Экзальтированный - это чувствительный и добрый человек. Что такое экзальтированность? Экзальтация это хорошо или плохо

- На экзальтированного поклонника, которому только и надо, что под окном

кумира ночи напролёт стоять, он, извини уж, не похож. - А почему «извини»?
- Ну, мало ли. Вдруг ты в кои-то веки решил обзавестись поклонником. Причём

непременно экзальтированным. А я отнимаю у тебя последнюю надежду.

Макс Фрай. Ключ из жёлтого металла

Экзальтированность (Экзальтированный) как качество личности – склонность проявлять повышенное настроение с чрезмерной воодушевленностью, неумеренной и безудержной восторженностью по поводу самых простых вещей и событий, избыточно бурной эмоциональной реакцией, переоценкой своих качеств, внешности, способностей и возможностей.

Однажды в жаркий летний день сосед позвал Ходжу в гости. Подали в большом кувшине сладкий сироп. Хозяин дал Ходже чайную ложку, а себе взял целый половник и начал черпать сироп из кувшина. Сколько Ходжа не старался, но угнаться за ним не мог. А хозяин всякий раз, как зачерпнёт, впадает в состояние экзальтации, восклицая от восторга: - Ох, умираю! Я этого не перенесу! Пища Богов! Умереть и не жить!

В конце концов, Насреддин швырнул чайную ложку и выхватил у хозяина половник: - Сосед! Дай и мне хоть раз умереть!

Экзальтированность – возбуждённая восторженность, воодушевленная оживлённость. Экзальтированность постоянно находится в возбужденном состоянии и непрекращающейся восторженности. Когда к ней случайно забегает соседка одолжить соль, она кричит: — Боже, какой счастье, что вы заглянули ко мне на огонек. Я Вас обожаю, и давно мечтала познакомиться с таким прекрасным и замечательным человеком.

То есть малозначащий факт вызывает у экзальтированности бурный эмоциональный всплеск и безграничные переживания. Если бы у соседки в руках был котенок, экзальтированность, наверняка, испытала бы ощущение полного счастья и чувство эмоциональной переполненности. Но, если бы соседка, сославшись на занятость, отказалась бы войти, ее настроение перевернулось бы на сто восемьдесят градусов, сменившись отчаянием и полным унынием.

Перепады настроения от страстного ликования до смертельной угнетенности и тоски – почерк экзальтированности. Малейшая неудача, легкое разочарование для обычного человека может стать искренним и глубоким горем для экзальтированности. У неё всегда включены кнопки «Слезы счастья» и «Готовность к отчаянию».

Жил один богатый коллекционер древних статуй, которых у него было великое множество. Они стояли по аллеям его красивого парка. Знакомые направили к богачу одного молодого студента с рекомендацией от местного Исторического общества, чтобы тот мог ознакомиться с удивительной коллекцией.

Управляющий доложил хозяину о прибытии гостя, встретил его и повел по дорожкам парка к дому. Охваченный любопытством, студент останавливался возле каждой статуи, восторженно вздыхал, впадал в уныние и отчаяние, что таких статуй нет в его обществе, затем опять, как в лихорадке, дрожал от радости и восторга около очередной статуи и глотал слёзы горести от понимания, что их никогда у него не будет. В конце концов управляющий не выдержал: - Господин, вас, собственно, кому представить: статуям или их владельцу?

Экзальтированность видит или приукрашенный, нарядный мир, или ярко выраженный черный цвет действительности. Имея тягу к прекрасному, экзальтированность обладает хорошим вкусом: из нее получаются хорошие артистические натуры, художники, дизайнеры, оформители. Любовь к высокому искусству, природе, религиозные переживания, увлечение спортом, мировоззренческие искания способны всецело, до глубины души поглотить внимание экзальтированного человека. Безудержно мечтательная и фантазийная экзальтированность использует в своем речевом общении повышенные тона, красочные обороты, витиеватые описания. Экзальтированным людям близко сострадание, искренность и альтруизм. В то же время, они склонны к паникерству, влюбчивости и словоохотливости.

Бурно выражая свои чувства, экзальтированность может через неделю смертельно надоесть любому самому терпеливому партнеру. Кому понравятся ежеминутные вскрики: — Нет! Ты не представляешь, как я тебя люблю! Я тебя обожаю!? И это произносится везде – за обедом, на улице, в автомобиле. Даже туалет и ванная не спасает от посягательств экзальтированности. Неудивительно, что партнеры с завидным постоянством сбегают от нее, набив оскомину от таких необузданных проявлений любви.

Экзальтированность – это переменное состояние: либо в невероятном счастье, либо в безысходном горе. Готовая сейчас обнять весь мир, через минуту, вся в слезах она трагическим голосом возвещает: — Всё пропало!

Как выясняется, по ошибке стерся телефон подруги на мобильнике. Позже она вспоминает, что он есть в записной книжке и его знают другие ее знакомые. Экзальтированность на сто процентов уверена в изысканности своих вкусов, манер, уникальности мировоззрения. Она всегда права, все остальные недоумки.

Ф.М. Достоевский создал незабываемые образы экзальтированных женщин в романах «Идиот» — Настасью Филипповну и «Братья Карамазовы» — Катерину Ивановну. Катя никогда не любила своего жениха, над ней властвовала мысль — спасти его. Поэтому она и стала его невестой. Вообразив себя спасительницей, она произносит: «- А коли так, то он еще не погиб! Он только в отчаянии, но я еще могу спасти его… Я хочу его спасти навеки! Пусть он забудет меня как свою невесту! И вот он боится предо мной за честь свою!? Ведь вам же, Алексей Федорович, он не побоялся открыться? Отчего я до сих пор не заслужила того же? — Последние слова она произнесла в слезах; слезы брызнули из ее глаз».

Экзальтированность заставляет ее позвать к себе домой Грушеньку — соперницу в отношениях с Митей, чтобы сделать ее своей союзницей в деле спасения Мити. Она в восторге от Грушеньки: «Грушенька, ангел, дайте мне вашу ручку, посмотрите на эту пухленькую, маленькую, прелестную ручку, Алексей Федорович; видите ли вы ее, она мне счастье принесла и воскресила меня, и я вот целовать ее сейчас буду, и сверху, и в ладошку, вот, вот и вот!.. — И она три раза как бы в упоении поцеловала действительно прелестную, слишком, может быть, пухлую ручку Грушеньки». Однако Катерине Ивановне пришлось испытать душевные муки разочарования. Грушенька не соглашается спасать Митю и заявляет: «- Так и оставайтесь с тем на память, что вы-то у меня ручку целовали, а я-то у вас совсем нет. Так я и Мите сейчас перескажу, как вы мне поцеловали ручку, а я-то у вас совсем нет. А уж как он будет смеяться!» Настроение Катерины Ивановны делает резкий разворот. Теперь Грушенька становится «беспутной женщиной» и «созданием, всегда готовым к услугам». Далее «с Катериной Ивановной сделался припадок. Она рыдала, спазмы душили ее. Все около нее суетились».

Отдельный разговор о ее поведении во время суда. Сначала она защищает Митю, доходя до самоунижения. В своих свидетельских показаниях она рассказывает, как однажды, спасая отца, пришла просить у Мити денег: «Тут было что-то беспримерное, так что даже и от такой самовластной и презрительно-гордой девушки, как она, почти невозможно было ожидать такого высокооткровенного показания, такой жертвы, такого самозаклания. И для чего, для кого? Чтобы спасти своего изменника и обидчика, чтобы послужить хоть чем-нибудь, хоть малым, к спасению его, произведя в его пользу хорошее впечатление».

Но через несколько минут она слушает свидетельские показания брата Мити, Ивана, которого любит больше, чем своего жениха. Иван обвиняет себя в подстрекательстве к отцеубийству. И вот тут-то разбушевавшиеся чувства заставляют Катерину Ивановну занять абсолютно противоположную позицию. Потрясенная жалостью к Ивану, а может быть, и объятая страхом, что его признания будут приняты всерьез, она почувствовала жестокую ненависть к Мите, считая его ответственным за душевное заболевание брата. Она кричит: «Я пробовала победить его (Митю) моей любовью, любовью без конца, даже измену его хотела снести, но он ничего, ничего не понял. Да разве он может что-нибудь понять! Это изверг!»

Достоевский продолжает: «О, разумеется, так говорить и так признаваться можно только какой-нибудь раз в жизни — в предсмертную минуту, например, всходя на эшафот. Но Катя именно была в своем характере и в своей минуте. Это была та же самая стремительная Катя, которая кинулась тогда к молодому развратнику, чтобы спасти отца; та же самая Катя, которая давеча, пред всею этою публикой, гордая и целомудренная, принесла себя и девичий стыд свой в жертву, рассказав про «благородный поступок Мити», чтобы только лишь сколько-нибудь смягчить ожидавшую его участь. И вот теперь точно так же она тоже принесла себя в жертву, но уже за другого, и может быть только лишь теперь, только в эту минуту, впервые почувствовав и осмыслив вполне, как дорог ей этот другой человек».

Дойдя до предела эмоционального возбуждения после своего свидетельского показания против Мити, Катерина Ивановна впадает в истерический припадок: «Минута же мщения слетела неожиданно, и все так долго и больно скоплявшееся в груди обиженной женщины разом, и опять таки неожиданно, вырвалось наружу. Она предала Митю, но предала и себя! И разумеется, только что успела высказаться, напряжение порвалось, и стыд подавил ее. Опять началась истерика, она упала, рыдая и выкрикивая. Ее увели».

Другой пример экзальтированности. Николай Ростов – герой романа Льва Толстого «Война и мир» с восторгом и воодушевлением принял весть о войне. Мечты о славе, храбрости, женской восторженности буквально усадили его в седло и погнали на войну. Увидев войну воочию, его экзальтированность перешла в другую крайность: «И разгоряченная, чужая физиономия этого человека, который со штыком на перевес, сдерживая дыхание, легко подбегал к нему, испугала Ростова. Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам, что было силы. Не с тем чувством сомнения и борьбы, с которым он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом».

С хвостом годов юношеская экзальтированность Ростова поутихла, свой долг – защищать Родину, он рассматривает прагматично: «Николай Ростов без всякой цели самопожертвования, а случайно, так как война застала его на службе, принимал близкое и продолжительное участие в защите отечества и потому без отчаяния и мрачных умозаключений смотрел на то, что совершалось только в России. Если бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, то он бы сказал, что ему думать нечего, что на то есть Кутузов и другие». Словом, с возрастом экзальтированность Николая Ростова прошла, как «с белых яблонь дым».

Петр Ковалев 2013

Под экзальтированностью некоторыми ошибочно понимается вычурность в одежде, какой-то особый внешний шик в человеке, выделяющий его из окружающей серой массы. В то время как экзальтированность – это черта характера, темперамент, а отсюда – манера поведения и в определенной степени стиль жизни человека.

Социологи трактуют понятие «экзальтация», как, возбужденное, восторженное состояние, болезненную оживленность. Существует такое выражение: «впасть в экзальтацию». Подобное состояние присуще художественным натурам, живущим на эмоциях. Они крайне впечатлительны. Любовь к природе, искусству, мировоззренческие поиски могут захватить экзальтированную личность до глубины души. Они глубоко переживают неудачи родных и близких им людей, просто знакомых, в то время, когда самим потерпевшим трагедия не видится такой уж масштабной. Сострадание к животному, одинокому и несчастному на их взгляд, может также довести таких людей до отчаяния. Экзальтированная дамочка в порыве сострадания способна подобрать на улице и унести домой «брошенного» котенка, а на следующий день, после того, как он «сделал лужу» в ее туфлю, внутренне мучаясь и прячась от чужих глаз, отнесет его обратно.

Также под понятием «экзальтация» понимается кратковременный период повышенной возбудимости нервной и мышечной тканей, сменяющийся затем фазой несколько сниженной возбудимости. Смена настроения, восторженности и разочарования – свойственны людям этого типа. Они словоохотливы, часто спорят, но редко скатываются до открытых конфликтов.

Массовая экзальтация

Состояние экзальтации может одновременно охватывать большие группы людей в виде стихийного возбуждения на определенные события – пожар, землетрясение, другие природные, а также социальные явления. Восторженное, крайне возбужденное состояние масс может быть вызвано искусственно. Например, явление массовой экзальтации проявляется на концертах поп-звезд, во время и после крупных спортивных соревнований.

Экзальтация в астрологии

Термин «экзальтация» используют и астрологи. У них он означает положение планеты в определенной части ее траектории, пути. Планета в экзальтации – значит планета не дома, не в своей обители. Она в «гостях» и в то же время на работе. Ее воздействие на знак Зодиака иное. Считается, что если в обители планета действует на интуитивно-инстинктивном уровне, то в экзальтации – на эмоционально-чувственном.

Психология рассматривает экзальтированность как проявление темперамента, приближенного к психопатии . Немецкий психиатр Карл Леонгард первым описал понятие экзальтированности, выделил и классифицировал этот тип, а также охарактеризовал его как «темперамент тревоги и счастья» .

Проявления экзальтации свойственны определенным типам темперамента: сангвинику и холерику. Женщинам экзальтация в поведении присуща чаще, чем мужчинам. У людей из актерской среды экзальтация является присущей им особенностью, которая помогает им в профессии.

Проявления экзальтированности

Экзальтированность – это склонность к преувеличению и резким переходам от состояния счастья к непомерному горю.

Как рано начинает проявляться экзальтация

В поведении детей довольно раннего возраста экзальтация достаточно частое явление. В возрасте 2–5 лет почти каждый ребенок время от времени закатывает истерики с громким плачем, может переходить от радостного настроения к печали и слезам. Иногда дети закатываются смехом так, что их невозможно успокоить, иногда возбужденно бегают, размахивают руками и кричат, привлекая внимание. Можно сказать, что все это свойственно определенному этапу роста и развития каждого индивидуума.

В дальнейшем основная масса людей начинает контролировать свои эмоции и поведение – что можно считать признаком зрелости . Но отдельные личности могут оставаться вечным ребенком и заслуженно снискать о себе мнение, как об экзальтированном человеке.

Отношение окружающих к экзальтированным людям

Как все чрезмерное, экзальтация подвержена порицанию. У таких людей:

  • Часто возникают конфликты с окружающими.
  • Им стараются не давать важных поручений по работе.
  • Глубоких дружеских отношений с ними тоже не завязывают, так как им трудно доверять. Никогда не знаешь, что может « выкинуть » такая личность в следующую минуту.

Экзальтация – это огромная проблема близких той личности, которой свойственен подобный темперамент. Жить рядом с подобным человеком равносильно местопребыванию возле спящего вулкана. Совместное существование с такими людьми полно сюрпризов, и не всегда приятных.

Как живется экзальтированной личности

Не все индивидуумы с подобным темпераментом считают его проявления своей проблемой . Уверенность в собственной непогрешимости так и не дает им понять, что в большинстве своих жизненных неудач им некого винить, кроме самих себя . Эти люди часто совершают ошибки. Будучи плохо приспособленными к быту, они не справляются с « прозой жизни » , могут спиться, погрязнуть в житейских проблемах, необдуманно лишиться жилья.

В начале жизненного пути, пока рядом родители , близкие люди – в их судьбе участвуют и не дают свершиться чему-то непоправимому. С годами этих людей чаще, чем остальных, начинает преследовать одиночество . Можно вспомнить достаточно много таких изломанных судеб на примерах великих художников и известных артистов, умерших в одиночестве и нищете.

Но даже если сам человек осознает свою особенность и хотел бы избавиться от экзальтированности – увы. Свой природный темперамент и психические особенности никому не дано изменить силой одного лишь желания и знанием того, что такое экзальтация.

Экзальтированный тип личности






ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ

ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ

ЭКЗАЛЬТИРО́ВАННЫЙ , экзальтированная, экзальтированное; экзальтирован, экзальтированна, экзальтированно (книжн.).

1. Находящийся в состоянии экзальтации. Экзальтированный человек.

2. Порожденный, вызванный, проникнутый экзальтацией. Экзальтированный поступок. Экзальтированный взор.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ" в других словарях:

    - (от слова экзальтация). Восторженный, легко восхищающийся. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ восторженный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф.,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Воодушевленный, восторженный, возбужденный Словарь русских синонимов. экзальтированный см. восторженный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    экзальтированный - ая, ое. 1. Находящийся в экзальтации. БАС 1. Княгиня продолжала заниматься его перевоспитанием со всем увлечением экзальтированной женщины. Салт. Госп. Ташкентцы. Экзальтированный человек. Уш. 1940. 2. Относящийся к экзальтации, свойственный… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Толковый словарь Ожегова

    ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ, ая, ое; ан, анна и ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ, ая, ое; ан, анна (книжн.). Находящийся в экзальтации, проникнутый экзальтацией. Экзальтированное поведение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    экзальтированный - экзальтировать, экзальтированный и устаревающее экзальтировать, экзальтированный … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Прил. 1. соотн. с сущ. экзальтация, связанный с ним 2. Свойственный состоянию экзальтации, характерный для него. 3. Находящийся в состоянии экзальтации. 4. Вызванный состоянием экзальтации. 5. Выражающий состояние экзальтации. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Экзальтированный, экзальтированная, экзальтированное, экзальтированные, экзальтированного, экзальтированной, экзальтированного, экзальтированных, экзальтированному, экзальтированной, экзальтированному, экзальтированным, экзальтированный,… … Формы слов

    экзальтированный - экзальт ир ованный; кратк. форма ан, анна … Русский орфографический словарь

    экзальтированный - кр.ф. экзальти/ро/ван, экзальти/ро/ванна, ванно, ванны; экзальти/ро/ваннее … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Шизофрения. Том 1
  • Шизофрения. Том 2 , Ландауэр Исаак. История России XX века - череда трагических событий, показавших, насколько легко люди оказываются готовы вершить чужие судьбы и приводить в исполнение смертные приговоры. Огромные масштабы…

АФФЕКТИВНО-ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

Аффективно-экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения. Описываемый темперамент может действительно оказаться ослабленной формой этого заболевания, но такая взаимосвязь не обязательна. В случаях, когда наблюдается чистая аффективная экзальтация, тем более не может быть и речи о патологии.

Аффективно-экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Темп нарастания реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью. Аффективно-экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски», говоря словами поэта, у них один шаг. Экзальтация в незначительной мере связана с грубыми, эгоистическими стимулами, гораздо чаще она мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения – все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души.

Другой полюс его реакций – крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра уже было бы забыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощущает болезненнее, чем сам пострадавший. Страх у людей с таким темпераментом обладает, по-видимому, свойством резкого нарастания, поскольку уже при незначительном страхе, охватывающем экзальтированную натуру, заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот), а отсюда и усиление психических реакций.

Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим темпераментом особенно часто обладают артистические натуры – художники, поэты. Артистическая одаренность представляет собой нечто в корне иное, чем научные способности в определенной области, например в математике. В чем заключается причина данного явления?

Во-первых, я полагаю, что сама по себе одаренность еще не обеспечивает возможности создания произведения искусства. Такое произведение рождается лишь тогда, когда творец способен к высокому накалу эмоциональных переживаний. Если человек обладает глубоким умом и практическим здравым смыслом, то ничто не помешает ему развивать свои математические, технические или организационные способности. Но при подобной разумной практической установке данное лицо не пишет стихов и не сочиняет музыку, хотя его природных данных хватило бы на это.

Во-вторых, эмоции сами по себе позволяют создавать верное суждение о возникающем произведении, давать ему верную оценку. Уровень науки измеряется ее прикладным значением, ценность же художественного произведения познается лишь по эмоциональному воздействию. Из этого следует, что неотъемлемым свойством поэта или художника прежде всего должна быть эмоциональная возбудимость. Вторым стимулирующим моментом для артистической натуры может быть наличие демонстративных черт характера. Наконец, с третьим моментом мы столкнемся, рассматривая интровертированность.

Конфликты артистических натур с жизнью часто происходят из-за слишком большой чувствительности, «проза» жизни, ее подчас грубые требования им не по плечу.

Например, избыток чувств у Гельдерлина стимулировал его поэтическое творчество, но одновременно не давал приспособиться к повседневным жизненным требованиям. Возможно, его постоянная эмотивная возбудимость носила болезненный характер, так как во второй половине жизни у него развилось тяжелое психическое заболевание (моя работа на данную тему издана в 1964 г.).

Гельдерлин всю жизнь больше страдал, чем испытывал порывы восторженной радости, но это было связано с большими жизненными трудностями, которые ему пришлось испытать из-за чрезмерной чувствительности. К началу душевного заболевания эта исключительная эмотивная возбудимость еще возросла. В письме к В.Ланге он пишет: «Поверь мне, дорогой! Я боролся до смертельного изнеможения, чтобы сохранить высшую жизнь, в вере и в созерцании, о, да! Я боролся, страдая невыразимо, и полагаю, что мучения мои превышают все, когда-либо испытанное человеком». В подобных жизненных гиперболах мы не только узнаем Гельдерлина, но одновременно получаем представление о силе импульсов, которыми возбудимость питала его поэтическое вдохновение.

Выдающийся немецкий лирик приведен мною как пример. Подобным же образом, хотя, возможно, и не в такой степени, эмотивная возбудимость является базой создания художественных произведений у многих артистических натур. Добавим к этому закономерное стремление художника отразить в своем творчестве то, что его так сильно и глубоко захватывает.

Негативный «полюс» аффективно-экзальтированного темперамента можно наблюдать на следующем примере.

Клаус Э. , 1928 г. рожд. Мать – экзальтированная женщина, для которой характерно, с одной стороны, чувство восторженности, с другой – подверженность печальным переживаниям. В детстве Клаус боялся темноты. В темноте ему постоянно казалось, что кто-то стоит за спиной, – он оглядывался и быстро убегал, сердце его бешено колотилось. Это был молчаливый, замкнутый человек, не любивший выступать публично: при этом он терял голос и сильно потел. Клаус Э. не выносил, когда при нем били животных, испытывал при этом «щемящую тоску», но, так как его «душило волнение», не мог произнести ни звука в защиту бедного четвероногого. Его захватывают различные торжественные мероприятия: «Когда исполняются торжественные гимны, я прямо боюсь заплакать, все от растроганности...» Нечто подобное Клаус испытывает и во время посещений театра. Однако сам играть он не может и никогда не мог, у него начинается «сценическая лихорадка» и точно «ком в горле стоит». Он очень любит музыку, нежную, лирическую, подобную «Грезам» Шумана, но и хор из «Летучего голландца» ему нравится. В 25 лет он поступил в вуз, с увлечением занимался 2 года, после чего наступил срыв. Клаус Э. заболел. Мать послала ему значительную сумму на покупку продуктов, но он, поддавшись на уговоры товарищей, растратил все эти деньги на спиртное и устроил пирушку. «Бог мой, да я ведь из самых дружеских чувств, надо же помогать друг другу!» Этот случай послужил началом. Теперь после всяких мелких неудач, часто вызывающих у Клауса сильное угнетение, он все чаще выпивает. По этому поводу к нам и обратилась его мать.

Можно сказать, что в характере данного обследуемого преобладает «готовность к отчаянию». Уже ребенком он часто находился во власти грустных и тревожных переживаний. Позже он все чаще стал приходить в отчаяние, когда не мог чего-нибудь добиться, часто им овладевал страх. То, что эти колебания были связаны с типичным темпераментом тревоги и счастья, подтверждается умилением Клауса при всяких торжественных мероприятиях: в данном случае это состояние символизирует чувство счастья, а слезы его в этот момент – это слезы счастья.

Поэты и художники часто отличаются экзальтированным темпераментом, о чем свидетельствуют приводимые ниже примеры.

Мартин Р. , 1901 г. рожд., поэт-лирик. В 62-летнем возрасте, когда он явился на прием ко мне, он больше занимался переводами стихов с иностранных языков. Р. отличался музыкальными способностями, и стихи свои он скорее воспринимал «как песни». Некоторое время он занимался рекламными плакатами. На всей его жизни лежит отпечаток бурных эмоциональных переживаний и волнений. Р. с детства был увлекающейся натурой, в школе он принимал активное участие в общественной работе. Однажды дело чуть не дошло до школьной забастовки, организованной Р. как протест против одного тщеславного и нетерпимого учителя. Позже увлечения в основном касались музыки, поэзии и красивых женщин. Свою нынешнюю жену Р. патетически обрисовал как «чудо-женщину». Для Р. характерны постоянные колебания между воодушевлением и крайним пессимизмом при пустяковых неудачах. В последнем случае у него появлялись и суицидальные мысли. На встречу с нами Р. пришел угнетенный: почечная колика навела его на мысль о том, что у него рак.

Р. – типичный лирик. В данном случае интересно то, что порывы отчаяния связаны с мыслями о самоубийстве.

Перехожу к характеристике личности художницы, описанной ранее Торсторф.

Аделе Г. , 1901 г. рожд., мать имбецильного ребенка, который именно вследствие своего заболевания стал ее любимцем. Она самоотверженно ухаживает за ним.

Г. живет ради больного сына и ради искусства. Она увлекается «всем прекрасным». При первом своем визите (ей было тогда 63 года) она заявила мечтательно: «Писать картины – величайшая для меня радость. Я не могу не писать их!» Красота природы служила как бы настроем, и ее начинало тянуть к кисти: «Я пишу лишь мотивы, вызывающие внутреннюю радость. У меня потребность излить в красках ощущение счастья, которое дает мне природа. Когда я иду по лугу или по лесу, то чувствую несказанное счастье. И думаю: „Вот это прекрасно, это ты напиши!“ Счастья без живописи для меня не существует!» Когда ее спросили, почему она так старается, ведь она никогда своих картин не выставляет, она ответила: «Я не ставлю себе этой цели. С меня достаточно сознания, что я могу нарисовать это...» Интересно и такое ее высказывание: «Когда я вижу цветок, мне хочется проникнуть в его сущность. Вот, например, календула – сколько радости излучают эти лепестки благодаря их желтому сиянию!». Или вот еще: «Трудно нарисовать человеческое лицо. Все хочешь угадать за внешними очертаниями выражение самой души».

Способностью испытывать огромное воодушевление объясняется тот факт, что Г. отдавалась живописи, творчеству с большим вдохновением. Второй полюс представлен у нее трогательной заботой о сыне, глубоким состраданием к этому слабоумному ребенку.

Следующий пример, ранее описанный Зайге.

Мартин Ц. , 25 лет, с детства был музыкален, охотно пел. По окончании средней школы стал учеником слесаря. Во время одной радиопередачи у него неожиданно были обнаружены певческие данные. Он стал брать уроки пения, а затем начал выступать с эстрадным оркестром. Поет он на радио и телевидении в развлекательных программах, но мечтает участвовать в ревю и в мюзиклах, так как его интересует не только пение, но и артистическое оформление. Уже и сейчас Ц. пытается сопровождать пение выразительной мимикой, жестами.

Обследуемый характеризует себя как человека весьма темпераментного. Он быстро воодушевляется и в такие минуты чувствует себя «сверхсчастливым». Но так же быстро он может впасть в глубокую меланхолию или в состояние тревоги; в такие моменты он близок к отчаянию. К уравновешенному состоянию он возвращается пол влиянием жены. В общем у Ц. преобладает повышенное настроение, он считает себя оптимистом, от радости готов иногда «на столе танцевать». Ц. нетрудно погрузиться в настроение, которого требует эстрадный номер, и тогда его исполнение получается очень убедительным. Он честолюбив, но справедлив, не злопамятен и не умеет постоять за себя.

Однажды Ц., очень встревоженный, прибежал к зубному врачу, который незадолго до этого поставил ему две коронки. Боли не было, но коронки «безумно мешают»; он не сможет ни петь, ни выступать. Ц. уже видел себя безработным. Врач успокоил Ц., за что тот благодарил его в весьма высокопарном стиле. Через несколько дней певец сообщил, что у него все в порядке.

Глубокая восторженность, связанная у Ц. с профессией эстрадного певца, объясняется его возбудимостью, склонностью к экзальтации. Случай с коронками свидетельствует о лабильности его психики со склонностью к чрезмерной тревоге.

Из книги Акцентуированные личности автора Леонгард Карл

АФФЕКТИВНО-ЛАБИЛЬНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ Аффективно-лабильные, или (при ярко выраженных проявлениях) циклотимические, личности – это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступает то один, то другой из этих двух

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

АФФЕКТИВНО-ЛАБИЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ Некоторые люди обладают особым психологическим складом, который характеризуется изменчивостью настроения без внешнего повода. Такие люди то весьма деятельны и болтливы, то медлительны и скупы на слова. Изменчивость (лабильность)

Из книги Как узнать и изменить свою судьбу автора Литвак Михаил Ефимович

ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые1) регулируют

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

3. Темперамент Темперамент - постоянные и устойчивые, индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик - основные типы темперамента. Каковы

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – это индивидуальное свойство психики, которое определяет динамику деятельности человека, темп психических процессов. Отличительные признаки темперамента – это, во-первых,

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

1. Темперамент 1. История представлений о темпераменте.2. Типы темпераментов. Свойства темпераментов.3. Индивидуальный стиль деятельности.4. Темперамент и проблемы воспитания.1. Темперамент представляет собой сочетание свойств, определяющих динамику функционирования

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Аффективно-лабильный темперамент Аффективно-лабильные, или (при ярко выраженных проявлениях) циклотимические, личности - это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступает то один, то другой из этих двух

Из книги Основи загальної психології-2. Том II автора Полозенко О В

Аффективно-экзальтированный темперамент Аффективно-экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

6.1 ТЕМПЕРАМЕНТ 1. Поняття про темперамент.2. Фізіологічні основи темпераменту.3. Психологічна характеристика темпераменту.4. Головні властивості темпераменту.5. Темперамент і особистість.6. Вплив темпераменту на діяльність

Из книги Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей автора Сурженко Леонид Анатольевич

Из книги Семейное воспитание ребенка и его значение автора Лесгафт Пётр Францевич

§77. Темперамент Ещё со времён древности принято различать четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся: 1) в эмоциональной возбудимости

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

Из книги автора

ТЕМПЕРАМЕНТ Темпераментом можно назвать степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого проявления по времени, т. е. силу и быстроту проявлений действий и чувствовании, а также силу и быстроту развития желаний отдельного лица. Можно

Из книги автора

6.1. Темперамент Понятие темперамента. Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей его природной организации. Среди индивидуальных особенностей, характеризующих поведение человека, его деятельность и общение, особое место