Глобальные кризисы человечества и духовность. Глобальные проблемы человечества

В современном мире распространено такое понятие, как глобальность. Глобальность термин, который все чаще и чаще употребляется философами при рассмотрении социально-экологических проблем во всемирном масштабе. Такие глобальные проблемы, как наркомания, современное положение общества, живущего под диктовку так называемой сексуальной революции (причины современного разврата российской молодежи, в частности, и западного общества в целом), и другие проблемы потери нравственного устоя духовного мира человека.

Общество, утратив свой духовный стержень основной критерий морали по сути, теряет целостную систему моральных принципов своего внутреннего мира. Образующаяся пустота гнетет человека, он чувствует, что что-то утеряно, ощущает в полной мере возникающую пустоту. К примеру, применяя различные наркотические вещества, человек чувствует, как пустота внутри него сокращается, становится незначительной. Следуя принципам сексуальной раскрепощенности, вместе с тем приобретая псевдоэтические ценности, человеку начинает казаться, что он нашел себя, свое место в обществе. Но, услаждая душу телесными прелестями, человек тем самым разрушает свой собственно духовный мир.

Можно сказать, что кризис современного общества последствие разрушения устаревших духовных ценностей, выработанных еще в эпоху Возрождения. Для того чтобы общество обрело свои морально-этические принципы, с помощью которых можно было найти свое место в этом мире, не разрушив себя, требуется изменение прежних традиций. Говоря о духовных ценностях эпохи Ренессанса, стоит отметить, что их существование на протяжении более чем шести веков, определяло духовность европейского общества, оказывало значительное влияние на материализацию идей. Антропоцентризм, как ведущая идея ренессанса, позволил развить многие учения о человеке, обществе. Ставя во главу угла человека как высшую ценность, система его духовного мира была подчинена этой идее. Несмотря на то, что многие добродетели, выработанные в эпоху Средневековья, были сохранены (любовь ко всем, труд и др.), все они направлялись на человека, как самого важного существа. Такие добродетели, как незлобие, смирение отходят на второй план. Для человека становится важным приобретение жизненного комфорта путем накопления материальных благ, что привело человечество к веку индустрии.

В современном мире, где большинство стран являются индустриальными, ценности Ренессанса исчерпали себя. Человечество, удовлетворяя свои материальные потребности, не обратило внимания на окружающую среду, не рассчитало последствий своих масштабных влияний на нее. Потребительская цивилизация ориентирована на получение максимальной прибыли при использовании природных ресурсов. То, что нельзя продать, не имеет не только цены, но и ценности. Согласно потребительской идеологии, ограничение потребления может негативно сказаться на экономическом росте. Однако связь между экологическими трудностями и потребительской ориентацией становится все очевиднее. В основе современной экономической парадигмы лежит либеральная система ценностей, главный критерий которой свобода. Свобода в современном обществе это отсутствие препятствий для удовлетворения человеческих желаний. Природа рассматривается как резервуар ресурсов для удовлетворения бесконечных желаний человека. Результатом явились различные экологические проблемы (проблема озоновых дыр и парникового эффекта, истощение природных ландшафтов, пополняющееся число редких видов животных и растений и т. д.), которые показывают, каким жестоким стал человек по отношению к природе, обличают кризис антропоцентрических абсолютов. Человек, выстроив для себя удобную материальную сферу и духовные ценности, сам утопает в них. В связи с этим возникла необходимость выработки новой системы духовных ценностей, которая бы могла стать общей для многих народов мира. Еще русский ученый Бердяев, говоря об устойчивом ноосферном развитии, разрабатывал мысль обретения общечеловеческих духовных ценностей. Именно они в будущем призваны определить дальнейшее развитие человечества.

В современном обществе постоянно возрастает число преступлений, насилие и вражда являются привычными для нас. По мнению авторов, все эти явления результат объективации духовного мира человека, то есть опредмечивания его внутреннего бытия, отчуждения и одиночества. Следовательно, насилие, преступность, ненависть это выражение души. Стоит задуматься, чем сегодня наполнены души и внутренний мир современных людей. У большинства это злоба, ненависть, страх. Возникает вопрос: где следует искать источник всего отрицательного? Как считают авторы, источник находится внутри самого объективированного общества. Ценности, которые долгое время нам диктовал Запад, не могут удовлетворить нормы всего человечества. Сегодня можно сделать вывод о том, что наступил кризис ценностей.

Какую роль ценности играют в жизни человека? Какие ценности являются истинными и необходимыми, первоочередными? На эти вопросы и попытались ответить авторы на примере России, как государства уникального, полиэтнического, поликонфессионального. Также Россия имеет свою специфику у нее особое геополитическое положение, промежуточное между Европой и Азией. На наш взгляд, Россия, наконец, должна занять свое положение, независимое ни от Запада, ни от Востока. Мы вовсе не говорим в данном случае об изолированности государства, мы лишь хотим сказать, что у России должен быть свой путь развития, с учетом всех ее специфических черт.

На протяжении многих веков на территории России проживают народы разных конфессий. Замечено, что определенные добродетели, ценности и нормы - вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость, воздержание, соборность - совпадают во многих религиях. Вера в Бога, в себя. Надежда на лучшее будущее, которая всегда помогала справляться людям с жестокой реальностью, пересилить свое отчаяние. Любовь, выражающаяся в искреннем патриотизме (любовь к Родине), почете и уважении к старшим (любовь к ближним своим). Мудрость, включающая в себя опыт наших предков. Воздержание, являющееся одним из важнейших принципов духовного самовоспитания, выработки силы воли; во время православных постов помогающее человеку сблизиться с Богом, частично очиститься от земных грехов. В русской культуре всегда было стремление к соборности, единению всех: человека с Богом и окружающим миром как творением Божьим. Так же соборность носит и социальный характер: русский народ на протяжении истории Руси, Российской империи для защиты своей Родины, своего государства всегда проявлял соборность: во время Великой Смуты 1598–1613 гг., в период Отечественной войны 1812 года, в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

Проследим, какова сегодняшняя ситуация в России. Многие российские люди остаются неверующими: они не верят ни в Бога, ни в добро, ни другим людям. Многие утрачивают любовь и надежду, становясь озлобленными и жестокими, впуская в свои сердца и души ненависть. Сегодня в российском обществе первенство принадлежит западным материальным ценностям: материальные блага, власть, деньги; люди идут по головам, достигая своих целей, наши души черствеют, мы забываем о духовности, морали. На наш взгляд, за выработку новой системы духовных ценностей несут ответственность представители гуманитарных наук. Авторы данной работы являются студентами специальности социальная антропология. Мы считаем, что новая система духовных ценностей должна стать основой устойчивого развития России. На основе анализа необходимо выявить те общие ценности в каждой религии и разработать систему, которую важно внедрять в сферу образования и культуры. Именно на духовной основе должна строиться вся материальная сфера жизни общества. Когда каждый из нас осознает, что человеческая жизнь это также есть ценность, когда добродетель станет нормой поведения каждого человека, когда мы, наконец, преодолеем ту разобщенность, которая присутствует сегодня в обществе, именно тогда мы сможем жить в гармонии с окружающим миром, природой, людьми. Для российского общества сегодня необходимо осознать важность переоценки ценностей своего развития, выработки новой системы ценностей.

Если в процессе развития умаляется или игнорируется его духовно-культурный компонент, то это неизбежно ведет к упадку общества. В современное время во избежание политических, социальных и межэтнических конфликтов, необходим открытый диалог между мировыми религиями, культурами. Основу развития стран должны составлять духовные, культурно-религиозные силы.


Сегодня мир охватил цивилизационный кризис, который является результатом глобальной по масштабам «мировоззренческой катастрофы». Совершенно очевидно, что на наших глазах меняется духовно-нравственный климат общества, происходит смена ценностных ориентаций, установок и убеждений граждан. Многие выдающиеся философы прошлого писали о закате западной культуры (Хайдеггер, Ясперс, Гуссерль, Фукуяма и др.). В современных научных публикациях все чаще указывается на разрушение духовного иммунитета, подчеркивается кризисное состояние модели человека в Европейской цивилизации. Антропологический кризис выражается в блокаде рефлексии, ответственности, смысла жизни, в двойных стандартах, в анестезии чувствительности, в безродности и обездоленности, в бездушии и отчужденности. А главная болевая точка современной социокультурной ситуации - это разрушение межпоколенческих связей, отчуждение и противостояние в семье, в школе и обществе. Постфигуративный тип культуры (М. Мид) обнаруживает, что понятия добра и зла стали относительными, падает уважение к традициям, семейным ценностям, происходит деградация семьи как главнейшего социального института.
Духовно-нравственный кризис в обществе констатируется представителями различных наук и эту проблему необходимо считать междисциплинарной. Философы, социологи, психологи и педагоги подчеркивают, что в условиях ценностной аномии, вторжения уголовно-криминальной субкультуры в жизнь россиян, манипулятивного воздействия СМИ отмечается резкое падение падения нравственности, истощение духовности, рост потребительства, вседозволенности, распущенности.
По мысли М. Хайдеггера, там, где опасность, вырастает и спасительное . Защита и сохранение высоких духовных ценностей российского общества, его менталитета становятся жизненно необходимой целью современного общества и в первую очередь его системе образования. Речь идет о воспитании толерантности, эмпатии, коллективизма, сопричастности, о развитии человечности и стойкой гражданской позиции. Угроза таится в самом существе человека. В многочисленных публикациях последних лет все чаще и чаще подчеркивается мысль, что жертвой прагматической трансформации высшей школы является человек в его целостности и многомерности. По мнению ученых, разделяющих эту позицию, несмотря на существенные изменения в инновационных образовательных технологиях, профессиональная подготовка специалистов в вузе не содержит в себе заботу о целостном развитии человека и платой за эффективность является его одномерность. Все современные модели человека опираются в большинстве своем на естественные науки. Но человек - существо не только природно-социальное, но и сверхестественное, экзистенциальное, духовное.
Важнейшим приоритетом современной философии образования является исследование философских проблем человека, его сущностного свойства сохранять «собственно человеческое». Деятельность философов-антропологов, включающая в себя системный анализ человеческого бытия и разработку инновационной стратегии интеллектуально-духовного развития человека в процессе образования, является актуальной и практически значимой. Антропологический подход в сфере гуманитарного образования заключается в человекораз- мерности, обеспечении решения проблемы возрождения и воспроизводства человеческого в человеке, его способности к самостоянию, самобытности, самосовершенствованию, а также к со-бытию, сопереживанию, сочувствию и сотворчеству. Ибо там, где нарушается закон приставки со - и само-, духовное и человеческое утрачивается.
Рассматривая истоки духовности, В.Д. Шадриков подчеркивает: «.у нас есть все основания в качестве ведущей действующей силы становления человечности рассматривать духовность» . Духовность как свойство личности является фундаментальным качеством человека целостного, способного к реализации двух базовых потребностей: идеальной потребности к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и социальной потребности - направленности на другого (сочувствие, сопереживание, другодоминантность). При этом оказываются взаимосвязанными понятия «духовность» и «целостность»: целостность человека духовна, а духовность - целостна. Для российского менталитета - это традиционно сплав веры, переживаний, страданий и надежд. По мнению Е.П. Белозерцева, содержание философии образования складывается «из наших пониманий различных смыслов русской идеи» .
Обратимся к идеям выдающегося отечественного философа В.В. Розанова, утверждавшего, что все ценности культуры становятся враждебными человеку, если они утрачивают свое духовное содержание. В.В. Розанов есть удивительный феномен русской истории, философ, сумевший впервые определить антрополого-методологические основы образования. Его глубокие, парадоксальные размышления удивительно актуальны и созвучны нашему времени. Вряд ли найдется еще такой противоречивый писатель, педагог и философ как Розанов. Однако, обращает на себя внимание его постоянная приверженность к одним и тем же главным темам: теме просвещения и теме семьи как истинной школы.
Являясь частью российской философско - религиозной мысли конца Х1Х - начала ХХ века, философия Розанова демонстрирует возможные пути продолжения поиска источников оздоровления современного общества в целом и его социальных институтов, в частности семьи, как главного института духовно - нравственного и психофизического становления личности. Розановские философско - педагогические идеи открывают нам проверенные веками эффективные пути решения проблем педагогики. Мыслитель призывает возвратиться к целостному мировоззрению, освещенному светом истинной Религии, какой, по глубокому убеждению философа, является христианство, а именно Православие. На признании закономерной связи Педагогики, Философии и Религии строятся у В.В. Розанова и духовно - педагогические основы возрождения семьи и личности. Именно в отрыве от целостного восприятия мира и человека заключается, по его мнению, слабость современной научной мысли. И только в единстве научного образования и религиозного воспитания возможно эффективно организовать педагогический процесс.
Ключевым понятием, определяющим методологию образования, по Розанову, является понятие «духовность», рассматриваемое в качестве интегральной характеристики человека и отражающее его сущность и отношение к миру и самому себе. Другим, системообразующим феноменом в философии образования В.В. Розанова является понятие «целостности», идея становления человека культуры как процесса внутреннего духовного роста, восхождения к своей целостности.
Застой школы В.В. Розанов связывал прежде всего с нарушением трех принципов образования: индивидуальности, целости и единства типа. В результате философской рефлексии проблем образования и воспитания им был сделан глубокий по своему смыслу вывод: «Мы имеем дидактику и ряд дидактик, мы имеем вообще педагогику как теорию некоторого ремесла, искусства ли (внедрять данную тему в данную душу). Но мы не имеем или не имели того, что можно бы назвать философией воспитания и образования, т.е. обсуждения самого образования, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов и также в отношении к вечным чертам человеческой природы и постоянным задачам истории. Кого не поразит что, так много учась, при столь усовершенствованных дидактике, методике и педагогике, мы имеем плод этого (новый человек) скорее отрицательный, нежели положительный. Забыты именно философия воспитания; не приняты во внимание так сказать геологические пласты, коих поверхностную пленку «назема» мы безуспешно пашем» .
Это было написано в 1899 году. Однако и до сих пор современная педагогическая наука во многом еще продолжает безуспешно «пахать» пока лишь поверхностный слой среднего и высшего образования, не углубляясь на ту принципиальную глубину, из которой можно извлечь потенциальные ресурсы для реформирования образования. И нельзя не согласиться с мнением ученых, утверждающих, что современное образование, не опирающееся на философски обоснованное учение о человеке и его месте в природе, истории и культуре, с неизбежностью приближает нас к сгущающимся «сумеркам просвещения».
Литература
  1. Хайдеггер, М. Письма о гуманизме. Проблема человека в западной философии. - М., 1988
  2. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности. - М.: «Логос», 2001.
  3. Белозерцев, Е.П. Образование как духовное задание человеку: В сб. Философия отечественного образования: история и современность. - Пенза, 2009.
  4. Розанов, В.В. Сумерки просвещения. - М.,1990.

^

На протяжении многих веков и даже тысячелетий люди решали извечные вопросы о смысле своего бытия, о путях улучшения мира, о совершенствовании своей природы. Рубеж третьего тысячелетия, начало новой эры принесли человечеству такие потрясения и проблемы, которые доселе не волновали умы и чувства людей. По сути, это проблемы, накопленные всем ходом предшествующей истории, но приобретшие особенную актуальность в современный нам период.

Потому сегодня мы чаще говорим не о «вечных вопросах», а об «угрозах и вызовах». Эти слова звучат со страниц газет, в речах президентов, политиков, представителей средств массовой информации, ученых.

Под вызовами и угрозами исследователи понимают совокупность проблем, властно обрушивающихся на людей в определенную эпоху и являющиеся отличием данной эпохи. И оттого, насколько успешно удается людям найти ответы на эти вызовы зависит, порой, дальнейшее выживание человечества.

Эти вызовы нельзя однозначно оценить ни как положительные, ни как отрицательные. Это – то новое, неизведанное, которое сметает на своем пути старое, с неизбежностью ведет к смене устаревших общественных структур, стереотипов, ценностей, жизненных ориентиров. Серьезному испытанию подвергаются все традиционные отношения и нормы. И, подчас, именно это новое, неизвестное, то, чему нельзя научиться на опыте предков, пугает своей новизной.

Ученые относят к новым для человечества явлениям, имеющим позитивное значение, - вызовам повсеместное развитие демократических порядков; утверждение в практике народов и государств мирных путей разрешения конфликтных ситуаций; обеспечение свободного и быстрого доступа людей к информации.

Так, в современном цивилизованном мире повсеместно осуждается национализм, расизм, нетерпимое отношение к людям другого цвета кожи, другой культуры. Любые проявления подобного поведения рассматриваются людьми как дикость. Общепризнанными в мире стали основные права и свободы человека.

Но в тоже время нельзя не выделить и то, что несет человечеству серьезную опасность и угрожает самим основам его существования. В отличие от термина «вызовы» мы применим к характеристике этих явлений термин «угрозы». Современный российский ученый Р.Б.Рыбаков называет три основных группы угроз :

Угрозы природе – к их числу относятся экологические и техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды вредными выбросами, проблемы прироста народонаселения.

^ Угрозы здоровью людей - распространение наркотиков, СПИДа, в последние годы эти проблемы становится для нашей страны одной из ведущих национальных угроз. Кроме опасности для здоровья физического, усиливается угроза и здоровью духовному, стремительно нарастает деградация культуры, ее коммерциализация, подмена высокого искусства дешевыми штампами и подделками.

^ Угрозы стабильному развитию общества – ученый выделяет среди них различные социальные беды, голод, нищету, безграмотность, безработицу. Масштабы этих бед все более и более охватывают слаборазвитые страны, «мировой Юг».

В числе важнейших угроз современности - войны и терроризм.

Существуют и иные классификации этих вызовов, понимаемых также как глобальные проблемы современного человечества. И они составляют особенность современного мира. И раньше, в прежние времена, существовали вопросы, которые можно отнести к категории общечеловеских - это вопросы войны и мира, голода, распространения страшных болезней. Но никогда еще они не стояли с такой остротой, чтобы поставить вопрос: «Быть или не быть человечеству завтра?» «Выживет ли человеческий род или погибнет, уничтожив вместе с собой и свою зеленую планету?» Именно такого типа проблемы и получили название глобальные.

Глобальные проблемы человечества охватывают всех землян, невзирая на их государственную принадлежность, касаются всех и каждого. Современный человек наконец-то осознал, что Земля не так велика, как ему казалось прежде. Мир хрупок, хрупка жизнь человека в нем и всех обитающих на нашей планете существ. Многое надо решить человечеству для продолжения своего существования. Парниковый эффект и скорое истощение ресурсов, перенаселённость ряда регионов и опасность ядерной войны – всё это лишь малая толика того, что угрожает жизни на земле.

^ Классификация глобальных проблем . Можно выделить экологические, социальные, политические и экономические проблемы, относящиеся к категории глобальных. К первым относят такие проблемы, как «парниковый» эффект, «озоновая дыра», истребление лесов, загрязнение атмосферы, вод мирового океана, истощение почв и многие другие. Социальные проблемы – это огромное число неграмотных людей, сложная демографическая ситуация и морально-этические проблемы. К политическим проблемам относится в первую очередь вопросы международного терроризма, угрозы локальных войн, опасность глобальной войны.

Экономические же проблемы – это истощение ресурсов и разделение мира на полюса экономического развития, проблемы обеспечения продовольствием и НТР.

^ Угроза международного терроризма.

Одной из ведущих глобальных проблем современного мира стал международный терроризм. Террор как метод решения политических задач возник не в наши дни и даже не в ближайшем прошлом. Акты террора совершались и в прошлом. Под терроризмом понимается в науке метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Сами понятия "терроризм" и "террорист" появились в конце 18-го века. Согласно одному из французских толковых словарей, якобинцы часто употребляли это понятие устно и письменно по отношению к себе - и всегда с положительным оттенком. Однако уже в ходе Великой французской революции слово "террорист" стало носить оскорбительный смысл, превратившись в синоним "преступника". Впоследствии термин получил более расширенное толкование и стал означать всякую систему правления, основанную на страхе. Затем, до самых недавних пор, слово "терроризм", употреблялось очень широко и означало весь спектр различных оттенков насилия.

Терроризм – насильственное воздействие на людей, преследующее цель запугать их и добиться от них реализации своих целей.

Террористические действия всегда носят публичный характер и направлены на воздействие на общество или на власть.

Ученые, занимающиеся исследованием террора выделяют три основных этапа в истории развития терроризма. Первый этап охватывает период до середины 20 века, когда в основном организовывали и совершали террористические акты небольшие группы заговорщиков или одиночки. По выражению Альбера Камю, это был так называемый «кустарный» терроризм».

История России знает примеры политического террора подобного рода. Самые громкие из них – это устранение в 1881 году группой «Народная воля» царя Александра Второго, покушения на министров внутренних дел Дмитрия Сипягина и Василия Плеве, убийство премьер-министра Петра Столыпина. Террористический акт – убийство членом сербской националистической организации Гаврило Принципом австрийского престолонаследника Франца-Фердинанда послужило поводом развязывания Первой мировой войны.

Второй этап в истории терроризма связан с периодом Второй мировой и «холодной войны» когда террор стал активно применяться и использоваться на государственном уровне. Уже не только отдельные группы заговорщиков, политические партии и движения стали применять методы террора, но и государства для борьбы со своими противниками. Так, в эпоху «холодной войны» террористическая деятельность стала поощряться в качестве средства борьбы правительствами двух сверхдержав – США и СССР.

И, наконец, в современную эпоху террор вышел за рамки государств. Он приобрел глобальный, транснациональный характер. Террор стал представлять собой целостную систему, объединяющую крупные финансовые средства, возможности их перетока и использования в различных регионах мира, мощнейшее информационное обеспечение, единую сеть – паутину, охватывающую весь мир. Террор стал средством не только политического давления на определенные государства, но и экономикой, позволяющей получать значительные доходы. И сегодня, в наши дни, решать вопросы борьбы с терроризмом в рамках одной или нескольких стран немыслимо. Это – задача, требующая предельной концентрации усилий многих и многих стран и народов.

Особенностью терроризма наших дней является использование террористическими организациями и группами специфических черт современного общества. К их числу, несомненно, можно отнести значительное влияние на власть общественного мнения, развитие средств массовой информации, ориентированных на отражение сенсаций, привычка большинства людей развитых стран к спокойной жизни в достатке.

Российские исследователи Д.Гусев, О.Матвейчев, Р.Хазеев и С. Чернаков подчеркивают: «С каким бы лозунгом ни выступил террорист, он адепт и порождение глобализма. Основные заповеди глобализации: 1) каждый обязан быть услышанным; 2)должно быть пространство для высказываний. Террорист – тот, кто считает что его не слушают и с кем не считаются в общении и практике. Поэтому он берет слово и весь «мир гласности» устремляется к нему. Терроризм сегодня – как художественное произведение, как шоу, как картина. Он творится перед объективом сотен тысяч фото- и кинокамер. Он только там и возможен, где есть эти камеры и эта гласность. То есть в цивилизованном мире». Действительно, информация о террористических актах подается на первых полосах газет и во всех выпусках новостей. Действия террористов направлены на то, чтобы люди перестали поддерживать государство, которое не в состоянии обеспечить безопасность своих граждан.

Эти условия и привели к тому, что сегодня террористы предпочитают покушаться не на жизни лидеров, политиков, а захватывать в заложники или уничтожать как можно больше ни в чем не повинных обычных людей «из массы». Психологический эффект подобных преступлений весьма значителен. Посмотрим строки одной из газетных статей: «Страшно ездить в метро, летать самолетами, ходить в театры и концертные залы, страшно просто отдыхать вечером в собственном доме после рабочего дня…». Именно в этом и состоит цель действий современных террористов. Запугать людей, поселить страх в их сердца.

Российский ученый Д.Ольшанский выделяет несколько типов современного терроризма: 1) политический (имеющий целью непосредственно оказать влияние на политических лидеров и их решения, может быть, добиться их устранения); 2) информационный (прямое, часто насильственное, воздействие на психику и сознание людей в целях формирования нужных мнений и суждений, распространение определенных «пугающих» слухов); экономический (дискриминационные экономические действия, имеющие целью оказание влияния на конкурентов, в числе которых могут быть как отдельные компании, так и государства); социальный (бытовой) (повседневное запугивание, с которым мы можем сталкиваться на улице, в школе, в быту, к примеру, со стороны «скинхедов», рекетиров, терроризирующих малые предприятия).

Все означенные типы терроризма так или иначе связаны между собой, они создают угрозу жизни людей, приводят к распространению страха среди населения. «Террористы способны самым серьезным образом изменить общественную атмосферу, посеять страх, неуверенность, недоверие к институтам власти. Их действия могут быть особенно разрушительны для демократических государств, где раздражение и возмущение граждан вполне могут выразиться в поддержке на выборах того, чьим единственным обещанием будет покончить с терроризмом» - отмечает российский ученый Л.Я.Гозман.

Можно констатировать, что вследствие действий террористов, зачастую, происходит смена правительственного курса, смена правящих кругов.

Терроризм привнес в жизнь народов и государств серьезные изменения. Нарушаются привычные связи, привычный уклад жизни. Оказывается, открытость общества, доверие к гражданам со стороны государства активно используется террористами для достижения своих целей. Важной проблемой для современного государства является необходимость ограничения прав и свобод отдельной личности для более успешного противостояния террору. После потрясших весь мир терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Иорке и Вашингтоне власти США предприняли беспрецедентные меры безопасности в аэропортах, ввели новый порядок въезда в страну, усилили контроль за гражданами. В аэропортах значительно ужесточились проверки. И люди поняли, что во имя безопасности следует согласиться на эти ограничения. По как подчеркивает популярный журнал «Бизнес-уик»: «Надзор и наблюдение находятся под контролем закона, который требует ставить граждан в известность о том, что проводится какая-то проверка, и который дает гражданам право исправить неверную информацию о себе». Дилеммой современного общества, которая в основном была рождена под давлением террористической угрозы, является «Свобода в обмен на безопасность».

Волна террора настает с каждым годом начавшегося 21 века. Современный мир, Россия, пережили ряд крупных атак террористов. Самой крупной из подобных атак стал теракт 11 сентября 2001 года в Нью-Иорке, приведший к обрушению башен Всемирного торгового центра. При обрушении башен-близнецов погибло более 3000 человек, выходцев из различных стран мира. Многие оценили этот теракт как начало новой эры. 2004 год стал трагически памятным для жителей Испании, когда террористы взорвали пассажирский поезд, прибывающий на мадридский железнодорожный вокзал Аточа. Взрыв унес жизни более 100 человек.

Значителен скорбный список жертв террора в нашей стране. В сентябре 1999 года в Москве и Волгодонске террористы взорвали дома с мирными жителями. Погибло около 300 человек. Мы узнали страшное слово – гексоген. Гремели взрывы в пассажирских электричках, на рынках, автобусных остановках.

В октябре 2002 года в Москве был бандитами захвачен театральный центр на Дубровке. Название музыкального спектакля «Норд-Ост» стало символом страшной трагедии в современной истории России. При освобождении заложников, которых было более 800 человек, погибло около 130 человек. 70 человек погибли во время взрыва у Дома правительства в Грозном. Десятки человек погибли в результате взрыва у метро «Тушинская» на фестивале «Крылья» летом 2003 года, во время подрыва вагона в московском метро на станции «Автозаводская» в феврале 2004 года. Новая волна террора накрыла нашу страну в августе-сентябре 2004 года. Террористки-смертницы взорвали два пассажирских самолета, на бору которых было 90 человек. Взрыв у метро «Рижская» унес жизни 10 человек.

И самая страшная трагедия, для описания которой даже нет слов, произошла в северо-осетинском городе Беслане, в школе, где боевиками-террористами были захвачены в заложники в День знаний 1 сентября около 1200 человек, большинство из которых дети. При освобождении заложников погибло 338 человек. Чудовищное преступление, обернувшееся гибелью многих детей. Что это, как не война, объявленная нам террористами, теми, кто стоит за ними и выделяет громадные финансовые средства на их деятельность?

Как противостоять террору? Как защититься от повторения подобного кошмара? Эти вопросы задают себе и простые люди, и военные, и глав ведущих государств мира. К сожалению, сегодня терроризм опережает реакцию народов и государств. Во многом общественные и государственные структуры оказались не готовы достойно отразить угрозу со стороны террористов. И искать ответ на эти вопросы должен каждый из нас. Война против террора приобретает тотальный характер. И один из ее фронтов тот, который проходит через сознание и сердце каждого нашего современника. Нас – нормальных людей, стремящихся сохранять и поддерживать нормальную жизнь, подавляющее большинство. Террористы борются за наши души, стремясь посеять в них страх и отнять у нас достоинство и разум.

В своем обращении к гражданам России по случаю трагедии в Беслане президент В.В.Путин сказал: «Мы… не раз сталкивались с кризисами, мятежами и террористическими актами. Но то, что произошло сейчас – бесчеловечное, беспрецедентное по своей жестокости, преступление террористов. Это – не вызов президенту, парламенту или правительству. Это – вызов всей России. Всему нашему народу. Это – нападение на нашу страну.

Террористы считают, что они сильнее нас. Что они смогут запугать нас своей жестокостью, смогут парализовать нашу волю и разложить наше общество. И, казалось бы, у нас есть выбор – дать им отпор или согласиться с их притязаниями. Сдаться, позволить разрушить и растащить Россию в надежде на то, что они в конце концов оставят нас в покое…

…я убежден, что в действительности никакого выбора у нас просто нет.

…Весь мировой опыт показывает, что такие войны, к сожалению, быстро не заканчиваются. В этих условиях мы просто не можем, не должны жить также беспечно как раньше. Мы обязаны создавать гораздо более эффективную систему безопасности, потребовать от наших правоохранительных органов действий, которые были бы адекватны уровню и размаху появившихся новых угроз.

Но самое главное это мобилизация нации перед общей опасностью. События в других странах показывают: наиболее эффективный отпор террористы получают именно там, где сталкиваются не только с мощью государства, но и с организованным, сплоченным гражданским обществом»

Справедливость этих слов многократно подтверждается примерами из недавней истории. Что как негативное отношение к террористам со стороны общества заставило отказаться от радикальных действий террористический организации в Германии, Италии, Северной Ирландии, еще пару десятилетий назад наводившие ужас на мирных жителей. Сотни тысяч людей по всему миру выразили свой протест против террора после 11 сентября 2001 года, после взрыва вокзала Аточа вышла на улицы вся Испания, вся Европа. Более 130 тысяч москвичей приняли участие в митинге против террора в дни бесланской трагедии. А миллионы и миллионы россиян 9 сентября в 9 часов утра (время захвата террористами школы в Беслане) почтили память погибших минутой молчания, гудками своих автомобилей, зажженными фарами. Общество скорбит, но эта скорбь не приводит к слабости и растерянности. Люди объединяются, поддерживают друг друга, становятся сильнее от совместно пережитой боли.

^ Глобальные проблемы – экологические, экономические, политические, социальные.

Загрязнение окружающей среды возникает из-за того, что мы привыкаем к каким-либо действиям, а когда выясняем, насколько они вредны, не можем от них отказаться. Так наши привычки становятся нашими врагами. Суть загрязнения состоит в накоплении вредных, ядовитых веществ(токсинов) в окружающей среде. В настоящее время этот процесс идёт настолько интенсивно, что природные механизмы очищения не в силах справиться с наплывом токсинов. А последствия загрязнения окружающей среды будут заключаться в том, что во всех продуктах природы, которые мы считали безопасными, будут появляться вещества, созданные нами и зачастую опасные для жизни. Кроме этого многие виды живых организмов очень чувствительны к концентрации вредных веществ, так что повышение этой концентрации приведёт к вымиранию многих видов жизни на Земле.

^ Быстрые темпы роста населения. В конце XVIII века в европейских странах поднялся уровень медицинского обслуживания в целом. Смертность стала уменьшаться, но рождаемость осталась на прежнем уровне. Это привело к росту населения. Однако к середине XX века в этих странах произошёл спад рождаемости, в результате чего естественный прирост сильно сократился. Другая картина характерна для тех стран, которые сейчас имеют статус развивающихся. В них в середине XX века произошло резкое улучшение медицинского обслуживания. Однако уровень рождаемости остался высоким, и, как результат, - огромные темпы прироста населения. Так называемый «демографический взрыв» - это одна из самых главных проблем на сегодняшний день. Как правило, высокий показатель естественного прироста характерен для стран со слаборазвитой экономикой, где государство не может обеспечить человеческого существования для уже существующей численности населения. «Демографический взрыв» связан с тем, что в странах с традиционно высокой смертностью и поэтому высокой рождаемостью был повышен уровень медицинского обслуживания. Смертность сократилась, а уровень рождаемости так и остался высоким. Результаты демографического взрыва видны уже сегодня. Территории с избытком населения подвержены разрушительным процессам: эрозия почв, истребление лесов; остро стоят проблемы продовольственные, антисанитарии и многие другие.

^ Проблема перенаселённого «Юга» связана с тем, что демографический взрыв связан с конкретными регионами: Юго-Восточная Азия, Африка, Латинская Америка. Причина реальной проблемы заключается в том, что эти страны не обладают достаточно развитой экономикой и не могут самостоятельно решать стоящие перед ими проблемы.

^ Межнациональная рознь. В ряде регионов мира не преодолены до конца межэтнические противоречия, многие народы так и не смогли создать свои национальные государства, самоопределиться и для них проблема этнической самоидентичности стоит весьма актуально(например, курды, ряд балканских народов, народы бывшего СССР). В ряде случаев к межнациональной розни добавляется межконфессиональная, если проживающие рядом народы исповедывают разную религию, зачастую такое соседство порождает возникновение конфликтов, в том числе и вооружённых. Таким образом, проблема межнациональной розни тесно связана с существованием локальных конфликтов.

^ Локальные конфликты. Они несут в себе в первую очередь все ужасы и бедствия войны. Но кроме этого всегда есть опасность перерастания локального конфликта в глобальный, ведь сильные развитые страны могут принимать позиции разных сторон в урегулировании конфликта. В случае же глобальной войны наверняка гарантирована полная разруха, деградация цивилизации. Если не случится худшего – ядерной войны.

^ Ядерная война. Заключается она в том, что в ходе военных действий будет применяться оружие массового поражения, основанное на получении энергии в ходе ядерных и термоядерных реакция. Опасность заключается в том, что, во-первых, разрушительное действие такого оружия достаточно продолжительно во времени, во-вторых, от него практически нет защиты, а в-третьих, ядерного оружия, имеющегося на сегодняшний день, хватит, чтобы несколько раз уничтожить всё живое на земле. Кроме этого после массового применения ядерного оружия даже в одной точке земного шара нам всем будет грозить ядерная зима. Таким образом, ядерное оружие – это простой способ уничтожить человечество. Не важно, кто будет первым, важно, что если кто-то первым нажмёт на кнопку, ничего больше не будет. Именно поэтому многие ядерные страны подписывают конвенции о запрещении применения и испытания ядерного оружия.

К числу глобальных политических проблем можно отнести и сохраняющиеся на мировой арене полюса силы, различие интересов(США - Европа - Россия - Азиатско-Тихоокеанский регион), борьбы за сферы влияния. Путь к справедливому мировому порядку еще достаточно долог.

Одна из проблем - различие в политических системах. Большинство современных государств вполне осознали преимущества демократии, век тоталитарных режимов на земле постоянно сокращается, но и эта проблема еще не исчерпана до конца - сохраняются своеобразные заповедники тоталитаризма на Востоке(Северная Корея, Ирак, ряд африканских стран), не проведена политическая модернизация Китая, Кубы, да и многие страны, заявив о своей приверженности демократии на словах, не торопятся подтвердить слова делом. Демократия здесь слишком незрела и несовершенна, сохраняется угроза реставрации тоталитарных порядков(это все постсоветское пространство - Россия, республики Содружества независимых государств, некоторые страны Восточной Европы).

^ Продовольственная проблема – это неспособность развивающихся стран полностью прокормить своё население. На самом деле потенциал планеты и современные технологии позволяют прокормить в два раза больше людей, чем всё население Земли на сегодняшний день, более того, объём производства продовольствия в мире может удовлетворить потребности всей планеты. Однако по экономическим причинам решение типа «взять и поделить» невозможно.

^ Истощение ресурсов. Раньше человек мог спокойно разрабатывать месторождения, заботясь лишь о том, чтобы это было ему экономически выгодно. Но современная ситуация показывает, что в скором времени полезные ископаемые попросту закончатся. Так, при современном уровне добычи запасов нефти не может хватить на 100-200 лет; природного газа – 100 лет. Истощение грозит не только невозобновимым ресурсам, но и ресурсам, относимым к разряду возобновимых.

Сложной проблемой остается обозначенная еще в 1970-е годы «Римским клубом» проблема экономического роста и его пределов .

^ Духовные проблемы. Глобальные проблемы разнообразны, сложны и противоречивы. Они охватывают широких спектр человеческих отношений, человеческой деятельности. Как человеку сохранить свою человечность, остаться самим собой? Их решение – задача всей планеты, а для этого необходимо мирное, добровольное, осознанное сотрудничество всех обитателей колыбели человечества. Можно сказать, что сегодня все мы оказались в одной лодке посреди бушующего моря, в днище этой лодки образовалась пробоина. Не время дискутировать и рассуждать, что делать, куда грести и чем вычерпывать воду. Всем надо взяться и грести в одну сторону, а также сообща вычерпывать воду и попытаться заткнуть брешь. Если же мы увязнем в дискуссиях - мы погибнем.

Ряд проблем связаны с духовной жизнью современного человечества, деградацией «массовой культуры», размыванием устоявшихся моральных, нравственных ориентиров, уходом людей от реальных проблем в мир иллюзий, порожденных наркотическим опьянением, использованием специальных психотропных препаратов, сложные вопросы ставить перед человечеством НТР, особенно ее современный этап - массовая компьютеризация, продвижение к разрешению проблемы создания искусственного интеллекта. Человечеству грозит утратить свою духовность, свою способность воспринимать и чувствовать прекрасное, творить это прекрасное. В борьбе за сохранение человека сплотились ученые создавшие движение «синих»(в отличие от «зеленых» - борцов в защиту природы). Это движение отстаивает право человека оставаться самим собой даже в век современных технологий. Надо признаться, что защищать человека во многом приходится от него самого. Ведь кто как не мы стремимся все возложить на машину, а сами предаваться лени, тратить время на совершенно никчемные занятия. Мы готовы довольствоваться эрзац-культурой, дешевыми подделками великих мастеров. Мы перестали ходить в музеи, читать книги, писать стихи. Издательства, берущиеся издавать произведения старых мастеров-классиков, не решаются печатать свою продукцию крупными тиражами, зато весь рынок затоваривается дешевым многотиражным «чтивом» - детективами со стрельбой, насилием, погонями, приторными любовными романами, немудрящей фантастикой и комиксами про космических монстров. Эти книги съедают наше время, не давая пиши ни уму, ни сердцу. Мы забываем живые звуки и голоса музыкальных инструментов: скрипки, виолончели, гитары, фортепиано. Вместо этого сумасшедшие децибелы звука искусственного, синтетического. Понимая все это, действительно можно усомниться в ценности человеческого рода.

Разрешение этих проблем возможно только при помощи согласованных усилий всего современного человечества. Все мы должны пойти по единому пути, который выведет нас из сложившегося кризиса. Существует несколько точек зрения на путь выхода из кризиса. Рассмотрим два противоположных взгляда на то, какова должна быть роль человека в мире, насколько в действительности серьёзны существующие и ожидаемые проблемы с окружающей средой и ресурсами и что с этими проблемами делать.

Неомальтузианцы(последователи ученого 19 века Мальтуса) уверены в том, что, если современные тенденции сохранятся, мир станет ещё более перенаселённым и более загрязнённым, чем теперь, а многие виды ресурсов деградируют или истощатся. Они уверены в том, что такая ситуация приведёт к серьёзным политическим и экономическим коллизиям и увеличит угрозу войны с применением ядерных и обычных вооружений по мере того, как богатые будут богатеть, а бедные беднеть.

Члены оппозиционной группы называются корнукопианцами. Этот термин происходит от слова cornucopia (лат.), означающего рог изобилия, символ богатства. Большинство корнукопианцев является экономистами. Они уверены, что при сохранении современных тенденций экономический рост и технологические достижения обеспечат создание менее перенаселённого, менее загрязнённого и более богатого ресурсами мирового сообщества. Можно сказать что споры между ними сродни спорам оптимистов и пессимистов. Кто из них прав? Можно ли утверждать, что права в этом споре только какая-то одна из сторон?

Передовые ученые современного мира не могли остаться в стороне от обсуждения и поиска путей разрешения глобальных проблем. Ими был сформирован ряд влиятельных международных организаций, оказывающих влияние на принятие важных политических решений. Одна из таких организаций - «Римский клуб» - создана в 1968 году группой ученых для обсуждения проблем выживания человеческой цивилизации. Многолетним главою клуба был итальянский общественный деятель Аурелио Печчеи. Именно Печчеи была сформулирована основная задача организации - разработка исследований в области экологии, исчерпания ресурсов, экономического роста, демографического взрыва и т.д. В числе устроителей Эдуард Пестель, известный немецкий ученый, специалист в области теории системного анализа и автоматизированных методов управления. Первый доклад «Римскому клубу» был назван «Пределы роста», он был подготовлен научно-исследовательской группой под руководством Денниса и Донелы Медоуз, сотрудников Массачусетского технологического института(США) и опубликован в 1972 году. Доклад осуждал безудержный рост производства в мире. Второй доклад появился в 1974 году и имел название «Человечество на перепутье». Его составителями были Э.Пестель и М.Месарович. В нем, в отличие от первого доклада, была выдвинута как перспективная для человеческой цивилизации концепция «органического роста», в которой мир уподоблялся живому организму, где каждый регион имеет свои функции в рамках единого целого.

Третий доклад «Римскому клубу» был составлен известным нидерландским экономистом Яном Тинбергером и его группой. Он именовался «Перестройка международного порядка» или РИО. Проект РИО исходил из идеи взаимозависимости всех стран и народов, необходимости изменений в социально-экономической, политической и культурной сферах и формирования нового мирового порядка. Цель этого порядка должна состоять в том, чтобы координируя интересы всех стран, как развитых, так и развивающихся создать эффективную систему регулирования международных отношений, должна быть разрешена проблема государств-кредиторов и государств-должников. Тем из них, которые в принципе не в состоянии выплатить накопившиеся за десятилетия неравноправного существования в мировом рынке долги, их следует скостить. Мир должен стать более справедливым, иначе у него мало шансов на выживание. Должна быть прекращена гонка вооружений. Бессмысленно и бесперспективно тратить огромные средства и силы людей на создание оружия, необходимо направить все усилия на рациональное использование ресурсов земли, сохранение природного баланса, достижение всеми людьми земли достойного их уровня жизни.

Кроме «Римского клуба» существует и Пагуошское движение, основанное рядом современных ученых-гуманистов(например, Бертран Расселл, Альберт Швейцер). Главной задачей этого движения является обсуждение проблемы ответственности ученых за судьбы своих открытий, чтобы эти открытия не были употреблены во зло, чтобы они органически сочетались с гуманистической природой человека, служили ему во благо.

Многие современные философы, социологи, культурологи и другие авторы совершенно справедливо пишут о глубоком духовном кризисе, поразившем современное человечество как в локальном (например, современный российский социум), так и в глобальном масштабе. Правда, его причины и способы преодоления различными авторами трактуются по-разному. Одни авторы связывают кризис духовности с кризисом сознания, говорят о деинтеллектуализации современного общества. Другие полагают, что в первую очередь страдает не интеллект. «Страдают Добро и Красота, мораль и эстетика. Бездуховный человек, бездушное общество не означает роста глупости людей. Напротив, люди становятся более деловыми и интеллектуальными, живут богаче, комфортнее, но теряют способность к сопереживанию и любви. Люди становятся более активными и функциональными, но отчужденными, теряющими чувство жизни, роботообразными. Деградация Духа, отмирание его нерационального состояния - вот дух нашего времени».

Все вышеперечисленное, безусловно, соответствует действительности и является серьезной проблемой, которую предстоит решать. Но хотелось бы обратить внимание на еще один чрезвычайно важный аспект. «Проблема кризиса духовности в современном обществе, как симптом нашего времени, - это проблема отсутствия цементирующего социум Идеала» . Авторы указывают на очень важный симптом духовного кризиса. Правда, не совсем ясно: отсутствие идеалов является следствием духовного кризиса или кризис духовности - следствие отсутствия идеалов. Но одно несомненно: преодоление кризиса духовности и духовное совершенствование человека и общества обязательно должны быть связаны с нахождением такого идеала, идеи. Сейчас много говорят и пишут о необходимости нахождения национальной идеи, но, на мой взгляд, в нашу эпоху глобализации национальная идея должна быть объединена с общечеловеческой идеей, национальные идеалы - с общечеловеческими. Без национальной идеи духовный кризис поражает всю нацию, без общечеловеческой идеи - все человечество! По оценкам многих современных мыслителей, не только отдельные страны, но именно все человечество (включая и те страны, которые традиционно принято считать благополучными) сейчас как раз находится в состоянии такого острого духовного кризиса, связанного в том числе с отсутствием подлинно общечеловеческих идеалов и ценностей (то, что принято считать общечеловеческими ценностями, на самом деле таковыми не являются, это ценности буржуазного, индустриального общества, к тому же еще и вчерашнего дня). Преодоление этого кризиса возможно только в случае нахождения подлинно общечеловеческих идей, идеалов и ценностей!

Главной общечеловеческой идеей на сегодняшний день и в ближайшем будущем должна стать идея спасения человечества от глобальных опасностей, кризисов и катастроф, идея решения глобальных проблем современности, консолидации, интеграции и объединения человечества, идея подлинной, а не мнимой глобализации. То, что происходит сейчас (глобализация «по-американски») - это мнимая глобализация, ибо она направлена не на подлинное объединение человечества, а на подчинение и эксплуатацию одних народов другими («золотым миллиардом»). Причем такая глобализация, как писал Н. Моисеев, не решает глобальных проблем, тоталитаризм «золотого миллиарда» неизбежно ведет к экологической катастрофе с очень малой вероятностью выживания человечества . Подлинная глобализация должна быть связана с решением глобальных проблем, преодолением глобальных кризисов. Для этого человечество должно обрести необходимый уровень понимания сложности и опасности возникшей ситуации и найти новые формы общественной организации и коллективную волю для реализации принципов коэволюции человека и биосферы. Нынешние идеи, идеалы и ценности разных стран и народов в целом недалеко ушли от пещерно-средневековых идеалов и ценностей. Корнями они уходят в средние века и даже еще глубже - в пещерную, первобытную эпоху всеобщей дикости. Средневековая феодальная раздробленность, политика удельных князей и сюзеренов, бесконечные войны и вооруженные конфликты, жизнь в замках-крепостях, хорошо укрепленных, неприступных, обеспеченных запасами продовольствия для долгой осады, постоянная необходимость отбирать произведенный продукт у соседей, которые сами хотят отобрать у тебя, и т. д. и т. п. - все это до сих пор для очень и очень многих (как на индивидуальном, так и на общественном, государственном уровнях) является теми стереотипами, которые определяют и их сегодняшние идеи, идеалы и ценности, и их политику, мораль, идеологию, мировоззрение.

А истоки уходят еще глубже - в первобытные времена с их жесткой обособленностью друг от друга отдельных родов и племен, с агрессивным неприятием чужаков, с борьбой за выживание, за добычу, за охотничьи угодья и другие природные ресурсы. Поэтому подобные стереотипы и идеалы можно назвать пещерно-средневековыми. Полагаю, что в третьем тысячелетии ради спасения и выживания человечества от них следует решительно отказаться в пользу коэволюционных и синергетических (синергетика в дословном значении - сотрудничество) идеалов, направленных на подлинное сотрудничество всех стран и людей доброй воли. Причем подлинное сотрудничество должно быть направлено на совместное достижение общих целей (а общая цель современного человечества - выжить и преодолеть глобальные проблемы), а то, что часто называют сотрудничеством («ты мне - я тебе»), на самом деле не сотрудничество, а, мягко говоря, рыночные (базарные) отношения. Рыночные отношения и сотрудничество (особенно в синергетическом смысле) - две совершенно разные вещи. Синергетическое сотрудничество предполагает кумулятивный эффект: объединение усилий разных стран и народов должно дать эффект намного больший, чем усилия тех же стран и народов, но по отдельности, а то и в прямом противоречии друг с другом (эффект «лебедя, рака и щуки»). Поэтому глобализация (объединение всех стран и народов в единое человечество) - явление, безусловно, нужное, полезное и положительное, но это должна быть глобализация «по-человечески», а не «по-американски» (равно как и не «по-российски», не «по-китайски», не «по-японски» и т. д.).

Преодоление духовного кризиса современности (и в национальном, и в общечеловеческом масштабах) должно быть связано с идеей объединения человечества ради его спасения, ради решения глобальных проблем современности и противоречий современной цивилизации, ради выхода к новым рубежам, за которыми новый виток безопасного и прогрессивного развития человечества. А национальная идея (например, русская) должна заключаться в том, что каждой стране (государству) и каждому народу отводятся определенное место и определенная роль в этом синергетическом единстве. Это можно сравнить со спортивной командой (футбольной или хоккейной), где каждый игрок «знает свой маневр». Соперник у современного человечества довольно грозный - глобальные проблемы, но из спорта мы можем взять примеры, когда грозного соперника побеждает порой и средняя команда, сильная именно единством, сплоченностью, сыгранностью, спаянностью своих игроков, тем, что они превосходно знают каждый «свой маневр».

Общение - основа общества, социума. Вне коллективных форм взаимодействия человек не может полноценно развиваться, самореализовываться и самосовершенствоваться. Индивидуализм чреват деградацией личности, ее в лучшем случае односторонним, а в других случаях и нольсторонним развитием. Именно индивидуализм вкупе с другими не должными человеческими качествами (а вовсе не прогресс науки, техники и рационализма, как часто ошибочно думают) является главной причиной современных глобальных кризисов и катастроф. «Односторонне-технологическая эволюция современного общества подвела человечество к глобальным кризисам и катастрофам. Ускоренный прогресс техники и технологии, стремительное изменение социальных отношений, преобладание научной рациональности в культуре привело человечество к бездуховности, безнравственности. Человеческие взаимоотношения, культура мышления никогда ранее не достигали такого низкого уровня» . Безоговорочно можно согласиться только с первым положением (не развитие науки и техники, а именно односторонне-технологическая эволюция). Третье положение вызывает сомнения, так как и раньше человеческие взаимоотношения и особенно культура мышления не отличались особо высоким уровнем. Со вторым совсем нельзя согласиться. Что на самом деле привело человечество к бездуховности и безнравственности, сказать сложно, здесь требуются дополнительные исследования, в целом выходящие за рамки данной работы, но думаю, что сами по себе тут не виноваты ни прогресс техники и технологии, ни изменение социальных отношений, ни преобладание научной рациональности. Последнее не виновато и в глобальных кризисах, как часто ошибочно думают, в них виновато безудержное стремление человечества к комфорту любой ценой.

Истребление природы нерационально, поэтому подлинная научная рациональность как раз и должна заключаться в обратном - ориентировании на то, что способствует выживанию и подлинному, а не мнимому прогрессу человечества. А то, что угрожает человечеству гибелью, есть результат научной нерациональности, то есть науки, не соединенной с подлинным разумом. Как ни парадоксально, даже великие ученые не все и не всегда могут быть названы подлинно разумными существами,тем более подлинно душевными, подлинно духовными.Иногда считается, что это относится в первую очередь к представителям естественных и технических наук, а подлинная философия являет собой образец такой рациональности, хотя к ней мало кто прислушивается. П. С. Гуревич пишет о том, что сегодня невостребованной оказалась не только философия. Людям несвойственна самая обыкновенная дальновидность. Политики занимаются текущими вопросами, пренебрегая стратегическим мышлением. Технократы пытаются изо всех сил разогнать локомотив современной цивилизации. Как спасти человечество? Этот вопрос - очень неуместный и неудобный для технократа и политика-прагматика - задает уже философ. Неудивительно, что его вопрошания воспринимают как назойливые и несвоевременные пророчества Кассандры. Философия нередко отбирает у человека последнее утешение. Философия - это опыт предельно трезвого мышления, практика разрушения религиозных и социальных иллюзий. Свет разума подчас выявляет многие темные стороны нашей жизни .

К сожалению, и это не совсем так. Философия тоже бывает разной: иррациональной, человеконенавистнической, фаталистической, уповающей на фатум, а не на разум, отрицающей сам факт существования глобальных проблем, их серьезную опасность для человечества или предлагающей такие пути их решения, которые на деле могут только ухудшить ситуацию. Хотя, действительно, именно философия, а также гуманитарные науки не только могут, но и должны явить человечеству тип рациональности, соединенный не с безудержным стремлением к комфорту, а с подлинной духовностью, заботой о сохранении человечества.

Гуманитарные науки, в том числе и философия, должны способствовать развитию подлинной рациональности, подлинной душевности и подлинной духовности, должны преодолеть стагнацию рефлексивного гуманитарного мышления, побороть религиозные, социальные и прочие предрассудки, ликвидировать провал между двумя частями общечеловеческой культуры и, наконец, поспеть за развитием научно-технической составляющей человеческой цивилизации, адекватно осмыслить социальный прогресс и духовную жизнь человека, способствовать действительному решению, а еще лучше - упреждению проблем, угрожающих современному человечеству.

Духовный кризис сам по себе является злом, и его экспансия тесно взаимосвязана с экспансией зла. Соответственно преодоление духовного кризиса и прогресс духовности сами по себе являются добром, и их торжество тесно взаимосвязано с торжеством добра. Хотя считается, что добро и зло - категории социальные, а в природе их не существует, тем не менее, если исходить из распространенного (хотя и небесспорного, но бесспорного на сегодняшний день не существует) понимания зла, любое уничтожение жизни и в обществе, и в природе - зло. Поэтому в природе источником зла является борьба за существование, которая с неизбежностью ведет к истреблению одних живых существ другими. Борьба за существование происходит и в обществе, причем на ранних этапах его развития она мало чем отличалась от борьбы в природе. В первобытном обществе и до средневековья включительно шла ожесточенная, в том числе вооруженная, борьба за продовольствие и другие материальные блага, за охотничьи угодья и прочие территории, за истребление чужого потомства ради жизни своего собственного, за рабочую силу (за обращение других людей в рабов ради того, чтобы меньше работать самому) и т. д. и т. п. Вот истинные импульсы тяготения к злу.

При переходе от доиндустриального общества к индустриальному, когда резко возросли производительность труда и количество произведенного общественного продукта, ожесточенность борьбы снизилась, но не исчезла полностью (две мировые войны - яркое тому подтверждение). Дополнительное количество материальных благ стало не столько равномерно распределяться между всеми работниками сообразно вложенному труду, сколько присваиваться небольшим количеством людей, что привело к резкому увеличению уровня жизни немногих и не привело к повышению уровня жизни большинства . Борьба за материальные блага, за произведенный общественный продукт, за рабочую силу и т. п. продолжилась, приобретая новые формы и продолжая создавать импульсы тяготения к злу. Отчего это происходит?

Некоторые исследователи связывают это с природой и сущностью человека, полагая, что природе человека присущи частнособственничество, конкуренция, накопительство, жадность, зависть и т. п. Но я думаю, что все это объясняется предшествующим историческим развитием общества, а корни уходят еще глубже, в природное существование наших предков. За многие тысячелетия вынужденной борьбы за существование люди приобрели вышеперечисленные качества (жадность, зависть и т. п.), эти качества наследуются на социально-культурном уровне, а возможно, и на генетическом. Сейчас уже ничто (по крайней мере, в развитых странах) не вынуждает людей вести борьбу за существование, ибо произведенного совокупного продукта в принципе достаточно, чтобы все были счастливы и безбедны, остается только организовать его справедливое распределение, но социально наследуемые качества и мотивы, доставшиеся от прошлых веков, побуждают большинство населения не к справедливому распределению общественного продукта, а, напротив, к перераспределению, к борьбе за излишки. Борьба за существование сменяется борьбой за излишки, за роскошь. Поэтому люди ищут различные инструменты (власть - один из них) для того, чтобы иметь возможность доступа к роскоши, к тому, чего не имеет большинство населения. Драка за кусок хлеба сменяется дракой за деликатесы, но от этого не становится менее ожесточенной. Хотя если первую драку еще можно как-то понять и оправдать, то для второй драки у нормального человека нет ни понимания, ни оправдания. К сожалению, современное общество ненормально, душевно и духовно больное, оно поражено глубоким духовным кризисом, поэтому большинство его членов не только понимают и оправдывают вторую драку, но и сами охотно принимают в ней участие.

Если бы я был человеком верующим, я бы сказал, что Бог специально «дал» нам глобальные проблемы, чтобы мы наконец-то объединились, забыли внутренние распри и вспомнили, что все мы являемся потомками единых предков - Адама и Евы. Как атеист скажу: случайно или закономерно возникновение глобальных проблем, но именно оно дает человечеству шанс на возрождение к новой жизни, на преодоление вековой вражды и распрей, на объединение и мирное сосуществование, на жизнедеятельность «вместе со всеми и для всех». Материалистическая биология не уверена в существовании единых «общих» предков («Адама» и «Евы»), но, во-первых, даже если не было единых, все равно были общие предки - древние гоминиды, а во-вторых, в материалистической биологии существует вполне обоснованная теория о том, что все семь миллиардов современных людей - потомки одной-единственной линии, пары древних гоминид, живших примерно четыреста тысяч лет назад («Адама» и «Евы»), все остальные линии за это время уже пресеклись.

Конечно, кровное родство - слабый аргумент в пользу мирного сосуществования, ведь бывает, что и ближайшие родственники ссорятся, воюют и даже убивают друг друга. Но все же это один из аргументов. Кровным родственникам тем более стыдно ссориться, они должны помогать друг другу. А кроме того, есть и более сильные аргументы в пользу необходимости единства и взаимопомощи: без них альтернативой может стать только глобальное самоуничтожение всего человечества.

Таким образом, объективные предпосылки для консолидации всего человечества налицо, но кроме них необходимы и вполне конкретные действия, в том числе на высшем государственном и межгосударственном уровнях, для того, чтобы перестроить существующую социальную систему с эксплуатации одной биологической особенности на эксплуатацию другой - с эксплуатации неприятия «чужаков» и стремления уничтожить их или обратить в рабство (в том числе современное рабство - колониализм и неоколониализм, использование «чужаков» в качестве сырьевых придатков) на эксплуатацию коллективистских инстинктов, чувств и устремлений человека, способствующих объединению, взаимопомощи и взаимовыручке. В самой природе человека заложено стремление ставить свои собственные интересы на второе место, а интересы сородичей - на первое. только это стремление искусственно подавлялось тысячелетиями социальной практики, направленной на эксплуатацию других особенностей человека, а если даже и этой, то в специфической, извращенной форме, когда «сородичами» считались только лица одной национальной, государственной или социально-классовой принадлежности, а все остальные рассматривались как «чужие» (в лучшем случае как союзники, да и то временные, ибо «нет постоянных союзников, а есть лишь постоянные интересы»), интересы которых можно вовсе не учитывать, а то и использовать их как «материал» для достижения собственных интересов.

Теперь надо только осознать и утвердить в сознании человечества мысль о том, что «сородичи» - это все человечество и все люди, вместе с которыми (а не за счет которых) каждый из нас должен строить личное и социальное благополучие. Это должно стать приоритетным направлением и общественного, и индивидуального развития и совершенствования человека. Человек должен научиться управлять обстоятельствами собственного бытия. «Человек развивался по мере того, как он учился управлять обстоятельствами своего бытия» . Дальнейшее развитие человека тем более невозможно без еще более сознательного и целенаправленного управления этими обстоятельствами. Но в современном обществе складывается во многом обратная ситуация: человек теряет контроль над обстоятельствами своего бытия, они управляют человеком, а не наоборот. Отсюда на смену развитию человека идет стагнация и деградация его личности. Почему это происходит? На смену стихийным природным силам, которые довлели над первобытным человеком, приходят не менее стихийные социальные силы, в том числе техносфера, которая становится самодовлеющей и грозит поглотить и общество, и человека. Человек становится придатком техники, орудием для ее обслуживания, одним из второстепенных технических средств. Понятно, что в таких условиях он не может ни развиваться, ни управлять обстоятельствами своего бытия.

Для решения проблем, связанных с взаимоотношениями человека и техники, следует повсеместно насаждать и воспитывать подлинную техническую культуру, культуру обращения с техносферой, то есть культуру подчинения техносферы остальным сферам общества, а не наоборот. Для решения более широкого круга проблем, связанных с подчинением человека стихийным социальным силам, которые вместо него управляют обстоятельствами его собственного бытия, следует позаботиться о замене стихийности процесса общественного развития сознательностью, то есть о том, чтобы полнее и глубже реализовать сознательно-волевое начало и в деятельности по управлению обществом и обстоятельствами социального бытия, и в сознательном контроле над ходом общественного развития. Все это незамедлительно скажется самым положительным и благоприятным образом на дальнейшем совершенствовании и развитии человека.

Таким образом, преодоление глубокого духовного кризиса и пути совершенствования позитивных социальных и духовных качеств человека видятся в том, чтобы преодолеть негативную социальность, которая сопровождается «борьбой с себе подобными», а для ее преодоления необходимо, во-первых, совершенствование и развитие самого общества, улучшение наличных социальных связей и отношений, во-вторых, совершенствование и развитие человека. Здесь нужен комплекс экономических, политических, педагогических и прочих мер, направленных на изменение ценностной ориентации современного человечества, моральных и идеологических императивов, индивидуального и общественного сознания и мировоззрения.

Во всем этом (особенно в последнем) заметную роль призвана сыграть и философия, которая обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей. Также философия должна способствовать изменению и расширению сознания людей (индивидуального и общественного), выработке более адекватных и рациональных моральных и идеологических императивов, адекватной и рациональной ценностной ориентации и т. п. В этом должно заключаться место философии в современном мире (поисками которого озабочена значительная часть философского сообщества), ее роль, значение и одна из основных функций. Философия должна способствовать преодолению глубокого духовного кризиса, поразившего значительную часть современного общества, совершенствованию и развитию общества и человека.

Прав в этом отношении В. А. Зубаков: «Сейчас, когда проблема выживания человечества становится определяющей и для теории, и для практики, роль философии как духовно-нравственного мировоззрения необычайно возрастает» . Духовно-нравственные и информационные ценности должны быть определяющими для принципиально новых потребностей человечества. Происходит инверсия: теперь не потребности через интересы формируют ценности, а, напротив, ценности, определяя соответствующие интересы, должны формировать разумные человеческие потребности. В течение последних четырех столетий успехи науки и техники дали людям материальный достаток и комфорт, но вместе с тем практически уничтожили тот источник, откуда берутся эти материальные блага. Устойчивое развитие, сотрудничество и справедливость, экологизация, информатизация и гуманизация - вот ключевые слова на-рождающейся новой мировой культуры. Теперь стало окончательно ясно: судьбы мира зависят от духовного развития человека . Хотя одними философскими работами этого не достичь, поэтому следует инициировать комплекс мер, направленных на духовное и прочее развитие человечества: педагогических, политических, экономических и др. Лишь тогда следует ожидать преодоления глубочайшего духовного кризиса, поразившего современное человечество, и каскада личностных, творческих, сознательных, душевных и духовных реализаций.

Конкретные цифры и статистические выкладки - предмет исторического исследования, но общая динамика такова: в период первоначального накопления капитала в западных странах (XVII-XIX вв.) уровень жизни большинства еще больше понизился, произошла резкая поляризация общества на богатых и бедных. Затем (в XX в.) уровень жизни большинства в развитых индустриальных и постиндустриальных странах (впрочем, это менее 30 % численности человечества, а к 70 % это не относится) стал неуклонно расти, и в ряде стран достиг довольно неплохих показателей, образовав так называемый средний класс (средний слой). Но даже в этих странах, во-первых, уровень жизни немногочисленной прослойки (супербогатых) растет гораздо быстрее, чем уровень жизни большинства, так что поляризация общества продолжает увеличиваться, а, во-вторых, повышение благосостояния и уровня жизни если и снижает количество зла и борьбу за существование, то незначительно. Возможно, эта борьба приобретает более мягкие формы, реже сопровождается насилием и убийствами, но в целом остается достаточно ожесточенной во всех (включая самые высокоразвитые и постиндустриальные) странах, продолжая создавать импульсы тяготения к злу.

Гилязитдинов, Д. М. Интегративное маятниковое общество П. Сорокина и альтернативы развития России // Социс. - 2001. - № 3. - с. 17.

11 Коробко, Е. В., Платонова, М. В. Бытие человека в техногенном мире // Человек в современных философских концепциях... - Т. 1. - С. 668.

Зубаков, В. А. Куда мы идем: к экокатастрофе или к экореволюции? (Контуры эко-геософской парадигмы) // Философия и общество. - 1998. - № 1. - С. 194.

13 Елгина, С. Л. Фундаментализация современного образования в рамках концепции устойчивого развития // Человек в современных философских концепциях… - Т. 1. - С. 735.

Понятие «глобальные проблемы», их специфика;

характеристики и проявления конкретных глобальных проблем.

Сущность, особенности, причины возникновения.

Во второй половине ХХ в. человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьба земной цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных (от лат. globus – Земля, земной шар) проблем человечества.

Особенности глобальных проблем состоят в том, что они, во-первых, носят планетарный характер, во-вторых, угрожают гибелью всему человечеству, в-третьих, требуют коллективных усилий мирового сообщества. В настоящее время человечество переживает кризис, который носит системный характер и проявляется по следующим направлениям:

  1. Кризис отношения к природе – экологическая проблема (исчерпываемость природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания).
  2. Экономический кризис – преодоление отсталости развивающихся стран (необходимо способствовать сокращению разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира»).
  3. Политический кризис (деструктивное развитие множества конфликтов, этнические и расовые конфликты как выражение неуправляемости социальных процессов; задачей человечества является предотвращение угрозы мировой войны и борьба с международным терроризмом).
  4. Кризис условий выживания человека (истощение продовольственных ресурсов, энергии, питьевой воды, чистого воздуха, запасов минеральных веществ).
  5. Демографический кризис – проблема народонаселения (неравномерный и неуправляемый рост населения в развивающихся странах; требуется стабилизация демографической ситуации на планете).
  6. Угроза термоядерной войны (гонка вооружений, загрязнения, вызванные испытаниями ядерного оружия, генетические последствия этих испытаний, неуправляемое развитие ядерных технологий, возможность термоядерного терроризма на межгосударственном уровне).
  7. Проблема охраны здоровья, предотвращение распространения СПИДа, наркомании.
  8. Кризис духовности человека (идеологическая ломка, утрата нравственных ценностей, зависимость от алкоголя и наркотиков). Все большее значение в последнее десятилетие приобретает возрождение культурных и нравственных ценностей.

Классификация глобальных проблем, проведенная на основе многолетних исследований, помогает лучше понять существо глобальных проблем и наметить пути их решения. Все глобальные проблемы можно разделить на три группы.

1) Интерсоциальные проблемы , связанные с отношениями между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток – Запад», богатые и бедные страны и т. д. Длительное время в центре интерсоциальных проблем находилось противостояние двух общественно-экономических систем, двух идеологий: капиталистической и коммунистической. Сегодня это противостояние ушло в прошлое, однако, не снизилась острота интерсоциальных проблем – изменился их характер:


  • на место угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов, расползание которых может повлечь всеобщую военную катастрофу. По данным Международного института исследований проблем мира, только за последние 10 лет ХХ в. произошло 120 вооруженных конфликтов, которые затронули 80 стран и унесли жизни почти 6 млн. человек, а около 300 млн. мирных жителей превратились в беженцев. Наибольшее число горячих точек в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 20, в Африке – 16, в Европе – 5, на Ближнем Востоке – 3, в Южной Америке -2. Две трети нынешних конфликтов тянутся уже более 5 лет, а остальные – более 20 лет;
  • обострилась проблема установления справедливого экономического порядка, т. к. существует резкое различие между странами по уровню общественно-экономического развития, а, следовательно, и уровня благосостояния населения. С одной стороны, небольшая группа развитых стран, с другой – большое число экономически отсталых государств, в которых качество жизни населения является низким. Экономика отсталых стран основывается на добыче и экспорте сырьевых ресурсов, что порождает большое число экологических проблем. Отсталые и среднеразвитые страны составляют подавляющее большинство населения планеты: около 5 млрд. из 6 млрд. всего населения планеты. Россия относится к числу отсталых стран, и перед ней стоят те же проблемы, что и перед остальными. Решение этих проблем и достижение реального успеха возможно в случае мобилизации внутренних резервов и изменения системы международных экономических отношений.

2) Проблемы, связанные с взаимодействием общества и природы , можно разделить на несколько групп.

1. Под экологическими проблемами понимаются меры против загрязнения окружающей среды.

Они охватывают охрану водного и воздушного бассейна, охрану почв, сохранение растительного и животного мира, сохранение генофонда. В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления. Они формируют основные стратегии природоохранительной деятельности:

  • ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф предполагает ограничение развития производства и соответственного потребления;
  • стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Этот уровень не должен превышать критического уровня загрязнения и должен обеспечивать возможность обмена веществ между обществом и природой, не отражающегося отрицательно на состоянии окружающей природной среды;
  • стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств, построенных по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества.

Перечисленные стратегии могут использоваться одновременно, исходя из конкретных жизненных обстоятельств. Стратегии оптимизации и замкнутых циклов зависят от технологического совершенства производственного процесса. Ограничительная стратегия же не всегда возможна там, где уровень производства и потребления и соответственно качество жизни невысоки.

2. Проблемы ресурсов , таких как воздух, вода, без которых жизнь человека невозможна, а также энергетических и сырьевых ресурсов. Например, проблема водных ресурсов считается наиболее острой в мире. Пресная вода составляет небольшую часть водного бассейна Земли – 2,5 – 3%. При этом наибольшая ее часть сосредоточена во льдах Арктики и Гренландии, а на долю рек и озер приходится очень небольшая доля. Энергетические ресурсы представлены запасами ископаемого топлива, такими, как нефть, уголь, газ, горючие сланцы. Сырьевые ресурсы – это, прежде всего минеральное сырье, содержащее необходимые для промышленного производства компоненты. Сегодня нет достаточно точных данных относительно того, на какой срок человечество может считать себя обеспеченным ископаемым топливом и минеральным сырьем. Однако вполне очевидно, что запасы их исчерпаемы и невозобновимы.

3. Проблемы космического пространства и Мирового океана.

3) Проблемы, непосредственно связанные с человеком , его индивидуальным бытием, с системой «индивид – общество». Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Эта группа проблем включает в себя проблемы здравоохранения, образования, контроля за численностью народонаселения, развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития личности.

Говоря о причинах появления глобальных проблем, ученые выделяют главную - духовно-нравственную, а она уже порождает проблемы экономические, политические и др. Такой духовно-нравственной основой появления глобальных проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства. Современное производство создало предпосылки для удовлетворения потребностей населения и в определенной степени освободило его от полной зависимости от тех или иных вещей. Таким образом, человек попадает в бесконечный круг, становится пленником собственных желаний и навязчивых идей. Глобальные проблемы тесно связаны между собой, и решать их необходимо комплексно.