Правовая охрана животного мира в зарубежных странах. Правовой режим использования и охраны животного мира

Статья 1 Закона о животном мире (далее - Закон о ЖМ) определяет его как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а объект ЖМ - как организм животного происхождения, т. е. дикое животное или популяцию диких животных. Из Закона также следует, что под использованием объектов ЖМ понимается изучение, добывание или получение каким-то другими способами пользы от этих объектов для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека посредством изъятия30 их из среды обитания или без такого. При этом объекты ЖМ, изъятые из среды обитания по установленным в России правилам, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или других формах собственности. К видам и способам пользования Закон о ЖМ (ст. 34) относит следующую деятельность юридических лиц и граждан: охоту; рыболовство (включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих); добычу объектов ЖМ, которые не отнесены к объектам охоты и рыболовства; извлечение и использование полезных свойств жизнедеятельности объектов ЖМ - почвообразователей, естественных санитаров ОС, опылителей растений, биофильтраторов и т.п.; изучение, исследование и другое использование ЖМ в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; получение продуктов жизнедеятельности объектов ЖМ.

Деятельность, которая направлена на сохранение биологического разнообразия, обеспечение устойчивого существования и на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов ЖМ, является охраной ЖМ.

В соответствии со ст. 4 Закона о ЖМ к федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты:

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а так же занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

Обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

Населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

Подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

Отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

Естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

Государственное управление в области охраны и использования ЖМ, сохранения и восстановления среды его обитания зиждется на следующих основных принципах:

Обеспечение устойчивого существования и использования ЖМ;

Поддержка деятельности, которая направлена на охрану ЖМ и среды его обитания;

Недопущение жестокого обращения с животными при осуществлении пользования ЖМ в соответствии с общими принципами гуманности;

Недопустимость совмещения деятельности по реализации государственного контроля за использованием и охраной ЖМ и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов ЖМ;

Привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны объектов ЖМ;

Отграничение права пользования ЖМ от права пользования другими природными ресурсами;

Платность пользования ЖМ;

Приоритет международного права в области использования и охраны ЖМ и среды его обитания.

К мерам государственного управления в области охраны ЖМ и сохранения среды его обитания относится государственная экологическая экспертиза, проведение которой предшествует принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Федерации хозяйственного решения, которое могло бы повлиять на объекты ЖМ и среду их обитания. Она, например, обязательна для удобрений, пестицидов, биостимуляторов роста растений и материалов, обоснования объемов (лимиты, квоты) изъятия объектов ЖМ и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.

Другой мерой государственного управления в этой области является установление ограничений и запретов на использование объектов ЖМ (ст. 21 закона о ЖМ). Так, может быть ограничено, приостановлено или полностью запрещено на определенных территориях и акваториях или на определенные сроки пользование ЖМ, а также определенными его объектами.

Для примера можно рассмотреть распоряжение Главы Одинцовского района Московской области от 19 апреля 2002 г. № 314-р "Об усилении охраны рыбных запасов в весенний период 2002 г. на водоемах Одинцовского района", в соответствии с которым с 15 апреля до 15 июня 2002 г. устанавливается проведение двухмесячника по охране рыбных запасов, в течение которого запрещается: лов рыбы на Палецком озере, на нерестовых участках реки Москвы и на прудах общего пользования; проведение всех видов работ на рыбохозяйственных водоемах; проведение спортивных соревнований по лову рыбы и другим видам спорта на всех рыбохозяйственных водоемах Одинцовского района; использование маломерного моторного флота, за исключением судов спецслужб, имеющих разрешения установленного образца, выданные уполномоченными на то организациями; движение всех плавсредств, в том числе гребных, в специально обозначенных местах нереста рыбы и в непосредственной близости от них.

Такие решения может принять орган исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Федерации в пределах своей компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов ЖМ и среды их обитания. Примерами актов субъектов Федерации, регулирующих охрану объектов ЖМ, могут быть: Закон г. Москвы от 30 июня 1999 г. "О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы", законы Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 октября 1998 г. "Об оленеводстве" и от 3 июня 1998 г. "О рыболовстве в Ямало-ненецком автономном округе" и др. Кроме того, сохранение объектов ЖМ может достигаться путем изменения вида пользования ЖМ с запрещением изъятия объектов из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия таких объектов в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

Важное значение имеет сохранение среды обитания объектов ЖМ. Поэтому любая деятельность, которая влечет за собой ее изменение и ухудшение условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, которые обеспечивают охрану ЖМ. Любая хозяйственная деятельность, если она связана с использованием объектов ЖМ, должна осуществляться так, чтобы сами объекты ЖМ, разрешенные к использованию, не ухудшали бы собственную среду обитания и не причиняли вреда лесному, сельскому, и водному хозяйству.

При размещении, проектировании и строительстве объектов, связанных с деятельностью предприятий или жизнедеятельностью населенных пунктов (гл. VII Закона об ООС), в обязательном порядке должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов ЖМ и по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. Закон о ЖМ важное значение отводит мероприятиям, обеспечивающим сохранение путей миграции объектов ЖМ и мест их постоянной концентрации, особенно в период размножения и зимовки, при строительстве таких крупных сооружений, как аэродромы, железнодорожные, шоссейные, трубопроводные и др. транспортные магистрали, линии связи, ЛЭП, плотины и др. Правительством РФ утверждены по этому поводу соответствующие документы.

Известно, что в природоохранном законодательстве выделяют ООПТ. Внутри таких территорий для охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения ценных объектов ЖМ, применяются специальные меры их охраны, для чего выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления жизненных циклов объектов ЖМ (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других). На этих защитных участках запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или устанавливаются специальные сроки и технологии их проведения. Собственнику, владельцу или арендатору участка, на котором выделяются защитные территории выплачивается компенсация. Кроме того, в соответствии со ст. 24 закона о ЖМ редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты ЖМ заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Федерации, что означает запрет любых действий, которые могли бы привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов ЖМ. Оборотоспособность31 диких животных, занесенных в Красную книгу РФ, допускается только в исключительных случаях32 по разрешению (распорядительной лицензии), которое выдается специально уполномоченным государственным органом по ООС в строго установленном порядке. Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов ЖМ и среды их обитания на указанных защитных участках территорий и акваторий могут вносить предложения об организации видовых заказников. Объекты ЖМ, обитающие на территориях государственных заповедников, национальных парков и на других О ОПТ, охраняются в соответствии с режимом особой охраны таких территорий.

Субъекты Российской Федерации в лице своих органов исполнительной власти обязаны создавать необходимые условия для сохранения и разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, например, путем организации и специализации зоопарков и создания питомников. Случаи содержания указанных животных в неволе, а затем выпуск их в естественную природную среду допускаются в исключительных случаях, которые также регламентируются актами Правительства РФ.

Закон о ЖМ предусматривает полное или частичное прекращение пользования ЖМ в случаях: нарушения законодательства об ООС и условий пользования ЖМ, предусмотренных лицензией; возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов ЖМ для их охраны; использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование ЖМ; ликвидации предприятия - пользователя ЖМ.

Охрана и использование объектов ЖМ регулируется и экономическими методами, к которым относятся: регулирование экономических отношений в этой области между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и природопользователями, а также между пользователями ЖМ и пользователями другими видами природных ресурсов; формирование системы платежей за пользование ЖМ; создание стабильной экономической основы охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов ЖМ; экономическая защита государственных интересов в области охраны и использования объектов ЖМ; экономическая защита пользователей ЖМ. Для обеспечения действенности экономических методов сформирована структура экономического регулирования охраны и использования объектов ЖМ, которая включает в себя: учет и экономическую оценку объектов ЖМ; экономически обоснованную систему платежей за пользование ЖМ; бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов ЖМ33; экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства России об охране и использовании ЖМ; целенаправленное использование средств, получаемых от реализации конфискованных орудий незаконного добывания объектов ЖМ, в том числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также от добровольных взносов граждан и юридических лиц.

Другим методом экономического регулирования охраны и использования объектов ЖМ является экономическое стимулирование, которое заключается в установлении налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов ЖМ и среды их обитания; предоставлении юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов ЖМ; премировании должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану ЖМ за выявленные нарушения законодательства России об охране и использовании ЖМ.

За нарушение законодательства России об охране и использовании ЖМ предусматриваются все виды ответственности: административная (ст. 8.29., 8.35.-8.37. КоАП РФ), гражданско-правовая (ст. 1064, 1068 ГК РФ), и уголовная (ст. 256-259 УК РФ). Закон о ЖМ устанавливает ответственность юридических лиц и граждан за:

Нарушение порядка осуществления пользования ЖМ и незаконного ввоза в Россию животных или растений, признанных наносящими ущерб объектам ЖМ, занесенным в Красные книги;

Нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно в самовольном переселении, акклиматизации и скрещивании объектов ЖМ;

Нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинивших ущерб ЖМ;

Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов ЖМ или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания указанных объектов;

Нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования ЖМ;

Нарушение правил китобойного промысла;

Ввоз в Россию и вывоз за ее пределы объектов ЖМ, их продуктов и частей без соответствующего разрешения;

Нарушение требований по предотвращению гибели объектов ЖМ в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств;

Нарушение режима охраны объектов ЖМ в государственных природных заповедниках, заказниках, заповедных зонах национальных парков и на других ООПТ и акваториях;

Уничтожение или повреждение аншлагов и других знаков, устанавливаемых пользователями ЖМ или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов ЖМ и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам;

Нарушение установленного порядка предоставления лицензий на пользование ЖМ и разрешений на изъятие объектов ЖМ из среды их обитания;

Сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объектов ЖМ, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов ЖМ, их воспроизводства и качества среды их обитания.

Ущерб, нанесенный объектам ЖМ и среде их обитания, возмещается юридическими лицами и гражданами добровольно или по решению суда (общей юрисдикции или арбитражного) в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба ЖМ, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам ЖМ и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.34.

Если ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов ЖМ сельскому, водному и лесному хозяйству, предотвратить невозможно, то в том случае, если пользователь ЖМ является членом фонда экологического страхования, убытки возмещаются из средств этого фонда. В случае изъятия объектов ЖМ из природной среды с нарушением законодательства, они безвозмездно изымаются или конфискуются у владельца и возвращаются в среду обитания, если же это сделать невозможно, то в соответствии с гражданским законодательством, они подлежат реализации с возмещением государству ущерба, нанесенного ЖМ незаконным изъятием.

Под правовой охраной животного мира понимается закрепленная законом система мер, которые направлены на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.

Для необходимого функционирования деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ, направленных на охрану животного мира и среды его обитания, а также ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира, в первую очередь, необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, а также предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений с целью сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира. охрана животный право пользователь

Постановление Правительства РФ «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» от 10 ноября 1996 г. № 1342 гласит, что все пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия, предоставлять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Следует заметить, что обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений, способных повлиять на животный мир и среду его обитания.

В целях обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции: Министерство сельского хозяйства РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России и т.д. Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):

  • - проверка у юридических и физических лиц документы на право пользования животным миром, право находиться на охраняемой территории и разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;
  • - задерживать нарушителей законодательства и составлять протоколы на совершенные ими правонарушения, доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
  • - производить досмотр вещей задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;
  • - изымать незаконно добытую продукцию, орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства и соответствующие документы;
  • - применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, служебных собак и огнестрельное оружие (служебное огнестрельное оружие и специальные средства имеют право хранить и носить только при исполнении служебных обязанностей).

Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе непосредственной охраны самих животных, так и охраной среды их обитания. Меры охраны животного мира характеризуются по трем основным направлениям:

  • - организация рационального использования животного мира, регулирование их численности и воспроизводства;
  • - сохранение видового многообразия животных;
  • - охрана среды обитания животных.
  • - регулирование рационального использования животного мира: установление лимитов использования животных, стандартов, норм и правил их рационального использования и охраны;
  • - охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных: при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, сооружений и других объектов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота и так далее.

Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных работ, которые конкретизируются в Постановлении Правительства РФ от 13.08.1996 г. №997, которыми утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Также в интересах охраны животного мира в Российской Федерации издается Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ с целью охраны и популяризации объектов животного мира, находящихся на грани исчезновения. Законом о животном мире определяются и другие вопросы, связанные с охраной животного мира - акклиматизация, переселение и гибридизация животных (ст. 25), регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни людей, предотвращения ущерба народному хозяйству и природной среде (ст. 27) и др.

Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.

Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира.

Организация и осуществление указанной деятельности регламентируется Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» от 10 ноября 1996 № 1342.

Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязательной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по охране животного мира.

Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе непосредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной среды их обитания. Поэтому меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:

Организация рационального использования животного мира, регулирование численности животных и их воспроизводства;

Сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);

Охрана среды обитания животных.


1. Регулирование рационального использования животного мира. Оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и использования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и правил их рационального использования и охраны.

2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных.

Закон устанавливает общее правило о том, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира.

3. Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ может быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также всякая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.

4. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, воспроизводство которых в естественных условиях невозможно, специально уполномоченные органы обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения их в неволе - в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (ст. 26 Закона о животном мире).

5. Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов. Имеется в виду предотвращение гибели животных в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины, а также в результате строительства производственных объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья, столкновения с проводами и действия электротока, воздействия электромагнитных полей, шума и вибрации и др.

6. В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издается Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Они содержат сведения о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире).

Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида животных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсеместное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.

7. Законодательством регулируется добывание животных для зоологических коллекций (ст. 29 Закона о животном мире) - фондовых научных коллекций зоологических институтов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»

Юридический факультет

Кафедра экономико-правовых дисциплин

по дисциплине «Экологическое право»

Правовая охрана животного мира

Выполнила: студентка

Звонкова Мария Петровна

Научный руководитель:

Дунаев Игорь Иванович

Нижний Новгород - 2014

Введение

1. Животный мир как объект правовых отношений

2. Право пользования животным миром. Порядок предоставления объектов животного мира в пользование

3. Правовые меры охраны животного мира. Ограничения и запреты на добычу. Охрана среды обитания животных

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Животный мир, являясь составной частью природной среды, выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение: как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение. Каждый вид животных является незаменимым носителем генетического фонда.

С каждым годом возрастает использование животного мира для рекреационных целей. Прежде главным направлением такого использования служили спортивная охота и рыболовство. Ныне все больше возрастает значение животных в качестве объектов фото охоты, экскурсионных наблюдений. Миллионы людей со всех концов света посещают национальные парки, для того чтобы полюбоваться зверями и птицами в их естественной обстановке.

Именно поэтому наиболее актуальной задачей в современных условиях и является правовое регулирование использования и охраны животного мира, с целью его наиболее рационального использования и воспроизведения.

Таким образом, целью исследования выступает изучение правового регулирования использования и охраны животного мира.

Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи работы:

1. изучить необходимые нормативно-правовые документы по теме исследования;

2. дать понятие животного мира с точки зрения права;

3. изучить порядок предоставления объектов животного мира в пользование;

4. изучить правовое регулирование охоты и рыболовства;

5. проанализировать правовые меры охраны животного мира.

При изучении данной темы нельзя обойтись без Конституции РФ, ФЗ «О животном мире» и других законов регулирующих животный мир. В работе использован материал таких ученых как Боголюбов С. А., Кузнецова Н., Бринчук М.М.

В процессе написания реферата использовались следующие методы: анализ и системный.

правовой животное юридический законодательный

1. Животный мир как объект правовых отношений

Юридическое понятие животного мира определено в Федеральном законе «О животном мире». Это - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Таким образом, в юридическом отношении животные признаются дикими, если они: являются компонентами окружающей среды; находятся в состоянии естественной свободы.

Под охрану закона «О животном мире» берутся не только животные, относящиеся к объектам охоты и рыболовства, но и все другие животные, находящиеся в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Речь идет об объектах животного мира, выращиваемых, к примеру, в рыбопитомниках, которые на каком-то этапе интродуцируются в природную среду. Домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе (в зоопарках, аквариумах и т.п.), не являются объектами животного мира в смысле законодательства об окружающей среде. Отношения по поводу таких видов животных регулируются аграрным, гражданским и иным законодательством.

Животный мир издавна служит людям в качестве источника пищевых продуктов, промышленного и лекарственного сырья, других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей человека. В преамбуле Федерального закона «О животном мире» животный мир объявляется достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан России.

Законодательство о животном мире не предусматривает частной собственности на объекты животного мира. Животный мир в пределах территории России является государственной собственностью. Одной из характерных особенностей животного мира является миграция его объектов через границы субъектов РФ и государственную границу.

В соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

Разграничение государственной собственности на животный мир на два ее вида -- федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации -- осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:

Редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

Обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

Населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

Подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

Отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

Естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

Исходя из международно-правовой концепции сохранения биоразнообразия, формируемое российское законодательство о животном мире основывается на принципе устойчивого существования и устойчивого использования животного мира. Под устойчивым существованием животного мира в Законе «О животном мире» понимается существование объектов животного мира в течение неопределенно длительного времени. Устойчивым использованием объектов животного мира признается использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию.

Основными организационно-правовыми инструментами регулирования охраны и использования животного мира в соответствии с Законом «О животном мире» являются государственный учет, государственный кадастр (ст. 14), государственный мониторинг объектов животного мира (ст. 15), нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания (ст. 17), государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания (ст. 18), экологическая экспертиза (ст. 20), государственный контроль в данной области (ст. 16).

Основные требования по охране и использованию животного мира направлены на:

Сохранение видового многообразия животного мира;

Охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животных;

Сохранение целостности естественных сообществ животных;

Научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира;

Регулирование численности животных в целях предупреждения вреда окружающей среде и народному хозяйству.

2. Право пользования животным миром. Порядок предоставления объектов животного мира в пользование

Правовое регулирование использования и охраны объектов животного мира осуществляется посредством установления видов и способов пользования животным миром, установления ограничений и запретов на использование объектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного мира. В частности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

Согласно действующему законодательству (см. ст. 34 Закона «О животном мире») юридические и физические лица могут осуществлять следующие виды и способы пользования животным миром:

Рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

Добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

Использование полезных свойств жизнедеятельности животного мира -- почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

Изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

Извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира.

Законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, могут быть предусмотрены и иные виды пользования животным миром. Животный мир на территории Российской Федерации предоставляется в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства. Предоставление осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством (Федеральным законом «О животном мире», гражданским, земельным, водным и лесным законодательством РФ). Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации.

Пользование животным миром прекращается (полностью или частично) в случаях:

Отказа от пользования;

Истечения установленного срока пользования;

Нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование им;

Возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны;

Использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром;

Ликвидации предприятия, учреждения, организации -- пользователей животным миром.

Решение о прекращении пользования животным миром может быть обжаловано в суде в установленном порядке.

Экономическое регулирование охраны и использования животного мира включает: учет и экономическую оценку объектов животного мира; экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром; бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира; экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства РФ об охране и использовании животного мира; целенаправленное использование средств, полученных от реализации конфискованных орудий незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов граждан и юридических лиц.

Экономическое стимулирование указанной деятельности включает: установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания; предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира; премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства об охране и использовании животного мира.

Коренные малочисленные народы и этнические общности, если среда их обитания и традиционный образ жизни связаны с животным миром, наряду с общими правами граждан в данной области наделяются особыми правами. Они вправе применять традиционные методы добывания объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, если таковые не ведут прямо или косвенно к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое воспроизводство их, не нарушают среду обитания и не представляют опасности для человека. Это право такие граждане могут осуществлять как индивидуально, так и коллективно, объединяясь в семейные, родовые, территориально-хозяйственные общины, союзы охотников, собирателей, рыболовов и др. Коренные малочисленные народы и этнические общности, а также граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользования животным миром на территориях их традиционного расселения и хозяйственной деятельности.

Право на приоритетное пользование животным миром включает:

Предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам, принадлежащим к указанным группам населения и их объединениям;

Льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности;

Иные виды пользования животным миром, согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Таким же правом обладают и иные граждане, постоянное проживающие на данной территории и включенные на законных основаниях в одну из таких групп населения.

Граждане и юридические лица, включая общественные объединения и религиозные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В этой связи они наделяются следующими правами:

Получать от органов государственной власти соответствующую информацию, если иное не установлено законодательством РФ;

Проводить общественную экологическую экспертизу;

Осуществлять общественный контроль;

Проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания;

Содействовать реализации соответствующих государственных программ.

Участие международных общественных организаций в охране и использовании объектов животного мира на территории Российской Федерации регламентируется ее международными договорами.

3. Правовые меры охраны животного мира. Ограничения и запреты на добычу. Охрана среды обитания животных

Как предусмотрено ст. 11 Закона «О животном мире», государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Последние состоят из федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и их территориальных (бассейновых) подразделений. Они образуют систему государственных органов управления, обеспечивающую осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания. Их полномочия и структура определяются Правительством РФ на основе требований Закона «О животном мире».

Важную роль в охране животного мира и регулировании его использования играет Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, выполняющее наряду с другими задачами и функциями разработку и реализацию мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Оно, в частности, осуществляет государственное управление охотничьими хозяйствами, охрану и контроль за охотничьими животными и ведением охотничьего хозяйства.

Значительна роль в охране и рациональном использовании животного мира Министерства природных ресурсов РФ, одной из задач которого является проведение единой научно-технической политики в области водного хозяйства, использования, охраны и восстановления водных ресурсов, установления водоохранных зон и соблюдения хозяйственной деятельности в пределах этих зон. Большую роль в охране животного мира и рациональном его использовании играют государственные комитеты РФ по рыболовству и охране окружающей среды, на которые возложено осуществление государственной политики в области охраны и использования животного мира и окружающей природной среды в целом.

Основными принципами государственного управления в области охраны и использования животного мира являются:

Обеспечение устойчивого существования и использования животного мира;

Поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;

Осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;

Недопустимость совмещения деятельности по государственному контролю за использованием животного мира и охраной его и среды обитания с деятельностью по использования объектов животного мира;

Привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;

Отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;

Платность пользования животным миром;

Приоритет международного права в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

Государственный учет объектов животного мира и их использования, а также государственный кадастр этих объектов ведутся в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Статьей 55 ФЗ «О животном мире» предусмотрены три вида ответственности за нарушение законодательства РФ об охране и использовании животного мира: административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Однако должностные лица, рабочие и служащие, нарушающие законодательство об охране и использовании животного мира, могут нести также дисциплинарную и материальную ответственность в порядке и размерах, предусмотренных трудовым законодательством РФ. Закон «О животном мире» (ст. 55) предусматривает следующие виды нарушений законодательства РФ об охране и использовании животного мира, влекущие предусмотренную законом юридическую ответственность:

Нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз в РФ животных или растений, признанных наносящими ущерб объектам животного мира, занесенным в Красную книгу;

Нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, других препаратов, причинивших ущерб животному миру;

Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды их обитания;

Нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром;

Нарушение правил китобойного промысла;

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы объектов животного мира, их продуктов и частей без соответствующего разрешения;

Нарушение требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе хозяйственной деятельности;

Нарушение режима охраны объектов животного мира в государственных природных заповедниках и заказниках, заповедных зонах национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях, акваториях;

Нарушение установленного порядка предоставления лицензий на пользование животным миром и разрешений на изъятие объектов животного мира из среды их обитания;

Сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объектов животного мира, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды их обитания.

Предусмотрено также, что незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция, а также орудия незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные заносятся в Красную книгу. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специально уполномоченные на то государственные органы по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира. В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях.

Заключение

Развитие оружия и транспортных средств позволяло человеку проникать в самые отдаленные уголки земного шара. И всюду освоение новых земель сопровождалось беспощадным истреблением животных, гибелью ряда видов. Охотой был полностью уничтожен тарпан европейская степная лошадь. Жертвами охоты стали туры, очковый баклан, лабрадорская гага, бенгальский удод и многие другие животные. Вследствие нерегулируемой охоты на грани исчезновения оказались десятки видов зверей и птиц. В начале нашего столетия интенсификация китобойного промысла (создание гарпунной пушки и плавучих баз по переработке китов) привела к исчезновению отдельных популяций китов, резкому падению их общей численности.

Огромное влияние на экологическое состояние водоемов оказывают плотины на реках. Они преграждают путь на нерест проходным рыбам, ухудшают состояние нерестилищ, резко уменьшают приток питательных веществ в дельты рек и прибрежные части морей и озер. Для предотвращения негативного влияния плотин на экосистемы аквальных комплексов принимается ряд инженерных и биотехнических мер (строятся рыбопроходы и рыбоподъемники, обеспечивающие движение рыбы на нерест). Наиболее действенный способ воспроизводства рыбного стада заключается в строительстве рыборазводных заводов и рыбопитомников.

Поскольку отношение людей к природе существует только через производственные отношения, то экологопользование связано в каждой стране с существенными в ней социально-экономическими отношениями. Различие социально-экономических систем, обусловливающие и различие эколого-правового регулирования различных стран, требует внимательного анализа правоприменительной практики.

Список использованной литературы

1. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 485 с.

2. Бринчук, М.М. Экологическое право (право окружающей среды): учебник для высших юридических учебных заведений / М.М. Бринчук. - М.: Юристъ, 2001. - 688 с.

3. Дубовик О.Л. Экологическое право: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 720 с.

4. Кузнецова, Н.В. Экологическое право: учебное пособие / Н.В. Кузнецова. - М.: Юриспруденция, 2000. - 168 с.

5. Игнатьева И.А.Проблема систематизации законодательства об охоте и правотворческий опыт субъектов Российской Федерации // Экологическое право.- 2006.- №5.

6. Краев Н.В., Краева В.Н., Матвейчук С.П. Заключение ГНУ ВНИИОЗ Россельхозакадемии на проект Федерального закона №66299-5// Экологическое право.- 2008.- №4.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и виды пользования объектами животного мира. Гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства в области охраны и использования животного мира. Правовая охрана животного мира в Саратовской области.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2011

    Животный мир как объект правовой охраны. Организационно-правовые инструменты регулирования использования и охраны животного мира. Основные правила рыболовства. Искусственное воспроизводство водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2011

    Эколого-правовые требования к осуществлению хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море РФ. Порядок организации и проведения государственного контроля в области охраны окружающей среды. Охрана объектов животного мира.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2012

    Установление действующим законодательством страны правового режима для объектов диких, домашних и сельскохозяйственных животных. Полномочия органов государственной власти и субъектов Российской Федерации в области охраны и использования животного мира.

    контрольная работа , добавлен 26.01.2014

    Порядок разработки и утверждения нормативов в области охраны окружающей среды. Государственные органы, осуществляющие экологическое нормирование. Юридические последствия нарушения требований экологических нормативов. Использование и охрана животного мира.

    контрольная работа , добавлен 12.10.2013

    Характеристика животного мира. Правовой режим объектов животного мира. Правовое определение диких животных. Отличие диких животных от домашних. Принципы интродукции и реинтродукции животных. Правовое регулирование распространения и численности животных.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2016

    Обязанности предприятий по охране животного мира, предусмотренные законодательством. Порядок оценки и возмещения нанесенного вреда. Особенности предоставления недр в пользование для добычи общераспространенных полезных ископаемых. Лесное законодательство.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Налог на добычу полезных ископаемых, водный налог. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Правовые основы института природоресурсных платежей в обеспечении рационального природопользования.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2016

    Органы, осуществляющие государственное регулирование земельных отношений и их компетенция. Контроль за соблюдением законодательства по охране земель. Предоставление земельных участков во временное пользование для организации крестьянских хозяйств.

    контрольная работа , добавлен 11.02.2016

    Государственная политика России в сфере обеспечения качества продукции животного происхождения. Государственное регулирование сертификации (декларирования) продукции животного происхождения в Челябинской области. Практика сертификации ООО "Равис".

Правовая охрана животного мира (фаунистическое право) в широком смысле – это система правовых норм, регулирующих охрану и использование животного мира и среды его обитания, общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия человека и общества с таким компонентом окружающей среды, как живой мир; совокупность экологически значимых правовых действий и бездействия людей (правового экологически значимого поведения) в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды его обитания; система государственных органов, осуществляющих правотворческие, управленческие, контрольно-надзорные и иные функции, а также реализацию мер юридической ответственности за нарушение законодательства о животном мире; правовая идеология, правовые взгляды, чувства и эмоции как элементы правового сознания общества, отдельных социальных групп и граждан по отношению к животному миру.

В узком смысле – это совокупность правовых норм и правовых отношений, возникающих в связи с охраной и использованием животного мира.

Правовые меры по охране животного мира включают:

– разработку, принятие и применение законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих охрану и пользование животным миром;

– установление лимитов использования животного мира, а также стандартов и нормативов охраны и использования животного мира и среды обитания;

– создание правовой базы для охраны отдельных категорий животных и среды их обитания, для регулирования охраны особых территорий;

– установление системы мер юридической ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира и среды его обитания;

– проведение правореализационной и правоприменительной деятельности в области охраны и использования животного мира и среды его обитания;

– правовое воспитание и профилактику нарушений.

Важным моментом в Федеральном законе является экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира. Оно предусматривает установление и регулирование экономических отношений в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между пользователями животным миром и пользователями другими видами природных ресурсов.

Экономическое регулирование охраны и использования животного мира включает в себя: учет и экономическую оценку объектов животного мира; экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром; бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира; экономически обоснованную систему размеров штрафов и исков в возмещении вреда за нарушение законодательства РФ о животном мире; целенаправленное использование средств, полученных от конфискации орудий незаконного добывания объектов животного мира, транспортных средств и продукции.

В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных особо охраняемых территорий. Здесь запрещено пользование животным миром и установлена более строгая ответственность.

Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждаются Красная книга РФ, Красные книги субъектов РФ.