Кто устанавливает размер водоохранной зоны. Ограничения по строительству в водоохранной зоне

Всем известно, что человек и его хозяйственная деятельность отрицательно влияет на природную среду. И нагрузка на нее год от года увеличивается. Это в полной мере касается и водных ресурсов. И хотя 1/3 поверхности земли занято водой, избежать ее загрязнения не получается. Наша страна не является исключением, и охране водных ресурсов уделяется пристальное внимание. Но решить эту проблему в полной мере пока не удается.

Береговые зоны, подлежащие охране

Водоохранной называют зону, к которой относится территория вокруг любых водных объектов. Здесь создаются специальные условия для В ее пределах находится защитная прибрежная полоса с более строгим режимом охраны, с дополнительными ограничениями природопользования.

Целью таких мер является предотвращение загрязнения, засорения водных ресурсов. Кроме того, озеро может заилиться, а река - обмелеть. Водная среда - это место обитания для многих живых организмов, в том числе редких и исчезающих, занесенных в Красную книгу. Поэтому меры охраны необходимы.

Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса находятся между береговой линией, которая является границей водного объекта. Она рассчитывается следующим образом:

  • для моря - по уровню воды, и если он меняется, то по уровню отлива,
  • для пруда или водохранилища - по подпорному уровню воды,
  • для ручьев - по уровню вод в период, пока они не покрыты льдом,
  • для болот - от их начала по границе залежей торфа.

Особый режим на границе водоохранных зон регламентируется ст. 65 Водного кодекса РФ.

Проектирование

Основой проектирования являются нормативно-правовые документы, которые утверждаются Министерством природных ресурсов России и согласуются с теми органами власти, которые отвечают за

Заказчики по проектированию - территориальные органы от Министерства водных ресурсов РФ. А в случае водохранилищ, отданных в индивидуальное пользование - водопользователи. Они должны поддерживать территорию прибрежной защитной полосы в надлежащем состоянии. Как правило, на границе должна произрастать древесно-кустарниковая растительность.

Проекты проходят проверку и экологическую экспертизу, согласуются с органами исполнительной власти субъектов РФ. Специальные знаки указывают, где заканчивается граница прибрежной защитной полосы. До того как проект входит «в силу», ее размеры и размеры водоохранных зон наносятся на план-схему застройки населенных пунктов, планы землепользования, картографические материалы. Установленные границы и режим на указанных территориях должны быть доведены до сведения населения.

Размеры защитной прибрежной полосы

По ширине защитная прибрежная полоса зависит от крутизны склона речного или озерного бассейна и составляет:

  • 30 м для нулевого склона,
  • 40 м для склона до 3 градусов,
  • 50 м для склона 3 и более градусов.

Для болот и проточных озер граница составляет 50 м. Для озер и водохранилищ, где водятся ценные породы рыб, она будет проходить в радиусе 200 м от береговой линии. На территории населенного пункта, где есть ливневые стоки канализации, ее границы проходят по парапету набережной. Если таковой нет, то граница пройдет по береговой линии.

Запрет на определенные виды работ

Поскольку зона прибрежной защитной полосы имеет более строгий режим охраны, то и перечень работ, которые здесь не должны вестись, достаточно большой:

  1. Применение навозных стоков для удобрения земли.
  2. Размещение сельскохозяйственных и бытовых отходов, кладбищ, скотомогильников.
  3. Использование для сброса загрязненной воды, мусора.
  4. Мойка и ремонт машин и других механизмов, а также их движение в данной зоне.
  5. Использование для размещения транспорта.
  6. Строительство и ремонт зданий и сооружений без согласования с органами власти.
  7. Выпас и летнее размещение скота.
  8. Строительство садовых и дачных участков, установка палаточных лагерей.

В качестве исключения водоохранная и прибрежная защитная полоса используются для размещения рыбного и охотничьего хозяйств, объектов водоснабжения, гидротехнических и При этом выдается лицензия на водопользование, в которой оговариваются требования по соблюдению правил водоохранного режима. Те лица, которые производят незаконные действия на данных территориях, отвечают за свои поступки в рамках закона.

Строительство в водоохранной зоне

Защитная прибрежная полоса - это не место под застройку, а вот для водоохраной зоны есть исключения из правил. Объекты недвижимости так и "растут" по берегам, причем в геометрической прогрессии. Но как соблюдаются застройщиками требования законодательства? А в законе сказано, что "размещение и строительство жилых зданий или дачных участков при ширине водоохраной территории менее 100 м и крутизне склонов более 3 градусов категорически запрещено".

Понятно, что застройщик сначала должен проконсультироваться о возможности строительства и границах размещения защитной прибрежной полосы в территориальном отделе Управления водного хозяйства. Ответ этого ведомства необходим для получения разрешения на строительство.

Как избежать загрязнения сточными водами?

Если же строение уже возведено и не оборудовано специальными системами для фильтрации то разрешается использование приемников, сделанных из водонепроницаемых материалов. Они не допускают загрязнения окружающей среды.

Сооружениями, которые поддерживают охрану чистых источников воды, являются:

  • Канализация и централизованные ливневые каналы отведения воды.
  • Сооружения, в которые сливается загрязненная вода (в специально оборудованные Это могут быть дождевые и талые воды.
  • Локальные (местные) сооружение очистки, построенные в соответствии с нормативами Водного кодекса.

Места для сбора отходов потребления и производства, системы для отведения сточных вод в приемники изготовлены из специальных прочных материалов. Если жилые дома или какие-то другие строения не будут обеспечены данными сооружениями, то пострадает защитная прибрежная полоса. В этом случае на или предприятие будут наложены штрафы.

Штрафные санкции при нарушении водоохранного режима

Штрафы за неправильную эксплуатацию охраняемых зон:

  • для граждан - от 3 до 4,5 тыс. р.;
  • для должностных лиц - от 8 до 12 тыс. р.;
  • для организаций - от 200 до 400 тыс. р.

Если нарушения найдены в секторе частной жилищной застройки, то штраф выписывается на гражданина, и его расходы будут небольшими. В случае выявления нарушения оно должно быть устранено в отведенные сроки. Если же этого не происходит, то здание сносят, в том числе принудительно.

При нарушениях в защитной зоне, где находятся питьевые источники, размер штрафа будет другим:

  • граждане внесут 3-5 тыс. р.;
  • должностные лица - 10-15 тыс. р.;
  • предприятия и организации - 300-500 тыс. р.

Масштабы проблемы

Прибрежная защитная полоса водного объекта должна эксплуатироваться в рамках закона.

Ведь одно загрязненное озеро или водохранилище может стать серьезной проблемой области или региона, поскольку все в природе взаимосвязано. Чем крупнее водоем, тем сложнее его экосистема. Если природный баланс нарушен, его уже невозможно восстановить. Начнется вымирание живых организмов, и что-то менять и предпринимать будет уже поздно. Серьезных нарушений среды водных объектов можно избежать при грамотном подходе, при соблюдении закона, при внимательном отношении к природной среде.

И если говорить о масштабах проблемы, то это не вопрос всего человечества, а разумное отношение к природе каждой отдельной личности. Если человек с пониманием будет относится к тем богатствам, что ему даровала планета Земля, то будущие поколения смогут увидеть чистые, прозрачные реки. Зачерпнуть ладошкой воду и... попробовать утолить жажду водой, которой невозможно напиться.

В последнее время возле берегов рек, водохранилищ и других водоемов все чаще появляются всевозможные объекты недвижимости, строительство большинства из которых не соответствует основным требованиям российского законодательства. Именно поэтому многих россиян интересует вопрос, касающийся возможности расположения объектов в прибрежных зонах. Согласно законодательству, любой наш соотечественник имеет право не только приобретать земельные участки в водоохранной зоне, но и застраивать их по собственному усмотрению, соблюдая при этом все установленные государством ограничения и не нарушая закона.

Что такое водоохранная зона?

Как утверждает статья №65 Водного кодекса РФ, водоохранной зоной называется территория, которая напрямую прилегает к береговой линии акватории водного объекта, где устанавливается особый режим деятельности (хозяйственной или любой другой), а также использования и охраны естественных ресурсов в целях предотвращения их злонамеренного или случайного загрязнения и сохранения существующих объектов флоры и фауны указанных водоемов.

Где нельзя начинать строительство?

Именно поэтому перед тем, как начинать строительство, следует четко представлять самому себе, можно ли это делать в водоохранных зонах и какими могут оказаться последствия, если такая недвижимость будет построена со значительными нарушениями закона. Ведь ситуация может быть такой, что оформить разрешение на строительство будет совершенно невозможно. Или еще того хуже: придется сносить только что построенный дом.

Перед тем, как заводить речь об ограничениях строительства, необходимо уяснить, где точно ни при каких условиях нельзя начинать строительство. Никоим образом нельзя это осуществлять у самой кромки водоема. Ситуация такова, что согласно законодательству любые строительные работы на расстоянии менее 20 метров от берега полностью запрещены. Мало того, ограничение беспрепятственного доступа граждан на прибрежную территорию возведенными заборами и прочими преградами, может привести к весьма неприятным последствиям.

Другие ограничения по строительству в границах водоохранных зон.

За границами городов и деревень ширина водоохранной зоны водоемов, как и ширина их прибрежной защитной полосы должна устанавливаться только в зависимости от утвержденной законодательством береговой линии.

В пределах водоохранных зон водоемов вводятся береговые защитные полосы, в месте которых устанавливаются дополнительные ограничения разнообразных видов деятельности.
Ширинаводоохранной зоны рек или ручьев вводится в зависимости от их истока протяженностью:

  • до 10 км - в размере полусотни метров;
  • от 10 до 50 км -100 м;
  • от 50 км и больше -200 м.

Ширина прибрежной защитной полосы у озер и различных водохранилищ, площадь которых составляет не более 0,5 квадратных км, будет равна 50 метров. Следует отметить, что у морей ширина таких зон обязана составлять 500 метров, что существенно больше, чем у любых другихестественных и искусственных водоемов.

Для рек и остальных водных объектов, длина которых составляет немногим менее 10 км, водоохранная зона полностью совпадает с береговой защитной полосой. При этом радиус данной зоны для истоков рек и ручьев должен быть установлен размером 50 метров.

Кроме того, в пределах водоохранных зон категорически запрещается:

  • использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
  • размещать кладбища, места, где могут храниться отходы потребления промышленной и хозяйственной деятельности;
  • распахивание земель, размещение отвалов размываемых грунтов, а также организовывать пастбища для животных;
  • движение и стоянка транспорта, в том числе и вынужденная.

В границах водоохранных зон допускается и даже разрешается проектирование, проведение строительства, реконструкция, ремонт, эксплуатация хозяйственных и иных объектов в случае оборудования данных объектов постройками, которые способны обеспечить охрану рек, водохранилищ и т.д. от загрязнения и истощения вод в полном соответствии с водным законодательством и природоохранными законами.

ПРИБРЕЖНАЯ ЗАЩИТНАЯ ПОЛОСА - прибрежная территория установленной ширины от уреза воды водного объекта, являющаяся частью водоохранной зоны.[ ...]

В прибрежных защитных полосах водоохранных зон допускается размещение рекреаций, объектов водоснабжения, рыбного и охотничьего хозяйства, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование.[ ...]

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям, установленным для водоохранных зон, запрещаются: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн; установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садо-во-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.[ ...]

В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществление рубок главного пользования запрещается. Разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.[ ...]

В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные защитные полосы, которые непосредственно примыкают к водным объектам. В их пределах дополнительно к ограничениям, действующим в водоохранных зонах, запрещается распашка земель, применение удобрений, складирование отвалов размываемых грунтов, установка сезонных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков, выделение участков под индивидуальное строительство, прокладка проездов и дорог, движение автомобилей, тракторов и механизмов.[ ...]

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.[ ...]

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где запрещается раскопка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон, их прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются Правительством РФ. В целях охраны водных объектов предусмотрено установление и иных зон: санитарной охраны, чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах. К последним относятся такие, где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей природной среды.[ ...]

Территориальные нормативы включают санитарно-защитные зоны промышленных объектов (отдельных предприятий или групп, промышленных узлов), водоохранные зоны (включая прибрежные защитные полосы), пояса санитарной охраны поверхностных и подземных водозаборов, округа санитарной охраны.[ ...]

Именно в результате установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос и специального режима хозяйственной и иной деятельности в их пределах обеспечивается охрана и восстановление поверхностных водных объектов, улучшение их гидрологического режима.[ ...]

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Одновременно собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос. Таким образом, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы можно рассматривать скорее как ограничения прав на землю, устанавливаемые в соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации.[ ...]

Дополнительно для охраны водных объектов устанавливаются прибрежные защитные полосы, являющиеся частью водоохранных зон, территория которых непосредственно примыкает к водным объектам. Они должны быть заняты лесокустарниковой растительностью или залужены. Минимальная ширина полос устанавливается в зависимости от топографических условий и видов угодий, примыкающих к водному объекту. Для водных объектов высшей рыбохозяйственной категории прибрежные защитные полосы должны быть не менее 100 м.[ ...]

Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются правительством РФ.[ ...]

Положением установлена минимальная ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос для разных водных объектов: для рек, стариц и озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период; для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне; для морей - от максимального уровня прилива; для болот - от их границы (нулевой глубины торфяной залежи). Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока: до 10 км - 50 м, от 10 до 50 км - 100 м, от 50 до 100 км - 200 м, от 100 до 200 км - 300 м, от 200 до 500 км - 400 м, от 500 км и более - 500 м.[ ...]

Особый правовой режим установлен для определенных видов 3. в. ф., к которым относятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.[ ...]

Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. “Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах” // СЗ РФ, 1996, № 49, ст. 5567.[ ...]

Выделение таких 3. з. предусматривает зак-во об использовании и охране природных ресурсов, законодательство экологическое. К защитным экологическим зонам относятся водоохранные зоны водных объектов с выделяемыми в пределах их прибрежными защитными полосами, охранные зоны (округа), создаваемые для защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от антропогенных воздействий, защитные участки для обеспечения жизненных циклов животных.[ ...]

Нормативы и режим водоохранных зон определяются Водным кодексом РФ (ст. 111) и Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Водоохранная зона создается как составная часть природоохранных мер, а также мероприятий по улучшению гидрологического режима и технического состояния, благоустройству водных объектов и их прибрежных территорий. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.[ ...]

Задача органов исполнительной власти - доводить до сведения заинтересованных организаций и граждан постановления (решения) о границах водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер, водохранилищ и их водоохранном режиме. Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос возложен на органы исполнительной власти субъектов РФ, бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, государственные органы управления использованием и охраной земель и специально уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.[ ...]

Иногда в юридической литературе водоохранные зоны рассматриваются как ООГТР. Однако такая позиция с формальной точки зрения представляется не совсем верной. Ни Водный кодекс, ни Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах не определяют водоохранные зоны в целом как особо охраняемые природные территории. В то же время в ВК РФ содержится положение, согласно которому водоохранные зоны водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ч. 6 ст. 111). Как следует из смысла ст. 2 Закона об ООПТ, субъекты РФ вправе отнести водоохранные зоны к числу особо охраняемых природных территорий, что уже и делается в некоторых регионах (например, в Амурской области)”10 или городе Москве. Земельный кодекс относит участки, занятые водоохранными зонами и прибрежными защитными полосами, к землям природоохранного назначения (см. раздел 2.1).[ ...]

Озеро Байкал имеет статус объекта Всемирного наследия и входит в список ЮНЕСКО. Этот объект является одним из самых крупных в списке и включает акваторию озера (с островом Ольхон и другими островами) и его естественное природное окружение в границах первого водосбора. Прибрежная защитная полоса озера включает малоизмененные гор-но-таежные ландшафты хребтов Бар-гузинского, Приморского, Хамар-Да-бана и др. и Селенгинскую дельту. Более удаленные, но экологически значимые участки Байкала выделены как различного рода особо охраняемые природные территории и объекты.[ ...]

При разработке Концепции системы охраняемых природных территорий в России ее разработчики исходили из широкого понимания охраняемых природных территорий3. Охраняемые природные территории (ОПТ) - природные территории, выделенные в целях охраны природы, для которых установлен особый режим природопользования и охраны (особо охраняемые природные территории, леса различных категорий защитности, особо защитные участки леса, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, защитные участки, выделенные для охраны объектов животного мира, природные ландшафты в границах историко-куль-турных музеев-заповедников, зарезервированные территории, земли про-тивоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений, иные земли, выполняющие природоохранные функции и отнесенные к землям природоохранного назначения и др.). В такой интерпретации особо охраняемые природные территории являются элементом более общей системы охраняемых природных территорий.[ ...]

В целях поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечения охраны и рационального использования водных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории РФ Водным кодексом Российской Федерации (от 16.11.95 № 167-ФЗ) и постановлением Правительства РФ «Об утвержденном Положении о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах» от 23.11.96 № 1404 предусматривается установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Практическая работа в этом направлении выполняется бассейновыми управлениями МПР России, которые готовят Перечни водных объектов региона с указанием их размеров. Перечни утверждаются распоряжением губернатора.[ ...]

Для поддержания водных объектов в состоянии, которое соответствует экологическим требованиям, исключает загрязнение, засорение и истощение поверхностных вод и сохраняет среду обитания животных и растений, организуют водоохранные зоны. Ими являются территории, примыкающие к акватории рек, водохранилищ и других поверхностных водных объектов; на них устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов, а также осуществления иной деятельности. В пределах указанных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где не разрешается распахивать землю, рубить лес, размещать фермы и т.п.[ ...]

Особо следует обратить внимание на специальное обоснование назначения ВЗ в Чебоксарах, создание искусственных водотоков и водоемов в качестве охраняемых объектов, прудов-отстойников для сточных вод и т. д. В силу того, что природные воды Чебоксар характеризуются высокой степенью загрязнения, необходима их реабилитация. Это комплекс воздействий на природные воды и другие компоненты экосистемы с целью возвращения последней утраченных свойств и качеств (Орлов, Черногаева, 1999). Внутри ВЗ Чебоксар следует выделить прибрежную защитную полосу с наиболее жестким режимом, хотя данная мера вызовет негативное отношение со стороны владельцев дачных участков и гаражей, размещенных в долинах малых рек. Это не должно нас пугать, так как именно речные долины являются для города его экологическим каркасом. ВЗ в Чебоксарах должна соблюдаться не только для открытых естественных русел, но и для каналов, водотоков в трубах, коллекторов, набережных и т. п. Поэтому при обустройстве набережных в их подошве следует устраивать дренажи, фильтры для обеспечения гидравлической связи подземных и поверхностных вод. Кроме того, подобная связь всегда возникает при попытках засыпки ручьев и оврагов, забора русла и т. п. При этом формируются подрусловые потоки и другие грунтовые воды, которые также следует учитывать при обустройстве ВЗ. Очевидна недопустимость сброса неочищенных ливневых и талых вод в гидрографическую сеть города, откуда они затем попадают в Чебоксарское водохранилище.[ ...]

Молевой сплав при своей простоте обладает недостатками, Значительны потери древесины, связанные с выбросом бревен на берега и особенно с их затонением. Наиболее быстро тонут и намокают лиственные породы: береза, осина, клен и др. Молевой сплав влияет на естественное состояние рек и наносит большой ущерб рыбному хозяйству. Затонувшие древесина и кора захламляют русло, а при их разложении поглощается кислород и выделяются вредные вещества, которые отравляют воду. Плывущие бревна часто травмируют рыбу, идущую на нерест, разрушают нерестилища, и берега, что способствует заилению русла. Для облегчения управления сплавом древесины прибрежную защитную полосу кустарников обычно вырубают, что приводит к интенсивному размыву берегов, способствует заилению русл и загрязнению воды поверхностными стоками.[ ...]

Административная ответственность за водные правонарушения. Пожалуй, в ходе административной реформы эта часть российского законодательства (если не считать введения общих составов экологических правонарушений) подверглась наибольшим изменениям. Законодатель принял решение не только существенно расширить перечень составов водных проступков, но и использовал в максимальной степени средства юридической техники при формулировании признаков предмета и объективной стороны, постаравшись их конкретизировать. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях содержатся в ч. 1 ст. 7.2 составы уничтожения или повреждения наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на водных объектах, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водного объекта; в ст. 7.6 -составы самовольного занятия водного объекта или его части и пользования ими без разрешения (лицензии) или без договора либо с нарушением условий разрешения (лицензии), договора; в ст. 7.7 - состав повреждения гидротехнического, водохозяйственного, водоохранного сооружения, устройства или установки; в ст. 7.8 - составы самовольного занятия земельного участка прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; в ст. 7.10 -составы самовольной переуступки права пользования водным объектом и самовольного обмена водным объектом; в ст. 8.12 -составы нарушения порядка отвода земельных участков, порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, нарушения режима их использования; в ст.[ ...]

В 1999-2000 гг. при проверке исполнения водного законодательства (в связи с загрязнением акватории недостаточно очищенными и загрязненными стоками) было выявлено более 5,6 тыс. нарушений, за совершение которых к различным видам юридической ответственности привлечены 2360 лиц в результате внесения прокурорами 1912 представлений, а также опротестовано 42 незаконных правовых акта. Прокурорскими проверками было установлено, что в зоне Иваньковского водохранилища - основного источника питьевого водоснабжения г. Москвы, из которого в сутки подается 6 млн куб. м воды для столицы, реально функционирует не более 20% очистных сооружений, в то время как с территорий предприятий и 27 населенных пунктов поступает ежегодно свыше 100 млн куб. м сточных вод, половина из которых не очищается до нормативного уровня. Работники прокуратуры добились ремонта очистных сооружений на 12 предприятиях, введения в эксплуатацию очистных сооружений мощностью 2000 куб. м на птицефабрике «Завидовская», перемещения с берегов водохранилища 14 объектов, в том числе 4 животноводческих комплексов, около 40 объектов по требованию прокуратуры прошло государственную экологическую экспертизу, пресечено более 200 нарушений, в частности самовольная застройка в 15-метровой прибрежно-защитной полосе, самовольное строительство причалов и эллингов и т. п., приостановлено несанкционированное строительство более 30 коттеджей, поселка Зеленый Бор на 300 домов, заявлено в суд девять исков о сносе самовольных построек, из которых удовлетворено уже пять.

Испокон веков люди селились и закладывали города, деревни на берегах водных артерий. Наши современники тоже стремятся обзавестись земельными участками и построить загородный дом неподалеку от водоемов в живописной местности. Словно грибы растут на прибрежных территориях больших и малых речек, озер, водохранилищ объекты жилой и коммерческой недвижимости. Однако далеко не всегда застройщики придерживаются действующих норм, кои регламентируют строительство в водоохранной зоне.

Законодательными органами страны принят новый вариант Водного кодекса, он вступил в силу с начала 2007 года и внес коррективы, сняв немало запретительных норм и смягчив существовавшие ранее требования. Теперь стало возможным размещение в водоохранных зонах садовых, огородных и дачных участков, разрешена их приватизация.

Что законодатель вкладывает в понятие водоохранной зоны

Водоохранная зона - это площадь, которая прилегает к границам любого водного объекта (береговой линии), где предписан специальный порядок хозяйственной и прочей деятельности, то есть функционируют ограничения на использование данной территории. Цель учреждения такого режима состоит в том, чтобы предупредить негативные последствия загрязнения речек и озер, что может привести к истощению водных ресурсов и нанести серьезный вред местной фауне и флоре. В границах охранных зон располагаются защитные прибрежные полосы.

Чтобы узнать, входит ли участок в территорию водоохранной зоны, застройщику целесообразно обратиться в службу кадастрового учета и сделать письменный запрос в федеральный орган водных ресурсов, где ведется на государственном уровне водный реестр. Это позволит точно установить, какая часть участка находится в зоне, относящейся к особым условиям использования территории (в данном случае водоохранной зоны) и конкретную его площадь. Официальный ответ водного хозяйства понадобится при получении разрешительных документов на строительство и станет основанием правомерности застройщика при возникновении каких-либо споров.

Водоохранная зона: сколько метров

В статьях Водного кодекса указывается максимальный параметр ширины водоохранной зоны для территорий, находящихся за городской чертой и вне пределов любых населенных пунктов. Она зависит от водного объекта и его характеристик. Чтобы не вступить в противоречие с законодательными нормами, планируя строительство, следует знать, сколько метров образует водоохранная зона от реки. Данный параметр обусловлен протяженностью водного потока, который считается от истока:

  • при значении протяженности речки до 10 км - ширина зоны, измеряемая от кромки воды, составляет 50 м;
  • при 10 - 50 км - 100 м;
  • для рек длиною свыше 50 км - 200 м.

В том случае, когда расстояние от истока до устья речки менее 10 км, то водоохранная зона и прибрежная защитная полоса совпадают, а в местности истока она охватывает территорию равную радиусу в 50 м.

Согласно закону водоохранная зона озера или водохранилища при акватории меньшей 0,5 км² (помимо озер, расположенных внутри болота) составляет 50 метров. Для водоемов, где водятся породы ценных рыб - 200 м. На морском побережье этот параметр соответствует 500 метрам.

Когда водоем используется для снабжения питьевой водой, то по закону вокруг него устанавливаются зоны санитарной охраны. И если земля попадает в данную категорию, то любое строительство здесь запрещается. Такие сведения заносятся в кадастровый паспорт и свидетельствуют о существующих ограничениях в пользовании участком.

Строительство в водоохранной зоне реки или озера

Строительство на участках, которые полностью или частично входят в водоохранную зону допускается только при условии, что дом не будет загрязнять водоем и будут соблюдены все санитарные нормы. Другими словами, жилое строение должно иметь как минимум систему очистки сточных вод (фильтрацию). Чтобы поставить все точки над i, получить конкретную и исчерпывающую информацию в этом вопросе, рационально обратится в территориальный отдел Роспотребнадзора.

Предусмотрена также обязательная экологическая экспертиза проектной документации, которая позволяет исключить любые нарушения природоохоронного законодательства.

Поскольку поверхностные водные объекты и соответствующая береговая полоса являются государственной или муниципальной собственностью, они должны быть общедоступны для пользования всеми гражданами, поэтому любое строительство у кромки воды и на 20-метровой полосе недопустимо. При этом, включая возведение оград и заборов, которые препятствуют свободному доступу людей на береговую территорию. Согласно действующему законодательству запрещается также приватизация земельных участков в границах береговой полосы.

Одновременно с соблюдением требований относительно водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы при возведении жилого строения близ водоема, необходимо:

  • обладать правом собственности на участок либо иметь договор аренды с правом строительства на нем с определенным видом разрешительного использования (для индивидуального жилищного строительства или подсобного личного хозяйства;
  • соблюдать строительные и санитарные нормы и правила при возведении сооружения.

Помимо ограничений строительного порядка на территориях, относящихся к водоохранным, действует ряд других запретов. Например, на прибрежных защитных полосах возбраняется:

  • распахивать землю;
  • выпасать животных;
  • размещать отвалы грунта.

Предостережения

Как показывает статистика, при проверках, осуществляемых службами, контролирующими сферу природопользования, около 20% застройщиков допускают нарушение при возведении недвижимости в водоохранных зонах. Поэтому, запланировав строительство на участке, соседствующем с озером, водохранилищем или рекой, следует определиться с водоохранной зоной водного объекта и четко знать, какие существуют ограничения по строительству.

Информированный застройщик избавит себя от лишних проблем, штрафных санкций и прочих более серьезных неприятностей. Размеры штрафов для физических лиц невелики, но нарушения чреваты тем, что в судебном порядке их потребуют устранить вплоть до сноса объекта в принудительном порядке.

Установленных в черте городских пляжей или вдоль берегов водоемов в сельской местности. Но о том, что такое водоохранная зона, знает далеко не каждый человек.

Из размещенной на городских стендах информации можно почерпнуть лишь данные о размерах этой самой зоны. Как правило, на этих щитках бывает написано: «Водоохранная зона. 20 метров».

Информативность таких стендов для людей, выезжающих на отдых к берегам водоемов, равна нулю. Туристы в принципе не понимают, что же такое водоохранная зона, какие ограничения имеет пребывание на этой природной территории, как в таком месте можно отдыхать, а чего делать ни в коем случае нельзя. Поэтому узнать о том, что же это такое, нужно самостоятельно, и сделать это следует до наступления жарких летних дней.

Каким документом определяются?

Водоохранные защитные зоны к самой воде имеют косвенное отношение. Расшифровка этого определения прописана в Статье 65 Водного кодекса Российской Федерации. Однако юридический язык достаточно сложен для восприятия, и эта статья не является исключением.

Статья довольно объемная и включает в себя многие нюансы, касающиеся не только определения понятия в целом, но и правил для конкретных природных территорий, например для озера Байкал. Кроме этого, отдельные пункты прописывают обустройство водных и территориальных объектов.

Человеку не знакомому с юридической терминологией и особенностями изложения текста сориентироваться в этом законе и "выудить" из его содержания необходимую информацию бывает весьма трудно. Текст наполнен сносками, поправками, датами их принятия и прочими аналогичными дополнениями к основному содержанию.

Что же это такое?

Водоохранная зона - это вся территория, примыкающая к какому-либо водоему в любом его месте. Длина ее по линии, перпендикулярной береговой, колеблется от 50 до 200 метров. Для памятников природы и заповедных территорий, таких как Байкал, размеры устанавливаются в специальном порядке, образно говоря - индивидуально.

Внутри этой территории устанавливается прибрежная полоса водоохранной зоны, имеющая собственные границы. Вне зависимости от того, есть ли информационный щит или его нет, каждый водоем, имеющий постоянное русло или впадину, имеет собственную, защищаемую законом прибрежную зону.

С какой целью созданы эти зоны?

Целью создания, а точнее выделения их из общего ландшафта охраняемых законом территорий является сохранность окружающей среды и микроклимата водного объекта.

То есть наличие таких зон предотвращает:

  • засорение;
  • обмеление;
  • заиление;
  • загрязнение.

Это обеспечивает сохранность водных ресурсов и предотвращает такое явление, как заболачивание местности и истощение речных и озерных источников воды.

Кроме вышеперечисленного, прибрежная водоохранная зона обеспечивает:

  • целостность микроклимата;
  • сохранность природных биологических процессов;
  • поддержание условий жизнедеятельности животных и других обитателей, например пресмыкающихся;
  • предотвращение вымирания отдельных видов растений.

Разумеется, существуют ограничения на виды деятельности и способы отдыха на таких территориях.

Что запрещено?

Вся водоохранная зона, полосы берега и удаленные от него участки - не место для хозяйственной деятельности человека. Хотя многие люди считают, что запрет относится лишь к деятельности предприятий, ферм, фабрик и иных аналогичных объектов, на самом деле предписания закона адресованы всем. То есть они должны исполняться как предприятиями, так и частными лицами.

Запрещено:

  • удобрять почвы сточными водами и осуществлять другие виды их слива;
  • устраивать все типы биологических захоронений, то есть кладбища, скотомогильники, выгребные ямы, закапывание и слив пищевых отходов;
  • размещать на хранение или проводить утилизацию токсичных, взрывоопасных, химических, отравляющих, радиоактивных и иных аналогичных веществ;
  • проводить опыление химикатами с воздуха;
  • строить автозаправки, помещения для использования горюче-смазочных материалов, за исключением территорий портов и других водных объектов;
  • применять в хозяйственной деятельности пестициды и прочие виды активных агротехнических веществ и удобрений;
  • добывать полезные ископаемые, например торф.

Эти предписания нередко нарушаются. Причем нарушителями оказываются вовсе не владельцы ферм или предприятий, а сельские жители, которые попросту не знают о данном законе.

Такие зоны есть только в России?

Впервые еще в СССР ввели и закрепили законодательно такое понятие, как "водоохранная зона". Водного объекта, например порта или пристани, оно не касалось и имело немного другие, чем сейчас, географические границы. После распада СССР в том или ином виде охрана береговых территорий, обеспечивающая экологическую чистоту водоемов, сохранилась во всех бывших республиках.

В Западной Европе, Азии и на Американском континенте такого понятия, как водоохранная территория, не существует.

Как устанавливаются границы этой зоны?

Стартовой точкой для определения расстояния, на котором будет пролегать граница водоохранной зоны, является береговая линия. То есть граница линии воды и суши. Для водоемов с наличием переменных показателей, например морей, за базовую начальную точку для замера берется максимально возможная граница линии прилива.

Для ряда природных заповедных объектов действуют несколько другие правила. Есть также отдельные дополнения, относящиеся к искусственно созданным резервуарам и водохранилищам.

Все данные о территориальных границах этих охраняемых территорий подлежат обязательной фиксации в Государственном кадастре. А кроме этого, все сведения о таких зонах регистрируются еще и в Государственном водном реестре.

Какими могут быть границы для речных зон?

То, насколько широкой будет водоохранная зона объекта, зависит от его характеристик. Для рек и ручьев она определяется протяженностью, а для озер - площадью.

Средние, общепринятые, прописанные законом размеры охраняемых территорий для русел рек и ручьев таковы (в метрах):

Глубина охраняемой законом территории в 50 метров по умолчанию устанавливается для не особо длинных речек или ручьев. Предел протяженности водных русел при таком размере защитной зоны - 10 километров.

Если река протянулась на расстояние от 10 и до 50 километров, то ее природная охраняемая зона будет уже больше. Для таких водоемов глубина защищенной законом экосистемы составляет 100 метров.

Водоохранная зона реки с протяженностью больше, чем 50 километров, углубится в ландшафт еще дальше. Ее граница пройдет в 200 метрах от линии воды.

Какими могут быть границы для зон других водоемов?

При отсутствии каких-либо факторов, требующих индивидуального подхода к определению пролегания границы территории охраняемой зоны, ее протяженность для озер, водохранилищ и морей определяют общие предписания закона.

Водоохранная территория для озер и водохранилищ по умолчанию устанавливается с протяженностью в 50 метров от линии воды.

Если же водохранилище представляет собой резервуар или запасник, созданный на основном водотоке, то протяженность глубины защитной полосы должна быть не менее чем ширина этого водотока. Замер проводится в наиболее широком месте.

Ширина заглубления на сушу охраняемой морской полосы составляет 500 метров по умолчанию.

Как вести себя в этой зоне?

К сожалению, законы, прописывающие понятие «водоохранная зона», не регламентируют поведение отдыхающих на берегах водоемов граждан. Это делает Кодекс об административных нарушениях, в котором указывается, что:

  • нельзя оставлять мусор - пластик, стекло, жесть, предметы гигиены и прочее;
  • не следует бросать тлеющий костер;
  • не нужно разбрасывать пищевые отходы «для подкормки» диких животных.

Кроме основных постулатов, определяющих поведение на природе, в водоохранной зоне следует проявить сознательность и внимательно прочитать общие запреты. Большую часть из них вполне можно интерпретировать и для частного отдыха в выходные дни.

Чего не нужно делать в этой зоне?

Исходя из общих для всех, перечисленных в законе запретов, можно предположить, что рядом с линией воды и на берегу в пределах границ водоохранной территории не следует поступать следующим образом:

  • парковать автомобиль, мопед, скутер или мотоцикл в черте зоны и тем более мыть транспортное средство;
  • закапывать и выливать пищевые отходы;
  • справлять нужду;
  • хоронить домашних питомцев;
  • оставлять мусор, в том числе и части транзисторов, навигаторов или других устройств, пришедших в негодность;
  • пользоваться бытовой химией и средствами гигиены, то есть мылом, чистящими и стиральными порошками, шампунями.

Для того чтобы вымыть руки, вполне можно отойти на безопасное для экосистемы реки расстояние. Если же нет такой возможности, то можно ограничиться влажными салфетками, которые вместе с остальным мусором нужно будет увезти с собой.

Бытовая химия, как и различные технические жидкости, вылитые на берегу, нарушают природный баланс экосистемы и отравляют воду, а значит, и ее обитателей.

Каждый, кто хотя бы раз выезжал за город, сталкивался с такой проблемой, как поиск чистого места на берегу небольшого озера или речки. Не секрет, что наши отдыхающие граждане оставляют после себя горы мусора - от сломанных смартфонов до гигиенических принадлежностей. Этого, разумеется, делать не нужно. Но и закапывать пластиковые бутылки, жестяные банки или другие виды отходов на побережьях тоже нельзя. Мусор надо увезти с собой и выбросить в ближайшем оборудованном для его сбора месте.

Можно ли кормить птиц и животных?

Этот вопрос интересен многим людям, которые ответственно относятся к собственному пребыванию на природе.

В водоемах обитают нерпы, по поверхности плавают утки с выводком птенцов, по деревцу скачет пушистая белка - такая идиллистическая картина не является редкостью в пригородах даже крупных городов. Конечно же, возникает желание угостить всю эту живность вкусной сдобной булочкой, мясом, консервированными шпротами или еще чем-нибудь.

Однако нужно вспомнить о том, что при въездах во многие заповедные зоны висят знаки, запрещающие кормление животных. Это не случайно и продиктовано вовсе не тем, что чиновникам жаль хлеба для уточек или арахиса для белочек.

Кормление диких птиц и животных приводит к катастрофе в местной, отдельно взятой экосистеме. Конечно же, если уток один единственный человек раз за лето накормит вкусным батоном, то ничего страшного не произойдет. Но если место является популярным для отдыха, и каждый приезжающий турист станет подкармливать местных обитателей, то это неминуемо приведет к тому, что птицы и животные перестанут питаться тем, чем им положено природой. В итоге увеличится количество насекомых, мелких рыб или же чего-то еще. Таким образом, баланс в экосистеме будет нарушен.