Формы и виды труда. Виды разделения труда

Деятельность человека с позиции анализа опасностей целесообразно рассматривать как систему, состоящую из двух взаимосвязанных сложных подсистем: «человек (организм -личность)» и «среда обитания (производственная среда)». Опасности, формируемые системой «человек (организм-личность)», определяются антропометрическими, физиологическими, психофизическими и психологическими возможностями человека выполнять производственную деятельность.

Деятельность человека носит самый разнообразный характер: труд в различных отраслях экономики, пребывание в городской среде, использование средств транспорта, деятельность в быту, активный и пассивный отдых.

По характеру выполняемых функций деятельность человека можно разграничить на три основные группы: физический труд, механизированные формы физического труда и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Физическим трудом (работой) называют выполнение человеком энергетических функций в системе «человек-орудие труда».

Энергетические затраты на мышечную работу. Затраты энергии на мышечную работу в труде (сверх уровня покоя и независимо от влияния эмоций, связанных с работой, влияния температуры воздуха и пр.) могут быть рассчитаны для среднего рабочего как сумма затрат на поддержание рабочей позы (табл. 1) и на выполняемую мышцами механическую работу (табл. 2.).

Таблица 1. Энергетические затраты на поддержание рабочей позы

Таблица 2. Энергетические затраты при выполнении мышцами механической работы

Части тела, занятые в работе

Кол-во затрачиваемой энергии при условных степенях интенсивности работы, кДж/мин

Кисти и пальцы рук

Руки и туловище, а также одновременная работа трех или четырех конечностей

13,9 (10,5-16,8)

21,0 (16,8-25,2)

30,2 (25,5-35,7)

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжении внимания, памяти, а также активизации процессов мышления.

Объем чисто физического труда в современной трудовой деятельности человека незначителен. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:

    формы труда, требующие значительной мышечной активности - имеет место при отсутствии механизированных средств для выполнения работ и поэтому характеризуется повышенными энергетическими затратами;

механизированные формы труда - характеризуются изменением характера мышечных нагрузок и усложнением программы действий. Наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечивать большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой информации приводит к монотонности труда и быстрому наступлению утомления;

Деятельность человека происходит по одному из процессов: детерминированному - по заранее известным правилам, инструкциям, алгоритмам действий, жесткому технологическому графику и недетерминированному - когда возможны неожиданные события в выполняемом технологическом процессе, неожиданное появление сигналов, но в то же время известны управляющие действия при появлении неожиданных событий (расписаны правила, инструкции и т.п.) в выполняемом процессе.

Различают несколько типов операторской деятельности в технических системах, классифицируемых в зависимости от основной функции, выполняемой человеком, и доли мыслительной и физической загрузки, включенных в операторскую работу.

Оператор-технолог непосредственно включен в технологический процесс, работает в основном режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуясь четко регламентирующими действия инструкциями, содержащими, как правило, полный набор ситуаций и решений. Это -операторы технологических процессов, автоматических линий и пр.

Оператор-манипулятор (машинист ). Основную роль в его деятельности играют механизмы сенсомоторной регуляции (исполнения действий) и в меньшей степени -понятийного и образного мышления. К числу выполняемых им функций относится управление отдельными машинами и механизмами.

Оператор-наблюдатель , контролер (например, диспетчер технологической линии или транспортной системы). В его деятельности преобладает удельный вес информационных и концептуальных моделей. Оператор работает как в режиме немедленного, так и отсроченного обслуживания в масштабах реального (настоящего) времени. В его деятельности в значительной мере используется аппарат понятийного мышления и опыт, заложенный в образно-концептуальных моделях. Физическая работа здесь играет несущественную роль. К таким формам труда относятся:

    формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством при этом человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека - выполнение простых операций по обслуживанию механизма: подача материала для обработки, пуск в ход механизма, извлечение готовой продукции. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;

    групповые формы труда (конвейер) - характеризуется дроблением технологического процесса на отдельные операции, заданным ритмом и строгой последовательностью выполнении операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. С сокращением времени выполнения операций возрастает монотонность труда и упрощается его содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению;

  • - формы труда, связанные с дистанционным управлением . - человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы управления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом;
  • - формы интеллектуального (умственного) труда . Этот труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы (управление, творчество, преподавшие, наука, учеба и т. п.).

Умственный труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры (операторы), так и вне его (врачи, преподаватели, писатели и др.). Интеллектуальный труд характеризуется, как правило, необходимостью переработки большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти, внимания, отличается высокой частотой стрессовых ситуаций.

Операторский труд -отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.

Управленческий труд - определяется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышения личной ответственности за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд -требует значительного объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоционального напряжения.

Труд преподавателя -постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, дефицит времени и информации для принятия решения,-это обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащегося - память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций.

При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается, составляя 15-20 % от общего объема в организме. При этом потребление кислорода 100 г коры головного. мозга оказывается в 5 раз больше, чем расходует скелетная мышца такого же веса при максимальной нагрузке. Суточный расход энергии при умственном труде составляет от 10,5 до 12,5 мДж. Так, при чтении вслух расход энергии повышается на 48%, при выступлений с публичной лекцией - на 94 %, у операторов вычислительных машин - на 60-100%. По окончании умственной работы утомление остается дольше, чем при физической работе.

При эксплуатации технических систем в любой области среды обитания человек-руководитель управляет не техническими компонентами системы или отдельной машиной, а другими людьми. Управление осуществляется как непосредственно, так и опосредованно-через технические средства и каналы связи. К этой категории персонала относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения, обладающие соответствующими знаниями, опытом, навыками принятия решения, интуицией и учитывающие в своей деятельности не только возможности и ограничения технических систем и их компонентов, но и в полной мере особенности подчиненных -их возможности и ограничения, состояния и настроения.

В историческом аспекте в трудовой деятельности человека можно выделить три основных этапа: ручной труд, механизированный и автоматизированный. В течение длительного времени, почти до начала XX века, функции человека, относительно техники, оставались, в основном, энергетическими, то есть человек использовал, как правило, свою мускульную силу. Для такого труда характерны сложные двигательные процессы, которые требовали значительных затрат физической силы, высокой координации движений, ловкости. Оптимизация взаимодействия техники и человека сводилось только к учету анатомических и физиологических особенностей последнего. С появлением в начале XX века новых видов техники (автомобиль, самолет и др.) возникла необходимость учитывать психологические возможности человека, такие как скорость реакции, особенности памяти и внимания, эмоциональное состояние и др. Широкое внедрение автоматизированных систем управления, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов вызвали изменения в профессиональной структуре труда, обусловленные появлением операторской деятельности. Особенности операторской деятельности значительно изменили труд человека. Увеличилась напряженность труда, так как перед оператором ставится задача управлять все большим количеством объектов и параметров. Человек имеет дело не с прямым наблюдением, а с информационным отображением. Растут требования к точности, скорости и надежности действий человека, к скорости психологических процессов Трудовая деятельность сопровождается значительными расходами нервно-эмоциональной и умственной энергии. Компьютеризация и роботизация, с одной стороны, расширили возможности человека, а с другой, в значительной степени изменили требования к его деятельности. Уже не нужен примитивный труд с использованием монотонных физических операций, с шаблонной умственной деятельностью. Увеличилась потребность в творческом высококвалифицированном труде. Усложнилась проблема согласования условий труда, конструкции оборудования с психологическими и физиологическими возможностями человека. Таким образом, ручной, механизированный и автоматизированный труд отличаются величиной физической нагрузки и нервно-эмоционального напряжения, которые влияют на физическое и психическое состояние человека.

Жизнь урбанизированного человека неразрывно связана со следующими видами деятельности: труд в различных отраслях экономики, пребывание в городской среде, использование средств транспорта, деятельность в быту, активный и пассивный отдых.

Многообразие форм трудовой деятельности человека подразделяют на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения внимания, памяти, а также активизации процессов мышления.

В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического труда незначителен. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:

    механизированные формы труда. Особенностью механизированных форм труда являются изменение характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечивать большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой информации приводит к монотонности труда и быстрому наступлению утомления;

    - формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством. При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который цели
    ком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию механизма: подача материала для обработки, пуск в ход механизма, извлечение готовой продукции. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;

    - групповые формы труда - конвейер. Эти формы труда характеризуются дроблением технологического процесса на отдельные операции, заданным ритмом и строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. С сокращением времени выполнения операций возрастает монотонность труда и упрощается его содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению;

    - формы труда, связанные с дистанционным управлением. При этих
    формах труда человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы управления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом;

    - формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы), так и вне его (врачи, преподаватели, писатели и др.). Интеллектуальный труд характеризуется, как правило, необходимостью переработки большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти, внимания, отличается высокой частотой стрессовых ситуаций.

    Энергия, необходимая человеку для совершения различных видов работы, высвобождается в его организме в процессах окислительно-восстановительного распада углеводов, белков, жиров и других органических соединений, содержащихся в продуктах питания. Окислительно-восстановительные реакции в живых организмах могут протекать как с участием кислорода (аэробное окисление), так и без участия кислорода (анаэробное окисление). Анаэробное окисление характеризуется меньшим количеством высвобождаемой энергии и имеет ограниченное значение у высших организмов.

    При аэробном окислении 1 г жира в организме высвобождается 38,94, а при окислении 1 г белка или 1 г углеводов - 17,16 кДж энергии. Высвобожденная энергия частично расходуется на совершение полезной работы, а частично (до 60 %) рассеивается в виде теплоты в живых тканях, нагревая тело человека.

    Совокупность химических реакций в организме, необходимых для жизнедеятельности, называется обменом веществ. Для характеристик суммарного энергетического обмена используют понятия основного обмена и обмена при различных видах деятельности.

    Основной обмен характеризуется величиной энергетических затрат в состоянии полного мышечного покоя в стандартных условиях (при комфортной температуре окружающей среды, спустя 12…16 ч после приема пищи и положении лежа). Расход энергии в этих условиях составляет 87,5 Вт для человека массой 75 кг.

    При изменении положения тела либо при совершении любой работы энергетические затраты повышаются по сравнению с основным обменом. Дополнительные затраты энергии зависят от рабочей позы тела, интенсивности мышечной деятельности, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других факторов. В положении сидя за счет работы мышц туловища затраты энергии превышают на 5…10 % уровень основного обмена, в положении стоя - на 10…15, при вынужденной неудобной позе - на 40…50 %.

    Энергозатраты при мышечной работе зависят от ее напряженности и продолжительности. Так, при легкой сидячей работе они составляют 116,4…125, при легкой физической работе - 408…583, при тяжелой физической работе - 583…875 Вт.

    При интенсивной интеллектуальной работе потребности мозга в энергии составляют 15-..20 % основного обмена (масса мозга составляет около 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48, при выступлении с публичной лекцией - на 94, у операторов вычислительных машин - на 60…100 %.

    Таблица 1

    Суточные энергозатраты человека в зависимости от вида его деятельности

    Вид деятельности

    Суточные энергозатраты, МДж

    Работники умственного труда (врачи, педагоги, диспетчеры и др.)

    10,5 … 11,7

    Работники механизированного труда и сферы обслуживания (медсестры, продавцы, рабочие, обслуживающие автоматы)

    11,3 … 12,5

    Работники, выполняющие работу средней тяжести (станочники, шоферы, хирурги, полиграфисты, литейщики, сельскохозяйственные рабочие и др.)

    12,5 … 15,5

    Работники, выполняющие тяжелую работу (лесорубы, грузчики, горнорабочие, металлурги)

    16,3 … 18

    Перейдем к характеристике условий труда.

    2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

    Условия труда в целом оцениваются по четырем классам (рис. 1):








    Рис. 1. Классы условий труда

    1-й класс - оптимальные (комфортные) условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Этот класс установлен только для оценки параметров микроклимата и факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда). Для остальных факторов условно оптимальными считаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают допустимых пределов для населения;

    2-й класс - допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают гигиенических нормативов для рабочих мест. Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающего и его потомство. Оптимальные и допустимые условия труда безопасны;

    3-й класс - вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомства. В зависимости от уровни превышения нормативов факторы этого класса подразделяются на четыре степени вредности:

    3.1. - вызывающие обратимые функциональные изменения организма;

    Приводящие к стойким функциональным изменениям и росту
    заболеваемости;

    Приводящие к развитию профессиональной патологии в лег
    кой форме и росту хронических заболеваний;

    3.4 - приводящие к возникновению выраженных форм профессиональных заболеваний, значительному росту хронических и высокому уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

    Уровни производственных факторов этого класса таковы, что их воздействие на протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и/или высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.

    В соответствии с Р.2.2.755-99 различают три класса условий труда по показателям тяжести и напряженности труда:

    оптимальный (легкий) - затраты энергии до 174 Вт;

    допустимый (средней тяжести) - затраты энергии от 175 до 290 Вт;

    вредный (тяжелый) - затраты энергии свыше 290 Вт.

    Физическая тяжесть труда- это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация физического труда по тяжести; производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

    Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве- При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект работы.

    Оценка массы перерабатываемого груза позволяет отнести условия труда к оптимальным (до 15 кг), допустимым (до 30 кг) или вредным условиям труда 1-й степени тяжести. Вторая и третья степени тяжести отсутствуют, так как ручная переработка грузов массой более 30 кг не допускается.

    связана с затратой человеком усилий без перемещения тела или отдельных его частей. Она характеризуется массой удерживаемого груза (или прилагаемого усилия) и временем удержания его в статическом состоянии. При оценке статической нагрузки учитывается также группа мышц, участвующих в работе. Так, при легкой физической нагрузке (оптимальный класс условий труда) величина статической нагрузки за смену при удержании груза двумя руками не должна превышать 36 000 кг с, при удержании груза с участием мышц корпуса и ног - 43 000 кг с, а при работе средней тяжести - соответственно, 70 000 кг — с и 100 000 кг с.

    Кроме статической, динамической нагрузки и массы поднимаемого и перемещаемого груза, оценка условий труда по тяжести трудового процесса производится по рабочей позе, количеству наклонов за смену, количеству стереотипных рабочих движений и перемещением в пространстве, обусловленным технологическим процессом.

    Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации.

    Наиболее легким считают умственный труд, в котором отсутствует необходимость принятия решения. Такие условия труда считаются оптимальными. Если же оператор работает и принимает решения в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допустимым. К напряженным вредным условиям 1-й степени относят труд, который связан с решением сложных задач по известным алгоритмам или работой с использованием нескольких (более одной) инструкций. Творческая деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения, должна быть отнесена к напряженному труду 2-й степени тяжести.

    Напряженность труда зависит от длительности сосредоточенного наблюдения и числа одновременно наблюдаемых объектов (контрольно-измерительные приборы, продукт производства и т. п.). При длительности сосредоточенного наблюдения до 25 % от продолжительности рабочей смены условия труда характеризуются как оптимальные, 26-50-допустимые. 51 - 75-напряженный труд 1-й степени, более 75-2-й степени.

    При численности объектов до 5 включительно условия труда относятся к оптимальному классу, от 6 до 10 - допустимому классу, более 10-условия определяются как напряженные. К первой степени напряженного труда (класс 3.1) относятся производственные процессы с числом подконтрольных объектов от 11 до 25, а ко второму (класс 3.2) -26 и более.

    Работа с видеодисплейными терминалами до 2 ч за смену считается оптимальной, до 3 ч - допустимой. Работа за компьютером или наблюдение за процессом по видеотерминалу свыше 3 ч определяет класс условий труда как напряженный: от 3 до 4 ч – первой степени (класс 3.1), более 4 ч - второй степени (класс 3.2).

    Существенное влияние на степень напряженного состояния исполнителя оказывает ответственность за конечный или промежуточный результат труда. Если оператор несет ответственность за выполнение только отдельных элементов производственного задания, то такой труд оценивается как оптимальный.

    При отсутствии риска для собственной жизни в процессе выполнения своих обязанностей труд исполнителя считают оптимальным, если же он вероятен, то условия труда относят к классу 3.2— напряженный труд 2-й степени. Аналогично устанавливается класс условий труда при оценке степени риска за безопасность других лиц, участвующих в производственном процессе.

    Однообразие выполняемых операций приводит человека к состоянию, называемому монотомией. Признаком монотомии является либо перегрузка одинаковой информацией, либо недостаток новой. Степень монотонности определяется числом элементов (приемов труда при реализации простого задания или многократно повторяющихся операций) и продолжительностью во времени выполнения этих элементов или операций. Если число элементов составляет 10 и более, то условия труда считают оптимальными: 6…9 - допустимыми, менее 6- напряженными.

    Важными факторами, характеризующими класс условий труда по напряженности трудового процесса, являются фактическая продолжительность рабочего дня и сменность работы При продолжительности рабочего дня до 7 ч условия труда относит к оптимальному классу, до 9 ч - к допустимому, более 9 ч - к напряженному. Односменная работа без ночной смены - оптимальные условия: двухсменная рабата без работы в ночную смену – допустимые условия труда и трехсменная работа с работой в ночную смену – напряженный труд 1-й степени.

    При использовании на производстве труда жен шин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности их организма.

    Основными особенностями подросткового возраста является резкий подъем всех жизненных функций, энергичный рост и физическое развитие тела. В этом возрасте наблюдается ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мыши, нередки отклонении в развитии органов дыхания, кровообращения и желудочно-кишечного тракта.

    3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. Обучение придает законченность и устойчивость всем формам двигательной активности, является важным средством предупреждения утомления.

    С психофизиологической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате обучения (тренировки) возрастает мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, увеличивается скорость восстановления физиологических функций после окончания работы.

    Существенную роль в поддержании высокой работоспособности человека играет установление рационального режима труда и отдыха. Различают две формы чередования периодов труда и отдыха на производстве: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня и кратковременных регламентированных перерывов.

    Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений, столовых, организации раздачи пищи.

    Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда. При выполнении работы, требующей значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные 10…12-минутные перерывы. При выполнении особо тяжелых работ (металлурги, кузнецы и др.) следует сочетать работу в течение 15…20 мин с отдыхом такой же продолжительности. При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук (операторы ПЭВМ и др.), целесообразны более частые, но короткие 5…10-минутные перерывы.

    Кроме регламентированных перерывов, существуют микропаузы - перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Микропаузы обеспечивают поддержание оптимального темпа работы и высокого уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9…10 % рабочего времени.

    Высокая работоспособность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна. В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12) и дневные (с 14 до 17) часы. У детей школьного возраста оптимум умственной работоспособности приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизических затратах организма. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14, а в ночное время -с 3 до 4 ч. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, расписание занятий в учебных заведениях.

    Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.

    Элементами рационального режима труда и отдыха являются производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка.

    В основе производственной гимнастики лежит феномен активного отдыха (И.М. Сеченов) - «утомленные мышцы быстрее восстанавливают свою работоспособность не при полном покое, а при работе других мышечных групп». Однако при тяжелом труде или работе в условиях повышенной температуры воздуха более целесообразен пассивный отдых в хорошо проветриваемом помещении.

    В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работ. Производственная музыка способствует снижению утомления, улучшению настроения и здоровья работающих, повышает работоспособность и производительность труда. Однако функциональную музыку не рекомендуется применять при выполнении работ, требующих значительной концентрации внимания, при умственной работе, при большой напряженности выполняемых работ, непостоянных рабочих местах и в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях внешней среды.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеенко, Матасова И.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2010.

  2. Безопасность жизнедеятельности / Под общ. ред. С.В. Белова. М., 2009.
    Сущность, классификация видов и методы анализа финансово-хозяйственной деятельности Разработка основных направления повышения эффективности использования основных производственных фондов предприятия

    2014-05-15

Компании должна быть ориентирована на достижение максимального эффекта при минимальных потерях. При плановом ведении на основе соответствующих расчетов она требует физического движения различных грузов внутри и за пределами предприятия. Рассмотрим далее, как осуществляется организация производственной деятельности.

Общая характеристика

Производственно-финансовая деятельность представлена в виде сложной и многогранной структуры. Она находится в состоянии непрерывного развития и изменения. В этой связи первоначальный анализ производственной деятельности фирмы должен базироваться на общих показателях выполнения плана. Руководство на предприятии строится по принципу единоначалия. Права, которые принадлежат компании, реализует ее директор. В предусмотренных в законодательстве обстоятельствах руководство осуществляется совместно с профсоюзным комитетом.

Особенности

Производственная деятельность - это процесс, охватывающий технологию, технику, специфику операций, внедряемых на предприятии. Для оценки показателей работы компании используются установленные руководством средства контроля. Функционирование компании сопровождается различными расходами той или иной значимости. Учет затрат осуществляется в соответствии с принятым планом счетов. Реализация этой задачи возможна двумя способами. Первый считается традиционным для российской хозяйственной сферы. Он предусматривает расчет себестоимости изделий посредством группировки затрат на косвенные и прямые. Последние относят на исходную цену продукции непосредственным образом. распределяют по видам изделий в соответствии с методикой, принятой на предприятии.

Дополнительные задачи

Производственная деятельность - это сфера, в рамках которой осуществляется не только непосредственный выпуск товара. К ней также относят оплату новых предметов труда, сырья, материалов и прочего. За счет этих процессов обеспечивается непрерывная производственная деятельность. Это, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на прибыль компании. Оплата сырья и прочих необходимых предметов возможна при наличии соответствующих оборотных фондов. Они состоят из денег, средств в расчетных операциях и продукции.

Взаимодействия внутри предприятия

Производственная деятельность - это работа, которая требует серьезного и стабильного обеспечения. Функционирование и выполнение задач должностными лицами компании регламентируется соответствующими нормативными документами. В их числе, в частности, различные инструкции и рекомендации. управления - контроля над процессом переработки материалов в продукцию - тесно связаны с другими административными задачами. На промышленном предприятии устанавливаются достаточно сложные взаимоотношения между подразделениями разного уровня.

Особенности руководства

Управление и деятельности осуществляются начальником. В его ведении находится соответствующий диспетчерский отдел. В задачи этого подразделения входят:

  • Разработка планов производства.
  • Контроль над исполнением поставленных задач.
  • Своевременное обеспечение цехов материалами.

Производственными подразделениями, осуществляющими те или иные операции, руководят начальники, которым, в свою очередь, подчиняется инженерно-технический персонал. Директор всего предприятия контролирует работу через главного инженера. Ему подчиняются цеха, техническое и другие подразделения, непосредственно участвующие в выпуске продукции.

Основные задачи

В рамках производственной деятельности выполняется несколько важнейших функций. Среди них:

  1. Маркетинг.
  2. Сбыт.
  3. Финансовое обеспечение.
  4. Выпуск продукции.
  5. Материально-техническое обеспечение.
  6. Управление.
  7. Кадровое и инновационное обеспечение.

Из всех этих задач основной считается производство. Следующим по важности выступает сбыт.

Планирование и прогнозирование

Эти мероприятия связаны с оценкой и предвидением предстоящих действий. Прогнозирование способствует определению тенденций и направлений развития процессов, возможного срока наступления определенных событий. Например, это может быть расчет времени выполнения задач. С помощью планирования устанавливается и обеспечивается динамическое, целенаправленное и пропорциональное развитие производственной работы компании.

Вероятные ошибки

На практике известны случаи, когда результаты производственной деятельности были крайне низкими. Это обусловливается разными причинами. К основным ошибкам руководства можно отнести:

  • Неверное применение системы планирования и организации производственного процесса.
  • Недостаточно четкое формирование фонда оплаты труда.

Вследствие этого освоение мощностей происходит на предприятии крайне медленно, повышается количество бракованных изделий, завышается себестоимость и трудоемкость продукции. В некоторых случаях те формы организации системы зарплаты, труда и производства, которые характерны для поточно-массовых или автоматизированных и аппаратурных процессов, фактически безосновательно переносятся на предприятия, занимающиеся серийным выпуском изделий. Имеют место в практике и обратные ситуации.

Текущее планирование и оценка

Они состоят в исследовании возможностей реализации выпущенной продукции, оценке действующих мощностей, установлении поставщиков, определении условий, в соответствии с которыми предприятие может стабильно получать необходимые ему ресурсы. Потенциал и текущее состояние компании оцениваются на базе квалифицированного аудита, тщательной инвентаризации фондов, проверки квалификации сотрудников и так далее.

Итоги работы

Оценка результатов деятельности фирмы позволяет установить соответствие выпущенных изделий требованиям и стандартам, действующим на рынке. Полученные показатели дают возможность исследовать соотношение между товарами конкурентов и собственными продуктами, изготовленными на предприятии, по ценам и качественным характеристикам. неразрывно связана с требованиями и условиями, существующими за пределами компании. Взаимодействие предприятия с внешними факторами воплощается на входе в виде затрат и на выходе в форме передаваемых потребителям изделий. Финансовые итоги работы выражены в чистой прибыли. Она представлена в виде разницы между выручкой и расходами на изготовление изделий и их последующую реализацию. В составе финансового итога ключевое место занимают такие виды накоплений, как налог с оборота и прибыль.

Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в результате использования достижений и продукции научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем труд остается первым, основным и непременным условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности.

В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда.

Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки.

Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Это прежде всего его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.

Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков.

В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Монотонность простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.

Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда - это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние "оперативного ожидания" различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.

Групповые формы труда - конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Монотония - одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и, как следствие, быстро наступает утомление.

Формы труда, связанные с дистанционным управлением производственными процессами и механизмами.

Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено - чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других - редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором - работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его - ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, следствием чего является мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд - труд руководителей учреждений, предприятий, характеризующийся чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов - это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.

4. Гигиенические требования, предъявляемые к помещениям для работы и рабочим местам

Рабо́чее ме́сто - это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой. В более широком смысле - это элементарная структурная часть производственного пространства, в которой субъект труда взаимосвязан с размещенными средствами и предметом труда для осуществления единичных процессов труда в соответствии с целевой функцией получения результатов труда.

Санитарно-гигиенические требования

Трудовой кодекс возлагает на работодателя обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда. Под санитарно-гигиеническими требованиями понимается система санитарно-технических, гигиенических и организационных мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на людей вредных производственных факторов. В этих целях по установленным нормам должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения для приёма пищи, оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха. Создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.

Для соблюдения санитарно-гигиенических требований необходим контроль за следующими параметрами:

Световая среда. Освещение на рабочем месте является важным параметром. В зависимости от назначения помещения, а также вида зрительных работ нормируются такие показатели освещённости, как естественное освещение или искусственное освещение, освещенность, коэффициент пульсации, освещенность поверхности экрана, неравномерность распределения яркости, нестабильность изображения и т. Д.

Микроклимат. Нормы производственного микроклимата установлены едиными для всех производств и всех климатических зон. Параметры микроклимата в рабочей зоне должны соответствовать оптимальным или допустимым макроклиматическим условиям. К ним относят температуру, влажность воздуха, скорость его движения.

Производственный шум. Определяют как совокупность апериодических звуков различной интенсивности и частоты. Является распространённым негативным фактором на производстве и негативно влияет на организм человека.

Электромагнитные поля. Создаются различными источниками. На биологическую реакцию организма влияют такие параметры электромагнитных полей, как интенсивность и частота излучения, модуляция сигнала и сочетание частот электромагнитных полей, продолжительность облучения и периодичность действия и т. д.

Требования к безопасности

Безопасные условия труда - это состояние условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено или их воздействие не превышает предельно допустимых значений. Обеспечение данных условий - одно из важнейших требований, предъявляемых к рабочему месту. Отдельно можно выделить следующие виды безопасности труда.

Пожарная безопасность. Предотвращение пожаров осуществляется главным образом путём исключения возможности образования горючих или взрывоопасных сред и источников зажигания. На случай пожара на предприятии должны находиться средства пожарной защиты и сигнализации для предотвращения воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничения материального ущерба от него.

Электробезопасность. Любое современное рабочее место насыщено электрооборудованием, измерительной техникой, автоматикой. Это создаёт условия повышенной опасности поражения электрическим током, а в ряде случаев - особо опасные условия.

В зависимости от специфики к рабочему могут быть предъявлены дополнительные требования обеспечения безопасности труда, такие как взрывобезопасность, химическая безопасность, радиационная безопасность и т. д.

Все виды труда можно разделить на две группы: физический, где преобладает мышечная деятельность, и умственный, где доминирует умственная деятельность.. Существует следующая классификация трудовой деятельности:

1. Формы труда, которые требуют значительной мышечной активности. Эти формы постепенно исчезают, поскольку связаны с тяжелой физической нагрузкой (землекопы, лесорубы и т.п.). У представителœей этих профессий полностью или частично отсутствует механизация производственного процесса, что требует значительных энергетических затрат. Хотя такой физический труд и развивает мышечную систему человека, он обуславливает ряд негативных последствий. Основной – социальная неэффективность физического труда. Для достижения определœенной производительности крайне важно значительное напряжение физических сил человека.

2. Механизированные формы труда - ϶ᴛᴏ многочисленные профессии во всœех отраслях производства. Характерные черты форм механизированного труда связаны со снижением мышечного компонента в работе и усложнение программы действий, уменьшается роль больших мышц в пользу мелких. Задание состоит в развитии точных и быстрых движений. Усложнение программы действий при механизированных формах труда связано с приобретением специальных знаний и двигательных навыков.

3. Групповые формы труда (конвейер). Основой высокой производительности труда на конвейере является автоматизация двигательных навыков, упрощение ряда дополнительных операций, синхронизация труда всœех его участников. Интервал времени между операциями – мера монотонности. В связи с этим нарастает высокая нагрузка на нервную систему, эмоциональную сферу. Поскольку на конвейере работают люди с индивидуальными особенностями нервной системы, то создаются дополнительные нагрузки на нее.

4. Формы труда, связанные с полуавтоматическим или автоматическим производством. В этих формах механизация производства выражена в большей степени. Человек не дополняет механизм, а управляет им, обеспечивая его непрерывную работу. Основной чертой деятельности – готовность к действию и связана со скоростью реакции (оперативный покой). Уровень его бывает различный, исходя из ответственности работы, отношения к ней, скорости действия, индивидуальных особенностей работника. Сохранение состояния оперативного покоя – большая нервная работа.

5. Формы труда, связанные с дистанционным управлением. Разделяют два базовых рабочих ритма. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека. Беспрерывное внимание работника получает разрядку в численных движениях или условно-двигательных актах. В других – редких, работник находится, главным образом, в состоянии готовности к действиям. Наиболее сложные формы – деятельность диспетчеров на производстве или транспорте.

6. Формы интеллектуальной деятельности. С физиологической точки зрения эта форма основывается на сложной работе ЦНС, в которой формируется соответствующая программа действий. Интеллектуальный труд разнообразен, и программы различны по качеству и сложности. С одной стороны - ϶ᴛᴏ простая программа действий, что создает монотонный стереотип (телœеграфисты, бухгалтеры), а с другой – изменяющаяся, сложная программа действий (творческий труд).

Особенности умственного труда. Умственным считается труд, который связан с приемом и переработкой информации. Он требует участия сенсорных систем, внимания, памяти, активизации мышления, эмоциональной сферы. Умственный труд характеризуется большим напряжением деятельности ЦНС, однако не исключает возможности физического напряжения, даже значительного.

Основные виды умственного труда:

1. Работа оператора – группа профессий, связанная с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами (операторы – наблюдатели, операторы – исполнители, операторы – технологи и др.). Для исследования этих профессий, которые встречаются повсœеместно на производстве, создана наука – инженерная психология, изучающая функции человека в автоматизированных системах.

2. Управленческая работа – руководители предприятий, учреждений, преподаватели. В этой группе доминируют факторы, обусловленные ростом объёма информации, дефицитом времени для ее переработки, повышением социального статуса и личной ответственностью за принятие решений. Современному руководителю необходимы различные качества (политические, организаторские, деловые, профессиональные, личностные), эрудиция в различных областях знаний (экономики, управления, техники, технологии, психологии), наличие определœенных навыков (педагога, воспитателя). Для данной формы труда характерны нестандартность решений, нерегулярность нагрузок, возможность конфликтных ситуаций.

3. Творческий труд – один из сложнейших форм деятельности человека, поскольку требует многолетней подготовки, высокой квалификации. Это научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, конструкторы, архитекторы. Для их работы характерно создание новых алгоритмов деятельности (чаще, чем у представителœей других профессий), значительный объём памяти, пристальное избирательное внимание, что повышает уровень нервно-эмоциональное напряжение. Вместе с тем, нерегламентированный график деятельности.

4. Труд медицинских работников. При всœем разнообразии специальностей врача и среднего медработника, у них общие черты – постоянный контакт с больными людьми, повышенная ответственность, часто – дефицитом информации для принятия правильного решения.

5. Работа учеников и студентов. Учебный процесс требует напряжения базовых психических функций – памяти, внимания (особенно концентрации и устойчивости), восприятия. Обучение часто сопровождается стрессовыми ситуациями (экзамены, зачеты).

В умственном процессе принимают участи как специфические (анализаторные), та и не специфические структуры мозга. Во время умственной деятельности процессы охватывают различные корково-подкорковые взаимодействия в обоих полушариях большого мозга. Какая-либо работа сопровождается определœенным нервно – эмоциональным напряжением. При этом обостряется восприятие, внимание, память, проявляются вегетативные изменения. Для каждого вида деятельности необходим определœенный оптимум эмоционального напряжения, при котором реакция организма становится эффективной и совершенной. Эмоциональное напряжение в значительной мере зависит от сложных социально-психологических мотиваций.

Во время выполнения умственной работы психические процессы существенно изменяются. В начале внимание, способность запоминания, скорость решения ʼʼтестовыхʼʼ задач постепенно улучшаются (врабатывание). Чрезмерная работа может угнетать психическую деятельность. Важно заметить, что для сохранения умственной работоспособности большое значение имеют вегетативные функции, которые обеспечивают энергетические затраты. Важным механизмом обеспечения эффективности умственного труда – увеличение кровотока в нервных центрах, которые активно работают. Это осуществляется в основном за счёт перераспределœения кровотока в сосудах мозга. При частом (ежедневном) повторе эти изменения могут привести к патологическим изменениям не только в вегетативной, но и в психической сфере. Особенно часто бывает, когда нет полного восстановления после работы, и утомление переходит в хроническое (переутомление).

Проблемы переутомления и работоспособности тесно связана с возрастными изменениями и с биоритмами человека. Важно, что при умственном утомлении снижается также и физическая работоспособность.

Признаки утомления при умственной деятельности: ощущение слабости, снижение внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабления воли, нарушение моторики (нарушение координации движений, снижение силы), сонливость. Развитие утомления зависит от состояния организма, внешних факторов. При умственном переутомлении работа продолжается за счёт повышения эмоционального напряжения.

Основные закономерности процессов утомления и восстановления (по Г.В. Фольборту).

1. Уровень работоспособности зависит от соотношения процессов утомления и восстановления. Эти процессы развиваются одновременно, но преобладает один из них: если доминирует утомление, работоспособность снижается, в случае если восстановление, работоспособность повышается.

2. Между утомлением и восстановлением существует тесная взаимосвязь. Восстановление стимулируется теми изменениями, которые реализуются в процессе утомления. Во время работы и после нее соотношение между процессами утомления и восстановления изменяются: во время преобладают процессы утомления, но выражены и процессы восстановления.

3. На интенсивность восстановительных процессов влияет скорость развития утомления. В случае если быстрее развивается утомление(при интенсивной работе), то быстрее восстановление после работы.

4. Восстановительные процессы развиваются не прямолинœейно, а волнообразно. Общая тенденция к повышению работоспособности сохраняется. В процессе восстановления разделяются две фазы – достижения начальной работоспособности и устойчивой, постоянной работоспособности.

5. Изменяя длительность работы и отдыха после нее, можно достичь двух состояний – хронического утомления (переутомления) и постепенного повышения работоспособности (тренировка). В случае если человек начинает повторно работать до состояний устойчивой работоспособности, то процессы утопления усуглубляются и развивается переутомление.

6. На развитие утомления влияет торможение в нервных центрах: торможение останавливает работу, препятствуя развитию хронического переутомления и стимулируя развитие восстановительных процессов.

Сам по себе умственный труд, не усложненный негативными эмоциями, существенно не влияет на организм, но среди людей, занятых этой формой деятельности, довольно высокий процент с заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем. Важным методом поддержки высокой работоспособности является чередование умственного и физического труда.

Основные формы трудовой деятельности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные формы трудовой деятельности." 2017, 2018.