Армата: какой танк лучше, какие танки качать новичку. Armored Warfare: боевая техника по классам и ее уникальные качества

Концепция, игровая механика и тактические хитрости «Проекта Армата»: учимся побеждать в танковом шутере нового поколения

«Armored Warfare: Проект Армата » - новый танковый шутер от студии Obsidian Entertainment. Игра серьезно отличается от других представителей жанра, так что если вы хотите потратить минимум времени на привыкание и играть на приличном уровне с первого же боя - прочтите наш гайд.

Поставщики и начало игры

В «Проекте Армата» нет классического разделения техники по странам, но есть два независимых поставщика: Софи Вельфли и Марат Шишкин.

На старте вам доступно всего две машины: советский легкий танк ПТ-76 от Марата и американский бронетранспортер М113 от Софи. Поклонникам традиционного геймплея танковых шутеров стоит начать играть на ПТ-76. Тем, кто пришел в «Проект Армата» в поисках нового игрового опыта, следует обратить внимание на М113.

Система прокачки и ресурсы

У каждого поставщика есть несколько блоков (веток) техники. Стартовые ветки от ПТ-76 и M113 позволят вам прокачаться только до второго уровня. Чтобы открыть больше блоков, вам нужно выполнять специальные условия поставщиков.

Прокачка внутри каждого блока построена по принципу постепенного открывания моделей все более высоких уровней. Например, чтобы играть на ОБТ восьмого уровня Leopard 2A5 от Софи Вельфи, вы должны разблокировать ее ветку ОБТ, а затем последовательно открыть все танки начиная с Leopard 1. Танк следующего уровня открывается вам только после полной прокачки предыдущего. После того, как вы открыли новый танк, его нужно будет купить - для этого используется обычная валюта игры, кредиты.

Чем более результативно вы играете, тем быстрее идет прокачка вашего танка. За каждый бой вы получаете довольно много опыта для прокачки бывшей в бою машины, кредиты и немного общей репутации, которую можно тратить на прокачку любой машины в вашем гараже.

Если вы полностью прокачали какой-то танк, но вам все равно нравится на нем воевать - можете делать это в свое удовольствие, при этом у вас будет копиться так называемая свободная репутация. Ее можно будет превратить в общую, потратив немного золота - ресурса, который покупается за деньги.

Игровые режимы

В игре есть как кооперативные PvE-миссии, так и многопользовательские PvP-бои. Начинать лучше с PvE: тут вы сможете ознакомиться с управлением, пройти обучение и заработать первые кредиты и репутацию.

PvP - развлечение для более опытных игроков. Здесь два режима: захват контрольной точки и классическое дерби захват-удержание.

Типы боеприпасов

В «Проекте Армата» три основных вида боеприпасов: бронебойный кумулятивный снаряд (БКС), осколочно-фугасный снаряд (ОФС), а также бронебойный боеприпас (ББ).

Кумулятивные снаряды наносят больше урона, чем другие боеприпасы, но при этом обладают чуть меньшей пробивной способностью, чем ББ. Также стоит помнить, что, защита на многих современных машинах рассчитана именно на БКС, поэтому не надо использовать их бездумно. Чтобы понять, будет ли пробита броня конкретного танка, можно не запоминать весь модельный ряд, достаточно знать, что прицел меняет цвет: зеленый - вероятность пробития 100%, желтый - есть шанс пробития, красный - пробить броню в этом месте невозможно.

Бронебойные снаряды обладают наиболее высокой скоростью полета и точностью, поэтому особенно эффективны при стрельбе на дальних дистанция, а также против экранов и комбинированной брони, поглощающих урон от БКС. Основной их недостаток - ББ часто рикошетят.

Осколочно-фугасные - самый медленный и слабый вид боеприпасов. Осколочно-фугасные снаряды наносят урон по площади. Это позволяет быстро выводить из строя узлы вражеских машин. Также ОФС способны наносить небольшой урон без пробития, что делает их эффективными для добивания уже потрепанной техники.

Одна из ключевых особенностей «Проекта Армата» - наличие в игре противотанковых управляемых ракет. Системы наведения ПТУР позволяют корректировать полет ракеты до момента ее уничтожения. Ракеты обладают высокой пробивной способностью и наносят серьезный урон при попадании. Их недостаток - невысокая скорость полета, а также наличие индикатора, сигнализирующего противнику о приближении ПТУР.

В игре есть тактические боеприпасы. Некоторые машины оснащены дымовыми гранатами. Их нужно использовать, если по вашему танку стреляют сразу несколько противников - дымовая завеса скроет машину из поля зрения и у вас появится шанс добраться до укрытия.

САУ могут подсвечивать небольшую зону с помощью осветительных боеприпасов. Их можно использовать, чтобы обнаружить группу врагов в любом месте карты. За урон по подсвеченным таким образом противникам начисляется репутация и кредиты.

Второй тип тактических боеприпасов для САУ - дымовые снаряды. С их помощью можно скрыть попавших в неприятности товарищей. За удачное использования также начисляются кредиты и репутация.

Помните, применять тактические боеприпасы нужно аккуратно, чтобы случайно не скрыть технику врага или не подсветить членов своей команды.

Классы техники

В «Проекте Армата» представлено пять классов машин: основные боевые танки (ОБТ), легкие танки (ЛТ), истребители танков (ИТ), боевые бронированные машины (ББМ), а также самоходные артиллерийские установки (САУ).

Лучший класс для новичка - ОБТ. Умеренная динамика, тяжелая броня и мощные орудия позволят неопытному игроку разобраться со стрельбой и управлением, а также изучить особенности других классов.

Как играть на основных боевых танках

ОБТ - тяжелые хорошо защищенные гусеничные танки с мощным орудием. Их задача - наносить урон и уничтожать технику противника. Машины этого класса задают вектор развития всего боя. Основные танки всегда идут на острие атаки.

Единственная выигрышная тактика на ОБТ - собираться в группы, заручившись поддержкой машины-разведчика, и прорывать линию вражеской обороны. Из-за своей громоздкости и невысокой скорости эти танки наиболее эффективны на городских улицах и других местах со множеством укрытий.

Играя на ОБТ, следуйте следующим советам: входите в клинч при перезарядке, двигайтесь рывками, чтобы сбить прицел противника. Стреляйте в нижний бронелист или выцеливайте слабые области башни и верхней лобовой детали. А главное, будьте хладнокровны.

Как играть на легких танках

Легкие танки - скоростные гусеничные машины со слабой броней и неплохим орудием. Они не теряют точность при стрельбе на ходу и обладают повышенной проходимостью.

Играя на ЛТ, нельзя вступать в лобовые столкновения с тяжелыми танками. Поэтому в начале боя лучше избегать городов, заводов и других мест, где в основном воюет тяжелая техника. В задачи легких танков входит прорыв по флангам и уничтожение укрепившихся там истребителей, а также занявших наблюдательную позицию разведчиков. В случае успешного прорыва своего участка, следует уничтожить артиллерию противника, а затем направиться расстреливать вражеские ОБТ в корму.

Как играть на боевых бронированных машинах

ББМ - скоростная колесная и гусеничная техника со слабым вооружением и броней, но с мощными наблюдательными приборами. Основной источник репутации - урон, который ваши союзники наносят по обнаруженным целям. Единственный класс, представители которого оборудуются скорострельным орудием. Умеют «помечать» вражескую технику - как следствие противник некоторое время остается видимым и получает критический урон. Также ББМ быстрее других захватывают базу.

Лучшая тактика для бронемашин - занять грамотную позицию для разведки. Зачастую выгоднее поставить на противнике метку, чем отрыть огонь и рассекретить свое местоположение.

Как играть на истребителях танков

Истребители танков - быстрые, но слабо бронированные колесные и гусеничные машины с мощным орудием. Предназначены для уничтожения тяжелых и легких танков противника из укрытия.

Играя за истребитель танков, необходимо оперативно занимать выгодные позиции с хорошим обзором. Эти машины часто располагаются на высотах позади группы союзников, откуда они оказывают мощную огневую поддержку товарищам на линии фронта.

Как играть на самоходных артиллерийских установках

Понравился наш сайт? или (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Привет, танкисты! Если вы запутались и не понимаете, как разделяется военная техника в Проекте Армата, то вам однозначно стоит прочитать эту статью.

Я уже писал по этой игре и частично упоминал о различных видах бронетехники, теперь думаю стоит остановиться на каждом из них и разглядеть все детали.

Классы боевой техники в Armored Warfare, имеют свои отличительные особенности, которые напрямую влияют на возможности в бою и тактику.

Основной боевой танк

Это действительно самый распространенный вид боевой техники. ОБТ обладают мощным орудием, неплохой скоростью, хорошей броней и высокой прочностью, что позволяет им находиться в самой гуще танковых баталий.

Ключевой задачей боевых танков является подавление основных сил противника. Кому как не им идти на пролом и задавать темп всему сражению? Именно командиры этих машин принимают значительную часть урона на себя.

Благодаря динамической защите танки становятся весьма живучими на поле боя, а управляемые ракеты делают из них страшных противников даже для любителей прятаться за камни. В тоже время - это не значит, что управляя этим грозным оружием вас не разберут на гайки.

Вы ограничены сравнительно небольшим радиусом обзора и это может помешать вам в самые ответственные моменты, поэтому не забывайте, что вы в команде не один. Пусть разведкой занимаются другие классы, а вы, используя свои преимущества, исполняйте свою роль.

Легкий танк

Несмотря на их слабую броню, пушки у них стоят довольно серьезные и пощекотать нервы врагам могут очень неплохо. Плюс ко всему легкие танки обладают повышенной точностью на ходу и не теряют скорость на пересеченной местности.

Высокая мобильность и хорошая дальность обзора позволяет быстро находить противников, обстреливать их и так же быстро менять позицию. Такие преимущества делают этих малышей весьма надоедливыми и непредсказуемыми.

Скрываться из вражеских прицелов помогут дымовые гранаты, которые у легких танков имеют увеличенный запас.

Еще одним важным плюсом является их уникальный режим, который называется «Предельные обороты» — эта штука может выжать из вашего танка все соки и на некоторое время повысить разгон и максимальную скорость.

Если вам нравится доставлять противникам неприятности в самых неожиданных местах, то попробуйте этот класс в действии — он придется вам по душе.

Истребитель танков

Если вам нравится наводить ужас на противников мощью своих выстрелов, то ИТ будут лучшим выбором. В Armored Warfare у них самые крутые пушки, при этом они отличаются высокой точностью на дальних дистанциях.

Конечно истребители танков уступают в броне тем же ОБТ, но зато они более подвижны и менее заметны - это в свою очередь позволяет первым занимать удачные позиции и дольше оставаться незамеченным.

В лобовую атаку на этих машинах не пойдешь, поэтому старайтесь держать дистанцию с противником и проводить атаки в слабые места, например, борта и карму.

Боевая бронированная машина

Лучшие разведчики катаются именно на этих машинах. Они практически незаметны, носятся на высокой скорости, а также имеют большой обзор особенно, если останавливаются. Плюс ко всему могут быстрее всех захватывать вражескую базу.

Уникальной особенностью этого класса является «целеуказание» — оно позволяет пометить цель, после чего противник становится более уязвим для всех ваших союзников. Снижается его незаметность, а еще все снаряды, попавшие в такую цель наносят критический урон.

Недостатками же является слабая броня, поэтому прямой контакт с танками обычно заканчивается выходом в ангар.

Самоходная артиллерийская установка

Практически беспомощна на ближних дистанциях, зато может накрывать своими снарядами противников, находящихся в другом конце карты. Это единственный класс техники, у которого прицеливание происходит в особом режиме, позволяющим видеть карту сверху.

САУ выполняет роль поддержки основных сил. Если говорить о стрельбе по вражеской технике, то лучшим вариантом будет обстрел позиций с наибольшим скопление врагов.

За счет большого радиуса поражения может зацепить и стоящую рядом бронетехнику. Согласитесь, лучше повредить несколько целей за раз чем бить по одной.

Артиллерия уникальна еще и особыми снарядами — это подсвечивающие, благодаря которым можно засветить небольшой участок на карте и дымовые — с их помощью можно прикрыть отход союзных игроков.

В дополнение предлагаю посмотреть ролик от производителей, в котором так же рассказывается о преимуществах и недостатках всех боевых классов.

В итоге имеем 5 разновидностей техники, которые охватывают разные области действий в танковых боях. Что вам больше всех приглянется — это ваш выбор, главное выполняйте именно свою роль и тогда у команды будет больше шансов на победу.

Я прощаюсь с вами ненадолго, пишите свои комментарии, очень интересно узнать какие классы техники вызывают у вас больший интерес.

Совместный продукт Mail.ru и Obsidian - танковый симулятор Armored Warfare: «Проект Армата» продолжает покорять сердца игровой аудитории. Конкурировать детищу Obsidian приходится с такими монстрами танковых симуляторов, как World of Tanks и War Thunder. Но у Armored Warfare есть козырь в рукаве - ветки современных боевых машин с грозным ракетным вооружением, дымовыми завесами и невероятной скоростью.

Какие танки качать в «Армате» новичку?

Начинающий танкист в проекте «Армата», глядя на большой выбор различных боевых машин, непременно задумается: какой танк лучше? Попробуем разобраться вместе. Начать стоит с общего разбора поставщиков, которых в игре два - Софи Вёльфли и Марат Шишкин.

Заглянув в гости к Софи, можно найти:

  • американскую ветку основных боевых танков (ОБТ);
  • немецкую ветку ОБТ;
  • ветку легких разведывательных машин;
  • отличный набор истребителей танков (ИТ);
  • серию БМП - боевых машин пехоты;
  • советскую и немецкую артиллерийские установки.

Марат Шишкин предлагает танкистам прокачать:

  • советско-российскую «Т» серию ОБТ, венцом которой должен стать таинственный танк «Армата»;
  • европейские ОБТ (британские и итальянские машины);
  • ветку машин огневой поддержки;
  • артиллерию США и Италии;
  • легкие танки.

Для того, чтобы определиться, какую ветку выбрать для прокачки новичку, можно посмотреть небольшой видео-обзор от опытного танкиста и стримера . В видео показано, какую ветку танков стоит качать сначала, и почему именно.

Хит-парад лучших боевых машин для новичка

Для новичков настоящие трудности начинаются на 3-4 уровне развития танковой ветки. На IV уровне боев появляется артиллерия, внося собственные коррективы в развитие и динамику боев. Именно по этой причине следует начать хит-парад лучших танков для новичка в «Армате» именно с 4 уровня. Для облегчения задачи решено было выбрать пятерку боевых машин, которые принесут значительную пользу в общем понимании игры и роста личной статистики. Призовых мест или пьедестала не будет, поэтому поехали перечислять:

1. Swingfire (поставщик Софи Вёльфли) - машина класса ББМ, вооруженная установкой ПТУР. Никакой альтернативы ракетам на ней нет, и в этом вся прелесть «свинки», как её ласково называют танкисты. Именно на этой машине можно отточить навыки стрельбы ПТУРами, научиться брать верное упреждение и давать грамотный засвет для союзников. Бронирования и скорости у Swingfire нет, поэтому выбор верной позиции с возможностью отступления очень важен.

2. Т-62 (Марат Шишкин) ОБТ 3 уровня. С этого танка стартует извилистый, нелегкий путь по Т-серии боевых танков. Несмотря на некоторые минусы машин (отсутствие углов вертикальной наводки, слабое бронирование и медленное сведение орудия), именно на этих шедеврах советско-российского танкостроения можно почувствовать всю мощь 125-миллиметрового орудия.

3. Dragoon 300 90 - колесный ИТ 3 уровня (Софи Вёльфли). Научит новичка играть на колесной, быстрой технике с великолепным орудием. Скорость позволит занимать выгодные позиции в начале боя, быстрая перезарядка - вливать большое количество урона. Дымовые гранаты на машине дадут сбежать от концентрированного огня разъяренных противников.

4. БМД-1 - боевая машина десанта 3 уровня (Марат Шишкин). Оснащена ПТУРами, обладает способностью отмечать отдельную вражескую единицу и держать её в постоянном засвете. Отличный обзор БМД-1 научит новоявленных танкистов грамотно определять позиции прячущихся врагов, а скорость - совершать хитрые маневры. Кроме того, ветка БМД-1 позволяет открыть несколько машин 8 и 9 уровня, на которых обретенные навыки позволят побеждать чаще и быстрей.

5. Sheridan - легкий танк 4 уровня (Марат Шишкин). Несмотря на приставку «легкий», Sheridan оснащен мощным 152-миллиметровым орудием с огромным разовым уроном и системой ПТУР. С этой необычной и интересной машины начинается покорение целой ветки легких танков. Играть на классе ЛТ довольно непросто, поэтому выкачивать её лучше всего спустя несколько сотен боев на других видах техники.

Заключение

Естественно, что вышеперечисленные машины в хит-параде не являются догмой, и новички «Арматы» вполне могут начать свой путь с других видов техники. Кому нравится мощь брони и неспешный стиль боя, могут выбрать европейскую ветку ОБТ. Кто-то выберет немецкий «Леопард», кто-то - американский «Абрамс». В общем и целом, у каждого танка в Armored Warfare есть своя изюминка и собственные минусы. Определить их предстоит тем, кто скачал эту игру и отправился покорять рандом на боевых машинах современности.

В игре Armored Warfare: Проект Армата доступно пять классов боевой техники . Вы можете выбрать основной боевой танк, легкий танк, истребитель танков, бронированную боевую машину или самоходную артиллерийскую установку (для PvE).

Основной боевой танк

Основной боевой танк — главная ударная сила в игре. Он обладает высокой огневой мощью, крепкой броней и современными средствами защиты, а относительно неплохая маневренность делает его по-настоящему универсальной машиной. Помимо основного вооружения ОБТ может быть снаряжен управляемыми ракетами. Если вы предпочитаете находиться в самом центре сражения, вызывая огонь противника на себя, то основной боевой танк подойдет вам как нельзя лучше!

Легкий танк

Легкий танк — облегченный вариант основного боевого танка. Он оснащен довольно мощным орудием и обладает высокой скоростью, но относительно слабая броня не позволяет ему оставаться на передовой долгое время. Основной козырь ЛТ — мобильность. Быстро перемещаясь и меняя позицию, он ведет постоянный огонь по противнику. Выполнять этот маневр эффективно ему помогает увеличенная точность при стрельбе на ходу. Не имеет штрафов к скорости движения при перемещении по пересеченной местности. Эта машина отлично подойдет для разведки, прикрытия флангов и уничтожения легкобронированных целей.

Истребитель танков

Истребитель танков — быстрая машина, обладающая самым мощным орудием в игре. Он представляет серьезную угрозу для всех типов техники противника, но уязвим для вражеского огня, поэтому должен тщательно выбирать позицию и быстро перемещаться. Помимо мощной пушки истребитель танков обладает рядом особенностей, которые позволяют ему доминировать на поле боя: благодаря технологиям снижения шумности стрельбы техника данного класса может на время получать бонус к незаметности при ведении огня с места. К слабым сторонам ИТ можно отнести легкую броню и невысокий радиус обзора. Если вы хотите наносить самый высокий урон в команде, то истребитель танков определенно ваш выбор.

Боевая бронированная машина

Боевая бронированная машина — быстро разгоняющаяся легкая техника с высокой дальностью обзора. Она практически незаметна для противника за счет своих малых размеров. Ее главная роль в игре — разведка. Во время остановки машина получает дополнительный бонус к обзору. Еще одна важная особенность ББМ — целеуказание. С помощью данного навыка вы можете выбрать вражескую цель, что сделает ее уязвимой для ваших союзников. Незаметность помеченной цели снизится, машина будет отображаться на мини-карте, а все попадания по данной технике будут наносить критический урон. Помимо всего прочего, у ББМ самая высокая скорость захвата вражеской базы. Слабой стороной данного типа машин является практически полное отсутствие брони. Чтобы выжить, вы должны хитрить, прятаться и не останавливаться.

Самоходная артиллерийская установка (PvE) — особый класс техники, поражающий противника на дальнем расстоянии. Отличается возможностью обзора поля боя сверху. Имеет мощное орудие, но слабую броню. Не приспособлена к ведению боя на ближней дистанции, поэтому обычно располагается в относительно безопасной зоне и требует сопровождения. Артиллерия не подходит для борьбы с одиночными целями, так как наносит им невысокий урон, — гораздо эффективнее она используется для удара по группе машин, поскольку одним выстрелом накрывает довольно большую площадь. При всех своих сильных сторонах артиллерия слабо защищена, а также обнаруживается вражескими САУ после каждого своего выстрела.


Привет, друзья, с вами Vegas. Думаю, многие из вас уже слышали о танковом экшене , который недавно перешёл на стадию Открытого Бета Тестирования и привлёк к своей персоне довольно много внимания, так как по множественным слухам с огорода «картошка уже не та». Поэтому многим будет интересно узнать, какие же ветки выкачивать, и что вас ждёт на Эвересте развития той или иной ветки.

Американская ветка

Первый наш гость в этом гайде - это танки, разработанные за океаном, то есть в США. Начинаются они со 2 уровня, но нам интересна именно ветка ОБТ, которая стартует с 3 уровня, а конкретней со всем известной машины M60 Patton первой модификации. Знакомит она нас именно с тем геймплеем, который подарит нам вся эта коллекция танков. Едет со скрипом, максималка всего 48 километров в час, но зато бронирование для своего уровня очень даже приличное, не придётся удивляться рикошету и "непробилу". Так что если вы любите неспешную игру от бронирования - это ваш выбор.

Далее идёт всея кактус игры - M60A2 «StarShip» , за эпичным названием которого скрывается мусор. Броня есть практически везде, но вот сверху расположилась стеклянная джакузи, которую перевернули и встроили в крышу на роль командирской башни. Все, кому не лень, шьют туда этого бедолагу. Так что запаситесь термопастой, она вам понадобится. Орудие встроили прямо наркоманско-наркоманское. Кумулятивные снаряды, огромная альфа, чуть ниже среднего скорость перезарядки и просто огромное (как для кумулятивов 4 уровня) бронепробитие. Правда экраны и гусли как ели эти снаряды, так и едят. Есть, конечно, фугасы, но это не КВ-2, поэтому увы. Конечно и ПТУР завезли, но вот представьте, стоит такой красавец и наводит ракету, по нему в движении захочешь - не промажешь, а тут такой подарок.

После боли и страданий у нас в ангаре появляется блестящий отполированный М60А3 - глубокая модификация Паттона, которого прямо от души обвесили панелями ДЗ. Пока их не собьют, танкует на ура, но потом в некоторых местах можно обнаружить дыры от пробитий, но это совсем не критично. Гейплей исконно Паттоновский - медленный и танкующий, ничего лишнего.


Следующие 3 танка ветки - это эволюция танка Abrams. На 6 уровне XM1 - один из первых прототипов Абрашки. Едет он шустрее, нежели Паттоны, пушка аналогичная, если говорить только об игре. Бронирование несколько лучше.


7 и 8 уровни - M1 и M1A1 Abrams соответственно. Монструозные танки по габаритам и бронированию. Тактика: танкуй, стреляй и побеждай. Конечно, они не лишены уязвимых зон, но и другие танки тоже их не лишены. Орудия хороши и комфортны. Если вам интересен подобный гейплей - эта ветка должны быть первой в списке прокачки.

Советская/Российская ветка


Начинается всё с танка Т-62 , который и понятия вам не даст, что будет на вершине. Проходится быстро и забывается, так как комфортности при игре на нём маловато.

Потом нас ждёт Т-64 - тоже танк, но не то чтобы на все 100, даже на все 30 не дотягивает: да альфастрайк, то есть урон с 1 выстрела у него хороший, правда есть куча НО, как бы это ужасно не звучало. Скорость вращения башни как у Мауса, скорость сведения такая, что можно за едой в холодос сбегать, пока эта колесница сведётся. Перезарядка для этой ветки типична, так что придираться не стоит. Бронирование тут тоже типично советское - принимает всё вниз, но отбивает всё сверху.


Потом идет 1 танк на 2 уровня. На 5 это Т-72 , а на 6 Т-72А . Отличаются они наличием ДЗ и самым большим бронепробитием на уровне у модификации А, а также «дырявой» маской орудия у обычной 72-ки. Альфа у нас тоже намного выше, чем у одноклассников из других стран, но вот количество прочности удручает.


Предтоповая машина на уровне, чрезвычайно комфортная - Т-80 . Все плюсы предыдущих машин и сверхбыстрая скорость поворота башни с бешеной динамикой как для обт просто рвёт пуканы врагов. Одна из самых лучших машин на уровне.


Ну и вершина развития на данный момент - великий и ужасный Т-90 . Его хотят в ангар все, кто только начал играть и боготворят те, кто его уже получил и катает на нём. Лучшая машина в игре, что уж тут сказать. Мнение сугубо субъективное, но всё же. Также в следующем патче вводят «Прорыв», который должен тоже понравится всем. Кто не знает - это Т-90МС «Прорыв» , экспортный вариант модифицированного «Девяностика». Так что качайте, не пожалеете!

Немецкая ветка

Ну и последняя ветвь развития, о которой я сегодня расскажу - это, как ни странно, немецкие кошки. Скажу сразу, что ветка делится на 2 поколения и 2 геймпея.

Начинаем мы опять же с 3 уровня, с танка Leopard 1 . Кто не знает, танк полностью про орудие и подвижность, бронирования сюда не завезли никакого. Лоб башки 60, лоб корпуса не толще, так что сами понимаете, какой гемплей вас ждёт на этой машине. Но не пугайтесь сразу, танк очень хорош, просто не все любят подобный геймплей. Благо разработчики компенсировали бронирование количеством очков прочности, в критической ситуации можно и в размен по хп пойти.

На следующей ступеньке вас ждёт итальянский клон Лео, который подразумевался как экспортная машина. Так что в реальности ничего хорошего от него не ждали, а вот в игре он достаточно симпатичен. Называется он OF-40 , и по сравнению с оригиналом имеет хорошо забронированную башню, которая можно неплохо вытанковывать одноклассников, но если балансить к 5 уровням, её уже не хватает. Благо, опять же, баланс завезли, поэтому 5-е уровни мы можем видеть только глубокой ночью. В плане вооружения ствол аналогичен Лёпику, ничего сверхъестественного ждать не стоит. Средний урон и среднее пробитие.

На 5-м уровне тот же самый Леопард , но модификации A5 . От первых версий отличается разве что наличием экранной брони и немного улучшенным орудием для комфортной борьбы с танками уже 5 уровня. Живётся ему довольно тяжело, так как пробивают его все, кому не лень, не смотря на экраны и доп. броню, так что можно считать его так называемым «стеклянным орудием» , хотя находится он в классе основных боевых танков. Кажется, немцы всегда любили закинуться какой-то дрянью и изобретать военную технику.

С 6-го по 9-й уровень нас ждёт совершенно противоположный геймплей. Так как начинается эра Леопарда 2. На 6 уровне нас ждёт Leopard 2AV , экспериментальная машина, в которую пихали детали от XM1 , это если не вдаваться в подробности. От своих более старших собратьев отличается пробиваемым некоторыми танками НЛД и довольно средней динамикой, по сравнению с предыдущим поколением кошки.

Но пробиваемое НЛД не критично, так как пробить его могут только Т-72А и иногда МБТ-70 , поэтому бояться постоянного "насасывания" вам не стоит. Орудие, в принципе, на всех 3-х машинах, то есть 2AV и 2a5 по игровым параметрам аналогично, поэтому о нём расскажу только у этой машины: средний урон, довольно шустрая (для ОБТ) перезарядка и приемлемое бронепробитие. Как говорится, «звёзд с неба не хватает» , но для комфортной игры хватает с головой.


Leopard 2 от A5 отличается наличием «футуристичных» экранов на старшей версии и довольно брутальным внешним видом у обычный двойки. Броню подтянули, но танк остался слаб на борта и корму, поэтому не удивляйтесь пробитиям в борт под 70 градусов, этот «Квадратиш Практиш гут» танкует строго лбом и ничем другим.

Стоит ли стремится к нему - решать вам. Я бы сказал про эту ветку как об исконно немецкой модели танкостроения - кубики с очень комфортными пушками средней мощности. Если вам нужен именно комфорт, то Лёпики ваш выбор.

На этом все. Свои ощущения от разных веток развития пишите в комментарии.