В помощь школьнику. Окуджава Булат: биография, личная жизнь, творчество, память Общественная деятельность, политические взгляды

Поэт, бард. В кино выступал как актёр, сценарист, автор песен и стихов.

Родители были репрессированы, мальчик рос у бабушки в Москве, в 1940 году переехал к родственникам в Тбилиси.
Участник Великой Отечественной войны.
Окончил Тбилисский государственный университет (1950). Работал учителем.
Публиковался с 1953 года, выступал с концертами. Один из общепризнанных основоположников «авторской песни». Писал песни для кинофильмов Марлена Хуциева, Валерия Рубинчика, Петра Тодоровского, Владимира Мотыля, Динары Асановой, Андрея Смирнова и других режиссёров.
Автор незабываемых песен: «Опять весна на белом свете», «Я вновь повстречался с надеждой», «Часовые любви». Сборники стихов: «Лирика» (1956), «Острова» (1959), «Веселый барабанщик» (1964), «По дороге к Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976). Повести: «Будь здоров, школяр» (1961), «Фронт приходит к нам» (1967). Исторические повести: «Бедный Авросимов» (1969, «Глоток свободы» - 1971), «Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль» (1971). Романы «Путешествие дилетантов» (1-2 кн., 1976-1978), «Свидание с Бонапартом» (1983).
В 1997 году указом Президента РФ утверждено положение о Премии имени Булата Окуджавы за «создание произведений в жанре авторской песни и поэзии, вносящих вклад в российскую культуру».
В Переделкино (Подмосковье) открыт музей Б.Ш. Окуджавы.

Его отец — Шалва Окуджава — был по национальности грузином, мать — Ашхен Налбандян — армянкой.

В 1934 году с родителями переехал в Нижний Тагил, где отца назначили первым секретарем городского комитета партии, а мать — секретарем райкома.

В 1937 году родители Окуджавы были арестованы. 4 августа 1937 года Шалва Окуджава по ложному обвинению был расстрелян, Ашхен Налбандян сослана в Карагандинский лагерь, откуда вернулась лишь в 1955 году.
После ареста родителей Булат с бабушкой жил в Москве. В 1940 году переехал к родственникам в Тбилиси.

С 1941 года, с начала Великой Отечественной войны, работал токарем на оборонном заводе.

В 1942 году, после окончания девятого класса, ушел добровольцем на фронт. Служил на Северо-Кавказском фронте минометчиком, затем радистом. Был ранен под Моздоком.

«В сорок втором году, после девятого класса, семнадцати лет, я добровольно ушел на фронт. Воевал, был минометчиком, рядовым, солдатом. В основном — Северокавказский фронт. Ранен под Моздоком из немецкого самолета. А после излечения — тяжелая артиллерия резерва Главного командования…
Вот и все, что мне удалось повидать.

До Берлина я не дошел.

Я был очень смешной солдат. И, наверное, толку от меня было немножко. Но я очень старался делать так, чтобы все были довольны. Я стрелял, когда нужно было стрелять. Хотя честно вам скажу, что не с большой любовью я стрелял, потому что убивать людей — это не очень приятная вещь. Потом — я очень боялся фронта.

Первый день я попал на передовую. И я, и несколько моих товарищей, такие же, как я, семнадцатилетние, очень бодро и счастливо выглядели. И на груди у нас висели автоматы. И мы шли вперед в расположение нашей батареи. И уже представляли каждый в своем воображении, как мы сейчас будем прекрасно воевать и сражаться.

И в тот самый момент, когда наши фантазии достигли кульминации, вдруг разорвалась мина, и мы все упали на землю, потому что полагалось падать. Но мы упали, как полагалось, а мина-то упала от нас на расстоянии полукилометра.

Потом все, кто находился поблизости, шли мимо нас, а мы лежали. Все проходили по своим делам, а мы лежали. Потом мы услышали смех над собой. Подняли головы. Поняли, что пора уже вставать. Встали и тоже пошли.

Это было первое наше боевое крещение. Тогда я первый раз узнал, что я трус. Первый раз. Кстати, должен вам сказать, что до этого я считал себя очень храбрым человеком, и все, кто был со мной, считали себя самыми храбрыми.

А потом шла война. Я многое узнал и увидел… И еще узнал, что все, кто были со мной, они тоже боялись. Одни показывали вид, другие не показывали. Все боялись. Это немножечко утешило.

Впечатление от фронта было очень сильное, потому что я был мальчишкой. И потом уже, впоследствии, когда я стал писать стихи, первые мои стихи были на военную тему. Много было стихотворений. Из них получились песни. Из некоторых. Это были в основном грустные песни. Ну, потому что, я вам скажу, ничего веселого в войне нет».



Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил свою первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось…», текст которой не сохранился.
Окуджава: «Ничего веселого в войне нет».
В 1945 году Окуджава демобилизовался и вернулся в Тбилиси, где экстерном сдал экзамены за среднюю школу.
В 1950 году окончил филологический факультет Тбилисского государственного университета, работал учителем — сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи, затем в Калуге.
Подрабатывал корреспондентом и литературным сотрудником калужских областных газет «Знамя» и «Молодой ленинец».

Первое стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 году в газете Закавказского военного округа «Боец РККА». Затем стихи поэта регулярно печатались и в других газетах.

В 1946 году Окуджава написал первую из сохранившихся песен «Неистов и упрям».

В 1956 году, после выхода в Калуге первого сборника стихов «Лирика», Булат Окуджава вернулся в Москву, работал заместителем редактора по отделу литературы в газете «Комсомольская правда», редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Принимал участие в работе литобъединения «Магистраль».

В 1959 году в Москве вышел второй поэтический сборник поэта «Острова».

В 1962 году, став членом Союза писателей СССР, Окуджава ушел со службы и полностью посвятил себя творческой деятельности.
Автор сборников лирики «Веселый барабанщик» (1964), «По дороге к Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976) и других.

В 1996 году вышел последний поэтический сборник Окуджавы — «Чаепитие на Арбате».

C 1960 х годов Окуджава много работал в жанре прозы. В 1961 году в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в 1987 году), посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма. Повесть получила отрицательную оценку официальной критики, обвинившей Окуджаву в пацифизме.

В 1965 году Владимиру Мотылю удалось экранизировать эту повесть, дав фильму название — «Женя, Женечка и «катюша». В последующие годы Окуджава писал автобиографическую прозу, составившую сборники рассказов «Девушка моей мечты» и «Заезжий музыкант», а также роман «Упраздненный театр» (1993).
В конце 1960 х годов Окуджава обратился к исторической прозе. Отдельными изданиями вышли повести «Бедный Авросимов» (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (1976 — первая часть; 1978 — вторая часть) и «Свидание с Бонапартом» (1983).

Стихотворные и прозаические произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.

Со второй половине 1950 х годов Булат Окуджава начал выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель, став одним из общепризнанных основоположников авторской песни.
Окуджава является авторов более 200 песен
Наиболее ранние из известных песен Окуджавы относятся к 1957−1967 годам («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.). Магнитофонные записи его выступлений мгновенно разошлись по стране. Песни Окуджавы звучали на радио, телевидении, в кинофильмах и спектаклях.

Концерты Окуджавы проходили в Болгарии, Австрии, Великобритании, Венгрии, Австралии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Франции, Германии, Польше, США, Финляндии, Швеции, Югославии и Японии.

В 1968 году в Париже вышел первый диск с песнями Окуджавы. С середины 1970 х годов его диски выходили и в СССР. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевел на русский язык.
Концерты Окуджавы проходили в Европе, США, Канаде и Японии
Всенародную славу исполнителю принес фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» (1970), в котором исполнялась песня на слова поэта «Здесь птицы не поют…».

Окуджава — автор и других популярных песен для таких кинофильмов как «Соломенная шляпка» (1975), «Женя, Женечка и «катюша» (1967), «Белое солнце пустыни» (1970), «Звезда пленительного счастья» (1975). В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80 фильмах.

В 1994 году Окуджава написал свою последнюю песню — «Отъезд».

Во второй половине 1960-х Булат Окуджава выступил как соавтор сценария картин «Верность» (1965) и «Женя, Женечка и «катюша» (1967).

В 1966 году написал пьесу «Глоток свободы», которая через год была поставлена сразу в нескольких театрах.

В последние годы жизни Булат Окуджава был членом учредительного совета газеты «Московские новости», «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерний клуб», членом Совета общества «Мемориал», вице президентом русского ПЕН центра, членом комиссии по помилованиям при президенте РФ (с 1992 года), членом комиссии по Государственным премиям РФ (с 1994 года).

23 июня 1995 года состоялся последний концерт Окуджавы в штаб квартире ЮНЕСКО в Париже.

12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в одной из клиник Парижа. Согласно завещанию, был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Окуджава был женат дважды.

От первого брака с Галиной Смольяниновой у поэта был сын Игорь Окуджава (1954−1997).

В 1961 году он познакомился со своей второй супругой — племянницей известного физика Льва Арцимовича — Ольгой Арцимович. Сын от второго брака Антон Окуджава (1965 года рождения) — композитор, аккомпаниатор отца на творческих вечерах последних лет.

В 1997 году в память о поэте указом Президента РФ было утверждено положение о Премии имени Булата Окуджавы, присуждаемой за создание произведений в жанре авторской песни и поэзии, вносящих вклад в российскую культуру.

В октябре 1999 года открылся Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы в Переделкино.

В мае 2002 года в Москве у дома 43 на Арбате был открыт первый и самый известный памятник Булату Окуджаве.

Фондом Булата Окуджавы ежегодно проводится вечер «Заезжий музыкант» в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве. Фестивали имени Булата Окуджавы проходят в Колонтаево (Московская область), на Байкале, в Польше и в Израиле.

Согласно краткой биографии Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве в многонациональной семье: его отец, Шалва Окуджава, был грузинских кровей, а мать, Ашхен Налбадян – армянских.

Через два года после рождения первенца, вся семья переехала на родину отца – в Тбилиси. Там Шалва Окуджава, убежденный коммунист, просто взлетел по служебной лестнице. Сначала он занимал должность секретаря Тбилисского горкома, а затем в 1934 году его попросили принять пост первого секретаря Нижнетагильского горкома партии.

Однако, в те годы советская репрессивная машина уже налажено и безостановочно работала. В 1937 году отец Окуджавы был арестован и приговорен к высшей мере наказания по подложным доказательствам. А Ашхен в 1938 году сослали в Карагандинский лагерь. Вернулась она через 12 долгих лет.

Окуджава воспитывался бабушкой, а в 40-ом перебрался к родственникам в столицу Грузии.

Военные годы

С началом войны против фашистских захватчиков Булат Окуджава решил во что бы то ни стало скорее попасть на фронт. Но юный возраст всё не давал осуществить задуманное. Лишь в 1942 году прямо из девятого класса добровольцем ушел служить. Сначала два месяца подготовки, а потом – миномётчик в 5-ом гвардейском Донском кавалерийском Казачьем корпусе.

Участвовал в боях под Моздоком. Но в конце 1942 года получил тяжелое ранение. Стоит кратко отметить, что по свидетельству самого поэта, ранен он был по глупости – шальная пуля. Было обидно и горько, ведь столько раз под прямым огнем оставался невредим, а здесь, можно сказать, в спокойной обстановке и такое абсурдное ранение.

После выздоровления на фронт так и не вернулся. Служил радистом в тяжелой артиллерийской бригаде. Первая песня в биографии Окуджавы появляется на фронте – «Нам в холодных теплушках не спалось».

Прозаик, поэт и бард

В послевоенные годы Окуджава возвращается в уже родной Тбилиси, сдает экзамены за старшие классы и поступает на специальность «филолог» в Тбилисский университет. Во время учебы он знакомится с Александром Цыбулевским, студентом и начинающим лириком, который во многом повлиял на его становление как поэта. В 50-м он получает диплом о высшем образовании и преподает русский язык и литературу в средней школе в деревне Шамордино, расположенной недалеко от Калуги. В 1956 году выходит в свет первый сборник стихов «Лирика».

Москва

В том же 1956 же году состоялся 20-й Съезд КПСС, главным итого которого стало осуждение культа личности Сталина .

Именно после него мать поэта была реабилитирована и им вдвоем разрешили снова перебраться в Москву. В столице Булат Окуджава вначале занимает должность заместителя редактора по разделу «литература» в «Комсомольской правде», затем работает редактором в «Молодой гвардии», и, наконец, переходит в издание «Литературная газета».

Не стоит на месте и творчество молодого поэта и начинающего прозаика. В 1961 году Константин Паустовский издает сборник «Тарусские страницы», в который было включено и произведение Окуджавы «Будь здоров, школяр». Несмотря на резкую негативную критику за пацифистское содержание, через четыре года повесть была экранизирована под новым названием – «Женя, Женечка и Катюша». Но критика досталась не только прозе автора. В 60-х подверглись гонению и песни барда. По заключению официальной комиссии они не могли до конца выразить настроения и чувства советской молодёжи. Впрочем, сама молодежь об этом не знала, и всегда стремилась попасть на концерты и творческие вечера знаменитого барда.

Всенародная слава пришла к Окуджаве после выхода художественного фильма «Белорусский вокзал». В нём звучит мощная, глубокая и вместе с тем тонкая песня «Здесь птицы не поют…».

Личная жизнь

В личном плане поэт и бард не был и не мог быть одинок: «на счету» – два официальных брака. К несчастью, первый брак Булата Шалвовича с Галиной Смольяниновой закончился разводом. Фоном во многом послужили две трагедии, случившиеся в семье: совсем в маленьком возрасте умирает дочь, а сын впоследствии пристрастился к наркотикам.

Ольга Арцимович, физик по профессии, становится второй женой Окуджавы. Это брак был намного счастливее. В нем на свет появляется сын Антон – в будущем замечательный композитор.

Другие варианты биографии

  • О Булате Шалвовиче ещё при жизни ходило множество легенд. Например, многие полагали, что его талант родился и расцвел во время войны. Однако, его жена Ольга утверждала обратное. На фронте его лирика была дилетантской, и большая часть не сохранилась. Самые лучшие произведения были созданы в 50-е годы.
  • Творческие люди, как правило, не обращают на быт никакого внимания. Но Булат Окуджава не входил в их число. Он умел все: и посуду помыть, и приготовить, и молотком поработать. При этом, главой семейства всё равно была Ольга Окуджава. Она решала, как действовать и когда. Он же её любил и слушался.
  • В 1991 году у Булата Окуджавы обнаружили серьезное заболевание сердце. Немедленно требовалась операция, которая в то время стоила не один десяток тысяч долларов. Конечно, у семьи такая сумма не водилась. Лучший друг поэта Эрнст Неизвестный даже собирался взять ссуду под залог своего дома. Но деньги собрали всем миром: кто доллар, кто сто.
  • Окуджава был атеистом, и все время говорил, что в Бога не верует. Но перед самой смертью всё же был, по настоянию жены, окрещен. Она полагала, что не мог человек такой громадной души быть неверующим.

Окуджава Булат Шалвович (1924-1997) – советский и российский поэт, прозаик и сценарист, бард и композитор. Самый яркий представитель авторской песни в СССР. На основе стихов собственного сочинения и народного эпоса Кавказа сочинил более 200 авторских и эстрадных песен.

Детские годы

Булат появился на свет 9 мая 1924 года в знаменитом московском родильном доме имени Грауэрмана. Семья, где родился мальчик, была большевистская. Его папу, Шалву Степановича Окуджаву, из Тифлиса направили в московскую коммунистическую академию на партийную учёбу. Отец по национальности был грузин, а мама, Налбандян Ашхен Степановна, армянка.

На московском Арбате в пятикомнатной квартире семье было выделено две комнаты. Через полгода после рождения Булата Шалву Окуджаву снова вызвали в Грузию в связи с партийной работой. Его жена с маленьким сыном и няней осталась в Москве.

В основном воспитанием Булата занималась няня, так как мама работала в партийном аппарате. Будучи взрослым, Окуджава вспоминал, что папа был таким далёким, как будто нарисованным, а мама почти призраком, который появлялся лишь по вечерам. Уставшая женщина приходила домой, когда её малыш уже спал, крепко прижимала тёплый комочек к себе, а сама продолжала думать о своих партийных делах.

Когда мальчику исполнилось 5 лет, приехал в Москву папа. Но спустя год его назначили на новую должность – первого секретаря Тифлисского городского комитета партии. На это раз Окуджавы все вместе уехали в Грузию.

Юность

Булат начал обучение в Тифлисской русской школе. Так как у него к тому времени обнаружился абсолютный слух, его дополнительно отдали заниматься в школу музыкальную.

На партийной работе в Грузии отец долго не задержался, так как у него произошёл конфликт с Берией, и Шалва Окуджава сам обратился к Орджоникидзе, чтобы его перевели на работу в Россию.

В 1932 году семья переехала в Нижний Тагил, где папа Булата возглавил строительство крупнейшего уральского вагонного завода. Окуджавы теперь жили далеко от центра СССР, а в Ленинграде именно в это время уже начало раскручиваться колесо политического террора. В семье Булата всё было спокойно, в 1934 году у него родился братик Виктор.

Но в 1937 году докатилось это кровавое колесо и до Нижнего Тагила. Шалва Степанович был арестован, а его супруга с двумя сыновьями снова переехала в Москву. Из партии её исключили, а вскоре арестовали. Булат вспоминал, как боялся тогда, чтобы их с братом не сдали в детский дом. Но мальчишек взяла на воспитание бабушка по материнской линии Мария Вартановна.

Все родственники помогали, насколько было возможно, но всё равно не хватало еды. Бабушка все силы отдавала присмотру за маленьким Витей, а 13-летний Булат полностью был предоставлен сам себе. Он рос обыкновенным «красным» мальчишкой, боготворил лётчика Чкалова и испанского коммуниста Долорес Ибаррури, мечтал стать героем Арктики, радовался успехам социализма, был уверен, что живёт в самой лучшей передовой стане мира. И не знал, что к тому времени уже был расстрелян отец.

Так как бабушке было тяжело с двумя мальчиками, Булата забрала к себе в Тбилиси сестра матери Сильвия. На летних каникулах он бывал там частенько, а теперь переехал на постоянное место жительства и осенью пошёл в грузинскую школу.

К этому времени юноша уже начал писать стихи. Дядя, послушав его сочинения, в шутку сказал, что его уже пора, как Пушкина, издавать. Наивный мальчик поверил и пошёл в издательство. Секретарь выслушал внимательно парнишку и сказал, что с удовольствием напечатал бы его стихи, но, к сожалению, в издательстве закончилась бумага.

А потом уже стало не до бумаги: началась война. Булат Окуджава ушёл на неё добровольцем. Под Моздоком его ранили, он попал в госпиталь. Поправившись, Булат вернулся на фронт, но ранение мучило постоянно, и его демобилизовали в 1944 году.

Окуджава вернулся в Грузию, экстерном окончил среднюю школу и стал студентом филологического факультета в университете.

Творческий путь

В 1950 году, получив диплом и распределение, Булат с женою Галей поехали в село Шамордино Калужской области, их направили туда в сельскую школу учительствовать.
Работа в школе ему совсем не нравилась, и Окуджава от этого страдал. Но работать в селе ему пришлось недолго: вскоре его перевели в Калугу. Поработав там немного учителем в школе, Булат устроился в местную газету.

В 1956 году к власти пришёл Н. С. Хрущёв, многие были реабилитированы, в том числе и родители Булата. Папа посмертно, а мама вернулась из Сибири в Москву и получила на Краснопресненской набережной двухкомнатную квартиру. Булат с женой и младшим братом поехали к маме в Москву.

Там он начал трудовую деятельность в издательстве «Молодая гвардия», потом возглавил отдел поэзии в «Литературной газете». На вечерах в «Литературке» Булат для тесного круга исполнял под гитару песни на собственные стихи. Коллеги пророчили ему большое будущее и неоднократно уговаривали переходить на сцену. Но он не придавал особого значения их словам.

Вскоре семье Булата Окуджавы выделили дачу в Шереметьево. Проживая на даче, у них появился определённый ритуал: по вечерам соседи, коллеги и друзья собирались у костра и слушали стихи и песни поэта. Московская интеллигенция начала наперебой приглашать его в свои дома на вечера, песни записывали на магнитофонные бобины. Так автор и исполнитель песен вышел в народ. Самого Окуджаву ещё плохо знали, но песни уже пела половина страны. «Виноградную косточку» и «Молитву» переписывали на бумаге вручную друг у друга.

Только в 1961 году прошёл первый сольный концерт Окуджавы. Ленинградский зал был переполнен.

В 1965 году увидела свет первая пластинка с песнями Булата.

В 1967 году за стих «Оловянный солдатик моего сына» Булат получил «Золотой венец» на поэтическом фестивале в Югославии. С большим успехом проходили его выступления в Париже, Германии, а вот в Советском Союзе он больших концертов не давал, выступал в домах культуры, институтах и библиотеках.

Но в 1970 году Окуджава получил всесоюзную славу после выхода на экраны фильма «Белорусский вокзал», где прозвучала его песня «Здесь птицы не поют…»
За свою творческую жизнь Булат написал песни ко многим популярным советским и российским фильмам:

  • «Женя, Женечка и «катюша»;
  • «Белое солнце пустыни»;
  • «Соломенная шляпка»;
  • «Аты-баты, шли солдаты»;
  • «Звезда пленительного счастья»;
  • «Покровские ворота»;
  • «Законный брак»;
  • «Турецкий гамбит».

Личная жизнь

Окуджава в молодости был очень влюбчивым. Девушки тоже не проходили мимо кареглазого красивого парня с копною чёрных кудрей. Сам по себе он был обаятельным, а к девушкам относился с таким уважением, что их это сразу подкупало. Но самое главное, почему вокруг него всегда были толпы девчат, – он изумительно пел под гитару.

В 23-летнем возрасте у него завязались бурные отношения с Галей Смольяниновой, учившейся с ним на одном факультете. Булат с Галей поженились, тогда он уже жил не с дядей и тётей, а снимал комнату в коммунальной квартире.

В 1954 году у пары родился сын Игорь. В 1962 году Булат и Галя расстались.

Когда Окуджаве было 38 лет, он познакомился с Ольгой Арцимович, которая потом стала его второй супругой и родила в 1964 году сына, названного в честь отца Булатом.

В 1997 году Окуджава с супругой отправились в путешествие по Европе. Он не любил на свой день рождения оставаться в Москве, так как ненавидел все эти чествования. Они побывали в Германии, потом поехали в Париж к друзьям. Там он заболел гриппом, поэта определили в госпиталь, но помочь уже не смогли, он умер 12 июня 1997 года.

Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924, Москва, СССР - 12 июня 1997, Кламар, Франция) - поэт, композитор, литератор,прозаик и сценарист. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е-1980-е годы.

Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье коммунистов, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии. Отец - Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель, мать - Ашхен Степановна Налбандян, армянка, родственница известного армянского поэта Ваана Терьяна.

Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тбилиси, учился в русском классе. Отец был повышен до секретаря Тбилисского горкома; из-за конфликта с Лаврентием Берией он обратился с письмом к Серго Орджоникидзе с просьбой направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на строительство вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил. Затем Шалва Степанович стал 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии и вскоре выписал семью к себе на Урал. Булат начал учиться в школе № 32.

Первое место жительства - ул. Арбат, д. 43, коммунальная квартира на 4-м этаже.

В 1937 году родители Булата были арестованы, отец был расстрелян по ложному обвинению 4 августа 1937 года, а мать сослана в Карагандинский лагерь, откуда она вернулась лишь в 1955 году. После ареста родителей Булат с бабушкой вернулся в Москву. Он редко говорил и писал о своих предках и о своей судьбе, лишь к концу жизни в автобиографическом романе «Упразднённый театр» (1993) рассказал о невзгодах своей семьи.

В 1940 году Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.

В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. Был ранен подМоздоком.

К этому времени относится его первая песня «Нам в холодных теплушках не спа́лось» (1943), текст которой не сохранился.

Вторая песня была написана в 1946 году - «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»).

После войны Окуджава поступил в Тбилисский государственный университет. Получив диплом, в 1950 году начал работать учителем - сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи.

В 1954 году, после встречи писателя Владимира Кобликова и поэта Николая Панченко с читателями в Высокиничском районе, Булат подошёл к ним и предложил послушать его стихи. Получив одобрение и поддержку, он перебрался в Калугу, где стал сотрудничать с газетой «Молодой ленинец» и в 1956 году выпустил свой первый сборник «Лирика».

В 1956 году после реабилитации родителей и XX съезда вступил в КПСС.

В 1959 году Окуджава вернулся в Москву. В том же году начал выступать как автор песен (стихов и музыки) и исполнять их под гитару, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956-1967) относится сочинение многих наиболее известных ранних песен Окуджавы («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.).

Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем - заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль».

В 1961 году ушёл со службы и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью.

В 1961 году в Харькове состоялся первый на территории СССР официальный вечер авторской песни Булата Окуджавы. Вечер был организован литературоведом Л. Я. Лившицем, с которым Б.Окуджаву связывали дружеские отношения.

В 1962 году Окуджава стал членом Союза писателей СССР. В том же году Окуджава впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».

В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «А нам нужна одна победа». Окуджава - автор и других популярных песен для таких кинофильмов, как «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и „катюша“» (в нём Окуджава в эпизодической роли поёт под гитару в солдатской форме) и др. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80-ти фильмах.

Окуджава стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с В. C. Высоцким и А.А. Галичем), который вскоре развили барды и который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Окуджава сформировал своё направление.

Первая пластинка с песнями Окуджавы вышла в Париже в 1968 году. В том же году в Польше вышла пластинка с песнями Окуджавы в исполнении польских артистов, и одна песня - «Прощание с Польшей» - в нём была в исполнении автора. С середины 70-х годов пластинки Окуджавы выходили и в СССР.

Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоёвывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом. Песни «Возьмемся за руки, друзья…», «Пока Земля ещё вертится…» («Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слетов КСП и фестивалей. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский.

Весьма плодотворным оказался творческий союз Булата Окуджавы с композитором Исааком Шварцем. Вместе они создали 32 песни, наиболее известные из которых - песня «Ваше благородие, госпожа Удача» («Белое солнце пустыни»), песенка кавалергарда из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка».

В 1961 году Окуджава дебютировал как прозаик: в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в1987).

Опубликованы повести: «Бедный Авросимов» («Глоток свободы») (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (часть 1. - 1976; часть 2. - 1978) и «Свидание с Бонапартом» (1983).

С началом перестройки Булат Окуджава стал принимать активное участие в политической жизни страны, заняв активную демократическую позицию.

С 1989 года - член-учредитель русского ПЕН-центра.

В 1990 году вышел из КПСС.

С 1992 года - член комиссии по помилованиям при Президенте РФ; с 1994 года - член комиссии по Государственным премиям РФ.

Был членом учредительного совета газеты «Московские новости», членом учредительного совета «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерний клуб», членом Совета общества «Мемориал».

В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

В 1990-е годы Окуджава в основном жил на даче в Переделкине. В эти годы Окуджава выступал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге, в США, Канаде, Германии и Израиле.

Памятник Булату Окуджаве на Арбате

23 июня 1995 года состоялся последний концерт Булата Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже (в пригороде Кламар), в военном госпитале.

Перед самой смертью Булат Окуджава был крещён с именем Иоанн в память о святом мученике Иоанне Воине. Это произошло в Париже по благословению одного из старцев Псково-Печорского монастыря.

Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

Вступил в КПСС в 1956 году, как только для этого появилась возможность (были реабилитированы родители). Вышел из КПСС в 1990 году, во время её распада.

Общественная деятельность, политические взгляды

Сохранились следующие воспоминания Олега Михайлова о разговоре с Окуджавой, состоявшемся в 1964 году.

… Вспоминаю, как в 1964 году небольшая группа молодых писателей приехала из Москвы в тогдашний Куйбышев. Гвоздём программы был, конечно, Булат Окуджава и его песни. Я в ту пору чуть не боготворил его (впрочем, многие песни ностальгически люблю и по сию пору). Как-то после очередного концерта за ужином я рассказал о моём (ныне покойном) друге Дмитрии Ляликове. Он, в частности, говорил, что когда на Кавказе узнали, что будто бы Сталин убил Кирова, то начали лучше относиться к Сталину. Слишком много зла натворил в тех краях «мальчик из Уржума». И услышал от Окуджавы:
- Этого человека надо расстрелять!
Я был поражен:
- Но почему же?
И Окуджава тихо, но непреклонно ответил:
- С Кировым работала моя мама…

К Сталину Окуджава относился определённо отрицательно. Вот фрагмент его стихотворения, написанного в 1981 году:

Ну что, генералиссимус прекрасный?
Твои клешни сегодня безопасны --
опасен силуэт твой с низким лбом.
Я счета не веду былым потерям,
но, пусть в своем возмездьи и умерен,
я не прощаю, помня о былом.

В 1993 году подписал «письмо 42-х» с требованием репрессий против участников событий октября 1993 года.

О сторонниках Руцкого высказался в интервью газете «Подмосковные известия» от 11 декабря 1993 года так:

Булат Шалвович, вы смотрели по телевизору, как 4 октября обстреливали Белый дом?
- И всю ночь смотрел.
- У вас, как у воевавшего человека, какое было ощущение, когда раздался первый залп? Вас не передёрнуло?
- Для меня это было, конечно, неожиданно, но такого не было. Я другое вам скажу. С возрастом я вдруг стал с интересом смотреть по телевизору всякие детективные фильмы. Хотя среди них много и пустых, и пошлых, но я смотрю. Для меня главное, как я тут понял: когда этого мерзавца в конце фильма прижучивают. И я наслаждаюсь этим. Я страдал весь фильм, но все-таки в конце ему дали по роже, да? И вдруг я поймал себя на том, что это же самое чувство во мне взыграло, когда я увидел, какХасбулатова и Руцкого, и Макашова выводят под конвоем. Для меня это был финал детектива. Я наслаждался этим. Я терпеть не мог этих людей, и даже в таком положении никакой жалости у меня к ним не было. И может быть, когда первый выстрел прозвучал, я увидел, что это - заключительный акт. Поэтому на меня слишком удручающего впечатления это не произвело. Хотя для меня было ужасно, что в нашей стране такое может произойти. И это ведь опять вина президента. Ведь это все можно было предупредить. И этих баркашовцев давно можно было разоружить и разогнать - всё можно было сделать. Ничего не делалось, ничего!
- А с другой стороны, если бы президент пытался что-то предпринять раньше, демократы первые начали бы заступаться: дескать, душат демократию…
- Вот-вот, у нас есть такая категория либеральной интеллигенции, которая очень примитивно понимает нашу ситуацию. С точки зрения идеально демократического общества - да. Но у нас, повторюсь, нет никакого демократического общества. У нас - большевистское общество, которое вознамерилось создавать демократию, и оно сейчас на ниточке подвешено. И когда мы видим, что к этой ниточке тянутся ножницы, мы должны как-то их отстранить. Иначе мы проиграем, погибнем, ничего не создадим. Ну а либералы всегда будут кричать. Вот Людмила Сараскина, очень неглупая женщина, выступила с возмущением, что, дескать, такая жестокость проявлена, как можно, я краснею. Пусть краснеет, что же делать. А я думаю, что если к тебе в дом вошел бандит и хочет убить твою семью… Что ты сделаешь? Ты ему скажешь: как вам не стыдно, да? Нет-нет, я думаю, что твердость нужна. Мы - дикая страна.
- Президент на встрече с писателями (и это показывали по телевизору) оборонил такую фразу: «Жалко, что не пришел Окуджава»…
- Да, а я должен был прийти, но застрял в потоке машин и на час опоздал… Мы с ним были знакомы еще в самом начале перестройки - шапочно, конечно, но несколько раз встречались. Приятно, что президент меня помнит.
- Булат Шалвович, а за какой блок вы отдаете свой голос на выборах?
- Я голосую за «Выбор России».

Вскоре это интервью было процитировано в газете «Подмосковье» - с серьёзными купюрами, искажающими смысл высказываний. Были, в частности, пропущены слова о выводе Хасбулатова и других под конвоем, и получалось, что интервьюируемый наслаждался фактом выстрелов. Ссылаясь уже на эту перепечатку, противники поэта неоднократно устраивали ему обструкцию. Сам же Окуджава прокомментировал своё интервью так: «В газете „Подмосковные известия“ я высказывался против Хасбулатова, Макашова, Руцкого, которых не приемлю. Но не против простых людей».

Когда на последнем концерте в ЮНЕСКО 23 июня 1995 года его спросили о ситуации в Чечне, он ответил так:

«Сама по себе война в Чечне - страшное совершенно явление, которое будет помниться много, много десятилетий, если не столетий. Тем более, я думаю, знаете - этот маленький народ, в котором нет даже миллиона - допустим, он даже очень-очень самовлюбленный и очень сложный, - все-таки надо считаться с национальной психологией… Тем более - такого маленького народа. (аплодисменты) А его в прошлом веке в течение 50 лет уничтожали… В этом веке в 44-м году выслали весь народ на гибель. И сейчас опять уничтожают. Ну что такое? - Неужели российская власть не может самоутвердиться другим способом? Неужели для этого нужно убивать своих же сограждан?» (цитата по расшифровке фонограммы концерта, изданной впоследствии на 2х CD под названием «Когда опустеет Париж»)

Вскоре М. Федотов в своей статье исказил высказывание Окуджавы, приписав ему, в частности, свои собственные мысли. Это искаженное высказывание впоследствии широко цитировалось как принадлежащее Окуджаве.

В своём интервью «Новой Газете» высказывал идею о сходстве фашистского и сталинского режимов:

Мало кто думает о том, что немцы сами помогли Советскому Союзу себя победить: представьте себе, они бы не расстреливали, а собирали колхозников и говорили им - мы пришли, чтобы освободить вас от ига. Выбирайте себе форму правления. Хотите колхоз - пожалуйста, колхоз. Хотите единоличное хозяйство - пожалуйста. На заводах то же самое - делайте свою жизнь. Если бы они превратили наши лозунги в дело, они могли бы выиграть войну. У них была, конечно, жуткая ошибка с пропагандой. Своей исключительной жестокостью они спровоцировали народный гнев. … Но системы у нас похожи. Абсолютно две одинаковые системы схлестнулись. Они поступали точно так же, как поступали бы и мы. И в этом их ошибка. Просто наша страна оказалась мощнее, темнее и терпеливее.

Семья и окружение

Отец - Шалва Степанович Окуджава, партийный советский деятель (репрессирован в 1937 году). Булат Шалвович был женат дважды. Первая жена - Галина Васильевна Смольянинова (1926-1965), с ней он развёлся в 1964 году, умерла от сердечного приступа. Сын от первого брака Игорь Окуджава (1954-1997), отсидел в тюрьме, принимал наркотики. Дочь от первого брака умерла. Вторая жена - Ольга Владимировна Окуджава (д. Арцимович), по образованию физик, племянница Льва Арцимовича. Сын - Булат (Антон) Булатович Окуджава (род. 1965), музыкант, композитор.

В 1981 году познакомился с певицей Натальей Горленко (род. 10 июня 1955), с которой имел продолжительный роман, что отразилось на его творчестве.

В круг личных друзей Окуджавы входили Белла Ахмадулина, Юрий Левитанский, Фазиль Искандер.

Признание и награды

  • Первая премия и приз «Золотой венец», Югославия (1967).
  • Орден Дружбы народов (1984).
  • Приз «Золотая гитара» на фестивале в Сан-Ремо, Италия (1985).
  • Имя Окуджавы присвоено малой планете (1988).
  • Почётная степень доктора гуманитарных наук Норвичского университета, США (1990).
  • Премия «Пеньо Пенев», Болгария (1990).
  • Премия «За мужество в литературе» им. А. Д. Сахарова («Апрель») (1991).
  • Лауреат Государственной премии СССР (1991).
  • Премия «Русский Букер» (1994) за автобиографический роман «Упразднённый театр».
  • Почётный гражданин Калуги (1996).
  • Медаль «За оборону Кавказа».
  • Почётная медаль Правления Советского фонда мира.
Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы

Музей находится в Московской области, в Ленинском районе, п/о Мичуринец, пос. писателей «Переделкино», ул. Довженко, 11, основан - 22 августа 1998 года, открыт - 31 октября 1999 года.

Памятники Окуджаве

Памятники Окуджаве в Москве

  • 8 мая 2002 года в Москве был открыт первый памятник Булату Окуджаве. Монумент установлен на углу Арбата и Плотникова переулка.
  • 8 сентября 2007 года был открыт памятник Окуджаве в Москве во дворе Центра образования № 109. Автор обеих скульптур - Георгий Франгулян.

Фестивали и конкурсы имени Булата Окуджавы
  • Международный фестиваль Булата Окуджавы
  • Ежегодный московский фестиваль «И друзей созову…», посвящённый Булату Окуджаве
  • Открытый городской конкурс патриотической авторской песни имени Булата Окуджавы, Пермь
  • Израильский международный фестиваль памяти Булата Окуджавы, города Израиля
Премия имени Булата Окуджавы

В 1997 году учреждена Государственная премия имени Булата Окуджавы, лауреатами которой стали Александр Городницкий, Юлий Ким, Александр Дольский, Белла Ахмадулина и др.

Творческое наследие

Опубликованные произведения
Сборники
  • «Март великодушный» (1967),
  • «Арбат, мой Арбат» (1976),
  • «Стихотворения» (1984),
  • «Избранное» (1989),
  • «Посвящается вам» (1988),
  • «Милости судьбы» (1993),
  • «Зал ожидания» (Нижний Новгород, 1996),
  • «Чаепитие на Арбате» (1996),
  • Булат Окуджава. 20 песенок для голоса и гитары. - Краков: Польское муз. изд-во, 1970. - 64 с.
  • Булат Окуджава. 65 песен (Музыкальная запись, редакция, составление В. Фрумкин). Ann Arbor, Michigan: Ардис, т. 1 1980, т. 2 1986.
  • Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты. Составитель и автор вступительной статьи Л. Шилов, музыкальный материал записан А. Колмановским с участием автора). - М.: Музыка, 1989. - 224 с.
Исторические романы
  • «Бедный Авросимов» (1969, в некоторых последующих изданиях - «Глоток свободы»)
  • «Похождения Шипова, или Старинный водевиль»
  • «Путешествие дилетантов» (1976-1978)
  • «Свидание с Бонапартом» (1983)
  • «Упразднённый театр» (1993)
Киносценарии
  • «Верность» (1965; в соавторстве с П. Тодоровским; постановка: Одесская киностудия, 1965);
  • «Женя, Женечка и „катюша“» (1967; в соавторстве с В. Мотылём; постановка: Ленфильм, 1967);
  • «Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе» (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен);
  • «Мы любили Мельпомену…» (1978; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен).
Фильмография
Игровые фильмы
  • 1961 - «Горизонт», Ленфильм - текст песен
  • 1962 - «Цепная реакция», Мосфильм - первое появление на экране
  • 1963 - «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»), Киностудия им. М. Горького
  • 1967 - «Женя, Женечка и „катюша“», Ленфильм (соавтор сценария, эпизодическая роль)
  • 1970 - «Белорусский вокзал», Мосфильм - песня из к/ф «Белорусский вокзал» («Десятый наш десантный батальон»)
  • 1970 - «Белое солнце пустыни» - текст песни «Ваше благородие, госпожа удача»
  • 1973 - «Кортик», Беларусьфильм - тексты «Песни красноармейца» («Вслепую пушка лупит») и «Песни беспризорника» («У Курского вокзала»)
  • 1974 - «Бронзовая птица», Беларусьфильм - текст песни «Ты гори, гори, мой костер»
  • 1975 - «Приключения Буратино», Беларусьфильм - тексты части песен
  • 1977 - «Аты-баты, шли солдаты», Киностудия им. А. П. Довженко - песня «Бери шинель, пошли домой»
  • 1977 - «Ключ без права передачи», Ленфильм
  • 1982 - «Покровские ворота», Мосфильм - песни «Живописцы», «Песенка об Арбате», «Часовые любви»
  • 1985 - «Законный брак», Мосфильм
  • 1986 - «Храни меня, мой талисман», Киностудия им. А. П. Довженко
Документальные фильмы
  • «Я помню чудное мгновенье» (Ленфильм)
  • «Мои современники», Ленфильм, 1984
  • «Два часа с бардами» («Барды»), Мосфильм, 1988
  • «И не забудь про меня», Российское телевидение, 1992
Дискография
Грампластинки
  • Песни Булата Окуджавы. Мелодия, 1966. Д 00016717-8
  • Диск (Париж, фирма Le Chant du Mond в 1968)
  • Булат Окуджава. Песни. Мелодия, 1973. 33Д-00034883-84
  • Булат Окуджава. Песни (стихи и музыка). Исполняет автоp. Мелодия, 1976. М40 38867
  • Песни на стихи Булата Окуджавы. Мелодия, 1978. М40 41235
  • Булат Окуджава. Песни. Мелодия, 1978. Г62 07097
  • Булат Окуджава. Песни. Исполняет Булат Окуджава. Мелодия, 1981. С60 13331
  • Окуджава Булат. Песни и стихи о войне. Мелодия, 1985
  • Диск песен. («Балкантон», Болгаpия, 1985. ВТК 3804).
  • Булат Окуджава. Песни и стихи о войне. Исполняет автоp. Запись всесоюзной студии гpамзаписи и фоногpаммы кинофильмов 1969-1984 годов. Мелодия, 1985. М40 46401 003
  • Окуджава Булат. Новые песни. Запись 1986 г. Мелодия, 1986. С60 25001 009
  • Булат Окуджава. Песенка, коpоткая, как жизнь сама… Исполняет автоp. Запись 1986 г. Мелодия, 1987. С62 25041 006
  • Песни на стихи Булата Окуджавы из кинофильмов. Мелодия
Кассеты
  • Булат Окуджава. Пока земля ещё вертится. Записи М. Крыжановского 1969-1970. По лицензии SoLyd Records. ТОО «Московские окна», 1994. МО 005
Компакт-диски
  • Булат Окуджава. Пока земля ещё вертится. Записи М. Крыжановского 1969-1970. SoLyd Records, 1994. SLR 0008
  • Булат Окуджава. А как первая любовь… По лицензии Le Chant du Mond, запись 1968. SoLyd Records, 1997. SLR 0079

Библиография

  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 1 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 5-98557-001-0. М.: Булат, 2004
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 2 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 5-98557-003-7. М.: Булат, 2005
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 3 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 5-98557-005-3. М.: Булат, 2006
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 4 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 978-5-98557-009-0. М.: Булат, 2007
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 5 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 978-5-991457-001-6. М.: Булат, 2008
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 8 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 978-5-991457-012-2. М.: Булат, 2011, 544 с. мл, 1000 экз.
  • Гизатулин М. Булат Окуджава: «… из самого начала.» - ISBN 978-5-98557-010-6. М.: Булат, 2008