Девушка одержимая бесом немка. Реальные случаи одержимости


Обычно обряд экзорцизма ассоциируется с непросвещенным Средневековьем. Однако известны случаи, когда представители католической церкви изгоняли дьявола из человеческого тела даже во второй половине 20 века. Девушка, которую считали одержимой, в 1976 году подвергалась обряду экзорцизма целых 65 раз.




Аннелиз Михель (Аnneliese Мichel ) родилась в 1952 году в баварском городке в семье верующих католиков. Поначалу ее жизнь ничем не отличалась от сверстников: девочка ходила в школу, играла с друзьями, посещала церковь. В первый раз с ней случилось «что-то не то» в 1968 году. Из-за спазма Аннелиз прикусила себе язык. Через год стали повторяться приступы, во время которых девочка не могла разговаривать, тело теряло гибкость, а в районе груди возникало ощущение сдавленности.



Аннелиз отправили к психиатру. Многочисленные проводимые электроэнцефалограммы не показывали никаких изменений в области мозга. Девочку поместили в больницу. Во время приступов она корчила рожи, рычала, вырывалась, а в моменты затишья умоляла врачей помочь ей. Те, кто ее лечил, связывали состояние Аннелиз с эпилепсией, но прописанные антиконвульсанты за 4 года лечения совершенно не улучшили состояния девушки.



Тогда родители, верующие католики, обратились к церкви в мольбе избавить их дочь от Нечистого. В 1975 году нашлись два монаха, которые согласились на обряд экзорцизма, базировавшийся на указаниях Римского Ритуала, описанного еще в 1614 году.
Во время обряда изгнания дьявола Аннелиз настолько корчилась и вырывалась, что ее приходилось удерживать трех мужчинам. Девушка говорила, что ею овладели шесть демонов, а когда священник пытался прикасаться к ней, кричала о том, что его руки жгут как огонь.



В период с сентября 1975 по июнь 1976 с Аннелиз 65 раз пытались изгнать дьявола. 42 проведенных обряда были записаны на видеокамеру. Девушка отказывалась есть, говоря, что Сатана запрещает ей это делать, спала на холодном полу. 30 июня 1976 года Аннелиз лежала в постели с воспалением легких. У нее начались судороги, после чего девушка скончалась. На момент смерти она была сильно истощена, вес 24-летней девушки составлял всего 31 кг.



После кончины Аннелиз Михель началось громкое судебное разбирательство, за которым следила вся страна. Прокурор выдвинул обвинения двум священникам и родителям Аннелиз, основываясь на том, что врачи ставили диагноз: психотик и эпилепсия. Обвиняемые получили по 6 месяцев тюрьмы.



Жуткая история Аннелиз Михель легла в основу сюжета фильма «Шесть демонов Эмили Роуз» 2005 года, и документальной книги «Изгнание дьявола из Аннелиз Михель» Фелиситас Гудман. На вопрос: что же на самом деле произошло с бедной девушкой – неизлечимая болезнь или одержимость дьяволом, вот уже 40 лет точно ответить не может никто.
Ну а кинорежиссеры продолжают снимать приковывая зрителей к экранам и заставляя их дрожать от ужаса.

Таинственная история об Аннелизе положена в основу нескольких художественных фильмов. Она произошла больше 35 лет назад и до сих пор не перестает вызывать интерес среди людей. Основной вопрос, который задает себе каждый узнавший про Аннелизе Михель — что же в действительности происходило с девочкой - она была по настоящему одержима или же ее гибель стала последствием тяжелейшей болезни. Спустя почти 40 лет никто так и не смог с точностью ответить на этот вопрос. Жизнь этой девушки обратила на себя внимание общества и СМИ в 1976 году, когда Аннелизе было уже 24 года. Сограждане в это время пристально следили за появлением новостей о необычном и громком судебном процессе над группой католических священнослужителей, которых обвиняли в том, что они стали причиной смерти Аннелизе Михель.

Юность Аннелизы Михель («Эмили Роуз»)

Девочка родилась в 1952 г. в маленькой баварской деревушке в семье католиков. А. Фюрг и Й. Михель, родители Аннелизе , были верующими католиками, чрезмерно консервативными, во многих моментах — ортодоксальными. Семья Михель не принимала II Ватиканского Собора и каждый месяц 13-го числа отмечали праздник Девы Марии Фатимской. Среди образцов для подражания в семье часто приводилась соседка Б. Вейганд, которая шла 5 часов пешим ходом в капуцинскую церковь, чтобы получить там облатки. Девочка исправно 2-3 раза в неделю посещала службу в церкви, произносила розарии и предпринимала постоянные попытки делать больше, чем было необходимо (например, ночевала на полу холодной зимой). В 1968 году случился первый случай «приступа»: девочка прикусила собственный язык из-за спазма. Спустя 12 месяцев начались приступы в ночное время, в течении которых тело Аннелизе теряло свою гибкость, появлялись странное чувство тяжести в районе груди, она теряла способность разговаривать - Аннелизе не была в состоянии самостоятельно попросить о помощи ни своих родителей, ни своих сестер. После 1-го же «приступа» девочка впервые стала ощущать себя опустошенной и измотанной, она не нашла в себе сил посетить занятия в школе. Приступы сменялись периодами спокойствия и девочка нечасто проводила время за игрой в теннис.

Начало и конец «Эмили Роуз»

В 1969 года Аннелизе проснулась ночью из-за осложнений с дыханием, также у нее парализовало всё тело и она не могла двигаться. Врач семьи Г. Фогт направил девочку на осмотр к психиатру. 27.08.1969 г. девочке сделали электроэнцефалограмму и в мозге Аннелизе не обнаружили никаких изменений. Совсем скоро девочке был поставлен диагноз туберкулез и плеврит и в начале 1970 года ее поместили в больницу в городе Ашаффенбург. 28 февраля девушку перевезли в Миттельберг. Ночью 3 июня вновь начался приступ. Новая электроэнцефалограмма снова показала ничего, вызывающее подозрение врачей, но д-р В. Галлер посоветовал лечение медикаментами. Свое решение он не отменил даже после получения третьей и четвёртой электроэнцефалограммы, которые показали такой же результат. В Миттельберге девушка впервые начала видеть лица демонов . По весне Михель стала слышать какое-то стучание. Доктор Фогт, совершив осмотр Аннелизе и не отыскав ничего подозрительного, отправил Аннелизе к отологу, который также ничего не обнаружил, а стучание, которое слышала Аннелизе , стали слышать и ее сёстры.

Сама Аннелизе призналась, что впервые ей начало казаться, что она одержима в возрасте 13 лет. Одной из первых в окружении Аннелизе , кто сообразил, что с девочкой происходит нечто таинственное, была женщина по имени Теа Хайн. Она сопровождала Аннелизе во время паломнической поездки в город Сан-Дамиано в Италии. Уже тогда Хайн отметила про себя, что девочка обошла одно из изображений Иисуса Христа и не захотела пить воду из лурдского священного источника. 4 года терапии, которая включала употребление антиконвульсантов вроде тегретала и центропила, по существу ничего в состоянии Аннелизе не изменили. 16.09.1975 г. Штангль, после консультаций с А. Родевиком (иезуитом), на основании первого параграфа главы 1151-й Кодекса канонического права, отправил Альта и сальваторианина А. Ренца к девочке, чтобы те совершили обряд экзорцизма .

Основной его частью в то время был Римский Ритуал, который разработали в далеком 1614 году и который был позже расширен в 1954 году. Девушка сказала, что ею управляют 6 демонов , которые представлялись Люцифером, Каином, Иудой Искариотом, Нероном, Флейшманом и еще одним невыясненным именем. В. Флейшман служил франконским священником в 1552-1575 гг., позднее он был разжалован, обвинялся в проживании с женщиной и страстью к вину. К тому же Фейшман был обвинен в убийстве.

С 24.09.1975 по 30.06 1976 г. над девушкой было проведено больше 65 обрядов, по 1-2 раза в неделю. 42 из них были записаны на видеоаппаратуру и просмотрены позже в зале суда. 1-й обряд продлился больше 5 часов. В то время, когда священнослужители дотрагивались до Аннелизы , та орала: «Убери свои лапы, от них жжет как от огня!». Её приступы были настолько сильными, что девушку держали одновременно три человека, иногда приходилось связывать цепью. Загадочно, но все остальное время между приступами Аннелиза была в нормальном рассудке и не жаловалась на недомогания, посещала школу и церковь, позже сдала экзамены в академию Вюрцбурга.

30.05.1976 г., д-р Р. Рот присутствовал на одном из ритуалов, на котором ответил священнослужителю Альту, который попросил его о помощи: «Против дьявола нету лекарств». 30.06 этого же года тяжело переживающая пневмонию девушка, перед тем как ложится спать, произнесла: «Мама, останься в комнате, я боюсь». Такими были последние слова Аннелизы. Следующим утром, мать девушки Анна увидела дочь мертвой на кровати, ее вес в тот момент составлял всего 31 кг.

Последствия — экзорцизм или убийство?

21.04.1978 г. суд города Ашаффенбурга (в этом городе училась Аннелизе ), начал разбирательство по этому делу, среди подсудимых – родители Аннелизе и двое священнослужителей. По неясным причинам, родители девушки не были допущены к эксгумации, а Ренц позже заявил, что его даже не пропустили в морг. Примечательно, что глава епископальной конференции кардинал Й. Хеффнер, говоривший ранее, что девушка не была одержима, 28.04.1978 г. также признал, что верит в существование дьявола . Несколько исследователей в своих собственных трудах, среди которых особое внимание вызывает активная сторонница одержимости Аннелизы протестантка Ф. Гудман (книга «Аннелиза Михель и ее демоны»), подвергла жесткой критике весь судебный процесс.

По завершению тщательного расследования, обвиняющая сторона заявила, что гибель Аннелизе случилась преждевременно и что она могла прожить, по минимальным расчетам, еще одну неделю. Среди обвиняемых были: родители девушки, пастор Э. Альт и отец А. Ренц. Судебный процесс стартовал 30.03.1978 г. и вызвал серьезный общественный резонанс. На защиту священнослужителей встала многочисленная команда юристов, которую оплатила церковь. Защита утверждала, что экзорцизм является таким же гарантируемым правом граждан, которые охраняются конституцией, как и право на религиозные убеждения. По окончанию процесса подсудимым был вынесен обвинительный приговор, который определил им срок в 6 месяцев тюрьмы условно.

В наше время Последнее пристанище Аннелизы , ее могилу в городе Клингенберге, сегодня посещают католические общества. Некоторые из них убеждены в том, что после такого долгого многолетнего сражения душа Аннелизы одержала победу над дьяволом. В 1999 году кардинал М. Эстевез первый раз за 385 лет показал представителям СМИ в Ватикане новую версию Римского Ритуала, над которой трудились священнослужители больше 10 лет. В 2005 г. на экраны кинотеатров вышла кинолента режиссера С. Дерриксона, основой которого стала история Аннелизе Михель . Фильм получили название «Шесть демонов Эмили Роуз ». В 2006 г. вышел еще один художественный фильм немецкого режиссера Ханса-Кристиана Шмида «Реквием», который был также посвящен Аннелизе .

Рассказывают, что в 23-летнюю студентку из Клингенберга Аннелизу Мишель вселились шесть демонов, которые не хотели ее отпускать. За девять месяцев Аннелиза прошла через 67 ритуалов по изгнанию. Когда это не помогло, девушка предпочла уморить себя голодом. В 1976 году она заставляла себя отказаться от пищи, думая, что голод поможет ей избавиться от дьявола. Когда она умерла, ее вес составлял всего 31 килограмм. «Мама,- сказала она перед самым концом,- я боюсь». Несколько лет назад в прокат вышел фильм, основанный на событиях из жизни Аннелизы Мишель. По голливудской традиции действие фильма «Изгнание дьявола из Эмили Роуз» происходит в современной Америке. Однако сама процедура изгнания в фильме не показана, а все строится вокруг судебного преследования, которому подвергаются участники обряда после смерти героини.

Родители Аннелизы Анна и Джозеф Мишель также предстали перед судом по обвинению в убийстве дочери, а вместе с ними и два священника, которые выполняли обряд изгнания. Родителей признали виновными в непредумышленном убийстве, потому что они позволили дочери умереть от голода, и приговорили к шести месяцам тюремного заключения условно, установив трехлетний испытательный срок.

Мать Аннелизы до сих пор живет в том самом доме. Она так до конца и не пришла в себя после тех ужасных событий. Ее муж умер в 1999 году, а три другие дочери уехали. Анна Мишель, которой теперь уже за 80, одна несет бремя воспоминаний. У нее развилась катаракта, от чего кажется, что глаза ее застыли под пленкой. Из окна спальни видно кладбище, где похоронена Аннелиза. На могиле стоит деревянный крест с именем умершей и надписью «Упокоилась с Господом».

«Конечно, я скучаю по Аннелизе. Она была моей дочерью. Я вижу ее могилу и часто навещаю, чтобы положить цветы»,- говорит Анна Мишель.

Глубоко религиозная женщина, она настаивает, что изгнание дьявола было оправданно.

«Я знаю, что мы поступили правильно, потому что я видела на ее руках знак Христа,- говорит она.- У нее были стигматы. Был сигнал от господа, что мы должны пойти на изгнание дьявола. Она умерла во спасение наших пропавших душ, чтобы очистить их от греха. Аннелиза была доброй, любящей и послушной девочкой. Но когда в нее вселялся дьявол, это было что-то сверхъестественное, не поддающееся объяснению.

Аннелиза родилась в 1952 году. Мать поощряла в ней страстное служение богу. Когда другие дети 60-х пытались нащупать границы своей свободы, Аннелиза проводила ночи на каменном полу, чтобы искупить грехи наркоманов, которые, как она видела, спали на полу в здании железнодорожного вокзала. В 1968 году у нее начались судороги и припадки, и ей был поставлен диагноз запущенной эпилепсии. Она жаловалась, что во время молитв испытывала дьявольские галлюцинации. Очевидно, на почве чрезмерной религиозности, видения принимали образы бесов. В 1973 году у Аннелизы началась сильная депрессия, и она всерьез думала о самоубийстве. Голоса, которые слышала девушка, сказали, что она обречена. Тогда Аннелиза стала просить местного священника избавить ее от вселившегося беса, но он дважды отказал.

Постепенно состояние Аннелизы ухудшалось. Каждый день она совершала 600 поклонов, стоя на коленях, что, в конце концов, привело к травмированию связок коленных суставов. Она залезала под стол и два дня лаяла оттуда как собака, ела пауков, куски угля, откусила голову у мертвой птицы, слизывала собственную мочу с пола, и сквозь стены соседи слышали ее вой.

В 1975 году епископ Вюрцбурга согласился на третью просьбу девушки выполнить ритуал изгнания бесов. Аннелиза отказалась от помощи врачей из вюрцбургской психиатрической клиники. Позднее по всем симптомам врачи признали у нее шизофрению, которая поддается лечению.

Обряд экзорцизма был совершен отцом Арнольдом Рензом и пастором Эрнстом Альтом по римскому требнику 1614 года. В течение девяти месяцев они проводили по одной или двум четырехчасовым сессиям в неделю. Священники идентифицировали несколько демонов, включая Люцифера, Иуду Искариота, Каина и Адольфа Гитлера, причем все они говорили по-немецки с австрийской интонацией.

Сорок два часа этих сессий были записаны на пленку, и, по утверждению экспертов, ее очень тяжело слушать. Нечеловеческое рычание чередуется с горловым бульканьем, нецензурными ругательствами и диалогами самих демонов об ужасах ада. Аннелиза так металась во время этих сеансов, что ее привязывали и даже приковывали к стулу цепями.

Весной 1976 года у девушки началась пневмония на фоне крайнего истощения организма. 1 июля, находясь в горячечном бреду, она скончалась. Родители похоронили ее за кладбищем - обычно там хоронили незаконнорожденных и самоубийц.

В 1984 году из-за случая с семьей Мишель немецкие священники обратились в Рим с просьбой пересмотреть обряд изгнания дьявола. Хотя их рекомендации были отвергнуты, в 1999 году Ватикан опубликовал пересмотренную - впервые с XVII века - версию ритуала, для совершения которого Ватикан теперь требует от священников наличия медицинского образования.

»Я бы ни за что не стал выполнять этот обряд,- признается отец Дитер Фейнейс, священник церкви Святого Панкратия в Клингенберге.- Но и Анна Мишель, и ее муж были абсолютно уверены, что поступают правильно. Церковь на этот счет говорит, что есть случаи, когда дьявол вселяется в человека, но в Германии никто больше не совершает изгнание".

Историю Аннелизы Мишель чаще называют «первым в мире задокументированным случаем изгнания дьявола». На самом же деле, «странное поведение» девушки объясняется довольно просто: на фоне общего религиозного помешательства, эпилепсии и шизофрении, видения и галлюцинации Аннелизы принимали образы бесов, дьявола и т. д.

Кто-то считает, что на Аннелизу мог подействовать вышедший в 1973 году на экраны фильм Вильяма Фрадкина «Изгоняющий дьявола». Но что бы ни было причиной ее болезни, обряд изгнания, скорее всего, лишь заставил Аннелизу до конца поверить в собственные галлюцинации.

a-theism.com
Elizabeth Day. «God told us to exorcise my daughter"s demons. I don"t regret her death» The Sunday Telegraph, 26 ноября 2005 г.

Другие статьи из раздела:

Статьи и книги со взглядом на мифы и легенды, ритуалы и традиции религий сквозь призму биологии, медицины, физиологии, антропологии, палеонтологии.

Подборка статей о рождении, жизни, смерти, воскресении Иисуса Христа. Поиски прототипа Христа.

Культ греко-римских богов ко времени образования империи начинает постепенно падать. Греческая мифология становится предметом насмешек, является материалом для книг эротического содержания. Лукиан Самосатский (125-185 гг) писал сатиры на богов...

22-го октября 1918 года, при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря, Петрозаводской губ., в литой раке, весящей более 20-ти пудов, вместо "нетленных" мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла...

Трудно поверить своим глазам, но по Кураеву, церковь и наука – издавна лучшие друзья. Церковь в Средневековье очень страдала без учёных и страшно обрадовалась, когда они появились...

«Дата возвращения» мифического Одиссея на Итаку впервые была установлена ещё 80 лет назад. Новая работа на эту тему куда интереснее – из неё следует, что легендарный Гомер был вовсе не велким рассказчиком, а искуснейшим астрономом...

Скандально известный царь Мидас прославился в веках своей алчностью (если вы помните, он упросил Диониса сделать так, чтобы все, к чему притрагивается царственная длань, тотчас обращалось в золото) и глупостью. Об этом последнем качестве красноречиво свидетельствовали ослиные уши...

Новое исследование американских психологов показало, что заокеанские атеисты и агностики более сострадательны, чем представители крупнейших протестантских общин США. В ходе экспериментов социологи обнаружили, что по своей черствости и скупости американские фанатики превосходят даже убежденных безбожников.

Один православный сайт ничтоже сумняшеся поместил это изображение в статье об иконах и картинах японских христиан. Оно действительно использовалось японцами, но не для поклонения, а совсем наоборот. Металлические пластинки с Христом или Девой Марией служили своеобразным детектором лжи...

Статья рассказывает о положении женщины в законах древних царств. Некоторые ассирийские законы очень близки к ветхозаветным иудейским, мешки на головах мусульманок также родом из Ассирии.

Глобальный кризис религии, начавшийся во второй половине 18-го века с эпохой Просвещения, в последние годы резко усилился. Согласно исследованию компании Gallup International/WIN, проведенному в минувшем году за последние семь лет доля религиозного населения мира сократилось с 68 до 59%. При этом число убеждённых атеистов достигло рекордных 13%...

К расследованию трагедии в Джонстауне в свое время подключилась и советская сторона. Незадолго до кровавых событий община Джонса направила в консульство СССР в Гайане просьбу о получении советского гражданства ее членами для переезда в СССР на постоянное жительство. Обращение было мотивировано тем, что даже в латиноамериканской стране американские власти не давали коммуне возможности спокойно жить и работать...

26 февраля 2019 г.

у православных память преподобного Мартиниана, угодника, укротителя страстей

1878 г. - умер Пьетро Анджело Секки, итальянский священник-астроном, директор римской обсерватории

Случайный Афоризм

Вся ирония в том, что запрещая нам искать экстремизм в религиозных книгах, нам как бы намекают, что экстремизм там всё-таки есть.

Случайный Анекдот

Присудили на Страшном Суде о. Александра Меня к 200 годам котлов с кипящим маслом. Вот ведут его черти вдоль мучающихся грешников... - А этому сколько дали? - 7 лет в кипящем масле, уже 3,5 года отмучился... - Небось котлету в пост сожрал- падла сраная! - Нет, батюшка, он свою мать изнасиловал, убил, а труп собакам скормил... - Ни х.. себе! А я-то за что 200 лет схлопотал?!! - Понимаете, батюшка, его преступление на нем и закончилось, а от твоих проповедей люди еще лет 200 погибать будут!Мир в году 920 после Сотворения

Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

…Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

Дагестанцы - термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

Черкесы (самоназв. - адыге) - народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие - мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]

Аннелиза Михель родилась в баварской коммуне лайбльфинг с населением чуть больше 3 тысяч человек. Её отец Йозеф Михель в верующей семье вырос. Три сестры его матери были монахинями, и она желала, чтобы сын продолжил семейную традицию и стал священнослужителем. Йозеф карьеру плотника предпочёл. Позднее он прошёл трудовою повинность в имперской службе труда, затем в составе вермахта ушёл на западный фронт
. Был военнопленным США, в 1945 году вернулся на родину и вскоре снова стал работать плотником. Мать Аннелизы Анна закончила женскую гимназию и школу торговли. Работала в офисе своего отца, где и встретила Йозефа. Они поженились в 1950 году. К этому времени у Анны уже была дочь марта 1948 года рождения. Она умерла в 1956 году от рака почки и была похоронена вне семейного склепа. Впоследствии Аннелиза считала появление незаконнорождённого ребёнка грехом своей матери и постоянно совершала покаяния за неё.

Аннелиза воспитывалась в строгости и была предана католической вере. Детство Аннелизы было счастливым, хотя она и росла слабым и болезненным ребёнком. В 1968 году из-за спазма Михель укусила язык. Уже через год начали твориться странные ночные приступы: Аннелиза из-за дизартрии не могла шевелиться, чувствовала тяжесть в груди, иногда теряла дар речи и не могла позвать никого из близких. В 1969 году девушка проснулась из-за затруднённого дыхания и с полным параличом тела. Семейный доктор Герхард фогт посоветовал родителям обратиться в больницу. Была произведена электроэнцефалограмма, которая не показала какие-либо изменения в мозгу Михель. Тем не менее, у неё была диагностирована височная эпилепсия. Девушку госпитализировали в начале февраля 1970 года с диагнозом туберкулёз. В июне 1970 года Михель пережила третий припадок в больнице, где она на тот момент находилась. Ей были назначены противосудорожные препараты, в том числе фенитоин, которые не принесли должного результата. Тогда же она начала утверждать, что порой перед ней предстаёт "Лицо Дьявола". В 1973 году она начала галлюцинировать во время молитвы, ей слышались голоса, говорившие ей, что она проклята и будет "Гнить в аду".

Лечение Михель в психиатрической больнице не помогало, и она все больше сомневалась в эффективности медицины. Будучи ревностной католичкой, она предположила, что стала жертвой одержимости. Позднее она совершила с другом семьи теой Хайн паломничество в сан - Джорджо - пьячентино. Там Хайн пришла к выводу, что Михель одержима, потому как она не могла прикоснуться к распятию и отказывалась пить воду из святого лурдского источника. Вместе со своей семьёй Михель обратилась к нескольким священникам с просьбой провести изгнание демонов. Все они отказались и порекомендовали продолжать лечение. Состояние Михель всё сильнее ухудшалось. Она разрывала одежду на теле, ела пауков и уголь, откусила голову мёртвой птице, слизывала собственную мочу с пола. Во время припадков она говорила на разных языках и называла себя Люцифером, каином, Иудой, Нероном и Адольфом Гитлером. В ноябре 1973 года ей был назначен карбамазепин.

Первый обряд был проведён 24 сентября. После этого Михель прекратила приём медицинских средств и полностью доверилась экзорцизму. Было совершено 67 обрядов за 10 месяцев. Они проводились с периодичностью один или два раза в неделю и длились до четырёх часов. 42 обряда были запечатлены на кинокамеру и позднее продемонстрированы в суде по делу о гибели Михель. Как показало вскрытие, гибель Михель не была напрямую вызвана экзорцизмом. В какой-то момент она решила, что её смерть неизбежна, и добровольно отказывалась от еды и питья. Михель считала, что её смерть будет искуплением за грехи молодого поколения и отступающих от канонов священнослужителей. Она надеялась, что люди, узнав об её судьбе, поверят в бога. На момент смерти Михель весила всего около 30 кг при росте 166 см, страдала пневмонией, её коленные суставы были разорваны от постоянных коленопреклонений, а всё тело было в синяках и открытых ранах. В последние месяцы Михель даже не могла передвигаться без посторонней помощи. Её приходилось привязывать к кровати, чтобы она не наносила себе увечья.

Судебный процесс, последовавший за этим, вызвал широкий резонанс в обществе. Двум священникам и родителям Аннелизы были предъявлены обвинения в причинении смерти по неосторожности. По версии обвинения, они воспользовались доверием девушки и побудили её к отказу от лечения, что и привело к смерти. В свою очередь защита ссылалась на конституцию Германии, гарантирующую гражданам свободу вероисповедания. В итоге все обвиняемые были признаны виновными и приговорены к 3 годам условного заключения.

История Михель легла в основу многих произведений искусства, в том числе знаменитого фильма ужасов "Шесть Демонов Эмили Роуз".

Анна Элизабет Михель, более известная как Аннелиза, родилась в баварской деревушке в 1952 году в большой семье консервативных католиков. Девочка, воспитанная в строгой вере, с раннего детства посещала все службы и пела в церковном хоре. Она отличалась религиозным фанатизмом и даже спала на холодном полу во время зимнего поста.

С 16 лет девушка страдает нервными заболеваниями. У Аннелизы Михель случается первый припадок, сопровождаемый судорогами. По уверениям врачей, ее эпилепсия была отягощена психическим расстройством. Подросток прикусывает язык из-за сильного спазма, иногда даже случается полный паралич тела, а из-за нарушений речи девочка не может никого позвать на помощь. Одновременно происходят странные вещи: она перестает пить святую воду, отворачивается от распятия, ругается с родными. Вскоре приступы терзают ее как днем, так и ночью. В это время она не может разговаривать, чувствует себя опустошенной и усталой, а тело теряет былую гибкость. Девушку, пропускающую занятия в школе, мучает постоянное чувство тяжести в области груди. У нее начинается депрессия, а также посещают мысли о самоубийстве.

История этой девушки, ставшая основой двух художественных фильмов, произошла более тридцати лет назад, но не перестает вызывать интерес и сегодня. Главный вопрос, которым задается каждый, кто знаком с этой драмой: что же на самом деле произошло с Аннелизе - действительно ли она была одержима или же ее смерть стала результатом тяжелой болезни. Вряд ли мы сейчас ответим на этот вопрос, но это не мешает нам услышать правдивую историю короткой жизни Аннелизе Михель из Германии.

События, о которых пойдет речь, стали предметом внимания в 1976 году. Общественность пристально следила за беспрецедентным судебным процессом над двумя католическими священниками, которые обвинялись в смерти молодой женщины Аннелизе Михель.

Она родилась в 1952 году в небольшой баварской деревушке в католической семье. Ее имя - сочетание двух имен, Анны и Элизабет. Родители Аннелизе, Анна Фюрг и Йозеф Михель, были верующими католиками, весьма консервативными, если не сказать, ортодоксальными. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель слыла образцом.

Аннелизе исправно по несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например спала на полу в середине зимы. В 1968 г. произошел первый приступ: Аннелизе из-за спазма прикусила себе язык. Через год начались ночные припадки, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести в груди, утрата способности говорить - девушка не могла позвать ни родителей, ни одну из трех своих сестер. После первого же приступа Аннелизе почувствовала себя такой измотанной и опустошенной, что не нашла в себе сил пойти в школу. Приступы сменялись периодами затишья и Аннелизе даже иногда даже удавалось поиграть в теннис.

В 1969-ом девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и онемения тела. Семейный врач Герхард Фогт посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 г. электроэнцефалограмма Аннелизе не выявила никаких изменений в мозге. Правда позже девушку сразили плеврит и туберкулез. В начале февраля 1970 г. она была помещена в госпиталь в Ашаффенбурге. 28-го числа Аннелизе перевели в Миттельберг. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. Решение не было отменено даже когда тот же результат показали третья и четвертая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 г. и 4 июня 1973 г. В Миттельберге Аннелизе во время розария начала видеть демонические лица. Весной Аннелизе стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не обнаружив, направил девушку к отологу, но тот тоже ничего не выявил, а стук стали слышать и сестры девушки.

По словам самой Аннелизе, ей стало казаться, что она одержима с 13 лет. Первой, кто поняла, что с Аннелизе что-то не так, была Теа Хайн, сопроваждавшая ее во время паломничества в итальянский Сан-Дамиано. Она заметила, что Аннелизе обошла стороной изображение Христа и отказалась пить воду из священного лурдского источника.
Четыре года лечения ничего не дали и летом 1973 г. родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости, экзорцизм не может быть проведен. В следующем году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, но получил отказ. В это время поведение Аннелизе изменилось: она отказалась есть, начала ломать в доме распятия и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, наносить себе увечья, есть пауков, мух и уголь. Однажды Аннелизе забралась в кухне под стол и два дня лаяла как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда Аннелизе вышла из-под стола как ни в чем ни бывало.
16 сентября 1975 г. Штангль, проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма. Его основой тогда был, так называемый Римский Ритуал («Rituale Romanum»), разработанный еще в 1614 г. и расширенный в 1954 г.

Йозеф Михель. Память и значение

Гибель Михель вызвала широкий резонанс в Германии и подняла вопрос о границах религиозной свободы. Многие немцы были обескуражены тем, что подобный случай мог произойти в современной европейской стране. Журналист Франц Бартель, освещавший инцидент в прессе, три десятилетия спустя сказал в интервью газете The Washington Post , что он все ещё поражён гибелью Михель и суеверностью её окружения. The Washington Post в статье от 2005 года отметила, что в настоящее время экзорцизм распространён шире, чем принято считать. Так, по данным профессора Клеменса Рихтера во Франции насчитывается до 70 практикующих экзорцистов. В прошедшем в 2005 году польском конгрессе, как сообщается, приняли участие 350 экзорцистов. Германия в этом плане составляет исключение: здесь действуют лишь два или три экзорциста, и они вынуждены совершать свои действия в тайне, пусть и с согласия епископов. Как пишет в своей статье известный скептик Брайан Даннинг, в настоящее время известны множества подобных случаев смертей после изгнания демонов.

Видео Аннелиза Михель - РЕАЛЬНЫЙ ЭКЗОРЦИЗМ

Каждый сходит с ума по своему. В каждом населенном пункте обязательно должен быть городской сумасшедший. Например, в Харькове жил некий Олег Митасов.

Олег Митасов - экономист, директор магазина, впоследствии заболевший шизофренией и покрывающий надписями все попадающиеся ему поверхности, начиная от стен собственной квартиры и заканчивая улицами города. Умер Митасов в 1999 году, но его настенные послания до сих пор помнят харьковчане старше 35 лет.

Что примечательно, никогда не видя Интернета, блаженный все писал через точку. Люди воспринимали надписи по-разному, многие считали его культовой фигурой, чуть ли не пророком, и видели в его текстах нечто большее, чем просто буквы.

Биографии Митасова практически никто не знал. Родился в Чехословакии. Получил высшее экономическое образование. П роживал в коммунальной 7-комнатной квартире в центре Харькова по адресу: переулок Краснознаменный, дом № 18 (напротив Худпрома).

По одной из легенд, он сошёл с ума после того, как забыл в трамвае докторскую диссертацию по дороге в Высшую аттестационную комиссию и из-за этого не стал доктором наук. Подтверждением этого может служить многочисленное упоминание слова ВАК (высшая аттестационная комиссия) в его надписях.

В свою квартиру он никого не допускал и, тем не менее, откуда-то было известно, что все пространство коммуналки, из которой практически выехали остальные жильцы, также заполнено надписями. В городе, где в свое время жил и преподавал Григорий Сковорода, известный своими философскими высказываниями-парадоксами («Мир ловил меня, но не поймал»), фигура Митасова выглядела знаковой, продолжающей некую традицию поиска космической гармонии человека и окружающего мира. Из этой же серии представление о Митасове-шамане, кружившемся и выкрикивающим слова-символы под проливным дождем.

Заболев, покрыл все поверхности своей квартиры надписями, часто в несколько слоев.

Умер в конце 1999 года от туберкулёза в одной из психиатрических больниц Харькова. После смерти его матери в квартире был сделан ремонт, и все надписи внутри квартиры были утрачены. В настоящее время в бывшей квартире Митасова находится офис. Судьба пианино и холодильника, покрытых в несколько слоёв надписями и рисунками Митасова, неизвестна.

Аннелиза Михель (Anneliese Michel), 21 сентября 1952 - 1 июля 1976). Известна тем, что по мотивам её жизни были созданы фильмы «Шесть демонов Эмили Роуз» и «Реквием». Страдала нервными заболеваниями с 16 лет до самой смерти в 1976 году, причиной которой (по крайней мере, косвенной) считается ритуал по изгнанию дьявола. Её родители и два священника, проводившие ритуал, были позднее обвинены в неумышленном убийстве. Изгнание проводилось пастором Арнольдом Ренцем под идейным руководством епископа Йозефа Штангля. Ритуал закончился смертью девушки.

«Очистившаяся от сатанинской силы душа Аннелизы,- сказал пастор убитым горем родителям покойной,- вознеслась к престолу Всевышнего…»

Некоторые люди считают, что она в самом деле была одержима дьяволом.

В 1969 г. семнадцатилетней немке Аннелизе Михель врач поставил диагноз «эпилепсия», хотя электроэнцефалограмма ничего не показала. Лишь после смерти Аннелизы в 1976 г. всплыл ряд странностей, и то благодаря не менее странному судебному процессу. Несмотря на то, что вскрытие также показало отсутствие признаков эпилепсии в мозге и смерть от обезвоживания и истощения, виновными продолжали быть двое священников и родители Аннелизы, которых не допустили к эксгумации. Что же заставляло Аннелизу крушить священные реликвии, крутить головой вправо-влево с быстротой сменяющихся кадров и есть пауков, мух и уголь?

Аннелиза Михель родилась 21 сентября 1952 г. в баварском Лейблфинге, но воспитывалась в Клингенберге-на-Майне этой же земли, которая тогда тоже входила в состав ФРГ. Имя девочки было сочетанием двух имён — Анны и Элизабет (Лизы). Консервативные родители Анна Фюрг и Йозеф Михель были колоритным исключением относительно Германии, но обычным делом в католическом бастионе Баварии. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель уходила за образец. Аннелиза несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например спала на полу в середине зимы.

В 1968 г. произошёл в общем-то безобидный инцидент: Аннелиза из-за спазма укусила себе язык. Через год начались непонятные ночные приступы, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести на груди, а из-за дизартрии — утраты способности говорить — не удавалось позвать ни родителей, ни одну из трёх своих сестёр. После первого же приступа Аннелиза почувствовала себя такой обессиленной, что не нашла сил пойти в школу. Однако подобное какое-то время не повторялось и Аннелиза даже иногда играла в теннис.

В 1969 г. девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и паралича рук и всего тела. Семейный врач посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 г. электроэнцефалограмма Аннелизы не выявила никаких изменений в мозге. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. Решение не отменили даже когда тот же результат показали третья и четвёртая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 г. и 4 июня 1973 г. В Миттельберге Аннелиза во время розария начала видеть демонические лица. Весной Аннелиза стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не найдя, направил девушку к отологу, но тот тоже ничего не выявил, а стук, который раздавался над или под свидетелем, стали слышать и сёстры девушки.

Летом 1973 г. родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости, экзорцизм не может быть проведён. В следующем году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, но получил отказ.

В это время поведение Аннелизы изменилось: она отказалась есть, начала ломать в доме распятия и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, наносить себе увечья и делать в день до 400 приседаний (или 600 поклонов, стоя на коленях, что, в конце концов, привело к травмированию связок коленных суставов). А однажды Аннелиза забралась в кухне под стол и два дня гавкала как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда та вышла из-под стола как ни в чём ни бывало.

Однако это оказалось временным и позже Аннелизу нашли над Майном, готовую броситься в воду из-за неоднократных призывов демонов к самоубийству. С каждым днём Аннелиза Михель страдала от своего недуга всё сильнее. Она оскорбляла своих родственников, дралась, кусалась, рычала и хрипела, спала только на полу, не употребляла обычную пищу (по её словам, сатана запрещал ей это), а ела пауков и мух, уничтожала иконы и кресты, находившиеся в её комнате.

16 сентября 1975 г. Штангль , проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, на основании 1-го параграфа 1151-й главы Кодекса канонического права, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма. Его основой тогда был так называемый Римский Ритуал («Rituale Romanum»), разработанный ещё в 1614 г. и расширенный в 1954 г.

Аннелиза указала, что ею командуют шесть демонов, которые называли себя Люцифер, Каин, Иуда Искариот, Нерон, Флейшман (монах 16 века, оказавшийся под властью сатаны) и Гитлер, причем все они говорили по-немецки с австрийской интонацией. Валентин Флейшман был франконским священником в 1552-1575 гг., позже его разжаловали, обвинив в сожительстве с женщиной и пристрастии к вину. Флейшман к тому совершил убийство в своём приходском доме.

С 24 сентября 1975 по 30 июня 1976 над Аннелизой было отправлено около 70 обрядов, по одному или два еженедельно. Первый обряд состоялся в 16:00 и продлился 5 часов. Когда священники касались Аннелизы, та кричала: «Убери свою лапу, она жжёт как огонь!» Приступы были такими сильными, что Аннелизу или держали три человека или связывали цепью.

30 июня 1976 года лихорадившая от пневмонии Аннелиза, ложась спать, сказала: «Мама, останься, я боюсь» . Это были её последние слова. 1 июля 1976 года, в возрасте 23 лет, около 8 утра была констатирована смерть Анны. Родители похоронили ее за кладбищем — обычно там хоронили незаконнорожденных и самоубийц. Вскрытие показало, что причиной смерти послужили обезвоживание и недоедание, от которых девушка страдала в течение многомесячных циклов изгнания бесов.

Выяснилось, что во время смерти Аннелиза весила лишь 31 кг. 21 апреля 1978 г. окружной суд Ашаффенбурга, где училась в гимназиуме Аннелиза, посадил на скамью подсудимых родителей девушки и обоих священников. Непонятно, почему родителей не допустили к эксгумации, а Ренц потом говорил, что его даже не пустили в морг. Интересно к тому же, что глава немецкой епископальной конференции, заявившей, что Аннелиза не была одержима, кардинал Йозеф Хёффнер 28 апреля 1978 г. признал, что верит в существование демонов.

Могилу Аннелизы в Клингенберге посещают группы католиков. Некоторые из них верят, что после многолетней борьбы душа Аннелизы победила демонов. В 1999 г. кардинал Медина Эстевез впервые за 385 лет представил журналистам в Ватикане новую версию Римского Ритуала, работа над которым шла более 10 лет, для совершения ритуала Ватикан теперь требует от священников наличия медицинского образования.

«Я бы ни за что не стал выполнять этот обряд, — признается отец Дитер Фейнейс, священник церкви Святого Панкратия в Клингенберге. — Но и Анна Михель, и ее муж были абсолютно уверены, что поступают правильно. Церковь на этот счет говорит, что есть случаи, когда дьявол вселяется в человека, но в Германии никто больше не совершает изгнание».

Историю Аннелизы Мишель чаще называют «первым в мире задокументированным случаем изгнания дьявола». На самом же деле, «странное поведение» девушки объясняется довольно просто: на фоне общего религиозного помешательства, эпилепсии и шизофрении, видения и галлюцинации Аннелизы принимали образы бесов, дьявола и т.д.

Мать Аннелизы до сих пор живет в том самом доме. Она так до конца и не пришла в себя после тех ужасных событий. Ее муж умер в 1999 году, а три другие дочери уехали. Анна Мишель, которой теперь уже за 80, одна несет бремя воспоминаний. У нее развилась катаракта, от чего кажется, что глаза ее застыли под пленкой. Из окна спальни видно кладбище, где похоронена Аннелиза. На могиле стоит деревянный крест с именем умершей и надписью «Упокоилась с Господом».

«Конечно, я скучаю по Аннелизе. Она была моей дочерью. Я вижу ее могилу и часто навещаю, чтобы положить цветы», — говорит Анна Мишель.

Глубоко религиозная женщина, она настаивает, что изгнание дьявола было оправданно.

«Я знаю, что мы поступили правильно, потому что я видела на ее руках знак Христа, — говорит она. — У нее были стигматы. Был сигнал от господа, что мы должны пойти на изгнание дьявола. Она умерла во спасение наших пропавших душ, чтобы очистить их от греха. Аннелиза была доброй, любящей и послушной девочкой. Но когда в нее вселялся дьявол, это было что-то сверхъестественное, не поддающееся объяснению.