, как Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин. В эпоху Ренессанса эстетика являлась инструментом понимания красоты как в природе, так и в искусстве, показывая титанизм человека (Альберти, Леонардо да Винчи). Деятели Просвещения рассматривали эстетику как одно из направлений разума, ключ к совершенству (Дени Дидро, А.Н. Радищев). Начиная с XIX в., эстетика формирует законы творчества, одинаково уделяя внимание как субъективной, так и объективной его сторонам. В настоящее время эстетика активно исследует процессы художественного творчества, язык и стиль мастеров литературного слова. Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944), французский философ, писатель, считал, что «вернуть людям их духовный облик, их духовные тревоги» - задачи подлинного искусства. Автор «Маленького принца» обращался к своим читателям, людям XX в.: «Я хочу, чтобы они любили родниковую воду. И ровный ковер зеленого ячменя под потрескавшимся покрывалом лета. Я хочу, чтобы они славили перемены времен года. Я хочу, чтобы они сочились, как созревающие плоды, молчанием и медлительностью. Я хочу, чтобы они оплакивали свои утраты и долго чтили умерших, ибо наследство неспешно переходит от поколения к поколению» . Сент-Экзюпери, видевший воочию ужасы фашизма и отдавший свою жизнь в борьбе с ним, писал: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы - команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга».

Эстетика включает в себя сферу искусства, гармонию человека с природой, совершенное и безобразное в труде и бытовой жизни. Эстетика формирует представления о вечности произведений искусства и дает возможность пробуждать и развивать потребность к творчеству. Постоянно обогащаясь, предмет эстетики является открытым и динамичпым, ибо во всех делах человеческих присутствует доля эстегиче- ской значимости. Поэтому нецелесообразно отождествлять эстетику только лишь с теорией и практикой искусства. Анализом красоты художественных произведений занимается специальная наука - искусствознание. В него входят разделы, рассматривающие отдельные виды искусства: литературоведение, киноведение, музыкознание, искусствоведение (речь идет об изобразительном искусстве) и г.д. Понятно, что область искусствознания уступает эстетике но широте охвата чувственной проблематики.

Предмет эстетики подчеркивает ее междисциплинарность. Например, интерпретируя тот или иной художественный образ, никак не обойтись без данных психологии. Характеристика чувств и эмоций литературных героев соединяется с нравственными оценками их действий (связь с моралью). Особое место занимает эстетическое воспитание - привитие ребенку принципов красоты, способности к переживаниям, развитие ассоциативного и метафорического ряда (связь с педагогикой). Связь эстетики и истории неоспорима. Вспоминая ту или иную страницу жизни человечества, мы обращаем внимание на отношение людей к красоте, моду, вкусы, предпочтения в сфере искусства. Например, для советского времени господствующим в искусстве являлся метод реализма.

Эстетическая окрашенность присутствует в производственной, технической сфере. Для этого использовался сначала термин «техническая эстетика», который впоследствии был заменен термином «дизайн» (от англ. - «проект», «чертеж», «конструирование»). Сегодня дизайн - одно из наиболее перспективных направлений, сочетающее в себе художественный замысел и техническое воплощение утилитарной (полезной) и приятной на вид вещи. Пользуясь эстетически оформленными вещами, человек получает удовольствие. Приятно взять в руки шоколадную конфету в красивой обертке. У гиетающе действует на сознание типовая планировка квартир, грязные вагоны, навязчивая реклама, грубые формы скамеек в парке и т.д. Удовлетворяя постоянно растущие запросы потребителя, дизайнеры изменяют внешние черты предметов, пытаются достигнуть синтеза комфорта и красоты. Если говорить о нашей повседневной жизни, то эстетические оценки и представления играют немаловажную роль в карьере, личной жизни: мы обращаем внимание на то, как человек одет, как у него завязан галстук, красиво или нет он пользуется столовыми приборами и даже на то, как он сидит в кресле.

Таким образом, предмет эстетики включает в себя сферу искусства, аспекты гуманитарного и технического знания, является составной частью мировоззрения человека.

Задачи эстетики как науки заключаются и следующем:

  • 1) создание философско-мировоззренческих основ эстетического анализа искусства, природы, человека;
  • 2) приобщение к художественным сокровищам, накопленным человечеством за многие тысячелетия;
  • 3) разработка теории и практики эстетического воспитания личности;
  • 4) формирование эстетической концепции но улучшению внешнего вида товаров массового спроса, развитие сферы дизайна;
  • 5) привитие уважительного и бережного отношения к феноменам российской и мировой духовной культуры.

Преподавание учебного курса эстетики решает следующие задачи: сформировать у студентов представления о закономерностях развития искусства как творческой деятельности людей, о роли искусства в различных областях жизни государств; дать студентам представление о важности искусства в формировании нравственных норм человека.

  • Эстетика: словарь / под общ. ред. А.А. Беляева. М., 1989. С. 416.
  • Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. Т. 2. М„ 1956. С. 794.
  • См. более подробно: Шубина НА. Основы эстетики: примерная программадисциплины. М.: ИТиГ, 1999.
  • Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М., 1984. С. 316,317.
  • Цнт. по: Буковская А. Сент-Экзюпери, или Парадоксы гуманизма / пер. с польск. М„ 1983. С. 10.

Термин «эстетика» (греч. Aisthetikos «чувствующий, воспринимаемый чувствами») был введен в науку немецким философом А.Баумгартеном в середине XVIII в.

Согласно определению Ю.Борева , эстетика – это «философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства». Предметом эстетики автор называет «весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетические ценности) его явлений»

Наиболее простое и правильное определение дает В.А.Николаев: «В наше время эстетика определяется как наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты» . С этой позиции, первичным в формировании эстетического восприятия человека следует признать природную среду, после нее – искусство, т.к. искусство - вторичное явление, лишь отражающее действительность.

Таким образом, в общем случае эстетика рассматривает два взаимосвязанных круга явлений :

Эстетически-ценностное отношение человека к действительности,

И художественную практику людей (обобщая мировой художественный опыт).

Выделяют шесть проблемных полей эстетики:

1. Эстетика действительности. Природа и сущность эстетического, историческая обусловленность и изменчивость его форм и их значимости в художественной и эстетической жизни общества, универсальное значение категории прекрасного…

2. Эстетика искусства. Художественное творчество в его эстетическом отношении к действительности и в его значении для человечества.

3. Теоретико-информационная эстетика (в т.ч. социокоммуникативная эстетика).

4. Рецептивная эстетика.

5. Техническая (индустриальная) эстетика

теория дизайна, теория освоения мира по законам красоты промышленными средствами.

6. Практическая эстетика – все, что не создано в форме искусства.

Основа эстетики заключается в метакатегории «эстетическое». По определению Ю.Борева, «эстетическое – многообразная действительность, взятая в ее значении для человечества как рода и с учетом степени ее освоенности обществом, в свете высших для данного этапа исторического развития возможностей личности и общества» . « Это придает эстетике мировоззренческий характер и делает ее философской дисциплиной. В отличие от философии, сосредотачивающейся на проблеме человеческого смысла бытия и на постижении сущности природы, общества и мышления, эстетика сосредотачивается на проблеме человеческого значения бытия и его многообразных проявлений (постижения их ценности)» .

Известно пять моделей эстетического:

1. Объективно-духовная, объективно-идеалистическая: эстетическое – результат одухотворения мира Богом или абсолютной идеей.

2. Субъективно-духовная, персоналистская, субъективно-идеалистическая: эстетическое – проекция духовного богатства личности на эстетически нейтральную действительность.

3. Субъективно-объективная, дуалистическая: эстетическое возникает благодаря единению свойств действительности и человеческого духа. Т.е. прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты, или с его практическими потребностями, или с нашими представлениями о прекрасной жизни.

4. Материалистическая, «природническая»: эстетическое – естественное свойство предметов, такое же, как вес, цвет, симметрия, форма.

5. «Общественная» концепция: эстетическое – объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества (общечеловечески значимое в явлениях) .

В соответствии с вышеизложенным аналогично понимается и другая важнейшая категория эстетики – прекрасное. О прекрасном существует несколько десятков различных пониманий. В нашем исследовании поддерживается мнение западноевропейской эстетики конца XIX-XX вв., которая «отдала предпочтения воззрениям, согласно которым человек в процессе восприятия одухотворяет эстетически нейтральный мир и заставляет его излучать красоту. Природа лежит «по ту сторону прекрасного и безобразного», она «внеэстетична», как и «внеморальна» и «внелогична». Красоту в природу вносит человек» .

Публикации по географии >>>

Глобальные проблемы здоровья человечества
Глобальными проблемами называют проблемы, которые охватывают весь мир, всё человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединённых усилий, совместных действий всех г...

Роль транспорта в организации экономического пространства России
Россия - это, прежде всего, огромное пространство, требующее наличия достаточного количества транспортных коммуникаций, чтобы связывать это пространство, не давать ему превращаться в некую аморфную массу, лишенн...

Эстетика средневековья

В период господства религиозного мировоззрения эстетические взгляды строились на отрицании языческих, т.е. античных представлений. Отрицалась не только плотская, телесная красота, но и вообще красота природного мира. И в то же самое время религиозная философская эстетика пользовалась тем философским языком и теми понятиями, которые были выработаны в эпоху античности. Поздняя античность также уходила от материалистических представлений древних греков.

Неоплатонизм уже сочетал в себе элементы мистики и идеи сверхчувственного. От этого был один шаг к идее мира как воплощения божественного замысла, к сверхчувственной красоте Бога. Согласно воззрениям религиозных философов, вечная, сверхчувственная, абсолютная красота есть Бог. Мысли Платона о сверхчувственном мире идей были здесь доведены до предела. Но Платон через эту мистификацию делал шаг к постижению природы человека.

К постижению того, что человек живет в мире идей, его деятельность основана на идеях, на претворении в жизнь идей. А потому и взаимодействие человека с предметным миром основано на восприятии соотношения идеи и чувственного единичного предмета. Религиозная эстетика абсолютизирует еще сильнее идеальный мир человека, превращая его в трансцендентный мир Бога. И полностью противопоставляет идеальное и материальное. И в познании, и в творчестве человек имеет противоположность идеи и вещи, но только во взаимосвязи. Религия, абсолютизируя духовное начало, возможно, и выявляет его действительное значение в жизни человечества, но вместе с тем искажает реальное взаимодействие духовного и материального в природе человека.

Фома Аквинский (1225-1274) фактически подвел итог западной средневековой эстетике. Он перенес акцент красоты на чувственно воспринимаемую, природную красоту, оценив ее саму по себе. У него вещь является прекрасной лишь тогда, когда в ее внешнем виде предельно выражается ее природа, сущность. Красоту Фома определяет как совокупность ее объективных и субъективных характеристик. Объективные характеристики: «должная пропорция или созвучие, ясность и совершенство». Субъективные аспекты он усматривал в соотношении прекрасного с познавательной способностью, которая реализуется в акте созерцания, сопровождающемся духовным наслаждением. Под искусством Фома понимал всякую искусную деятельность и ее результат.

Эстетика эпохи возрождения

Мировоззрение Возрождения можно представить себе из приводимого ниже отрывка из знаменитой «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико деллаМирандолы. Мирандола(1463- 1494) пишет, что Бог, сотворив человека и поставив его в центр мира, обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю». Возрождение принято считать возвратом к античности. Но оно отличается от античности радикально пониманием человека, идеалом человека. Античность формирует представление о человеке, границы которого ограничены и определены его природой. Мировоззрение же Возрождения впервые осознает, что никаких пределов развитию человека этот мир не поставил. Начинает ощущать безграничность творческих сил человека. Возрождение - эпоха раннего капитализма. Средние века подготовили развитие производительных сил, выросло население, усовершенствовались ремесла, человек стал постигать законы природы. И он сам стал изменяться. Получало развитие его мышление, воля, интерес, потребности. Стало необходимостью его собственное развитие.

Ранний капитализм принес необходимость личной активности, предприимчивости. И человек пересматривает отношение к самому себе, понимание самого себя. Мыслители Возрождения считают, что человек по природе добр, не склонен ко злу, благороден, а самое главное, что человек своими делами делает себя великим. Эпоха Возрождения богата титанами духа. Идеал эпохи - мастер. И титаны Возрождения знают несколько языков. Владеют несколькими видами искусств. Леонардо да Винчи и скульптор, и инженер, и поэт, и зодчий, и живописец, и философ, теоретик искусства. В центре искусства Возрождения природный, чувственный человек, который живет земными радостями. Но в то же время Возрождение создает идеал человека чести, достоинства, высокой духовности и нравственности. Данте в «Божественной комедии» проходит по векам, прожитым человечеством, и обозревает нравственное состояние этих эпох на примере судьбы исторических личностей, попавших в ад. Боккаччо в «Декамероне» полон иронии по отношению к показному благочестию служителей церкви. Фактически он выступает против вселенского ханжества, которое характерно для верующего человечества. И ищет подлинную чистоту человеческого духа.

Философия этой эпохи больше занята проблемами искусства. Искусство в эту эпоху несет основную мировоззренческую функцию. Оно создает чувственный идеал эпохи и в то же время оно есть творение человеком своей чувственности. Своей человеческой чувственности. Теоретики эпохи считают искусство формой познания природы. И это верно, ибо природа человека как чувственно воспринимаемая природа не дается человеку наследственно. Он создает эту природу и присваивает ее. Создает силой воображения.

Эстетика эпохи классицизма

Эпоха становления единого экономического рынка на больших территориях. Возникают сильные централизованные государства. В силу этого возникают нации с единым языком, единым психологическим складом. Происходит развитие наук, научного склада мышления. Общее требование эпохи - подчинение индивида гражданскому долгу. И в то же самое время возникает необходимость усиления роли государства во взаимоотношении индивидов, так как усиление буржуазных отношений чревато войной всех против всех. Эстетические взгляды эпохи

испытывают воздействие своего времени. Рационалистическое мировоззрение рождает эстетику НиколоБуало (1636-1711). В своем произведении «Поэтическое искусство», написанном в стихотворной форме, Буало проводит идею регламентации жанров и видов искусства. Согласно его взглядам, духовное начало делает внешнее, материальное прекрасным. Но для него духовное начало - рацио, разум. Красоты вне истины нет. Строгая определенность жанров искусства, скажем, в драме принцип единства времени, места и действия, исходит из понимания того, что разумность - прежде всего организованность, согласно логике разума, четких логических форм. Ярким примером такого понимания искусства служит сад Версаля, где исповедуется принцип привнесения красоты в природу. Не дикая природа красива, а только облагороженная разумом человека.

Эстетика эпохи просвещения

Следующий этап развития капиталистического общества характерен горячей враждой к крепостному праву. Идея приобщения к Богу, возвышения до божественного сменяется идеей просвещения, образования народа. Вожди просвещения отстаивают интересы народных масс, крестьян. Они верят в то, что ликвидация крепостничества принесет с собой общее благосостояние. В эту эпоху происходят ранние буржуазные революции. Буржуазия выступает как прогрессивный класс, который несет освобождение народу. Идеи буржуазии в эту эпоху прогрессивны. Ее духовные вожди борются с невежеством, обскурантизмом, религиозным дурманом, средневековой псевдонаукой, антигуманной феодальной моралью, с религиозным искусством и эстетикой.

Эстетика этой эпохи составная часть идеологии третьего сословия перед Великой Французской революцией. Эта эстетика развивает представление об искусстве, которое доступно всем, которое демократично, исповедует принцип воспроизведения жизни и совершения суда над ним, правдиво и идейно. Дени Дидро приходит к мысли, что искусство воспроизводит типические характеры, что каждое сословие имеет свои характерные черты, свои человеческие типы. Практически все деятели этой эпохи пишут и спорят о воспитательной роли искусства. А французский философ Э. Кодильяк (1714-1780) усматривал главную причину возникновения искусства в потребности общения людей.

Современная среднеевропейская эстетика

К началу XX века, под воздействием естественных наук, а также частично в результате психологических исследований и разрабатываемой классификации психических элементов, формировалась идеалистическая методология феноменологии. Рассматривая внеопытные структуры сознания, освобожденные от натуралистических установок, она снимает расчлененность на субъект и объект, сводит деятельность рефлексии сознания исключительно как подчиненную самопознанию. Одним из основоположников феноменологии выступает Ф. Брентано. Э. Гуссерль же был учеником Ф. Брентано и начал свою философскую карьеру, когда наиболее влиятельными направлениями в западной философии были позитивизм, неокантианство, а в целом «господствовали» эмпиризм, индивидуализм, сциентизм, конвенционализм. Скептицизм и релятивизм, по мнению Э. Гуссерля, разрушающие человеческое знание, вызывали в его душе резкий протест и он находит новую, логически достоверную базу в виде феноменологической редукции. «Своему открытию мира объектов, обладающих абсолютным бытием, Гуссерль придавал очень большое значение. Тут-то и обнаружилась, по его мнению, подлинная обширная аподиктическая основа, на которой можно построить человеческое знание. Феноменологическая редукция приводит к изменению точки зрения, установки, человека: осуществив редукцию, он переходит от естественной установки сознания к феноменологической.

При естественной, природной, установке сознания существование объектов изучения относительно и подвержено сомнению; при феноменологической установке оно абсолютно и несомненно»4. Новая позиция Э.Гуссерля привлекла к себе много молодых философов, таких как М.Шелер, Н.Гар-тман, А.Пфендер, М.Гайгер, А.Рейнах, О.Беккер, в их числе был и М.Хайдеггер, которые образовали феноменологическое движение. Эстетическая теория XX-го века получает в феноменологии все необходимые средства для своего развертывания и существования в контексте довольно сложной духовной картины Западной Европы. Метод редукции дает возможность исследовать понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального, что для эстетики принципиально важно. Человек выступил как (своего рода целый) мир обозначаемых истин, находящихся над эмпирико-психологическим сознанием и придающим ему смысл.

Гуссерлевский метод выявления априорных структур человеческого существования активно применяли в эстетике такие ученые феноменологического направления как М. Мерло-Понти, М.Дюфрен, Р.Ингарден и др. В своей философской концепции Морис Мерло-Понти истолковывает человеческое отношение к миру через такую характеристику сознания как интенциональность. Возводя категорию восприятия к «верховной и центральной», философ находит то «нейтральное поле», где человеческие намерения (интенции) осуществляют связь с миром. Занимаясь проблемами лингвистического характера, М.Мерло-Понти создает ряд предпосылок для анализа художественно-эстетических явлений и их экзистенциальной трактовки. Феноменологическую связь с эстетикой, искусством и литературной критикой проявил ученый более позднего поколения Микель Дюфрен.

В своих взглядах на содержание, состояние и перспективы развития искусства он высказал ряд принципиальных дополнений к новоевропейской эстетической мысли в таких трудах как «Феноменология эстетического опыта», «Поэтическое» и др., а также в статьях «Эстетика и философия» /I967/, «Философия на Западе» /I973/. Ученый предлагает учитывать по отношению к современному искусству такие показатели как интернационализация, распространенность искусства в репродукциях, причины агрессивности антиискусства, соотношение «новых средств» художественного производства», стандартизация промышленности и творческая свобода художника. Философско-антропологическая традиция в виде классического психоанализа привлекала широчайший интерес деятелей искусства не только в Европе, ведь психоаналитический подход сильно способствовал избежать не столько художественных коллизий, сколько психологической замкнутости на самих себя. Полная эмоциональная открытость произошла не сразу и воплощение идей З.Фрейда в художественные произведения вели к десоциологизации искусства, снижению его общезначимости.

Впрочем, сам З.Фрейд скорее всего отдавал себе отчет в том, на какой стадии духовной зрелости находится человечество, во всяком случае каковы причины его беспокойства, несчастья и тревожных настроений. «Мне кажется, пишет Фрейд,-- что вопрос о судьбе рода человеческого зависит от того, удастся ли развитию культуры, и в какой мере, обуздать человеческий позыв агрессии и самоуничтожения, нарушающий сосуществование людей. В этом отношении, быть может, как раз современная эпоха заслуживает особого интереса». Человеческая личность во всей полноте ее сущностных особенностей находится в центре учения персонализма, которое также исходит из соотнесения человеческой воли с богом как высшим началом. Деятельности человека персоналисты придают не столько рационалистический, сколько эстетически-поэтический характер. Так, Эммануель Мунье через поэтические образы делал осязаемыми понятия и размышления о духе и теле, о биологическом, физическом и существующем во времени. «Магический язык» преобразования мира персоналисты заключали в поэзию и искусство, протестуя против некоторых направлений модернизма и контркультуры. В романтической манере и с глубокой грустью высказывается Э. Мунье в своих наблюдениях над средствами искусства и вообще судьбой персоналистской эстетики: «Являясь бестелесной, поэзия также не сводится ни к чистому созерцанию идеи, ни к творческой мощи духа. На всем протяжении человеческой истории она выступает чувственным выражением внутренней безосновности существования; ей свойственно развенчивать привычные точки зрения, направлять божественный свет на обыденные предметы и привносить в возвышенные сферы волнующее присутствие обычного.

Верно и то, что многие играми в абстракции прикрывают свою неспособность постичь пределы человеческого, в то время как другие, разочаровавшись во всякого рода, хитросплетениях, утешаются внешней красивостью или тем, что сегодня в моде. Верно также и то, что всевозможные деформации в искусстве, являются признаком глубокого нигилизма эпохи».8 Приводимое замечание мыслителя ценно еще и тем, что в нем как бы спрогнозирована современная ситуация, когда эстетическое в структуре человеческого бытия не находит концептуального аналога в теории, как это отражено (пусть иерархически) в классической гносеологии. Философское осмысление искусства в его отношении к сознанию приобретает космическую размерность, которую пытаются встраивать в миры исторических реалий и социальных форм человеческой жизни. Действительно, онтология искусства требует социокультурного измерения, но значит ли это, что нужно полностью отказаться от классических основ методологии, позволит ли это выйти на новый уровень постижения природы искусства, как уникального феномена человеческого бытия? До тех пор пока вопрос остается открытым, всегда есть надежда на некий «прорыв», который завладел бы вниманием социальной антропологии в направлении «эстетической экспертизы» на человеческое и человечность. Ведь в традиции философской антропологии такой опыт имеется.

Накануне ХХІ-го века «обращенность на себя» эстетической теории становится все более значимой, различные аспекты становления и существования этой науки все таки постоянно интересуют ученых. Тем более, что объективная, эссенциалистская (сущностная) теория искусства нужна и возможна. Другое дело, что на этапе постмодернизма, где все оказывается в прошлом и это нормальная ситуация в которой находится не только мировая культура, но в известной мере и наша тоже: «...Возникает новая ситуация, при которой культурология как метанаука становится единственным способом адекватного описания и анализа этого типа отношений, в то время как традиционная эстетика в силу ее иерархичности бессильна понять, что же происходит»9. Растерянность и предполагаемый кризис эстетической науки мог бы перейти в конструктивный процесс через обращение к коренным основаниям самой эстетики, ее эмпирическому и теоретическому уровню, исходя из той же философско-антропологической традиции.

Не утратили свою актуальность исследования эстетического знания как теоретической системы, анализ функциональных ориентаций эстетики. В связи с тем, что эстетика является областью методологической рефлексии, обращенной к гуманитарному знанию, а следовательно к науке апелирующей к человеку, в поле зрения эстетических завоеваний попадают интерпретационно-феноменологическое и деятельностно-конструктивное, философско-эстетическое и научно-эстетическое начала. Усилиями многовекового культурного творчества в совокупности с индивидуальными теоретическими построениями отдельных ученых-эстетиков, образовались три типа эстетической теории в зависимости от преобладающего системообразующего начала: философско-эстетическая теоретичность, общеэсте-тическая теоритичность и частнонаучные эстетико-теоретические конструкты.

Ныне устанавливается новый стиль методологического размышления, формирующий определенный тип методологического отношения к познанию и философско-эстетическому преобразованию. По своему содержанию этот путь интегрирует предметное эстетическое и философское знание. Однако наибольшая сложность возникает при интерпретации понятия «картина мира» в качестве предметных границ и полноты объема что касается строгой научности категорий, принципов, законов современной эстетической теории. Наряду с биологической, физической, философской, можно выделить чувственно-пространственную, духовно-культурную, метафизическую картины мира. Дискутируя этот вопрос «...мы делаем предметом специального изучения амбивалентность человеческого мироотношения, его противоречивость, которая в граничных проявлениях, выступает как антиномичность.

Человеческая экзистенция содержит в себе фундаментальную напряженность, проявления которой - от «всеязыковой» семантичной диалогичности до напряженной человеческой между конечностью и бесконечностью, смыслом и бессмыслицей, жизнью и смертью, и т. п.». Таким образом, философская антропология интегральную сущность которой составляют феноменология, экзистенциализм, психоанализ, неотомизм, персонализм и их всевозможные модификации, выступает контекстом для новой фундаментальной онтологии эстетического.