Примеры характеризующие географию самопровозглашенных государств. Непризнанные государства мира и постсоветского пространства

Дутченко Ярослав

Политическая карта мира – это визитная карточка географии. Без знания её невозможно ориентироваться в международной политике и считаться разносторонне образованным человеком. Политическая карта мира постоянно меняется в результате войн и заключения мирных договоров. Государства распадаются и объединяются, происходит смена форм государственного устройства и правления. Страны теряют или приобретают государственный суверенитет и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«IX Уральская открытая межрегиональная конференция

юных исследователей «Интеллектуалы XXI века»

Непризнанные и самопровозглашенные государства мира, причины их породившие.

Наука о Земле (География)

10 класс, МБОУ СОШ № 54,

г. Челябинск

Научный руководитель:

Зайцева Татьяна Алексеевна,

учитель географии,

МБОУСОШ № 54

Челябинск, 2013

I. Введение

1. Актуальность темы.

2. Объект исследования.

3. Предмет исследования.

4. Цель и проблема исследования.

5. Задачи.

6. Методы исследования.

II. Основная часть

1. Понятия «непризнанных и самопровозглашенных стран».

2. Общий обзор непризнанных и самопровозглашенных

государств на политической карте мира, причины их появления.

3. Общие проблемы, которые существуют на территории этих государств.

4. Постсоветское пространство:

А. Приднестровская Молдавская Республика.

Б. Гагаузская республика.

В. Республика Абхазия.

Г. Южная Осетия.

Д. Нагорный Карабах.

5. Стратегии поведения России по непризнанным государствам на постсоветском пространстве.

6. Виртуальные государства.

  1. Заключение.
  2. Список литературы.
  3. Приложение.

I. Введение:

Современный мир на сегодня многонационален, многолик и противоречив.

Политическая карта мира – это визитная карточка географии. Без знания её невозможно ориентироваться в международной политике и считаться разносторонне образованным человеком. Политическая карта мира постоянно меняется в результате войн и заключения мирных договоров. Государства распадаются и объединяются, происходит смена форм государственного устройства и правления. Страны теряют или приобретают государственный суверенитет и т.д.

1. Актуальность исследования определяется необходимостью комплексного изучения образовавшегося вследствие сложных историко-политических и этногеографических процессов в последние десятилетия значительного количества непризнанных международным сообществом государств, являющихся такими же живыми составляющими сложной, изменчивой и многоуровневой политической карты мира, как и признанные государства.

Данная тема интересна своей непопулярностью в школьных учебниках, но очень актуальна в современном мире. Большинство непризнанных государств отсутствуют на картах. Однако они реально существуют, в них живут люди, работают правительства, президенты, принимаются конституции, они даже пытаются солидарно выступать на международной арене. Поэтому мы решили углубить свои знания по этой теме и рассмотреть ряд вопросов.

2. Территориальным объектом исследования являются непризнанные международным сообществом государства и народы, населяющие их территории.

3. Предметом исследования являются проблемы существующие в этих государствах.

4. Цель и проблема исследования заключается в выявлении причин и условий появления непризнанных государств на политической карте мира и существующих в них проблем.

5. Достижение цели обеспечивается постановкой и решений следующих задач исследования:

  1. Обобщить базовые теоретические положения этнической географии и этноконфликтологии: систематизировать основополагающие понятия, касающиеся проблемы непризнанных государств.
  2. Рассмотреть причины этногеографических конфликтов, лежащих в основе возникновения подобных государственных образований.
  3. Выяснить другие причины появления непризнанных государств в мире.
  4. Показать географию размещения непризнанных государств.

Знакомство с самопровозглашенными территориями постсоветского пространства, а также с непризнанными и виртуальными государствами мира.

  1. Практическая работа: создание визитных карточек непризнанных государств (приложение).

6. Методы исследования:

  1. Социально-экономический.
  2. Сравнительно-географический.
  3. Аналитический.
  4. Информационные.
  5. Картографический.

Новизна исследования для меня заключалась с самого начала – выбора темы. Эта тема редко звучит в школьной географии, но привлекает своей необычностью и непопулярностью. Я решил поглубже познакомиться с данным вопросом, изучить имеющиеся документы и статьи. И не ошибся, узнал много нового и интересного для себя, расширил свой кругозор по теме «Современная политическая карта мира»

II. Основная часть.

1. Непризнанные государства - это общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет), в то же время не имеют дипломатического признания со стороны стран-членов ООН. Таким образом, они могут выступать в качестве субъекта международных отношений только в правовом поле других государственных образований, не признаваемых странами-членами ООН, но признающих друг друга.

На политической карте мира существует около 120 непризнанных государств, которые провозглашены на территории почти 60 стран.

Понятие «непризнанное государство очень условно. На самом деле к данной группе государственных образований обычно относят и частично признанные государства . Поэтому по критерию признания суверенитета можно выделить собственно непризнанные государства (например, Абхазия, Приднестровье) и частично признанные государства (например, Тайвань), некоторые из которых реально находятся под военной оккупацией (Западная Сахара, Палестина). Известно, что Тайвань имеет дипломатические отношения с двадцатью шестью странами мира, Северный Кипр признается лишь Турцией, Ичкерия была признана тремя государствами, но сегодня вообще прекратила свое существование.

2. Общий обзор непризнанных и самопровозглашенных государств на политической карте мира, причины их появления.

Непризнанные государства возникают в многонациональных странах, как в результате сепаратистских движений, (Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus - отдельный), отделенчество - политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии), так и из-за передела национально-государственных границ, «разрезавших» ареалы проживания этносов.

Некоторые непризнанные государства существуют в течение длительного времени. Например, Тайвань (официальное название – Китайская Республика), Палестина, Восточный Тимор, Курдистан, Азад Кашмир, Тибет (Приложение №6) . Другие государства гибнут под ударами правительственных войск.

Новый всплеск «самопровозглашения» произошёл на рубеже 90-х годов XX века, в связи с распадом СССР и Югославии и связанными с этим этнотерриториальными конфликтами (Нагорный Карабах, Приднестровская Молдавская республика, Южная Осетия, Абхазия, Республика Сербская Краина, Республика Сербская, Республика Косово).

На этот раз международное сообщество заняло жесткую позицию, и категорически отказалось признать новые государственные образования. В результате возник феномен постсоветских «непризнанных государств», статус которых не определен, что, однако, не мешает их существованию. Некоторые эксперты отмечают, что большинство этих образований являются, в сущности, вполне состоявшимися государствами, обладающими эффективным государственным аппаратом, пользующимся массовой поддержкой со стороны населения. В 1995 контроль над территорией, на которую претендовала Сербская Краина, восстановила Хорватия. В 1999 году Россия восстановила контроль над территорией, на которую претендовала Ичкерия. В 2009 году Шри-Ланка восстановила контроль над территорией, на которую претендовал Тамил-Илам. В 2008 году Россия пресекла попытку Грузии восстановить контроль над территорией, на которую претендовала Южная Осетия. В 2001 году постсоветские непризнанные государства создали собственное Содружество непризнанных государств (СНГ-2).

Вывод : Как мы видим, причины появления новых государств во многом схожи.

3 . Общие проблемы, которые существуют на территории этих государств.

В связи с выше сказанным рассмотрим проблемы, которые испытывают непризнанные государства.

1. Республики, в которые они ранее входили, отказываются признавать их национальную государственность и считают по-прежнему эти самопровозглашённые государства своими территориями.

2. Как правило, это небольшие по территории и численности населения государства, с разнообразным этническим составом и небольшой долей титульной нации.

Вот сведения об этих государствах, приводимые Большаковым (Статья «Непризнанные государства Европейской периферии и пограничья» в журнале «Международные процессы» 2009) «….Прежде всего, непризнанные государства европейской периферии малы территориально, их население немногочисленно даже по европейским стандартам. Явным лидером среди них является Косово, занимающее территорию 11 тыс. кв. км с населением около 2 млн. человек. Этнические албанцы составляют в крае большинство, сербы, хорваты, венгры, турки, цыгане и другие этнические меньшинства – насчитывают до 100 тыс. человек. Приднестровье контролирует территорию 4163 кв. км с населением 250 тыс. человек. В Нагорном Карабахе проживает около 147 тыс. человек, которым удаётся удерживать территорию 11 тыс. кв. км с учётом шести оккупированных районов Азербайджана. Южная Осетия располагает территорией в 3900 кв. км с населением 70 тыс. человек. Это наименьшее из непризнанных государств. Абхазия занимает территорию в 8600 кв. км с населением 250 тысяч человек. При этом следует отметить, что в Абхазии из 250 тысяч населения, 200 тысяч являются российскими гражданами, в Южной Осетии из 70 тысяч – 50 тысяч, а в Приднестровье из 250 тысяч 100 тысяч тоже российские граждане.»

Причём, многие из этих государств смогли завоевать и удерживать значительные пространства лишь благодаря либо военной и экономической помощи сопредельных стран, союзников, либо вмешательству международного сообщества.

Фактор сопредельных территорий весьма важен для непризнанных государств. Сопредельные территории часто выступают источником поддержки для непризнанного государства, «поскольку, как правило, именно внешний ресурс (опора на сильное сочувствующее государство или государства) позволяет экономике мятежной территории развиваться, а властным институтам, государственному аппарату и вооружённым силам функционировать сколько-нибудь нормально…», – подчёркивает автор. Именно подобная ситуация возникла в Абхазии и Осетии.

При этом мы встречаемся в подобных ситуациях с ещё одной проблемой - 3. проблемой возвращения беженцев. Их потенциальное возвращение на территории непризнанных государств может значительно изменить этнический состав в непризнанных образованиях. Поэтому вопрос о беженцах в любом из подобных конфликтов является самым трудным и подчас вовсе неразрешимым.

Непризнанные государства европейской периферии и пограничья по многим параметрам являются полноценными государствами. «Можно говорить о давно сформированных и функционирующих институтах публичной власти, механизмах её формирования (прежде всего выборы), целом ряде политических и правовых институтов, которые наличествуют в каждом независимом государстве: армия, силы правопорядка, собственная система права, гражданство. На перечисленных территориях существуют свои экономические комплексы, собственные финансовые налоговые системы», – подчёркивает Большаков.

Из всего изложенного следует и закономерный вывод: непризнанные государства выступают самостоятельными субъектами региональной и международной политики. Их влияние на политические процессы довольно заметно.

4. И лишь одна проблема остаётся нерешённой – это проблема гражданства. Ведь паспорта непризнанных государств почти нигде в мире не принимаются во внимание. Но и из этой ситуации они пытаются найти выход

4. Постсоветское пространство.

Распад СССР сопровождался возникновением региональных конфликтов, в результате которых погибли тысячи людей, сотни тысяч стали беженцами. Самопровозглашенные государства появились в Азербайджане, Армении, Грузии, Молдавии, Украине, Российской Федерации.

Несмотря на отсутствие членства в ООН, члены содружества (СНГ-2) продолжают существовать уже на протяжении довольно длительного времени. Все они имеют такие атрибуты независимой государственности, как собственные конституции, правительства, вооруженные силы, органы госбезопасности, таможенные и пограничные службы. Политические и экономические структуры непризнанных государств более или менее приспособились к существованию в условиях «ни мира, ни войны, ни международного признания», хотя процесс восстановления разрушенной экономики в условиях фактической изоляции от внешнего мира продвигается очень медленно. Большинство этих государств находятся на границе Российской Федерации и россияне, как и наше правительство, имеют тесные политические, культурные, экономические, этнические отношения.

А. Приднестровская Молдавская Республика.

Одной из первых (2.09.1990) появилась Приднестровская Молдавская Республика (население 660 тысяч человек), как ответ на объявленный Народным фронтом Молдавии курс на присоединение к Румынии, переход на румынские учебники и образовательные стандарты. В состав республики (площадь территории 3569 кв.км.) вошли Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий и Слободзейский районы Молдавии, города Бендеры и Тирасполь. Эта территория в течение 20 века несколько раз «меняла» хозяев. В 1940 году после присоединения Бессарабии к СССР и образования Молдавской ССР часть территории прежней автономной республики отошла к Украинской ССР, а часть (практически территория нынешней Приднестровской Республики) – к Молдавской ССР.

В 1992 году противостояние Приднестровской Республики и Республики Молдавии переросло в настоящую войну. В настоящее время выполняется подписанное в 1997 году соглашение между Молдавией и Приднестровьем о нахождении в рамках общего государства в границах Молдавской ССР (на январь 1990 года).

Приднестровский конфликт - конфликт между Молдавией и непризнанным государством, контролирующим часть заявленной территории Молдавии - Приднестровской Молдавской Республикой (Приднестровьем), под контролем которого находится, в основном, левобережье Днестра, население которого составляют молдаване, русские и украинцы (примерно в равной пропорции).

Конфликт, начавшийся ещё в советское время (1989), после обретения Молдавией независимости, привёл к вооружённому противостоянию и многочисленным жертвам с обеих сторон весной и летом 1992 года. Вооружённые действия были прекращены после того как российские войска под командованием генерала Александра Лебедя вмешались в конфликт для защиты мирных граждан и прекращения кровопролития.

В настоящее время безопасность в зоне конфликта обеспечивают Совместные миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровья и военные наблюдатели от Украины. Приднестровская Молдавская Республика является единственным регионом на территории восточной Европы, где после ввода миротворческого контингента военные действия были прекращены и не возобновлялись. Но отношения между сторонами конфликта остаются напряжёнными.

Итак, как мы видим, территориальные, политические, экономические и этнические конфликты являются причиной вооруженных столкновений в данном районе и образовании непризнанного государства Приднестровской Молдавской республики. Но модель образования Приднестровской республики отличается от моделей непризнанных Кавказских государств. Здесь (ПМР) в большей степени сыграли роль политические и экономические причины.

(Приложение №1. Государственная символика и основные данные ПМР)

Б. Гагаузская Республика.

Была провозглашена в 1990 году на юге Молдавской ССР как протест малочисленной этнической группы – гагаузов (потомков православных переселенцев из Болгарии, бежавших в Россию во время Русско-турецких войн 18-19 веков) против намерения руководства Молдавии присоединиться к Румынии. Республика состоит из 4 анклавов общей площадью 1,8 тысяч кв.км.

Переговоры с правительством Молдавии привели к признанию прав гагаузов на определенную автономию и права на самоопределение в случае потери Молдавией своей государственности, т.е. при присоединении к Румынии. По реформе административно-территориального деления 1998 года Гагаузия имеет статус «территориальной автономной единицы».

Схожесть моделей этнодемографического развития Абхазии и Южной Осетии привели к образованию непризнанных государств. Обе страны в советский период своей истории развивались как автономные образования в границах Грузинской ССР, обе вышли из состава Грузии в результате кровопролитных войн в начале 1990-х годов, восстановили территориальную целостность и были признаны РФ и рядом других стран (Приложение. Таблица) после августовской войны 2008 года, в каждой имелись и имеются более-менее крупные грузинские этнические анклавы, абхазы и осетины принадлежат к единому северокавказскому (горскому) этнокультурному пространству.

(Приложение №2. Государственная символика и основные данные Гагаузской Республики)

В. Республика Абхазия.

Ранее на этой территории располагалось Абхазское княжество, которое вступило под покровительство Российской империи в 1810 году как самостоятельная государственная единица. До 1864 года оно сохраняло государственность и суверенный контроль над своей территорией. С 1864 по 1917 год Абхазия была подчинена царской администрации на Кавказе.

Абхазы, а также родственные им адыги, кабардинцы, черкесы, убыхи и абазины - автономное население Кавказа. На территории современной Абхазии к концу 80-х абхазов проживало порядка 18%.

Абхазское царство, нередко спасавшее последнюю грузинскую государственность, всегда было тесно связано с Грузией. После Октябрьской Революции Абхазия были включена в состав Грузинской ССР как автономия. Однако еще в советское время Абхазия выступала с инициативой перехода ее под юрисдикцию РСФСР.

Вопрос об изменении статуса Абхазии (выход из состава Грузии или возвращение статуса союзной республики) вставал неоднократно. Конфликт обострился после принятия в 1989-1990 г.г. парламентом Грузии постановлений, признающих недействительным существование автономии, в результате чего Абхазия стала именоваться Западной Грузией. После провозглашения в 1992г. Абхазии независимым государством на ее территорию вошли войска Грузии, и началась война.

Первый президент Грузии, объявивший унитарность Грузии натолкнулся на серьезное сопротивление в среде, как обычных абхазов, так и среди абхазской интеллигенции. После требования о размещении новоиспеченных грузинских войск на территории Абхазии и последовавшего отказа со стороны Парламента Абхазии начались полномасштабные военные действия. На стороне абхазов тогда воевали сводные отряды северокавказцев, в том числе чеченцы.

Из-за отказа Грузии вступать в СНГ Россия также поддерживала пророссийски настроенную Абхазию. Победоносная война абхазов закончилась эвакуацией Шеварнадзе российским спецназом из Сухуми (после чего, кстати, Грузия и вступила в СНГ), а также оттоком огромного числа беженцев многих национальностей - грузин, армян, греков. В настоящее время на территории Грузии проживают порядка 400 тысяч беженцев из Абхазии.

В ходе переговоров по урегулированию абхазо-грузинского конфликта сторонам не удалось достигнуть согласия. Грузинская сторона была готова предоставить Абхазии «самую широкую автономию в рамках единого грузинского государства». Абхазия допускает возможность создания конфедерации, в которую Абхазия могла бы войти как самостоятельное государство на основе договора с Грузией.

Сейчас Абхазия находится в блокированном состоянии. Граница с Россией, по сути, открыта, однако существует множество бюрократических преград для преодоления ее; граница с Грузией - линия фронта. Грузинские войска и вооруженные отряды местных сванов контролируют часть территории Абхазии - Кодорское ущелье, где расположено несколько сел и проходит стратегическая для Грузии ЛЭП из России. (Приложение №3. Государственная символика и основные данные Абхазии)

Г. Южная Осетия

Южная Осетия (область, с 1989 года – автономная республика в составе Грузинской ССР) в 1990 году объявила себя суверенной республикой в составе СССР. В ответ на это Верховный Совет Грузии отменил автономный статус Южной Осетии, которая стала называться «Цхинвальский регион».

В 1991 Южная Осетия получила фактическую независимость, которая с 2008 года признана 4 странами-членами ООН.

На референдуме 1992 года более 90% населения Южной Осетии высказалось за независимость республики от Грузии.

Конфликт был юридически разрешен после подписания в 1992 году Соглашения президентами России и Грузии, представителями Северной и Южной Осетии.

Схожи и модели этногеографического развития Южной Осетии и Нагорного Карабаха, которые привели к образованию самопровозглашенного государства.

(Приложение №4. Государственная символика и основные данные Южной Осетии)

Д. Нагорный Карабах .

Нагорный Карабах (по-армянски Арцах, т.е. «солнечный лес»- историческая территория проживания армян. В Армении это была одна из исторических областей, сохранившая свое название ещё с урартского «уртехини». Население этой территории было всегда армянским.

Причины конфликта лежат в особенностях исторического развития территории.

После раздела Армении между Византии (а затем арабами и турками) и Ираном, в Арцахе и в соседнем Утике начали селиться турки, и область эта, будучи под началом Ирана, получила турецкое название Карабах (Черный Сад). В Средневековье здесь остались последние остатки армянской государственности – 5 полунезависимых княжеств-меликств.

При включении Закавказья в состав Российской Империи Арцах был поделен между Эриванской и Елизаветпольской губерниями. После получения независимости 3 закавказскими республиками, Арцах недолгое время был в составе Армении, однако в ходе нападений мусуватистского Азербайджана в скором времени превратился «передвигающуюся линию фронта».

В советское время, по условию мира с Турцией, Арцах был превращен в Нагорно-Карабахскую автономную область в составе Азербайджанской ССР, лишившись при этом почти половины своей территории (равнинный Карабах). В автономной области переселялись азербайджанцы, и поощрялся отток армянского населения, в частности в Сумгаит. Ныне Нагорный Карабах – это анклав на территории Азербайджана. В 1989 году было объявлено присоединение Арцаха к Армении, что повлекло за собой столкновения, переросшие в полномасштабную войну.

Карабахская армия, не без помощи российских консультантов, добровольцев из самой Армении и диаспоры, материальной помощи, победила, заняв не только территорию НКАО и Лачинского коридора, связующего Арцах с Арменией, но и территории семи районов собственно Азербайджана.

Столицей никем не признанного государства (кроме Армении) является город Степанакерт. Всем жителям Арцаха Армения предоставляет свое гражданство.

Последний план урегулирования, предложенный американской администрацией, - план Пола Гоббла не устраивает как армянских политиков, говорящих о невозможности обмена одних армянских территорий на другие, так и азербайджанских. По плану, взамен Карабаха и Лачинского коридора Азербайджан получает Мегринский район для связывания с Нахичиванем, но, для предотвращения образования тюркского пояса, опасного для Армении и Ирана, Ереван получает часть территории Нахичевани, граничащей с Турцией.

(Приложение №5. Карта и государственные символы Нагорного Карабаха)

5. Стратегии поведения России по непризнанным государствам на постсоветском пространстве.

По мнению журнала «Политекс» (Политическая экспертиза. 2012г.), на наш взгляд, Российская Федерация может использовать три стратегии поведения по непризнанным государствам постсоветского пространства. Первая, которая условно может быть названа стратегией «самоопределения», состоит в одностороннем признании и даже возможном присоединении Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья к России. Этот вариант найдет широкую поддержку населения России, вызовет новую волну имперских умонастроений у части правящего класса. При этом на международном уровне Россия, скорее всего, не получит поддержки, так как при реализации такого сценария будет нарушена территориальная целостность сразу двух государств - Грузии и Молдавии, что будет означать полный отход от хельсинских принципов и может стать, в совокупности со случаем Косово, прецедентом для сепаратистов различных регионов мира. Можно предположить, что США, страны Европейского союза, некоторые страны СНГ открыто выступят против таких действий России и не признают нарушение территориальной целостности Грузии и Молдавии. Не поддержат таких действий России и «азиатские гиганты» - Китай и Индия, имеющие большие проблемы с собственными сепаратистскими территориями.

Можно предположить, что процесс признания и возможного присоединения Южной Осетии к России, в отличие от Абхазии и Приднестровья, сразу же приведет к возобновлению вооруженных действий, учитывая мозаичное расселение осетинского и грузинского населения на спорной территории. Кроме того, России придется решать экономические проблемы этих территорий, что невозможно сделать без ущерба для неконкурентоспособного местного населения, возникновения новых конфликтов с российской администрацией и капиталом. Интенсивная помощь Абхазии, Приднестровью и Южной Осетии вызовет недовольство в депрессивных регионах самой России, которые так и не ощутили последствий значительного роста российской экономики.

6. Виртуальные государства.

Так называемые виртуальные государства – объединения, созданные частными лицами и заявляющие о своей суверенности. На практике они не имеют большинства необходимых признаков государственности, но иногда относятся некоторыми источниками к непризнанным государствам в силу относительно хорошей юридической обоснованности.

Экзотический Силенд.

В 1967 отставной майор британской армии Пэдди Рой Бэйтс объявил о создании суверенного государства на бывшей британской платформе Рафс-Тауэр, расположенной в нейтральных водах Северного моря и вычеркнутой из списков британского Адмиралтейства. В 1968 году после того, как британский сторожевой катер, подошедший к Силенду, был встречен предупредительными выстрелами, против Роя Бейтса был начат судебный процесс как против гражданина Соединенного Королевства, в ходе которого было вынесено постановление о нахождении дела вне поля британской юрисдикции. В 1987 году в результате расширения суверенной морской зоны Великобритании с 3 до 12 миль Силенд формально оказался в территориальных водах Соединенного Королевства, но при этом по-прежнему полностью контролирует свою «заявленную» территорию. По мнению многих некоторых источников Силенд отвечает всем критериям государственности, указанным Конвенцией Монтевидео о правах и обязанностях государств, и является непризнанным государством. (Приложение №8)

Также другие образования нередко называют себя непризнанными государствами, ссылаясь на юридические курьёзы.

Виртуальные государства возникают и на внеземных территориях, в частности на Луне.

Государство на Луне.

Виртуальное государство (микрогосударство) - вымышленное образование, объединяющее незначительное количество людей, а для остальных являющееся вымыслом, существующим только на бумаге или в Интернете. Аналогичный смысл имеют понятия фэнтезийная страна , кибергосударство и другие. Исходя из этого, можно и Луну назвать государством. Если на Луне имеют участки более 2 миллионов людей, то разве нельзя рассматривать Луну как микрогосударство? Тем более, у нее даже есть своя конституция. Если у вас возникло желание приобрести недвижимость на Луне, информация в приложении (Приложение №9)

III. Заключение

Самопровозглашенные государства, как мы видим, абсолютно разные. Это феномен на политической карте мира. Они отличаются размерами, географическим положением, статусом, уровнем экономического развития, стабильностью в политическом отношении, членством в ООН и числом признанных государств.

Причины появления новых государств во многом схожи: 1- это сепаратисткие движения, часто направленные на разжигание вражды между народами и отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства; 2- передел национально-государственных границ, ведущих к ущемлению интересов одних народов другими; 3- распад СССР и Югославии и связанные с этим этнотерриториальные конфликты, и когда общее социально-экономическое положение в стране резко меняется к худшему и наступает политическая нестабильность.

Следовательно, причины их образования, проблемы, которые они испытывают во многом схожие и мы их рассмотрели. Я думаю цель, которую мы поставили выполнена с помощью определенных задач

Практическая значимость исследования . Результаты исследования могут быть использованы учителем и учащимися в качестве дополнительного материала при изучении темы «Современная политическая карта мира». Визитные карточки непризнанных государств можно использовать учителем в качестве раздаточного материала на уроке при изучении темы «Современная политическая карта мира».

Виртуальные государства, на наш взгляд, это «фантастические» государства. Создатели таких «государств» - амбициозные люди, желающие привлечь к себе внимание света. Хотя в будущем существование таких государств на других планетах, наверное, возможно.

IV. Список литературы

  1. Багапш Н.В. Модели этнодемографического развития непризнанных международным сообществом государств на постсоветском пространстве // Бюллетень Владикавказского института управления. - 2010. - № 32.
  2. Большаков А.Г Непризнанные государства постсоветского пространства в системе национальных интересов. Журнал «Политекс». Политическая экспертиза. 2012 г
  3. Большаков А.Г. Статья «Непризнанные государства Европейской периферии и пограничья». Журнал «Международные процессы» 2009.
  4. Лобжанидзе А.А Этнодемографическое развитие Абхазии: территориальный аспект, Москва 2010 г.
  5. Холина В.Н. Наумов А.С. «Политическая карта мира». География для школьников и абитуриентов. Москва «Просвещение» 2004.
  6. Интернет-ресурсы:
  1. География. ру: страноведческая журналистика
  1. Мир карт: интерактивные карты стран и городов
  1. Страны мира: географический справочник

http://geo.historic.ru

Политическая карта мира в узком смысле слова - географиче­ская карта земного шара, на которой обозначены все страны мира; в широком понимании - свод сведений о политической географии мира. Современная политическая карта мира насчитывает свыше 200 стран и территорий.

Политической картой мира в собственном смысле этого слова называется географическая карта, которая отражает место стран в современном мире, т.е. политическое деление мира с нанесением границ всех существующих государств, их политико-административ­ной структурой и крупнейшими городами.

Постоянно меняясь, политическая карта отражает происходящие в мире главные политико-административные изменения:

1. Образование новых независимых государств (например, в ре­зультате распада СССР на политической карте мира появилось 15 но­вых государств - Россия, страны Содружества Независимых Госу­дарств, Прибалтики; в 1993 г. была провозглашена независимость Государства Эритрея - территории, бывшей ранее одной из провин­ций Эфиопии на берегу Красного моря, а еще ранее, с 1935 г. до весны 1941 г. вместе с Эфиопией - колонией Италии).

2. Изменение политического статуса страны.

3. Слияние одних государств с другими (объединение в 1990 г. ГДР и ФРГ).

4. Утрата или обретение государственности (распад в 1991 г. СССР и Чехословакии).

5. Изменение площади государства (самой территории или аква­тории) и границ. Например, 1 июля 1997 г. под суверенитет Китая перешел Гонконг (Сянган), бывшее владение Великобритании, а 20 де­кабря 1999 г. и бывшая португальская колония Макао (Аомынь).

6. Изменение столицы. Некоторые развивающиеся страны, в том числе страны Африки, имели свои столицы на побережье для уве­личения эффективности торговли, но сейчас переносят столицы в центр страны в целях социально-экономического развития других ее частей. Так, в 2005 г. столица ЮАР была перенесена из г. Претория в г. Тсване.

7. Изменение названия государств и их столиц.

8. Перемена формы государственного правления (Афганистан до 1973 г. был королевством, с июля 1973 г. провозглашен республи­кой, а с апреля 1992 г. - Исламским Государством Афганистан; Кам­боджа была республикой, с 1993 г. стала королевством).

Международным правом запрещены нарушение границ других государств и насильственный захват других территорий. Спорные вопросы решаются мирными средствами (в 1975 г. в г. Хельсинки на заседании Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе были признаны границы между странами, образовавшимися после Второй мировой войны).

Как уже говорилось, в мире насчитывается более 200 стан. Под­считать количество государств не так просто. Как, например, считать территорию, когда она провозгласила себя самостоятельным государ­ством, в частности, Бантустан в ЮАР, Нагорный Карабах, Палестин­ская национальная автономия.

237 зафиксированных в мире стран и 0территорий с оформлен­ным и неоформленным государственным статусом различаются по площади, численности населения, формам государственного устрой­ства и правления, уровню социально-экономического развития. В мире насчитывается 192 независимых государства - члена ООН; 34 несамоуправляющихся (зависимых) территории (см. приложе­ние 2). Больше всего их в Америке, Австралии и Океании (по 15). 10 владений имеет Великобритания.

Суверенное государство - это независимое в политическом отношении государство, обладающее самостоятельностью во всех внутренних и международных делах. Оно может заключать равно­правные договоры с другими государствами, быть членом ООН, вхо­дить в международные экономические и политические организации.

Территория - термин, употребляющийся в географии по отно­шению к землям, не обладающим суверенным статусом, с ограничен­ными правами местного управления, или к землям с неопределенным статусом (например, Западная Сахара).

Непризнанные республики разбросаны по всему миру. Чаще всего они образуются там, где соприкасаются политические и экономические интересы современных держав, диктующих либо мировую политику, либо региональную. Таким образом, страны Запада, Россия и набирающий вес Китай сегодня в этой политической игре являются главными действующими лицами, от которых и зависит, будет ли создаваемая республика признанной или останется "персоной нон грата" в глазах большинства стран мира.

Определение термина

Что такое непризнанные республики? Этот термин означает государственные образования, которые самостоятельно объявили о своем выходе из состава другого государства и провозгласили свою независимость. Сложность возникает в том, что эти новоявленные республики не являются признанными с точки зрения дипломатии, т. е. большинство стран мира их не принимают за самостоятельные государства, а считают просто частью каких-то других стран. Однако с политической точки зрения они обладают всеми признаками независимых республик.

Характеристики независимых государств

Суверенные государства должны обладать как минимум пятью основными характеристиками:

Название (официально закрепленное в нормативно-правовых актах и законах самопровозглашенной республики);

Государственные символы (герб, флаг, гимн, иногда даже Конституция);

Население;

Органы государственного управления, причем все три ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная (нередко они сосредоточены в одних руках);

Процесс признания государств

Международная правовая основа отношений непризнанных государств между собой и мировым сообществом закладывается стихийно. В связи с чем по предложению экспертов процесс «признания» республик следует рассматривать в трехзвенной формуле: де-факто, де-юре, дипломатическое признание. Чаще всего это не просто звенья, но шаги, которые проходят вновь создаваемые государства.

Первый шаг - де-факто - означает, что конкретная страна объявила о своей независимости и соответствует всем характеристикам государства в международном праве.

Второй шаг - де-юре. В этом плане признанные державы могут иметь двусторонние отношения с различными государствами, при этом второй стороной могут являться непризнанные республики. России и другим странам мира это явление знакомо. Например, в XX веке США узаконили отношения с Тайванем в одностороннем порядке, издав специальный закон.

Третий шаг представляет собою заключение официальных межгосударственных отношений посредством консульств и посольств. Это высшая степень международного признания созданных государств.

История

На политической карте мира уже давно существуют государства, которые признаются не всеми странами мира (с точки зрения дипломатии), но при этом имеют все признаки независимости. Примером одного из первых непризнанных дипломатии можно назвать Манчжоу-Го, созданное Японией в 1932 году на территории Китая.

После окончания Второй мировой войны во всех уголках планеты начинают возникать республики, непризнанные или частично признанные К ним относились бывшие колониальные владения метрополий, расположенные в основном в Африке и Азии.

Самый большой в количественном плане рост непризнанных государств начался в 90-х годах XX века. С этого времени они могут называться «непризнанными», «странами де-факто», «отделившимися», «самопровозглашенными» и т. д.

Способы возникновения

Непризнанные республики мира имеют разную историю. Но образование их, как правило, проходит по схожим сценариям. Таким образом, если изучить мировую политическую практику, можно назвать пять основных вариантов развития событий:

1. В результате революций. Самым ярким примером можно назвать образование республик после октябрьского переворота на территории бывшей Российской империи.

2. В результате национально-освободительной борьбы. Сюда относят самопровозглашенные непризнанные республики, объявившие о своей независимости в результате деклараций, законов или межгосударственных договоров. К таким самопровозглашенным государствам можно отнести США, и др.

3. В результате послевоенного разделения. К примеру, после Второй мировой войны на территории Германии были образованы ГДР и ФРГ. В результате гражданской войны на Корейском полуострове образовались КНДР и Республика Корея. Особенностью в этом случае является то, что первоначально два или несколько созданных государств не признают независимость друг друга.

4. В результате обретения независимости бывших колониальных владений метрополий. Яркий пример - бывшие колонии Британской империи.

5. В результате геополитических игр признанных государств. Это так называемые буферные зоны или «марионеточные государства» - Независимое государство Хорватия и др.

Типология

Все непризнанные республики можно разделить на типы по тем или иным критериям. Определяющим в этом случае является характер контроля над территорией. В результате имеем 4 типа государственных образований:

1. Непризнанные государства, которые имеют полный контроль над своей территорией. К таковым относятся Северный Кипр и Приднестровье.

2. Государства, частично контролирующие часть своей территории, являющиеся непризнанными - Тамил Илам, Южная Осетия и др.

3. Государства, образованные под протекторатом международного сообщества. Например, Косово, юридически считающееся частью Сербии, но реально управляемое ООН с 1999 года.

4. Квазигосударства - этносы, не получившие права на самоопределение. Одними из самых заметных в современной мировой политике являются курды с самопровозглашенным Курдистаном, располагающимся на территории четырех государств: Сирии, Ирака, Турции и Ирана.

Де-факто и де-юре

Весь список непризнанных республик условно можно разделить на 2 больших категории - «де-факто» и «де-юре».

Признание де-факто является неполным и выражает неуверенность в долговечности и жизнеспособности правительства такой страны. При этом могут возникнуть консульские отношения, но они не будут являться обязательными.

Признание же де-юре является окончательным и характеризуется установлением равных международных отношений со всеми странами, входящими в ООН. Как правило, сопровождается официальными заявлениями и соглашениями.

Следует отметить, что в настоящее время в международном законодательстве не существует полного спектра характеристик, согласно которым вновь созданное государство будет являться таковым де-факто или де-юре. В мировой дипломатии есть только отдельные правила признания государств.

Роль непризнанных государств в международных отношениях

Современные непризнанные республики не только имеют место быть в документации самих основателей, но также поддерживают определенные взаимоотношения с признанными государствами или другими непризнанными образованиями.

В этом плане нужно понимать, что на высшем дипломатическом уровне некоторые страны могут быть непризнанными, но в то же время их правительства могут вести сотрудничество с другими государствами. Также могут развиваться экономические торговые взаимоотношения. Немаловажным моментом является сотрудничество в сфере образования.

Абсолютно все эти межгосударственные связи основываются на определенных нормативно-правовых актах, распоряжениях, указах и соглашениях.

Список непризнанных государств достаточно большой, он насчитывает более 100 пунктов. Республики эти расположены в 60 странах мира. В перечень входят частично признанные, непризнанные и частично непризнанные государства.

К первым относятся те, независимость которых признана всего несколькими державами. Например, Абхазия, признанная всего шестью странами, или которую признали только Турция и Абхазия.

Ко второй группе относятся самопровозглашенные страны, не признанные ни одним государством - Сомалиленд, Пунтленд, Нагорно-Карабахская республика и другие.

Частично непризнанным государством можно назвать такое, независимость которого признается большей частью государств-членов ООН, но другие страны не идут на подобный шаг. Например, Армения не признается всего одним государством - Пакистаном, Кипр - Турцией, а Республика Корея - КНДР.

Непризнанные республики СНГ, а точнее расположенные на территории продолжают бороться за свое признание, начиная с распада СССР. В качестве примера можно привести Абхазию. После того как Грузия объявила о своем выходе из состава Советского Союза, она участвовала в референдуме о вхождении в состав ССГ (Содружество суверенных государств), образование которого было сорвано ГКЧП в августе 1991 года, но и по сей день Абхазия является частично признанным государством. Кроме неё, можно назвать еще

Сколько в мире непризнанных республик? Более сотни! Станет ли их меньше в ближайшее время - вопрос очень сложный. Скорее всего, нет. Сегодня проблема непризнанных государств является одной из самых острых, а споры по поводу признания и непризнания отдельных образований не прекращаются ни на день. Дело в том, что после того, как СССР был повержен в ходе холодной войны, Запад посчитал, что только он вправе выступать в роли мирового судьи, в том числе и в отношении признания государств таковыми. Однако современные экономические и политические реалии показывают, что Запад уже не является гегемоном в решении этого вопроса, поэтому факт вхождения Крыма в состав РФ, объявление о самопровозглашении ДНР и ЛНР так остро встречены в Старом Свете, и особенно в США.

Представьте себе, что, спасаясь от бюрократического беспредела или во имя создания «справедливого» государства с особыми правилами кто-то основал собственный мир, отличный от уже существующих государств

Перевод для – Irina Morozova

Представьте себе, что, спасаясь от бюрократического беспредела или во имя создания «справедливого» государства с особыми правилами кто-то основал собственный мир, отличный от уже существующих государств.

Похоже на сюжет для фэнтези, неправда ли? Между тем в истории известны реальные люди, которым удалось в реальной жизни создать собственные «микрогосударства», «микронации».

Микрогосударство представляет из себя определенный участок земли, население которого провозглашает себя независимым и суверенным государством, но не признается ни одним мировым сообществом и другими государствами. Причинами для основания таких «микронаций» можно назвать протест, развитие туризма, а то и просто шутку или удовольствие.

Статистические данные указывают на существование более 400 подобных микрогосударств.

Каждое из них оригинально и интересно по-своему. Предлагаем вашему вниманию 9 самых удивительных из самопровозглашенных микронаций, или государств в государстве.

1. Республика Молоссия

Основанная Его Превосходительством Президентом Кевином Бо в 1999 году, Молоссия состоит из двух участков земли в Дейтоне, штат Невада, которые занимают около 25 500 квадратных метров (6,3 квадратных акров). Но небольшой размер этой микронации не остановил ее обитателей завести собственный почтовый сервис, космическую программу и валюту. Официальная валюта микрогосударства - валора. Согласно позиции правительства Молоссии, 1 валора эквивалентна 1/3 пачке печенья «Pillsbury». Молоссия неофициально обладает кусочком моря, омывающем побережье Мексики, протяженность которого 756 км (470 миль), а также чуть ли не 129 545 квадратных километров (50 000 квадратных миль) на планете Нептун.

2. Республика Конк, Республика Раковины

Республика Раковины - виртуальное государство, основанное 23 апреля 1982 мэром города Ки-Уэст Деннисом Уардлоу на архипелаге Флорида-Кис, США. Государство было создано как протест против пограничного патруля, установленного властями США на шоссе US1, связывающее архипелаг с материком, для борьбы с наркотиками и нелегальными эмигрантами. Власти города Ки-Уэст неоднократно жаловались на этот патруль, создающий огромные пробки на магистрали, мешающий путешественникам и туристам, но жалобы оставались без ответа. Тогда мэр города Деннис Уардлоу объявил архипелаг независимой республикой, аргументировав это тем, что власти США устроили аналог пограничного пункта между ними и материком. Он и стал первым президентом страны. Президент самопровозглашенного государства заявил о выходе из США и объявил Соединённым Штатам войну, символически сломав буханку чёрствого кубинского хлеба о голову мужчины в форме военно-морского флота США. Власти США никак публично не отреагировали на эти события, но патруль был убран.

3. Остров Северной Клецки

Летним домом миллиардера Дина Кеймена, который изобрел электро-самокат «Сегвей», является Остров Северной Клецки. Это небольшой кусочек земли у побережья штата Коннектикут (8 кв. км). Граф Клецка, как любит называть себя Кеймен, даже получил от тогдашнего президента Джорджа Буша-старшего «Пакт о ненападении на народ Северной Клецки». На острове имеется собственная ветровая турбина, солнечные батареи, вертолетная площадка и копия Стоунхенджа (мини-Стоунхендж).

4. Республика Соже

Республика Соже - виртуальное государство, расположенное в северо-восточной части Франции, в департаменте Ду. Республика состоит из 11 муниципалитетов, столица - Монбенуа. Основанием создания таинственной республики стала шутка, но государство существует почти 70 лет. Республика имеет собственные банкноты и изданную французской почтовой службой почтовую марку, посвященную республике. За время своего существования Республика Соже сменила четырех президентов, выходцев из одного семейного клана. В настоящее время эта область является популярной достопримечательностью для туристов, и многие из местных жителей продают билеты на вход в республику и официальные марки.

5. Княжество Себорга

В 1963 году граждане итальянской деревни Себорги утверждали, что поскольку их земля не была упомянута ни одном документе во время объединения Италии в 1800-х годах, их место является независимой зоной. В 1995 году граждане Себорги проголосовали за независимость от Италии (304 голоса - за; 4 голоса - против). Италия не признала суверенитет княжества Себорги, тем не менее эта республика является одной из старейших сохранившихся микронаций. Итак, княжество Себорга - это виртуальное государство, провозглашённое в 1963 году жителями одноименной деревни в итальянском административном регионе Лигурия, неподалёку от французской границы. Возводит свою историю к реально существовавшему феодальному владению, чьё вхождение в состав Италии, по мнению сторонников независимости, не было юридически зафиксировано.

6.Свободная республика Либерленд

Новейшее самопровозглашенное микрогосударство Либерландия было основано в апреле 2015 года на коротком отрезке свободной нейтральной территории общей границы между Хорватией и Сербией, на западном берегу Дуная. Основателем является Вит Едличка - либертарианский активист. Площадь микронации составляет примерно 7 кв. км (3 квадратных мили), которая в настоящий момент необитаема, потому что туда очень трудно добраться. Предложено составить правительство в составе «от десяти до двадцати членов». Для избрания будет использоваться электронная система голосования. Экономика основана вокруг криптовалюты и bitcoins. Микрогосударство получило уже сотни тысяч заявлений о предоставлении гражданства.

7. Свободный город Христиания

Христиания (Вольный город Христиания) была основана в 1971 году, когда группа хиппи незаконно вселилась в заброшенные военные казармы в Копенгагене, Дания. Это виртуальное, частично самоуправляемое, неофициальное «государство в государстве» является убежищем для либерально настроенных скваттеров, анархистов и хиппи. Население с постоянным упорством, но и с чувством юмора, противостоит попыткам правительства ликвидировать Христианию. Например, когда в 2002 году правительство критиковало неприкрытую уличную торговлю каннабисом и гашишем в Христиании, продавцы закамуфлировали свои стенды в военном стиле. В 2004 году стенды были разрушены самими же жителями ради сохранения независимой Христиании, имеющей свои собственные правила и гордящейся коллективизмом своего самостоятельного этноса. Окрестности микронации отличаются ярко окрашенными стенами зданий и отсутствием автомобилей, которые запрещены также, как: воровство, тяжёлые наркотики и огнестрельное оружие.

8. Княжество Силенд

Примерно в 10 км (7 милях) от побережья Саффолк в Северном море в Англии находится маленький заброшенный еще со времен Второй мировой войны морской форт, который возвышается на металлических платформах. Это и есть Силенд - виртуальное государство, провозглашённое в 1967 году британским отставным майором Пэдди Роем Бейтсом. Иногда рассматривается как непризнанное государство с собственным флагом, валютой и паспортами.

После пожара, причиной которого стало короткое замыкание и который почти полностью уничтожил постройки Силенда в 2006 году, князь Михаил попытался продать свое государство за 906 000 000 долларов. Не найдя покупателей, правительство Силенда и семья Бейтс решили отремонтировать базу и сохранить ее для себя и потомков. В настоящее время эта страна имеет население из четырех человек и входит в Книгу Рекордов Гиннеса как самое маленькое самопровозглашенное государство, которое имеет физическую территорию и располагает некоторыми юридическими основаниями на международное признание.

9. Княжество Хатт-ривер

Хатт-ривер - это старейшее микрогосударство в Австралии, его основал в 1970 году «Принц» Леонард Джордж Кесли в знак протеста государственным квотам на пшеничные фермы. Княжество, занимающее 7500 гектаров земли к северу от Перта, известно своим разнообразием полевых цветов и обилием вариаций официальных монет. В 2004 году правительство Австралии начало компанию по признанию и регистрации, в ходе которой Княжество получило налоговые льготы на международном рынке,но осталось непризнанным как государство.

Холдерман Д.Д. «Автомобильные двигатели. Теория и техническое обслуживание»

Луканин В.Н. «ДВС. Динамика и конструирование»

Дольских А.М. «Технология конструкционных материалов в машиностроении»


Несамоуправляющаяся территория - по терминологии ООН - колониальная или зависимая территория, народы которой еще не достигли полного самоуправления.

Владения Великобритании: Гибралтар (спорная территория с Испанией); Виргинские (Британские) и Каймановы острова (Карибское море); Фолклендские (Мальвинские) острова (спорная территория Великобритании и Аргентины) и Бермудские острова (Атлантический океан) и др. Владения Франции: Французская Гвиана (Южная Америка);

Странами ООН на данный момент являются 193 государства, в том числе Южный Судан с 2011 года.

Независимые государства (ООН+ Ватикан = 194 + ?)

2: Абахахия, Южная Осетия (признали Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату, Тувалу)

1: Косово

3. Самопровозглашенные государства -

Государства, провозгласивший себя суверенным, но не признанный мировым сообществом.

Самопровозглашенные государства – около 120.

НКР Нагорная Карабахская Республика (1991-92)

ПМР Преднестровская Молдавская Республика (1990)

Сахарская Арабская Демократическая Республика (1976)

Республика Сербская Крайна (2005)

Турецкая Республика Северного Кипра (1983)

Султан Сулу в Малайзии (2010)

Государство Шан (1996) –территория Мьянмы.

Тамил-Илам (Шри-Ланка). Мирный договор подписан в 2009 году. Территория заселена тамильским населением на острове

Страна Басков (де-факто его нет, хотя есть организация, которая борется за его создание)

Другие самопровозглашенные:

Абхазия - согласно конституции Грузии, является автономной республикой в составе этого государства; с 1992 года - фактически самостоятельна. Государственная самостоятельность Абхазии c 2008 года признана 6 государствами - членами ООН - Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Вануату и Тувалу

Южная Осетия - согласно конституции Грузии, входит в состав нескольких районов Грузии. В 1991 году получила фактическую независимость, которая с 2008 года признана 5 государствами - членами ООН: Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру[ и Тувалу.

Свободный Кашмир, провозглашённый в октябре 1947 года в знак протеста против непопулярного в Кашмире махараджи Хари Сингха. После Первой индо-пакистанской войны сложились сегодняшние фактические границы, включающие лишь западные части географических регионов Кашмир и Джамму (то есть оба основных города - Сринагар и Джамму - остались в Индии). Согласно резолюциям ООН, статус Кашмира должен определиться путём плебисцита или референдума; от идеи проведения второго Индия отказалась, разъяснив, что решение местного совета, давшего согласие на нахождение в составе Индии, является заменой плебисцита. Пока он не проведён, Свободный Кашмир фактически является провинцией Пакистана. Формально Азад Кашмир не отделяется от индийского штата Джамму и Кашмир, а существование свободного государства является аналогией Свободной зоны в Сахарской АДР. Раздел Джамму и Кашмира по религиозному признаку, предложенный посланником ООН сэром Оуэном Диксоном в сентябре 1950 года, отклонён и Индией, и Пакистаном.

Сомалиленд (с 1991). Находится на северо-западе Сомали. В мае 1991 года северные кланы провозгласили Независимую Республику Сомалиленд, включавшую в себя 5 из 18 административных регионов Сомали. Продолжает отстаивать свою независимость.

Пунтленд (с 1998). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства, до 2010 года являлся основной его опорой в борьбе с радикальными исламистами.

Джубаленд (1998-1999, с 2011). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства. По состоянию на 2008 год находился под контролем Временного сомалийского Федерального правительства лишь номинально. В начале 2011 года на севере Джубаленда фактически утвердилось новое правительство, союзное Переходному федеральному правительству и противостоящее Аш-Шабаабу.

Галмудуг (с 2006)Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства; не упоминается в англоязычной прессе с декабря 2006 года.

Химан и Хеб (с 2008). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства.

Авдаленд (с 2010) Считает себя независимым от Сомалиленда (провозгласив себя автономных государством в Сомали), планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства.

Азания (с 2011). Создана в апреле 2011 года в части Джубаленда, граничащей с Кенией. Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства; по некоторым данным - уже признана Кенией.

4. Распространение сепаратизма в мире.

Сепарати́зм - политика и практика обособления, отделения части территории государства с широкой автономии (индивидуальная свобода действия; самостоятельность).

Сепаратизм принято подразделять на два вида: религиозный и этнический. Сепаратизм также различается по целям, которые преследуют соответствующие группы людей. Во-первых, выделяют сепаратизм, целью которого является отделение и образование нового независимого государства, яркими примерами такого сепаратизма являются курдский сепаратизм в Турции и уйгурский сепаратизм в Китае и Средней Азии.

Можно прогнозировать отделение некоторых государств:

Например, в Испании – Каталония (своя экономика, своя культура, свой язык);

страна Басков (на севере Испании. Тоже свой язык, своя история); Галисия

(самая западная. Кельты, юбки, волынки).

Франция: Корсика (корсиканский язык); Бретаны

Ирландия: Северная Ирландия

5. Формы государственного устройства .

Монархии : 28 (Самоа в океании до 2007 года, Непал до 2008).

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру, хану) и передаётся по наследству.

· Абсолютные (Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар) Арабские

Вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

· Конституционные (Марокко, Иордания, Кувейт, Лихтенштейн, Монако) Арабские + Европа

Власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству.

· Парламентские (Великобритания, Дания, Швеция, Нидерланды)

Разно­видность ограниченной монархии, в рамках которой конституционно-правовой статус, правомочия и реальная власть монарха серьезно огра­ничены конституцией, принятой на демократической основе, избираемым парламентом, сосредоточивающим в себе законодательную власть, и ответственным только перед парламентом правительством, осуществляющим управление страной.

· Теократические (Ватикан)

политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. Система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам

Республики (всего 140):

Президентские

Парламетские (Германия, Италия, Греция)

Признаки республики

· Глава государства – президент; парламент; кабинет министров

· Парламентская республика (правительство подконтрольно парламенту, парламент по партийным спискам) Например, Италия

· Президентская республика (избрание президента – прямое голосование, выборщики; президент назначает или формирует правительство)

· Смешанная республика (Польша, Литва, Португалия, РФ)

· Выборность верховных органов государственной власти и должностей на определенный срок (можно вообще и продлевать как бы – Венесуэла)

· Юридическая ответственность главы государства, право на импичмент

· Принцип разделения властей (каждая власть самостоятельна, это обеспечивает баланс)