Каково влияние ожиданий общества на поведение человека. Влияние общества на развитие личности

Кварчия Амир Рудольфович – студент кафедры Промышленного и гражданского строительства Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье раскрыто понятие личности. Освещено влияние общества на человека. Приведены аспекты жизни, которые оно регулирует.

Ключевые слова: Личность, жизнь, влияние, поведение, успех.

Появляясь на свет, младенец уже приобретает статус индивида. Так же имеет свою индивидуальность, но личностью он становится только под влиянием общества. Рассмотрим, какую же роль оно играет в развитии личности человека.

Личность явление культурной революции. Предположение, что общество оказывает большое влияние на нее, имеет место быть. Общество, в широком смысле, это отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает себя индивидов и способы взаимодействия людей. В узком смысле, общество – это объединение людей, связанных общим социальным признаком и общей деятельностью, отношения в котором регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Человек, всю свою жизнь находится в обществе. Если это младенец, то его первое общество это родители, которые его окружают, воспитывают. Для школьника, уже круг общения расширяется. Помимо родителей появляются такие группы общения как одноклассники, друзья, сверстники. И с каждым периодам жизни человека круг все больше расширяется.

Каждое общество вносит свою лепту в развитие личности.

Учитель в школе, сосед по парте, партнер по команде в футбольной секции, тренер и этот список можно продолжать до бесконечности. Каждое слово может повлиять на человека и изменить его отношение к чему либо. Так и формируется сознание, мировоззрение. Конечно, не любое мнение переворачивает представление о мире. Каждое слово осмысляется человеком и проходит ряд внутренних мысленных фильтров, подобно производству, какого либо продукта на фабрике, и в итоге пройдя множество умственных обработок, выходит сложившиеся мнение.

Происходит социализация индивида. А люди, которые влияют на человека, которых мы немного выше перечислили, называются агентами социализации.

Создатель теории психоанализа Фрейд считал, что в антропо-социогенезе - процессе возникновения и развития человека и общества - главной причиной является биологическая. По его мнению, она коренится в решающем влиянии на человека бессознательного начала, заключающегося в его психике, инстинктах, унаследованных от предков. В свою очередь, общество для защиты от нежелательных животных инстинктов пытается создавать противовесы, например, в виде норм морали, культуры.

И все же, полагал Фрейд, эти бессознательные биологические инстинкты, в первую очередь половые, играют решающую роль в поведении человека.

Формирование личности, процесс весьма сложный и многоплановый. На него влияют множество факторов.

Социальное окружение - это главный фактор, который влияет на личность, её развитие, формирование индивидуальных качеств. Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность.

В наше время, общество представляет собой некую культурную область, попадая в которую, индивид подвергается нападению мнений, оценок. Много людей, которые стремятся навязать свои интересы и свое отношение к чему либо. Конечно, этому нужно уметь противостоять и как уже говорилось выше, строить внутреннюю систему мыслительных «фильтров».

Таким образом, мы рассмотрели, как общество оказывает влияние на личность и на ее развитие. В свою очередь проявление личности так же не проходит бесследно для окружения человека.

Список литературы

  1. 1. Федосеенков А.В. Социальнаямаргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  2. 2. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М.Человек и общество (культурология). –Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
  3. Андреева И.Л «Социальная психология» М., 1994 г.
  4. В.А. Горянина «Психология общения», Академия, 2002 г.

Человек живёт и развивается в обществе, которое определяет его поступки и стремления. Но зачастую между личностью и коллективом, в рамках которого она вынуждена существовать, возникают противоречия, которые очень сложно решить. Можно ли быть полноценной частью социума, при этом, не теряя собственной индивидуальности? Стоит ли подчиняться тому, что другие считают правильным и единственно возможным? Возможно ли, обрести внутреннюю гармонию в узких рамках диктуемых обществом правил и условий? Чтобы ответить на эти вопросы, многие знаменитые авторы рассуждали, как решается проблема взаимодействия человека и общества. В этой подборке мы перечислили самые яркие аргументы из литературы, иллюстрирующие влияние коллектива на личность.

  1. В драме А.Н. Островского «Гроза» обособленный, замкнутый в своей ограниченности город Калинов живёт согласно патриархальным порядкам, многие из которых порядком обветшали и устарели. Однако, быт и нравы, господствующие здесь, исключают свободу выбора, принуждая каждого жителя следовать законам, основанным на страхе и обмане. Бунтующим героем в пьесе становится Катерина, готовая вступить в бой с вековой косностью, чтобы отвоевать своё право на любовь и свободу. Дабы избавиться от внутренней дисгармонии, обрести надежду на счастье, она бросает вызов условностям и домостроевским традициям. Однако героиня не способна противостоять тирании в одиночку. Отказываясь жить в неволе, она предпочитает погибнуть. В данном случае коллектив, опасаясь перемен, довел свободолюбивую личность до мятежа и отчаяния.
  2. Общество диктует человеку правила поведения и жизненные установки, в которых каждому необходимо выстраивать свою собственную модель поведения. Но соответствовать узким общественным стандартам для свободолюбивой и мыслящей личности становится невыполнимой задачей. В романе Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» социум давно утратил оригинальность и самобытность. Это мир механических будней, развлечений и телесериалов. В нем люди живут по четко отлаженным установкам, исключающим отказ от стереотипа. Гай Монтэг – пожарный. В его обязанности входит проводить обыски и сжигать книги, которые попадутся ему на глаза. Но очень скоро он понимает, что его жизнь представляет собой холодное посредственное существование, подчинённое абсурдным законам, лишённое мысли и тепла. Монтэг вступает в борьбу с прошлым своим существованием, бунтуя против уравнительных законов мира, которым больше не желает подчиняться. Так, авторитарное общество «выдавливает из себя» непокорных членов.
  3. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» герой-бунтарь – Евгений Базаров оказывается одиноким в своей верности идеям нигилизма. Его резкие суждения, философия всеобщего отрицания пугают и раздражают старшее поколение, воспитанное на традиционных представлениях о морали, культуре и этических нормах. Базаров уверен, что устаревшие ценности, прочно вошедшие в сознание и быт поколения «отцов», необходимо искоренить. Он чувствует своё несоответствие с обществом, в котором принужден существовать. Попытки неравной борьбы обрекают героя на одиночество и непонимание. Глубина и незаурядность личности Базарова не соответствуют обществу устоявшихся вековых традиций, которые тот пытается низвергнуть. В данном примере влияние общества выражается у личности в отрицании социальных традиций и закономерностей, как таковых.
  4. Противопоставление – излюбленный приём авторов, стремящихся показать в произведении острый социальный конфликт или актуальную для читателя проблему. Противостояние человека и общества – одна из сквозных тем романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», который считается одной из самых масштабных книг за всю историю литературы. Писатель создает живописные и во многом иронические образы посетителей салона Анны Павловны Шерер. Высшее общество Петербурга стеснено рамками принятого поведения. Их диалоги, рассуждения и мысли подчинены привычке, которая сделала их чопорными, тщеславными и лишёнными индивидуальности. В салоне поднимаются серьёзные общественно-значимые темы, которые перевираются, искажаются и упрощаются, превращаясь в пошлые беседы и сплетни о том, что модно обсуждать. Даже патриотизм для Анны Павловны заключается только в том, что она принципиально отказывается разговаривать на французском языке. Для героев, знающих цену мысли и слову, пребывание в подобных гостиных превращается в пытку. Так, общество вынуждает Болконского бежать прочь от мирной жизни и искать свое место на войне. Но влияние социума сказалось на целях, которые первоначально ставил герой: он хотел славы ценою крови. Это желание было искусно навязано ему в праздной болтовне о гении Наполеона, которого превозносили при дворе.
  5. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» автор рисует быт и нравы патриархальной деревеньки, где каждый живёт в границах искусственно созданного уютного мирка, подчиненного личным интересам и эгоизму. И только простая деревенская женщина Матрена всю свою жизнь отдает на служение и помощь людям, а страдания и многочисленные потери не озлобляют её души. Она совсем не богата: любовно поливает цветы в кадках, растит картошку, заботится о хромой кошке, и, конечно, помогает соседям, которые пользуются её бескорыстностью. С гибелью героини рушится и всё, созданное ею с таким усердием: односельчане с жадностью обсуждают её жизнь, делят имущество, растаскивают по лоскуткам пожитки. Каждый не может удержаться от своей примитивной оценки: они смеются над Матреной, осуждают ее за открытость и искренность. Мир, в котором Матрена видела столько тепла и любви, оказывается к ней жестоким и несправедливым. Зато героиня не поддалась тлетворному влиянию деревенских нравов и сохранила индивидуальность.
  6. Велика ли цена за человеческое счастье? Можно ли измерить его земными благами и богатством? Что в жизни по-настоящему значительно и ценно? В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» никто из героев не задается подобными вопросами, ведь, в сущности, ответ на каждый из них очевиден: чем больше денег, тем счастливее человек. Пароход «Атлантида», на котором путешествуют герои, – это общество людей циничных, успешных и, разумеется, богатых. В центре повествования — образ состоятельного господина, путешествующего с семьей, посвятившего свою жизнь накоплениям, которые позволяют ему приобрести все удовольствия, которые только можно купить за деньги. Однако оказывается, что в мире существуют вещи, не подверженные отношениям купли-продажи. Перед лицом смерти господин оказывается беззащитным, брошенным на произвол судьбы, лишним на веселом празднике людского тщеславия. Смерть героя, ещё недавно уважаемого всеми, воспринимается как досадная неприятность. Общество, полноправным членом которого ещё совсем недавно мнил себя господин, отрекается от него. И такой же финал ждет каждого человека, превратившегося в безликого «господина» в угоду коллективу, который превращает своих членов в универсальные копии друг друга.
  7. «…Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…» — задумчиво произносит Воланд в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Действительно, сколько бы ни существовал род человеческий, слабости его всегда одни и те же: жажда денег и признания. Общество на страницах романа колоритно в своей примитивности: члены писательского объединения МАССОЛИТ занимаются бесцельной графоманией, пишут бездарные стихи и мечтают о «творческих отпусках». А зрители театра «Варьете» в безумном порыве кидаются на сцену в попытках поймать падающие с потолка червонцы. Все они – бездарны и мелки в своем существовании, подчиненном незначительным, вещественным целям. В этом вечная меркантильная сущность человеческой природы, которая не подвластна времени и истории. Это общество подминало под себя всех москвичей, а тех, кого не удавалось, вычеркивало из жизни с помощью критиков Латунских и им подобных. Пошлые, обывательские, ложные ценности распространялись через тот же МАССОЛИТ по цене «судачков а-ля натюрель» и захватывали умы людей, делая их однотипными и безликими.
  8. Общество может уничтожить человека. Может ли человек, бросив вызов обществу, одержать победу? Едва ли. В повести А. Куприна «Олеся» героиня воспитывается вдали от крестьянской деревни. Она не знакома с бытом и нравами живущих там людей, ей чужды их традиции и взгляды, точно так же, как чужды и предрассудки. Она вольна в своих действиях и решениях. Её любовь к случайному гостью Ивану Тимофеевичу — это простое и сильное чувство, которому не может быть преград в её естественном, живущем по закону природы мире. Однако под гнётом суеверных предрассудков и неоправданной злости крестьян, не принимающих девушку, героиня вынуждена сдаться обстоятельствам и отвергнуть возлюбленного.
  9. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» общество, в котором оказывается Чацкий, едва ли ценит достоинства личности, измеряя всех и каждого исключительно размером кошелька. Нет здесь представлений о благородстве и долге, есть только блестящие перспективы и высокие должности. В центре такого общества Александр Чацкий оказывается лишним, осмеянным, поскольку преследует иные цели, не гонится за чинами и богатством. Он бросает вызов фамусовскому обществу, презирает Молчалина, готового пойти на обман и лицемерие с выгодой для себя. Чацкий отказывается принимать жизнь такой, какой ее видят окружающие, сохраняя верность себе. Он не способен лгать и притворятся там, где необходимо сказать правду. Чацкий остро чувствует уродство и ограниченность людей, которые ещё совсем недавно были дороги ему, поэтому покидает дом Фамусова. Так, влияние общества не коснулось героя, он сумел устоять и спасти свою личность от нравственного падения.
  10. Что заставляет человека отказываться от своих идеалов, упрощать свою жизнь до примитивных радостей и удовольствий? Главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч» Дмитрий Старцев под влиянием общества, которое обозначило круг его общения и интересов, превращается из добродушного, подвижного, чувствительного человека в тяжелого на подъем, эгоистичного, ограниченного обывателя, которого знакомые по-домашнему называют «Ионыч». Узкие рамки той среды, в которой вынужден проживать герой, его духовная слабость и нежелание действовать делают из него футлярного персонажа, человека без имени. Он вынужден принять бесцельность своего существования и жить согласно условиям того мира, с которым он не нашел в себе силы вступить в борьбу.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ваше счастье и самочувствие не должно полностью зависеть от других людей, не смотря близкие люди это или нет. Но дело в том, что наше окружение влияет на нас, влияет на наше отношение к миру и отношение к самим себе.

Мы становимся похожими на тех людей, с которыми общаемся. Выбирайте свое окружение – какими мы не были бы уникальными, оно все равно влияет на нас — Роберт де Ниро

Многие взаимосвязи с людьми могут совершенно не помогать нам, а быть лишь в тягость. Такие люди не поддерживают нас в полной мере, а могут даже забирать нашу энергию, наши силы, мотивацию и нашу радость. Беда в том, что мы это можем и не замечать, до той поры пока не произведем зачистку и не сменим круг общения. Мы привыкаем к тяжесть таких отношений, к постоянному ежедневному дискомфорту.

Жизнь слишком прекрасна и коротка, чтобы тратить время на людей, которые плохо к вам относятся. Окружите себя людьми, которые вдохновляют вас, заставляют радоваться и улыбаться. Людьми, которые помогут вам, когда плохо на душе. Людьми, которые не пользуются вас. Людьми, которые искренне заботятся о вас. Именно они достойны быть в вашей жизни.

Как определить тех людей, которые не приносят вам пользы? Тех людей которые тянут вас вниз и не дают развиваться? Тех людей которые воруют ваше счастье?

Вот несколько признаков, того что вы находитесь в неправильном окружении:

Влияние общества на человека. Вам говорят, что вы не достаточно хороши для чего то?

Не позволяйте чужим мнениям о вас рушить ваш внутренний стержень — внутреннюю силу и дух. Никогда не жертвуйте тем кто вы есть и к чему стремитесь лишь потому, что кто-то еще считает по-другому. Иногда даже те, кого вы считаете близкими и кому доверяете могут небрежно раздавить ваш потенциал и не сказать ни слова. Ваши идеи могут разбивать в пух и прах, не оказывать ни малейшей эмоциональной поддержки, пытаясь убедить вас отказаться от вашей истиной сути, от вашего нового состояния, которое вы можете так и не приобрести, если пойдете на поводу и таких людей.

На практике хватает всего нескольких негативных высказываний, чтобы убить мечту человека. Не говорите таких вещей другим, и не слушайте тех, кто так делает. Не позволяйте людям останавливать вас и слушайте, когда вам внушают, что вы не можете сделать что-то. Если у вас есть мечта и вы ею увлечены — защищайте ее. Когда другие не могут сделать что-то самостоятельно, они говорят, что у вас тоже ничего не получится. Это ложь. Помните, что люди мыслят в пределах их собственных ограничений.

Не позволяйте несведущим убедить вас, что вы не достаточно сильны или умны.Окружите себя людьми, которые укрепляют вашу веру — тех, кто видит величие в вас, даже если вы этого не видите.

Окружающие (близкие люди) не поддерживают вашу сущность или, что еще хуже, высмеивают ее.

Мы все странные в некотором роде. Это отличие может показаться нам тяжестью, но это не так. Это то что делает нас неповторимыми и уникальными. Наша духовная природа — совершенна, а наши странности и отличия — это наша «изюминка».

Все имеют право быть тем, кто они есть. Каждый заслуживает любви и уважения, без условий и без претензий. Каждый человек имеет право на жизнь и на жизнь такую, какую он хочет. Никто не имеет право оскорблять и причинять вред никому другому. Каждый человек имеет право быть счастливым, не чувствуя себя виноватым. Это относиться и к вам!

Всегда выбирайте свою правду, даже если рискуете навлечь на себя насмешки других. Не «подделывайте» себя и не подстраивайте себя под те принципы которые вам навязывают. Это нормально, делать то, что вы хотите делать. Это нормально — быть счастливым являясь самим собой и жить своей жизнь. Это нормально, сказать нет другим и да собственным желаниям. Примите себя и выберите свое окружение из тех, кто ценит ваше решение.

Нет большей свободы, чем быть тем, кто вы есть.

Вас уважают только тогда, когда вы живете по их правилам и не идут на уступки.

Настоящие друзья (и семья) будут всегда идти на компромисс. Когда есть разногласия, вы сможете принять решение, которое будет приемлемо для обеих сторон, в котором нет необходимости другому человеку отказываться от своих побуждений, в котором обе стороны будут чем то жертвовать и что-то давать взамен. Если от вас требуют и ничего не предлагают — стоит задуматься.

Нужна смелость, чтобы столкнуться лицом к лицу со своими врагами, и еще больше мужества столкнуться с самыми близкими людьми. Будьте сознательны, наблюдайте как люди относятся к вам. При необходимости, противодействуйте им. Делайте все, что нужно, чтобы дать себе шанс жить так, как вам велит сердце.

Тренируйте внутреннего наблюдателя. Прислушивайтесь к внутреннему голосу. Попробуйте то, что вы хотите сделать, сходите туда, где вы хотите очутиться. Исследуйте свою интуицию. Не принимайте ложных выборов только потому, что кто-то не чувствует, то что вы чувствуете. Не позволяйте другим управлять вашими мечтами и вашим будущим.

Сделайте то что вы очень давно хотели, но не делали потому что другие в вас не верили. Не слушайте никого, Вы заслуживаете лучшего.

Влияние общества на человека. Окружение создает и подпитывает отрицательные эмоции внутри вас.

Это не просто оставаться в хорошем самочувствии, когда тебя окружает негатив. Не допускайте что бы он проник в вашу голову. Это ваша жизнь. Вы не можете контролировать все, что делают люди рядом с вами, но вы можете решить, что вы будете делать и как будете проводить свое время. Вы решаете, что впускать в свой ум и сердце, а что нет. Вы решаете, кого взять с собой завтра, а кого оставить.

Чем больше «правильных» людей в вашем окружении тем сильнее вы становитесь.

Они укрепляют ваше убеждение в том что вы неполноценны.

Помните если вы привыкли говорить себе, что вы не достойны, что вы неполноценны — вы обречены на провал. Вам никогда не будет комфортно в отношениях с людьми которые укрепляют такие негативные убеждения.

Это относиться как к внутренним так и к внешним проявлениям, что особенно важно для девушек. Нас заставляют верить, что загорелые блондинки с голубыми глазами — это идеал. Но на самом деле, оригинальность — вот что красиво. Ваши глаза красивы, ваш кожа, волосы, улыбка, голос, смех и личность в целом. Все это — ваша личная красота неповторимой уникальной сущности.

Если вам говорят, что ваша естественная красота неполноценна — стоит задуматься.

Их нет рядом, когда вы в них нуждается больше всего и просите об этом.

Окружите себя такими людьми, которые верит в вас и готовы поддержать вас, не смотря на то хорошо вам или плохо. В самые тяжелые периоды своей жизни, вы увидите истинное лицо тех людей, которые говорят, что заботятся о вас. Помогайте другим людям, заботьтесь о своих близких и осознавайте свою ценность.

Следите за своим окружение, некоторые люди заставляют вас терять энергию, а другие приносят радость вашей душе. Не гонитесь за теми кто вас не ценит, не пытайтесь заставить кого-то принять вас, любить вас и ценить вас, если вам не идут навстречу.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА НА ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНОСТИ НА ОБЩЕСТВО

Каждый человек связан с обществом множеством нитей. Материальные условия его жизни всецело зависят от достигнутого в ту или иную эпоху уровня развития производительных сил общества. Его духовные интересы, образ мышления, нравственные принципы - все это результат общественного воздействия, все несет на себе отпечаток и существующих общественных порядков, и традиций (национальных или общечеловеческих), сформированных длинным рядом поколений.

«Если человек по природе своей общественное существо,- писал К. Маркс,- то он, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе, отдельных индивидуумов, а по силе всего общества». Здесь глубоко выражена мысль об общественном происхождении человека, его слитности с обществом. Человек не может выразить себя иначе, как через общественную деятельность. Больше того, сама его сущность определяется прежде всего тем, насколько полно участвует он в жизни общества, насколько глубоко захватывает его движение истории. Ярко сказал об этом В. Белинский: «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем».

Имея в виду социальную сущность человека, его взаимоотношения с обществом, мы употребляем понятие личность.

Общество в целом и в частности непосредственно окружающая человека социальная среда оказывают решающее воздействие на формирование его личности. Но нельзя не видеть и обратной связи. Общество в конечном счете складывается из множества личностей. Каждая вещь Должна быть кем-то изготовлена, каждая идея должна созреть в чьей-то голове, каждое слово должно быть кем-то произнесено. Общественное богатство и культура создаются совокупным трудом отдельных людей. Интенсивность и полнота жизни общества, темпы его роста зависят, с одной стороны, от общественного строя, а с другой - от творческой энергии его членов, от степени развития и применения к делу их способностей, от их отношения к труду и других нравственных качеств.

Таким образом, отношение «личность - общество» представляет взаимодействующую систему, причем характер взаимодействия отличается здесь исключительной сложностью. На протяжении всего развития человеческой цивилизации это отношение находилось в центре внимания философии и этики, то есть учения о морали, служило предметом политических дискуссий, одной из вечных тем литературы и искусства. Широкий спектр этических взглядов замыкается двумя крайними мнениями: тех, кто выступает за освобождение личности от всякой ответственности перед обществом, и тех, кто ратует за полное подчинение личности обществу. Независимо от того, какое политическое содержание вкладывается в эти требования, они антигуманны.

Для полноценного развития личности человеку необходимо общение с другими людьми. В противном случае социальные нормы и ценностные ориентации, установленные в обществе, не будут восприняты или воспримутся искаженно. В демократическом обществе индивидуальные права священны. Группа позволяет человеку выстроить верную самооценку, ведь только с помощью взгляда со стороны можно правильно воспринять и оценить себя. Влияние группы не заканчивается на оценке личности, с ее помощью можно изменить себя - убрать негативные качества, развить позитивные. Группа реагирует на изменение личности, и человек может с помощью обратной связи получать информацию о правильности направления своего развития.

Группа - это не однородная масса, в ней присутствуют люди различного уровня развития, обладающие различными знаниями, умениями, навыками. Общаясь с группой, человек получает возможность общаться с теми, у кого он может учиться чему-либо. Общение с теми, кто более развит, заставляет подтянуться к более высокой планке, устанавливает более высокий стандарт, чем тот, что есть у одиночки, и человек в группе стремится к лучшему - ведь он знает, что лучшее существует, одиночка же об этом и не подозревает. Воспитание человека может быть осуществлено только группой людей. Только прямое общение в группе, личные контакты и достижение открытости с другими людьми дают человеку возможность воспринимать чужой и передавать свой жизненный опыт. Это и элементарные навыки (например - перед едой нужно мыть руки), и использование речи, и нравственные ценности, и даже способность к различным видам деятельности. Разнообразие групп, в которых участвует человек за свою жизнь, дает разнообразие возможностей и направлений в развитии. Более того, другие члены групп являются не только примером для подражания или источником обучения, но и стимулом для дальнейшего развития, ликвидации комплексов детства и полноценного формирования убеждений. Ценность некоторых групп состоит именно в том, что они дают необходимые положительные эмоции, положительную обратную связь, которая стимулирует дальнейшее развитие человека в выбранном направлении. Давно замечено, что группа оказывает существенное влияние на поведение отдельного человека. Часть изменений, порождаемых влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.

Каждая из групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей. Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с развитыми, культурными людьми, жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки, как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей. Кроме этого общество помогает накопить человеку его жизненный опыт.

Замечено, что, чем больше жизненный опыт человека, тем правильнее он воспринимает и понимает людей. Правда, речь идет не о количественном выражении жизненного опыта, не просто о возрасте человека, а о том, как часто данному человеку приходилось общаться с разными людьми, по разным поводам в различных жизненных ситуациях. Когда мы говорим о знании психологии людей, то имеем в виду следующее. Есть люди, которые в силу своих способностей, вследствие накопленного жизненного опыта, по причине своей профессии лучше других знают и понимают людей. Это характерно для тех людей, которые умеют сопереживать, сочувствовать людям, ставить себя в их положение, принимать людей такими, какие они есть, понимать мотивы их поведения. Это люди, которым в силу складывающихся жизненных обстоятельств часто приходится не только общаться с людьми, но оказывать на них влияние, убеждать, привлекать на свою сторону, побуждать к определенным поступкам.

Есть такие виды профессиональной деятельности, которые предполагают не только постоянное и активное общение человека с разными людьми, но развитое восприятие и правильную личностную оценку. Это, например, врачи, учителя, психологи, политики, актеры, режиссеры и другие.

В общении с человеком может сложиться ситуация, в которой он лучше всего проявит себя. Это позволит наблюдающим за ним людям точнее и правильнее воспринять и понять его. Можно сознательно создавать такие ситуации, в которых человек сам будет разносторонне себя проявлять, и внимательно наблюдать за его реакциями именно в этих ситуациях. Такие ситуации можно, например, создать непосредственно в процессе общения с человеком, обратившись к нему с какими-либо заранее обдуманными словами или предприняв в отношении его сознательное, целенаправленное действие, рассчитанное на определенную реакцию с его стороны.

Отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью; группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки; от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков. Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

Помимо положительного воздействия группа может оказать и отрицательное влияние на человека. Такое случается, например, тогда, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересов всего общества. В психологии это называют групповым эгоизмом.

Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей. Известный ученый В.М. Бехтерев, проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, выяснил, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением большинства, сдерживаются, подавляются в своем развитии. История России XX в. знала множество примеров, когда выдающиеся композиторы, художники, ученые, писатели исключались из профессиональных союзов и даже преследовались. Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь во мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений. Так же из-за группы человек может приобретать множество вредных привычек. Например, под давление людей он может начать курить, он может изменить себя и свой характер в отрицательном направлении.

Существуют три способа реагирования человека на давление группы. Первый -- внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. Второй -- конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. Третий способ реагирования на требование группы - сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов.