Малая дмитровка храм рождества пресвятой богородицы. Храм успения пресвятой богородицы в путинках

Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, церковь

Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы известна с 1625г. как церковь на Старом посольском дворе, за Тверскими воротами на земле Новой слободы. В 1648г. деревянная церковь сгорела, и прихожане храма, через Иерусалимского патриарха Паисия, остановившегося в ту пору в Москве, попросили царя Алексея Михайловича выделить сумму на постройку каменной церкви. Ее придел впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров. Церковь стала одним из последних шатровых храмов, построенных на Руси, в виду запрещения Патриархом Никоном в 1653 году их строительства. Придел "Неопалимой Купины" находится с северной стороны храма и построен одновременно с церковью и шатровой колокольней. Придел Федора Тирона в трапезной палате относится к началу XVIII в. Западный вход в храм устроен в 1864г. по проекту архитектора Завьялова. Известно, что раньше на колокольне было 9 колоколов. Один из которых, был отлит известным русским литейщиком Иваном Федоровичем Маториным (р. ранее 1687 — ум. 1735), чьими руками было отлито большое количество крупных колоколов для Москвы, Петербурга, Киева, Старой Руссы.

Храм представляет собой узкий, вытянутый поперечно двухсветный четверик, завершённый тремя шатрами (что, по-видимому, является повторением завершения предшествующей деревянной церкви). Звонница восьмигранная, шатровая, расположенная между приделом и храмом, стоит на сводах трапезной. Композицию дополняет крупное шатровое крыльцо на западном фасаде трапезной, вынесенное на Малую Дмитровку (восстановлено в 1957 г.). В оформлении фасадов церкви использованы стрельчатые кокошники, колончатые килевидные наличники и сложные раскрепованные карнизы, характерные для XVI века.

После революции 1917г. храм был закрыт не сразу. В 1930-х гг. в храме служила братия Высокопетровского монастыря. После закрытия храма в 1938г. в нем долгое время располагались конторы, затем репетиционный зал московской дирекции "Цирк на сцене". Постепенно здание храма пришло в критическое состояние, и в 1959-1960 гг. под руководством архитектора Николая Николаевича Свешникова была проведена его комплексная реставрация.

В 1990г. храм возвращен верующим.



Рождество-Богородичный храм в Путинках необычен, его не спутаешь с какой-нибудь другой церковью. На его стенах трудно найти ровную поверхность - настолько разнообразен и богат его декор. Игорь Грабарь отмечал в этой связи: "Колокольня и храм Неопалимой Купины, перекрытые кокошниками "вперебежку", испещрены сверху донизу. Здесь есть всё, что выработало московское зодчество в трактовке уборных частей. Несколько строже главный храм, отличаясь гладью стен. Отметим особенность устройства верха храма Неопалимой Купины, где всё подготовлено к постановке главки вместо шатра; обычный восьмерик превращён в круглую шею со всей присущей ей обработкой". Искусствовед И. Л. Бусева-Давыдова указывала, что Рождество-Богородицкой церкви есть "родня" - таковой, например можно считать храм Троицы в Никитниках. Однако внешний вид путинковской церкви всё равно никак не назвать типичным. "Придел Неопалимой Купины и основной храм расположились по отношению друг к другу достаточно случайно, внутренняя структура здания снаружи читается с трудом... Нарушения тектоники, логики конструкции в этом памятнике настолько нарочиты, что, очевидно, являются програмными. Формы становятся своевольными, непослушными, склонными к саморазрушению", - пишет исследовательница.

Основной объём храма Рождества Богородицы в Путинках не поражает большими размерами. По форме он напоминает сильно вытянутый прямоугольник, увенчанный снаружи тремя шатрами, стоящими на глухих барабанах. Едва ли не самый заметный элемент храма - те самые шатры, венчающие и основной объём, и придел иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", и соединяющую их колокольню. Маленькие шатры водружены на барабаны большого размера. Поверх них расположены маленькие барабаны, отделяющие шатры от глав. Что касается шатра на приделе с северной стороны, то его световой барабан более узкий. Богородичный храм венчают пять ярко-голубых глав, в ясную погоду сливающихся с небом. Их цвет менялся с течением времени. Они были и зелёными, и золотыми, однако всегда оставались узнаваемыми - вне зависимости от цвета. Как и у других шатровых храмов, отличительной особенностью архитектуры Богородицкой церкви являются кокошники. Они опоясывают основания всех шатров и барабанов. Барабаны основного объёма окружает аркатура с остроконечными завершениями. Возле маленьких барабанов под главками также имеется три яруса кокошников. С востока к храму примыкают низкие апсиды, с запада - довольно вместительная и не очень высокая трапезная. На южной стороне находится придел во имя мученика Феодора Тирона, на северной стороне размещён придел иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" с декоративным шатром на световом барабане. Между ними и северной стеной храма высится шатровая колокольня. Декор необыкновенно разнообразен. Так, в завершении наличников используются треугольные и полукруглые фронтоны. В фасадной части придела иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" из шести колонок верхнего яруса четыре отличаются от нижних. Горизонтальная тяга словно делит здание на две половины.

При взгляде со стороны кажется, что храм - двухэтажный. Среди архитектурных "родственников" Рождество-Богородицкой церкви можно назвать, помимо столичной церкви Троицы в Никитниках, московские храмы Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково, храм святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, ярославский храм Илии Пророка. Вход в храм оформлен выразительным крыльцом, увенчанным шатром с крестом. На внешних стенах - мозаичные изображения Спасителя и Божией Матери. Интерьер Рождество-Богородицкого храма выглядит достаточно скромно. Прежний иконостас в советские годы, когда церковь использовалась не по назначению, оказался утрачен. Впрочем, какие-то интерьерные детали удалось сохранить. Стены храма выложены специальным формовочным кирпичом в стиле "русского узорочья". Они покрашены в белый цвет. Совершенно не факт, что изначально так оно и было, но советские реставраторы середины ХХ столетия приняли решение, что интерьеры церкви ХVII века нужно красить белым. Внутри храма имеются небольшие фрагменты настенной живописи ХVII века, однако в основном росписи выполнялись уже в 1990-е годы. До наших дней сохранилась возведённая на рубеже ХVII-ХVIII веков центральная колонна. С западной стороны на ней изображен святитель Николай Мирликийский, с северной - святой Пантелеймон, с южной - блаженная Ксения Петербургская, а с восточной - преподобный Сергий Радонежский. Вход в придел иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" расположен слева. Придел мученика Феодора Тирона находится справа. Достаточно традиционные для русской храмовой архитектуры галереи и притвор здесь отсутствуют. Фактически изъята и центральная зона, что встречается ещё реже. В то же время подобная конструкция направлена на то, чтобы максимально сохранить "интимность" общения с Богом. Едва войдя в храм, прихожанин приближается к солее и алтарю. Высота основного помещения - чуть более 11 метров. Увидеть свод можно только в приделе иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", где службы совершаются редко.

Из пребывающих в храме образов стоит отметить список иконы Божией Матери "Всецарица" ("Пантанасса"), перед которой молятся во избавление от раковых заболеваний. На ней изображена Богородица, восседающая на троне в окружении архангелов с Младенцем Иисусом на левой руке. Первая подобная на Руси икона датируется ХVII веком. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - относительно небольшая приходская церковь. Высота здания от основания до креста - 30 метров, высота основного помещения - несколько более 11 метров. Расстояние между солеёй и западной стеной - всего три метра. Площадь помещения, отведённая прихожанам, равняется примерно 40 квадратным метрам. Стены выполнены из кирпича и белого камня, пол выложен современными каменными плитами.

В заключение стоит сказать, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках стала первым русским храмом, один из престолов которого освятили в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина".



Имя зодчего, создавшего церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, остаётся загадкой. Однако известно, что нынешний храм возник на месте более раннего - погибшего в пожаре. В то, что святыня восстала из пепла, внёс свою лепту царь Алексей Михайлович. Первый храм на месте нынешней Рождество-Богородицкой церкви появился ещё в ХIV веке. Стоял он в окраинной слободе Путинки, располагавшейся за Тверскими воротами Белого города. В те времена там начинались два тракта, ведущие в Тверь и Дмитров, чуть поодаль простирались "Великие луга". Есть гипотеза, что само наименование "Путинки" восходит к слову "путь", и обозначало оно место, где сходились две дороги. Но существует и иная, более распространённая, версия этого топонима. Согласно преданию, в ХVI веке примерно в районе современного Страстного бульвара возвышался один из загородных дворцов великого князя Московского Василия III. Позже статус здания поменялся - в нём теперь останавливались иностранные послы. Ехать во дворец нужно было по кривым улочкам и переулочкам - "паутинкам", или "путинкам". В этом же районе в ХVI веке находились дома, где проживали выходцы из Подмосковного Дмитрова - в большинстве своём ремесленный и торговый люд, обязанный нести тягловые повинности. Так появилась на карте Москвы Дмитровская слобода. Первоначально она лежала в пределах Белого города, отсюда и происходит название улицы Большой Дмитровки. Впоследствии слобода разрослась за стены Белого города - возникли улица Малая Дмитровка и Малая Дмитровская слобода. Сколько храмов стояло когда-то на месте церкви Пресвятой Богородицы - непонятно. На плане Москвы 1595-1599 годов указана некая церковь в Дмитровской слободе. То же и на плане 1610 года. Возможно, впоследствии она сгорела, и вместо неё возвели новую. Так или иначе, но в 1625 году здесь построили деревянный трёхшатровый храм, освящённый в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Называли его по-разному: церковь на Старом посольском дворе, храмом за Тверскими воротами, церковью на земле Новой слободы... Увы, её век также оказался недолгим - она погибла в пожаре 1648 года. Москвичей крайне раздосадовала потеря храма. Однако вскоре появилась возможность быстро возродить его.

В 1649 году в Москве гостил Патриарх Иерусалимский Паисий. Горожане обратились к нему с просьбой посодействовать построению новой, теперь уже каменной, церкви. Чтобы в будущем обезопасить её от огня, они хотели освятить церковь в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", считавшейся защитницей от огненных бедствий. Высокий гость из Иерусалима идею поддержал. Его изумило то обстоятельство, что во всей России ещё не было ни одного храма в честь этой иконы. И он написал послание царю Алексею Михайловичу. "А мне, богомольцу твоему, - сообщал Патриарх, - о том ведомо учинилось, что, Государь, твое церкви святые Неопалимые Купины в Руси нет, и велми по достоянию быть достоит". Самодержец благосклонно отнёсся к ходатайству высокого гостя и приказал выдать из казны на строительство 300 рублей, а вместе с деньгами ещё и "каменных запасов", то есть стройматериалов. Сумма была по тем временам огромная, к тому же и прихожанам удалось собрать некоторое количество денег. В 1649 году начались работы, но спустя год оказалось, что средств недостаточно. Пришлось в начале 1650 года писать вторую челобитную Алексею Михайловичу. Историк И. Е. Забелин так описывает происшедшее после этого: "Челобитная была доложена государю 27 марта 1650 года с пометою думного дьяка Семёна Заборовского: "Государь велел дать денег четверты сто, против прежней челобитной..." Потом 5 апреля ещё помечено: "Дать деньги с порукой против прежнего...". Спустя два года из казны выделили ещё 100 рублей. В результате на месте сгоревшей церкви выросло здание, возведённое из специально формованного кирпича. Материал был очень дорогим, однако опасность пожаров перевесила все доводы в пользу большей экономии. В итоге решили возводить как бы "два храма в одном". На Руси издревле существовала традиция пристраивать к церкви придел, освящаемый в честь какого-то святого или значимого события. Так получилось и в данном случае. В память о сгоревшем храме его решили посвятить Рождеству Пресвятой Богородицы. А иконе Божией Матери "Неопалимая Купина" посвятили отдельный придел.

Историк искусства И. Э. Грабарь подчёркивал, что в результате церковь получила весьма сложную с архитектурной точки зрения композицию. "Очевидно, строился не только храм Неопалимой Купины, но и вся совокупность храмов с их колокольней, экономически вдвинутой в общую группу. Задача соединения храмов и колокольни в одну группу исполнена превосходно, хотя и не без дефектов в местах соединения", - писал он. Основную часть храма спроектировали максимально похожей на сгоревшую церковь Рождества Пресвятой Богородицы - памятью о последней стали три шатровых верха, под которыми располагался вытянутый с севера на юг четверик. К четверику с запада примыкала небольшая трапезная. Между храмом и приделом иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" на северной стороне возвели оригинальную двухъярусную шатровую колокольню. Сам придел украсили горкой кокошников, а завершению придали вид небольшого шатра на барабане. Его особое значение старались подчеркнуть пышностью убранства. Здесь имелись и сложные карнизы с фигурными валиками, и килевидные наличники, и стрельчатые кокошники, и нечто вроде ожерелья у основания шатра. "Зодчий стремился так разместить храма разнохарактерные объёмы, - отмечал искусствовед М. А. Ильин, - чтобы здание смотрелось преимущественно с одной точки зрения - со стороны Пушкинской площади. Такое построение "главного фасада" не должно удивлять. В ХVII веке, когда возводился храм, здесь стояли каменные стены Белого города. От проездной бышни крепостных укреплений начиналась улица - путь на Дмитров. В её начале и строился храм... с таким расчётом, чтобы показать всю свою затейливость архитектуры именно со стороны выезда из города". Строительные работы завершились в 1652 году. Тогда же храм и освятили.

Храму суждено было войти в историю как одному из последних шатровых храмов в истории Руси (наряду с храмом Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве на западе Москвы, церковью Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках на юго-востоке столицы и некоторыми другими). После изгнания Патриарха Никона, его запрет на строительство шатровых церквей отменят, но бал тогда уже будет править новый стиль - так называемое "московское барокко". В последнее десятилетие ХVII века Рождество-Богородицкая церковь обрела большой звонкий колокол. Его отлил известный мастер Иван Моторин. Творениями его рук были также Большой Успенский колокол московского кремля, главный колокол Киево-Печёрской Лавры, колокол первого Исаакиевского собора в Петербурге. Моторин создал свыше 100 пушек, использовавшихся в сражениях Северной войны 1700-1721 годов. На рубеже ХVII-ХVIII веков вид Богородицкого храма претерпел изменения. К нему пристроили новую широкую трапезную и возвели сторожку с ходом на колокольню. Над трапезной расположилась звонница. Весьма необычно смотрелся появившийся южный придел во имя великомученика Феодора Тирона, как бы "загородивший" южный вход. Внутри храма появилась колонна. Все эти "обновы" были выполнены уже в барочном стиле. Сам храм оставался довольно скромным. Состав церковного причта не менялся: настоятель, диакон и один-два пономаря.

Удивительным образом Рождество-Богородицкий храм пережил пожар Москвы 1812 года. Находившиеся рядом с ним усадьбы сгорели дотла. В соседний Страстной монастырь ворвались французы, расселились в монашеских кельях, разграбили монастырское имущество, устроили в обители магазин. Сам Наполеон ехал к Кремлю по Тверской и не мог не заметить Богородицкого храма. Но церковь уцелела - в ней только на две недели прекратилась служба. Ко второй половине ХIХ века церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках сильно обветшала (сказался и пожар Москвы 1812 года), настала пора приступить к её ремонту и обновлению. В 1856 году на звоннице храма зазвенели четыре новых колокола. Спустя восемь ле возвели новое шатрове крыльцо с западной стороны и была проведена реставрация церкви под руководством известного архитектора Н. В. Султанова. Тогда же началось научное изучение памятника. Далеко не каждая церковь могла похвастаться таким вниманием к себе, какое вызывал Богородицкий храм. Художники и фотографы с удовольствием запечатлевали его. Из посвящённых церкви работ видно, что её внешний облик в это время не раз менялся. Главы красили то в зелёный, то в золотистый цвет, шатры разрисовывали в шашечку... В начале ХХ века вокруг храма стали строиться многоэтажные здания, доходные дома и церковь потерялась среди окружающей среды. После Октябрьской революции храму пришлось столкнуться с куда более серьёзным вызовом, нежели строительством доходных домов. Стоящая в самом центре города церковь не могла не мозолить глаза адептам новой атеистической власти.

В 1929 году власти закрыли храмы на территории расположенного неподалёку Высоко-Петровского монастыря. На протяжении нескольких лет в Богородицкой церкви служила его братия, здесь же нашла приют часть братии ликвидированной Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. В 1935 году был расстрелян последний батюшка, настоятель Богородицкого храма владыка Варфоломей (Ремов). В конце 1930-х годов Рождество-Богородицкую церковь закрыли. существует легенда, согласно которой 22 июня 1941 года её должны были взорвать. В тот день было явно не до подрыва храма, а в годы тяжких испытаний для страны отношение властей к Церкви изменилось к лучшему. После закрытия храма, в здании располагались разнообразные конторы. В конце концов, бывшую церковь превратили в репетиционный зал московской дирекции "Цирка на сцене". Состояние храма и до этого оставляло желать лучшего, после же репетиций с собаками и обезьянами он был доведён до критического состояния. К счастью, до сноса дело не дошло.

В 1959-1960 годах в церкви провели комплексную реставрацию под руководством архитектора Н. Н. Свешникова. Вместе со своими помошниками Свешников буквально по кирпичу перебрал всё здание от пола до куполов. Крыльцо, перестроенное в ХIХ веке, при этом по возможности освободили от позднейших наслоений, вернув ему первоначальный "шатровый" вид. Шедевр "русского узорочья" был спасён. Достаточно качественная реставрация, правда не обошлась без накладок. Реставраторы ограничились устройством одной-единственной двери, ведущей непосредственно в трапезную часть церкви, из-за чего в неё можно было попасть прямо с улицы. Стоит сказать - в те времена едва ли думали, что святыню снова будут использовать по прямому назначению. Однако произошло чудо, и в конце 1980-х годов Богородицкий храм возродился.

В 1990 году столичные власти приняли решение о передаче церкви верующим, и тогда же она получила статус Патриаршего подворья. Настоятелем был назначен игумен Серафим (Шлыков), трагически погибший при невыясненных обстоятельствах в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года. Первую божественную литургию отслужили 24 августа 1991 года, и этот день можно считать вторым днём рождения храма. В течение нескольких лет после возобновления богослужений удалось провести восстановительные работы как в основном помещении, так и в обоих приделах. Стены пришлось расписывать заново, в приобретении икон помогали прихожане и просто неравнодушные люди. Среди последних были актёры театра "Ленком", бас-гитарист группы "Звуки Му" Александр Липницкий, лидер группы "Аквариум" Борис Гребенщиков и другие. Некоторые образа передали прямо с таможни - это были украденные иконы, предназначавшиеся для продаж на иностранных аукционах. Часть средств на восстановление церкви выделила в 1990-е годы мэрия Москвы. Большой вклад в восстановление храма внёс Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль "Задворки", средства от которого направлялись на восстановление храма. Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта "Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом", весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления церкви Рождества Богородицы в Путинках. 5 января 2008 года в этом храме прошло отпевание Александра Абдулова. Сегодня храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках вновь живёт полноценной приходской жизнью.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №27, 2013 г.


Всего 9 фото

Эту удивительную церковь в начале улицы Малая Дмитровка невозможно не заметить, как и невозможно не насладиться ее чувственной красотой. Этот храм примечателен, прежде всего, тем, что является, фактически, одним из последних шатровых храмов, построенных в России из-за запрета их строительства Патриархом Никоном в 1653 году. Одновременно он является первым на Руси храмом с престолом в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Шатровый стиль храмов меня чрезвычайно интересует и вдохновляет, поскольку, по моему мнению, именно в этой типологии храмового строительства воплощается самый возвышенный и устремленный в небеса духовный порыв русской души. Такие храмы дают ей возможность воспарить над суетой, а нам ощутить свой внутренний порыв соединиться с Богом.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках построена в самом ярком проявлении, так называемого стиля «русского узорочья», когда храмы и терема характеризовались затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. В архитектуре русского узорочья прежняя конструктивная роль шатра утрачивается полностью. Шатер становится одним из многих элементов декора. Не удивительно, что всего через год после завершения строительства церкви вышел патриарший указ, положивший конец «богохульному узорочью».

Однако - об истории церкви и событиях, связанных с ее возведением.


Церковь Рождества Богородицы в Путинках, что на старом «Путевом» Посольском дворе, была заложена в 1649 г. и закончена в 1652 г. при царе Алексее Михайловиче. Строить новое каменное здание храма начали после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы.

Деревянный трехшатровый храм был построен в Путинках в 1625 г. Слобода, возможно, получила свое название от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы старинных путей на Тверь и Дмитров. В разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название. Возводили этот уникальный храм по рисункам, а не по инженерным чертежам. В результате, постройка получилась живой и динамичной.

Придел храма на Малой Дмитровке и колокольню венчают декоративные шатры (изначально основной объем церкви имел три шатра). Интересно декоративное решение святыни. Шатры все разные и не похожи между собой, стройные барабаны венчают луковичные главки. У основания шатров - кокошники. Барабаны опоясаны аркатурой, имеющей остроконечное завершение. Края храмового здания украшены закомарами, под ними - резной фриз. Барабан шатра на приделе узкий, основание его прорезано высокими оконцами. Колокольня храма восьмигранная, на ярусе звона сделаны проемы. Благодаря отверстиям в шатре колокольня кажется ажурной и легкой. Здание церкви декорировано богато и изящно, на фасадах почти нельзя обнаружить ровной поверхности - везде присутствуют каменное кружево или резьба.


Первоначально был построен только основной объем с тремя шатрами - небольшое прямоугольное в плане здание с маленькой трапезной, северным приделом Иконы Божией Матери «Неопалимая купина» (также увенчанным шатром) и шатровой колокольней. Необычно в композиции храма то, что здание было рассчитано на обзор со всех четырех сторон; даже апсиды практически скрыты в прямоугольнике и почти не выдаются наружу. Необычайно красиво декоративное убранство всех частей храма - от шатров до нижних окон.

Самая заметная часть - шатры - не похожи один на другой, строители Церкови Рождества Богородицы в Путинках, проявили в их декоре богатейшую фантазию и изобретательность. Маленькие шатры поставлены на стройные изукрашенные барабаны и увенчаны луковичными главками на барабанах меньшего размера. Основания всех шатров и барабанов, на которые они опираются, окружены рядами кокошников, перекликающихся по форме между собой. Сами барабаны основного объема опоясаны аркатурой с остроконечными завершениями. Маленькие барабанчики под главками также опоясаны кокошниками. По краю основной объем украшен рядом ложных закомар с килевидными завершениями, а под закомарами проведен широкий резной фриз. Еще более замечателен декор шатра на приделе. Его световой барабан ýже, чем сам шатер, основание которого как бы вынесено за пределы барабана, прорезанного к тому же узкими высокими оконцами, а под барабаном высится «огненная» горка кокошников в три яруса.
04.

Красивая восьмигранная колокольня с резными проемами яруса звона кажется еще более легкой и ажурной благодаря ряду отверстий-«слухов» в шатре. На колокольне в числе колоколов находился один работы знаменитого мастера Ивана Моторина 1715 года. На всех фасадах храма практически невозможно отыскать ровной поверхности - так он изукрашен разнообразной резьбой и каменным кружевом.
05.

В конце XVII века к храму была пристроена новая широкая трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, включающая более старые части церкви, и сооружена сторожка с ходом на колокольню. Сложность и дробность архитектурного решения храма усиливались наружной росписью и разноцветной черепицей.
06.

В 1864 году было построено новое западное крыльцо храма с завершением, скопированным с завершений самого храма. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации храма в 1957 году и заменено новым, стилизованным под XVII век. Реставрацией руководил архитектор Н.Н. Свешников. Работы велись при постоянном контроле Академии архитектуры в лице члена-корреспондента академии Д.П. Сухова. Реставрация имела высочайшую оценку Академии архитектуры.


В 1990 году храм был передан православной церкви, началось его восстановление. Настоятелем храма был назначен игумен отец Серафим (С. П. Шлыков), однако в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года священник при невыясненных обстоятельствах был убит. Богослужения в храме возобновились с августа 1991 года.
08.


Фото снято в 2010 г. со стороны двора "Дома Шехтеля"

Большой вклад в восстановление храма оказал известный актер Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы. Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта «Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом», весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления Храма. 5 января 2008 года в Храме Рождества Богородицы в Путинках прошло отпевание А. Абдулова.
09.

Источники:

Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Портал «Храмы России».

Олег Стародубцев. Шатровое зодчество. Портал «Русская народная линия».

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Это великолепная, словно свитая из белоснежного кружева шатровая церковь, – последняя подобная церковь, возведённая в Москве. После её освящения в 1652 году патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов на Руси.

Сегодня церковь Рождества Богородицы в Путинках – древнейшая церковь из тех, что сохранились в Москве, освящённых в честь этого праздника.

Она преисполнена необычной, поэтической гармонии, свойственной, как правило, духу деревянного зодчества Севера. И это неудивительно. Ведь шатровый стиль в каменном строительстве заимствован из деревянного зодчества. Шатровые храмы не имели внутри столбов, а вся масса здания держалась на фундаменте. Шатровые каменные храмы на Руси появились на рубеже XV–XVI веков. Шатровая форма церквей оказалась наиболее подходящей для строительства храмов-памятников – они должны были быть высокими, видными издалека, а вот небольшая площадь храма роли не играла, так как они создавались не для огромного скопления народа. Распространившийся и полюбившийся всего за одно столетие стиль был запрещён после церковной реформы патриарха Никона в 1653 году как не соответствующий чину.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Патриарх Никон (в миру Никита Минин, выходец из мордовской семьи), шестой московский патриарх, имел такой официальный титул: Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх. Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских в 1652 году. Его реформы, в том числе замена двуперстного знамения на трёхперстное, раскололи Церковь на сторонников Никона (никониан) и его противников (старообрядцев, староверов), одним из лидеров которых стал Аввакум.

Первая деревянная трёхшатровая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, стоявшая на этом месте, появилась намного раньше Никона. Она известна с 1625 года, то есть со времени правления Михаила Фёдоровича. Прихожане знали её как Богородицкая или Богородицерождественская церковь на Старом посольском дворе, за Тверскими воротами в Новой слободе, в Путинках.

Слобода получила своё название от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы, старинных путей на Тверь и Дмитров. Ещё есть предположение, что слово «Путинки» образовалось от «Паутинки» – тесного и причудливого переплетения узеньких переулков у Тверских ворот.

За храмом располагался путевой Посольский двор, а вокруг – дворы выходцев из Дмитровской слободы (нынешней Большой Дмитровской улицы), от которой получила название быстро разросшаяся Малая Дмитровская слобода.

Богородицкая церковь сгорела в результате сильного пожара в 1648 году.

Прихожане решили возвести новый, уже каменный, храм. В ответ на просьбу о помощи, обращённую к царю Алексею Михайловичу, они получили из казны огромные по тем временам деньги – 800 рублей и кирпич для строительства храма. Остальные средства собирались прихожанами.

Малая Дмитровка – дорога на Дмитров – является продолжением Большой Дмитровки, которая начиналась в центре города, недалеко от Кремля. Стены Белого города стали утрачивать свою значимость, когда строительство домов вышло за его границы. А это случилось с появлением в этом районе Дмитровской слободы, которая протянулась от современной Пушкинской площади до Садового кольца. Шатровый храм Рождества Богородицы в Путинках был первым в этом районе каменным строением за воротами Белого города.

Но первым был не только сам храм, но и один из его приделов. Память о страшном пожаре заставила создателей храма впервые на Руси освятить один придел в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», оберегающей от пожаров. Придел «Неопалимой Купины» находится с северной стороны храма и построен одновременно с церковью и шатровой колокольней.

С 1649 по 1652 год возводился этот выдающийся памятник древнерусского зодчества, выполненный в стиле «русского узорочья» – церковь Рождества Богородицы в Путинках.

В архитектурном плане эта церковь представляла собой узкий четверик, украшенный тремя шатрами. К четверику был пристроен придел иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Восьмигранная шатровая звонница поставлена прямо на сводах трапезной, соединяющей церковь с приделом.

Маленькие декоративные шатры, венчающие всю композицию храмовых построек, являются самой замечательной деталью этого храма. Они не похожи друг на друга, установлены на стройных барабанах, украшенных великолепной декоративной резьбой. Шатры венчаются луковичными главками, прикреплёнными к меньшим по размеру барабанам, тоже богато декорированным. Световой барабан на приделе значительно у?же самого шатра, а его основание вынесено за границы барабана. А сам барабан прорезан узкими высокими оконцами.

В конце XVII века к храму пристроили широкую трапезную с приделом во имя Фёдора Тирона и сторожку при входе на колокольню. Третий придел, основанный в церкви, традиционно был освящён во имя святого Николая Чудотворца.

В 1864 году сделали вход в храм с западной стороны. Было построено новое крыльцо, которое покрыли шатром на узком барабане. В ходе реставрационных работ 1957 года это крыльцо разобрали и заменили новым, которое стилизовали под XVII век.

До нашего времени сохранились стрельчатые кокошники, колончатые килевидные наличники и сложные раскрепованные карнизы, характерные для XVI века. Они использованы в оформлении фасадов храма, как и фрагменты старинных росписей XVII века – внутри его.

Этот храм избежал разрушения после революции 1917 года. Но не избежал закрытия. Лишь до 1938 года в нём ещё проходили службы. Их проводили монахи Высоко-Петровского монастыря.

После закрытия церкви в её помещении располагались различные конторы.

В 1959–1960 годах в храме, пришедшем в критическое состояние, был проведён комплекс реставрационных работ. Благодаря кропотливой работе реставраторов удалось восстановить здание храма с его удивительной архитектурой, вернуть ему первоначальный вид, полученный во время строительных работ XVII–XVIII веков. А потом здание было передано под репетиционный зал московской дирекции «Цирк на сцене». Вплоть до 1990 года под сводами храма рычали тигры и львы, лаяли собаки и ржали скакуны: здесь занимались дрессировкой цирковых животных.

В 1990 году храм возвращен верующим, а уже в 1991 году церковь была вновь освящена. В ней возобновлены все престолы, кроме Никольского, при нём открыли воскресную школу.

От самого начала Малой Дмитровки виден изящный силуэт церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что в Путинках. И прекрасное белоснежное кружево, словно окутывающее всё здание храма, кажется самым прекрасным украшением этой старинной улицы в историческом центре Москвы.

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Затерявшийся в лесах близ Белого озера Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году монахом московского Симонова монастыря Ферапонтом. В миру известный под именем Федор, он родился в Волоколамске в семье дворян

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

8. Об истории церкви Рождества Богородицы Старо-Симонова монастыря Считается, что «первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1370 г.» , № 25. Затем, «в 1370 г. на месте ц. Рождества был основан Симонов монастырь, позже перенесенный на новое место, примерно в

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Из книги Третий проект. Том III. Спецназ Всевышнего автора Калашников Максим

Экономика Богородицы Почему «экономика Богородицы»? Да потому, брат-читатель, что она непорочно зачала и родила Сына Божьего Иисуса Христа. Вот и Китежу, погруженному в нашу жизнь, предстоит исторгнуть из себя ослепительную, манящую, новую Реальность. Ему предстоит

Из книги Тайна Колизея автора Носовский Глеб Владимирович

2. Церковь «Матери Марии Монгольской» в Стамбуле, то есть, вероятно, самой Богородицы, которая здесь бывала лично Выше мы уже упоминали вкратце о старинной стамбульской церкви Матери Марии Монгольской и говорили о том, что церковь эта, по-видимому, была построена на месте

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове Сквозь белизну её стен, кажется, проступает седая старина былинных времён. Далёкие, словно растворившиеся в туманном прошлом, имена легендарных героев живут здесь, как и память о них.История этого храма, полная тайн,

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

2.4. Истории церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове Считается, что «первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1370 г.» , №. 25. Затем, «в 1370 г. на месте ц. Рождества был основан Симонов монастырь, позже перенесённый на новое место, примерно в полверсте на

Из книги Где ты, поле Куликово? автора Носовский Глеб Владимирович

3.4. История церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове Считается, что «первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1370 г.» , №.25. Затем, «в 1370 г. на месте ц. Рождества был основан Симонов монастырь, позже перенесенный на новое место, примерно в полверсте на

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

автора Носовский Глеб Владимирович

3.2. Церковь «Матери Марии Монгольской» в Стамбуле, то есть, вероятно, самой Богородицы, которая здесь бывала лично Выше мы уже упоминали вкратце о старинной стамбульской церкви Матери Марии Монгольской и говорили о том, что она, по-видимому, была построена на месте древней

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.5. Мечеть Фетхие - бывшая мечеть Богородицы, а мечеть Михримах - бывшая мечеть Мариам, то есть той же Богородицы? Но почему на карте упомянуто именно название мечети Мурада, а не мечети Селима? Дело, вероятно, в том, что западноевропейский составитель карты, будучи

Из книги Люди Греческой Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Тишкун Сергий

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Рождество богородицы Праздник Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии церковь отмечает 21 сентября (8 сентября по старому календарю). Рожденная набожными Иоакимом и Анной после денных и ночных молитв, Мария в 12 лет дала обет вечного девичества. Когда стала

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Адрес: ул. М. Дмитровка, 4

Что на старом Посольском дворе, была заложена в 1649г. и закончена в 1652г. Строить новое каменное здание храма начали после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы. Деревянный трехшатровый храм был построен в Путинках в 1625г. Слобода получила свое название от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы старинных путей на Тверь и Дмитров. Еще есть предположение, что слово «Путинки» образовалось от «Паутинки» – тесного и причудливого переплетения узеньких переулков у Тверских ворот. За храмом располагался путевой Посольский двор, а вокруг – дворы выходцев из Дмитровской слободы (нынешней Большой Дмитровской улицы), от которой получила название быстро разросшаяся Малая Дмитровская слобода.

После пожара деревянной церкви здесь был выстроен великолепный трехшатровый каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, на который из государевой казны была выделена очень большая по тем временам сумма в 800 рублей и прислан кирпич для строительства. Средства выделялись постепенно: сначала по просьбе прихожан и ходатайству Иерусалимского Патриарха Паисия из казны выдали 300 рублей, потом, когда денег не хватило, добавили еще бóльшую сумму – 400 рублей, и напоследок, под конец работ, были отпущены еще 100 рублей. Остальные средства собирались прихожанами.

Строительство новой церкви велось, как это было со многими древнерусскими храмами, не по инженерным чертежам, а по рисункам, отчего композиция здания получилась очень динамичной и живописной. Самая заметная черта – маленькие декоративные шатры, венчающие и основной объем, и придел храма, и его колокольню. Первоначально был построен только основной объем с тремя шатрами – небольшое прямоугольное в плане здание с маленькой трапезной, северным приделом Иконы Божией Матери «Неопалимая купина» (также увенчанным шатром) и шатровой колокольней. Необычно в композиции храма то, что здание рассчитано на обзор со всех четырех сторон; даже апсиды практически скрыты в прямоугольнике и почти не выдаются наружу. Необычайно красиво декоративное убранство всех частей храма – от шатров до нижних окон. Самая заметная часть – шатры – непохожи один на другой, строители проявили в их декоре богатейшую фантазию и изобретательность. Маленькие шатры поставлены на стройные изукрашенные барабаны и увенчаны луковичными главками на барабанах меньшего размера. Основания всех шатров и барабанов, на которые они опираются, окружены рядами кокошников, перекликающихся по форме между собой. Сами барабаны основного объема опоясаны аркатурой с остроконечными завершениями. Маленькие барабанчики под главками также опоясаны кокошниками. По краю основной объем украшен рядом ложных закомар с килевидными завершениями, а под закомарами проведен широкий резной фриз. Еще более замечателен декор шатра на приделе. Его световой барабан ýже, чем сам шатер, основание которого как бы вынесено за пределы барабана, прорезанного к тому же узкими высокими оконцами, а под барабаном высится «огненная» горка кокошников в три яруса.

Красивая восьмигранная колокольня с резными проемами яруса звона кажется еще более легкой и ажурной благодаря ряду отверстий-«слухов» в шатре. На колокольне в числе колоколов находился один работы знаменитого мастера Ивана Моторина 1715 года.

На всех фасадах храма практически невозможно отыскать ровной поверхности – так он изукрашен разнообразной резьбой и каменным кружевом.

После завершения строительства храма, в 1653г., патриарх Никон издал запрет на строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках оказалась последим шатровым каменным храмом в Москве.

Пристроенная в конце XVII века широкая трапезная с приделом Феодора Тирона украшена уже более скромно, в стиле барокко, а не узорочья. Тогда же была сооружена сторожка с ходом на колокольню. В 1864г. выстроили новое западное крыльцо с шатром на узком барабане, близкое по виду к остальным шатрам. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации 1957г. и заменено новым, стилизованным под XVII век. Внутри храма сохранились фрагменты старинных росписей XVII века.

После революции храм закрыли не сразу, а только в 1935г. В 1930-х гг. там служила братия Высокопетровского монастыря. Сначала после закрытия в нем устроили конторские помещения, потом репетиционный зал московской дирекции «Цирк на сцене». В 1990г. было принято решение о передаче храма верующим. Сейчас храм полностью отреставрирован, при нем открыта воскресная школа. Стройное изящное храмовое здание, видное от самого начала Малой Дмитровки, необычайно хорошо смотрится, хотя теперь и не со всех четырех сторон, как было первоначально, и является лучшим украшением одной из старинных улиц исторического центра Москвы.

В московской окраинной слободе, находившейся за Тверскими воротами, в XVI веке построили деревянную церковь. Раньше место называлось Путинками. Сейчас это район Страстного бульвара и Пушкинской площади. Храму дали название Успения Пресвятой Богородицы. Строительство каменной церкви было завершено около 1676 года. Одновременно строится трапезная, а в 1690 году возводят придел, посвящённый святителю Николаю. Ближе к концу XVIII века пристраивают колокольню.

История Успенского храма

Первое упоминание о Путинках относится к XIV веку . По преданию, в то время там были луга, носившие название Великих. Там же брали начало два больших тракта - на Дмитров и Тверь. В XVI веке в этих местах находилась одна из загородных резиденций царя Василия III. Позже её превращают в Путевой дворец для остановки иноземных послов.

Предположительно название Путинки - это производная от слова путь. Дело в том, что во дворец необходимо было добираться путинками, то есть искривлёнными переулками и улицами.

Впервые в летописях церковь, построенная из дерева, упоминается в 1621 году. Её назвали Храмом Успения на старом Посольском дворе, второе название - Церковь на Дмитровке за городом. В те времена она славилась иконой с изображением Успения Богородицы, источавшей миро.

Строительство каменного храма

Деревянный храм к концу XVII века либо разобрали, либо он сгорел сам. Точных документальных сведений на этот счёт не имеется. При царе Алексее Михайловиче в 1676 году на месте, где раньше стояла деревянная церковь, строят каменную. В XVII веке, в 90-е годы, появляется первое упоминание о возведении на северной стороне храма придела в честь Николая Чудотворца.

Новый придел был выполнен в стиле московского барокко. Купол главной башни храма сделали в форме яблока. Это было довольно редкое явление, таких куполов в Москве имелось всего два. Во второй половине XVIII века возводится колокольня.

Своё имя Церковь Успения Богоматери дала переулку, на котором она находилась. Его назвали Успенским. Позже он был переименован в Проезжий. Ближе к концу XVIII столетия в основном сформировывается застройка владений храма.

На церковном погосте были возведены постройки , в которых расположились:

  • Священник.
  • Дьякон.
  • Дьячок.
  • Женщины, выпекающие просвиры.

Святыни храма Успения Божией Матери

В храме в Путинках имеются святыни, почитаемые прихожанами. В небольшой по размерам церкви довольно много икон.

Среди них находятся иконы с изображением:

Особо почитаемая икона из Царьграда

К особо почитаемым христианами ликам относится икона Божьей Матери из Царьграда . Один из её списков (копий) находится в Успенской церкви в Путинках. Об этой иконе сохранилось предание, которое говорит, что в далёкие времена два греческих монаха из Царьграда находились проездом в Старой Руссе. Там они отслужили в соборном храме Божественную литургию.

В память о своем нахождении монахи оставили в этой церкви маленькую иконку Божьей Матери, которая была выгравирована на грифельной доске. Этот миниатюрный лик в скором времени прославился своими чудотворениями. После чего с него были сделаны списки, которые и по сей день хранятся в различных храмах России, в том числе и в Церкви Успения в Путинках.

Ремонт и разрушение Успенского храма

В 1898 году храму неизвестным благотворителем была пожертвована большая для того времени сумма - 6 тыс. рублей. На эти деньги произвели ремонт здания и реставрацию икон. Иконостас заново покрыли сусальным золотом, а стены украсили росписью.

В 1922 году церковь закрывают, в дальнейшем она подвергается частичному разрушению и разграблению. Из неё исчезают 34 золотника (145 г) золота, 6 пудов и 5 фунтов (100 кг) серебра и драгоценные предметы.

Купола храма и башня колокольни были разрушены, а вход в него заложили кирпичом. А также разрушили апсиды - постройки, примыкающие к основной части строения. На их месте пробили дверь и окна. После осквернения и закрытия церкви здание на протяжении долгих лет использовалось как жилой дом.

Сокращение территории и возвращение в лоно церкви

Со временем здание было окружено пристройками , которые радикально изменили когда-то объёмную композицию собора. Территория храмового владения очень сильно сократилась. Отторгли северо-западную часть территории, на которой в 1927 году выстроили трёхэтажный дом. В настоящее время в нём располагается посольство африканской Республики Бенин.

Во второй половине ХХ столетия жилой дом был расселён. Там разместили пошивочный цех. В 1990 году храм передали в лоно российской Православной Церкви. После этого началась его реставрация. В 1991 году здесь возобновляются богослужения.

Расписание богослужений

Храм в Путинках

Храм Успения Богородицы в Путинках располагается в Москве, в Успенском переулке, в доме № 4. Церковь для посещения открыта ежедневно с 10−00 до 19−00, а также во время богослужений.

Информация о расписании служб в Успенском храме выглядит следующим образом:

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Эта церковь, располагающаяся в Путинках, поистине уникальна. Она является единственной трёхшатровой храмовой постройкой на территории Москвы, облик которой дошёл до нашего времени. В 1648 году деревянный храм был уничтожен пожаром, но на месте прежнего строения возвели новое из камня по его образцу. Его уникальность заключается в бесфасадности, то есть с любой точки обзора он не имеет едино выраженного фасада за счёт нестандартных архитектурных решений, которые были использованы при строительстве. Церковь Рождества Богородицы - это исторический памятник архитектуры, но при этом храм является действующим и в нём совершаются богослужения.

Расписание служб:

  • В рабочие дни утренние богослужения начинаются в 7−30.
  • В субботу, воскресенье, а также в праздники Божественная литургия проводится с 9−00.
  • Начало Всенощного бдения в - 18−00.

Собор Успения Божией Матери в Москве

Ещё один Храм Успения Богородицы в столице находится на территории Кремля , на площади, носящей название Соборной. Он относится к историко-культурному музею-заповеднику «Московский Кремль». Церковь построена в 1475 - 1479 годах. Разработка проекта была поручена знаменитому итальянскому архитектору Аристотелю Фьораванти.

Этот храм являлся главным кафедральным собором Российской Империи вплоть до упразднения монархии в 1917 году. Церковь Успения - это самое старое строением в Москве, сохранившееся полностью. В соборе покоится прах всех патриархов Москвы первого патриаршего периода, за исключением Игнатия и Никона.

Первый столичный храм из камня

Первый храм из камня на этом месте был возведён в начале XIV века, во время царствования князя Ивана I Калиты. В августовские дни 1326 года в том месте, где стоял предыдущий, деревянный собор, заложили новый белокаменный Успенский храм. Его освятили в 1327 году.

Успенская церковь являлась первой, построенной из камня, в Москве. Исследования археологов показывают, что это был однокупольный храм, поддерживаемый четырьмя столпами, имеющий тройные апсиды. Его построили по образу Георгиевского собора, находящегося в городе Юрьев-Польский.

Церковь возвели в характерном для XIV века архитектурном стиле. Кладка состояла из квадратов белого камня грубой обработки. Она сочеталась с гладко отшлифованными декоративными архитектурными элементами. Фасад церкви был увенчан кокошниками, а центральная башня - куполом.

Московский Успенский собор в XV веке

Во время правления Ивана III Великого Московское государство набирало силу. Успенский собор перестал соответствовать статусу кафедрального. В летописях упоминается, что он сильно обветшал, и его перестали ремонтировать. Вероятнее всего, уже было принято решение о сносе старого и строительстве нового каменного храма.

Возведение новой церкви, самой большой по размерам для тех лет, поручили русским зодчим Мышкину и Кривцову. В конце апреля 1471 года заложили первый камень. Однако строительство не удалось довести до конца, так как 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение, и собор обрушился.

После этого Иван III приглашает итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти, который полностью разбирает то, что осталось от разрушенного храма. На этом месте под его руководством строится здание по образцу Успенского собора, находящегося во Владимире. Успенский храм и сейчас находится на Кремлёвской площади. Собор освящают в августе 1479 года, обряд проводит митрополит Геронтий.

Лаконичная архитектура

Храм имеет лаконичный и монолитный вид . Единство постройки подчёркивается равномерным разделением фасадов при помощи вертикальных плоских выступов. Гладкие стены венчают узкие окна аркатуры. Так называются ряды декоративных фальшь-арок на фасаде. Апсиды (пониженные выступы здания, примыкающие к основному строению) не очень высоки. С севера и юга они прикрыты пилонами. Пилоны представляют собой башнеобразную постройку, имеющую форму усечённой пирамиды.

Собор украшают пять больших башен, увенчанных массивными куполами. Аристотелю Фьораванти удалось справиться со сложнейшей задачей. Он увеличил внутренний объём собора, что не удалось сделать Мышкину и Кривцову. Итальянец впервые в храмовой архитектуре Руси использовал крестовые своды толщиною в 1 кирпич, а также - металлические проёмные и внутристенные связи. По сути, он применил армирование.

Главная идея итальянского зодчего

Но главной инженерной и архитектурной идеей итальянского мастера было то, что он построил позади иконостаса добавочные арки . Благодаря этому восточные залы, объединённые сквозными проходами собора, по факту стали монолитом. Дополнительные арки приняли на себя значительную долю нагрузки от колоссальных башен собора.

Такой приём позволил построить в западной и центральной частях храма относительно тонкие столпы круглой формы. Это дало ощущение необычной лёгкости большой конструкции и её цельности с основной частью наоса. Наос - это центральное место в храме, где находятся прихожане во время богослужения.

Московский храм в XV - XVI веках

Период с 1482 по 1515 годы . В это время была выполнена первоначальная роспись собора. Известный московский иконописец и мастер фрески Дионисий принимал участие в росписи храма. Позже церковь украшают заново, однако сохраняются некоторые фрагменты первичной росписи. Они являются самыми древними образцами фресковой живописи Руси на территории Кремля, дошедшими до наших дней.

1574 год . Успенский собор пострадал от многочисленных пожаров, которые происходили в то время довольно часто, но его постоянно реставрировали и обновляли. После сильного пожара, случившегося в 1574 году, Иван I. V. Грозный издал указ о покрытии верха собора вызолоченными медными листами. Мощи митрополита Петра, хранившиеся в храме, были перемещены из серебряной раки в золотую. В этом же году в соборе совершается венчание на царство Иоанна Грозного, первое в истории храма.

Успенский собор в XVII веке

Наиболее значимыми для храма событиями в XVII веке были следующие:

  • В 1613 году в здесь проходит Земский собор, на котором царём избирают Михаила Фёдоровича, первого из династии Романовых.
  • В 1624-м своды церкви были изношены и угрожали обрушением. Чтобы этого избежать, их разобрали и заново сложили по изменённому чертежу, применив дополнительное армирование. А также возвели дополнительные подпружные арки, которые увеличивали прочность конструкции.
  • В 1625-м в Успенский собор переносят Ризу Господню, подаренную царю Михаилу Фёдоровичу шахом Персии Аббасом I.

События XVIII - XX веков, связанные с Успенским храмом

Краткая хроника событий этого времени выглядит следующим образом:

В настоящее время кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы работает как музей. Его можно посетить в любой день, кроме четверга, с 10−00 до 18−00.

Будучи в Москве, стоит посетить такие архитектурные жемчужины зодчества древней Руси, как церкви, посвященные Рождеству и Успению Богоматери.