Мария магда. Равноапостольная мария магдалина

Жизнь Марии Магдалины, окутанная множеством мифов и легенд, до сих пор
вызывает среди историков религии и богословов отчаянные споры. Кто она, эта загадочная женщина, кем она приходилась Христу, почему намеренно искажался ее образ, и кому было выгодно приписывать ей прошлое блудницы. В этом обзоре ответы на эти неоднозначные вопросы.

В православном и католическом вероисповедании трактовка образа Марии Магдалины кардинально различается: в православии ее чтят как святую мироносицу, излеченную Иисусом от семи бесов, а в традиции Католической церкви ее отождествляют с образом кающейся блудницы Марии из Вифании, сестры Лазаря. Хотя из Библии достоверно известно, что в Священном писании прямо нигде не говорится, что Магдалина была блудницей в какой-либо период ее жизни.

Мария Магдалина - евангельская блудница

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0021.jpg" alt="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " title="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " border="0" vspace="5">


Это римская Католическая церковь то ли случайно, то ли намеренно в лице Папы Григория Великого, придумала обидное для Магдалины прозвище - «блудница» и отождествила ее с евангельской грешницей.

Мария Магдалина - равноапостольная святая мироносица


Однако против того, чтобы считать Марию продажной женщиной, высказался православный святитель Дмитрий Ростовский, который так аргументировал свое мнение: "Если бы Магдалина имела подмоченную репутацию, этим не преминули бы воспользоваться оппоненты Христа. Но при всей своей ненависти к Спасителю, фарисеи ни разу не уличили Его в том, что среди апостолов находится бывшая блудница".


Православная же церковь была склонна видеть в Марии одну из исцеленных Христом женщин, одержимой бесами. Это освобождение стало смыслом ее жизни, и в благодарность женщина решила посвятить Господу всю свою жизнь. И по православной традиции, в отличие от католицизма, Мария считается символом олицетворения женщины-христианки и почитается как равноапостольная святая мироносица.


Мария Магдалина - лучшая ученица Христа и автор Четвертого Евангелия

Среди учеников Спасителя Мария занимала особое место. Ее почитали за столь искреннюю и горячую преданность Христу. И совсем не случайно Господь удостоил Марию чести стать первым свидетелем, кто увидел его воскресшим.


Мало того, большинство исследователей Библии сегодня утверждают, что Четвертое Евангелие было создано неизвестным последователем Иисуса, упомянутый в тексте как любимый ученик. И есть предположение, что это и была Мария Магдалина, которая была одним из первых апостолов-основателей и лидеров ранней Христианской церкви.

Но со временем ее образ стал банальной жертвой борьбы за церковную власть. К IV-V векам даже вообразить себе женщину-лидера уже стало ересью, и Марию Магдалину решили ниспровергнуть."Эта тема стала частью постоянной внутрицерковной борьбы между сторонниками авторитета Церкви и защитниками личного богооткровения".

Мария Магдалина - жена Иисуса Христа и мать его сыновей

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0004.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Образ евангельской Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом, Корреджо, Гвидо Рени. По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни одумавшихся и вернувшихся к нормальной жизни.

По традициям западного искусства Мария Магдалина всегда изображалась в виде кающейся полуобнаженной изгнанницы с непокрытой головой и распущенными волосами. И все творения искусства на эту тему настолько однотипны, что большинство из нас до сих пор уверенны в ее великой грешности.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0005.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США). Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США).

В 1850 году первый вариант этого полотна был приобретен Николаем I для музейной коллекции Эрмитажа. Сейчас оно находится в одном из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0016.jpg" alt="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа. Автор: Carlo Dolci" title="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа.

Основываясь на Библии, мы с первого прочтения действительно найдем мало мест, где упоминается Мария Магдалина.

Евангелие от Матфея

Евангелист Матфей повествуя о событиях, которые происходили во время распятия Христа, упоминает Марию среди прочих женщин, стоявших и наблюдавших издали за происходящим. Матфей отмечает, что эти женщины следовали за Иисусом и служили Ему (Матф. 27:55,56). Далее в этой же главе мы видим Марию сидящую у гроба Господня в пятницу вечером. В следующей главе мы читаем: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб». Матфей, описывая события воскресного утра, сообщает, что, придя ко гробу, женщины нашли его пустым. Ангел стоящий у гробницы, возвестил им, что Христос воскрес и повелел рассказать об этом ученикам. «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» Матф.28:9,10. Это последнее упоминание о Марии Магдалине в Евангелии от Матфея.

Евангелие от Марка

Евангелист Марк также упоминает про Марию Магдалину смотрящую издали с другими женщинами на сцену распятия Иисуса Христа, а также как полагали Его тело во гроб (Марк.15:40,47). В следующей главе Марк также сообщает, что Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его рано утром в первый день недели. Но придя, нашли гроб пустым и Ангела, сообщившего радостную весть, что Иисус воскрес, и повелевшего рассказать об этом ученикам. В трепете и ужасе женщины побежали от гроба и никому ничего не сказали, потому что боялись. Но Марк среди всех женщин особо выделил Марию Магдалину. И не случайно. «Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» Марк.16:9. Из этого текста можно отметить два момента. Во-первых, первым человеком, кому является Христос по Своем воскресении, была именно Мария Магдалина. И она возвестила Его ученикам, но они не поверили, что Он жив и она видела Его. Во-вторых, Иисус изгнал из Марии ранее семь бесов. Согласно словаря Нюстрема слово «Бес» (от греч. Даймон или Даймоннон), обозначает злого духа, который служит своему главному начальнику-дьяволу, «князю бесовскому» (Матф. 9:34). Иоанн в первом послании пишет: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8). Итак, в Марии были семь бесов, которые управляли ее образом мысли, образом жизни. И этот образ был далек от Божьих принципов, изложенных в Его Слове, Его законе. Это говорит о том, что она была полна греха. Но Христос, имея власть над духами нечистыми (Марк. 1:27), может освободить и нас от этих духов и их начальника, подобно тому, как Он освободил Марию. Иисус хочет это сделать, но насильно, без нашей воли, без нашего выбора Он не может освободить нас от греха. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» 1 Ин. 1:9. «Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю» Ис. 1:18. Получив прощение, освобождение от многих грехов, Мария была полна особыми, трепетными чувствами к своему Освободителю. Ее ответная любовь побуждала ее следовать за Христом и служить Ему. Эта же любовь побуждала ее в час страдания на кресте Спасителя быть неподалеку. Все та же любовь вела ее к гробу и в пятницу при погребении, и в первый день недели (воскресение) рано утром. Мария олицетворяла собой образ женщины, первой несущей радостную весть ученикам, а в них и всему человечеству, о воскресении, о жизни. Эта радостная весть о новой жизни, которая теперь доступна каждому человеку, верой принимающему Христа, как своего Спасителя, звучит со страниц Слова Божьего всем.

Евангелие от Луки и от Иоанна

Евангелист Лука подобно Матфею описывает события связанные с Марией Магдалиной. Апостол Иоанн в своем Евангелии особо подчеркивает встречу и разговор между Марией и Христом по Его воскресении. Вначале Мария не узнала Иисуса, приняв Его за садовника, но услышав свое имя, произнесенное Христом, она поняла, что перед ней стоит воскресший Учитель. Он не позволил прикоснуться к Себе, сказав, что еще не восшел к Отцу Своему. И далее Он просит сообщить об этом ученикам Своим, называя их братьями.

Прямого упоминания о Марии Магдалине в Библии более мы не находим, но исходя из ряда фактов можно предположить, что Мария Магдалина и Мария, сестра Марфы и Лазаря, является одной и той же личностью.

Библия не конкретизирует многих личностей, упоминая о них под разными именами. Например, мы не можем с точностью идентифицировать, по крайней мере, двух учеников, которых разные евангелисты именуют по-разному: у Матфея в списке имеются "...Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит...", Марк упоминает "...Фаддея, Симона Кананита...", а Лука говорит про "...Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева..." При этом группировка учеников по двое представлена так, что создается впечатление, будто Симон Зилот - скорее Леввей Фаддей, а не Симон Кананит. А Симон Кананит должен быть Иудой Иаковлевым. Разные имена у одного человека - не редкость у народов Ближнего Востока библейских времен. И подчас только иудейская или христианская традиция помогает (а может быть мешает) нам определить, кто есть кто.

Говоря о Марии, мы можем обнаружить, что в Евангелиях упоминаются несколько женщин с этим именем. Интересно вначале проследить другую Марию, которую Марк называет по-разному: вначале у него появляется "Мария, мать Иакова меньшего и Иосии" (Марк. 15:40), затем идет "Мария Иосиева" (Марк. 15:47), и наконец она предстает нам как "Мария Иаковлева" (Марк. 16:1). Первый текст и окружение этой Марии позволяют нам понять, что это одна и та же женщина, причем названа не по отцу и не по мужу, а по своим сыновьям. И это все мы находим в одном повествовании, что показывает, как евангелисты относились к именованию своих героев.

Что мы знаем о Марии Магдалине, и что знаем о Марии, сестре Марфы и Лазаря? Во-первых, Магдала располагается на берегу Галиллейского озера, неподалеку от Капернаума и Вифсаиды, откуда были первые ученики Христа. Марфа и Лазарь жили в Вифании, которая располагалась вблизи Иерусалима, что весьма далеко от Магдалы. Кажется, это обстоятельство должно сразу же перечеркнуть общность этих двух имен - Марии Магдалины и Марии из Вифании. Однако не будем торопиться, потому что найти простое объяснение такому не сложно, если учесть два обстоятельства: (1) Господь изгнал семь бесов из Марии Магдалины (Марк. 16:9; Лк. 8:2), после чего она с другими исцеленными и очищенными следовала за Иисусом по городам и селениям. (2) Женщина из Вифании была грешницей, которая в доме у Симона вылила драгоценное миро на Иисуса (Лк. 7:37-50; Матф. 26:6,7; Мк.14:3). А в Ин. 11:2 и Ин. 12:1-3 прямо сказано, что Мария сестра Лазаря ”помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими”. Конечно, можно предположить, что было две женщины, совершившие такое благое деяние по отношению к Иисусу в разное время. Но вероятнее всего речь идет об одной женщине. Тогда, мы видим, что “обе” Марии – Мария Магдалина и Мария из Вифании сестра Лазаря имели незавидное греховное прошлое. Обе Марии получили великое прощение от Господа, потому и последовали за Ним. Не потому ли другая безымянная грешница, прощенная Христом, традиционно ассоциируется с Марией Магдалиной? (Ин. 8:11).

Женщина, взятая в прелюбодеянии и приведенная ко Христу, Мария, из которой изгнаны семь бесов, женщина, помазавшая Иисуса драгоценным миро, Мария, сестра Марфы и Лазаря, тоже помазавшая Иисуса миром - традиционно христиане видели во всех этих женщинах одно и то же лицо. «Проповедники, богословы, художники, поэты и певцы все эти события относили к Марии Магдалине, о которой, по словам Христа, должно быть возвещено везде (Матф. 26:13; Марк. 14:9). И хотя эти слова были сказаны о Марии из Вифании, но по всему миру даже среди не христиан именно Мария Магдалина известна как великая грешница, прощенная Господом» (В. Юнак).

«По человеческим понятиям, Мария была безнадежной грешницей, Христос же видел хорошие задатки в ее душе, ее добрые черты. План спасения открыл перед человечеством великие возможности. Эти возможности должны были осуществиться и в Марии. По Его благодати она стала причастницей Божественной природы. Падшая, одержимая некогда нечистыми духами, она ближе узнала Спасителя, общаясь с Ним и служа Ему. Это Мария сидела у Его ног и училась у Него. Это Мария изливала на Его голову драгоценное миро и омыла Его ноги своими слезами. Мария стояла у креста и сопровождала Его тело до гроба. Мария раньше всех пришла ко гробу после Его воскресения. Мария первая провозгласила о воскресении Спасителя.

Иисус знает состояние каждой души. Вы можете говорить: "Я грешник, великий грешник". Вполне возможно. Но чем вы хуже, тем больше нуждаетесь в Иисусе. Он никогда не отвернется ни от одной плачущей, сокрушающейся души. Он, конечно, не каждому раскрывает все, что может открыть, но всякому трепещущему человеку Он повелевает: "Мужайся!" Он охотно прощает всех, кто приходит к Нему получить прощение и избавление от греха.

Христос мог бы повелеть ангелам небесным вылить чаши Его гнева на наш мир, чтобы уничтожить всех, кто исполнен ненависти к Богу. Он мог бы стереть это темное пятно со Своей Вселенной. Но Он не делает этого. Он сегодня стоит в Небесном храме у жертвенника курений, вознося Богу молитвы всех, кто жаждет Его помощи.

Тех, кто ищет в Нем убежище, Иисус ограждает от обвинений и раздоров. Ни человек, ни ангел не могут осудить таких людей. Христос делает их причастниками Своего богочеловеческого естества. Эти люди стоят рядом с великим Искупителем греха в свете, исходящем от Божьего престола. "Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (Рим. 8:33, 34)» (Е.Уайт «Желание веков»).

Сегодня вокруг имени Марии Магдалины существует множество церковных легенд. Однако, нужно понимать, что нет документальных свидетельств, подтверждающих факт наличия в истории описываемых событий и тем более участие в них Марии Магадлины. Все эти предания возникли в христианстве спустя столетия после жизни самой Марии. Возможно, мы видим лишь своеобразную “эксплуатацию” ее известного имени.

Евгения, желаю, чтобы Вы, размышляя над тем, кем была Мария Магдалина, акцентировали внимание на том, что сделал Христос для нее (даровал великое прощение), какая у нее была реакция на это (любовь, следование за Ним, служение, готовность внимательно слушать). Также прошу обратить внимание на то, что какими бы мы грешниками не были, придя ко Христу мы можем получить прощение, спасение и новую жизнь!


Андрей Толстобоков



Здесь = > другие

Одной из самых известных женских фигур в православии является Мария Магдалина, с которой связано как много достоверной информации, так и домыслов разных исследователей. Она является главной среди , а еще ее считают женой Иисусах Христа.

Кто такая Мария Магдалина?

Преданной последовательницей Христа, которая была мироносицей, является Мария Магдалина. Об этой святой известно много информации:

  1. Мария Магдалина считается равноапостольной, а объясняется это тем, что она проповедовала Евангелие с особой ревностью, как и другие апостолы.
  2. Родилась святая в Сирии в городе Магдалы, с чем и связано известное во всем мире прозвище.
  3. Она находилась рядом со Спасителем, когда его распяли и первой воскликнула «Христос Воскрес!», держа в руках пасхальные яйца.
  4. Мария Магдалина мироносица, поскольку она была среди тех женщин, которые утром в первый день субботы пришли к Гробу воскресшего Христа, принеся с собой миро (благовония), чтобы провести умащение тела.
  5. Стоит заметить, что в католических традициях это имя отождествляется с образом блудницы, которая раскаялась, и Марии из Вифании. С ней связано большое количество легенд.
  6. Есть информация, что Мария Магдалина – жена Иисуса Христа, но в Библии об этом нет, ни слова.

Как выглядела Мария Магдалина?

Четкого описания, как выглядела святая, нет, но традиционно для западного искусства и символики представляют ее молодой и очень красивой девушкой. Ее главной гордостью были длинные волосы и у нее они всегда распущены. Связано это с тем, что когда девушка поливала миром ноги Христа, то вытирала их волосами. Чаще обычного Мария Магдалина жена Иисуса изображается с непокрытой головой и сосудом благовоний.


Мария Магдалина – житие

В молодости назвать девушку праведной не повернется язык, поскольку она вела развратную жизнь. В результате этого в нее вселились бесы, которые начали подчинять ее себе. Равноапостольная Мария Магдалина была спасена Иисусом, изгнавшим бесов. После этого события она уверовала в Господа и стала его самой верной ученицей. С этой православной фигурой связано много важных событий для верующих, о которых рассказано в Евангелие и других писаниях.

Явление Христа Марии Магдалине

Священное писание рассказывает о святой только с того момента, как она стала ученицей Спасителя. Случилось это после того, как Иисус избавил ее от семи бесов. В течение всей свой жизни Мария Магдалина сохраняла свою преданность Господу и следовала за ним до конца его земной жизни. В Страстную пятницу вместе с Богородицей она оплакивала умершего Иисуса. Выясняя, кто такая Мария Магдалина в православии и как она связана с Христом, стоит указать, что она была первой, кто в воскресенье утром пришел к гробу Спасителя, чтобы очередной раз выразить свою верность ему.

Желая излить на Его тело благовония, женщина увидела, что в гробу остались только погребальные пелена, а самого тела нет. Она подумала, что его украли. В это время произошло явление Христа Марии Магдалине после воскресения, но она его не узнала, приняв за садовника. Узнала она его, когда он обратился к ней по имени. В результате святая стала той, кто принесла благую весть всем верующим о воскресении Иисуса.

Дети Иисуса Христа и Марии Магдалины

Историки и археологи Британии после своих исследований объявили, что святая была не только верной спутницей и женой Иисуса Христа, но и матерью Его детей. Есть апокрифические тексты, которые описывают жизнь равноапостольной. В них рассказывается, что Иисус и Мария Магдалина имели духовный брак, и в результате непорочного зачатия она родила сына Иосифа Сладчайшего. Он стал родоначальником королевского дома Меровингов. Согласно другой легенде у Магдалины было двое детей: Иосиф и София.

Как умерла Мария Магдалина?

После того как Иисус Христос воскрес, святая начала путешествовать по миру, чтобы проповедовать Евангелие. Судьба Марии Магдалины занесла ее в Эфес, где она оказывала помощь святому Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. Согласно церковному преданию она умерла в Эфесе и там и была погребена. Болландисты уверяли, что святая умерла в Провансе и ее похоронили в Марселе, но это мнение не имеет древних свидетельств.


Где похоронена Мария Магдалина?

Могила равноапостольной находится в Эфесе, где в ссылке на то время жил Иоанн Богослов. Согласно преданию он написал 20 главу Евангелие, в которой рассказывает о встрече с Христом после его Воскресения, под руководством святой. Со времен Льва Философа могила Марии Магдалины остается пустой, поскольку мощи были перенесены сначала в Константинополь, а затем в Рим в собор Иоанна Латеранского, который через время был переименован в честь равноапостольной. Некоторые части мощей находятся и в других храмах на территории Франции, Афона, Иерусалима и России.

Легенда о Марии Магдалине и яйце

С этой святой женщиной связывают традиции . Согласно существующему преданию она проповедовала Евангелие в Риме. В этом городе встретились Мария Магдалина и Тиберий, который был императором. В то время иудеи соблюдали важную традицию: когда человек первый раз приходит к известному человеку, то он должен обязательно принести ему какой-то подарок. Бедные люди в большинстве случаев подносили овощи, фрукты и яйца, с которыми и пришла Мария Магдалина.

В одной из версий рассказывается о том, что взятое святой яйцо было красного цвета, что и удивило правителя. Она рассказала Тиберию о жизни, смерти и воскрешении Христа. Согласно другой версии легенды «Мария Магдалина и яйцо», когда святая явилась императору, то она сказала: «Христос Воскрес». Тиберий засомневался в этом и сказал, что поверит в это только, если яйца на его глазах станут красными, что и случилось. Историки сомневаются в этих версиях, но зато у народа есть красивая традиция с глубоким смыслом.

Мария Магдалина – молитва

Благодаря своей вере святая смогла побороть многие пороки и справиться с грехами, и после своей смерти она помогает людям, которые обращаются к ней в молитвах.

  1. Поскольку Мария Магдалина победила страх и неверие, обращаются к ней те, кто хочет укрепить веру и стать мужественнее.
  2. Молитвенные обращения перед ее образом помогают получить прощение за содеянные грехи. Просят у нее покаяния женщины, которые сделали аборт.
  3. Молитва Марии Магдалине поможет защититься от дурных пристрастий и искушений. Обращаются к ней люди с , чтобы как можно быстрее от них избавиться.
  4. Святая помогает людям получить защиту от магического воздействия со стороны.
  5. Считают ее покровительницей парикмахеров и сотрудников аптек.

Мария Магдалина – интересные факты

С этой известной женской фигурой в православной вере связано много информации, среди которой можно выделить несколько фактов:

  1. Святая Мария Магдалина в Новом Завете упоминается 13 раз.
  2. После того, как церковь объявила женщину святой, то появились реликвии от Магдалины. К ним относят не только мощи, но и волосы, щепки от гроба и кровь. Они распространены по миру и находятся в разных храмах.
  3. В известных текстах Евангелия нет прямых свидетельств о том, что Иисус и Мария были мужем и женой.
  4. Священнослужители уверяют, что роль Марии Магдалины велика, поскольку не просто так сам Иисус называл ее своим «любимым учеником», ведь она понимала его лучше других.
  5. После появления на экранах разных фильмов, связанных с религией, например, «Кода да Винчи», у многих возникли разные сомнения. Например, есть огромное количество людей, которые считают, что на известной иконе «Тайная вечеря» рядом со Спасителем находится не Иоанн Богослов, а сама Мария Магдалина. Церковь уверяет, что подобные мнения абсолютно беспочвенные.
  6. Много картин, стихов и песен написано о Марии Магдалине.

С вятая равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась она в местечке Магдалы в Галилее. Жители Галилеи отличались непосредственностью, пылкостью нрава и самоотверженностью. Эти качества были присущи и святой Марии Магдалине. С юности она страдала тяжким недугом- беснованием (Лк. 8, 2). Перед Пришествием в мир Христа Спасителя бесноватых было особенно много: враг рода человеческого, предвидя свое близкое посрамление, восставал на людей со свирепой силой. Через болезнь Марии Магдалины явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем неколеблемую преданность Господу Иисусу Христу. Когда Господь изгнал из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.

Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, проявляя трогательную заботу о Нем. Она не оставила Господа после взятия Его иудеями, когда начала колебаться вера в Него ближайших учеников. Страх, побудивший к отречению апостола Петра, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном, переживая страдания Божественного Учителя и приобщаясь великому горю Богоматери. Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении (Мф. 27, 61; Мк. 15,47). Служа Господу во время Его земной жизни, она желала послужить Ему и после смерти, воздав последние почести Его Телу, умастив его, по обычаю евреев, миром и ароматами (Лк. 23,56).

Ранним утром на третий день после Распятия святая Мария Магдалина, опередив других жен-мироносиц, пришла ко гробу с ароматами и увидела, что камень, закрывавший вход в гробовую пещеру, отвален (Ин. 20, 1; Мк. 16, 4). Тогда она в смятении возвратилась в Иерусалим и позвала апостолов Петра и Иоанна: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его» (Ин. 20, 2). Апостолы Петр и Иоанн поспешили ко гробу и убедились, что он пуст: Тело Христово исчезло, пелены же, которыми оно было обвито, лежали отдельно от плата, покрывавшего Его главу. Пребывая в душевной растерянности, Петр и Иоанн вернулись в Иерусалим. Мария Магдалина осталась у гроба в безутешном горе, она не рассуждала о происшедшем, но мысли ее и сердце были со Христом. И когда она вновь заглянула во гроб, то увидела там двух Ангелов в белом одеянии, которые спросили ее: «Жена, что ты плачешь?» Страдание святой Марии было так велико, что она, не задумываясь, сказала о своей беде Ангелам то же, что сказала бы людям. Внезапно вид Ангелов стал особенно благоговейным; святая Мария Магдалина невольно обернулась назад и увидела Иисуса, но не узнала Его (Ин. 20, 14). Господь не сразу открыл Себя ей, дабы она привыкла к Его облику. После сострадательного обращения к ней Спасителя- «Жена, что плачешь? Кого ищешь?» - святая Мария, приняв Его за садовника, почувствовала надежду. Она обратилась с доверчивой просьбой к Явившемуся: «Господин, если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» (Ин. 20, 15). И этого было достаточно, чтобы Христос дал ей узнать Себя. Он назвал ее по имени, и она бросилась к Его ногам, воскликнув: «Учитель!». Господь кротко отстранился от нее, дабы просветлить ее помышления и помочь ей уразуметь, что Он воскрес в преображенной плоти: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20, 17). Христос послал святую Марию с вестью от Него к ученикам, и блаженная жена, ликуя, возвестила Апостолам о виденном- «Христос воскрес!» Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной. В этом благовестии главное событие ее жизни, начало ее апостольского служения.

Апостолы вначале не поверили свидетельству Марии Магдалины. После унижения Господа на Кресте они не могли удержаться на высоте веры в Иисуса как Мессию: они воспринимали Его теперь лишь как пророка (Лк. 24, 19). Только после свидетельства святого апостола Петра, которому явился Воскресший Господь, апостолы утвердились в вере в Воскресшего Христа-Спасителя. Святая же Мария Магдалина неустанно проповедовала Воскресение Господне.

По преданию, она благовествовала не только в Иерусалиме. Святая Мария Магдалина отправилась в Рим и видела императора Тиверия (14- 37). Известный своим жестокосердием император выслушал святую Марию, которая рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Затем она поднесла ему красное яйцо со словами – «Христос воскрес!». С этим поступком спятой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг другу красные яйца (яйцо, символ таинственной жизни, выражает веру в грядущее общее Воскресение). Предание утверждает, что Тиверий был тронут проповедью святой Марии. Он предложил римскому сенату включить Христа в сонм римских богов, но сенат отверг это предложение.

Затем святая Мария отправилась в Ефес (Малая Азия). Здесь она помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена. В IX веке при императоре Льве VI Философе (886-912) нетленные моши святой Марии Магдалины были перенесены из Ефеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Папа Римский Гонорий III (1216-1227) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя, где также воздвигнут храм, посвященный святой Марии Магдалине. Части святых мощей равноапостольной Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

На берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, располагался небольшой город Магдала, остатки которого уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель.

В Магдале когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя.

Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами - Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8, 1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову. Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.

Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело. На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни...

Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи. Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.

Надо полагать, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, разойдясь в пятницу вечером по своим домам, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к гробнице не совместно, а каждая из своего дома.

Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа.

Итак, Мария пришла ко гробу одна. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа - Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему - и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: "Женщина, что ты плачешь?" - она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его". Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его.

Он спросил Марию: "Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь?" Она же, думая, что видит садовника, отвечала: "Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его".

Но в этот момент она узнала голос Господа, голос, который был знаком с того самого дня, как Он исцелил ее. Этот голос она слышала в те дни, в те годы, когда вместе с другими благочестивыми женщинами ходила за Господом по всем городам и весям, где раздавалась Его проповедь. Из груди ее вырвался радостный крик: "Раввуни!", что значит Учитель.

Уважение и любовь, нежность и глубокое почтение, чувство признательности и признание Его превосходства как великого Учителя - все слилось в одном этом возгласе. Она больше ничего не могла сказать и бросилась к ногам своего Учителя, чтобы омыть их слезами радости. Но Господь сказал ей: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: "Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему".

Она пришла в себя и снова побежала к Апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее на проповедь. Снова вбежала она в дом, где еще пребывали в смятении Апостолы, и возвестила им радостную весть: "Видела Господа!" Это была первая в мире проповедь о Воскресении.

Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим Апостолам...

Священное Писание не повествует нам о жизни Марии Магдалины по воскресении Христовом, но можно не сомневаться, что если в страшные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Его Пречистою Матерью и Иоанном, то несомненно, что она пребывала с ними же и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа. Так святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.

Священное Предание повествует, что когда Апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. Отважная женщина, сердце которой было полно воспоминаний о Воскресшем, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения Апостолам: "Я видела Господа". С этой проповедью она обошла всю Италию.

Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. По Преданию, она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: "Христос Воскрес!" Затем она рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, казнен по наветам иудейских первосвященников и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат.

Мария повторила слова Апостолов, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца.

Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуня), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: "Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения".

Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме. Очевидно, именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам (16, 6), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая, как он выражается, "много потрудилась для нас". Очевидно, они беззаветно служили Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с Апостолами труды проповедничества.

По Церковному же преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.

Ее святые мощи были в IХ веке перенесены в столицу Византийской империи - Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы воздвигнут в честь ее великолепный храм.

Православная Церковь свято чтит память святой Марии Магдалины - женщины, призванной Самим Господом от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу.

Погрязшая когда-то во грехе, она, получив исцеление, искренне и бесповоротно начала новую, чистую жизнь и никогда не колебалась на этом пути. Мария возлюбила Господа, призвавшего ее к новой жизни; она была верна Ему не только тогда, когда Он, изгнав из нее семь бесов, окруженный восторженным народом, проходил по городам и селениям Палестины, снискав Себе славу чудотворца, но и тогда, когда все ученики из страха покинули Его и Он, уничиженный и распятый, в муках висел на Кресте. Вот почему Господь, зная ее верность, именно ей первой явился, восстав от гроба, и именно ее сподобил быть первой же проповедницей Своего Воскресения.