Общая характеристика «Я–концепции» в психологии. Понятие я-концепции кратко

Я-КОНЦЕПЦИЯ (англ. self- concept ) - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку ; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии , представители которой (А . Маслоу , К . Роджерс ), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э . Эриксон ). Однако первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У. Джемсу , разделившему глобальное, личностное Я (Self ) на взаимодействующие Я-сознающее (I ) и Я-как-объект (Me ).

Я-к. часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом , выделяют в ней 3 структурных компонента: 1) когнитивный компонент - «образ Я» (англ. self- image ), к которому относится содержание представлений о себе; 2) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self- esteem ); 3) поведенческий компонент , который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Я-к. - целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с т. зр. содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени.

В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-к. Напр., Р. Бернс представляет Я-к. в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-к., конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: 1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле); 2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать); 3) зеркальное Я (каким меня видят др.). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов - физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я .

Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств , служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний (см. Комплекс неполноценности ).

В зависимости от того, на каком уровне - организма, социального индивида или личности - проявляется активность человека, в Я-к. выделяют: 1) на уровне «организм-среда» - физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма; 2) на уровне социального индивида - социальные идентичности : половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности; 3) на уровне личности - дифференцирующий образ Я , характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющие Я-к. (В. В. Столин): 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми и 2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности.

Выделяются также динамическое «Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемое Я» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п.

Важнейшей функцией Я-к. является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-к. формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения - и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение.

Соотношение понятий Я-к. и самосознания точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-к. как результат, итоговый продукт процессов самосознания. (А. М. Прихожан.)

Я-КОНЦЕПЦИЯ - относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит компоненты:

1) когнитивную - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (-> самосознание);

2) эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;

3) оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр. Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:

1) физическое Я - схема собственного тела;

2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;

3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5) экзистенциальное Я -; как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Я-концепция - важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

Я-концепция (self- concept )

На протяжении столетий теологи, философы и общественные деятели сходились в том, что истоки и последствия представления людей о себе, или Я-к., заслуживают самого серьезного внимания. Однако при этом практически не предпринималось попыток дать достаточно строгое определение Я-к., к-рое позволило бы оценить степень сходства и различия во взглядах философов, политиков, ученых и др. профессиональных мыслителей на Я-к.

С конца XIX и до середины XX в. лишь нек-рые психологи, социологи и психиатры пытались изучать Я-к., преим. на абстрактном или теорет. уровне. Наиболее известным психологом, занимавшимся в XIX в. проблемой Я, был Уильям Джемс, к-рый основывал свои утверждения на повседневных, проницательных, неконтролируемых наблюдениях за собственными сознательными переживаниями, используя для этого свою модификацию метода интроспекции. Мэри Калкинс попыталась перенести изучение Я-к. в психол. лабораторию. В 1935 г. Курт Коффка выделил Я в качестве одной из важнейших самостоятельных тем исследований гештальт-психологов, использовавших т. н. феноменологическую интроспекцию, при к-рой наблюдатели отчитываются о своих сознательных переживаниях безо всяких искусственных ограничений или попыток их анализировать. Между тем социологи, такие как Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид, указывали на важную роль соц. взаимодействий в формировании Я-концепций, к-рые, в свою очередь, рассматривались в качестве осн. детерминант соц. поведения людей; однако все эти дискуссии основывались на личных наблюдениях, а не на научных исслед.

Одновременно, целая плеяда врачей-клиницистов в Европе и США разрабатывала различные варианты идеи о том, что Я-к. важна для клинического понимания людей и для формулирования общих положений предлагаемых ими теорий личности. Однако в целом их идеи, практически целиком основывавшиеся на неконтролируемых клинических наблюдениях отдельных случаев, были недостаточно строги и недоступны эмпирической проверке, а порой даже отрицали положения научного детерминизма. Все это привело к тому, что их взгляды на протяжении неск. десятилетий были в стороне от общего направления научной психологии в США.

Детские психологи начали изучать развитие соц. познания - знания о других и о себе в отношении к другим. Сюда входили вопросы о предположительном существовании качественно различных стадий развития соц. познания и возможной связи возрастных тенденций развития речи с развивающимися представлениями о себе и других. Наряду с этим была тж поднята проблема влияния родительских качеств и родительского поведения на представления ребенка о себе; была тж очевидно, что теория и исслед. нравственного развития важны для изучения усвоения Я-к. и идеалов Я.

Соц. психологи признали важность переменных Я-к. в своих теориях межличностной аттракции, конформности челов. поведения и когнитивного диссонанса. Переменные Я-к. фигурируют и в теории атрибуции. Соц. психологи тж объединились с социологами в исслед. влияний переменных возраста, соц. класса, расы и пола на Я-к. Представители теории соц. научения выдвигали аргументы в пользу таких переменных, как локус контроля и выученная беспомощность, а каждая из них связывается (как в теории атрибуции) с условиями, при к-рых человек рассматривает свои характеристики или поведение как важные факторы в определении результатов.

Психологи, занимающиеся проблемами профессионального самоопределения и интенсификации труда, подчеркивали теорет. значение таких идей, как направляющая роль Я-к. в выборе профессии и эвентуальном развитии профессиональной Я-к. Т. о., теоретики и исследователи до сих пор рассматривали почти исключительно феноменальную, или сознательную Я-к., не затрагивая т. н. бессознательной Я-к.

1. Личная Я-к. (personal self- concept ). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, какими он видит их. Эти характеристики могут варьировать от сравнительно специфических до весьма обобщенных. Следует отметить, что личная Я-к. включает не только физ., поведенческие и внутренние характеристики, но и такие аспекты, как половая идентичность, расовая/этническая идентичность, социоэкономическая классовая идентичность, возрастная идентичность и такое чувство, как «быть, в нек-рых отношениях, тем же самым человеком на протяжении определенного времени».

2. Социальные Я-к. (social self-concepts ). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, как они, по его мнению, видятся другими.

Социальные Я-к. могут соответствовать, а могут и не соответствовать характеристикам собственного Я индивидуума, какими он видит их.

3. Я-идеалы, касающиеся личной Я-к. (self-ideals regarding one"s personal self-concept ). Это представления о том, каким бы хотел быть индивидуум на самом деле.

4. Я-идеалы, касающиеся социальных Я-к. (self-ideals regarding one"s social self-concepts ). Это представления о том, каким индивидуум хотел бы выглядеть в глазах других.

5. Оценки описательных личных Я-к. относительно соотв. личных Я-идеалов (evaluations of descriptive personal self-conceptions in relation to the ideals for self regarding those attributes ). Иначе говоря, это оценки пункта 1 в сравнении с пунктом 3.

6. Оценки описательных социальных Я-к. относительно соотв. идеалов для социальной Я-к. (evaluations of descriptive social self-conceptions in relation to the ideals for one"s social self-concept ). Т. е., это оценки пункта 2 в сравнении с пунктом 4.

Самооценка

Большинство теорет. работ и эмпирических исслед. в области Я-к. так или иначе касаются самооценки (self- esteem ). В литературе по Я-к. тж широко используется термин самопринятие (self ассер tance ) для обозначения симпатии или уважения человека к себе несмотря на признание им своих недостатков.

Хотя исследователи достигли значительного согласия в отношении общего представления о том, что измерять, прогресс в области измерений шел медленно, что обусловлено а) чрезвычайной сложностью набора переменных; б) неудачными попытками выделить составные части в Я-к. и разработать для них адекватные измерения; и в) пренебрежением принятыми процедурами установления необходимых уровней надежности и конструктной валидности, предваряющих использование измерений в исслед.

Виклунд выдвинул гипотезу о том, что наблюдаемые связи между Я-концепциями и соотносящимися с ними видами поведения становятся сильнее, когда человек находится в состоянии «самоосознавания». Это состояние может вызываться при работе с зеркалом или магнитофонной записью своего голоса, оно может тж являться постоянной отличительной особенностью нек-рых людей в сравнении с другими.

Вследствие многочисленности факторов, предположительно связанных с Я-к., неск. тысяч опубликованных эмпирических работ рассеяны широким и тонким слоем по различным пересекающимся с этой темой предметным областям. Б. ч. опубликованных исслед. фокусируется на переменных, связанных с уровнями общей самооценки или с самопринятием. Др. значительная их часть посвящена Я-к., касающимся уровней относительно устойчивых способностей.

Факторы, к-рые исследователи наиболее часто пытались связать с переменными Я-к., - это достижения, интеллект и творческие способности; возраст и уровень развития; авторитаризм и догматизм; семейные переменные; пол; межличностная аттракция; психотер.; расовый/этнический статус; социально-экономический статус.

Поражает то, что были найдены практически нулевые или слабые взаимосвязи между самооценкой и каждой из ряда рассматриваемых переменных, с к-рыми самооценка - как с т. зр. теории, так и с позиций здравого смысла, - казалось бы должна иметь сильную связь, напр., возрастом, расой, полом, социально-экономическим уровнем, психотерапевтическим статусом, творческими способностями и убеждаемостью. Представляется очевидным, что более практичным и интересным результатам могла бы способствовать более тщательная проработка теорет. положений. Напр., большее внимание следовало бы уделить: а) компонентам самооценки; б) отношениям, в к-рых отдельные аспекты Я-к. достигают характерного отличия в определении самооценки (вероятно, варьирующих от одного человека к другому), и в) возможности того, что ни дети, ни взрослые не сравнивают себя с теми очень широкими, обобщенными референтными группами, важность к-рых имплицитно подразумевается исследователями, занятыми поисками влияний на самооценку со стороны пола, расы или соц. класса.

Я-концепция – это система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. Я-концепция формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания.

Под влиянием различных внешних или внутренних факторов Я-концепциия изменяется, т. е. Я-концепция является динамическим образованием.

Традиционно психологи выделяют три модальности Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное.

Я-реальное – это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, статус Это представления о том, каков он есть на самом деле.

Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть.

Я-зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

Выделяют три компонента Я-концепции:

когнитивный,

эмоционально-оценочный

поведенческий.

Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют "Образом Я". Составляющими "Образа Я" являются : Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.

Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом.

Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности (восприятие, память, мышление и т.д.), о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях).

Я-социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.

Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими.

Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности.

Самооценка может быть заниженной или завышенной, низкой или высокой, адекватной и неадекватной.

Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности.

Психологические защиты

Человек использует защитные механизмы, чтобы защитить свое "Я" от стыда, вины, гнева, тревоги, конфликта, т. е. любой опасности. Цель защитных механизмов – срочное ослабление напряжения, тревоги.

Вытеснение – непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств из сознания в бессознательную сферу, забывание их.

Отрицание – уход от реальности, отрицание какого-либо события как неправды или снижение серьезности угрозы.

Рационализация – это способ разумного оправдания любых поступков и действий, которые противоречат нормам и вызывают беспокойство.

Проекция – приписывание другим людям собственных отрицательных качеств, состояний, желаний, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Замещение выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлимого мотива каким-то иным способом, мотивом.

Сублимация – это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, т.е. трансформация влечений.

Интелектуализация – процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты, эмоции, чтобы овладеть ими.

Формирование реакции – подавление нежелательных мотивов поведения и сознательное поддержание мотивов противоположного типа.

Интерес к Я, к тайне его постижения и к осознанию человеком того, что есть он сам, возникает в философии в связи с ее более общими проблемами и долгое время находится в ее компетенции. Предметом собственно психологических концепций проблема Я, самосознания становится лишь во второй половине XIX века .

В отличие от философских теорий, претендующих на раскрытие «истинной природы» и «сущности» «Я» в целом, психология пытается расчленить эту проблему на составные части, которые могли бы стать предметом экспериментальных исследований .

Под самосознанием понимается осознание человеком самого себя, своих собственных качеств .Самосознание личности – совокупность представлений человека о самом себе (Я-концепция) и отношение к ней (самооценка) .

Согласно Б.Г. Ананьеву, самосознание возникает в период, когда ребенок начинает выделять себя как субъекта своих действий, и в дальнейшем это развитие идет от оценки своих действий к самооценке. Вначале выделяется физическое Я, затем – духовное Я. В переходном периоде у подростка самосознание приобретает новые свойства и качественно изменяется. Далее самосознание как специфический вид сознания выполняет в психической жизни личности функцию саморегуляции, познания и отношения к себе [ 34, с. 35].

Центральным понятием психологии самосознания является понятие Я-концепции, или образа Я. Существуют разные точки зрения на соотношение этих понятий.

Образ-Я связан с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Для обозначения данной содержательной области – образа-Я используются также термины «Я», «Я-концепция», «когнитивный компонент самосознания», «самовосприятие» и т.п, в которых самосознание является динамической характеристикой образа-Я, а Я-концепция является совокупностью всех представлений индивида о себе, сопряженной с их оценкой и регулятивно-деятельностными функциями .

Понятие «Я-концепция», введенное У. Томасом и Ф. Знанецким, определяется как совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Р. Бернс рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. Я-концепция – это интеграция трех составляющих: представление о себе (образ Я), отношение к этим представлениям (самооценка) и поведение в соответствии с представлениями о себе и самооценкой .

Когнитивная часть установки, представление индивида о самом себе получило название образа Я .

Образ Я носит специфичный ситуативно-изменчивый характер, отражает самовосприятие в данный момент времени, содержит ограниченный набор характеристик человека (главным образом, интериоризованный репертуар социальных ролей). Осознание образа Я связывают с ситуативными препятствиями в деятельности, с приспособительной реакцией в ответ на внешнее воздействие других людей, с более ранними сроками возникновения, чем Я-концепция. Его изменения не изменяют Я-концепцию личности.

Вместе с тем, понятие образ Я может употребляться не только в значении оперативно-ситуативного образа, но и синонимично понятию Я-концепция, и для обозначения достаточно устойчивых, включенных в Я-концепцию ее измерений, отражающих представления человека о себе в конкретных сферах его жизнедеятельности.

В.В. Столин рассматривает понятия Я-концепции и образа Я как синонимичные, определяя образ Я не просто как продукт самосознания, но и важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельности, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.

В результате анализа Я-образа Столин выделяет в нем два аспекта: знание о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе различные знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе – его «Я-концепцию». Однако знания о самом себе, естественно, ему не безразличны: то, что в них раскрывается, оказывается субъектом его эмоций, оценок, становится предметом самоотношения. Под самоотношением понимается целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя .

Е.Т. Соколова, Ф. Патаки интерпретируют «образ Я» как интегративное
установочное образование, включающее компоненты:
1) когнитивный – образ своих качеств, способностей, возможностей, социальной значимости, внешности и т. д.;
2) аффективный – отношение к самому себе (самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.), в том числе и как к обладателю этих качеств;
3) поведенческий – реализация на практике мотивов, целей в соответствующих поведенческих актах .

Образ Я обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности, ее удовлетворенность жизнью; регулирует эмоциональное состояние, интерпретирует опыт. Выступает как системообразующий субъективный мир личности и возникает на основе взаимодействия с окружающей средой. Образ Я участвует в сохранении стабильных систем социальной стратификации, раскрывает содержание микросоциальных процессов и внутриличностных механизмов адаптации и дезадаптациии развивается в процессе самоактуализации личности на протяжении всей жизни .

Хотя «образ Я» всегда включает в себя определенный набор компонентов (представление о своем теле, своих психических свойствах, моральных качествах и т.д.), их конкретное содержание и значимость варьируются в зависимости от социальных и психологических условий и состояний. Кроме того, человек не просто «узнает», «открывает», но и активно формирует себя. Осознание каких-то своих способностей меняет его самооценку и уровень притязаний, да и сами эти способности не только проявляются, но и формируются в деятельности .

Я-образ – это вместе с тем и идеальное Я субъекта – то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. Идеальное Я выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности.

Выявляя характер и действенность этого ориентира, можно получить возможность существенно влиять на воспитание. При этом важно знать, на какой идеал как образец для построения своей жизни ориентируется молодой человек, так как социальная ценность этих образцов весьма различается, а их мотивирующее значение весьма велико .

Образ Я, складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его реальное Я и идеальное Я согласуются между собой .

Реальный и идеальный Я-образы могут совпадать, но чаще они все же различаются. Расхождение между реальным и идеальным Я может приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям.

Большое расхождение между идеальным и реальным Я человека, по мнению клинических психологов, является тревожным симптомом, поскольку указывает на неадекватность самооценки и отношения к себе, что часто приводит к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

Таким образом, образ Я – это обобщенное представление о самом себе, формирование, развитие и изменение которого обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Образ Я, являясь продуктом самосознания личности, в свою очередь включает в себя знание о самом себе и эмоциональное отношение к себе. Формирование самосознания личности, а вместе с ним и образа Я, интенсивно происходит в подростковом возрасте, в переходный этап взросления личности.

Психологические особенности подросткового возраста становятся предпосылками для формирования целостной картины представлений о себе. На развитие представлений о себе и отношения к себе оказывают влияние различные факторы, которые во многом определяют становление личности подростка.


Похожая информация.


В психологии, смысл которого в том, что человек - это живое существо, владеющее способностью членораздельно говорить, что-то создавать и использовать результаты своего труда. Человек обладает сознанием, а сознание, направленное на самого себя, - это и есть Я-концепция личности. Это подвижная система оценки в самом себе своих интеллектуальных, физических и других качеств, то есть - самооценка под влиянием тех или иных факторов в течение жизни. Личность человека подвержена внутренним колебаниям и сказывается на всех жизненных проявлениях с раннего детства до глубокой старости.

Сегодня за основу в рассмотрении системы берется теория личности Роджерса. Суть данной теории можно рассматривать как механизм сознания, рефлекторно работающий под влиянием культуры, своего и чужого поведения. То есть, проще говоря, человек дает оценку той или иной ситуации, другим людям и себе. Оценка самого себя побуждает его к определенному поведению и формирует Я-концепцию.

Одним из центральных понятий в психологии является Я-концепция личности, хотя до сих пор единой терминологии и определения. Сам Карл Рэнсом Роджерс считал, что его метод эффективен в работе с самыми разными психотипами и пригоден для работы с людьми различных культур, профессий, религий. Роджерс сформировал свою точку зрения на основе собственного опыта работы со своими клиентами, имеющими какие-либо

Я-концепция личности - это некая структура, вершиной которой является Глобальная Я , представляющая чувство преемственности самого себя и осознание собственной неповторимости. Параллельно Глобальной Я идет Образ Я , который делится на модальности:

  1. Реальное Я - это осознание человеком того, какой он есть на самом деле, то есть понимание своих статуса, роли.
  2. Зеркальное Я - это осознание человеком того, каким его видят окружающие.
  3. Идеальное Я - представление человека о том, каким бы он хотел быть.

Такая структура применима лишь в теории, на практике же все гораздо сложнее, потому что все компоненты переплетены между собой. По сути, Я-концепция личности представляет собой подвижную систему самоустановки, которая, в свою очередь, имеет собственную структуру:

  1. Когнитивная - познавательные процессы сознания человека.
  2. Аффективная - кратковременный эмоциональный процесс, имеющий интенсивный характер и проявляемый физически.
  3. Деятельностная - любая осмысленная деятельность человека.

Когнитивная и аффективная установки вбирают в себя три модальности, такие как осознание себя настоящего, осознание себя желательного и представление о себе глазами окружающих, а каждая из этих трех модальностей заключает умственную, эмоциональную, социальную и физическую составляющие.

Развитие Я-концепция вырабатывается на основе личных особенностей индивида, а также под воздействием общения с другими индивидами. По сути, Я-концепция, играет роль в достижении внутренней слаженности личности, трактует опыт и является фактором ожиданий. Функционал данной структуры и есть самосознание человека.

Последнее обновление: 18/04/2015

Я-концепция представляет собой образ самого себя, который формирует каждый из нас. Как именно он формируется и меняется ли с течением времени? На эти вопросы мы сегодня постараемся ответить.

Я-концепция складывается благодаря сочетанию целого ряда факторов; прежде всего, роль играет то, как мы взаимодействуем с важными людьми в нашей жизни.

Какие определения дают Я-концепции учёные?

«Я-концепция есть наше восприятие, образ наших способностей и нашей уникальности. Поначалу Я-концепция каждого из нас носит очень обобщённый и переменчивый характер… По мере того, как мы становимся старше, эта концепция становится гораздо более организованной, подробной и конкретной».

Пасторино & Дойль-Портийо (2013)

«Я-концепция представляет собой совокупность представлений о собственной природе, уникальных качествах и типичном поведении. Ваша Я-концепция - ваша мысленное изображение самого себя. Это целая совокупность ощущений. ОНа может включать в себя, например, такие утверждения, как „Я лёгок на подъём“, „Я милый“ или „Я трудолюбивый“».

Вейтен, Данн и Хаммер (2012)

«Индивидуальное Я состоит из атрибуций и личностных черт, которые отличают нас от других (например, „интроверт “). Относительное Я определяется нашими отношениями с близкими людьми (например, „сестра“). Наконец, коллективное Я отражает нашу принадлежность к социальным группах (например, „англичанин“)».

Р.Дж. Крисп & Р. Н. Тёнер (2007)

Составляющие Я-концепции

Как и в случае с другими понятиями в рамках психологии, разные теоретики предлагают различные точки зрения на Я-концепцию.

Согласно теории, известной как теория социальной идентичности, Я-концепция состоит из двух основных аспектов: личностной и социальной идентичности. Наша личностная идентичность включает в себя черты личности и другие характеристик, которые делают каждого человека уникальным. Социальная идентичность включает в себя группы, к которым мы принадлежим - в том числе, нашу религиозную принадлежность и т.д.

Бреккен (1992) предположил, что существует шесть конкретных аспектов Я-концепции:

  • социальный (способность взаимодействовать с другими);
  • компетентностный (способность удовлетворить основные потребности);
  • аффективный (осознание эмоциональных состояний);
  • физический (ощущение внешности, здоровья, физического состояния и общего вида);
  • академический (успехи в учении);
  • семейный (функционирование в рамках семьи).

Психолог-гуманист Карл Роджерс полагал, что существуют три составляющих Я-концепции:

  • Я-образ , или то, как вы видите себя. Важно понимать, что этот образ не обязательно совпадает с реальностью. Люди могут считать, что они лучше, чем есть на самом деле. С другой стороны, люди склонны также к формированию негативного образа, очень часто они воспринимают только или преувеличивают собственные недостатки и слабые места. Например, подросток может поверить, что он неуклюж и неловок, когда на самом деле он довольно обаятелен и симпатичен. Девушка может поверить, что у неё имеется избыточный вес, когда в действительности она стройна. Я-образ каждого человека, судя по всему, является результатом сочетания различных факторов, включая его физические характеристики, личностные качества и социальные роли.
  • Самооценка , или то, насколько вы цените себя. Повлиять на самооценку могут самые разные факторы - в том числе и то, как мы сравниваем себя с другими и как другие реагируют на нас. Когда люди положительно реагируют на наше поведение, мы более склонны к формированию позитивной самооценки. Когда мы сравниваем себя с другими и находим в себе недостатки, это может оказать негативное влияние на нашу самооценку.
  • Идеальное Я , или то, каким бы вы хотели быть. Во многих случаях то, какими мы видим себя и какими мы хотели бы быть, не совсем совпадает.

Соответствие и несоответствие

Как упоминалось ранее, наша самооценка не всегда совпадает с реальностью. Некоторые студенты могут считать, что отлично справляются с учебной программой, однако их отметки могут рассказать об обратном. По мнению Карла Роджерса, то, в какой степени Я-концепция человека совпадает с реальностью, следует называть соответствием/соответствием. Все мы склонны искажать действительность в определенной степени; соответствие случается тогда, когда наша Я-концепция довольно согласована с реальностью.