Храм воскресения христова и новомучеников. Патриарх кирилл поблагодарил сергея собянина за помощь в создании храма на территории сретенского монастыря

На фотографии — московский храм в честь новомучеников и исповедников Российских, далее называемый новый храм.

Его освящение совершил 25 мая 2017 года, в праздник Вознесения, патриарх Кирилл. На церемонии присутствовал Путин, а значит, и президентский пул журналистов. Поэтому выйдя утром 28 мая из липецкой гостиницы, в которой я провел ночь в рамках блог-тура нашего сообщества, я взял с собой в автобус до города Чаплыгин, свежий «Коммерсантъ», в котором Андрей Колесников с присущим ему сарказмом рассказывал о том событии. Потом смаковал его статью в долгой дороге, надеясь увидеть это сооружение и своими глазами. И это, наконец, получилось.

Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, далее называемый старым храмом, построен в 1679-м.

В церковной архитектуре, если кто не знает, пятиглавый храм символизирует Христа и четырех евангелистов.

Ни один из колоколов старого храма не находился здесь до революционного разорения. А единственный сохранившийся прежний монастырский колокол отдан новому храму. Ну и сама колокольня — также новодел.

К старой (ныне пустой) раке Илариона Троицкого продолжают прикладываться. И кто посмеет насмехаться над этим? Хотя эту фотографию я сделал без вспышки и оставлю маленькой.

Владимирская икона Божией Матери — келейная икона архимандрита Иоанна Крестьянкина, перенесенная епископом Тихоном (Шевкуновым) из Псково-Печерского монастыря.

Уникальная икона «Снятие печати», написанная в 90-е годы, когда царская семья еще не была причислена к лику святых, а иметь в храме ее изображение очень хотелось. Нашли выход из положения в том, что нарисовали икону по событиям книги «Апокалипсис», где во время снятия печатей присутствуют праведники разных веков.

Фотографируя, думал, что это стасидия. Но, возможно, что просто почетное место.

Фотография, сделанная в крипте храма. Теперь, когда из медиа часто слышатся разговоры про криптовалюты, уже по названию можно догадаться, что «крипта» — это буквально «тайное место». Ну, а по сути — символический аналог пещеры, в которой был захоронен распятый Христос.
В таком контексте ангел, изображенный на стене крипты, обозначает ангела, который отвалил огромный камень от входа в эту пещеру — так что при виде его поставленная римлянами стража разбежалась.
В целом же убранство крипты (с приделом Воскресения Христова) напоминает о древнехристианских катакомбных храмах.

В крипте собора находится точная копия Туринской плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив, причем, контактный доступ есть лишь к негативу). Она освящена патриархом Алексием II как Нерукотворный образ Спасителя. А раз это святыня, то я к ней приложился, правда, не губами, а лбом.

Сретенская духовная семинария находится фактически на территории монастыря, однако вход в нее охраняет отдельный вахтер в будке на улице.

В фойе имеется огромная роспись.

Нижний новый храм видел, как сквозь тусклое стекло, гадательно.

Верхний посмотрел тоже лишь с края, но уже не через окно, хотя бы.

Новая рака и мощи Илариона Троицкого. В вики-статье о нем есть и мой вклад-абзац. В 20-е годы священномученик Иларион заново освятил храм Сретенского монастыря, изгнав из него обновленцев. А вообще на память столь радостного святого претендуют и в Бутырке , где тот сидел всего несколько месяцев, и на Соловках , где он сидел долго.

Вообще же экскурсия была важна для меня как логическое завершение Липецкой поездки, о которой я упомянул в первых строках. Суть изложу в телеграфном стиле, но за этим стоит чудо спасения Москвы от татаро-монгольских полчищ. Когда мы были в Ельце , нам издали показали гору (холм), где в 1395 году Богородица посетила Тамерлана, вторгшегося в пределы Руси. Простояв две недели у Ельца, Тамерлан неожиданно повернул обратно. Он устрашился явившейся к нему во сне Божьей Матери, взявшей Русь под свою защиту. Но это был уже финал всей истории. А началась она с того, что Тамерлан и хан Золотой Орды Тохтамыш сцепились за власть над территориями Евразии. И Тамерлан (кстати, более известный у нас как Тимур) решил ударить по спонсорам Тохтамыша — по Московии, которая именно ему платила дань. Противостоять Тимуру военным путем Москва была не в состоянии. И перспектива разрушения страны до основания весьма пугала (картина Верещагина «Апофеоз волны» как раз — про Тимура). И тогда из Владимира в Москву отправился в Москву крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери. В самой же Москве народ принял на это время поголовный пост, включая отроков и скотов.
Ход дошел за десять дней. Встретили икону москвичи примерно в том месте, где теперь находится старый храм (а «встреча» по-старославянски — «сретение»). И вскоре случилась изложенная выше елецкая часть этой истории. Причем наш экскурсовод Мария где-то узнала, что именно Мария Пречистая сказала Тимуру во сне. Откуда уж она такое взяла, даже предполагать не берусь. Но по ее словам, Тимуру было заявлено, что Москву ты может быть и займешь, но живым оттуда точно не выйдешь.
На месте встречи иконы были выстроены Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери и Сретенский монастырь.

Я побывал на экскурсии по Сретенскому монастырю, проведенной

Храм в честь Воскресения Христова, Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови возведён на территории Сретенского монастыря на месте нескольких снесённых построек.

Монастырь с 1397 года занимал обширные земли на Кучковом поле, которое с течением времени превратилось в московскую улицу Сретенку. Слово «сретение» означает – встреча. Именно здесь москвичи XIV века встречали доставленную крестным ходом из города Владимира чудотворную икону Божией Матери. Времена были смутные – на пороге беззащитной Москвы стояло войско ордынского царя Тамерлана. Согласно легенде, когда образ доставили в город, полководцу было видение женщины в окружении ангелов и Тамерлан счёл этот знак предвестием поражения. Вражеская армия ушла от Москвы, икона заняла почётное место в Успенском соборе Кремля, а на месте «сретения» основан монастырь.

В первые годы советской власти монастырь лишился ценностей и старинных икон, а в 1930-е почти все исторические здания были снесены для расширения проезжей части Сретенки. Уцелели лишь братские кельи и Владимирский собор, перестроенный под общежитие командиров НКВД. Зловещее ведомство находилось по соседству, и в годы сталинского террора здесь проходили казни, здесь же на монастырском кладбище и хоронили расстрелянных. Памяти всех невинных жертв посвящён новый храм, построенный буквально «на крови».

Вот лишь одно имя из мартиролога советского времени. В старом Владимирском храме находятся мощи святого Илариона Троицкого, причисленного к лику святых сравнительно недавно. Епископ Иларион повторил судьбу многих священников, продолжавших служить Богу вопреки препонам властей. В 1921 году епископ на один день выпросил в Третьяковской галерее хранящуюся в музее ту самую Владимирскую икону и привёз на Сретенку. Необычайное паломничество верующих не могло пройти незамеченным мимо карательного ведомства на Лубянке. Иларион Троицкий был арестован чекистами, отправлен в Соловецкий лагерь, затем в Казахстан и умер от тифа, произнеся перед смертью, что теперь он обрёл свободу.

Храм в память Новомучеников Российских превышает по размерам Владимирский собор. Необычно выглядит оформление куполов нового храма, на его звоннице установлен самый старый из сохранившихся колоколов Сретенского монастыря. Проект вызвал неоднозначную реакцию общественности: с одной стороны, новый храм расположен на монастырской земле и церковь вполне может ей распоряжаться, но с другой стороны, под снос предназначались несколько исторических зданий. Вопрос решился на высоком уровне в пользу храма, который был построен на Рождественском бульваре и в 2017 году освящён Святейшим Патриархом. Хотя отделочные работы близки к завершению, но ещё продолжаются, и фотографу не разрешили прогуляться по свежеуложенным мраморным полам, садиться на скамьи и прислоняться к стенам.

А вот ознакомиться с убранством Владимирского храма и помещениями Сретенской духовной семинарии, где около 200 воспитанников изучают три десятка различных дисциплин, оказалось возможным. Собор Сретения (Владимирский) возведён в 1679 году. Из хранящихся в нём православных святынь надо упомянуть о ковчеге с частицами мощей преподобной Марии Египетской и копии Туринской плащаницы – савана, в который обернули тело Христа после смерти. Реставраторы восстановили на стенах и колоннах собора фрески, датируемые началом XVIII века.

Фасад здания семинарии богато украшен лепниной и керамикой с библейскими сюжетами, но что-то в нём показалось удивительно знакомым. Да ведь это «французская» школа, в которой мне в детстве довелось побывать в качестве участника районного смотра пионерской песни! Действительно, это типовое кирпичное школьное здание середины прошлого века. В 2010 году общеобразовательное заведение вывели из центра на Пролетарку и, после масштабной реконструкции, предоставили семинариии. Её аудитории по техническому оснащению не уступят любому другому ВУЗу, здесь есть компьютерные классы, богатый библиотечный фонд, а лекции читают профессора и доктора наук.

Москвичи, впервые побывавшие в этом году на Трубной площади, с очень разными интонациями произносят: «Ого!» - площадь в очередной раз переменилась. В 2017 году застройщики презентуют нам два, казалось бы, непохожих объекта: ТЦ с гордым самоназванием «Центральный рынок» и храм Новомучеников Российских в Сретенском монастыре. Новостройки стоят в начале и в конце поднимающегося в гору бульвара, но при взгляде с Трубной площади ТЦ выглядит как пьедестал храма, сочетаясь с ним не только эстетически, но и родственным обстоятельством своего появления.

Занятно бывает представить, что минувшую четверть века провел в какой-нибудь загадочной криогенной экспедиции, в полной изоляции от новостей с родины. А потом прибываешь в самое сегодня, ничего не зная ни про то, что умер, ни про то, что Лужка поперли, ни про то, что пейджер немоден. Мне кажется, внимательного взгляда на архитектуру хватило бы, чтобы сразу понять очень многое. Она говорит о времени правдивее лукавых текстовых источников. Окрестности Рождественского бульвара изменились довольно фатальным образом, но чтобы оценить эти перемены, надо вспомнить, что было до них.

Вид на Рождественский бульвар с Трубной площади. Версия 2017 года

Я впервые оказался здесь в начале 80-х - тогда еще надо было говорить «на улице Жданова». Свернули с мамой в случайный закоулок Рождественского монастыря - тогда еще надо было добавлять «бывшего». Там были квартиры и удивительный послевоенный московский уют, уже редкий в те годы: все эти лавочки у подъездов, зелень, доминошные столы, десятки подворотных котиков. Мы прошли мимо ворот Архитектурного института, у фонтана какая-то молодежь усердно небо коптила. Мама не знала о богатых алкогольных традициях МАРХИ и сказала: «Будешь хорошо учиться - станешь таким же». Ну я и стал.

Поступив в институт, я крепко обосновался на Рождественском бульваре, на ближней к пивному ларьку скамейке, так что перемены, начавшиеся в середине 90-х, происходили на моих глазах. Котиков в подворотнях к тому времени поубавилось, но в целом в этой округе Москва была еще та, заповедная. От Петровки до Лубянки простирался старый город, не менявшийся с начала XX века. Были отдельные выбитые куски в улицах, были отдельные некрикливые советские здания, но в целом местность была состоявшаяся, понятная и уютная. Автор не имеет сил в очередной раз вступать в полемику по вопросу о важности преобладания исторической застройки в историческом городе и просто принимает за аксиому: здесь было очень неплохо. Его, как говорится, если помыть - с ним жить можно.

Рынок на Трубной площади, 1890–1910-е годы

1 из 8

Трубная площадь, 1902 год

© М.Шерер/pastvu.com

2 из 8

Особняк, где в 1921–1922 годах находился Городской райком РКСМ

3 из 8

Рождественский бульвар, 1940–1947 годы

4 из 8

Кадр из фильма «Мне двадцать лет», режиссер Марлен Хуциев, 1964

5 из 8

Трубная площадь, 1982–1984 годы

6 из 8

Пивной ларек на Рождественском бульваре, 1993 год

© Р.Цеханский/pastvu.com

7 из 8

«Дом с кариатидами» в Печатниковом переулке. Кадр из художественного фильма «Железный занавес», режиссер Савва Кулиш, 1994–1996

8 из 8

Но особенно неплохо было в начале Рождественского бульвара, у знаменитого ларька, стоявшего под огромными, может быть, самыми роскошными в Москве тополями. Во время учебы в институте большого труда стоило по дороге от метро не проскочить до конца Рождественки и не очнуться, уткнувшись носом в пивную: до того замечательно жилось под этими тополями, у перекрестка четырех бульваров.

Много уютных распивочных точек таили в себе и бывшие монастыри на южной стороне бульвара, Рождественский и Сретенский. На моей памяти никто не плясал брейк-данс на развалинах часовни - это были скорее такие романтические этюды из цикла «С чего начинается Родина». Например, незабываемая видовая площадка на крыше нынешнего Настоятельского корпуса - рядом была брешь в ограде и лестница вниз, прямо к ларьку. А вы, конечно, помните, что в ларьке разливали строго в принесенные стеклянные банки: их все время приходилось где-нибудь добывать, в том числе просить по квартирам. Так дядька, над комнатой которого мы имели обыкновение кутить, всегда давал тару и просил говорить шепотом в те часы, когда у него спят дети. Жили по совести.


15 марта в храме Новомучеников и Исповедников Российских на Лубянке прошла первая служба. Его продолжают докрашивать и декорировать - к Пасхе

Было очевидно, что все это лишь затишье, что грядут перемены, которых мы ждали и на которые надеялись. Но все же предполагалось, что люди, которые примутся менять город, окажутся не настолько тупыми и жадными, а обслуживающие их коллеги-архитекторы не настолько услужливыми и рукожопыми. Новостройки скрыли лучшие панорамные виды: от Петровского бульвара на Рождественский монастырь и от Рождественского бульвара на монастырь Петровский.

Перспективу Рождественки чудовищно захламила «Легенда Цветного», недвижимость имени Наоми Кэмпбелл, - помните, супруг-олигарх однажды подарил ей квартиру в своей новостройке? (в 2013 году пара . - Прим. ред. ) Исчезла половина старых домов, исчезли целые кварталы пыльных, но дико интересных проходных дворов, превратившись в «сплошное пятно» офисной, жилой и торговой недвижимости. Гуляя по улице, сворачивать можно лишь в двери разного рода заведений: они изобильны и прекрасны, но чего-то не хватает.

Главная беда Рождественского - ТЦ «Центральный рынок», успевший прославиться в народе под именем Навозного жука. Его согласовали в 1996 году как кафе-стекляшку на месте старого общественного туалета и начали строить в 2004-м. Вполне себе аллегория времени: объект заведомо не имеет права здесь находиться, так как Бульварное кольцо - памятник садово-паркового искусства, строительство капитальных зданий поперек него юридически невозможно. Однако объект плавно вырос до 3300 кв. м, ради него вырублено сто метров бульвара, включая те самые тополя, а его стройка 10 лет содержит бульвар в состоянии лютой разрухи, запросто перекрывая технической площадкой половину полос на внешнем проезде Бульварного кольца.

2 из 10

3 из 10

4 из 10

5 из 10

6 из 10

7 из 10

8 из 10

9 из 10

10 из 10

О точной дате открытия «рынка» пока не объявлено, но снаружи он наконец закончен. Объект зрительно запер бульвар и замкнул на себя Трубную площадь, явно не имея к этому призвания. Ситуацию спасает словно стоящий на его кровле собор, вознесшийся в прошлом году в трехстах метрах отсюда. Новостройки вполне сочетаются стилистически - этакая псевдотрадиционная, несколько нелепая в своей демонстративной важности архитектура. У ТЦ - щедрое изобилие балясин, у храма - бьющая через край декоративность фасадов. По сути, собор является таким же узаконенным самостроем: капитальное новое строительство в охранной зоне древнего монастыря в принципе недопустимо. Но Сретенский монастырь давно существует по отдельным правилам.

Снова оглядываясь в 1990-е, надо заметить, что в Рождественском и Сретенском монастырях будущее наступало по-разному. Оба они имели у себя на задах типовые школьные здания, выстроенные на месте монастырских садов. Рождественский избавился от лишней недвижимости, чтобы возродить сад, а Сретенский, используя мощный административный ресурс владыки , взял противоположную тактику. Надстроил мансардой и приспособил под семинарию здание изгнанной с территории школы, надстроил тремя этажами старые ампирные кельи, а под новый собор уместил несколько тысяч кв.м подсобной площади и двухъярусный паркинг.

В православии тоже бывает свой поп, свой рок и свой андеграунд. Отец, говорят, Тихон из тех звезд, которые собирают стадионы, - нелепо ему предлагать тур по подмосковным ДК

Глядя на собор издалека, кажется, что золотые купола успели пооблезть. Лишь подойдя ближе, понимаешь, что это орнаменты серебром на позолоте. Новостройка стоит на холме и при этом измельчена в деталях как вещь, рассчитанная на обзор с близкого расстояния. Но рядом нет пространства, чтобы любоваться вычурной отделкой, старые дома на бульваре собору жмут, и возникает опасение, что это еще не финальная стадия формирования ансамбля. дом Клары Кирхгоф . Москвичам известен неповторимый «дом с кариатидами», спасенный от гибели предпринимательницей из Сыктывкара (частный бизнес на Трубе тоже шел в будущее разными стезями). Дом Кирхгоф - сросшийся с ним стеною брат-близнец, увитый плющами двор которого был одной из лучших патриотически-воспитательных точек округи. Мы с ребятами условно называли его сердцем Москвы, и те, кому было велено брать две и подтягиваться в названное место, как правило, сразу понимали, о каком сердце идет речь. Так что характерно: 20 лет спустя разрушение продолжает не загадочное ООО в малиновых костюмах, а межрегиональная общественная организация исторического и культурного наследия «Дворянский союз». Как говорится, я просто оставлю это здесь - на скрижалях столичного краеведения.

Опять-таки с ребятами мы однажды уже собирали прессу, пытаясь привлечь внимание к бедствиям лучшего московского бульвара, и я предложил нарисовать поперек дороги пунктирную линию отрыва: вот здесь, где дворы и домики, будет Москва, а вот там, где пластмассовый офис и глубокоуважаемая Наоми, - не пойми чего. Но одна умная девочка сказала: «Видите ли, Саша, проблема именно в том, что Москва - везде». И когда понимаешь, что нет волшебной черты, за которой можно было бы спрятаться от навозного градостроительства и всего прочего, что каждому из нас не вполне по нраву, становится, как ни странно, легче.

На территории Сретинского монастыря возведён «храм на крови» в честь новомучеников и исповедников российских. Храм просто грандиозен.

Решение о строительстве собора было принято на заседании Попечительского совета 3 марта 2011 года. В декабре 2012 года был проведен открытый конкурс на проект нового храма. Среди требований к проектам значилось «отображение традиционной для русской церковной архитектуры идеи Дома Божия, а также подвига и торжества духовной победы новомучеников».

Перед началом строительства храма были произведены тщательные археологические раскопки. Строительство собора и реконструкция территории монастыря начались в начале 2014 году и заняли 866 рабочих дней.

25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня патриарх Кирилл совершил великое освящение храма. На торжественной церемонии освящения присутствовал президент России Владимир Путин.

Высота храма - 61 метр. В его строительстве применены самые современные технологии. Для обеспечения микроклимата оборудована система вентиляции и кондиционирования воздуха. Управление светом, отоплением, системами аудио- и видеотрансляции обеспечивается с помощью цифрового оборудования.

В то же время храм очень традиционен. В его внешнем архитектурном убранстве присутствует русский стиль, во внутреннем убранстве - элементы византийского искусства. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного же камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы. Для выполнения такой резьбы потребовалось изготовить 29 000 деталей общим объемом 910 м3. Храм украшен резьбой не только снаружи, но и внутри. Для внутренней отделки использовано 4500 деталей камня объемом 230 м3.

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм - в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Роспись необычайной красоты завораживает взгляд входящего. В центральном куполе - Господь Вседержитель, вокруг - сонм святых, среди которых не только новомученики, но и другие любимые в России святые.

Нижний храм нового собора не случайно посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. В его центре баптистерий - купель для крещения, украшенная уникальными по исполнению мозаиками по образцу древних византийских храмов. Здесь, вокруг купели, будут проходить занятия по основам православной веры для готовящихся ко крещению. Лекции о христианской жизни в Сретенском монастыре уже давно пользуются популярностью среди студентов светских вузов и столичной молодежи. В актовом зале Сретенской семинарии, расположенной в монастыре, еженедельно собирается до 350 слушателей. Каждую лекцию просматривает через интернет около 35 тысяч человек.

На двух этажах в нижней, стилобатной части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. При храме будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.

25 мая 2017 года, во время великого освящения, святые мощи священномученика Илариона - духовного покровителя Сретенского монастыря и его настоятеля в двадцатые, послереволюционные годы - будут перенесены из древнего собора, в котором они находятся с 1999 года, в новый храм - в ковчег, установленный на камнях, привезенных с Соловецких островов, где с 1924 по 1929 год провел в заключении священномученик Иларион.

Особо интересна громадная фреска апсиды над алтарем верхнего храма. Изображение Тайной Вечери не совсем традиционно: помимо двенадцати апостолов здесь присутствуют образы святых новомучеников ХХ века. Это словно Тайная Вечеря, совершаемая в Царствии Небесном. Возвышающийся всего на четыре метра резной каменный иконостас не загораживает апсиду и дает возможность рассмотреть в деталях эту великолепную алтарную роспись.

Общая площадь фресок собора составляет 6530 м2. Специально для нового храма написано 47 икон, большая часть из которых - в русско-византийских традициях. Мозаичные иконы и мозаичный баптистерий выполнены в редкой стилистике ломоносовской мозаики из тянутой смальты.

Площадь перед собором устроена как храм под открытым небом. Патриаршее крыльцо может служить алтарем. Предусмотрены все возможности для проведения богослужений в теплое время года так, чтобы в нем могли участвовать и отчетливо слышать пение знаменитого Сретенского хора до 5000 человек.

Семь золотых куполов нового храма, украшенных аркатурным поясом, хорошо видны с разных точек Москвы. Новый храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, по мнению известных художников и архитекторов Москвы, стал одной из доминант старой части столицы, продолжающих древние традиции и соединяющих прошлое и настоящее нашего Отечества.

(Материал взят с сайта «Православие.Ру»)

На территории московского Сретенского монастыря сегодня освятили новый храм - Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Этого события верующие ждали более трех лет, что шло строительство.

Сегодня день особенный - торжества совпадают с одним из главных церковных праздников, Вознесением. Церемонию освещения собора провел патриарх Кирилл. Во многом благодаря ему собор и появился в столице. Его возвели в память о православных христианах, которые пострадали за веру

Новый соборный храм Сретенского монастыря хорошо виден с разных точек в Москве. Высота храма - 61 метр. По словам, архитекторов, он стал архитектурной доминантой старой части города.

Верующие стали собираться у храма еще ранним утром. На монастырской площади собралось несколько сотен человек. Все происходящее в храме транслировалось на больших экранах.

Торжественный чин освящения нового храма провел патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Все священники были в белом праздничном облачении. В новый храм торжественно были перенесены мощи священномученика епископа Иллариона, который в 20-х годах был настоятелем Сретенского монастыря, но был арестован и скончался в тюрьме, и сейчас считается небесным покровителем обители. Ковчег с мощами установлен на камни, привезенные с Соловецких островов, где епископ находился в заключении.

Новый соборный храм и построен в честь новомучеников и исповедников российских - тех, кто не предал веру, тех, кто остался верен себе и своим идеалам в годы богоборчества.

Место выбрано не случайно. В 20-х годах прошлого века Сретенский монастырь был закрыт, и на его территории находилась тюрьма, где содержались священнослужители. Людей расстреливали и хоронили в безымянных могилах, так что новый собор можно назвать храмом на крови. Портреты российских новомучеников люди держали сегодня и во время освящения храма.

«Это событие всей моей жизни, потому что столько знаем убиенных невинно, замученных. И вот наступил момент собирания и воссоздания таких замечательных памятных мест, куда просто душа просит прийти и поклониться», - сказал женщина.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил в храме божественную литургию. Звучал и знаменитый хор Сретенского монастыря. А первыми на службу в новый храм вошли его создатели: архитекторы, рабочие, иконописцы, мастера резьбы по камню и по дереву. Такова традиция.

Храм строился более трех лет. Сейчас это один из самых больших и красивейших соборов в Москве. Он украшен каменной резьбой снаружи и внутри, и построен по подобию древних белокаменных соборов Суздаля и Владимира. Специально для храма были написаны 47 икон, а общая площадь фресок составляет шесть с половиной тысяч квадратных метров. Среди них выделяется фреска «Тайная вечеря», расположенная над алтарем. На ней, помимо апостолов, изображены также причисленные к лику святых и российские новомученики.

И, конечно, нельзя не вспомнить сегодня еще одно памятное событие, которое отмечается в эти дни - десятилетие воссоединения Русской православной церкви и православной церкви за рубежом. По этому случаю в Москву прибыла делегация зарубежных иерархов, которая также участвует в торжествах в Сретенском монастыре.