Публицистический стиль речи характерные особенности. Стилистические особенности публицистического стиля

1. Определение

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.

В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название "публицистический стиль" представляется более точным, поскольку иные варианты названия более узко определяют сферу его функционирования. Название "газетный стиль" объясняется историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях и прежде всего в газетах. Однако сегодня этот стиль функционирует не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации: его было бы также справедливо назвать "телевизионным" стилем. Другое название - общественно-политический стиль - точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и других).

Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений.

Публицистика - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определённым классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет публициста - вся современная жизнь в её величии и малости, частная и общественная, реальная или отражённая в прессе, искусстве, документе." Такое определение дано в "Краткой литературной энциклопедии" (М., 1971 т.6 Стб. 72). Если опустить упоминание о классовом интересе, то данное определение довольно точно отражает место и роль публицистики среди произведений литературы и журналистики, а также позволит нам в дальнейшем понять стилистические особенности публицистических произведений.

В другом энциклопедическом издании мы находим следующее определение:

Публицистика - род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль, влияет на деятельность социальных институтов, служит средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организаций и передачи социальной информации. Публицистика существует

· в словесной (письменной и устной),

· графически изобразительной (плакат, карикатура),

· фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),

· театрально-драматургической,

· и словесно-музыкальной формах.

Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях". ("Советский энциклопедический словарь" М.,1990 С. 1091). Понятия публицистики и публицистического стиля, как видно из этих определений совпадают не полностью. Публицистика - это род литературы, публицистический стиль - функциональная разновидность языка. Произведения иных стилей могут отличаться публицистической направленностью, например, научные статьи, посвященные актуальным экономическим проблемам. С другой стороны, текст, публицистический по стилю, может оказаться не принадлежащим к данному роду литературы вследствие сугубо информационного характера или неактуальности обсуждаемых проблем.

2. Функции стиля

Важнейшие функции публицистического стиля - информационная и воздействующая. Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы.

Информационная функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, её источниках и адресатах.

Телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.

Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает её от научной информации. Другое отличие связано с тем, что перед публицистическими произведениями не ставится задача полного всестороннего описания того или иного явления, публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определённых общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стили - функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определённого отношения к излагаемым фактам и в необходимости определённого поведения. Публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность, что как раз и вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции.

Функция воздействия является для публицистического стиля системообразующей, именно она выделяет этот стиль среди других разновидностей литературного языка. Хотя эта функция характерна также для официально-делового и разговорного стиля, на отбор языковых средств она активно влияет именно в текстах публицистических.

Рассмотрим в качестве примера реализации этих функций заметку из газеты "Округа" от 4.08.2001 под названием ""Князя Владимира" ссылают в провинцию". Заметка имеет подзаголовок "Столичные чиновники поддерживают шведского товаропроизводителя". Она информирует о закупке правительством Москвы и городской думой шведских автомобилей "Вольво". В тоже время заметка воздействует на читателя, формируя определённое отношение к позиции руководителей, на словах агитирующих за поддержку отечественного товаропроизводителя.

В различных публицистических жанрах, которые будут рассмотрены в дальнейшем, одна из указанных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.

Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции:

· коммуникативную,

· экспрессивную,

· эстетическую.

3. Общие функции языка в публицистическом стиле

Коммуникативная функция является главной функцией языка и проявляется во всех его формах. Поскольку публицистический стиль функционирует в сфере взаимоотношений между различными общественными группами, роль данного стиля в поддержке общественной коммуникации огромна. Коммуникативность публицистического стиля заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата (хотя и в этих случаях коммуникативный аспект присутствует), а для максимально широкой аудитории. Находясь на значительном расстоянии в пространстве, автор публицистического текста стремится приблизиться к адресату по времени, по тематике сообщений, а также по речевым стилистическим особенностям. Коммуникация предполагает и обратную связь - ответ адресата. Для данного стиля обратная связь наиболее явно осуществляется в ситуации публичной дискуссии, но не только здесь. Для газеты обратной связью являются письма читателей, ответы должностных лиц, статьи, присылаемые в ответ на предыдущие публикации. Радио и телевидение перешли от писем к телефонным звонкам слушателей и зрителей, в ходе которых они могут задать вопросы, высказать своё мнение, рассказать об известных им событиях. Широко применяется и привлечение зрителей к съёмке телепередач в студиях. Современное интерактивное телевидение ищет новые формы поддержания контакта со зрителями.

Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. Не все публицистические жанры в одинаковой мере предполагают экспрессивность текста: она менее вероятна для информационной заметки и более типична для очерка или памфлета. На телевидении эмоциональность менее характерна для выпусков новостей и обязательна для ток-шоу.

Вот несколько примеров экспрессивности газетных заголовков:

"Старый вагон на новый лад. Москва не прощается с чешскими трамваями", "Тайная перепись. Мосгоркомстат обещает не делиться информацией", "Грибник ошибается 1 раз", "Верной дорогой везёте товарища! Три часа социализма на Трёх вокзалах". Данные заголовки не просто обозначают тему сообщения, но эмоционально характеризуют ситуацию, о которой рассказывает заметка.

Эстетическая функция публицистического текста представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата.

Публицистический стиль (= газетно-публицистический)

Стиль представлен в газетах, в журналах, адресованных массовому читателю, в выступлениях журналистов на радио и телевидении, в речах общественно-политических деятелей митингах, съездах, собраниях и т. д. Стиль реализуется в устной и письменной форме.

Тематика публицистических текстов практически ничем не ограничена: освещаются политические, социальные, бытовые, философские, экономические, морально-этические темы, вопросы искусства и культуры, вопросы воспитания и т. д. Публицистику называют «летописью современности»: в ней отражается живая история нашего общества. Характерная особенность: в публицистическом стиле, как правило, говорят о самых современных, актуальных для общества событиях.

Жанры публицистики:

    Информационные - сообщают информацию. Это:

Информационная заметка (хроникальная заметка), или хроника . Это подборка сообщений-новостей: указывается время, место, событие, описывающееся с помощью разных форм глагола (состоится, открыт, продолжается, соберется и т. п.) (напр.: Вчера в Эрмитаже открылась выставка. Сегодня в Париже обсуждаются вопросы, связанные с … Завтра саммит продолжит работу).

Репортаж. Это жанр, в котором рассказ о событии ведется как бы одновременно с развертыванием действия. Характерны: настоящее время глагола, местоимение «я» или «мы» (в значении «я и мои спутники»), включение в текст более или менее развернутого авторского комментария, тогда текст представляет собой чередование фрагментов, рассказывающих о событии, и вставки, рассуждения автора; иногда текст предваряется комментарием от редакции (напр.: Мы находимся в актовом зале. Я вижу, что спасатели уже появились. Сейчас спасатель прикрепляет лестницу).

Интервью (информационное). Жанр, существующий в диалогической форме - устной или письменной (записанная беседа; при этом письменный текст передает некоторые признаки спонтанной устной речи, о чем свидетельствуют, в частности, междометия, разговорная лексика, неполные предложения, подхват реплик, переспросы и т. д.). Журналист ведет диалог с лицом, отвечающим на его вопросы. Жанр позволяет познакомить читателя с жизнью и взглядами интересующего его лица, живо и интересно изложить материал. Диалогическая форма облегчает восприятие материала. В информационном интервью в форме ответов на вопросы сообщается о подробностях события. Популярны также интервью, в которых характеристика лица дается параллельно с обсуждением различных значимых проблем. Часто интервью предваряется вводной частью, кратко обрисовывающей ситуацию, в которой берется интервью; сообщается информация об интервьюируемом лице.

Отчет.

Обозрение. Журналист выступает от коллектива, организации, партии и т. д.

    Аналитические - дают анализ. Это жанры:

Аналитическое интервью. Содержит развернутый диалог о проблеме : журналист задает вопросы о существе проблемы , собеседник - отвечает.

Статья. Жанр, в котором представлены результаты достаточно серьезного исследования события или проблемы. Главный признак жанра - логичность изложения материала, рассуждение: от какого-либо утверждения - к его обоснованию. Синтаксические особенности: используются союзы и вводные слова, обозначающие логическую связь. Лексические особенности: встречаются термины, слова с отвлеченным значением. Но рассуждение может эмоционально окрашиваться. Для этого жанра характерно сочетание книжной и разговорной оценочной лексики, использование предложений небольшой длины и т. д. Статья может включать разные вставки: характеристика ярких событий, мини-интервью и т. п.

Рецензия - отзыв о произведении искусства, о фильме и т. п.

Комментарий.

Обзор.

Корреспонденция. Жанр, в котором говорится не о единичном факте, как в хроникальной заметке, а о ряде фактов, которые анализируются, выясняются их причины, дается их оценка, делаются выводы. По сравнению с хроникальной заметкой, в корреспонденции расширяется объем сообщаемого материала, меняется характер изложения: привлекаются более разнообразные языковые средства, появляется индивидуальная манера письма.

    Художественно-публицистические жанры. Это своего рода гибридные жанры, совмещающие черты публицистического и литературно-художественного стиля:

Очерк. Жанр, требующий образного, конкретного представления факта или проблемы. Очерки могут быть:

- проблемными (события включаются в изложение как повод для рассуждения);

- портретными;

- путевым (описание путешествия);

- событийными (рассказ о событии).

В очерке должны убедительно сочетаться выразительно переданные события, убедительные образы героев, доказательные рассуждения. Люди, события и проблемы предстают в свете эмоциональной авторской оценки.

Фельетон - газетная или журнальная статья на злободневную тему, высмеивающая или осуждающая какие-либо недостатки, уродливые явления (напр.: «Письма к тетеньке» М. Е. Салтыкова-Щедрина, стихотворение-фельетон Н. А. Некрасова «Газетная» и др.).

Памфлет - злободневное публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-либо или чего-либо (напр.: отдельные главы «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского, «Не могу молчать» Л. Н. Толстого). И т. д.

Подстили публицистического стиля:

    официально-аналитический;

    информационно-аналитический;

    репортажный;

    фельетонный;

    митинговый и др.

Общие особенности публицистического стиля:

    Важнейшая особенность - сочетание двух функций языка: функции сообщения (= информационной функции) и функции воздействия. Говорящий прибегает к публицистическому стилю тогда, когда ему необходимо не только передать информацию, но и произвести воздействие на адресата (часто массового). Адресант передает факты и выражает свое отношение к ним. Адресат чувствует, что журналист не равнодушный регистратор событий, а их активный участник, самоотверженно отстаивающий свои убеждения. Публицистика призвана активно вмешиваться в происходящее, создавать общественное мнение, убеждать, агитировать.

    Важнейшие стилеобразующие черты публицистического стиля - оценочность и эмоциональность. Поскольку вопросы, которые поднимает журналист (этические конфликты, права человека, экономическая политика государства и т. д.), волнуют миллионы людей, писать об этих вопросах сухим языком невозможно. Оценочные средства публицистика заимствует из других стилей (преимущественно разговорного и художественного).

Но если для максимального воздействия на адресата публицистическому стилю нужна экспрессивность, то для быстроты и точности передачи информации ему необходимы точность, логичность, официальность, стандартизированность. Стандартизированность речи в данном случае состоит в том, что журналист использует частотные языковые средства, устойчивые речевые обороты (клише) (напр.: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, плюрализм мнений, активная жизненная позиция, радикальные изменения, по ту сторону баррикад).

Стандартизация речи обеспечивает:

 адресанту (журналисту) - быстроту в подготовке информации (адресат проявляет особенный интерес к самым свежим событиям, так что готовить материал необходимо очень быстро);

 адресату - более легкое и быстрое усвоение информации (пробегая глазами публикацию, пестрящую очень привычными выражениями, читатель может без лишних затрат времени и сил уловить смысл).

Таким образом, сочетание экспрессии и стандарта - важнейшая черта публицистического стиля.

В зависимости от жанра, на первый план выступают то экспрессия (напр.: памфлет, фельетон) , то стандарт (напр.: газетная статья, хроникальная заметка) .

    Поскольку произведения публицистического стиля адресованы широкому кругу читателей, главный критерий отбора языковых средств в них - общедоступность этих средств. Публицисты не должны использовать непонятные читателям узкоспециальные термины, диалекты, жаргонные слова, усложненные синтаксические конструкции, не должны прибегать к слишком отвлеченной образности и т. д.

    Публицистический стиль - это не замкнутая, а открытая система языковых средств , так что журналисты могут свободно обращаться к элементам других стилей: к разговорному, художественному, научному. Таким образом, в публицистическом стиле достаточно свободно взаимодействуют элементы разных стилей.

    В публицистических произведениях большое значение имеет авторский стиль - свойственная тому или иному журналисту манера письма.

    В газетно-публицистическом стиле повествование всегда ведется от первого лица. Для публицистики характерно совпадение автора и рассказчика , который непосредственно обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. В этом сила воздействия публицистики.

В то же время в каждом конкретном тексте журналист создает образ автора , через который выражает свое отношение к действительности. Образ автора как композиционно-речевая категория может варьироваться, изменять свою форму применительно к жанру, например:

В обозрении журналист выступает от имени коллектива, организации, партии, конструируя «коллективный образ» рассказчика;

В фельетоне, памфлете это условный образ ироничного, непримиримого, практически настроенного повествователя.

Но, о каком бы жанре ни шла речь, авторская позиция, в целом, всегда совпадает со взглядами и оценками реального журналиста, представляющего читателям добытый им материал. Это, в частности, вызывает доверие читателя к журналисту и его материалу, уважение к журналисту за его личную позицию, за его искренность и неравнодушие.

    В публицистическом стиле используются: монологическая речь (преимущественно в аналитических жанрах), диалог (напр., в интервью), прямая речь.

Публицистический стиль функционирует в определённых устойчивых формах - жанрах. Обозначить их круг можно следующим образом:

  • 1. Газетные - очерк, статья, фельетон, репортаж, заметка, интервью и т.п.
  • 2. Рекламные - объявления, плакат, лозунг и т.д.
  • 3. Ораторские - выступление на митинге, тост, дебаты и т.д.
  • 4. Телевизионные - аналитическая программа, диалог в прямом эфире, сводки новостей и т.п.
  • 5. Коммуникативные - телемост, пресс-конференция и т.п.
  • 6. Сетевая журналистика.

Мы будем рассматривать газетные жанры, из которых выделяются в науке обычно три основные группы:

1. Информационные - заметка, репортаж, интервью, отчет.

Для информационных жанров в целом характерна объективность в изложении информации. Главным признаком в данном случае является новизна передаваемого сообщения в этих текстах. Как правило, они нацелены на оперативную передачу простой, первичной информации, фактов, событий.

В информационной заметке рассказывается о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В расширенной информации добавляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.

Репортаж характеризуется присутствием автора на месте события. Современный репортаж часто является смешанным жанром - информационно-аналитическим, где совмещаются описания активных действий журналиста для выяснения вопроса (интервью с очевидцами, участниками события) и анализ проблемы.

Современное интервью - полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о событиях), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).

2. Аналитические - статья, корреспонденция, обозрение и т.п.

Целью аналитических жанров является анализ журналистом социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения дел, события с точки зрения автора. Самый распространённый аналитический жанр - проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса. Статья может представлять собой как дедуктивное рассуждение - от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуктивное - от посыла к выводу. В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его главная цель - воздействие на читателя. В качестве фактологических доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.

3. Художественно-публицистические - очерк, зарисовка, беседа, фельетон и др. Образность, эмоциональная выразительность, типизация, использование литературно-художественных изобразительных средств, ряд языковых и стилистических особенностей - все это отграничивает данную группу жанров от остальных.

Эти жанры дают читателю возможность воспринимать проблему в образной форме. Наиболее ярко это проявляется в очерке. Характер очерка во многом зависит от объекта изображения: он может быть проблемным, портретным, путевым, событийным. В очерке одним из действующих героев является повествователь, который рассказывает о событии от первого (Я-форма) или от третьего (Он-форма) лица. Очерк может быть написан от лица повествователя-журналиста, от лица героя очерка, повествователь также может выступать как закадровый наблюдатель или комментатор. Образ повествователя вносит в очерк особое эмоциональное отношение к описываемым событиям и героям. Повествования и рассуждения в очерке окрашено эмоциональной авторской оценкой. Отличительная черта очерка - изобразительность, для него характерны яркие детали, характеризующие героя и событие.

Авторская мысль, образ автора - это центр, к которому сходятся и которыми определяются все главные черты стиля автора. Таким образом, автор играет самую значимую роль в формировании публицистической картины мира, выявления характера ее речи, формирования газетно-публицистических жанров.

Отсюда появляется особый характер публицистических текстов:

  • - Субъективная окрашенность. Палитра авторских чувств, красок варьируется от сухого перечисления фактов до пафоса и патетики.
  • - Исповедальность. Автор высказывает свои мысли и чувства.
  • - Документальность. Для публициста характерны динамизм, сиюминутность восприятия. Автор стремится зафиксировать сегодняшний день, событие, новость.
  • - Объективность. Автор стремится расширить фонд знаний, повлиять на формирование мнений и выразить установки той социальной группы, которую он представляет.
  • - Социальность. Задача автора заключается в соотнесении реальностей с социальными интересами и целями определенных групп.

В жанрах современной публицистики отмечается усиливающаяся личностная авторская тенденция. Личностная тенденция и тенденция к усилению информативности обусловливают активный процесс формирования новых жанров.

В последние годы в жанровой системе публицистики произошли существенные изменения. Так, почти во всех газетах исчезла передовая статья. Почти пропали очерки и фельетоны. Большее место в газете, чем прежде, стал занимать жанр журналистского расследования. Вместе с тем популярными становятся жанры, в основе которых лежит диалог: интервью, "круглые столы", беседы, экспресс - интервью, позволяющие узнать информацию и мнение "из первых рук". Ежеминутное или ежедневное обновление информации соответствует динамичности современной эпохи, которая, как замечает В.Г.Костомаров, "требует скорости, эффективности и непостоянства, точнее - перемены, непрерывного изменения". В настоящее время для системы жанров в целом характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров. Г.Я.Солганик обращает внимание на происходящую в последнее десятилетие эволюцию жанровой системы, связанную с усилением информативности.

Публицистика - это функциональный стиль словесного искусства особого рода, своеобразный по форме, материалу, методу подхода к действительности и средствам воздействия. Самый главный конструктивный принцип, которому подчиняется этот стиль, по словам В.Г. Костомарова, - это принцип чередования экспрессии и стандарта. В зависимости от жанра, от цели текста усиливается либо одно, либо другое. Если автор стремится пробудить определённое отношение к информации, то на первый план выдвигается экспрессия (что наблюдается, например, в памфлетах, фельетонах и т.д.). В жанрах же газетной статьи, хроникальной заметки и т.д., в которых проецируется стремление к максимуму информативности - преобладает стандарт, так как именно стандарт обеспечивает быстроту передачи информации, экономию усилий восприятия, помогает оперативно откликнуться на происходящее, описываемое в тексте. Таким образом, эти признаки соотносятся с взаимодействием двух основных функций публицистики: информационной и воздействующей.

Отбор событий в публицистике определяется их социальной значимостью. К социально значимым относят события, имеющие общественный интерес: это встречи глав государств, принятие новых законов, театральные премьеры, спортивные события и т.д. Зачастую они носят повторяющийся характер, поэтому информация об этих событиях стандартна, при её освещении используются стереотипные выражения (театральный сезон открылся премьерой, состоялся матч между командами).

Воздействующая функция текстов в публицистике реализуется через систему оценочных средств, главным из которых является метафора, а также и другие средства эмоционального воздействия. Таким образом, публицистический стиль постоянно сочетает экспрессивность и стандартизованность.

Поиск способов усиления экспрессии в рамках публицистического стиля вызывает быстрый переход экспрессии в стандарт, когда языковые элементы, оказавшиеся наиболее удачными в плане выразительности, начинают использоваться или тиражироваться многими газетами. В связи с потерей стандартными формулами ясной и точной семантики, экспрессивно-оценочных качеств, повышенной частотой употребления - они становятся штампами. В целом, "конфликтное" соотношение экспрессии и стандарта по-разному проявляется в различных жанрах, но всегда является конструктивным признаком данного функционального стиля.

Публицистический стиль- функциональный стиль речи который используется в жанрах(статья, очерк, фельетон, репортаж, интервью, ораторская речь) и служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью и призывностью.

Жанры публицистического стиля: публицистическая статья, очерк, выступление, памфлет, фельетон, воззвание.

Стилевые черты – призывность, собирательность оценочность.

Публицистический стиль сочетает две функции: функцию сообщения, информации об определенных социальных явлениях, фактах и функцию воздействия, т.е. открытой оценки изложенных проблем, для того чтобы повлиять и на мысли, и на чувства читателей (слушателей), привлечь их к поддержке той позиции, которую занимает и отстаивает автор. В публицистическом стиле имеет место предварительный отбор языковых средств. В публицистическом стиле широко используются, помимо нейтральных слов, высокие торжественные слова и фразеологизмы (отчизна, шествовать, воспрянуть, стоять на смерть и др.), эмоционально окрашенные слова, междометия, частицы, несложные синтаксические конструкции, восклицание, повторы, риторические вопросы. В соответствии с основной целью данного стиля в нем употребляются общественно- политические, морально- этические слова и фразеологизмы (парламент, экономический рост, вежливость, сострадание, благотворительность, чёрное золото,)

Художественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественного стиля эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Художественный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию.
Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.
Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.
Проанализируем небольшой отрывок из рассказа Н.Толстого "Иностранец без питания": "На выставку Лера отправилась только ради ученика, из чувства долга." "Алина Крюгер. Персональная выставка. Жизнь как утрата. Вход свободный". В пустом зале бродил бородач с дамой. На некоторые работы он смотрел через дырку в кулаке, чувствовался профессионал. Лера тоже посмотрела через кулак, но разницы не заметила: все те же обнаженные мужчины на курьих ножках, а на заднем плане пагоды в огне. В буклете про Алину было сказано: "Художница проецирует притчевый мир на пространство бесконечного". Интересно, где и как учат писать искусствоведческие тексты? Наверное, с этим рождаются. Бывая в гостях, Лера любила листать художественные альбомы и, посмотрев репродукцию, прочесть, что об этом пишет специалист. Видишь: мальчик накрыл насекомое сачком, по бокам ангелы трубят в пионерские горны, а в небе самолет со знаками зодиака на борту. Читаешь: "Художник рассматривает холст как культ мгновения, где упрямство деталей взаимодействует с попыткой осмысления будней". Думаешь: автор текста мало бывает на воздухе, держится на кофе и сигаретах, интимная жизнь чем-нибудь осложнена"
Перед нами не объективное представление выставки, а субъективное описание героини рассказа, за которой отчетливо виден автор. Текст построен на соединении трех художественных планов. Первый план - это то, что видит на картинах Лера, второй - искусствоведческий текст, интерпретирующий содержание картин. Эти планы и стилистически выражены по-разному, намеренно подчеркивается книжность, заумность описаний. А третий план - это авторская ирония, которая проявляется через показ несоответствия содержания картин и словесного выражения этого содержания, в оценке бородача, автора книжного текста, умения писать такие искусствоведческие тексты.
Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово выполняет номинативно-изобразительную функцию.
Лексический состав в художественном стиле речи имеет свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются и незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.
В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.
На первый план а художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили являются дополнением друг друга. Например, прилагательное "свинцовый" в научной речи реализует свое прямое значение - "свинцовая руда", "свинцовая, пуля", в художественной образует экспрессивную метафору - "свинцовые тучи", "свинцовая ночь". Поэтому, в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.
Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления смысловой значимости слова или придания всей фразе особой стилистической окраски.
Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.
В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм для выделения автором какой-нибудь мысли, черты, важных для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.

ТЕМА 5. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ

§ 1. Публицистический стиль речи(общая характеристика)

В латинском языке есть глагол publicare – "сделать общим достоянием, открыть для всех" или "объяснить всенародно, обнародовать". С ним и связано по происхождению словопублицистика . Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Предмет публицистики – жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого.

Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. Это язык газет, общественно-полити­ческих журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, язык выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п. Публицистический стиль – это речевая деятельность в области политики во всем многообразии ее значений. Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).

Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

Публицистический стиль представлен множеством жанров :

1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;

2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;

4. коммуникативные – пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты;

§ 2. Функции публицистического стиля

Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (экспрессивной).

Функция сообщения состоит в том, что авторы текстов публицистики информируют широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах.

Информационная функция присуща всем стилям речи. Ее специфика в публицистическом стиле заключается в тематике и характере информации, в ее источниках и адресатах. Так, телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.

Способ подачи информации в публицистическом стиле также имеет свои отличительные черты. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает оценку, мнения, настроения авторов, содержит их комментарии и размышления. Это отличает ее, например, от официально-деловой информации. Другое отличие в предоставлении информации связано с тем, что публицист стремится писать избирательно – прежде всего о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, он выделяет только те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля – функции воздействия . Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Поэтому публицистическому стилю присущи открытая тенден­циозность, полемичность, эмоциональность (что вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции).

В различных публицистических жанрах одна из двух названных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.

§ 3. Языковые признаки публицистического стиля речи

Лексические признаки

1. В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных повторений эти клише нередко превращаются в надоевшие (стертые) штампы: коренные преобразования, радикальные реформы.

Речевые образцы отражают характер времени. Многие клише уже устарели, например: акулы империализма, болезнь роста, слуги народа, враг народа. Наоборот, новомодными для официальной прессы конца 90-х гг. стали слова и выражения: элита, борьба элит, элита криминального мира, высшая финансовая элита, раскручивать, виртуальный, имидж, знаковая фигура, пирог власти, дитя застоя, деревянный рубль, инъекция лжи.

Многочисленные примеры речевых клише вошли в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сила диктата, пути прогресса, вопрос безопасности, пакет предложений.

2. Отношения между отправителем и адресатом в публицистическом стиле подобны отношению между актером и зрителями. "Театральная" лексикавторая яркая черта публицистического стиля. Она пронизывает все публицистические тексты: политическое шоу , на политической арене , закулисная борьба, роль лидера, драматические события, известный в политике трюк , кошмарный сценарий и др.

3. Характерной особенностью публицистического стиля является эмоционально-оценочная лексика. Эта оценка носит не индивидуальный, а социальный характер. Например, слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать, процветание; слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж, расизм, обезличка.

4. В публицистическом стиле особое место принадлежит книжным пластам лексики, имеющим торжественную, гражданско-патети­ческую,риторичес­кую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование , воинство, отчизна . Патетическую тональность придает тексту также использование старославянизмов: свершения, держава, страж и т.д.

5. В текстах публицистического стиля часто присутствует военная терминология: гвардия, штурм высоты, перед­ний край, линия огня, прямая наводка, стратегия, мобилизация резервов . Но она употребляется, естественно, не в своем прямом значении, а образно (речь в текстах с этими словами может идти, например, об уборке урожая, введении в строй новых объектов производства и т.д.).

6. В качестве оценочного средства в публицистике могут встретиться слова пассивного словарного запаса – архаизмы. Например: Доллар и его лекари . Военные барыши растут .

Морфологические признаки

К морфологическим признакам публицистического стиля мы относим частотное употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это:

1) единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью ; Преподаватель всегда знает студента ;

2) родительный падеж имени существительного: время перемен , пакет предложений , реформа цен , выход из кризиса и др.;

3) императивные формы глагола: Оставайтесь с нами на первом канале!

4) настоящее время глагола: в Москве открывается , 3 апреля начинается ;

5) причастия на - омый: ведомый, невесомый, влекомый ;

6) производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.

Синтаксические признаки

К синтаксическим признакам публицистического стиля следует отнести часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений (синтаксических конструкций). В их числе:

1) риторические вопросы:Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?

2) восклицательные предложения: Все на выборы!

3) предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой ). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (сравни: Предприятия составляли исключение );

4) заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.

В заголовках часто используется специфический языковой прием – " соединение несоединимого". Он дает возможность минимальными языковыми средствами вскрыть внутреннюю противоречивость предмета или явления: трудящийся тунеядец, повторяемое неповторимое, мрачное веселье, красноречивое молчание.

Вопросы и задания

1. Где используется публицистический стиль речи?

2. Назовите жанры публицистики.

3. Расскажите о функциях публицистического стиля (информативной и экспрессивной).

4. Каковы языковые признаки публицистического стиля речи (лексические, морфологические, синтаксические)?

5. Какой прием используют журналисты в заголовках статей, очерков?

Структурно-логическая схема"Жанры публицистического стиля речи"