Владимирский собор в херсонесе и его история. Свято-Владимирский собор — украшение древнего Херсонеса

Месторасположение:

Г. Севастополь, ул. Древняя, 1, историко-археологический заповедник "Херсонес Таврический".

Владимирский собор в древнем Херсонесе - это одно из самых выдающихся архитектурных сооружений города Севастополя, оно поражает своей величественностью, необыкновенной красотой и соразмерностью линий. Свято-Владимирский Херсонесский собор - всеправославная святыня, храм-памятник, увековечивающий принятие христианства князем Владимиром.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портами вице-адмиралу А. Грейгу. Именно по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них - остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял святое Крещение именно в этой базилике. Уже в 1850 году, по ходатайству святителя Инокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, тут была основана Свято-Владимирская обитель.

Во времена первой обороны Севастополя 1854-1855 гг. монастырь заняли французы. Из церкви они сделали огневую позицию и обстреливали отсюда русские войска, которые находились за Карантинной бухтой. К концу обороны Севастополя монастырь и церковь лежали в руинах.

После Крымской войны Херсонесский монастырь восстановили, император Александр II приказал ежегодно 28 июля совершать крестный ход из Севастополя в Херсонес и дал разрешение на сооружение соборного храма. Собор предназначался для воплощения в себе памяти о величайшем событии - Крещении Руси, а также должен был стать символом духовной преемственности между Византией и Россией. Это символ перехода восточнославянского мира от язычества к христианству.

Закладка Свято-Владимирского собора состоялась в 1861 году в присутствии царской семьи и самого императора Александра II, заложившего первый камень храма. Александр II лично утвердил проект собора на территории Херсонесского монастыря.

Автором проекта являлся академик архитектуры Д. И. Гримм. Владимирский собор стал первым выдающимся сооружением, спроектированным Д. И. Гриммом. Эта работа принесла архитектору звание профессора и право преподавания в академии.

Собор стал одним из крупнейших храмов России. Его высота составляла 36 метров, внешний объем - 20 500 метров кубических, общая площадь помещений - 1 726 метров квадратных, диаметр купола - 10,5 метров, внутренняя высота верхнего храма от пола до свода купола - 24 метра, высота главного креста над куполом собора - 2,85 метра. Храм способен одновременно вместить до 1 000 прихожан.Стены собора даже на уровне второго этажа достигали метровой толщины.

Внутреннее убранство поражало своим великолепием - колонны из ценного вида мрамора, полы из мозаики. Расписывали Владимирский собор известные в то время художники - академик живописи А. И. Корзухин, принимавший участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве, профессор Т. Нефф, Н. Майков, И. Малышев. Работой руководил автор проекта Форосской церкви А. Чагин. Деньги и средства на постройку Свято-Владимирского собора собирали по подписке всей Россией. Когда срок подписки закончился, люди потребовали продлить ее. Но всё равно из-за дефицита средств сооружение собора затянулось на три десятилетия.

Правый придел собора был освящён 12 июля 1892 г. во имя благоверного князя Александра Невского.

Левый придел собора был освящён во имя св. ап. Андрея Первозванного.

В нижнем храме собора также находился правый боковой придел во имя св. Мартиниана. В этом приделе были погребены архиепископ Мартиниан, скончавшийся в 1898 г., и настоятель монастыря преосвященный Иннокентий (Солотчин), скончавшегося в 1909 г.

В 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес была передана в мраморном ковчеге в виде Евангелия частица мощей св. равноап. князя Владимира. Эту святыню после сооружения Владимирского собора поместили в нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики. В алтаре верхнего храма находился список чудотворной Корсунской иконы Божией Матери, по преданиям, принесенной князем Владимиром из Херсонеса. Всего в собор было передано мощи 115 святых.

В 1924 г. Херсонесский монастырь закрыли, а Владимирский собор передали музею.

Во времена Великой Отечественной войны храм получил значительные повреждения, стены потрескались, почти полностью было уничтожено внутреннее убранство. По приказу немецкого оберства Кольба собор был заминировал и взорван. Взрыв был такой силы, что обрушил перекрытия между нижним и верхним ярусами, обвалил остатки купола. В верхней части собора разошлись строительные швы, со стен рухнула почти вся штукатурка вместе с бесценными росписями. Храм вступал в самые трагические десятилетия своего существования.
Собор пострадал настолько сильно, а сам он был таким огромным что ставить вопрос о его восстановлении в первые послевоенные годы никто не решался.

Немало трудов пришлось положить правящему архиерею, митрополиту Лазарю, чтобы добиться реставрации этой великой святыни. Вопросы его восстановления решались на самом высоком государственном уровне. Начало реставрации собора положила семья Президента Украины в 1998 году, когда Людмила Николаевна Кучма заложила памятную капсулу с обращением, подписанным главой государства. Под патронатом Л. Д. Кучмы начались реставрационные работы.

В 1992 г. здесь были возобновлены богослужения. В 2002 году в Свято-Владимирском соборе впервые за последние 77 лет была совершена пасхальная служба, отслуженная митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, на которой присутствовали Президент Украины Л. Д. Кучма и руководство Автономной Республики Крым .

3 апреля 2004 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в присутствии Президента Украины Л. Д. Кучмы совершил чин освящения восстановленного Свято-Владимирского собора Херсонеса.

Владимирский собор  - собор во имя святого равноапостольного князя Владимира возведенный в XIX веке к 900-летию крещения Руси на территории Херсонеса Таврического , на месте крещения князя Владимира в Крыму .

Восстановленный Свято-Владимирский собор в Херсонесе поражает величественностью, красотой и соразмерностью линий. В нижнем храме складывается ощущение присутствия в древней христианской церкви. Верхний храм, залитый светом, яркий, восхищает превосходной росписью, изящным иконостасом, выполненным в Италии. А под куполом парит серебристый голубь - символ Святого Духа.

История

Идея о создании на Херсонесе храма в память крещения здесь князя Владимира принадлежала еще архиепископу Иннокентию (Борисову). В 1825 году главнокомандующий Черноморским флотом А. С. Грейг подал императору Александру I докладную записку о сооружении небольшого храма в византийском стиле и богадельни. Чтобы определить, где же крестился князь Владимир, в Херсонесе в 1827 году мичман Н. Крузе начал проводить первые археологические расковки. Деньги на строительство церкви собирали по подписке. Но в 1836 году Император Николай I, уступив просьбе адмирала М. П. Лазарева, принял решение о строительстве Владимирского собора в Севастополе.

В 1852 году вопрос о строительстве собора на главной площади Херсонеса возник вновь, даже разработали проект, однако помешала война. Автором нового проекта стал архитектор Давид Иванович Гримм (1823–1898). 2 июля 1859 года проект храма утвердили, а 18 августа создали строительный комитет. Место для возведения собора предложил граф А. С. Уваров, он производил раскопки и обнаружил на месте бывшей главной площади города древнюю базилику. По его мнению, она и была тем самым храмом Рождества Божией Матери, в котором в 988 году крестился Владимир.

23 августа состоялась торжественная закладка нового собора. После молебна Император Александр II и Императрица Мария Александровна уложили золотые десятирублевые монеты на первые каменные блоки будущего храма. Царь и царица пожертвовали богатый серебряный с позолотой оклад, украшенный драгоценными камнями, к чудотворной иконе Корсунской Божией Матери и деньги на медный колокол весом 11 пудов. А Великий князь Владимир Александрович стал ктитором (покровителем) соборного храма, 14 августа 1867 года он собственноручно заложил основание главного престола святого Владимира, водрузил мраморный крест для святых мощей и положил камень в стене горнего места.

Стены собора возводили вокруг остатков древнего храма, которые прикрыли мрамором. На месте купели установили плиту из темно-серого мрамора с белым крестом. Впереди купели стоял аналой для возложения святых мощей с надписью: «Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II». Купель и аналой ограждала ажурная решетка из белого мрамора.

Возведение храма завершили в 1877 году. Величественный двухэтажный собор в византийском стиле был хорошо виден отовсюду, так как стоял на открытом месте. Нижнюю часть храма облицевали плитами светло-серого гаспринского известняка. Среднюю - украсили четырехконечные кресты и колонны из каррарского мрамора, на которые опирались оконные арки. Купол, увенчанный большим золоченым крестом, покрыли цинковой черепицей. С двух сторон храма устроили гранитные лестницы, ведущие на второй этаж. Расписывали собор святого Владимира известные художники.

Верхний храм украсили работы А. И. Корзухина «Тайная вечеря», «Крещение Господне», «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий» и еще 72 иконы. Чтобы быстрее закончить отделку храма, художники применяли новаторские способы: большинство живописных работ выполнили в Петербурге на линолеуме, а затем доставили в Крым, и уже в соборе монтировали на камышовую основу, предохранявшую их от главного врага - влаги. Так была выполнена «Тайная вечеря», занявшая 9 метров в длину и 5 метров в высоту. Талантливый художник-самоучка крестьянин И. Т. Молокин расписал алтарь в южном притворе Александра Невского и отреставрировал пришедшие в ветхость иконы, изготовленные для храма еще в 1849–1850 гг.

Внутреннее убранство собора было богато. В нижнем храме роскошь отделки, тонкая работа иконостаса, сверкающая мраморной белизной, контрастировали с грубой бутовой кладкой древней базилики - основной святыни храма. В верхнем храме нижнюю часть стен облицевали темно-пурпурным каррарским мрамором, панели завершались светло-розовым карнизом. Арочные окна первого яруса опирались на 54 мраморные колонны, образуя галерею. Пол выложили мозаикой из белых, красных, желтых, черных кубиков, таких же, какие использовали в мозаичных узорах древнего Херсонеса. В окна вставили стекла красного и желтого цвета, отчего даже в пасмурную погоду храм казался наполненным теплым светом.

Собор святого Владимира имел пять престолов, которые освящали в несколько этапов: сначала нижний храм во имя Рождества Богородицы, это произошло 13 июля 1888 года, в годовщину 900-летия крещения Руси. Верхний храм имел три престола. Главный во имя святого равноапостольного князя Владимира освятил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский) в присутствии К. П. Победоносцева. Именно в этот день, как гласила надпись на левой части иконостаса, совершалось «благодарное воспоминание дивного спасения благочестивейшего Императора Александра III и всего августейшего семейства его от грозившей при крушении поезда опасности». Северный придел освятили во имя святого апостола Андрея Первозванного. И, наконец, 12 июля 1892 года освятили южный придел во имя князя Александра Невского. Три десятилетия неустанных забот, переживаний и великих трудов завершились рождением величайшего собора. В том же году в соборе установили иконостас.

Иконостас главного храма выполнили из мрамора итальянские мастера Сеппи и Баскерини. Все основные части, панели, кресты, они изготовили у себя на родине в Серавессе близ острова Карары, в Херсонесе же произвели окончательную обработку. На правой стороне иконостаса установили позолоченный резной деревянный киот. На нем в два яруса разместились восемь образов, их венчал купол с крестом. Перед киотом стоял мраморный постамент для возложения святых мощей князя Владимира с надписью: «О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию ости». На левой стороне иконостаса такой же киот, воздвигнутый в честь чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Перед ним стоял аналой для возложения складня с образом Спаса Нерукотворного, который был с Императором в тот печальный день и пожертвованный им Херсонесскому монастырю. Мастера И. Т. Сафронов, И. А. Морозов выполнили бронзовые Царские врата, изготовили паникадила, лампады и фонари. В храме нижнего этажа придворный мастер Тихонов установил деревянный резной иконостас, восхищавший тонкостью и изяществом работы. Не уступал ему в красоте ореховый иконостас верхнего храма, изготовленный в мастерской Владимира Корецкого.

В соборе хранился список чудотворной иконы Корсунской Важней Матери. Это одна из икон, написанных апостолом Лукой в I веке, хранившаяся в городе Эфесе. Список с иконы привезла византийская принцесса Анна в Корсунь, а затем 9 октября 988 года ее перенесли в Киев. Со святителем Иоакимом Корсунянином икона попала в Новгород, там она хранилась в Софийском соборе. В 1571 году русский царь Иван Грозный покорил новгородцев и перевез в Москву Корсунокую и Иерусалимскую иконы Божией Матери, поместив их в Успенском соборе.

Во Владимирском соборе покоились 115 частиц мощей святых. Здесь также был похоронен архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан. Слева от входа в нижний храм над его могилой устроили на средства настоятеля монастыря Иннокентия (Солотчина) небольшой придел, освященный во имя преподобного Мартиниана. В западной части этого придела погребен и сам Иннокентий, умерший в 1919 году.

Последнюю службу в Херсонском монастыре совершили во Владимирском соборе в 1926 году в престольный праздник. Отныне собор святого Владимира стал историческим и архитектурным памятником. Правда, в сентябре 1925 года внутрь собора пробрались грабители, они разобрали часть крыши и разбили стекла. Через дыру в крыше проникла вода и серьезно повредила стенную живопись храма. Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года по приказу немецкого оберега Кольба собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства.

Собор долгое время стоял разрушенным, даже к 1000-летнему юбилею крещения Руси не нашлось денег на его восстановление. Руины собора возвышались над развалинами древнего города и сами казались такими же древними - трудно было поверить, что еще в начале века это был величественный и очень красивый храм.

В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, прихожане привели в порядок приделы и северный притвор Нижнего храма и начали проводить Богослужения. А в 1997 году Кабинет министров Украины принял решение о восстановлении храма. Реставрационные работы планировали провести в два этапа. К 28 июля 2001 года завершили все внешние строительные работы: возвели разрушенные стены, купол покрыли медной кровлей, установили крест, в окнах снова красуются витражи.

5 мая 2002 года в соборе прошла первая Пасхальная служба, на которой присутствовал президент Украины Л. Д. Кучма. В тот же день вновь зазвучал колокол на берегу моря.

В Херсонесе - одно из самых выдающихся архитектурных сооружений Севастополя, поражающее величественностью, красотой и соразмерностью линий.

Его закладка состоялась в 1861 году в присутствии царской семьи и самого императора Александра II, который заложил первый камень будущего храма. Царь лично утвердил проект собора на территории Херсонесского монастыря. До этого в монастыре была только небольшая церковь в память святой княгини Ольги, бабки св. князя Владимира. Во время первой обороны Севастополя монастырь заняли французы. Церковь они превратили в огневую позицию и обстреливали отсюда русские войска, находившиеся за Карантинной бухтой. К концу обороны монастырь и церковь лежали в руинах. После Крымской войны Херсонесский монастырь был восстановлен, император Александр II повелел ежегодно 28 июля, в день памяти св. князя Владимира, совершать крестный ход из Севастополя в Херсонес и дал разрешение на строительство соборного храма. Собор должен был воплотить в себе память о величайшем событии - Крещении Руси, стать символом духовной преемственности между Византией и Россией. Это символ перехода восточно-славянского мира от язычества к христианству. Автор проекта, академик архитектуры Д. И. Гримм.

Владимирский собор - первое выдающееся сооружение, спроектированное Гриммом. Этот храм принес архитектору звание профессора и право преподавания в академии. Высота храма вместе с крестом превышала 34 метра. Стены его даже на уровне второго этажа достигали метровой толщины. Внутреннее убранство поражало своим великолепием - колонны из ценных сортов мрамора, мозаичные полы. Расписывали храм известные в то время художники - академик живописи А.И. Корзухин, принимавший участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве, профессор Т. Нефф, Н. Майков, И. Малышев. Работами руководил А. Чагин, автор проекта Форосской церкви. Средства на постройку Свято-Владимирского собора собирали по подписке всей Россией. Когда срок подписки закончился, народ потребовал продлить ее. Тем не менее из-за недостатка средств сооружение его затянулось на три десятилетия. На земле Херсонеса соединились судьбы святителя Климента Римского, равноапостольных Кирилла и Мефодия, давших славянским народам азбуку и грамматику, и святого Владимира-крестителя. После своего Крещения князь Владимир увез в Киев мощи святителя Климента. Прошло около девяти веков, и теперь уже в Херсонес повезли святые мощи князя Владимира. Частица их, хранившаяся в Малой церкви Зимнего дворца, была передана монастырю. Это закономерно, ведь сам собор был выстроен на месте, где принял Святое Крещение киевский князь. Поэтому Свято-Владимирский Херсонесский собор - всеправославная святыня, храм-памятник, увековечивающий принятие христианства князем Владимиром. В 1924 г. Херсонесский монастырь закрыли, а Владимирский собор передали музею. Во время Великой Отечественной войны храм получил серьезные повреждения, стены дали трещины, почти полностью было уничтожено внутреннее убранство. В таком виде собор находился до совсем недавнего времени. Много трудов и сил пришлось положить правящему архиерею, Владыке Лазарю, чтобы добиться восстановления этой великой святыни. Вопросы его восстановления решались на самом высоком государственном уровне. В 1992 г. здесь были возобновлены богослужения. Начало реставрации собора положила семья Президента Украины в 1998 году, когда Людмила Николаевна Кучма заложила памятную капсулу с обращением, подписанным главой государства.

Под патронатом Л.Д. Кучмы начались реставрационные работы. В 2002 году в соборе впервые за последние 77 лет была совершена пасхальная служба, отслуженная Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, на которой присутствовали Президент Украины Л. Д. Кучма и руководство Автономной Республики Крым. 3 апреля 2004 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в присутствии Президента Украины Л. Д. Кучмы совершил чин освящения восстановленного Свято-Владимирского собора Херсонеса.

В Крыму на территории Херсонеса находится необычный золотокупольный Владимирский собор, который видно из любой точки древнего города

Именно во Владимирском соборе , согласно церковным преданиям, в 988 году произошло крещение князя Владимира

В 1825 году главнокомандующему Черноморским флотом А. Грейгу пришла в голову идея увековечить место крещения великого князя, в связи с чем в 1827 году в Херсонесе были проведены раскопки, в результате которых были обнаружены руины древних храмов, среди которых была и древняя церковь, находившаяся некогда в самом центре города. Именно в ней, по мнению историков, князь Владимир и принял Крещение


Прошло совсем немного времени - и вот уже в 1850 году на этом самом месте была основана Свято-Владимирская обитель, а 23 августа 1861 года началось возведение самого Владимирского собора


Строительство одного из самых больших храмов страны длилось 15 лет и к 1876 году было полностью завершено


Оформление собора началось лишь накануне празднования 900-летия Крещения Руси, а 13 июня 1888 года был освящён Нижний храм. Освящение же Владимирского собора состоялось лишь 17 октября 1891 года, хотя полностью его оформление было завершено только к 1894 году


В 1859 году из Малой домовой церкви петербургского Зимнего дворца в Херсонес была передана частица мощей князя Владимира, которую после окончания строительства Владимирского собора разместили в Нижнем храме. Всего сюда были перенесены мощи 115 святых!


Вторая мировая война тяжело далась собору - он был полностью разрушен, а восстанавливаться начал лишь в конце века. В 2002 году трудами множества мастеров нашего времени была восстановлена утраченная живопись собора

Древний город Херсонес Таврический - это историко-археологический заповедник государственного значения. Он расположен на территории Севастополя и является тем местом, откуда православие получило распространение на всю Русь. Принятие христианства князем Владимиром состоялось в соборе, руины которого найдены археологами на раскопках в Херсонесе (Корсуне).

Раскопки

Археологические изыскания в Ахтиарской бухте начались еще во времена князя Потемкина, который впервые привел в нее русскую эскадру. По его указу сразу стали возводить Севастопольскую крепость, которую он назвал Ахтиаром. Руины на полуострове вызывали живой интерес как у историков и романтиков, так и у практичных строителей. Одни осматривали древние руины, вторые разбирали каменные стены для новых построек.

В 1799 году Павел Сумароков написал: «… повезли из него мрамор, каменья, столбы, карнизы. Севастополь всем одолжен до последнего камушка древнему Херсонесу… В Херсонесе Ахтиар ископал все свои украшения». Путешественники, государственные деятели, писатели сокрушались о разрушении древнего города, что стало едва ли не первым примером давления общественного мнения на государственные структуры. В 1805 году император Александр I издал указ, в котором распорядился оградить древности Тавриды от расхищения. Это не остановило полностью все хищения, но значительно уменьшило их масштаб.

Собирать и систематизировать древности Херсонеса начали в 1803 году. По инициативе маркиза де Траверсе был открыт небольшой музей под эгидой государства, куда стекались артефакты со всего мира, в том числе и из Причерноморья. Позднее, в 1839 году, было создано Одесское общество истории и древностей, члены которого активно разыскивали следы православных храмов на всей территории Причерноморья.

Деятельность участников общества в археологических изысканиях древней Тавриды привлекла внимание служителей церкви, и в 1850 году царь Николай I дал согласие на восстановление старинных храмов. В результате чего на территории городища был открыт монастырь. Сверяясь с рукописями, монахи вели неспешные раскопки, а открытия делали увлеченные люди. Одним из них был граф Уваров, его трудами была обретена самая крупная древняя базилика с прекрасно сохранившейся мозаикой. Дальнейшим работам помешали начавшиеся одна за другой русско-турецкая и крымская войны.

Закладка собора

В период первой обороны города Севастополя (1854-1855 годы) монастырскую обитель заняли французские войска, обустроив здесь свои боевые позиции. К моменту освобождения все постройки были разрушены в результате обстрелов. Осмотр остальной части Херсонеса после всех военных действий показал, что разрушения не столь велики, как предполагалось.

Восстановление монастыря состоялось только после крымской войны, настоятелем обители был архимандрит Евгений. Его заботами были выстроены две церкви, трапезная, гостиница, настоятельский корпус, хозяйственные постройки. Архимандриту удалось заинтересовать царственную семью в дальнейшем развитии монастыря.

В 1861 году император Александр II передал в обитель частицу мощей святого князя Владимира, сделал крупное пожертвование на отливку колокола и прибыл на закладку первого камня в здание будущего Владимирского собора (Херсонес Таврический). Строительство было начато на месте старой базилики, обнаруженной графом Уваровым, где, по предположениям, и произошло крещение святителя Руси.

Строительство

В Херсонесе Таврическом возводился по проекту архитектора Д. И. Гримма. Он выбрал строгий для храма как символ преемственности двух культур и одной религии. Строительство продвигалось довольно медленно. Деньги на собор собирали по подписке по всей России на протяжении тридцати лет. Начало работ стартовало в 1861 году, а длились они до 1892 года.

Стены собора возводились вокруг руин Все пространство пола покрыли ценным темно-серым каррарским мрамором, скрыв под ним древнее основание. В месте, где была обнаружена купель, в которой, по преданию, происходило крещение русского государя, отделали вставками из белого камня, расположив его в виде православного креста. Перед купелью был установлен аналой, предназначавшийся для возложения мощей святого Благоверного князя Владимира. Купель и аналой были ограждены резной решеткой из белого мрамора.

К моменту завершения работ Владимирский собор (Херсонес Таврический) был одним из самых больших храмов России, а по значимости для духовной жизни превосходил многие святыни.

Нижний храм

После окончания строительства прошло немало лет, прежде чем началась работа по внутреннему убранству Владимирского собора (Херсонес Таврический). История завершающего этапа созидания храма началась лишь накануне 900-летия празднования Крещения Руси. К началу торжеств роспись стен не была закончена, по этой причине в 1888 году был освящен только нижний храм, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы, где все работы были закончены и установлен резной деревянный иконостас работы известного резчика В. Корецкого.

Венцом работы камнерезов стал памятник князю Владимиру, выполненный из мрамора и установленный в нижнем храме. Мастера не жалели сил и остатками облицевали руины древнего храма, расположенного в нижней церкви.

Работы в соборе

Центральный храм поручили заботам архитектора Н. Чагина. Живописные работы были выполнены коллективом художников, среди которых А. Корзухин, Прокофьев, Макин и др. Интерьер украсили работы художников 19 века - Ф.Н. Рисса, Т.А. Неффа, Левитана и др. Иконы собора были написаны Е.Сорокиным, Н. Майковым и др.

Отделку камнем выполнили итальянские мастера братья Баскарини и Й. Скеппи. Они выложили мозаичный пол в соборе, собрали иконостас и обустроили мраморную балюстраду вдоль солеи и сделали много других работ по камню. Для убранства не жалели сил и средств, мрамор использовали каррарский, укладывая его по особой технологии мозаичной укладки из разноцветных частей. По словам очевидцев, красота была необыкновенная.

Освящение верхнего храма состоялось в 1891 году, но окончательное завершение всей внутренней отделки завершилось лишь через три года - в 1894-м. Правый предел собора освятили в честь Александра Невского в 1892 году, левый - в честь святого Андрея Первозванного. Большое количество паломников устремлялось в новый Владимирский собор в Херсонесе Таврическом. Мощи прибыли еще в момент закладки краеугольного камня в основание алтаря, в дальнейшем в храм были переданы частицы 115 святых.

К моменту окончания всех работ Владимирский собор представлял собой внушительное сооружение. Он взметнулся на высоту 36 метров, его внешний объем составил 20,5 куб. метра, площадь занимала около 1,7 квадратных метров, диаметр главного купола составил 1,5 метра, высота креста - почти 3 метра. В собор для совместной молитвы могло поместиться до 1 тысячи прихожан.

После революции

Борьба с религией после 1917 года погубила множество древних храмов и обителей. Судьба Владимирского собора в Херсонесе тоже не была простой. В 1923 году монастырь прекратил деятельность, а помещения передали в руки городской администрации. Власти решили устроить в соборе филиал Херсонесского музея. Адаптировав храм под новые задачи, в нем разместили часть экспозиции, посвященной церковной архитектуре от древности до Средних веков, в нижней части создали хранилище для музейных фондов.

Начавшаяся Великая Отечественная война поместила Херсонес и Севастополь в центр боевых действий. Уже 22 июня немецкие войска провели бомбардировку стратегических объектов. Музейную экспозицию спешно вывезли на Кавказ. В 1942 году в ходе уличных боев, проходивших при поддержке вражеской артиллерии, был сильно поврежден купол Владимирского собора. Часть экспозиции музейные работники не успели эвакуировать, началась оккупация. Остатки экспозиции немцы планировали вывезти и даже упаковали в ящики для транспортировки, но планы не были реализованы.

При отступлении захватчики совершили акт вандализма - заминировали и взорвали собор. Купол обвалился, разрушив полностью все перекрытия, сильно пострадали бесценные фрески, разошлись строительные швы. Степень разрушений была очень высокая, и долго решался вопрос о восстановлении культурного объекта. Судьба его была решена лишь в 1961 году: комиссия пришла к выводу, что храм не подлежит реставрации, и его необходимо окончательно разобрать. В защиту выступил профессор МАИ К. Н. Афанасьев - он предложил законсервировать объект и создать в нем музей. Прения и вялотекущие работы продолжались до 80-х годов.

Смутное время

К началу перестройки дискуссии усилились, но надвигалась важная дата - Тысячелетие Крещения Руси, и было решено приступить к активному восстановлению святыни. Проект выполнил украинский институт «Укрпроектреставрация», руководителем группы был Е. И. Осадчий. Согласно идее и плану, собор подлежал полному восстановлению с возможностью проведения в нем церковных служб.

К дате праздника ничего не изменилось, но проект был утвержден. Строительные и реставрационные работы поручили одной из первых коммерческих строительных структур - кооперативу «Херсонес», но план не удался - начался распад СССР. Храм достался Украине, и постановлением Кабмина, приуроченным к 2000-летию Рождества Христова, кроме прочего, было решено выделить средства на восстановление Владимирского собора в Херсонесе.

Воздвижение

Службы в храме были возобновлены в 1992 году, первое пожертвование от частных лиц пришло от семьи второго президента Украины Л. Кучмы в 1988 году, он же взял под личный надзор проведение всех работ. Активная фаза началась во второй половине 2000 года. При восстановительных работах были применены современные технологии, которые во многом помогли ликвидировать главную проблему храма - неустойчивый свод крыши. В этот раз арки были вылиты из железобетона. Крышу крыли медной черепицей, повторяя византийские традиции оформления.

После реставрации произошло торжественное воздвижение креста над куполом главного храма. Церемонию и освящение креста проводил митрополит Киевский и Всея Украины Блаженнейший Владимир. В торжествах принимали участие первые лица двух государств - Л. Д. Кучма и В. В. Путин. Чин освящения восстановленного собора святого Владимира был совершен в 2004 году.

Колокол

Впервые после 77- летнего перерыва Пасхальная служба в соборе была совершена в мае 2005 года. Событие было отмечено голосом большого берегового колокола. У него тоже есть своя история. Его отлили из трофейного тяжелого оружия времен русско-турецкой войны в 1776 году и установили в монастыре.

В период Крымской войны захватившие обитель французы, кроме всего награбленного, увезли колокол в Париж. Через много лет его нашли на звоннице собора Парижской Богоматери. В 1913 году, в знак добрых отношений между народами, колокол вернули в Россию, где установили на звонницу Владимирского собора в Херсонесе Таврическом.

Пока действовал монастырь, он служил не только прихожанам церкви, но и был звуковым маяком для суден в море. Услышав его звон, моряки понимали, что находятся рядом с опасным побережьем, полным острых камней. В 1925 году, при закрытии монастыря, все колокола были сняты, и один из них установили на специальных опорах у берега, где он по прежнему звучал в ненастную погоду. Позднее оказалось, что это тот самый колокол, вылитый в 18 веке.

На его теле сохранились следы от двух войн, в 60-х годах был снят язык, и колокол лишился своего мощного спасительного голоса. Услышать его звучание можно был только с помощью камешков, что и делала местная ребятня. На бортике колокола и сейчас можно различить старинную надпись, сделанную древнерусской вязью.

Табличка на одном из поддерживающих пилонов кратко рассказывает его историю от создания до возвращения из Парижа. В Пасхальный праздник возродилась не только обитель, собор, но и колокол, возвестивший о начале новой жизни.