За что сидел знаменитый актер Георгий Жжёнов . За что сидел знаменитый актер Георгий Жжёнов Жизнь между двумя заключениями

Выдающийся советский актер Георгий Жжёнов прожил долгую жизнь. На долю его выпали не только слава и успех, но и серьезные испытания. Так, в эпоху сталинских репрессий он дважды был осужден по сфабрикованным обвинениям.

Цирк и кино

Родился Георгий Степанович Жжёнов в марте 1915 года в Петрограде, в семье булочника. Несмотря на то, что семья была бедной, дети тянулись к учебе. Старший брат Георгия Борис в начале 30-х годов поступил в университет, а сам Георгий после окончания восьмилетки с физико-математическим уклоном был принят на акробатическое отделение эстрадно-циркового училища. Вскоре вместе с одним из сокурсников, своим тезкой, он стал выступать на арене Ленинградского цирка в акробатическом дуэте «2-Жорж-2».

Именно в цирке его увидели сотрудники «Ленфильма». Молодой человек получил главную роль в фильме «Ошибка героя» (1932). После этого, бросив цирк, Жжёнов поступил в Ленинградский техникум сценических искусств на курс Сергея Герасимова. Он снялся в нескольких фильмах, включая легендарного «Чапаева».

Хождение по мукам

В декабре 1934 года в Ленинграде был убит Киров. Борис Жженов, как и другие студенты ЛГУ, должен был принимать участие в траурной процессии. Но он отказался, так как у него не было исправной обуви, чтобы провести несколько часов на морозе… Это расценили как враждебное отношение к Советской власти. Вскоре Бориса исключили из университета. Позднее его восстановили, но в декабре 1936 года снова вызвали в НКВД. Оттуда он уже не вернулся, получив семь лет за «антисоветскую деятельность».

Семью Жжёновых выселили из Ленинграда. Кроме Георгия – за него заступились друзья-киношники и сам Герасимов.
Летом 1938 года Жженов вместе с группой киноактеров отправился на съемки в Комсомольск-на-Амуре. В поезде они встретились с американским дипломатом, ехавшим во Владивосток в составе делегации. Разумеется, попутчики вели разговоры друг с другом. После поездки в НКВД поступил рапорт о «контактах с иностранцем». Этого плюс репутации родственника «врага народа» оказалось вполне достаточно для обвинения Жжёнова в шпионаже. Когда Георгий вернулся в Ленинград, за ним пришли.

В знаменитой ленинградской тюрьме «Кресты» Жжёнову пришлось пройти все круги ада. Его допрашивали с пристрастием – пытали, били, лишали сна… Другие не выдерживали издевательств и признавались в самых абсурдных вещах. Но спортивный, тренированный артист наотрез отказался признать обвинение в шпионаже. В результате его не расстреляли, а дали пять лет лагерей.
Так Жженов попал на Колыму, где ему пришлось вынести голод, холод, изнурительный труд, ежедневную борьбу за выживание… В войну в колымские лагеря почти не завозили продуктов, и зэки вымирали сотнями.

В 1943 году руководитель разъездной актерской агитбригады Никаноров случайно узнал бывшего киноактера в покрытом струпьями доходяге из штрафного лагеря на прииске Глухарь, и добился сначала его перевода в свою агитбригаду, а затем - в Магаданский музыкальный драматический театр, труппа которого почти вся состояла из заключенных.

В 1944 году срок заключения актера подходил к концу. Однако его вызвали к лагерному начальству и попросили расписаться в постановлении о дополнительном сроке – еще 21 месяц лагерей.

Вторая попытка

В 1945 году Жжёнова наконец освободили, и благодаря Герасимову он нашел работу на Свердловской киностудии, где снялся в фильме «Алитет уходит в горы» - о советской Чукотке. Но в 1949 году актера арестовали снова. На этот раз, правда, его приговорили не к лагерям, а к ссылке в Норильск. Там он устроился в местный драмтеатр имени Маяковского, где играл вместе с Иннокентием Смоктуновским, уехавшим в Сибирь, чтобы пересидеть смутное время – он опасался ареста за то, что в 1943 году попал в плен к немцам.

В Норильске Жжёнов попытался создать семью с актрисой Ириной Махаевой. Для него это был уже третий брак – два предыдущих были прерваны арестами… Позднее у них родилась дочь Марина.
Только в 1955 году, будучи полностью реабилитированным, актер смог вернуться в Ленинград. Сначала работал в областном драмтеатре, но уже в 1956 году стал сниматься на «Ленфильме». Всенародная известность пришла к нему в конце 60-х - начале 70-х после съемок в картинах «Ошибка резидента» и «Судьба резидента».
Актер был удостоен многих государственных наград, а в 2005 году вся страна отмечала 90-летие Георгия Жжёнова – народного артиста и бывшего зэка.


Человек несгибаемой роли

8 декабря 2005 года в Москве в Национальном медико-хирургическом центре имени Пирогова на 91-м году жизни умер народный артист СССР, кавалер многих орденов и лауреат многих премий Георгий Жженов. Его жизнь вместила в себя около 200 ролей и 16 лет тюрем, лагерей, ссылок.

Возможно, тайна активного долголетия Георгия Жженова, до самой смерти выходившего на сцену Театра имени Моссовета в пьесе Эрнста Томпсона "На Золотом озере", как раз в том, что у него украли 16 лучших лет жизни. Была такая уникальная порода людей, отсидевших невероятные сроки и словно решивших, что пропащие годы "не в счет" и надо сделать все то, что они сделали бы, сложись их жизнь по-человечески, а до тех пор не умирать. Такими были писатель Олег Волков, отсидевший 28 лет и доживший почти до 100, художник Александр Батурин, отсидевший 20 и доживший до 90, и Георгий Жженов.

Актеру начать жизнь сначала труднее, чем писателю. Второй кинодебют Жженова состоялся после реабилитации в 1955 году, первый - в 1932 году в "Ошибке героя" Эдуарда Иогансона, где дебютировал и его друг Ефим Копелян. Он уже отучился на акробата в Ленинградском эстрадно-цирковом техникуме, куда поступил в 15 лет по документам старшего брата Бориса, выступал в цирковом номере каскадных эксцентриков "2-Жорж-2". Закалка помогала в лагере, хотя сам Жженов считал, что выжил благодаря "малоинтеллигентности" и тому, что еще до ареста не имел "никакой веры в справедливость, в закон".

В 1932 году Георгий Жженов поступил в мастерскую Сергея Герасимова в Ленинградском институте сценических искусств, снимался в небольших ролях, зато в громких фильмах: в "Чапаеве" (1934) играл Тимошку, адъютанта Фурманова. На съемки "Комсомольска" (1938) по просьбе Сергея Герасимова его отпустил уже НКВД. Ехать-то ему полагалось в ссылку: Борис уже сидел, он погибнет в Воркуте в 1943 году, тогда же в Мариуполе румынские оккупанты убьют второго брата. Жженов считал, что живет с тех пор за троих.

Вернувшись со съемок, он был арестован, попросил жену не ждать его, прошел пытки в "Крестах". Не забыл и не простил ничего. В перестройку опубликовал рассказы, по градусу ужаса и зоркости взгляда сравнимые с прозой Варлама Шаламова. Поехал с режиссером Сергеем Мирошниченко по Колыме. В телефильме "Русский крест" из-под невозмутимой маски актера сверкнул отчаянный оскал, как его звали блатные, "мутного фраера", с которым лучше не связываться: неизвестно, как ответит на наезд. Освободившись с Колымы в 1945 году, играл в Первом заполярном театре драмы (1945-1946), по ходатайству не забывшего его Герасимова, работал на Свердловской киностудии (1947-1948), после ее перевода в Москву, куда путь ссыльному был заказан, в Театре драмы Павлова-на-Оке, откуда его и взяли повторно и отправили в пожизненную ссылку. В ожидании смерти Сталина играл в Норильском театре вместе с прятавшимся там от репрессий "за плен" опасливым Иннокентием Смоктуновским. Жженов буквально выпихивал его, чтобы такой талант не пропал, в Москву с рекомендательными письмами к другу юности Аркадию Райкину.

В 1955 году он вернулся в Ленинград, играл в областном театре на Литейном, Театре имени Ленсовета, в 1968 году Юрий Завадский пригласил его в Москву - играть в пьесе "Бегство от жизни" последние дни Льва Толстого. Пьесу закрыли, но Театр имени Моссовета стал для Жженова домом на 35 лет.

Бывают в жизни странные рифмы. Жженова посадили как "американского шпиона": в транссибирском поезде актеры выпивали с американским военно-морским атташе. В своей "второй жизни" он был самым "американским" актером советского кино. Сравнить его можно лишь со звездами "золотого века" Голливуда - Хамфри Богартом, Джеймсом Стюартом. Он не "перевоплощался". Он наполнял экран гордым индивидуализмом, сдержанной мужественностью, умудренной проницательностью взгляда, весомостью присутствия в любой роли. Он гордился, что писатель Джеймс Олдридж представлял именно его в роли летчика из "Последнего дюйма", а американец-консультант на съемках "Всей королевской рати" (1972) Наума Ардашникова и Александра Гуткевича назвал его лицо "самым американским". Роль демагога-губернатора Вилли Старка, воплощенного властного безумия, он справедливо считал лучшей в жизни. Дрожь пробирает, когда Вилли камлает перед толпой: "Кровь! Я вижу кровь на Луне! Дайте мне топор!"

Про другие роли он говорил, не жалуясь, а констатируя: "Я играл лишь то, что не могли переварить Олег Ефремов, Михаил Ульянов и еще Евгений Матвеев". Неизменно достойно Жженов играл в крепком жанровом кино. Военном ("Горячий снег", 1973), шпионском ("Меченый атом", 1972), историко-революционном ("Гибель эскадры", 1965), производственном ("Выбор цели", 1974). Даже в первом советском как бы фильме катастроф "Экипаж" (1980). Два персонажа резко выделялись из череды сыгранных им суровых и благородных мужчин: автоинспектор, преследующий вора Деточкина, но понимающий его, в "Берегись автомобиля" (1966) Эльдара Рязанова и белоэмигрант граф Тульев в "Ошибке резидента" (1968) Вениамина Дормана. В четырех фильмах о резиденте Жженов играл не шпиона, распропагандированного КГБ, а ломаную русскую судьбу ХХ века, героя, всегда бравшего, пусть и ошибочно, ответственность на себя.

За роли чекистов Жженов был осыпан наградами КГБ и МВД. Получая одну из них, пошутил: "Вы мне за это хотя бы место солнечное дадите в камере, если снова посадите?" За последние 17 лет он сыграл только в "Незримом путешественнике" (1998) Игоря и Дмитрия Таланкиных: говорил, что приглашают сниматься "в том, что я презираю, ненавидел и ненавижу". В 2000 году ему открыли памятник в Челябинске; он не знал, "смеяться или плакать", испытывая лишь неловкость. Давали одну за другой награды "За честь и достоинство": ну а какую формулу можно было еще приложить к этому невероятному человеку и актеру? Плавал в море, пил водку, работал в комиссии по помилованию, сетовал, что "только вот-вот перестал ухаживать за девушками", "присматривался" к Путину взглядом старого лагерника и горячо радовался "актам возмездия" обиженных властью людей.

Георгий ЖЖЕНОВ

Г. Жженов родился 22 марта 1915 года в простой семье. Как гласит семейное предание, один из прадедов артиста парился в русской печке (беднота тогда использовала вместо бани печи) и сжегся в ней. Отсюда и фамилия - Жженов.

Родители Жженова были из крестьян Тверской губернии - в начале века они подались в Петербург, где глава семьи - Степан Филиппович - открыл собственную пекарню. В семье было трое детей и все - мальчики (Георгий был младшим). Так как оба его брата увлекались спортом, а старший - Борис - даже был профессиональным циркачом, Георгий с детства знал, куда себя направить - в 1930 году он поступил в Ленинградский эстрадно-цирковой техникум. Как признается позднее сам Жженов, немалое значение в его выборе играла и любовь. Он был тогда влюблен в свою одноклассницу Люсю Лычеву, ради которой даже прыгал с парапета набережной в ледяную воду Невы, и мечтал показаться ей под куполом цирка. И его мечта сбылась.

Окончив училище, начинающий артист попал в цирковую труппу, где занимался темповой партерной акробатикой. В 1933 году на одно из этих представлений пришел кинорежиссер Иогансон, который вдруг разглядел в юном акробате актера кино. Так Жженов попал на роль тракториста Пашки Ветрова и немую картину «Ошибка героя» (в этом же фильме состоялся дебют еще одного актера, который впоследствии станет знаменитым, - Ефима Копеляна). Г. Жженов вспоминает: «Что забавно, для кинопробы выбрали сцену объяснения в любви с поцелуями. Мне не стукнуло еще семнадцати; целомудренный и застенчивый паренек, я стеснялся и краснел, руки дрожали, мышны лица подергивались. А на главную женскую роль пробовались сразу семь молодых актрис!»

Таким образом состоялся дебют нашего героя в кино, и с этого момента у него началась другая жизнь - киношная.

Буквально за короткое время Жженов умудрился сняться сразу в нескольких картинах: «Строгий юноша», «Наследный принц республики», «Золотые огни». Вскоре он окончательно просил цирк и пошел учиться на актера - поступил в Ленинградское театральное училище (попал сразу на 2-й курс, который сначала вели А. Зархи и И. Хейфиц, а затем - С. Герасимов). На пом же курсе учился и Петр Алейников.

Стоит отметить, что уже в те годы Георгий пробовал свои силы и в литературе - писал короткие рассказы, очерки. С. Герасимов, ознакомившись с некоторыми его произведениями, заметил: «Из тебя, Жора, хороший сценарист может получиться».

Еще одним «побочным» увлечением Жженова в те годы был футбол. Он играл правого инсайда в сборной профсоюзов Ленинграда и, по мнению специалистов, играл неплохо. И тот же Герасимов поставил перед ним дилемму: «Выбирай: либо футбол, либо кино». Жженов выбрал последнее.

Окончив училище в 1935 году, актер продолжает активно сниматься в кино. Его приглашает А. Довженко сыграть ординарца батьки Боженко в фильме «Щорс», а братья Васильевы берут на эпизодическую роль в ставший затем знаменитым фильм Чапаев» (правда, при монтаже все эпизоды с участием нашего героя почему-то вырежут). В 1937 году про него вспоминает С. Герасимов и утверждает на роль комсомольца Маврина в фильме «Комсомольск». Картина вышла на экраны страны на спедующий год, но Георгий ее премьеры уже не застал - в те дни он был уже под арестом. Что же произошло?

Этого заявления вполне хватило для того, чтобы обвинить Бориса Жженова в антисоветской деятельности и арестовать его. А следом настала очередь и его младшего брата - Георгия. Причем его арестовали тоже по доносу. Некий молодой актер написал, что тот во время съемок «Комсомольска» познакомился с военным атташе Америки и, находясь с ним в одном купе поезда, распевал песни, шутил и т. д. Этого оказалось достаточно, чтобы решить судьбу Жженова. Правда, арестовали его только со второго захода. Чекисты пришли за ним в последний съемочный день, и дирекция киностудии «Ленфильм» обратилась в НКВД с настоятельной просьбой отложить арест на один день, чтобы завершить съемки. И такое разрешение было получено. Актер благополучно отснялся и на следующий день был арестован. Им с братом «впаяли» 58-ю статью, дали по 8 лет и отправили в разные места: Борис попал в Норильск, а Георгий - в Магадан. А семью Жженовых выселили из Ленинграда.

Первые два года Жженов валил лес на таежных делянках Дукчанского леспромхоза (его напарником по двуручной пиле был советский разведчик Сергей Чаплин). А когда началась война, их этапировали в тайгу на золотые прииски. Там Чаплин погиб. Тысячу раз мог погибнуть и Георгий, однако судьба была милостива к нему, каждый раз отводя от него костлявую в самый последний момент. Например, в 1943 году он, будучи больным цингой, отмахал пешком по тайге 10 километров, чтобы добраться до прииска «17», где его дожидались две посылки, которые его мать еще в 1940 году отправила ему с воли. И он дошел. И хотя все содержимое посылок успело за три года испортиться, этот переход оказал на заключенного самое благотворное влияние. После него он вдруг понял, что выживет в этом аду.

А вот у его братьев судьба оказалась куда как печальнее: в 1943 году Борис умер в воркутинском лагере от дистрофии, а другого на глазах у матери расстреляли фашисты в Мариуполе.

Между тем в 1944 году Жженову вновь повезло - его приняли в труппу Магаданского театра. Театр был многожанровый: и опера, и оперетта, и драма, и эстрада, и цирк. Труппа состояла из 180 человек, причем 120 из них - зеки. Через этот театр прошли многие известные актеры и режиссеры: Леонид Варпаховский, Юрий Розенштраух, Александр Демич, Константин Никаноров, Вадим Козин и другие.

Именно в этом театре Жженов встретил свою первую жену, тоже актрису из Ленинграда по имени Лида. Ее арестовали как «врага народа» в 1937, приговорили сначала к расстрелу, но затем заменили его десятью годами лагерей. В 1946 году у них родилась дочь, которую назвали Аленой. В конце того же года они наконец освободились и вернулись на материк. Около года Жженов работал на Свердловской киностудии - фактически под гласным надзором. Потом его выгнали из-за отсутствия прописки, и он устроился в труппу маленького театра в городке Павлово-на-Оке. Но жизнь там продолжалась недолго. Уже в июне 1949 года (когда в стране началась вторая волна сталинских чисток) его вновь арестовали и бросили в горьковскую тюрьму. Через полгода объявили заочный приговор Особого совещания: ссылка в Красноярский край. Этап через всю Россию в Красноярск. Еще два месяца тюрьмы. И наконец, Норильск - Норильский заполярный драмтеатр, где он работал в качестве ссыльного актера вплоть до реабилитации в 1954 году (в этом же театре тогда играл и И. Смоктуновский).

В том году Жженов наконец вернулся в Ленинград и был принят в труппу Театра имени Ленсовета. А в 1956 году он вернулся и в кино. Режиссер Михаил Добсон (они познакомились в камере ленинградского НКВД) приступил к съемкам фильма «Шторм» и пригласил актера на одну из ролей - солдата Гаврилова.

Касаясь личной жизни Жженова, отмечу, что в начале 50-х умерла его первая жена. Он женился повторно, и в этом браке у него родилась дочка - Марина. Но этот брак продержался недолго. В 1957 году он вновь женился - на этот раз на актрисе Лидии Малюковой. Этот брак принес еще одного ребенка и вновь девочку - ее назвали Юлей.

В период с 1957 по 1966 год Жженов снялся в 18 фильмах, однако в большинстве своем это были эпизодические роли, которые сегодня мало кто помнит. Хотя были среди них и удачи. Например, в фильмах «Тишина», «Третья ракета» (оба - 1963) и Июльский дождь» (1967). Однако роли, исполненные актером в двух последних фильмах, зритель так и не увидел.

«Третью ракету» снял режиссер Ричард Викторов - это была первая экранизация военной прозы В. Быкова. Увидев этот фильм, итальянский режиссер Филиппо Де Сантис сказал: «Он должен завоевать все премии, которые существуют в мировом кинематографе». Однако ничего этого не произошло. ГлавПУР Советской Армии встал грудью на пути этого правдивого фильма, а его начальник генерал Епишев заявил: «Если увижу где-нибудь рекламу этого фильма, прикажу танками оцепить кинотеатр!» Так что фильм массовый зритель так и не увидел.

Нечто подобное произошло и с фильмом «Июльский дождь». Рассказывает режиссер М. Хуциев: «В фильме вырезали очень серьезный эпизод - фактически всю роль Георгия Жженова. Он играл такого полусумасшедшего кагэбэшника. Героиня Ураловой, когда ходила по избирателям, попадала в его квартиру. Слово за слово - и она уже оказывалась как бы на допросе. В конце он говорил по привычке: «Давайте ваш пропуск, я подпишу» и поднимал телефонную трубку: «Иванов, пропустите…» Написали мы этот эпизод из озорства, почти наверняка зная, что его не разрешат. А когда сняли и увидели, как Жженов здорово сыграл, поняли, что сцена становится одной из принципиальных в фильме».

Первая известность к актеру Жженову, когда зритель его по-настоящему отметил и запомнил, пришла в 1966 году - с ролью автоинспектора ОРУДа в фильме «Берегись автомобиля!». Хотя и здесь был эпизод, но актер сыграл его блестяще.

Затем были роли в фильмах: «А теперь суди…» (1967), «Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна», «Весна на Одере», «Доктор Вера» (все - 1968).

В 1968 году Жженов ушел из Театра имени Ленсовета из-за конфликта с главным режиссером И. Владимировым. Особенно этот конфликт усугубился после того, как актера избрали председателем месткома театра. В конце концов Жженов оказался перед выбором: либо потерять уважение своих товарищей по театру, либо встать на сторону администрации. И он подал заявление об уходе. И вот что удивительно: после этого в родном Ленинграде ему предложил работу только один театр - комедии, а в Москве - семь. Встав перед таким выбором, Жженов стал мучительно думать: куда идти? И неизвестно, чье предложение он бы тогда принял, если бы не случай. Ему позвонил главный режиссер Театра имени Моссовета Юрий Завадский и предложил роль, о которой артист мечтал всю жизнь, - Льва Толстого в спектакле по пьесе С. Ермолинского «Бегство в жизнь». Это и решило дальнейшую судьбу нашего героя. Он переехал в Москву и жил только этой ролью. Однако спектакль так и не увидел свет. Министр культуры Е. Фурцева, побывав на его репетиции, заявила, что грязное белье великого русского гения выставлять на всеобщее обозрение она не позволит. И не позволила.

В 1969 году на экраны страны вышел фильм Вениамина Дормана «Ошибка резидента», в котором Жженов сыграл главную роль - иностранного разведчика русского происхождения Тульева. Эта картина принесла ему всесоюзную славу. В прокате она заняла 9-е место, собрав на своих сеансах 35,4 млн. зрителей.

Г. Жженов вспоминает: «Несколько эпизодов фильма снимались в знаменитой «Матросской тишине». Это были самые мучительные для меня съемки - я вспомнил прошлое. Не передать того тягостного ощущения на съемочной площадке, ожидания, когда же наконец кончится смена…»

В 1970 году на экраны страны вышло продолжение «Ошибки резидента» - фильм «Судьба резидента». На этот раз картина заняла в прокате 13-е место, собрав 28,7 млн. зрителей.

В 1969 году Жженов имел прекрасную возможность впервые к своей творческой биографии сыграть матерого уголовника: режиссер Анатолий Бобровский предложил ему роль Графа в картине «Возвращение «Святого Луки». Однако директор «Мосфильма» Н. Сизов воспротивился этому выбору, объяснив свое решение просто: «Если Жженов сыграет эту роль, то все симпатии зрителей будут на его стороне. Пусть лучше играет милиционера, но не бандита». Но актер наотрез отказался играть другого героя и в результате фильм вышел без него. Роль Графа в нем сыграл Владислав Дворжецкий.

Между тем, потеряв эту роль, Жженов через год получил другую, которая станет одной из лучших в его карьере. Речь идет о роли Вилли Старка в телефильме «Вся королевская рать».

Первоначально на эту роль был утвержден прекрасный актер Павел Луспекаев. Однако в самом начале съемок (в апреле 1970 года) он скончался. И роль отдали Жженову. Позднее он признается: «Самая моя любимая роль - Вилли Старк».

А вот другую роль - генерала Бессонова - в фильме «Горячий снег» (1972) артист долгое время отвергал. Он тогда был сильно загружен в театре, съемками в других картинах, поэтому сниматься в ней не хотел. Но все тот же директор «Мосфильма» Н. Сизов буквально упросил его согласиться на съемки. Как оказалось, не зря. Эта роль также стала одной из лучших в послужном списке актера. Именно за нее в 1975 году он был удостоен Государственной премии РСФСР и Серебряной медали имени А. Довженко.

Новая волна зрительской любви к Жженову пришлась на 1980 год, когда на экраны страны вышел фильм Александра Митты «Экипаж». В нем он сыграл одну из главных ролей - командира лайнера Тимченко. В прокате картина заняла 3-е место, собрав 71,1 млн. зрителей.

В 1980 году Г. Жженову было присвоено звание народного артиста СССР.

В следующее десятилетие актер снимался менее активно, чем в два предыдущих десятилетия, предпочитая больше времени уделять театру. На сцене Театра имени Моссовета он играл о спектаклях: «Суд над судьями», «Дядя Ваня», «Царствие земное» и др.

В 1981 году он принял предложение В. Дормана сняться в третьем фильме о резиденте - «Возвращение резидента». Однако эта картина оказалась намного слабее, чем две предыдущие. В прокате фильм занял 15-е место, собрав 23,9 млн. зрителей.

В начале 90-х годов в Театре имени Моссовета появился новый спектакль - «На золотом озере» по пьесе Э. Томпсона. В свое время его ставили на Бродвее, затем появился фильм, и котором главные роли играли Генри и Джейн Фонда (отец и дочь). В московской постановке эти роли тоже сыграли отец и дочь, только уже Жженовы - Георгий и Юлия. Как признался после премьеры Георгий Жженов: «Для меня это не просто очередная роль, актерская работа по душе: это гражданский поступок, общественно значимая акция. В наше время, когда вокруг столько взаимной злобы, всякого беспредела, противопоставить этому сияющую чистотой душу; не пессимизм, к которому приходит в финале своей жизни человек, а продолжение веры и жизнь! Роль в этой пьесе утолила мою тоску по несыгранному».

В наши дни жизнь Жженова составляют театр и дом. Один его дом - в двухстах метрах от квартиры младшей дочери Юли, другой он построил под Москвой, на Икше. Там он проводит свои выходные дни один или с женой Лидией Петровной.

Г. Жженов рассказывает: «Вообще мне нравятся женщины мягкие, слабые, нежные. А супруга у меня обладает отнюдь не покладистым характером. Поэтому мы часто ругаемся. У нас больше ссор, чем мира в семье. Я более крепок психически, что ли, а Лидия Петровна истерична, как большинство женщин, у нее истрепаны нервы, как у всякой актрисы с не очень счастливой судьбой. Ведь Лидия Петровна - прекрасная актриса была, в Питере огромный успех имела… Но мне уже поздно рыпаться…

Современные политики мне отвратительны. Когда с экрана телевизора отцы нации говорят о своих доходах, когда я вижу трехэтажные каменные особняки генералов, читаю и слышу, что рабочие объявляют голодовки, потому что им не платят заработную плату, то понимаю, что живу в больном государстве. Даже в своем родном театре я, русский актер, играю все больше иностранцев. Я никогда не паниковал и никогда не поносил свою собственную судьбу, мне всегда было за «державу обидно». Сыграно более 100 ролей в театре, более 80 в кино, так о чем жалеть? Нет времени посидеть на берегу с удочкой, потому что сижу пишу рассказы по своим воспоминаниям, а надо еще многое успеть. (Г. Жженов уже выпустил сборник воспоминаний «Омчагская долина» и книгу «От Глухаря до Жар-птицы». - Ф. Р.). Читаю сценарии, которые мне присылают, пытаясь найти для себя интересную, глубокую роль, а ничего пока нет, и жаль этого потерянного времени…

Друзья у меня большей частью не актеры. Приятельские отношения могут быть, а настоящие друзья - где хотите, но не в актерской среде. Не знаю, хорошо это или плохо, но в моей жизни это так…»

Весной 1997 года, во время торжественной церемонии вручения высшей кинематографической награды России «Ника», Г. Жженов стал обладателем почетного приза за честь и достоинство.

P. S. Старшая дочь Г. Жженова - Алена - живет в Риге, работает художником-дизайнером и возглавляет одну из частных фирм. Ее дочери Даше уже 17 лет.

Средняя дочь - Марина - живет в Санкт-Петербурге и содержит школу этикета. У нее есть сын Петр.

Младшая дочь - Юлия - работает с отцом в одном театре и живет рядом с родителями. Ее дочери Полине 6 лет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

8 декабря – Георгий ЖЖЕНОВ На долю этого человека выпали нечеловеческие испытания. Его карьера в кинематографе началась со знаменитого фильма «Чапаев». И хотя роль была эпизодическая, она открывала перед 19-летним актером отличные перспективы. Но тогда им не суждено было

Сто кругов ада Георгий ЖЖЕНОВ Карьера Георгия Жженова в кино началась довольно рано: ему было 18 лет, когда в 1933 году он снялся в фильме «Ошибка героя». Потом было еще несколько фильмов, самым известным из которых был «Комсомольск» (1937) Сергея Герасимова. Однако премьеры

БУРКОВ Георгий БУРКОВ Георгий (актер театра, кино: «Зося» (1967; Семенов), «Зигзаг удачи» (1969; фотограф Петя), «Старики-разбойники» (1971; следователь прокуратуры Федор Федорович Федяев), «Печки-лавочки» (1973; вор в поезде Виктор Александрович), «Калина красная» (1974; вор Губошлеп),

ЖЖЕНОВ Георгий ЖЖЕНОВ Георгий (актер театра и кино: «Ошибка героя» (1932; главная роль – тракторист Пашка Ветров), «Чапаев» (1934; Тереша), «Чужая родня» (1956; гость на свадьбе), «Шторм» (1957; Гаврила), «Ночной гость» (1959; главная роль – художник Сергей Петрович), «Балтийское небо»

Георгий Рублев В семинаре Сельвинского изредка появлялся желтолицый, черноволосый, старообразный, высокий, плотный, болезненный Жора Рублев. Он был старше меня на четыре - пять лет, а казалось - на двадцать. Познакомившись с нами, Рублев зазвал нас в гости, и в доме его на

Отец Георгий Чтобы я появился на свет 30 марта 1904 года, необходима была, естественно, встреча моей матери с моим отцом. Само по себе это событие крупного исторического значения не имело, но так получилось, что венчал эту пару отец Георгий Гапон, знакомый отца - личность,

Глава 24. Несожженный Жженов Георгий Жженов родился 22 марта 1915 года в Петрограде. Его родители – из крестьян Тверской губернии. В начале века они подались в Северную столицу, где глава семьи Степан Филиппович открыл собственную пекарню. В 1930 году Г. Жженов поступил, кстати,

ГЕОРГИЙ ГАРАНЯН...Ничто не предвещало беды: он прилетел в Краснодар для участия с городским Биг-бэндом в совместном выступлении с Мишелем Леграном. Накануне вечером ему стало плохо. Его госпитализировали в городскую Больницу скорой медицинской помощи с подозрением на

ГЕОРГИЙ Охвачена жарким и светлым пожаром Забуду ль о прошлом, о темном, о старом? О звоне серебряных колец кольчуги, О князе, о храбром забуду ли, други! Всегда в горделивом и нежном восторге Я имя твое повторяю - Георгий! На фоне Российских алеющих зарев - Мой храбрый

Многим хорошо известен замечательный русский актер Георгий Жженов. Биография, семья его, которую он создавал четырежды за свою долгую жизнь, являются темой предлагаемой статьи. Жженову выпало претерпеть немало невзгод, но он перенес их с честью и достоинством.

Происхождение и родители

Где родился Георгий Жженов? Биография его началась в Петрограде в 1915 году в семье ремесленника-булочника. На матери Георгия Марии Федоровне его отец Степан Филиппович женился, уже будучи вдовцом и отцом пяти дочерей. Просто поехал в родное тверское село, присмотрел себе в жены девушку и увез в Петербург, воспитывать имеющихся детей и рожать новых, которых добавилось аж шесть человек. Воспитанием детей отец особо не утруждался, дружил с «зеленым змием». Все громадное семейство Жженовых в годы Первой мировой и Гражданской войн, послевоенной разрухи и первых лет Советской власти вытянула на своем горбу именно мать, простая русская женщина, о которой сам Георгий Жженов вспоминал с особой теплотой до последних дней своей долгой жизни.

Юность и начало актерской карьеры

Но несмотря на все трудности семья жила, старшие дети подрастали и уходили жить самостоятельной жизнью. Старший брат Георгия Борис, с которым он был очень дружен, в начале 30-х годов поступил в университет, а сам он, будучи очень сильным и спортивным юношей, после окончания восьмилетней школы в 1930 году поступил в эстрадно-цирковое училище на акробатическое отделение. Уже через год появился цирковой актер Георгий Жженов, биография которого началась на арене Ленинградского цирка в акробатическом дуэте «2-Жорж-2». Партнером его по выступлениям стал один из сокурсников, его тезка, отсюда и название дуэта.

Георгий Жженов, биография которого впоследствии сделала много крутых поворотов, всегда с благодарностью вспоминал о своих цирковых истоках. До конца дней своих он сохранял прекрасную физическую форму (благодаря ей он, вероятно, и выжил на Колыме), и даже на восьмом десятке лет выполнял акробатические упражнения.

Приход в кинематограф

Именно в цирке его и разглядели «киношники» с Ленфильма и пригласили на главную роль в фильме «Ошибка героя» (1932 г.). Он оставляет цирк и поступает в Ленинградский техникум сценических искусств на курс, который вел впоследствии знаменитый советский кинорежиссер Сергей Герасимов. Параллельно продолжает сниматься в кино. Фильмография его до ареста в 1938 году насчитывала уже пять кинокартин, включая и суперпопулярный советский кинохит «Чапаев», в котором Жженов сыграл ординарца комиссара Фурманова Терешку.

Как жил тогда Георгий Жженов? Биография его в начале жизни была похожей на миллионы других биографий молодых советских парней. Казалось бы, будущее сулит ему отличные перспективы. Однако молодой киноактер имел все основания опасаться за свою судьбу, и опасения его вскоре подтвердились.

Истоки жизненной драмы Георгия Жженова

В декабре 1934 года в Ленинграде был убит руководитель областной организации коммунистов, фактически второй человек в стране после Сталина и его конкурент (по крайней мере, так многие тогда думали) Сергей Киров. Это убийство послужило поводом для Сталина и его окружения к началу так называемого большого террора в стране. Обвинения были предъявлены многим бывшим видным партийным и государственным деятелям. Но постепенно среди жертв преступной практики сталинских репрессивных органов оказывалось все больше простых людей, не имевших никакого отношения к политике. Так среди них оказался и студент Ленинградского университета Борис Жженов. История, которая с ним произошла, очень ярко характеризует ту атмосферу истерии и всеобщей подозрительности, в которой находилось советское общество во второй половине тридцатых годов.

Дело в том, что студентов ЛГУ обязали пройти по улицам Ленинграда в траурной процессии. Борис же попросил секретаря комсомольской организации своего курса освободить его от этого мероприятия, поскольку у него просто не было нормальной обуви, чтобы выдержать многочасовое стояние и ходьбу на морозе (в университет он поспешно добирался в своих полностью разбитых ботинках). Эту просьбу расценили как проявление нежелания почтить память погибщего коммунистического вождя, а значит, и враждебное отношение к самой Советской власти. В следующем году Борис был арестован, затем осужден к отправке в воркутинские лагеря, а всю семью Жженовых выслали из Ленинграда. За Георгия заступились его друзья-«киношники», в частности сам Сергей Герасимов. Он как раз приступил тогда к съемкам фильма «Комсомольск», в котором был задействован и Георгий Жженов. Биография последнего в качестве свободного человека продлилась еще на два года, но репрессивные органы просто искали повод, чтобы предъявить ему новое обвинение.

Первый арест

Летом 1938 года группа киноактеров, в которой был и Жженов, ехала на поезде на съемки в Комсомольск-на-Амуре. Их попутчиком оказался американский дипломат, направлявшийся во Владивосток. Произошел обычный в пути контакт между попутчиками (ведь ехали несколько суток). Но поскольку за всеми иностранными дипломатами в СССР в то время непрерывно следили, то на некий стол в центральном московском аппарате НКВД лег соответствующий рапорт, в котором были перечислены все имевшие контакт с иностранцем актеры. Поскольку Жженов на тот момент уже был родственником осужденного «врага народа», то он оказался наилучшей кандидатурой для обвинения в шпионаже против СССР. Вскоре он был арестован в Ленинграде на своей квартире, где проживал вместе с первой женой Евгенией, которая была его сокурсницей по техникуму сценических искусств.

Два с половиной года в Крестах

За время следствия Жженов прошел все круги ада сталинских застенков. С ним происходило все то, что теперь широко известно из воспоминаний других мучеников, прошедших тем же путем. Бесконечные допросы «с пристрастием», избиения, лишение сна, когда подследственного ставили на так называемый следственный конвейер, заключающийся в непрерывно длящемся неделю (или больше, кто сколько выдержит) допросе несколькими, сменяющими друг друга, следователями. По воспоминаниям самого Жженова, когда он, теряя сознание, падал на пол, следователь за волосы поднимал его на ноги, и допрос продолжался.

Многие не выдерживали, подписывали абсурдные обвинения, оговаривали других людей, т. е. делали именно то, что и было нужно сталинским палачам для оправдания своих действий. Сокамерник Жженова, пошедший на подобную сделку с совестью, не выдержал впоследствии ее угрызений и покончил с собой (вскрыл вены под одеялом).

Но Жженов Георгий, биография которого еще не раз будет наполнена подобными испытаниями, выдержал все издевательства и пытки, отказался признать обвинение в шпионаже, и тем самым спас себе жизнь. Ведь всех признававшихся, как правило приговаривали к расстрелу. Жженову же дали 5 лет лагерей, которые по «доброй» сталинской традиции растянулись на целых два десятилетия. На что мог надеяться, отправляясь в Сибирь, Георгий Жженов? Биография, семья, дети, которые могли бы у него быть, - все это теперь становилось для него недоступным. Он попрощался с женой и попросил ее не ждать своего возвращения.

Колыма, Колыма, чудная планета, десять месяцев зима, остальное - лето

Когда корабль, трюм которого был наполнен сотнями «зеков», доставил Жженова в бухту Нагаева в Магадан, ему было 25 лет. Впереди были пять лет лагерей, тяжелый изнурительный труд, голод, холод, ежедневная борьба за выживание. Ведь он перенес на Колыме самые тяжелые военные годы, когда и без того скудное снабжение было урезано до минимума. От голода вымирали целые лагпункты с сотнями «зеков». Об одном таком случае Жженов поведал в одном из своих опубликованных рассказов о лагерной жизни, который называется «Саночки».

Дело было зимой в одном из удаленных лагпунктов, находящемся в нескольких километрах от основного лагеря. Это было труднодоступное место, куда транспорт мог проехать только в летнее время. Начальство намеренно не завезло туда летом запаса продуктов на зиму, и несколько сот обитателей этого лагпункта, включая и Жженова, стали голодать и медленно умирать. При этом лагерной охране продукты исправно доставлялись по санной тропе, ведь охранников всего пара десятков, а «зеков» - несколько сотен. И тут приходит известие, что Жженову в основной лагерь пришла посылка от матери, и наверняка с продуктами. Но как добраться до основного лагеря «доходяге», который, несмотря на молодость и былую силу, с трудом передвигался на ногах от хронического недоедания. О переправке посылки в лагпункт не могло быть и речи, ведь это нарушение порядка. А лишиться теплого места за тысячи километров от фронта и оказаться в окопах под немецкими бомбами никто из администрации не хотел. Жженов был в отчаянии. Случайным свидетелем этого стал местный уполномоченный НКВД, который посетил злополучный лагпункт (прибыл туда пешим порядком). Он-то и предложил Жженову отправиться в основной лагерь вместе с ним, как бы в сопровождении. Каково же было удивление Георгия, когда следующим утром он увидел этого уполномоченного, тянущего небольшие санки, в которых лежала какая-то документация. Когда они отошли от лагпункта на приличное расстояние, Георгий почувствовал, что силы его оставляют, и он теряет сознание. Ни слова не говоря, уполномоченный посадил его в санки и вез несколько километров до окрестностей основного лагеря, где ссадил его, так что перед охраной они оказались в обычном виде: «зек» и сопровождающий его офицер. Что заставило этого офицера проявить несвойственное «энкавэдэшникам» милосердие, мы никогда не узнаем. Но за одно то, что он практически спас будущего выдающегося русского актера, мы можем быть ему благодарны. Ведь в материнской посылке действительно оказались продукты, которые помогли Георгию выжить в ту страшную зиму.

Жизнь между двумя заключениями

В 1943 году Георгия из штрафного лагеря на прииске Глухарь буквально вытащил руководитель разъездной актерской агитбригады Никаноров. В страшном на вид, оборванном «зеке», покрытом струпьями и «цыпками» он разглядел-таки бывшего киноактера и поклялся его спасти. Сначала Жженова перевели из лагеря в агитбригаду, а затем в Магаданский муздрамтеатр, труппа которого состояла практически из одних «зеков». Что мог испытывать оказавшийся вновь среди родных по духу людей Георгий Жженов? Биография, семья, дети, - все эти обычные человеческие понятия снова становятся близки и ему. Он женится на такой же, как и он сам, заключенной, актрисе Лидии Воронцовой, у них рождается дочь Елена. Брак этот не мог быть долгим, так как оба они вскоре получили новые сроки.

В 1945 году закончился срок его первого приговора, и Жженов кратковременно вырвался с Колымы. Режиссер устроил его на Свердловскую киностудию. Там он снялся в фильме «Алитет уходит в горы», который рассказывал о социалистическом преобразовании жизни коренных жителей Чукотки.

Второй срок

А дальше с ним случилось то же самое, что и со многими другими жертвами сталинских репрессий - второй арест и новый приговор. На этот раз его приговорили к ссылке в Норильск. К счастью, там ему удалось попасть на службу в такой же драмтеатр, как и в Магадане. Кстати, его партнером по сцене был который уехал в Норильск, чтобы пересидеть там смутное время на рубеже сороковых-пятидесятых годов, поскольку опасался быть репрессированным за свое кратковременное пребывание в немецком плену в 1943 году.

Что кроме актерского ремесла нашел в Норильске Георгий Жженов? Биография, жена, дети снова стали близкими ему человеческими понятиями. Его третьей женой стала норильская актриса Ирина Махаева. Уже после отъезда из Норильска у них родилась дочь Марина.

Обретение свободы

В 1955 году полностью реабилитированный Жженов возвращается в Ленинград. Поначалу он работает в областном драмтеатре, но через год устраивается киноактером на Ленфильм. С тех пор практически ежегодно появлялись фильмы с его участием. Он вписался в новую жизнь удивительно легко, как редко кому удавалось из тех, кто прошел ужасы ГУЛАГа. Несомненно, этому способствовала и хорошая физическая форма, которую Жженову удалось сохранить после всех выпавших на его долю передряг. Кинозрителей же привлекала в создаваемых им образах сдержанная, преисполненная неподдельным мужеством манера актерского исполнения Жженова.

В 1960 году он поступает в Что нашел в этом коллективе Георгий Жженов? Биография, личная жизнь его снова сделали зигзаг. Георгий Степанович встретил здесь свою четвертую жену Лидию Малюкову, с которой прожил до самой смерти. У них родилась дочь Юлия.

Так сколько же всего потомков оставил Георгий Жженов? Биография, дети, семья, - все эти понятия всегда были ему близки, он стремился к семейной жизни. Всего у Жженова от трех браков есть трое дочерей, а также несколько внучек и внуков.

В конце 60-х - начале 70-х годов к Жженову пришла всенародная известность после исполнения роли Зарокова-Тульева в кинодилогии «Ошибка резидента» и «Судьба резидента». Он переезжает в Москву, поступает в театр им. Моссовета, в котором проработает более трех с половиной десятков лет, вплоть до своей кончины на 91-м году жизни.

На склоне лет Жженов стал настоящим патриархом российского кино- и театрального искусства. Он был удостоен многих государственных наград. Он нем снимали документальные фильмы, в стране широко отметили его 90-летие.

Выдающийся российский и советский актер Георгий Жжёнов прожил долгую жизнь. На долю его выпали не только слава и успех, но и серьезные испытания. Так, в эпоху сталинских репрессий он дважды был осужден по сфабрикованным обвинениям.

Цирк и кино

Родился Георгий Степанович Жжёнов в марте 1915 года в Петрограде, в семье булочника. Несмотря на то, что семья была бедной, дети тянулись к учебе. Старший брат Георгия Борис в начале 30-х годов поступил в университет, а сам Георгий после окончания восьмилетки с физико-математическим уклоном был принят на акробатическое отделение эстрадно-циркового училища. Вскоре вместе с одним из сокурсников, своим тезкой, он стал выступать на арене Ленинградского цирка в акробатическом дуэте «2-Жорж-2».

Именно в цирке его увидели сотрудники «Ленфильма». Молодой человек получил главную роль в фильме «Ошибка героя» (1932). После этого, бросив цирк, Жжёнов поступил в Ленинградский техникум сценических искусств на курс Сергея Герасимова. Он снялся в нескольких фильмах, включая легендарного «Чапаева».

Хождение по мукам

В декабре 1934 года в Ленинграде был убит Киров. Борис Жженов, как и другие студенты ЛГУ, должен был принимать участие в траурной процессии. Но он отказался, так как у него не было исправной обуви, чтобы провести несколько часов на морозе… Это расценили как враждебное отношение к Советской власти. Вскоре Бориса исключили из университета. Позднее его восстановили, но в декабре 1936 года снова вызвали в НКВД. Оттуда он уже не вернулся, получив семь лет за «антисоветскую деятельность».

Семью Жжёновых выселили из Ленинграда. Кроме Георгия – за него заступились друзья-киношники и сам Герасимов.

Летом 1938 года Жженов вместе с группой киноактеров отправился на съемки в Комсомольск-на-Амуре. В поезде они встретились с американским дипломатом, ехавшим во Владивосток в составе делегации. Разумеется, попутчики вели разговоры друг с другом. После поездки в НКВД поступил рапорт о «контактах с иностранцем». Этого плюс репутации родственника «врага народа» оказалось вполне достаточно для обвинения Жжёнова в шпионаже. Когда Георгий вернулся в Ленинград, за ним пришли.

В знаменитой ленинградской тюрьме «Кресты» Жжёнову пришлось пройти все круги ада. Его допрашивали с пристрастием – пытали, били, лишали сна… Другие не выдерживали издевательств и признавались в самых абсурдных вещах. Но спортивный, тренированный артист наотрез отказался признать обвинение в шпионаже. В результате его не расстреляли, а дали пять лет лагерей.

Так Жженов попал на Колыму, где ему пришлось вынести голод, холод, изнурительный труд, ежедневную борьбу за выживание… В войну в колымские лагеря почти не завозили продуктов, и зэки вымирали сотнями.

В 1943 году руководитель разъездной актерской агитбригады Никаноров случайно узнал бывшего киноактера в покрытом струпьями доходяге из штрафного лагеря на прииске Глухарь, и добился сначала его перевода в свою агитбригаду, а затем — в Магаданский музыкальный драматический театр, труппа которого почти вся состояла из заключенных.

В 1944 году срок заключения актера подходил к концу. Однако его вызвали к лагерному начальству и попросили расписаться в постановлении о дополнительном сроке – еще 21 месяц лагерей.

Вторая попытка

В 1945 году Жжёнова наконец освободили, и благодаря Герасимову он нашел работу на Свердловской киностудии, где снялся в фильме «Алитет уходит в горы» — о советской Чукотке. Но в 1949 году актера арестовали снова. На этот раз, правда, его приговорили не к лагерям, а к ссылке в Норильск. Там он устроился в местный драмтеатр имени Маяковского, где играл вместе с Иннокентием Смоктуновским, уехавшим в Сибирь, чтобы пересидеть смутное время – он опасался ареста за то, что в 1943 году попал в плен к немцам.

В Норильске Жжёнов попытался создать семью с актрисой Ириной Махаевой. Для него это был уже третий брак – два предыдущих были прерваны арестами… Позднее у них родилась дочь Марина.

Только в 1955 году, будучи полностью реабилитированным, актер смог вернуться в Ленинград. Сначала работал в областном драмтеатре, но уже в 1956 году стал сниматься на «Ленфильме». Всенародная известность пришла к нему в конце 60-х — начале 70-х после съемок в картинах «Ошибка резидента» и «Судьба

резидента». Актер был удостоен многих государственных наград, а в 2005 году вся страна отмечала 90-летие Георгия Жжёнова – народного артиста и бывшего зэка.