После месяца лечения в психиатрической больнице татьяна догилева вернулась к нормальной жизни. Знакомьтесь - дочь татьяны догилевой катя

1957 года. Детство девочки проходило в простой семье советских рабочих. Окраина Москвы, работа на заводе, жизнь от зарплаты до зарплаты не позволяла особых излишеств. Впрочем, так жили почти все семьи. Тане и ее брату вещи старались купить на вырост, чтобы их хватило на несколько лет. Первый класс особенно запомнился девочке, платье было куплено на несколько лет вперед и подшито к радости мамы и огорчению Тани. Огорчение от собственных нарядов только возросло, когда девочка увидела, что у других ее одноклассниц платья красивее и не сидят на них мешком, потому что попросту куплены нужного размера.

Как и всем девочкам, Тане хотелось красивых платьев и туфелек и все детство ее не покидало чувство, что у других лучше. В ее же гардеробе все вещи были велики. Худая, нескладная девочка - подросток мечтала о жизни лучшей, чем у родителей. Ей хотелось сниматься в кино, и мысленно она себя видела красивой, уверенной в себе девушкой.

В 10 лет Таня решила поступать в цирковую студию. Она была стройной и очень гибкой – этих качеств должно было хватить для поступления. Все туры конкурса были пройдены, но прослушивающие не допустили Татьяну до учебы. Вердикт – внешность не сценическая. Эти слова потрясли девочку-подростка и на многие годы ей запомнились. Очень сложно было учиться верить в себя.

Но желание стать актрисой преодолено все неуверенности и комплексы. Она все - таки поступила в студию юного актера при Центральном телевидении. И там она слышала от педагогов – не театральная внешность, не стоит тратить время. Последние школьные годы были мучительными в выборе будущей профессии. Подав документы в 5 театральных институтов, Татьяна поступила в ГИТИС.

Начало творческого пути

Девушка попала на курс В.П. Остальского, окончила учебу в 1978 году. Еще в годы студенчества она начала сниматься в эпизодических ролях.

Окончив ГИТИС, Татьяна получила работу в Московском театре имени Ленинского комсомола. От былых комплексов не осталось и следа, молодая актриса прекрасно чувствовала себя на сцене. Зрителя покорила ее игра, но Татьяне этого было мало, ей хотелось славы, а всеобщую узнаваемость могли дать лишь съемки в кино. Это и была ее цель, тем более что опыт эпизодических ролей уже был, это известнейшие картины, каждая из которых дала свой бесценный опыт поведения перед камерой. «Одна на миллион», «Покровские ворота», «Пчелка», «Частная жизнь». Игра в каждой последующей картине была все лучше, и Татьяна получила роль в фильме «Блондинка за углом». Партнером по этому фильму был Андрей Миронов, а зрителям запомнилась ее яркая роль продавщицы.

После этого последовал перерыв в съемках на 4 года, но игра в театре не прекращалась. Более того за этот период актриса поняла, что ей по душе больше игра в театре. И вновь последовал всплеск предложений по съемкам в разных картинах. Все ее роли были яркими и запоминающимися, отличающиеся особым колоритом. А партнерами по съемкам были уже известные и популярные актеры. Многие фильмы с ее участием стали настоящей классикой жанра и любимы по сегодняшний день. Зрители пересматривают их снова и снова. Длительные и многочисленные съемки очень утомляют, а в результате и слезы и нервные срывы – хорошо известные всем звездам кино. Это вторая сторона медали – популярности и славы.

Личная жизнь

Первый брак Татьяны можно назвать студенческим. Он был заключен в 1978 году и продлился 3 месяца. Молодая студентка и осветитель на съемках одного из фильма. Второй брак продлился 18 лет с 1990 года по 2008. Ее мужем во втором браке был сатирик Михаил Мишин. В 1994 году у пары родилась дочь Катя. Сейчас она живет и работает в США. Дочь пошла по стопам матери и также стала актрисой, окончила в Кембридже актерские курсы.

Татьяна Догилева свободная и успешная женщина, все свое время она посвящает режиссуре, съемках на телевидении и творчеству.

В конце февраля 1957 года в рабочей семье появилась на свет Татьяна Догилева. Жила семья будущей актрисы скромно и просто.

С раннего возраста Татьяна проявила себя как очень впечатлительная натура. Она смотрела по телевизору фильмы и, можно сказать, проживала жизнь вместе с героями ленты.

Любовь к кино с детских лет

Когда Танюше было лет пять, она влюбилась в телегероя Д’Артаньяна в исполнении Михаила Боярского. Став постарше, она очень переживала за судьбы Ромео и Джульетты.

Таня в семилетнем возрасте пошла в школу. Училась она с интересом. Кроме учебы девочка активно посещала драматический кружок и с большим интересом выступала в смотрах художественной самодеятельности.

В подростковом возрасте Татьяна Догилева успешно выдержала вступительные испытания в студию юного актера и стала постигать премудрости актерского мастерства. Так у девочки сформировалась мечта – стать актрисой.

Незаметно пролетели годы обучения в школе. Вот сданы выпускные экзамены и получен аттестат зрелости. Татьяна решает для себя, что будет поступать в театральный. Родители не разделяли увлечения дочери театром , но и не перечили. Они хотели, чтобы их ребенок получил высшее образование.

Девушка подала документы во все театральные институты, которые были на тот момент в столице. По конкурсу она прошла на актерский факультет ГИТИСа. Руководителем курса, на котором училась будущая актриса, был назначен В. Остальский.

Учеба приносила Догилевой удовлетворение. Она активно участвовала в студенческой жизни. Ей нравилась творческая атмосфера в институте, это ее вдохновляло. В 1978 году институт был окончен, и Татьяна стала дипломированной актрисой. Мечта сбылась.

Блондинка за углом

С 1978 по 1985 годы Догилева работала в театре имени Ленкома. Это место, стало ее стартовой площадкой в карьере актрисы театра. Она блестяще играла во многих постановках. А спектакль «Жестокие игры» был настолько показательным, что Догилеву пригласили на кинопробы.

Первые роли Татьяны в кино были в основном эпизодические (1971-1984). Кинолента «Блондинка за углом»(1984) принесла Догилевой всеобщее признание зрительской аудитории.

Фильм «Обида» стал для Татьяны решающим в смысле ее становления в качестве киноактрисы. Этот фильм вызвал резонанс среди зрителей. Для Догилевой – это подтверждение мастерства и профессионализма.

1987 год стал для Догилевой годом нового профессионального опыта. Она пробует себя в качестве режиссера и у нее получается неплохо. Поставлены такие вещи как, например, «Лунный свет. Медовый месяц»(1988). Потом у Догилевой вследствие финансовых затруднений случается вынужденный простой и только в 2007 году она сняла киноленту «Лера».

За профессиональные достижения Догилева удостоена многих наград. Это звания Заслуженной артистки РСФСР (1989), звание Народной артистки Российской Федерации. Также премия «Кинотавр» в 1992 году и премия на кинофестивале «Золотой феникс» в 2007 году.

В начале «нулевых» Татьяна, можно сказать, стала востребованной в съемках кино. Она очень плодотворно работает на съемочной площадке.

Свидетельством этого являются фильмы «Бульварный переплет»(2003), (2003), «Люба. Дети и завод»(2005-2006), «Заколдованный участок»(2007), «Королева льда»(2008), «Ангел в сердце»(2012), «Хороший мальчик»(2016).

Интересные заметки:

А 2015 год ознаменовался съемками еще одной ленты «Простой». В настоящее время Догилева также активна как киноактриса. К слову, в 2017 она отметила свой 60-летний юбилей.

Карьера превыше всего?

В этом отношении жизнь известной киноактрисы можно назвать насыщенной. В 1974 году у Догилевой завязались отношения с Юрием Стояновым. Эти отношения оставили теплый след в душах обоих сторон. К сожалению, роман не перерос в семейные отношения.

В 1978 году для Татьяны и ее избранника марш Мендельсона прозвучал впервые. Брак просуществовал три месяца. Больше молодой супруг просто не смог вынести.

Во второй раз сочетаться узами брака Татьяна решила с Михаилом Мишиным в 1990 году. Спустя четыре года после регистрации брака у молодых появилась на свет дочка Катя. Родители до беспамятства любили наследницу.

Их отношения были ровными, и, казалось, прочными. Брак с Мишиным просуществовал восемнадцать лет. Татьяна Догилева сейчас в разводе, у нее на первом плане профессия.

Заслуженная артистка РСФСР (7.08.1989).
Народная артистка России (18.11.2000).

В школе при Академии педагогических наук, где она училась, получала одни пятерки, а в свободное от учебы время занималась в различных кружках. Сначала Таня посещала кружок хореографии в школе, затем увлеклась спортом и оказалась в секции художественной гимнастики во Дворце спорта «Крылья Советов» (тренер - И. Ходорковская).

В 14 лет была принята в Студию юного актера при Центральном телевидении, занятия в которой настолько увлекли ее, что она забыла о спорте. Вскоре ее талант был о достоинству оценен преподавателями, и Догилевой доверили роль ведущей в популярных тогда телепередачах для детей и юношества «Пионерия на марше» и «Отзовитесь, горнисты!».

Окончила Государственный институт театрального искусства имени Луначарского (1978, курс В. Остальского).

В 1978-1985 годах - актриса Московского театра имени Ленинского комсомола, в 1985-2012 годах - актриса театра имени М.Н. Ермоловой.

В 1998 году дебютировала как театральный режиссёр, поставив спектакль "Лунный свет, медовый месяц".

Студенткой снималась в эпизодических ролях. Первая главная роль в кино - Нинка в картине "Безбилетная пассажирка" (1978, реж. Юрий Победоносцев).

Этапной стала роль продавщицы Надежды в картине "Блондинка за углом" (1984, реж. Владимир Бортко), где актриса открыла для экрана новый социальный тип - по-женски очаровательной, но твёрдо стоящей «на всех четырёх» хозяйки жизни из всемогущей советской сферы обслуживания. Среди лучших ролей - медсестра Лиды в комедии Эльдара Рязанова "Забытая мелодия для флейты" (1987), Катя в драме "Афганский излом" (1990).

Член Союза кинематографистов РФ, академик Российской академии кинематографических искусств "Ника".

театральные работы

Московский государственный театр «Ленком»:
«Жестокие игры». Режиссёр: М.А. Захаров - Неля

Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой:
1985 - «Говори!», инсценировка А.М. Буравского по очеркам В.В. Овечкина «Районные будни», реж. В.В. Фокин
1986 - «Спортивные сцены 1981 года» - Катя, по пьесе Э.С. Радзинского, реж. В.В. Фокин
«Шаткое равновесие» - Джулия, по пьесе Э. Олби, реж. В. Салюк
1989 - «Наш Декамерон» - Мария, по пьесе Э.С. Радзинского, реж. Р.Г. Виктюк
Центральный академический театр Российской армии:
1994 - «Орестея» - Электра, по трилогии Эсхила, реж. П. Штайн
Театр Антона Чехова:
«Чествование»
Театр имени Моссовета:
«Двенадцатая ночь, или Всё равно что»
«Безобразная Эльза»
Антреприза Михаила Козакова:
«Невероятный сеанс»
Московский театр-студия под руководством Олега Табакова:
«Идеальный муж»

Режиссерские работы:
«Лунный свет, медовый месяц» (1998, антреприза Михаила Козакова)
«Московские страсти» (антреприза Михаила Козакова)
«Не отрекаются, любя…» (Театральное агентство "ЛеКур", 2000)
«Дама ждёт, кларнет играет…» (ТО "Дуэт", 2004)
«Падшие ангелы» (ТО "Дуэт")

призы и награды

1992 - премия «Кинотавр» за лучшее исполнение женских ролей (в фильме «Афганский излом»).
2007 - премия на кинофестивале «Золотой феникс» за лучший дебют в качестве режиссёра за фильм «Лера».
ХХI международный фестиваль актёров кино "Созвездие", г.Орел 2-7 августа 2014 г. - лучшая женская роль второго плана ("118 секунд до")


Имя: Татьяна Догилева (Tatyana Dogileva)

Возраст: 58 лет

Место рождения: Москва, Россия

Рост: 164 см

Вес: 51 кг

Деятельность: актриса, режиссер, Народная артистка РФ

Семейное положение: не замужем, разведена

Татьяна Догилева - биография актрисы

Татьяна Анатольевна Догилева - советская и российская актриса театра и кино.

На экране она всегда выглядит легкой, задорной, позитивной. Между тем Татьяна Догилева долгие годы считала себя хуже других и отчаянно боролась с подростковыми комплексами.

B ee непростой биографии многое было вопреки: в институт поступила только с пятой попытки, главных ролей в кино долго не давали, критики клеймили ее режиссуру...

Татьяна Догилева - детские годы жизни

Родители Тани были далеки от мира искусства: работали на заводе, жили на окраине Москвы и с трудом перебивались от зарплаты до зарплаты. Детей не баловали, даже одежду Тане и ее брату старались покупать на вырост - чтобы хватило «на дольше»! В первый класс девочка пошла в школьном платье, подшитом снизу на целых 20 сантиметров и сидевшем на ней мешком. Спасал только белый фартук - он удерживал платье на талии.

К радости мамы, этой формы хватило до четвертого класса, но Таня чувствовала себя в ней настоящим гадким утенком, ведь у других девочек платьица были гораздо симпатичнее.


Все детство она мучилась от ощущения, что выглядит хуже других. У нее не было лакированных туфель с бантиками, модных юбочек, блузок с рюшами. Она постоянно носила вещи не по размеру. Зеркало Таню тоже не радовало: в отражении она видела худую нескладную девочку с серьезным не по возрасту лицом. Масла в огонь подлили преподаватели цирковой студии, в которую Догилева пришла поступать в 10 лет.

Она была очень гибкой, а это самое главное для гимнастки. Девочке удалось пройти все туры конкурса в училище, но на последнем прослушивании ее отвергли. «Не сценическая внешность», -услышала она приговор комиссии. Эти слова стали страшным ударом для ранимого ребенка. Позже они годами тяготели над ней, мешая поверить в себя.

Родители мечтали о лучшей доле для Тани и ее брата, поэтому с раннего детства внушали детям: нужно получить высшее образование. Неважно, в какой области, лишь бы не стоять у станка, падая после смены от усталости и получая за это гроши. Таня же с пяти лет хотела стать актрисой, после того как посмотрела «Гусарскую балладу» с . Образ бравого гусара и хрупкой девушки в одном лице долго не давал ей покоя.

Таня страстно мечтала играть в кино и уметь так же перевоплощаться в разных людей. Она сумела поступить в Студию юного актера при Центральном телевидении и была там на хорошем счету. Однако клеймо гадкого утенка продолжало преследовать ее. Масла в огонь подлила и педагог студии, бросив своей ученице: «Не стоит тебе идти в театральный, внешность у тебя для этого тяжеловата. Только намучаешься и разочаруешься».

Потому-то последние два года школы Таня училась в специализированном историко-литературном классе, планируя, на радость маме и папе, поступить в гуманитарный вуз. Но после выпускных экзаменов и получения аттестата в ней взыграл дух противоречия: с какой стати она должна выбирать профессию, которая ей не нравится? И, никому ничего не сказав, Догилева подала документы сразу в пять театральных вузов.

Четыре института отвергли ее еще на предварительных слушаниях. Пережить это было непросто, но она все же решила штурмовать пятый, ГИТИС: терять было уже нечего, так почему хотя бы не попытаться? Последняя попытка оказалась удачной.

Татьяна Догилева: театр и кино

Режиссеры начали приглашать ее на съемки еще во время учебы. Пусть в небольших эпизодах, но Таня все равно была невероятно горда собой: она играет в настоящем кино, ее причесывают гримеры, снимают операторы, наконец, ее видят на экране зрители! После ГИТИСа дела пошли еще лучше - Догилева поступила в Ленком и сразу получила главную роль в спектакле «Жестокие игры», где ее партнером стал .

Несмотря на успехи, начинающая актриса оставалась очень неуверенной в себе, нередко в самый ответственный момент она терялась, забывала все на свете и не могла вымолвить ни слова. Так произошло, когда пригласил ее на главную роль в картине «Тот самый Мюнхгаузен». Пробы проходили трудно, под взглядом мэтра Татьяна чувствовала себя полным ничтожеством и не смогла в полной мере продемонстрировать свой талант. Ее не утвердили, главную роль отдали другой актрисе.

Но эти пробы все же кое-что привнесли в ее жизнь: они сделали ее блондинкой. Посмотрев первые кадры, Марк Захаров воскликнул: «Что это за японская женщина?» Татьяна с ее восточным разрезом глаз и шапкой черных волос, действительно, была похожа на азиатку. В срочном порядке актрису перекрасили. Возражать ей даже не пришло в голову: как можно, это же сам Захаров! Поплакав после его отказа,Татьяна посмотрела на себя в зеркало и поняла: новый облик ей нравится.

Этот эпизод стал одним из первых в череде профессиональных неудач, длившейся два года. После блестяще сыгранной главной роли в театре ее стали приглашать именитые режиссеры, она, окрыленная, неслась на очередные пробы и... получала отказ. Раз за разом, месяц за месяцем. Это было непростое время в биографии начинающей актрисы, стало казаться, что она выбрала не ту профессию, что все надо начинать заново.

Догилева не могла понять, что с ней не так, почему она не нравится режиссерам, ведь в «Жестоких играх» ее хвалили. Поразмыслив, она решила попытаться проникнуть в кинематограф «с другого боку». До этого актриса всегда пробовалась на главных героинь, и ее не утверждали. «Видимо, я действительно недостаточно красива для таких ролей», - сделала выводы Татьяна. И сама стала предлагать себя режиссерам на роли подружек героини и других второстепенных персонажей. План сработал! Ее начали снимать. Только через несколько лет, примелькавшись на ролях второго плана, Татьяна смогла получить главную роль.

Одной из самых запоминающихся работ Догилевой стал фильм «Блондинка за углом», где ее партнером был сам . То время она вспоминает как самое счастливое в своей актерской судьбе. Съемки проходили весной в Ленинграде, городе, к которому она всегда относилась с особой симпатией. Ее окружали замечательные люди, коллеги, друзья, профессионалы своего дела. Но на первом месте был Андрей Миронов, с которым у Татьяны с первых минут работы завязались теплые дружеские отношения.

Андрей относился к ней как старший товарищ: опекал, заботился, что-то советовал, но при этом не держался высокомерно. Это она смотрела на него снизу вверх. Благодаря Миронову Догилева познакомилась со многими интересными современниками - поэтами, музыкантами, художниками. А еще он помог ей получить квартиру, похлопотав за нее перед «нужными людьми». Догилева поначалу смутилась, начала отказываться от неожиданно свалившегося подарка, но после слов Андрея «Таня, не будьте дурой!» радостно побежала получать ордер.

В 1990-х годах в биографии творчества Догилевой наступило пугающее затишье. Не было ни предложений, ни проб, ни новых спектаклей. Эта бездеятельность казалась невыносимой. Мыслями о собственной ненужности Татьяна довела себя до нервного срыва и чуть не угодила в психиатрическую клинику. В то время проявилось и пристрастие актрисы к зеленому змию, с которым ей пришлось бороться не один год и которое благодаря силе характера ей удалось преодолеть.

Татьяна Догилева - режиссерская работа

А тогда ее спасла давняя мечта попробовать себя в роли режиссера. Татьяна пребывала в полной уверенности, что она прекрасно понимает эту профессию, знает все тонкости и у нее все получится. Выбрала подходящую пьесу, нашла спонсоров и начала работу над спектаклем «Лунный свет, медовый месяц». Как выяснилось, себе на беду. «Это был ад», - так актриса вспоминает свою биографию в то время.

Уже через неделю она поняла, что все далеко не так просто, как ей казалось, а в профессии режиссера немало подводных камней, о которых она понятия не имела. Но отказываться было поздно: актеры набраны, сроки обозначены. Догилевой пришлось тащить этот неподъемный груз на своих плечах до конца.

Настоящий кошмар начался после дебюта спектакля на сцене. Первая же статья в прессе оказалась разгромной: Татьяну ругали за плохую режиссуру, неправильный подход к актерам, дилетантство и непрофессионализм.

Чуть ли не каждый день выходили новые опусы критиков, которые, по выражению самой актрисы, «сладострастно размазывали ее по стенке». После первых статей она перестала читать газеты, у нее даже появился страх перед газетными киосками. Каждый день, проходя мимо, Татьяна думала: «Наверняка сегодня снова что-нибудь написали, еще более гнусное и отвратительное...»

Несмотря на все ругательные рецензии, театральный зал ежедневно заполнялся, и после каждого спектакля зрители благодарили актеров продолжительными аплодисментами. С тех пор прошло почти 20 лет, а спектакль все еще идет, труппа выезжает на гастроли за границу, где «Лунный свет...» принимается на ура.

Татьяна Догилева - личная жизнь актрисы

Профессию Татьяна всегда ставила на первое место, чувства в личной жизни - на второе. В институте у нее был бурный роман с однокурсником, ныне известным актером Юрием Стояновым. Оба были влюблены не на шутку, ходили по институтским коридорам, держась за руки, и, как водится, время от времени прогуливали занятия, чтобы побыть вдвоем.

Между тем учеба давалась Тане нелегко. Ей многое было неясно, она плохо понимала, чего от нее хотят преподаватели. А тут еще роман, отнимающий время и, главное, силы и внимание. Зашла речь об отчислении. И тогда Татьяна решила: отношения в личной жизни надо прекратить и всю энергию направить на учебу. Не для того она с таким трудом поступала в ГИТИС, чтобы вылететь из-за чьих-то прекрасных глаз.

С первым замужеством актрисы тоже вышла незадача. Продлилось оно всего три месяца. Молодой жене казалось, что брак -это что-то вроде длительного романтического свидания. А выяснилось, что нужно стирать носки и рубашки мужа, ежедневно стоять в очередях за продуктами, а потом еще пытаться приготовить из них что-нибудь съедобное. И, что самое неприятное, отчитываться, почему задержалась на репетиции,куда и с кем пошла в выходной день... В результате Татьяна поняла, что все это не для нее, и на долгие годы выбросила из головы мысль о замужестве.

Любовь, сильная и неумолимая, ее все же настигла. Татьяна сказала «да» Михаилу Мишину, известному писателю-сатирику, который старше ее на 10 лет. Решение выйти замуж было вполне взрослым и сознательным, Татьяна не сомневалась, что в личной жизни у них все получится. Так и вышло. Они любили и понимали друг друга, и, несмотря на разницу темпераментов, им было хорошо вместе. Михаил и Татьяна даже образовали некий творческий тандем: именно муж был переводчиком всех трех пьес, которые Догилева поставила как режиссер.

И все же семейная личная жизнь оказалась для Татьяны испытанием. «Наверное, я не жена. Бог не дал мне в этой сфере таланта», - признается актриса. Когда люди живут вместе, появляется необходимость подчинять свои интересы интересам другого, идти на компромиссы. У Догилевой это всегда получалось плохо, особенно если компромиссы касались ее работы.

Она ощущала себя в первую очередь актрисой, и только во вторую - супругой. Долгое время боялась стать матерью. Думала, не справится, не сможет дать ребенку достаточно любви и внимания. Но в 38 лет, узнав, что беременна, решила рожать. Когда на свет появилась дочка Катенька, Татьяна, таявшая от любви к ребенку, не могла понять, почему так долго отказывалась от этого счастья.

Татьяна Догилева: алкоголь

Начало 2000-х годов стало не самым лучшим временем в биографии актрисы. Сначала бесконечные болезни преследовали дочь, с рождения не отличавшуюся крепким здоровьем. Потом из-за эмоционального и физического напряжения заболела сама Татьяна. Один за другим ушли из жизни ее родители. Догилева тяжело переживала потерю самых родных и близких ей людей и все навалившиеся неудачи. В жизни Догилевой наступила черная полоса, которая, как казалось, никогда не кончится.

Просыпаясь по утрам, Татьяна подолгу не могла себя заставить встать с кровати, у нее было одно желание - снова уснуть и больше не просыпаться. «Я никого не хотела и не могла видеть. Вообще не понимала, как живут люди. У меня стали трястись руки, прыгать давление. И физически стала ослабевать. Рыдала с утра до ночи. Мне все виделось в черном свете», - вспоминает то время из своей биографии Догилева.

Только выпив рюмку-другую, Татьяна могла на время снять с души давящую тяжесть. Она и не заметила, как пагубная привычка, которую ей уже однажды удалось победить, снова вернулась в ее жизнь. Алкоголь порабощал ее, лишая остатков воли. Михаил видел, что происходит, пытался поддержать и отвлечь жену, переключить ее внимание на работу. Он выбрасывал припрятанные бутылки, а когда она все-таки срывалась, помогал ей выходить из тяжелых запоев.

Все было так плохо, что однажды у Татьяны остановилось сердце: организм не выдержал экстремальных нагрузок. Спасло актрису лишь то, что Михаил был рядом и сразу вызвал скорую. Он не отходил от нее ни на шаг, держал за руку, уверяя, что все будет хорошо. То, что Татьяна полностью прошла курс лечения в клинике, - во многом его заслуга.

Михаил помог Татьяне пережить самый трудный период жизни, помог снова встать на ноги и почувствовать себя человеком. Он был для нее нянькой, другом, личным психологом... Но любимым мужчиной быть перестал. В их отношениях что-то разладилось, исчезли те чувства, без которых счастливый брак невозможен. Не желая притворяться, супруги приняли решение развестись. Но при этом до сих пор остаются друзьями и коллегами и продолжают, время от времени, вместе работать.

Развод, как ни странно, принес актрисе облегчение. Она столько лет мучилась, пыталась склеить то, что никак не склеивалось! Став независимой, Татьяна ощутила пьянящую свободу. Наконец-то можно быть собой, делать то, что нравится, и ни под кого не подстраиваться! Она решила, что пора жить для себя: «Мне надоело все время куда-то бежать, кому-то что-то доказывать. Я уже все доказала».

Татьяна Догилева сегодня

Актриса, режиссёр, писатель Татьяна Догилева – любимица фортуны. Судьба щедро дарила ей подарки и многое требовала взамен.

Более 140 сыгранных ролей в кино, множество премий и наград, огромная актёрская жизнь, но что в ней больше – радости или горечи от потерь, счастья или горя? Едва ли можно подвести баланс, потому что нет в мире таких весов.

Детство

Биография большой актрисы началась в рабочем районе Москвы, когда 27 февраля 1958 года в семье Анатолия и Анны Догилевых родилась девочка. Имя Таня придумал для нее старший брат Володя, которому было тогда 5 лет. Семья жила очень скромно, родители и дети ютились в одной небольшой комнате в коммунальной квартире. Отец и мама были простыми рабочими на заводе, но они хотели для своих детей лучшей жизни, поэтому поощряли занятия ребят во всевозможных кружках и секциях.

Актриса в детстве. Кадр из фильма “Отдать швартовы!” 1971 года

Володя любил математику, а Таня занималась танцами и художественной гимнастикой. Её детство было таким же, как и у большинства советских детей, девочка хорошо училась, а в свободное время любила читать.

Книга Александра Грина «Блистающий мир» стала для нее чудесным открытием, а тот мир, который она уже тогда видела во сне – существовал на самом деле. И Таня отправилась поступать в Цирковое училище, но не поступила. Ей было всего 10 лет, когда она впервые услышала слова «не сценическая внешность». Как ни странно, девочка легко пережила первую неудачу и вскоре забыла о ней. Она и сама знала о том, что отличается от других детей, а если её не взяли в этот блистающий мир, значит, он не настоящий.

Брат Володя уже учился в Московском инженерно-физическом институте, и вся семья гордилась его успехами. Родители хотели, чтобы дочь тоже поступила в ВУЗ, но она их ожиданий не оправдала.

Таня занималась в студии Юного актёра и мечтала стать актрисой. Ей было 14 лет, когда она снова услышала слова о своей неподходящей для актрисы внешности. Тогда руководитель студии отговаривал девушку от поступления на актёрское отделение, но она не слушала никого и, словно мотылёк, летела к своей мечте, на свет огней, которыми манил её блистающий мир кино и театра.

Блистающий мир

В 1974 году девушка поступила в институт театрального искусства. Это была не первая попытка, но именно она оказалась удачной, и Таня стала студенткой ГИТИСа, этого прославленного учебного заведения.

На одном курсе с ней учились Юрий Стоянов и Виктор Сухоруков, с которыми она дружила и много времени проводила вместе.

На фото Татьяна Догилева и Юрий Стоянов в молодости

Между Юрием и Таней возникло первое яркое чувство влюблённости, и девушка с головой погрузилась в эти романтические отношения. Но уже через некоторое время она поняла, что любовь мешает ей учиться, и тогда Татьяна решила прекратить отношения со Стояновым.

Блистающий мир потребовал первую жертву, открыв счёт потерям и радостям, которые сопровождали актрису на протяжении всей жизни. Во время учёбы Татьяны в институте в семье Догилевых случилась беда: по трагической случайности её брат Володя получил травму головы и стал инвалидом. Но молодой человек не опустил руки, он пытался восстановить навыки речи и координацию движений и в этом ему очень помогали родители и сестра.

Дипломный спектакль курса стал настоящей сенсацией, но особенный эффект на преподавателей и зрителей произвела Догилева. В постановке «Много шума из ничего» эта юная тонкая девушка с необычным разрезом глаз играла Беатриче.

В 1978 году она окончила учёбу и поступила в театр Ленком, и в этом же году она сыграла свою первую роль в кино. Нина Бабайцева в фильме «Безбилетная пассажирка» – это воплощённая на экране молодость, задор, любовь к жизни и большие надежды, это она сама, Таня Догилева.

Кадр из фильма «Безбилетная пассажирка» 1978 года

В Ленкоме актриса была занята всего в нескольких работах, и хотя ей нравилась сцена, съемки в кино привлекали больше. Актриса получила множество предложений, среди которых были главные роли и совсем небольшие, эпизодические.

Именно тогда, в период с 1978 по 1989 годы, Догилева становится звездой: её фотографии украшают обложки журналов, о ней говорят, ей стараются подражать молодые девушки. Актриса снялась в таких кинолентах, как «Покровские ворота», «Блондинка за углом», «Мой любимый клоун», «Забытая мелодия для флейты» и других, ставших любимыми для миллионов людей. Партнёрами Татьяны были Виктор Павлов, Владимир Ильин, Андрей Миронов, Леонид Филатов и Олег Меньшиков. А в фильме «Афганский синдром» актриса снялась с итальянской звездой Микеле Плачидо.

Новые роли

Наступившие 90-е годы оказались для актрисы очень непростым периодом, как в карьере, так и в личной жизни. Предложений не стало меньше, но время требовало других сюжетов и других, более раскованных и сексуальных героинь. Татьяне было непросто приспособиться к новым реалиям, но она сделала это. Ведь она – Татьяна Догилева, актриса, она может всё, а то, что устаёт и не высыпается, так это ничего, она уже привыкла.

«Жених из Майами» 1994 год

«Пчёлка», «Жених из Майами», «Дети понедельника», «Жмурки», каждый фильм – шедевр, а её актёрское мастерство и умение перевоплощаться – поразительны. Став любимой актрисой всей страны, она много ездила по стране, общалась с поклонниками, принимала участие в фестивалях и театральных постановках.

В это время судьба наносит актрисе удар, оправиться от которого ей было непросто: сначала погиб брат, а вскоре умер отец. Татьяна словно умерла сама, и умерла бы, но она должна была поддерживать старенькую маму. А ещё звезда экрана должна была играть и сниматься, но именно работа стала для неё отдушиной. Блистающий мир не померк, но только смех Догилевой на экране был сквозь слёзы, почти навзрыд.

Хроническое недосыпание, бессонница, чрезмерные физические нагрузки привели к нервному срыву, который был уже не первым, и, конечно, не последним. Блистающий мир требует жертв, и актриса сполна платила за успех.

1998 год принёс Татьяне Догилевой славу прекрасного режиссёра. Её постановка пьесы «Лунный свет, медовый месяц», в которой она тоже принимает участие и блестяще играет в любовном многоугольнике вместе с Сергеем Маковецким и Владимиром Стекловым, имела ошеломляющий успех. Но разве могло быть иначе!

Следующие ее режиссёрские работы доказали всем, что режиссёр Догилева талантлива не менее, чем актриса Догилева.

С 2000 года она снова начинает много сниматься в кинофильмах и телевизионных сериалах, главная роль, или второстепенная, для Догилевой не имеет никакого значения. Она не стремится никому ничего доказывать, даже себе.

Сериал “Люба, дети и завод…” 2005 год

«Люба, дети и завод», комедийный сериал 2005 года, российская версия знаменитого американского сериала “Грейс в огне», полюбился зрителям. Сериал получился лёгкий и позитивный, несмотря на трудности, которые преодолевает героиня актрисы.
В 2006 году Татьяна вела телевизионное шоу «Две правды», а в 2007 году приступила к съёмкам своего первого кинофильма «Лера», которвй в последствие заслужил высочайшую оценку критиков.

Что бы ни начинала, в чём бы ни пробовала свои силы Татьяна – ей удаётся всё, даже если это экстремальный проект «Последний герой» или «Танцы со звёздами».
2010 год стал настоящим подарком для всех поклонников актрисы: в свет вышла её книга «Жизнь и приключения Светы Хохряковой», где она раскрыла тайны шоу-бизнеса. Её авантюрный роман пришелся по душе читателям и в одночасье стал бестселлером. Вторая книга Догилевой «Тогда, сейчас и кот Серёжа», написанная в жанре дневника, рассказывает о личной жизни актрисы, с её повседневными заботами и делами, и тоже становится популярной.

В 2015 году актриса сняла свой второй фильм «Горизонт», и решила не продолжать карьеру режиссёра. Её снова увлекли съёмки в кино. Последние её работы – яркие, порой очень неожиданные образы в картинах «Хороший мальчик», «Жги!», в сериалах «Брачные игры» и «Джинн».

Татьяна очень тепло говорит о режиссёре картины «Жги!» Кирилле Плетнёве, с которым ее связывает давняя взаимная симпатия и дружеские отношения. Также актрису радует её участие в проекте «О чём говорят мужчины». По словам Догилевой, автобиографический проект актёров «Квартета И» – это новое слово в российском искусстве кино, слово искреннее, и именно поэтому такое нужное зрителю, уставшему от надуманных историй и адаптированных голливудских сказок.

В 2018 году актриса снялась в двух самых ожидаемых кинолентах, в приключенческой драме «Остров Рикоту» и в комедии «Рассвет на горе Адама».

Личная жизнь Татьяны Догилевой

Первое замужество актрисы произошло в 1978 году. На съёмках «Безбилетной пассажирки» актриса познакомилась с Александром, младшим помощником режиссёра. Привлекательный молодой человек был немного старше Догилевой и очень красиво за ней ухаживал. В то время актриса снимала комнату в коммунальной квартире, а вскоре молодые люди решили жить вместе. Но ее мама была против свободных отношений, из-за чего настояла на свадьбе влюбленных.

Брак продлился совсем недолго, и спустя три месяца супруги развелись.
В одном из своих интервью актриса вспоминает о своём первом браке без малейшего намёка на сожаление, так как были очень разными по темпераменту. Кроме этого, Татьяна много работала, совмещая работу в театре со съёмками в кино, и Александру приходилось нелегко, он ожидал большего, чем она могла дать ему.

На фото Татьяна Догилева и ее муж Михаил Мишин

Второй муж актрисы – известный писатель, переводчик и сценарист Михаил Мишин. Их отношения начались во время съёмок музыкального фильма «Вольный ветер» в 1983 году. Несколько лет влюбленные встречались, и поначалу Догилеву не беспокоил тот факт, что Мишин женат. Но постепенно их обоих перестали устраивать периодические встречи, и писатель развёлся с первой женой, чтобы жениться на Татьяне.

Бракосочетание состоялось в 1990 году. Их дочь Екатерина родилась в 1994 году, когда Татьяне было уже 37 лет.

По словам актрисы, она не хотела детей, так как работа всегда стояла на первом месте. Беременность оказалась неожиданностью, но сразу после рождения дочери она поняла, что ребёнок – это то, о чём она мечтала всегда.

У девочки с рождения были проблемы со здоровьем, она росла слабым болезненным ребёнком, подверженным аллергии на многие пищевые продукты. В подростковом возрасте Катя решила, что страдает избыточным весом и начала худеть, что пагубно сказалось и на без того слабом здоровье девочки, а вскоре ей был поставлен диагноз – анорексия. Татьяна самоотверженно боролась за жизнь дочери, отдавая ей всю любовь, на которую только была способна, и Катя поправилась.

На фото Татьяна Догилева с дочерью Екатериной

Девушка училась актёрскому мастерству в Англии и США. Вернувшись в Россию, она снялась в нескольких сериалах, доказав, что достойна продолжить актёрскую династию.
В 2018 году Догилева развелась с мужем, причем инициатором расставания выступила она сама. Беспокойство за дочь, бесконечные съёмки в кино и гастроли, всё это ослабило здоровье актрисы, она устала.

В 2008 году скончалась её мама, Анна Афанасьевна, Татьяна тяжело перенесла потерю последнего члена своей семьи. В одном из интервью она призналась, что не получила от мужа той поддержки, которая была ей необходима. В эти трудные дни актрису спасала только работа и забота о дочери, о единственном родном человеке.
Татьяна предложила Михаилу разъехаться, чтобы отдохнуть друг от друга. Но, пожив врозь несколько месяцев, оба поняли, что расстаться – правильное решение. К тому же, говорит Татьяна в интервью Кире Прошутинской, она больше мама, чем жена.

  1. В детстве актриса считала себя гадким утёнком.
  2. Рост Татьяны – 164 см.
  3. Настоящий цвет волос Татьяны – чёрный, а блондинкой она стала, когда пробовалась на роль Марты в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Роль Татьяна не получила, но блондинкой осталась на всю жизнь.
  4. Татьяна Догилева не празднует Новый год и не любит отмечать свой день рожденья.
  5. Татьяна не смотрит телевизор, но любит американские сериалы.
  6. Актриса вела блог на Снобе, но перестала, потому, что её раздражали комментарии.
  7. Свой короткометражный фильм “Горизонт” Татьяна Догилева сняла за 2 дня.
  8. Любимое блюдо актрисы – рассольник.
  9. Татьяна хранит свои любимые платья, даже если давно их не носит.