Игры и упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста. Упражнения для развития внимания у детей

РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

Корректурные задания

Выполнение корректурных заданий помогает раз­витию концентрации внимания и самоконтроля при вы­полнении письменных работ. Ребенку предлагают находить и вычеркивать опреде­ленные буквы в печатном тексте.

Потребуются любые печатные тек­сты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тек­сты с крупным шрифтом.

Корректурные упражнения должны проводиться ежед­невно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или груп­повым.

Инструкция: В течение 5 минут найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и малень­кие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

По мере овладения игрой правила усложняются: меня­ются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачер­кивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все изменения в правилах оговариваются в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков – слабая концентрация.

Задание лучше проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно рав­няться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.

2. Время проведения занятия ни в коем случае не дол­жно превышать 5 минут.

3. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

Чаще всего после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокраще­ние ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для зак­репления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев заня­тий улучшений не наступает, их нужно прекратить и об­ратиться за помощью к логопеду.

При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем, чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозмож­ности достичь нужного результата.

При проверке договоритесь, что ребёнку нужно воспринимать задание так, как будто оно выпол­нялось кем-то другим –, так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла (а он уже известен), и призывы читать внимательно дела не улучшают: дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому, отчужда­ет собственную работу и позволяет критически отнестись к ней.

«Найди слова»

Вариант 1: В каждом из написанных слов нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.

Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Вариант 2: В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прила­гательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв нужно отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение задания отводится 5 мин. Пока­зателем успешности может служить число правильно най­денных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Вариант 3: В таблицу вписаны слова, а свободные клетки заполняются любыми буквами. Нужно найти слова как можно скорее (слова могут быть написаны как по горизонтали, так и по вертикали или "змейкой").

Пример: В этой таблице спрятаны 10 названий животных.

ТРЕНИРОВКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных за­даний. По окончании упражнения оп­ределяется эффективность выполнения каждого задания.

Каждой руке - своё дело

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать не­сложные примеры.

Счет с помехой

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно за­писывая их в обратном поряд­ке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

Чтение с помехой

1) Ребёнок читает текст, одновременно выстукивая каран­дашом какой-либо ритм.

2) При чтении ребёнок ищет ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания

Ребенку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят аудиозапись с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколь­ко букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного за­дания могут вызвать у ребенка отказ, но в то же время первые успехи окрыляют.
Достоинством подобно­го задания является возможность его игрового и сорев­новательного оформления.

Развивающие игры и упражнения на внимание для детей

1. Упражнение "Следи за своей речью"

В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: "Барыня купила гардероб. В нем 100 рублей, что хотите, то купите, ""да"" и ""нет"" не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова.

Вы хотите купить черное платье?

Я хочу купить зеленое платье.

А разве зеленое вам к лицу?

Мне просто нравится зеленый бархат.

Это будет бальное платье?

Бальное.

Ваше зеленое платье должно быть длинным?

Проигрыш . Надо было, например, сказать "Разумеется".

Это игра, с одной стороны, на выработку умения задавать психологически сложные, "градом сыплющиеся" вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание сложного ответа от не использования запрещенных слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы.

Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка внимания.

Например, такие:

Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится?

Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите?

Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?

2. Упражнение "Запрещенная буква"

В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться.

А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся.

Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А".

Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" А спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" - ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры.

Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.

Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую.

3. Упражнение "Скрытая подсказка"

В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом.

Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например "стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется.

Задача водящего - отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание.

Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно.

Прошу подсказать первую букву, - обращается он к играющим.

Это его право - требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему.

Первая буква загаданного слова "К".

Как же подсказать ее, прямо не называя?

Делается это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово "компас", другой - "сурок", третий - "капля".

Во всех трех словах повторяется буква "К".

Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее.

Давайте вторую букву! - требует он.

Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: "урок", "слон", "крот". Выделив трижды повторяемую в них букву "О", отгадчик постарается ее также запомнить.

Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание.

4. Упражнение "Спрятанное слово"

В играх часто ищут спрятанный предмет.

Но прятать и отыскивать можно не только предметы. В игре, с которой мы сейчас познакомимся, искать придется спрятанные слова. А прятать их мы будем среди других слов.

В такой игре зоркость глаза и наблюдательность уже не помогут, понадобятся другие качества: сосредоточенность, внимание и находчивость. Начинается игра, как обычно, с выбора водящего. Мы будем "прятать" слова, он будет их "отыскивать".

Попросим водящего на некоторое время уйти из комнаты и загадаем какую-нибудь известную пословицу или строчку из всем знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу "Язык до Киева доведет". Разобьем этот текст на части: "язык", "до Киева", "доведет". Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры.

Возвращается водящий. Ему докладывают, что "спрятана" пословица и что он, приступая к ее поискам, может задать три любых вопроса трем любым участникам игры. Водящий поймет, что текст загаданной пословицы разделен на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть загаданного текста, второй - вторую часть текста и третий - последнюю часть текста.

Посмотрим, как это получится.

"Что ты видел сегодня во сне?" - предположим, спросит водящий одного из участников игры. Тому нужно ввести в свои ответ первую часть загаданного текста - слово "язык", но так, чтобы получше спрятать его среди других слов. Он может сказать: "Видел во сне, что я приехал в чужой город, зашел в столовую, и там мне подали такое блюдо, что и название его невозможно выговорить: язык сломаешь". "Где растут лимоны?" - допустим, спросит водящий другого. Тот может отделаться шуткой: "В теплых странах и в саду у моего дедушки: он живет в колхозе, двадцать километров не доезжая до Киева".

Фраза как будто и гладкая, но слова "до Киева", быть может, заставят водящего насторожиться и взять их на заметку. На последний вопрос, каким бы он ни был, можно дать уклончивый ответ: "Не будь таким любопытным, это до добра не доведет". ДогадаЙся, какая пословица нами загадана.

Упражнение на усиление концентрации слухового внимания

Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.

Например, учитель сообщает:

Приведем некоторые из них:

1 класс - "Даны два числа: 6 и 3... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите
2... Затем отнимите еще 4... Пишите!.." (ответ: 3)
"Даны два числа: 15 и 23... Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7... Пишите!.." (ответ: 8)
2 класс - "Даны два числа: 27 и 32... Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого
числа... и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 4)
"Даны два числа: 82... и 68... К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа... и полученную сумму разделите на 4... Пишите!.." (ответ: 2)
3 класс - "Даны два числа: 54 и 26... Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго
числа... и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 5)
"Даны два числа: 56 и 92... Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 27)

Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
КЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА

г) ГРУММОПД

д) ВАТЕРПРООФЕТТА
СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ
ЕММАСЕДАТОНОВ

е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА
ХЛОРОФОНИМАТА
ДАРРИСВАТЕНОРРА

з) ЛАЙОНОСАНДЕРА

и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ

м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН

н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ
МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН

о) ОСТИМАРЕ

Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания.

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru .

Основная деятельность детей младшего школьного возраста - обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе - результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание - понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, ) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание - это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания - недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность - результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или , дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений - научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность - неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети - собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти - залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков - запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», - говорит первый игрок. «Морковь, редис», - произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель - игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

1 РНАКОТ НВПРАКОРОВА ЕВРАСОБАКИ ЦРВМ

Правильный ответ: собаки - лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТО ЫЕАРБРА ЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь - лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания - безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка - найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания - способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.


Мозг человека устроен так, что если бы у нас не было своеобразного фильтра в виде внимания, то количество информации из внешнего мира перегрузило бы его. Для нормальной и комфортной жизни внимание каждого человека должно иметь объем, устойчивость, концентрацию, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Если в любой из этих частей при развитии замечены отклонения, то у ребенка будет отставание в развитии.

Чтобы этого не произошло, для младших школьников разработаны специальные упражнения для развития и концентрации внимания.

Существует огромное количество игр для младших школьников, которые используются для развития произвольного внимания. Мы расскажем вам о самых интересных и лучших из них.

Первая игра состоит в том, чтобы дети попытались передать смысл стихотворения. Всех играющих нужно разделить на три команды. Ведущих в игре трое и каждый их них читает по четверостишию. Но не по порядку, а наоборот, сначала каждый читает первую строку своего четверостишия, потом вторую и так далее.

Развитие памяти и внимания. 5 игр с детьми на внимание и память

Детям может быть трудно сразу уловить смысл стиха, поэтому чтение можно повторить дважды. Каждая из команд должна понять и передать смысл своего стихотворения. Для этого задания лучше использовать сложные стихи, так тренировка произвольного внимания и особенности памяти будет происходить намного лучше.

Вторая игра называется «Запутанная перекличка» и ведущий будет один. Во время игры ведущий должен называть имена и фамилии играющих младших школьников. Но это упражнение на то и называется запутанным, что ведущий то имя называет правильно, но ошибается в фамилии, то фамилию путает, а имя говорит правильно. Все детки должны быть предельно внимательны, чтобы откликнуться на свое имя и фамилию. Эта игра будет очень живой и полезной для развития произвольного внимания.

Еще одна прекрасная игра называется «Собери из букв слово». Учитель должен предложить деткам определенный набор гласных и согласных букв. За пять минут каждый должен из этого набора букв собрать как можно больше слов.

Последняя выбранная игра для развития произвольного внимания – это «печатная машинка». Для задания нужно специально подготовить карточки с буквами, которые можно закрепить на одежде ребенка, чтобы всем было видно. Играть должен целый класс, чтобы все буквы от А до Я были разобраны. Ведущий должен произнести слово, а детки, как на пишущей машинке, должны хлопать, когда в слове появляется их буква, по принципу пишущей машинки.

Собери из разных букв

Развитие концентрации внимания

Концентрация и ее развитие крайне важно для любого ребенка. Для детей младшего школьного возраста быстрое получение навыков концентрации возможно при игре.

Развиваем память и внимание. Практические занятия с психологом

Первая игра довольно проста, но она позволяет легко способствовать концентрации внимания у младшего школьника. Всех детей нужно посадить в круг и каждых из них должен назвать свое имя и любимый фрукт. Но вот только если первый игрок назовет только свое имя и фрукт, то второй должен повторить слова первого и назвать свои. Последний играющий должен будет назвать имена и фрукты всех играющих. Такие игры прекрасно подходят для развития памяти и индивидуальной особенности мышления.

Прекрасно подходят для концентрации игры, в которых нужно раскрасить половинку картинки точно также, как раскрашена первая половинка. Можно усложнить это упражнение, попросив младшего школьника сначала дорисовать, а потом раскрасить картинки.

Для концентрации младших деток можно использовать самые обычные тексты в рабочих тетрадях. Вы можете попросить детей найти в тексте все буквы А и обвести их кружочком, а буквы Т подчеркнуть. После выполнения задания школьники могут поменяться тетрадками и проверить ошибки друг у друга, это тоже будет тренировкой концентрации и мышления.

Переключение внимания

Для каждого младшего школьника уметь переключать внимание с одного предмета на другой, для обучения этому можно использовать следующие игры и упражнения.

Первая игра поможет научить малыша переключать внимание, и будет развивать индивидуальные особенности мышления детей. Она называется «Считаем с помехами» и проводится в течение трех минут, играющий должен называть цифры от 1 до 20, но при этом записывать их в обратном порядке, от 20 к 1. После нужно посчитать сколько ошибок было допущено.

Прекрасно тренирует переключение и другие особенности памяти и мышления упражнение «Угадай слово». Детям дают записанные на доске примеры, которые нужно сосчитать. Если счет будет правильный, то можно будет, исходя из полученных цифр, узнать, такое слово было зашифровано ниже, в двух линиях. В первой нужно расположить буквы, а каждую букву подписать цифрой.

Простым вариантом игры станет упражнение для младших детей, основанное на том, что ведущий говорит слова, обозначающие разные предметы. Дети должны хлопать, когда ведущий назовет предмет какого-то определенного вида, например, письменные принадлежности. Так будет происходить развитие быстрого мышления у детей, а также произвольного внимания.

Развитие наблюдательности

Существует большое количество разных упражнений и вариантов игры, которые тренируют наблюдательность ребенка, а заодно занимаются развитием его памяти и особенности мышления. Если у детей наблюдается проблема с выше перечисленными параметрами личности, то мы можем предложить следующие упражнения для их корректировки.

Прекрасно подходят для тренировки наблюдательности и короткосрочной памяти картинки, на которых нужно найти отличия. На первый взгляд такие изображения абсолютно одинаковы, но когда малыш начнет присматриваться, он найдет отличия.

Для того чтобы лучше рассмотреть картинку и найти различия, кликните по ней и она увеличится.

Существуют прекрасные игры для тренировки наблюдательности и коррекции индивидуальной особенности памяти, для которых не нужны никакие приспособления. Нужно выстроить играющих в одну линию и попросить детей запомнить внешний вид каждого из тех, кто играет.

После этого одного младшего школьника нужно попросить выйти из комнаты, а участники игры должны внести мелкие изменения в свой внешний вид – перестегнуть пуговку, снять значок, распустить волосы. Вернувшийся в комнату игрок должен по памяти восстановить особенности внешности каждого игрока и назвать, что именно изменилось.

У этого упражнения есть вариации, когда вам нужно потренировать наблюдательность и индивидуальные особенности мышления и памяти ребенка, а также поспособствовать тому, что у детей будет происходить косвенное развитие произвольного внимания.

Вы должны будете положить перед малышом десять предметов и попросить его рассмотреть их внимательно, а потом попросите отвернуться. После этого измените расположение предметов или же замените одни на другие. Повернувшийся кроха должен сказать, что именно изменилось.

Распределение внимания

Для того, чтобы научить малыша правильно распределять свое внимание и проводить небольшую тренировку памяти, нужно использовать следующие простые упражнения:

  1. Школьник в течение одной минуты рисует квадратики на листочке и одновременно считает, сколько раз хлопнул в ладоши взрослый.
  2. Довольно сложное упражнение используется для распределения такой особенности мышления как внимание. Малыш должен одной рукой рисовать кружки, а другой треугольник одновременно. Это удается не всем и не сразу.

Похожие игры родители могут практиковать и придумывать сами. Нужно лишь постараться, чтобы ребенок делал два дела одновременно. К примеру, записывал слова и слушал стихи одновременно. Так будет вырабатываться помехоустойчивость, а также решаться проблема плохой памяти.

Обязательно стоит придумывать игры вместе с детьми. Так вы сможете проследить, как происходит развитие у ваших детей, а они в свою очередь смогут поиграть в самостоятельно придуманные игры на развитие произвольного внимания.

Развитие концентрации внимания

Корректурные задания . В корректурных заданиях ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит быть внимательным, и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев.

Занятие может быть индивидуальным или групповым. Каждому ребенку раздается старая книга и карандаш или ручка.

Инструкция выглядит следующим образом: «В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора, если у кого-то они встретятся».

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков - слабая концентрация.

1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших школьников можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести «веселые штрафы»: промяукать столько раз, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т. п.

3. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 мин.

4. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

5. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они же придумывают «штрафы».

Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в 2-3 раза в письменных заданиях. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к логопеду.

При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать еще одно условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозможности добиться нужного результата. Это легко достигается на индивидуальных занятиях. В группе общей нормы достичь бывает трудно, поэтому здесь можно обратить внимание на разнообразие «штрафов», назначаемых детьми друг другу, и индивидуальную поддержку ребенка.

Для того чтобы развивающий эффект этой игры был более заметен при выполнении ребенком письменных учебных заданий, необходимо одновременно с введением игры изменить установку ребенка на чтение учебника по русскому языку. Это может быть достигнуто сравнительным пояснением того, как слова читаются и как они пишутся. Нужно объяснить детям, что в учебнике русского языка все слова в упражнении надо читать вслух, так, как они написаны, называя непроизносимые буквы и знаки препинания и т. д.

При проверке ребенком выполненного письменного задания следует подчеркнуть, что читать написанное нужно вслух и так, как будто это написал «другой мальчик или девочка, и ты не знаешь, о чем здесь написано, поэтому произнеси каждую букву так, как она пишется». На это нужно обратить особое внимание, так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла (а он уже известен) и никакие призывы читать внимательно дела не улучшают: дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому отчуждает собственное творение и позволяет критически к нему отнестись. Для детей, испытывающих трудности с концентрацией внимания, необходим более детализированный этап внешних действий.

Чтение текста до заданного выражения

Упражнения , основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательности букв, цифр, геометрических узоров, движений и т. д.).

«Найди слова»

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся в нем слово. Например:

Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Распределение цифр в определенном порядке

В левой таблице расположены 25 цифр из промежутка от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в таблицу слева, начиная ее заполнение с пустого верхнего левого квадрата.



Учителя начальной школы отмечают, что переход к школьному обучению - это достаточно трудный период для детей, так как в это время происходит перестроение памяти, внимания, мышления. Под влиянием обучения познавательные процессы становятся произвольными. Такие бурные изменения часто приводят к трудностям в обучении, потому что у детей еще не до конца сформированы определенные навыки и умения, чтобы управлять произвольными процессами при помощи волевых усилий. Маленькие школьники пока не научились длительно сосредотачиваться на объекте, у них сохраняются повышенная отвлекаемость, наблюдается небольшой объем внимания, неумение распределять его между несколькими объектами. Например, первоклассники не могут одновременно рассматривать иллюстрации и слушать рассказ учителя, решать задачу и запоминать правило. Они не умеют выделять главное и существенное в учебном материале, отвлекаясь на яркие второстепенные детали, например, при чтении научного текста с красочными иллюстрациями. Поэтому важной задачей в младшем школьном возрасте является интенсивное развитие внимания и внимательности.

В развитии внимания детям помогают не только учителя на уроках, но и родители в домашних занятиях. Чтобы правильно организовать своевременную поддержку маленькому ученику, родителям надо понимать особенности развития внимания в младшем школьном возрасте.

Что важно знать родителям об особенностях внимания у маленьких школьников?

Специалисты постоянно подчеркивают, что развитие внимания - процесс длительный и сложный, он не заканчивается с переходом ребенка в школу, продолжается в начальных классах, требует постоянной систематической работы. Но учителя зачастую не имеют возможности уделять много времени развитию произвольного внимания у школьников на уроках, так как помимо психологических задач, перед ними стоят задачи обучения. Совместно со школой многое могут сделать родители, в домашней обстановке повышая возможности своего ребенка. Для этого они должны знать, как правильно развить внимательность у младших школьников. Современные методики развития внимания предлагают различные упражнения, специальные задания, которые могут стать отличной тренировкой внимания учеников.

Для того чтобы упражнения давали эффективные результаты, нужно придерживаться определенных правил:

  • соблюдать систематичность, если упражнения проводятся постоянно, ежедневно, тогда у школьника вырабатывается умение использовать волевые усилия при монотонной, однообразной работе;
  • продолжительность занятий не должна превышать 15-20 минут, для школьников с неустойчивой сосредоточенностью, плохой концентрацией занятия длятся до 10 минут;
  • соблюдать последовательность по принципу от простого к сложному, например, сначала ребенок выполняет действия с одним объектом, затем объем расширяется за счет введения нескольких объектов;
  • использовать комплексные упражнения, когда работа одновременно направлена на формирование нескольких свойств внимания. Хорошо зарекомендовали себя графические диктанты, при помощи которых можно одновременно развивать концентрацию внимания, произвольность действий, устойчивость и распределение.

Важно: тренировочные упражнения на внимание предполагают многократное повторение одного и того же действия для отработки определенного навыка, например, сосредоточенности на тексте. Монотонность деятельности может вызвать у ребенка усталость и в дальнейшем нежелание заниматься. Чтобы заинтересовать ученика, можно ввести соревновательный элемент, например, кто быстрее зачеркнет буквы, тот получить приз.

Виды тренировочных упражнений на развитие внимания

В методике школьного обучения разработано много эффективных упражнений на внимание. Это классические задания, творческие занятия, упражнения комплексные и направленные на решение какой-либо конкретной задачи. Подбор упражнений будет зависеть от следующих причин:

  • цели, которая стоит перед родителями;
  • уровня сформированности свойств внимания у ребенка.

Графические диктанты

Классическими упражнениями для развития внимания давно уже стали графические диктанты или рисунки по клеточкам, которые учителя проводят как разминку на уроках математики, рисования, ознакомления с окружающим. Эти задания очень нравятся школьникам, они с удовольствием их выполняют. В свою очередь, упражнение способствует развитию зрительного восприятия, слухового внимания, сосредоточенности, концентрации, интенсивности. Дети изображают элементы повторяющегося узора или предмета, например: «3 клетки вправо, 5 - вниз, 3- вправо, 5- вверх и т. д.» Подобные диктанты ребятишки уже выполняли в старшем дошкольном возрасте, отличительной особенностью для школьников становится более сложная тематика, увеличение количества просчитанных клеточек, усложнение направлений. Темами таких заданий могут быть: животные (жираф, верблюд, собака, белка, страус); фрукты или овощи (груша, яблоко, лимон, помидор); окружающие предметы (дом, зонт, кораблик, ключик). Взрослые могут самостоятельно придумать темы для таких заданий.

Проводятся диктанты в двух вариациях:

  • Учащемуся предлагается срисовать изображение точно, без искажений, затем раскрасить по своему усмотрению. Этот вариант больше подходит медлительным детям или тем, у которых недостаточно развито слуховое восприятие.
  • Взрослый диктует последовательность действий, указывая, сколько клеточек надо отсчитать, в каких направлениях они располагаются. Такое задание считается более сложным, предлагается школьникам, у которых развито произвольность действий.

Важно : родителям в домашних условиях лучше начинать диктанты с простых изображений, постепенно переходя к сложным, например, мышка, собака, верблюд. Для достижения хорошего результата нужен положительный настрой ребенка. Продолжительность занятия не должна превышать 20 - 25 минут.

Развивающее упражнение «Божья коровка»

Задание очень похоже на описанные выше графические диктанты. Взрослый предлагает учащемуся стилизованного жучка (игрушка, вырезанное изображение), которого надо передвигать по клеточному полю под диктовку. Упражнение предполагает, что ребенок должен проследить путь жучка глазами, не используя подручных средств (карандаша, ручки). Задание трудное, проводится после соответствующей подготовки ребенка. Направлено на развитие произвольного внимания у младших школьников.

«Корректурная проба»

Еще одним эффективным классическим упражнением тренировки внимания является задание на нахождение и вычеркивание определенной буквы в корректурном бланке (правильно подобранном тексте). Учителя советуют родителям выполнять такое упражнение с младшим школьником каждый день в течение 5 минут. Оно очень полезно для повышения сосредоточенности, концентрации и устойчивости внимания, а также для зрительного восприятия.

Другим вариантом задания будет зачеркивание знаков разным способом, например, «а» зачеркивать, «о» подчеркивать или в каждой строчке отметить кружочком первую букву. Упражнение хорошо вырабатывает навык распределения внимания, формирует у школьником осознание понятия «быть внимательным и сосредоточенным».

«Перепиши правильно»

Педагоги начальных классов часто на уроках письма или чтения проводят упражнения, в которых ученики манипулируют с буквами и словами. Популярным является задание, в котором школьникам предлагается без ошибок переписать строчки с бессмысленным буквенным рядом: кууваасм чаапеер бсооннаи. Задание сложно для ребятишек из-за монотонности, но отлично способствует формированию концентрации, интенсивности, сосредоточенности. Для выполнения упражнения необходимо наличие определенного опыта, поэтому предлагается детям 8-9 лет.

Методика Мюнстерберга

К числу эффективных и популярных заданий для развития всех свойств внимания можно отнести действия со знакомыми словами, подобранными по методике Мюнстерберга. Интересными для младших школьников являются задания на нахождение их особым способом в буквенном ряду. Материал может располагаться в таблице, строкой, столбиком. Для поддержания интереса детей к заданию все варианты можно менять периодически.

Предлагаются следующие вариации заданий:

  • Найти и подчеркнуть выделенные курсивом слова, например, слбмуха кенгсад уджалето мцбк;
  • Выделить словарные слова и исправить в них ошибки, например, мксдарога куцвчира бюдкарова с;
  • Найти и подчеркнуть лишнее слово, например, пувмогурец зескапуста дыйквишня ткбпомидор чшя;
  • Прочитать пословицу в строке без пробелов, например, безтруда невытащишь рыбкуиз пруда.

Упражнение предполагает наличие определенного опыта у детей, поэтому первоклассникам его еще сложно выполнять, лучше начинать работу со второго класса.

Диктант с комментированием

Такое упражнение проводится с учениками 2-3 класса, когда они уже владеют произвольным поведением. Взрослый подбирает текст (на первых порах несложный для детского восприятия), затем один раз медленно читает каждое слово с проговариванием всех орфограмм (правил написания). После комментирования слово записывается ребенком. Для стимуляции школьника можно использовать поощрительный приз. Примерный текст для комментированного письма:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Упражнения с творческой направленностью

Приемы развития внимания у младших школьников, которые широко применяют учителя начальной школы, можно использовать как творческие упражнения в домашних занятиях. Они не только тренируют внимательность, но и развивают мышление, воображение, дают возможность школьнику раскрыть творческие способности.

«Угадай словечко»

Школьнику предлагается найти в перепутанных слогах знакомое слово. Упражнение развивает концентрацию, распределение внимания. Например, басока (собака), ведьмед (медведь), какош (кошка). Так можно зашифровать любое слово, главное, оно должны быть знакомо детям. Когда задание будет выполняться ребенком достаточно легко, он может сам предлагать перепутанные слоги.

«Шифр для слова»

Детям всегда нравится выполнять подобные задания, которые развивают , воображение, внимательность. Взрослый предлагает школьнику решить примеры, рядом с ответами которых находятся буквы. Затем в клеточках под каждым ответом расставляются найденные буквы, и составляется слово.

В упражнения с творческой направленностью также входят такие задания, когда надо выполнить определенные действия на получение творческого результата.

«Сделай по образцу»

Задание повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, интенсивность. Младшему школьнику предлагают рассмотреть рисунок и выложить по образцу узор, картинку в течение определенного времени, начиная с пяти минут. По мере приобретения навыка картинки усложняются, время увеличивается. Эти задания родители могут придумывать сами или использовать детские пазлы. Главное, материал должен соответствовать возрасту ребенка и уровню сформированности свойств внимания.

«Нарисуй, что запомнил»

Упражнение тренирует внимательность, память, воображение, такие свойства, как объем, концентрацию, послепроизвольное внимание. Школьники в течение определенного времени (1-2 минутки) рассматривают карточки с интересными символами, потом изображают запомнившиеся.

Изображения для запоминания могут быть следующими:

  • живая природа (рыбки, птицы, домашние и дикие животные);
  • растительный мир (деревья, цветы);
  • предметы быта (посуда, мебель);
  • символы (звезды, цифры, буквы).

«Раз словечко, два словечко…»

Творческое задание на составление слов. Взрослый предлагает ребенку набор букв, из которых нужно составить, как можно больше слов. Для стимуляции и поддержания интереса к заданию необходимо поощрить маленького ученика призом.

Важно: все представленные тренировочные упражнения являются популярными, доступными в исполнении. Они часто используются педагогами и психологами в работе с младшими школьниками, дадут хорошие результаты, если их правильно проводить в домашних условиях. Желаем удачи в развитии ваших детей!