Мафия 3 главный герой. Mafia III - всё ещё та самая "Мафия"

Сюжетная линия будет сосредоточена по большей мере на главном герое, за которого вы играете и его друзьях из группировки мафии. В дополнение к основной линии игры будут даваться побочные задания от друзей главного героя, где нужно будет выполнять задания, которые поручат лейтенанты. Лейтенантами называются представители группировок, которые в хороших отношениях к Линкольну. За выполнение заданий, которые дают лейтенанты они могут оказывать поддержку в предстоящем бою или выкупить героя у полиции. У каждого лейтенанта есть своя история, которую нужно знать, чтобы завести тесные отношения с ним.

Интересно, что сюжет игры будет развиваться в зависимости от задания, которые вы взяли на выполнение и уже выполнили. Получается, что игру можно будет проходить несколько раз и каждый раз результат прохождения будет разным. Каждое ваше действие в игре влияет на поведение врагов по отношению к вам и на позитивный(или негативный, в засимости от ваших действий) настрой союзников к вашему герою. Концовок в игре тоже несколько, а именно 4. И к какой из концовок игры приведет вас сюжет зависит только от вас и ваших действий в игре. Когда вы в первый раз пройдёте игру, у вас появится возможность вернуться на любой этап игры и пройти задания иначе, чтобы узнать, какие еще есть концовки в игре. Так же этим способом вы сможете получить дополнительные награды, если собрали не все во время первого прохождения.
Игра начинается с судебного разбирательства, где Джон Донован-бывший напарник Линкольна во время Вьетнамской войны, рассказывает о событиях 1968 года в Нью-Борда, города, где развиваются события игры. Именно Джон и будет повествователем в игре и введёт игрока в курс всего дела. Так как Джон на момент повествования уже не является другом Линкольна, он расскрывает секреты бывшего товарища. Рассказывает о том, что Линкольн имел проблемы с итальянской мафией и воевал с ними на протяжении нескольких лет. В ходе заседания появляются новые факты разбирательства из которых мы можем узнать, что Линкольн на данный момент воюет с мафией не один, а объединился с несколькими преступными группами, которые тоже точат зуб на мафию.
Главный герой побывал в армии и на войне, после чего стал очень жестоким и кровожадным, ведь на войне он потерял много своих друзей и близких, видел много смертей и сам убил много народу. После войны он приехал в свой родной город и вступил в "Черную мафию", которая враждует с итальянской мафией. Главный герой начал считать "Черную мафию" своей семьей. Группировка Линкольна постоянно разбиралась с итальянской мафией, поэтому мафиози убили несколько его товарищей. На одной из разборок шальная пуля попала в самого главного героя и после этого он уже перестал контролировать свой гнев. Так как Линкольн собрал довольно большую группировку, подмяв почти весь город, противник начал бояться его. У главного героя есть цель отомстить за себя и свою семью, так он называет свою группировку "Черная мафия".

В трейлере к игре Мафия 3 показана команда Линкольна, с которой он будет бороться против итальянских мафиози. Главарь "Черной мафии" собрал большую и сильную команду, которая может дать отпор любым мафиози. Но никто не знает, кем же могут оказаться мнимые друзья, вдруг кто-то из них окажется шпионом и врагом? Например, герой из Mafia 2 Витто Антонио Скалета, который ранее был главным в итальянской мафии. Этот герой может оказаться вам очень полезен, так как долгое время вертится в мафиозных кругах и много знает обо всем. Постарайтесь поддерживать хорошие отношения с эти героем, отдавайте ему захваченные территории и выполняйте для него задания. Тогда он будет делиться с вами полезной информацией и давать для подмоги своих подчиненных.
Помните, что за всеми вашими действиями будут следить не только ваши друзья по сюжету игры, но и ваши враги, действуйте осторожно, иначе концовка игры может привести к вашей гибели. Но всегда можно будет вернуться на начальный этап и пройти всё сначала.

В игре «Мафия 3» пользователей ожидает целая вселенная, основанная на истории США 1968 года. Игра погружает нас в опасный мир мафии, где любой шаг и реплика могут привести к плачевным последствиям. Игрок - это не единственный фактор, который определяет развитие истории. Ключевую роль играют интересы других героев, которые нужно учитывать при игре.
Знание психологического портрета союзников и противников позволит получить практически полный контроль над ситуацией. Особое значение имеет информация о биографии и личных стремлениях этих фигур.

Линкольн Клэй
Главный герой «Мафия 3» - один из наиболее неоднозначных персонажей истории. Действие разворачивается в его родном городе под названием Нью-Бордо. Самыми значимыми пунктами жизненного пути Клэя являются боевой опыт во Вьетнаме и то, что он рос как представитель расовых меньшинств без семьи в южных штатах, известных своей нетерпимостью. Именно поэтому Линкольн превосходно управляется с разными видами оружия и болезненно воспринимает расовый вопрос. Благодаря своему опыту военных действий в свои 23 года Клэй - типичный циник. Он обладает крепким телосложением, поэтому особенно силён в рукопашной и является сложным соперником для любого, кто решит встать у него на пути. Другая определяющая черта его личности - это месть.

Вито Скалетта
Этот персонаж плавно перекочевал из предыдущей части игры. Он своего рода объединение историй второй и третьей части. Годы начали брать своё, но взамен у Вито появился жизненный опыт. Он стал придавать значение тому, какие люди его окружают. После предательства итальянской мафии он стал одержим идеей мщения. Клэй умело играет на этом чувстве. Великолепная озвучка была выполнена Риком Паскуалоне, как и в предыдущей игре серии.

Томас Берк
Берк - харизматичный и общительный выходец из Ирландии, питающий слабость к алкоголю и казино. Список его навыков действительно впечатляет: от умения договориться с полицейскими патрульными до возможности прокачать машину Линкольна Клэя и существенно улучшить её характеристики. Этот персонаж виртуозно владеет оружием и разбирается во взрывчатке. Он возглавляет ирландский синдикат и объединился с главным героем, чтобы отвоевать своё место в криминальном мире. Его положение в своё время пошатнула итальянская мафия. Поэтому Берк недолюбливает Вито Скалетта.

Кассандра
Эта женщина имеет свои счёты с итальянской мафией, и с Сэлом Маркано лично. Ею движет желание восстановить справедливость и поквитаться за торговлю людьми. Глава гаитянской банды проиграла итальянцам в споре за территорию и, поэтому была вынуждена примкнуть к Клэю. Несмотря на то, что она один из лейтенантов Клэя между ними существует некая напряжённость, из -за того, что он не разделяет её позицию по поводу работорговли. Отношения между ними будут зависеть от решений главного героя по разделению территорий. За свою способность препятствовать коммуникации врагов и вычислять планы врага, Кассандра получила прозвище королева вуду. Также она в состоянии раздобыть практически любое вооружение в игре.

Сэл Маркано
Один из самых влиятельных людей криминального мира Нью-Бордо начал свою жизнь в нищете. После того, как он отсидел срок, он заработал состояние на наркотиках, которое вложил в покупку недвижимости. Множество средств он направил именно на то, чтобы обустроить Нью-Бордо. В прошлом он покровительствовал Вито Скалетта. Встреча с этим антагонистом будет главным событием игры, исход которого будет зависеть от действий игрока. Прообразами этого персонажа считаются Карлос Марчелло и Карло Фальконе.

Томми, Лу и Джорджи
Эти персонажи - часть итальянской мафии Нью-Бордо. Джорджи - это сын главного антагониста, а Томми и Лу приходятся Сэлу братьями. Томми появляется на экране уже в промо-ролике. Его роль в семье пока что не установлена. В ролике Клэй похищает его и ведёт с ним «доверительную» беседу в безлюдном болоте. Джорджи ответственен за смерть лучшего друга Клэя и за шрам, который достался главному герою в тот же день.
Сэл Маркони крышует своего брата Лу, который зарабатывает, устраивая вечеринки для политиков с наркотиками и девочками. Это позволяет Сэлу иметь свои рычаги влияния среди политических деятелей. И именно поэтому территория Лу находиться под пристальным влиянием главного героя и послужит предметом споров.

Тони Дерацио
Этот персонаж носит очки и идеально выбривает череп. Тони держит контроль над даунтауном города, поэтому его путь непременно пересечётся с планами Линкольна Клэя. Их встреча будет напряжённым моментом игры.

Сэм Робинсон и отец Джеймс
Сэм умирает ещё до начала игры по вине Сэла Маркони. Робинсон управлял родным районом Клэя - Дэлрей Холлоу. Этот район перешёл под контроль итальянцев и был отдан Ричи Даусету. Клэй стал свидетелем сожжения бара Робинсонов и убийства его владельца. Получив тяжёлое ранение, он на время выбыл из игры. Его приёмный отец - священник отец Джеймс, помог ему прийти в себя после раны. Как верующий человек, Джеймс не одобряет идеи мести и стремится помочь главному герою отказаться от этой идеи.
В Мафия 3 Вас ждёт невероятно сложные отношения между героями и столкновение множества точек зрения, среди которых сложно выделить единственно верную. Благодаря этому история криминального мира 1968 года притягивает своей неоднозначностью и глубиной.

Если посмотреть правде в глаза, то серия игр «Мафия» не настолько популярна и знаменита, как глубокоуважаемая серия игр GTA. В плане геймплея обе эти игры «слеплены из одного пластилина». Впрочем, то же самое касается и криминала. Тем не менее, «Мафия» выделялась на фоне конкурента тем, что была куда более серьёзной. Поэтому именно за это и полюбили серию, пусть она и смогла побаловать фанатов лишь трижды за 14 лет.

Месть, как она есть

Особо любопытно то, что даже не пытается идти по стопам своих предшественниц. Первое, что отличает третью часть от предыдущих игр - сеттинг. Вместо старых, добрых и чистокровных итало-американцев, которые устраивают типичные разборки за влияние и бизнес, в нашем распоряжении оказывается самый настоящий чернокожий бугай, переполненный ненавистью и злобой. Впрочем, эпоха тоже оказалась довольно специфичной: на улице уже 1960-е годы - время расизма и нетерпимости.

→ В игре представлена довольно удобная навигация в виде виртуальных дорожных знаков.

Итак, события Mafia 3 разворачиваются в ещё одном вымышленном городке под названием «Нью-Бордо». Главным героем становится Линкольн Клей - молодой и огромный темнокожий мужчина. Вернувшись с войны во Вьетнаме (к счастью, живым и даже невредимым), дома его встречают не только любимые «родственники» и улыбчивые приятели, но и куча местных проблем, захлестнувшие буквально весь город и даже всю «чернокожую общину».

Если коротко: Линкольн старается всеми силами разобраться с проблемами так, как умеет он - он занимался тем, что воевал, поэтому, грубо говоря, в любой непонятной ситуации ему легче взяться за автомат. Тем не менее, с Мафией всё-таки шутки плохи, поэтому ситуация выходит из-под контроля и вскоре городок уже объят жутким пламенем войны.

На самом деле смена сеттинга и обстановки оказали огромное влияние на серию. В третьей «Мафии» довольно сложно воспринимать смысл происходящего в отрыве от того, что было до этого. Грубо говоря, в речь идёт не совсем о мафии, как было всем представлено. Главный герой не будет втянут в те самые «семейные дела», он не будет особо вникать в «легально-нелегальный» бизнес со своими несмышлёными дружками, как это в Mafia II делал это Вито. По сути, последняя часть держится исключительно на мести Линкольна Клея. Мотивы и детали всей этой истории вы сможете узнать из сюжета. И кстати, Вито действительно фигурирует в сюжетной линии третьей «Мафии».

→ Брутальные добивания Линкольна Клея особенно жестоки, когда заканчиваются патроны и в ход идёт огромный армейский нож.

Сюжетная составляющая, в свою очередь и как бы сейчас странно это не прозвучало, действительно является одной из главных особенностей «тройки». В этом плане авторы постарались: тщательно проработали заставки и отнеслись с душой к раскрытию всех персонажей, причём даже не второстепенных, а эпизодических и любых других маловажных героев.

Да и в целом оформлена крайне необычно: документальный фильм, в котором рассказывают о событиях на скамейки подсудимых, глядя в камеру объектива. В какой-то мере от этого создаётся впечатление, будто произошедшие события действительно основаны на реальных фактах - настолько эта часть детализирована и правдоподобно оформлена. Несомненно, это выделяет третью часть на фоне остальных, - какое-никакое разнообразие - хотя мафия тут играет скорее роль антагониста.

→ Ночью неприятных графических фильтров намного меньше. Впрочем, даже глобальное освещение, без «мутных» облаков, смотрится намного мягче.

Добро пожаловать в Нью-Бордо!

Увы, абсолютно все сюжетные «вкусности» практически сразу и бесцеремонно будут омрачены поистине сомнительными достижения в плане геймплея игры. Mafia III, как и прежде, представляет собой лишь сюжетно-ориентированный прототип GTA-подобного боевика в открытом мире. А это означает то, что игрок появляется в большом городке (который включает в себя пригород), где можно уже кататься, во всю наслаждаясь представленным культурным разнообразием. А в перерывах между прогулками, игроки вольны принимать участие в развитии сюжетной линии.

И вроде бы, всё не так уж и плохо: большой город, красивый, а местами даже и «сочный». Тем не менее, игра буквально лишена деталей. Симуляция жизни вообще отдельный разговор - она просто паршивая. Хотя, не буду врать, что был в восторге от того, когда меня остановила полиция и арестовала ни за что (тут, видимо, им цвет кожи не понравился). Понравилось, как чернокожая часть в привычной манере «кидает» много оскорблений за арест, как жители блуждают по улицам, а от порыва ветра теряют свои зонты, либо просто обсуждают новости, толкаются и, в конце концов, громко пытаются выяснять отношения. Это определённо радует даже несмотря на то, что в Mafia III размыленная графика. Нью-Бордо - это довольно симпатичный городок. Но особенно он симпатичен ночью со своими атмосферными барами, сыроватыми переулками и мрачным пейзажем незнакомой Америки 60-х годов.

→ Замки в третьей «Мафии» взламывают теперь иначе - при помощи монтировки.

И всё же, так сказать, это лишь «верхний» слой игры. Когда приходится углубиться в знакомство с окружающим миром, то третья «Мафия» начинает гордо демонстрировать своё безобразное и даже местами пустое нутро. О чём это я? В третьей части у вас больше не будет возможности заправиться, как раньше, либо заехать и прикупать себе оружие с патронами (впрочем, даже ограбить магазин). В условном «жилище» или «убежище» (как хотите, называйте эту «дыру») нельзя открывать двери, нет больше холодильника, который набит пивом с бутербродами и это я молчу о зеркале, в котором происходит непонятная и сплошная бесовщина.

Первое впечатление обманчиво: с виду городок довольно живой, но когда окунёшься во всю эту атмосферу, таковым он больше не ощущается. Стоящие на улицах, например, продавщицы «фастфуда» больше не продадут вам вкусный ход-дог, а магазинчики с одеждой отныне наглухо заколочены - вокруг на этот раз непривычная непроглядная пустота, которая наполнена одноклеточным НПС, исключительно для образа и массовки. Из-за этого в итоге получается, что в перерывах между заданиями можно полюбоваться только красивыми пейзажами города и пособирать журнальчики «PlayBoy». Конец.

→ Автоматические оружие трудно ощутить. Но другое дело какой-нибудь револьвер или даже дробовик, стреляя из которых чувствуешь мощь.

ИИ в городе тупит не просто регулярно, но и ещё окончательно и беспросветно. Да, время от времени он умеет вызывать полицию, когда услышит звуки стрельбы. Большая часть реакций на перестрелки, аварии или даже трупы, просто неадекватна. И это минута молчания в честь неадекватной скоро помощи Mafia III, которая даже в GTA III далёкого 2001 года приезжала сразу на место происшествия. Вообще после GTA 5 смотреть на такое просто больно.

Городские огни

Другое дело шутерная механика, которая ничем вас не удивит, но и не огорчит тоже - она не потерпела серьёзных изменений. Суть в том, что в большой степени игра ориентирована не на PC, а на консоли, поэтому в игре появился типичный автоприцел (который можно отключить, если есть желание) и система укрытий, работающая в свою очередь плохо.

В целом, какого-то там конкретного реализма ничуть не прибавилась, не убавилось - выстрел в голову остался таким, как он был прежде. Так что стрельба остаётся сравнительно неплохой. Иногда даже с врагами перестреливаться довольно интересно - особенно интересно, когда противник не знает, где находится главный герой. Однако дико не понравилось то, что вот «аим ассист» не получилось отключить для стрельбы из транспорта. Скорее всего, разработчики вообще не решили заморачиваться и перенесли механику с консольной версии игры, где без автоприцела само собой никак не обойтись.

→ Берк ругается из-за того, что очередной «лакомый» кусочек территории прошёл мимо него.

Отдельно стоит рассказать и о физике в третьей «Мафии», потому что там проблемы действительно более серьёзные. Начать можно с поведением авто на дороге, продолжить авариями и закончить можно «Ragdoll». Стоит ещё заговорить о багах, потому что, учитывая предыдущие минусы, в целом всё гадко обезображивает те или иные игровые эпизоды. К примеру, из-за того, что автомобиль живёт своей жизнью, он может посадить вас на капот, а потом красиво прокатить и кинуть как обычного НПС на асфальт, в результате чего вы умрёте. К тому же транспорт не деформируется от удара, а просто от любого «чиха» или выстрела взрывается.

Отсутствует в третьей «Мафии» и динамичная разрушаемая окружающая среда. И таких минусов ещё огромное количество, перечисление которых займёт не один десяток часов. Каждый минус или же просто - недочёт, имеет свою особенную степень тяжести. Поэтому если оценить в этом плане игру в целом, тогда итог один: появляется ощущение, что вы вернулись в далёкий 2001 год прямо на улицы Либерти-Сити, только при этом имея мыльную графику.

Far Cry, ты ли это?

Отдельную неприязнь к игре вызывает ещё и то, что сюжетная линия напрочь лишена разнообразия и геймплейной неповторимости, уникальности. В Mafia III каждый раз следуют одни и те же повторяющиеся миссии, следуют они друг за другом буквально по пятам. Каждый раз одни и те же цели, которые включают в себя: либо убийство, либо сопровождение или вообще захват. Но это всё.

→ Одна из немногих интересных сцен Mafia III.

По сравнению с тем, что происходило во второй «Мафии», третья часть, откровенно говоря, просто деградировала во всех смыслах, вплоть до того, что стала такой же «картонной» игрой, как это происходит с серией Far Cry. Я имею в виду те самые тошнотворные вышки и захваты постов. Слава богу, что в новой «Мафии» шкуры хотя бы собирать не заставили. Самое интересное то, что даже более-менее вменяемые видеоролики и другие сюжетные вставки никак не могут сгладить невыносимое однообразие игрового процесса, который так и тянет на тоску на протяжении всего прохождения «Мафии 3».

Мой глупый виртуальный друг

Последней ложкой дёгтя в бочку с мёдом, а скорее даже черпаком для борща, становится безобразно кастрированный стелс и ИИ врагов. В ходе прохождения у меня возник вопрос: зачем тут нужен стелс, если он вообще не работает? Ответа, конечно, нет. Ситуации доходили вплоть до того, что огромную чернокожую гориллу не могли увидеть даже в упор. И это ещё не говоря о том, что враги отображаются через стены и просто вечно, жутко «лагают», давая тем самым около двух секунд форы на абсолютно любое действие. Что ещё тут сказать? В такой многострадальной ситуации даже полиции не судьба вас поймать в принципе, потому что достаточно зайти за угол и присесть за баком. Хотя чего тут мелочиться, можете не спешить, можно спрятаться даже у всех на виду.

→ Расовая ненависть происходит даже в магазинчиках, но за то любому продавцу можно отвесить хорошенького леща.

В общем-то, ИИ по своему уровню развития тоже недалеко ушёл. Ничтожный уровень развития привёл к тому, что даже у простых пешеходов не хватает ума не идти на красный свет, позвонить в полицию, когда рядом начинается самая настоящая война с резнёй. А обычной «пукалкой» можно уложить целую сотню бандитов и копов, а потом ещё и парочку прохожих, ведь они не способны защищаться. Короче говоря - главное, чтобы хватило патронов.

Мыльница

Ну что ж, пришло время поговорить ещё и о плачевной ситуации с визуальной и технической частью. Для начала - графика. Если честно, то графика в Mafia III не просто «не очень», а скорее просто ужасна, особенно учитывая нынешние мерки. Да и вообще смотрится графика хорошо лишь в статике. Если углубиться в подробности, тогда дальность прорисовки - ничтожно мала, игра теней и динамическое освещение - убогое.

Шестидесятые. Время рок-н-рола и маслкаров. Из приемников звучат The Animals, The Rolling Stones и Creedence Clearwater Revival. По дорогам разъезжают рокочущие монстры силой под четыре сотни «лошадей». По Америке проходит вторая волна феминистских протестов, а расизм в стране то и дело становится причиной преступлений и массовых беспорядков. В то же время вымышленный американский город Нью-Бордо, где происходят события , лишается по очереди всех своих капореджиме и их подручных.

Это вершит правосудие Линкольн Клей.

Мафия африкано

Когда Линкольн возвращался из Вьетнама, он вряд ли подозревал, что все так обернется. Первый день на гражданке ознаменовался вечеринкой, организованной в его честь друзьями и родными. Казалось бы, для него вновь началась жизнь в мире, свободном от ужасов войны. Однако и в этом мире есть свои ужасы...

Вскоре выясняется, что приемный отец Линкольна ведет дела при местной мафии. Сам герой и его друзья тоже не прочь провернуть выгодную авантюру и просто не могут отказаться от заманчивого предложения ограбить федеральное хранилище. Они и не отказались, но Сэл Маркано обвел их вокруг пальца и забрал деньги себе, а его люди убили всех близких Линкольна.

Досталось и Клэю, однако ему «повезло». Из пожара его вытащил, а затем и выходил священник отец Джеймс, который воспитывал Линкольна в детском приюте. Придя в сознание, герой клянется расквитаться не только с Сэлом Маркано, но и со всей городской мафией.

Коварство мафиозных семей — центральная тема «Мафии» с самой первой части. Вспомните, как легко пошел против Тома и Полли дон Сальери, прознав об их «халтурке». И как Вито Скалетту использовал каждый капо, на которого тот работал. Герои и их напарники рано или поздно становились неугодны кому-то «свыше» из-за какой-то мелочи, противоречащей омерте, и на них спускали всех собак.

Разработчики Mafia 3 решили раскрыть эту тему в самом начале игры. Они сразу показали мафию жестокой организацией, а ее дона - последней скотиной, идущим по головам ради богатства и власти.

Но лучше ли как человек сам Линкольн? Казалось бы, он руководствуется благой целью: отомстить за семью и избавить город от «раковой опухоли». Однако его метод - это метод типичного мафиозо, борющегося с конкурентами: уничтожить и прибрать к рукам чужой бизнес. Со временем Линкольн сам становится главой крупной преступной группы и встает в один ряд со своими врагами. Герой этого и не отрицает, но утверждает, что лучше он, чем кто-либо другой.

В игре очень удобная навигация - в виде таких вот виртуальных дорожных знаков.

Замки тут взламываются иначе, чем во второй части, - монтировкой.

Такой герой не подходит для той самой «Мафии» , да и не каждый игрок примет его. В прошлых частях нас тоже «кидали», и приходилось мстить клану, на который мы некогда работали. Но прежде история успевала познакомить с традициями семьи и давала вкусить немного специфической романтики.

В новой игре совсем нет мафиозного духа. И дело даже не в отсутствии фетровых шляп или костюма - Вито тоже половину игры ходил в кожаной куртке. Дело в том, что Линкольн - обыкновенный преступник. Ему ничего не стоит вломиться в чей-то дом, чтобы урвать следующий выпуск журнала Playboy. Равно как и убить свидетелей своих преступлений, будь то бабушка, ковыляющая к автомату сообщить об угоне, или парень, спешащий вызвать полицию, чтобы та разогнала схлестнувшихся отморозков. Характер и повадки Клэя не изменятся, даже когда он соберет подельников и выстроит внушительную криминальную империю.

PC-проблемы Mafia 3

Релиз PC-версии Mafia 3 вызвал скандал. Игру выпустили недоделанной как в техническом, так и в геймплейном плане. То, что можно было увидеть на экране, в лучшем случае тянуло на 2007 год. И черт бы с ограничением частоты кадров - проблема в другом. На максимальных настройках игра попросту растягивает картинку до 1080р. Прием, конечно, не новый, но ужасно грязный и некрасивый: изображение получается замыленным, теряет краски и контраст. Ни чистого глубокого черного, ни белого цвета при таком раскладе не встретишь. Все остальные цвета, разумеется, тоже блекнут.

Освещение лихорадило: стоило солнышку скрыться за тучами, как сгущалась предгрозовая тьма, небо затягивал смог. Вскоре же светило снова показывалось из-за туч и начинало бить в глаза так, что без солнечных очков на монитор больно смотреть. Тени порой выдавали лесенку из пикселей такого размера, что Minecraft позавидует. Брызги грязи, летящие из-под колес автомобилей, размером и формой напоминали детские кубики.

Не все ладно было и с отражениями - кузова машин блестели как дешевый пластик, боковые зеркала смотрели на игрока неотполированными кусками железа. С зеркалами в ванных и вовсе чертовщина - то они не отражают героя вовсе, то отражают лишь отдельные его части, то показывают слайд-шоу.

Проблема выявилась и с управлением. С одной стороны, оно содержало кучу не совсем понятных элементов, вроде перекладывания винтовки с плеча на плечо, с другой - активно использовало правую сторону клавиатуры, игнорируя при этом ряд F. При подключении контроллера я обнаружил, что играть с него не выходит. В раскладке управления под геймпад подписана всего пара кнопок, и это не глюк перевода - активные подсказки в игре тоже пустели, перебор кнопок не давал результата. При этом в отзывах в Steam я читал, что у других игроков контроллеры работали.

Многие игровые элементы вызывали вопросы. Враги и по сей день страдают задержкой в развитии: шагов Клэя они не слышат, а фигуру здоровенного детины могут не заметить, даже подойдя к нему вплотную. Физика разрушения транспорта примитивна. Легкие вмятины, выбитые фары и стекла, оторванная крышка капота, шатающиеся бампера, лопнувшие шины - вот и все, чем мне удалось измучить авто.

В итоге создается впечатление, что разработчики пытаются передать сложность жизни чернокожего в Америке 1960-х не через историю, а через насилие над игроком. На старте в PC-версии почти все было плохо или неудобно, каждая мелочь мешала получать удовольствие от игры. На следующий день авторы выпустили патч на 1,2 ГБ, и он подправил ситуацию. Блокировку в 30 FPS сняли, свет перестал меняться как на дискотеке, а управление перебрали. Игра стала красочнее и вылетает вроде бы не так часто. Исправили, конечно, далеко не все, но начало положено. Может, еще через пару «заплаток» мы получим современную игру, которой можно наслаждаться свободно.

Уличное правосудие

Но до того предстоит пережить часы пыльной, нудной и достаточно однообразной работы.

Власть в Нью-Бордо Сэл Маркано разделил между своими подручными. До него невозможно добраться, пока не уберешь его лейтенантов и капо. Чтобы выйти на любого из них, Линкольну нужно бегать по информаторам, знающим, как прижать того или иного гада. Какой-нибудь газетчик пожалуется ему, что гангстеры мешают изданию развиваться, а боксер расскажет, что не может выиграть бой из-за одного ублюдка и кучки бандитов.

В другом месте проблемы с наркотиками, в ином - с проституцией. А прежде чем удастся прихлопнуть даже самого мелкого подручного, придется расшевелить весь муравейник: нанести бизнесу изрядный ущерб и проредить шайку подручных головорезов.

Переключаются районы, торговцы оружием сменяются наркобаронами, но задачи остаются прежними и чаще всего сводятся к убийству очередного негодяя, краже денег, нападению на заведение и уничтожению ценного товара.

Да, студия Hangar 13 создала город, где вроде бы есть чем заняться, где не найти покоя и некогда отдыхать. Проблема лишь в том, что те занятия, что в ином Assassin’s Creed были бы побочными, здесь обязательны к выполнению, иначе не выманить очередного босса.

Хоть действие обычно происходит в рамках одного района, вас не раз и не два пошлют через всю карту на очередное «важное задание».

В итоге уже через несколько часов становится наплевать на имя того или иного злодея. В голове проносятся итальянские фамилии - не то Боттичелли, не то Морриконе, не то Пеллегрини, - и мы, будто на автомате, несемся пачкать руки новой кровью. И так до тех пор, пока на пути не окажется сам Сэл Маркано.

По большей части Линкольн вершит правосудие лично, но он не один в своем деле. Управлять отобранным у местных гангстеров бизнесом помогают подельники: Кассандра, Вито Скалетта (тот самый, из второй «Мафии») и Томас Берк. Помогают они в обмен на помощь Линкольна. Кассандру и Вито герой вытащил из лап у разных группировок, а Берку помог управиться с делами на свалке автомобилей.

Их содействие избавляет игру от части рутины. По рации, которую мы получаем в определенный момент, можно попросить помощников Кассандры подогнать фургончик с оружием и боеприпасами. Парни Вито за отдельную плату рады помочь в зачистке очередного крысятника. Знакомые Берка по запросу готовы пригнать быструю или бронированную машину или подкупить копов.

Наши подельники: Кассандра...

И Томас Берк.

Любопытно устроено и распределение территории между напарниками. Получая больше земли, они расширяют ассортимент услуг: предлагают новое оружие, улучшения для него, модификации для автомобилей и прочее. Но, если распределять территорию неравномерно, кто-то из обделенных начнет возмущаться, а в какой-то момент его терпение лопнет: подельник перестанет помогать, начнет вставлять нам палки в колеса и подсылать своих людей для «решения проблемы».

Берк негодует, что очередной кусок территории прошел мимо него.

Системой захвата чужого бизнеса и территорий игра напоминает . Однако, в отличие от нее, из Mafia 3 вышел неплохой боевик. Перестрелки с врагами не лишены накала и проходят в очень быстром темпе. Укрытия используются только для того, чтобы перевести дух, ведь враги очень скоро выкуривают из засады зажигательными смесями и гранатами или бесцеремонно заявляются, чтобы расстрелять в упор.

Нередко бывает, что Линкольн врывается на вражескую базу, подстреливает встретившего его врага, смачно и эффектно добивает жертву ножом, затем достает дробовик и кладет еще парочку верзил, схватывает пулю в плечо, присаживается подлечиться за укрытием, параллельно раздавая несколько хэдшотов подряд, - и в таком темпе зачищает всю локацию.

Ощущения от оружия, скажем так, правильные: пистолет ощущается пистолетом, револьвер - револьвером, винтовка - винтовкой, а дробовик - дробовиком. Не больше и не меньше.

Проходить многие ситуации по-тихому зачастую эффективнее и быстрее.

Сага о гангстере

Следить за развитием сюжета тем не менее интересно. Конечно, развязка очевидна сразу, но за душу берет подача истории. Частично это нарезка из документального фильма, где разные люди рассказывают о Линкольне Клэе.

И каждый рисует персонажа с новой стороны. Детектив Магуайр, всю жизнь шедший по его следу, говорит о Линкольне как о чудовище, о киллере, который, очищая город от мрази и бандитов, сам превратился в их подобие. Истории отца Джеймса раскрывают Линкольна как человека и проясняют события, произошедшие с ним во Вьетнаме. Наконец, агент ЦРУ Джон Донован, который и выводит героя на большинство гангстеров, растолковывает, как именно они с Линкольном все провернули.

Рассказчики: детектив Магуайр...

Агент ЦРУ Джон Донован...

И Отец Джеймс....

Из этих рассказов делаешь вывод, что Линкольн Клей - спорный герой. Иногда попросту неприятно ассоциировать себя с ним, и в этот момент вспоминается Мартин Уокер из . Возможно, многим Линкольн будет так же отвратителен. Хотя уверенный в своих действиях герой в любом случае лучше индифферентного Вито, который только и умел, что выполнять чужие поручения.

Может показаться, что это просто хорошая фотография парка развлечений в ночи...

Если бы не одна маленькая деталь.

Что же касается второстепенных персонажей, то они оказались яркими и запоминающимися, не в пример героям Mafia 2 , откуда кроме Вито и Джо с ходу сложно кого-то вспомнить. Тот же агент Донован показывает себя веселым и чудаковатым парнем, коего легко можно застать за стрижкой ногтей. Вито предстает возмужавшим хладнокровным гангстером. Глава гаитянской банды Кассандра очень недоверчива и со всеми расходится во взглядах. Берк - типичный грубый ирландец, вечно навеселе и редко расстается с бутылкой.

Увы, повествование в Mafia 3 резко контрастирует с миром игры. В общих чертах Нью-Бордо напоминает о своем прообразе (Новом Орлеане), но сам город безлик. О времени действия говорят только рекламные плакаты на зданиях, неоновые вывески баров, девушки в цветастых платьях и с пышными прическами да еще автомобили.

Презрительное отношение к темнокожим заметно только в сюжетных роликах и репликах врагов. В какой-нибудь GTA геймдизайнеры придумали бы кучу сценок, где полиция без причины избивает черного, а темнокожие бандиты устраивают перестрелки с итальяшками, или иным образом показали массовые беспорядки , участившиеся после смерти Мартина Лютера Кинга .

Единственное место в игре, где проявляется расовая ненависть, - магазинчики. Продавец сразу намекнет, что вам тут не рады, и попытается выгнать. Правда, ничего не сможет поделать против пистолета.

Стоит на глазах у полицейских задеть чужое авто, и копы открывают огонь без предупреждения.

Но в Mafia 3 ровным счетом ничего не происходит. Люди и автомобили куда-то двигаются, но это все декорации, призванные лишь имитировать живой город во время погони за очередным мафиозо.

Миссии в большинстве своем не блещут изобретательностью, хотя встречаются и задания ручной выделки, вроде погони за капореджиме на тонущем пароме. На палубе все рушится, ходит ходуном, судно кренится, и в этих условиях нужно как-то отстреливать врагов. Такие миссии, к сожалению, можно по пальцам пересчитать. И если бы их было чуть больше, а всю ту рутину, которой приходится заниматься добрых два десятка часов, превратили в необязательные побочные задания, игра от этого только похорошела бы.

Здравствуйте, дамы и господа. В эфире команда Gamebizclub, и мы начинаем рассказывать о гангстерах из Нью-Бордо, их историях и взаимоотношениях. Их нельзя назвать героями из-за их поступков и характера – грабежи, разбой, перестрелки с конкурентами характеризуют отрицательные качества. Все эти Маркано, Клементо, Галанте и другие семьи мафиози выступают в роли преступников, с которыми никто не может справиться. А Линкольн Клей в Mafia 3 играет главную роль и выступает в роли мстителя со сложной судьбой, который перевернёт теневую жизнь Нью-Бордо и подомнёт всех под себя. Именно о нём сегодня мы и поговорим.

Из этой статьи вы узнаете:

Детство и юность героя

Линкольн родился в 1945 году в Нью-Бордо. Через два года мать отдала его в детский приют святого Мишеля и исчезла из жизни темнокожего мальчика. Детство в приюте шло неплохо – там он учился, гулял и развлекался до тех пор, пока приют не закрыли.

С того момента судьба Клея покатилась по наклонной: воровство, грабежи и побеги от полицейских, в конце концов, привели его в ряды «Чёрной Мафии», одной из крупнейших группировок чернокожих Нью-Бордо.

С тринадцати лет Клей продолжал разгульную жизнь в рядах «Чёрной Мафии», глава группировки Сэм Робинсон и другие члены банды стали ему как родные. Так продолжалось до тех пор, когда он решил завязать с мафией и отправился служить в армию. В 1966 году его отправили во Вьетнам, и три года он прослужил в спецназе.

Это время не проходят бесследно: мистер Клей, потеряв в боях друзей и сослуживцев, ожесточается. За проявленную воинскую доблесть и за выполненные на пару с агентом ЦРУ Джоном Донованом «деликатные» правительственные поручения, Линкольна награждают и отправляют домой.

Реальные факты

Прототипом главного героя послужил Самуэль Кристиан – лидер и реорганизатор реально существовавшей группировки «Чёрная Мафия». Внешность протагонисту подарил актёр Алекс Эрнандес, а озвучил бывший боец UFC Кайл Кингсбери.

Согласно ориентировкам ФБР, рост Клея 195 см, вес 95 кг, среднего телосложения. На жетоне военнослужащего указано, что у него первая группа крови, резус-фактор отрицательный. Линкольн одинаково владеет обеими руками и метко стреляет из пистолетов и винтовок.

Война продолжается

Сюжет Mafia 3 начинается с возвращения Линкольна в Нью-Бордо. Профессиональный военный собирается продолжить гражданскую жизнь, но перед этим приходит к Сэму, главе его бывшей группировки.

В ходе разговора Сэм просит проверенного бойца помочь решить проблему с итальянской мафией, которой он должен денег. Мистер Клей вспоминает прошлое, решает помочь «в последний раз» и отправляется на встречу с гангстерами семьи Маркано.

И тут нас ждёт неожиданный сюжетный поворот – на встрече, вместо разговора, итальянцы достают стволы и расстреливают членов «Чёрной Мафии», а Линкольну пускают пулю в голову. И тут история могла бы и закончиться, но Клей выживает, и он решает отомстить тем, кто убил его друзей.

По мнению редакции, Клей сам виноват – военный, отслуживший три года во Вьетнаме, мог бы и подстраховаться на случай вооружённого конфликта. Такие действия выдают его непрофессионализм, что странно и нелогично.

Из близких остаётся только Отец Джеймс, настоятель приюта. Он сыграет большую роль в концовке сюжета.

Судьба гангстера

После выхода из больницы Линкольн начинает мстить семье Маркано, использует связи и привлекает на свою сторону других мафиози, таких как, например, . Вместе с союзниками герою предстоит устранить одного за другим подручных Сэла Маркано, поддерживающих его политиков и боссов.

Герой поучаствует во многих перестрелках, будет допрашивать захваченного босса района в машине на высокой скорости, организует внезапное нападение на ресторан и в конце концов уничтожит своего главного врага.

В конце сюжета Линкольн заявит Отцу Джеймсу и Джону Доновану, что он собирается занять место покойного Сэле в криминальной иерархии. ЦРУшник поддерживает такое решение, считая, что Клей лучше всех сможет это сделать. С другой стороны, Джеймс напоминает о несбывшейся мечте честно трудиться и завязать с преступным миром. Дальнейшая судьба героя зависит от следующего выбора:

  1. Линкольн послушает Отца Джеймса и уедет в Калифорнию. ФБР будет искать его в течение нескольких лет, но безрезультатно. Очевидцы же утверждают, что видели бывшего мафиози в разных уголках мира. Власть в городе получает тот из лейтенантов, кому в процессе игры отдано больше всего бизнеса и территорий.
  2. Линкольн послушает Джона и будет править вместе с лейтенантами. Клей отмечает их вклад в падение империи Маркано и предлагает вести дела совместно. Новая империя разрастается от Флориды до Северной Каролины, поглотив весь юг Соединённых Штатов. Получая колоссальную прибыль, новый дон не теряет человеческого лица и жертвует огромные суммы на благотворительность и развитие города.
  3. Линкольн никого не послушает, избавится от лейтенантов и станет править преступным миром в одиночку. И конец его будет печален – Отец Джеймс заминирует машину Клея и взорвёт её, когда главный «герой» сядет за руль. И правильно сделает, потому что, избавившись от соратников, Клей показал, что он ничем не лучше Маркано.

Подводим итоги

Судьба главного героя может пойти в разных направлениях. С одной стороны, пройдя войну во Вьетнаме и с головой окунувшись в теневую жизнь Нью-Бордо, Линкольну стоило бы и отдохнуть. С другой, образ жизни главы криминального мира очень сложно поменять, поэтому логично было бы продолжать начатое. В любом случае судьба Линкольна трагична – слишком многое он пережил, чтобы жить жизнью простого гражданина своей страны.

Истории героев Mafia 3 детально проработаны, потому что есть связь и с предыдущей частью, и намёк на следующий релиз. Неясно куда пропал Джо Барбаро из второй части «Мафии», возможно он появится в дополнениях или через несколько лет.

На этом у нас на сегодня всё. Следите за новостями нашего блога и будьте в курсе событий, а если статья вам понравилась, то поделитесь ссылкой на неё с друзьями в социальных сетях. До скорых встреч. Пока-пока.