Детские общественные объединения: понятия, сущность. Майские союзы Вопросы для самоконтроля

Проблемы детских объединение исследовались такими теоретиками, как А.В. Волохов, Л.В. Алиева, А.Г. Кирпичник, Е.В. Титова, В.А. Луков, И.Н. Никитин, Р.А. Литвак, О.С. Коршунова, Д.Н. Лебедев, Л.В.Кузнецова, Е.А. Дмитриенко, М.Р. Мирошкина и др. Анализ даваемых этими авторами определений позволяет выделить три содержательных смысла понятия «детское общественное объединение».

С точки зрения социологии детское общественное объединение рассматривается как вид социального движения. Социологи полагают, что «социальное движение - это совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, которых объединяют общие цели - изменить свой социальный статус; общие ценности (революционные или консервативные, разрушительные или позитивные); общая система норм, регулирующих и регламентирующих поведение его участников; неформальный лидер, роль которого изменяется по мере развития социального движения, его институционализации, достижения лидером господства и власти» (Т.В. Трухачева) .

Перенос с общего понятия социального движения на детское движение (объединение, организацию) делает С.К. Булдаков. Рассматривая детское общественное объединение как социальный институт, он определяет его как «коллективное социально-психологическое образование, распространяющее в обществе взгляды на отношения между обществом и личностью в плане выполняемых ими общественных функций». По мнению С.К. Булдакова, детские общественные объединения, являясь социальным институтом, выполняют следующие социальные функции: создают условия для удовлетворения интересов и потребностей подростков; регулируют действия членов детских общественных объединений в рамках социальных отношений; обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов, участвующих в детских общественных объединениях. Как социальный институт, считает автор, детские общественные объединения связаны ответственностью за обеспечение интересов общества в деле воспитания подрастающего поколения, осуществляемого с помощью развития у личности способности к социальной коммуникации на основе накопления нового знания и социального опыта .

В.И. Пригожин выделяет следующие ее особенности: цели ее вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников; регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых; членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов участников .

Е.А. Дмитриенко рассматривает детское общественное объединение как особую социальную систему, которой свойственны: смысловая целесообразность, целостность, структурность и упорядоченность, иерархичность, полифункциональная взаимосвязь социальной системы и среды; организационная пластичность и динамичность; социальность; саморегуляция и самоуправление процессами жизнеобеспечения и жизнедеятельности системы .

Таким образом, детское движение (объединение, организация) - это:

объективное проявление закономерности цивилизационно-антропологического развития человеческого общества;

субъективная социальная реальность общественного устройства, в которой отразилась наиболее прогрессивная общественно-политическая самодеятельность подрастающего поколения;

конкретно-историческое состояние институциональной организованности детей и подростков, характеризующееся наличием и динамикой различного типа добровольных сообществ, объединений, организаций, формирований;

составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся в целях накопления социального опыта;

одна из форм социальной активности детей и подростков;

способ освоения детьми мира и воздействия на него путем коллективной деятельности в кругу сверстников;

социальная разновидность малой группы, функционирующей как социальная организация; совокупность координированных совместных действий особой социально-демографической группы детей, объединяющихся с помощью взрослых в различного рода формирования в целях изменения своего статуса и положения в обществе для достижения своих интересов и прав, для саморазвития и образования, для активного участия в общественной жизни;

способ реализации возможности детей участвовать в обсуждении насущных проблем их жизни и жизни общества, организовывать действия по улучшению окружающего мира.

Общественным считается детское объединение, которое:

создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

осуществляет социально-творческую деятельность;

не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений.

Детская организация - самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. При наличии указанных признаков независимо от численного состава (но не менее 10 человек) детское общественное объединение признается организацией.

Один из основных принципов жизнедеятельности детско-юношеских организаций - добровольность. Добровольное объединение детей в организацию возможно лишь при условии, что они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов.

Принципиальным отличием современных детских объединений является их общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Детские и молодежные объединения приобретают самостоятельный социальный статус.

Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995) молодежные и детские общественные организации обладают большими социально-педагогическими возможностями. Детские и молодежные организации могут:

создавать специальные программы для привлечения внимания государственных органов к своим проблемам;

создавать условия для развития лидерского и творческого потенциала личности;

привлекать внимание государственных и муниципальных органов к решению проблем детства, детских объединений;

создавать органы детского самоуправления;

организовывать работу детей и молодежи, направленную на оказание помощи сверстникам, другим людям; готовить детей и молодежь к социальной самозащите;

развивать правовую культуру личности;

осуществлять профилактику асоциального поведения.

Стремление детей к объединению обусловлено совокупностью социальных, психологических и педагогических факторов.

Человек как существо социальное вне общества себе подобных не может нормально развиваться и самореализовываться. Дети не являются исключением. Для защиты своих специфических интересов, выхода в сферу общественных отношений дети создают свои объединения, различные по характеру и направлениям деятельности, обладающие меньшей или большей устойчивостью.

Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.д., дети тем самым объединяют свои силы и возможности для достижения конкретной цели в различных видах деятельности. Ребенок видит в объединении с другими людьми средство самозащиты, самоопределения как личности, как члена сообщества себе подобных людей.

Детские и молодежные объединения - это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, один из путей социализации личности.

Стремление к объединению объясняется и рядом психологических закономерностей развития личности ребенка, его возрастными особенностями. Основные из них: превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности; желание самоутвердиться, быть признанным другими членами сообщества; возникновение чувства взрослости; способность к подражанию поведению ровесников и «заражению» позитивным примером значимого взрослого; рост самосознания, стремление быть самим собой; поиск смысла жизни .

Детским объединениям присущи следующие основные функции :

развивающая - обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели;

ориентационная - обеспечение условий для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей;

компенсаторная - создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия.

Отличительной особенностью современного детского движения является вариативность:

организационно-правовых форм (объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и т.д.);

масштабов и уровней;

целей и направленности содержания деятельности (патриотические, экономические, экологические, пионерские, скаутские, политические, пацифистские, религиозные и т.д.);

организационных структур, их внешнего оформления.

Таким образом, сущность детских и молодежных объединений проявляется прежде всего в целях, связанных с воспитанием и развитием личности ребенка на основе социально значимой деятельности.

Изначально заложенная вариативность программ детских и молодежных общественных организаций предопределяет возможность и стимулирует разработку каждым объединением собственных планов, отвечающих запросам и способностям конкретных детей, условиям объединения и социальной среды, в которой действует эти организации.

Позитивные изменения в структуре детского движения и содержании деятельности объединений (организаций) обусловили значительное расширение возможностей выбора воспитательных стратегий, и это важное условие формирования демократического общества, обеспечивающего свою целостность благодаря разнообразию и вариативности подходов, форм и способов деятельности. Однако возникшая свобода выбора ребенком, подростком подходящей для себя организации сегодня проявляется главным образом как свобода не выбирать ни одну из них. По данным социологических исследований, лишь немногим более 17% детей соответствующего возраста являются членами детских и молодежных общественных объединений (организаций). Фактически охват детей различными формами самоорганизации упал до критически низкой отметки, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с молодежью.

В свое время комсомол и пионерская организация успешно вели работу, связанную с профилактикой правонарушений несовершеннолетних, организацией досуга по месту жительства, помогали противопожарной, пограничной службам и т.п. В результате перестройки эти направления почти исчезли из поля зрения новых объединений и организаций, став объектом дополнительных забот государственных органов и затрат из госбюджетных средств. Заметим, что современные подростки по-прежнему испытывают естественную тягу к разнообразным видам внеурочной деятельности в кругу сверстников и более 60% 11-15-летних ребят выражают желание быть членами детских объединений. Есть немало и других фактов, свидетельствующих о незаменимости детского и молодежного движения как особого института социализации.

Анализ современной практики позволяет классифицировать детские объединения по следующим критериям.

С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются объединения:

1) ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал представлены прежде всего объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской организации);

2) социально-индивидуальной направленности (главным образом скаутские организации);

3) связанные с начальной профессиональной подготовкой детей («Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и т.д.);

4) детские общественные структуры, пропагандирующие патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и т.д.);

5) культурологического и практического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, народных промыслов);

6) борющиеся за утверждение здорового образа жизни (спортивные, туристические).

Решающую роль в молодежном и детском общественном объединении играет личность взрослого лидера (организатора, руководителя, вожатого). От его взглядов, гражданской позиции, увлечений и профессионализма зависит судьба детского объединения (в первую очередь это касается тех, что возникают вне школ и учреждений дополнительного образования). Взрослым в этом отношении фактически предоставлена почти полная свобода. При этом резко снижается роль профессиональных педагогов, конкурентами (или союзниками) им становятся служители церкви, представители финансово-монопольных и частных структур.

Зарегистрированные общественные объединения детей и молодежи в РФ распределяются по чрезвычайно широкому спектру уставных целей и задач, статусу (международные, национальные, межрегиональные, муниципальные и др.), профилю деятельности, организационно-правовой форме. Многообразие социальных инициатив детей и молодежи, их направленность на конкретные практические проблемы людей демонстрируют позитивную прагматичность и социальный оптимизм подрастающих поколений современной России.

Значительное место среди молодежных и детских объединений занимают малые, временно действующие группы, создаваемые по инициативе детей и их взрослых лидеров для конкретной цели и деятельности. Это самоуправляемые, самоорганизующиеся структуры с высоким уровнем самостоятельности.

Некоторые детские общественные объединения перерастают в организации менее демократичные, в структуры со строго определенными правами и обязанностями членов, жесткой иерархией управления, возрастными ограничениями, подражанием взрослым государственным структурам. «Золотая середина» представлена многочисленными объединениями досугового характера, доступными для каждого ребенка: самодеятельными клубами, студиями, союзами, содружествами, лигами, в которых ребята выступают преимущественно в качестве активных участников. Здесь царит дух сотрудничества детей и взрослых, проявляется увлеченность общим делом, все основано на взаимопонимании, уважении, доверии. Это подлинные «оазисы» детской жизнедеятельности, относительно самостоятельные мини воспитательные системы.

По степени самостоятельности, открытости, демократичности различаются:

а) относительно самостоятельные объединения, имеющие статус юридически оформленной структуры и действующие на основе договора с другими структурами (государственными, общественными) как партнеры;

б) существующие в качестве базы многочисленных взрослых общественных организаций (многие из них зарегистрированы как «детские») или взрослых неполитических движений (например, экологического).

Исторически «сложилась взаимосвязь детского движения и внешкольных учреждений. В нашей стране эти две уникальные системы воспитания зародились практически одновременно. На базе детских самодеятельных объединений были созданы первые государственные внешкольные учреждения (в 2003 г. они отметили свое 85-летие) . В свою очередь, внешкольные учреждения являются центром детского движения (дворцы, дома пионеров и школьников), его научно-методической базой, «кузницей кадров» организаторов, руководителей детского. движения. Что объединяет эти формы государственного и общественного воспитания? Во-первых, специфическая сфера их деятельности - «досуговое пространство» детей, его педагогически разумное наполнение в интересах личностного развития. Во-вторых, цели, содержание, форма деятельности ребенку предлагаются (и вовсе не обязательны); ему предоставляется возможности выбора, «проб и ошибок», смены занятий, проявления своего «Я» в различных ролях, условия для творчества, самодеятельности, установления широких социальных связей со сверстниками и взрослыми.

Возникновение неформальных, чаще протестных, организаций связано с неприятием молодежью социальных и духовных ценностей. В 90-е гг. XX в. появились своеобразные объединения детей и подростков, предпочитающих уйти от обыденной жизни в созданную силой своего воображения новую реальность. Пример такого современного объединения - движение «толкинистов», распространившиеся во многих странах мира. Оно образовано поклонниками творчества английского писателя Д. Толкиена, в произведениях которого существует специфический фантазийный мир со своей идеологией, философией, населенный хоббитами, эльфами и другими сказочными существами. В крупных городах мира и в России появились группы скинхедов -фашиствующие подростковые банды, объединяющихся на основе ксенофобии, расизма, национализма и шовинизма. В подростковой среде скинхеды воспринимаются как современные борцы за социальную справедливость и как идейные герои, их количество растет. К относительно новым можно отнести антиглобалистские, а также виртуально-компьютерные молодежные объединения.

Следует отметить, что в современном детском движении упрочилась база правового регулирования сферы деятельности детских общественных объединений, которые впервые в истории России получили правовой статус. Федеральные законы «Об общественных объединениях» (1995), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) определили основные понятия молодежного и детского общественного объединения и примерные направления их деятельности. При этом выделена и закреплена законодательно новая защитная функция; установлены гарантии создания детских объединений на базе образовательных учреждений; предусмотрены основные направления государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, Определены меры ответственности органов исполнительной власти и руководителей объединений за исполнение принятых законов.

На нормативно-правовом уровне закрепляется приоритет молодежных и детских объединений в государственной поддержке проектов и программ, направленных на развитие и воспитание детей и молодежи. По состоянию на начало 2002 г. в систему государственной поддержки включались 48 организаций, в том числе 32 молодежных и 16 детских; 20 организаций были общероссийскими, 26 - межрегиональными и 2 - международными. Произведенные изменения в порядке проведения конкурса на соискание государственных грантов расширили возможности молодежных и детских объединений по представлению своих проектов и программ. В целом за последние 4 года проведения конкурса рассмотрено 350 проектов и программ, из них 120 рекомендовано на предоставление государственной поддержки на сумму около 4 млрд. рублей.

Принципы партнерства, договорного характера отношений, активного участия молодежных и общественных объединений в реализации государственных программ и мероприятий включены в концептуальные основы деятельности государственных органов. Данная позиция на нормативном уровне представлена в ряде федеральных законов, но ее реализация остается пока не всегда эффективной.

Публикации

Детские общественные организации: инвариант и вариативность

Издание: Нар. образование.– 2007.– №7.– С. 207–214

Сущность детских общественных организаций

Сущность детских общественных организаций целесообразно рассматривать в четырех плоскостях: возрастной, социально-педагогической, общественной, организованной.

Возрастные особенности общественных организаций подростков связаны с принадлежностью к одному поколению и возрасту.Они определяются атрибутами повседневности, общими ориентациями, настроениями и ожиданиями. Различие между миром взрослых и миром детей определяется разницей в степени социальной зрелости, отличием в уровне полноправного участия в системе социальных отношений. Пространство проявления особенности детского мира – культура, право и социальное взаимодействие. Культура взрослых – господствующая, а детская (подростковая) является субкультурой. В правовом плане – взрослые – дееспособны, а дети – не дееспособны, поэтом детские общественные организации представляют собой объединения дискриминируемые в правовом плане группы населения. В социальном смысле взрослый человек ориентирован в своей деятельности на продуктивность, рационализм, а для ребенка прежде всего важен процесс, эмоциональное состояние.

Социально-педагогическая составляющая в детско-подростковых общественных организациях существенно ограничена в правовом аспекте. Правовой статус вожатого может быть не выше, чем у подростков – участников сообщества. Характерной чертой детских общественных организаций является их автономность по отношению к государственной системе образования.

В общественном аспекте детские общественные организации самодеятельны, сами вольны изменять свой состав, идеологию, формы и метод работы, являются примером некоммерческих организаций. Они потенциально могут становиться социальным партнером органов государственной власти и бизнеса. В современных условиях детско-подростковые общественные организации вынуждены заниматься «файндрайзингом» – поиском материальных средств для осуществления социальных проектов. Спонсорами могут быть органы государственной власти, местного самоуправления, коммерческие структуры.

В организационном плане детско-подростковое общественное объединение обладает чертами любой социальной организации. Существенным является наличие корпоративных ценностей и символики, которые регламентируют поведение участников группы.

Характерные черты детских общественных организаций

В качестве первой характерной черты детских общественных организаций следует рассматривать добровольность вхождения в них учащихся. Она связана с потребностью в общении, в новом социальном статусе, в самореализации и самоутверждении, стремление принести пользу обществу. Детская общественная организация предлагает ему писаные и неписаные правила, регламентирующие поведение подростков и взрослых.

Вторая характерная черта – назначение детских общественных организаций, которое можно рассматривать как цель, которую ставят перед собой дети и как воспитательные задачи, которые решает взрослое сообщество. Эти задачи – составляющие духовно-ценностной ориентации на: самоорганизацию добровольной совместной деятельности, преобразование окружающей действительности, самосовершенствование, осуществление в социальном взаимодействии нравственных ценностей.

Третья характерная черта – опосредованность воспитания через коллективную деятельность, систему делового взаимодействия, корпоративную культуру.

Четвертая характерная черта связана со спецификой субъектов воспитания в детских общественных организациях. С одной стороны субъектом выступает вся организация, с другой – существенную роль играет взрослый, участник детской общественной организации. Процесс организации деятельности в сообществе становится объектом совместного творчества подростков и взрослых. Деятельность вожатых целесообразно ориентировать на коучинг, что означает: консультирование подростков, использование технологии развития способностей, отказ взрослого от экспертной позиции, создание условий для принятия подростком решений.

Вариативность форм детских общественных организаций

Формы детских организаций (объединений), встречающихся наиболее часто:

«общество любителей» (группа собравшихся для реализации сходных интересов); «отряд» (военизированное формирование, хорошо организованная группа, объединенная романтической игрой); «добровольцы (группа, ориентированная на служение обществу); «коммуна» (объединение для решения актуальных задач по месту жительства, работы или учебы).

Ключевым словом для понимания ядра деятельности «общества любителей»

является хобби, увлечение. Общественная организация становится условием для успешных занятий своим любимым делом. Деловые отношения в обществе носят либеральный характер, отличаются высокой степенью свободы и независимости.

Вторая распространенная форма детских общественных организаций «группа добровольцев». Добровольцами, или волонтерами, называют лиц, добровольно оказывающим помощь нуждающимся. Главная задача таких объединений – глубоко внутренняя, личностная. За счет сплоченности и чувства ответственности ее членов она достигает весьма высоких результатов в сфере объявленных задач. Главное в этой группе – ее «дух». «Миссионеры» ценят порядочность, надежность. Деловые отношения построены на идейном авторитете лидеров.

Данную форму отражает общественная детская организация «Лига юных журналистов». Представители Лиги участвуют в фестивалях и конкурсах кино-теле-видопрограмм, конкурсах детского и юношеского радо, прессы, информационных форумах. Примером также такой формы объединений может служить Общероссийская организация «Детские и молодежные инициативы» (ДИМСИ). В основе идеологии организации – добровольческое служение молодежи в гражданском обществе.

К третьей форме организации можно отнести деятельность Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и Межрегиональной детско-юношеской организации содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию «Ассоциация витязей». В таких объединениях для значительного числа подростков приход в отряд – это испытание себя, самоутверждение и самореализация. Ведущим способом бытия отряда является инициация – специфическая форма продвижения в социальном статусе. Участники объединения включены в такие сферы жизнедеятельности, как игра, спорт, познание. Отсюда и специфические формы организации взаимодействия: линейка, вахта памяти, марш-бросок.

Анализ программных документов многочисленных скаутских организаций позволяет отнести их также к третьей форме.

Для четвертой формы детско-подростковой общественной организации «коммуна», характерен способ совместного решения актуальных проблем в обустройстве окружающей жизни. Основополагающий элемент жизнедеятельности коммуны – социальное проектирование. В организации преобладает демократический стиль межличностных отношений, взрослые выполняют роль консультантов или руководителей отдельных проектов.

В чистом виде формы детских общественных организаций встречаются редко, но в каждой из них можно обнаружить доминанты, характерные для той или иной формы, объединения.

Альтернативные скаутские организации были и есть порождением групп энтузиастов. Трудно определить черты, одинаково присущие всем им. Если в 1920-х гг. они не получили массовой поддержки в обществе из-за отрицания господствовавших церквей, совместного воспитания мальчиков и девочек (что в английском обществе не очень приветствовалось), участия в мероприятиях политических партий, то сегодня альтернативные движения и организации в сновном выступают за сохранение старых (“консервативных”) традиций, против модернизма, чрезмерной социализации скаутского движения. Хотя, конечно, это присуще далеко не всем группам (особенно новомодным). Сегодня трудно однозначно заявить, что обязательно победит это “новаторство”. Но в условиях, когда новолиберальные идеи завоевывают все больше сторонников (и не только в США), скаутинг вынужден будет либо измениться в очередной раз или резко и кардинально разделиться организационно. Так или иначе, и тогда и сейчас ни одно детское и подростковое движение не смогло противостоять массовому распространению скаутинга. Все эти группы не были и не являются какой-либо серьезной альтернативой скаутингу, существующему на принципах ВОСД или ВАГГГС.

ДОО – добровольное, закрепленное формальным членством объединение детей и подростков, построенное на принципах самоуправления, самодеятельности и организационной самостоятельности.

Деятельность детской общественно организации регламентируется следующими государственными нормативными актами: Гражданский Кодекс РФ; Закон РФ “О некоммерческих организациях”; Закон РФ “Об общественных объединениях”; Закон РФ “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”.

По своему юридическому статусу детская общественная организация обладает следующими важнейшими признаками: наличие добровольного, официально оформленного членства. участие членов организации в управлении ее делами: выборы руководящих органов, контроль за их деятельностью, выработка программ деятельности организации и т.п. участие в обеспечении имущественной основы организации и организационно-структурная самостоятельность.

Цель деятельности ДОО можно рассматривать в 2-х аспектах. С одной стороны – как цель, которую ставят перед собой дети, объединившиеся в организацию, с другой стороны как сугубо воспитательную цель, которую ставят взрослые создавшие эту организацию для детей.

Детская общественная организация Свердловской области «Соболята» работает на территории Свердловской области 2,5 года. Главная цель организации - помочь юным жителям Свердловской области в гражданском становлении. Благодаря ее деятельности Свердловская область должна получить социально-полезные дела детей сегодня, и самостоятельных и активных взрослых граждан завтра.

Ежедневная деятельность отряда "соболят" планируется таким образом, чтобы дети имели возможность приобретать необходимые им знания по тем или иным специальностям не только теоретически, но и через участие и организацию различных мероприятий, акций, праздников, сборов, походов и т.д.

Каждый отряд (территориальная организация "Соболята") сдает план своей деятельности, принятый на совете отряда (организации) в областной совет детской общественной организации Свердловской области "Соболята", 1 раз в три месяца. Кроме того, к плану прикладывается информационный отчет о работе отряда (организации) за предыдущие три месяца.

Изучив ценностей детей и подростков как основы эффективного функционирования детских общественных объединений на примере ДОО «Соболята» мы пришли к выводам:

־большинство членов первичной организации идеалами своего

־объединения считает Правду и Добро;

־законы деятельности первичной организации и свое участие в ней основывает прежде всего на Дружбе;

־реализацию своих прав видит в существовании Равенства и Справедливости;

־из всех обязанностей и поступков членов объединения наиболее ценит Дела;

־основными нормами объединения считает Добровольность и Творчество;

־принципами деятельности первичной организации - Духовность и Гуманизм;

־ориентирами для деятельности - Милосердие и Миротворчество;

־заботами для своих дел и размышлений - Семью и Общество;

־организационная структура и деятельность первичной организации БРСМ построена, по мнению ее членов, прежде всего на принципе Сотрудничества.

Участие в деятельности детских объединений дает детям и молодым людям богатый неповторимый опыт общения, романтики, приключений, а также формирует активную гражданскую позицию, ответственность, инициативность и целеустремленность, знакомит с демократическими и правовыми нормами. Волонтерская деятельность на благо других людей, природы формирует в активистах детского движения нравственные ценности, гуманные качества. Такие дети и молодые люди могут принести много пользы обществу и своей стране.

Список использованных источников и литературы

2. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24июля 1998г. .№124-ФЗ)Закон РФ об образовании (12.05. 1995)

4. Закон РФ “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” (28 июня 1995г. №98 –ФЗ).

5. Актуальные проблемы современного детства: Сб. научных трудов. Вып. 4.

6. Богомолова Л.В., Голубева Т.Л. Подростковая культура. На подступах к диалогу. - М., 1992.

7. Борисова Л.А. Детское движение в современном обществе: концепция развития и воспитательные возможности // Народная школа. 1995. №6.

8. Быков А.К. // Социальные Технологии, Исследования, №2,2005. - с. 58-63

9. Детское движение. Вып.4Под руководством Т.А.Васильевой.Сост. и ред.:Т.В. Трухачева – М.,2004

10. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. - Н. Тагил, 1995.

11. Детское движение Москвы Ресурсы развития. Материалы социологического исследования. Сборник статей / под редакцией М.Е Кульпединовой. - М.: ИСПС РАО, 2005.

12. Детское движение. Вып.1. Сост. Т.В. Трухачева – М.,2004

13. Дымовска М., Колодзейчик У., Лимановска Б., Секутович К., Ставицка Б. Как эффективно действовать в организации - Варшава: Центр Инф. Жен. Об-в ОСЬКА, 1999. -164 с.

14. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. - М.: Голос, 2001.

15. Кабуш В. Т. Моральные ценности детского объединения. / Проблемы выживания. 2003. №6.- С.73-83.

16. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива).- М., Наука, 1988.

17. Крупская Н.К. РКСМ и Бойскаутизм // Вожатый. 1990. №1-2.

18. Кудинов В.Т. Общественное движение и организации детей и молодежи в России в XX веке: Афтореферат дис... д-ра пед. наук. -СПб., 1994.

19. Кульпединова М.Е. Детские общественные объединения как субъект воспитания. - М., 2002

20. Лебедев Д.Н. Подготовка юных организаторов. - М., 1993.

21. Максимова И.А., Федорова М.И. Что хотят школьники от детских общественных организаций. Воспитание школьников.2004, №6.

22. Мальцева Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков. Монография. – Ижевск: ГОУВПО «УдГУ», 2005. – 352 с.

23. Мальцева Э.А., Костина Н.М. Развитие социального партнерства в детском общественном движении // Зависимость, ответственность, доверие: в поисках субъектности: Материалы Международной научно-практической конференции 24-26 июня 2004 г.: В 2 кн. Кн. 1. Ежегодник Российского психологического общества / Отв. ред. Н.И. Леонов, С.Ф. Сироткин. М.-Ижевск, 2004. С. 139-144 (50%)

24. Мальцева Э.А. Детская общественная организация и социальное воспитание // Социальные инициативы и детское движение. Материалы международной научно-практической конференции 1-4 декабря 2005 г. / Отв. ред. Э.А. Мальцева, О.А. Фиофанова. Ижевск: УдГУ, 2005.

25. Мальцева Э.А. Законы детских объединений и организаций. ТИМ, 5-й выпуск. - М.: «Пресс-Соло», 1999. С. 72-74.

26. Мальцева Э.А. и др. Принципы деятельности детских общественных объединений. ТИМ, 5-й выпуск. - М.: «Пресс-Соло», 1999. С. 77-78.

27. Мальцева Э.А. Цель детского объединения. ТИМ, 5-й выпуск. - М.: «Пресс-Соло», 1999. С. 83-84.

28. Мальцева Э.А., Костина Н.М. Детские общественные организации как объект и субъект социальной работы. Социально-педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 16-17 декабря 2004 года / Под ред. Вострокнутовой Т.Ф., Сунцовой А.С. Ижевск: Издательство Министерства социальной защиты, 2005. С. 15-20.

29. Мальцева Э.А. Детская общественная организация // Детское движение. Словарь-справочник. – М., 2005. С. 54. (20%)

30. Мальцева Э.А., Костина Н.М. Концепция взаимодействия государства и детского общественного объединения // Детское движение. Словарь-справочник. – М., 2005. С. 140.

31. Мальцева Э.А. и др. Принципы деятельности детских общественных объединений // Детское движение. Словарь-справочник. – М., 2005. С. 250-251. (75%)

32. Мальцева Э.А. Социальное воспитание в деятельности педагога и детских общественных организаций // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова: серия гуманитарные науки: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика». - 2006. - Т. 12. - № 1. - С. 85-87.

33. Молодежь России: общественные объединения, органы государственной власти по делам молодежи. - М., 1997.

34. Никитина А.Е., Тетерский СВ. Общественные объединения социальных и молодежных институтов: Сб. док. и матер. - М.: АСОПиР, 1997.

35. О работе государственных органов по делам молодежи с детскими и молодежными объединениями: Сб. мат. и докл. Вып. 1. - М., 1995.

36. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации (Национальный план действий в интересах детей). - М.: Синергия, 1997.

37. Пятков А.Г. Оппозиция в молодежном движении в 20-х годах: мифы и реалии: Автореф. дис... канд. истор. наук. - М.: Знамя, 1974.

СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА

УДК 329.78; 37

Дмитриенко Елена Александровна

кандидат педагогических наук, доцент Кокшетауский государственный университет им. Ш. Валиханова, Казахстан

ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Статья посвящена проблеме поиска новых методологических ресурсов развития детского движения как социально-педагогической системы. В статье представлена логика социально-педагогической рефлексии, основные категории и сущность воспитательного потенциала детской общественной организации.

Ключевые слова: общественные отношения, социальная система, общественные организации, социальные процессы, детское движение, детские общественные организации, социальный / воспитательный потенциал.

Системность (система) как универсальное свойство материи, обеспечивающее упорядоченность ее движения, целостность и гармонию бытия, привлекает внимание философов самых различных школ, начиная с античности (Платон, Аристотель, Евклид и т.д.) и до наших дней.

Не вдаваясь в глубокие теоретические размышления о сущности системы как универсальной формы и организационного способа материального бытия, отметим ее наиболее общие характерные признаки:

Устойчивая совокупность ее составляющих элементов, находящихся в определенных связях, взаимоотношениях не только между собой, но и с внешним миром, образующих некое целостное организационное единство;

Полифункциональное разноуровневое существование;

Диалектическая противоречивость развития;

Динамичность, автономность бытия и др.

Поскольку понятие «система» имеет весьма широкую сферу применения и соотносится с характеристикой любых материальных объектов, то его толкование предполагает обязательную конкретизацию: о каком типе систем идет в данном случае речь.

Использование принципов конкретизации и ти-пологизации позволит нам определиться с принципами научного изучения и моделирования детских организаций как особенных системных образований.

Любая детская общественная организация является, прежде всего, социальной системой, которой свойственны:

Смысловая целесообразность или ценностная значимость с общественной и личной индексацией;

Целостность как принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого, равно как зависимость каждого элемента системы (личности, группы и пр.), свойства (общения, предметной деятельности, поведения и т.д.), их внутренних и внешних отношений от занимаемого ими места, статуса, функций, обус-

ловленных спецификой данного единого (целостного) социального организма;

Структурность или упорядоченность, обеспечивающая:

а) возможность логического познания и моделирования системы путем последовательного раскрытия и определения присущих ей связей, отношений, зависимостей;

б) функциональное состояние не столько отдельных ее компонентов (элементов), сколько жизнеспособность, тенденции развития системы в целом. Иными словами, структурная специфика социальной системы, как и любой другой, детерминирует ее потенциальные возможности и особенности актуализации;

Иерархичность: каждый компонент системы достаточно автономен и может функционировать, а также изучаться как достаточно самостоятельная социальная система (личность, микрогруппа, группа) в структуре некой общей системной целостности. В свою очередь, исследуемая общественная система является также одним из многих автономных социальных субъектов (компонентов) более сложной материальной системы. Таким образом, каждый элемент системы, обладая своими уникальными свойствами, отражает, несет в себе и свойства родственной ему социальной системы, а также свойства других социальных систем в зависимости от степени их социокультурной сопричастности к его жизнеобеспечению;

Полифункциональная взаимозависимость социальной системы и среды: системные свойства любого социального организма образуются и проявляются не произвольно, а детерминируются логикой, особенностями взаимоотношений со средой обитания, в которых социальная система является не пассивным объектом, а инициативным социальным субъектом, оказывающим существенное влияние на окружающую действительность, изменяя и преобразуя ее в соответствии с возникающими актуальными внутренними (субъективными) и внешними (объективными) потребностями и аналогичными реальными возможностями;

© Дмитриенко Е.А., 2014

Организационная пластичность и динамичность, обеспечивающие жизнеспособность данной социальной системы, ее развитие как весьма сложного полиструктурного, многофункционального целостного социального субъекта. Все естественные и вынужденные изменения системного образования конкретного социального организма требуют неукоснительного соблюдения принципа необходимости и достаточности;

Социальность - ведущая качественная характеристика всей системы и каждого ее компонента, каждого отдельного и всех ее свойств, проявляющаяся в степени разумной целесообразности всего многообразия жизненных явлений, актов, потенций данной системы;

Саморегуляция и соуправление процессов своего жизнеобеспечения и жизнеспособности, сосуществования с другими компонентами общественного организма и материального мира: создание специальных регуляторов бытия (уставов, программ, норм, законов, принципов, стимулов, атрибутов, стандартов и т.д. с учетом общепринятых нормативов, традиций и т.п.).

Существование социальной системы как целостного, сложноорганизованного, структурно-упорядоченного, динамичного, полифункционального, саморазвивающегося общественного организма, бытие которого характеризуется относительным постоянством, устойчивостью и консерватизмом, предрасположено, тем не менее, к разрушению, к распаду, угасанию, исчезновению, если:

а) утрачивается ее смысловая значимость, как на личностно-индивидуальном, так и на общественно-государственном уровнях;

б) нарушаются ее основные связи, взаимоотношения, системы внутренней и внешней коммуникаций, зависимостей, саморегуляция и соуправление;

в) сущностно изменяются, искажаются общие и частные функции и свойства, рождающие несоответствие целей и результатов деятельности, отрыв от реальностей бытия, актуальных проблем, внутренний и внешний дискомфорт социальной системы;

г) наблюдаются явления застоя, нет естественного, действительно необходимого развития, новизны, отсутствуют ближние и дальние реальные перспективы.

Важнейшим компонентом любой социальной системы является ее социальный потенциал как «интегральный показатель нереализованных возможностей прогрессивных изменений социальной действительности» . Вполне очевидно, что социальный потенциал можно условно обозначить понятием «проектная мощность» социальной системы.

Социальный потенциал общественных систем интегрируется на многоуровневой системной основе. Ее главными векторами (параметрами) являются личностные и общественные социальные отно-

шения, образующие некую относительную системную целостность при сохранении своей автономности. Таким образом, социальный потенциал можно охарактеризовать как оптимальное многообразие социальных возможностей проявления, утверждения, функционирования и развития, то есть реального существования данной общественной системы, обеспечивающей в той или иной степени социальное благополучие как своих собственных членов, так и средового окружения, партнеров, объектов взаимоотношений. Именно социальное благополучие всех и каждого социальных субъектов, объектов находящихся в жизненной сфере данной системы или имеющих к ней отношение, является основным критерием ее социального потенциала, социальной ценности.

Как системное сущностное образование социальный потенциал представляет собой интегрированные возможности своих системообразующих компонентов. Прежде всего, собственно человеческие возможности своих членов, особенно организаторов, актива.

В понятие «социальный потенциал» входят не только существующие в настоящее время возможности и источники развития общественной системы, но и их предпосылки, наиболее часто заявляющие о себе в форме различных инициатив социальных субъектов - носителей данной системной сущности.

В отличие от творческого потенциала личности социальный потенциал общественной системы может прогнозироваться, планироваться, моделироваться. Его актуализация обеспечивается не только путем личностно-индивидуальной самореализации и самоуправления, но и условиями внешнего благоприятствования, соответствующим уровнем внешнего управления и соуправления, согласованностью внешних и внутренних управленческих отношений.

Общественные образования, обладающие всеми вышеназванными свойствами социальных систем, особенно выраженным социальным потенциалом, принято считать общественными организациями.

В переводе с позднелатинского «организация» -сообщаю стройный вид, устраиваю». С общенаучной точки зрения «общественная организация» -специальное объединение людей, совместно реализующих целевую программу и действующих на основе определенных правил и процедур, обеспечивающих интеграцию процессов и дел, направленных на образование и совершенствование взаимоотношений, связей между различными социальными субъектами для достижения социально значимых целей и благонамеренных перспектив .

Таким образом, при исследовании возможностей использования социального потенциала детских сообществ в педагогических, воспитательных целях необходимо изучать особенности именно дет-

Детская общественная организация как социально-педагогическая система

ских общественных организаций, предполагающих непременное заинтересованное участие в своих делах специальных организаторов - специалистов, а также широкого круга заинтересованных лиц: друзей, родителей, педагогов, представителей общественности, государства. Мы имеем в виду, прежде всего формальные детские организации, имеющие официальный правовой статус.

Нередки случаи, когда инициатива создания детского общественного объединения исходит из внутренних, собственно детских потребностей и организационных возможностей. В результате появляются так называемые неформальные организации, которые, по существу, являются группами, группировками, клубами, но не общественными организациями, так как не обладают даже элементарными свойствами целостных социальных систем, прежде всего, открытостью для внешних коммуникаций и соуправления.

Создание общественных организаций требует серьёзной работы по моделированию так называемого матричного уровня социального потенциала -его воспитательной системы (воспитательного потенциала), гармонично вписывающейся в реальные социальные процессы.

Социальный процесс есть ни что иное как динамичная совокупность устойчивых актов взаимоотношений людей, выражающих определенную тенденцию изменения или сохранения общественного положения (социального статуса) или образа жизни больших социальных групп, условий воспроизводства и развития каждого конкретного человека как личности, а также влияющих на социальное самочувствие, благополучие всех включенных в данный процесс социальных субъектов. В отличие от отдельных событий и явлений социальный процесс характеризуется протяженностью во времени, логической последовательностью, пространственными параметрами. Ему свойственны такие характерологические признаки:

Многократность повторения типичных социальных явлений, их массовое проявление с доминированием наиболее общих характерологических свойств. Именно этим объясняется ценностная значимость системы специальных общественных поручений, церемониалов, ритуалов, определенных дел, акций и пр., присутствующих, как правило, во всех детских организациях, зарекомендовавших себя на мировом уровне;

Явно выраженный общественный характер диалектического развития, направленный на стабилизацию, укрепление, совершенствование и обогащение социальных отношений, систематизацию общественных формирований. В жизнедеятельности детских организаций это проявляется и на уровне целей общественного движения детей, и в направленности их дел и поступков, осуществляемых, как правило, под девизом: «делай каждый день

доброе дело!» Вся же система деятельности организации имеет ярко выраженную общественно полезную направленность;

Свобода социального выбора участников социального процесса, обусловленная мерой их личной ответственности, определяющая степень их самодеятельности, самостоятельности, автономности и уровень социального статуса в сложившейся системе общественных взаимоотношений;

Закономерность развития, обеспечивающая устойчивость, диалектическую стабильность, управляемость социального процесса.

По классификации немецкого социолога Л. фон Визе социальные процессы могут быть: а) ассоциативные (объединяющие), б) диссоциативные (разъединяющие). Каждый процесс состоит из ряда подпроцессов. При этом основным критерием классификации является характер влияния процесса на системную целостность социальных организмов, их субъектность, на качество социальных взаимоотношений.

По характеру направленности социальные процессы, к которым относится детское общественное движение, подразделяются на следующие виды: а) процессы воспроизводства социальных отношений, явлений, б) процессы развития социальной сущности различных общественных форм материального бытия. Иными словами, социальные процессы всегда имеют как внешнюю, так и внутреннюю направленность (преобразующую и преобразовательную). Таким образом, развитие социального потенциала детской организации осуществляется одновременно в сфере надличностных общественных отношений (а), а также в личностно-ин-дивидуальных сферах общественного бытия членов организации, существенным образом влияя на внутренний мир детей, их социальные ценности, социальный выбор (б). Если первые (а) направлены на создание и поддержку существующих нормативных общественных отношений, сохранение их формы, институциональности системы, то вторые (б) предполагают сущностные, качественные изменения.

Социальные процессы, обеспечивающие жизнеспособность детских общественных организаций, детерминированную достаточно развитым, энергоемким воспитательным потенциалом и благоприятными средовыми условиями существования, должны быть:

Во-первых, ассоциативными, то есть реально способствующими общественному объединению детей на основе ценностно значимых для них жизненных перспектив;

Во-вторых, воспроизводными, моделирующими социальные отношения традиционного стиля, направленные на воссоздание, воспроизводство человеческих ценностей, богатств культуры, социального опыта;

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

В-третьих, развивающимися и развивающими, наделенными на перспективные тенденции развития общества, на так называемое светлое будущее, то есть на дальнюю перспективу с учетом актуальных запросов и возможностей ближних перспектив (А.С. Макаренко), на оптимальное социальное развитие каждого ребенка - члена организации, независимо от его происхождения, социального статуса, одаренности, национальности, вероисповедания и т.д.;

В-четвертых, социетальными, способными к саморазвитию, саморегуляции, самосовершенствованию.

Основными показателями результативности, эффективности вышеназванных социально-образовательных процессов следует считать уровень проявления их качественных свойств, универсальными показателями которых являются: социальная комфортность детей и взрослых - членов данной организации, степень реального удовлетворения их актуальных социальных потребностей, а также направленность, содержание и стиль взаимоотношений всех участников данного социального движения, социальный статус, популярность детской организации среди детей и взрослых.

Являясь неотъемлемой частью детства, особенно в наиболее критические периоды подросткового и юношеского социального самоопределения, детские сообщества оказывают огромное влияние на личностное становление, общественное признание ребенка, на его актуальную ситуацию развития, формирование собственного образа жизни. Их можно рассматривать как «зеркало», отражающее уровень, тенденции общественного бытия детей в соответствующем социуме, специфику развития детской субкультуры.

По отношению к детству, к ребенку детские общественные организации выполняют следующие социально значимые функции:

Общественной адаптации и социальной пропедевтики;

Личностно-индивидуальной экспертизы человеческих ценностей, усваеваемых детьми на самых различных социальных уровнях: в семье, в учебно-воспитательных учреждениях, в социуме и пр.;

Тренировочной коммуникации (экспериментального коммуникативного моделирования, выбора нетрадиционных форм, нормативов общения, взаимоотношений и пр.);

Индивидуально-личностной актуализации в условиях комфортного общественного образа жизни (самоопределение, самореализация, самоусовершенствование, самооценка);

Социального коррегирования (самовоспитание, самосовершенствование, самообразование);

Комплексной диагностики и прогноза (многомерное изучение актуального состояния общественного бытия детей, социального развития конкрет-

ного ребенка, детской группы, общности, явлений детской субкультуры с учетом объективных и субъективных данных);

Психолого-педагогической компенсации воспитательных взаимоотношений, имеющих место, развивающихся в семье, школе и в других институциональных учебно-воспитательных системах.

Ценностная значимость детских общественных организаций для подростка определяется соотношением личностно-индивидуальной потребности проявления различных социальных инициатив и возможностей реального социального выбора путей, способов их действительного осуществления в определенном диапазоне общественного бытия. При достаточно благоприятных условиях (возможностях) ребенок добровольно, осознанно принимает на себя ту или иную меру ответственности не только за свои дела и поступки, но и за все содеянное его организацией, то есть за свое личное и общественное бытие. Именно в детских сообществах -самодеятельных организациях наиболее эффективно происходит формирование механизмов социальной саморегуляции взаимоотношений ребенка с окружающим миром, действие которых детерминировано соотношением свободы индивидуального социального выбора и меры его ответственности, регулируемых данными и принятыми нормами общественных отношений. Качественная результативность общественной жизнедеятельности детей в рамках конкретной самодеятельной организации или любого другого неформального объединения зависит от их потенциальных возможностей, которые могут быть как конструктивными - просоци-альными, так и деструктивными - асоциальными или антисоциальными, криминогенными. Нас же интересуют культурологические возможности детских организаций и, соответственно, перспективы моделирования воспитательного потенциала детских социально-педагогических систем, а также условия его оптимальной актуализации и материализации.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. - М.: Педагогика. - 1984.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

3. Писаренко И.Я. Социологическая методология как система: Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - Минск, 1996 - 69 с.

4. Социологическийсловарь / отв. ред.: Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М.: Изд-во «Норма», 2008. - 608 с.

5. Тесленко А.Н. Воспитательный потенциал столичного социума: опыт социального партнерства // Регион. - 2007. - № 1. - С. 21-30.

6. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.